Рассказы марии вайсман правда весело читать. Мария Вайсман: Тоска по лобзику


© Rosalind Wiseman, 2013

© Абдуллин Н., перевод на русский язык, 2014

© Издание на русском языке, оформление.

ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014

АЗБУКА-БИЗНЕС®

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Список аббревиатур

СЦМС (Соответствие центровым мужским стандартам) – упражнение, которое помогает выделить негласные правила поведения.

ВП (внешний периметр) – состоит из ребят, которые в глазах сверстников вообще не принадлежат к социальной системе: анархисты, шутники, политики, успешные фанаты какого-либо одного предмета или вида спорта и те, у кого вообще нет навыков социального общения.

СПОР (Сценарий и Подготовка к Обязательному Разговору) – метод перенаправления негативных эмоций в конструктивное русло, когда вы с кем-то ссоритесь или о ком-то беспокоитесь.

БПЧИ – боязнь пропустить что-нибудь интересное.

1. Пора войти в Мир мальчиков

Как у всех нормальных родителей, голова у меня по утрам просто пухнет – ведь дел невпроворот. 12 апреля 2011 года я проснулась с мыслью: «Пора написать книгу о мальчиках». Много лет я мечтала выпустить дополнение к книге о девочках «Queen Bees and Wannabes» («Королева улья, или Как выжить в Мире девочек»). Учителя и родители постоянно спрашивали: когда, ну когда?! А я отвечала: как только, так сразу. Оставалось понять, когда это «только» наступит… Так уж вышло, что я сама мать двоих мальчиков. И смех и грех: как может автор книг о девочках воспитывать сыновей?!

Я всегда помогала мальчикам, за что неизменно получаю от них благодарственные письма. Правда, опубликовать наши диалоги до сих пор не решалась. Встречаются среди их бед не особо серьезные, вроде: «Как сказать девочке, что она мне нравится?», или: «Как сказать девочке, что она мне не нравится?», или: «Как сделать, чтобы меня не дразнили мелким?». Встречаются проблемы и посерьезнее, например: «Наш тренер обзывает одного мальчика педиком, остальные ему поддакивают. Мне противно, но из-за родителей я боюсь уйти из команды. Отец всегда, всегда меня в чем-нибудь винит, говорит, что я лентяй и врун. Всякий раз, как он отчитывает меня, хочется орать, но я просто молчу и улыбаюсь. Мама оправдывает отца, а я так больше не могу. Что делать?»

Я все боялась, что для мальчиков не удастся написать столь же вдохновенную книгу, как для девочек. Боялась, что не знаю мальчиков достаточно хорошо. Что они не станут делиться сокровенным. Мальчики – они ведь сложнее, чем мы привыкли думать. За их сдержанными ответами типа: «Все нормально» кроется куда больше, чем слышится, однако я сомневалась, что смогу удовлетворить справедливые чаяния одновременно самих мальчиков, их родителей и тех, кому есть до мальчиков дело.

Я ждала знака.

И получила его, когда меньше всего ожидала. Весной 2011 года я встретилась с президентом Cartoon Network Стю Снайдером и вице-президентом Эллис Кан, чтобы обсудить сотрудничество в ходе их кампании «Скажи школьному насилию “Нет!”». Со мной на встречу отправилась Эмили Гибсон, которая всегда помогает мне выработать стратегию работы с новыми партнерами. Как обычно, Эллис сразу взяла с места в карьер:

– Стю, ваша затея мне не по душе. Наверное, потому что ваш основной зритель – мальчики, а Розалинд больше известна как автор книг для девочек. Зачем она вам?

Стю не растерялся и сразу же выдал:

– Я по ее глазам вижу, что она хочет работать с нами.

Что он такого увидал в моих глазах? Что показалось ему необычным?

