Икона богородицы знамение абалацкая и молитвы ей. Чудотворный образ семипалатинско-абалацкой иконы божией матери


Очень часто и саму святую икону носили в различные сибирские города: Тюмень, Тару, Верхотурье и др. Поэтому случалось, что паломники, совершив немалый путь, не обретали икону в Абалаке, и были вынуждены с великим огорчением возвращаться назад.

Чтобы прекратить эти неурядицы известному иконописцы протодиакону Матфию, написавшему в свое время чудотворный образ Знаменско-Абалацкой иконы Божией Матери, было поручено снять с чудотворной иконы копию, меньшей величины, но совершенно одинаковую по письму и краскам. Именно этот список стали носить по окрестным городам и весям Тобольского края.

Чудотворная же икона постоянно находилась в Абалаке, где в 1783г. был устроен мужской монастырь.

Очень скоро, однако, чудесными исцелениями и прочими чудотворениями прославился и носимый список с чудотворной иконы. Благодатная сила Божия и благоволение Царицы Небесной почила и на этой, вновь написанной, иконе. Почти сто лет список находился в Сибири, и лишь в начале XVIII в. он, благоволением Божиим, был перемещен в пределы нынешнего Казахстана. И среди всех списков с чудотворной Знаменско-Абалацкой иконы наиболее известным стал этот Семипалатинский список иконы Божией Матери.

А случилось это таким образом.

В 1720г. для основания Усть-Каменогорской крепости из Тобольска на судах вышел воинский отряд под командованием гвардии майора Ивана Михайлвича Л и харев а . Будучи человеком верующим и сознавая, какие опасности могут его подстерегать в дальнейшем пути, Лихарев, добравшись до Абалацкого монастыря, под Тобольском, просил местное духовенство отслужить на его кораблях напутственный молебен пред чтимым образом Абалацкой Божией Матери. Для этого на его суда внесли список с чудотворного образа, который обычно носили по окрестным селениям. Благочестивое желание офицера было исполнено.

Икону внесли на корабль. «Началось молебствие… Начальник отряда и его подчиненные горячо и усердно молились… Наступило время чтения Евангелия… Но лишь священник произнес начало Евангельского чтения, положенного на молебном пении в честь Пресвятой Богородицы: во дни оны, воставши Марiамь и иде в ъ горняя (Лк. 1, 39.)… как все суда Лихарева невидимо всемогущею силою Божиею снялись с якорей и совершенно без всякой человеческой помощи поплыли вверх по Иртышу, и доныне, отличающемуся очень быстрым течением…

Письмо майора Лихарева И.М.

Все бывшие на судах были поражены столь явно совершившимся чудом!… Они с глубокой верою и горячею молитвою в душе и на устах предались воли Небесной Путеводительницы, Которая и довела их чудесно до Семипалатинской крепости, находившейся от Абалака в 1288 верстах, и лишь за два года, до рассказываемого события, построенной. Около этой крепости судно, на котором находилась Святая Икона, остановилось и, несмотря на все усилия команды, бывшей у Лихарева, сдвинуть его с места и тянуть вперед, не трогалось с места.

Видя в этом волю Божию и второе чудо от святой иконы, Лихарев приказал благоговейно снести Святую Икону с судна и поставить ее в крепостном храме Святых Антония и Феодосия Печерских. Как только это приказание было исполнено, судно легко снялось с места, и Лихарев, со своими людьми, отплыл дальше, а Святая Икона осталась в Семипалатинской крепости». Промыслом Божиим корабли Лихарева пристали практически к тому же месту, где впоследствии и возник Святоключевский православный монастырь.

Матерь Божия взяла православных Прииртышья под Свое особое покровительство и зримым свидетельством этого стало водворение чудотворного списка Знаменско-Абалацкой иконы Пресвятой Девы в Семипалатинске. Впоследствии, абалацкое духовенство требовало вернуть икону в Абалак, но семипалатинцы отказывали в этом, не желая расставаться с ликом Богоматери. Конфликт разрешил Тобольский митрополит Филофей (в схиме Феодор, Лещинский), который повелел оставить икону навсегда в Семипалатинске, но, обязав семипалатинцев написать точную копию с нее и отправить в Абалак. Список должен был во всем походить на семипалатинский и видом и размером, что и было исполнено.

Так престарелый митрополит, и известный всей России миссионер, закрепил законность пребывания чудотворного списка иконы Богородицы в крепости Семипалатинской. Не лишним было бы отметить, что этот указ владыки Филофея был одним из его последних постановлений, в том же 1720 г. маститый старец-митрополит ушел на покой в Троицкий Тюменский монастырь.

С тех пор, чтимый список Абалацкой иконы Божией Матери находился в семипалатинской церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. «По описи церковного имущества за 1751 г. можно видеть, что в церкви к этому времени уже существовала колокольня из 6 колоколов и имелось три иконы Богоматери – одна из них – список с чудотворной иконы Абалацкой Божией Матери, привезенная Лихаревым летом 1720 года».

Прославленная столь явным чудом Божиим икона была окружена почитанием, и благоговейно хранилась в крепостной церкви, однако, как выяснилось, ей необходимо было еще более прославиться и освятить собою саму местность, где икона изволила оставаться.

В одну из ночей 1740г. икона Божией Матери скрылась. «По рассказам ее обрели в вечернее время, версты полторы далее крепости, стоящею около горного ключа, с зажженною перед нею свечою. Икона была снята и возвращена в церковь, а ключ получил название Святого».

Существует и более пространное предание, которое приводит священник Димитрий Алексинский. Согласной этому рассказу икону нашел заблудившийся в лесу татарин, который поехал в зимнее время за дровами, но сбился с пути и замерзал. Будучи человеком неправославным, но верующим в Бога, он начал усердно взывать к милосердию Божию, молясь о своем спасении. Внезапно он увидел в чаще леса светящийся огонек, пойдя к которому он нашел икону, стоящую около тополя с воженной свечей у подножья дерева и бьющим из-под корней тополя ключом воды. Узнав местность путник сразу же отыскал дорогу к дому и, приехав в город, рассказал священнику православной церкви о том, что произошло с ним. Священник, взяв несколько сибирских казаков, имея в проводниках татарина, спешно отправился к тому месту.

У Святого источника на "Святом Ключе"

Икона, по-прежнему, стояла около дерева. Помолившись, священник пытался снять икону с дерева, но не он сам, ни кто из сопровождавших его казаков не смогли этого сделать. Лишь когда священник обратился с просьбой снять икону к татарину, тот, помолившись и умыв руки в ключе, смог снять икону с дерева. Чудотворная икона была возвращена в крепостную церковь, а Ключ стал местом паломничество многих православных людей. Неслучайно, наверное, что именно татарину, человеку неправославной веры довелось обрести чудотворную икону, так как, возникший тут в последствии, женский монастырь проводил большую миротворческую, миссионерскую работу среди местного мусульманского населения.

Место выбранное в 1718 г. для основание крепости Семипалатинска оказалось очень неудачным - разливаясь, Иртыш, часто, затапливал весь город, поэтому в 1767 г. по инициативе генерал-поручика Шпринсера было решено перенести город Семипалатинск, со всеми его строениями, на 16 верст выше по течению р. Иртыш, в место, где берег значительно поднимался над рекой. В 1776 г. начался перенос города, а в 1777 г. было решено строить в городе большой каменный собор, взамен деревянной церкви Антония и Феодосия Киево-Печерских, стоящей на месте старой крепости. В первоначальном варианте, храм должен был сохранить старое именование в честь Антония и Феодосия Печерских. Но в июле 1782 года генерал-майор Огарев, по просьбе семипалатинской паствы, возбудил ходатайство о желании жителей иметь главный придел во имя Знамения Божией Матери, вследствие сугубого почитания православными семипалатинцами чтимой иконы Семипалатинско-Абалацкой.

