Фернандо ботеро картины с названиями. Необычные места и памятники


На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом
и колониальным барокко. Фернандо Ботеро не скрывает своего пристрастия к полным людям,
он изображает исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки.

Родился 19 апреля 1932 года в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем
наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда
будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов.
Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в
школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).

Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается
стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где
художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился
с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.

Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику
оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках
новых знаний. Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы
родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу
Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи.
В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.

Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953-1954)
у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи
Возрождения. Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее
Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых
соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли,
что это выставка нескольких художников.

Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до
мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из
городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и
других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.
В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял
второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.

С 1960 жил в Нью-Йорке, часто наезжая в Париж, затем (с 1983) жил в тосканском городке
Пьетрасанта. На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников
его поколения. С 1973 все активней занимался скульптурой, варьируя в ней все те же
гипертрофированно-пышные фигуры людей и животных. Эти произведения украсили многие города
мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в виде своеобразных героико-комических монументов.

«Где-то я слышал, что мужчины врут, когда говорят, что любят сухое вино и
худых женщин, на самом деле они любят пиво и толстушек.»

Фернандо Ботеро. Торжество плоти.

Колумбиец Фернандо Ботеро и не скрывает своего пристрастия к полным людям, Ботеро изображает
исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки. Влиятельная
арт-критикесса Роберта Смит пренебрежительно назвала их «резиновыми надутыми куклами».

"Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность,"
- оправдывается художник, - подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику.

Тучность стала для него мерой красоты, идеалом, его творческим кредо. Произведения Ботеро,
будь то живопись, скульптура или графика, легко узнаваемы, и, если уж один раз их увидел,
то никогда не забудешь.

Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в
обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается
так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами.
Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные
сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни
монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы
случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг
приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему.

Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского
вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма,
составили в творчестве Ботеро причудливый сплав. Предметы и фигуры предстают в его живописи
и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот
волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу
рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.

Живопись и скульптуру Ботеро в мире признают слишком уж серьезно, как говорится, «за большие
деньги». Автор этим пользуется, выпуская в тираж огромное количество работ, все время
возвращаясь к одним и тем же сюжетам и темам. От этого в его картинах не виден «рост
мастера», если не знать годы создания многих работ, то картины, написанные с разницей
в 10-15 лет, смотрятся, как работы, сделанные в один год.

Его произведения котируются, как одни из самых дорогих в мире, как например картина
"Завтрак на траве". Это парафраз знаменитейшего одноименного полотна родоначальника
импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо Ботеро в 1969 году. Только если у
Мане одетые мужчины оказались в компании обнаженных женщин, у Ботеро монументальная
дама одета, а мужчина разлегся голышом на траве и покуривает папироску. На Sotheby`s
картина была продана за один млн. долл. США.

На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения.
Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и
более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей.
В России есть его произведение "Натюрморт с арбузом" (1976-1977), подаренное автором
государственному музею "Эрмитаж" и выставленное в Зале Искусства Европы и Америки ХХ века.

С 1973 все активней занимался скульптурой, варьируя в ней все те же гипертрофированно-пышные
фигуры людей и животных. Персонажи Ботеро не кажутся "надутыми", они тяжелые и окаменелые.
Именно поэтому колумбийский мастер не менее чем живописью, прославлен своей скульптурой:
бронза и мрамор — самые подходящие материалы для его гигантских фигур.
Эти произведения украсили многие города мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в
виде своеобразных героико-комических монументов.

О щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств
Боготы, он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в 60 миллионов долларов. В дар родному
городу Меделлину художник передал 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде,
Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади
Искусств. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов
долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал "Семана" в десятке самых популярных
личностей назвал и Фернандо Ботеро.

