«Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы


Цели урока:

  • познакомить учащихся с биографией писателя и с повестями, вошедшими в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", найти в них фольклорные элементы;
  • воспитание интереса к устному народному творчеству, как к духовной основе русского народа.
  • воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
  • вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
  • повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг; сборник Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"; рисунки учащихся к уроку; компьютерный класс с установочной системой visual Basic для использования компьютерного теста, проектор, экран (компьютерная презентация).

"Напрасно думать, что литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов". (А.Н. Толстой о народном творчестве)

Ход урока

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Беседа по вопросам:

Ребята, в этом году мы отметили 200-летие со дня рождения какого выдающегося русского писателя?

Что вам известно об этом писателе?

Какие художественные произведения Н.В.Гоголя вы читали?

Какие кинофильмы вы видели, поставленные по мотивам его произведений? Поделитесь своими впечатлениями.

Слово учителя. Интерес к истории казачества впервые воплотился в творчестве писателя в цикле повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки", в которых описана украинская народная жизнь и украинские народные характеры. В "Вечерах:" отражен народный взгляд на жизнь и намечены темы, которые получат развитие в "Тарасе Бульбе": тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы. Об этом пойдет у нас речь на следующем уроке. А сегодня у нас тема урока "Фольклорные мотивы в "Вечерах на хуторе близ Диканьки".

Ребята, а как вы понимаете тему нашего урока? Что такое фольклор?

(Фольклор - устное народное творчество. Это сказки, поговорки, пословицы, былины и т.д.)

Уходят в далекое прошлое корни былин и сказаний, сказок, загадок, пословиц, русских народных песен, обрядов. Фольклор часто воспринимается нами как память о прошлом, как что-то давно ушедшее из нашей жизни. У каждого народа были свои песни, обряды, игры - свой фольклор. Интерес к устному народному творчеству в последние годы стал заметно расти. И сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Традиционная культура - духовная основа самосохранения народа. Поэтому тема нашего урока очень актуальна в современном образовательном процессе. Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.

Проверка домашнего задания.

Показ компьютерной презентации.

Выступление учеников о биографии писателя.

Рассказ о детстве и раннем увлечении фольклором.

Дружба с меценатом Д.П.Трощинским.

"Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия".

Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Н.В.Гоголя.

История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки

2 слайд Н.В.Гоголь - детские годы и увлечение фольклором.

Н.В.Гоголь родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий.

3 слайд Н.В. Гоголь и народное творчество.

Н.В.Гоголь с самого раннего детства питал страсть к народному творчеству. Он записывал духовные стихи, распевал их. Жизнь в провинциальной украинской глуши давала ему возможность непосредственно сталкиваться с носителями народных преданий, легенд и песен. Он прекрасно знал жизнь и народное творчество Украины. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства.

4 слайд В.А.Гоголь и творчество сына.

Отец писателя был автором комедий, в которых широко использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы украинской деревни: "Простак, или хитрость жены, перехитренная солдатом" и "Собака-овца". Эти комедии были насыщены образными народными поговорками, в текст были введены популярные народные песни. Исследователи творчества Гоголя отмечали, что Василий Афанасьевич Гоголь оказал огромное влияние на раннее творчество сына. Видел Гоголь в детские годы и кукольные театры с их представлениями, полными задорного украинского юмора.

5 слайд М.И Гоголь - мать будущего писателя.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

По словам Эмилии Ковриго, воспитанницы матери Гоголя, во время каникул будущий писатель любил часто беседовать с окрестными крестьянами на всевозможные темы, слушать их песни.

6 слайд Дружба с Д.П.Трощинским

Многочисленная родня, среди которой многие славились искусством распевать народные песни, наконец, дружественные отношения с просвещенным меценатом Д.П.Трощинским, имевшим собственную большую библиотеку и лично знакомым со многими деятелями литературы и этнографии, - все это оказало благотворное воздействие на будущего писателя.

7 слайд "Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия".

Первым непосредственным результатом увлечения Гоголя этнографией было создание им в Нежине так называемой "Книги всякой всячины или подручной энциклопедии", куда он, начиная с 1826 года, в течение ряда лет заносил свои фольклорные находки: песни, пословицы и поговорки, характерные фразеологические обороты, описание деревенских обрядов, народные предания.

8 слайд Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Н.В.Гоголя.

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки".

9 слайд Н.В.Гоголь после окончания гимназии.

10,11 слайд История создания "Вечера на хуторе близ Диканьки".