В ответ на эту просьбу, епископ Варлаам Тобольский (Петров, 1768-1802гг.) приказал «воздвигаемую церковь именовать Знаменской, придел Св. Апостола Андрея Первозванного заменить именованием Св. Преподобных Антония и Феодосия Печерских; кроме того, в этот придел внесть иконостас и иконы от старой церкви и освятить оный, а о готовности к освящению главного алтаря и придела донести в своё время». Вместе с остальными иконами в Собор была перенесена и многочтимая народом Семипалатинско-Абалацкая икона Знамения Божией Матери.

Чудотворная Семипалатинско-Абалацкая икона Божией Матери считалась главной святыней Знаменского собора. Она хранилась в ряду местных икон иконостаса главного предела, слева от царских врат. (Это видно на фотографии, если присмотреться)


Вот подробное описание чудотворной иконы, помещенное в «Летописи Знаменского собора»: «Из икон сего храма уважается народом и почитается за чудотворную местная икона Знамения Божией Матери. Божия Матерь изображена на этой иконе с распростертыми дланями Предвечным Младенцем во утробе с предстоящими по сторонам святителем Николаем и преподобной Марией Египетской. Доска ея в длину несколько более 6 вершков, а в ширину немного более 5. Прежде риза на ней была серебряная в 95 золотников устроенная в 1789 г. в Тобольске священником Василием Макарьевым, но с 1797 г.она вся и с венцем золотая в 1 ¼ фунта устроена на церковные 3000 рублей, только на венце корона, для большей рельефности серебряная без позолоты, но с драгоценными камнями в числе 6 аметистов и 73 бриллиантов. Ее прислала в 1844 г. покойная супруга генерал-губернатора Западной Сибири княгиня Наталия Димитриевна Горчакова. Святая икона, по малому ее размеру, для большего благолепия вставлена в середину другой большей иконы на которой изображены: вверху коронование Божией Матери, по сторонам Рождество Ея, Введение во храм, Благовещение и Успение, а внизу Покров Пресвятой Богородице, что все покрыто сребропозлащенной ризою. Внизу чудотворной иконы (на ризе - авт.) подписано: «Истинное изображение и мера чудотворного образа Пречистой Богородицы Абалацкой в крепости Семипалатинской».



Истинное изображение чудотворного образа Пречистой Богородицы

Абалацкой в крепости Семипалатинской

Огромное количество людей - православных паломников стремилось на поклонение чудотворной иконе. Исторические источники того времени отмечают, что в Знаменском соборе, в приделе освященном в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских хранилась еще одна Абалакская икона Божией Матери такого же размера и вида, как чудотворный список.


«Этот список, а иногда подлинный список с Абалакской иконы обыватели селений стоящих возле Семипалатинска, по течению Иртыша, носят в свои селения и на свои поля, и к своим пастбищам скота; а прежде, когда Семипалатинская область по церковному управлению принадлежала к Тобольской епархии, икону носили почти до города Омска».

И ежегодно 7 июля (ст. стиля, 21 июля нового стиля), накануне Прокопьева дня, когда Святая Православная Церковь празднует явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), из Семипалатинска на Святой Ключ совершался крестный ход в котором участвовало большое количество православных семипалатинцев. Крестный ход совершался из Знаменского собора, причем верующие с молитвенным благоговением несли с собой, в числе прочих икон, и чудотворную Семипалатинско-Абалацкую икону Пресвятой Богородицы.


Будучи в духовном отношении сердцем церковной жизни Семипалатинска Святому Ключу надлежало стать истинным сосредоточением христианской духовной жизни в городе. Божия Матерь возжелала, чтобы на месте явления Ее чудотворной иконы началась праведная христианская девственная жизнь.

В 1902 г. женская община из Заречной слободы переселилась на Святой Ключ. Таким образом, было положено начало существованию тут женского православного монастыря. В 1912г. произошло важное событие в истории Святого Ключа - женская община была обращена в женский общежительный монастырь.



Сестры монастыря

Совершенно новая жизнь ждала Святоключинскую обитель после наступления кровавых революционных событий. новые власти стали гнать Святую Церковь, закрывая храмы, попирая всякую святыню, физически уничтожая священнослужителей и монашествующих. Угроза закрытия повисла и над Святым Ключем.

Монастырское предание говорит о том, что незадолго до закрытия монастыря, в одну из ночей, инокиня дежурившая в обители увидела, что монастырский храм весь изнутри озарен светом. Думая, что начался пожар, она разбудила всех сестер, и они во главе с настоятельницей игуменьей Екатериной (Иванюк), с волнением вбежали в храм. Пожара не было, но от чтимой монахинями копии с Семипалатинско-Абалацкой иконы Пресвятой Богородицы бил яркий луч света, освещая собой всю церковь. Пораженные сестры замерли у порога, не зная как понимать такое явление, лишь многоопытная мать-игуменья сказала: «Готовьтесь, сестры, скоро нас, наверное, закроют».

В марте 1921г. монастырь официально упразднили, монастырский храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы, со всем имуществом передали православной общине поселка Старо-Семипалатинский. Изгнанные монахини и инокини поселились небольшими группами в г. Семипалатинске, арендуя или, совместными усилиями, покупая дома у горожан. Живя в городе монахини разоренной обители, продолжали соблюдать свои правила, многие из них стали работать в больницах медицинскими сестрами, так как эта работа была более близка им по духу своей жизни.

Настоятельницу монастыря игуменью Екатерину (Иванюк) власти удалили из обители еще раньше окончательного роспуска артели. В августе 1937г. матушка игуменья была арестована, вместе с архиепископом Александром, Семипалатинским (Щукиным). Ее осудили на тюремное заключение в Средней Азии. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

А в 22 декабря 1929 г. было принято решение о ликвидации православного храма в честь Знамения Пресвятой Богородицы на Святом Ключе. Храмовое имущество, в том числе и копию Семипалатинско-Абалацкой Иконы Божией Матери, от которой было знамение перед закрытием монастыря, было решено передать Воскресенскому храму г. Семипалатинска.

Так в Воскресенском храме появилась икона, которой надлежало взять на себя преемство чтимого списка Семипалатинско-Абалацкойго образа Пресвятой Богородицы.

Настоятеьница монастыря игумения Екатерина (Иванюк)

Трагична была судьба и самого чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Хранившийся в Знаменском соборе он пережил судьбу этого храма. Во время компании по изъятию церковных ценностей православные верующие уберегли чудотворную икону от поругания - риза осталась на иконе, а взамен верующие собрали такое же количество драгоценностей, что было на сребропозлащенной ризе.

В 1922г. настоятель Знаменского собора священник Извеков уклонился в обновленческий раскол и, в тайне от своего правящего архиерея - епископа Киприана, Семипалатинского (Комаровского), пригласил в Семипалатинск обновленческого «епископа» Николая. Чудотворный образ попал в руки обновленцев. За то время, что икона находилась у обновленцев, она подверглась разграблению.

