Большой театр когда был построен и кем. История здания государственного академического большого театра (габт)


Вид на царскую ложу Большого театра. Акварель 1856 года

Начинался театр с небольшой частной труппы князя Петра Урусова. Постановки талантливого коллектива часто радовали императрицу Екатерину II, которая отблагодарила князя правом руководить всеми увеселительными мероприятиями столицы. Датой основания театра считается 17 марта 1776 года - день, когда Урусов получил эту привилегию. Уже через полгода после волеизъявления императрицы князь возвёл деревянное здание Петровского театра на берегу Неглинки. Но, не успев открыться, театр сгорел. Новое здание требовало больших денежных вложений, и у Урусова появился партнёр - обрусевший англичанин Медокс, успешный антрепренёр и артист балета. Строительство театра обошлось британцу в 130000 рублей серебром. Новый трёхэтажный кирпичный театр распахнул свои двери перед публикой в декабре 1780 года. Через несколько лет из-за денежных неурядиц англичанину пришлось передать управление театром государству, после чего храм Мельпомены стал называться Императорским. В 1805 году здание, выстроенное Медоксом, сгорело.

Несколько лет театральная труппа выступала на домашних подмостках московской знати. Новое здание, появившееся на Арбате в 1808 году, проектировал архитектор Карл Иванович Росси. Но и этот театр был уничтожен пожаром 1812 года.

Через десять лет началось восстановление театра, закончившееся в 1825 году. Но, по печальной традиции, и этому зданию не удалось избежать пожара, случившегося в 1853 году и оставившего после себя только наружные стены. Три года длилось возрождение Большого. Главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос, руководивший восстановлением здания, увеличил его высоту, добавил колонны перед входом и портик, над которым возвышалась бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Фронтон был декорирован двуглавым орлом - гербом России.

В начале 60-х годов XIX века Большой был арендован итальянской оперной труппой. Итальянцы выступали несколько раз в неделю, в то время как для русских постановок остался всего один день. Конкуренция двух театральных коллективов пошла на пользу русским вокалистам, вынужденным оттачивать и улучшать своё мастерство, но невнимание администрации к национальному репертуару мешало русскому искусству добиться популярности у зрителей. Через несколько лет дирекции пришлось прислушаться к требованиям публики и возобновить оперы «Руслан и Людмила» и «Русалка». 1969 год ознаменовался постановкой «Воеводы» - первой оперы Петра Чайковского, для которого Большой стал основной профессиональной площадкой. В 1981 году репертуар театра обогатился оперой «Евгений Онегин».

В 1895 году в театре был проведён капитальный ремонт, окончание которого ознаменовалось такими постановками, как «Борис Годунов» Мусоргского и «Псковитянка» Римского-Корсакова с Фёдором Шаляпиным в роли Ивана Грозного.

В конце 19-го века и в начале 20-го века происходит становление Большого как одного из ведущих центров театрально-музыкальной мировой культуры. В репертуаре театра - лучшие мировые произведения («Валькирия», «Тангейзер», «Паяцы», «Богема») и выдающиеся русские оперы («Садко», «Золотой петушок», «Каменный гость», «Сказание о невидимом граде Китеже»). На сцене театра блещут своим талантом великие русские певцы и певицы: Шаляпин, Собинов, Грызунов, Савранский, Нежданова, Балановская, Азерская; над декорациями трудятся знаменитые русские художники Васнецов, Коровин и Головин.

Большому удалось полностью сохранить свою труппу во время революционных событий и Гражданской войны. На протяжении сезона 1917-1918 годов публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. А в 1919 году театру было присвоено звание «Академический».

20-е и 30-е годы прошлого века становятся временем возникновения и развития советского оперного искусства. На сцене Большого впервые ставятся «Любовь к трём апельсинам», «Трильби», «Иван-солдат», «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Тихий Дон», «Броненосец «Потёмкин»».


Во время Великой Отечественной войны часть труппы Большого была эвакуирована в Куйбышев, где продолжались создаваться новые спектакли. Многие артисты театра выезжали с концертами на фронт. Послевоенные годы отмечены талантливыми постановками выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича, каждый спектакль которого был заметным событием в культурной жизни страны.

С 2005 по 2011 год в театре была осуществлена грандиозная реконструкция, благодаря которой под зданием Большого появился новый фундамент, были воссозданы легендарные исторические интерьеры, значительно улучшилось техническое оснащение театра, увеличилась репетиционная база.

На сцене Большого родилось более 800 спектаклей, в театре проходили премьеры опер Рахманинова, Прокофьева, Аренского, Чайковского. Балетная труппа всегда была и остаётся желанным гостем в любой стране. Артисты, режиссёры, художники и дирижёры Большого много раз удостаивались самых престижных государственных и международных премий.



Описание

В Большом театре для публики открыты три зрительных зала:

  • Историческая (основная) сцена, вмещающая 2500 человек;
  • Новая сцена, открытая в 2002 году и рассчитанная на 1000 зрителей;
  • Бетховенский зал на 320 мест, знаменитый своей уникальной акустикой.

Историческая сцена предстаёт перед посетителями в том виде, в каком она была во второй половине позапрошлого века и представляет собой полукруглый зал с четырьмя ярусами, украшенный золотом и красным бархатом. Над головами зрителей - легендарная люстра с 26000 хрусталиков, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами.



Новая сцена открыта по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4, строение 2. Во время масштабной реконструкции здесь шли все репертуарные спектакли Большого, а в настоящее время на Новой сцене проходят гастроли зарубежных и российских театров.

Бетховенский зал был открыт в 1921 году. Зрителей приводит в восхищение его интерьер в стиле Людовика XV: стены, обитые шёлком, великолепные хрустальные люстры, итальянская лепнина, ореховые полы. Зал предназначен для проведения камерных и сольных концертов.




Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны двух сортов - насыщенно-розовый «Галина Уланова» и ярко-красный «Большой театр», выведенные голландским селекционером Лефебером. В начале прошлого века цветовод увидел Уланову на сцене Большого. Лефебер был так впечатлён талантом русской балерины, что специально в честь её и театра, в котором она блистала, вывел новые сорта тюльпанов. Изображение здания Большого театра можно увидеть на многих почтовых марках и на банкнотах сторублёвого достоинства.

Информация для посетителей

Адрес театра: Театральная площадь, 1. Попасть к Большому можно, пройдя по Театральному проезду от станций метро «Театральная» и «Охотный ряд». От станции «Площадь Революции» до Большого вы дойдёте, перейдя одноимённую площадь. От станции «Кузнецкий мост» нужно идти по улице Кузнецкий мост, а потом повернуть на Театральную площадь.

Бронзовая квадрига работы Петра Клодта

Приобрести билеты на постановки Большого можно как на сайте театра - www.bolshoi.ru , так и в кассах, открытых в Административном здании (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 15.00 до 16.00); в здании Исторической сцены (ежедневно с 12.00 до 20.00, перерыв с 16.00 до 18.00); в здании Новой сцены (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 14.00 до 15.00).

Стоимость билетов варьируется от 100 до 10000 рублей, в зависимости от спектакля, времени представления и места в зрительном зале.

В Большом театре функционирует комплексная система безопасности, включающая в себя видеонаблюдение и обязательный проход всех посетителей через металлоискатель. Не берите с собой колющие и острые предметы - с ними вас не пропустят в здание театра.

Дети допускаются на вечерние спектакли с 10 лет. До этого возраста ребёнок может посещать утренние представления по отдельному билету. Дети до 5 лет в театр не допускаются.


В Историческом здании театра по понедельникам, средам и пятницам проводятся экскурсии, рассказывающие об архитектуре Большого и его прошлом.

Для желающих приобрести что-нибудь на память о Большом театре ежедневно, с 11.00 до 17.00, открыт магазин сувениров. Чтобы попасть в него, нужно войти в театр через подъезд № 9А. Посетители, пришедшие на представление, могут зайти в магазин непосредственно из здания Большого до начала спектакля или после него. Ориентир: левое крыло театра, цокольный этаж, по соседству с «Бетховенским залом».

Фото- и видеосъёмка в театре не разрешаются.