После неудачи с "Ганцом Кюхельгартеном" он начинает беспокоить своих родных просьбами о присылке всевозможных фольклорных материалов, необходимых, как уверял Гоголь, ему для работы. Он просил своих близких прислать как можно больше колядок, приданий об Иване Купала, русалках, домовых, леших. Иногда даже просит собирать для себя старинные вещи: шапки, костюмы. Его записная книжка была исписана всевозможными колоритными народными словцами, оборотами, которые впоследствии появились на страницах его произведений.

19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем. В 1831 г. вышла первая книга "Вечеров".

Работа с классом.

Давайте вспомним, какие повести входят в сборник "Вечера на хуторе близ Диканька"?

Учащиеся называют, учитель показывает иллюстрацию к повести.

12 слайд Повести из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки"

"Ночь пред Рождеством"

13-20 слайд

"Страшная месть"

"Пропавшая грамота"

"Сорочинская ярмарка" "Майская ночь, или Утопленница"

О каких повестях мы умолчали? (" Вечера на хуторе близ Диканьки", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", "Вечер накануне Ивана Купала")

21 слайд Композиция "Вечеров:" (запись на доске)

Вопрос к классу. Сколько повестей входит в сборник? (10)

Работа с текстом. Исследовательская работа класса.

Найдите в повести "Ночь перед Рождеством элементы устного народного творчества? Работа в группах.

Темы выступлений.

1.Элементы песенного творчества в повестях Н.В.Гоголя.

2. Пословицы и поговорки в "Вечерах.."

3. Легенды в "Вечерах:".

4. Сказочные элементы в "Вечерах..".

22 слайд 1 тема исследования "Элементы песенного творчества в повестях Н.В.Гоголя".

Тезисы. Н.В.Гоголь использовал в повести "Страшная месть" старинные песни. Особенно хотелось отметить, что его привлекали исторические песни и думы.

Создавая поэтические, овеянные лиризмом образы девушек - Ганы в "Майской ночи ", Параски в "Сорочинской ярмарке ", Оксаны в "Ночи перед рождеством",- Гоголь широко пользуется народными песнями, из них выбирает те прекрасные душевные черты и краски, которыми наделены его героини, то мечтательно задумчивые и нежные, как Ганна, то полные задорного веселья, смеющиеся и кокетливые, как Оксана. Влюбленные у Гоголя даже объясняются между собой словами народных песен.

Эта повесть была напечатана в 1831 году в сборнике "Вечера:" и открывалась она эпиграфом на украинском языке. Почему? Ведь вся повесть написана на русском. (Н.В.Гоголь сразу хотел погрузить нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе украинские вышивки на одежде веселых и жизнерадостных парубков и девчат, чтобы мы очаровались песенным складом украинской речи).

С чего начинается глава? Какое время суток описывается? (Сумерки, вечер)

Как вы понимаете фразу? "Парубки и девушки стремились выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем"? Почему веселье неразлучно с уныньем? (Вот в этом первая тайна Гоголя. Его жизнерадостность, веселье не бывают абсолютными, они связаны с чем-то иным. А здесь разгадка простая: молодёжь поёт народные песни, а они всегда грустные.)

С кем мы встречаемся? С какими героями? (Левко и Ганна) Какие они? Как они относятся друг к другу? Почему мы так считаем? (Они любят друг друга. Это видно по словам, которые они говорят друг другу. Мы слышим признание в любви. Обратите внимание на то, что речь этих героев поэтична, в ней много образных выражений, которые встречаются в песнях. Речь напевна, у неё свой ритм, народно-песенный склад.)

Как Левко и Ганна обращаются друг к другу? Как герой называет Ганну? (Галю, моя ясноокая красавица, гордая дивчина, моя красная калиночка, моя милая девушка, моя красавица, моя Галю).

Как она называет Левко, своего возлюбленного? (Левко, чернобровый казак, милый, чернобровый парубок).

А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему? (Нет конкретного описания внешности. Мало подробностей, много эпитетов, сравнений, фольклорных слов.)

Итак, портрет героев в повести дан в духе народной песни, сказки, в нём больше сравнений, чем конкретных деталей. Обратите внимание: фольклорные традиции проявляются не только в портрете, но и в характерах.

Какими словами можно охарактеризовать Ганну? (Гордая, восторженная, поэтичная. Она любуется природой, мечтательная: хочет быть птицей, верит в далёкую счастливую страну. У девушки высокая душа, она умеет искренне любить. Всё это отражает народные представления о женщине.)

Похожи ли Левко и Ганна на обычных героев волшебных сказок? (Похожи. Они добрые, весёлые, честные, предприимчивые, борются против зла.)

Но всё-таки эти герои необычны. Чем же? (На них национальные костюмы. Можно сказать, что это реальные лица, мы можем их представить.)

Вы внимательно слушали наш рассказ о Гоголе? Как писателю удалось нарисовать портреты такого казака и молодой казачки? (Собирал фольклор, в своих письмах просил мать описать быт, нравы людей.)

