Особенности профессионального образования в грузии. Реформа образования в Грузии: «точный расчет» и украинское будущее


В Украине мода на Грузию - изучают ее примеры, активно раскупают дешевые авиабилеты, проявляют чудеса «братской солидарности». Мы чаще говорим о реформе силовых ведомств, либерализации экономики, но не о системе образования в Грузии. А система эта тоже непростая и заслуживает внимания. Мы пообщались с экспертом по этому вопросу – Кахой Ломадзе (Kakhaber Lomadze), лидером Студенческого молодежного союза Грузии, лоббирующего интересы общественности в реформе образования.

Путь реформ и преобразований

Наша организация основана в 2002 году, ее учредители – студенческие объединения действующих в нашем городе вузов и Колледжей. Основным направлением деятельности сначала была защита прав студентов. Так что уже тогда мы занимались проблемами образования (в основном среднеспециального и высшего). Сейчас это основная деятельность Студенческого молодежного союза (Student-Youth Council).

Сейчас Украина переживает тяжелые времена – разговоры про образование и культуру не кажутся такими актуальными, как война или обеспечение армии. Как вы смотрите на эту проблему? Как с этим справлялась Грузия?

В Грузии в 90-х годах была схожая ситуация – Гражданская война, конфликты с Абхазией и Осетией – у нас тоже было время, когда образование и культура были на втором плане. Увы, так всегда происходит, когда ситуация в стране напряженная. «Когда говорят пушки, музы молчат». Грузия смогла справиться только при нормализации ситуации; к сожалению, нет никаких универсальных рецептов.

Конечно, в такое время нельзя делить проблемы на маленькие и большие. Если сейчас не обращать внимания на образование и культуру – это потом уже сказывается. Так случилось в Грузии – был недостаток квалифицированных кадров, потому что практически у целого поколения не было возможности получить образование.

- Опишите основные черты современной системы образования в Грузии.

Грузия прошла довольно длинный путь реформ и преобразований. Что мне нравится – не было страха перед экспериментами. Исходя из накопленного опыта, снова и снова вносились изменения. Министерство образования не боялось прислушиваться к мнениям экспертов, представителей НГО (негосударственных организаций – ред.) , работающих в этой сфере. На этом этапе основными чертами я назвал бы:

  • упор на повышение компьютерной грамотности в начальной школе: все первоклассники в Грузии получают специальные ноутбуки;
  • начиная с 2013 года ученики получают бесплатные учебники, которые потом возвращают школе;
  • как средние школы, так и вузы, управляются выборным органом (Попечительским советом, в которой входят родители, преподаватели, старшеклассники или студенты). У совета широкие полномочия: назначение и увольнения директора школы/ректора вуза, утверждение и контроль бюджета школы/вуза.

К сожалению, после 2010 года Министерство образования вернуло себе право назначать директоров школ без согласования с Попечительским советом и увольнять его членов без предварительного уведомления;

  • новая модель финансирования школы/вуза – система индивидуального финансирования: деньги «следуют» за учеником или студентом. Так бюджет школы/вуза зависит от количества учащихся. По отношению к вузам это касается абитуриентов, успешно сдавших вступительные экзамены и получивших финансирование от государства (грант). Школы с малым количеством учеников (провинциальные или высокогорные) получают дополнительную субсидию. В вузах, конечно, существует платное обучение.
  • введение единых вступительных экзаменов в вузы искоренило коррупцию при поступлении. Экзамены проводятся в один и тот же день по единой программе. Проводит их отдельная, независимая от Министерства образования, организация – «Национальный экзаменационный центр»;
  • совершенствующиеся стандарты обучения, переподготовка кадров, сертификация учителей – все это способствует не только повышению квалификации педагогического состава, но и заинтересованности в ней учителей. Зарплата педагогического коллектива напрямую связана с прохождением сертификации и получением лицензии на образование;
  • вузы в Грузии проходят обязательную сертификацию, при которой учитывается не только квалификация лекторов, но и площадь (от неё зависит количество студентов), наличие библиотеки, современной материально-технической базы и даже спортплощадки;
  • также после реформы 2010 года в школах была организована система охраны (мандатуры) для поддержания дисциплины как учащихся, так и педагогического состава. Мандатуры находятся под управлением Министерства образования и сообщают о нарушениях правил непосредственно руководителю в Министерстве;
  • много сделано для учеников с ограниченными возможностями: школы начали оборудовать пандусами, специальными туалетами, школы-новостройки – лифтами. Начали работать координаторы инклюзивного образования.

