Маковский К.Е. «Русалки»



В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки».


И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент

Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.


И. Крамской. Автопортрет, 1867

Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок.


М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951

Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.


А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы

Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,… что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.


В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946

На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены – тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.


П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.


О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.


О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.


И. Крамской. Русалки, 1871

В букете картин русских художников особое место занимает фантастическая живопись. Это обусловлено нашей культурой с множеством сказок и политеистических верований. Одним из художников, который четко уловил связь вымышленного и реального, стал Иван Николаевич Крамской. В его полотнах нет явного разделения на фантастику и быль, два этих фактора плавно переплетаются и выдают зрителю целую историю. Принцип некоторой туманности или даже “матовости” поверхности, тщательный отбор образов и неяркие краски дают ту самую сказочность, свойственную картинам Ивана Николаевича. Например, мы точно можем сказать, что “Русалки” - картина Крамского, описание ее совпадает с характеристикой других картин этого автора: мистика соседствует со спокойной природой. Кстати, если говорить о реализме, то мы можем видеть вполне привычные пейзажи, хижины и дома с четко прорисованными деталями.

Крамской: из писаря в живописцы

Художник родился в мае 1837 года в Отец его был писарем, поэтому хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Так и случилось. После окончания учебы Иван работал писарем при Думе в своем городе. Но в 1853 году его внимание переключилось на другую деятельность, он стал обрабатывать фотографические снимки, этому его научил Тулинов, который был земляком Крамского.

Так начался путь живописца в качестве художника. Уже в 1857 году он поступил на учебу в Художественную Академию в Петербурге. Успехи молодого человека были настолько явными, что за одну из картин Иван Николаевич получил золотую медаль.

Среди работ рисовальщика были портреты известных людей, с помощью которых он набил руку в этом жанре, однако самой известной его картиной является “Христос в пустыне”. Она стала пиком развития Крамского в религиозной живописи.

Невообразимое количество полотен и фотографий осталось наследникам в память о замечательном художнике, скончавшемся от проблем с сердцем в возрасте пятидесяти лет.

Мистика картины “Русалки”

Пожалуй, одним из самых ярых любителей мистики в русской живописи является Крамской. Картина “Русалки” собрала вокруг себя столько опрометчивых мнений по поводу ее нехорошей репутаций, что все, к сожалению, не перечислить. История произведения связана, как ни странно, с Гоголем и его повестью “Майская ночь или Утопленница”. Если верить народной молве, девушки-утопленницы после смерти становились русалками, зазывая путников в свои сети. Именно их и хотел изобразить рисовальщик на картине.

Почему именно Гоголь? Как известно, Николай Васильевич также был не прочь писать о чем-то загадочном, вспомнить даже “Вия” или “Вечера на хуторе близ Диканьки”, а Крамской по несколько раз перечитывал эти произведения. Вероятно, такое тяготение к Гоголю и стало отправной точкой в области фантастической живописи. Художник хотел передать атмосферу майской ночи на Украине в мелких деталях, отсюда и эффект соприсутствия. Как говорил сам Крамской, картина “Русалки” не до конца отвечает его требованиям, ведь он так хотел изобразить свет луны, но “поймать” ее ему так и не удалось. Хотя мы видим, как холодный свет ночного светила скользит по образам таинственных русалок. Но это лишь часть того, что задумал сам автор.

Считалось, что мистические сюжеты были опасны, а если списывать их с произведений Гоголя, то вообще с ума можно сойти. Крамской даже шутил по этому поводу: “Хорошо, что с таким сюжетом я окончательно не сломал себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло”.

И действительно, в галереях и на выставках ей никогда не могли найти места. Картины рядом с “Русалками” падали, а из помещения слышалось чуть слышное пение и веяло прохладой. Но после того, как полотно перевесили в дальний угол, далекий от солнца, сверхъестественное прекратилось, вероятно, русалкам было слишком жарко на солнечном свете.

Картина как правдоподобный фантастический сон

Но что бы ни говорил сам Крамской, картина “Русалки” удалась на славу, ведь на многих она производила сильное впечатление, правда, не всегда положительное. Это связано с тем, что хотел изобразить художник на полотне. И лица утопленниц, и сама природа будто так и навевают неприятные тоскливые мысли.

