Все о танце фламенко. Фламенко - страстный испанский танец под звуки гитары


Фламенко оказало огромное влияние на множество различных танцев и музыкальных направлений во всем мире. Начинают появляться смешанные стили, такие как фламенко – рок, фламенко – поп, фламенко – джаз, и даже танец румба, который входит в обязательную программу в соревнованиях по латиноамериканским танцем, оказывается, является вернувшейся разновидностью фламенко. Представляем вашему вниманию лишь немногие стили, которые существуют сегодня в мире.

Пожалуй, одним из самых известных направлений во фламенко является так называемый «alegrías» (алегрия) , свои же истоки это направление берет в Кадисе. Дословно «алегрия» переводится как «радость», поэтому это направление одно из самых жизнерадостных и веселых во фламенко. «Алегрии» обычно состоят из трех частей: вступления, самой песни-куплета и заключения. В середине песнопения, куплете, обычно раскрывается вся сущность алегрии, суть и глубокий смысл, заключение же обычно используется певцами для того, чтобы показать оттенки своего тембра, обычно заключение исполняется гораздо мягче, чем сам куплет. Песни «алегрия» были созданы когда-то, как аккомпанемент к танцу, поэтому они настолько полны грации, динамики, энергии и зажигательной живости.

Фламенко слушать:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Фламенко видео:

Еще одно известное и довольно популярное направление «tangos» (тангос) , иногда его еще называют «тангильос» — уменьшительное от «танго», родиной которого также является Кадис. В «тангос» более быстрый темп, чем в «танго», но, тем не менее, они очень похожи и связаны друг с другом. Каждый аккорд такого танца состоит из 6 ударов, при котором игра на гитаре и танец являются единым и неразделимым целым. Также как и «алегрия» «тангос» меньше всего поддался влиянию других направлений, поэтому дошел до нас практически в классической и неизменной, традиционной, «пурической» форме. Веселые, игривые, задорные, оптимистичные, но в то же самое время, чувственные и эмоциональные песни очень подходят для выступлений на сцене, карнавалах и праздниках.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

«Fandango» (фанданго) - относится к разновидности «cante jondo» (канте хондо) , что представляет из себя древнее ядро фламенко, которое восходит корнями к музыкальным традициям и системам Индии. Это народный танец, который исполнялся под сопровождение кастаньет и пение гитары.

Кастаньеты – инструмент, который изготавливается из дерева, особенно твердых его пород, таких как палисандр, каштан, черное дерево и многих других. Они используются для ритмического аккомпанемента танцующим.

Родина этого направления стала Андалусия, далее он распространился к Астурии и Португалии. Сейчас fandangos aflamencaos является одним из самых основных ритмов фламенко. Несмотря на то, что тематический диапазон поэзии фанданго разнообразен: от мира и войны до любви, ненависти, смерти и жизни, все-таки преобладают любовные мотивы. Это парный танец, страстный, рассказывающий любовную историю, сейчас он популярен во многих областях Испании, особенно в Малаге, Кордове и Лусене.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

«Saeta» (саэта) – песнопение, разновидность фламенко, которое поется во время религиозных мероприятий и праздников. Это диалог с богом. Здесь можно услышать и жалобу на несчастную судьбу и мольба к богу, чтобы он услышал и помог. Иногда это голос грешников, голос терзаний из-за плохих деяний, которые они совершают. Существует легенда, что в 18 веке монахи бродили по дорогам и, напевая саэты, побуждали верующих раскаяться в своих грехах. Саэты 17-18 веков представляли собой монотонные с многочисленными паузами песнопения. С тех же пор саэты претерпели огромнуые изменения и эволюционировали. Современное песнопение саэта является направлением фламенко, которое также делится на подвиды и насчитывает огромное количество стилей, известно почти во всех уголках Испании.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Конечно, это лишь неполный перечень всех стилей фламенко, которые живы в мире. Список можно продолжать до бесконечности.

В настоящее время фламенко претерпело значительные изменения. Иногда, в исполнении современных певцов, сложно узнать «пурические» мотивы. Одной из популярных певиц время является Rosario Flores

Слушать фламенко:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

а также Mala Rоdriguez

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

В мире существует немало танцев. У каждого народа свои ритмы и музыка. Но в современном мире вряд ли найдется человек, который никогда не слышал бы об испанском фламенко.

