Неделя ваий в песнопениях церкви. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви


; ; Этот празд-ник на-зы-ва-ет-ся Неде-лей ва-ий (вет-вей), Неде-лей цве-то-нос-ной, а в про-сто-ре-чии у рус-ских так-же Верб-ным вос-кре-се-ньем от обы-чая освя-щать в этот день паль-мо-вые вет-ви, за-ме-ня-е-мые у нас вер-ба-ми.

На-ча-ло празд-ни-ка вос-хо-дит к глу-бо-кой древ-но-сти. Пер-вое ука-за-ние на празд-ник - в III ве-ке при-над-ле-жит свя-то-му , епи-ско-пу Па-тар-ско-му († 312), оста-вив-ше-му по-уче-ние на этот день. В IV ве-ке празд-ник, как сви-де-тель-ству-ет свя-той , со-вер-шал-ся весь-ма тор-же-ствен-но. Мно-гие из свя-тых от-цов IV в. оста-ви-ли свои по-уче-ния на этот празд-ник. В VII-IX вв. свя-тые , и Иосиф Сту-ди-ты, а так-же им-пе-ра-тор ви-зан-тий-ский Лев Фило-соф, Фе-о-фан и Ни-ки-фор Ксан-фо-пул про-сла-ви-ли празд-ник пес-но-пе-ни-я-ми, ко-то-рые и ныне по-ет Пра-во-слав-ная Цер-ковь.

В суб-бо-ту сед-ми-цы Ва-ий Цер-ковь вос-по-ми-на-ет чу-до вос-кре-ше-ния Ла-за-ря, по-это-му суб-бо-та на-зы-ва-ет-ся Ла-зо-ре-вой. Вос-кре-ше-ние Ла-за-ря Цер-ковь про-слав-ля-ет как до-ка-за-тель-ство Бо-же-ствен-ной си-лы Иису-са Хри-ста и как удо-сто-ве-ре-ние в вос-кре-се-нии Хри-ста и в об-щем вос-кре-се-нии всех умер-ших, что и вы-ра-жа-ет-ся в тро-па-ре празд-ни-ка (глас 1-й): «Об-щее вос-кре-се-ние преж-де Тво-ея стра-сти уве-ряя, (т.е. удо-сто-ве-ряя), из мерт-вых воз-двигл еси Ла-за-ря, Хри-сте Бо-же. Тем-же и мы, яко от-ро-цы (ев-рей-ские) по-бе-ды зна-ме-ния но-ся-ще. Те-бе по-бе-ди-те-лю смер-ти во-пи-ем: осан-на в выш-них, бла-го-сло-вен гря-дый во имя Гос-подне».

Ла-за-ре-ва суб-бо-та и Верб-ное вос-кре-се-нье слу-жат пе-ре-хо-дом от Че-ты-ре-де-сят-ни-цы к .


Ла-за-ре-ва Суб-бо-та. Неде-ля Ва-ий

Ма-рия Сер-ге-ев-на Кра-со-виц-кая

Страст-ная и Пас-халь-ная сед-ми-цы об-ра-зу-ют центр бо-го-слу-жеб-но-го го-да. Они яв-ля-ют-ся тем вре-ме-нем в жиз-ни Церк-ви, ко-то-рое пред-ва-ря-ет-ся дол-гой и се-рьез-ной под-го-тов-кой - Ве-ли-ким по-стом. По-след-няя, 6 сед-ми-ца Ве-ли-ко-го по-ста име-ет осо-бое на-зва-ние - «сед-ми-ца ва-ий». Все дни ее от по-не-дель-ни-ка до пят-ни-цы име-ют та-кое опре-де-ле-ние: «по-не-дель-ник ва-ий», «втор-ник ва-ий» и т.д. Эта сед-ми-ца по сво-е-му устро-е-нию, по со-дер-жа-нию бо-го-слу-же-ния ока-зы-ва-ет-ся устрем-лен-ной к Неде-ле ва-ий, или к то-му празд-ни-ку, ко-то-рый мы при-выч-но на-зы-ва-ем «Вхо-дом Гос-под-ним в Иеру-са-лим».

Бо-го-слу-же-ние этих дней от-кры-ва-ет пе-ред на-ми важ-ный прин-цип цер-ков-но-го Уста-ва. Уча-стие в цер-ков-ном бо-го-слу-же-нии не яв-ля-ет-ся про-сто вос-по-ми-на-ни-ем про-шед-ших со-бы-тий или со-зер-ца-ни-ем бо-го-слов-ских идей - все в устро-е-нии бо-го-слу-же-ния на-прав-ле-но на то, чтобы со-бы-тия, вос-по-ми-на-е-мые и празд-ну-е-мые Цер-ко-вью, бы-ли на-ми пе-ре-жи-ты по су-ще-ству, ста-ли фак-том на-шей жиз-ни, чтобы мы во-шли в ту ре-аль-ность, в ко-то-рую Цер-ковь нас стре-мит-ся вве-сти. До-сти-га-ет-ся это раз-ны-ми спо-со-ба-ми, а в сед-ми-цу ва-ий в те-че-ние 5 дней зву-чат пес-но-пе-ния, ко-то-рые за-став-ля-ют нас на-пря-жен-но ждать со-бы-тий кон-ца сед-ми-цы.

Эта сед-ми-ца долж-на при-ве-сти нас к двум осо-бен-ным празд-ни-кам - суб-бо-те Ла-за-ре-вой и Неде-ле ва-ий. В суб-бо-ту Ла-за-ре-ву празд-ну-ет-ся вос-кре-ше-ние пра-вед-но-го Ла-за-ря. Мы пом-ним, что Гос-подь вос-кре-сил че-ты-рех-днев-но-го мерт-ве-ца (). Он знал, что Ла-зарь бо-лел и умер, и, тем не ме-нее, слов-но на-роч-но мед-лил и не при-хо-дил в Вифа-нию, хо-тя дом пра-вед-ных Мар-фы и Ма-рии и их бра-та Ла-за-ря был тем до-мом, ко-то-рый, по-ви-ди-мо-му, Гос-подь ча-сто по-се-щал. И вот, зная о бо-лез-ни Ла-за-ря, его смер-ти и по-гре-бе-нии, Гос-подь при-шел, ко-гда тот уже 4 дня ле-жал во гро-бе. Все это пе-ре-жи-ва-ет-ся и яв-ля-ет-ся в бо-го-слу-же-нии. Упо-ми-на-ния об этом есть в бо-го-слу-жеб-ных текстах уже с пер-вых дней сед-ми-цы: «Вче-ра и днесь бо-лезнь Ла-за-ре-ва, сию бо Хри-сту яв-ля-ют срод-ни-цы…» - вче-ра и се-го-дня уже бо-ле-ет Ла-зарь, и Хри-стос об этом зна-ет, по-то-му что ему со-об-щи-ли род-ствен-ни-ки. Та-ким об-ра-зом, нас не про-сто ин-фор-ми-ру-ют, а во-вле-ка-ют в ход со-бы-тий. В сре-ду мы слы-шим: «Днесь изд-ше Ла-зарь», - се-го-дня умер Ла-зарь. И на-ко-нец: «Днесь Ла-зарь уме-рый по-гре-ба-ет-ся…» - вот уже по-ла-га-ет-ся во гроб. Та-ким об-ра-зом, про-сле-жи-ва-ют-ся все эта-пы, пред-ше-ству-ю-щее это-му ве-ли-ко-му чу-ду. А мы вме-сте с сест-ра-ми Ла-за-ря на-хо-дим-ся в ожи-да-нии Гос-по-да и недо-уме-ва-ем, по-че-му же Он не при-хо-дит. Эта сед-ми-ца ста-но-вит-ся пу-тем, ве-ду-щим к дню вос-кре-ше-ния Ла-за-ря.

