Идейно-художественный смысл названия рассказа А. П


Мария Васильевна возвращается домой. Она идет через фронт, мимо позиций немцев, которые лениво посматривают на нее, не желая тратить пули на жизнь никчемной старухи. У Марии Васильевны погибло трое детей. Их раскатала по земле гусеница немецкого танка. И вот теперь мать идет домой, чтобы навестить могилу своих детей. Горе матери безмерно, оно сделало ее бесстрашной. Не только немцы, но и звери, и лихие люди не трогают обезумевшую от горя женщину. Она спокойно продолжает путь домой.

Мария Васильевна приходит в родную деревню. Ее родной дом сровняли с землей немецкие танки. На развалинах своего дома она встречает соседку – Евдокию Петровну. Евдокия за годы войны постарела и осунулась, она потеряла своих маленьких детей во время бомбежки, а муж пропал во время земляных работ. Евдокия живет в пустой разрушенной деревне. Две женщины начинают диалог о жизни и смерти.

Евдокия рассказывает, как в село пришли немцы, как убили почти всех жителей. Как хоронили мертвых. Ленивые немецкие солдаты скидывали трупы в воронку от снаряда, присыпали землей, укатывали землю танком, а сверху вновь клали мертвые тела. На месте братской могилы Евдокия поставила деревянный крест. Молодая и красивая женщина, Евдокия за пару лет превратилась в старуху. Она живет не для чего-то, а вопреки. Вместе с Марией они не живут, а существуют, ведь в отличие от тела, их души уже мертвы.

Мария Васильева отправляется на братскую могилу, она видит крест над гладко утрамбованной танковыми гусеницами землей. Мать припадает к земле и пытается услышать шепот мертвых. Но они молчат. Мария Васильевна представляет разговор со своей погибшей дочерью. Она понимает, что ее долг перед мертвыми состоит в том, чтобы больше не допустить этой кровопролитной, бессмысленной и беспощадной бойни под названием Великая Отечественная война.

Мария засыпает вечным сном, обнимая тот кусочек земли, под которым похоронены ее дети. Старый солдат проходит мимо братской могилы. Он видит лежащую у креста женщину, время и горе не пощадило ее. Солдат понимает, что женщина мертва и накрывает ее лицо платочком, который раньше использовал как портянку. Он уходит, он должен спасти остальных от такой ужасной участи.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Взыскание погибших Платонов

Другие сочинения:

  1. Можно сказать, что рассказ А. П. Платонова “Взыскание погибших” назван в православных христианских традициях – существует икона Божьей Матери, носящей такое же название. Больше того, эпиграфом к рассказу писатель выбрал следующие строки: “Из бездны взываю”. И действительно, весь рассказ, по Read More ......
  2. Песчаная учительница Безоблачное детство Мария Никифоровна провела в родительском доме. Отец-учитель делал все, чтобы маленькая Мария была счастлива. Вскоре Мария окончила педагогические курсы и вступила во взрослую жизнь. По распределению молодая учительница попадает в деревню Хошутово, находящееся на границе со Read More ......
  3. Возвращение Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой Машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части. Двое суток они едут вместе, и еще на Read More ......
  4. Фро Главная героиня произведения – двадцатилетняя девушка Фрося, дочь железнодорожника. Ее муж уехал далеко и надолго. Фрося очень сильно грустит по нему, жизнь теряет для нее всякий смысл, она даже бросает курсы железнодорожной связи и сигнализации. Отец Фроси, Нефед Степанович Read More ......
  5. Сокровенный человек “Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки”. После погребения жены, намаявшись, Пухов ложится спать. К нему кто-то громко стучит. Сторож конторы начальника дистанции приносит путевку на работы по очистке Read More ......
  6. Корова В рассказе “Корова” главный герой Вася Рубцов. Отец Васи – путевой сторож. Вася рос хорошим и добрым мальчиком. Учился парень в четвертом классе. Школа находилась за пять километров от дома. Вася каждый день должен был преодолевать это расстояние. Учеба Read More ......
  7. Маркун В каждом рассказе А. П. Платонова читатель откроет для себя немало нового и интересного. Здесь интересные философские рассуждения и интересные формы изложения материала. Название рассказа “Маркун” пошло от имени главного героя. Маркун – молодой изобретатель. Парень знает цену и Read More ......
  8. Котлован “В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа Read More ......
Краткое содержание Взыскание погибших Платонов

йЪ ВЕЪДОЩ ЧЪЩЧБА

уМПЧБ НЕТФЧЩИ

нБФШ ЧЕТОХМБУШ Ч УЧПК ДПН. пОБ ВЩМБ Ч ВЕЦЕОУФЧЕ ПФ ОЕНГЕЧ, ОП ПОБ ОЙЗДЕ ОЕ НПЗМБ ЦЙФШ, ЛТПНЕ ТПДОПЗП НЕУФБ, Й ЧЕТОХМБУШ ДПНПК.

пОБ ДЧБ ТБЪБ РТПЫМБ РТПНЕЦХФПЮОЩНЙ РПМСНЙ НЙНП ОЕНЕГЛЙИ ХЛТЕРМЕОЙК, РПФПНХ ЮФП ЖТПОФ ЪДЕУШ ВЩМ ОЕТПЧОЩК, Б ПОБ ЫМБ РТСНПК ВМЙЦОЕК ДПТПЗПК. пОБ ОЕ ЙНЕМБ УФТБИБ Й ОЕ ПУФЕТЕЗБМБУШ ОЙЛПЗП, Й ЧТБЗЙ ЕЕ ОЕ РПЧТЕДЙМЙ. пОБ ЫМБ РП РПМСН, ФПУЛХАЭБС, РТПУФПЧПМПУБС, УП УНХФОЩН, ФПЮОП ПУМЕРЫЙН, МЙГПН. й ЕК ВЩМП ЧУЕ ТБЧОП, ЮФП УЕКЮБУ ЕУФШ ОБ УЧЕФЕ Й ЮФП УПЧЕТЫБЕФУС Ч ОЕН, Й ОЙЮФП Ч НЙТЕ ОЕ НПЗМП ЕЕ ОЙ РПФТЕЧПЦЙФШ, ОЙ ПВТБДПЧБФШ, РПФПНХ ЮФП ЗПТЕ ЕЕ ВЩМП ЧЕЮОЩН Й РЕЮБМШ ОЕХФПМЙНПК - НБФШ ХФТБФЙМБ НЕТФЧЩНЙ ЧУЕИ УЧПЙИ ДЕФЕК. пОБ ВЩМБ ФЕРЕТШ УФПМШ УМБВБ Й ТБЧОПДХЫОБ ЛП ЧУЕНХ УЧЕФХ, ЮФП ЫМБ РП ДПТПЗЕ РПДПВОП ХУПИЫЕК ВЩМЙОЛЕ, ОЕУПНПК ЧЕФТПН, Й ЧУЕ, ЮФП ПОБ ЧУФТЕФЙМБ, ФПЦЕ ПУФБМПУШ ТБЧОПДХЫОЩН Л ОЕК. й ЕК УФБМП ЕЭЕ ВПМЕЕ ФТХДОП, РПФПНХ ЮФП ПОБ РПЮХЧУФЧПЧБМБ, ЮФП ЕК ОЙЛФП ОЕ ОХЦЕО, Й ПОБ ЪБ ФП ТБЧОП ОЙЛПНХ ОЕ ОХЦОБ. ьФПЗП ДПУФБФПЮОП, ЮФПВЩ ХНЕТЕФШ ЮЕМПЧЕЛХ, ОП ПОБ ОЕ ХНЕТМБ; ЕК ВЩМП ОЕПВИПДЙНП ХЧЙДЕФШ УЧПК ДПН, ЗДЕ ПОБ ЦЙМБ ЦЙЪОШ, Й НЕУФП, ЗДЕ Ч ВЙФЧЕ Й ЛБЪОЙ УЛПОЮБМЙУШ ЕЕ ДЕФЙ.