– Я смотрю ей в глаза и буквально читаю в них: мальчики, – пояснил Стю. Что он имел в виду? Потом до меня дошло: взгляд, о каком я писала в одной из своих книг «Queen Bee Moms and King Pin Dads» («Мамы Девочек-королев и папы Вожаков»). Взгляд этот сообщает всем окружающим:

«Дома меня в знак любви расстреливают из пистолета с присосками. Мне периодически пишет и звонит директор школы. Как-то я нажала “отклонить вызов”, не желая выслушивать, что там учудили мои сорванцы. В своих идиотских выходках они в любой момент могут разбить или сломать что-нибудь ценное, пораниться. Могут пренебречь гигиеной, и начнется такое, что любого другого взрослого на моем месте стошнит. Но раз уж я мама этих детишек, приходится отчитывать их, лечить их царапины и ушибы или вести к тому, кто – качая головой и недоумевая от их глупости – точно сможет их “подлатать”. И да, эти юные нарушители все уберут за собой – уж я их заставлю!»

Наутро после возвращения из Атланты, я проснулась с намерением засесть за написание новой книги.

КАК Я СТАЛА «ЭКСПЕРТОМ ПО ВОСПИТАНИЮ»

Я не только автор книг по воспитанию девочек – я еще почти двадцать лет проработала в различных школах. Потом основала Owning up, некоммерческую организацию, в которой учащимся средних и старших классов преподавали основы социальной справедливости и этики лидерства – по мною же разработанной методике. Позднее на основе этого опыта я стала работать со школьными администраторами и педагогами. И через восемь лет такой практики написала книгу для родителей девочек – о том, как видят мир их дочери и как им помочь вырасти и повзрослеть.

Я писала о девочках, потому что наше понимание дочерей, связь между их дружбой и личностным развитием оставляли желать лучшего. К 2000-м годам много было написано о самооценке, о том, как следить за внешностью, но среди массы литературы я не находила ничего для широкой аудитории, что рассказывало бы о групповом поведении девочек. О конфликтах в среде девочек незаслуженно забывали: они якобы надуманны, девочки просто вредничают… Девочек не учили с достоинством решать проблемы. Их приучали мириться с негласными правилами того, что я для себя называю Миром девочек; в результате они не умели адаптироваться в обществе как настоящие девушки и женщины.

Сейчас уже и не вспомнить, в связи с чем это произошло, однако перед выходом книги «Королева улья» в журнале New York Times появилась статья обо мне, озаглавленная «Дрянные девчонки». Спустя несколько дней позвонил мой литагент и сообщил: со мной хочет поговорить некая Тина Фей – она якобы желает купить права на книгу. Я понятия не имела, кто такая Тина Фей, у меня совсем недавно родился старший сын Илайджа, и я уставала настолько, что в конце дня без сил падала на диван перед телевизором.

Нет, я отнюдь не прыгала от радости: мол, ура, мою книгу собираются экранизировать! К тому моменту я успела пресытиться вниманием прессы и индустрии развлечений. Мне даже пару раз предлагали продать права на биографический фильм – думали, получится невероятно захватывающая история о женщине, которая, не успевая менять испачканную ребенком одежду, отчаянно ищет средства для скромной некоммерческой организации.

Впрочем, на звонок я ответила, и за двадцать минут Тина Фей меня уломала. Если уж кто и был способен взяться за безумный проект – а именно, превратить в полноценный фильм книгу по воспитанию, – то это Тина Фей. Я лишь попросила ее не снимать глупый фильм. Тина обещала постараться, и я ей поверила. Я не просто сразу распознала в ней умного человека – я поняла, что нами движут одинаковые принципы: работая на публику, работай по полной. (К слову, двенадцать лет родительского опыта научили меня терпимее относиться к посредственностям.)


Открытый урок в 4 «А» классе МОУ «Гимназия № 89» 17 марта 2014 г

Тема урока: ЗНАКОМСТВО С НАСТОЯЩИМ ПИСАТЕЛЕМ.

Мария Вайсман «Шмыгимышь»

Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством писательницы Марии Евгеньевны Вайсман; учить задавать вопросы, поддерживать беседу; развивать умение делать вы воды из сказанного, высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение товарищей; разви вать культуру поведения, интерес к чтению.

Планируемые результаты :

Предметные : научатся делать выводы, высказывать свою точку зрения, выслушивать мне ние одноклассников, воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: самостоятельно работают с учебником.

Познавательные: ориентируются в содержании учебника; произвольно строят устные вы сказывания с учетом учебной задачи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге при обсуждении учебного текста и ответов на вопросы.

