Эрудит. Биография дюма александра Участие в революции


АЛЕКСАНДР ДЮМА-ОТЕЦ

Александр Дюма отец – французский писатель. Его приключенческие романы, разлетевшиеся по всему миру, были и есть очень популярны, они сделали писателю мировое имя. И Дюма-отец бывал в России и даже посетил Саратов.

В 2002 г. прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон. Его произведения были переведены на множество языков и служили материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.

8 октября 1858 года к саратовской пристани пришвартовался пароход «Нахимов». С него сошли двое мужчин. Один – полный, с густой шевелюрой, улыбающийся господин, вслушивался в говор толпы, но, по всей видимости, не понимал ни слова. Его спутник, со скучающим видом, был недоволен колючей изморосью и невероятной грязью на улице.

Полный господин наконец прекратил созерцать окрестности и тут только заметил угрюмый вид своего товарища.
– О-ля-ля, Калино, вы, кажется, все еще не справились с дурным настроением из-за этой непредвиденной остановки? Следует ли огорчаться так долго? Не забывайте: судьба нас закинула в город, до которого не дошли солдаты Наполеона. А вот мы – тут.

Прервав свою громкую речь, неунывающий господин нагнулся к собеседнику и прошептал:
– Нам, пожалуй, стоит поспешить, мой друг, ибо, открою вам тайну, в этой бескрайней стране трудно найти город, где бы не проживал хотя бы один француз. Так вперед же, Калино!
И, щелкнув над головой пальцами, он подозвал извозчика.

Этот полный господин был известным писателем, произведениями которого в России зачитывались не меньше, чем на его родине. Его звали Александр Дюма.

Россия постоянно манила А. Дюма. Необъятная страна, казавшаяся писателю полудикой, возбуждала его интерес. Но дорога в империю Романовых ему долго была заказана: прославленный автор «Трёх мушкетеров» находился на подозрении у Царского правительства, Николай I его ненавидел.

В 1840 году во Франции появляется в свет очередной роман плодовитого Дюма. Он называется «Записки учителя фехтования, или Восемнадцать месяцев в С.-Петербурге». В основу сюжета легла история декабриста И. А. Анненкова и француженки Полины Гебль. Дюма осмелился сделать героем книги одного из тех, кого Николай I хотел предать забвению. О декабристах было запрещено упоминать, и вот появляется художественное произведение, в котором с симпатией говорится о заброшенных на край света каторжниках. И этот роман читает вся Европа!

Нет, пока был жив Николай I, Дюма мог только мечтать о России.

Прошли годы. На престоле Александр II. Дюма делает попытку осуществить свои давние планы. Наконец он получает разрешение совершить путешествие по России.

…Экипаж с Дюма и его спутником проехал мимо старого гостиного двора на Московской улице в направлении Театральной площади.

«Саратовские губернские ведомости» писали I января 1859 года: « Здесь появился новый гостиный двор, богаче и изящнее старого, народный рынок и биржа. Сюда перешли лавки с красными и галантерейными товарами… Сюда передвинулись заведения модисток, портных… здесь бродит толпами народ… Жизнь перешла сюда со всем своим шумом и говором ».

Автор цитируемой заметки утверждал, что Саратов сильно изменился как раз за последнее время. Причин тому, по его мнению, несколько. Во-первых, умножилось население, во-вторых, «стало слышно, что к Саратову проведена будет железная дорога от Москвы».

Эти слухи весьма показательны. Развитие торговли и ремесел, рост мелких предприятий вызывали необходимость надёжной и быстрой связи с центром страны. Естественно, городу стало тесно в старых рамках, он рос, уходя своими окраинами все дальше от Волги. По сообщениям печати того времени, за четыре последних месяца 1858 года « взято неслыханное количество новых мест, а именно такое, что когда все эти новоотведенные места застроятся, то образуется почти целый новый город ».

Центр города переместился к середине прошлого столетия в район нынешней Театральной площади (в советские годы она называлась площадью Революции). Вот сюда, к новому гостиному двору, лежал путь Дюма. Из-за непредвиденной остановки писатель оказался в Саратове и решил познакомиться с ним.

