Выставка в эрмитаже с животными. "позор эрмитажу" не разделили в музее: в эрмитаже прокомментировали выставку мертвых животных (фото)


Эрмитажная выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния - воин красоты» привела к скандалу федерального размаха. Не только петербуржцы, но и жители других городов возмутились выставленными чучелами собак, кошек и зайцев и запустили в Instagram марафон с хэштегом #позорэрмитажу. В ответ музей придумал контрхэштег #кошкизафабра, а куратор обсуждаемой выставки Дмитрий Озерков неоднократно публично объяснял, почему работы бельгийского художника на самом деле призывают к защите животных.

«Бумага» публикует фрагменты лекции Дмитрия Озеркова «Современное искусство и проблема защиты животных», которая прошла в кафе Social Club.

Дмитрий Озерков

Куратор выставки Яна Фабра
и руководитель проекта «Эрмитаж 20/21»

Как человек, заваривший эту кашу не только в качестве куратора выставки, но и в качестве заведующего отделом «Эрмитажа 20/21», я считаю должным объяснить, кто мы и что мы вообще делаем. Изначально Эрмитаж показывал старое искусство и до 2003–2004 года некоторые проекты современного. Была выставка Уорхола, его автомобиль; выставка Джексона Поллока из одной картины и девяти графических работ. Это были точечные вливания. Тогда это было здорово. Потом же мы стали понимать, что это уже бессмысленно: все это видели - и появилась необходимость делать «Энди Уорхол и…», «Энди Уорхол в контексте…», «Энди Уорхол о…» и прочее.

«Эрмитаж 20/21» - это проект о западном и европейском искусстве послереволюционного времени, которого, как вы догадываетесь, нет в коллекции музея. Изначально мы были созданы как проект, который должен был заполнить эту пустоту, занимаясь показом специально созданных для нас работ современных художников.

«Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве

Когда мы начали это делать, некоторые выставки вызывали определенный общественный резонанс. Например, выставка братьев Чепмен (более ста человек усмотрели экстремизм в работах английских художников - прим. «Бумаги» ). «Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве. В случае с Яном Фабром точно такая же история: его выставка сложная и многосоставная.

Петербург сейчас разделился на два лагеря: один состоит из людей, которые были на выставке и имеют свое мнение, другой - из людей, не бывавших на выставке, но тем не менее имеющих свое мнение. Одни говорят: какая прекрасная выставка Яна Фабра в Эрмитаже, удивительная история, удивительный диалог с коллекцией. А другие: как вы можете издеваться над трупами животных, это невозможно, антигуманно и так далее.

Подвешенные чучела собак и кошек в Главном штабе

На самом же деле, одна из глав выставки Яна Фабра, как раз и вызвавшая весь этот резонанс, была историей о бродячих животных. Будучи еще молодым художником, Ян Фабр, проезжая по автотрассе Бельгии, увидел множество тел сбитых животных. И он, близкий к теме домашних питомцев (у него дома всегда было очень много собачек, кошек и попугаев), стал узнавать, в чем же дело.

Оказалось, что людям малосостоятельным слишком дорого лечить своего больного питомца, поэтому они, обходя европейские законы, просто высаживают своего любимца на автотрассе, чтобы его сбили. И со спокойной душой заводят себе нового. Тогда Ян понял, что здесь налицо социальное двуличие: когда, с одной стороны, люди говорят о том, какие милые и классные их животные, а с другой, тела этих же животных бесхозно валяются по автостраде. Молодой художник взял некоторые тела этих животных, отнес к таксидермисту, чтобы тот сделал из них чучела, и стал создавать из этого выставку.

Как вы знаете, эта инсталляция разделена на две части: одна, где висят собаки, и другая, где висят кошки. Часть с собаками сделана цветными лентами, там лежит масло для собак. С кошками - белыми, там есть молоко в мисочках. Собаки и кошки, мужское и женское, верность и предательство - эти темы, по мнению Яна Фабра, необходимо вскрывать. Необходимо объяснять детям, что если вы берете питомца, то за него нужно нести ответственность. Иногда даже уметь сказать ребенку, что животное умерло, что животные смертны. Второе - это сложный теологический момент. Воспитанный в семье католички и протестанта, Ян Фабр рассуждает: «Есть ли у животных души?» и «Куда уходят животные после смерти?».