Страст-ную сед-ми-цу и пред-ше-ству-ю-щие ей празд-ни-ки - Неде-лю ва-ий и суб-бо-ту Ла-за-ре-ву - нуж-но от-ли-чать от Ве-ли-ко-го по-ста. Свя-тая Че-ты-ре-де-сят-ни-ца - это вре-мя под-го-тов-ки, а Страст-ная - это уже не пост, а цель по-ста, то, к че-му мы го-то-ви-лись, и в чем мы долж-ны, под-го-то-вив-шись и по-тру-див-шись в ме-ру сво-их сил, участ-во-вать. В пя-ток ва-ий несколь-ко раз по-ет-ся та-кой текст: «Ду-ше-по-лез-ную со-вер-шив-ше че-ты-ре-де-сят-ни-цу…» т.е. уже окон-чив вре-мя св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы, ко-то-рая долж-на бы-ла при-не-сти поль-зу ду-ше, «… и Свя-тую сед-ми-цу стра-сти Тво-ея про-сим ви-де-ти, Че-ло-ве-ко-люб-че». В пят-ни-цу на сед-ми-це ва-ий св. Че-ты-ре-де-сят-ни-ца кон-ча-ет-ся; мы уже сто-им в пред-две-рии Страст-ной сед-ми-цы.

В Ве-ли-ком По-сту 6 сед-миц, но суб-бо-ты и вос-кре-се-нья не яв-ля-ют-ся пост-ны-ми дня-ми - не в том смыс-ле, что от-ме-ня-ет-ся те-лес-ное воз-дер-жа-ние, а в том, что устро-е-ние бо-го-слу-же-ния со-всем дру-гое: в суб-бо-ту и вос-кре-се-нье со-вер-ша-ет-ся пол-ная ли-тур-гия, со-вер-ша-ет-ся Та-ин-ство Ев-ха-ри-стии. Что ка-са-ет-ся еды, то в суб-бо-ту и вос-кре-се-нье все-гда ослаб-ле-ние по-ста на елей, и та-ким об-ра-зом суб-бо-та и вос-кре-се-нье не вхо-дят в чис-ло дней св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. Итак, 6 сед-миц и в каж-дой по 5 дней, все-го по-лу-ча-ет-ся 30 пост-ных дней, а ведь мы го-во-рим о св. Че-ты-ре-де-сят-ни-це. Здесь на-до ска-зать, что идея пред-пас-халь-но-го по-ста су-ще-ству-ет с древ-ней-ших вре-мен и яв-ля-ет-ся апо-столь-ским уста-нов-ле-ни-ем, од-на-ко ис-чис-ле-ние дней св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы пре-тер-пе-ло очень зна-чи-тель-ные из-ме-не-ния. Так, на Пра-во-слав-ном Во-сто-ке до IX ве-ка не бы-ло един-ства в опре-де-ле-нии пе-ри-о-да св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. По-нят-но, по-че-му Че-ты-ре-де-сят-ни-ца но-сит та-кое на-зва-ние - ведь свв. От-цы по-ста-но-ви-ли упо-до-бить свой пост по-сту Гос-по-да, Ко-то-рый 40 дней пре-бы-вал в пу-стыне, но вот устро-е-ние это-го по-ста ока-за-лось до-воль-но труд-ным. Пред-пас-халь-ный пе-ри-од мог со-сто-ять как из 7, так и из 8 сед-миц: от на-ча-ла По-ста до дня Пас-хи мог-ло быть как семь, так и во-семь недель. На-ша сыр-ная сед-ми-ца (как мы зна-ем, за-го-ве-нье на мя-со про-ис-хо-дит уже за неде-лю до по-ста) от-ме-че-на мно-ги-ми чер-та-ми ве-ли-ко-пост-но-го бо-го-слу-же-ния и яв-ля-ет-ся по-лу-пост-ной сед-ми-цей. Это и есть оста-ток то-го вось-ми-не-дель-но-го пред-пас-халь-но-го по-ста, ко-то-рый су-ще-ство-вал на Во-сто-ке. Про-дол-жи-тель-ность его ва-рьи-ро-ва-лась по-то-му, что по-сто-ян-но стре-ми-лись при-ве-сти чис-ло дней по-ста к 40 дням. Но осу-ще-ствить это в пол-ной ме-ре так и не уда-лось: несмот-ря на все по-пыт-ки при-ве-сти чис-ло пост-ных дней к 40, это уда-ет-ся лишь це-ной неко-то-рых на-тя-жек и вы-гля-дит несколь-ко на-ду-ман-но.

Суб-бо-та Ла-за-ре-ва по сво-е-му бо-го-слу-жеб-но-му устро-е-нию яв-ля-ет-ся со-вер-шен-но осо-бен-ным, ни на что не по-хо-жим днем. На-ка-нуне в пят-ни-цу, как и во все пят-ни-цы Ве-ли-ко-го по-ста, со-вер-ша-ет-ся ли-тур-гия Пре-ждео-свя-щен-ных Да-ров. По-сколь-ку эта ли-тур-гия все-гда слу-жит-ся на ве-черне, на-чи-на-ет-ся ве-чер-ней, суб-бо-та Ла-за-ре-ва на-чи-на-ет-ся уже в пя-ток ве-че-ра. На при-хо-дах Пре-ждео-свя-щен-ную слу-жат в пят-ни-цу с утра, и это уже яв-ля-ет-ся на-ча-лом бо-го-слу-жеб-но-го дня Ла-за-ре-вой суб-бо-ты. С это-го дня от-ла-га-ет-ся бо-го-слу-же-ние по Ми-нее до по-не-дель-ни-ка Фо-ми-ной сед-ми-цы. Лег-ко по-нять, что это не яв-ля-ет-ся ка-ким-то фор-маль-ным уста-нов-ле-ни-ем, а в этом за-клю-че-но ука-за-ние на то, что ни-ка-кое про-слав-ле-ние свя-тых сей-час уже неумест-но - на-сту-пил та-кой пе-ри-од, ко-гда все со-сре-до-то-че-но на од-ном, по-это-му все бо-го-слу-же-ние в этот пе-ри-од осу-ществ-ля-ет-ся толь-ко по Три-о-ди. Ис-клю-че-ние со-став-ля-ет празд-ник Бла-го-ве-ще-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, ко-то-рый обя-за-тель-но празд-ну-ет-ся, на ка-кой бы день Страст-ной или Свет-лой сед-ми-цы он ни при-шел-ся в этом го-ду.

