Критская содержание курса характеристика деятельности. Рабочая программа по музыке по программе критской школа россии


Пояснительная записка

Программа по предмету «Музыка» для 1-4 клас­ сов четырехлетней начальной школы общеобразова­ тельных учреждений составлена в соответствии с ос­ новными положениями художественно-педагогиче­ ской концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования ». В дан­ ной программе нашли отражение изменившиеся со­ циокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педаго­ гов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и вос­

современного общества в развитии духовного потен­ циала подрастающего поколения.

1 Программа «Музыка» для 1- 4 классов четырехлетней начальной школы обеспечена учебно-методическими комплек­ тами (авторы:Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)

для каждого класса. Учебно-методические комплекты включа­ ют в себя учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкально­ го материала и фонохрестоматию музыкального материала для каждого класса, а также методические рекомендации по рабо­ те с УМК для начальной школы (М.: Просвещение, 1998- 2001).

Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой уста­ новки:

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие активного, прочувствованного и осоз­ нанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоя­ щего и накопление на его основе тезауруса - интона­ ционно-образного словаря, багажа музыкальных впе­ чатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необхо­ димых для ориентации ребенка в сложном мире му­ зыкального искусства.

Содержание программы базируется на художест­ венно-образном, нравственно-эстетическом постиже­ нии младшими школьниками основных пластов ми­ рового музыкального искусства: фольклора, духов­ ной музыки, произведений композиторов-классиков («золотой фонд»), сочинений современных компози­ торов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, те­ мы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художни­ ка России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматрива­ ются в контексте мировой художественной культуры.

Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в ко­ тором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклор­ ных сочинений, народных обрядов, обычаев и тради­ ций, изустных и письменных форм бытования музы­ ки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной му­ зыки базируется на культурологическом подходе, ко-

торый дает возможность учащимся осваивать духов­ но-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономер­ ностей возникновения и развития музыкального ис­ кусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специ­ фики воздействия на духовный мир человека на осно­ ве проникновения в интонационно-временную приро­ ду музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством ин­ тонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-цен­ ностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музы­ кальной деятельности (исполнение, сочинение, слу­ шание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; принципы развития му­ зыки (повтор, вариативность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двух­ частная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, ба­ лет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и их своеобразие, спе­ цифика их преломления в музыкальной речи компо­ зитора в конкретном произведении.

Критерии отбора музыкального материала в дан­ ную программу заимствованы из концепции Д. Б. Ка­

граммы являются: увлеченность; триединство де­ ятельности композитора - исполнителя - слушате­ ля; «тождество и контраст»; интонационность; опора на отечественную музыкальную культуру.

Принцип увлеченности, согласно которому в ос­ нове музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личност­ ного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художе­ ственно-образного музицирования и творческое само­ выражение.

Принцип триединства деятельности композито­ ра - исполнителя - слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в со­ знании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение му­ зыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как они сами ее ис­ полнили.

Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, сти­ листических связей музыкальных произведений и ос­ воения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприя­ тия жизни и осознания своих жизненных впечатле­ ний.

Интонационность выступает как ведущий прин­ цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произ­ ведение открывается перед ребенком как процесс ста­ новления художественного смысла через разные фор­ мы воплощения художественного образа (литератур­ ные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их му­ зыкальный вкус, потребность общения с высокохудо-

жественнои музыкой в современных условиях широ­ кого распространения образцов поп-культуры в сред­ ствах массовой информации.

Виды музыкальной деятельности на уроках му­ зыки по данной программе разнообразны и направле­ ны на реализацию принципов развивающего обуче­ ния (Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов) в массовом му­ зыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подра­ зумевает различные формы общения ребенка с музы­ кой. В сферу исполнительской деятельности учащих­ ся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движе­ ния; игра на музыкальных инструментах; инсцениро­ вание (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музы­ кальных пьес программного характера; освоение эле­ ментов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, творческое начало дети проявляют в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, му­ зыкальным спектаклям, в составлении художествен­ ных коллажей, поэтических дневников, программ концертов, подборе музыкальных «коллекций» в до­ машнюю фонотеку, в «создании» рисованных мульт­ фильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкантах, му­ зыкальных инструментах и др.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др., запечатленные в художественных образах. Художест­

венно-педагогическая идея позволяем учителю и ре­ бенку осмысливать музыку сквозь Щризму общечело­ веческих ценностей, вести постоянными поиск ответов на вопрос: что есть истина, добро и красота в окру­ жающем мире?

