Русский музей: как пройти, цены, экскурсии, залы, картины. Государственный Русский музей Сообщение о картине из русского музея


Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть . Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим . А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых людей. И нам не так печально.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г.


Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы . Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.


Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.


Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г.

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.


Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

«Последний день Помпеи», Карл Брюллов

«Последний день Помпеи» Карла Брюллова - самая известная в мире картина на тему извержения Везувия.

После представления картины в Милане в 1833 г. Брюллов стал в Италии объектом фанатичного поклонения, которого в этой стране не удостаивался ни один художник со времен Возрождения. Когда он шел по улице – прохожие снимали перед ним шляпы, когда заходил в театр – публика вставала. Возле его дома собирались толпы людей, желающие поприветствовать своего кумира.

Интересно, что в одном из персонажей картины Брюллов изобразил самого себя, а его приятельница графиня Юлия Самойлова фигурирует на полотне трижды.

☼ ☼ ☼

«Девятый вал», И.К. Айвазовский

Настоящее имя Ивана Константиновича Айвазовского – Ованес Геворгович Айвазян.

Для создания картины «Девятый вал» Айвазовский использовал всего 4 краски - красную, желтую, зеленую и коричневую. Богатейшие колористические эффекты полотна созданы за счет смешивания основных цветов.

Айвазовский обладал абсолютной зрительной памятью и большинство своих картин создавал без натуры, пользуясь лишь условными набросками. Он работал настолько быстро, что мог написать морской вид среднего размера за 2 часа. За свою жизнь художник написал более 6 тысяч картин.

☼ ☼ ☼

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», И. Е. Репин


Мало кто знает о том, что картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» вовсе не одна. Существует три версии, которые немного отличаются по композиции и персонажам. Вариант 1887 года экспонируется в Третьяковской галерее, вариант 1891 года (основной) в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Третий, который художник называл «наиболее исторически достоверным», находится на родине И.Е. Репина, в Харьковском художественном музее.

В качестве моделей для шести персонажей «Запорожцев» Репин использовал своих знакомых и друзей, подходящих по типажу. В частности, дородный казак в белой папахе, которого многие сравнивают с Тарасом Бульбой - это Владимир Гиляровский («дядя Гиляй»), знаменитый путешественник и писатель.

☼ ☼ ☼

«Садко», И. Е. Репин

«Садко» - единственная картина Репина на сказочный сюжет, и одна из немногих, в которой он использовал технику импрессионистов. С импрессионизмом художник познакомился во Франции, где он путешествовал в качестве пенсионера Академии художеств. Репин даже написал несколько картин с использованием его приемов («Садко», «Последний луч» и т.д.»), но результат начинающего мастера не удовлетворил. И хотя ему пророчили огромный успех в кругах импрессионистов, он решительно отказался от стиля, который считал «интересным с точки зрения техники, но решительно пустым по смыслу».

Моделью для создания образа Садко стал друг И. Е. Репина, художник В. М. Васнецов (автор «Богатырей», «Аленушки» и т.д.)

☼ ☼ ☼

«Витязь на распутье», В.М. Васнецов


Картин «Витязь на распутье» было написано три. В двух первых версиях богатырь располагается лицом к зрителям. Вариант 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Версия 1879 года экспонировалась на первой выставке «Союза русских художников» 1903–1904 гг. и была приобретена американским коллекционером. 110 лет спустя, в 2013 году, картина вернулась в Россию и была представлена в Москве на вернисаже «Россия: искушение историей». Версию 1882 года, на которой витязь повернут спиной к зрителям, можно увидеть в Государственном Русском музее.

☼ ☼ ☼

«Лунная ночь на Днепре», А. И. Куинджи

В 1880 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка, на которой экспонировалась одна-единственная картина. Тем не менее она произвела фурор, на выставку выстраивались очереди, и многие посетители приходили посмотреть на картину не один раз. Это была «Лунная ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи. Необычное лунное освещение, представленное на полотне, подчеркивалось тем, что картина выставлялась в темной комнате. Многие посетители не верили в то, что можно написать свет луны настолько реалистично, и заглядывали за раму в поисках скрытой лампочки.

☼ ☼ ☼

«Переход Суворова через Альпы», В. И. Суриков

Задумав картину «Переход Суворова через Альпы», В. И. Суриков поехал в Швейцарию и побывал на всех перевалах, где в 1799 году прошло войско знаменитого генералиссимуса. Он не только писал в этих местах пейзажные этюды для будущей картины, но и сам скатывался вниз по снегу и льду, определяя скорость движения персонажей на разных стадиях спуска.

Картина была написана и выставлена в 1899 году – к 100-летию беспримерного воинского подвига А. Суворова.

Известные режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков являются прямыми потомками В.И. Сурикова.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Михаил Павлович был последним из десяти детей Павла I, и царствовать ему не довелось. Тем не менее, заботясь о судьбе младшего сына, августейший отец еще при его рождении распорядился о накоплении средств для строительства его будущего собственного дворца. В 1819 г., по достижении совершеннолетия, Михаил Павлович вступил в должность по руководству русской артиллерией и мог думать о женитьбе. Тогда по указу его старшего брата Александра I, царствовавшего в ту пору, состоялась закладка Михайловского дворца. Его возводил замечательный мастер своего дела, знаменитый итальянский архитектор Карл Росси.