Личностные : проявляют интерес к некоторым видам творческой деятельности.

Ход урока

I . Организационный момент. Введение в тему.

- У нас очередное заседание клуба «Ключ и заря». Председатель нашего заседания Ибегенова Алина познакомит вас с планом работы.

    Заседание клуба наших друзей из села Мирное на встрече с писательницей.

    Обсуждение встречи.

    Какова цель нашего заседания? (Встреча с писательницей М. Е. Вайсман.)

    Какие произведения Марии Евгеньевны Вайсман вы читали в учебнике и хрестоматии? («Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименъкая».)

    Как зовут основных героев прочитанных произведений? (Главные герои прочитанных рассказов - брат и сестра Филя и Вера, а также их друзья и родственники.)

    Перескажите запомнившиеся вам эпизоды из рассказов Марии Вайсман. (Остальные учащиеся вспоминают название рассказа.)

    О чем пишет Мария Вайсман? (Сборник рассказов «Правда, весело?» - это очень весёлые истории, основанные на реальных событиях. О дружбе, о семье, о солнце, о море, о де m я x , то есть о том, без чего наша жизнь совершенно невозможна.)

П. Освоение нового материала.

- Посмотрим, как проходило заседание клуба наших друзей из села Мирное на встрече с пи сательницей.

Работа по учебнику. Чтение по ролям.

- Прочитайте беседу М. Вайсман с ребятами.
Вам понравилась встреча с писателем?
Председатель задает вопросы .

- Какие вопросы волновали членов клуба? Эти вопросы вас тоже интересуют? О чем спросил Костя? (Как стать писателем? Можно ли к этому уже сейчас готовиться?) Какие советы дала ему Мария Евгеньевна?

Воспитывать в себе внимание; учиться видеть подробности; каждый день записы вать свои наблюдения.

    Сможете ли вы воспользоваться этими советами? (Эти советы полезны тем, кто мечтает стать писателем.)

    Прочитайте пожелание всем ребятам. («Всем вам хочу пожелать: постарайтесь быть наблюдательными!»)

    Почему писательница считает, что наблюдательность пригодится не только тем, кто выберет профессию писателя? («Именно наблюдательные люди становятся специалистами!»)

    Кого называют специалистом? (Специалист - человек, профессионально занимающийся тем или иным видом труда.) Что значит быть хорошим специалистом? (Быть хорошим специа листом - быть одним из лучших в своей профессии.)

    Задал ли Петя вопрос, который его волновал, Марии Евгеньевне? (Да, Петя задал вопрос, который его волновал: «Когда вы пишете рассказы, вы пишете все как есть или чуть-чуть изменяете?» Пете очень сложно понять, что в искусстве все не совсем так, как в жизни.)

    Полу чил ли он ответ? Каков он был? («В основе всех рассказов, Петя, - правда. Но, конечно, что-то я преувеличиваю или приукрашиваю. Все истории, которые есть в книжке „Правда, весело?", были на самом деле. Ну, может быть, все было чуточку иначе, а не так, как в книжке. Но вы должны знать: все рассказы рождаются из жизни!»)

Вывод: рассказы могут рождаться только из реальных, живых наблюдений, но все-таки ху дожественная правда отличается от правды жизни. Писатель может что-то приукрасить, преуве личить, усилить, чтобы сделать образы более выразительными и интересными.

Сейчас мы посмотрим как сама писательница говорит о своей семье в книге.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом М. Вайсман

Чтение рассказа М. Вайсман«Шмыгимышь».

    О ком этот рассказ? (Рассказ «Шмыгимышь» о сестре и брате, Вере и Филе.) Какого они возраста? (Мы уже знакомы с героями рассказа и знаем, что ребята наши ровесники.) Кто глав ный герой? (Главные герои рассказа - мальчик Филя и его любимая игрушка Шмыгимышь /

    У какого другого известного вам литературного героя была любимая игрушка, кот очень любил в детстве, всюду носил с собой и мысленно с ней беседовал? (У Дениски из рассказа В. Драгунского «Друг детства» была любимая игрушка - плюшевый медвежона ными глазами и тугим животом.) А у вас такая игрушка была? И вы говорили с ней -и за себя? (ртветы учащихся.) Подумайте, почему Шмыгимышь - любимая игрушка Фили, а не Веры?