23-24 слайд 2 тема исследования "Пословицы и поговорки в "Вечерах.."

Вопрос к классу?

Дайте определение поговорки и пословицы? (поговорка- образное выражение, пословица-изречение со смыслом).

Тезисы выступления. Язык "Вечеров" изобилует народными пословицами и поговорками, меткими словечкам, искрится юмором, смехом. Очень часто Гоголь использует и поговорки, побасенки. В диалогах сатирических персонажей повестей "Вечеров" часто встречаются элементы "просторечия". Обращение к ним помогает углубить характеристику героев, придав речи национальный колорит.

26 слайд 3 тема исследования " Легенды в "Вечерах:"

Повторение пройденного материала.

Дайте определение былин? (эпические песни, старины, т.е. повествование о старинных событиях).

Вспомните былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие славные воины).

Откуда пришли к нам предания и что это такое? (Пришли предания из далекого прошлого, это рассказы, повествующие о ярких событиях истории и показывающие их с неожиданной стороны).

Словарная работа. Что означает слово "легенда" в переводе с латинского языка? (То, что следует читать). Это истории, в которых происходит что-то необыкновенное, чудесное, но воспринимается это как происшедшее на самом деле. Легенда объясняла те законы, по которым существует мир.

25-30 слайд 4 тема исследования "Сказочные элементы в "Вечерах.."

Вопросы к классу.

Ребята, давайте вспомним, из чего состоит сказка, т.е. ее композицию?

Чем отличается повесть от сказки? (Повесть - это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя, а сказка-вид устных повествований с фантастическим вымыслом).

Какие фантастические герои часто встречаются в сказках? (Черти, баба Яга).

Выступление исследовательской группы

Тезисы: Щедро вплетает фольклорные мотивы и в повесть "Ночь перед Рождеством"; народную легенду пересказывает Гоголь и в "Страшной мести".

У Гоголя фантастика народного творчества способствует созданию жизненных сатирических образов, является выражением глубокого сродства мировоззрения писателя с народом. Подобно тому как в народной поэзии, в сказках враждебные народу отрицательные явления показаны в виде злобной и вредящей людям "нечистой силы", Гоголь в своих повестях делает фантастических персонажей - чертей, ведьм - носителями злых и корыстных черт.

Подведение итогов урока. Обобщение материала.

Тема. Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести «Ночь перед Рождеством» (закрепление знаний). Авторское отношение к изображаемым событиям.

Цель : развивать умение комплексно анализировать текст, глубоко проникать в содержание произведения, обучать умению давать анализ поступков героев, развивать умения учеников сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности, фантазию, умение работать в группах.
Оборудование: учебник, иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, К. Лавро, А. Кондырева.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний; вид урока – урок-творческая лаборатория.

ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя. Трудно найти человека, который бы не восторгался творчеством Гоголя. Сегодня мы раскроем мастерство писателя, которое сделало его творчество выдающимся явлением в русской литературе.