Выражение лиц девушек предает грусть по жизни, мечты о былом, и безысходность. Вся картина является символом глубокой печали. Сразу бросаются в глаза непривычные образы девушек-русалок. У них нет хвостов, как видно, они очень даже неплохо передвигаются на своих двоих по земле, только у зрителя складывается впечатление невесомости, так как белые одеяния ундин делают их похожими на привидения.

Пускай и не совсем был доволен произведением Крамской, картина “Русалки” была по достоинству оценена профессионалами: многие художественные критики приравнивали данную работу к волшебному сну, так все реалистично изображено на ней.

Оценка Пушкина

Солнце русской поэзии крайне положительно отзывалось о полотне Ивана Николаевича. Что изумило Пушкина в картине Крамского “Русалки”? Да все то же самое, что и всех ценителей хорошего творчества. Он почувствовал атмосферу, которую пытался передать автор, он восхитился оттенками настроений, ведь Александр Сергеевич увидел здесь и игривость, и мечтательность, и печаль. В образах девушек он уловил то настоящее, чего, увы, порой не встретишь у живых людей. Именно такой психологизм, не свойственный обычно портретистам, покорил Пушкина.

Это произведение перевернуло мир художников, оно оказало огромное влияние на последующие работы этого же автора, а также на работы его последователей. Как и хотел Крамской, картина “Русалки” поймала свой лунный свет, благодаря грамотному использованию сюжетов фольклора и культуры русского народа на полотне. Многие школьники рассматривают репродукцию работы в качестве иллюстрации к гоголевским “Майским ночам”, а потом пишут впечатления от увиденного. Однако сочинение по картине “Русалки” Крамского Ивана Николаевича требует не только умения грамотно излагать свои мысли, но и понимать чувства не только персонажей, но и самого художника.

Выкладываю здесь свою коллецию картин с русалками. Те, которые особенно нравятся.)

Волны ласково что-то шепчут,
Как мне в детстве когда-то пели,
Обнимают меня за плечи
И качают, как в колыбели...

Мне бы броситься ввысь, как чайка,
Утонуть в океане неба,
Чтоб тебя не искать отчаянно
Среди волн бесконечных... Мне бы...

На щеках солёные капли,
Может, брызги, а может, слёзы...
Тонет сердце моё - кораблик,
Рваными парусами - грёзы...

Ночь раскинула звёздные сети,
Ловит души... Бери, не жалко!
Пусть никто не узнает на свете,
Как печальна любовь русалки...



Мне не важно, что скажут другие.
Я живу своим сердцем, умом.
Пусть пророчат завистники злые,
Что не быть нам с тобою вдвоем.

Если любишь, то чудо свершится:
Будет в ноги мой хвост превращен.
Как смогла я, русалка, влюбиться
В человека, что в мире земном?

Просто в море порой одиноко,
И коралловый холоден сад.
И когда же мне грустно немного,
Приплываю смотреть на закат.

Не узнали меня еще люди,
Лишь с тобой хочу видеть огни.
И я верю: мой хвост все же будет
Превращен в две земные ноги.


А что осталось от меня?
Я превращаюсь постепенно
В морскую кружевную пену
И высыхаю на камнях.
Русалка... Глупая амфибия
Тогда попалась в эту сеть,
Когда кричала каждой рыбе я
О том, что я умею петь...
Проглоченный крючок царапал
Неподготовленное горло,
Волшебный голос кровью капал,
И даже крики ветром стёрло.
Я помню: туповатый ножик,
И вкус питья на языке,
И боль, и отпечатки ножек
На окровавленном песке...
И ведьма в порванных колготках,
Танцуя на моих следах,
Лишь усмехнулась: "Идиотка!..
Ты умерла уже тогда!"






Не знаю, что стало со мною
Печалью душа смущена,
Мне все не дает покоя
Старинная сказка одна.
Прохладен воздух. Темнеет,
И Рейн уснул во мгле.
Последним лучом пламенеет
Закат на прибрежной скале.
Там девушка, песнь распевая,
Сидит на вершине крутой.
Одежда на ней золотая,
И гребень в руках золотой.
И кос ее золото вьется,
И чешет их гребнем она,
И песня волшебная льется,
Неведомой силы полна.
Охвачен безумной тоскою,
Гребец не глядит на волну,
Не видит скалы пред собою –
Он смотрит туда, в вышину.
Я знаю, река свирепея,
Навеки сомкнется над ним.
И это все Лорелея
Сделала пеньем своим.