Суб-бо-та Ла-за-ре-ва и сле-ду-ю-щая за ней Неде-ля ва-ий до неко-то-рой сте-пе-ни яв-ля-ют-ся еди-ным празд-ни-ком: они име-ют об-щий тро-парь, по-свя-щен-ный со-бы-ти-ям этих двух дней. Кро-ме то-го, неко-то-рые ча-сти вос-крес-но-го бо-го-слу-же-ния, ко-то-рое невоз-мож-но со-вер-шать в Неде-лю ва-ий, т.к. это Гос-под-ский дву-на-де-ся-тый празд-ник, пе-ре-не-се-ны на суб-бо-ту.

Итак, утре-ня, со-вер-ша-е-мая в суб-бо-ту Ла-за-ре-ву, со-дер-жит несколь-ко вос-крес-ных тек-стов - тех, ко-то-рые при обыч-ном по-ряд-ке бо-го-слу-же-ния по-ют-ся толь-ко в вос-крес-ный день и яв-ля-ют-ся непре-мен-ной ча-стью вос-крес-но-го все-нощ-но-го бде-ния. Так, по-сле 17 ка-физ-мы по-ют-ся зна-ко-мые вос-крес-ные тро-па-ри по Непо-роч-нех Ан-гель-ский со-бор уди-ви-ся . Но что еще бо-лее уди-ви-тель-но - в Ла-за-ре-ву суб-бо-ту по-ет-ся Вос-кре-се-ние Хри-сто-во ви-дев-ше - тот текст, ко-то-рый мы по-ем толь-ко по вос-крес-ным дням и в пе-ри-од празд-но-ва-ния Пас-хи. Суб-бо-та Ла-за-ре-ва - это день, ко-гда мы уве-ря-ем-ся во все-об-щем вос-кре-се-нии «преж-де стра-стей» Хри-сто-вых, и еще преж-де Его вос-ста-ния ви-дим Вос-кре-се-ние Хри-сто-во в вос-кре-ше-нии Ла-за-ря. По-сле пе-ния ка-но-на воз-гла-ша-ют-ся сти-хи «Свят Гос-подь Бог наш» - это текст вос-крес-ной служ-бы. Хва-лит-ные сти-хи-ры по-ют-ся на 8, как в неде-лю, а их Бо-го-ро-ди-чен «Пре-бла-го-сло-вен-на еси, Бо-го-ро-ди-це Де-во…» взят из вос-крес-ной служ-бы. За пред-пи-са-ни-я-ми Уста-ва сто-ит стрем-ле-ние явить нам со-дер-жа-ние со-бы-тия и его ис-тин-ный смысл. Служ-ба яв-ля-ет-ся по су-ти вос-крес-ной, и Ла-за-ре-ва суб-бо-та пред-вос-хи-ща-ет ра-дость Пас-хи. Бо-го-слу-жеб-ные тек-сты недву-смыс-лен-но сви-де-тель-ству-ют о вос-крес-ном ха-рак-те-ре бо-го-слу-же-ния это-го дня.

В ек-са-по-сти-ла-рии это-го дня, чи-та-е-мом на Сла-ву, и ныне зву-чат сло-ва ап. Пав-ла (), ко-то-рые мы ско-ро услы-шим в ли-ку-ю-щем Пас-халь-ном сло-ве Иоан-на Зла-то-уста: «Ла-за-рем тя Хри-стос уже раз-ру-ша-ет, смер-те, и где твоя, аде, по-бе-да? Вифа-нии плач ныне на те-бе про-став-ля-ет-ся; вси вет-ви по-бе-ды То-му при-не-сем». Этот текст яв-ля-ет нам един-ство Ла-за-ре-вой суб-бо-ты и Пас-хи, Ла-за-ре-вой суб-бо-ты и Неде-ли ва-ий.

На-по-ми-ная нам внеш-нюю кан-ву со-бы-тий, бо-го-слу-жеб-ные тек-сты вскры-ва-ют их глу-бин-ный бо-го-слов-ский смысл. Неко-то-рые оста-нав-ли-ва-ют-ся на сви-де-тель-стве о двух при-ро-дах Хри-ста - че-ло-ве-че-ской и Бо-же-ствен-ной. Так, си-нак-сарь пред-ва-ря-ет-ся та-ки-ми сти-ха-ми: «Ры-да-е-ши, Иису-се, сие смерт-на-го су-ще-ства; ожив-ля-е-ши дру-га Тво-е-го, сие бо-же-ствен-ныя кре-по-сти». То, что Ты, Гос-по-ди, опла-ки-ва-ешь Ла-за-ря, про-яв-ле-ние «смерт-но-го су-ще-ства», вос-кре-ше-ние дру-га - сви-де-тель-ство Бо-же-ствен-ной си-лы.

В день Ла-за-ре-вой суб-бо-ты со-вер-ша-ет-ся ли-тур-гия Иоан-на Зла-то-уста сво-им обыч-ным по-ряд-ком, но по-ет-ся не Три-свя-тое, а Ели-цы во Хри-ста кре-сти-сте-ся . По воз-гла-се Из-ряд-но о Пре-свя-тей… по-ет-ся за-до-стой-ник, хо-тя Ти-пи-кон о нем умал-чи-ва-ет.

Неде-ля Ва-ий, неде-ля цве-то-нос-ная, празд-ник Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим, а на Ру-си еще и Верб-ное вос-кре-се-нье - так на-зы-ва-ет-ся сле-ду-ю-щий день. В этот день не по-ем вос-крес-ных пес-но-пе-ний, не празд-ну-ем Вос-кре-се-ние Хри-сто-во, и на-до ска-зать, что та-кое по-стро-е-ние бо-го-слу-же-ния под-чи-ня-ет-ся об-щим пра-ви-лам: ес-ли дву-на-де-ся-тый Гос-под-ский празд-ник по-па-да-ет на вос-кре-се-нье, «вос-кре-се-но ни-что-же по-ем», т.е. вос-кре-се-нье не празд-ну-ет-ся, а толь-ко Гос-под-ский празд-ник. В ка-ком-то смыс-ле мож-но ска-зать, что вос-кре-се-нье пе-ре-не-се-но на суб-бо-ту Ла-за-ре-ву. Тро-парь празд-ни-ка об-щий с Ла-за-ре-вой суб-бо-той, од-на-ко, есть и вто-рой тро-парь Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим; это един-ствен-ный Гос-под-ский празд-ник, име-ю-щий два тро-па-ря. Этот вто-рой тро-парь по-ка-зы-ва-ет нам осо-бен-ную чер-ту это-го со-бы-тия, зву-чит он так:

«Спо-греб-ше-ся Те-бе кре-ще-ни-ем, Хри-сте Бо-же наш, без-смерт-ныя жиз-ни спо-до-би-хом-ся Вос-кре-се-ни-ем Тво-им, и вос-пе-ва-ю-ще зо-вем: осан-на в выш-них, бла-го-сло-вен гря-дый во Имя Гос-подне».