Методы музыкального образования и воспита­ ния младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:

метод художественного, нравственно-эстетиче­ ского познания музыки;

метод интонационно-стилевого постижения му­ зыки;

метод эмоциональной драматург-ии;

метод концентричности организации музыкаль­ ного материала;

метод «забегания вперед и возвращения к прой­ денному» (перспективы и ретроспективы в обучении);

метод создания «композиций» (% форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

метод игры;

метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные ли­ нии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педа­ гогической идеи блока уроков, четверти, года. Заня­ тия в 1 классе носят пропедевтический, вводный ха­ рактер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музы­ ка и ты». В программе 2-4 классов семь разделов: «Россия- Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в *рам», «Гори, го­ ри ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном теат­ ре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».

Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом - охват широкого культурологи-

ческого пространства, которое подразумевает посто­ янные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зри­ тельный ряд выполняет функцию эмоционально-эсте­ тического фона, усиливающего понимание детьми со­ держания музыкального произведения. Основой раз­ вития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близ­ ких по своей образной сущности музыкальным произ­ ведениям. Все это способствует развитию ассоциатив­ ного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

В учебниках и рабочих тетрадях проблемные воп­ росы и задания нацеливают учащихся на самостоя­ тельную работу в классе и дома, исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижи­ рование, музыкальные игры и др.

Основные понятия и музыкальные термины (об­ щие и частные) вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятель­ ности.

Данная программа не подразумевает жестко регла­ ментированного, рецептурного разделения музыкаль­ ного материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, осо­ бенностей и уровня музыкального развития учащих­ ся каждого конкретного класса будет способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе - залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

1 КЛАСС (30 ч)

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши - основа многообразных жиз­ ненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкаль­ ные инструменты.

«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайков­ ский.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена

года». П. Чайковский.

«Колыбельная Волховы», Песня Садко («Заиграй­ те, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. РимскийКорсаков.

«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказ­

ки. С. Прокофьев.

Третья песня Леля

«Снегурочка».

Римский-Корсаков.

«Гусляр Садко». В. пикта.

«Фрески Софии Киевской», фрагмент I части из

Концертной симфонии

с оркестром.

В. Кикта.

«Звезда покатилась». В. Кикта, словаВ. Татаринова.

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

К. В. Глюк.

«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах. «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести

А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Пастушья песенка» на тему из V части Симфонии

6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, словаК. Алема-

«Капельки». В. Павленко,слова Э. Богдановой.189

Скворушка

прощается».

Т. Попатенко, слова

М. Ивенсен;

«Осень», русская народная песня.

«Азбука». А. Островский,слова 3. Петровой;«Ал­

фавит». Р.Паулс,

слова И. Резника;

«Домисолька».

О. Юдахина,

слова В. Ключникова; «Семь подружек».

B. Дроцевич,

слова В.Сергеева;

«Песня о школе».

Д. Кабалевский, слова В. Викторова

«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня; «Пастушья», француз­ ская народная песня; «Камышинка-дуд очка».В. Поплянова, слова В.Татаринова; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текстВ. Гурьяна.

«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, словаА. Коваленкова; «Зимняя сказка». Стихи и музыкаC. Крылова. Рождественские колядки и рождествен­ ские песни народов мира.

Раздел 2. «Музыка и ты»

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкаль­ ного произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».Э. Григ.

«Добрый день». Я Дубравин, словаВ. Суслова. Утро». А.Парцхаладзе, словаЮ. Полухина.

