Социальное действие по М. Веберу


"Социальный" является синонимом слова "общественный". Следовательно, любая дефиниция, включающая в себя хотя бы один из этих двух терминов, предполагает наличие связанной совокупности людей, то есть общества. Предполагается, что все социальные явления есть результатом совместного труда. Интересно, что это не обязывает участвовать в воспроизведении чего-либо более одного человека. То есть "совместный" не означает прямое отношение к результату труда. Более того, в социологии заведомо считается, что любой труд - общественный в той или иной мере.

Что входит в понятие общественного? Это слово однокоренное с "общим". Между людьми всегда находится что-то такое, что их объединяет: пол, возраст, место проживания, интересы или цели. Если таких людей больше, чем двое, говорят, что они образуют общество.

Что представляют собой социальные явления?

Примеры социальных явлений - любой результат развития и труда общества. Это может быть Интернет, знания, образование, мода, культура и прочее.

Простейший пример, возникший в результате развития экономической системы товарно-рыночных отношений, - деньги. Следовательно, практически все можно представить как социальное явление. Все то, что так или иначе имеет отношение к обществу. К примеру, рассматривается культура как социальное явление или то самое общество. Подробнее эти два аспекта будут описаны далее.

Почему даже труд одного человека - социальное явление?

Чуть выше было обозначено, что и труд одного человека можно определить как рассматриваемый термин. Почему так происходит? Разве понятие "социальное явление" не включает в себя общество, которое должно состоять более чем из двух людей?

Дело тут вот в чем. На любую деятельность человека влияет его окружение: прямо или косвенно. Близкие, знакомые или даже незнакомые формируют его деятельность или, вернее сказать, корректируют ее. Отношения с окружающими людьми и действия человека корелируют между собой сложной системой взаимосвязей: причин и следствий. Даже создавая что-то в одиночестве, человек не может однозначно сказать, что это только его заслуга. Сразу же вспоминаются вручения наград медийным лицам, которые говорят спасибо свои друзьям и близким: у этого явления есть социологическая подоплека.

Что же тогда не имеет отношения к рассматриваемому термину? Для примера можно взять характеристики человека вроде роста и веса, пола и возраста, которые даны ему от природы, его отношения с людьми на них никак не влияют, и потому они не подходят под определение "социальные явления".

Классификация

Ввиду разнообразия социальных явлений их принято разграничивать по видам деятельности. Полную классификацию проблематично привести: категорий столько же много, сколько существует сфер их применения. Достаточно сказать, что бывают социокультурные, а также социополитические, социорелигиозные, социоэкономические и прочие социальные явления. Примеры каждого из них постоянно окружают человека вне зависимости от его деятельности. Это происходит потому, что социализированная личность - часть общества, хотя и взаимоотношение каждого конкретного человека с социумом может быть различными. Даже взаимодействуют с ним - в отрицательном ключе. А может проявиться в результате неудачного столкновения с социумом. Человек никогда не создает себя сам, все это - итог долгосрочного и плодотворного сотрудничества с обществом.

Две стороны

Социальные явления и процессы имеют две стороны. Первая из них - внутренне-психическая, и она выражает субъективность психических переживаний и чувств, отраженных в явлении. Вторая - внешне-символическая, объективизирует субъективность, материализует ее. Благодаря этому формируется явлений и процессов.

Сами они тесно связаны между собой причинно-следственной логикой: процесс - создание явления, а явление создается процессом.

Определение культуры

Происходит от понятия общества. Первая - способ реализации целей и интересов второго. Основная задача культуры - быть связующим звеном между людьми, поддерживать существующие общества и содействовать созданию новых. Из этой функции выделяют еще несколько.

Функции культуры

К таковым относят:

  • приспособление к оружающей среде;
  • гносеологическая (от "гносео" - познание);
  • информативная, ответственная за передачу знаний и опыта;
  • коммуникативная, идущая неразрывно с предыдущей;
  • регулятивно-нормативная, которая регулирует систему норм и моралей социума;
  • оценочная, благодаря которой различаются понятия "добро" и "зло", тесно связана с предыдущей;
  • разграничения и интеграции обществ;
  • социализация, самая гуманная функция, которая призвана творить социализированного человека.