Вскоре Михаил Павлович женился на молоденькой вюртембергской принцессе, получившей при переходе в православие имя Елены Павловны. Сначала молодожены поселились в Зимнем дворце, но в 1825 г. переехали в только что законченный Михайловский дворец, сразу же ставший новым украшением столицы. Этот дворец с восьмиколонным портиком поражает торжественной величавостью и изысканностью классических пропорций. В его отделке участвовали лучшие художники и мастера прикладного искусства того времени. Перед дворцом разбит парадный двор с великолепной чугунной оградой.

«Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры, - писал посетивший Россию английский ученый Гренвиль, - он не только превосходит все виденное в Тюльери и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде». А петербуржцы отзывались так: «Ну уж подлинно дворец Михаила Павловича пречудесен, то есть так, как говорится: ни пером описать, ни в сказке сказать. Богато, красиво, с отменным вкусом и тщанием все отделано. Росси себя тут более еще отличил, нежели в Елагином дворце».

Михайловский дворец был для великого князя, занимавшего должность генерал-инспектора инженерных войск, одновременно и домом, и местом службы. Во дворце не только устраивались шумные великосветские балы, на которые цветы привозили на двухстах подводах, но и заседали комитеты, Михаил Павлович принимал военных и гражданских лиц, организовывал торжественные приемы по случаю назначения в должность и производства в офицеры. Жизнь во дворце обеспечивал громадный по числу персонал: летом - до 300, зимой - до 600 человек.

После смерти Михаила Павловича дворец перешел к его вдове Елене Павловне, утонченной покровительнице искусав и хозяйке артистического и либерального политического салона. Из пяти рожденных ею дочерей до этого времени дожила только одна - Екатерина Михайловна, которая и унаследовала дворец после кончины матери. Она была замужем за герцогом Мекленбург-Стрелицким и завещала дворец своим детям от этого брака. Однако вышла неувязка: Михайловский дворец был собственностью дома Романовых, а наследники являлись германскими подданными. Александр III счел необходимым исправить это положение, выкупив дворец в казну. Осуществил задуманное отцом молодой император Николай II. За 4 млн рублей серебром он выкупил Михайловский дворец со всеми его службами и передал учрежденному им в 1895 г. Русскому музею Императора Александра III.

Для устройства музея дворец был перестроен архитектором Свиньиным. Его основу составили картины из царских резиденций, Эрмитажа, собрания Академии художеств. В 1916 г. для размещения растущих коллекций рядом с Михайловским дворцом по проекту академика архитектуры Бенуа был возведен выходящий на канал западный корпус (часто называемый корпусом Бенуа) . Дворец и корпус Бенуа соединены переходом, благодаря которому можно проходить из одного в другой, не выходя на улицу.

После революции Русский музей значительно пополнился за счет национализированных художественных ценностей и новых приобретений. Сейчас в его фондах около 400 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Музейные экспозиции охватывают все этапы русского искусства - от древнерусских икон до современного авангарда. Старинные иконы и живописные и скульптурные произведения XVIII -XIX вв. представлены в самом Михайловском дворце, а в корпусе Бенуа находятся в основном работы мастеров XX в. Там же часто организуются временные выставки.

Экскурсия в музей

В музей входят через цокольный этаж, где расположены кассы и гардеробы, а затем поднимаются наверх в огромный колонный вестибюль. Осмотр принято начинать со второго этажа, поскольку хронология экспозиции начинается именно оттуда. Но прежде чем окунуться в прекрасный мир древнерусской иконописи, оцените великолепный парадный вестибюль и торжественную лестницу Михайловского дворца. Дух захватывает от ощущения высоты и простора, когда поднимаешься по этой широкой, разветвляющейся на два марша лестнице на галерею второго этажа, окруженную восемнадцатью грандиозными коринфскими колоннами.

Поднявшись наверх, сверните влево, и вы окажетесь в отделе искусства XII-XVIII вв. В это время русская живопись была исключительно религиозной, так что в первых четырех залах - только старинные иконы. Самой древней из них считается «Ангел Златые Власы», написанная в XII в. (находится в первом зале у окна) . Невозможно не залюбоваться величавой красотой вроде бы спокойных, но темпераментных линий, их изяществом и чистотой.

В следующем зале представлена новгородская иконописная школа - яркая, праздничная и очень доходчивая. Обязательно обратите внимание на икону начала XIV в. «Святой Георгий с житием», в любопытных подробностях рассказывающую легендарную историю жизни святого. Этот же очень почитаемый на Руси святой изображен на белом коне по ярчайшему красному фону на другой, небольшой по размеру, но монументальной по композиции иконе.

В зале московской школы находятся шедевры коллекции - большие иконы «Святой Петр» и «Святой Павел» из иконостаса Успенского собора во Владимире. Они были исполнены в мастерской знаменитого мастера Андрея Рублева. Ритмическая композиция, повторение мягких, плавных линий делают эти образы особо музыкальными.

В четвертом зале выставлены работы известного иконописца Дионисия из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, поражающие сочетанием неизъяснимой легкости и ясности с торжественностью и своеобразным пафосом. Тут же и поздние образцы московской школы, для которых становится характерна прорисовка мелких деталей и преобладание красного и золотого цветов.

