Дополнительное образование взрослых: направления и специфика организации. Дополнительная образовательная программа для взрослых «основы компьютерной грамотности Высшее образование для взрослых


Эта статья не рассказывает о получении второй «вышки». Но получение дополнительного образования доступно любому москвичу вне зависимости от возраста, пола и занятости.

Получить второе высшее образование — это совсем особая история. В этом обзоре мы постараемся объяснить, где, кто и на каких условиях помогает горожанам овладеть новыми компетенциями (попросту говоря, научиться чему-то новому не только в теории, но и на практике). Самое главное, что вы должны знать: пол, возраст, занятость, наличие детей не помешают получить образование. Никаких ограничений нет.

1. Работодатель платит

Во многих отраслях повышение квалификации является очень желательным, а в некоторых случаях — даже обязательным «пунктом» трудового договора. Это лучше всего знают столичные педагоги и медики городских поликлиник, которые массово освоили за последние годы множество компьютерных программ, электронные карты и дневники, регулярно ездят на семинары и курсы повышения квалификации. Но учить своих сотрудников готовы не только бюджетные организации. Многие частные компании сегодня предпочитают тратить деньги не на «тимбилдинг» в пафосных санаториях, а вкладывать средства в «мозги» своих работников. Это означает, что работодатель оплатит обучение конкретных сотрудников на курсах, правда, только по той специализации, которая нужна именно этой компании. И разрешит 2-3 раза в неделю «студентам» уходить с работы пораньше, чтобы те успевали на занятия. Так что узнайте, получение каких дополнительных компетенций готова профинансировать ваша фирма.

2. Знания — для души

Платных курсов по любой теме в Москве — пруд пруди. Но и бесплатных предостаточно. Даже языковых. Это целая «отрасль» столичной жизни.

Например, в столичных библиотеках они проходят регулярно (как и в культурных центрах). Это и разовые мероприятия, и циклы занятий, и постоянные встречи единомышленников. В Саду им. Баумана начались летние открытые уроки испанского языка , в Парке Горького работает English Club, (образовательные семинары на английском языке), в саду «Эрмитаж» всех желающих приглашают на курсы живописи , а давно стал центром притяжения для тех, кого интересует немецкий язык, культура и все остальные аспекты жизни Германии. Библиотека иностранной литературы им. Рудомино — настоящая находка для тех, кого интересует самообразование, особенно по гуманитарному направлению. Здесь есть и тренинг-семинары по поиску информации в электронных базах данных (EBSCO, Pro Quest, Oxford University Press, Cambridge University Press и т. д.).

Каждый национальный центр предлагает массу занятий своим гостям. Вот что говорят о себе, например, японцы: «При Отделе японской культуры проводятся бесплатные курсы по разным её аспектам: каллиграфии, икэбане, чайной церемонии, оригами, живописи суми-э, шахматам сёги, японской песне, вышивке сашико». В Центре американской культуры по средам открыт разговорный клуб, а Центр славянских культур готов научить вас говорить по-словенски. Полный список всех занятий в библиотеке смотрите на сайте libfl.ru .

3. А диплом дают?

Если вас интересуют не краткие курсы и циклы семинаров, а серьёзная учеба, то Москва — идеальное место для самообразования. Вот вам лишь два примера из множества вариантов.

А) Уже более четверти века в МГУ им. Ломоносова работает Французский Университетский Колледж . Это государственный вуз, который выдаёт диплом в области права, истории, социологии, литературы или философии. Бесплатно учиться в нем могут даже те, чей французский язык вовсе не хорош. Правда, если вы хотите поехать от колледжа на стажировку во Францию, его придётся подтянуть.

Б) Тем, чья работа связана с урбанистикой, прямая дорога в . Вот как этот институт рассказывает сам о себе: «В фокусе студенческих исследований и проектов всегда находится город, при этом способы его изучения могут быть заимствованы из различных дисциплин, включая социологию, экономику, политологию, архитектуру и культурологию. Обучение в институте бесплатное, все студенты получают ежемесячную стипендию (39 200 руб)».