Реформа практически проведена активистами гражданского общества

- На какие мировые образцы ориентировались реформаторы, когда строили систему образования?

Помню, этот вопрос задали Александру Ломая – министру, при котором начинались реформы. К сожалению, не могу привести целиком его ответ, но главное – Грузия не старалась слепо копировать примеры (даже если они были успешными), а брала все лучшее, учитывая особенности страны. Можно сказать, реформа образования Грузии – синтез Европейских и Американских образцов.

В какой мере привлекались студенты, активисты гражданского общества в выборе пути развития высшей и средней школы?

Студенты сыграли важную роль в том, что реформа вузов в Грузии вообще началась. Разные студенческие объединения активно выступали против коррупции, которая властвовала в институтах.

Что касается активистов гражданского общества – можно сказать, практически ими и была проведена реформа. После Революции Роз очень много представителей НПО начали работу в государственных структурах и стали авторами ряда реформ, проводимых в Грузии. Хорошо, что Министерство образования не встречало «в штыки» рекомендации, которые подавали представители общественности.

Могу сказать, наша организация в данный момент работает над рекомендациями по неформальному образованию в средних школах и готовится их предоставить – у нас нет никаких проблем с контактами: как в самих школах, так и в Министерствах.

Трудно балансировать и не перейти в “идеологическое воспитание”

В Украине есть предложения вернуть в школы пятнадцатиминутки «Политической информации», чтобы информировать школьников о текущей политической ситуации. Как вы оцениваете такую инициативу?

Я лично категорически против. Для младших классов это будет непонятно (да и не нужно), а школьники средних и старших классов и сами в состояние получить информацию. В наш век, когда с помощью интернета есть возможность оперативно получить информацию, проводить политзанятия – это… возврат в тёмное прошлое. Даже если предложение будет принято – каковы гарантии, что это не будет «идеологически правильная информация»?

Должна ли школа заниматься патриотическим воспитанием? Как найти грань между «просвещением» и «идеологией»?

На этот счет у нас давно идут споры – на этой тонкой границе трудно балансировать и не перейти в «идеологическое воспитание». Во время президентства Саакашвили была попытка ввести в систему образования предмет «Военно-патриотическое образование». Он потом трансформировался в «Гражданскую оборону». Этот предмет включает в себя вопросы вроде безопасности на дорогах (для младших классов), действий при стихийных бедствиях… То есть, это не направлено на подогревание «любви к Родине», преданности Отечеству, стремления служить интересам и готовности, вплоть до самопожертвования, к его защите.

В 2004–2012 годах проводились летние лагеря для школьников (X-XII классы) под названием «Патриот». Заявленной целью было: «Пропаганда здорового образа жизни. Воспитание Патриотического духа». Сейчас эти молодёжные лагеря трансформировались в «Лагерь будущего».

- А что бы вы сказали о религиозной составляющей образования? Должны ли лежать в основе некие «ценности»?

Ооо… религия – довольно-таки сложная тематика в Грузии. Я не готов ответит на этот вопрос.

Терни

- Какое образование вы хотели бы получить, если бы появился второй шанс?

Даже не задумывался над этим. Наверное, был бы второй шанс, больше времени и внимания обращал бы на получение образования неформальными методами. Хорошо, когда есть академическое образование, но, исходя из моего опыта, есть сферы, в которых можно лучше и качественнее получить образование через тренинги, семинары, дистанционные курсы.

Поделюсь смешной историей из Крыма, откуда недавно вернулась. На курсах для школьных психологов эксперты из Санкт-Петербурга рассказывают о главных проблемах современных российских школ. Говорят, первая проблема - детский суицид, вторая - травля школьников. Крымские психологи зашумели, начали возмущаться – у них таких проблем нет. В ответ эксперт помахал головой и сказал убедительно: «Ничего, вы теперь в России – будут». Какие основные проблемы в современной грузинской школе? ;-)

Это, конечно, не суицид и травля – надеюсь, никогда не будут;-) Но проблемы, конечно же, есть:

– инфраструктуры школ. В подавляющем большинстве здания требуют капитального ремонта: нет соответствий санитарно-гигиеническим нормам. Хотя с начала реформ было построено и отремонтировано много школ, это лишь капля в море;

– качество образования значительно отличается между Тбилиси и сельскими регионами Грузии;

– среднее качество преподавания конкретных предметов в школе. Преподавание на этапе начального образования – грузинского, истории – довольно хорошее, но вот естественных наук (биология, физика, химия) – хуже. Это обусловлено отсутствием необходимого количества квалифицированных учителей;

– из-за низкого качества школьного образования и больших требований на единых экзаменах в Грузии большие масштабы частного репетиторства;

– после реформы 2010 года – потеря полной независимости школ;

– еще одна проблема – высокая (для Грузии) плата за обучение: абитуриент из социально незащищенной семьи, не получивший государственный грант, остается без доступа к высшему образованию.

