” Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ” Начало Великого поста. Покаянный канон преподобного Андрея Критского


Член Церкви ХПЕ г. Ташкента

Продолжение серии публикаций «Размышляя над словом Божиим»

Иоанн Креститель, пророк, предвещавший приход Иисуса и крестивший Его в Иордане, призывает людей к покаянию во имя спасения. Какой же смысл вкладывал в это Иоанн, и что для нас означает его призыв сегодня?

Покаяние есть осознание своей греховной жизни и отказ от нее. Осознание это не происходит само по себе. Сам Господь, по Своей великой милости, обращается к нам Духом Святым, взывающим к каждому сердцу в свой срок. Человек начинает мучиться, понимая, что в его жизни что-то не так. Это называется голосом совести. Но каждый ли отвечает Богу, Который говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфея 11:28), Который раскрывает Свои объятья со словами: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иеремии 31:3), Который обещает нам: «…не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Исаии 41:10).

Что мешает человеку обратиться к Богу? Гордость? Неверие? Незнание?

Да, гордость! Человек горд и самонадеян, уверен в своей силе, мудрости, иногда и всемогуществе.

Да, неверие! Быстрее и охотнее мы верим гадалкам, экстрасенсам, гороскопам, чем Богу, Который «даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1 Иоанна 5:1), Который «Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8), Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8).

Но, наверное, самое большое препятствие – незнание. Бог посылает в мир Своих людей, которые и сегодня говорят: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие небесное» (Евангелие от Матфея 3:2). Да, это христиане, которые рассказывают о Боге, о том, как Он «Щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив» (Псалом 102:8), о Боге, который обращается ко всем без исключения, ибо у Него нет лицеприятия: «Призови меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Псалом 49:15); «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Коринфянам 12:9); «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Римлянам 10:13).

Но слушаем и слышим ли мы Его? Желаем ли мы приблизиться к Нему, познать и понять Его? Пытался ли ты, дорогой друг, хоть раз в своей жизни сделать шаг навстречу Тому, Кто кровью Своей искупил тебя и даровал тебе спасение и жизнь вечную? Если нет, я могу помочь тебе сделать это прямо сейчас, рассказав правду о живом Боге.

Итак, мы выяснили, что лучшим источником познания Всевышнего является Слово Божие, или Библия. Конечно, ты можешь сказать: «Почему я должен верить тому, что там написано?» Ну, во-первых, если ты откроешь Откровение Иоанна (22:18) и прочтешь там: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей», думаю, половина твоих сомнений уже отпадет, потому что, как бы ты ни был уверен в себе, ты не станешь искушать Бога и проверять, правдивы ли эти слова. А во-вторых, почему ты не должен верить? Разве ты так хорошо знаешь Писание, что можешь опровергнуть его?

Проповедник Дерек Принс, признанный ведущим истолкователем Библии в международном масштабе, в одной из своих книг «Основы учения Христова» писал: «Первое движение грешника к Богу начинается с движения Бога и привлечению грешника к покаянию посредством Духа Святого («Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня», Иоанна 6:44). По этой причине, момент призыва Духа Святого к покаянию становится настоящим кризисом в жизни каждого человека. Если мы отвечаем на этот призыв, то это ведет нас к спасающей вере и жизни вечной; если грешник отвергает этот призыв, то он продолжает свой путь к могиле и нескончаемой тьме без Бога. Писание ясно говорит, что уже в этой жизни человек может утратить право на покаяние, т.е. дойти до такой степени, что Дух Святой уже никогда не призовет его к покаянию, и всякая надежда, таким образом, потеряна прежде, чем он войдет во врата вечности».

) и на пустыню одну или, лучше, на одного Бога имел надежду, отвергнув помощь человеческую. Вспомни также, что ты живешь не в пустыне, а в обществе людей, притом христиан, которые во всякое время готовы на помощь тебе и от которых ты сам ежедневно, в самом деле, получаешь помощь» .

«Вот и великие праздники, возлюбленные, у нас пришли: Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Крещение Его во Иордане. Теперь крестившийся Христос ходит по городам и селениям и говорит всем людям: (). Ко всем нам обращены эти сладчайшие слова Господа; всех Он приглашает покаяться во грехах, чтобы все сподобились Царства Небесного, потому что без покаяния нельзя никому войти в Небесное Царствие. Да, возлюбленные, грехи всех ведут и приведут во ад, к мучениям вечным, если в них мы не раскаемся, если не возненавидим их, если не решимся жить и не будем жить по воле Господней! Оброцы греха , сказано в Писании, смерть (). Итак, смотрите же, покайтеся: теперь ближе, чем когда-либо, Царствие Небесное к нам. Аминь» .