Собираясь в Большой театр, рассчитывайте своё время - после третьего звонка вы не сможете пройти в зал!

185 лет назад торжественно открылся Большой театр.

Датой основания Большого театра принято считать 28 марта (17 марта) 1776 года, когда известный меценат московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать...театральные всякого рода представления". Урусовым и его компаньоном Михаилом Медоксом в Москве была создана первая постоянная труппа. Она была организована из актеров ранее существовавшей московской театральной труппы, воспитанников Московского университета и из вновь принятых крепостных актеров.
Театр первоначально не имел самостоятельного здания, поэтому спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. Но в 1780 году театр перешел в специально построенное по проекту Христиана Розбергана каменное театральное здание на месте современного Большого театра. Для постройки здания театра Медокс выкупил земельный участок в начале Петровской улицы, бывший во владении князя Лобанова-Ростоцкого. Каменное трехэтажное, с тесовой крышей, здание так называемого Театра Медокса было возведено всего за пять месяцев.

По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским" .

Репертуар этого первого профессионального театра в Москве составили драматические, оперные и балетные спектакли. Но особенным вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом". Труппа театра не делилась на оперную и драматическую: одни и те же артисты выступали и в драматических и в оперных спектаклях.

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли ставились на различных театральных площадках.

В начале 20-х годов XIX века Петровская площадь (ныне Театральная) была полностью перестроена в стиле классицизма по замыслу архитектора Осипа Бове. Согласно этому проекту возникла ее ныне существующая композиция, доминантой которой стало здание Большого театра. Здание было построено по проекту Осипа Бове в 1824 году на месте бывшего Петровского. Новый театр частично включал стены сгоревшего Петровского театра.

Строительство Большого Петровского театра стало настоящим событием для Москвы начала XIX века. Прекрасное восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Его открытие состоялось 6 (18) января 1825 года. В честь этого события был дан пролог "Торжество муз" Михаила Дмитриева с музыкой Александра Алябьева и Алексея Верстовского. В нем аллегорически изображалось, как Гений России при помощи муз на развалинах театра Медокса создает новый прекрасный храм искусства - Большой Петровский театр.

Новое здание горожане называли "Колизей". Проходившие здесь спектакли неизменно имели успех, собирая великосветское московское общество.

11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и здание театра.

Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом. После пожара сохранились стены и колонны портиков. При разработке нового проекта архитектор Альберто Кавос принял за основу объемно-пространственную структуру театра Бове. Кавос тщательно подошел к вопросу акустики. Оптимальным он считал устройство зрительного зала по принципу музыкального инструмента: деревянными были дека плафона, дека пола партера, стенные панели, конструкции балконов. Акустика Кавоса была совершенной. Ему пришлось выдержать много баталий и с современниками-архитекторами, и с пожарными, доказывая, что устройство металлического потолка (как, например, в Александринском театре архитектора Росси) может стать губительным для акустики театра.

Сохранив планировку и объем здания, Кавос увеличил высоту, изменил пропорции и переработал архитектурный декор; по бокам здания были сооружены стройные чугунные галереи с лампами. При реконструкции зрительного зала Кавос изменил форму зала, сузив его к сцене, изменил размеры зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч зрителей Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Осипа Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Альберто Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В театре Кавоса не хватало помещений для хранения декораций и реквизита, и в 1859 году архитектор Никитин сделал проект двухэтажной пристройки к северному фасаду, согласно которому все капители северного портика были перекрыты. Проект был реализован в 1870-х годах. А в 1890-х к пристройке добавили еще один этаж, тем самым увеличив полезную площадь. В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.

После забора речки Неглинки в трубу грунтовые воды отступили, деревянные сваи фундамента попали под воздействие атмосферного воздуха и стали гнить. В 1920 году вся полуциркульная стена зрительного зала осела прямо во время спектакля, двери заклинило, зрителей пришлось эвакуировать через барьеры лож. Это заставило архитектора и инженера Ивана Рерберга в конце 1920-х подвести под зрительный зал бетонную плиту на центральной опоре, по форме напоминающую гриб. Однако бетон испортил акустику.

К 1990-м годам здание крайне обветшало, его износ оценивался в 60%. Театр пришел в упадок как в конструктивном отношении, так и в отделочном. За время жизни театра к нему бесконечно что-то пристраивали, его улучшали, пытались сделать более современным. В здании театра сосуществовали элементы всех трех театров. Их фундаменты находились на разных отметках, и соответственно и на фундаментах, и на стенах, и затем на отделке интерьеров стали появляться трещины. Кирпичная кладка фасадов и стены зрительного зала находились в аварийном состоянии. То же и с главным портиком. Колонны отклонились от вертикали до 30 см. Наклон был зафиксирован еще в конце XIX века, и с тех пор все увеличивался. Эти колонны из блоков белого камня пытались "лечить" весь ХХ век - влажность вызывала видимые черные пятна внизу колонн на высоте до 6 метров.

Безнадежно отстала от современного уровня техника: например, до конца ХХ века здесь работала лебедка для декораций фирмы "Сименс" производства 1902 года (сейчас ее сдали в Политехнический музей).

В 1993 году правительство России приняло постановление о реконструкции комплекса сооружений Большого театра.
В 2002 году при участии правительства Москвы на Театральной площади была открыта Новая сцена ГАБТа. Этот зал в два с лишним раза меньше исторического и способен принять лишь треть репертуара театра. Пуск Новой сцены дал возможность начать реконструкцию основного здания.

По плану, внешний облик здания театра почти не изменится. Только лишится своих пристроек северный фасад, уже в течение долгих лет закрытый складскими помещениями, где хранятся декорации. Здание Большого театра углубится в землю на 26 метров, в старом-новом здании даже найдется место огромным конструкциям декораций - их опустят на третий подземный уровень. Под землю упрячут и Камерный зал на 300 мест. После реконструкции Новая и Основная сцены, которые находятся на расстоянии 150 метров друг от друга, соединятся между собой и с административным и репетиционным зданиями подземными переходами. Всего театр будет иметь 6 подземных ярусов. Хранилище будет перенесено под землю, что позволит привести задний фасад в надлежащий вид.

Ведутся уникальные работы по укреплению подземной части театральных сооружений, с гарантией от строителей на ближайшие 100 лет, с параллельным размещением и современным техническим оснащением паркингов под главным зданием комплекса, что даст возможность разгрузить от машин сложнейшую развязку города - Театральную площадь.

В историческом интерьере здания будет воссоздано все, что было утрачено в советские времена. Одна из основных задач реконструкции восстановить первоначальную, во многом утраченную легендарную акустику Большого театра и максимально удобным сделать покрытие сценического пола. Впервые в российском театре пол будет меняться в зависимости от жанровой принадлежности показываемого спектакля. У оперы будет свой пол, у балета - свой. По технологическому оснащению театр станет одним из лучших в Европе и мире.

Здание Большого театра является памятником истории и архитектуры, поэтому значительную часть работ составляет научная реставрация. Автор проекта реставрации, заслуженный архитектор России, директор научно-реставрационного центра "Реставратор-М" Елена Степанова.