Здесь го-во-рит-ся от ли-ца всех, кто со-брал-ся в хра-ме: «Спо-греб-ше-ся Те-бе кре-ще-ни-ем, Хри-сте Бо-же наш», - вот мы кре-сти-лись и кре-ще-ни-ем сво-им мы Те-бе спо-греб-лись, мы умер-ли вме-сте с То-бой, Гос-по-ди, и бес-смерт-ной жиз-ни «спо-до-би-хом-ся Вос-кре-се-ни-ем Тво-им». Очень ин-те-рес-но, что здесь го-во-рит-ся не о празд-ну-е-мом со-бы-тии, а о та-ин-ствен-ном смыс-ле хри-сти-ан-ской жиз-ни. С этой же те-мой в Неде-лю ва-ий свя-за-на од-на сти-хи-ра; она по-вто-ря-ет-ся за служ-бу 7 раз, с уди-ви-тель-ным по-сто-ян-ством:

«Днесь бла-го-дать Свя-та-го Ду-ха нас собра, и вси, взем-ше Крест Твой, гла-го-лем: бла-го-сло-вен Гря-дый во Имя Гос-подне, осан-на в выш-них».

По-вто-ря-ет-ся этот текст, ко-неч-но, не по-то-му, что на про-тя-же-нии столь-ких ве-ков не на-шлось че-ло-ве-ка, ко-то-рый бы со-чи-нил еще шесть сти-хир, чтобы вос-пол-нить бо-го-слу-же-ние, а по-то-му что текст этой сти-хи-ры очень ва-жен. Зна-е-те, как ро-ди-те-ли вос-пи-ты-ва-ют ре-бен-ка: я же те-бе го-во-рил, и вче-ра го-во-рил, и се-го-дня опять го-во-рю; по-вто-ря-ет-ся то, что важ-но. На Гос-по-ди, воз-звах эта сти-хи-ра зву-чит под-ряд два ра-за, в этом же цик-ле она зву-чит на Сла-ву и на И ныне , на сти-ховне она по-ет-ся два ра-за и на утре-ни по 50 псал-ме. На-вер-но, имен-но на этот текст и сле-ду-ет об-ра-тить осо-бое вни-ма-ние. Здесь го-во-рит-ся о том, что Гос-подь со-брал нас в Церк-ви и объ-еди-нил бла-го-да-тью Свя-то-го Ду-ха. А даль-ше та-ин-ствен-ные сло-ва: «И вси, взем-ше Крест Твой, гла-го-лем». Обыч-но ведь го-во-рят о несе-нии сво-е-го Кре-ста, а как нам взять Крест Хри-стов? Долж-но быть, здесь го-во-рит-ся о го-ря-чем сер-деч-ном стрем-ле-нии все раз-де-лить с Гос-по-дом. Здесь го-во-рит-ся, что мы встре-ча-ем Его всем су-ще-ством: Гос-подь гря-дет на воль-ную страсть, и мы идем вме-сте с Ним, Этот текст очень лич-ный, он от-но-сит-ся лич-но к каж-до-му и в то же вре-мя объ-еди-ня-ет всех, ко-го «бла-го-дать Свя-та-го Ду-ха собра».

Служ-ба Неде-ли ва-ий - бден-ная, на ве-ли-кой ве-черне па-ри-мии и ли-тия, на утре-ни - по-ли-е-лей и празд-нич-ное окон-ча-ние, это по-ря-док обыч-но-го бде-ния. Неде-ля ва-ий при-ме-ча-тель-на так-же тем, что в этот день мы несем в храм рас-пус-ка-ю-щи-е-ся вет-ки вер-бы. В Ти-пи-коне не упо-ми-на-ют-ся ни ел-ки на Рож-де-ство, ни бе-рез-ки на Тро-и-цу, а вот в Неде-лю ва-ий по-ла-га-ет-ся освя-ще-ние ва-ий, и в очень важ-ном ме-сте служ-бы - по-сле Еван-ге-лия, по 50 псал-ме. Во вре-мя чте-ния 50 псал-ма со-вер-ша-ет-ся каж-де-ние огром-но-го пуч-ка ве-ток, ко-то-рые за-тем долж-ны раз-да-вать-ся бра-тии, но пе-ред этим про-из-но-сит-ся спе-ци-аль-ная мо-лит-ва на освя-ще-ние ва-ий и они окроп-ля-ют-ся свя-той во-дой (в Ти-пи-коне об окроп-ле-нии не го-во-рит-ся). И ко-гда бра-тия под-хо-дит це-ло-вать Еван-ге-лие, игу-мен каж-до-му да-ет эти вет-ки. Ко-неч-но, это долж-ны быть вет-ки фини-ко-вой паль-мы, но у нас паль-мы не рас-тут. В это вре-мя на Ру-си обыч-но толь-ко-толь-ко за-цве-та-ет вер-ба, по-это-му у нас это вос-кре-се-нье и по-лу-чи-лось Верб-ным. До-стой-но вни-ма-ния, что освя-ще-ние этих ве-то-чек со-вер-ша-ет-ся не пе-ред служ-бой и не по-сле служ-бы (где-то там, на за-двор-ках, ко-гда все уже рас-хо-дят-ся), оно со-вер-ша-ет-ся в са-мом цен-тре служ-бы, в са-мом ее серд-це. И игу-мен раз-да-ет бра-тии эти ве-точ-ки, чтобы сей-час, во вре-мя чте-ния ка-но-на каж-дый ося-зал их так, как ося-зал их на-род, от-ро-ки, встре-чав-шие Хри-ста. Этот мо-мент сви-де-тель-ству-ет от-нюдь не о «те-ат-раль-ной пыш-но-сти» бо-го-слу-же-ния, а о том, что празд-ник дол-жен вой-ти во все на-ше су-ще-ство - через зре-ние, слух, обо-ня-ние (ко-гда мы чув-ству-ем бла-го-уха-ние ка-диль-но-го ды-ма) и да-же ося-за-ние. Все на-ши те-лес-ные чув-ства, от-кры-тые для вос-при-я-тия этой выс-шей, ду-хов-ной ре-аль-но-сти, по-мо-га-ют нам при-бли-зить-ся к ней.

По де-вя-той пес-ни ка-но-на нет све-тиль-на. «Све-тиль-на не гла-го-лем, но абие: Свят Гос-подь Бог наш», - го-во-рит-ся в бо-го-слу-жеб-ных кни-гах.