В апреле 1925г. государственная проверка выяснила, что «икона Знамения Божией Матери в золотой ризе, проба оказалась только на ободке ризы, полотно ризы оказалось прикреплено к ободку гвоздочками. Два карамзина оказались не бриллиантовые, а простые стёкла, числом 22 стёклышка, один выпал, третий карамзин один алмаз в нём шесть бриллиантов, остальные простые стёкла, аметистов три в короне и три в кресте, в короне 17 бриллиантов, 33 алмаза, а в ней нужно 50 бриллиантов. Топазов золотистых 10 штук, берил 1 и четыре простых стекла в кресте, одного нет. Топазы, берил и простые стёкла в описи не значатся».

Икону смогли уберечь от богоборцев, но еретиков-обновленцев это не остановило - они ее просто ограбили ее, выдав тем свою корыстолюбивую сущность! В дальнейшем следы подлинной Семипалатинско-Абалацкой чудотворной иконы Царицы Небесной теряются.

В феврале 1929г. группа православных верующих, настаивая на передаче им Знаменского собора, обязательным условием выдвигала то, что Знаменский Собор должен быть возвращен православным «со всем культовым имуществом и обязательно с его святыней Чудотворной иконой Знамения Божией Матери».

Но собор так и не вернули православным, он стоял практически пустой, т.к. верующие отказывались быть прихожанами «краснопоповской» церкви, между тем как выделенные православным небольшие храмы были переполнены людьми! Знаменский собор постепенно ветшал и в 1933г. был взорван властями, а о судьбе Чудотворной иконы сказать ничего невозможно.

Чудотворная икона Семипалатинско-Абалацкого образа Божией Матери бесследно исчезла. Чтимый список образа, хранившийся в монастырской церкви, был передан Воскресенскому храму, который до 1937г. оставался единственной действующей православной церковью в городе. В ноябре 1937г. Воскресенский храм закрыли, его последние священники приняли мученическую кончину.

В 1944г. инициативная группа прихожан подала советским властям прошение об открытии православного Воскресенского собора. С 16 апреля 1944 года собор был открыт. Состояние храма было ужасающим: пол выломан, штукатурки внутри не было, окна выбиты, иконы разграблены, иконостас зиял пустыми глазницами. Восстановлением храма занялась староста Екатерина Белова.

В числе имущества храма находилась список иконы Знамение Семипалатинско-Абалацкая, из монастырской церкви на Святом ключе.


Это была та самая икона из которой перед закрытием монастыря шел луч света. К пасхе 1949 г. (24 апреля), ремонт в храме был закончен, и начались регулярные богослужения. Основой постоянного церковного хора стали монахини разоренного монастыря, которые передавали свои духовные традиции тем, кто стал прихожанами Воскресенского храма.

Так в Воскресенском храме Семипалатинска закрепились некоторые традиции, бытовавшие в разоренной Святоключенской обители, особенно в литургической жизни храма. В храме был переносной престол освященный в честь Знамения Пресвятой Богородицы, поэтому на каждой литургии стало принято петь на входе тропарь и кондак Абалацкому образу Девы Марии, некоторые напевы православных песнопений пришли в храм из монастыря, сама традиция паломничества на Святой Ключ жила в среде православных семипалатинцев и в 60-е, и в 70-е, и в 80-е гг. XX в. века.

Постепенно полностью возобновились паломничесткие походы и поездки на Святой Ключ. особенно, 21 июля в день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Вспоминая традиции дореволюционного Семипалатинска, люди совершая паломничество, оставались ночевать на Святом Источнике под открытым небом, а утром, набрав святой воды, возвращались в город. Слава Святого источника Божией Матери распространилась и среди иноверного населения - мусульмане, и даже иудеи (свидетель тому сам пишущий эти строки) во время болезней прибегали к воде из Святого Ключа и по своей вере получали исцеления.


В начале 90-х годов количество людей посещающих Святой Ключ заметно увеличилось, что было связано с началом возрождения Православной Церкви. Новый этап подлинно церковного почитания Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери наступил в конце 90-хг. XX в.

В декабре 1998г. архиепископ Алексий (Кутепов), управлявший тогда епархией побывав в Семипалатинске, возглавил всеношное бдение под праздник Знамения Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 г. (27 ноября/10 декабря). Тогда же на всенощном бдении был нараспев исполнен Акафист Пресвятой Богородице. Архиепископ Алексий благословил читать этот Акафист каждую пятницу перед чтимым образом Семипалатинско-Абалацкой Божией Матери, хранящейся в Воскресенском соборе, в главном приделе, в левом углу храма, перед святым алтарем. С тех пор каждую пятницу, за исключением первой, последней седмицы Великого поста и Светлой Седмицы, в 14 00 духовенство храма, при неизменно большом количестве верующих, служит молебен Божией Матери с водосвятием, за которым читается и Акафист.

Вскоре прихожане стали замечать, что, доселе очень темный образ, начал просветляться, с тех пор он обновляется, но не сразу, а постепенно. Особенно это заметно во время молебнов - образ буквально сияет. Стали умножаться случаи исцеления людей после этих молебнов.

Икона «Знамение Божией Матери», значение которой для русских православных людей трудно переоценить, имеет очень давнюю историю.

На Руси образ известен с 11-го столетия и был наречён так в честь чудесного знамения от Новгородской иконы во времена страшнейших междоусобиц. Тогда заступничеством Небесной Царицы город и его жители были спасены от вторжения захватчиков.

В 1352-м году люди, приходившие с молитвой к иконе, исцелялись от чумы. Двумя годами спустя благодарные горожане воздвигли в её честь храм «Знамения Пресвятой Богородицы», а богородичный лик был торжественно перенесён туда ещё через два года.

Описание и значение

На изображении Богоматерь поднимает руки в молитвенном жесте. Это движение является одновременно обращением к Всевышнему и благословением для тех, кто нуждается в её помощи.

Согласно древним свидетельствам, воздетые руки должны были подражать страстям Господним, то есть такой жест можно расценить, как желание Богоматери разделить страдания её Сына, а также страдания всех, просящих её защиты людей.

Богомладенец, находящийся на уровне её груди, взглядом обращён на молящегося и тоже благословляет его.

Вполне обоснованно можно воспринимать икону «Знамение Божьей Матери» в значении « », поскольку оба этих образа имеют общую родословную – Оранту, которую почитали как заступницу всех городов и весей, защищающую от нападений степных кочевников.

Интересно, что «Знамением» этот лик называют только на Руси, жители других стран нарекали её акафистными именами.

Не только оригинал иконы, но его списки прославились своей чудотворной силой. В их числе можно отметить «Мирожскую», «Абалацкую», «Царскосельскую» и другие.

Икона Божией Матери «Знамение» Абалакская

Сибирские жители более прочих почитают именно Абалакскую (Абалацкую, Абалацкую-Знаменскую) Богоматерь. Название этого списка было образовано от имени татарского селения Абалак.

Эту икону написал протодиакон Матфей, чтобы исполнить обет, который дал расслабленный крестьянин Ефимий в честь нового храма «Знамения Пресвятой Богородицы». Поводом к его постройке послужило неоднократное явление этого образа благочестивой вдове Марии. После написания лика Небесной Царицы, расслабленный полностью исцелился. В дальнейшем это изображение Девы Марии связывали со многими другими исцелениями.

Внешне образ Абалацой Богоматери отличается от Новгородской только тем, что на первой Богородице предстоят Мария Египетская и святитель Николай.