Своё многодневное путешествие А. Дюма весьма подробно описал в книгах «В России (от Парижа до Астрахани)» и «На Кавказе». Первая из них не была переведена на русский язык. В саратовских библиотеках не удалось достать французского издания. Пришлось обратиться в столицу…

Полистаем пожелтевшие от времени страницы небольшого по формату томика. « Через три дня после нашего отъезда из Казани мы прибыли в Саратов ». Остановка была незапланированной. Дюма сначала огорчился: « Это было печально. Мы не имели писем в Саратов, мы не знали в нем решительно никого; мы предполагали, что смертельно проскучаем в течение этих двух дней ».

Пройдёт не так много времени, и Дюма уже не будет жалеть о вынужденной остановке. А пока даже погода подчеркивала, как отмечает он, грустный вид этой страны. Мостовые ему кажутся (и не без оснований) ужасными, улицы – грязными. Спутник писателя Калиио, исполняющий обязанности переводчика, информирует его, что в Саратове в ту пору насчитывалось тридцать тысяч жителей, имелось шесть церквей, два монастыря, одна гимназия и что пожар 1811 года за шесть часов уничтожил 1700 домов.

Уже привыкнув к тому, что путешествие по России проходит весело и шумно, А. Дюма не намерен мириться с двухдневной скукой.

Рядом с новым гостиным двором стоял двухэтажный дом, на нём Дюма видит вывеску: «Аделаида Сервье». « Ах, – говорит он своему спутнику, – мы спасены, дорогой друг. Здесь есть французы или, по крайней мере, одна француженка ». И он ринулся в магазин, который содержала его соотечественница. На шум открываемой двери выходит одетая по парижской моде молодая женщина с улыбкой на губах.

Писатель приветствует её и интересуется, как быть, если приезжаешь в Саратов на два дня и боишься умереть здесь от скуки?

Начинается лёгкая, полная юмора беседа. Получив приглашение отобедать, Дюма шутливо заявляет, что обязательно будет готовить сам, так как супруги Сервье непременно «испортились» в России. Узнав, что они здесь всего три года, он меняет решение: « В таком случае я доверяюсь вам: не так давно вы покинули Францию, чтобы утратить традиции её кухни ».

Вскоре появляется один из знакомых четы Сервье – князь Лобанов с просьбой представить его месье Дюма. Оказывается, он узнал о прибытии знаменитого француза от… саратовского полицеймейстера.

Хозяева посылают за другой своей знакомой, молодой поэтессой. Дюма «в ужасе». Он говорит: « Женщина – поэт, дорогая моя! Мы увидим самолюбие, нуждающееся в ласке; лучше ласкать дикобраза ». Ему возражают: поэтесса талантлива.

В комнату входит маленькая женщина 28-30 лет с живыми глазами и быстрой речью – мадам Зинаида. Она подходит прямо к писателю и восклицает, протягивая ему руку:
– Ах, это вы! Наконец-то. Мы знали, что вы в России, но невозможно было предположить, что вы когда-нибудь приедете в Саратов. Иначе говоря – на край света! И вот вы здесь. Добро пожаловать.

Стихи мадам Зинаиды понравились Дюма. Он переводит и включает в свою книгу два её стихотворения: «Метель» и «Умирающая звезда», утверждая, что по ним можно судить о таланте автора.

«Не правда ли,– пишет Дюма,– любопытно, что повсюду находит себя поэзия, этот всеобщий язык влюбленных сердец. Если когда-нибудь я совершу путешествие вокруг света, я буду собирать песни любви повсюду, где бы ни ступила моя нога, и я опубликую эти самые различные проявления человеческой страсти, одинаковой на всех широтах, под названием «История сердца».

В путевых очерках, посвященных путешествию по России, Дюма стремился не только рассказать об обычаях, нравах, истории «великой империи Севера» (его собственное выражение), но и познакомить французских читателей с русской поэзией. Он переводит Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Рылеева, Вяземского, причем не прозой, как это обычно делалось в те времена, а стихами. Значение данного факта трудно переоценить. В печати высказывалось даже утверждение, что путевые очерки Дюма « стали одной из первых антологий русской поэзии, тогда ещё почти неизвестной его соотечественникам » (В. Дмитриев. «К нам едет Дюма!» «Литературная Россия», 1976, 3 сентября).

Разумеется, никоим образом нельзя равнять мадам Зинаиду с теми прекрасными поэтами, которых Дюма переводил по совету своих русских коллег. Но видимо, чем-то заинтересовала его и наша землячка. Неизвестно, как звучали её строки в подлиннике, но перевод позволяет считать, что их отличали образность, высокий лирический накал.