Женщина, танцующая фламенко

Пожалуй, самой известной в мире исполнительницей, с чьим именем ассоциируется фламенко, стала знаменитая Кармен. Жгучая красавица с яркой розой в длинных черных волосах. Ее образ стал символом танца на все времена.

Под чарующие звуки гитары, сопровождаемые душевным пением, танцует женщина. Ее пышные юбки развеваются в такт движениям. Ее руки извиваются, словно крылья сказочной птицы. Ее глаза полны страсти и огня. Ее сексуальность притягивает мужчин, словно свет фонаря мотыльков в ночной тьме. Она знает, как она красива, и гордится этим. Но эта женщина не из дешевок, она знает себе цену, и завоевать ее сердце сможет только лучший.

Фламенко - страсти, огня, выражение чувств и эмоций. В нем нет ничего наигранного или вымышленного. Он - сама жизнь. Исполнять его без вдохновения невозможно. Лучшие исполнители - те, кто вложил во фламенко свою душу, страсть и трепет тела.

Направления танца

Издавна выделяют два направления фламенко, которые отличаются друг от друга по стилистике. Древний cante hondo (в переводе означает глубокий) - это исторически сложившийся культовый танец. В нем выражается сакральная сущность мечущейся души.

Второе направление - cante chico (облегченный). Это современное фламенко, которое утратило духовную составляющую и стало танцем для всех. В обоих классах выделяется свыше 50 разновидностей, различия между которыми сможет понять лишь опытный специалист.

Истоки танца

Фламенко - это танец, зародившийся в глубокой древности. Его истоки берут начало в мавританской культуре. В XV веке в Андалузию хлынули потоки беженцев из Византии. Среди них были цыгане, евреи, негры и другие народы. Все они жили изгоями, людьми низшего сорта. Вся боль народа выплескивалась в рвущих душу музыке, песнях и в страстных танцах. Каждый народ внес во фламенко часть своего культурного наследия, частицу своей души.

В XVIII веке ситуация наладилась, гонения на цыган прекратились, танцоры вышли на площади и выступали в тавернах. Искусство, столько веков считавшееся сакральным и запретным, вышло на свободу, завоевав популярность. Испанское фламенко стало символом обретенной свободы.

Уже в XX веке к традиционным испанским и цыганским элементам органично приплелись кубинские мелодии, джазовые напевы. Танец дополнился элементами классического балета.

Слияние жанров

Испанский танец фламенко, по сути, не только зажигательные движения танцовщицы или танцора. Это симбиоз из музыкального сопровождения токе, традиционно исполняемого на гитаре, задушевного пения канте и непосредственно танца байле.

Фламенко - это байлаора, кантаора и тораора. В традиционном исполнении каждый из них может начать свою партию. А остальные поддерживают. Первым может выйти любой из троицы и задать тему. А оставшиеся подхватят ее музыкальной, танцевальной или песенной импровизацией. Когда на первый план выходит один из исполнителей, остальные держатся на втором плане, чтобы дать выступающему выплеснуть свои эмоции. Но в процессе выступления роли меняются. И лишь в конце они объединяются в апогее танца, объединенного общим огнем.

Сложные ритмы

Музыкальный ритм фламенко сложно перенять или переложить на ноты. Каждый раз во время исполнения одна и та же мелодия может воспроизводиться быстрее и медленнее, добавляются переходы и переливы. Истинное искусство танца (Испания) фламенко передается от учителя к ученику.

Исполнители

Известным всему миру фламенко сделали известные исполнители. Как только были отменены гонения на цыган и испанцы узнали красоту жизнеутверждающего танца, он стал необычайно популярен. Уже в 1842 году была открыта первая школа фламенко в Севилье. Именно с этого времени танец стал индустрией, он утратил свою сакральность и таинственность.

На рубеже XVIII-XIX веков был известен исполнитель Сильверио Фронконетти, который нес это древнее искусство в массы. Его выступления всегда были полны страсти и огня. Но многочисленные последователи превратили фламенко из сакрального танца в спортивный, где техника исполнения стояла выше душевной глубины. Именно такой вариант и стал общепринятым во всем мире.

Но на родине, в Испании, остались истинные ценители. Там фраза «В нем нет огня!», сказанная об исполнителе фламенко, является «смертным приговором» для танцора. Известен случай, когда на одном из танцевальных конкурсов главный приз получила 80- летняя старушка. Она заткнула за пояс юных исполнительниц своим внутренним огнем и страстью, отразившимися в танце. Ведь, как говорят испанцы, танцевать нужно так, словно сама смерть держит тебя за плечо.