В этом посту я хочу рассказать об очень своебразном и талантливом художнике,о котором я узнал сравнительно недавно.Этот художник-довольно необычный и его картины и скульптурные работы могут производят необычный эффект-одни люди находят его вульгарным и гротескным,другие-человеком с брызжущщим через край смехом и шуткой и часто-едкой сатирой.Словом,художник это неординарный и часто люди не знают как даже определить его искусство,настолько он не вписывается б привычные рамки.И я и моя жена очень любим его работы и часто наше настроение поднимается просто,когда мы смотрим на ту или иную его картину или скульптуру.
Фернандо Ботеро родился в Южной Америке, в городе Медейин, Колумбия, в провинции Антигуа 19 апреля 1932 года.Его отец был бродячим торговцем,который часто ездил по горному,труднопроходимому району провинции на осле,забираясь в самые далёкие её уголки.Когда Фернандо было всего 2 года,его отец внезапно умер от сердечного приступа,оставив маленького Фернандо и 2-х его братьев на попечении матери.Эта внезапная и трагическая потеря оставила Фернандо в состоянии потери,грусти и пустоты,которую он никогда не смог заполнить.
Сегодняшний Медейин-современный большой метрополис,существенно отличается от того маленького провинциального городка,в котором жил Фернандо Ботеро.В начале 1930-х годов в маленьком городке Меделлин церковь и католичество играло сильную роль в каждодневной жизни и морали людей города.Ботеро учился в школе,в которой учителя были священники ордена Иезуитов.Строгая,жёсткая дисциплина школы не давала слишком много времени на развлечения и маленький Фернандо стал рисовать,чтобы скрасить себе жизнь и дать отдушину творческому порыву и фантазии,которая всегда кипела в нём.Ещё будучи подростком,он полюбил на всё жизнь корриду,которая была так популярна в Южной Америке,и,конечно, в Колумбии.С 13 лет Ботеро начал рисовать корриду,быков и всех принимающих в ней участе-тореадоров,матадоров и пикадоров.Его талант и знание искусства очень рано проявилось в его творчестве.Когда емуы было только 17 лет,он написал статью в местной газете El Colombiano,которуь назвал "Пикассо и нонконформизм в искусстве",в которой он писал о сюрреализме и абстрактной живописи.
В 1951 году Ботеро перебрался в столицу, в город Богота и уже в возрасте 19 лет у него была первая персональная выставка-продажа картин в галерее "Лео Матиз".Каждая из его работ была продана.
Как ни стрaнно,Ботеро было трудно расстатся со своими работами и он стал самым крупным "коллекционером" своих картин и cкульптур,ктоторые он не продавал несмотря на огромные суммы денег,которые предлагали ему коллекционеры и музеи.Как и многие художники,Ботеро решил поехать в Европу изучать европейские школы живописи и их мастеров.Он долгое время учился в Академии Искусства в Мадриде,Испания,где он стал создавать работы в стиле Веласкеса и Фрaнциско Гойя.Он также учился во Флоренции,в Италии,где он обучился технике рисования фресок итальянских мастеров живописи эпохи Возрождения. Б 1956 году он обучался на факультете изящных искусств в Университете Боготы.Он также путешествовал по Южной Америке,а также съездил в Мексику,где изучал работы Диего Ривера и Ороско.Именно в Мексике его творчество подпало под сильное влияние больших расписных фресок на стенах зданий.Тот стиль Бoтеро,который сегодня ассоциируется с его творчеством,оформился примерно в 1964 году.Это были изображения людей,животных,деревьев,натюрморты,харак терезующиеся
раздутыми формами и почти невидимыми,как покрытой лаком поверхностью картин.
В 1969 году Фернандо Ботеро провёл большую выставку своих работ под названием " Раздутые Изображения",которая прошла в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке.Эта выставка укрепила его репутацию как художникя и он вышел на международную сцену. Его работы характеризуются преувеличенными,раздутыми формами и часто выглядят как сатирические и юмористические работы.Символы власти и силы часто присутствуют в его картинах и картины,изображающие президентов и солдат а также священников часто являются мишенью для Фернандо Ботеро.Его работы часто напоминают людям творчество известного колумбийца -Габриеля Гарсия Маркеса.Но,несмотря на его любовь к своей стране,многие темы его картин и скульптур проходят через европейскую историю.Он создаёт работы,которые напоминают нам Средние Века,итальянское барокко и колониальные картины Латинской Америки.Он также создаёт работы,пародирующие и копирующие в утрированных формах разные периоды искусства,включая картины Боннарда и Жака-Луи Давида.В разные периоды его искусства в его картинах видно влияние Гогена и Пабло Пикассо,а также искусство индейских племён Центральной и Южной Америки,особенно скульптура ольмеков.Но чаще всего его картины сравнивают с работами Питера Поля Рубенса,картинами которого Ботеро всегда восхищался.В работах Рубенса,писал Ботерo -",мы видим мир мир плотского преувеличения,избытка,пышности жизни,форм и довольства,мир,где существуют бок о бок святое и светское,богохульное.."
Ботеро однажды сказал:"- В искусстве,пока мы можем творить и думать,
мы вынуждены искажать природу.Искусство-это всегда искажение".

Фернандо Ботеро в Боготе, Колумбия.

Фернандо Ботеро.Плачущая женщина(1949).

Фернандо Ботеро.Матадор.

Фернандо Ботеро.Подражание Веласкесу(портрет инфанты).

Фернандо Ботеро.Мария-Антуанетта.

Фернандо Ботеро.Мария-Антуанетта в Медейине,Колумбия.

Фернандо Ботеро.Подражание Леонардо да Винчи. Мона Лиза.

Фернандо Ботеро.Подражание Пьеро делла Франческа.(Портрет графа Д"Урбино.)

Фернандо Ботеро.Подражание Пьеро делла Франческа.(Портрет Изабеллы Д"Эсте.)

Колумбиец Фернандо Ботеро и не скрывает своего пристрастия к полным людям, Ботеро изображает исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки. Влиятельная арт-критикесса Роберта Смит пренебрежительно назвала их «резиновыми надутыми куклами».

"Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность," - оправдывается художник, - подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику

Тучность стала для него мерой красоты, идеалом, его творческим кредо. Произведения Ботеро, будь то живопись, скульптура или графика, легко узнаваемы, и, если уж один раз их увидел, то никогда не забудешь.

Живопись и скульптуру Ботеро в мире признают слишком уж серьезно, как говорится, «за большие деньги». Автор этим пользуется, выпуская в тираж огромное количество работ, все время возвращаясь к одним и тем же сюжетам и темам. От этого в его картинах не виден «рост мастера», если не знать годы создания многих работ, то картины, написанные с разницей в 10-15 лет, смотрятся, как работы, сделанные в один год.

Колумбийский художник, мастер живописи гротескно-традиционалистского направления, близкого «наивному искусству». На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом и колониальным барокко.


Фернандо Ботеро Автопортрет с флагом

Родился Фернандо Ботеро в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов.
Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).


Ф.Ботеро Схватка 1988 г.


Ф.Ботеро Четыре тореро-карлика 1988 г.


Ф.Ботеро Торреро 1991 г.
Ф.Ботеро Пикадор 2002 г.



Ф.Ботеро Коррида 1991 г.



Ф.Ботеро Пика 1997 г.

Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.

Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках новых знаний.
Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи.
В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.


Ф.Ботеро Автопортрет в костюме Веласкеса 1986 г. галерея Байелер, Цюрих

Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953-1954) у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения.
Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.
В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.

Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему. Мандолину я не нашел, поэтому представляю такую же, но гитару и еще один натюрморт.



Ф.Ботеро Гитара На стуле
Ф.Ботеро Натюрморт с арбузом

Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма, составили в творчестве Ботеро причудливый сплав.
Предметы и фигуры предстают в его живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.


Ф.Ботеро Влюбленные 1968 г.


Ф.Ботеро Мужская модель в студии 1972 г.
Ф.Ботеро Девица 1974 г.

ЦИКЛ "УЛИЦА"


Ф.Ботеро Улица 1965 г.
Ф.Ботеро Улица 1979 г.


Ф.Ботеро Улица 2000 г.

Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.


Ф.Ботеро Письмо 1976 г.



Ф.Ботеро Пляж


Ф.Ботеро Сидящая женщина 1976 г.
Ф.Ботеро В спальне 1984 г.


Ф.Ботеро Купальщица
Ф.Ботеро В ванной 1989 г.


Ф.Ботеро У окна 1990 г.
Ф.Ботеро Сидящая женщина 1997 г.

Несмотря на то, что Ботеро чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов и издевательств.
Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой - антиклерикальной, например, Мертвые епископы (1965, Галерея современного искусства, Мюнхен) либо нацеленной на латиноамериканские военные диктатуры, типа Официальный портрет военной хунты (1971, частное собрание, Нью-Йорк). Указанные картины не нашел, но представляемые ниже репродукции отражают заданную тему.


Ф.Ботеро Я гуляю по холмам 1977 г.
Ф.Ботеро Кардинал 1998 г.

ИЗ ЦИКЛОВ "ВОЕННАЯ ДИКТАТУРА" И "МАФИЯ"


Ф.Ботеро Без названия 1978 г.


Ф.Ботеро Смерть Пабло Эскобара

В конце 90-х Ботеро написал серию картин, адресующих беспощадность и жестокость враждующих между собой группировок, продающих наркотики (вспомним, что Колумбия - это страна, где даже вход в галантерейный магазин охраняет мощный пятнистый красавец с ружьем).

ИЗ СЕРИИ "МАФИЯ"


Ф.Ботеро Бойня невинных 1999 г.



Ф.Ботеро Резня в Колумбии 2000 г.


Ф.Ботеро Охотник 1999 г.
Ф.Ботеро Вдова 1997 г.


Ф.Ботеро Демонстрация 2000 г.
Ф.Ботеро Утешение 2000 г.

Не обошел стороной Ботеро и высшую власть Колумбии, обращаясь к этой теме трижды. Мне лично интересна судьба этих полотен и мнение портретируемых о работе художника.


Ф.Ботеро Президент 1987 г.
Ф.Ботеро Первая леди 2000 г.


Ф.Ботеро Президент 1989 г.
Ф.Ботеро Первая леди 1989 г.

Ботеро всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб». Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Ниже представлены несколько работ из этой серии.

Но вернемся к биографии художника!
В 1964 г. Ботеро женился на Глорие Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. Здесь уместно поместить произведения художника, посвященные любви и семье.


Ф.Ботеро Любовь 1982 г.



Ф.Ботеро Дремота 1982 г.


Ф.Ботеро Семья 1989 г.
Ф.Ботеро Пара 1995 г.


Ф.Ботеро Семья 1996 г.
Ф.Ботеро Колумбийская семья 1999 г.



Ф.Ботеро Пикник 1999 г.