Личность и культура

Культура как социальное явление рассматривается в качестве долгосрочного, непрерывного воспроизводства обществом благ. Но у нее есть и свои особенности. В отличие от остальных социальных явлений, образцы культуры и искусства создаются отдельными личностями и творцами.

Взаимодействие человека и культуры обретает несколько форм. Основных таких ипостасей четыре.

  • Первая представляет личность как результат культуры, продукт, созданный из ее системы норм и ценностей.
  • Вторая говорит, что человек является и потребителем культуры - остальных продуктов этой деятельности.
  • Третья форма взаимодействия - когда личность сама вносит вклад в культурное развитие.
  • Четвертая подразумевает, что человек способен сам выполнять информативную функцию культуры.

Общество - уникальное социальное явление

Общество как социальное явление обладает рядом черт, которые не характеризует более никакое другое из примеров этого термина. Так, сама дефиниция социального явления включает в себя данное понятие. Говорится, как уже было указано ранее, что одно есть продукт другого, результат совместного труда.

Следовательно, общество примечательно тем, что воспроизводит само себя. Оно творит социальные явления, будучи, по сути, ими же. Культура, к примеру, что очень важно запомнить, на это не способна.

Важно и то (является логичным выводом из приведенной в этой статье не раз дефиниции), что общество - залог любого социального явления. Без него невозможна ни культура, ни политика, ни власть, ни религия, что делает его базисом. С этой точки зрения можно заметить, что воспроизводство им самого себя - пример функции самосохранения.

Важность общества и социальных явлений

Возникновение социума стало важным этапом для прогресса в развитии человечества. Собственно, именно он ответственен за то, что отдельные особи стали восприниматься как одно целое, взаимосвязанное. Возникновение различных социальных явлений разных уровней в разное время свидетельствовало и продолжает свидетельствовать о движении человечества вперед. Они помогают контролировать и прогнозировать развитие, являются предметом изучения многих общественных наук, начиная с социологии и заканчивая историей.