оБ УЧПЕН РХФЙ ПОБ ЧУФТЕЮБМБ ОЕНГЕЧ, ОП ПОЙ ОЕ ФТПОХМЙ ЬФХ УФБТХА ЦЕОЭЙОХ; ЙН ВЩМП УФТБООП ЧЙДЕФШ УФПМШ ЗПТЕУФОХА УФБТХИХ, ПОЙ ХЦБУОХМЙУШ ЧЙДБ ЮЕМПЧЕЮОПУФЙ ОБ ЕЕ МЙГЕ, Й ПОЙ ПУФБЧЙМЙ ЕЕ ВЕЪ ЧОЙНБОЙС, ЮФПВЩ ПОБ ХНЕТМБ УБНБ РП УЕВЕ. ч ЦЙЪОЙ ВЩЧБЕФ ЬФПФ УНХФОЩК ПФЮХЦДЕООЩК УЧЕФ ОБ МЙГБИ МАДЕК, РХЗБАЭЙК ЪЧЕТС Й ЧТБЦДЕВОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, Й ФБЛЙИ МАДЕК ОЙЛПНХ ОЕРПУЙМШОП РПЗХВЙФШ, Й Л ОЙН ОЕЧПЪНПЦОП РТЙВМЙЪЙФШУС. ъЧЕТШ Й ЮЕМПЧЕЛ ПИПФОЕЕ УТБЦБАФУС У РПДПВОЩНЙ УЕВЕ, ОП ОЕРПДПВОЩИ ПО ПУФБЧМСЕФ Ч УФПТПОЕ, ВПСУШ ЙУРХЗБФШУС ЙИ Й ВЩФШ РПВЕЦДЕООЩН ОЕЙЪЧЕУФОПК УЙМПК.

рТПКДС УЛЧПЪШ ЧПКОХ, УФБТБС НБФШ ЧЕТОХМБУШ ДПНПК. оП ТПДОПЕ НЕУФП ЕЕ ФЕРЕТШ ВЩМП РХУФЩН. нБМЕОШЛЙК ВЕДОЩК ДПН ОБ ПДОП УЕНЕКУФЧП, ПВНБЪБООЩК ЗМЙОПК, ЧЩЛТБЫЕООЩК ЦЕМФПК ЛТБУЛПК, У ЛЙТРЙЮОПА РЕЮОПК ФТХВПК, РПИПЦЕК ОБ ЪБДХНБЧЫХАУС ЗПМПЧХ ЮЕМПЧЕЛБ, ДБЧОП РПЗПТЕМ ПФ ОЕНЕГЛПЗП ПЗОС Й ПУФБЧЙМ РПУМЕ УЕВС ХЗМЙ, ХЦЕ РПТБУФБАЭЙЕ ФТБЧПК НПЗЙМШОПЗП РПЗТЕВЕОЙС. й ЧУЕ УПУЕДОЙЕ ЦЙМЩЕ НЕУФБ, ЧЕУШ ЬФПФ УФБТЩК ЗПТПД ФПЦЕ ХНЕТ, Й УФБМП ЧУАДХ ЧПЛТХЗ УЧЕФМП Й ЗТХУФОП, Й ЧЙДОП ДБМЕЛП ПЛТЕУФ РП ХНПМЛЫЕК ЪЕНМЕ. еЭЕ РТПКДЕФ ОЕНОПЗП ЧТЕНЕОЙ, Й НЕУФП ЦЙЪОЙ МАДЕК ЪБТБУФЕФ УЧПВПДОПК ФТБЧПК, ЕЗП ЪБДХАФ ЧЕФТЩ, УТПЧОСАФ ДПЦДЕЧЩЕ РПФПЛЙ, Й ФПЗДБ ОЕ ПУФБОЕФУС УМЕДБ ЮЕМПЧЕЛБ, Б ЧУЕ НХЮЕОШЕ ЕЗП УХЭЕУФЧПЧБОШС ОБ ЪЕНМЕ ОЕЛПНХ ВХДЕФ РПОСФШ Й ХОБУМЕДПЧБФШ Ч ДПВТП Й РПХЮЕОЙЕ ОБ ВХДХЭЕЕ ЧТЕНС, РПФПНХ ЮФП ОЕ УФБОЕФ Ч ЦЙЧЩИ ОЙЛПЗП. й НБФШ ЧЪДПИОХМБ ПФ ЬФПК РПУМЕДОЕК УЧПЕК ДХНЩ Й ПФ ВПМЙ Ч УЕТДГЕ ЪБ ВЕУРБНСФОХА РПЗЙВБАЭХА ЦЙЪОШ. оП УЕТДГЕ ЕЕ ВЩМП ДПВТЩН, Й ПФ МАВЧЙ Л РПЗЙВЫЙН ПОП ЪБИПФЕМП ЦЙФШ ЪБ ЧУЕИ ХНЕТЫЙИ, ЮФПВЩ ЙУРПМОЙФШ ЙИ ЧПМА, ЛПФПТХА ПОЙ ХОЕУМЙ ЪБ УПВПК Ч НПЗЙМХ.

пОБ УЕМБ РПУТЕДЙ ПУФЩЧЫЕЗП РПЦБТЙЭБ Й УФБМБ РЕТЕВЙТБФШ ТХЛБНЙ РТБИ УЧПЕЗП ЦЙМЙЭБ. пОБ ЪОБМБ УЧПА ДПМА, ЮФП ЕК РПТБ ХНЙТБФШ, ОП ДХЫБ ЕЕ ОЕ УНЙТСМБУШ У ЬФПК ДПМЕК, РПФПНХ ЮФП ЕУМЙ ПОБ ХНТЕФ, ФП ЗДЕ УПИТБОЙФУС РБНСФШ П ЕЕ ДЕФСИ Й ЛФП ЙИ УВЕТЕЦЕФ Ч УЧПЕК МАВЧЙ, ЛПЗДБ ЕЕ УЕТДГЕ ФПЦЕ РЕТЕУФБОЕФ ДЩЫБФШ?

нБФШ ФПЗП ОЕ ЪОБМБ, Й ПОБ ДХНБМБ ПДОБ. л ОЕК РПДПЫМБ УПУЕДЛБ, еЧДПЛЙС рЕФТПЧОБ, НПМПДБС ЦЕОЭЙОБ, НЙМПЧЙДОБС Й РПМОБС РТЕЦДЕ, Б ФЕРЕТШ ПУМБВЕЧЫБС, ФЙИБС Й ТБЧОПДХЫОБС; ДЧПЙИ НБМПМЕФОЙИ ДЕФЕК ЕЕ ХВЙМЙ ВПНВПК, ЛПЗДБ ПОБ ХИПДЙМБ У ОЙНЙ ЙЪ ЗПТПДБ, Б НХЦ РТПРБМ ВЕЪ ЧЕУФЙ ОБ ЪЕНМСОЩИ ТБВПФБИ, Й ПОБ ЧЕТОХМБУШ ПВТБФОП, ЮФПВЩ УИПТПОЙФШ ДЕФЕК Й ДПЦЙФШ УЧПЕ ЧТЕНС ОБ НЕТФЧПН НЕУФЕ.

ЪДТБЧУФЧХКФЕ, нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ, - РТПЙЪОЕУМБ еЧДПЛЙС рЕФТПЧОБ.

ЬФП ФЩ, дХОС, - УЛБЪБМБ ЕК нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ. - PДЙУШ УП НОПК, ДБЧБК У ФПВПК ТБЪЗПЧПТ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ. рПЙЭЙ Х НЕОС Ч ЗПМПЧЕ, С ДБЧОП ОЕ НЩМБУШ.

дХОС У РПЛПТОПУФША УЕМБ ТСДПН: нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ РПМПЦЙМБ ЗПМПЧХ ЕК ОБ ЛПМЕОЙ, Й УПУЕДЛБ УФБМБ ЙУЛБФШ Х ОЕЕ Ч ЗПМПЧЕ. пВЕЙН ФЕРЕТШ ВЩМП МЕЗЮЕ ЪБ ЬФЙН ЪБОСФЙЕН; ПДОБ УФБТБФЕМШОП ТБВПФБМБ, Б ДТХЗБС РТЙМШОХМБ Л ОЕК Й ЪБДТЕНБМБ Ч РПЛПЕ ПФ ВМЙЪПУФЙ ЪОБЛПНПЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

ФЧПЙ-ФП ЧУЕ РПНЕТМЙ? - УРТПУЙМБ нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ.