Ф.Ботеро Любовная пара

За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк, иногда наезжая в Париж. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляли желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой "европейский" опыт и стал, как и тогда, переписывать великие произведения, которые потом продавал посетителям музеев и галерей.
Отдельные его работы более свободны по манере письма, но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер. Я специально помещаю с картинами Ботеро оригиналы, чтобы вы почувствовали разницу.


Ф.Ботеро Мона Лиза 1977 г.
Леонардо да Винчи Мона Лиза 1503-05 г.г.


Ф.Ботеро Мадмуазель Ривьер Энгра 1979 г.
Жан Доминик Энгр Мадмуазель Каролина Ривьер 1805 г.


Ф.Ботеро Подражание Пьеро делла Франческа 1988 г.
Пьеро дела Франческа Портрет Федериго да Монтефельтро вторая половина 15 века


Ф.Ботеро Подсолнухи 1977 г.
Винсент ван Гог Подсолнухи 1888 г.

Одновременно Ботеро работал над собственными произведениями, добиваясь того, чтобы быть принятым в Галерею Мальбро, что и произошло в 1970 г., где художник и предстал для всего мира. Вскоре Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным. С 1983 года жил в тосканском городке Пьетрасанта.
Вот какими были его темы и сюжеты в 80-е годы.


Ф.Ботеро Бал в Колумбии 1980 г.



Ф.Ботеро Мужчина, пьющий апельсиновый сок 1987 г.


Ф.Ботеро Английский посол 1987 г.
Ф.Ботеро В парке


Ф.Ботеро Адам 1989 г.
Ф.Ботеро Ева 1989 г.


Ф.Ботеро Меланхолия 1989 г.
Ф.Ботеро Балерина у станка

Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже пишет большие полотна, в Тоскане (Италия) проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает свои громадные скульптуры,
на Лазурном берегу Монте-Карло, создает свои самые маленькие произведения акварелью и тушью, в Нью-Йорке пишет более большие картины пастель и акварели.
Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило Мастера Фернандо Ботеро в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира.
В 1992 г. Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, во время кампаний по облагораживанию Парижа выбрал именно Ботеро, даже не француза, для составления эксклюзивной выставки на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один художник.
С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы при показе его произведений придать большего размаха своим празднованиям. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции и многих других. Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, а другие стоят в очереди.
С другой стороны, как, если не карикатурами, в лучшем случае - дружескими шаржами, можно назвать его портреты известных художников?


Ф.Ботеро Пикассо. Париж. 1930й год. 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет П.Пикассо 1999 г.


Ф.Ботеро Портрет Ж.Энгра 1999 г.
Ф.Ботеро Портрет Э.Делакруа 1998 г.


Ф.Ботеро Портрет Г.Курбе 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет Дж.Джакометти 1998 г.

Его произведения котируются, как одни из самых дорогих в мире, как например картина "Завтрак на траве". Это парафраз знаменитейшего одноименного полотна родоначальника импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо Ботеро в 1969 году. Только если у Мане одетые мужчины оказались в компании обнаженных женщин, у Ботеро монументальная дама одета, а мужчина разлегся голышом на траве и покуривает папироску. На Sotheby`s картина была продана за один млн. долл. США.


Ф.Ботеро Завтрак на траве 1969 г.

На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей.
В России есть его произведение "Натюрморт с арбузом" (1976-1977), подаренное автором государственному музею "Эрмитаж" и выставленное в Зале Искусства Европы и Америки ХХ века.
О щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств Боготы, он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в 60 миллионов долларов. В дар родному городу Меделлину художник передал 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал "Семана" в десятке самых популярных личностей назвал и Фернандо Ботеро.

Четыре вечера, "проведенные" с живописью Ботеро, как-то примирили меня с творчеством художника. То ли оттого, что в некоторых героях Ботеро я узнал себя, то ли оттого, что картин было так много, что они уже не вызывали удивления и непонимания. Точно так в свое время я не полюбил, но умом принял квадратных женщин Пикассо. И закончить пост мне хотелось бы собранной у Ботеро же "серией" двойных картин, о которых я упомянул в начале.


Ф.Ботеро Кот на крыше 1976 г.
Ф.Ботеро Вор 1980 г.


Ф.Ботеро Мужчина на лошади
Ф.Ботеро Мужчина на лошади 1998 г.


Ф.Ботеро Похищение Европы 1995 г.
Ф.Ботеро Похищение Европы 1998 г.

Фернандо Ботеро Ангуло (исп. Fernando Botero Angulo , р. 1932) – современный колумбийский художник.

Биография, творчество

Фернандо Ботеро Ангуло родился 19 апреля 1932 года в г. Медельин (Колумбия). Его отец был продавцом и умер от сердечного приступа, когда мальчику было всего четыре года. Мать будущего художника работала швеей и воспитывала троих сыновей. Семье помогал дядя Фернандо, но денег все равно не хватало. Кроме того, воспитание детей основывалось на католических традициях и тяжелом труде, результатом чего можно считать тот факт, что Ботеро не посещал музеи и не был знаком с основными тенденциями в современном искусстве, но зато часто бывал в католических церквях, где имел возможность познакомиться с работами средневековых мастеров.