ІІ. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.
    Н.В. Гоголь получил известность после выхода в свет сборника, в котором была повесть «Ночь перед Рождеством». Что привлекло читателя в ней? Откуда Гоголь черпал знания народного быта и национальных особенностей?
  2. Этнографы:
    • Рассказывают о быте малороссийских селян, об украинском костюме, обстановке сельской хаты, зачитывают отрывки из текста (отделка стен, их роспись, печь, парадный угол в хате; иконы, украшенные рушниками, цветы, скамьи, мисники для посуды, сундук, хлебная полка; оберег от злодеяния нечистой силы).
    • Зачитывают описание Вакулы и Оксаны; представляют рисунки с украинскими национальными костюмами, рассказывают о них: у мужчин – сорочка короткая с прямоугольной горловиной, у женщин – длинная с цельнокройным рукавом; мужчины носили широкие шаровары, женщины носили юбку в виде двух прямоугольных кусков ткани – запасок, праздничная юбка называлась плахтой. Одежда украшалась вышивкой, аппликацией. Особое значение придавалось цвету, отдавали предпочтение красному цвету, лазурному, зеленому, желтому. Головные уборы у девушек – обручи, перевязки, венок из бумажных цветов ленты; замужние женщины носили намитку и очипок, которыми закрывали голову.
  3. Литературоведы:
    а) Раскрывают связь повести с произведениями устного народного творчества, когда герои из своего мира направляются в мир чужой, чтобы выполнить задание; выполнив задание, возвращаются в свой мир (Чтение текста или художественный пересказ) ; рассказывают, какие волшебные силы помогают Вакуле.
    б) Объясняют значение слова «колядки», рассказывают об особенностях их исполнения и о том, как вознаграждались исполнители.
  4. Фольклорная группа:
    Исполняет колядки, после исполнения колядок задают вопросы всему классу:
    • Какая лексика используется в повести чаще всего? Приведите примеры слов, характерных для этой лексики.
    • Что придает языку повести прелесть национального колорита?
    • Какие приемы использует автор для создания более яркого представления о своих героях?
  5. Составление таблицы.
    Итак, мы увидели, что в повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь обращается к хорошо знакомому ему украинскому народному быту и фольклору.
    Фольклорные источники и историческая основа повести «Ночь перед Рождеством»
    Фольклорные источники Украинские былички, бывальщины и легенды.
    Быличка - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».
    Бывальщина (быль) - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.
    Легенда - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
    Фольклорные мотивы Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.
    Историческая основа Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.
  6. Художники-портретисты:
    Образ литературного героя всегда понимается точнее, если автор дает его портрет. Учащиеся представляют главных героев в портретах, зачитывают или цитируют наизусть портрет Оксаны и Вакулы, им помогают артисты, которые исполняют сцену разговора Вакулы и Оксаны.
  7. Беседа с учащимися:
    • Что мы узнали об Оксане? Как характеризует ее монолог у зеркала?
    • Перечислите основные черты характера Вакулы. Какая из них, по вашему мнению, главная? Почему?
    • Какое условие поставила она Вакуле, верила ли она, что он его выполнит?
    • Как Вакуле удалось заполучить черевички? (Чтение сцены у царицы). Как ведет себя кузнец? Почему царица не отказала ему в просьбе?
    • О какой черте характера Вакулы свидетельствует данный поступок?
    • Как вы думаете, будут ли счастливы наши герои? Как об этом говорит автор?
  8. Рассказ о героях повести.
    Литературоведы предлагают план:
    • Портрет героя.
    • Их черты характера и поступки.
    • Ваше отношение к Вакуле и Оксане.
    • Авторское отношение к событиям, изображенным в повести.
    Ребята из группы литературоведов дают образец ответа.

IІІ. Итог урока.

Метод «Микрофон»:
  • Мне нравятся герои повести и их поступки.
  • Я не могу согласиться с поступками некоторых героев.
  • Мне трудно понять, почему некоторые герои так поступают.

ІV. Домашнее задание.

  • Подготовить ответ по плану.
  • Индивидуальные задания:
    Задание первой группе (3-4 ученика). Найдите сказочные эпизоды в повести (выразительное чтение или художественный пересказ). Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа.
    Задание второй группе (3-4 ученика). Найдите реальные события, изображенные в повести (чтение или художественный пересказ). Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа.
    Группа «актеров» инсценирует 2 эпизода: посещение Солохи дьяком и Чубом и Вакула с казаками на приеме у Екатерины II.

Анализ фольклорных элементов в повести «Ночь перед Рождеством»

Художественный мир повести «Ночь перед Рождеством» наполнен нечистой силой, ведьмами и чертями. Солоха - мать главного героя, представляется ведьмой. Одним из традиционно описываемых умений ведьм в фольклоре является умение летать. Чтобы доказать это, можно вспомнить Бабу-Ягу, которая умеет летать на помеле, или западноевропейских ведьм, также «практикующих» полеты на метлах. Такое сверхъестественное умение позволяет ведьмам чувствовать себя свободно в воздушной (а значит, небесной) стихии. Это не доступно простому смертному. Кроме всего прочего, Солоха очень привлекательна, ее женские чары распространяются не только на людей, но и на потусторонних существ (черт). В этом прослеживается еще одна особенность фольклорного представления о ведьмах: они очень красивы и способны завоевать сердце любого мужчины.

Мотив, в котором женщина прячет своих многочисленных любовников, связанные с этим казусные ситуации традиционны для фольклора и литературы. Примером может служить сказка «Умная жена» или «Повесть о Петре Сутулове и премудрой жене его», в которых героини проявляли свою хитрость, смекалку и могут превратить трудные жизненные ситуации в свою пользу. Схожий сюжет и характеры героев можно найти в «Декамероне» Боккаччо и в других произведениях мировой литературы.

Следует полагать, что во многом сила и хитрость Вакулы связана с тем, что он приходится ведьме сыном, а значит, имеет некую власть, преимущество перед другими людьми.

Мотив похищения злой силой небесных светил следует рассматривать как традиционный. Черт крадет месяц, этот элемент можно интерпретировать, как попытку посягательства на божественные силы. В апокрифической литературе достаточно распространен сюжет появления так называемых падших ангелов, которые были изгнаны из рая за те или иные проступки. Связь божественных, бесовских сил, а также мира людей, преобразование и возможный переход в другие миры встречается, например, в повести «Сорочинская ярмарка» при описании появления «красной свитки»: черт за какую-то провинность был изгнан из пекла, пьянствовал в мире людей, пропил в шинке все, что имел, и заложил «красную свитку». Или, например, путешествие человека в бесовской мир в «Пропавшей грамоте», где дед Фомы Григорьевича не только становится свидетелем шабаша нечистой силы, но и вступает в коммуникацию с ней.