- Прочитайте, как выглядела Шмыгимышь и почему у нее такое необычное имя.
Как сам Филя объясняет то, что он плохо вел себя в музее? (Свое плохое поведение Филя объясняет тем, что он «...просто хотел немного пошутить, чтобы в этих каме лах, охраняемых строгими бабушками, стало чуть-чуть веселее...».)

- Почему Филе не было стыдно в музее, а стало стыдно только дома? (В музее Филя был только заинтересован скульптурами и «общением» с ними через игрушку, что не задумывался о собственном поведении. Только дома мальчик понял, как неловко чувствовали себя в музее его мама и сестра. Филе стало понятно, почему мама и Вера не захотели продолжать прогулку: «Самое время пойти куда-нибудь поесть, - сказал я как ни в чем не бывало.

Но мама сказала: «Нет уж! С меня хватит!»

    И я больше со Шмыгимышью никуда не пойду, - сказала Вера».)

    Какую роль в раскаянии Фили играет Шмыгимышь? Важно ли, что это очень старая игруш ка? (Дома, глядя на Шмыгимышь, Филя вспомнил, что это очень старая игрушка: мышь была маминой. Когда мама из нее выросла, она стала бабушкиной». Филя понимал ни мама, ни бабушка не вели себя в музее так плохо, как он, даже в детстве.)

    Перед кем стыдно Филе: перед мышью или перед кем-то другим? (Филя, мысленно обраща ясь к мыши, на самом деле просит прощения у мамы и бабушки.)

    По-разному ли Филя, Вера и мама чувствуют себя в музее? (Филе в музее очень им он узнает в скульптурах богов и героев, так как хорошо знаком с мифами Древней Греции, тоже хорошо понимает, что изображают скульптуры, возможно, она вспоминает свои дет ские посещения Пушкинского музея. А вот Вере в музее скучно.) Вам было бы интересно общаться с таким мальчиком, как Филя? (Свободные высказывания учащихся.)

    А вы знаете, кто такой Гермес? А кто такой Лаокоон и за что он так жестоко наказан? Какие подвиги Геракла вам знакомы? Если пока не все, не расстраивайтесь!

Члены клуба советуют вам взять в библиотеке книгу Николая Куна «Мифы и легенды, Греции» и читать ее по выходным. По словам Миши Иванова, «там много чего интересного»!

Выборочное чтение текста.

На слайдах фотографии скульптур, о которых говорится в рассказе.

- Прочитайте отрывок.

    Мышь здоровается с Гермесом.

    Мышь делает замечание Гераклу.

    Мышь сочувствует Лаокоону.

    Мышь дает совет мальчику, вынимающему занозу.

III . Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Так кто же прав: Маша Иванова или Таня Перова? Можно ли вести себя в музее так, как Филя и Миша? (Так, как ведут себя Филя и Миша, в музее вести себя, не следует. Мальчики поймут это сами, когда станут взрослее. Главное, чтобы ребята сохранили интерес к экспонатам музея)

Нужно ли брать в музей ребят, которым там скучно? (Ребят, которым в музее скучно н е надо брать в музей: любой может неожиданно для себя открыть что-то интересное, особенно если ему об этом расскажет человек увлеченный, знающий.)

- Можно ли спорить так, как спорят Таня и Миша: переходить с обсуждения литературных героев на взаимные упреки? (Нельзя переходить с обсуждения литературных героев на взаим ные упреки и обсуждение друг друга. Надо всегда стараться придерживаться темы спора.)


- Правильно ли то, что этот рассказ помещен в данной главе? Какие выводы вы сделали для себя из прочитанного и услышанного на уроке?

Домашнее задание; написать мини-сочинение на одну из тем: «Мой любимый музей»: «Удивительный экспонат»; «Как мы ходили в музей».