Образование Фернандо Ботеро получал сначала в школе иезуитов, а затем в школе корриды, куда поступил по настоянию дяди. Впрочем, карьера матадора юного Ботеро оборвалась буквально в первые же дни, когда мальчик получил травму на одном из тренировочных боев. На протяжении следующих двух лет он уже рисовал акварели, хотя и продолжал учиться на матадора – влияние дяди было все еще велико. В 1946 году Фернандо бросил школу, а в 1948 году вместе с некоторыми другими колумбийскими художниками впервые выставил на суд публики свои работы.

Среднее образование Ботеро продолжил получать уже в третьей школе, параллельно работая иллюстратором в газете «Эль Колумбиано» (исп. «El Colombiano») и иногда публикуя статьи о других художниках, в том числе о Пикассо. Находя отклик среди молодежи, Боготе настроил против себя консервативные круги, что привело к тому, что его вновь исключили из школы и образование он получил в результате в лицей Университета Антиокии, на оплату обучения в котором потратил все свои заработанные деньги. В 1951 году Ботеро переехал в Боготу, где в том же году состолась его первая персональная выставка. Становясь все более и более известным в арт-кругах тогдашней Колумбии, он в 1952 вместе с группой художников совершил турне по Испании, посетив Мадрид и задержавшись в Барселоне.

Испания произвела на Фернандо Ботеро впечатление и в том же 1952 году он поступил в художественную школу Сан-Фернандо в Мадриде. Вскоре, впрочем, художник переехал во Флоренцию, где обучался у профессора Бернарда Беренсона в Академии Св. Марка (1953-1954). Там он продолжил изучать классическую живопись и познакомился с искусством итальянского Возрождения и с техникой создания фресок. Позже, вернувшись на некоторое время в Колумбию, Ботеро организовал свой первый персональный вернисаж в галерее Лео Матиса. Вспоминая свою жизнь в Европе в тот период Ботеро говорил: «я тратил последние деньги на музеи и художественные альбомы, забывая про еду. Восхищение великими итальянскими мастерами в одночасье изменило мою жизнь».

Одновременно со всем этим, в 1952 году, художник участвовал в конкурсе Национального художественного салона Колумбии, предложив на суд жюри свою картину «У моря» и заняв в итоге второе место. Работы Ботеро того периода крайне разнородны, художник еще не нашел своего стиля и продолжал эксперементировать с формами. Кроме того, сложно выделить нескольких мастеров, оказавших на него влияние. В число своих учителей он может включить и живописцев эпохи Возрождения, и своих современников. Арт-критик Роберта Смит, критикуя фигуративизм Ботеро (про более поздние его работы она писала, что это "надутые резиновые куклы"), в раннем творчестве художника видела сплошные заимствования, без какой-либо структуры, подражательство всем, от Поля Гогена до Диего Риверы и Хосе Ороско. Надо сказать, что, знакомясь с картинами новых художников, она в качестве метода использует следующий подход: она пытается понять, работы каких классиков напоминает ей новая работа и в чем именно это воплощается. Затем она мысленно «удаляет» все заимствованное и пытается анализировать остаток, т.е. то, что теоретически является новым и, следовательно, представляет определенную «арт-ценность». В случае с ранним Ботеро «нового» найти почти не удалось, зато количество заимствований и детерминант было аномально высоко.

В 1955 году случилось знаковое событие в жизни Фернандо Ботеро. Во время работы над очередной картиной («Натюрморт с мандолиной» ), он несколько видоизменил форму изображаемого предмета, сделав объект нарочито большим. Эта «ошибка», впрочем, стала отправной точкой для формирования авторского стиля художника и положила начало его бесконечным «объемным» фигурам, которые и принесли ему всемирную славу.

В том же 1955 году Борето женился на Глории Сеа (англ. Gloria Zea, в последствии она занимала должности директора Музея современного искусства в Боготе (Museo de Arte Moderno de Bogota, El MAMBO) и министра культуры Колумбии). В 1958 году художник выйграл главный приз на SALON DE Artistas Colombianos в г. Богота, после чего его карьера резко пошла в гору. Вскоре он сам начал называть себя «самым колумбийским из колумбийских художников», что нашло поддержку (особенно за пределами Колумбии), а его выставки начали проводиться в Европе и США.

Несмотря на то, что в браке с Сеа появилось трое детей (Фернандо, Лина и Хуан Карлос), в 1960 году пара распалась и после развода сам Фернандо перебрался в Нью-Йорк, где жил следующие 14 лет. В первые годы денег не хватало, к тому же художник плохо знал английский, что только добавляло проблем. В определенный момент времени Борето обнаружил, что существует спрос на картины «в стиле старых мастеров» и адаптировал свою манеру письма под западноевропейскую «классическую» школу.