По словам министра культуры РФ Александра Авдеева, реконструкция Большого театра будет завершена к концу 2010 - началу 2011 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Одним из символов театрального искусства по праву является Большой театр в . Театр расположен на Театральной площади - в самом сердце столицы. Во всем мире известны талантливейшие исполнители театра: артисты и вокалисты балета, балетмейстеры и композиторы, оставившие заметный след в мировом театральном искусстве. За все время на его сцене было поставлено свыше 800 произведений. От первых русских опер до произведений таких титанов как Верди и Вагнер, Берлиоза и Равеля, Доницетти и Беллини. На сцене театра проходили мировые премьеры опер и , Аренского и .
театра берет свое начало в марте 1736 года, когда князь Петр Васильевич Урусов дал распоряжение о строительстве театрального здания на углу Петровки. Тогда же он и получил свое первое название - Петровский. Но завершить строительство, Петру Урусову было не суждено, так как театральное здание сгорело при пожаре. Это славное дело завершил английский предприниматель и компаньон князя Майкл Медокс. Петровский театр распахнул свои двери перед московской публикой 30 декабря 1780 года. Фактически с этого момента берет свое начало первый профессиональный театр в России. В тот день прошла постановка «Я». Парадиза балет-пантомима «Волшебная лавка». Особой популярностью пользовались и балеты с национальным колоритом, в том числе «Взятие Очакова» и «Деревенская простота». Труппа театра состояла в основном из воспитанников балетной московской школы и крепостных актеров труппы Е. Головкиной. Петровский театр просуществовал только лишь 25 лет. При пожаре 1805 года здание погибло.
В период с 1821 - 1825 гг. строится новый театр на прежнем месте, по проекту А. Михайлова. Руководителем строительства стал знаменитый архитектор О. Бове. Оно значительно было увеличено в размерах, благодаря чему и получило название Большой театр. Первой постановкой стала «Торжество муз», отправившей новое здание в увлекательное театральное путешествие, продолжающееся уже более 185 лет. Новый пожар постиг театр в 1853 году, после чего его здание восстанавливали около трех лет под руководством архитектора А. Кавоса.
При восстановлении Большого театра в 1856г. здание было основательно переделано и его украсили белокаменный портик с восемью колоннами и поныне являющееся его символом. Также помимо внешнего облика значительно изменилась внутренняя отделка театра. Известна на весь мир и, конечно, бронзовая колесница Аполлона, которая увенчала здание театра и стала его вечным символом. Благодаря творческому таланту Альберта Кавоса, здание Большого театра прекрасно вписалось в окружающий его архитектурный ансамбль центра Москвы.
С 2005 года началась глобальная реконструкция театра, и после 6 лет кропотливых и трудоемких работ 28 октября 2011 года произошло долгожданное открытие главной сцены страны.

Полное название - «Государственный академический Большой театр России» (ГАБТ).

История оперы

Один из старейших русских музыкальных театров, ведущий русский театр оперы и балета. Большой театр сыграл выдающуюся роль в утверждении национальных реалистических традиций оперного и балетного искусства, в формировании русской музыкально-сценической исполнительской школы. Большой театр ведёт свою историю с 1776, когда московский губернский прокурор князь П. В. Урусов получил правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений...». С 1776 спектакли ставились в доме графа Р. И. Воронцова на Знаменке. Урусов вместе с антрепренёром M. E. Медоксом построил специальное театральное здание (на углу улицы Петровки) - «Петровский театр», или «Оперный дом», где в 1780-1805 шли оперные, драматические и балетные спектакли. Это был первый в Москве постоянный театр (в 1805 сгорел). В 1812 пожар уничтожил и другое здание театра - на Арбате (архитектор К. И. Росси) и труппа выступала во временных помещениях. 6 (18) января 1825 прологом «Торжество муз» с музыкой А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева открылся Большой театр (проект А. А. Михайлова, архитектор О. И. Бове), построенный на месте бывшего Петровского. Помещение - второе в Европе по величине после миланского театра «Ла Скала » - после пожара 1853 было значительно перестроено (архитектор А. К. Кавос), исправлены акустические и оптические недостатки, зрительный зал разделён на 5 ярусов. Открытие состоялось 20 августа 1856.

В театре были поставлены первые русские народно-бытовые музыкальные комедии - «Мельник - колдун, обманщик и сват» Соколовского (1779), «Санкт-петербургский гостиный двор» Пашкевича (1783) и другие. Первый балет-пантомима «Волшебная лавка» был показан в 1780 в день открытия «Петровского театра». Среди балетных спектаклей преобладали условные фантастико-мифологические зрелищные постановки, но ставились и спектакли, включавшие русские народные танцы, которые имели большой успех у публики («Деревенский праздник», «Деревенская картина», «Взятие Очакова» и др.). В репертуаре были также наиболее значительные оперы зарубежных композиторов 18 века (Дж. Перголези, Д. Чимарозы, А. Сальери, А. Гретри, Н. Далейрака и др.).

В конце 18 - начале 19 веков оперные певцы играли в драматических спектаклях, а драматические актёры выступали в операх. Труппа «Петровского театра» пополнялась нередко за счёт талантливых крепостных актёров и актрис, а иногда целых коллективов крепостных театров, которых дирекция театра покупала у помещиков.

В труппу театра вошли крепостные актёры Урусова, актёры театральных трупп Н. С. Титова и Московского университетата. Среди первых актёров - В. П. Померанцев, П. В. Злов, Г. В. Базилевич, А. Г. Ожогин, М. С. Синявская, И. М. Соколовская, позже Е. С. Сандунова и др. Первые балетные артисты - питомцы Воспитательного дома (при котором в 1773 была основана балетная школа под руководством балетмейстера И. Вальберха) и крепостные танцоры трупп Урусова и Е. А. Головкиной (в их числе: А. Собакина, Д. Тукманова, Г. Райков, С. Лопухин и др.).

В 1806 многие крепостные актёры театра получили вольную, труппа была передана в распоряжение Дирекции Московских императорских театров и превращена в придворный театр, находившийся в прямом подчинении Министерства двора. Это определило трудности в развитии передового русского музыкального искусства. Среди отечественного репертуара первоначально преобладали водевили, пользовавшиеся большой популярностью: «Деревенский философ» Алябьева (1823), «Учитель и ученик» (1824), «Хлопотун» и «Забавы калифа» (1825) Алябьева и Верстовского и др. С конца 20-х годов в Большом театре ставятся оперы А. Н. Верстовского (с 1825 инспектор музыки московских театров), отмеченные национально-романтическими тенденциями: «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Двенадцать спящих дев» (1832), «Аскольдова могила» (1835), долго державшаяся в репертуаре театра, «Тоска по родине» (1839), «Чурова долина» (1841), «Громобой» (1858). Верстовский и работавший в театре в 1832-44 композитор А. Е. Варламов способствовали воспитанию русских певцов (Н. В. Репина, А. О. Бантышев, П. А. Булахов, Н. В. Лавров и др.). В театре шли также оперы немецких, французских и итальянских композиторов, в т. ч. «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Фиделио» Бетховена, «Волшебный стрелок» Вебера, «Фра-Дьяволо», «Фенелла» и «Бронзовый конь» Обера, «Роберт-Дьявол» Мейербера, «Севильский цирюльник» Россини, «Анна Болейн» Доницетти и др. В 1842 Управление московских театров перешло в подчинение Петербургской дирекции. Поставленная в 1842 опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») Глинки превратилась в пышный спектакль, шедший по торжественным придворным праздникам. Силами артистов Петербургской русской оперной труппы (переведённой в 1845-50 в Москву) эта опера была осуществлена на сцене Большого театра в несравненно лучшей постановке. В том же исполнении в 1846 была поставлена опера «Руслан и Людмила» Глинки, а в 1847 - «Эсмеральда» Даргомыжского. В 1859 Большом театре поставили «Русалку». Появление на сцене театра опер Глинки и Даргомыжского наметило новый этап его развития и имело огромное значение в формировании реалистических принципов вокально-сценического искусства.

В 1861 Дирекция императорских театров сдала Большой театр в аренду итальянской оперной труппе, которая выступала 4-5 дней в неделю, фактически оставив русской опере 1 день. Соревнование двух коллективов приносило известную пользу русским певцам, заставляя их упорно совершенствовать своё мастерство и заимствовать некоторые принципы итальянской вокальной школы, но пренебрежение Дирекции императорских театров к утверждению национального репертуара и привилегированное положение итальянцев затрудняли работу русской труппы и мешали русской опере завоевать признание публики. Новый русский оперный театр мог родиться только в борьбе с итальяноманией и развлекательными тенденциями за утверждение национальной самобытности искусства. Уже в 60-70-е годы театр был вынужден прислушаться к голосам прогрессивных деятелей русской музыкальной культуры, к запросам нового демократического зрителя. Были возобновлены оперы «Русалка» (1863) и «Руслан и Людмила» (1868), утвердившиеся в репертуаре театра. В 1869 Большой театр ставит первую оперу П. И. Чайковского «Воевода», в 1875 - «Опричник». В 1881 был поставлен «Евгений Онегин» (в репертуаре театра закрепилась вторая постановка, 1883).