«Солнце», грузинская народная песня, обработка

Д. Аракишвили.

«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле.

А. Шнитке.

«Наигрыш». А. Шнитке.

«Утро». Э. Денисов.

«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, словаЦ. Солодаря.

«Менуэт». Л. Моцарт.

«Болтунья». С. Прокофьева, слова А.Барто? «Баба Яга». Детская народная игр^.

«У каждого свой музыкальный инструмент», эс­ тонская народная песня. Обработка X. Кырвите, пе­

«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народ­ ная песня.

«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова

С. Крылова.

«Учил Суворов». А. Новиков, слов^М. Левашова. «Волынка».И. С. Бах.

«Колыбельная». М. Кажлаев; «Колыбельная».

Г. Гладков.

«Золотые рыбки» из балета «К<шек-Горбунок».

Р. Щедрин.

И. Дунаевский.

«Клоуны». Д. Кабалевский.

«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, словаЕ. Мануча-

191 Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха».

М. Красев, слова К. Чуковского.

«Добрые слоны». А. Журбин, словаВ. Шленского.

«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, словаМ. Са­ довского.

«Слон и скрипочка». В. Кикта, словаВ. Татаринова.

«Бубенчики», американская народная песня, рус­ ский текст Ю. Хазанова.

«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, словаВ. Сус­ лова.

«Бременские музыканты». Из музыкальной фан­ тазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладкова,

стихи Ю. Энтина.

2 КЛАСС (34 ч)

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия и аккомпанемент. Мелодия.

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина».М. Мусоргский.

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Му­ зыкальный инструмент: фортепиано.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. Пьесы из «Детской музыки». С.Прокофьев. «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки».

М. Мусоргский.

«Начинаем перепляс». С. Соснин, словаП. Синяв­ ского.

«Сонная песенка». Р. Паулс, словаИ. Ласманиса. «Спят усталые игрушки». А.Островский, слова

3. Петровой.

«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня. «Колыбельная медведицы».Е. Крылатое, слова

Ю. Яковлева.

Колокольные звоны России. Святые земли Рус­ ской. Праздники православной церкви: Рождество Христово. Молитва. Хорал.

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Го­ дунов». М. Мусоргский.

Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Пес­ ня об Александре Невском», «Вставайте, люди рус­ ские!». С. Прокофьев.

Народные песнопения о Сергии Радонежском. «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский. «Вечерняя песня».А. Тома, словаК. Ушинского. Народные славянские песнопения: «Добрый тебе

вечер », « Рождественское чудо ».

«Рождественская песенка». Слова и музыка П. Си­ нявского.

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народ­ ных инструментов. Вариации в русской народной му­ зыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опы­ ты сочинения мелодии на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камарин­ ская».

«Наигрыш». А. Шнитке.

Русские народные песни: «Выходили красны деви­ цы», «Бояре, а мы к вам пришли».

«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев. «Камаринская».П. Чайковский. «Прибаутки».В. Комраков, слова народные.

Масленица. Масленичные песенки.

Встреча весны. Песенки-заклички, игры, хороводы.

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы - характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.

«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам».

С. Прокофьев.

«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы.

М. Глинка.

«Песня-спор». Г. Гладков, слова В.Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимо­ действие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Пар­ титура.

Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Проко­ фьев.

«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Симфония N° 40, экспозиция I части. В. А. Мо­ царт.

Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».М. Глинка. «Песня о картинах».Г. Гладков, словаЮ. Энтина.

Композитор - исполнитель - слушатель. Музы­ кальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Меж­ дународные конкурсы.

«Волынка», «Менуэт» из «Нотной тетради *Анны Магдалены Бах», «Менуэт» из сюиты № 2, «Токката» ре минор для органа, «Ария» из сюиты № 3, песня «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского.

И. С. Бах.

«Весенняя». В. А. Моцарт, словаОвербек, перевод

Т. Сикорской.

«Колыбельная». Б. Флис - В. А,Моцарт, рус­ ский текст С.Свириденко.