Бо-же-ствен-ная ли-тур-гия в этот день со-вер-ша-ет-ся по чи-ну Иоан-на Зла-то-уста, на ней по-ют-ся празд-нич-ные ан-ти-фо-ны и воз-гла-ша-ет-ся вход-ный стих. Осо-бен-ность ее так-же в том, что по-ет-ся за-до-стой-ник, про-из-но-сит-ся празд-нич-ный от-пуст.

Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами. Этот праздник называется Неделей ваий (*Ва ́ йя от др.-греч. βαΐον - пальмовая ветвь), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник – в III веке принадлежит святому Мефодию, епископу Патарскому († 312), оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно. Многие из святых отцов IV в. оставили свои поучения на этот праздник. В VII – IX вв. святые Андрей Критский, Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница. В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в одной из стихир на «Господи воззвах» поется:

«Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое».

Вечером в пятницу — великое повечерие.

В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому суббота называется Лазоревой. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й): «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, (т.е. удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы (еврейские) победы знамения носяще. Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

На шестой седмице поста. Валентин Афитеатров

Православная Христова Церковь всю наступившую неделю подготовляет христиан к Христовым страстям. Эта неделя церковная посвящена изложению событий из жизни Спасителя, предшествовавших Его страданиям. Пред концом Своей спасительной жизни Иисус Христос часто и пророчески напоминал Своим ученикам об ужасах разлуки Его с ними, о том, что Его изменнически выдадут злым врагам, которые надругаются над Ним и убьют Его. Но людская ненависть посрамится своей неправдой: Он воскреснет. Как ни внятна была речь Спасителя о крестной смерти, но ученики не понимали предсказаний Господа. Не понимали и боялись спросить объяснений на то, чего не понимали; им не хотелось разувериться в своих ложных мнениях, которые им привились, как чаяния, которые поддерживали в них горделивые надежды о земном величии их Учителя. Непонимание великих истин христианства и его требований может быть отнесено к каждому из нас. Это непонимание обуславливается разнообразнейшими причинами, из которых резко выдаются следующие.

Наши мысли постоянно вращаются среди одних внешних предметов. Эти мысли внушает и подсказывает нам наша немощная плоть; душе, просвещенной благодатью Божией, они чужды. Душа наша вечно обуревается чувственными желаниями. В нее рвутся страсти с такой же силой, как огненное пламя, встретившее на своем истребительном пути горючие материалы. Мы трудно миримся с окружающей обстановкой и не хотим понять, что создавшиеся вокруг нас условия располагают к размышлению о великой силе промысла Божия, знаменательно указывающего нам на призвание нас к небу.

От этого непонимания небесного учения наша жизнь на земле обставлена по большей части вечными тревогами, ропотом, жалобами, печалями. Мы не умеем выносить испытаний земной жизни, с ней нераздельных. Не умеем, потому что не внятно нам небесное учение Христа о том, что жизнь земная всегда полна скорбями. Но у нас, людей, погруженных в чувственные интересы, скорбь принимает по большей части оттенок раздирающего уныния и близка к отчаянию.

От непонимания небесного учения жизнь земная большей части из нас испорчена с ранней юности. Небесное учение Спасителя внушает, что человек в этом мире гость и странник. Время его жизни краткосрочно; чувственные и телесные его силы ограничены. Небесное учение уподобляет земную жизнь однодневной траве, начинающей увядать с той минуты, когда она вошла в силу роста; уподобляет быстроте сновидения, в котором часто пред человеком проходят в одно мгновение целые десятилетия. Но человек не внимает ни учению небесному, ни евангельским сравнениям, ни внушительным примерам. Мы не хотим помириться с тем, что мы здесь, на земле, временные гости. Мы так располагаем свою жизнь, словно земля наше вечное отечество. Мы не хотим понять, что круг наших современников день ото дня редеет; что деревья давно уже вырастили материалы, из которых гробовщики сколотят последнее убежище для нашей смертной плоти. Мы не хотим понять, что в этом мире мы путники; мы не хотим идти вперед, но с беспечностью остаемся на земле, будто она для нас не имеет предела. Кто внимает небесному учению, тот поймет эту истину.

От непонимания небесного учения зависит вредный взгляд на назначение человека. Редко кому приходит на мысль разъяснить себе этот вопрос. У нас бывает по большей части дума с ранней юности об устройстве внешних дел: сыновей воспитывают для приобретения богатства, дочерей для замужества. Пристроить сына или дочь на нашем языке значит одеть, нарядить, накормить, женить или выдать замуж. Но это потребное, но не главное и даже не первостепенное. Главное же – воспитать в человеке душу, раскрыть ее способности и силы, направить волю, отдалить от нее дурные наклонности, показать великость человека, показать человеку тайну сохранения себя чистым и невинным, младенчески невинным от колыбели до седины – это есть главное. Заботы же о еде, питье, спокойствии и сне – об удобствах жизни, делаясь первыми заботами нашими, сообщают человеку вид дикости. И не раз мир погибал от этого. Гибнут массы людей в наше время и на наших глазах.

Благо же тем, кто хочет знать небесное учение, кто не боится спросить у Господа, как ему надо жить, как действовать. Для такого человека и земная жизнь будет радость. Радуюсь о Господе, писал апостол Павел, когда ношу язвы Твои на челе. Эти язвы для него не были болезненны, он носил их любящим сердцем.

В наше время, когда жизнь выставила так много требований для быта и существования, когда многосемейные люди не стыдятся жаловаться на то, что у них велика семья (Господи, какой грех! Ведь большая семья – явное доказательство Божьего милосердия и долготерпения; у кого велика семья, у того больше друзей),- говорю, в наше время учение небесное кажется многим скучным и даже непонятным. Одни неохотно слушают это учение, а другие смеются над теми, которые говорят, рассуждают, хотят свести с земной дороги и поставить своих ближних ближе к его пониманию, облегчить ношу нашей пошло прожитой или проживаемой жизни.

Как же назвать такое непонимание? Священное Писание называет такое состояние самозабвением. В Евангелии есть выразительные слова: когда мы вам играли, вы были скучны, когда мы рыдали пред вами, вы не плакали. В самозабвении люди глухи ко всему; их не растрогаешь, не разбудишь. Из сухого дерева трудно выжать жизненный сок.

Что же нам делать, чтобы понять небесное учение, удаляющее от нас легкомыслие и самозабвение?

Последовать словам Спасителя: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть немощна.

Да, плоть немощна! Нам необходимо усилить свой молитвенный подвиг; только молитва утверждает нас в исполнении заповедей Спасителя. Кто молится, тому является Сам Бог. Он простирает Свою всесильную руку на падающих. Он восставляет и в самых падениях и грешного мужа, и тяжкую грешницу женщину, спасает, утешает, любит, благословляет, ограждает благодатью Всесвятого Духа. Аминь.

Неделя Ваий, она же 6 седмица Великого Поста, в песнопениях и чтениях Постной Триоди раскрывает две темы, одна из которых ослабевает и прекращается к утрени четверга, а вторая звучит дальше и переходит в тему Входа Господня в Иерусалим.