С середины 80-х годов 19 века наступает перелом в отношении руководства театра к русской опере; были осуществлены постановки выдающихся произведений русских композиторов: «Мазепа» (1884), «Черевички» (1887), «Пиковая дама» (1891) и «Иоланта» (1893) Чайковского, впервые появились на сцене Большого театра оперы композиторов «Могучей кучки» - «Борис Годунов» Мусоргского (1888), «Снегурочка» Римского-Корсакова (1893), «Князь Игорь» Бородина (1898).

Но главное внимание в репертуаре Большого театра в эти годы по-прежнему уделялось операм французских (Дж. Мейербер, Ф. Обер, Ф. Галеви, А. Тома, Ш. Гуно) и итальянских (Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) композиторов. В 1898 впервые на русском языке поставлена «Кармен» Бизе, в 1899 - «Троянцы в Карфагене» Берлиоза. Немецкая опера представлена произведениями Ф. Флотова, «Волшебным стрелком» Вебера, единичными постановками «Тангейзера» и «Лоэнгрина» Вагнера.

Среди русских певцов середины и 2-й половины 19 века - Е. А. Семёнова (первая московская исполнительница партий Антониды, Людмилы и Наташи), А. Д. Александрова-Кочетова, Е. А. Лавровская, П. А. Хохлов (создавший образы Онегина и Демона), Б. Б. Корсов, M. M. Корякин, Л. Д. Донской, М. А. Дейша-Сионицкая, Н. В. Салина, Н. А. Преображенский и др. Намечается сдвиг не только в репертуаре, но и в качестве постановок и музыкальной трактовки опер. В 1882-1906 главным дирижёром Большого театра был И. К. Альтани, в 1882-1937 главным хормейстером - У. И. Авранек. Своими операми дирижировали П. И. Чайковский и А. Г. Рубинштейн. Более серьёзное внимание уделяется декоративному оформлению и постановочной культуре спектаклей. (В 1861-1929 в Большом театре работал в качестве декоратора и механика К. Ф. Вальц).

К концу 19 века назревает реформа русского театра, его решительный поворот к глубине жизненной и исторической правды, к реализму образов и чувств. Большой театр вступает в пору расцвета, приобретая славу одного из крупнейших центров музыкально-театральной культуры. Репертуар театра включает лучшие произведения мирового искусства, вместе с тем русская опера занимает центральное место на его сцене. Впервые Большой театр осуществил постановки опер Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901), «Пан-воевода» (1905), «Садко» (1906), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1908), «Золотой петушок» (1909), а также «Каменный гость» Даргомыжского (1906). Одновременно театр ставит такие значительные произведения зарубежных композиторов, как «Валькирия», «Летучий голландец», «Тангейзер» Вагнера, «Троянцы в Карфагене» Берлиоза, «Паяцы» Леонкавалло, «Сельская честь» Масканьи, «Богема» Пуччини и др.

Расцвет исполнительской школы русского искусства наступил после долголетней и напряжённой борьбы за русскую оперную классику и связан непосредственно с глубоким освоением отечественного репертуара. В начале 20 века на сцене Большого театра появляется созвездие великих певцов - Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. Вместе с ними выступали выдающиеся певцы: Е. Г. Азерская, Л. Н. Балановская, М. Г. Гукова, К. Г. Держинская, Е. Н. Збруева, Е. А. Степанова, И. А. Алчевский, A. В. Богданович, А. П. Боначич, Г. А. Бакланов, И. В. Грызунов, В. Р. Петров, Г. С. Пирогов, Л. Ф. Савранский. В 1904-06 в Большом театре дирижировал С. В. Рахманинов, давший новую реалистическую трактовку русской оперной классике. С 1906 дирижёром становится B. И. Сук. Отточенного мастерства достигает хор под руководством У. И. Авранека. К оформлению спектаклей привлекаются видные художники - А. М. Васнецов, А. Я. Головин, К. А. Коровин.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эпоху в развитии Большого театра. В трудные годы Гражданской войны труппа театра была полностью сохранена. Первый сезон начат 21 ноября (4 декабря) 1917 оперой «Аида». К первой годовщине Октября была подготовлена специальная программа, в которую вошли балет «Степан Разин» на музыку симфонической поэмы Глазунова, сцена «Вече» из оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова и хореографическая картина «Прометей» на музыку А. Н. Скрябина. За сезон 1917/1918 театр дал 170 оперных и балетных спектаклей. С 1918 оркестр Большого театра давал циклы симфонических концертов при участии солистов-певцов. Параллельно шли камерные инструментальные концерты и концерты певцов. В 1919 Большому театру было присвоено звание академического. В 1924 открылся филиал Большого театра в помещении бывшей частной оперы Зимина. На этой сцене спектакли шли до 1959.

В 20-е годы на сцене Большого театра появляются оперы советских композиторов - «Трильби» Юрасовского (1924, 2-я постановка 1929), «Декабристы» Золотарёва и «Степан Разин» Триодина (обе в 1925), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1927), «Иван-солдат» Корчмарёва (1927), «Сын солнца» Василенко (1928), «Загмук» Крейна и «Прорыв» Потоцкого (обе в 1930) и др. Одновременно ведётся большая работа над оперной классикой. Состоялись новые постановки опер Р. Вагнера: «Золото Рейна» (1918), «Лоэнгрин» (1923), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1929). В 1921 была исполнена оратория Г. Берлиоза «Осуждение Фауста». Принципиально важной стала постановка оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1927), исполненная впервые целиком со сценами Под Кромами и У Василия Блаженного (последняя - в оркестровке M. M. Ипполитова-Иванова с тех пор входит во все постановки этой оперы). В 1925 состоялась премьера оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка». Среди значительных работ Большого театра этого периода: «Сказание о невидимом граде Китеже» (1926); «Свадьба Фигаро» Моцарта (1926), а также впервые поставленные в Москве оперы «Саломея» Р. Штрауса (1925), «Чио-Чио-сан» Пуччини (1925) и др.

Значительные события в творческой истории Большого театра 30-х годов связаны с развитием советской оперы. В 1935 была поставлена опера Д. Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»), затем «Тихий Дон» (1936) и «Поднятая целина» Дзержинского (1937), «Броненосец „Потёмкин“» Чишко (1939), «Мать» Желобинского (по М. Горькому, 1939) и др. Ставятся произведения композиторов советских республик - «Алмаст» Спендиарова (1930), «Абесалом и Этери» З. Палиашвили (1939). В 1939 Большой театр возрождает оперу «Иван Сусанин». Новая постановка (либретто С. М. Городецкого) раскрыла народно-героическую сущность этого произведения; особое значение приобрели массово-хоровые сцены.

В 1937 Большой театр был награждён орденом Ленина, а его крупнейшие мастера удостоены звания народного артиста СССР.

В 20-30-е годы на сцене театра выступали выдающиеся певцы - В. Р. Петров, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, К. Г. Держинская, Е. А. Степанова, Е. К. Катульская, В. В. Барсова, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, А. С. Пирогов, М. Д. Михайлов, М. О. Рейзен, Н. С. Ханаев, Е. Д. Кругликова, Н. Д. Шпиллер, М. П. Максакова, В. А. Давыдова, А. И. Батурин, С. И. Мигай, Л. Ф. Савранский, Н. Н. Озеров, В. Р. Сливинский и др. Среди дирижёров театра - В. И. Сук, М. М. Ипполитов-Иванов, Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Ю. Ф. Файер, Л. П. Штейнберг, В. В. Небольсин. Постановки оперных и балетных спектаклей Большого театра осуществляли режиссёры B. А. Лосский, Н. В. Смолич; балетмейстер Р. В. Захаров; хормейстеры У. О. Авранек, М. Г. Шорин; художник П. В. Вильямс.

В годы Великой Отечественной войны (1941-45) часть труппы Большого театра была эвакуирована в Куйбышев, где в 1942 состоялась премьера оперы Россини «Вильгельм Телль». На сцене филиала (основное здание театра было повреждено бомбой) в 1943 была поставлена опера «В огне» Кабалевского. В послевоенные годы оперная труппа обратилась к классическому наследию народов социалистических стран, были поставлены оперы «Проданная невеста» Сметаны (1948) и «Галька» Монюшко (1949). Глубиной, цельностью музыкально-сценического ансамбля отмечены спектакли «Борис Годунов» (1948), «Садко» (1949), «Хованщина» (1950). Яркими образцами советской балетной классики стали балеты «Золушка» (1945) и «Ромео и Джульетта» (1946) Прокофьева.