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Книгу рассказов "Тоска по лобзику " можно назвать продолжением книги "Правда весело?". Близнецы Вера и Филипп выросли и пошли в школу. Их ждут радостные открытия и глубочайшие разочарования. Открытия Филипп совершает не только в школе, но и на каждом шагу, даже не выходя со своего дачного участка. Ему везет на разные события, например, ему и всей его семье(которую он, надо сказать, называет "семьей сумасшедших" довелось увидеть самую настоящую летающую тарелку. Он рассказывает о своих одноклассниках, о том, как нашел друга в неожиданном месте, о своих домашних питомцах. Наконец, Филипп размышляет о смысле жизни. Филипп не просто рассказывает о чем-то, из каждого события он делает какие-то выводы, с которыми можно и поспорить.
Это правдивая книга о счастливом детстве, в котором дети ходят в Пушкинский музей и Большой театр и размышляют о том, что значит быть настоящим художником. В этой книге родители стараются понять своих детей. В этой книге почти не встречается слово...

Читать полностью

Книгу рассказов "Тоска по лобзику" можно назвать продолжением книги "Правда весело?". Близнецы Вера и Филипп выросли и пошли в школу. Их ждут радостные открытия и глубочайшие разочарования. Открытия Филипп совершает не только в школе, но и на каждом шагу, даже не выходя со своего дачного участка. Ему везет на разные события, например, ему и всей его семье(которую он, надо сказать, называет "семьей сумасшедших" довелось увидеть самую настоящую летающую тарелку. Он рассказывает о своих одноклассниках, о том, как нашел друга в неожиданном месте, о своих домашних питомцах. Наконец, Филипп размышляет о смысле жизни. Филипп не просто рассказывает о чем-то, из каждого события он делает какие-то выводы, с которыми можно и поспорить.
Это правдивая книга о счастливом детстве, в котором дети ходят в Пушкинский музей и Большой театр и размышляют о том, что значит быть настоящим художником. В этой книге родители стараются понять своих детей. В этой книге почти не встречается слово компьютер. Это книга о последнем поколении детей, которые еще не знают, что такое социальные сети. Все события жизни они обсуждают непосредственно со своими близкими, друзьями, соседями, а не на страницах своего аккаунта. Эта книга может показаться кому-то очень веселой. А кому-то - грустной. В этой книге и родители и дети узнают много интересного не только о мальчике Филиппе, но и о себе самих.
Поскольку Маша Вайсман написала эти рассказы от лица мальчика Филиппа, то и художник Петр Перевезенцев нарисовал к ним картинки, похожие на детские рисунки. Поэтому в книге есть множество зарисованных подробностей детской жизни…

Скрыть

Маша Вайсман: «Детская бумажная книга проживет дольше остальных»

Текст: Ольга Штраус
Фото: Маша Вайсман

Как рождаются любимые детские книжки? Как выживают независимые книжные издательства, специализирующиеся на выпуске неприбыльной детской литературы? Об этом - наш разговор с Машей Вайсман - руководителем и владельцем издательства «Август» , выпускающего книги на высочайшем художественном уровне с самого начала 2000-х, то есть ставшего одним из первых независимых детских издательств.

Маша, почему вы вообще занялись этим делом?
Маша Вайсман: Оно досталось мне по наследству. Мой муж, Александр Коняшов, который, увы, умер четыре года назад, когда-то был продюсером телепрограммы «Дог-шоу». Передача была популярна, у нас появились какие-то деньги, и он решил открыть детское книжное издательство. Было это в конце 90-х.

А вы сама - книжный человек?
Маша Вайсман: Да, очень. По специальности я библиограф, работала и в Исторической библиотеке, и в Театральной.

Мне вообще, сколько помню себя, очень хотелось делать книжки.

Я в детстве их все время сооружала, вместе с папой. Папа рисовал, а я сшивала, писала, придумывала обложки. Вообще книга как артефакт меня всегда очень волновала. Я довольно много времени проводила у бабушки с дедушкой, у них была прекрасная библиотека — помню, например, собрание сочинений Пушкина 1937 года, голубые такие томики, с папиросной бумагой перед каждым портретом на титульном листе… А потом, когда я уже была сотрудником «Исторички», я работала в реставрационной мастерской, восстанавливала книги. Мне это тоже безумно нравилось.

Но вернемся к издательству. Почему тогда, в 90-е, Александра Коняшова прельстил именно книжный бизнес?