Город поможет

Москва готова оплатить обучение тех горожан, которые никак не могут найти работу по своей специальности. На сайте столичного Департамента труда и социальной защиты населения вы найдёте перечень программ по профессиональной подготовке. Чтобы попасть в учебную группу, необходимо обратиться в Центр занятости населения по месту регистрации.

Пожилым москвичам город помогает «самообразовываться» вот каким образом. Ни для кого не секрет, что очень многим пенсионерам невдомёк, как пользоваться планшетом, Skype, электронными госуслугами. Поэтому курсы по «современным реалиям жизни» очень популярны. Обычно они проходят в библиотеках и районных центрах социального обслуживания.

Онлайн-курсы

Онлайн-курсы могут стать настоящим спасением для тех, кто не имеет никакой возможности ездить на лекции и семинары. Качество образования не уступает классическому варианту.

1. N+1 — научно-популярное развлекательное издание о том, что нового творится в науке и технике.

2. Студия переводов и озвучивания Vert Dider — лекции умных людей по всему миру.

То, что различные курсы детям приносят неоспоримую пользу – это аксиома. А вот зачем нам, взрослым людям, идти учиться рисовать или петь? Есть ли в этом прок? Психологи утверждают, что есть. И дело тут вовсе не в ленинской заповеди – учиться и учиться, пока есть возможность. Давно известно о позитивном влиянии арт-терапии, когда мысли и чувства можно выразить на бумаге. Кроме того, рисование помогает раскрыться творческим способностям, улучшает память. А благодаря постоянному анализу пропорций и формы предметов, развивается и логическое мышление. Есть мнение, что каждые пять лет человек должен делать апгрейд – менять работу , сознание, привычки, получать новые знания... Итак, какие же курсы можно освоить, независимо от возраста.


1. Курсы актерского мастерства и ораторского искусства

Актерские курсы для взрослых не самое плохое место для обновления сознания. Все мы в жизни актеры, это понятно. Но не все, чувствующие страстное желание играть, реализовали себя в искусстве. На курсах вас не только обучат основам актерского мастерства, но и научат раскрепощаться, не бояться публичных выступлений. Актерское мастерство и все сопутствующие дисциплины такие как: ораторское искусство, сценическая речь, пластика – главные помощники в жизни, без которых невозможно обойтись. Вы пройдете тренинги риторики, вам поставят голос, узнаете, как проводить презентацию, сможете выступать перед большой аудиторией, не боясь.

Сколько : 2-дневные курсы обойдутся от 10,7 тыс. рублей. 12 занятий (1,5 месяца) – от 18 тыс. рублей.


2. Пескография

Пескография (анг. sandart) – рисование песком на стекле. Как вид искусства возник в 70-е годы XX века. Постепенно новое направление вошло в моду. Песок считается одним из самых притягательных материалов, напоминая нам о быстротечности бытия. Психологи утверждают, что рисование песком не только приятное, но и полезное занятие. Этот природный материал снимает отрицательную энергию и стабилизирует психическое состояние. Тягучесть, мягкость, «шершавость» песка действует завораживающе. Рисуя песком, человек постепенно уходит в себя, как бы входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутренние зажимы, начинает работать подсознание, приходят ответы на, казалось бы, неразрешенные вопросы.

Кроме того, рисование песком развивает мелкую моторику. Вы думали, что мелкая моторика есть только у детей ? Нет, но у взрослых она работает по-другому: улучшает память, работу мозга, развивает координацию, пластику. Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу. Если заниматься систематически, можно научиться мыслить более продуктивно. Существуют различные школы и студии, где можно овладеть этой техникой рисования. Не обязательно стремиться стать художником, можно просто освоить это искусство для себя.

Сколько : вводный мастер-класс 1 занятие – от 2,5 тыс. рублей. 3-месячный курс для начинающих от 27 тыс. рублей.