С середины 40-х годов возрастает роль режиссуры в раскрытии идейного содержания и воплощении авторского замысла произведения, в воспитании актёра (певца и артиста балета), способного создавать глубоко содержательные, психологически правдивые образы. Более значимой становится роль ансамбля в решении идейных и художественных задач спектакля, что достигается благодаря высокому мастерству оркестра, хора и других коллективов театра. Всё это и определило исполнительский стиль современного Большого театра, принесло ему мировую славу.

В 50-60-е годы активизируется работа театра над операми советских композиторов. В 1953 поставлена монументальная эпическая опера «Декабристы» Шапорина. Опера «Война и мир» Прокофьева (1959) вошла в золотой фонд советского музыкального театра. Были поставлены - «Никита Вершинин» Кабалевского (1955), «Укрощение строптивой» Шебалина (1957), «Мать» Хренникова (1957), «Джалиль» Жиганова (1959), «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева (1960), «Судьба человека» Дзержинского (1961), «Не только любовь» Щедрина (1962), «Октябрь» Мурадели (1964), «Неизвестный солдат» Молчанова (1967), «Оптимистическая трагедия» Холминова (1967), «Семён Котко» Прокофьева (1970).

Начиная с середины 50-х годов репертуар Большого театра пополнился современными зарубежными операми. Впервые были поставлены произведения композиторов Л. Яначека («Её падчерица», 1958), Ф. Эркеля («Банк-бан», 1959), Ф. Пуленка («Человеческий голос», 1965), Б. Бриттена («Сон в летнюю ночь», 1965). Расширился классический русский и европейский репертуар. К числу выдающихся работ оперного коллектива относится «Фиделио» Бетховена (1954). Были поставлены также оперы - «Фальстаф» (1962), «Дон Карлос» (1963) Верди, «Летучий голландец» Вагнера (1963), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1966), «Тоска» (1971), «Руслан и Людмила» (1972), «Трубадур» (1972); балеты - «Щелкунчик» (1966), «Лебединое озеро» (1970). В оперной труппе этого времени певцы - И. И. и Л. И. Масленниковы, Е. В. Шумская, З. И. Анджапаридзе, Г. P. Большаков, А. П. Иванов, А. Ф. Кривченя, П. Г. Лисициан, Г. М. Нэлепп, И. И. Петров и др. Над музыкально-сценическим воплощением спектаклей работали дирижёры - А. Ш. Мелик-Пашаев, M. H. Жуков, Г. Н. Рождественский, Е. Ф.Светланов; режиссёры - Л. Б. Баратов, Б. А. Покровский; балетмейстер Л. М. Лавровский; художники - P. P. Федоровский, В. Ф. Рындин, С. Б. Вирсаладзе.

Ведущие мастера оперной и балетной трупп Большого театра выступали во многих странах мира. Оперная труппа гастролировала в Италии (1964), Канаде, Польше (1967), ГДР (1969), Франции (1970), Японии (1970), Австрии, Венгрии (1971).

В 1924-59 Большой театр имел две сцены - основную и филиал. Основная сцена театра представляет собой пятиярусный зрительный зал на 2155 мест. Длина зала с учётом оркестровой раковины - 29,8 м, ширина - 31 м, высота - 19,6 м. Глубина сцены - 22,8 м, ширина - 39,3 м, размер портала сцены - 21,5×17,2 м. В 1961 Большой театр получил новую сценическую площадку - Кремлёвский Дворец съездов (зрительный зал на 6000 мест; размер сцены в плане - 40×23 м и в высоту до колосников - 28,8 м, портал сцены - 32×14 м; планшет сцены оборудован шестнадцатью подъёмно-опускными площадками). В Большом театре и во Дворце съездов проводятся торжественные собрания, съезды, декады искусств и др.

Литература: Большой Московский театр и обозрение событий, предшествовавших основанию правильного русского театра, М., 1857; Кашкин Н. Д., Оперная сцена Московского императорского театра, М., 1897 (на обл.: Дмитриев Н., Императорская оперная сцена в Москве, М., 1898); Чаянова О., «Торжество муз», Памятка исторических воспоминаний к столетнему юбилею Московского Большого театра (1825-1925), М., 1925; её же, Театр Медокса в Москве 1776-1805, М., 1927; Московский Большой театр. 1825-1925, М., 1925 (сб. статей и материалов); Борисоглебский М., Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, М. - Л., 1940; Государственный академический Большой театр Союза ССР, М., 1947 (сб. статей); С. В. Рахманинов и русская опера, сб. статей под ред. И. Ф. Бэлзы, М., 1947; «Театр», 1951, No 5 (посв. 175-летию Большого театра); Шавердян А. И., Большой театр Союза ССР, М., 1952; Полякова Л. В., Молодежь оперной сцены Большого театра, M., 1952; Хрипунов Ю. Д., Архитектура Большого театра, М., 1955; Большой театр СССР (сб. статей), М., 1958; Грошева Е. A., Большой театр СССР в прошлом и настоящем, М., 1962; Гозенпуд A. A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр (1917-1941), Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века, т. 1-2, Л., 1969-71.

Л. В. Полякова
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В.Келдыша, 1973-1982

История балета

Ведущий русский музыкальный театр, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии национальных традиций балетного искусства. Его возникновение связано с расцветом русской культуры во 2-й половине 18 века, с появлением и развитием профессионального театра.

Труппа начала формироваться в 1776, когда московский меценат князь П. В. Урусов и антрепренёр М. Медокс получили правительственную привилегию на развитие театрального дела. Спектакли давались в доме Р. И. Воронцова на Знаменке. В 1780 Медокс построил в Москве на углу ул. Петровки театральное здание, которое стало именоваться Петровским театром. Здесь шли драматические, оперные и балетные спектакли. Это был первый постоянный профессиональный театр в Москве. Его балетная труппа вскоре пополнилась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома (существовала с 1773), а затем крепостными актёрами труппы Е. А. Головкиной. Первый балетный спектакль - «Волшебная лавка» (1780, балетмейстер Л. Парадиз). За ним последовали: «Торжество приятностей женского пола», «Притворная смерть Арлекина, или Обманутый Панталон», «Глухая хозяйка» и «Притворная злость любви» - все постановки балетмейстера Ф. Морелли (1782); «Деревенские утренние увеселения при пробуждении солнца» (1796) и «Мельник» (1797) - балетмейстер П. Пинюччи; «Медея и Язон» (1800, по Ж. Новеру), «Туалет Венеры» (1802) и «Мщение за смерть Агамемнона» (1805) - балетмейстер Д. Соломони, и др. Эти спектакли были основаны на принципах классицизма, в комических балетах («Обманутый мельник», 1793; «Купидоновы обманы», 1795) начали проявляться черты сентиментализма. Из танцовщиков труппы выделялись Г. И. Райков, А. М. Собакина и др.

В 1805 здание Петровского театра сгорело. В 1806 труппа перешла в ведение Дирекции императорский театров, играла в различных помещениях. Её состав пополнился, были поставлены новые балеты: «Гишпанские вечера» (1809), «Школа Пьеро», «Алжирцы, или Побеждённые морские разбойники», «Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным» (все - 1812), «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (на музыку С. И. Давыдова, 1815) - все поставлены И. М. Аблецом; «Новая героиня, или Женщина-казак» (1811), «Праздник в стане союзных армий на Монмартре» (1814) - оба на музыку Кавоса, балетмейстер И. И. Вальберх; «Гулянье на Воробьёвых горах» (1815), «Торжество россиян, или Бивак под Красным» (1816) - оба на музыку Давыдова, балетмейстер А. П. Глушковский; «Казаки на Рейне» (1817), «Невское гулянье» (1818), «Старинные игрища, или Святочный вечер» (1823) - все на музыку Шольца, балетмейстер тот же; «Русские качели на берегах Рейна» (1818), «Цыганский табор» (1819), «Гулянье в Петровском» (1824) - все балетмейстер И. К. Лобанов, и др. Большинство этих спектаклей представляло собой дивертисменты с широким использованием народных обрядов и характерного танца. Особенно важное значение имели спектакли, посвященные событиям Отечественной войны 1812, - первые в истории московской сцены балеты на современную тему. В 1821 Глушковский создал первый балет по произведению А. С. Пушкина («Руслан и Людмила» на музыку Шольца).