Маша Вайсман: Во-первых, он сам поэт. Писал и . Стихи, которые Саша написал в конце 80-х — начале 90-х, еще до рождения наших детей, должны были выйти сборником в издательстве «Малыш». Но грянул путч, распад страны, потом кризис… Всем уже было не до того.
Ну а в конце 90-х он к этой теме вернулся. Причем издать захотел не только свое, но и переиздать свои любимые произведения русской классики для детей. То, что ему самому нравилось в детстве, но с какими-то новыми иллюстрациями, чтобы это было нечто радикально новое. Получилось радикально до того, что многие товароведы в книжных магазинах, куда мы стали предлагать свою продукцию, возмущались: что это? Кто вам сказал, что так можно делать книги?

А в чем была радикальная новизна?
Маша Вайсман: Во-первых, художники, которые сотрудничают с нашим издательством, — Ирина Киреева, Екатерина Рожкова, Катя Марголис, Алексей Орловский, Петр Перевезенцев, Андрей Дубровский — это такие «художники-художники», не иллюстраторы. Катя Рожкова вообще окончила ВГИК. Поэтому получились книги, совершенно не похожие на те, что были тогда в книжных магазинах. Да и сейчас наши книги узнаваемы. Мы стараемся, чтобы во всех книгах помимо текста шла еще какая-то параллельная история, рассказанная рисунками.
А во-вторых, я принципиально против того, чтобы в рисунках для детей были такие привычные, знаете, милые розовые кошечки-пупсики. То есть

я считаю, что дети гораздо умнее, чем мы думаем. Уже в четыре-пять лет они способны воспринимать очень серьезные вещи.

Я сама не любила сюсюканья в детстве, и мои дети его не переваривали.

«Повести Белкина», ставшие классикой русской литературы, Александр Пушкин написал за полтора месяца в 1830 году/Издательство «Август», 2012 г.

А сколько их? И сколько им сейчас?
Маша Вайсман: Уже по 26 лет, у меня близнецы, сын и дочь. Когда они росли, я ощутила, как мало новых хороших детских книг. Нет, они, конечно, были. Помню, каким счастьем для всех стал выпуск большой книги . Помню прекрасный сборник Сергея Козлова «Я на солнышке лежу» и то, с каким удовольствием читал его мой сын.
Детям, конечно, нужны стихи, но тогда у нас в основном были только Чуковский да …Кроме того, тогда почему-то никто не писал (или не издавал?) рассказов о современных детях, об их сегодняшней жизни. Кроме да Носова , на которых выросли еще мы, родительское поколение, не было ничего, им подобного.
Но дети-то росли! Их неописанная жизнь шла прямо перед глазами. И я стала записывать все, что происходит вокруг. Так родились две мои книжки. «Правда, весело», которая вышла в 2000 году, и «Тоска по лобзику».

«Тоска по лобзику — давно разоблаченная морока…»
Маша Вайсман: Да-да, эта строчка, видимо, крепко сидела где-то в подкорке. Первая книга родилась из путешествия в Крым. Мы были там большой компанией, с детьми, и было удивительно хорошо: первое море, камешки, лошади на набережной… Муж говорил: пиши, пиши, все издадим!

Как может быть детское издательство без современного автора?

И знаете, эта книга имела такой успех, что несколько рассказов из нее даже включили в программу чтения для 2-3-го класса.

Книга Марины Цветаевой «Каток растаял» вышла в серии «Русские поэты для детей и взрослых»/Издательство «Август», 2015 г.

То есть, едва написав первую книгу, вы стали классиком, которого в школе проходят?
Маша Вайсман: Это говорит не о том, какая я гениальная, а о том, как велика потребность в современной детской литературе. Книжка была актуальная. Там было, например, слово «приставочка» — то, о чем тогда мечтали все дети: игровая приставка. Там было про суп с укропом, который мой сын категорически не хотел есть, а папа говорил: добрая половина человечества мечтает о таком супе. Сыну было очень стыдно, но он предпочитал оставаться в другой половине. Словом, это были такие рассказы с натуры. А «Тоска по лобзику» — уже школьные годы. Герой рассказов — мальчик, который, собираясь в школу, мечтал, как там будет интересно: география, биология, физика… А потом наступили первые школьные разочарования — ведь большинство уроков, это: «Возьмите ручки и записывайте». И вот наконец в пятом классе начинаются уроки труда. Мальчику обещают, что их класс будут учить выпиливать лобзиком. Он мечтает, что выпилит себе Сову, как у Целая эпопея с покупкой этого необходимого инструмента… Наконец наступает вожделенный день. И на первом же уроке учитель труда объявляет: «Возьмите ручки, записываем правила техники безопасности при работе с лобзиком» .
Но эта книга родилась позже, когда наше издательство начало медленно загибаться.