Процесс обучения

Фламенко - это очень популярный танец. Практически в каждом городе есть школы, где обучают ему. Не иссякает и поток желающих познать тайны мастерства. И в этом нет ничего удивительного, ведь именно фламенко раскрывает женскую сущность. Нельзя быть скромницей в жизни и с жаром исполнять движения на сцене. Начав обучение, женщина меняется внутренне, она освобождается от комплексов, познает себя, раскрывается, словно бутон. Начать обучение можно хоть в 6 лет, хоть в 86. Ограничений нет.

В Испании всем желающим предлагают пройти базовый курс фламенко для начинающих, состоящий из 10 занятий, которые проводятся по 2 раза в неделю. Познать основы танца можно менее чем за месяц, но чтобы стать профессионалом, понадобятся годы работы.

Хороший педагог, прежде всего, заставит женщину полюбить себя. Ведь только женщина, гордящаяся своей красотой, сможет достойно преподносить себя в танце.

Основная поза - поза полного довольства собой. Гордая красавица не знает комплексов, не видит в себе изъянов и уж точно не расскажет о них другим. После этого прорабатываются женственные жесты, шаги, повороты. Танцовщица - это королева, а зрители, с восхищением глядя на нее, видят в ней неземную женщину.

Почему стоит обучиться фламенко

Каждой девушке, независимо от даты рождения, стоящей в паспорте, стоит попробовать себя в фламенко. Обучение этому танцу раскрывает в женщине скрытые резервы. Уже после нескольких месяцев занятий она поймет, что в жизни нет места притворству и страхам. Женщина сильна и прекрасна, ее не сломить бытовыми сложностями. Она любит и любима.

К тому же регулярные тренировки значительно улучшают фигуру. Основное требование ко всем танцующим - ровная спина как символ несгибаемого характера. О сколиозе и сутулости можно забыть после первых занятий.

Важные элементы танца - отбивание дроби ногами. Оттачивание этих упражнений делает мышцы ног подтянутыми и упругими, а ноги стройными и красивыми.

Руки танцовщицы должны порхать словно крылья. Мастера учат изгибать их красиво и грациозно.

Регулярные занятия неизбежно повлекут улучшение фигуры, подтягивание всех мышц, улучшение их рельефа. Красивая осанка - еще один немаловажный плюс от занятий. Ну а уверенность в себе и избавление от комплекса неполноценности будут приятным бонусом.

Фламенко лечит проблемы подобного рода лучше любых психологов.

Одежда для танца

Фламенко - танец с цыганскими корнями. Одежда для танцовщицы напоминает традиционное платье представительницы кочевого народа. Юбка до пола выполнена из разноцветной материи. Она может быть многослойной или украшенной оборками и воланами. Во время движения танцовщица словно оказывается охвачена волнами собственного платья. Неотъемлемая часть танца - игра с подолом, который напоминает то безудержные морские волны, то языки обжигающего пламени. Это платье обязательно яркое, броское - никаких пастельных тонов!

Шаль с длинными кистями - еще один элемент женского костюма. Она может повязываться на талии, подчеркивая стройность силуэта, либо набрасываться на плечи. В этом случае она образует в движении силуэт парящей птицы.

Нередко выступают танцовщицы и с веером, буквально гипнотизируя зрителей и держа в напряжении до последнего момента. Каждый атрибут во время движения под музыку словно оживает, внося свои дополнения в рассказ испольнительницы.

Важная деталь костюма - обувь с каблуками, которыми исполнитель отстукивает ритм. В руках могут быть кастаньеты, которые издают щелчки и задают темп движениям и музыке.

Мужчины, исполняющие фламенко (фото в статье), одеваются в темные брюки с широким поясом и белоснежную рубашку. Можно дополнить наряд короткой жилеткой. Образ исполнителя лаконичен и строг. Это само воплощение мужественности и стати.

Важные элементы

Во время исполнения фламенко танцор не парит над землей, напротив, он уверенно стоит, как бы занимая твердую, жизнеутверждающую позицию. Это символ безопасности и защищенности. Он зянял свое место, оно принадлежит ему по праву, хотя бы на время танца.