ЧУЕ, Б ФП ЛБЛ ЦЕ! - ПФЧЕФЙМБ дХОС. - й ФЧПЙ ЧУЕ?

ЧУЕ, ОЙЛПЗП ОЕФХ. - УЛБЪБМБ нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ.

Х ОБУ У ФПВПК РПТПЧОХ ОЙЛПЗП ОЕФХ, - РТПЙЪОЕУМБ дХОС, ХДПЧМЕФЧПТЕООБС, ЮФП ЕЕ ЗПТЕ ОЕ УБНПЕ ВПМШЫПЕ ОБ УЧЕФЕ: Х ДТХЗЙИ МАДЕК ФБЛПЕ ЦЕ.

Х НЕОС-ФП ЗПТС РПВПМШЫЕ ФЧПЕЗП ВХДЕФ: С Й РТЕЦДЕ ЧДПЧБС ЦЙМБ, - РТПЗПЧПТЙМБ нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ. - б ДЧПЕ-ФП НПЙИ УЩОПЧЕК ЪДЕУШ Х РПУБДБ МЕЗМЙ. пОЙ Ч ТБВПЮЙК ВБФБМШПО РПУФХРЙМЙ, ЛПЗДБ ОЕНГЩ ЙЪ рЕФТПРБЧМПЧЛЙ ОБ нЙФТПЖБОШЕЧУЛЙК ФТБЛФ ЧЩЫМЙ б ДПЮЛБ НПС РПЧЕМБ НЕОС ПФУАДБ ЛХДБ ЗМБЪБ ЗМСДСФ, ПОБ МАВЙМБ НЕОС, ПОБ ДПЮШ НПС ВЩМБ, РПФПН ПФПЫМБ ПФ НЕОС, ПОБ РПМАВЙМБ ДТХЗЙИ, ПОБ РПМАВЙМБ ЧУЕИ, ПОБ РПЦБМЕМБ ПДОПЗП - ПОБ ВЩМБ ДПВТБС ДЕЧПЮЛБ, ПОБ НПС ДПЮЛБ, - ПОБ ОБЛМПОЙМБУШ Л ОЕНХ, ПО ВЩМ ВПМШОПК, ПО ТБОЕОЩК, ПО УФБМ ЛБЛ ОЕЦЙЧПК, Й ЕЕ ФПЦЕ ФПЗДБ ХВЙМЙ, ХВЙМЙ УЧЕТИХ ПФ БЬТПРМБОБ б С ЧЕТОХМБУШ, НОЕ-ФП ЮФП ЦЕ! нОЕ-ФП ЮФП ЦЕ ФЕРЕТШ! нОЕ ЧУЕ ТБЧОП! с УБНБ ФЕРЕТШ ЛБЛ НЕТФЧБС

Б ЮФП Ц ФЕВЕ ДЕМБФШ-ФП: ЦЙЧЙ, ЛБЛ НЕТФЧБС, С ФПЦЕ ФБЛ ЦЙЧХ, УЛБЪБМБ дХОС. - нПЙ МЕЦБФ, Й ФЧПЙ МЕЗМЙ с-ФП ЪОБА, ЗДЕ ФЧПЙ МЕЦБФ, - ПОЙ ФБН, ЛХДБ ЧУЕИ УЧПМПЛМЙ Й УИПТПОЙМЙ, С ФХФ ВЩМБ, С-ФП ЗМБЪБНЙ УЧПЙНЙ ЧЙДЕМБ. уРЕТЧБ ПОЙ ЧУЕИ ХВЙФЩИ РПЛПКОЙЛПЧ УПУЮЙФБМЙ, ВХНБЗХ УПУФБЧЙМЙ, УЧПЙИ ПФДЕМШОП РПМПЦЙМЙ, Б ОБЫЙИ РТПЮШ ПФЧПМПЛМЙ РПДБМЕЕ. рПФПН ОБЫЙИ ЧУЕИ ТБЪДЕМЙ ОБЗПМП Й Ч ВХНБЗХ ЧЕУШ РТЙВЩФПЛ ПФ ЧЕЭЕК ЪБРЙУБМЙ. пОЙ ДПМЗП ФБЛПЧП ЪБВПФЙМЙУШ, Б РПФПН ХЦ ИПТПОЙФШ ФБУЛБФШ ОБЮБМЙ.

Б НПЗЙМХ-ФП ЛФП ЧЩТЩМ? - ПВЕУРПЛПЙМБУШ нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ. - зМХВПЛП ПФТЩМЙ-ФП? чЕДШ ЗПМЩИ, ЪСВЛЙИ ИПТПОЙМЙ, ЗМХВПЛБС НПЗЙМБ ВЩМБ ВЩ РПФЕРМЕЕ!

ОЕФ, ЛБЛПЧП ФБН ЗМХВПЛП! - УППВЭЙМБ дХОС. - сНБ ПФ УОБТСДБ, ЧПФ ФЕВЕ Й НПЗЙМБ. оБЧБМЙМЙ ФХДБ ДПРПМОБ, Б ДТХЗЙН НЕУФБ ОЕ ИЧБФЙМП. фПЗДБ ПОЙ ФБОЛПН РТПЕИБМЙ ЮЕТЕЪ НПЗЙМХ РП НЕТФЧЩН, РПЛПКОЙЛЙ ХНСМЙУШ, НЕУФП УФБМП, Й ПОЙ ЕЭЕ ФХДБ РПМПЦЙМЙ, ЛФП ПУФБМУС. йН ЛПРБФШ ЦЕМБОЙС ОЕФХ, ПОЙ УЙМХ УЧПА ВЕТЕЗХФ. б УЧЕТИХ ЪБВТПУБМЙ ЮХФШ-ЮХФШ ЪЕНМЕК, РПЛПКОЙЛЙ Й МЕЦБФ ФБН, УФЩОХФ ФЕРЕТШ; ФПМШЛП НЕТФЧЩЕ Й УФЕТРСФ ФБЛХА НХЛХ - МЕЦБФШ ЧЕЛ ОБЗЙНЙ ОБ ИПМПДЕ

Б НПЙИ-ФП - ФПЦЕ ФБОЛПН ХЧЕЮЙМЙ ЙМЙ ЙИ УЧЕТИХ ГЕМШОЩНЙ РПМПЦЙМЙ? - УРТПУЙМБ нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ.

ФЧПЙИ-ФП? - ПФПЪЧБМБУШ дХОС. - дБ С ФПЗП ОЕ ХЗМСДЕМБ фБН, ЪБ РПУБДПН, Х УБНПК ДПТПЗЙ ЧУЕ МЕЦБФ, РПКДЕЫШ - ХЧЙДЙЫШ. с ЙН ЛТЕУФ ЙЪ ДЧХИ ЧЕФПЛ УЧСЪБМБ Й РПУФБЧЙМБ, ДБ ЬФП ОЙ Л ЮЕНХ: ЛТЕУФ РПЧБМЙФУС, ИПФШ ФЩ ЕЗП ЦЕМЕЪОЩК УДЕМБК, Б МАДЙ ЪБВХДХФ НЕТФЧЩИ

нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ ЧУФБМБ У ЛПМЕОЕК дХОЙ, РПМПЦЙМБ ЕЕ ЗПМПЧХ Л УЕВЕ Й УБНБ УФБМБ ЙУЛБФШ Х ОЕЕ Ч ЗПМПЧОЩИ ЧПМПУБИ. й ПФ ТБВПФЩ ЕК УФБМП МЕЗЮЕ; ТХЮОБС ТБВПФБ МЕЮЙФ ВПМШОХА ФПУЛХАЭХА ДХЫХ.