- Есть ли механизмы сотрудничества между системой образования и рынком труда? Бизнесом?

Прямых, как бы прописанных на уровне закона, механизмов, к сожалению, нет. Но подавляющее большинство вузов сами налаживают контакты с бизнес-сектором и предоставляют студентам возможность прохождения стажировки по специальности и трудоустройства. В Грузии есть несколько частных вузов, (не хочу их называть, чтобы не обидеть кого-нибудь) выпускники которых получают практически 100% гарантию занятости.

Государство, конечно, старается внести свой вклад в способствование занятости выпускников, проводятся исследования для выяснения требований рынка труда, круглые столы между представителями вузов и бизнес-сектора. Есть несколько факультетов (в основном технических), учеба на которых полностью оплачивается государством. В последнее время уже идут разговоры о введении закона или правового акта, который обязывал бы представителей бизнес-сектора и государственных служб предоставлять места для стажировки.

Какие есть возможности для украинцев получить образование в Грузии? Какие специальности вы бы посоветовали?

Я знаю, что в Грузии обучается довольно-таки много студентов из разных стран. К сожалению, у меня нет данных, сколько конкретно – из Украины, или на каких факультетах они учатся. По исследованиям, выбор студентов в основном обусловлен тем, что у нас низкая плата, плюс высокий уровень обучения. Традиционно популярно обучение в медицинском университете – по данным на 2013 год, здесь училось около 1000 студентов из 27 стран. Популярен также экономический факультет государственного университета – в 2014 году практически удвоилось количество иностранных студентов; всегда высок уровень образования в Грузинском техническом университете.

Я думаю, что абитуриенты из Украины смогут найти подходящий вуз в Грузии, и не только государственный – у нас много частных вузов с высоким уровнем образования.

Фото: соцмережі, racurs.ua, gdb.rferl.org, 21region.org.

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .

БАКУ, 7 окт — Sputnik, Ирада Джалил. Проблема нехватки кадров в школах с преподаванием на азербайджанском языке в Грузии крайне обострится в течение ближайших нескольких лет, бить тревогу и действовать надо уже сейчас.

"Существуют принятые во всем мире международные законы, согласно которым граждане могут поступать в зарубежные вузы без экзаменов, посредством собеседования. Но азербайджанцы, которые приезжают учиться из Грузии, не расцениваются как иностранцы и сдают вступительные экзамены", — указал он.

При этом он отметил, что наши соотечественники из Грузии, поступая в азербайджанские вузы, могут как иностранцы учиться только на платном отделении. В итоге грузинских азербайджанцев в вузах Азербайджана почти нет, посетовал он.

По мнению Асадова, наиболее оптимальный путь решения кадровой проблемы - это открытие в Грузии Азербайджанского педагогического университета, и произойти это может только при поддержке азербайджанского государства. Другой вариант - создание в одном из вузов Грузии отделения или департамента, но такой вариант будет неэффективен, продолжил он.

Можно еще способствовать тому, чтобы студенты, отучившись в Газахе или Баку, возвращались в Грузию, но и это скорее всего должного результата не даст: "Такие студенты, прожив несколько лет вдали от Грузии, забудут грузинский язык. А студенты азербайджанского педагогического вуза в Грузии смогли бы обучаться преподаванию предметов на азербайджанском и в то же время совершенствовать свой грузинский".

При этом Асадов указал на целесообразность отправки азербайджанских педагогов в Грузию, нежели тамошних студентов в Азербайджан.

Грузия страна Закавказья, в которой действует БОЛОНСКАЯ система образования, как в школах, так и ВУЗах. В Грузии есть государственные и частные школы. Естественно приоритетными являются частные школы, но из-за высокой стоимости обучения, е предпочтение имеют государственные школы.