О чём молиться

Икона «Знамение Божьей Матери» имеет значение стены, защиты для православных христиан, поэтому ей молятся:

  • о прекращении бедствий;
  • о спасении от врагов;
  • о том, чтобы возвратилось утерянное и украденное;
  • о примирении и успокоении враждующих;
  • об исцелении от лепоты и холеры.

Дни почитания: 2.08/20.07, 10.12/27.11 (по новому/по старому стилю).

Г. вдовице Марии «в легком сне» двух икон - Богоматери «Знамение» и преподобной Марии Египетской и, «аки жива суща», святителя Николая . От иконы Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя преподобной Марии Египетской и святителя Николая.

С благословения Тобольского архиепископа Нектария (Теляшина) в г. началось строительство церкви и была написана икона Божией Матери «Знамение», Абалакская, протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем Мартыновым по заказу крестьянина Е. Коки, с выздоровления которого начались чудеса исцелений от иконы.

Сказание об Абалакской иконе «Знамение», включающее рассказ о явлении иконы и чудесах от нее, сохранилось в 2-х редакциях и дошло не менее чем в 10 списках XVII - начала XIX в. Древнейшая редакция написана в г. при Тобольском архиепископе Герасиме (Кремлеве) на основании расспросных речей вдовицы Марии, сохранившихся в подлиннике . Ее автором предположительно был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской Есиповской летописи. Характер повествования в этом варианте Сказания близок к документальному, хотя язык в значительной мере приближен к книжному. В середине 40-х гг. XVII в. Сказание было продолжено записью чудес местным священником Павлом Стефановым; при архиепископе Корнилии (1664–1677) создана новая редакция памятника - текст подвергся стилистическим изменениям и был дополнен новыми чудесами (последнее датируется г.), записанными в окружении тобольского архиерея. В Сказании описано около 130 чудес, среди получивших исцеление от иконы есть жители Центральной России (Ярославль), что свидетельствует об общероссийской известности Абалакской иконы «Знамение» уже во 2-й половине XVII в. Сообщения о чудесах исцелений от Абалакской иконы «Знамение», совершавшиеся в XIX в., публиковались в приложениях к изданию Сказания. 2-я редакция Сказания опубликована в XIX - начале в. только в переложениях.

Празднование ей совершается в день иконы Божией Матери «Знамение» - 27 ноября . Архиепископ Корнилий в память о прекращении дождей по молитве Абалакской иконе «Знамение» учредил в г. ежегодный крестный ход из Абалака в Тобольск , совпадавший с днем празднования (8 июля) древней сибирской святыни - чудотворной Казанской иконы (Тобольской) в кафедральном соборе. Икона оставалась в городе до 20 июля , ставшего вторым днем празднования иконе, позже прекратившегося, т. к. оно приходилось на время совершения крестного хода.

Абалакская икона Божией Матери «Знамение» не сохранилась. Она представляла собой список иконы «Знамение» Новгородской , дополненный образами святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Икона была вставлена в деревянную раму-икону с живописными изображениями Богородичных праздников. Размер иконы 27,0 на 22,5 см, размер рамы 108 на 80 см.

Служба Абалакской иконе «Знамение» утверждена на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 октября года .

Списки иконы

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь, я́ко со́лнце незаходи́мое,/ све́тло сия́ет о́браз Тво́й, Пречи́стая,/ в ве́си Абала́кской на возду́се/ вдови́це чу́дне яви́вшийся./ И мы́, припа́дающе к нему́,/ Богоро́дице уми́льно вопие́м:/ о, Всепе́тая Влады́чице,/ ми́р оби́тели Твое́й да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Ева́нгелия Христо́ва благове́стник Лука́/ о́бразы Твоя́, Пречи́стая, дре́вле изобрази́,/ вдови́ца же, еди́н от ни́х чу́дне узре́вши,/ возвести́ на́м повеле́ние Твое́,/ да ве́рнии, к Тебе́ притека́юще, зову́т:/ ра́дуйся, Влады́чице,// Зна́мение ми́лости Твоея́ на́м явля́ющая.

Ин кондак, глас тот же

Красноярский краеведческий музей. Инв. № ЖИ-1295

Красноярский краеведческий музей. Инв. № ЖИ-1302

"Абала́кстей" .

По-церковнославянски правильно: "на́шея" .

Икона Знамение Абалацкая (Абалакская) – один из самых чтимых образов. Особенно почитают образ в Сибирской земле. Именно там появилась эта икона, там же Образ являл чудеса и исцеления.

Кому и в чем помогает образ Божией Матери Знамение Абалацкая

Икона Богородицы Знамение Абалацкая

Икона обладает целительной силой. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Абалацкая молятся при расслаблении и параличе, об исцелении болезней глаз и слепоты

Если искренне молиться, то Богородица Знамение поможет:

  • исцелиться от различных болезней.
  • при различных невзгодах и бедах.
  • укрепить веру.
  • получить милость Божию и заступничество Богоматери.

Молитвы иконе Пресвятой Богородицы Знамение Абалацкая

“О Пресвятая Владычице моя Богородице, милосердия сущи источник, покрове, упование и прибежище христиан! Тебе, Всесильней Предстательнице и Споручнице покаяния и спасения моего, аз, грешный раб Твой, вручаю душу и тело мое, входы и исходы моя, веру и жительство мое, кончину и число дней моих, глаголы и помышления моя, дела и начинания моя; Ты же, милостивая Мати Божия, мною руководствуй, покрывай, соблюдай и спасай мя от всех вражеских козней невредимо, да немолчно, до последняго издыхания моего, взываю Ти: Радуйся, Невесто неневестная! Радуйся, Святая, святых большая! Пресвятая Богородице, спаси мя! Аминь!

Тропарь Богородице Знамение Абалацкая

Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с стяжа́вше Тя раби́ Твои́, Богоро́дице пречи́стая, сопроти́вных ополче́ния низлага́ем. Те́мже мо́лим Тя: мир гра́ду Твоему́ да́руй и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Богородице Знамение Абалацкая

Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение пра́зднующе лю́дие Твои́, Богороди́тельнице, и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́. Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем: ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Акафист Пресвятой Богородице Знамение Абалацкая

Существует также специальный Акафист, который читают перед Абалацкой иконой. Это молитвенное песнопение произносят в Храме во время молебнов и в день почитания Образа 27 ноября . При желании, читать его можно самостоятельно перед домашним образом.

Акафист Пресвятой Богородице перед ея иконой, именуемой «Абалацкая»:

Избранной Предвечным Царем в наше верных спасение небесе и земли Царице, благодарственныя похвалы приносим Ти, Богородице! Ты же, яко имущая державу непобедимую и милосердие неизреченное, от всяких нас бед свободи и вся благая нам даруй, да зовем Ти: Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Архангелы и Ангелы поют Тебе, Деве чистой, немолчныя песни на небеси. Мы же, грешнии, на земли преклоньша колена душ и сердец наших пред Пречистым Твоим образом со слезами умиления, бренными устами вопием Ти: Радуйся, Заступница наша усердная; Радуйся, Мати наша премилосердная. Радуйся, славо наша непроходящая; Радуйся, богатство наше неистощимое. Радуйся, Помощнице наша непреложная; Радуйся, Покровительница наша присная. Радуйся, радосте наша, от всякия скверны плоти и духа нас очищающая; Радуйся, Целительнице наша, болезней душевных и телесных нас избавляющая. Радуйся, похвало наша, радостей духовных нас не лишающая; Радуйся, Владычице наша, помощию Твоею недуги наша исцеляющая. Радуйся, прибежище наше, от врагов видимых и невидимых нас покрывающая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Видящи в трикратных видениих боголюбивая вдовица Мариа всечестнаго лица Твоего, Пресвятая Дево, изображение, ужасом великим одержима, убойся поведати о чудесных видениих своих людем, в сердцы же своем, из глубины души взывати Богу: Аллилуиа.