…Начальник местной полиции Позняк появляется в доме Сервье без приглашения. Хозяйка, решив, что самое лучшее в подобной ситуации – юмор, шутливо обращается к нему:
– Вам здесь нечего делать, месье Позняк, и мы ничего не хотим от вас.

Но оказывается, и полицеймейстер умеет шутить:
– Хотите вы или нет – мне это безразлично. У вас находятся иностранцы, и мой долг – знать, кто они. И если они подозрительные люди, проводить их к себе, охранять их и не дать им возможности общаться с их соотечественниками.

Затем Позняк добавляет:
– Вот мы и сгладили первое впечатление. Месье Дюма, я знаю, что вы любитель оружия. Вот что я вам принес.
И полицеймейстер достает из кармана «чудесный кавказский пистолет со стволом из дамасской стали, с рукояткой из слоновой кости, инкрустированной золотом». Польщенный Дюма, рассматривая подарок, говорит:
– Если вы так обращаетесь с подозрительными людьми, то как же вы обращаетесь с друзьями?
– С моими друзьями? Когда я их встречаю, я приглашаю их к себе позавтракать на следующее утро, и, если они отказываются, я с ними ссорюсь.
– Это ваш ультиматум?
– Это мой ультиматум.
– В таком случае надо будет позавтракать у вас.

В конце посвященной нашему городу главы писатель приходит к выводу, что его мрачные предположения не оправдались и два саратовских дня станут едва ли не лучшими днями его путешествия от Парижа до Астрахани.

« В восемь часов вечера мы покидали наших новых друзей, которые, я в этом уверен, сохранят память обо мне, как я сохраню о них. Они нас проводят до судна, где останутся до тех пор, пока поднимут якорь » (переводы с французского 3. Давыдовой и В. Семенова).

Хотя Александр II и разрешил эту поездку, его весьма беспокоило пребывание Дюма в России. 18 июля 1858 года в III отделении было начато дело № 125 «об учреждении надзора за французским подданным, писателем Александром Дюма». В этот день возглавляющий политическую полицию князь В.А. Долгоруков послал предписание в ряд городов, которые нaмеpeвaлcя посетить автор «Записок учителя фехтования». В нём предлагалось «учредить за действиями его секретное наблюдение и о том, что замечено будет, донести».

И донесения следовали одно за другим. В документах царской охранки обнаружено и следующее послание шефу жандармов от начальника 7-го округа корпуса жандармов генерал-лейтенанта и кавалера Львова 1-го.

« …В Самару прибыл на пароходе и с оного на берег не сходил и вскоре отправился в Саратов, куда прибыл 8-го числа сего месяца, потребовал извозчика, поехавши с ним по городу, расспрашивал у него – не живет ли кто в Саратове из французов, и, когда узнал о проживании там француза Сервье, торгующего дамскими уборами, отправился к нему в магазин, куда вскоре приехал саратовский полицеймейстер Позняк и пробыл тут, пока Дюма пил кофе и ел приготовленную для него рыбу, а в 8 часов вечера г. Дюма возвратился обратно на пароход. На другой день в 10 часов утра были у Дюма на пароходе чиновник, состоящий при саратовском губернаторе, князь Лобанов-Ростовский и полицеймейстер Позняк, с которым Дюма, ездя по Саратову, заезжал к фотографу, снял там с себя портрет и подарил его г. Позняку и потом отправился обедать к нему; тут же были: председатель Саратовской казенной палаты статский советник Ган, полковник, служащий в VII округе путей сообщения Терме и князь Лобанов-Ростовский. После обеда г. Дюма при сопровождении вышеозначенных лиц отправился на пароход и в 5 часов вечера отплыл в Астрахань (откуда я донесения ещё не получал). Разговор г. Дюма вел самый скромный и заключался большей частью в расспрашивании о саратовской торговле, рыбном богатстве реки Волги и разной промышленности саратовских купцов и тому подобном » (цитируется по исследованию С. Н. Дурылина «Александр Дюма-отец и Россия». «Литературное наследство», т. 31-32).

Таким образом, объятия высоких чинов были лишь средством, чтобы отдалить Дюма от русского народа, не дать возможности увидеть Россию такой, какой она была – нищей, несчастной и угнетенной.