Две русалки – он, она
В фиолетовой пучине
Достигали моря дна
По всего одной причине.

Слишком сильно их сжигала
Их любовь – язык огня!
Дно своей прохладой звало,
Песней призрачной маня.

И спустились две русалки –
Он, она – туда, где холод
На подводные полянки
Утолить любовный голод.

Всё прошло, когда стемнело,
Всё прошло и навсегда;
Остудила бездна тело,
Кровь разбавила вода.

И вернулись две русалки,
Но уже совсем иными;
Мне их было очень жалко,
А они смеялись злыми…



У кого на сердце свалка,
У кого наоборот,
А в моей душе русалка
Поселилась и живет.

То ли оказала милость,
То ли выместила злость,
То ли просто так случилось -
Поселилась, где пришлось,

И относится ко мне, как
К окружающей среде:
Взбаламутила, что реку,
Завертев хвостом в воде.

Ухватив меня за шею,
Тянет, чувствую, ко дну.
Утону в своей душе я,
Видя там ее одну.



Как приятна тишина,
Плеск воды и запах моря.
Где морская глубина,
Нет ни боли и ни горя.

Я хочу быть только с ним,
Разделять и жизнь, и счастье;
Но в бездонности глубин
Одинока. И опять я

Буду звать немой прибой,
Шелест трав и пенье ветра,
Потому что я покой
Обрету лишь с ним, наверно…

Нет. Точно знаю, что любить
Предначертано мне свыше,
И до дна мне не доплыть.
Но я верю, верю… Слышишь?






Вынырнула русалка
Ночью на берег-ложе,
Мокрыми волосами -
По раскалённой коже.

Чарами полнолунья
Правила безоглядно,
Выкрала поцелуи -
И уплыла обратно.









Я живу на дне морском
Во дворце из лилий
Вместе с сестрами, отцом,
Рыбами чудными.

У меня желанье есть -
Стать земной девчонкой:
Буду бегать, танцевать
И смеяться звонко













А раньше жили русалки
В укромных лесных озёрах
Под сводом воды хрустальной,
То - синей, то - чёрной-чёрной,

С глазами холодной стали
И лисьими волосами,
С коралловыми устами
И дивными голосами...

Скакали на белоснежных
Лошадках - единорогах,
Одеждами из омелы
Смущая друидов строгих...

Венки из цветов кувшинок
Плели на Иван Купалу,
Скрывали в лесных лощинах
Агат, бирюзу, опалы...







У лесного ручья вода
Серебристым огнем запылала:
Прокатилась по небу звезда
И на дно его ночью упала.

Но к ручью меж деревьев и скал,
С виду старый, невзрачный и жалкий
Шел волшебник. Звезду подобрал,
Вставил в перстень и отдал русалке.

А русалка его по любви
Подарила кому-то навечно
И сказала: "Со мною не рви,
Даже нечисть в любви человечна.

Если ты позабудешь меня,
То звезду в тот же миг потеряешь.
Будешь счастлив до смертного дня,
Обо мне ж ничего не узнаешь."

Пролетают и дни, и года,
Люди любят, не зная печали,
И сверкает на небе звезда,
И ручей словно плачет ночами.







Если в море вода соленая, значит, кто-то там слезы льет, -
То Русалочка сидит у берега и прекрасного принца ждет.

У Русалочки рыбий хвостик,
А на сердце тоска и лед,
Мне позвать бы ее к нам в гости,
Только как же она придет?

Опускаются слезы дивные жемчугами к морскому дну.
Так не хочется ей, но придется вновь вернуться на глубину.
Акваланг я достану маленький и спущусь к ней в подводный дом,
Посидим, как подружки, рядышком, и поплачем вовсю вдвоем.

На русалке горит ожерелье,
И рубины греховно-красны,
Это странно-печальные сны
Мирового, больного похмелья.
На русалке горит ожерелье,
И рубины греховно-красны.
У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.
Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд зоревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.










Оригинал записи и комментарии на

Поговорим еще немного о картинах, на которых художники изобразили русалок.
Иван Владимирович Космин.
Догадки о русалочках каждый раз встречаются в фольклере разных стран.

В большинстве случаев русалка это дух воды. Реже ужасными старухами.

Художники пытаются изобразить русалок с зелёными волосами.