Чучела зайцев и птиц в зале Снейдерса

Вторая часть диптиха Фабра расположена в зале Снейдерса, где висят картины, изображающие пять больших охот и пять лавок. Для него это не про фрукты и не про рыбу, даже не об изобилии, а о тщете бытия: всё приходящее, всё умрет. Именно поэтому в экспозиции присутствуют черепа, оформленные панцирями жуков. В зубах у этих черепов - зайцы, белки, птички.

Помимо всей тщеты бытия, в этих работах есть момент, говорящий о двуличии и плохом понимании всего происходящего. Момент, когда мы говорим, что любим старых мастеров и любуемся их холстами, но не любим мертвых животных. Ян Фабр говорит: «Вот представьте себе картину старого мастера, холст маслом. Чем она написана? Масляными красками. А чем они наносятся на картину? Кисточками. А из чего эти самые кисточки сделаны? Эти самые кисточки как раз сделаны из тех же самых колонков, белок, зайцев. Когда мы любуемся старой живописью, мы не хотим знать, как она появилась. Это то же самое, когда мы носим шубы и едим мясо, но боремся за права животных».

Панцири насекомых в многочисленных работах в Эрмитаже

Жуки же, панцири которых представлены на «зеленой» части выставки, живут в Азии. Из них делают сувениры и даже едят. Их Фабр использовал, чтобы рассказать о колониальной политике Бельгии в Конго. Когда Африка отделилась, самая слабая в Европе Бельгия получила в свое владение Конго, на территории которого позже было обнаружено золото (чего, конечно, никто не ожидал). На эти деньги, собственно, и был построен Брюссель. Логично вытекающие из этого темы: эмигранты, террор в Брюсселе, мусульманское население, колониализм.

Изначально Фабр искал способ передать проблему колониализма в Бельгии, тянущейся еще с тех пор. У Яна Фабра был договор с одним рестораном, который поставлял ему панцири съеденных жуков. Их он термически обрабатывал, чтобы избавиться от органики.

В Эрмитаже открывается выставка бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния - воин красоты». Чучела животных и черепа, видео с живым рыцарем в Рыцарском зале и нарисованные ручкой Bic картины - «Бумага» рассказывает, что привезли в Зимний дворец и Главный штаб, что такое карнавал «в стиле Фабра», который пройдет в музее в декабре, и какими провокационными работами прославился бельгиец.

Мы прекрасно знали, что возможен такой исход, при котором начнется агрессивная волна. На самом деле, о сути выставки всё прекрасно прописано в буклетах и на сайте. Проблема здесь в истерии общества. Человеку показывают картинку, и он взрывается, кричит, не пытаясь вникнуть в суть, а через несколько минут забывает, о чем же кричал.

Это из серии, когда человек выходит из церкви и кидает монетку бездомному. И будто решает все проблемы мира. Тем не менее мы рады, что так случилось. Репутацию такого музея, как Эрмитаж, практически невозможно подмочить, а наша цель достигнута: люди говорят о защите животных.

Я, может, скажу страшную вещь, но музей не должен ориентироваться на общество. Если пойдем за обществом, то мы перейдем к тому, что будем сидеть в каком-нибудь унылом помещении и листать свои телефоны. Общество должно идти за нами. Мы показываем что-то, что на шаг впереди, чего нет в России. И если люди хотят вникать, слушать, то пускай идут за нами; если не хотят - мы не имеем права навязывать. Но можем предложить.

За помощь в подготовке материала «Бумага» благодарит культурно-образовательный проект «

УБИЙСТВО ПОД ВИДОМ ПЕРФОМАНСА

Скандал вокруг выставки известного бельгийского художника Яна Фабра в Государственном Эрмитаже набирает обороты. Как уже писала «КП», петербуржцев шокировали подвешенные на крюки мертвые зайцы, коты, собака.

По Сети гуляет совсем уж жуткое фото: чучело кота прибито к кресту. Неужели и эту работу привезли в Эрмитаж?

Одной из первых возмутилась певица Елена Ваенга . Она заявила, что у руководства Эрмитажа «не все в порядке с башкой». Депутат Госдумы Виталий Милонов назвал проект «пошлятиной».