Как явствует из книги Дюма и сообщения жандармского осведомителя, писатель общался в Саратове, главным образом, с людьми титулованными, представляющими верхушку местного общества. А вот супруги Сервье к ней не относились.

Они приехали в Саратов из Франции в 1855 году. Аделаида Сервье открыла модный магазин, Эдуард, её муж, стал парикмахером. Их заведения размещались в двухтажном, до наших дней не сохранившемся доме Артамонова на Театральной площади. Стоял он невдалеке от здания биржы, а сейчас располагается академия госслужбы. По-видимому, дела этой четы шли успешно. Газетные объявления часто информировали горожан о получении нового товара. « Надеюсь угодить покупателям, удостаивающих меня своим доверием »,– заявляет в одном из таких объявлений А. Сервье.

Однако саратовцам супруги Сервъе «угодили» не только дамскими шляпками. Приобретя загородный сад Фёдора Осиповича Шехтеля, они особое внимание уделяли имеющемуся там летнему театру (ныне на месте этого театра Саратовский академический театр драмы им. Слонова .

Новые владельцы сада и театра взялись за дело весьма энергично. По свидетельству прессы, труппа стала привлекать массу публики. И немудрено. На сцене летнего театра можно было увидеть популярные драмы и оперетты, здесь выступали хорошо известные в провинции актёры, гастролировали и артисты из столицы.

Играл тут и талантливейший Владимир Николаевич Давыдов. В своей книге «Рассказ о прошлом» он с радостью вспоминает « маленький деревянный театрик, весь спрятавшийся в зелени большого тенистого сада ». Партнёрами Давыдова на этой сцене были Пётр Михайлович Медведев, Полина Антипьевна Стрепетова и другие признанные мастера. Причем некоторые из них получили известность именно в нашем городе. «Из Саратова пошла слава Савиной», – свидетельствует Давыдов.

Подтверждение этих слов мы находим в мемуарах самой Савиной «Горести и скитания». Мария Гавриловна пишет о том, как страшил её Саратов, куда она совсем ещё молодой актрисой была приглашена в труппу Сервье на первые роли, и как вскоре она стала любимицей города.

Полистаем саратовские газеты тех лет. В летние месяцы часто можно встретить сообщения о спектаклях в саду Сервье или анонсы будущих представлений. Вот объявление о первом представлении в Саратове оперетты Лекока «Дочь рынка» (кстати, роль рыночной торговки Риго исполнила Аделаида Сервье). Вот программа большого концерта с участием В. Н. Андреева-Бурлака…

Супруги Сервье так и не вернулись во Францию. До последних дней они жили в Саратове. Эдуард Сервье умер в 1888 году, Аделаида – в 1896-м.

Очерки А. Дюма, описывающие его многомесячное путешествие по России, пользовались большим вниманием современников. Они публиковались в издаваемых автором журналах, не раз выходили отдельными книгами, причем не только во Франции. Интерес к путевым запискам великого романиста сохранился и до наших дней: после столетнего перерыва, в 1961 году, их переиздали в Париже.

Саратову Дюма посвятил лишь 12 страничек. Казалось бы, его впечатления мимолетны и случайны, но нам они позволили заглянуть в прошлое родного города, стоящего на пороге своего 400-летнего юбилея.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Дюма Александра

Годы юности

Французский писатель Александр Дюма родился 24-го числа в июле месяце 1802 года в городе Вилле-Котре. Отец Дюма был генералом, мать была дочерью хозяина гостиницы из Вилле-Котре. Одна из бабушек Александра была чернокожей рабыней, привезённой во Францию с острова Гаити, поэтому Дюма считался квартероном. Образования он не получил. Детство, отрочество и юность прошли в родном городе.

У Дюма был прекрасный почерк. Он приехал в Париж и получил должность в канцелярии герцога Орлеанского, когда ему было 20 лет. Для этой цели Александр воспользовался связями своего отца (ему помог генерал Фуа). Знакомые составили для него список книг, которые он должен был прочитать. Это были произведения классики, хроники и мемуары.

Дюма часто ходил в театры, он хотел стать драматургом. В последующем он сочинил пьесу-водевиль "Охота и любовь". Водевиль был поставлен театром Амбигю.