«Бегай такого образа жизни, чтобы жить только животными побуждениями и желаниями, чтобы спать, да есть, да одеваться, прогуливаться, потом опять пить, есть и гулять. Такой образ жизни убивает наконец совершенно духовную жизнь человека, делая его земным и земляным существом; между тем как христианин и на земле должен быть небесен. Покайтеся, приближибося Царствие Небесное , Отче наш, Иже еси на небесех! Надо больше читать слово Божие, молиться дома и в храме, и на всяком месте, больше, разумеется, внутренне, чем наружно; размышлять о Боге, о творении, о назначении и предопределении человека, о промысле, об искуплении, о неизреченной любви Божией к роду человеческому, о жизни и подвигах святых Божиих человеков, разными добродетелями угодивших Богу и проч., также поститься, испытывать свою совесть, каяться искренно и глубоко во грехах своих и проч.» .

"Да приидет Царствие Твое, т.е. царство жизни, ибо ныне продолжается царство смерти под владычеством, большею частию, имущего державу смерти – диавола. Как приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Через сердечное покаяние. Покайтеся, приближибося Царствие Небесное . Да оставит нечестивый советы свои, сребролюбивый – сребролюбие свое, обманщик – обманы свои, пьяный – пьянство, чревоугодник – чревоугодие свое, блудный – свое блудодеяние, гордый – гордость свою, тщеславный – тщеславие свое, завистник, ненасытимый – зависть и ненасытимость свою, нетерпеливый и ропотный – нетерпение и ропот свой; и да научатся все делам любви христианской, особенно же – немощи немощных носити » .

«Как тебе приятно бывает, как весело, когда ты найдешь какую-либо потерянную нужную и ценную вещь! Ты готов скакать от радости. Вообрази же, как приятно Отцу Небесному при виде пропадавшего чада Своего – человека грешника, но нашедшегося, при виде погибавшей и ожившей овцы своей, при виде утраченной и найденной драхмы своей, т.е. этого живого образа Божия – человека! Невозможно описать этой радости. Радость у Отца Небесного о пропадавшем и нашедшемся блудном сыне Своем так велика, что подвизает к радости все любящее и доброжелательное небо: ибо радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся . Погибающие братия и сестры! возвратитесь с пути погибели к Отцу Небесному. Покайтеся, приближибося Царствие Небесное » .

"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (). Грехи удаляют человека от Бога, Источника жизни, и ввергают в смерть. Чтобы приблизиться к Богу, нужно искреннее покаяние. Сам ищет удалившегося человека. Сам оставляет небо и приходит на землю, делается человеком, вступает в ближайшее общение с ним, беседует, освящает воды Своим Крещением, дарует баню пакибытия, установив тайную вечерю – причащение Тела и Крови, низводит благодать Духа Святого на верующих, дарует покаяние, разрешение грехов, освящение, обновление, утверждение, сыноположение и обожение. Чего еще Он не дал? Все, все с избытком дал. Как пользуются люди средствами спасения? Попирают их, как свиньи бисер (Ср. ). Но строго взыщется с неверующих, неблагодарных, гордых и злонравных» .

«Все, приступающие работать Господу в молитве, научитесь быть, подобно Ему, кроткими и смиренными и истинными сердцем; не имейте лукавства в душе, двоедушия, не будьте хладны; постарайтесь иметь Дух Его, ибо кто Духа Христова не имать, сей несть Его (), и – Господь подобного Себе и сродного ищет в нас – к чему могла бы привиться благодать Его. – Помните, что ни одно слово даром не пропадает в молитве, если от сердца говорится, и каждое слово Господь слышит, и каждое слово у Него на весах. Нам кажется иногда, будто наши слова только воздух бьют (Ср.: ) напрасно и напрасно раздаются, как глас вопиющаго в пустыни (): нет, нет...» .