3. Музыкальная школа для взрослых

Кто сказал, что в 40 или даже 50 лет поздно обучиться игре на гитаре, баяне или поставить голос? Какой русский не любит петь, особенно в душе?! Без творчества и самовыражения невозможно жить полноценной жизнью. Мы можем и дальше петь тихонечко для себя, ну и для родных. А ведь порой так хочется продемонстрировать свои способности где-нибудь в караоке. Но вот беда – не все из нас обладают красивым голосом. Петь жаждем, а голосок так себе, слабенький. Оказывается его легко можно поставить. В музыкальных школах могут подобрать индивидуальную программу занятий и репертуар. Педагоги уверяют, что вы можете заиграть на гитаре, даже если вам 90 лет и вы ни разу не подходили к инструменту, а также научитесь петь, даже если никогда не попадали в ноты. Главное – желание и настрой.

Сколько : вокал – 8 занятий (1 месяц) – от 8,8 тыс. рублей. Обучение на инструменте – специальность, сольфеджио, музыкальная литература – обучение 2 года – от 6 тыс. рублей в месяц.


4. Карвинг

Фигурная резка фруктов и овощей. Карвинг возник на Востоке и за тысячи лет стал частью национальных традиций многих стран. Восточный карвинг требует огромного мастерства, его отличает сложность резьбы и невероятная изысканность. Европейский гораздо проще, и доступным формам этого искусства может научиться любой, у кого есть время, желание и специальные инструменты. Спросите, зачем этому нужно учиться? Ну, во-первых, умение роскошно сервировать стол еще ни одной даме не мешало, а во-вторых, это помогает развивать фантазию.

Сколько : 2,5 месяца – от 14,5 тыс. руб.


5. Школа кузнечного мастерства

Альтернативный вариант, если вам ближе металл, нежели дерево. В Москве существует школа кузнечного мастерства, где вас научат художественной ковке.

Сколько : от 10 тыс. рублей в месяц. Полный курс 4 месяца – от 55 тыс. рублей.


6. Керамическая флористика

Вот уж воистину работа для души. Многие дамы мечтают научиться создавать эксклюзивные флористические композиции, когда каждый лепесток и тычинка вручную вылепливаются и расписываются. Это очень кропотливая работа. Опять же развивается мелкая моторика. И каждый цветок – настоящее произведение искусства. Декоративные цветы, выполненные в этой технике, выглядят «живыми», легкими, утонченными.

Сколько : 10 занятий – от 8,6 тыс. рублей.


7. Школа столярного мастерства

Физический труд, несомненно, полезен для здоровья, но не только. Ученые утверждают, что он положительно влияет и на психику. Это своего рода разгрузка. Психологи советуют при сильных стрессах нагрузить себя физической работой. Тогда «отключаются» мозги. Для тех, кто не любит поднимать штанги и укреплять физический и психологический дух на тренажерах, есть прекрасная школа, где можно научиться основным навыкам и приемам ручной обработки древесины, познакомиться с обширным столярным инструментарием, а также попрактиковаться в изготовлении простых предметов мебели (полочки, скамеечки, табуреточки).

Сколько : При занятиях 2 раза в неделю – от 8 тыс. рублей в месяц. Курс рассчитан на год.


8. Фризлайт


Фризлайт

Фотографирование нарисованных светом объектов и абстракций. Это хобби для любителей фотографировать, уставших от обычных «бытовых» снимков. В полностью затемненном помещении фотоаппарат размещается на штативе, устанавливается длительная выдержка, и в поле зрения объектива с помощью разных источников света «рисуются» узоры. От человека почти ничего не требуется, кроме воображения, лампы или фонарика, фотоаппарата с режимом ночной съемки и умения не спать ночами. Тут важно только научиться управлять диафрагмой. Источником света может стать все что угодно: свечки, фонарики, лазерные указки, ночники, прожекторы, зажигалки и т. п.