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 2014–2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС 1 Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его порядковый номер. 1. «Золотое правило нравственности» гласит: 1) «Око за око, зуб за зуб»; 2) «Не сотвори себе кумира»; 3) «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»; 4) «Почитай отца твоего и мать твою». 2. Возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности называется: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) эмансипация; 4) социализация. 3. На принципе возмещения ущерба, причиненного правонарушением, основана юридическая ответственность: 1) дисциплинарная; 2) гражданско-правовая; 3) уголовно-правовая; 4) административно-правовая. 4. Выберите из списка характерную черту морали: 1) регулирует одну определенную область общественных отношений; 2) не подвержена изменениям в процессе развития общества; 3) в ее основе лежат представления о добре и зле; 4) ее общеобязательность, обеспечивается принудительной силой государства; 1 2 3 4 1 3 2 2 3 2 4 3 Ответы: По 1 баллу за каждый верный ответ Максимум за задание 4 балла Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 2 2 Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу. 1. Выберите из приведенного списка ситуации, регулируемые нормами семейного права: 1) муж и жена основали фирму; 2) бабушка завещала внуку квартиру; 3) родители с детьми посетили театр; 4) родители малолетнего ребенка были лишены родительских прав; 5) муж и жена подали заявление о расторжении брака; 6) установление размера алиментов, выплачиваемых родителем несовершеннолетнему ребенку. 2. В Российской Федерации гражданская дееспособность наступает в полном объеме: 1) по достижении 16 лет; 2) по достижении 18 лет; 3) в случае вступления в брак до достижения 18 лет; 4) с момента начала трудовой деятельности; 5) с момента эмансипации; 6) с момента завершения ступени основного образования. 3. Право собственности включает: 1) куплю-продажу; 2) владение; 3) наследование; 4) распоряжение; 5) договор; 6) пользование. 4. Традиционное общество характеризуют следующие признаки: 1) господство частной собственности; 2) права и свободы человека и гражданина; 3) преобладание сельского хозяйства в экономике; 4) глобализация; 5) сословная структура общества; 6) большая роль религии в жизни общества. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 3 5. По конфессиональному признаку выделяются: 1) католики; 2) риэлторы; 3) православные; 4) буддисты; 5) буряты; 6) канадцы. 1 2 3 4 5 1 456 2 235 3 246 4 356 5 134 Ответы: 2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан одни из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 10 баллов 3 Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. ученический коллектив, группа сверстников, семья, музыкальный ансамбль. Ответ: Малые группы. 2 балла за верный ответ. 4 Что объединяет приведенные ниже фирмы? Дайте максимально точный ответ. «Нестле», «Кока-Кола», «Макдональдс», «Адидас», «Дженерал моторс», «Газпром». Ответ: Транснациональные корпорации. 2 балла за верный ответ. 5 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию: Христианство, иудаизм, буддизм, ислам Ответ: иудаизм, остальные – мировые религии 2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 4 6 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию: Боны, монеты, купюры, векселя, банкноты, ассигнации Ответ: векселя, остальные – деньги 2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). 7 «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. 1. Объектом социальной политики государства является каждый человек, кем бы он ни был. 2. Как пример «правильного» устройства правления Аристотель выделял демократию. 3. В возникновении эмоций участвует мозг, а в их выражении – язык и тело. 4. Социальная среда играет важную роль в обретении человеком человеческого. 5. Учитель физики переквалифицировался в учителя математики. Речь в данном случае идет о вертикальной социальной мобильности. Ответ: 1 2 3 4 5 Ответ: 1 ДА 2 НЕТ 3 ДА 4 ДА 5 НЕТ По 1 баллу за каждый верный ответ Максимум за задание 5 баллов Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 5 8 Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в ее итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию, а также, составляющие ее элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным вами элементам А Б В Г Д Е Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 6 Ответ: По1 баллу за каждый верный элемент ответа. Максимум за задание 10 баллов. 9 Решите задачу. Какие обязанности гражданина, зафиксированные в Конституции РФ, нарушили герои литературных произведений. 1.1. Герой романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок" Александр Иванович Корейко, скрывавший свои доходы в особо крупных размерах. 1.2. Герой повести В. Распутина "Живи и помни" Гуськов, покинувший действующую армию во время войны 1.3. Персонаж романа Ч. Айтматова "Плаха" Кандалов, устроивший охоту на сайгаков в Моюнкумском заповеднике. Ответ: 1.1. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. 1.2. Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации 1.3. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру. Ответы могут быть даны в иных формулировках. По 1 баллу за каждый ответ. Максимум за задание 3 баллов. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 7 10 Решите задачу. Одна из республик Российской Федерации решила ввести собственную традиционную систему измерения, мотивируя это стремлением к сохранению культурного наследия народов, проживающих на ее территории. Правомерно ли это решение? Ответ обоснуйте. Ответ: Решение не правомерно, поскольку согласно Конституции РФ меры измерения находятся в федеральном ведении. До 3-х баллов за полный верный ответ. 11 Соотнесите виды правонарушений и отрасли права, к которым они относятся: А) Б) В) Г) Д) Е) ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ невыход на работу без уважительной причины распитие гражданами пива на детской площадке продажа лёгких наркотиков на дискотеке невыплата кредита банку несанкционированный митинг захват заложников в здании театра Ответ: Ответ: 1) 2) 3) 4) ОТРАСЛИ ПРАВА административное гражданское трудовое уголовное А Б В Г Д Е А 3 Б 1 В 4 Г 2 Д 1 Е 4 По 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Максимум за задание 3 балла. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 8 12 Установите соответствие между понятиями и определениями. А) Б) В) Г) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ поведение человека, соответствующее его социальному положению предписание, определяющее рамки поведения перемещение из одной социальной группы в другую разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Ответ: Ответ: 1) 2) 3) 4) ПОНЯТИЯ социальная мобильность социальная стратификация социальная роль социальная норма А Б В Г А 3 Б 4 В 1 Г 2 По 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Максимум за задание 2 балла. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 9 13 Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Гринпис – ________(А) экологическая организация, основная цель которой – добиться решения ________(Б) экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и ________(В). Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в России. Основной принцип – отказ от _______(Г) промышленными компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями – гарантирует ________(Д) действий организации. Важнейшими задачами Гринпис считает изменение отношения людей к ______(Е), воздействие на _______(Ж) и потому уделяет большое внимание работе со средствами _______(З) информации. _______(И) характер организации позволяет Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических _______(К) и стандартов по всему миру. А Б В Г Список терминов 1. государственный 2. идея 3. власть 4. гуманитарный 5. международный 6. гуманный 7. финансирование 8. одобрение 9. успешность 10.норма Д Е Ж З 11. независимость 12. человек 13. природа 14. общественный 15. культура 16. локальный 17. общественное мнение 18. глобальный 19. творчество 20. массовый Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. И К 10 Ответ: Гринпис – международная общественная экологическая организация, основная цель которой – добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей. Сегодня Гринпис работает более чем в 40 странах, в том числе и в России. Основной принцип – отказ от финансирования промышленными компаниями, банками, государственными структурами и политическими партиями – гарантирует независимость действий организации. Важнейшими задачами Гринпис считает изменение отношения людей к природе, воздействие на общественное мнение и потому уделяет большое внимание работе со средствами массовой информации. Международный характер организации позволяет Гринпис воздействовать на производителей и продавцов и требовать от них соблюдения экологических норм и стандартов по всему миру. А 13 Б 17 В 3 Г 7 Д 11 Е 13 Ж 17 З 20 По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. И 5 К 10 11 14 Объедините следующие понятия в классификационную схему. Понятия: федерация, абсолютная, тоталитаризм, государственное устройство, демократический, парламентская, ограниченная, форма государства, смешанная, форма правления, унитарное, монархия, авторитаризм, президентская, политический режим, республика, теократическая, конфедерация Ответ: Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 12 Форма государства: форма правления: монархия (ограниченная, абсолютная, теократическая) и республика (президентская, парламентская, смешанная) государственное устройство (унитарное, федерация, конфедерация) политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный) По 1 баллу за каждый верный элемент. Максимум за задание 18 баллов. 15 Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы: Ла-Рошель, не получая помощи английского флота и войск, обещанных Бекингэмом, сдалась после годичной осады. Двадцать восьмого октября 1628 года была подписана капитуляция. Король совершил свой въезд в Париж 23 декабря того же года. Ему устроили торжественную встречу, точно он возвращался после победы над врагом, а не над французами. Он въехал через увитую цветами и зеленью аркаду, сооруженную в предместье Сен-Жак. Д"Артаньян принял пожалованный ему чин лейтенанта. Портос оставил службу и женился в следующем году на г-же Кокнар: в вожделенном сундуке оказалось восемьсот тысяч ливров. Арамис, совершив поездку в Лотарингию, внезапно исчез и перестал писать своим друзьям. Впоследствии стало известно через г-жу де Шеврез, рассказавшую об этом двум-трем своим любовникам, что он принял монашество в одном из монастырей Нанси. Атос служил мушкетером под начальством д"Артаньяна до 1631 года, когда, после поездки в Турень, он тоже оставил службу под тем предлогом, что получил небольшое наследство в Русильоне. Планше получил при содействии Рошфора чин сержанта гвардии. Александр Дюма. Три мушкетера 1. а) Каким термином обозначается социальное явление, описанное в данном фрагменте? б) Дайте его определение. 2. а) Как называются социальные институты, ускоряющие данное социальное явление? б) Назовите социолога, впервые изучившего этот аспект. 3. Назовите конкретные социальные институты, упомянутые в данном фрагменте, и соотнесите их с каждым из персонажей. 4. Какие еще два социальных института, выполняющие аналогичные функции, вы можете назвать? Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 13 Ответ: 1. а) Социальная мобильность 1 балл б) изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). До 2-х баллов за полный верный ответ. 2. а) Социальные лифты (каналы социальной мобильности) 1 балл б) П.А. Сорокин 2 балла 3. Армия (д"Артаньян), церковь (Арамис), брак и семья (Портос), собственность (богатство, экономические организации – Атос) - По 1 баллу за каждую верную пару. Элемент без пары не оценивается. Всего 3 балла. 4. Могут быть названы: школа (образование), бизнес, политическая партия. По 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего 2 балла. Максимум за задание 11 Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 14 16 Решите обществоведческий кроссворд По горизонтали 1. Человек, несущий ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность 4. Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества 8. Характеристика человека в обществе 11. Группа людей, обладающих определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству 13. Приспособление 14. Мягкий характер воздействия на общественные отношения 15. Отдельный человек Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 15 По вертикали 2. Народ одного государства 3. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром 4. Тип взаимодействия людей 5. Надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения 6. Люди, по разным причинам выпавшие из привычной социальной среды и не способные примкнуть к новым группам 7. Способность просто и уверенно контактировать с людьми 8. Поиск человеком средств и способов для обозначения своей индивидуальности 9. Восстановление 10. Постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества 12. Установление контактов между людьми из-за потребности в совместной деятельности Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг. 16 Ответ: 17 верных слов – 13 баллов 16 верных слов – 12 баллов 15 верных слов – 11 баллов 14 верных слов – 10 баллов 13 верных слов – 9 баллов 11 верных слов – 8 баллов 10 верных слов – 7 баллов 9 верных слов – 6 баллов 8 верных слов – 5 баллов 7 верных слов – 4 балла 6 верных слов – 3 балла 5 верных слов – 2 балла 3-4 верных слова – 1 балл 0-2 верных слова – 0 баллов Максимум за задание 13 баллов. Всего за работу 100 баллов Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг.