В движениях каждой части тела проявляется рассказ о жизни, повествование о том, что волнует каждого в отдельности и всех вместе. Из грудной клетки исходят переживания, обиды, любовь и печаль. Плечи танцора говорят о навалившемся грузе ответственности и вековом угнетении. Кисти рассказывают о чувствах, это самая выразительная часть тела исполнителя. Широко расставленные локти словно позволяют ему занять твердую жизненную позицию, освободить для себя кусочек под небом. Позвоночник - это основа танца. Он символизирует несгибаемость характера, твердость духа и упорство.

Движения в фламенко несложны, их не так уж и много. Но каждое из них наполнено глубоким смыслом, таит в себе мудрость веков. Знающий язык танца может поведать миру свою историю, заставить сопереживать всех зрителей. Это путь, ведущий к внутреннему освобождению и радости, хотя внешне он наполнен грустью и болью.

Новые формы

На протяжении истории фламенко менялось, переживало взлеты и падения. И пусть сегодня ценители говорят, что этот вид искусства умер, но интерес к нему не угас. Напротив, появляются новые виды и течения, основанные на традиционном исполнении и дополненные современными формами. Так появились фламенко-поп, фламенко-рок, фламенко-джаз и джипси-румба. Каждый из них имеет право на жизнь и находит поклонников и последователей. Но остается фаворитом!

Новичку сложно разобраться в этих течениях. Но зато каждый может найти то, что ему действительно по душе. Главное - понять дух танца, постичь глубинный смысл движений и вложить чувства в исполнение каждого па.

Увидев объявление о наборе в школу фламенко, не стоит проходить мимо. Возможно, это сама судьба подает знак о том, что пора менять свою жизнь, раскрываться и лететь. А танец - это лучший способ сделать это красиво и достойно.

Темпераментное, зажигательное фламенко никого не оставит равнодушным. Ноги сами будут двигаться в такт страстной музыки, а ладони отстукивать экспрессивный ритм

Культура фламенко сформировалась в южной части Пиринейского полуострова, в основном в Андалусии. В целом, культура фламенко включает в себя музыкальное искусство. В большой степени это гитарное, вокальное искусство, танцевальное, театральное и характерный стиль одежды. Термин «фламенко» тесно связан с культурой и бытом цыган, в Андалусии в течение 150 лет он и означал именно эту народность. Есть и другие версии этого термина: в испанском языке flamenco, кроме цыган, означало еще «фламандец» и «фламинго». Возможна версия происхождения термина и от латинского flamma - огонь. Очевидно, каждая трактовка частично соответствует истине, и, собранные воедино, они создают целостный образ всей культуры фламенко.

История возникновения танца

Долгое время единственными носителями культуры фламенко считались цыгане. Они прибыли в Испанию в 15 веке из Византии, и стали впитывать в себя местные традиции музыки и танца. А в Испании сильно было влияние арабской, мавританской культуры. Так, цыгане, впитав в себя испанские, арабские, еврейские традиции, и соединив их с собственной самобытной культурой, создали такое уникальное явление как фламенко. Они жили замкнутыми, обособленными группами, и длительный период фламенко было изолированным искусством. Но в 18 веке, с прекращением гонений цыган, фламенко «вышло на свободу» и сразу же завоевало популярность.

В 20 веке фламенко обогатилось кубинскими традициями, джазовыми вариациями. Движения испанского классического танца также стали использоваться в культуре фламенко. Сейчас фламенко пользуется заслуженной популярностью: его танцуют профессионалы и любители, регулярно проводятся фестивали фламенко, существуют многочисленные школы этого вида танца.

Что такое фламенко?

В основе всех испанских танцев лежит народное искусство. Танцы в стиле фламенко часто исполняются в сопровождении кастаньет, хлопков в ладоши - пальмас, ударов в перпуссионный ящик (кахон). Нельзя представить фламенко без традиционных атрибутов - длинного платья, веера, иногда шали, которую танцовщица то оборачивает вокруг своего стана, то раскручивает. Непременным моментом танца является игра танцовщицы с подолом своего платья. Это движение напоминает о цыганском происхождении фламенко.

Мелодия испанского танца довольно часто имеет музыкальный размер 3/4, но может иметь и двудольный размер 2/4 или 4/4. Для фламенко характерны движения сападеадо - выстукивание ритма каблуками, питос - щелчки пальцами, пальмас - хлопки ладонями. Многие исполнители фламенко отказываются от кастаньет, так как они не дают возможности в полной мере проявить выразительность рук. Руки в испанском танце работают очень активно. Они придают танцу экспрессивность и грациозность. Движение флорео - поворот кисти с ее раскрытием - просто завораживает. Оно напоминает цветок, который постепенно распускается.