Войдя в следующий зал, мы попадаем уже в Петровскую эпоху с ее тягой к светскому искусству. Петр активно приглашал в Россию иностранных художников и посылал русских юношей учиться живописи за границу. Светская живопись началась в России с жанра портрета. Первые опыты в этом роде, пока довольно условные, в которых чувствовалась еще иконописная традиция, назывались «парсуны» («персоны») , Европейскую технику письма первыми осваивают петровские зарубежные пансионеры Иван Никитин и Андрей Матвеев, чьи работы можно видеть в этом зале. Иван Никитин впоследствии прославился как крупнейший портретист первой четверти XVIII в.

Среди его известных работ -«Портрет напольного гетмана», «Портрет барона Строганова», известная заказная работа «Петр I на смертном ложе».

В следующем зале - живопись второй трети XVIII в. Тут и широко известные детские портреты семьи Фермор кисти Ивана Вишнякова, и выразительные полотна Алексея Антропова, к примеру, большой портрет Петра III, нелюбимого мужа Екатерины II.

Затем мы попадаем в угловой зал, вызывающий восхищение своим золоченым потолком и удивление стоящей посредине огромной бронзовой статуей. Этот скульптурный портрет императрицы Анны Иоанновны с арапчонком сделал ваятель Растрелли, отец известного архитектора.

Пройдя через зал знаменитого портретиста Федора Рокотова (среди его полотен следует отметить «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве», «Портрет графини Санти», портреты четы Суровцевых) , мы попадаем на экспозицию, где представлены работы художников - выпускников созданной Елизаветой Петровной в 1757 г. Академии художеств. Интересна картина украинского художника Антона Лосенко на русский исторический сюжет «Владимир и Рогнеда». Этот художник считается основоположником отечественной исторической живописи.

Далее нас ждет эпоха Екатерины Великой - скульптурный (работы Федора Шубина) и живописный портреты государыни и известнейший цикл из семи портретов выпускниц основанного ею Смольного института благородных девиц, созданный Дмитрием Левицким.

Затем словно бы происходит чудо - из музейных залов мы переносимся в эпоху великого князя Михаила Павловича, попадая в не тронутый переделками Белый зал, поражающий размерами и совершенством. Здесь до сих пор сохранилась оригинальная отделка Росси и подлинная мебель, сделанная по его эскизам. Просторный зал, выходящий окнами в Михайловский сад, освещают бронзовые золоченые люстры, мягко подсвечивающие богатую цветом живопись плафонов. Поблескивает гладь искусственного мрамора на стенах и колоннах, сверкает натертый наборный паркет, расставленная в строгом порядке резная золоченая мебель довершает роскошное убранство. Кажется, вот-вот откроется дверь и войдут хозяева дома и гости. Ведь именно здесь у великой княгини Елены Павловны собирались столичные и заезжие знаменитости, общественные деятели и политики, музыканты и композиторы, ученые, писатели...

Затем через зал портретиста Боровиковского мы попадаем в один из самых больших и знаменитых залов музея, где потрясающие морские пейзажи Айвазовского (именно здесь находится хрестоматийный «Девятый вал») спорят в совершенстве с великолепными портретами Карла Брюллова. Здесь же и самая знаменитая картина Брюллова, открывшая новую страницу в истории русского искусства, - «Последний день Помпеи».

Ни один из европейских художников XIX в. не удостоился такого грандиозного триумфа, какой выпал на долю молодого живописца Карла Брюллова, когда в середине 1833 г. он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной «Последний день Помпеи». Никогда слава русского искусства не разносилась так широко по всей Европе. Произведя настоящий фурор в Риме, Милане и Париже, картина Брюллова наконец добралась и до Петербурга, где сразу оказалась в центре внимания русского общества и стала предметом патриотической гордости. «Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею», - повествует современник. В своем официальном годовом отчете Академия художеств признала брюлловскую картину лучшим созданием XIX в. Известные представители русской культуры восторженно приветствовали картину, воспевали ее в стихах и прозе. Гоголь написал обширную статью, в которой признавал это полотно «полным всемирным созданием», где все «так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего».

Тема картины взята из древнеримской истории. Помпеи - старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, в 79 г. н.э. в результате сильнейшего вулканического извержения был залит лавой и засыпан камнями и пеплом. Тысячи жителей погибли на улицах города во время панического бегства. В картине Брюллов противопоставляет губительным стихиям природы душевное величие и красоту человека.

«Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой», - писал Гоголь, тонко подметивший основную мысль брюлловской картины.

Эту картину можно рассматривать долго, подмечая все новые и новые детали. Вот распростертая фигура молодой женщины, разбившейся при падении из колесницы. Вот два молодых помпеянина несут на плечах своих больного старика-отца. Вот молодожены - юноша-муж поддерживает падающую в изнеможении жену с брачным венком на голове. Вот сын (в его образе подразумевается римский писатель Плиний-младший, очевидец трагедии) пытается спасти старую мать. В картине есть и языческий жрец, и христианский священник, как бы олицетворяющие уходящий античный мир и зарождающуюся на его обломках христианскую цивилизацию. Если присмотреться, то можно увидеть и автопортрет Брюллова, изобразившего себя в виде помпеянского художника, который, спасаясь из города, уносит с собой ящик с кистями и красками. А в образе матери, прижимающей к себе дочерей, живописец увековечил женщину, в которую был влюблен, - знаменитую светскую даму графиню Юлию Самойлову. Ее же портрет с воспитанницей висит у двери в следующий зал.