Первая тема – это притча о богаче и Лазаре. Причем в песнопениях Триоди человек (Триодь почти всегда говорит или от первого лица, или же безлично в повелительном наклонении) сравнивается с богачом, по причине окутавших его греховных страстей.

Например:

Ч уден Спасов нас ради человеколюбивый нрав, хотящих убо быти разум, яко настоящих стяжав, Лазарево и богатаго житие обличи. Обою конец смотряюще: оваго убо бежим немилосердия и безчеловечия, оваго же поревнуим терпению и веледушию, во еже с ним во Авраамлих недрах греемым вопити: правосуде Господи, слава Тебе. (Триодь, стихира на стиховне в неделю 5-ю вечера)

Н емилостиваго поревновавша богатаго нравом, Щедре Человеколюбче молю Тя, сочини мя Лазарю убогому, избавляя мя пламене, и негасимаго огня. (Триодь, тропарь 1 песни трипеснца утрени понедельника)

П резрев Лазарева исправления, немилостиваго богатаго нравом позавидех: благоутробне Боже, обратив мя ущедри, да Тя славлю во веки вся. (тропарь 8 песни трипеснца утрени вторника)

Тема богача и Лазаря завершается на вечерне среды стихирой Триоди:

Б огатый в страстех сый, прелестною лицемерия обложен есмь одеждою, веселяся в злых невоздержания, и безмерное немилосердие показую, презирая мой ум, пред дверьми поверженный покаяния, алчущий всякаго блага, и болящий невниманием моим: но Ты Господи Лазаря мя сотвори, нищаго грехами, да не како требуяй, не получу перста орошающа, болезнующу моему языку в негасимом огни: в недрех же патриарха Авраама всели мене, яко Человеколюбец. (стихира 5 гласа на Господи, воззвах)

Параллельно песнописцы Триоди развивают тему болезни и смерти Лазаря, брата Марфы и Марии из Вифании. По Евангелию, Иисус услышал о болезни Лазаря, находясь далеко от этого селения, и отправился туда, чтобы воскресить его, зная, что болезнь Лазаря – смертельна. Триодь поэтически раскрывает эти события в своих канонах и песнопениях, причем каждый день посвящен одному событию из этой истории:

В понедельник:

Д несь Христу является, об ону страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева, и яко проведец глаголет: болезнь сия несть ныне к смерти. (тропарь 9 песни второго трипеснца утрени)

Во вторник:

В чера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы. Радостию Вифание уготовися, Жизнодавца угостити и Царя, с нами вопиющи: Господи слава Тебе (седален по 3 стихословии на утрени вторника, глас 5).

Р ыданием обложившеся Лазаревы сестры, страсть Тебе ведетелю всех являют: но пребываеши мало, да воздвигнеши чудо, и покажеши учеником Твоим страшная (ин трипеснец, песнь 2).

И самое поразительное по поэзии:

Н ыне мертвогробная готови Лазаре мудре, скончаешися бо от жизни, утро умрети имый, гроб узри, воньже вселишися: но тебе Христос паки оживит, воздвиг четверодневна (ин трипеснец, песнь 9)

Среда. В этот день Лазарь умер.

Д несь издше Лазарь, и рыдает сего Вифаниа, егоже Спасе наш воздвизаеши от мертвых и предуверяеши другом Твоим, Воскресения Твоего страшное, адово умерщвление, и Адамово оживление: сего ради поем Тя (Стихира на Господи, воззвах, во вторник вечера, глас 3)

Д несь Лазарь умерый погребается, и рыдание поют сего сродницы, якоже провидец и Бог, страсть предрекл еси: Лазарь успе, учеником провещая, но ныне иду воскресити егоже создах. Сего ради Тебе вси вопием: слава державе крепости Твоея.(седален утрени среды, по 3 стихословии)

Д несь Лазарь умерый, не утаися всевидящаго ока Иисусова. Темже сказует сие учеником, вопия: Лазарь друг наш успе, воскресити его иду.(ин трипеснец среды, песнь 3, глас 3)

Л азарь днесь умерый износится, друг Христов, и рыдают сущии с Мариею и Марфою вси: Христос же радостию приходит к нему, показати людем, яко Той есть живот всех.(там же, 8 песнь)

Н адгробныя слезы изливают Лазаревы сестры, зрящия сродника днесь под каменем горьким: Христос же мой издалеча сие сказуя, глаголаше апостолом Своим, радуюся вас ради, не бех бо плотию тамо.(там же, 9 песнь)

Четверг посвящен воспоминанию нахождения Лазаря во гробе второй день:

Д воеденствует Лазарь во гробе, сущия от века видит умершия, тамо зрит страхи странныя, множество неисчетное адовыми держимое узами: темже сродницы рыдают горько, предвидяще гроб его. Христос же идет оживити друга Своего, едино от всех совершити согласие: благословен еси Спасе, помилуй нас.(стихира на Господи, воззвах, в среду вечера, глас 6)

Д воеденствует днесь Лазарь умерый, и о сем проливают печали слезы сродницы, Мариа с Марфою, камень предвидящи гробный. Предста Зиждитель с Своими ученики, смерть пленити, даруяй живот. Темже вопием Ему: Господи слава Тебе. (седален по 3 стихословии утрени четвертка)

П огребается Лазарь, и на гробе яже о Марфе ныне рыдают и плачут, предстати Тебе Животодавцу, желающия.(ин трипеснец четвертка, песнь 4, глас 6)

С мерть начинает трепетати, еже к ней снития Твоего Христе ощущающи: яко жизнь бо, тщетну сию показал еси концем. (там же)

И дем, Твоим провозглашал еси другом, друг Мой Лазарь уже успе: сего воздвизая, усплю смерти всепагубную злобу во веки.(трипеснец, песнь 8, глас 5)

М ариа же и Марфа ныне рыдают, во гробе лежаща видяще Лазаря, и болезненно вопиют: аще бы был Христос зде, сродник наш не бы умерл. (ин трипеснец, песнь 8)

А д да чает погубитися, ибо Жизнь приходит Лазаря воздвигнути вопиюща: благословите, пойте, и превозносите во вся веки (там же).

В гробе Лазарь двоеденствует днесь, и над ним проливаете слезы Мариа же и Марфа, яко сестры родныя: Христос же грядет к нему с божественными апостолы, показати велие чудо (ин трипеснец, песнь 9).

Четверг – своеобразный контрапункт. В пятницу в ткань повествования о болезни и смерти Лазаря вводится тема шествия Христа во Иерусалим.