В странах где русалок принимали за духов воды, там их представляли девушками с хвостами рыб.

Садко у морского царя. И.Репин.
В полнолуние выйдут русалочки на сушу и начнут причесывать гребнем свои струящиеся по

плечикам локоны с волос всегда струятся капельки водички.Лицом эти бледны, но они наделены

неземной красотой! Русалки завораживающе поют небывалым голосом сводя с толку

заплутавших путешественников. Горе тем попадёт под их чары! Попадёт тот под крепчайшие

объятия речной девы, и утянет она его на дно глубокого омута. Никто еще не спасался от неё в

водоеме, никто и не захотел бы уйти от такой красоты. В теплое время года выходят русалки из

рек и озер и идут рожь охранять да на ветвях березы кататься, а лунный свет становится для них

ещё ярче.

Виктор Корольков нарисовал русалок на русалочьей неделе.

Неделя русалок всегда начиналась с Троицына дня. Тогда ни одна уважающая себя девушка не

согласиться в одиночку без подружек уйти в лес, потому что боится на глаза русалкам попасться!

Они ведь могут увести за собою, задурманить до такой степени что не вернёшься назад, или даже

защекочет пока не умрёшь. А мужчинам и вовсе горе: русалки тоже хотят узнать, «что такое

любовь с человеком» и поэтому они на все способны! Они больше всего опасны в четверг-

русальичин велик день. В такие дни не в коем случае нельзя было купаться, а уж тем более

уходить из деревни, ну а если из деревни просто необходимо выйти то обязательно нужно было

взять с собой полынь, говоря русалки ненавидят его. Трудиться тоже запрещалось! Того кто

нарушит, русалки могли строго наказать, вытаптывая посевы и нанося порчу на домашний скот.

В троицкий четверг девушкам необходимо было сплести много веночков затем нужно было

отнести их в лес. Для того что сделать русалочек чуть добрее, вешали много пряжи на деревья.

Древнеславянский народ верил что Русалки

символизируют плодородие. А в XIX веке люди исполняли русалочки песни, то-есть хороводные.

Люди призывали дух русалки для того чтоб она помогла им на полях А когда в жизнь людей

попало христианство, то русалок начали принимать за нечистую силу. Люди начали сравнивать

русалок с вампирами! И даже находили сходства…

Иван Крамской. Русалки.
(на сюжет из произведения Н.В. Гоголя «Майская ночь»).
1871. Холст, масло. 88 x 132.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Период 1870-х годов в жизни Крамского непосредственно связан с напряженной деятельностью по организации Товарищества передвижников, поэтому письма этого времени проникнуты неутомимой энергией духовного лидера передвижников. Вместе с тем в этих же письмах живет другой Крамской, который упоенно описывает красоту лунной украинской ночи, завороженный тайной ночного света.

Первую выставку товарищества решено было открыть в конце 1871 года. К этой выставке Крамской хотел кончить работу над картиной «Русалки». Много лет назад Крамской записал в свой дневник: «О, какой удивительный человек был этот Гоголь!» Он любил Гоголя , много раз перечитывал все его произведения, особенно «Вечера на хуторе близ Диканьки». И теперь, читая «Майскую ночь», он снова погрузился в мир украинской народной сказки с ее ведьмами, колдунами, русалками, с волшебными лунными ночами. И пусть это только сказка, и сказочным кажется дом на горе, и дремучий лес, и глухой, заросший пруд, и девушки-русалки, но ведь в каждой сказке всегда есть зерно правды, и Крамской хотел написать картину так, чтобы зритель за этой сказкой увидел настоящую жизнь, услышал задушевную украинскую песню, почувствовал беспокойство и жалость к тем «земным» крестьянским девушкам, у которых так печально сложилась судьба.

Картина стоила Крамскому немалого труда. Сохранились эскизы, наглядно показывающие, как постепенно художник отходил от иллюстративного метода, искал средства живописного воплощения поэзии лунной ночи: того «впечатления сказочного», о котором он писал Васильеву в августе 1871 года, когда, с опозданием прибыв в имение П.С.Строганова Хотень Харьковской губернии, где они сговорились встретиться, не застал уже Васильева, выехавшего в Ялту. О том влиянии, которое двадцатилетний Васильев оказывал не только на ровесников, но и на Крамского, свидетельствуют и сама картина, и письма, Крамской так и не сумел добиться результата, который удовлетворил бы его самого: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука - луна».