Будучи учениками школ, министерство просвещения Грузии для учеников предлагает различные программы, олимпиады и конкурсы. В Грузии действует и хорошо проводится ежегодная международная обменная программа FLEX, в результате которой ученики, еще в юношеском возрасте, обучаются самостоятельной жизни. Также Министерство просвещения ежегодно проводит школьные олимпиады, победители которой из всей страны едут в лагерь, где помимо академической части, есть и развлекательная спортивная часть. Тут именно происходит сближение молодежи. Естественно этим и растут дети, получая при этом образование. Ну и приходит 12 класс - самый ответственный класс - год, когда уже юные школьники-абитуриенты, сдают экзамены на аттестат и вступительные экзамены в ВУЗы.

В Грузии на сегодняшний день существует около двух десятков государственных университетов и около 60-ти частных университетов. В каждом университете есть свои приоритеты, интересы, сферы привлечения и так далее. Абитуриенты делают выбор между факультетами, университетами по своему интересу, возможностям, престижу и многим другим причинам. Надо отметить, что среди государственных университетов лидерами являются Тбилисский Государственный Университет им. Иване Джавахишвили, Государственный Политехнический Институт, Сухумский Государственный Университет, Тбилисский Государственный Медицинский Институт. Тут естественно и конкуренция большая, и разный профиль, и разные интересы.

Что же касается частных высших учебных заведений, надо отметить, что среди них конкуренция также большая, так как каждый из них абитуриентам предлагает разные предложения, иногда даже эти предложения «заманчиво» выглядят. Но это все - PR-компания университетов.

Ежегодно в Грузии количество абитуриентов составляет приблизительно 38-43 тысяч, из которых приблизительно 3-5% не сдает школьные экзамены (и соответственно не имеет права сдать в ВУЗ), приблизительно 5-7% не может сдать в ВУЗ из-за цен (не могут оплатить), около 3х % не хочет (так как, закончив ВУЗ, работу находить очень трудно, и говорят, а смысл то сдавать - ну и где-то может они и правы!), и уже из оставшихся абитуриентов, на вступительных экзаменах срезается около 8%. В итоге, студентами становятся 30-32 тысяч абитуриентов.

Главная задача после выбора профессии, будучи абитуриентом (в Грузии школьное образование составляет 12 лет), после того, как студенты сдадут экзамены, поступят и начнут учиться, стоит вопрос - АКТИВНОСТИ студентов в разных проектах. Как и во всех странах, так и в ВУЗах Грузии, функционирует студенческое самоуправление, студенческий совет, который является органом университета, в котором объединены активные студенты, и которые пытаются в разные проекты, тренинги, благотворительные акции и т.д. включить всех студентов. Как это получается, какой результат в итоге - это уже второй вопрос.

Активность студентов, как в учебе, так и в проектах (внутренних, региональных и международных) естественно отражается на имидже страны, студента, ВУЗа. Именно этими критериями и страна выходит на международную арену, становится популярен тот или иной ВУЗ, и естественно этим и привлекает иностранных студентов для обучения в Грузии.

Возвращаясь к теме активности студентов, надо обязательно отметить, что проектов для студентов очень много - их организовывают и курируют как министерство Спорта и Молодежи Грузии, так и конкретные ВУЗы внутри, и несколько ВУЗов, проводя, тем не менее, региональные проекты, а бывают и случаи когда проводят международные проекты (финал за границей). Помимо большинства проектов, студентам также предлагают разные проекты и неправительственные организации (это разные тренинги, курсы обучения и т.д.). Надо отметить, как и в учебе, так и в проектах, принимает участие приблизительно 65% студентов страны.

Вот, например, можно перечислить активности, которые для студентов ежегодно проводятся в Грузии параллельно с учебным процессом:

1. Студенческие дни (продолжительность месяц, происходят разные соревнования между студентами (как интеллектуальные, так и спортивные), конкуренция большая, выигрывают лучшие);

2. Универсиада (спортивные соревнования);

3. Тренинги, обменные программы;

4. Форумы;

5. Конференции (научные, региональные, международные);

6. Олимпиады и т.д.

Во всех вышеперечисленных мероприятиях прямо или косвенно проявляют активность около 65% процентов (слушателем), из которых активными участниками, а то иногда и организаторами выходят приблизительно 20% студентов (т.е. что и составляют все студенческие самоуправления, студенческие советы).

СТУДЕНЧЕСКИЕ ДНИ - проект министерства Спорта и Молодежи Грузии, который является республиканским и проводится по всему масштабу страны.