рПФПН, ЛПЗДБ ХЦЕ УЧЕЮЕТЕМП, нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ РПДОСМБУШ; ПОБ ВЩМБ УФБТБС ЦЕОЭЙОБ, ПОБ ФЕРЕТШ ХУФБМБ; ПОБ РПРТПЭБМБУШ У дХОЕК Й РПЫМБ Ч УХНТБЛ, ЗДЕ МЕЦБМЙ ЕЕ ДЕФЙ - ДЧБ УЩОБ Ч ВМЙЦОЕК ЪЕНМЕ Й ДПЮШ Ч ПФДБМЕОЙЙ.

нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ ЧЩЫМБ Л РПУБДХ, ЮФП РТЙМЕЗБМ Л ЗПТПДХ. ч РПУБДЕ ЦЙМЙ ТБОШЫЕ Ч ДЕТЕЧСООЩИ ДПНЙЛБИ УБДПЧПДЩ Й ПЗПТПДОЙЛЙ; ПОЙ ЛПТНЙМЙУШ У ХЗПДЙК, РТЙМЕЗБАЭЙИ Л ЙИ ЦЙМЙЭБН, Й ФЕН УХЭЕУФЧПЧБМЙ ЪДЕУШ УРПЛПО ЧЕЛБ. оЩОЮЕ ФХФ ОЙЮЕЗП ХЦЕ ОЕ ПУФБМПУШ, Й ЪЕНМС РПЧЕТИХ УРЕЛМБУШ ПФ ПЗОС, Б ЦЙФЕМЙ МЙВП ХНЕТМЙ, МЙВП ХЫМЙ Ч УЛЙФБОЙЕ, МЙВП ЙИ ЧЪСМЙ Ч РМЕО Й ХЧЕМЙ Ч ТБВПФХ Й Ч УНЕТФШ.

йЪ РПУБДБ ХИПДЙМ Ч ТБЧОЙОХ нЙФТПЖБОШЕЧУЛЙК ФТБЛФ. рП ПВПЮЙОЕ ФТБЛФБ Ч РТЕЦОЙЕ ЧТЕНЕОБ ТПУМЙ ЧЕФМЩ, ФЕРЕТШ ЙИ ЧПКОБ ПВЗМПДБМБ ДП УБНЩИ РОЕК, Й УЛХЮОБ ВЩМБ УЕКЮБУ ВЕЪМАДОБС ДПТПЗБ, УМПЧОП ХЦЕ ВМЙЪЛП ОБИПДЙМУС ЛПОЕГ УЧЕФБ Й ТЕДЛП ЛФП ДПИПДЙМ УАДБ.

нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ РТЙЫМБ ОБ НЕУФП НПЗЙМЩ, ЗДЕ УФПСМ ЛТЕУФ, УДЕМБООЩК ЙЪ ДЧХИ УЧСЪБООЩИ РПРЕТЕЛ ЦБМПВОЩИ, ДТПЦБЭЙИ ЧЕФЧЕК. нБФШ УЕМБ Х ЬФПЗП ЛТЕУФБ; РПД ОЙН МЕЦБМЙ ЕЕ ОБЗЙЕ ДЕФЙ, ХНЕТЭЧМЕООЩЕ, РПТХЗБООЩЕ Й ВТПЫЕООЩЕ Ч РТБИ ЮХЦЙНЙ ТХЛБНЙ.

оБУФХРЙМ ЧЕЮЕТ Й ПВТБФЙМУС Ч ОПЮШ. пУЕООЙЕ ЪЧЕЪДЩ ЪБУЧЕФЙМЙУШ ОБ ОЕВЕ, ФПЮОП, ЧЩРМБЛБЧЫЙУШ, ФБН ПФЛТЩМЙУШ ХДЙЧМЕООЩЕ Й ДПВТЩЕ ЗМБЪБ, ОЕРПДЧЙЦОП ЧУНБФТЙЧБАЭЙЕУС Ч ФЕНОХА ЪЕНМА, УФПМШ ЗПТЕУФОХА Й ЧМЕЛХЭХА, ЮФП ЙЪ ЦБМПУФЙ Й НХЮЙФЕМШОПК РТЙЧСЪБООПУФЙ ОЙЛПНХ ОЕМШЪС ПФЧЕУФЙ ПФ ОЕЕ ЧЪПТБ.

ВЩМЙ ВЩ ЧЩ ЦЙЧЩ, - РТПЫЕРФБМБ НБФШ Ч ЪЕНМА УЧПЙН НЕТФЧЩН УЩОПЧШСН, - ВЩМЙ ВЩ ЧЩ ЦЙЧЩ, УЛПМШЛП ТБВПФЩ РПДЕМБМЙ, УЛПМШЛП УХДШВЩ ЙУРЩФБМЙ! б ФЕРЕТШ ЮФП Ц, ФЕРЕТШ ЧЩ ХНЕТМЙ, - ЗДЕ ЧБЫБ ЦЙЪОШ, ЛБЛХА ЧЩ ОЕ РТПЦЙМЙ, ЛФП РТПЦЙЧЕФ ЕЕ ЪБ ЧБУ?.. нБФЧЕА-ФП УЛПМШЛП Ц ВЩМП? дЧБДГБФШ ФТЕФЙК ЫЕМ, Б чБУЙМЙА ДЧБДГБФШ ЧПУШНПК. б ДПЮЛЕ ВЩМП ЧПУЕНОБДГБФШ, ФЕРЕТШ ХЦ ДЕЧСФОБДГБФЩК РПЫЕМ ВЩ, ЧЮЕТБ ПОБ ЙНЕОЙООЙГБ ВЩМБ… уФПМШЛП С УЕТДГБ УЧПЕЗП ЙУФТБФЙМБ ОБ ЧБУ, УЛПМШЛП ЛТПЧЙ НПЕК ХЫМП, ОП, ЪОБЮЙФ, НБМП ВЩМП, НБМП ВЩМП ПДОПЗП УЕТДГБ НПЕЗП Й ЛТПЧЙ НПЕК, ТБЪ ЧЩ ХНЕТМЙ, ТБЪ С ДЕФЕК УЧПЙИ ЦЙЧЩНЙ ОЕ ХДЕТЦБМБ Й ПФ УНЕТФЙ ЙИ ОЕ УРБУМБ пОЙ ЮФП ЦЕ, ПОЙ ДЕФЙ НПЙ, ПОЙ ЦЙФШ ОБ УЧЕФ ОЕ РТПУЙМЙУШ. б С ЙИ ТПЦБМБ - ОЕ ДХНБМБ; С ЙИ ТПДЙМБ, РХУЛБК УБНЙ ЦЙЧХФ. б ЦЙФШ ОБ ЪЕНМЕ, ЧЙДОП, ОЕМШЪС ЕЭЕ, ФХФ ОЙЮЕЗП ОЕ ЗПФПЧП ДМС ДЕФЕК: ЗПФПЧЙМЙ ФПМШЛП, ДБ ОЕ ХРТБЧЙМЙУШ!.. фХФ ЦЙФШ ЙН ОЕМШЪС, Б ВПМШЫЕ ЙН ОЕЗДЕ ВЩМП, - ЮФП Ц ОБН, НБФЕТСН, ДЕМБФШ-ФП, Й НЩ ТПЦБМЙ ДЕФЕК. б ЙОБЮЕ ЛБЛ ЦЕ? пДОПК-ФП ЦЙФШ ОЕВПУШ Й ОЙ Л ЮЕНХ

пОБ РПФТПЗБМБ НПЗЙМШОХА ЪЕНМА Й РТЙМЕЗМБ Л ОЕК МЙГПН. ч ЪЕНМЕ ВЩМП ФЙИП, ОЙЮЕЗП ОЕ УМЩЫОП.