Следует предположить, что художественный мир рассматриваемых повестей зиждется на трех мирах: мире людей (привычная, обыденная для большинства героев жизнь), мир нечистой силы (куда человек может попасть при определенных обстоятельствах) и божественный мир (который предполагает свое существование в качестве некой оппозиции). Однако божественная сила почти не проявляет себя в рассматриваемых повестях, ее наличие лишь предполагается. В то время как дистанция между миром нечистой силы и людским миром максимально уменьшена, они соприкасаются и постоянно взаимодействуют. Нечистая сила оказывается человеку ближе, понятнее и «человечнее». Следует заметить, что большинство представителей нечистой силы либо антропоморфно, либо полностью имеет человеческий облик.

Также достаточно часто потусторонняя сила изображается с помощью зооморфных деталей: мохнатые руки, собачьи пасти и так далее. В рассматриваемой повести у черта «собачье рыльце», анализ заговоров Малороссии показывает, что собака (волк) часто связана именно с чертом, поэтому данный метонимический эпитет выбран Н.В. Гоголем не случайно и соответствует фольклорным представлениям об образе беса, сочетающем антропоморфные черты с зооморфными фантастическими особенностями. Черт от «черный», цвет, характерный для всей нечистой силы. Черный цвет символизирует пребывание беса в пекле, его сожженную душу.

В повести изображены колядки, святочные народные гуляния, сопровождаемые песнями, традиционными для культуры Малороссии. Неотъемлемой особенностью колядок являются ряженные, которые символизируют духов предков, они приходят во время колядок и желают богатого урожая, добра и блага. Чествование тотемических существ, символами которых и представляются ряженые, является традиционным для языческой веры. Угощение, преподносимой ряженым, представляется жертвенным даром и также уходит корнями в древние поверья. Однако следует заметить, что в Рождестве тесно переплетаются как языческие традиции (колядки, гадания), так и религиозные (сам праздник) традиции. Вакула, заключивший на время сделку с чертом, расписывает стены церкви сценами из Ветхого и Нового Завета, то есть он знает, что представляет из себя нечистая сила. Таким образом, можно сделать вывод, что церковное всегда неотделимо от бесовского.

Следует заметить, что черт изначально невзлюбил Вакулу, поскольку тот изобразил на церковной стене сцену Страшного суда, посрамляющую черта. То есть, бес в художественном мире Гоголя обладает весьма человечным чувством стыда (срама): выйдя из «нечистой» среды он не может полностью погрузиться в мир людей, но и вернуться тоже уже не может, поскольку приобрел черты человека.

Сюжет повести заканчивается счастливой развязкой, что характерно для схемы волшебной сказки, в которой герой, пройдя через ряд испытаний получает в награду жену.

...поэт вошёл в царство народности как её полный властелин, но, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею, а не тождество...
В. Г. Белинский

Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир.

Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события (женитьба на лягушке, путешествие в загробный мир); в«Ночи...» находим договор доброго христианина — кузнеца Вакулы с чёртом — врагом рода человеческого. В волшебной сказке действие имеет приключенческий характер, положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели (побеждает Кощея, достаёт молодильные яблоки); в «Ночи...» Вакула за рождественскую ночь слетал в Петербург за царскими черевичками (непременное условие для свадьбы с Оксаной) и воротился в Диканьку. В волшебную сказку часто вводятся чудесные персонажи, которые помогают герою достичь своей цели (волк, конь, меч-кладенец и т.д.); в «Ночи...» таким помощником главного героя становится... чёрт.

Вымысел в волшебной сказке может напоминать действительность, а может иметь фантастический характер. Замечательной особенностью «Ночи...» является переплетение реальности и фантастики, подчас такое тесное, что невозможно отделить одно от другого. Здесь реальность объясняется через фантастику. В рождественскую ночь с неба над Диканькой пропал месяц и поднялась метель, потому что чёрт решил навредить кузнецу. Вакула собирался пойти к Оксане объясниться, но не хотел встречаться с Чубом, которого недолюбливал. Чёрт специально украл месяц с неба и положил в свою торбочку, чтобы Чуб остался дома. Фантастика, в свою очередь, приобретает реальные черты в сцене, когда чёрт, украв месяц, прилетает к Солохе и начинает ухаживать за ней, как опытный дамский кавалер. Или Вакула приходит за советом к сельскому колдуну Пузатому Патоку, а тот ест самые обычные вареники фантастическим образом: взглядом перебрасывает вареники из одной миски в другую, наполненную сметаной, а потом тем же магическим способом отправляет их в собственный рот.