Сколько : достаточно одного мастер-класса – занятие от 1 тыс. рублей.


9. Курсы аэрографии

Традиционные занятия изобразительным искусством теснятся уроками «продвинутого» рисования. Принято считать, что создателем аэрографии был американский ювелир Эбнер Пилер . В 1878 году он сконструировал воздушную кисть airbrush, предназначавшуюся для распыления краски. За изобретением Пилера закрепилось название «аэрограф», и первое, чему сегодня учат на большинстве курсов аэрографии, его правильному использованию. Кроме того, на занятиях показывают, как смешивать краски, моделировать будущие рисунки в Photoshop и создавать трафареты, необходимые для финального переноса изображения. Закончив курсы, вы сможете создавать масштабные картины на кузове машины, бытовой технике, творить любые смелые дизайны интерьеров, вам будет под силу с помощью новых художественных приемов отреставрировать старинную мебель или же наоборот, «состарить» любую деревянную вещь под старину, создавая видимость антиквариата. С помощью аэрографии можно превращать обычные футболки в стильные и эксклюзивные вещи, делать идеальный макияж. В США и Европе используют аэрограф для создания свадебного макияжа, макияжа политиков и актеров. Словом, овладев этим навыком, вы сможете сделать свой мир ярче!

Сколько : 15 дней – 25-30 тыс.рублей.

Дополнительное образование, предусматривающее непрерывное повышение квалификации рабочих, включает в себя следующие виды обучения: техническую учебу; переподготовку; обучение вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации.

Техническая учеба проводится ежегодно с целью обеспечения непрерывного и последовательного роста квалификации и технических знаний по обслуживанию технологического оборудования, изучения аварийных ситуаций, требований охраны труда и техники безопасности, а также подготовки к ежегодной проверке знаний при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов).

Продолжительность технической учебы (не менее 20 часов) с отрывом или без отрыва от работы, количественный состав групп, тематику, исходя из цели обучения, определяют образовательные подразделения и организации.

Техническая учеба завершается итоговой проверкой знаний с участием представителя местных органов Ростехнадзора (там, где это необходимо) и допуском к выполняемой работе по профессии.

Техническая учеба не является основанием для присвоения или повышения разряда рабочим по профессии.

Переподготовка рабочих организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, при ликвидации устаревших массовых профессий и появлении новых, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям организуется для:

  • расширения профессионального профиля рабочих;
  • сокращения внутрисменных простоев;
  • лучшего использования оборудования и рабочей силы;
  • повышения производительности труда без дополнительного привлечения рабочих;
  • подготовки к работе в условиях бригадной формы организации труда, а также по смежным (совмещаемым) профессиям.

Совмещение профессий - это форма организации труда, при которой рабочий наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняет дополнительную работу по другой профессии (должности) в одной и той же Организации.

Выбор наиболее целесообразных вариантов второй (смежной) профессии в каждом конкретном случае должен основываться на изучении затрат рабочего времени и загрузки исполнителей и обеспечивать качественное выполнение основной и совмещаемой работы.

Наиболее целесообразны смежные профессии, которые в процессе производства тесно связаны между собой или близки по содержанию труда и обслуживанию оборудования.

Повышение квалификации рабочих направлено на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.

Повышение квалификации рабочих проводится на производственно-технических курсах, на курсах целевого назначения, в школах передовых приемов и методов труда и на курсах бригадиров.

Производственно-технические курсы (ПТК) организуются для:

  • углубления и расширения профессиональных знаний, умений рабочих;
  • доведения фактического уровня квалификации, необходимого для фактически выполняемых работ или имеющемуся у рабочих тарифному разряду (классу, категории);
  • повышения квалификации (разряда) с низшего до среднего уровня;
  • повышения квалификации (разряда) со среднего до более высокого уровня в пределах данной профессии (специальности).