В дан­ном фраг­мен­те про­ти­во­по­став­ле­ны два типа писателей. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся такое про­ти­во­по­став­ле­ние предметов, яв­ле­ний или пер­со­на­жей в ху­до­же­ствен­ном произведении?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; C1-С2.

Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!

Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах... Нет равного ему в силе — он Бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на

всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солн- цы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Пояснение.

Такое про­ти­во­по­став­ле­ние пред­ме­тов на­зы­ва­ет­ся «антитеза» или «контраст». Дадим определение.

Антитеза — ри­то­ри­че­ское про­ти­во­по­став­ле­ние текста, сти­ли­сти­че­ская фи­гу­ра кон­тра­ста в ху­до­же­ствен­ной или ора­тор­ской речи, за­клю­ча­ю­ща­я­ся в рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии понятий, положений, образов, состояний, свя­зан­ных между собой общей кон­струк­ци­ей или внут­рен­ним смыслом.

Ответ: антитеза или контраст.

Ответ: антитеза|контраст

Для того чтобы вступать между собой в социальные взаимоотношения, индивиды должны прежде всего действовать. Именно из конкретных действий и поступков конкретных людей складывается история общества.

Эмпирически представляется, что любое поведение человека — это и есть действие: человек действует, когда что-то делает. В действительности это не так, и многие виды поведения не являются действием. Например, когда мы в панике бежим от опасности, не разбирая дороги, — мы не действуем. Здесь речь идет просто о поведении под влиянием аффекта.

Действие — это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния.

Поскольку действие целерационально, оно отличается от нецеленаправленного поведения тем, что человек ясно понимает, что и зачем он делает. Аффективные реакции, панику, поведение агрессивной толпы нельзя назвать действиями. В сознании человека, действующего четко, выделяются цель и средства ее достижения. Разумеется, на практике далеко не всегда человек сразу четко и безошибочно определяет цель и правильно выбирает средства ее достижения. Многие поступки имеют комплексную природу и состоят из элементов с различной степенью рациональности. Например, многие привычные трудовые операции так нам знакомы из-за многократного повторения, что мы можем выполнять их почти машинально. Кто не видел женщин, занятых вязанием и одновременно разговаривающих или смотрящих телевизор? Даже на уровне принятия ответственных решений многое делается по привычке, по аналогии. Каждый человек владеет навыками, над которыми давно не задумывается, хотя в период научения хорошо представлял себе их целесообразность и смысл.

Не всякое действие является социальным. М. Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие... соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Иными словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением. При этом не имеет значения, пользу или вред приносит данное конкретное действие другим людям, знают ли другие о том, что мы совершили то или иное действие, успешно действие или нет (социальным может быть и неудавшееся, провальное действие). В концепции М. Вебера социология выступает как бы исследованием действий, ориентированных на поведение других. Например, увидев нацеленное на себя дуло ружья и агрессивное выражение на лице прицелившегося человека, любой человек понимает смысл его действий и грозящую опасность благодаря тому, что мысленно как бы ставит себя на его место. Мы пользуемся аналогией с собой для того, чтобы понять цели и мотивы.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». В парадигме функционализма под социальными акторами понимаются индивиды, исполняющие социальные роли. В теории акционализма А. Турена акторы — это социальные группы, направляющие ход событий в обществе в соответствии со своими интересами. Они оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения. Социальные стратегии могут быть индивидуальными или исходить от общественных организаций или движений. Сферой приложения стратегии выступает любая сфера жизни общества.