Реальность и фантастика переплелись в образе кузнеца Вакулы. С одной стороны, это вполне реальный человек, ничто человеческое ему не чуждо: он горячо любит Оксану и страдает от её кокетства, недолюбливает Чуба, он хороший кузнец и основательный хозяин. С другой стороны, он положительный герой народных сказок, который обладает всеми необходимыми для этого качествами. Автор наделил Вакулу физической силой (гнёт руками подковы), мужеством (путешествует по небу), упорством (не бросает ухаживание-волокитство за Оксаной), красотой (в запорожском кафтане очень понравился царице), подкупающей прямотой в обращении с Оксаной, Чубом, Екатериной. В образе Вакулы соединились черты фольклорного богатыря (Ивана-крестьянского сына) и «иронического дурака» (Иванушки-дурачка, который на деле оказывается самым умным среди сказочных героев). Рядом с Вакулой в повести помещены другие достойные казаки (например, смелые, рассудительные запорожцы).

Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки — показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра. В соответствии с этим идейным заданием все герои в сказке делятся на добрых (олицетворяют христианские ценности) и злых (представляют языческие образы); в «Ночи...» Вакула — наиболее активный представитель добрых сил, а его мать Солоха (известная всей Диканьке ведьма) и чёрт играют роли сказочных злодеев. Правда, у этих злодеев не получается серьёзно навредить Вакуле. Солоха против женитьбы сына на Оксане, так как сама хочет выйти замуж за Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатое хозяйство, но именно Вакула в конце концов получает согласие невесты и её отца. Чёрт, стараясь помешать Вакуле, всё время попадает впросак и сам в конце концов, под угрозой крестного знамения, помогает удалому кузнецу добыть царские черевички. Злые силы в повести совсем нестрашные, наоборот, они описываются с замечательным юмористическим мастерством.

Юмор в «Ночи...», кроме прочего, сглаживает границы реального и фантастического миров. Так, хотя чёрт очень старался, чтобы старый Чуб остался дома, достойный селянин из упрямства отправился в гости. Нечистый просчитался, так как никакая метель не может остановить казака, когда он намерен выпить «перегонной на шафран водки». Ещё пример. Каких размеров должен быть мешок, чтобы в нём могли уместиться два таких солидных казака, как дьяк и Чуб? Каким силачом должен быть Вакула, чтобы разом поднять этот мешок и ещё один, в котором Солоха спрятала многопудового диканьковского голову? Однако все эти несуразности Гоголь описывает совершенно серьёзно, что усиливает комизм ситуации.

В повести Гоголь повторяет распространённые сказочные сюжетные ходы. Часто причиной приключений сказочных героев является поиск пропавшего жениха («Финист-Ясный Сокол») или невесты («Царевна-лягушка»), Своенравная Оксана не ценит любовь Вакулы и похожа, в каком-то смысле, на потерявшую невесту. Кузнец хочет заслужить любовь Оксаны, подарив ей царские черевички, за которыми отправляется в далёкий Петербург. Как обычно бывает в сказках (например, Иван-царевич сжигает кожу царевны-лягушки), Вакула сначала выбирает неверный путь для достижения своей цели: чтобы добиться любви Оксаны, он готов утопиться или заключить сделку с нечистой силой. Однако он вовремя успевает опомниться, отбросив грешные мысли о самоубийстве и продаже своей души чёрту. Гоголь использует сказочный мотив странствий (Иван-царевич проходит Медное, Серебряное и Золотое царство): Вакула летит из Диканьки в Петербург. Тройное повторение эпизодов — характерная особенность фольклорных сказок — присутствует в «Ночи...», правда, повторяются периферийные эпизоды: Солоха прячет в мешки трёх своих поклонников (голову, дьяка и Чуба), чёрт же сам ныряет в маленький мешок. В результате четыре кавалера распределяются по трём мешкам. Как во многих волшебных сказках в финале появляется справедливый и добрый царь, так и в «Ночи...» Вакула добирается до Зимнего дворца, где невыразимо прекрасная царица Екатерина без лишних вопросов исполняет просьбу простодушного кузнеца и дарит ему счастье — золотые черевички из собственного гардероба. Как и у большинства сказок, у повести счастливый конец: добро торжествует над злом, преданный Вакула заслуживает любовь своей избранницы.

Итак, повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» имеет множество черт, роднящих её с волшебной сказкой: захватывающие сюжетные ходы, образ главного героя, группировка персонажей. Однако «Ночь...» представляет собой не фольклорную, а авторскую сказку, то есть литературное произведение, которое отличается от народной сказки изобразительными приёмами.