УРСФ, - РТПЫЕРФБМБ НБФШ, - ОЙЛФП Й ОЕ РПЫЕЧЕМШОЕФУС, - ХНЙТБФШ ВЩМП ФТХДОП, Й ПОЙ ХНПТЙМЙУШ. рХУФШ УРСФ, С ПВПЦДХ - С ОЕ НПЗХ ЦЙФШ ВЕЪ ДЕФЕК, С ОЕ ИПЮХ ЦЙФШ ВЕЪ НЕТФЧЩИ

нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ ПФОСМБ МЙГП ПФ ЪЕНМЙ; ЕК РПУМЩЫБМПУШ, ЮФП ЕЕ РПЪЧБМБ ДПЮШ оБФБЫБ; ПОБ РПЪЧБМБ ЕЕ, ОЕ РТПНПМЧЙЧ УМПЧБ, ВХДФП РТПЙЪОЕУМБ ЮФП-ФП ПДОЙН УЧПЙН УМБВЩН ЧЪДПИПН. нБФШ ПЗМСДЕМБУШ ЧПЛТХЗ, ЦЕМБС ХЧЙДЕФШ, ПФЛХДБ ЧЪЩЧБЕФ Л ОЕК ДПЮШ, ПФЛХДБ РТПЪЧХЮБМ ЕЕ ЛТПФЛЙК ЗПМПУ - ЙЪ ФЙИПЗП РПМС, ЙЪ ЪЕНОПК ЗМХВЙОЩ ЙМЙ У ЧЩУПФЩ ОЕВБ, У ФПК СУОПК ЪЧЕЪДЩ. зДЕ ПОБ УЕКЮБУ, ЕЕ РПЗЙВЫБС ДПЮШ? йМЙ ОЕФ ЕЕ ВПМШЫЕ ОЙЗДЕ Й НБФЕТЙ МЙЫШ ЮХДЙФУС ЗПМПУ оБФБЫЙ, ЛПФПТЩК ЪЧХЮЙФ ЧПУРПНЙОБОЙЕН Ч ЕЕ УПВУФЧЕООПН УЕТДГЕ?

нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ УОПЧБ РТЙУМХЫБМБУШ, Й ПРСФШ ЙЪ ФЙЫЙОЩ НЙТБ РТПЪЧХЮБМ

ЕК ЪПЧХЭЙК ЗПМПУ ДПЮЕТЙ, УФПМШ ХДБМЕООЩК, ЮФП ВЩМ РПДПВЕО ВЕЪНПМЧЙА, Й, ПДОБЛП, ЮЙУФЩК Й ЧОСФОЩК РП УНЩУМХ, ЗПЧПТСЭЙК П ОБДЕЦДЕ Й ТБДПУФЙ, П ФПН, ЮФП УВХДЕФУС ЧУЕ, ЮФП ОЕ УВЩМПУШ, Б ХНЕТЫЙЕ ЧПЪЧТБФСФУС ЦЙФШ ОБ ЪЕНМА Й ТБЪМХЮЕООЩЕ ПВОЙНХФ ДТХЗ ДТХЗБ Й ОЕ ТБУУФБОХФУС ВПМЕЕ ОЙЛПЗДБ.

нБФШ ТБУУМЩЫБМБ, ЮФП ЗПМПУ ЕЕ ДПЮЕТЙ ВЩМ ЧЕУЕМЩК, Й РПОСМБ, ЮФП ЬФП ПЪОБЮБЕФ ОБДЕЦДХ Й ДПЧЕТЙЕ ЕЕ ДПЮЕТЙ ОБ ЧПЪЧТБЭЕОЙЕ Л ЦЙЪОЙ, ЮФП ХНЕТЫБС ПЦЙДБЕФ РПНПЭЙ ЦЙЧЩИ Й ОЕ ИПЮЕФ ВЩФШ НЕТФЧПК.

"лБЛ ЦЕ, ДПЮЛБ, С ФЕВЕ РПНПЗХ? с УБНБ ЕМЕ ЦЙЧБ, - УЛБЪБМБ нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ; ПОБ ЗПЧПТЙМБ УРПЛПКОП Й ЧТБЪХНЙФЕМШОП, УМПЧОП ПОБ ОБИПДЙМБУШ Ч УЧПЕН ДПНЕ, Ч РПЛПЕ, Й ЧЕМБ ВЕУЕДХ У ДЕФШНЙ, ЛБЛ ВЩЧБМП Ч ЕЕ ОЕДБЧОЕК УЮБУФМЙЧПК ЦЙЪОЙ. - с ПДОБ ОЕ РПДЩНХ ФЕВС, ДПЮЛБ; ЕУМЙ В ЧЕУШ ОБТПД РПМАВЙМ ФЕВС, ДБ ЧУА ОЕРТБЧДХ ОБ ЪЕНМЕ ЙУРТБЧЙМ, ФПЗДБ ВЩ Й ФЕВС, Й ЧУЕИ РТБЧЕДОП ХНЕТЫЙИ ПО Л ЦЙЪОЙ РПДОСМ: ЧЕДШ УНЕТФШ-ФП Й ЕУФШ РЕТЧБС ОЕРТБЧДБ!.. б С ПДОБ ЮЕН ФЕВЕ РПНПЗХ? уБНБ ФПМШЛП ХНТХ ПФ ЗПТС Й ВХДХ ФПЗДБ У ФПВПК!"

нБФШ ДПМЗП ЗПЧПТЙМБ УЧПЕК ДПЮЕТЙ УМПЧБ ТБЪХНОПЗП ХФЕЫЕОЙС, ФПЮОП оБФБЫБ Й ДЧБ УЩОБ Ч ЪЕНМЕ ЧОЙНБФЕМШОП УМХЫБМЙ ЕЕ. рПФПН ПОБ ЪБДТЕНБМБ Й ХУОХМБ ОБ НПЗЙМЕ.

рПМОПЮОБС ЪБТС ЧПКОЩ ЧЪПЫМБ ЧДБМЕЛЕ, Й ЗХМ РХЫЕЛ ТБЪДБМУС ПФФХДБ; ФБН ОБЮБМБУШ ВЙФЧБ. нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ РТПУОХМБУШ, Й РПУНПФТЕМБ Ч УФПТПОХ ПЗОС ОБ ОЕВЕ, Й РТЙУМХЫБМБУШ Л ЮБУФПНХ ДЩИБОЙА РХЫЕЛ. "ьФП ОБЫЙ ЙДХФ, - РПЧЕТЙМБ ПОБ. - рХУФШ УЛПТЕЕ РТЙИПДСФ, РХУФШ ПРСФШ ВХДЕФ УПЧЕФУЛБС ЧМБУФШ, ПОБ МАВЙФ ОБТПД, ПОБ МАВЙФ ТБВПФХ, ПОБ ЧУЕНХ ОБХЮБЕФ МАДЕК, ПОБ ВЕУРПЛПКОБС; НПЦЕФ - ЧЕЛ РТПКДЕФ, Й ОБТПД ОБХЮЙФУС, ЮФПВ НЕТФЧЩЕ УФБМЙ ЦЙЧЩНЙ, Й ФПЗДБ ЧЪДПИОЕФ, ФПЗДБ ПВТБДХЕФУС ПУЙТПФЕМПЕ УЕТДГЕ НБФЕТЙ".

нБТЙС чБУЙМШЕЧОБ ЧЕТЙМБ Й РПОЙНБМБ, ЮФП ЧУЕ ФБЛ Й УВХДЕФУС, ЛБЛ ПОБ ЦЕМБМБ Й ЛБЛ ЕК ВЩМП ОЕПВИПДЙНП ДМС ХФЕЫЕОЙС УЧПЕК ДХЫЙ. пОБ ЧЙДЕМБ МЕФБАЭЙЕ БЬТПРМБОЩ, Б ЙИ ФПЦЕ ФТХДОП ВЩМП ЧЩДХНБФШ Й УДЕМБФШ, Й ЧУЕИ ХНЕТЫЙИ НПЦОП ЧПЪЧТБФЙФШ ЙЪ ЪЕНМЙ Л ЦЙЪОЙ ОБ УПМОЕЮОЩК УЧЕФ, ЕУМЙ В ТБЪХН МАДЕК ПВТБФЙМУС Л ОХЦДЕ НБФЕТЙ, ТПЦДБАЭЕК Й ИПТПОСЭЕК УЧПЙИ ДЕФЕК Й ХНЙТБАЭЕК ПФ ТБЪМХЛЙ У ОЙНЙ.