Проект, который объединят молодежь, студенчество страны, развивает в студентах помимо академической части, спортивные навыки, конкуренцию между ВУЗами, проводится ежегодно в стране весной. Надо отметить, что победителями студентами, победителями ВУЗами становятся как государственные, так и частные университеты. Возвращаясь к учебе и уровню, престижу, а также интересам абитуриентов или студентов, именно этот проект, можно сказать, доминирует при выборе ВУЗа.

Естественно это является одной из главных причин, которые впоследствии и влияют на учебный процесс. Незаинтересованность, информационный вакуум, малые квоты на участие (которое именно развивает интерес студента для конкуренции, победы), именно является главным фактором того, что часть студентов «сдается», и иногда это и сказывается на успеваемости.

В истории студенчества Грузии 2013 год зашел как самый активный год. Известно, что 27 сентября 1993 года, после 13 месячной и 13 дневной войны (14.08.1992 - 27.09.1993) пал Сухуми. В 2013 году прошло 20 лет от этой трагической даты для истории Грузии. Именно студенты, студенческие самоуправления организовали мирную акцию под названием «АБХАЗИЯ - НАША БОЛЬ». К акции присоединились студенты со всей Грузии, как из государственных, так и частных ВУЗов.

Акция, к которой присоединились студенты, показав мирным жестом единство страны, тем не менее, выразив боль и скорбь, объединила всю молодежь, всех студентов страны. Да - и это было единство, это было жестом того, что все ВУЗы связанны и имеют дружеские отношения. На акции участвовало около 16 тысяч студентов. Эта акция была не только в знак единства страны, она показала также цель студентов, показала знание истории страны, знание географии, политики и т.д.

Возвращаясь к вопросу учебы, надо отметить, что в ВУЗах Грузии исходя из интересов, активности, успеваемости студентов, можно сказать, что есть как популярные факультеты, так и менее популярные, которые на уровне вымирания (так как студенты считают, что эти профессии тяжело или практически невозможно использовать).

В заключение, в Грузии образование развито нормально. Молодежь, несмотря на лень и разные препятствия, с успехами заканчивают школу, ВУЗ, иногда и это почти в 30% случаев, продолжают учебу за границей, чем и они отчасти и славят страну.

Davit Doneriani

Sokhumi State University

Грузия

cпециально для сайт


В молодой и развивающийся интернет-проект (тематика проекта: все для студентов и абитуриентов) требуется оператор/монтажер видео с опытом работы, либо без опыта работы, желающий добиться успехов в своей деятельности (студент). Работа в интересной команде и получение опыта гарантировано.


Информацию о себе и примеры своих работ присылайте по адресу:
[email protected]
или пишите в соц/сетях:

В 2006 году Грузия подписала Болонское соглашение. Система образования в стране стала соответствовать общеевропейской, она предусматривает обучение в бакалавриате, магистратуре и докторантуре. В Грузии получение степени магистра и доктора зависит от желания учащихся.

Получить высшее образование в Грузии можно не только на грузинском языке. Для иностранных студентов в стране открыты русский, английский, французский и немецкий сектора в ведущих университетах Грузии по разным направлениям — медицина, право, экономика, бизнес, филология.

Цена за обучение в вузах Грузии колеблется от 2250 лари (до 1 тысячи долларов) до более, чем 20 тысяч лари (порядка 3400 долларов) в год.

Как правило, получить медицинское образование в других странах гораздо дороже, чем в Грузии. Именно поэтому каждый год данная сфера является самой востребованной среди иностранных студентов.

Как иностранцу поступить вуз в Грузии

Иностранным абитуриентам для поступления в высшее учебное заведение в Грузии нужно всего лишь предоставить аттестат о полном среднем образовании. Им не нужно сдавать Единые национальные экзамены, но придется платить полную сумму за обучение в вузе. В том случае, если они пожелают получить государственный грант, им придется сдать ЕНЭ по программе школьного образования в Грузии. В случае успешного прохождения экзаменов они могут получить и 100% финансирование.

Вузы Грузии с русскими факультетами

Список университетов, где можно учиться на русском языке небольшой.

В Тбилисском государственном университете имени И. Джавахишвили русский сектор открыт в таких направлениях, как кавказоведение, русская филология, журналистика и массовая коммуникация.

Грузинский технический университет предлагает следующие русскоязычные программы: строительство систем водоснабжения и водостока, энергетика и электроинженерия, телекоммуникация, технологии нефти и газа, горное и нефтегазовое дело, архитектура, бизнес-администрирование, международные отношения, журналистика, информатика, компьютерное моделирование, системы и сети, инженерная физика.