Во-первых, у Гоголя сказочный сюжет обрастает красочными описаниями, то есть автор стремится опоэтизировать природу и казацкий быт по сравнению с лаконичной фольклорной сказкой. Эти точные и остроумные описания замедляют действие повести, но усиливают увлекательность повествования.

Во-вторых, эпизоды повести выстроены так, чтобы придать захватывающую напряжённость рассказу, а развязка каждого эпизода неожиданна и комична. Так, Чуб заблудился в метели и вернулся-таки домой, как хотел чёрт. Но, столкнувшись в дверях собственной хаты с Вакулой, Чуб оробел, а кузнец, не узнав будущего тестя, крепкими толчками выгнал Чуба на мороз. Когда Солоха уже рассадила трёх своих важных кавалеров в мешки, подоспел последний — казак Свербыгуз. Его она не решилась принимать дома, так как нельзя было найти мешка, в который бы поместился такой дородный мужчина. Тогда «Солоха вывела его в огород, чтобы выслушать от него всё то, что он хотел ей объявить».

В-третьих, Гоголь использует сложные психологические мотивировки поведения героев (почему чёрт не любит кузнеца; как Оксана поняла, что любит Вакулу; почему старухи считали Солоху ведьмой и т.д.).

При всех отличиях «Ночи...» от фольклорной сказки, следует признать, что эта повесть истинно народное произведение: Гоголь отразил в ней народную жизнь в её существенных проявлениях, отразил дух народа, его остроумие, весёлость, его взгляд на мир.

УКРАИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”

1 вариант

Мне очень нравится повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, потому что в ней чудесным образом сочетаются реальность и фантастика. Рядом с простыми селянами сосуществуют персонажи украинского фольклора, обыденная жизнь переплетается с волшебством.

Мы становимся свидетелями того, как на страницах повести оживают народные предания и поверья, например, что в рождественскую ночь нечистая сила становится особенно активной и может произойти все что угодно.

Наиболее ярким представителем мелкой нечисти является черт, который пытается строить козни и всячески вредит добрым людям. Он крадет месяц, устраивает метель среди ясной зимней ночи, чтобы Чуб с кумом сбились с пути, пытается завладеть душой Вакулы в обмен на черевички для Оксаны. Но набожному и смекалистому кузнецу в итоге удается осмеять и наказать черта.

Великолепная Солоха оказывается ведьмой. Она летает верхом на метле по небу, прячет в рукав звезды, может превращаться в животных. Кто-то из жителей Диканьки видел у нее сзади хвост, кто-то узнал ее в образе черной кошки и свиньи.

Уважаемый знахарь Пацюк “приходится сродни черту”. Он не соблюдает пост и в вечер голодной кутьи ест вареники со сметаной, без труда видит нечистую силу. Ожившие персонажи украинского фольклора делают повесть веселее, интереснее, сказочнее, помогают автору передать богатство и самобытность народной мифологии.

2 вариант

Имя молодого писателя Николая Васильевича Гоголя стало широко известным в 1831-1832 годах после выхода в свет двух частей его книги “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Восемь повестей, из которых состояли обе части, – совершенно новое явление в русской литературе.

Со страниц этих повестей веяло дыханием настоящей народной жизни. Они основаны на украинском народном творчестве – сказках, песнях, народных поверьях, а также личных впечатлениях писателя об Украине. Это произведение поразило читателя романтической яркостью и свежестью художественных красок, превосходными картинами украинской природы, удивительным знанием быта и нравов простых людей, замечательно тонким юмором.

В “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Гоголь не пошел ни по пути натуралистического или грубо-комического изображения отрицательных черт крестьянской жизни, ни по пути ее сентиментальной идеализации. Гоголь поэтизировал сельскую жизнь и простого человека. Это произведение писателя теснейшим образом связано с поворотом русской литературы к народности. Народность проявилась не только в этнографически точном воспроизведении нравов и быта крестьянства, а и в правдивой обрисовке черт национального характера народа, в проникновении в сущность народного духа.

Герои “Ночи перед Рождеством” колядуют – поют под окнами накануне Рождества колядки – песни, прославляющие хозяев дома и желающие им здравия и доброй жизни, песни о Рождестве Христовом. Хозяева в ответ на песни обязаны угостить тех, кто поет, чем-то съестным или деньгами, кто чем богат.

Отразились в повести и народные верования – в черта и ведьм, которые строят козни и мешают добрым людям. Черт, для того чтобы отомстить кузнецу, украл с неба месяц, и над всем селом повисла непроглядная мгла. Но Вакуле удалось обмануть черта и заставить его выполнить его приказания, поэтому кузнецу удалось за один день достать для ненаглядной Оксаны черевички, в которых сама царица ходила. Как и всегда в народных сказках и поверьях, добро побеждает зло.