А вот этого "произведения" на выставке в Эрмитаже нет. Фото: IPTC.

Можно совершить убийство и сказать, что это перформанс. И найдутся защитники свободы такого искусства. Но если у самого «художника» нет этого ограничителя, то он должен быть у кураторов. Если его нет даже у директора Эрмитажа - тогда действительно должен быть закон, - заявил Батагов .Против выставки Фабра высказался и известный композитор и пианист Антон Батагов.

НЕ ПОНИМАТЬ БУКВАЛЬНО

Между тем, многие деятели культуры не увидели в работах Фабра ничего страшного.

Художник выдающийся, и выставка его в Эрмитаже необходима, - заявил заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.

Он также призвал петербуржцев «не понимать искусство буквально».

Интересно, что и в Государственном Эрмитаже отмалчиваться не стали. В ответ на хэштег #позорэрмитажу, здесь запустили свой собственный – #кошкизафабра.

Здесь заявили, что чучела кота, прибитого к кресту, в Эрмитаже на самом деле нет.

Наш музей уж более других и в самые тяжелые времена привечает животных и заботится о них. Надо сказать, что эрмитажные кошки появились тогда, когда громадное количество «любителей животных» в голодные годы выбрасывали этих животных на улицы. И с этих улиц сотрудники Эрмитажа их подбирали, - это Михаила Пиотровского опубликовано на страничке музея в «Фейсбуке».

По словам Пиотровского, выставка Фабра – напоминание о варварском отношении к животным. И надо не возмущаться, а задуматься. И вообще, мол, если современное искусство кому-то не нравится – это нормально.

Тем временем, свой ответ готовят и зоозащитники. Они планируют провести у Зимнего дворца митинг. А если власти не разрешат, выйдут на одиночные пикеты.Этот ответ многих не устроил. И в выходные неизвестные организовали кибер-атаку на страничку Эрмитажа в «Фейсбуке».

ОФИЦИАЛЬНО

Министерство культуры не согласовывало с Эрмитажем выставку Яна Фабра

«Выставочный проект «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния - воин красоты» вызвал широкий резонанс. Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их художественное решение и дизайн. Таким образом, согласование с учредителем, в данном случае с Минкультуры России , не является обязательным. Такое доверительное отношение позволило реализовать высокохудожественные проекты, в том числе проведенные совсем недавно выставки произведений Серова , Айвазовского , Рафаэля. Выставка «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния - воин красоты» - скорее исключение, подтверждение того, что все формы публичного представления - это не только высокая миссия, но и определенная зона ответственности музея, за которую можно и нужно уметь держать ответ», - пояснили «КП » в Министерстве культуры.

Записала Александра СОТНИКОВА.

Несмотря на протесты зоозащитников, музей не намерен демонтировать экспозицию

Выставка бельгийского художника Яна Фабра "Рыцарь отчаяния – воин красоты", которая несколько дней назад открылась в Эрмитаже, вызвала волну негодования в социальных сетях. Разгневанные интернет-пользователи запустили хэштег #позорэрмитажу, а руководству государственного музея пришлось давать объяснения.

Выставка Яна Фабра разместилась не только в Главном штабе Эрмитажа, где обычно выставляют современное искусство, но и в Зимнем дворце. Подвешенные на крюках чучела собак, кошек и кроликов были выставлены на фоне полотен фламандских художников XVII века. Эту идею кураторы позаимствовали в Лувре, где инсталляция бельгийца соседствовала с шедеврами Рубенса.

Некоторые неподготовленные посетители были шокированы работами Фабра. Особенно сильно петербуржцев и гостей Северной столицы возмутили работы "Протест мертвых бездомных котов" и "Карнавал мертвых дворняг". Одна из посетительниц экспозиции рассказала, что когда она с семьей увидела чучела животных, то ужаснулась.

"Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас.... не спали всю ночь...., у детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной северной столицы, садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках", – поделилась своими впечатлениями она.

На фоне резонансного случая с хабаровскими живодерками подобную выставку многие сочли неуместной. "Вся Россия борется с живодерами, такой тяжелый момент для всех нас, Эрмитаж плюет прямо нам в лицо открывая выставку Яна Фабра под названием "карнавал мертвых бродяг"! Где трупы животных распяты, подвешены на крюках, кошки, кролики, собаки с праздничными колпаками на голове! Куда мы катимся, если ЭТО теперь называют искусством?! Нет слов", – написала одна из пользователей сети.