Победа романтизма

Однажды он написал драму "Кристина" на тему убийства Джованни Мональдески, которая была в романтическом стиле. Драму не приняли, так как котировался классический репертуар, любительницей которого была всесильная мадемуазель Марс. Ему предложили доработать пьесу, но Дюма отказался.

Ему очень требовались деньги, так как он содержал мать и незаконнорожденного сына Александра Дюма. Поэтому он написал ещё одну пьесу, новую драму "Генрих III и его королевский двор". После читки пьесы в театре "Комеди Франсез" актёры театра просили её принять. Театр, который был до этого времени опорой классицизма, впервые поставил романтическое произведение. Это была победа романтиков, представителей новой школы в театральном искусстве.

В скором времени завсегдатаи салона Нодье в Арсенале приняли Дюма, как своего. Дюма первый отважился коснуться в театре темы страсти. Накал страстей был свойственен эпохе Возрождения, по общепринятому мнению. Дюма наделил современного ему человека таким высоким накалом чувств, что с тех пор все его пьесы были успешны. Его имя на афише означало большие сборы, он умел держать зрителя в напряжении от первого и до самого последнего акта. Его пьесы не отличались совершенством с точки зрения художества, но он стал соавтором всех драматургов и мог привести к успеху самых неудачных авторов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Годы буржуазной революции

Когда произошла революция в Париже, в 1830 году, утвердившая власть буржуазии и свергнувшая короля Карла Х, Дюма тоже был среди тех, кто громил дворец Тюильри.

На престол Франции вступил герцог Орлеанский. Он стал королём под именем Луи-Филиппа. В 1832 году революционные события начались с похорон генерала Ламарка, Дюма его знал лично.

В скором времени началось восстание, в котором принимал участие и Дюма. Оно было жестоко подавлено. Газеты разнесли ложную весть, что Дюма расстрелян. На самом деле он бежал в Швейцарию и прожил там несколько месяцев.

В это время он работал над своим первым публицистическим произведением "Галлия и Франция", очерк был издан в 1833 году.

Личная жизнь

В 1840 году Дюма расстался со своей женой и женился на театральной актрисе Иде Ферьер. Продолжались его связи и с другими женщинами. Дюма вёл роскошный образ жизни, он зарабатывал много денег. Он создал свой театр, издавал журналы, но начинания были неудачны.

В 1851 году Дюма попал в опалу после переворота и бежал от кредиторов в Брюссель. Он начал писать книгу "Мемуары", которые по художественному достоинству не уступали его произведениям беллетристики.

Затем Дюма поехал в Петербург и жил в России с 1858 по 1859 год. Он путешествовал по Карелии, посетил остров Валаам, Москву, город Царицын, Закавказье. Под впечатлением от путешествий он написал книгу "Путевые впечатления. В России".

Дюма три года принимал участие в борьбе за освобождение Италии, как личное горе воспринял поражение французов в франко-прусской войне. Его настиг удар, во время которого его почти парализовало, но он всё-таки успел добраться до дома своего сына в Пюи, департамент Нижняя Сена. Тут Александр Дюма-отец и умер через несколько месяцев 5 декабря 1870 года.

Александр Дюма-отец был автором романа "Граф Монте-Кристо", серии романов "Три мушкетёра", "ХХ лет спустя" и "Виконт де Бражелон", романа "Королева Марго" и многих других. Дюма был необыкновенно плодовит и использовал труд литературных негров, его имя привлекало читателей.

Один из его сотрудников Жерар де Нерваль познакомил Дюма с Огюстом Маке. Дюма и Маке вместе написали множество исторических романов с продолжением. Маке не подписывал романы, он получал отступные. Вклад Маке остаётся до сих пор предметом дискуссий.

Александр Дюма (фр. Alexandre Dumas; 24 июля 1802, Вилле-Котре - 5 декабря 1870) - французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом.

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Дюма считался квартероном, так как его бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити.

Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил стать драматургом. Он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле в канцелярии при герцоге Орлеанском. Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Левеном Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.

Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорожденного сына Александра, написал пьесу. Драма «Генрих III и его двор» была создана за два месяца. Актёры Комеди Франсез после читки пьесы, прошедшей в салоне Мелани Вальдор, просили принять её вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года, и это была победа романтиков в театре.

Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы - романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был свойственен эпохе Возрождения. Его пьеса «Антони» была вызвана к жизни личными обстоятельствами - в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в образе Адель д’Эрве. Премьера драмы состоялась 3 мая 1831 года в театре Порт-Сен-Мартен.