Эти курсы должны представлять собой систему курсов, тесно связанных друг с другом, построенных по восходящей линии так, чтобы каждая последующая ступень была продолжением предыдущей, чтобы на каждой последующей ступени обучения рабочие получали знания и навыки для выполнения работ более высокой сложности. Такая система дает возможность пройти путь от малоквалифицированного рабочего до рабочего самой высокой квалификации.

На ПТК, как правило, обучаются рабочие, имеющие не менее 1 года стажа работы по профессии в данной организации, достигшие повышенных производственных показателей, проявившие творческую активность на производстве.

КЦН организуются для решения конкретных производственных задач. Они позволяют оперативно удовлетворять запросы производства и обеспечивать текущие нужды по повышению квалификации рабочих.

Дополнительное образование с каждым годом становится всё более востребованным. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы и указах президента указаны целевые индикаторы, отражающие необходимость расширить охват взрослого населения страны этим видом обучения. Долю занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, планируется увеличить к 2015 году до 37 процентов.

Дополнительное образование в первую очередь нацелено на быструю коррекцию и повышение профессионального потенциала общества и конкурентоспособности экономики страны, но немаловажное значение играют и общеобразовательные программы, основной задачей которых становится обеспечение социальной защищенности граждан, а также адаптивности взрослых в условиях активной смены технологий и материалов.

В 2013 году в рамках мониторинга экономики образования было проведено социологическое обследование слушателей программ дополнительного образования взрослых, основные результаты которого представлены в предлагаемой статье 1 .

Выбор делает работа

Как показало проведенное обследование, 60 процентов обучающихся составляют женщины, причем 65 процентов слушателей имеют высшее образование. Средний возраст обучающихся - 34 года.

В ходе опроса респондентам было предложено охарактеризовать процесс обучения: содержание программы, квалификацию преподавателей, обеспеченность учебными материалами и их качество, организационные вопросы и ряд других моментов. Нужно было оценить важность этих составляющих при выборе программы, а также степень своей удовлетворенности. Все параметры программ обучения, получив оценку не ниже «4» по пятибалльной шкале, оказались важными и соответствовали потребностям респондентов. Ответы «полностью соответствует» и «скорее, соответствует» составляли 90 процентов и выше.

Что касается вопросов выбора программы, то, как свидетельствует практика, наибольшее влияние оказывает работа, а решающее слово зачастую остается за работодателем. Так, например, 30 процентов обучающихся не видели никакой альтернативы и отправились в поход за знаниями по решению руководства. Еще 40 процентов, самостоятельно узнав об определенной программе, не стали искать какие-либо иные варианты и приняли решение учиться по этому направлению. О сложном, многоступенчатом выборе из двух-пяти программ свидетельствуют не более четверти слушателей.

Информационным источником о месте будущей учебы для половины респондентов стали работодатели, каждый четвертый получил сведения от коллег и знакомых.

О том, что текущее обучение связано с сегодняшней или завтрашней работой, заявили 77 процентов опрошенных. Кроме того, основной целью обучения 62 процента респондентов назвали оттачивание мастерства в своей сфере практики, 23 процента - совершенствование в смежных областях или же необходимость смены деятельности. Для общего развития получают знания, умения и навыки лишь 15 процентов слушателей.

Систематическое обучение персонала зачастую прописано в концепции развития организации и в значительной мере влияет на развитие карьеры. Так, по требованию работодателей проходят обучение 30 процентов респондентов, еще 15 процентов слушателей обязаны повышать квалификацию в соответствии с законодательными актами: например, медицинские работники, аудиторы, педагогические работники и другие. По личной инициативе, без давления со стороны закона или руководителя, за парту сели бы чуть более половины опрошенных - 56 процентов.

Введение обязательного обучения в своей профессиональной области считают целесообразным 54 процента слушателей, такой необходимости не видят 30 процентов респондентов, а 16 процентов ответили, что оно и так уже организовано.