А постольская двоица священнейшая, единаго Тя от Троицы ведущи Христе, ныне Тобою посылается, привести жребя подъяремнича сына, якоже писано есть: на немже смиряяся всядеши Благоутробне, в вышних волею, седалище всем любящим Тя уготовляя, и в безсловесныя проникшия, умовредно Слове страсти, словесныя содеваеши, осанна Тебе взывающия.(Стихира на Господи, воззвах, глас 4, в четверток вечера)

Н а серафимех страшных, в вышних Христе носимый, яко Бог же, и всех Творец, Сам на жребя на земли всести идеши, яко сый по нам человечески. Вифаниа веселится, приимши Тя Спасе: Иерусалим радуется, яко чаяй Тя прияти: смерть умертвися, предощутивши Лазаря, приити из мертвых: и мы с ваиами сретение совершающе в радости, воспеваим державу благости Твоея Господи.(Там же, глас 8)

Д воица ученик посылается днесь, жребя привести Владыце всех: грядет всести, носимый серафимскими множествы. Начинает боятися Лазарем, миродержица всеядица смерть, первее пленившая род человеческий.(седален по 3 стихословии, утреня пятницы)

Н а Кресте Господи Твоем уснув, преложил еси на сон Владыко смерть. Вопил бо еси: друг Лазарь успе, но пойдем возбудити его ныне. (трипеснец пятницы, песнь 5, глас 4)

С нидеся иудеов от Иерусалима в Вифанию множество, и с сродницами Лазаревыми днесь страждут: наутрие же разумевше сего из гроба скачуща, движутся на убиение Христово. (ин трипеснец, 5 песнь, глас 8)

С е уготовася Христос предстати Иерусалиму, иже в горах вси и пустынях, соберитеся монаси, Того радостию усрести, со всею поднебесною. (там же)

Здесь достаточно много образов и событий – и трепещущей смерти, и грядущего Распятия, изображается и собрание иудеев, идущих посмотреть на чудо воскрешения Лазаря, наконец, Спаситель предстает перед Иерусалимом как Жених из притчи о десяти девах.

Паремия на 6 часе этого дня – Ис. 66, 10-24, пророчество о пришествии Христа в Иерусалим.

Ну и, соответственно, вечерня, совершаемая в пятницу – это уже вечерня субботы Лазаревой, события которой нам хорошо известны. В этот же день оканчивается Святая Четыредесятница, о чем на вечерне сообщает Триодь:

Д ушеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.(Стихира на Господи, воззвах глас 8, вечерня в Лазареву Субботу)

Общеизвестно, что в этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Лазаревой Субботой. Поскольку праздник этот переходящий, то в тему песнопений Триоди будет входить и Минея с песнопениями, характерными для Благовещения. Интересно, что на утрени вторника седмицы ваий Богородичен после первой кафизмы звучит в тему этого праздника:

Н ачало спасения, Гавриилово провещание к Деве бысть: слыша бо, еже радуйся, не отбеже целования: не усумнеся яко Сарра в сени, но сице глаголаше: се Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему. (Вторник, седален на «И ныне» по 2-м стихословии)

Конечно же, все песнопения Триоди, которые несут в себе воспоминание тех или иных евангельских событий, неизбежно сопрягаются и с покаянной тематикой, которой проникнуты все богослужения Великого Поста. Однако, с течением недели эти песнопения все больше отступают перед праздничным настроением, которым проникнуты песни праздника Лазаревой субботы:

Г осподи, Лазарев хотя гроб видети, волею хотяй во гроб вселитися вопрошал еси: где положисте его? Уведев же, еже не неведал еси, и возглашал, егоже любил еси: Лазаре гряди вон. И послуша бездыханный, дыхание дающаго ему, Тебе Спаса душам нашим.

Г осподи, уверити хотя учеником Твоим из мертвых Твое Воскресение, на гроб Лазарев пришел еси: и возгласившу Ти сего, ад пленися, и отпусти четверодневна, вопиюща Тебе: благословенный Господи слава Тебе.

Д ушеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево. Радуйтеся Марфа и Мариа, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата: Егоже глас услышав, горький и несытый ад, страхом вострепетав, и вельми возстенав, отпустит Лазаря укройми обязана: Егоже чудеси собор еврейский удивився, с ваием и ветвьми Того срящут, и явятся похваляющии дети, Емуже завидят отцы. Благословен грядый во имя Господне Царь Израилев. (Стихиры на Господи, воззвах вечерни Лазаревой субботы)

Итак, последняя неделя Святой Четыредесятницы представляется достаточно насыщенной аллюзиями на евангельские темы. Так, она начинается с темы двух Лазарей: одного из притчи о богаче и нищем, другого – брата Марфы и Марии из Вифании. Эти две темы идут вместе с традиционными покаянными песнопениями Триоди, иногда соприкасаясь. С вечера среды тема болезни и смерти Лазаря из Вифании выходит на первый план. Каждый день реконструирует события из жизни вифанского семейства – болезнь (понедельник и вторник), смерть и погребение (среда и четверг), нахождение Лазаря в гробу и шествие Христа в Вифанию, чтобы воскресить его. С усилением темы приближения Христа к Вифании постепенно умолкают покаянные песнопения, и на передний план выходят праздничные молитвословия, ведь Христу надлежит скоро прийти в Иерусалим, пострадать, умереть и воскреснуть.

Седмица ваий – последняя седмица Великого Поста, которая остается «для нас», то есть время, которое нам дано для покаяния. Мы вступаем в Страстную седмицу, песнопения которой, скорее являют собой первые три дня строгий суд над человеком и постепенно обращают его внимание к Тайной Вечери, Кресту и Животворящему Гробу. Седмица ваий постепенно вводит нас в круг этих событий, предлагая через образы богача и Лазаря, а также Лазаря Четверодневного, обратиться к Богу с молитвой о воскресении наших душ и провести оставшееся нам недолгое время в покаянии.

Неделя Ваий

Вход Господень в Иерусалим. Русская икона .
Тип христианский, церковный
Официально Неделя ваий
(по церковному уставу)
также Вербное воскресение
Значение воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке
Отмечается православными, католиками и многими протестантами
Дата 6-е воскресенье Великого поста , за неделю до Пасхи
В 2008 году 20 апреля (в православии)
16 марта (в католицизме)
В 2009 году 12 апреля (в православии)
5 апреля (в католицизме)
Празднование богослужение
Традиции освящение ветвей деревьев, в России - верб

в православии:
послабление в посте на рыбу;

Связан с Страстной седмицей и Пасхой

Вход Госпо́день в Иерусали́м , Неде́ля ва́ий , Ве́рбное воскресе́нье , Па́льмовое воскресе́нье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini ) - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи , то есть шестую Неделю Великого Поста .

Празднуемое событие

  • Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы, по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им).
  • Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречал народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна ! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! » (Ин. 12:12).
  • В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота , говоря «написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников » (Мф. 21:13), чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его, опасаясь народа.
  • После этого к Иисусу подходят слепые и хромые и он исцеляет их (Мф. 21:14).
  • Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании.

Значение

Праздник символизирует с одной стороны признание миссии Иисуса Христа , а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай .

Православие

Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (т.е. пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

Католицизм

Перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах - пальмовые, в северных - вербные или другие) и зажжённые свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим.