Виды

Под общим названием фламенко объединено много испанских танцев, среди которых аллегриас, фаррука, гарротин, буллерия и другие. Существует множество стилей фламенко, различающихся ритмическим рисунком. Наиболее известные из них:

  • Палос
  • Фанданго
  • Солеа
  • Сегирийя

Стиль кантре фламенко включает в себя и танцы, и пение, и игру на гитаре.

Искусство фламенко, являясь синтетическим, объединяющим культуру востока и запада, оказало влияние на формирование музыкальных и танцевальных стилей по всему миру. Сформировались современные виды фламенко:

  • джипси-румба
  • фламенко-поп
  • фламенко-джаз
  • фламенко-рок и другие.

Особенности фламенко

Для танца и музыки фламенко характерны импровизации. Сложный ритмический рисунок, обилие мелизмов и вариаций, делают затруднительным точную нотную запись и запись танцевальных движений. Поэтому в искусстве фламенко важная роль отводится учителю, через которого самобытная культура передается из поколения в поколение. Фламенко оказало влияние на латиноамериканскую музыку, джаз. Современные балетмейстеры и хореографы видят в искусстве фламенко большой простор для самореализации и внедрения новых идей.

Испанцы все любят танцевать. Существует четыре стиля танца - современный, классический, фламенко и народный.

Танец фламенко - потомок древнеиндийский танцев, в Испании появился в 500-250 годах до н.э., когда индийские танцоры, прибывшие в Испанию через порт Кадис (Cádiz) чтобы развлекать королевскую знать. Почти через 1000 лет на испанскую землю пришли мавры и цыгане, которые привезли свои стили танцев. Слияние нескольких культур Иберийского полуострова (арабской, цыганской, иудейской, христианской) усовершенствовало уже существующий танец фламенко. Будучи народным видом творчества, мастерство фламенко передавалось от учителя к ученику и на бумаге не записывалось.

Танец Фламенко в паре

Этот музыкальный жанр родился в Андалусии, но по всей Испании встречаются исполнители фламенко - гитаристы (guitarristas), танцоры (bailarínes), певцы (сantantes). Фламенко - один из символов Испании, имеющий первостепенное значение для танцевальной культуры. Фламенко - народный одиночный танец, в котором жесты - это страстное и эмоциональное выражение чувств. Это танец внутреннего освобождения, танец для женщин с судьбой!

Довольно сухое и точное описание фламенко приведено в БЭС: "Танцы фламенко (аллегриас, солеарес, фарукка и др.) бытуют у цыган южной Испании. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания или чередования ударов каблуков и носков, значительна роль рук. Кастаньеты используются редко и обычно женщинами. Танцы фламенко исполняются в сопровождении гитары, выкриков, хлопков в ладоши. Допускается импровизация, несравненно большая, чем в других народных испанских танцах."


Накал страстей порой настолько высок, что создается впечатление, что мужчина и женщина, танцующие на высоких каблуках, хотят затанцевать друг друга до изнеможения. Даже в странах Латинской Америки существуют жанры, представляющие собой смесь фламенко. Привезли их в Америку первые испанские эмигранты. Примером служат кубинские хабанеры . Разновидностей фламенко много: фанданго, малагенья, алегриас, солеарес, фаррука...

Фламенко - огненный танец

Севильяна - один из популярных в Андалусии танец. Танцеют в паре. Танцоры, в заданном гитарой ритме, хлопают в ладоши и при этом поют. В ходе танца партнеры постоянно то приближаются друг к другу, то отдаляются.

Сардана - народный каталонский праздник. Название его происходит от названия острова Сардиния, в Италии. Давно, этот остров входил в состав Арагонского королевства. Танцоры, их количество ограничено лишь размером площадки для танцев, берутся за руки. Образуя круг, совершают определенные движения, отбивая такт каблуками.

Чотис - танец жителей Мадрида. Очень медленный танец. Танцуется в паре, партнеры тесно прижимаются друг к другу. Движение в танце очень просты: три шага налево, три направо, поворот. Весь танец пара танцует на "пятачке".

Мунейра - танец, распространенный в Галисии. Его танцуют группой. Танцоры поднимают вверх руки и выполняют разнообразные быстрые прыжки.