Разум неразумеваемый человеческими помыслы ища разумети в чудном явлении пречистаго Твоего, Богоматери, образа, блаженная Мария новаго удостойся видения, в немже великий святитель Николай грозно повеле ей возвестити виденное, она же со страхом и трепетом всем поведа тайну видения своего и всех научи взывати к Богородице: Радуйся, всех Зиждителя в Твоих ложеснах носившая; Радуйся, Бога плотию рождшая миру Спасителя. Радуйся, в рождестве девство нетленно сохраншая; Радуйся, на земли ангельски пожившая. Радуйся, Бога с человеки примирившая; Радуйся, святых всех Пресвятейшая. Радуйся, Дево Пресвятая, дивно явившая нам образ Свой; Радуйся, Благодатная, в явлении образа Своего милосердие нам являющая. Радуйся, о всех чтущих образ Твой святый промышляющая; Радуйся, всем молящимся Тебе пред святым образом Твоим по мере веры спасение подавающая. Радуйся, чудесами Твоего образа умы наша к горнему миру возводящая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Силу Божию ищущи уведети благовернии людие Тобольстии в дивных явлениях образа Твоего, Богомати, собрашася вкупе с архиереем своим Нектарием, да уверитися, яко милосердие Царицы Небесной восхоте посетити и в стране нашей всех, хотящих улучити спасение; уверившеся же и радующеся радостию великою, воспеша Богу: Аллилуиа!

Имеющи всеусердно желание стяжати сокровище небесное, святый лик Твой, Богородице, вси единодушно возжелаша первее своими руками устроити на месте явлений новую в честь Знамения Божией Матери церковь, юже и воздвигоша, со всем усердием воспевая Царице Небесной: Радуйся, ангельское великое удивление; Радуйся, праотеческое дивное утешение. Радуйся, пророческая высокая проповедь; Радуйся, апостольская преславная похвало. Радуйся, святителей изрядное украшение; Радуйся, мучеников крепкое утверждение. Радуйся, преподобных спасительное наставление; Радуйся, постников неизнемогающее воздержание. Радуйся» девствующих чистото и славо; Радуйся, отцев и матерей тихое веселие. Радуйся, всех православных христиан удобрение; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Буря помышлений сумнительных в радостную тишину преложися, егда видевшая в видениих образ Пречистыя Девы Богородицы указа быти его подобием Знамения Новгородския, точию с предстоящими святителем Николаем и Мариею Египетскою; темже и возопиша вси Богу: Аллилуиа.

Слышав Евфимий, разслабленный телом, но не духом, от некоего старца Павла, еже бы написати явленную икону в новую церковь, созидавшуюся по повелению Божию на Абалаке, потщася вдати дело сие искусному в живописании перводиакону Тобольския кафедры Матфею, егда же образ сей писаше, болящий по малу целяшеся и Богородице усердно пояше: Радуйся, Царице Небесная, явлением честныя Твоея иконы нас обрадовавшая; Радуйся, Мати Божия, чудесным целением от нея нас удивляющая. Радуйся, стране нашей светлое просвещение; Радуйся, земли нашей несокрушимое ограждение. Радуйся, по водам плавающим тишино; Радуйся, обуреваемым небурное пристанище. Радуйся, путешествующим легкое прехождение; Радуйся, блуждающим милосердная Наставнице. Радуйся, труждающимся благое покоище; Радуйся, обремененным тихое прибежище. Радуйся, в бедах сущим скорая Заступнице; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Боготечней звезде, приведшей иногда волхвов к Солнцу Правды Христу Богу нашему, подобно бысть явление иконы Твоея, Божественная Дево, в пределах наших: видящи бо молящихся пред нею, предки наши из Тебе познаваху Сына Твоего Спаса нашего, мы же научаемся усерднее пети Ему: Аллилуиа.

Видевши людие Тобольстии честную икону Божия Матере, явившую чудесное исцеление усердствовавшему написати ю, яко божественное сокровище прияша ю и яко многосветлый светильник поставиша в новом храме, ими созданном, радующеся и вопиюще к Богородице: Радуйся, светозарное Светило, страну нашу озаряющее; Радуйся, спасение душам нашим устрояющая. Радуйся, небесным светом сердца наша просвещающая; Радуйся, мир, тишину и благоденствие нам являющая. Радуйся, болящим духовно и телесно здравие подавающая; Радуйся, обидимых Своею честною ризою покрывающая. Радуйся, безнадежных известное надеяние; Радуйся, младенцев разум просвещающая. Радуйся, вдовиц и сирот Кормительнице; Радуйся, нагих одеяние и пленных избавление. Радуйся, просящим помощи скорая Помощница; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Проповедницы нелестнии великого милосердия Твоего, Владычице, к людем быша вси приявшии чудесныя исцеления от святыя иконы Твоея; вси же слышавшии и видевшии благодатныя токи, изливающиеся обильно от Тебе на страждующих и бедствующих, вкупе с ними радостно воспеваху Богу: Аллилуиа!

Возсия благодать от образа Твоего, Дево Чистая, яко солнце пресветлое в пределех наших, лучами чудес, истекающих от него, град наш и вся грады и страны не точию земли сибирския, но и российския озаряющая, сего ради недоумевающе изрещи величие чудес, от иконы Твоея бывших, Богородице, во умилении сердца, верою и любовию вопием Ти: Радуйся, черною немощию одержимых исцеляющая; Радуйся, болящих очами уздравляющая. Радуйся, падучих болезней избавляющая; Радуйся, слепым зрение отверзающая. Радуйся, злыя демоны от людей отгоняющая; Радуйся, беснующимся здравие подавающая. Радуйся, разслабленных от одра воздвизающая; Радуйся, немым язык и глаголание возвращающая. Радуйся, от всех лютых недугов врачующая; Радуйся, в сониих и видениих страждущим Себя являющая. Радуйся, от всяких напастей чудесно свобождающая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Хотяй прославити святую икону Твою, Богородице Дево, Сын Твой и Бог наш Господь Иисус Христос, воочию всех излия от нея неисчерпаемое чудес море, в немже вси погружающиеся с верою и упованием приемлют благодать исцелений и, благодарящи Господа, со страхом и любовию умиленно вопиют Ему: Аллилуиа.