Чинопоследование мессы этого дня включает в себя чтение Страстей Господних , которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу . Освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста . Существует традиция получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.

Народные традиции в России

В. Г. Шварц «Шествие на осляти Алексея Михайловича» 1865.

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти » - обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров как верба».

Простой народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев (Егорьев) день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали серёжки в хлеб, а в некоторых селениях пекли печенье в форме вербных почек.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы - средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае должно прогнать природную робость.

Но вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит» (то есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать лопату).

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почками).

Гимнография

В русской православной традиции

Тропарь , глас 1-й

О́бщее воскресе́ние / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко о́троцы победы зна́мения нося́ще, / Тебе Победителю смерти вопие́м: / оса́нна в вышних, / благословен Гряды́й во имя Господне.

Величание:"

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / Осанна в вышних / и мы Тебе вопием / Благословен Грядый во Имя Господне.

Ин тропарь, глас 4-й:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,\ благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак , глас 6-й:

На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:\ благословен еси, грядый Адама воззвати.

В католицизме латинского обряда

Входное песнопение :
  • Поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь, двери вечные и войдёт Царь славы!
  • Кто сей Царь славы? Господь сил, Он Царь славы.
  • Осанна в вышних! Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.
Коллекта :

Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. Дай нам постичь смысл Его страданий и удостоится участия в Его Воскресении. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Ссылки

  • (статья в Православной энциклопедии)
  • Неделя ваий. Вход Господень в Иерусалим Православное чинопоследование богослужений

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Неделя Православия
  • Неделякова

Смотреть что такое "Неделя Ваий" в других словарях:

    неделя ваий - вербное воскресенье Словарь русских синонимов. неделя ваий сущ., кол во синонимов: 1 вербное воскресенье (3) Словарь си … Словарь синонимов

    Неделя ваий - Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим. Русская икона. Тип христианский, церковный Официально Неделя ваий (по церковному уставу) … Википедия

    Неделя ваий - Нед еля в аий (Вербное воскресенье) … Русский орфографический словарь

    Неделя ваий - (Вербное воскресение, или Вход Господень в Иерусалим) название праздника, относящегося к числу двунадесятых, произошло от обычая приносить в этот день в храм пальмовые ветви – вайи, которыми, по преданию, жители Иерусалима встречали Господа.… … Православная энциклопедия

    ВАИЙ - (неделя) шестая неделя Великого поста или Вербная неделя. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    ваий - сущ., кол во синонимов: 1 вербная неделя (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ваий - (неделя) см. Вербная неделя … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ваий Неделя - праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя – греч. «ветка») подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса Христа с пальмовыми ветвями (см. Ин. 12, 13). На Руси… … Православие. Словарь-справочник

    ВАИЙ НЕДЕЛЯ - см. Вход Господень в Иерусалим … Православная энциклопедия

Неделя Ваий

Вход Господень в Иерусалим. Русская икона .
Тип христианский, церковный
Официально Неделя ваий
(по церковному уставу)
также Вербное воскресение
Значение воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке
Отмечается православными, католиками и многими протестантами
Дата 6-е воскресенье Великого поста , за неделю до Пасхи
В 2008 году 20 апреля (в православии)
16 марта (в католицизме)
В 2009 году 12 апреля (в православии)
5 апреля (в католицизме)
Празднование богослужение
Традиции освящение ветвей деревьев, в России - верб

в православии:
послабление в посте на рыбу;

Связан с Страстной седмицей и Пасхой

Вход Госпо́день в Иерусали́м , Неде́ля ва́ий , Ве́рбное воскресе́нье , Па́льмовое воскресе́нье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini ) - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи , то есть шестую Неделю Великого Поста .

Празднуемое событие

  • Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы, по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им).
  • Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречал народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна ! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! » (Ин. 12:12).
  • В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота , говоря «написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников » (Мф. 21:13), чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его, опасаясь народа.
  • После этого к Иисусу подходят слепые и хромые и он исцеляет их (Мф. 21:14).
  • Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании.

Значение

Праздник символизирует с одной стороны признание миссии Иисуса Христа , а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай .

Православие

Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (т.е. пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

Католицизм

Перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах - пальмовые, в северных - вербные или другие) и зажжённые свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим.

Чинопоследование мессы этого дня включает в себя чтение Страстей Господних , которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу . Освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста . Существует традиция получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.

Народные традиции в России

В. Г. Шварц «Шествие на осляти Алексея Михайловича» 1865.

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти » - обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров как верба».

Простой народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев (Егорьев) день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали серёжки в хлеб, а в некоторых селениях пекли печенье в форме вербных почек.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы - средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае должно прогнать природную робость.

Но вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит» (то есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать лопату).

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почками).

Гимнография

В русской православной традиции

Тропарь , глас 1-й

О́бщее воскресе́ние / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко о́троцы победы зна́мения нося́ще, / Тебе Победителю смерти вопие́м: / оса́нна в вышних, / благословен Гряды́й во имя Господне.

Величание:"

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / Осанна в вышних / и мы Тебе вопием / Благословен Грядый во Имя Господне.

Ин тропарь, глас 4-й:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,\ благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак , глас 6-й:

На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:\ благословен еси, грядый Адама воззвати.

В католицизме латинского обряда

Входное песнопение :
  • Поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь, двери вечные и войдёт Царь славы!
  • Кто сей Царь славы? Господь сил, Он Царь славы.
  • Осанна в вышних! Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.
Коллекта :

Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. Дай нам постичь смысл Его страданий и удостоится участия в Его Воскресении. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Ссылки

  • (статья в Православной энциклопедии)
  • Неделя ваий. Вход Господень в Иерусалим Православное чинопоследование богослужений

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Неделя Ваий" в других словарях:

    Вербное воскресенье Словарь русских синонимов. неделя ваий сущ., кол во синонимов: 1 вербное воскресенье (3) Словарь си … Словарь синонимов

    Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим. Русская икона. Тип христианский, церковный Официально Неделя ваий (по церковному уставу) … Википедия

    Неделя ваий - Нед еля в аий (Вербное воскресенье) … Русский орфографический словарь

    Неделя ваий - (Вербное воскресение, или Вход Господень в Иерусалим) название праздника, относящегося к числу двунадесятых, произошло от обычая приносить в этот день в храм пальмовые ветви – вайи, которыми, по преданию, жители Иерусалима встречали Господа.… … Православная энциклопедия

    - (неделя) шестая неделя Великого поста или Вербная неделя. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 вербная неделя (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (неделя) см. Вербная неделя … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ваий Неделя - праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя – греч. «ветка») подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса Христа с пальмовыми ветвями (см. Ин. 12, 13). На Руси… … Православие. Словарь-справочник

    ВАИЙ НЕДЕЛЯ - см. Вход Господень в Иерусалим … Православная энциклопедия

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...