Хота - танец, популярный во всей Испании. Самая известная хота в Арагоне. В каждой провинции танец имеет свои разновидности.

Пасодобль - танец, связанный с корридой. Многие знаменитые тореро имеют свой собственный пасодобль. Танцеутся в парах. Танцоры изображают тореро и его плащ, подчиняясь ритму музыкального сопровождения.

Алегриас (Alegrias) - веселый танец. Родина алегриас - город Кадис. Появление этого танца свяывают с победой испанцев над войсками Наполеона. Благодаря своему географическому положению, город долго был в асаде врага. Силы защитников были на исходе, уже казалось вот вот наступит поражение, но на помощь жителям с севера пришли аррагонцы и помогли им в решающий момент. Часто куплеты алегриас повествуют об этом событии. В алегриас много движений из арагонской хоты. Алегриас носит веселый, но вместе с тем немного жесткий и победоносный. Исполняется в мажорной тональности.

Фарукка (La Farruca) - захватывающий мужской танец, который первоначально был песней. Цыгане из Андалусии приняли фарукку и изменили на собственный манер. Этот танец является одной из современных форм фламенко и исполняется в минорном ключе. Первоначально, фарукка, танец для мужчин, но сейчас все чаще его стали исполнять женщины, одетые в мужской костюм. Фарукка - танец величавый, гордый, торжественный.

Сегидилья - танец из Ла Манчи. Относится к класическим танцам XVIII века. Руки женщины сплетают кружевные узоры своими плавными движениями. У мужчин движения отличаются строгостью, возвышенностью и четкой пластикой. Движения рук быстрые и проворные, они рассекают воздух, как удары меча, как стрелы молнии.

Специалисты говорят, что для любого танца Испании характерны невероятная ритмичность, эмоциональность и разнообразие движений. Это секрет его быстрого распространения по всему миру. На театральных сценах все больше стало постановок балетов, построенных именно на танцах из Испании.

Стилей фламенко очень много. Есть наиболее популярные и постоянно используемые, есть те, о которых знают немногие – знатоки этого искусства.

Считается, что сначала появились три вида песен — toná (тона), seguirilla (сегирийя) и soleá (солеа). Они впоследствии стали основами для базовых стилей фламенко. Тона исполняется а капелла, сегирийа и солеа – под гитарный аккомпанемент. Для каждого стиля пения была свойственна своя особая ритмическая структура (компас).

Все основные стили фламенко делятся на 10 групп.

SOLEA (СОЛЕА)

К группе solea относятся bulerías por soleá, bulerías, caña y polo, jaleos, alboreá, bambera, romances, giliana . Стили этой группы имеют 12-дольный компас с сильными долями на 3-6-8-12 для солеа и 12-3-6 для булерии. Это произведения трагического настроения.

Солеа — один из основных стилей фламенко, ведущий свое происхождение возможно из окрестностей Кадиса или Севильи. В жанровой классификации фламенко относится к классу канте хондо. Традиционно солеарес исполняются под аккомпанемент одной гитары.

Солеа - один из пало фламенко с наибольшим числом традиционных песен, что особенно ценится слушателями.

Компас (ритм) солеа состоит из 12 долей и наиболее широко используется во фламенко. Некоторые пало получили свой ритмический рисунок от солеа, например, вulerías por soleá , пало типа Cantiñas: алегриас, ромерас, мирабрас, караколес и в некоторой степени булериас . Ритмический рисунок солеа образуется группами и двух и трех долей, однако сильные доли располагаются в концах групп, а не в начале, как это принято в западной музыке.

Компас солеа (с сильной долей на 3,6,8,10,12):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Однако это только основная структура (фундамент), которая фактически не слышна в «palmas» (хлопках), в гитаре, или в ногах танцора. Это своего рода сетка, в которой исполнители фламенко сами создают ритм, который может меняться. Существует множество образцов ритмического рисунка солеареса (от очень простого до очень запутанного). Ритм зависит от настроения, которое артист хочет передать, или цели песни (для одиночного исполнения или для танца).

В отличие от булериаса или кантиньяса, которые исполняются в одном темпе, солеа обычно играется в рубато, то есть темп замедляется и ускоряется. В таких случаях стараются не использовать хлопки или ударные инструменты.