Затем мы попадаем в другой просвет (так называют большие залы со стеклянными потолками) , где выставлены работы художников-академистов, такие как гигантский «Медный змей» Федора Бруни или «Явление Христа народу» Александра Иванова - эскиз к картине, находящейся в Третьяковской галерее. Далее нас ждут итальянские пейзажи Сильвестра Щедрина, картины крестьянского жанра Алексея Венецианова, работы его талантливого ученика - крепостного художника Григория Сороки. И вот, завершив круг, мы снова на парадной лестнице.

Теперь спустимся на первый этаж. Когда-то тут располагались служебные помещения и жила дворцовая прислуга. Сейчас здесь представлено искусство второй половины XIX в. Пройдем по залам первого этажа. Наследие Павла Федотова представлено вариантами двух известных картин художника - «Сватовство майора» и «Вдовушка», а также целым рядом миниатюрных портретов. В музее прекрасная коллекция художников-передвижников: жанровые картины страстного обличителя социальных контрастов Василия Перова, психологические портреты Ивана Крамского, известная по учебникам истории картина Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея». Здесь же множество великолепных пейзажей - «Корабельная роща» Ивана Шишкина, «Зима» Алексея Саврасова, «Оттепель» Федора Васильева, «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи с фантастическим эффектом ночного освещения.

На первом этаже есть свои большие картины, поражающие не только размерами, но и мастерским исполнением - к примеру, наполненная светом и яркими красками «фрина на празднике Посейдона в Элевсине» Генриха Семирадского или залитое палестинским солнцем полотно «Христос и грешница» Василия Поленова. Кстати, у последней картины есть интересный оптический эффект. Ослик, расположенный в правом углу картины, написан так, что, куда бы зритель ни переместился, он все время смотрит прямо на него.

Четыре зала занимают произведения Ильи Репина. Мастер большого творческого темперамента, он работал в разных жанрах - тут и знаменитые «Бурлаки на Волге», и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и монументальное, занимающее целый зал полотно «Торжественное заседание Государственного совета», и многочисленные портреты (критика Стасова, композитора Глазунова, хирурга Пирогова, художника Шишкина и др.) .

Творчество Василия Сурикова, тогдашнего главного исторического живописца России, отражено произведениями среднего и позднего периода - «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин». Рядом - сказочно-исторические картины Виктора Васнецова. Здесь и всем знакомый с детских лет «Витязь на распутье».

Следуя указателям с надписью «В корпус Бенуа», пройдем по переходу в эту пристройку к Михайловскому дворцу и поднимемся на второй этаж, где нас ждет искусство рубежа XIX-XX вв. Здесь уже совсем другая атмосфера - нет роскоши дворцовых залов, и картины уже совершенно иные. Фантастические миры Михаила Врубеля контрастируют со спокойными, полными идеи гармонии человека, природы и православной веры полотнами Михаила Нестерова, первые попытки русского импрессиониста Константина Коровина - с философскими полотнами «величайшего интуитивиста века» (по определению Горького) Николая Рериха.

Два зала занимают произведения Валентина Серова - это портреты (княгини Орловой, Иды Рубинштейн, серия работ, посвященная семье князей Юсуповых) , пейзажи, исторические картины («Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте») , эскизы декораций для постановки оперы «Юдифь».

Художники объединения «Мир искусства» черпали вдохновение в романтическом культе прошлого - одни в народном творчестве, сказках, истории допетровской Руси, другие - в «европеизме»,рокайльно-классицистическом веке французского Просвещения. Это отчетливо заметно в картинах Александра Бенуа, Константина Сомова, Леона Бакста, Мстислава Добужинского.

Модернистский культ изысканно-театрализованной, «нездешней» красоты резко отделял мирискусников от нарождавшегося русского авангарда, менее элегически-созерцательного и открытого не к прошлому, а к настоящему и будущему. В Русском музее собрана уникальная коллекция, включающая работы классиков авангарда - беспредметные композиции Василия Кандинского, супрематические полотна Казимира Малевича, аналитическую живопись Павла Филонова.

В корпусе Бенуа постоянно устраиваются интересные временные выставки. Это происходит обычно на его первом этаже и в части залов второго этажа. У корпуса Бенуа есть собственный вход со стороны канала Грибоедова, так что можно попасть туда и напрямую, минуя Михайловский дворец.

Посетителям

  • Адрес: Инженерная ул., 4, «Невский проспект».
  • Телефон для справок 595-42-48, автоответчик 314-83-68.
  • Открыт ежедневно, кроме вт, с 10.00 до 18.00, в пни в предпраздничные дни до 17.00. Кассы закрываются на час раньше.
  • Вход - 200р., льготный (российские школьники и пенсионеры) - 50 р., российские дошкольники и студенты -бесплатно. Для иностранцев -350 р., иностранным детям и студентам - 150 р.