пОБ УОПЧБ РТЙРБМБ Л НПЗЙМШОПК НСЗЛПК ЪЕНМЕ, ЮФПВЩ ВМЙЦЕ ВЩФШ Л УЧПЙН ХНПМЛЫЙН УЩОПЧШСН. й НПМЮБОЙЕ ЙИ ВЩМП ПУХЦДЕОЙЕН ЧУЕНХ НЙТХ-ЪМПДЕА, ХВЙЧЫЕНХ ЙИ, Й ЗПТЕН ДМС НБФЕТЙ, РПНОСЭЕК ЪБРБИ ЙИ ДЕФУЛПЗП ФЕМБ Й ГЧЕФ ЙИ ЦЙЧЩИ ЗМБЪ л РПМХДОА ТХУУЛЙЕ ФБОЛЙ ЧЩЫМЙ ОБ нЙФТПЖБОШЕЧУЛХА ДПТПЗХ Й ПУФБОПЧЙМЙУШ ЧПЪМЕ РПУБДБ ОБ ПУНПФТ Й ЪБРТБЧЛХ; ПОЙ ФЕРЕТШ ОЕ УФТЕМСМЙ ЧРЕТЕД УЕВС, РПФПНХ ЮФП ОЕНЕГЛЙК ЗБТОЙЪПО РПЗЙВЫЕЗП ЗПТПДЛБ ХВЕТЕЗУС ПФ ВПС Й ЪБЗПДС ПФПЫЕМ Л УЧПЙН ЧПКУЛБН.

пДЙО ЛТБУОПБТНЕЕГ У ФБОЛБ ПФПЫЕМ ПФ НБЫЙОЩ Й РПЫЕМ РПИПДЙФШ РП ЪЕНМЕ, ОБД ЛПФПТПК УЕКЮБУ УЧЕФЙМП НЙТОПЕ УПМОГЕ. лТБУОПБТНЕЕГ ВЩМ ХЦЕ ОЕ УФПМШ НПМПД, ПО ВЩМ Ч МЕФБИ, Й ПО МАВЙМ РПУНПФТЕФШ, ЛБЛ ЦЙЧЕФ ФТБЧБ, Й РТПЧЕТЙФШ - УХЭЕУФЧХАФ МЙ ЕЭЕ ВБВПЮЛЙ Й ОБУЕЛПНЩЕ, Л ЛПФПТЩН ПО РТЙЧЩЛ.

ЛТБУОПБТНЕЕГ РПЫЕМ ПВТБФОП. й УЛХЮОП ЕНХ УФБМП ЦЙФШ ВЕЪ НЕТФЧЩИ. пДОБЛП ПО РПЮХЧУФЧПЧБМ, ЮФП ЦЙФШ ЕНХ ФЕРЕТШ УФБМП ФЕН ВПМЕЕ ОЕПВИПДЙНП. оХЦОП ОЕ ФПМШЛП ЙУФТЕВЙФШ ОБНЕТФЧП ЧТБЗБ ЦЙЪОЙ МАДЕК, ОХЦОП ЕЭЕ УХНЕФШ ЦЙФШ РПУМЕ РПВЕДЩ ФПК ЧЩУЫЕК ЦЙЪОША, ЛПФПТХА ОБН ВЕЪНПМЧОП ЪБЧЕЭБМЙ НЕТФЧЩЕ; Й ФПЗДБ, ТБДЙ ЙИ ЧЕЮОПК РБНСФЙ, ОБДП ЙУРПМОЙФШ ЧУЕ ЙИ ОБДЕЦДЩ ОБ ЪЕНМЕ, ЮФПВЩ ЙИ ЧПМС ПУХЭЕУФЧЙМБУШ Й УЕТДГЕ ЙИ, РЕТЕУФБЧ ДЩЫБФШ, ОЕ ВЩМП ПВНБОХФП. нЕТФЧЩН ОЕЛПНХ ДПЧЕТЙФУС, ЛТПНЕ ЦЙЧЩИ, - Й ОБН ОБДП ФБЛ ЦЙФШ ФЕРЕТШ, ЮФПВЩ УНЕТФШ ОБЫЙИ МАДЕК ВЩМБ ПРТБЧДБОБ УЮБУФМЙЧПК Й УЧПВПДОПК УХДШВПК ОБЫЕЗП ОБТПДБ Й ФЕН ВЩМБ ЧЪЩУЛБОБ ЙИ ЗЙВЕМШ.

пРХВМ.: рМБФПОПЧ б. рПЧЕУФЙ Й ТБУУЛБЪЩ. н.: иХД.МЙФ., 1983. (лМБУУЙЛЙ Й УПЧТЕНЕООЙЛЙ. уПЧЕФ. МЙФ-ТБ).

оБВПТ ФЕЛУФБ: пМШЗБ уФБТЙГЩОБ

Можно сказать, что рассказ А.П. Платонова «Взыскание погибших» назван в православных христианских традициях – существует икона Божьей Матери, носящей такое же название. Больше того, эпиграфом к рассказу писатель выбрал следующие строки: «Из бездны взываю». И действительно, весь рассказ, по сути, сводится к единственной мысли – о памяти перед погибшими людьми и о долге живых перед ними.

В центре рассказа находится образ старой женщины - матери Марии Васильевны, потерявшей на войне троих детей: «Матвею-то сколько ж было? Двадцать третий шел, а Василию двадцать восьмой. А дочке было восемнадцать…» Героиня прошла тысячи километров ради того, чтобы вернуться в свой родной дом – на то место, где погибли ее дети.

Горе сделало Марию Васильевну бесстрашной и невредимой. Даже звери и враги не трогали эту женщину – они чувствовали, что она уже не принадлежит этому миру, хотя физически все еще остается живой. Душа героини умерла: она находилась там, где лежали ее дети – мертвые, утрамбованные жестокими танками: «Я сама теперь как мертвая».

Именно поэтому связь Марьи Васильевны с ее детьми не утратилась – писатель приводит мысленный разговор женщины с ее дочерью Натальей: «Как же, дочка, я тебе помогу? Я сама еле жива… если б весь народ полюбил тебя, да всю неправду на земле исправил, тогда бы и тебя, и всех праведно умерших он к жизни поднял: ведь смерть-то и есть первая неправда!»

В этих словах, на мой взгляд, заключается смысл рассказа Платонова – долг живущих состоит в том, чтобы не допустить больше того великого горя и несправедливости, что принесла война. Недаром писатель вводит в рассказ образ еще одной матери, потерявшей своих детей, - образ Евдокии Петровны. Эта молодая и когда-то красивая, полная жизни женщина теперь превратилась в «ослабевшую, тихую и равнодушную». Двоих маленьких детей этой женщины убили бомбой, а ее муж пропал без вести на земляных работах, «и она вернулась обратно, чтобы схоронить детей и дожить свое время на мертвом месте».

Именно Евдокия Петровна рассказывает о том, как хоронили их близких: «Тогда они танком проехали через могилу по мертвым, покойники умялись, место стало, и они еще туда положили, кто остался. Им копать желания нету, они силу свою берегут».

Кажется, это кощунство совершенно не трогает женщин – тон всего рассказа по-платоновски размерен и спокоен. Однако мы понимаем, что за этим спокойствием – страшнейшее опустошающее горе, сломленные жизни миллионов людей, потерявших своих близких. Физически героини еще продолжают жить – что-то делать, о чем-то говорить. Но все это лишь видимость: все их мысли с родными мертвыми.

Умерли не только миллионы душ матерей, вся земля превратилась в один обугленный кусок. Однако, несмотря ни на что, в мире есть некие высшие силы, которые способны помочь и поддержать в человеке надежду: «Осенние звезды засветились на небе, точно, выплакавшись, там открылись удивленные и добрые глаза, неподвижно всматривающиеся в темную землю, столь горестную и влекущую, что из жалости и мучительной привязанности никому нельзя отвести от нее взора».

Кажется, будто Бог сочувствует своим неразумным детям, изо всех сил стремится наставить их на путь истинный, как-то помочь. Но основную ответственность за свои поступки несут все же люди – лишь они могут что-то изменить, никогда больше не допускать подобного горя и зверств. И люди, по мысли всего рассказа Платонова, просто обязаны это сделать – во имя памяти близких людей, которые несправедливо погибли, унося с собой жизни и души своих родственников.