В 1825 прологом «Торжество муз», поставленным Ф. Гюллень-Сор, начались спектакли в новом здании Большого театра (архитектор О. И. Бове). Ею же были поставлены балеты «Фенелла» на музыку одноимённой оперы Обера (1836), «Мальчик-с-пальчик» («Хитрый мальчик и людоед») Варламова и Гурьянова (1837) и др. В балетной труппе этого времени выделялись Т. Н. Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова, Т. С. Карпакова, К. Ф. Богданов и др. В 1840-е гг. на балет Большого театра определяющее влияние оказывали принципы романтизма (деятельность Ф. Тальони и Ж. Перро в Петербурге, гастроли М. Тальони, Ф. Эльслер и др.). Выдающиеся танцовщики этого направления - Е. А. Санковская, И. Н. Никитин.

Большое значение для формирования реалистических принципов сценического искусства имели постановки в Большом театре опер «Иван Сусанин» (1842) и «Руслан и Людмила» (1846) Глинки, содержавшие развёрнутые хореографические сцены, которые играли важную драматургическую роль. Эти идейно-художественные принципы были продолжены в «Русалке» Даргомыжского (1859, 1865), «Юдифи» Серова (1865), а затем в постановках опер П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки». В большинстве случаев танцы в операх ставил Ф. Н. Манохин.

В 1853 пожар уничтожил все внутренние помещения Большого театра. Здание восстановлено в 1856 архитектором А. К. Кавосом.

Во 2-й половине 19 века балет Большого театра значительно уступал петербургскому (здесь не было ни такого талантливого руководителя, как М. И. Петипа, ни таких же благоприятных материальных условий для развития). Огромным успехом пользовался «Конёк-Горбунок» Пуньи, поставленный А. Сен-Леоном в Петербурге и перенесённый в Большой театр в 1866; в этом проявилось давнее тяготение московского балета к жанровости, комедийности, бытовой и национальной характерности. Но оригинальных спектаклей создавалось мало. Ряд постановок К. Блазиса («Пигмалион», «Два дня в Венеции») и С. П. Соколова («Папоротник, или Ночь под Ивана Купала», 1867) свидетельствовали о некотором спаде творческих принципов театра. Значительным событием стал лишь спектакль «Дон Кихот» (1869), поставленный на московской сцене М. И. Петипа. Углубление кризиса было связано с деятельностью приглашённых из-за границы балетмейстеров В. Рейзингера («Волшебный башмачок», 1871; «Кащей», 1873; «Стелла», 1875) и Й. Хансена («Дева ада», 1879). Неудачной оказалась и постановка «Лебединого озера» Рейзингером (1877) и Хансеном (1880), которые не сумели понять новаторскую сущность музыки Чайковского. В этот период в труппе были сильные исполнители: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, А. И. Собещанская, П. М. Карпакова, С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер, позднее - Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлева, А. А. Джури, А. Н. Богданов, В. Е. Поливанов, И. Н. Хлюстин и др.; работали талантливые мимические актёры - Ф. А. Рейсгаузен и В. Ваннер, из поколения в поколение передавались лучшие традиции в семьях Манохиных, Домашовых, Ермоловых. Проведённая в 1882 Дирекцией императорских театров реформа привела к сокращению балетной труппы и усугубила кризис (особенно проявился в эклектичных постановках приглашённого из-за границы балетмейстера Х. Мендеса - «Индия», 1890; «Даита», 1896, и др.).

Застой и рутина были преодолены лишь с приходом балетмейстера А. А. Горского, деятельность которого (1899-1924) ознаменовала в развитии балета Большого театра целую эпоху. Горский стремился освободить балет от дурной условности и штампов. Обогащая балет достижениями современного драматического театра и изобразительного искусства, он осуществил новые постановки «Дон Кихота» (1900), «Лебединого озера» (1901, 1912) и других балетов Петипа, создал мимодраму «Дочь Гудулы» Симона (по «Собору Парижской богоматери» В. Гюго, 1902), балет «Саламбо» Арендса (по одноимённому роману Г. Флобера, 1910) и др. В стремлении к драматической полноценности балетного спектакля Горский иногда преувеличивал роль сценария и пантомимы, порой недооценивал музыку и действенный симфонический танец. Вместе с тем Горский явился одним из первых постановщиков балетов на симфоническую музыку, не предназначенную для танца: «Любовь быстра!» на музыку Грига, «Шубертиана» на музыку Шуберта, дивертисмент «Карнавал» на музыку различных композиторов - все 1913, «Пятая симфония» (1916) и «Стенька Разин» (1918) на музыку Глазунова. В спектаклях Горского наиболее полно раскрылось дарование Е. В. Гельцер, С. В. Фёдоровой, А. М. Балашовой, В. А. Коралли, М. Р. Рейзен, В. В. Кригер, В. Д. Тихомирова, М. М. Мордкина, В. А. Рябцева, А. Е. Волинина, Л. А. Жукова, И. Е. Сидорова и др.

В конце 19 - нач. 20 вв. балетными спектаклями Большого театра дирижировали И. К. Альтани, В. И. Сук, А. Ф. Арендс, Э. А. Купер, в оформлении спектаклей участвовали театральный декоратор К. Ф. Вальц, художники К. А. Коровин, А. Я. Головин и др.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед Большим театром новые пути и определила его расцвет как ведущего оперно-балетного коллектива в художественной жизни страны. В годы Гражданской войны труппа театра, благодаря вниманию Советского государства, была сохранена. В 1919 Большой театр вошёл в группу академических театров. В 1921-22 спектакли Большого театра давались также в помещении Нового театра. В 1924 открылся филиал Большого театра (работал до 1959).

Перед балетной труппой с первых лет Советской власти встала одна из важнейших творческих задач - сохранить классическое наследие, донести его до нового зрителя. В 1919 впервые в Москве был поставлен «Щелкунчик» (балетмейстер Горский), затем - новые постановки «Лебединого озера» (Горский, при участии В. И. Немировича-Данченко, 1920), «Жизели» (Горский, 1922), «Эсмеральды» (В. Д. Тихомиров, 1926), «Спящей красавицы» (А. М. Мессерер и А. И. Чекрыгин, 1936) и др. Наряду с этим Большой театр стремился к созданию новых балетов - ставились одноактные произведения на симфоническую музыку («Испанское каприччио» и «Шехеразада», балетмейстер Л. А. Жуков, 1923, и др.), делались первые эксперименты по воплощению современной темы (детский балет-феерия «Вечно живые цветы» на музыку Асафьева и др., балетмейстер Горский, 1922; аллегорический балет «Смерч» Бера, балетмейстер К. Я. Голейзовский, 1927), развитию хореографического языка («Иосиф Прекрасный» Василенко, балетм. Голейзовский, 1925; «Футболист» Оранского, балетм. Л. А. Лащилин и И. А. Моисеев, 1930, и др.). Этапное значение приобрёл спектакль «Красный мак» (балетмейстер Тихомиров и Л. А. Лащилин, 1927), в котором реалистическое раскрытие современной темы было основано на претворении и обновлении классических традиций. Творческие поиски театра были неотделимы от деятельности артистов - Е. В. Гельцер, М. П. Кандауровой, В. В. Кригер, М. Р. Рейзен, А. И. Абрамовой, В. В. Кудрявцевой, Н. Б. Подгорецкой, Л. М. Банк, Е. М. Ильюшенко, В. Д. Тихомирова, В. А. Рябцева, В. В. Смольцова, Н. И. Тарасова, В. И. Цаплина, Л. А. Жукова и др.