А о Солохе ходило великое множество различных слухов: что видели “у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала”.

Утром после Рождества все селяне обязательно ходили на службу в церковь. У всех было праздничное настроение. Все были одеты в самые лучшие праздничные наряды: “пожилые женщины в белых намитках, в белых суконных свитках”, “дворянки в желтых и зеленых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами”, у молодых девушек “на головах была намотана целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов”.

Предмет изображения в повести “Ночь перед Рождеством” – повседневная народная жизнь с ее радостями и горестями, домашний быт, ярмарки, вечерницы, гулянье парубков и яснооких красавиц. Автор умело воссоздал облик народа, его наивные верования, полноту чувств, житейскую мудрость, чистоту народной души, поэтические представления.

(No Ratings Yet)

  1. Николай Васильевич Гоголь очень трепетно относился к культуре своего народа. Он родился в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, самом сердце Малороссии, как тогда говорили. Один из однокашников...
  2. ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”) 1 вариант На что способен влюбленный человек, чтобы добиться благосклонности своей возлюбленной? Как мы видим из повести Н. В....
  3. САТИРА В ПОВЕСТИ И. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” 1 вариант Повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” – удивительна, необычна и увлекательна, полна тонкой сатиры, веселых шуток и искрометной...
  4. ОБРАЗ ОКСАНЫ (по повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”) 1 вариант Когда в моих руках оказалась повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, я прочла ее на одном дыхании....
  5. История создания повести “Ночь перед Рождеством”. Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи. Он утверждал тем самым...
  6. КЛАССИКА Н. В. ГОГОЛЬ ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”, “РЕВИЗОР”, “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”, “ШИНЕЛЬ” Тема города является одной из основных тем в творчестве Гоголя. В его...
  7. Н. В. ГОГОЛЬ НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ “Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить всем добрым людям и всему миру, чтобы...
  8. На мой взгляд, Н. В. Гоголь всегда был мистиком. Рассмотрим на примере его произведение “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Писатель сразу же отмечает время – это время перед Рождеством, когда...
  9. Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”...
  10. Николай Васильевич Гоголь, пожалуй, самый знаменитый и талантливый писатель, который с легкостью в своих трудах объединяет потусторонний мистический мир с миром людей. Удивительные, увлекательные, ни на что не похожие повести...
  11. ПАТРИОТИЗМ В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ТАРАС БУЛЬБА” 1 вариант Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей...
  12. ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ” Все не то, чем кажется… Он лжет во всякое время, этот Невский проспект… Н. В. Гоголь Молодым человеком...
  13. Повесть (ч. 1-я – 1943; ч. 2-я по назв. “Повесть о разуме” – 1972) (Сокращенный вариант) Автобиографическая и научная повесть “Перед восходом солнца” – исповедальный рассказ о том, как автор...
  14. Повесть “Тарас Бульба” – одно из самых совершенных творений Н. В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение....
  15. Фольклор. Жанры фольклора Фольклор (от английского folk – народ, lore – мудрость) – устное народное творчество. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта – то, что фольклор является...
  16. Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика...
  17. В своих произведениях Гоголь показывает два мира людей: живущих по высоким законам долга и ведущих пустопорожнее, бессмысленное существование. В героях повести “Тарас Бульба” автором выявляется торжество духовности. Гоголь показывает мощные,...
  18. В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,...
  19. Произведение “Вечер накануне Ивана Купала” приходится шедевром в творчестве Гоголя, написано для того, чтобы показать все таинства этой ночи. Ночь на Ивана Купала обладает мистическим содержанием, ведь именно в эту...
  20. Гоголь Н. В. (01.04.1809) родился в Полтавской губернии в семье не зажиточной семье. Родители Николая Васильевича были помещиками и хотели для него достойного образования, которое он и получил в Нежинской...
  21. Повесть Гоголя “Шинель” принадлежит к циклу произведений под названием “Петербургские повести”. Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему “маленького человека”, поднятую Пушкиным в “Станционном смотрителе”, Гоголь... В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время... Повесть Гоголя “Тарас Бульба” это один из лучших рассказов писателя, в котором повествуется о героизме и свободолюбие Украинского народа. Гоголь рассказывает нам о борьбе украинского народа против польских шляхтичей и...
  22. Фольклор – устное творчество народа. В первых главах мы рассмотрели его предпосылки, постарались обнаружить те корни, из которых развилось это могучее дерево. В первобытном синкретическом искусстве были объединены танец и...
УКРАИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”
Выбор редакции
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...

Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...

Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...

У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...