Реально действия социального актора никогда не бывают полностью ни результатом манипуляции внешними социальными

силами его сознательной волей, ни продуктом сложившейся ситуации, ни абсолютно свободным выбором. Социальные действия представляют собой результат сложного взаимодействия социальных и индивидуальных факторов. Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей и поэтому не может быть абсолютно свободным. Но так как его действия по своей структуре являются проектом, т.е. планированием средств по отношению к еше не реализованной цели, то они имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках своей ситуации.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие элементы:

  • актора;
  • потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;
  • стратегию действия (осознанная цель и средства ее достижения);
  • индивида или социальную группу, на которые ориентировано действие;
  • конечный результат (успех или неудача).

Называл совокупность элементов социального действия его системой координат.

Понимающая социология Макса Вебера

Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и выдающегося социолога, характерны прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития.

Средством обобщения многообразия эмпирической действительности у Вебера выступает понятие «идеального типа». «Идеальный тип» не просто извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая модель, и только потом соотносится с эмпирической реальностью. Например, понятия «экономический обмен», «капитализм», «ремесло» и др. — суть лишь идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средства для изображения исторических образований.

В отличие от истории, где конкретные события, локализованные в пространстве и во времени, объясняются каузально (причинно-генетические типы), задача социологии — устанавливать общие правила развития событий безотносительно к пространственно- временному определению этих событий. В результате получаем чистые (общие) идеальные типы.

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей» — поскольку действия индивида, «субъекта» социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия, отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий.

Типы социального действия по М. Веберу

Одним из центральных пунктов теории Вебера выступает выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. «Социальное действие», по Веберу, — это идеальный тип, где «действие» — действие человека, связывающего с ним субъективный смысл (рациональность), а «социальное» — действие, которое по предполагаемому его субъектом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на них. Ученый выделяет четыре вида социального действия:

  • целерациональное — использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;
  • ценностно-рациональное - понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;
  • аффективное - особенно эмоциональное, чувственное;
  • традиционное — основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

Само же общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, по ассоциации с другими, обеспечивая, таким образом, значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.

Схема 1. Типы социального действия по М. Веберу

Вебер сознательно расположил четыре описанных им типа социального действия в порядке возрастания рациональности. Этот порядок, с одной стороны, служит своеобразным методическим приемом для объяснения различного характера субъективной мотивации индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, ориентированном на других; мотивацию он называет «ожиданием», без нее действие не может рассматриваться как социальное. С другой стороны, и в этом Вебер был убежден, рационализация социального действия есть вместе с тем тенденция исторического процесса. И хотя этот процесс протекает не без трудностей, разного рода препятствий и отклонений, европейская история последних столетий. вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриализации свидетельствуют, по Веберу. о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. «Одним из существенных компонентов «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса».

Рационализация, также по Веберу, — форма развития, или социального прогресса, который осуществляется в рамках определенной картины мира, каковые в истории различны.

Вебер выделяет три самых общих типа, три способа отношения к миру, в которых заключены соответствующие установки или векторы (направленности) жизнедеятельности людей, их социального действия.

Первый из них связан с конфуцианством и даосистскими религиозно-философскими воззрениями, получившими распространение в Китае; второй — с индуистскими и буддистскими, распространенными в Индии; третий — с иудаистскими и христианскими, возникшими на Ближнем Востоке и распространившимися в Европе и Америке. Первый тип Вебер определяет как приспособление к миру, второй — как бегство от мира, третий — как овладение миром. Этими разными видами мироощущения и образа жизни и задается направление последующей рационализации, то есть разных способов движения по пути социального прогресса.

Весьма важный аспект в творчестве Вебера — изучение базовых отношений в социальных ассоциациях. В первую очередь, это касается анализа отношений власти, а также природы и структуры организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко.

Из применения понятия «социального действия» к политической сфере Вебер выводит три чистых типа легитимного (признанного) господства:

  • легальный , — в котором как управляемые, так и управляющие, подчиняются не какой-то личности, а закону;
  • традиционный — обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;
  • харизматический — основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.