Новыя и преславныя чудеса благодати Твоея, Богородице, яви нам Господь, егда святая икона Твоя носима бе по градом и весям страны нашея; мнози бо верующие внезапу исцеляхуся от разнообразных неисцельных недугов, и неверные к вере обращахуся, с удивлением, умилением и любовию воспевая Тебе: Радуйся, всякие болезни исцеляющая; Радуйся, вся недуги отгоняющая. Радуйся, любовию серафимскою присногорящая; Радуйся, души и сердца наша любовию божественною воспламеняющая. Радуйся, огонь Божества в Себе вместившая; Радуйся, пламене страстей наших изменяющая. Радуйся, от огня греховнаго верующих в Тя соблюдающая: Радуйся, от огня геенскаго любящих Тя избавляющая. Радуйся, от запаления огненнаго жилища наша сохраняющая; Радуйся, света Твоего зарями мрак неведения нашего разгоняющая. Радуйся, теплая наша Заступница и усердная к Богу о нас Молитвенница; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Странное видение честныя иконы Богоматери, свыше явленное с предстоящими святителем Николаем и Мариею Египетскою, разумевше, устранимся, мужие и жены, мира суетнаго, ум к небесным возводящи; сего бо ради и дадеся нам чудная икона Богородицы, да взирающе на ню, горняя мудрствуем, а не земная, вопия к Богу: Аллилуиа!

Вся еси в вышних, но и нижних не оставляешь Богородице Дево, чудесы бо Твоими, от святыя иконы Твоея, яко от живаго и независтнаго источника, изливающимися, присно нас просвещаеши, верою к Тебе притекающих и зовущих таковая: Радуйся, нищих духом неистощимое богатство и милостей бездно; Радуйся, Мати чадо-любивая, печальных незримое утешение. Радуйся, Голубице кроткая, тихая и незлобивая; Радуйся, Горлице благогласная, ненавидимых тайное успокоение. Радуйся, грешников спасение и к Богу присвоение; Радуйся, правоверных всех твердое ограждение. Радуйся, невидимое надеющимся на Тя поможение и заступление; Радуйся, ангельский уме, присно зрящий Бога. Радуйся, светозарная звездо умнаго солнца; Радуйся, Херувимов и Серафимов славнейшая. Радуйся, Архангелов и Ангелов честнейшая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Вся страна наша богохранимая, милостями Твоими, Богомати, облагодатствованная, имея икону Твою чудотворную в щит и ограждение от врагов видимых и невидимых, незримою Твоею помощию побеждает вся супостаты своя, Богу же в радости сердца благоговейно вопиет: Аллилуиа.

Витийство наше песенное, яко детское немотствование, не довлеет к изглаголанию всех чудес и благодеяний, Тобою, Владычице, явленных и присно являемых нам от дивныя иконы Твоея; сего ради недоумевающе благохвалити Тя по достоянию, со смирением взываем Ти: Радуйся, славящих Тя всегда прославляющая; Радуйся, от огня, града и весей наших хождением иконы Твоея освящающая. Радуйся, храмы и домы наша иконою Твоею благодатно посещающая; Радуйся, молитвы молящихся Тебе к Богу возносящая. Радуйся, рыданий и воздыханий наших никогда же отметающая; Радуйся, пришествием Твоея иконы радости наша усугубляющая. Радуйся, все скорби наша и горькия беды ею услаждающая; Радуйся, унывающих Твоим человеколюбием ободряющая. Радуйся, поклоняющимся явленной Твоей иконе радость и здравие подавающая; Радуйся, души верных милосердием Твоим умиляющая. Радуйся, радосте наша, иконою Твоею святою присно нас утешающая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Спасти хотяй род человеческий от вечнаго мучения и дати ему Царство Небесное, человеколюбивый Господь дарова нам, грешным, Матерь Свою в помощь, покров и защищение; буди же нам, о Всеблагая, Помощница, Заступница и Руководительница во всем житии нашем, во исходе и по кончине нашей не остави нас, милостию вопиющих: Аллилуиа.

Стена еси воистинну необоримая, Богородице Дево, всем к Тебе прибегающим; никто же бо притекаяй к Тебе отходит тощь, темже ущедряеми милостию Твоею, во умилении души молим Тя: покрый, заступи и спаси всех нас, безпомощных, от всяких бед, искушений и озлоблений, Тебе с любовию взывающих: Радуйся, крепкая защито возложивших на Тя упование; Радуйся, воинству споборяющая. Радуйся, судиям немздоприемным Споспешница; Радуйся, наставников и детоводителей вразумление. Радуйся, познания истины чистое зерцало; Радуйся, сохранения веры крепкое забрало. Радуйся, всеблагая Утешительница несчастных; Радуйся, сиротам безприютным Покровительница. Радуйся, всех детей благословляющая; Радуйся, всякую юность к добру направляющая. Радуйся, всех возрастных в святой жизни укрепляющая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Пения и моления наша пред святою и чудотворною иконою Твоею, Тебе возносимая, приимши, благосердная Владычице, заступи, спаси, помилуй и сохрани нас от всякаго злаго обстояния, да тихое и безмолвное житие под кровом Твоим поживем во всяком благочестии и чистоте, из глубины души умиленно воспевая Богу: Аллилуиа.

Светоприемную свещу света божественнаго, яко Богородицу и Матерь Света Невечерняго, разумевающи и почитающи Тя, Пречистая, како возможем изрещи благодатная Твоя озарения, приснотекущая от иконы Твоея, яко от солнца лучезарнаго; обаче озарения Твоего милостиваго, Всеблагая, ищущи, дерзаем воспевати Тебе: Радуйся, заре незаходимая, светом вечным нас осиявающая; Радуйся, луно, от Солнца Правды нас облиставающая. Радуйся, светильниче, на свещ-нице превысшем поставленный; Радуйся, свеще неугасимая огня невещественнаго. Радуйся, Мати света истиннаго, благочестивых души просвещающая; Радуйся, свет райския жизни нам источающая. Радуйся, присноблажащих Тя пресветло ублажающая; Радуйся, усердно молящихся Тебе светом благодати озаряющая. Радуйся, всякую старость образцом святой жизни соделывающая; Радуйся, тьму, в которой живут язычники, неверующие, еретики и раскольники, истребляющая. Радуйся, всех грешников светом Твоим просвещающая и к покаянию приводящая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Благодати залог давшая нам святую икону Твою, Мати Бога Вышняго, испроси нам у Небеснаго Владыки, Сына Твоего и Бога нашего, благодать Святаго Духа; воздвигни нас из глубины греховныя, просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, оживотвори сердца наша духом благочестия и страха Божия, духом чистоты и правды, духом любви и милосердия, да всегда поем Богу: Аллилуиа!

Поющи Твоя древняя и новая милости и чудеса, Богородительнице, хвалим Тя вси, яко твердую и надежную Предстательницу нашу, со умилением поклоняемся Тебе, выну молящейся о нас и благотворящей нам; веруем бо и уповаем, яко испросиши и подаси нам вся благая и спасительная, временная и вечная, воспевающим Ти: Радуйся, непостыдное упование в животе, во исходе и по кончине нашей; Радуйся, уповающим на Тя мирен конец живота сего подающая. Радуйся, в день судный наша надежда и защищение; Радуйся, Судий праведнаго умоление. Радуйся, всех кающихся грешников прибежище и заступление; Радуйся, всех праведных слава и утешение. Радуйся, радость выну Тебе приносящих радости вечныя сподобляющая; Радуйся, слезныя моления наша милостивно приемлющая. Радуйся, покровом Твоим от врагов видимых и невидимых нас покрывающая; Радуйся, всех нас, грешных, ко спасению и восприятию благ вечных наставляющая. Радуйся, поклоняющимся иконе Твоей и Тя на помощь призывающим скоро помогающая; Радуйся, Святая, святых большая. Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

О Всеблагая Мати Дево, Богородице, присно благодеющая нам во святей иконе Твоей, нынешнее приемши Тебе единей прикладное приношение, от всяких нас бед, напастей и скорбей временных и вечных избави и сподоби нас, рабов Твоих, в селениих райских водворитися, да во вся веки поем: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).