В 1964 году Ботеро начал жить с Сесилией Самбрано (англ. Cecilia Zambrano). В 1974 году у них родился сын Педро, но уже в 1975 они расстались. В 1979 году Ботеро попал в автомобильную катастрофу, когда его сын был в машине. Т.о. в возрасте пяти лет мальчик погиб, что стало серьезным ударом для художника.

В 1970 году Фернандо Ботеро удалось добиться того, что часть его картин была выставлена в Галерее Мальборо. Работы эти в очень короткий срок стали крайне популярными и когда Ботеро вновь вернулся в Европу, то обнаружил, что является очень успешным художником. Надо сказать, что тематика работ Ботеро различна. Многие из его картин так или иначе посвящены Колумбии. Он изображает как обычных людей ("Девица", 1974), так и политиков ("Президент", 1987), мафиози ("Смерть Пабло Эскобара", 1999) и т.д. Бросаются также в глаза его антиклириканские работы ("Я гуляю по холмам",1977). Во второй половине 70-х годов Ботеро создал свои версии некоторых классических картин ("Мадмуазель Ривьер Энгра", "Мона Лиза", "Подсолнухи").

В конце 90-х Ботеро создал ряд картин, посвященных проблемам преступности в Колумбии ("Бойня невинных", "Резня в Колумбии"). «Самый колумбийский художник» поднимает темы, которые актуальны, а потому интересны и понятны обывателю. Такой же «гражданской» тематикой наполнена и серия картин об издевательствах военных над заключенными в печально известной тюрьме «Абу-Грейб» .

Фернандо Ботеро также отметился и как скульптор, выполнив несколько своих «объемных» фигур в бронзе («Кот» в Барселоне). Стилистически данные работы можно считать сульптурными изображениями типичных образов мастера. Одна из них ("Натюрморт с арбузом", 1976-1977) была подарена художником Эрмитажу и в настоящее время выставлена в Зале искусства Европы и Америки ХХ века.

В 1992 году тогдашний мэр Парижа Жак Ширак разрешил Ботеро устроить персональную выставку непосредственно на Елисейских Полях. Надо отметить, что ни один иностранный художник до того момента такой чести не удостаивался.

В настоящее время самые разные города приглашают Фернандо Ботеро для создания работ под определенные городские праздники. Художник работал таким образом в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции ит.д. Кроме того, его картины и скульптуры пользуются огромной популярностью и покупаются за достаточно большие деньги («Завтрак на траве» был продан за миллион долларов).

Последней женой Ботеро стала французско-греческая художница София Вари (англ. Sophia Vari). В настоящее время пара живет в Италии. Интересно также отметить, что в своей личной жизни Ботеро предпочитает вовсе не полных женщин. В одном из интервью мастер заявил, что «любил трех женщин, и все они были худыми». Кроме того, художник всегда отрицал, что изображает «толстяков», утверждая, что просто «рисует объемно».

Несмотря на большой спрос, Борето часто дарит свои произведения. В Колумбии это принесло ему славу и любовь многих сограждан. Влиятельный колумбийский журнал «Семана» даже включал его в десятку самых популярных личностей страны. Известно, что, например, музею изобразительных искусств в г. Богота он подарил коллекцию картин примерной стоимостью в 60 миллионов долларов (это была личная коллекция Ботеро, которая содержала в себе работы художников XIX-XX веков), а в дар своему родному городу Медельин Ботеро отдал 18 скульптур и почти сотню картин, положивших начало экспозиции Площади Искусств.

Творческое наследие Фернандо Ботеро огромно. Он создал около 3000 картин и более 200 скульптур. Кроме того, ему принадлежит огромное количество разнообразных набросков, рисунков и акварелий. Работы данного художника иногда называют китчем , но, разумеется, вопросы жанровой классификации остаются открытыми. Следует отметить, что творчество Ботеро почти невозможно рассматривать в контексте развития западноевропейского искусства второй половины XX века, т.к. сам художник даже в Нью-Йорке действовал обособленно, почти не реагируя на вызовы и ответы, характерные для этого самого современного искусства.

Фернандо Ботеро является одним из наиболее известных художников и скульпторов колумбийского происхождения. Его творчество оказывает немалое значение на современную культуру и искусство. Об этом неординарном человеке и его произведениях пойдет речь в статье.

Миллионы людей сегодня восхищаются его творчеством, но путь к славе и успеху был отнюдь не прост. Но живописец шел к своему счастью, шаг за шагом преодолевая трудности. Сегодня он достиг того, к чему так долго шел, но на этом он не останавливается, а продолжает открывать в себе все новые и новые грани.

Фернандо Ботеро: краткая биография

Будущий художник и на весь мир, был рожден 19.04.1932 в колумбийском городе Медельине, который славится на весь мир наркоторговлей.

Уже с ранних лет он стал проявлять интерес к искусству, но в семье с консервативным укладом жизни все относились к его увлечению скептически. Когда пятнадцатилетний юноша заявил, что намерен стать художником, его мать и остальные домочадцы были настроены против этого. Они считали, что искусство может быть чем-то вроде хобби, но никак не способом заработка на жизнь.