В рассказе эти перемены к лучшему писатель связывает с советской властью – недаром Марья Васильевна думает: «…пусть опять будет советская власть, она любит народ, она любит работу, она всему научает людей, она беспокойная; может - век пройдет, и народ научится, чтоб мертвые стали живыми». И в финале рассказа, в продолжение этой мысли, именно на советского солдата возлагается миссия по уничтожению зла, по улучшению жизни, по выполнению завета мертвых: «Мертвым некому доверится, кроме живых, - и нам надо так жить теперь, чтобы смерть наших людей была оправдана счастливой и свободной судьбой нашего народа и тем была взыскана их гибель».

Таким образом, смысл названия рассказа Платонова «Взыскание погибших» заключается в мысли о долге живущих перед погибшими, прежде всего, в Великой Отечественной войне. По мнению автора, память об умерших должна быть подтверждена поступками ныне живущих, их стремлением построить новую счастливую жизнь для своих детей. Только тогда взыскание погибших будет исчерпывающим.

Андрей Платонов


Взыскание погибших

Из бездны взываю снова мертвых

Мать вернулась в свой дом. Она была в беженстве от немцев, но она нигде не могла жить, кроме родного места, и вернулась домой.

Она два раза прошла промежуточными полями мимо немецких укреплений, потому что фронт здесь был неровный, а она шла прямой ближней дорогой. Она не имела страха и не остерегалась никого, и враги ее не повредили. Она шла по полям, тоскующая, простоволосая, со смутным, точно ослепшим, лицом. И ей было все равно, что сейчас есть на свете и что совершается в нем, и ничто в мире не могло ее ни потревожить, ни обрадовать, потому что горе ее было вечным и печаль неутолимой - мать утратила мертвыми всех своих детей. Она была теперь столь слаба и равнодушна ко всему свету, что шла по дороге подобно усохшей былинке, несомой ветром, и все, что она встретила, тоже осталось равнодушным к ней. И ей стало еще более трудно, потому что она почувствовала, что ей никто не нужен, и она за то равно никому не нужна. Этого достаточно, чтобы умереть человеку, но она не умерла; ей было необходимо увидеть свой дом, где она жила жизнь, и место, где в битве и казни скончались ее дети.

На своем пути она встречала немцев, но они не тронули эту старую женщину; им было странно видеть столь горестную старуху, они ужаснулись вида человечности на ее лице, и они оставили ее без внимания, чтобы она умерла сама по себе. В жизни бывает этот смутный отчужденный свет на лицах людей, пугающий зверя и враждебного человека, и таких людей никому непосильно погубить, и к ним невозможно приблизиться. Зверь и человек охотнее сражаются с подобными себе, но неподобных он оставляет в стороне, боясь испугаться их и быть побежденным неизвестной силой.

Пройдя сквозь войну, старая мать вернулась домой. Но родное место ее теперь было пустым. Маленький бедный дом на одно семейство, обмазанный глиной, выкрашенный желтой краской, с кирпичною печной трубой, похожей на задумавшуюся голову человека, давно погорел от немецкого огня и оставил после себя угли, уже порастающие травой могильного погребения. И все соседние жилые места, весь этот старый город тоже умер, и стало всюду вокруг светло и грустно, и видно далеко окрест по умолкшей земле. Еще пройдет немного времени, и место жизни людей зарастет свободной травой, его задуют ветры, сровняют дождевые потоки, и тогда не останется следа человека, а все мученье его существованья на земле некому будет понять и унаследовать в добро и поучение на будущее время, потому что не станет в живых никого. И мать вздохнула от этой последней своей думы и от боли в сердце за беспамятную погибающую жизнь. Но сердце ее было добрым, и от любви к погибшим оно захотело жить за всех умерших, чтобы исполнить их волю, которую они унесли за собой в могилу.

Она села посреди остывшего пожарища и стала перебирать руками прах своего жилища. Она знала свою долю, что ей пора умирать, но душа ее не смирялась с этой долей, потому что если она умрет, то где сохранится память о ее детях и кто их сбережет в своей любви, когда ее сердце тоже перестанет дышать?

Мать того не знала, и она думала одна. К ней подошла соседка, Евдокия Петровна, молодая женщина, миловидная и полная прежде, а теперь ослабевшая, тихая и равнодушная; двоих малолетних детей ее убили бомбой, когда она уходила с ними из города, а муж пропал без вести на земляных работах, и она вернулась обратно, чтобы схоронить детей и дожить свое время на мертвом месте.

Здравствуйте, Мария Васильевна, - произнесла Евдокия Петровна.

Это ты, Дуня, - сказала ей Мария Васильевна. - Pдись со мной, давай с тобой разговор разговаривать. Поищи у меня в голове, я давно не мылась.

Дуня с покорностью села рядом: Мария Васильевна положила голову ей на колени, и соседка стала искать у нее в голове. Обеим теперь было легче за этим занятием; одна старательно работала, а другая прильнула к ней и задремала в покое от близости знакомого человека.

Твои-то все померли? - спросила Мария Васильевна.

Все, а то как же! - ответила Дуня. - И твои все?

Все, никого нету. - сказала Мария Васильевна.

У нас с тобой поровну никого нету, - произнесла Дуня, удовлетворенная, что ее горе не самое большое на свете: у других людей такое же.

У меня-то горя побольше твоего будет: я и прежде вдовая жила, - проговорила Мария Васильевна. - А двое-то моих сыновей здесь у посада легли. Они в рабочий батальон поступили, когда немцы из Петропавловки на Митрофаньевский тракт вышли А дочка моя повела меня отсюда куда глаза глядят, она любила меня, она дочь моя была, потом отошла от меня, она полюбила других, она полюбила всех, она пожалела одного - она была добрая девочка, она моя дочка, - она наклонилась к нему, он был больной, он раненый, он стал как неживой, и ее тоже тогда убили, убили сверху от аэроплана А я вернулась, мне-то что же! Мне-то что же теперь! Мне все равно! Я сама теперь как мертвая

А что ж тебе делать-то: живи, как мертвая, я тоже так живу, сказала Дуня. - Мои лежат, и твои легли Я-то знаю, где твои лежат, - они там, куда всех сволокли и схоронили, я тут была, я-то глазами своими видела. Сперва они всех убитых покойников сосчитали , бумагу составили, своих отдельно положили, а наших прочь отволокли подалее. Потом наших всех раздели наголо и в бумагу весь прибыток от вещей записали. Они долго таково заботились, а потом уж хоронить таскать начали.

А могилу-то кто вырыл? - обеспокоилась Мария Васильевна. - Глубоко отрыли-то? Ведь голых, зябких хоронили, глубокая могила была бы потеплее!

Нет, каково там глубоко! - сообщила Дуня. - Яма от снаряда, вот тебе и могила. Навалили туда дополна, а другим места не хватило. Тогда они танком проехали через могилу по мертвым, покойники умялись, место стало, и они еще туда положили, кто остался. Им копать желания нету, они силу свою берегут. А сверху забросали чуть-чуть землей, покойники и лежат там, стынут теперь; только мертвые и стерпят такую муку - лежать век нагими на холоде

А моих-то - тоже танком увечили или их сверху цельными положили? - спросила Мария Васильевна.

Твоих-то? - отозвалась Дуня. - Да я того не углядела Там, за посадом, у самой дороги все лежат, пойдешь - увидишь. Я им крест из двух веток связала и поставила, да это ни к чему: крест повалится, хоть ты его железный сделай, а люди забудут мертвых Мария Васильевна встала с коленей Дуни, положила ее голову к себе и сама стала искать у нее в головных волосах. И от работы ей стало легче; ручная работа лечит больную тоскующую душу.

Потом, когда уже свечерело, Мария Васильевна поднялась; она была старая женщина, она теперь устала; она попрощалась с Дуней и пошла в сумрак, где лежали ее дети - два сына в ближней земле и дочь в отдалении.