«Поймать луну», показать, как при ее свете все преображается, становится чудесным, чуть тревожным, было мучительно трудно. Но луну он все-таки «поймал» и написал чудесную поэтическую картину лунной ночи.

Картина представляет берег реки в лунную ночь. Справа пригорок, на нем усадьба, окруженная тополями. На заднем плане лес. На заросшем тростником берегу, на стволе свалившегося, перекинутого через реку гиганта-тополя в мягких волнах лунного света расположился целый сонм утопленниц. Живописные позы их унылы, бледные лица полны безысходной тоски. На всей картине лежит глубокая печать поэзии и тихой грусти. Общий тон гармонирует с характером таланта художника, который сам причислял себя к разряду «тихоструйных».

Сам Крамской картиной был не совсем доволен - требовательность его к себе не знала границ. Несколько раз он принимался переделывать картину и даже через год после того, как она была куплена Третьяковым, писал ему и просил прислать картину: «Я ее хотел немного переработать, летом я кое-что наблюдал еще, и мне хотелось бы ее поправить».

И все же произведение Крамского было по-своему знаменательно для русской живописи, поскольку в нем, как и в «Бабушкиных сказках» В.М.Максимова, впервые проявился интерес к народной поэзии, пока еще опосредованный, воспринятый в литературной обработке, но уже прокладывающий тропинку, по которой пойдет сначала В.М.Васнецов , а затем и другие русские художники.

Рецензенты с большим удовольствием отмечали в картине Крамского «крайнее правдоподобие фантастического сна», и такие редкие качества современного искусства, как искренность, отсутствие фальши, лжи, предвзятости. «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники... что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление», — отмечала пресса по выставке.



Константин Егорович Маковский Русалки 1879

Маковский, Константин Егорович — русский живописец; сын известного в свое время московского любителя искусства, одного из основателей тамошнего училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича М. (1800—1886), род. в Москве в 1839 г.; под отцовским влиянием 12 лет от роду поступил в ученики упомянутого училища, в котором его наставниками были М. Скотти, С. Зарянко и В. Тропинин, и получил в 1857 г. малую серебряную медаль от Акд. художеств. В следующем за тем году переселился в СПб. и записался в ученики академии; был награжден малой золотой медалью за картину "Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова", в 1862 г. По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали, но он вместе с 12 своими товарищами, недовольными тем, что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному усмотрению, вышел из академии с званием художника 2 степени и принял участие в учреждении СПб. художнической артели, членом которой, оставался, однако, недолго. В 1867 г. за картины "Бедные дети" (находится у Д. В. Стасова в СПб.) и "Селедочница" и за три портрета (ген. Кауфмана, ген. Рокасовского и г-жи Ворониной) был признан академиком, а через год, за колоссальную и сложную картину "Масленица в Петербурге", возведен в профессоры. В 1876 г. сделал поездку на Балканский полуо-в и в Египет. Многочисленные произведения М. — портреты и картины историческо-бытового, чисто жанрового и отчасти фантастического содержания — составили ему репутацию одного из талантливейших представителей современной русской живописи. С этими произведениями он являлся сперва на годичных академических выставках, а потом (с 1874 по 1883) на выставках Товарищества передвижных выставок, впоследствии же стал устраивать из них отдельные выставки. Некоторые его картины были, кроме того, выставлены в Париже и Сев. Америке и распространили его известность за пределы России. Эффектность композиции и освещения, выразительный, хотя и недостаточно верный рисунок, сильный, блестящий, но излишне цветистый колорит, мастерство кисти, особенно при выписке костюмов и проч. аксессуаров, отличают все вообще работы М., между которыми, сверх вышепоименованных, главными могут считаться: "Похороны в деревне" (1872; у К. Солдатенкова в Москве), "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876 в Имп. Эрмит., повторение в Аничковском дворце), "Болгарские мученицы" (1878), "Русалки" (1879, в Имп. Эрмит.), "Свадебный пир в боярской семье" (1885), "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), " Смерть Иоанна Грозного" (1888), "Под венец" (1890), портреты: А. С. Даргомыжского, сенатора Веймарна, А. Е. Тимашева, жены художника с детьми, гр. Муравьева-Амурского, гр. С. Р. Строганова, певца О. Петрова и нек. др.
Выбор редакции
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...

ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...

Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...