Тбилисский гуманитарный учебный университет предлагает всего два русскоязычных направления: организация и управление бизнесом и стоматология.

Тбилисский медицинский учебный университет "Гипократ" предлагает русскоязычным студентам образовательную программу дипломированного медика и образовательную программу дипломированного стоматолога.

Госпрограмма для нацменьшинств

Для представителей этнических меньшинств, являющихся гражданами Грузии, но не владеющих грузинским языком, Национальный центр экзаменов и оценок переводит экзаменационные тесты. Для поступления в вуз они могут сдать экзамены на азербайджанском, армянском или русском языках. Сдавать на грузинском им придется только экзамен по грузинскому языку и литературе.

Помимо этого, государство дает им возможность при успешной сдаче экзамена по навыкам на родном языке поступить в высшее учебное заведение и после прохождения годичного интенсивного курса по изучению грузинского языка, а затем продолжить учебу на любом факультете по желанию.

Иностранные студенты в Грузии

В государственных и частных университетах Грузии по данным Национальной службы статистики "Сакстат" (Грузстат) на 2016-2017 годах учатся 8 тысяч 12 иностранных студентов. В сравнении с предыдущим учебным годом их число возросло на 1,369 человек.

Большинство иностранных студентов (4 тысячи 599) учатся в частных университетах. Это в основном граждане Азербайджана (2 тысячи 93 человека).

Что касается государственных университетов, то больше всего студентов здесь из Индии (1,389 человек).

Из иностранных студентов 3 тысячи 611 человек являются студентами бакалавриата, а 4 тысячи 401 - магистратуры, резидентуры или программы дипломированного медика-ветеринара.

Большая часть учащихся в бакалавриате (2 тысячи 235 студентов) выбрали социальные науки, факультеты бизнеса и права, а большая часть учащихся в магистратуре, резидентуре или по программе дипломированного медика-ветеринара (4 тысячи 232 человек) — факультеты здравоохранения и социального обеспечения.

В Грузию на учебу приезжают даже из таких стран, как Китай, США, Канада, Германия, Россия, Израиль, Великобритания, Франция, Испания и другие.

В виду того, что в 2006 году Грузия подписала Болонское соглашение, система образования в стране стала соответствовать общеевропейской системе образования. Данная система предполагает обучение в бакалавриатуре, магистратуре и докторантуре. Получение степени магистра и доктора осуществляется по желанию учащихся.


В остальном же, система обучения схожа с общепризнанной системой образования:

  • учеба в начальной школе;
  • учеба в средней и высшей школе;
  • учеба в колледже либо в вузе страны.

Иностранные абитуриенты должны иметь в виду, что преподавание ведется не только на грузинском языке, поэтому если вы не владеете этим языком, то не стоит акцентировать внимание на этом аспекте. Во многих вузах есть ряд учебных подразделений, в которых обучение ведется на русском, немецком, английском, армянском, абхазском и азербайджанском языке. Для поступления в вузы страны понадобится лишь аттестат о высшем среднем образовании. Жителям стран СНГ, у которых отсутствует болонская система образования, необходимо будет пройти дополнительный год обучения для получения степени бакалавра.

ВУЗы в Грузии

Всего в Грузии насчитывается 26 государственных и 200 частных вузов, в которых можно получить образование самой разнообразной направленности. В настоящий момент правительство Грузии ведет активную политику по открытию университетов, максимально соответствующих общеевропейской системе образования. К числу таких учебных заведений можно отнести Европейскую школу менеджмента и, непосредственно, Институт государственного управления. Институт государственного управления на данный момент сотрудничает с Национальной академией США. Преподавание в этом вузе ведется на основе специальных программ обучения с использованием американских учебных пособий.

В случае, если вас зачислят в университет Грузии, вы должны учесть следующую особенность. Из-за осложнившихся взаимоотношений между Россией и Грузией, въезд в страну жителям России через Южную Осетию и Абхазию запрещен. Попасть в Грузию можно посредством перелета на самолете через территорию Латвии и Турции . Либо воспользовавшись железнодорожными и морскими средствами передвижения, правда, это займет больше времени.

Для прибытия в страну понадобится студенческая виза, наличие копии аттестата о высшем среднем образовании, а также медицинская справка и иная документация, которая будет указана в ответном письме. Процедурой отправки документов следует заняться заранее, предварительно поинтересовавшись языком преподавания и наличием желаемой специальностей в вузе.

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...