Да, Господи Иисусе, только праведники, постигающие Твое величие более всех нас, могут вполне благоговеть пред Твоею славою, а мы, грешные, слепые умом своим, едва созерцаем Твое величие только иногда, и несть страха Твоего пред очами нашими. – Далее здесь стоит особенного внимания Крещение Духом Святым. О Господи! Только отчасти мы можем разуметь величие Крещения Духом Святым и огнем. Знаем мы, что Дух Божий вся исполняет, вся испытует, и глубины Божии, что Он есть Дух истины, Дух Животворящий, Дух чистоты и святости, Дух любви. Каковы же люди должны быть после того, как ты окрестишь их Всесвятым и Животворящим Духом? О, они должны быть святы и животворящи сами, как Свят и Животворящ Дух Божий» .

. «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым»

«Так, Господи, мир этот – гумно Твое, в котором собраны вместе пшеница и плевелы – добрые и злые люди. По Твоему мановению отделятся некогда на этом гумне пшеница от плевел и Ты возьмешь пшеницу в житницу Свою – праведников в вечные обители небесные, а плевы сожжешь огнем негасающим, то есть грешников повергнешь на вечные мучения адские. В моей воле состоит быть пшеницею или плевелами; я хочу быть пшеницею, но плоть, мир и диавол делают из меня негодные плевелы. О, как я ужасаюсь, Господи, чтобы не посеяла во мне плевел и я после смерти не подвергся участи плевел! Потреби во мне, Господи, Творче мой, все худое и негодное, очисти меня и претвори меня – нечистые плевелы – в благоприятную для Тебя пшеницу» .

«Люблю я великого Предтечу и Крестителя Господня Иоанна за его кроткую, но грозную и решительную, проповедь фарисеям и саддукеям: Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем неугасающим (). Слушайте или читайте чаще эти грозные слова Господа – и покайтесь, современные фарисеи и саддукеи и все интеллигенты и невежды в Законе. Ждите страшного исполнения последних, а все подвизающиеся – блаженного обетования Господня. Аминь» .

«Какой драматург диавол, какие он во сне сцены производит в духе нынешнего времени своеволия, неповиновения низших высшим, грубости их, насмеяния над старшими. Упражднись, окаянный, на бесконечные веки в огне неугасимом () со всеми твоими соблазнами» .

«Что значит отвергнуться себя ()? – Значит отвергнуться своего ветхого, страстного человека (Ср.: ; ), самолюбивого, склонного к ненависти, зависти, гордости, любостяжанию, сребролюбию, скупости, раздражительности, объядению, пиянству, татьбе, прелюбодейству, – ветхого человека, в котором живет, имеет свой престол и которым действует и управляет сатана. – Я, или ветхий мой человек, вконец поврежденный грехом, весь зараженный дыханием диавола, его волею, – никуда не годится, как разве в огонь вечный. – Потому-то грешники нераскаянные называются соломою, которая будет сожжена огнем негасающим (Ср.: ; ). – Этого-то ветхого человека надо совершенно отвергнуться» .

«Ты почитаешь себя живым, не мертвым. А на самом деле живешь ли ты, не призрак ли ты ходящий? – Если в твоем сердце есть вера и любовь к Богу и любовь к ближнему, якоже к себе: то ты живешь; если нет: ты мертв, ты не лучше истукана. Скорее вразумись: пойми, в чем состоит наша жизнь, и начни жить истинною, человеческою, христианскою жизнию. Собирать богатство для удовольствия есть и пить, а не для того только, чтобы утолить голод и жажду, есть самое смешное, и не только смешное, но преступное дело, детская игра в полном возрасте, ничем не извиняемая игра самим собою. Мы все жизнь обратили в детскую забаву, все извратив у Творца нашего в самих себе и поставив вверх дном; мы играем – о горе и ужас – самыми органами деторождения, этими священными органами жизни, которые Творец сделал орудиями нашего бытия и жизни; мы посмеваемся над величайшим бесценным даром жизни, мы, дерзкие твари, обессмыслившие твари, посмеваемся Творцу своему, жизни Подателю, сказавшему; не прелюбодействуй () и угрожающему прелюбодеям лишением Царствия и мучениями (См.: ) в огне неугасимом (). Мы всю жизнь обратили в детскую, слепую забаву: мы изобрели разные пустые забавы, чтобы только убить бесценное время, которым повелел сильно дорожить Господь наш, когда сказал: всякое слово праздное, еже Аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (). Бдите, якоже не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет (). И святые апостолы говорящие: искупуйте время, яко дние лукави суть (); в премудрости ходите ()... О неразумные мы человеки, совсем объюродевшие человеки, по своей воле... что мы скажем в оправдание своему Творцу, когда придет время Страшного Суда Его? – Да, страшен поистине будет Суд: как не быть страшным Суду хотя всеблагого, долготерпеливого, но и всеправедного Господа? Когда подумаешь о делах человеческих, ныне совершающихся, то невольно скажешь сам себе: да, всеобщий Суд должен быть непременно и непременно должен быть страшный, потому что люди страшно, диавольски оскорбляют святость, благость, долготерпение и правосудие Божие. Братия мои! Обратитесь от путей ваших кривых и сотворите пути правые ногами вашими (Ср.: )» .