Солеа имеет много разновидностей, связанных с происхождением из той или иной местности Андалусии. Это солеарес из Алкалы, солеарес из Трианы, из Кадиса, из Хереса, из Лебрихи или Утреры.

CANTINAS (КАНТИНЬЯС)

К этой группе относятся alegrías, cantiñas, caracoles, mirabrás, romeras. Это 12-дольные ритмы с сильными долями на 12-3-6-8-10 , с веселым настроением произведений.

ALEGR Í AS (АЛЕГРИАС)

Это palo по ритму похоже с солеа. Название стиля дословно переводится как «радость». Веселый, жизнерадостный танец. Родина алегриаса — город Кадис, время появления – начало XIX века. Толчком для появления этого стиля стала победа испанцев и арагонцев над войсками Наполеона. Кадис был одним из немногих городов Андалусии, который благодаря своему географическому положению было сложно завоевать. Часто куплеты алегриаса повествуют именно об этом событии. В танце часто используются движения из национальной арагонской хоты.

Компас алегриаса (с сильной долей на 3,6,8,10,12):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Этот стиль входит в группу Cantiñas (исп.: народные песни) и обычно исполняется в быстром темпе (120-170 ударов в минуту). Мелодии с подобным темпом, как правило, используются для танцев, в то время как медленные мелодии алегриаса более предпочтительны для пения.

BULERIAS (БУЛЕРИЯ)

Булерия — это «живая грация цыганского юга Андалусии». Этот стиль предоставляет исполнителю наибольшую свободу для импровизации. В булериас присутствует отзвук всех песен Андалуcии. Здесь можно услышать и алегриас, и фандангильо, и даже солеарес. Это песни живые, веселые и полные бурных эмоций, но в них проскальзывают и жалобные нотки, свойственные солеа. Считается, что булерия зародилась на Средиземноморском побережье, их звучание напоминает о шуме моря — то безмятежном и спокойном, то о бурном и опасном. В булерии можно встретить все эмоции, которые способна испытывать человеческая душа. Эта музыка звучит каждый раз по-новому, при этом всегда узнаваема. Она основана на импровизации, но, тем не менее, существуют довольно жесткие ритмические рамки. Другие особенности булерии — это яркая индивидуальность гитары при исполнении песен, булерию называют основой гитарной игры фламенко. Сначала единственным предназначением пения был аккомпанемент танцу, и оно подчинялось строгому ритму. Позднее кантаоры усложнили булерию и придали ей большую ритмическую гибкость. Особенностью танца булерии — булерии фиесты — является образованный участниками полукруг, из которого они друг за другом выходят для исполнения сольной танцевальной части.

Булерия относится к самым молодым стилям. Она впервые появилась на сценах театров и кафе кантанте в конце XIX века и исполнялась в качестве «десерта» после напряженного исполнения драматичных песен канте хондо. В 20-х годах XX века она уже сформировалась и признавалась наравне с остальными стилями. Сейчас это один из самых любимых и часто исполняемых стилей фламенко.

Компас булерии состоит из 12 долей, начинается с неакцентируемой ноты:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другие варианты:

1 2 3 1 2 3 1 2 1 2 1 2

12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

T ANGOS (ТАНГОС) и TIENTOS (ТИЕНТОС)

К этой группе относятся: tangos, garrotín, tientos, marianas, farruca, tanguillo y zapateado, zambra. Стили этой группы имеют 4-дольный компас, хотя правильнее считать тангос на 8 долей, так, как это и делают испанцы.

T ANGOS (ТАНГОС)

Название «тангос» происходит от «tanga» — гулкий звук, шум от удара, также обозначает покачивание. Возможно другое происхождение – от глагола «tangir», т.е. играть на музыкальном инструменте. Слово стало использоваться для обозначения разных стилей танца по обе стороны Атлантики, что затрудняет поиск корней танца, хотя нетрудно выделить общие формы с аргентинским танго. Очевидно, на его развитие повлияла американская музыка – сказался результат контактов с кубинской музыкой, хотя именно в Кадисе этот танец берет свое начало. Здесь следует говорить о живом, ритмичном ударном стиле танца, который вместе с булериас составляет основу фламенко. Исполнялся в изящных и грациозных движениях, быстро и озорно. Ритм его легко запоминается, танец допускает вариативность поз и импровизацию. В своем простейшем варианте без сложных движений, свойственных профессионалам, тангос может исполнять любой почти любой человек.