Мотивы к получению дополнительного образования (в процентах от общего количества респондентов)

Временные рамки

Наибольшей популярностью у слушателей пользуются краткосрочные программы - 47 процентов респондентов чаще всего проходят обучение по программам продолжительностью менее 72 часов, еще 48 процентов указали среднесрочные программы от 72 до 500 часов. О популярности краткосрочных программ утверждают и руководители образовательных организаций. Более того, они отмечают, что, несмотря на определенное снижение темпов, в целом наблюдается положительная динамика развития рынка дополнительного образования, а сегмент краткосрочных программ на этом фоне выделяется уверенным ростом. По мнению респондентов, именно такие программы дают наи-больший профессиональный эффект, позволяя получить наиболее актуальную и широкую информацию по интересующей тематике, а затем, при необходимости, слушатель может углублять свои знания и совершенствовать навыки на среднесрочных программах.

Слушателей, получающих знания ежегодно и порой по несколько раз в год, оказалось 37 процентов, третья часть садится за парты раз в два-три года, 30 процентов обучаются один раз в три года и реже.

Если говорить о времени, затрачиваемом на дополнительное обучение, то за 2013 год у 53 процентов слушателей этот показатель возрос, а у 36 процентов остался без изменений. В ближайшей перспективе большинство респондентов планирует оставить всё без изменений, чуть больше четверти респондентов намерены тратить больше времени на профессиональное обучение. Среди опрошенных 60 процентов считают более эффективным увеличить продолжительность программ, на которых обучаются, 40 процентов - их частоту.

Основной фактор, влияющий на изменение временных затрат на обучение, созвучен с главным мотивом обучения - «появление/исчезновение обстоятельств, требующих дополнительного профессионального обучения в сфере трудовой деятельности» (45,5 процента респондентов). А вот ценовой фактор не столь значим, его отметили лишь 6 процентов опрошенных.

Изменение временных затрат на дополнительное обучение (в процентах от общего количества респондентов)


Идеальный формат

В представлении респондентов основные параметры оптимального формата обучения выглядят следующим образом: лучше всего учиться один раз в год и даже чаще по программам продолжительностью от 72 до 500 часов. Замечательно, если обучение будет очным при непосред¬ственном общении с преподавателем в группе численностью до 10 человек. Что касается совмещения трудовой деятельности и учебы, то здесь ответы респондентов распределились равномерно, поскольку многое зависит от конкретной ситуации.

Если сравнить сложившуюся структуру наиболее посещаемых программ с идеальной, можно заметить, что слушатели считают необходимым обучаться чаще и по более длительным программам.

Кошелёк и учёба

Структура финансирования дополнительного образования взрослых в 2013 году заметно изменилась по сравнению с 2008 годом, когда проводился опрос домохозяйств: работодатели стали нести большую финансовую нагрузку. Так, доля обучающихся за счет работодателя выросла на 17 процентных пунктов и достигла 44 процентов слушателей. Доля оплачивающих дополнительное образование самостоятельно снизилась на 11 процентных пунктов и достигла 37 процентов. За счет средств бюджетов различного уровня и других источников обучаются 19 процентов опрошенных, что на 6 процентных пунктов ниже показателя 2008 года. Готовы взять образовательный кредит на дорогостоящие программы 17 процентов обучающихся по программам дополнительного образования: например, для получения диплома мастера делового администрирования или зарубежной стажировки.

Источники финансирования программ дополнительного образования взрослых: 2008 vs. 2013

Респонденты удовлетворены соотношением качества обучения и его стоимости, однако 30 процентов опрошенных готовы заплатить больше за более современное или индивидуализированное содержание программ.

Спрос на услуги дополнительного профессионального образования будет расти и впредь, это прекрасно видно по тому, что и работодатели, и взрослое население готовы охотно тратить как время, так и деньги на повышение качества работы и своей профессиональной ценности.

1 В обследовании приняли участие 3054 слушателя из 600 организаций всех федеральных округов России.

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...