«Диавол сам же подстрекает согрешить и, когда согрешишь, говорит: ты теперь мой – и начнет унынием томить тебя. А ты говори ему: нет, не твой, а хоть грешен, да Божий; но у Господа моего очищение есть () всех беззаконий моих. – А твое уныние считаю за мечту. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый. – Противься крепко всем страстям, всеваемым от диавола, в том числе и страсти уныния. – Противитеся диаволу: и бежит от вас () (то есть чтобы я жил в любви к Богу и к ближнему, каялся в грехах своих искренно, старался исполнить всякую правду (Ср.: ), всякую добродетель) и сия вся (внешние блага) приложатся вам (). – И из внутренних вразумлений Божиих я вижу это ясно» .

«Какое смирение Богочеловека! Какое беспрекословное повиновение воле Отца Небесного! Когда Иоанн Предтеча, зная величие Приходящего к его крещению и свое ничтожество пред Ним, не допускал Его креститься – Господь сказал ему: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду ( баню пакибытия и обновления Духом Святым (Ср.: ), и освятить нас; чтобы в водах потопить человеческий грех и отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама, и низвести на землю Духа Святого, не имевшего на земле где главу приклонить (См.: ), по причине крайнего оплотянения и развращения рода человеческого; чтобы очистить от скверны и возвести на небо оправданным» .

«Чему учит нас праздник Сретения Господня? – Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих. Он обещал еще и Еве, всеродно падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, именно благословенное Семя Жены, которое сотрет главу змия человекоубийцы (Ср.: ), что и исполнилось, исполняется ежедневно и будет исполняться до самого скончания мира, доколе будут рождаться и жить на земле люди верные и верующие в Бога и Христа Его, ибо чрез них Он, Христос, попирает и стирает главу змия. Таковы были патриархи, праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные и все святые, – таковые есть и ныне между правоверными, побеждающие древнего змия, обольщающего всю вселенную ().

Во-вторых, праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду, или алчущим и жаждущим правды, – как старец Симеон, потому что Он пришел на землю для того, чтобы исполнить всякую правду () Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными» .

. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него»

«Отчего Дух Святой сошел в виде голубине на Иисуса Христа (См.: ; Пс. 138:7 ), видя Его везде – во всех четырех сторонах: на небе, в преисподней, на востоке и западе. – Далее – та же птица выражает своими распростертыми крыльями и оживотворение. Так кокош, сидя на яйцах, оживотворяет их своим насиживанием; Дух же Божий везде сый и вся исполняяй и сквозе вся проходяй () – оживляет разом небесные и земные твари, как бы птица, насиживающая свои яйца» .

«Птица изображает Троицу своим телом и двумя крылами; рогатый скот – головою и на ней двумя рогами, а человек – головою и двумя руками, все животные – головою и двумя равными глазами. Очи Божии означают и Сына Божия, и Духа Святого. Сам Всесвятый Дух явился в виде голубине (См.: ), как потому, чтобы представить видом летящей птицы осенение от Него всего мира и оживотворение от Него всякой твари – подобное тому, какое производит птица, сидящая на яйцах и сообщающая им свою жизнь, – так и для того, чтобы видом летящей птицы представить Троичность Божества и также вездесущие Его, кротость, чистоту Существа Своего» .