1930-е гг. в развитии балета Большого театра ознаменовались крупными успехами в воплощении историко-революционной темы («Пламя Парижа», балетм. В. И. Вайнонен, 1933) и образов литературной классики («Бахчисарайский фонтан», балетм. Р. В. Захаров, 1936). В балете восторжествовало направление, приближающее его к литературе и драматическому театру. Повысилось значение режиссуры и актёрского мастерства. Спектакли отличались драматургической целостностью развития действия, психологической разработкой характеров. В 1936-39 балетную труппу возглавлял Р. В. Захаров, работавший в Большом театре в качестве балетмейстера и оперного режиссёра до 1956. Были созданы спектакли на современную тему - «Аистёнок» (1937) и «Светлана» (1939) Клебанова (оба - балетм. А. И. Радунский, Н. М. Попко и Л. А. Поспехин), а также «Кавказский пленник» Асафьева (по А. С. Пушкину, 1938) и «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого (по Н. В. Гоголю, 1941, оба - балетм. Захаров), «Три толстяка» Оранского (по Ю. К. Олеше, 1935, балетм. И. А. Моисеев) и др. В эти годы в Большом театре расцвело искусство М. Т. Семёновой, О. В. Лепешинской, А. Н. Ермолаева, М. М. Габовича, А. М. Мессерера, началась деятельность С. Н. Головкиной, М. С. Боголюбской, И. В. Тихомирновой, В. А. Преображенского, Ю. Г. Кондратова, С. Г. Кореня и др. В оформлении балетных спектаклей участвовали художники В. В. Дмитриев, П. В. Вильямс, высокого дирижёрского мастерства достиг в балете Ю. Ф. Файер.

Во время Великой Отечественной войны Большой театр был эвакуирован в Куйбышев, но часть труппы, оставшаяся в Москве (возглавлялась М. М. Габовичем), вскоре возобновила спектакли в филиале театра. Наряду с показом старого репертуара был создан новый спектакль «Алые паруса» Юровского (балетм. А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин), поставленный в 1942 в Куйбышеве, в 1943 перенесённый на сцену Большого театра. Бригады артистов неоднократно выезжали на фронт.

В 1944-64 (с перерывами) балетную труппу возглавлял Л. М. Лавровский. Были поставлены (в скобках фамилии балетмейстеров): «Золушка» (Р. В. Захаров, 1945), «Ромео и Джульетта» (Л. М. Лавровский, 1946), «Мирандолина» (В. И. Вайнонен, 1949), «Медный всадник» (Захаров, 1949), «Красный мак» (Лавровский, 1949), «Шурале» (Л. В. Якобсон, 1955), «Лауренсия» (В. М. Чабукиани, 1956) и др. Неоднократно обращался Большой театр и к возобновлениям классики - «Жизель» (1944) и «Раймонда» (1945) в постановке Лавровского, и др. В послевоенные годы гордостью сцены Большого театра стало искусство Г. С. Улановой, танцевальные образы которой покоряли своей лирико-психологической выразительностью. Выросло новое поколение артистов; среди них М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Л. И. Богомолова, Р. К. Карельская, Н. В. Тимофеева, Ю. Т. Жданов, Г. К. Фарманянц, В. А. Левашов, Н. Б. Фадеечев, Я. Д. Сех и др.

В середины 1950-х гг. в постановках Большого театра стали ощутимы отрицательные последствия увлечения балетмейстеров односторонней драматизацией балетного спектакля (бытовизм, преобладание пантомимы, недооценка роли действенного танца), что особенно сказалось в спектаклях «Сказ о каменном цветке» Прокофьева (Лавровский, 1954), «Гаянэ» (Вайнонен, 1957), «Спартак» (И. А. Моисеев, 1958).

Новый период начался с конца 50-х гг. В репертуар были включены этапные для советского балета спектакли Ю. Н. Григоровича - «Каменный цветок» (1959) и «Легенда о любви» (1965). В постановках Большого театра расширился круг образов и идейно-нравственных проблем, возросла роль танцевального начала, более разнообразными стали формы драматургии, обогатилась хореографическая лексика, стали проводиться интересные поиски в воплощении современной темы. Это проявилось в постановках балетмейстеров: Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва - «Ванина Ванини» (1962) и «Геологи» («Героическая поэма», 1964) Каретникова; О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури - «Подпоручик Киже» на музыку Прокофьева (1963); К. Я. Голейзовского - «Лейли и Меджнун» Баласаняна (1964); Лавровского - «Паганини» на музыку Рахманинова (1960) и «Ночной город» на музыку «Чудесного мандарина» Бартока (1961).

В 1961 Большой театр получил новую сценическую площадку - Кремлёвский Дворец съездов, что способствовало более широкой деятельности балетной труппы. Наряду со зрелыми мастерами - Плисецкой, Стручковой, Тимофеевой, Фадеечевым и др. - ведущее положение заняла талантливая молодёжь, пришедшая в Большой театр на рубеже 50-60-х гг.: Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, Е. Л. Рябинкина, С. Д. Адырхаева, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. В. Владимиров, В. П. Тихонов и др.

С 1964 главный балетмейстер Большого театра - Ю. Н. Григорович, закрепивший и развивший прогрессивные тенденции в деятельности балетной труппы. Почти каждый новый спектакль Большого театра отмечен интересными творческими поисками. Они проявились в «Весне священной» (балетм. Касаткина и Василёв, 1965), «Кармен-сюите» Бизе - Щедрина (Альберто Алонсо, 1967), «Асели» Власова (О. М. Виноградов, 1967), «Икаре» Слонимского (В. В. Васильев, 1971), «Анне Карениной» Щедрина (М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, 1972), «Любовью за любовь» Хренникова (В. Боккадоро, 1976), «Чипполино» К. Хачатуряна (Г. Майоров, 1977), «Эти чарующие звуки...» на музыку Корелли, Торелли, Рамо, Моцарта (В. В. Васильев, 1978), «Гусарская баллада» Хренникова (О. М. Виноградов и Д. А. Брянцев), «Чайка» Щедрина (М. М. Плисецкая, 1980), «Макбет» Молчанова (В. В. Васильев, 1980) и др. Выдающееся значение в развитии советского балета приобрёл спектакль «Спартак» (Григорович, 1968; Ленинская премия 1970). Григоровичем поставлены балеты на темы русской истории («Иван Грозный» на музыку Прокофьева в оранжировке М. И. Чулаки, 1975) и современности («Ангара» Эшпая, 1976), синтезировавшие и обобщившие творческие поиски предшествующих периодов в развитии советского балета. Спектаклям Григоровича свойственны идейно-философская глубина, богатство хореографических форм и лексики, драматургическая целостность, широкое развитие действенного симфонического танца. В свете новых творческих принципов Григоровичем были осуществлены и постановки классического наследия: «Спящая красавица» (1963 и 1973), «Щелкунчик» (1966), «Лебединое озеро» (1969). В них достигнуто более глубокое прочтение идейно-образных концепций музыки Чайковского («Щелкунчик» целиком поставлен заново, в других спектаклях сохранена основная хореография М. И. Петипа и Л. И. Иванова и в соответствии с нею решено художественное целое).

Балетными спектаклями Большого театра дирижировали Г. Н. Рождественский, А. М. Жюрайтис, А. А. Копылов, Ф. Ш. Мансуров и др. В оформлении участвовали В. Ф. Рындин, Э. Г. Стенберг, А. Д. Гончаров, Б. А. Мессерер, В. Я. Левенталь и др. Художник всех спектаклей, поставленных Григоровичем, - С. Б. Вирсаладзе.