«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова

Н. Кукольника.

«Песня жаворонка». П. Чайковский.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фраг­ менты I части. П. Чайковский.

«Тройка», «Весна. Осень» из музыкальных иллю­ страций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свири­ дов.

«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Каба­ левский.

«Музыкант». Е. Зарицкая, словак.Орлова. «Пусть всегда будет солнце». А.Островский, слова

Л, Ошанина.

«Большой хоровод». Б. Савельев, словаЛены ЖигалкинойиА. Хаита.

3 КЛАСС (34 ч)

Раздел 1. «Россия - Родина моя»

Мелодия - душа музыки. Песенность музыки рус­ ских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Обра-

зы Родины, защитников Отечества в различных жан­ рах музыки.

Симфония № 4, главная мелодия II части. П. Чай­ ковский.

«Жаворонок». М. Глинка,слова Н. Кукольника.

«Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова

А. Толстого.

«Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков,

слова А. Толстого.

«Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».

Русские народные песни: «Славны были наши де­ ды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».

С. Прокофьев.

Раздел 2. «День, полный событий»

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

«Колыбельная». П. Чайковский, слова А.Майкова. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».Э. Григ.

«Заход солнца». Э. Григ, слова А.Мунка, перевод

С. Свириденко.

«Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А.Пле­ щеева.

«Болтунья». С. Прокофьев, слова А.Барто. «Золушка», фрагменты из балета. С.Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульет­

та». С. Прокофьев.

«С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

«Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Кар­ тинки с выставки». М. Мусоргский.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм»

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

«Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов. +

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберта, словаВ. Скотта, пе­

ревод А. Плещеева.

Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо тем­ перированного клавира». И. С. Бах.

«Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля».В. Гаврилин, словаВ. Шульгиной.

«Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос - су­ перзвезда».Л. Уэббер.

« Вербочки ». А. Гречанинов, стихи А.Блока. «Вербочки».Р. Глиэр, стихи А.Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

«Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

«Былина о Добрыне Никитиче». Обработка

Н. Римского-Корсакова.

«Садко и Морской царь». Русская былина (Печор­

ская старина).

Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила».

М. Глинка.

Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

«Третья песня Леля», «Проводы Масленицы», хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки. Русские, украинские народные песни. 197

Я. Дубравин, слова 199

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и ба­ лете. Контраст. Мюзикл как жанр «легкой» музыки: особенности содержания, музыкального языка, ис-1 полнения.

«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы

М. Глинка.

«Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы.

К. В. Глюк.

«Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. РимскийКорсаков.

«Океан- море синее», вступление к опере «Сад­ ко», if. Римский-Корсаков.

«Спящая красавица», фрагменты из балета.

П. Чайковский.

Звуки музыки», фрагмент из мюзикла Р. Род­ жерс, русский текстМ. Цейтлиной.

Волк и семеро козлят на новый лад», фрагмент из мюзикла. А. Рыбников, сценарийЮ. Энтина.

Раздел 6. «В концертном зале»

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные воз­ можности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипич­ ные мастера и исполнители. Контрастные образы сю­ иты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Многообразие тем, сюжетов и образов музыки Бетховена.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фраг­ мент III части. П. Чайковский.

Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах.

Мелодия» из оперы Орфей и Эвридика».

К. В. Глюк.

Мелодия». Л. Чайковский.

Каприс № 24». Н. Паганини.

Пер Гюнт», фрагменты из сюит. Э. Григ.

Симфония № 3 ( Героическая»), фрагменты.

Л. Бетховен.

Соната № 14 ( Лунная»), фрагмент I части. Л. Бет­

Контрданс», К Элизе», Весело. Грустно».

Л. Бетховен.

Сурок». Л. Бетховен,русский текст Н. Райского.

«Волшебный смычок», норвежская народная песня. «Скрипка». Р. Бойко, словаИ. Михайлова.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Роль композитора, исполнителя, слушателя в со­ здании и бытовании музыкальных сочинений. Сход­ ство и различие музыкальной речи разных компози­ торов. Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые му­ зыканты-исполнители. Музыка - источник вдохно­ вения и радости.