(Мф. 4, 17). Грехи удаляют человека от Бога, Источника жизни, и ввергают в смерть. Чтобы приблизиться к Богу, нужно искреннее покаяние. Бог Сам ищет удалившегося человека. Сам оставляет небо и приходит на землю, делается человеком, вступает в ближайшее общение с ним, беседует, освящает воды Своим Крещением, дарует баню пакибытия [Таинство Крещения], установив тайную вечерю - Причащение Тела и Крови, низводит благодать Духа Святого на верующих, дарует покаяние, разрешение [отпущение] грехов, освящение, обновление, утверждение, сыноположение и обó жение. Чего еще Он не дал? Все, все с избытком дал. Как пользуются люди средствами спасения? Попирают их, как свиньи бисер (см. Мф. 7, 6). Но строго взыщется с неверующих, неблагодарных, гордых и злонравных.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Покайтесь и веруйте в Евангелие! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мк. 1,15; Мф. 4, 17). Таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе произносит Он нам при посредстве Евангелия.

Когда грех наиболее усилился в мире, ниcшел всесильный Врач в мир. Он ниcшел в страну изгнания, в страну томлений и страданий наших, предшествующих вечному мучению в аде, благовествует избавление, отраду, исцеление всем человекам, без всякого изъятия. Покайтесь!

Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще.

Тогда, во время проповеди Своей на земле, Господь призывал к исцелению всех болезнующих грехом, не признал никакого греха неисцелимым. И теперь Он продолжает призывать всех, обещает и дарует прощение всякого греха, исцеление всякого греховного недуга.

О, странники земные! О, вы все, стремящиеся или влекущиеся по широкому пути при неумолкающем шуме земных попечений, развлечений и увеселений, по цветам, перемешанным с колючим тернием, спешащие по этому пути к концу, всем известному и всеми забываемому - к мрачному гробу, к еще более мрачной и страшной вечности, остановитесь!

Отряхните обаяние мира, постоянно содержащее вас в плену! Прислушайтесь к тому, что возвещает вам Спаситель, обратите должное внимание на слова Его! Покайтесь и веруйте в Евангелие, - говорит Он вам, - покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мк. 1, 15; Мф. 4, 17).

Крайне нужно вам, земные странники, обратить полное внимание на это существенно полезное, спасительное увещание: иначе вы достигните гроба, достигнете порога и врат вечности, не стяжав никакого правильного понятия ни о вечности, ни об обязанностях вступающего в нее, приготовив себе в ней одни справедливые казни за ваши грехи. Тягчайший из грехов - невнимание к словам Спасителя, пренебрежение Спасителем. Покайтесь !

Покайтесь! Что значит покаяться? Значит сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои, - отвечал некоторый великий святой отец на такой вопрос, - и уже более не возвращаться к ним [Пимен Великий. Патерик скитский]. Таким образом многие грешники претворились в святых, многие беззаконники в праведников.

Покайтесь! Отвергните от себя не только явные грехи - убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, - но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и мечтания преступные, и помышления беззаконные - все, все, воспрещаемое Евангелием. Прежнюю и греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния.

Не скажи сам себе в унынии и расслаблении душевном: «Я впал в тяжкие грехи, я стяжал долговременной греховной жизнью греховные навыки: они обратились от времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние невозможным». Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, еще не примечаемый и не понимаемый тобой [Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2], он знает могущество покаяния, он боится, чтобы покаяние не исторгло тебя из его власти, и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогущему врачевству немощь.

Установитель покаяния - Творец твой, создавший тебя из ничего. Тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце: сделать сердце боголюбивое из сердца грехолюбивого, сделать сердце чистое, духовное, святое из сердца чувственного, плотского, злонамеренного, сладострастного.

Грешники! Ободримся. Для нас, именно для нас Господь совершил великое дело своего вочеловечения, на наши болезни призрел Он с непостижимой милостью. Перестанем колебаться! Перестанем унывать и сомневаться! Исполненные веры, усердия и благодарности, приступим к покаянию: посредством его примиримся с Богом. Беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему; в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез. 18, 21–22). Такое обетование дает Бог грешнику устами Своего великого пророка.

Будем соответствовать, по нашим слабым силам, великой любви к нам Господа, как могут соответствовать любви Создателя Его твари, и твари падшие: покаемся! Покаемся не одними устами, засвидетельствуем наше покаяние не одними немногими, кратковременными слезами, не одним наружным участием в церковном богослужении, в исполнении церковных обрядов, чем довольствовались фарисеи. Принесем вместе со слезами, с наружным благочестием и плод, достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую.