Почему?!
Маша Вайсман: По одной простой причине: когда мы напечатали первые десять книг, выяснилось, что их надо не только издать, но и распространить. У Саши были какие-то не самые подходящие люди для этого. Надо было, чтобы появлялись какие-то рецензии на книжки, надо было таскать их по редакциям, предлагать в магазины… Соцсетей, таких активных, как сейчас, тогда не было, а напечатаны книги были большими тиражами - по 5-10 и даже 15 тысяч экземпляров. «Библейские сказки» Саши Черного », «Обида-лебеда» Владимира Набокова , «Как я ловил человечков» Бориса Житкова , «Белый пудель» Куприна , «Максимка» Станюковича … Позже вышли повести «О девочке Маше» Введенского и «Приключение травки» Розанова . Все были отпечатаны в Словакии, прекрасная полиграфия…
Словом, книги не брали в магазины, а если и брали, то по 2-3 экземпляра. И однажды Саша объявил: мне надо срочно освободить один склад, я вывожу книги на помойку. Я говорю: книги — на помойку?! Ты что? В общем, за ночь я нашла склад, куда их можно пристроить. А потом, как муравей, начала ходить по всяким магазинам и предлагать наши книги. Это было очень страшно и трудно. Везде на прилавках были расставлены книги с какими-то розовыми пупсами, принцессы-русалки, все розовое, и вот на фоне всего этого наши книги, конечно, вызывали недоумение и возмущение товароведов.
В общем, весь свой склад я распродала исключительно благодаря «Лабиринту». Буквально через год. Не с первого раза, правда, наши отношения сложились. Но сложились. Это были уже десятые годы.

Стало быть, вы пережили два гигантских кризиса - 2008 и 2014-2015 годов. Как вам это удалось? Потому что все издательства просели (резко вздорожали бумага, полиграфия), а у вас «с собой было»?
Маша Вайсман: Да, возможно и поэтому. У нас лежали готовые тиражи, которые мы распродавали спустя и три, и пять, и семь лет после выпуска. Во-вторых, помогло то, что мы сумели попасть в программу финансирования . Две книги в год мы сейчас издаем на эти средства. С 2011 по 2018 год мы выживали благодаря программе бюджетного финансирования социально значимой литературы.

А что именно Роспечать вам профинансировала?
Маша Вайсман: У нас появилась серия «Русские поэты для детей и взрослых». Она появилась после триумфального и быстро распроданного одноименного сборника. Это была уникальная книга: 50 русских поэтов, от до Тарковского , к каждому стихотворению иллюстрация, портрет поэта. Три художника над сборником работали: Алексей Орловский , Ирина Киреева и Петр Перевезенцев . Эта книжка закончилась влет.
А потом Саша Коняшов умер.
И вся работа свалилась на меня.

Cказка поэта Серебряного века Михаила Кузмина «Золотое платье»/Издательство «Август», 2013 г.

С чего вы начали как руководитель?
Маша Вайсман: Первая книжка, которую я сама делала, была Мария Моравская , «Апельсинные корки». Она долго не продавалась. Но именно она открыла эту серию — русские поэты для детей и взрослых. Дальше у нас был Саша Черный «Что кому нравится», Марина Цветаева «Каток растаял», сейчас будет «Мик» Гумилева , африканская поэма. В планах — .

У Цветаевой, например, есть много стихов, понятных детям.

Она же первые свои сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь» издала очень рано. А писать начала, когда у нее мама умерла, - в 14-15 лет. Там есть о детях, о семье, о брате, о сестре, о музыке, о катке. Но свойственная ее отчему дому напряженность — она там, конечно, тоже присутствует. И это тоже важно.