Тангос следует андалузской тональности, хотя встречаются варианты, особенно в Триане или Гранаде, придерживающиеся мажора либо минора. Тангос и румба в настоящее время стали весьма похожи, хотя основные различия (в игре на гитаре) сохранились. Для танго характерно выделение аккордов, обозначение чета путем резкого перебора струн. В случае румбы гитара звучит непрерывно. Основные тональности: ля – си бемоль, ми-фа. Тангос — один из основных стилей фламенко, а также один из наиболее древних.

Существует множество разных видов тангоса в зависимости от места его происхождения — Кадиса, Севильи, Хереса или Малаги, но почти всегда – это пение, сопровождаемое танцем.

Компас тангоса:

Первая доля безударна, следующие три – ударные.

AMERIKANOS (АМЕРИКАНОС)

Отдельное место занимает группа стилей americanos. Сюда относят: guajiras, colombianas, peteneras, rumbas, milonga y vidalita , то есть все, что появилось под влиянием культуры Латинской Америки. Эти стили имеют 4-дольный компас.

RUMBAS (РУМБА)

У танца румба два источника — испанский и африканский: испанские мелодии и африканские ритмы. По настроению — это праздничный стиль.

С одной стороны, в мелодическом плане румба схожа с моделями кубинского характера гуарачеро, с другой стороны, танец фламенко нашел в румбе один из самых чувственных ритмов в перечне стилей фламенко. Движения бедрами, также как и провокационное покачивание плечами, обратили танцевальное исполнение румбы в расточительность чувственности танцовщицы в самом чистом кубинском стиле, который способствовал быстрому распространению румбы фламенко как стиля для большого числа зрителей.

Испанская румба очень живая и праздничная, она ритмична и постоянно допускает импровизацию. Возможно, поэтому именно румба стала символом фламенко как вольного, свободного танца.

Компас румбы:

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

GUAJIRA (ГУАХИРА)

Этот танец и песня родом из Кубы. «Guajiro» в переводе значит: крестьянин, народная песня, очень распространенная на Кубе.

Гуахира, как танец, происходит из первой половины 20-го века, как сопровождение одноименного пения. Ведет свою ритмику и гармонию из кубинского пунто (punto cubano), стиля, заимствованного в свое время на Кубе и перенесенного на Канары, где произошло смешение с местными танцами. По мнению многих экспертов, этот стиль необходимо определять как кубинский пунто. Богатством своей мелодии гуахира обязана известному кантаору Pepe Marchena, который эволюционировал свою гуахиру в инструментальный стиль и очень красивую мелодию «Contigo me caso indiana». В 30-40 е годы этот стиль был весьма популярен, сопровождая танец с этим же наименованием, который в настоящее время практически исчез. Это песни в стиле фламенко на основе кубинского фольклора. Куплеты ее относятся, в основном, к Гаване и ее жителям, доминирующие темы — о любви и ностальгии. Куплеты по 10 восьмисложных стихов. По характеру гуахира очень веселая и ритмичная. Характеризуется мягкостью и имеет салонный характер. Игра идет только в мажоре. В традиционном варианте продолжительность игры невелика, т.к. как только начинается стук каблуков, аккомпанемент перестает быть мелодичным и лишь четко задает ритм для танцора. Напротив, инструментальные вариации на тему гуахиры, появившиеся позже оригинального варианта, очень мелодичны и изобилуют лирическими отступлениями. Непременным атрибутом танца является использование веера, также иногда используется шаль.
Компас гуахиры двенадцатидольный. В отличие от стилей группы солеа компас начинается с сильной доли (сильная доля в начале такта):

12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие стили (информация готовится)

G ENEROS de FOLKLORE

Это народные «околофламенковые» или стили фольклорного направления: campanilleros, zambra del Sacromonte, nanas, panaderos, pregón, sevillanas, villancicos, zorongos. У нас наиболее часто встречается севильяна.

F ANDANGOS

Эта группа включает в себя фанданго всех родов и видов — fandangos naturales, fandangos por soleá, fandangos por bulerías, fandangos atarantados, fandangos comarcales (de Huelva: de Alosno, de Rebollo, del Cerro etc).

MALAGUENAS

Эти стили родом из города Малага: verdiales, malagueñas, jabera, rondeña, granaína y media granaína. Компас 6-дольный и 12-дольный.

(Информация взята из книги Эль Монте Анди «Фламенко. Тайны забытых легенд»)

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...