Нам, человекам, предоставлен в деле спасения нашего один труд - труд принять спасение, дарованное нам Богом туне [даром] и всецело, труд покаяния. Царство Небесное и Царь Небесный несказанно близки к нам - несравненно ближе, нежели мы полагаем. Се, стою у двери сердца человеческого, - возвещает этот Царь, - и стучу в нее Моим всесвятым и всесильным Словом: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Совершается отворение дверей сердца для Небесного Царя - покаянием. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Литература:

1. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. – М.: Даръ, 2007. – С. 443–444.

2. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). – М.: Даръ, 2008. – С. 449, 450, 451, 458.

В Великом каноне преподобного Андрея Критского перед нами проходят, один за другим, образы библейских героев – праведников и грешников, о которых говорится в Ветхом и Новом Заветах. Многим из нас имена людей, упомянутых в Великом каноне, ничего не говорят, потому что мы плохо знаем Библию, так как не читаем ее ежедневно.
А между тем Библия – это не только история израильского народа, но и летопись души человеческой – души, которая падала и вставала пред лицом Божиим, которая согрешала и каялась. Если мы посмотрим на жизнь людей, о которых говорится в Библии, то увидим, что каждый из них представлен не столько как исторический персонаж, не столько как личность, совершившая те или иные дела, но как человек, предстоявший перед лицом Бога Живого. Исторические и иные заслуги человека отходят на второй план, остается то, что всего важнее: сохранил человек верность Богу или нет. Если мы будем читать Библию под этим углом зрения, то увидим, что многое из того, что говорится о древних праведниках и грешниках, является ни чем иным как летописью нашей души, наших падений и восстаний, нашего греха и покаяния.
Вспомним Иону. Многие из нас читали книгу, повествующую об этом ветхозаветном пророке, и многие, вероятно, восприняли ее как прекрасную древнюю сказку, как легенду о человеке, которого Бог спас из чрева кита. И немногие, наверное, задумывались о том, что история Ионы – это история многих тысяч, миллионов людей, на которых Богом была возложена та или иная миссия, но которые, не справившись с ней, пытались бежать от лица Божия. Разве не случалось и с нами, что мы отказывались исполнять повеление Бога и пытались скрыться от Него? Разве не оказывались мы порой в бездне обезбоженности и оставленности, подобно Ионе “во чреве китове”? Разве не взывали из этой бездны к Богу, поняв, что от Него некуда бежать?
В псалмах Давида – другого ветхозаветного героя, о котором говорится в Великом каноне, – мы читаем: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя” (Пс. 138:7-10). Поистине, Бог присутствует всюду, и от лица Его никуда не скрыться.
Бог присутствует даже там, где, как нам кажется, Его нет. И Он всегда обращен к нам, даже если мы думаем, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не отворачивается от человека, но человек отворачиваемся от Бога – в этом и заключается человеческая трагедия. По словам одного средневекового западного богослова, Бог никогда не оставляет нас, но мы оставляем Его; Бог всегда слышит нас, но мы часто не слышим Его; Бог всегда внутри, но мы оказываемся снаружи; Бог всегда рядом, но мы нередко далеки от Него. Бог не ввергает человека “во чрево китово”, но человек сам бежит от Него, садится на корабль, попадает в бурю, а потом оказывается в пучине богооставленности. И тогда “из глубины”, из бездны он взывает к Богу, и Господь приходит к нему на помощь.
Вот в чем мы каемся, вот о чем мы плачем во время Великого поста. О том, что многие дни, которые были даны нам для покаяния, для исполнения заповедей Божиих, дни, когда мы могли жить с Богом, предстоять перед лицом Бога, мы прожили без Него, вдали от Него. Драгоценные дни жизни, дарованные нам для того, чтобы мы могли приблизиться к Богу, мы потеряли, погубили. Жизнь была дана каждому из нас, чтобы мы пришли к Богу и узрели Его лицом к лицу, но мы не увидели Его. И кто знает, сколько еще Великих постов суждено нам пережить, сколько отпущено нам возможностей для покаяния. Может быть для кого-то их стоящих здесь этот Великий пост окажется последним шансом пересмотреть свою жизнь и обратиться к Богу.
Вслушиваясь в слова Великого канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но настигнутых Им, людей, которые оказывались в безднах, но которых Бог выводил оттуда, подумаем о том, как Бог выводит каждого из нас из бездны греха и отчаяния для того, чтобы мы принесли Ему плоды покаяния.
Не нужно думать, что покаяние заключается в том, чтобы копаться в собственных грехах, заниматься самобичеванием, стараться выявить в себе как можно больше злого и темного. Истинное покаяние – это когда мы обращаемся от тьмы к свету, от греха к праведности; когда мы понимаем, что прежняя наша жизнь была недостойна высокого призвания, когда перед лицом Бога мы сознаем, как ничтожно все то, что мы делаем, как ничтожны мы сами, и сознаем, что единственная наша надежда – Сам Бог. Истинное покаяние – это когда перед лицом Бога, “призвавшего нас в чудный Свой свет”, мы понимаем, что жизнь дана нам для того, чтобы стать детьми Божиими, чтобы приобщиться к Божественному свету. Истинное покаяние – то, которое выражается в делах, а не только в словах, в готовности прийти на помощь людям, в открытости по отношению к ближним, а не в обращенности на себя. Истинное покаяние – это когда мы обращаемся к Богу с надеждой, что, хотя и не в наших силах стать настоящими христианами, в Его силах сделать нас таковыми. Как говорится в Великом каноне, “идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин”. Там, где Бог хочет, происходят сверхъестественные события: Савл становится Павлом, Иона изводится из “чрева китова”, Моисей проходит через море по суху, умерший Лазарь воскресает, Мария Египетская из блудницы превращается в великую праведницу. Ибо, по словам Спасителя, “человекам это невозможно, Богу же все возможно” (Мф. 19:26).
“Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”, – говорит Господь (Мф. 3:2). И сегодня, когда мы вступаем на путь, ведущий нас к светлому Христову Воскресению, мы должны принести покаяние за наши прежние грехи, за наше отступничество, за то, что мы бежали от Бога, когда Он хотел, чтобы мы служили Ему. У каждого из нас еще есть шанс, есть время – короткое ли, долгое ли – и это время мы должны употребить на то, чтобы принести достойные плоды покаяния.