Дюма как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы.

В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри.

В 1840 году женился на актрисе Иде Ферье. Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен. Дюма зарабатывал много денег, но постоянно тратил их на роскошный образ жизни. В 1847 году им был построен замок около Порт-Марли, названный Монте-Кристо.

В 1853 году, вернувшись в Париж, основал газету «Мушкетер», в которой печатал свои «Мемуары», выпустил романы «Парижские могикане», «Братья Иегу». В 1858-1859 годах писатель совершил поездку в Россию, проследовав из Санкт-Петербурга до Астрахани и дальше на Кавказ. Вернувшись в Париж и желая ознакомить соотечественников со своими впечатлениями от этого путешествия, Дюма открывает собственное издательство и с апреля 1859 года начинает публиковать газету «Кавказ. Газета путешествий и романов, издающаяся ежедневно». В тот же год «Кавказ» выходит в Париже и отдельной книгой.

Дюма провёл год в России (1858-1859), посетил Петербург, достопримечательности Карелии, остров Валаам, Углич, Москву, Царицын, Астрахань, Закавказье. О своём путешествии в России Дюма написал книгу Путевые впечатления. В России.

Три года участвовал в борьбе за объединённую Италию, был лично знаком и близок с Гарибальди. Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.

В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон.

Его произведения были переведены на множество языков и служили материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.

Один из самых читаемых в мире писателей - француз Александр Дюма-отец, чьи приключенческие романы имеют миллионы поклонников во всем мире вот уже полных два столетия.

Детство и юность

Будущий создатель литературных шедевров родился в 1802 году в семье военного чиновника Тома Александра Дюма и дочери владельца отеля, имя которой было Мария Луиза Лабуре.

Детство и юность мальчика прошли в родном поселении - Вилле-Котре. Крепкая дружба Александра с Адольфом Де Левёном привела к тому, что юный Дюма проявил серьёзную заинтересованность драматургией в общем и театром в частности. Александр Дюма не видел себя актёром, выступающим на театральной сцене, но он мечтал о карьере драматурга.

На пути к творчеству

Не имея достаточно финансов и какой-либо серьёзной поддержки, Дюма перебирается в Париж. Его прекрасный почерк позволяет ему получить хорошую должность даже без должного образования.

Осознавая недостатки и пробелы в своём образовании, Александр Дюма начинает усердно читать. Один из новых знакомых помогает ему восполнить имеющиеся пробелы, составляя для молодого человека список книг, которые тот должен непременно прочесть.

Первая пьеса

Спустя какое-то время Дюма, впечатлённый скульптурой, повествующей об убийстве Мональдески, решается писать драматическую пьесу о шведской королеве. Он назовёт эту пьесу "Кристина". Из-за серьёзных разногласий, возникших между автором пьесы и влиятельными людьми того времени, пьеса так и не будет поставлена на сцене Комеди Франсез.

Участие в революции. Политические гонения

В 1830 году Александр Дюма становится активным участником революции, которой было суждено победить. Впоследствии Дюма не единожды лестно отзывался о молодых людях, ставших основой революционной борьбы.

Спустя год молодой писатель подвергся гонениям, которые имели политические причины. Широко распространились слухи о том, что он был арестован и расстрелян, даже не дождавшись судебного приговора. Слухи были ложными, но писателю действительно угрожали серьёзные проблемы с законом. На фоне сложившейся ситуации Александр принимает решение о бегстве за границу, в Швейцарию.

Жизнь за границей

Находясь за границей, Дюма не сидит сложа руки. В 1840 году писатель узаконил отношения с театральной актрисой Идой Ферьер, однако уже через 4 года супруги расстались. Его современники не раз отмечали тот факт, что, находясь в законном браке, писатель не отказывал себе в романах с другими женщинами. Заработки Дюма в этот период оцениваются как очень высокие, а образ жизни как роскошный и даже разгульный. Александр Дюма предпринимал решительные попытки развивать творческую деятельность: он организовал собственный драматический театр и начал издавать собственный литературный журнал. К сожалению, ни одно из начинаний не получило серьёзного развития.