Балетная труппа Большого театра гастролировала по Советскому Союзу и за рубежом: в Австралии (1959, 1970, 1976), Австрии (1959. 1973), Аргентине (1978), АРЕ (1958, 1961). Великобритании (1956, 1960, 1963, 1965, 1969, 1974), Бельгии (1958, 1977), Болгарии (1964), Бразилии (1978), Венгрии (1961, 1965, 1979), ГДР (1954, 1955, 1956, 1958), Греции (1963, 1977, 1979), Дании (1960), Италии (1970, 1977), Канаде (1959, 1972, 1979), Китае (1959), Кубе (1966), Ливане (1971), Мексике (1961, 1973, 1974, 1976), Монголии (1959), Польше (1949, 1960, 1980), Румынии (1964), Сирии (1971), США (1959, 1962, 1963, 1966, 1968, 1973, 1974, 1975, 1979), Тунисе (1976), Турции (1960), Филиппинах (1976), Финляндии (1957, 1958), Франции. (1954, 1958, 1971, 1972, 1973, 1977, 1979), ФРГ (1964, 1973), Чехословакии (1959, 1975), Швейцарии (1964), Югославии (1965, 1979), Японии (1957, 1961, 1970, 1973, 1975, 1978, 1980).

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю.Н.Григоровича, 1981

29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена Большого театра. 1 июля 2005 года Основная сцена Большого театра закрылась на реконструкцию, которая продолжалась более шести лет. 28 октября 2011 состоялось торжественное открытие Исторической сцены Большого театра.

Публикации

Наравне с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Историческим музеем, храмом Христа Спасителя, Московским Кремлем Большой театр является объектом культурного наследия и одной из выдающихся достопримечательностей города Москвы. История создания Большого театра видела и светлые, и темные периоды, периоды расцвета и упадка. С самого своего основания в 1776 году театр подвергался многочисленным реставрациям: пожары были беспощадны к дому искусства.

Начало становления. Театр Меддокса

Отправной точкой в истории становления театра принято считать 1776 год, когда императрица Екатерина II разрешила князю П. В. Урусову заниматься содержанием и развитием театральных представлений. На улице Петровке был построен небольшой театр, названный в честь улицы Петровским. Однако он был уничтожен пожаром еще до своего официального открытия.

П. В. Урусов передает право владения театром своему другу, предпринимателю из Англии - Майклу Меддоксу. Полгода строительства под руководством архитектора Большого театра Христиана Розберга и 130 тысяч серебряных рублей позволили к 1780 году создать театр вместительностью в тысячу человек. В период с 1780 по 1794 было поставлено более 400 представлений. В 1805 году театр Меддокса сгорел, и актерская труппа до 1808 года была вынуждена давать представления в частных театрах. С 1808 по 1812 год деревянный театр, спроектированный К. И. Росси, находился на Он сгорел в период Отечественной войны, в московском пожаре.

Период с 1812 по 1853 год

После пожара 1812 г. к вопросу восстановления театра власти Москвы вернулись только в 1816 году. В организованном конкурсе приняли участие виднейшие архитекторы того времени, среди которых победителем стал А. А. Михайлов. Однако его проект оказался довольно дорогостоящим, поэтому дело перепоручили О. И. Бове - специалисту, входившему в Комиссию о строении Москвы. Архитектор Большого Театра Бове взял за основу план Михайлова, немного его видоизменив. Предполагаемая высота театра была уменьшена на 4 метра до уровня 37 метров, внутренняя отделка также подверглась пересмотру.

Проект был утвержден властями в 1821 году, и спустя 4 года на сцене театра было торжественно представлено произведение «Творчество муз», повествующее о возрождении Большого театра из пепла. В период с 1825 по 1853 год афиши Большого театра приглашали ценителей высокого искусства на комедийные пьесы - водевили («Деревенский философ», «Забавы калифа»). Особенно в то время было популярно оперное творчество: произведения А. Н. Верстовского («Пан Твардовский», «Аскольдова могила»), М. И. Глинки (знаменитые оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), а также произведения Моцарта, Бетховена, Россини. В 1853 году театр был вновь объят пламенем и почти полностью выгорел.

Реконструкции второй половины XX-ого века

Здание Большого театра после пожара 1853 г. было сильно повреждено. Конкурс на его реконструкцию выиграл Альберт Катеринович Кавос - выдающийся архитектор, под попечением которого находились Императорские театры. Он увеличил здание в высоту и ширину, переработал внутреннее и внешнее убранство, разбавив классический архитектурный стиль элементами ранней эклектики. Скульптуру Аполлона над входом в театр заменили на бронзовую квадригу (колесницу), созданную Петром Клодтом. На данный момент архитектурным стилем Большого театра в Москве принято считать неоклассицизм.

В 1890 гг. здание театра вновь нуждалось в ремонте: выяснилось, что его фундамент находился на еле держащихся деревянных сваях. Также театр остро нуждался в электрификации. Согласно проекту архитекторов Большого театра - И. И. Рерберга и К. В. Терского, полусгнившие деревянные сваи были заменены новыми уже к 1898 году. Это на время замедлило осадку здания.

С 1919 по 1922 год в Москве велись споры о возможности закрытия Большого театра. Этого, однако, не случилось. В 1921 году была проведена масштабная проверка конструкций и всего здания театра. Она выявила крупные проблемы у одной из стен зрительного зала. В этом же году начались реставрационные работы под руководством архитектора Большого театра того времени - И. И. Рерберга. Был укреплен фундамент здания, что позволило прекратить его осадку.

На время Великой Отечественной войны, в период с 1941 по 1943 год, здание Большого театра пустовало и было закрыто защитной маскировкой. Вся актерская труппа была переведена в Куйбышев (современная Самара), где под помещение театра был выделен жилой дом, расположенный на Некрасовской улице. После завершения войны в здании театра в Москве проводилась реконструкция: внутреннее убранство пополнилось роскошным и чрезвычайно дорогим занавесом, сделанным из парчи. Он долгое время служил главной изюминкой исторической сцены.

Реконструкции 2000-х годов

Начало 2000-х годов отметилось для Большого театра историческим событием: в здании появилась Новая сцена, созданная по последнему слову техники, с комфортабельными креслами и продуманной акустикой. На ней ставился весь репертуар Большого театра. Новая сцена начала работать в 2002 году, ее открытие сопровождалось оперой «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

В 2005 году началась грандиозная реконструкция Исторической сцены, которая длилась вплоть до 2011 года, несмотря на изначальные расчеты закончить работы еще в 2008 году. Последним представлением на Исторической сцене перед ее закрытием стала опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов». За время реставрации техникам удалось компьютеризировать все процессы в здании театра, а восстановление внутреннего убранства потребовало порядка 5 кг золота и кропотливой работы сотен лучших реставраторов России. Однако основные черты и характерные особенности внешней и внутренней отделки архитекторами Большого театра были сохранены. Здание по площади было увеличено в два раза, что в итоге составило 80 тыс. м 2 .

Новая сцена Большого театра

В 2002 году, 29 ноября, спустя 7 лет строительства, была торжественно открыта Новая сцена. Она менее роскошна и помпезна, чем Историческая сцена, однако на ней все равно ставится большая часть репертуара. На афишах Большого театра, зазывающих зрителей на Новую сцену, можно увидеть отрывки из различных балетов и опер. Особенно популярны балетные постановки Д. Шостаковича: «Светлый ручей» и «Болт». Оперные постановки представлены творчеством П. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама») и Н. Римского-Корсакова («Золотой петушок», «Снегурочка»). Цена билетов на Новую сцену, в отличие от Исторической, как правило, ниже - от 750 до 4000 рублей.

Историческая сцена Большого театра

Историческая сцена по праву считается гордостью Большого театра. Зрительный зал, включающий в себя 5 ярусов, вмещает порядка 2100 человек. Площадь сцены составляет около 360 м 2 . На Исторической сцене проводятся наиболее знаменитые постановки оперы и балета: «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Кандид» и другие. Приобрести билет, однако, может позволить себе далеко не каждый. Обычно минимальная цена на билет составляет 4000 рублей, максимальная же может доходить до 35000 рублей и выше.

Общий вывод

Большой театр в Москве является достоянием и одной из главных достопримечательностей не только города, но и всей России. История его становления с 1776 года испещрена и светлыми, и печальными моментами. Сильные пожары уничтожили несколько предшественников Большого театра. Некоторые историки отсчитывают историю театра с 1853 года, с театра, возрожденного архитектором А. К. Кавосом. Его история знала и войны: Отечественную, Великую Отечественную, однако театр смог выстоять. Поэтому и сейчас ценители высокого искусства могут увидеть лучшие оперные и балетные постановки на Новой и Исторической сцене.

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...