Епископ Илларион Алфеев. Человеческий лик Бога. Проповеди. М., 2000 г. 1998

Читается Евангелие от Матфея. Глава 3, с 1 по 12 стих.

1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

2 И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

6 И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

8 Сотворите же достойный плод покаяния

9 И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

12 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.

(Мф, 3, 1-12)

Нам открывается деятельность Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который пришел приготовить пути перед Господом — личность огромнейшая и великая, пророк, которого иудеи ожидали долгое время. Неслучайно к нему стекается огромное количество народа: очень ждали Предтечу, а за ним - Мессию, чтобы Тот вернул великое царство, за которое они возносили столько молитв.

Иоанн Креститель говорит очень простые, но очень важные слова, которые обращены к людям того времени и к нам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Священное Писание также говорит: «Царство Божие внутрь вас есть». Царство Божие и Господь так близки к нам, как мы даже не можем представить. Мы считаем, что Бог не видит наших страданий и проблем, что Он очень далек. С нами происходит нечто, что не увязывается с нашими надеждами и представлениями. Люди любят говорить: «Где ваш Бог?» Но Царство Божие очень близко к нам: затаилось где-то глубоко в душе - мы же не слышим его, так как в сердце нашем слишком много страстей, эмоций и другого мусора.

Мы можем войти в Царство Божие только через покаяние: двери его очень низкие, и мы должны низко наклонить свою голову, чтобы войти в них. Иоанн Креститель говорит: «Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Иудеи полагали, что Авраам имеет такие огромные заслуги перед Богом, что они перекроют все грехи его потомков, и рассчитывали разделить лоно Авраамово. Но Иоанн Креститель говорит о том, что мы несем ответственность за свою жизнь. Авраам и его сын Исаак являют пример веры и смирения, кротости и послушания, и мы тоже должны последовать их примеру.

Господь призывает нас покаяться, измениться и войти в Царствие Небесное. Неслучайно Иоанн Креститель говорит: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». И люди приходили к нему и каялись. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» - мы должны понимать, что если не делаем добра, не приносим плодов покаяния и борьбы со страстями, то для себя мы ничего не приобретаем и никаких благ вечной жизни не наследуем.

Расшифровка: Наталья Маслова

Выбор редакции
Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...

Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...

По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...
С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...
Я учила английский в школе, университете, даже заканчивала курсы американского английского, но язык ушел в пассив!Методика школы...