Несмотря на протесты зоозащитников и претензии посетителей, в Эрмитаже не собираются демонтировать инсталляции бельгийского художника. "Мы не считаем, что эта выставка как-то нарушает права животных или тех, кто их любит, а с точностью до наоборот", - сообщил радиостанции "Говорит Москва" руководитель отдела современного искусства музея Дмитрий Озерков.

"Сам Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях, это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть", - говорится в сообщении на сайте Эрмитажа.

В залах Государственного Эрмитажа открылась выставка Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты».

До начала апреля следующего года одиннадцать залов Зимнего дворца, Нового Эрмитажа, Главного штаба будут заполнены многочисленными произведениями Яна Фабра. Фабр – не только художник и скульптор, он еще и известный режиссер, автор театральных текстов, перформансов. И все эти свои таланты он щедро использовал при создании выставки в Эрмитаже. Так что получилось зрелище чрезвычайно разнообразное и нескучное: блестящие фантасмагорические головы с карикатурными рогами, ушами и другими атрибутами, рисунки в различных техниках, получившие объемное воплощение натюрморты Снайдерса с кроликами, перепелками, утками, попугаями и прочей дичью-снедью, головы хищных птиц-стервятников, выстроившихся в похоронную шеренгу на фоне традиционных пейзажей, одежда и рыцарские доспехи из навозных жуков, гигантские гипсовые слепки, прикорнувшие под портретами старых мастеров, и снова – чучела лебедей, павлинов...

Эти перечисления можно продолжать почти до бесконечности. Но главная особенность и основная и всех объектов Фабра – его «зацикленность» на искусстве старых голландских мастеров, рефлексия и переживания на темы натюрмортов, пейзажей, жанровых сцен, портретов Рубенса, Йорданса, Рембрандта, Снайдерса, Ван Дейка, Брейгелей и других выдающихся живописцев маленькой полосы суши вдоль берега холодного моря, которая дала миру выдающихся живописцев.

Я приехал из очень маленькой страны – Бельгии, но это совершенно удивительная страна, которую на протяжении многих веков оккупировали французы, немцы, испанцы, бельгийцы, но в живописи наших мастеров вы увидите сопротивление любой оккупации, прославление радостей повседневной жизни, - сказал на открытии выставки Ян Фабр. – Но в живописи французов, испанцев всегда прославляется власть, сила, а у нас – карнавал, радость, настоящий праздник жизни.

Ян Фабр родился в Антверпене. По словам художника, его отец с ранних лет водил сына в дом Рубенса, где он рисовал, копируя манеру старых мастеров. Его дед Жан Анри Фабр – знаменитый энтомолог, автор известной на весь мир книги «Жизнь насекомых». Поэтому не удивительно, что внук постоянно обращается к эстетике животного мира: он использует чучела животных, создает свои произведения из панцирей жуков, из рогов и скелетов зверей. А еще он пишет кровью и синими чернилами шариковой ручки BIC.

Выставка Фабра в Эрмитаже – это не выделенная экспозиция, не отдельный зал или какая-то огороженная его часть: экспонаты Фабра заполнили собой пространства залов с работами старых мастеров. Подвешенные на разной высоте тушки-чучела кроликов и перепелов, которые держат в своих челюстях черепа, сделанные из панцирей тропических жуков, висят возле рам с полотнами Снайдерса. Рядом с работами Йорданса, Рубенса стоят гипсовые слепки, перед голландскими пейзажами выстроен целый ряд голов хищных птиц-стервятников (объект «Обезглавленные вестники смерти»).

Работы Фабра ведут постоянный диалог с картинами старых мастеров, они раскрывают их подлинный смысл, философию жизни и смерти, которую не всегда воспринимают зрители, глядя на роскошество красок и пиршество радостей земной жизни голландских художников. Ведь убитая и растерзанная поваром дичь на холсте Снайдерса ничем принципиально не отличается от чучела куропатки, которую держит в зубах символ смерти череп, сделанный Фабом из блестящих панцирей жуков. И то и другое – мертвая натура, символ вечной жизни и ее спутницы – смерти, кружащихся в бесконечном танце. Именно эта тема – диалог жизни и смерти, их неразрывное единство – и является главной темой творчества Яна Фабра художника, скульптора, режиссера.