«Мелодия». П. Чайковский.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий».

С. Прокофьев.

«Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллю­ страций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свири­ дов.

«Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов,

стихи Б. Пастернака.

«Запевка». Г. Свиридов,стихи И. Северянина.

«Слава солнцу, слава миру!». Канон. В. А. Моцарт. СимфонияN° 40, фрагмент финала.В. А. Моцарт. Симфония № 9, фрагмент финала.Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст

П. Синявского.

Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова 3.Алек­

сандровой.

Всюду музыка живет».

В. Суслова.

«Музыканты», немецкая народная песня. «Камертон», норвежская народная песня.

«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова АГершвина,

русский текст В. Струкова.

«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс».

Дж. Гершвин.

4 КЛАСС (34 ч)

Раздел 1. «Россия - Родина моя»

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия I части. С. Рахманинов.

«Вокализ». С. Рахманинов.

«Ты, река ль моя, реченька», русская народная песня.

«Песня о России». В. Локтев, словаО. Высотской.

Русские народные песни: «Колыбельная» в обра­ ботке А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» (в обработкахМ. Балакирева, Н. Рим- ского-Корсакова).

«Александр Невский», фрагменты из кантаты.

С. Прокофьев.

«Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.

«Родные места». Ю. Антонов,слова М. Пляцковского.

Раздел 2. «День, полный событий»

«В краю великих вдохновений...» Один день с

А. С. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы. «В деревне».М. Мусоргский.

«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена го­ да». П. Чайковский.

«Пастораль» из музыкальных иллюстраций к по­ вести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайков­ ский.

«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года».

П. Чайковский.

Русские народные песни: «Сквозь волнистые тума­ ны», «Зимний вечер».

«Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А.Пушкина. «Зимняя дорога»Ц. Кюи, стихи А.Пушкина.

«Зимний вечер». М. Яковлев, стихиА+Пушкина.

«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.

«Девицы-красавицы», «Уж как по мосту-мосточ­ ку», хоры из оперы «Евгений Онегин».П. Чайков­ ский.

Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

«Венецианская ночь». М. Глинка, словаИ. Коз­ лова.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм»

Святые земли Русской. Праздники Русской право­ славной церкви - Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

«Земле Русская». Стихира.

«Былина об Илье Муромце», былинный напев ска­ зителей Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент I части.

А. Бородин.

«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с вы­ ставки». М. Мусоргский.

Величание святым Кириллу и Мефодию. Обиход­ ный распев.

«Гимн Кириллу и Мефодию». П. Пипков, слова

С. Михайловски.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого. Тропарь праздника Пасхи.

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией музыкального искусства Института художественного образования Российской академии образования, зам. главного редактора журнала «Искусство в школе», член Совета по музыкально-эстетическому образованию Российской академии образования.

Стаж работы в системе образования около 50 лет (с 1961 г.). Работала учителем музыки в общеобразовательных школах г. Москвы, с 1971 – методистом и заведующей (с 1972) кабинетом пения и музыки Московского института усовершенствования учителей, с 1975 года – старшим научным сотрудником лаборатории музыкального обучения НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, где под руководством Д.Б. Кабалевского разработкой новой программы и ее внедрением через курсы повышения квалификации учителей России в Центральном институте усовершенствования учителей, а также в ИУУ в гг. Воткинск (Удмуртия), Самара. Краснодар и на курсах в процессе проведения Международных конференций (г.Владимир, Челябинск, Сумы, Баку и др.)

С 1989 года перешла на работу в Институт художественного воспитания АПН (ныне Институт художественного образования РАО) в должности старшего научного сотрудника, с 2000 – зав. лабораторией музыкального искусства.

Под руководством Е.Д.Критской защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 4-х аспирантов и соискателей ИХО РАО.