Живопись второй половины XIX века - начала XXI века

Среди живописных работ, переданных в Русский музей в момент его основания, заметную и значимую в художественном отношении часть составили произведения ведущих мастеров второй половины XIX в. (И.К.Айвазовский, В.М.Васнецов, К.Е.Маковский, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков). Несмотря на то, что отбор картин для музея в первые два десятилетия его существования был несколько ограничен консервативными вкусами Совета Академии художеств, диапазон представленной в коллекции живописи постоянно расширялся. В этом огромная заслуга сотрудников музея, таких как Альберт Бенуа и Александр Бенуа, И.Э.Грабаръ, П.И.Нерадовский и др. Важные шаги были предприняты для комплектования собрания картин современных художников. Отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок И.И.Левитана (в 1901 г. - посмертная), В.В.Верещагина (в 1905 г. - посмертная), Я.Ф.Ционглинского (в 1914 г. - посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (С.Ю.Жуковского, Н.А.Касаткина, И.И.Левитана, В.Е.Маковского), Нового общества художников (Б.М.Кустодиева, Н.М.Фокина), от авторов (А.Я.Головин, В.А.Серов, М.В.Нестеров), от случайных владельцев («Трапеза» В.Г.Перова, «Портрет О.К.Орловой» В.А.Серова и др.).

Заметным вкладом в собрание живописи стали переданные музею в 1918 г. эскизы М.А.Врубеля и картины К.А.Сомова из обширной коллекции В.Н.Аргутинского-Долгорукова. Вскоре на хранение в музей поступили собрание Н.И. и Е.М.Терещенко, состоявшее главным образом из произведений художников конца XIX - начала XX в. (в том числе «Богатырь» и «Шестикрылый серафим» М.А.Врубеля), собрание А.А.Коровина, где были полотна кисти В.А.Серова, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, а также представителей художественных объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет».

Пополнение коллекции живописи второй половины XIX - начала XX вв. не прекращалось и в 1930-е гг. В это время из Музея революции среди других работ было передано «Торжественное заседание Государственного совета» кисти И.Е.Репина. Из Государственной Третьяковской галереи в Русский музей поступили полотна мастеров, слабо представленных в собрании последнего («Гитарист-бобыль» и «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева» В.Г.Перова, «Автопортрет» Н.В.Неврева, «Курсистка» Н.А.Ярошенко, «Летящий демон» М.А.Врубеля и «Бабы» Ф.А.Малявина).

За последние двадцать лет в музей поступило около двухсот произведений живописи второй половины XIX - начала XX в. Большая часть их этих работ была подарена в 1998 г. братьями И.А. и Я.А.Ржевскими. Обширное собрание картин русских художников, включающее полотна И.К.Айвазовского, И.И.Шишкина, Н.Н.Дубовского, Б.Н.Кустодиева, К.Я.Крыжицкого м многих других мастеров, сейчас представляет постоянную экспозицию музея в здании Мраморного дворца. Также необходимо отметить несколько этюдов и картин отечественных художников конца XIX - XX в. (С.Ю.Жуковский, Е.И.Столица, А.Б.Лаховский и др.), переданных в дар в 2009 г. от Н.П.Ивашкевич. Заметным приобретением последних лет стала картина И.Е.Репина «Портрет военного», ранее принадлежащая одной из североамериканских компаний.

В 1926 г. в дополнение к Художественному отделу Русского музея было создано Отделение новейших течений. Его фонды начали целенаправленно пополняться произведениями авангардных художественных направлений и творческих объединений первой четверти ХХ в., в том числе работами Н.С.Гончаровой, В.В.Кандинского, П.П.Кончаловского, П.В.Кузнецова, М.Ф.Ларионова, А.В.Лентулова, К.С.Малевича, Л.С.Поповой, В.Е.Татлина, Р.Р.Фалька, П.Н.Филонова, М.З.Шагала и многих других.

К 1927 г. в экспозиции Русского музея были последовательно представлены многочисленные новейшие течения от постимпрессионизма до беспредметничества. Отделение новейших течений просуществовало всего три года, однако оно, по существу, положило начало Отделу советской живописи ГРМ (1932-1991гг.), который на данный момент (в составе Отдела живописи 2-й половины XIX-XXI вв.) обладает постоянно пополняющимися фондами. Эти фонды, превышающие 6000 единиц хранения, охватывают практически все направления, школы, тенденции, основные виды и жанры развития русского искусства ХХ - начала XXI вв.

Русский музей располагает одной из крупнейших коллекций произведений раннего русского авангарда и его ведущих мастеров. В живописном собрании представлены основные новаторские течения середины 1910-х гг.: абстракционизм (В.В.Кандинский) и его сугубо русская ветвь - лучизм (М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова), неопримитивизм (М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, А.В.Шевченко, К.С.Малевич), кубофутуризм (Д.Д.Бурлюк, К.С.Малевич, И.А.Пуни, Л.С.Попова, Н.А.Удальцова, А.А.Экстер и др.), супрематизм (К.С.Малевич, И.А.Пуни, О.В.Розанова, И.В.Клюн), конструктивизм (В.Е.Татлин, А.М.Родченко, А.А.Экстер, Л.В.Попова), аналитическое искусство (П.Н.Филонов). Уникальны по своей полноте коллекции произведений мастеров, создавших новаторские художественные системы (К.С.Малевич, П.Н.Филонов, К.С.Петров-Водкин), а также отдельных крупных живописцев, в том числе тех, чей творческий путь начинался уже в советское время (С.В.Герасимов, П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, Б.М.Кустодиев, В.В.Лебедев, А.А.Рылов, А.В.Шевченко, Н.М.Ромадин). Также в коллекции музея представлены работы художников - представителей значительных школ, существовавших в советское время (например, ленинградская школа пейзажной живописи 1930-х - 1950-х гг.).