Вы принципиально издаете только русских авторов?
Маша Вайсман: До недавнего времени это было так.

А сейчас?
Маша Вайсман: Поскольку в моем издательстве все завязано на мне: я сама за все отвечаю и всем руковожу, то и выбор авторов — это мой личный выбор. Но в какой-то момент я вдруг почувствовала страшную усталость от русских поэтов, от их биографий и судеб. На каком-то этапе осознала, что сделала то, что считала своим непременным долгом, — скажем, вернуть российскому читателю , которая уехала из России в 1917 году и больше уже никогда сюда не возвращалась. Она первый свой сборник издала в 1914 году, одновременно , но они диаметрально противоположны. У нее в стихах такие яркие психологические детские портреты со всеми их капризами, юмором, тайными движениями души, настроениями, обидами… И вышло, что я не ошиблась. Все это раскупается, печатаем дополнительные тиражи.
А устав от трагических судеб авторов, я захотела передохнуть. Получить какую-то передышку. Но не успела об этом подумать, как один переводчик показал мне совершенно чудесную книгу итальянки Кьяры Лоренцони «Собачьи сны». А так как собак я безумно люблю — сразу после детей на втором месте у меня идут собаки, то эта маленькая книжка стала просто подарком. Для меня и, надеюсь, для читателей. Там нарисованы разные собаки и сны, которые каждая из них видит. Например, маленькая левретка видит себя такой большой и смелой, что даже перестает дрожать… Издавать такие легкие, светлые книги — это счастье.

А ваше издательство взрослеет вместе с вашими детьми?
Маша Вайсман: Это тоже есть. Но интерес к детской аудитории сохраняется: я очень люблю детей. Правда, сейчас у нас появилась

серия «Книги для самых больших». Формат — с ладонь, а книги для взрослого читателя.

Так вышла повесть Александра Коняшова «Зелик» и позже сказки Евгения Замятина .

«Библейские сказки» Саши Черного - это его интерпретация библейских историй/Издательство «Август», 2017 г.

Вы регулярно допечатываете тиражи: Цветаева, начатая с одной тысячи, сейчас уже вышла пятитысячным тиражом. «Библейские сказки» Саши Черного имеют общий тираж 18 тысяч. Ваш бизнес процветает?
Маша Вайсман: Издательство «Август» — это не бизнес. Это дело, которое я не могу бросить. Оно меня не кормит, дает только на чай. Если хотите, это скорее хобби, которое позволяет само себя окупать (покрывать затраты на печать, расплачиваться с художниками — гасить долги перед ними по крайней мере в месяц-два, а не в течение полугода). Ну а после всех выплат мне остается совсем мало. Прожить на эти деньги, конечно, нельзя.
Выручает то, что нас сейчас эксклюзивно продает «Лабиринт»: мне это очень выгодно.
Гонорары у художников не баснословные, но они сотрудничают с «Августом», потому что я им там позволяю делать все, что им хочется.

Возможность творческой свободы, думаю, привлекает в не меньшей степени, чем гонорар.

Мне самой безумно интересно, что в результате у них получается.

А для чего люди сегодня покупают детские книжки? Ведь вся наша цивилизация уходит на виртуальные носители?
Маша Вайсман: Я думаю, если детская книга и умрет, то она умрет последней. Одно дело — читать Пелевина на телефоне, а другое дело — читать детскую книгу. Ее нужно потрогать, пощупать, погрызть.

Детская книга - это такой маленький домашний театр!

Вот открывается обложка — это занавес, потом еще один занавес — форзац… Появляются персонажи, начинается история… Причем это театр, который ты можешь в любой момент остановить, вернуться к прежним сценам, лечь с ним спать, сесть обедать, отправиться купаться… Это такой атрибут детства, артефакт, который должен в нем присутствовать непременно.

«Деревянные актеры» — захватывающая приключенческая повесть о двух мальчиках, Джузеппе и Паскуале, которые путешествуют по Европе XVIII века с кукольными представлениями/Издательство «Август», 2013 г.

Просмотры: 0

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...