Предлагаем Вам послушать исполнение молитвы Пресвятой Богородице и впустить в свое сердце Божественный свет и Веру:

История иконы и ее значение

Свое название икона Матери Божией Знамение Абалацкая получила в честь небольшого татарского села Абалак, расположенного неподалеку от Тобольска. Одной из жительниц села, вдове по имени Мария, которая отличалась добротой и праведным образом жизни, было явление. Женщине явилось три иконы: Марии Египетской, Николая Святителя и Богоматери. Голос от иконы повелел вдове сообщить односельчанам, что требуется на сельском погосте возвести храм, и освятить в честь явившихся в видении два предела: первый – во имя Марии Египетской, другой — во имя Николая Святителя.

Икона является приблизительным списком «Знамения» новгородского, написанного в честь мудрости Божией – Софии. Единственное отличие — образы Святых Марии Египетской и Николая, добавленные в память о чудесном видении.

История написания

Епископ Тобольский дал благословение на возведение сельской церкви, и очень скоро приступили к строительным работам. Знамение Абалацкая была написана к открытию нового храма

Чудеса

  • Самое первое чудо – исцеление абалакского крестьянина Ефимия. Именно он оплатил работу по написанию иконы. И пока художник творил образ, тяжело больной Ефимий с каждым днем чувствовал себя все лучше и лучше. А когда Образ был готов, больной почувствовал себя настолько хорошо, что сам забрал икону и принес ее в Храм для освящения.
  • Второе чудо, связанное с Абалацким «Знамением» произошло чуть позже, во время перенесения на Абалацкий погост. Икону сопровождало торжественное шествие, и в одной из деревень, когда образ проносили мимо крестьянского дома, хозяин вышел поклониться иконе и просил об исцелении своей слепой дочери. И в тот же момент девочка, страдающая глазной болезнью, прозрела.
  • Важным событием было и спасение Тобольска от наводнения. В 1665 все лето шли дожди. Вода уничтожила все посевы. Было решено перенести Абалацкую икону «Знамение» в Тобольск. Как только начался молебен, облака расступились, и вышло долгожданное солнце.
  • Образ неоднократно являл и другие чудеса, способствовал исцелению страждущих, способствовал успеху в делах людям, которые искренне молились перед иконой. Поклониться образу приходили не только из окрестностей Тобольска, но и со всей Сибири и из других городов российских.

Чудотворные списки


Икона Богородицы Знамение Абалацкая
  1. По всей Сибири существует множество чудотворных списков иконы. Самая известная — Божия Матерь Абалацкая-Скитская. Этот образ создан был в конце девятнадцатого столетия в женской обители в Екатеринбурге, после революции икону поместили в Красноярский музей, где она находится и сейчас.
  2. Также известен список Семипалатинской иконы. Образ был создан в конце семнадцатого столетия, и его часто возили по сибирским городам и деревням для поклонения верующих. Во время этих поездок было явлено немало чудесных исцелений и знамений. Однажды Образ был помещен на военный корабль, который сам собой остановился посреди реки, дойдя до берегов Семипалатинска. В честь иконы в городе воздвигли Знаменский храм.

Создан : 29 ноября 2012 23:52

История этого образа берет начало в 1636 г., а название происходит от с. Абалак, расположенного в 30 км от г. Тобольска. Некая вдова Мария во сне увидела две иконы: «Знамение» Богоматери и образ св. Марии Египетской. От богородичной иконы вдова получила повеление построить церковь у Абалацкого погоста. В 1637 по благословению Тобольского архиеп. Нектария был возведен Знаменский храм с 2 приделами в честь Марии Египетской и Николая Чудотворца, положивший начало Абалацкому Знаменскому мужскому монастырю. Со слов вдовы Марии местный протодиакон Матфей Мартынов в 1637г. написал икону Божией Матери, названную Абалацкой (оригинал). На изводе представлено поясное изображение Пресвятой Богородицы с воздетыми в молитве руками и благословляющем Младенцем Христом в мандорле (медальоне) у Нее на груди. Такая композиция соответствует Новгородской иконографии Богоматери «Знамение», но отличительными признаками Абалацкого образа стали предстоящие по сторонам от Пречистой Девы св. Мария Египетская и свт. Николай. По пожертвованиям верующих оригинал иконы украсили драгоценным окладом. В конце 17 века этот иконописец Матфей написал списки (копии). Абалацкой иконы: в тот же монастырь, так называемую Наместницу и уменьшенный список в г.Семипалатинск. Эти древние списки потерялись в гражданскую войну. Однако тюменский искусствовед Марина Софронова в своем интервью телевидению «Тюмень-регион» в 2009г. заявила, что в запасных фондах Третьяковской галереи имеется Абалакская икона датируемая концом 17-началом 18 веков. http://tyumen.rfn.ru/video.html?id=9185&type=r

Список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой. Крестный Ход, Тобольск 2010г.

В дореволюционное время Абалакская икона являлась самой почитаемой святыней Сибири, а ее многочисленные списки находились во многих храмах и монастырях: в Москве, в Омске, Красноярске, Челябинске, Томске, Иркутске, Тюмени, Ишиме, Брянске и конечно в Зауралье . Будучи в заточении в Тобольске семья царственного страстотерпца Императора Николая II молилась у иконы. Примечательна запись в дневнике царя на праздник Рождества Христова: "После литургии был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божьей Матери, привезенной накануне из монастыря"... Позже для Государя был сделан список с иконы, сопровождавший его до последних часов жизни в Екатеринбурге. Так Царская семья встретила роковой для нее 1918-й год. Известно, что у Абалацкой иконы молились каждый в свое время старец Григорий (Распутин), адмирал Колчак, белые генералы Корнилов, Каппель, Дитерикс, Попеляев и другие. В 1919 году, опасаясь за чудотворную икону Абалакской Божией Матери, епископ Мефодий с адмиралом А.В. Колчаком увозят на теплоходе икону из Абалакского монастыря Тобольска в Омск, а далее через Дальний Восток в Шанхай.
В настоящее время в Знаменской церкви Абалакского монастыря, вместо подлинной иконы находится не особенно древний список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой.
http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t4_7 Он причислен в ряд чудотворных икон и окружен заслуженным почитанием: возят для поклонения и устраивают Крестные Ходы по всему нефтяному Северу. Кроме того в Знаменский Абалацкий монастырь под Тобольском приезжают сейчас паломники со всей России. Этот список ХХ века Абалакской иконы по версии журналистов сейчас входит в «Семь чудес Уральского Федерального округа».

Некоторые списки Абалацкой иконы написанные в конце 19в., нач. 20в.

До недавнего времени местонахождение вывезенного оригинала Абакской иконы было неизвестно. Только имелось множество преданий о существовании ее за рубежом. Лишь спустя почти 80 лет стало известным точное место нахождения иконы - Австралия, пригород г. Сиднея - Кабраммат, храм Покрова Божией Матери РПЦ МП. Сюда она была привезена потомками белогвардейского генерала Михаила Константиновича Дитерихса (1874-1937). http://www.orthodoxy.org.au/index.php Мой знакомый Михаил Осипенко, происходящий из семьи знаменитых иконописцев, будучи в 2003 в Австралии с Порт-Артурской иконой, лично видел Абалацкий оригинал. Об этом он написал мне и даже пообещал видеозапись беседы об иконе с местным священником.
В нашей Курганской епархии Абалацкая икона представлена так же очень широко. Подробно описывает чтимый курганцами список Абалацкой иконы, написанной по заказу горожан в 1860г. в Тобольске,

Некоторые списки Абалацкой иконы имеющиеся в Курганской и Шадринской епархии.