Искусство социалистического реализма, демонстрирующее высокие художественные достоинства, сюжетную ясность, программную склонность к «большому стилю», отражено в полотнах А.А.Дейнеки, А.Н.Самохвалова, А.А.Пластова, Ю.И.Пименова и многих других советских художников, продолжавших работать в годы Великой Отечественной войны, и во второй половине ХХ в. В золотой фонд советского искусства вошли также находящиеся в собрании Русского музея произведения представителей «сурового стиля» и соприкасавшихся с ним направлений поисков советских живописи 1960-х-1970-х гг. В собрании музея находятся работы таких мастеров послевоенного искусства, как Н.И.Андронов, В.В.Ватенин, Д.Д.Жилинский, В.И.Иванов, Г.М.Коржев, Е.Е.Моисеенко, П.Ф.Никонов, П.П.Оссовский, В.Е.Попков, В.М.Сидоров, В.Ф.Стожаров, братья А.П. и С.П.Ткачевы, Б.С.Угаров, П.Т.Фомин и другие, созданные в широком жанровом диапазоне - от исторической картины до натюрморта.

Имевшая место в 1970–1980-е гг. актуализация отвергавшегося ранее художественного опыта породила в недрах официального искусства плеяду мастеров, работавших в русле «картины идей», связанной с метафорическим, многоплановым осмыслением окружающего мира и человеческой жизни (О.В.Булгакова, Т.Г.Назаренко, Н.И.Нестерова, И.В.Правдин, А.А.Сундуков и др.). В период «перестройки» (1985-1991гг.) собрание Русского музея пополнил ряд имен художников, работавших в рамках андеграунда. Ныне коллекция современной живописи - весьма мобильная и быстрорастущая часть фондов ХХ - начала ХХI вв., но продолжается и всестороннее формирование всего живописного собрания.

Ярошенко Н.А. Портрет художника Николая Ге.

1890. Холст, масло.

Рерих Н.К. Заморские гости.

1902. Картон, масло.


Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге обладает крупнейшей в мире коллекцией национальной живописи, по широте и глубине охвата не имеющей равных, относится к особо ценным объектам культурного наследия России. Художественный комплекс собрал более 400 000 экспонатов произведений русских мастеров с XII до XX века: картины, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного мастерства, нумизматика.

На уютной тенистой площади вблизи нас встречает бронзовый Александр Сергеевич Пушкин. Изящным жестом, направленным к величественному зданию, приглашает войти и окунуться в завораживающую атмосферу искусства прошлых веков и нынешнего столетия…

Русский музей: историческая справка

Датой основания первого в стране музея русского искусства считается 25 апреля 1895 года, когда вышел в свет указ Николая II о его учреждении и размещении в Михайловском дворце. Идея создания национального музея принадлежала Александру III, что и было отражено в названии. 37 залов «Русского Музея Императора Александра III» распахнули двери для посетителей 7 марта 1898 года, представив зрителям первую коллекцию, сформированную из запасников , картин императорской , частных собраний и произведений, вывезенных из дворца в .

Выбор здания для музея не был случайным. Михайловский дворец выкуплен казной у внуков Великого князя Михаила, проживавших за границей. Великолепное творение архитектора Карла Росси, построенное в 1825 году, стало украшением Петербурга, его внутреннее убранство по красоте и роскоши не уступало лучшим дворцам Европы. Свидетельством тому — Белый зал, единственное помещение, сохранившееся в первоначальном виде после перестройки дворца под музей. Продуманный до мелочей от расположения колонн и росписи стен до расстановки мебели и парадного сервиза, шедевр интерьера был настолько хорош, что английский монарх Георг заказал для себя уменьшенную копию.

В этом зале проходили знаменитые музыкальные вечера, на которых блистали лучшие исполнители эпохи: Гектор Берлиоз, Михаил Глинка, Ференц Лист, состоялся дирижерский дебют Петра Ильича Чайковского. Здесь бывали Василий Жуковский и Иван Крылов. Первый участник концертов, пианист и композитор Антон Рубинштейн в своих воспоминаниях отмечал, что здесь собирались лучшие артисты, посещавшие Петербург. Первая в России консерватория обязана своим открытием деятельности Русского музыкального общества, которое зародилось в популярном музыкальном салоне Михайловского дворца.

В дальнейшем собрание культурных ценностей пополняется за счет бюджета и пожертвований, а после революции 1917 года – путем «экспроприации» частных коллекций. В военные годы экспонаты эвакуируют в Пермь, а в 1946 году экспозиция восстанавливается и вновь открыта для посещений.

С 1954 года усилиями Экспертно-закупочной комиссии, созданной при музее, формируются принципы его развития и целенаправленного пополнения фондов, разрабатываются программы культурного обмена и международного сотрудничества.