Отвечая на вопрос – как радость и торжество жизни, которые свойственны фламандскому искусству, сочетаются с торжеством насилия, убийства животных? – Фабр ответил, что это не связано с насилием, это все торжество природы, и если России до сих пор едят кроликов, а чтобы их съесть, их нужно освежевать, это не означает насилия, это все равно жизнь, это нормальный процесс. «В Бельгии и Фландрии особое отношение к животным, их очень любят, считают самыми лучшими врачами, лучшими философами жизни, к ним надо прислушиваться, - сказал Фабр. – Животные – часть нашей жизни». О том, что «ни одно животное не пострадало ради выставки», Фабр неоднократно говорил во время открытия: все кошки, кролики, собаки, куропатки погибли своей смертью или были сбиты на дороге, потом попали в мастерскую таксидермиста, оттуда – в руки художника. Даже жуки не погибли ради искусства: их блестящие крылья и панцири Фабр взял у хозяев юго-восточных ресторанов, где готовятся блюда из таких насекомых.

Идея эрмитажной выставки возникла после Лувра, где Фабр семь лет назадсделал временную экспозицию в залах фламандской и голландской школ живописи.

Я благодарен и потрясен открытостью кураторов Эрмитажа, - сказал Ян Фабр на открытии. – Семь лет назад Пиотровский и Озерков увидели мою выставку в Лувре, и потом пригласили меня в Эрмитаж. И все время, пока шла подготовка к ней, все сотрудники Эрмитажа шли мне навстречу, во всем помогали и отзывались на любые просьбы.

Кроме работ в залах старых мастеров, в Главном штабе открыта большая самостоятельная экспозиция Яна Фабра – здесь представленная и серия рисунков, и отдельные объекты. Один из них посетители буквально проходят насквозь: слева и справа по ходу в полутьме с потолка свисают сверкающие нити карнавального серпантина и новогодней мишуры, а между струями блестящего дождя летят в пространстве, подвешенные к потолку, или лежат в разных позах на полу чучела кошек и собак в клоунских колпачках с бантами на шее. Обилие чучел, особенно в сочетании с черепами, может вызвать у посетителей оторопь и недоумение, но, по мнению организаторов выставки, это не намерение художника вызвать негативные эмоции, связанные с переживанием страха смерти, а, наоборот, напоминание о тесной связи жизни и смерти, о чем, собственно, и говорили и говорят в своем творчестве все художники мира.

Ничего эпатажного в этой выставке нет, - считает Дмитрий Озерков, куратор выставки, заведующий Отделом современного искусства Эрмитажа. – У старых мастеров вы встретите куда более эпатажные работы. Это выставка-размышление о том, что такое по сути фламандское искусство. Мы привычно восхищаемся роскошью их живописи, а Фабр видит это в контексте всего европейского искусства. Например, у Йорданса мы никогда не обращали внимания, что практически на всех его картинах изображенные собаки. Почему? Потому что это все сюжеты про верность, преданность. Отсюда параллель с чучелами собак, выставленных в Главном штабе, которые, в первую очередь, перекликаются с темой женского и мужского начала.

В нескольких залах Эрмитажа кроме экспонатов Фабра демонстрируется фильм, снятый им в прошлом году: художник, облаченный в рыцарские доспехи, ходит по музею, преклоняя колени перед творениями гениев прошлого, и выходит из залов преображенный светом искусства. К выставке подготовлена и большая образовательная программа, которая проходит в Эрмитаже до конца этого года – фильмы, цикл лекций, мастер-классов и серия публичных дискуссий. Завершится программа акцией «Оммаж Яну Фабру. Интеллектуальный Марафон»: в течение суток 31 марта–1 апреля 2017 в Главном штабе Эрмитажа будут идти дискуссии и круглый стол с участием критиков, искусствоведов, театральных деятелей, музыкантов, художников на фоне показа спектакля-перформанса Яна Фабра Mount Olympus. Выставка продлится до 9 апреля 2017 года.

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...