Результаты научно-исследовательской работы Е.Д.Критской, связанной с проблемами развития музыкального восприятия детей на интонационной основе, интонационно-стилевого постижения музыки, формированием музыкально-слухового опыта школьников, нашли отражение в статьях и научно-методических и учебных пособиях («Теория и методика музыкального образования детей», 1999, «Музыкальное образование в школе», 2001; «Музыкальное образование», М.2014). В 1994-1996 гг. участвовала в разработке Государственных образовательных стандартов первого поколения, в 2000-е гг. – в разработке ФГОС общего образования второго поколения.

С 1998 года началась работа по созданию учебно-методических комплектов по музыке. В соавторстве (Сергеева Г.П., Т.С. Шмагина) созданы УМК для 1-4 классов, с Сергеевой – УМК для 5-7 классов. В них входят учебник, рабочая/творческая тетрадь, фонохрестоматия (на CD), нотная хрестоматия, методические пособия «Уроки музыки» – 1-4 классы, 5-6 классы, 7 класс). Кроме того, разработан и издан учебник, фонохрестоматии и методическое пособие по предмету «Искусство». 8–9 классы (в соавторстве с Кашековой И.Э. и Сергеевой Г.П.). Учебники представлены в Федеральном перечне Министерства образования и науки. В настоящее время по учебно-методическим комплектам занимаются многие школы России.

Имеет более 100 публикаций по проблемам массового музыкального образования, среди которых авторские программы («Музыка», «Искусство»), учебники, рабочие/творческие тетради для общеобразовательной школы, методические пособия для учителя: поурочные разработки, нотные сборники, фонохрестоматии музыкального материала,

Критская Е.Д. является представителем научной школы Д.Б. Кабалевского, развивает идеи его музыкально-педагогической концепции. При ее активном участии проведены Международные научно-практические конференции, посвященные 90-летию, 95-летию, 100-летию и 110-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского, по результатам которых опубликованы сборники материалов (является составителем и научным редактором статей ее участников). Последний из них «Музыкальное образование в современном культурном пространстве» вышел в 2015 году.

Награждена грамотами Министерства просвещения РСФСР; Международного общества по музыкальному воспитанию детей ISME (2004), Президента РАО (2009) и мн. др. «Отличник народного просвещения» (1979), «Отличник просвещения СССР» (1982), медаль «В память 850-летия Москвы» (1997), имеет звание «Ветеран труда» (2000).

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы» , авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы » Москва, Просвещение, 2010 год. Программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждения и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.


Особенности рабочей программы по предмету

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Рабочая учебная программа по искусству для 8-го класса разработана на основе Государственного образовательнного стандарта программы «Искусство 8-9 классы», авторов: Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской М.,Просвещение, 2007. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа является частью учебно-методического комплекта для 8 – 9 классов образовательных учреждений разных типов, в который войдут учебник, фонохрестоматия музыкального и литературного материала (на МР3) и пособие для учителя.

Общие цели учебного предмета

цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

    развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности; приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра; овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Задачи реализации данного курса :

    актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством; культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры; формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества; углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков; воспитание художественного вкуса; приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; формирование умений и навыков художественного самообразования.

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися

Виды организации учебной деятельности:
    самостоятельная работа творческая работа конкурс викторина
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии :
    уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др.
Осуществление различных типов проектов : исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Приоритетные виды и формы контроля

Основные виды контроля
    вводный текущий итоговый индивидуальный письменный контроль учителя
Формы контроля :
    наблюдение самостоятельная работа тест

Сроки реализации программы

Срок реализации программы Музыка 8 кл- 1 год

Общая характеристика учебного предмета

Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И.Киященко, Л.Н. Столпович, Б.А. Эренгросс и др.), культурологи (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М.Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов и др.). Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения;эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве
Примерный художественный материал , рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла. При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися. В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности , т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников. Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства. Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами. На конкретных художественных произведениях (музыкального, изобразительного искусства, театра, литературы, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них. Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художест-венные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

Целевые установки для класса

    иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и муз.драматургии;