Экспозиция Русского музея

Трудно назвать знаменитого русского художника, творение которого не было бы представлено в Русском музее. Все лучшее, созданное отечественными живописцами за 800 лет, представлено в картинной галерее, которая насчитывает более 15 тысяч экземпляров.

В четырех залах первого этажа Михайловского дворца размещена постоянная экспозиция древнерусских икон. Представлены произведения XII–XVII веков из художественных центров Древней Руси, созданные в Пскове, Новгороде, Суздале, Ярославле. Это ценнейшая часть обширной коллекции общей численностью более пяти тысяч экземпляров. Великолепное собрание — одно из самых значительных в России, благодаря разнообразию и численности дает возможность проследить развитие русской иконописной школы за истекшие столетия ее истории.

Икона «Ангел Златые власы» — самая древняя в коллекции. К шедеврам относится иконостас Владимирского Успенского собора, работа знаменитого Андрея Рублева, серия икон из Ферапонтова монастыря, творение замечательного мастера начала XVI века Дионисия. Огромный интерес представляют произведения Симона Ушакова, главного иконописца Оружейной палаты в XVII веке.

Коллекция произведений русского изобразительного искусства XVIII – начала XIX веков признана наиболее полной. Среди живописных работ музея находятся картины известных художников этого периода: Ивана Никитина, Федора Рокотова, Алексея Венецианова, малый холст «Явление Христа народу» Алексея Иванова и многочисленные этюды к нему, ставшие программными для многих поколений живописцев. По первоначальному замыслу размеры картины соответствовали экземпляру Русского музея. Монументальное полотно, задуманное автором много позже (произведение создавалось 40 лет), находится в Третьяковке.

Невозможно равнодушно пройти мимо камерных женских портретов Владимира Боровиковского. Их отличает чуткость в передаче характера, прекрасно проработанная атмосфера, объединяет поэтическая прелесть образов. Творчество Дмитрия Левицкого – это история России в лицах. Среди работ Ореста Кипренского особенное внимание привлекает парадный портрет гусара. По официальной версии — это портрет Е. В. Давыдова, родственника известного поэта и героя-партизана Дениса Давыдова. Интрига картины состоит в том, что время от времени встает вопрос, кто же из них, героев 1812 года: поэт-партизан или прославленный генерал, — действительно изображен на портрете. Совершенно иными предстают персонажи жанровых сценок Павла Федотова, которого недаром величают «Гоголем живописи», сумевшего своими картинами повседневного быта разрушить броню академизма и проложить дорогу новому направлению.

Неизменно вызывает интерес полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Тема была подсказана художнику, долгое время искавшему достойный сюжет, старшим братом-архитектором. Достоверность изображения достигнута путем тщательного изучения материалов раскопок, исторических документов, копирования музейных экспонатов.

Картина была написана в Риме и обеспечила молодому живописцу громкий успех в Европе, но настоящий триумф ожидал на родине. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь восторженно приветствовали произведение, оно стала предметом национальной гордости, поэт Евгений Баратынский посвятил автору такие строки:

«…Принес он мирные трофеи

С собой в отеческую сень.

И был «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день».

В том же зале экспонируются картины одного из самых известных российских художников-маринистов, академика и живописца Главного морского штаба – Ивана Айвазовского. Одна из наиболее популярных его работ «Девятый вал» посвящена теме противостояния людей и стихии, наполнена оптимизмом и отражает события биографии автора. Она написана через несколько лет после пережитой им бури в Бискайском заливе, судно посчитали погибшим в сокрушительном шторме и в прессе появились ошибочные сообщения о гибели молодого, но уже известного русского художника.

Поднявшись на второй этаж, можно увидеть русское искусство второй половины XIX. Экспозиция знакомит с произведениями «передвижников»: Григория Мясоедова, Ивана Крамского, Николая Ге, Василия Перова, Алексея Саврасова…

В мае 1870 года художники Илья Репин, Евгений Макаров и 20-летний Федор Васильев отправились в путешествие по Волге. Этюды, выполненные за время 4-х месячной поездки, послужили основой для создания знаменитых картин, которые можно увидеть в залах музея: «Бурлаки на Волге» Репина и пейзаж, сделавший Васильева известным, — «Вид на Волге. Барки». Подобно падающей звезде, сверкнувшей и стремительно угасшей, он рано ушел из жизни. Знаменитое полотно «Оттепель», одновременно прославившее художника и ставшее роковым (во время работы над ним заболел туберкулезом), украшает экспозицию Третьяковки. В Русском музее висит авторская копия, выполненная по заказу царского двора в другой цветовой гамме. Именно этот холст был отправлен в числе прочих на Лондонскую выставку в 1872 году и получил восторженные рецензии.

Самая загадочная и мистическая картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» также находится в Русском музее. Ее владелец Великий князь Константин, не желавший расстаться с приобретением, поместил полотно на своей яхте и отправился в плавание. К сожалению, краски не выдержали испытаний временем, сыростью и морским воздухом и потемнели. Очевидно, первые зрители получали иные впечатления от увиденного изображения, хотя и в наши дни картина завораживает и поражает.

Русская живопись на рубеже XIX — XX столетий представлена произведениями Исаака Левитана, Михаила Врубеля, Валентина Серова, а также художников «Мира искусства»: Александра Бенуа, Константина Коровина, мастеров «Голубой розы» и «Бубнового валета».