Активная деятельность на литературном поприще

В 1851 году ситуация сложилась таким образом, что Дюма снова пришлось бежать: в этот раз причиной немедленного отъезда стали проблемы с кредиторами. Писатель был вынужден отправиться в Бельгию. В Брюсселе Александр начал писать знаменитые «Мемуары», которые были очень высоко оценены не только их автором, но и независимыми критиками.

За время активной фазы своего творчества Александр Дюма-отец написал огромное количество драм и комедий, большая часть из которых навсегда заняла своё почётное место в истории мировой литературы. Его авторству принадлежат такие шедевры, как «Граф Монте Кристо», «Три мушкетёра», «Парижские Могикане» и много других легендарных произведений. Всего из-под его пера вышло более двухсот произведений, в том числе и известный "Большой кулинарный словарь".

Умер Александр Дюма, биография которого описана в статье, в 1870 году во Франции. Его сын, также Александр, стал писателем. Чтобы различать их авторство, часто к фамилии старшего Дюма прибавляют приставку "отец".

Соавторы

Многие произведения Дюма-отца создавались в соавторстве с другими писателями. Одним из таких был Маке. Неудачный исход сотрудничества привёл к затяжным судебным разбирательствам. Победителем в них остался Александр Дюма, книги которого уже получили признание. Беседуя с его сыном уже после смерти коллеги, Маке утверждал, что никаких секретных соглашений между Дюма-отцом и Маке не было.

Сейчас у меня в руках «Три мушкетера». Задумчиво разглядывая обложку книги, я невольно вспомнила, как впервые ее открыла. «Да, много придется читать, – вздохнула я. – Уверена, не дойду дальше пятой главы». Вы удивитесь – я прочитала роман дней за десять. «Три мушкетера» буквально поглотили меня. Читая, я с нетерпением следила за событиями, интригами героев, восторгалась знаменитыми короткими диалогами Дюма. В общем, мне понравилось. Вы спросите: почему это вдруг во мне проснулось желание прочитать такой массивный том? Да потому что до этого момента я прочитала книгу Андре Моруа «Три Дюма», которая увлекла меня с первых же строк. Так как я сама начинающий писатель, меня заинтересовала жизнь и творчество такого великого художника слова, как Александр Дюма-отец. Широкая натура, неистощимый автор, который отдавал творчеству всю свою душу, сказал когда-то: «Мечты мои не имеют границ, я всегда желаю невозможного. Как я осуществляю свои стремления? Работая, как никто никогда не работал, отказывая себе во всем, часто даже во сне…»

Давайте же узнаем, каким человеком был этот проворный и талантливый Дюма-отец…

Александр Дюма Дави де ля Пайетри родился в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Виллер-Котре. Потеряв отца в возрасте трех с половиной лет, маленький Александр в порыве отчаяния схватил ружье и принялся карабкаться по лестнице, чтобы «убить господа бога, который убил папу».

Юные годы Дюма прошли в провинции Виллер-Котре. Рослый мальчик с африканской наружностью, мускулистый и сильный, мечтал лишь о саблях, ружьях и пистолетах и почти все свободное время посвящал охоте. Однажды он увидел в театре постановку шекспировского «Гамлета», и игра актеров настолько впечатлила его, что Дюма решил воплотить нечто подобное. Он стал организатором театрального кружка у себя в провинции, где ловко учил актеров правильной интонации, показывал жесты, определял мизансцены. Когда его друг Адольф де Левен уехал в Париж, Дюма тоже захотел покинуть провинцию.

Не имея ни денег, ни связей, надеясь лишь на старых друзей отца, Александр приехал в столицу. Там ему посчастливилось устроиться в канцелярию герцога Орлеанского, будущего короля Франции Луи-Филлипа, где молодой провинциал, работая, постепенно изучал классическую литературу. Не забывал он посещать и театры, интересовался постановками, актерами.

Первый успех пришел к нему в 1829 году после постановки в театре «Одеон» своей драмы «Генрих III и его двор». Хотя до этого все попытки Дюма поставить другие пьесы в театре оборачивались неудачей. Везение и хитрость помогли ему заманить самого герцога Орлеанского на премьеру. Это был огромный успех.

В 1830 году во время революции во Франции Дюма участвовал в штурме королевского дворца в Тюильри. По прошествии двух лет он стал участником еще одного революционного восстания, который произошел во время похорон генерала Ламарка. Писателю грозил арест, и он решил укрыться в Швейцарии на несколько месяцев. Там им был написан первый исторический очерк под названием «Галлия и Франция».