священник А. Сулоцкий в своем труде « О церковных древностях Сибири», изд.1882 г. Данный образ был украшен курганцами богатой серебрянной ризой и находился в Богоявленском соборе, позже разрушенным. Сейчас в здании Курганского епархиального управления, в пресс-центре на стене имеется прекрасно сохранившийся Абалацкий образ, но без оклада. Возможно, ризу могли снять во время компании по изъятию церковных ценностей. Не эту ли икону имел ввиду о.Александр (Сулоцкий)? Необходимо полное исследование специалистами. (См.ПРИЛОЖЕНИЕ1).
Кроме того по благочиниям епархии также имеются нередкие Абалацкие списки. Причем, наравне с высокохудожественными списками, с встречаются курьезные случаи неканонического исполнения образов, вероятно местными неграмотными крестьянами-иконописцами, «богомазами»-так их звали тогда.
Но ярчайшей «жемчужиной» среди не только курганских, но и всех российских образов являетсяЧудотворная икона Абалацкой Божией Матери, находящаяся уже около 200 лет в Петропавловском храме г. Куртамыша, освященном в 1808г . http://www.kurtamysh.com/p689.htm Церковь во имя Петра и Павла со своим богатым убранством пережила гражданскую войну, но в 1937 г. была закрыта и опечатана в связи с арестом и расстрелом священника Вениамина (Комарова). Так и стояла церковь опечатанной, но не разграбленной, хотя колокола все же сняли. Да и как могло быть иначе: сохранился храм «на крови» мученика. Но 2 апреля 1942 г. на Пасху, первым в нынешней Курганской области храм был открыт вновь и богослужение с тех пор непрерывно продолжается по настоящее время. Мне известен в Курганской епархии только этот случай, с сохранившимися непосредственно в церкви убранством: иконостасом, фресками, паникадилом и, главное, иконами в старинных окладах. В 1907 г. в Куртамыше, на Заимке еще была выстроена каменная Абалакская церковь в честь образа, к сожалению разрушенная властями в 1930-х годах вместе с Воскресенским собором и мусульманской мечетью.


По преданию Абалакская икона была принесена в Куртамыш одной вдовой в благодарность за дарованные ей исцеления во вновь построенную каменную церковь Петра и Павла в 19 веке. На иконе до сих пор сохранился высокохудожественный серебрянный оклад, с клеймами московской мастерской, датированными 1859-60г. По летописи эту ризу пожертвовал местный диакон Иван Авраамов по исцелению сына, взамен уже давно имевшегося медного оклада. Ризы не жертвуют вновь написанной иконе, должно пройти какое то время, доказывающее избранность и чудотворность образа. Поэтому можно датировать икону как миниум началом 19 века. Но почему мы решили, что икона написана специально для пожертвования вдовой? Вполне могла наша вдова принести давно уже написанную и намоленную икону. Ответ на этот вопрос может дать только полное исследование иконы специалистами-искусствоведами .


Петропавловская церквь и Абалакская икона неразрывно связана с историей нашей семьи. По метрическим книгам известно, что все Павловы и Абалаковы с 19 века венчались, крестились и причащались именно здесь. Бабушка Анна Дмитриевна Павлова, происходившая из старинного рода шадринских мещан Абалаковых, с 1902 по 1917 г. служила учителем в церковно-приходской школе при этом храме. http://www.kurtamysh.com/p356.htm На фотографии выпуска школы 1912г. видны учителя с клиром церкви: диаконом Глебом Коптяковым, благочинным о.Федором (Карповым) и протоиерем о.Виталием (Милициным)-ныне причисленным к Новомученникам и Исповедникам ХХвека. http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/m/?HYZ9...uKheCxyAHYnALu2dOiUTawmAGsmBE*
Бабушка молилась в лихую годину войны перед Абалакской Божией Матерью за здравие единственного сына Бориса, моего отца. Он был призван в 1941г. в артиллерию, на трех фронтах прошел всю войну, закончил в Германии и благополучно вернулся в Куртамыш в 1945г . http://www.kurgangen.org/photos/thumbnails.php?album=78



Куртамышская Абалакская икона всегда почиталась местными жителями. Согласно надписи на иконе с 1869 ежегодно в Куртамыше устраивался крестный ход установленный по обету, данному по случаю прекращения пожаров после выноса иконы в 1864, 1868 и 1869. Сейчас традиция Крестных Ходов продолжена, а образ отнесен в ряд чудотворных епархиальных икон. К иконе специально приезжала поклониться известная певица Лина Мкртчян. Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения из Санкт-Петербурга, написала статью об Абалацкой иконе, где есть информация о Куртамышском списке. Статья выйдет в 9-м томе энциклопедии «Святая Русь», Спб.2010г., полностью посвященном иконописи.


Разумеется, сколько всего Абалацских икон сохранилось в России до настоящего времени не знает никто. Но на основании доступных материалов из печати и Интернета следует, что все известные автору и сохранившиеся Абалацкие иконы, выстроенные в список по дате написания и, следовательно, древности, намоленности и благодати, можно расположить в следущем порядке:

1. Оригинал Абакской иконы, 1637г., Покровская церковь, пригород г. Сиднея - Кабраммат, Австралия;

2. Список Абалакской иконы, кон.17-нач.18в. в. запасных фондах Третьяковской галереи, Москва;

3. Список Абалакской иконы, нач. 19 в. (или даже более ранний), Петропавловская церковь, г.Куртамыш;

4. Списки Абалакской иконы, конец 19 в., Свенский список в Спб., Омск (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), Красноярск (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2), г.Шадринск(Воскрес.церковь), в Кургане епархиал. пресс-центре;

5. Списки Абалакской иконы, нач. 20 века, Абалацкий монастырь в Тобольске, Екатеринбург,Омск,г.Тюмень, г.Шадринск, с Боровлянка, с.Чимеево, пос. Смолино, пос. Мишкино.

Возвращение в Россию Чудотворного Образа Абалакской Божьей Матери после падения коммунистического режима, ликвидации последствий безбожной власти, может стать не только важнейшим событием в жизни Русской Православной Церкви. Это событие могло бы означать подлинное воссоединение разделенного русского народа-Русского Мира. Оригинал образа, находящийся в Австралии, конечно, по полному согласию с прихожанами и наследниками, хорошо бы торжественно вернуть на Родину. Имеется информация о начавшихся переговорах. http://omsk.rfn.ru/rnews.html?id=11275733&cid=7 http://www.newsprom.ru/news/116549600887033.shtml?sdate=1222905600 Как знаем, в храмах Русской Православной Церкви в России так же сохранилось иконы Абалацкой Божией Матери, что дает нам надежду на покровительство Пресвятой Богородицы. Нам же, курганцам, необходимо продолжить поиски утерянных образов и изучение специалистами имеющихся. Особенно это касается Абалацких икон: древней из Третьяковской галереи в Москве, правильной датировки чудотворной из Петропавловской церкви г. Куртамыша и индефикации списка в пресс-центре Курганской и Шадринской епархии.

Источник - http://www.kurtamysh.com/p1382.htm

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...