Современное искусство экспонируется в . На полотнах художников конца XIX — начала XX веков — фантастический «Летящий Демон» Михаила Врубеля, портреты Валентина Серова, жанровые композиции Бориса Кустодиева, работы Николая Рериха.

Здесь можно увидеть ведущих мастеров раннего русского авангарда. Гордостью собрания является крупнейшая в мире серия произведений (100 картин и 20 рисунков) Казимира Малевича и работы Павла Филонова (порядка 200 картин и столько же рисунков).

Музею принадлежит самое крупное в стране собрание скульптуры XVII - начала XX веков. До революции этот вид представляли всего лишь 184 экспоната, настоящая коллекция насчитывает более 2 тысяч экземпляров. Лучшие произведения самобытных дарований новаторов прошлого столетия Анны Голубкиной, Сергея Коненкова, Александра Матвеева нашли свое место в музее.

Фонды нумизматики музея насчитывают более 70 тысяч единиц хранения. Монеты, медали, ценные бумаги и денежные купюры, значки, жетоны и печати дают полное представление об истории российских денег и медальерного мастерства.

Собрание гравюры прослеживает этапы развития этого искусства в России, содержит одну из наиболее полных коллекций печатной графики, присутствуют образцы всех печатных техник: от классической на дереве и металле до компьютерной печати. Мастера XVIII века Алексей Зубов, Евграф Чемесов, Иван Берсенев представлены не только в оттисках, но и авторскими формами — медными досками.

Русскому музею принадлежит значительное собрание декоративно-прикладного искусства, оно насчитывает более 35 тысяч предметов, куда входят коллекции из стекла, фаянса, фарфора, ювелирные изделия из драгоценных металлов, керамика, художественная роспись, текстиль, мебель, одежда. Жемчужиной древней части коллекции считается «Киевский клад», который нашли в Михайло – Златоверхом монастыре. Наибольшее число реликвий представлено предметами прикладного искусства Москвы периода XIV-XVII веков, среди которых можно выделить коллекцию изделий из серебра и замечательное шитье – цельные шитые иконостасы и отдельные иконы, украшенные орнаментом.

Русский музей: наши дни

Русский музей – это всемирно известный музейно-парковый комплекс, в составе которого — научно-исследовательский институт и реставрационный центр. Достояние составляют не только предметы искусства, здесь хранятся исторические архивные материалы. Обширная библиотека музея (170 тысяч единиц хранения), существующая с 1897 года, насчитывает около 14,5 тысяч раритетов. Размещаются культурные ценности в шести зданиях, на территории трех изумительных парков – Летнего сада, одноименных садов Михайловского дворца и Инженерного замка:

Главные сокровища, в том числе библиотеку, музей хранит в бывшей княжеской резиденции.

Построенное по проекту архитекторов В. Баженова и Винченцо Бренна для Павла I, через 20 лет после гибели императора здание перешло во владение Инженерного училища, а в 1994 году полностью отошло к Русскому музею. Здесь находятся постоянные экспозиции скульптуры, портретная галерея, проходят временные выставки.

Михайловский замок со стороны реки Мойки.

Созданный по проекту великого Антонио Ринальди, замок предназначался графу Григорию Орлову в подарок от императрицы. Решением Мэрии Санкт-Петербурга здание передано Русскому музею в 1991 году. Подаренное в 1994 году немецкими коллекционерами собрание живописи второй половины XX века, под названием «Музей Людвига в Русском музее», составляет основную экспозицию дворца.

Мраморный дворец.

Бывший дворец баронов (графов) Строгановых, творение нескольких архитекторов, в том числе Франческо Бартоломео Растрелли, – филиал музея с 1988 года. В постоянной экспозиции находится минералогический кабинет, шедевр архитектуры, где размещена коллекция минералов.

Вид Строгановского дворца со стороны реки Мойки.

Домик Петра I. «Красные хоромы» — самое старое городское строение по типу шведского деревянного дома, первый в стране мемориальный памятник-музей, включен в состав Русского музея в 2004 году. Находится на Петровской набережной.

Летний дворец Петра I. Постройка относится к периоду 1710-1712 годов, архитектор Доменико Трезини, находится в Летнем саду.

В музее действует лекторий с разнообразной и интересной программой, проводятся научные конференции и семинары, посвященные знаменательным датам. Посетителей привлекают тематические вернисажи картин из запасников, а также показы шедевров искусства из других музеев и частных коллекций. Проводится подготовка и издание каталогов постоянной экспозиции и выставок. Действует система организованных экскурсий, проводятся занятия со школьниками в изостудиях.

Интерактивный тур по Русскому музею

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Русский музей: здание Михайловского дворца (со стороны главного фасада).

2. Русский музей: Садовый фасад Михайловского дворца и Михайловский сад.

3. Экспозиция Русского музея в Михайловском дворце:

Русский музей: где находится и как добраться

Все здания музея находятся в центре и расположены по адресам:

Главная экспозиция представлена в Михайловском дворце на улице Инженерной, 4 и в корпусе Бенуа на набережной Канала Грибоедова, 2.
Михайловский замок – улица Садовая, 2;
Строгановский дворец – Невский проспект, 17;
Мраморный дворец – улица Миллионная, 5/1.

От станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» добираться пешком.

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...