Мария Васильевна вышла к посаду, что прилегал к городу. В посаде жили раньше в деревянных домиках садоводы и огородники; они кормились с угодий, прилегающих к их жилищам, и тем существовали здесь спокон века. Нынче тут ничего уже не осталось, и земля поверху спеклась от огня, а жители либо умерли, либо ушли в скитание, либо их взяли в плен и увели в работу и в смерть.

Из посада уходил в равнину Митрофаньевский тракт. По обочине тракта в прежние времена росли ветлы, теперь их война обглодала до самых пней, и скучна была сейчас безлюдная дорога, словно уже близко находился конец света и редко кто доходил сюда.

Мария Васильевна пришла на место могилы, где стоял крест, сделанный из двух связанных поперек жалобных, дрожащих ветвей. Мать села у этого креста; под ним лежали ее нагие дети, умерщвленные, поруганные и брошенные в прах чужими руками.

Наступил вечер и обратился в ночь. Осенние звезды засветились на небе, точно, выплакавшись, там открылись удивленные и добрые глаза, неподвижно всматривающиеся в темную землю, столь горестную и влекущую, что из жалости и мучительной привязанности никому нельзя отвести от нее взора.

Были бы вы живы, - прошептала мать в землю своим мертвым сыновьям, - были бы вы живы, сколько работы поделали, сколько судьбы испытали! А теперь что ж, теперь вы умерли, - где ваша жизнь, какую вы не прожили, кто проживет ее за вас?.. Матвею-то сколько ж было? Двадцать третий шел, а Василию двадцать восьмой. А дочке было восемнадцать, теперь уж девятнадцатый пошел бы, вчера она именинница была Zолько я сердца своего истратила на вас, сколько крови моей ушло, но, значит, мало было, мало было одного сердца моего и крови моей, раз вы умерли, раз я детей своих живыми не удержала и от смерти их не спасла Они что же, они дети мои, они жить на свет не просились. А я их рожала - не думала; я их родила, пускай сами живут. А жить на земле, видно, нельзя еще, тут ничего не готово для детей: готовили только, да не управились!.. Тут жить им нельзя, а больше им негде было, - что ж нам, матерям, делать-то, и мы рожали детей. А иначе как же? Одной-то жить небось и ни к чему Она потрогала могильную землю и прилегла к ней лицом. В земле было тихо, ничего не слышно.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Шрифт:

100% +

Андрей Платонов
Взыскание погибших

Из бездны взываю.

Слова мертвых


Мать вернулась в свой дом. Она была в беженстве от немцев, но она нигде не могла жить, кроме родного места, и вернулась домой. Она два раза прошла промежуточными полями мимо немецких укреплений, потому что фронт здесь был неровный, а она шла прямой ближней дорогой. Она не имела страха и не остерегалась никого, и враги ее не повредили. Она шла по полям, тоскующая, простоволосая, со смутным, точно ослепшим, лицом. И ей было все равно, что сейчас есть на свете и что совершается в нем, и ничто в мире не могло ее ни потревожить, ни обрадовать, потому что горе ее было вечным и печаль неутолимой – мать утратила мертвыми всех своих детей. Она была теперь столь слаба и равнодушна ко всему свету, что шла по дороге подобно усохшей былинке, несомой ветром, и все, что она встретила, тоже осталось равнодушным к ней. И ей стало еще более трудно, потому что она почувствовала, что ей никто не нужен, и она за то равно никому не нужна. Этого достаточно, чтобы умереть человеку, но она не умерла; ей было необходимо увидеть свой дом, где она жила жизнь, и место, где в битве и казни скончались ее дети.

На своем пути она встречала немцев, но они не тронули эту старую женщину; им было странно видеть столь горестную старуху, они ужаснулись вида человечности на ее лице, и они оставили ее без внимания, чтобы она умерла сама по себе. В жизни бывает этот смутный отчужденный свет на лицах людей, пугающий зверя и враждебного человека, и таких людей никому непосильно погубить, и к ним невозможно приблизиться. Зверь и человек охотнее сражаются с подобными себе, но неподобных он оставляет в стороне, боясь испугаться их и быть побежденным неизвестной силой.

Пройдя сквозь войну, старая мать вернулась домой. Но родное место ее теперь было пустым. Маленький бедный дом на одно семейство, обмазанный глиной, выкрашенный желтой краской, с кирпичною печной трубой, похожей на задумавшуюся голову человека, давно погорел от немецкого огня и оставил после себя угли, уже порастающие травой могильного погребения. И все соседние жилые места, весь этот старый город тоже умер, и стало всюду вокруг светло и грустно, и видно далеко окрест по умолкшей земле. Еще пройдет немного времени, и место жизни людей зарастет свободной травой, его задуют ветры, сровняют дождевые потоки, и тогда не останется следа человека, а все мученье его существованья на земле некому будет понять и унаследовать в добро и поучение на будущее время, потому что не станет в живых никого. И мать вздохнула от этой последней своей думы и от боли в сердце за беспамятную погибающую жизнь. Но сердце ее было добрым, и от любви к погибшим оно захотело жить за всех умерших, чтобы исполнить их волю, которую они унесли с собой в могилу.

Она села посреди остывшего пожарища и стала перебирать руками прах своего жилища. Она знала свою долю, что ей пора умирать, но душа ее не смирялась с этой долей, потому что если она умрет, то где сохранится память о ее детях и кто их сбережет в своей любви, когда ее сердце тоже перестанет дышать?

Мать того не знала, и она думала одна. К ней подошла соседка, Евдокия Петровна, молодая женщина, миловидная и полная прежде, а теперь ослабевшая, тихая и равнодушная; двоих малолетних детей ее убили бомбой, когда она уходила с ними из города, а муж пропал без вести на земляных работах, и она вернулась обратно, чтобы схоронить детей и дожить свое время на мертвом месте.

– Здравствуйте, Мария Васильевна, – произнесла Евдокия Петровна.

– Это ты, Дуня, – сказала ей Мария Васильевна. – Садись со мной, давай с тобой разговор разговаривать. Поищи у меня в голове, я давно не мылась.

Дуня с покорностью села рядом; Мария Васильевна положила ей голову на колени, и соседка стала искать у нее в голове. Обеим теперь было легче за этим занятием; одна старательно работала, а другая прильнула к ней и задремала в покое от близости знакомого человека.

– Твои-то все померли? – спросила Мария Васильевна.

– Все, а то как же! – ответила Дуня. – И твои все?

– Все, никого нету, – сказала Мария Васильевна.

– У нас с тобой поровну никого нету, – произнесла Дуня, удовлетворенная, что ее горе не самое большое на свете: у других людей такое же.

– У меня-то горя побольше твоего будет: я и прежде вдовая жила, – проговорила Мария Васильевна. – А двое-то моих сыновей здесь у посада легли. Они в рабочий батальон поступили, когда немцы из Петропавловки на Митрофаньевский тракт вышли… А дочка моя повела меня отсюда куда глаза глядят, она любила меня, она дочь моя была, потом она отошла от меня, она полюбила других, она полюбила всех, она пожалела одного – она была добрая девочка, она моя дочка, – она наклонилась к нему, он был больной, он раненый, он стал как неживой, и ее тоже тогда убили, убили сверху от аэроплана… А я вернулась, мне-то что же! Мне-то что же теперь! Мне все равно! Я сама теперь как мертвая…

– А что ж тебе делать-то: живи как мертвая, я тоже так живу, – сказала Дуня. – Мои лежат, и твои легли… Я-то знаю, где твои лежат, – они там, куда всех сволокли и схоронили, я тут была, я-то глазами своими видела. Сперва они всех убитых покойников сосчитали, бумагу составили, своих отдельно положили, а наших прочь отволокли подалее. Потом наших всех раздели наголо и в бумагу весь прибыток от вещей записали. Они долго таково заботились, а потом уж хоронить таскать начали…

– А могилу-то кто вырыл? – обеспокоилась Мария Васильевна. – Глубоко отрыли-то? Ведь голых, зябких хоронили, глубокая могила была бы потеплее!

– Нет, каково там глу

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...