    определять принадлежность муз.произведений к одному из жанров на основе характерных средств муз.выразительности;

    знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

    размышлять о знакомом муз.произведении;

    давать личностную оценку музыке;

    исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

    выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

    использовать знания о музыке и музыантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

В соответствии учебным планом в 8 классах на учебный предмет «Музыка» отводится

Количество часов в год- - 34 ч

Количество часов в неделю -1ч

Количество часов в 1 полугодии -16ч

Количество часов во 2 полугодии-18ч

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Систематизация и углубление полученных знаний

    Расширение опыта музыкально-творческой деятельности

    Знакомство с жанровым и стилевым многообразием творчества композиторов

    Разнообразие видов музыкально-творческой деятельности

    Обогащение сферы художественных интересов учащихся

    Активное развитие музыкального самообразования

    Формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:

    формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
    умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Предметные результаты выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:
    общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности; осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом; применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира; расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
ИКТ-компетентности обучающихся: Обращение с устройствами ИКТ Выпускник научится:
    использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством использовать звуковые и музыкальные редакторы; использовать программы звукозаписи и микрофоны. организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер; использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки; формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Коммуникация и социальное взаимодействие Учащийся научится:
    выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио, презентаций); соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации Выпускник научится:
    использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
    создавать и заполнять различные определители; использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Тема года: Виды музыкального искусства

п/п


    , 2014
    Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2008г.

    Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

Литература

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 классов:

    эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

    осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

    воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

    личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого
    (усвоение опыта поколений) в наши дни;

    перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Критерии и нормы оценивания результатов


По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:

    Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

    Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

    Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:

    Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

    Кроссворды.

    Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

    Блиц-ответы (письменно и устно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

    «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

    Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

    Ведение творческой тетради по музыке.

    Проектная деятельность.

Баллы

Примечание.

    Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

    Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Тест, состоящий из 10 вопросов.Время выполнения работы: 10-15 мин.Оценка «5» - 10 правильных ответов «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. 2. Тест, состоящий из 20 вопросов.Время выполнения работы: 30-40 мин.Оценка «5» - 18-20 правильных ответов «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов(Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.)

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы для педагога и обучающихся

Нормативные документы

    Конституция РФ

    Закон Об образовании»

    Конвенция о правах ребенка

    Декларация прав ребенка.

    Конвенция о правах ребенка.

    Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

    Концепция модернизации российского образования

    Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по музыке.

    Примерные программы по музыке на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования

Учебно-методический комплект «Музыка 8 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э. Кашекова Е.Д.Критской:

    Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва «Просвещение , 2014

    Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2011

    Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение2011

Литература

    Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.

    Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2005.

    Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2000.

    Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М., СПб.; Киев, 2005.

    Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 1998.

    Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. - М., 1997.

    Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2003.

    Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. - М., 1996.

    Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002

Литература для учащихся

    учебник «Музыка. 8-9 класс», М., Просвещение, 2014г.

    Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г

    Владимиров. В.Н. «Музыкальная литература»

    Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

Печатные пособия

    Портреты композиторов.

    Таблицы признаков характера звучания

    Таблица длительностей

    Таблица средств музыкальной выразительности

    Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

    Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

    Транспарант «Симфонический оркестр»

    Транспарант «Волшебный мир оперы»

Экранно-звуковые пособия

    Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

    Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

    Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.

    Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

    Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

    Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

    Нотный и поэтический текст песен.

    Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

    Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

Технические средства обучения

    Музыкальный центр

    Компьютер

    Мультимедиа проектор

    Микрофоны

Интернет-ресурсы

    Википедия.Свободная энциклопедия- Режим доступа: http :// ru . wikipedia / org . wik

    Классическая музыка-Режим доступа: http :// classic hubrik . ru

    Музыкальный словарь –Режим доступа: http :// dic . academic . ru

    Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

    Единая коллекция -

    Российский общеобразовательный портал -

    Детские электронные книги и презентации -

Календарно- тематическое планирование


Выбор редакции
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...

У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...

Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...

Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...