Однако Фернандо Ботеро был настроен решительно и стал развиваться, совершенствуя умения в любимом деле. Вскоре он сумел добиться должности иллюстратора в местном печатном издании "Эль-Коломбиано", где проработал в этой должности до 1951 года.

Путешествие в Европу

Затем Фернандо решает отправиться в Европу, чтобы получить новые знания и опыт. В Мадриде он проходил краткосрочное обучение в художественной школе.

Дальше отправился во Флоренцию, где посещал учебные занятия у Бернарда Бернсона - известного профессора и американского ученого. В Италии он познакомился с европейским Возрождением, о котором ранее знал лишь понаслышке.

Путешествие по Европе затянулось приблизительно на год, и в 1952 году Ботеро возвращается на родину. За это время он получил массу новых впечатлений и эмоций, вживую познакомился с европейским искусством и историей, получил новые знания в области искусства, техники живописи и т. д.

Конечно, всего за год он не успел превратиться из неопытного художника-самоучки в профессионала, но полученные в этом путешествии знания помогли ему сформировать в дальнейшем свой стиль.

Художник Фернандо Ботеро

По возвращении на родину начинающий скульптор и художник устраивает свою первую персональную выставку, которая работала в галерее Л. Матисса.

В 1952 году он участвует в конкурсе, который был организован Национальным худ. салоном Колумбии. В нем была представлена его картина " У моря", которая заняла призовое 2-е место.

Но в начале своей карьеры Фернандо Ботеро, произведения которого еще не имели персонального, неповторимого стиля, не слишком выделялся из общей массы молодых деятелей искусства. Побывав на его дебютной выставке, многие посетители даже не поняли, что это картины одного художника, посчитав их работами разных людей.

В то время на его творчество оказывали влияние совершенно разные живописцы: П. Гоген, Д. Ривера, импрессионисты и другие. К тому же у него не было возможности ознакомиться с их работами в реальности, поэтому он ограничивался иллюстративными репродукциями.

Формирование индивидуального стиля

Вплоть до середины 50-х гг. Фернандо Ботеро, картины которого лишь незадолго до этого начали привлекать к себе интерес, не имел ярко выраженного персонального стиля, которым он так известен сегодня. Тогда он изображал довольно стандартных людей и животных, которые мало чем отличались от тех, что были на картинах других художников.

Привычные современному любителю искусства "толстушки" стали его визитной карточной по чистой случайности. Когда художник рисовал свой "Натюрморте с мандолиной", музыкальный инструмент получился чересчур раздутым. Это забавляло как самого художника, так и зрителей. Так на свет был рожден фирменный стиль Ботеро, который пришелся ему по нраву.

Отныне колумбиец рисовал только до смешного раздутые изображения людей, животных и предметов.

Мировая известность

Женившись на Глории Сиа, художник перебирается жить в Мексику, но их брак просуществовал недолго. После развода он переезжает в Нью-Йорк. Плохое владение английским языком и отсутствие денег подтолкнули к тому, что он стал писать копии творений известных художников.

Параллельно художник писал и собственные картины. Благодаря этому он в 1970 г. выставляет свои картины в галерее Мальборо. Выставка становится успешной, а возвращение в Европу - победным.

С тех пор Ботеро становится известным и выдающимся колумбийским художником современности.

Современный этап творчества

Работы Фернандо Ботеро сегодня ценятся очень высоко, что позволяет ему много путешествовать и зарабатывать на жизнь своим любимым делом. У художника есть дом в Париже, где он пишет в основном крупные полотна. На средиземноморском побережье Франции творец не только любит отдыхать с семьей, но и занимается другим своим увлечением, помимо живописи. Именно здесь миру раскрывается скульптор Фернандо Ботеро. Творения мастера, как и картины, отличаются гротескной объемностью.

Также он часто посещает Нью-Йорк, где тоже творит.

Фернандо Ботеро в 1992 году удостоился приглашения самого (тогда он был мэром Парижа) осуществить личную выставку на Елисейских Полях, куда ранее не приглашался ни один зарубежный художник.

Сегодня Ботеро путешествует по всему миру, демонстрируя свои произведения. Он является одним из наиболее выдающихся живописцев и скульпторов современности.

Картины

Из современных художников Фернандо, безусловно, относится к числу самых высокооплачиваемых. Его картины на арт-аукционах и выставках продаются за баснословные суммы. К примеру, картина "Завтрак на траве" 1969 года на рынке искусства была реализована за 1 миллион долларов США.

Он бывал и в России, более того, в Эрмитаже хранится скульптурная группа, которую мастер лично подарил музею. Она называется "Натюрморт с арбузом".

Художника всегда тревожило все, что творится в мире. Он не мог быть безучастным и в начале нулевых годов XXI века создал серию полотен "Абу-Грейб", где показал наглядно, как жестоко обращаются американцы с арабскими пленниками и заключенными в иракской тюрьме. Впервые свет увидел эти творения на Колумбии весной 2005 года.