Социология, по мнению Вебера, должна основываться на научных суждениях, максимально свободных от разного рода личных пристрастий ученого, от политических, экономических, идеологических влияний.

Социальные действия это определенная система по-ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Осно-вой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реак-ции индивида или группы, изменить их поведение.

Макс Вебер определяет социальное действие как осознанное поведение человека, имеющее мотив и цель, в котором он соотносит свои смыслы этого действия со смыслами действия других людей. В этом определении очень важна ориентация на другого человека, так как она составляет характерную черту не просто действия, а действия социального. Социальное действие, по Веберу, может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или будущее поведение людей. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от настоящей опасности или грядущей опасности.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». Акторы оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения.

Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей, и потому не может быть абсолютно свободным. Но его действия, в силу того что они по своей структуре являются проектом, то есть планированием организации средств по отношению к еще не реализованной цели, имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках своей ситуации. Ко-нечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие необходимые элементы:

1) актора;

2) потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;

3) стратегия действия (осознанная цель и средства ее достижения);

4) индивид или социальная группа, на которые ориентировано действие;

5) конечный результат (успех или неудача).

Макс Вебер, в зависимости от сте-пени участия сознательных, рациональных элементов в со-циальном действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие . Все четыре вида действия располагаются в порядке убывания рациональности.

Целерациональный вид действия - это идеальный тип действия, позволяющий четко определить смысл действия индивида. Для целерационального действия характер-но ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффектив-ны.

Критерием целерационального действия является успех намечаемого действия. Возможные противоречия между индивидуальной целью и ориентацией на другого человека разрешаются самим действующим индивидом.


Ценностно- рацио-нальные действия являются наиболее мас-совыми в реальной жизни. В отличие от целерациональных дейст-вий, в основе которых лежит рационально понятая цель, в ценностно-рациональных действиях воздействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (например, долг перед Отечеством). Такие действия, как считает Макс Вебер, подчинены «заповедям» или «требова-ниям», повиновение которым — долг каждого человека. В данном случае воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям. У ценностно-рационального действия нет цели, но есть мотив, есть смысл, ориентация на других.

Аффективное действие это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратко-временного, но интенсивно бурного эмоционального со-стояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель. В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. В порыве гнева, крайнего раздражения, страха человек действует необдуманно, хотя эти действия могут быть направлены на других людей. Такие действия нередко противоречат собственным интересам индивида, приносят ему отрицательные последствия. Аффективные действия вообще не имеют целей. Степень рациональности здесь приближается к минимуму.

Традиционное действие это традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления, автоматически. Данное действие осуществляется на основе глубоко усво-енных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных. В этих действиях предельно снижена работа сознания. Особенно распространены традиционные действия в бытовой сфере.

Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, Т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэто-му, по мнению Макса Вебера, они не являются социальными в строгом смысле слова.

Реальное социологическое действие человека включает в себя два или более вида действия: в нем возможны как целерациональные, так и ценностно-рациональные, аффективные или традиционные моменты поведения.

В зависимости от содержания действия подразделяют на репродуктивные действия, социальное отрицание и соци-альное творчество .

Репродуктивные действия - действия, главная цель которых заключается в сохранении и поддержании нормального функциониро-вания конкретного социального института (социальный контроль). Социальное отрицание - действия, направленные на упразднение каких-то элементов обще-ственной жизни (критика существующих недостатков). Социальное творчество - действия, направленные на созидание новых форм социальных отношений и раз-витие общественного сознания (изобретательская и рационализаторская деятельность).

В зависимости от способа достижения желаемого все действия, направленные на изменение поведения людей, также можно разделить на два вида: негативное принуж-дение и позитивное убеждение . Негативное принуждение чаще всего проявляется в виде приказов и запрещений нежелательного поведения. Позитивное убеждение осно-вывается на действии таких средств, которые вызывают желательное поведение индивида или группы без приме-нения угроз и репрессий.

Существуют и другие способы классификации соци-альных действий.

Выбор редакции
Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...

Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...

По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...
С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...
Я учила английский в школе, университете, даже заканчивала курсы американского английского, но язык ушел в пассив!Методика школы...