В 1836 году во Франции начали выходить общедоступные газеты. Чтобы привлечь широкий круг читателей, газеты публиковали «захватывающие» фельетоны с формулой «продолжение следует», то есть, обрывали романы на самом интересном месте. Они платили самым талантливым авторам за каждую строку. В их число входил и Дюма. Так и возникли знаменитые короткие диалоги Александра, на которые позднее Вермерш, писатель того времени, написал пародию:

«– Вы видели его?
– Кого?
– Его.
– Кого?
– Дюма.
– Отца?
– Да.
– Какой человек!
– Еще бы!
– Какой пыл!
– Нет слов!
– А какая плодовитость!
– Черт побери!»

Самыми известными из произведений Дюма являются исторические драмы, написанные в соавторстве с Огюстом Маке «Три мушкетёра» (1844),» Граф Монте-Кристо» (1845), «Королева Марго» (1847).

Но не подумайте, что Дюма все время писал. Важную роль для него играли его друзья: Виктор Гюго, Альфред де Виньи, герцог Орлеанский. У него было множество любовниц, несмотря на то, что в 1840 году он женился на актрисе Иде Ферьер. Через четыре года супруги разошлись, не оформив развод. У Дюма было много внебрачных детей, и лишь одного он усыновил, хоть и с семилетним опозданием. Этим ребенком был Александр Дюма-сын, который впоследствии стал успешным писателем и драматургом, но превзойти своего отца он так и не смог.

Дюма-отец любил жить с размахом: разбогатев, он построил замок Монте-Кристо. Не прекращались и балы, которые он давал, и о которых потом с удовольствием сплетничал весь Париж.

Поскольку Дюма жил на широкую ногу, у него накопилось много долгов. В 1851 году он был вынужден бежать от своих кредиторов в Брюссель. Там он писал свои знаменитые «Мемуары».

В 1858 году Дюма посетил Россию и, ступив на русскую землю, произнес: «Я могу сказать по-русски «налево», «направо», «пошел», «стой» и «домой». С таким запасом, да еще памятуя о всюду восхваляемой смекалке русского мужика, я надеюсь, что не пропаду». Он давно мечтал побывать в России, но из-за исторического романа «Записки учителя фехтования» (1840), который был посвящен жизни декабристов Анненковым, не мог этого сделать долгое время. Проникнутые чувством сострадания к жертвам царского произвола, «Записки» запретили публиковать в России. Впервые они были напечатаны в русском переводе лишь в 1925 году.

Талантливый Дюма пытался основать театр и издавал журналы, но все попытки закончились крахом.

Последние годы жизни писатель провел в крайней бедности. От нищеты его спасали дети – дочь-писательница и сын Александр Дюма. Полупарализованный, писатель с трудом добрался до Пюи, к дому сыну. Позже Дюма-сын вспоминал: «Мне привезли отца, он был парализован. Скорбное зрелище, хотя эту развязку и можно было предвидеть. Избегайте женщин – таков вывод…»

6 декабря 1870 года Дюма не стало. Смерть великого писателя прошла незамеченной, поскольку совпала с поражением Франции в войне с Пруссией и оккупацией французской территории немецкими войсками.

Так закончилась история гениального писателя, работающего до изнеможения, любимца женщин и шутника, привыкшего жить роскошно. Так закончилась жизнь, подобная приключенческому роману. Однако Александр Дюма оставил после себя огромное наследие, более пятисот книг разных жанров, которые и до сегодняшнего времени увлекают читателей всего мира.

Забыть и не помнить – это большая разница.
Люди всегда так - по самолюбию ближнего готовы бить топором, а когда их собственное самолюбие уколют иголкой, они вопят.
Как бы хорошо человек ни говорил, помните: если он говорит слишком много, то в конце концов скажет глупость.
События меняют человека.
Женщина священна; женщина, которую любишь, - священна вдвойне.
Ведь воспоминания не так стесняют, как живое существо, хотя иной раз воспоминания терзают душу! (“Три мушкетера”)
Недоверие – свойство низких натур.
Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Кто мстит, иногда жалеет о совершенном; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом.
Счастье в одиночестве - не полное счастье.
Опасайтесь не мертвых соперников, а живых врагов! Привидения являются только тем, кто должен их увидеть.

Выбор редакции
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...

Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...

Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...