Фернандо Ботеро, скульптуры и картины которого сегодня пользуются большим спросом, заявил, что еще не закончил эту серию произведений, уже сейчас насчитывающую около 50 творений. По его словам, ему еще есть, что сказать на эту тему, ведь он не раскрыл сюжеты, связанные с Афганистаном, Кубой (Гуантанамо) и т. д.

Подражание, а точнее, переделывание известных картин на свой лад является своего рода "фишкой" Фернандо Ботеро. "Мона Лиза" в исполнении колумбийца является ярким примером стилизации всемирно известного произведения.

Известные картины

Среди наиболее попуряных и значимых его работ можно выделить полотно "Адам и Ева", где фигуры библейских героев изображены со спины. Они оба обнажены и выполнены в традиционной для художника "раздутой" манере. Адам тянется к запретному плоду, а на ветвях дерева виднеется змей-искуситель.

В 1990 году он написал картину "У окна", где изображена обнаженная полная женщина, стоящая у открытого окна. Художник испытывает особую страсть к изображению обнаженной женской натуры. Причем его тяга к раздутым формам достигает своего апогея, когда он изображает женское тело.

На картине "Письмо" (1976) изображена толстушка, лежащая в постели без одежды. Очевидно, что девушка только что прочитала письмо, которое погрузило ее в глубокие раздумья. Она отрешенно смотрит куда-то в сторону, держа письмо в руке, а рядом с ней лежат плоды цитрусовых деревьев.

Одной из известнейших его работ является картина 1969 года "Завтрак на траве", где изображены мужчина и женщина, расположившиеся на пикнике под сенью деревьев. При этом мужчина лежит без одежды, покуривая сигарету, а девушка одета и сидит рядом. На скатерти разложена еда, фрукты и корзина.

Скульптуры

Как и в живописи, в ваянии Фернандо Ботеро тоже придерживается стиля фигуратизм. Он создал большое количество скульптур в разных городах мира. Сегодня это новый тренд, каждый крупный город мира считает модным разместить на своих улицах работы этого мастера. Художник получает так много предложений от властей различных городов, крупных коллекционеров и культурных организаций, что не справляется с потоком заказов, поэтому берется только за самые интересные, выгодные.

В числе наиболее известных скульптурных работ Фернандо Ботеро "Похищение Европы" занимает первое место. Эта композиция размещена в столице Испании и создана по мотивам известного древнегреческого мифа про Зевса и Европу, которую он похитил, превратившись в быка.

Разумеется, эта работа выполнена в типичном для автора стиле. На спине крупного мускулистого быка восседает обнаженная девушка (Европа) с пышной фигурой. Она горделиво поправляет свои волосы, демонстрируя уверенность в себе и своей красоте. Эта скульптура сегодня считается достопримечательностью Мадрида, к которой стекаются миллионы туристов ежегодно.

Также очень известно другое произведение Фернандо Ботеро - скульптура "Джентльмен в котелке-шляпе". Также всемирной известностью пользуется его скульптура обнаженной, лежащей на животе девушке, которая расположена на площади в датской столице - городе Копенгагене.

Вклад в культуру

Работы Фернандо Ботеро сегодня пользуются настолько большим спросом, что даже для крупнейших городов и музеев мира стать обладателями хоть одного его произведения - большая честь и удача. За произведениями идет настоящая охота, ему не только не нужно искать заказчиков или покупателей для своих произведнний, а напротив, у художника нет отбоя от желающих прикоснуться к искусству.

Ботеро очень трудолюбив и активно работает, создавая десятки творений ежегодно. Чем больше он создает, тем популярнее становится его творчество. Такому феноменальному успеху могут позавидовать многие именитые художники и скульпторы. Вместе с тем художник остается верен себе, не поддаваясь мнению масс и давлению со стороны критиков. Он просто творит то, что ему по нраву, вкладывая в свои произведения душу.

Сегодня его скульптуры есть практически во всех крупных городах и столицах европейских государств, а также в Америке и на родине художника, в Колумбии. В силу возраста сейчас он стал менее продуктивным, но по-прежнему продолжает постоянно работать.

Заключение

Фернандо Ботеро является примером того, как человек, рожденный вдалеке от центров мирового искусства, не имея должного образования в этой сфере, без поддержки близких людей сумел добиться головокружительного успеха благодаря своему таланту, упорству и непреодолимой тяге творить.

Стоило только художнику найти свой собственный стиль, отличный от общей массы, проявить индивидуальность, как люди стали интересоваться его творчеством. Народ потянулся к его картинам и скульптурам, ценители искусства стали отзываться о нем очень хорошо, утверждая, что Ботеро один из лучших творцов современности.

Мир заинтересовался его произведениями. Сегодня слава о работах Ботеро гремит особенно в Европе, Северной и Южной Америке. В Колумбии творец по праву считается национальным героем.

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...