Франсуа VI де Ларошфуко - афоризмы, цитаты, высказывания. Размышления на разные темы "В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные напротив, обладают способностью много говорить - и ничего не сказать." - Ф


Франсуа де Ларошфуко - французский писатель, моралист, философ. Родился в Париже 15 сентября 1613 г., был потомком знаменитого древнего рода; до того, как умер отец-герцог в 1650 г., его называли принцем де Марсийаком. Проведя в Ангулеме все детство, Ларошфуко 15-летним подростком вместе с родителями переезжает во французскую столицу, и в дальнейшем его биография связана с жизнью при дворе. Волею судеб еще в молодые годы Ларошфуко окунулся в дворцовую жизнь, полную интриг, радостей, достижений и разочарований, связанных со светской и личной жизнью, и это наложило отпечаток на все его творчество.

Будучи активным участником политической жизни, он выступал на стороне противников кардинала Ришелье, примкнув к Фронде, которую возглавлял принц Конде. Под знаменем борьбы с абсолютизмом в этом общественном движении участвовали люди, имеющие разное социальное положение. Ларошфуко непосредственно участвовал в сражениях и даже получил в 1652 г. огнестрельное ранение, которое нанесло большой урон его зрению. В 1653 г. ему достался от умершего отца титул герцога. В биографии Ларошфуко был период отдаления от придворного общества, во время которого он, впрочем, не утрачивал хороших отношений с женщинами , которые считались выдающимися представительницами своего времени, в частности, с мадам де Лафайет.

В 1662 г. впервые увидели свет »Мемуары Ларошфуко», в которых от имени третьего лица он повествует о военных и политических событиях времен Фронды, 1634-1652 гг. Его произведение представляет собой весьма важный источник сведений об этом периоде борьбы с абсолютизмом.

При всей значимости «Мемуаров» еще более важным для творческого пути сочинением Франсуа де Ларошфуко, квинтэссенцией его житейского опыта считается сборник афоризмов «Размышления, или Моральные изречения», получившие большую известность под названием «Максимы». Первое издание анонимно вышло в 1665 г., и всего до 1678 г. публиковалось пять изданий, каждое из которых было дополненным и переработанным. Красной нитью в этом произведении проходит мысль о том, что главными мотивами любых человеческих поступков являются эгоизм, тщеславие, приоритет личных интересов над чужими. По сути своей она была не нова, многие мыслители того времени были очень далеки от идеализации человеческого поведения. Однако успех творения Ларошфуко основывался на тонкости психологического анализа нравов общества, меткости, искусности примеров, иллюстрирующих его позицию, афористической четкости, лаконичности языка – неслучайно «Максимы» имеют большую литературную ценность.

У Франсуа де Ларошфуко сложилась репутации мизантропа и пессимиста, которой поспособствовали не только его хорошее знание людей, но и личные обстоятельства, разочарование в любви. В последние годы жизни его преследовали беды: недуги, смерть сына. 17 марта 1680 г. знаменитый аристократ и обличитель человеческой природы скончался в Париже.

ЛАРОШФУКО, ФРАНСУА ДЕ (La Rochefoucauld, Francois de) (1613–1680). Французский политический деятель XVII в. и известный мемуарист, автор знаменитых философских афоризмов

Родился 15 сентября 1613 в Париже, представитель знатного рода. До смерти отца носил титул принца Марсийака. С 1630 появился при дворе, участвовал в Тридцатилетней войне , где отличился в сражении при Сен-Никола. С молодости отличался остроумием и смелостью суждений и по приказу Ришелье был выслан из Парижа в 1637. Но, находясь в своем поместье, продолжал поддерживать сторонников Анны Австрийской, которую Ришелье обвинял в связях с враждебным Франции испанским двором. В 1637 возвратился в Париж, где помог известной политической авантюристке и подруге королевы Анны, герцогине де Шеврез, бежать в Испанию. Был заключен в Бастилию, но не надолго. Несмотря на военные подвиги в битвах с испанцами он вновь проявляет независимость и вновь отлучается от двора. После смерти Ришелье (1642) и Людовика XIII (1643) он снова при дворе, но становится отчаянным противником Мазарини . Чувство ненависти к Мазарини связано и с любовью к герцогине де Лонгвиль, принцессе королевской крови, которую называли вдохновительницей гражданской войны (Фронды). Старый герцог Ларошфуко купил для сына пост губернатора в провинции Пуату, но в 1648 сын оставил свой пост и явился в Париж. Здесь он прославился тем, что произнес в парламенте речь, напечатанную под заголовком Апология принца де Марсийака , которая стала политическим кредо знати в гражданской войне. Суть декларации заключалась в необходимости сохранения привилегий аристократов – как гарантов благополучия страны. Мазарини, проводивший политику укрепления абсолютизма, объявлялся врагом Франции. С 1648 по 1653 Ларошфуко был одним из главных деятелей Фронды. После смерти отца (8 февраля 1650) он стал именоваться герцогом де Ларошфуко. Он возглавлял борьбу против Мазарини на юго-западе страны, его ставкой был город Бордо. Защищая этот район от королевских войск, Ларошфуко принимал помощь от Испании – это его не стесняло, ибо по законам феодальной морали, если король нарушал права феодала, последний мог признать другого суверена. Ларошфуко проявил себя как наиболее последовательный противник Мазарини. Он и принц Конде были руководителями Фронды принцев. 2 июля 1652 под Парижем в Сент-Антуанском предместье армия фрондеров потерпела решительное поражение от королевских войск. Ларошфуко был серьезно ранен и едва не потерял зрение. Война принесла Ларошфуко разоренье, его поместья были разграблены, он отошел от политической деятельности. На протяжении почти десяти лет он работал над мемуарами, которые вошли в ряд лучших воспоминаний о Фронде. В отличие от многих своих современников, он не восхвалял себя, а старался дать предельно объективную картину событий. Он был вынужден признать, что большинство его соратников по борьбе в защиту прав знати предпочли роль придворного вельможи определенным феодальным правам. Сравнительно спокойно перенеся свое разорение, он с горечью писал о корыстолюбии принцев. В воспоминаниях он воздал должное государственному уму Ришелье и признал его деятельность полезной для страны.

Последние два десятилетия своей жизни Ларошфуко отдал литературной деятельности и активно посещал литературные салоны. Он упорно работал над своим главным произведением Максимами – афористическими размышлениями о морали. Мастер салонной беседы, он отшлифовывал свои афоризмы много раз, все прижизненные издания его книги (их было пять) несут следы этой напряженной работы. Максимы сразу принесли автору известность. Даже король покровительствовал ему. Афоризмы – отнюдь не записанные экспромты, они плод большой эрудиции, знатока античной философии, читателя Декарта и Гассенди . Под влиянием материалиста П.Гассенди автор пришел к выводу, что поведение человека объясняется себялюбием, инстинктом самосохранения, а мораль определяется жизненной ситуацией. Но Ларошфуко нельзя назвать бессердечным циником. Разум позволяет человеку, считал он, ограничивать свою собственную природу, сдерживать претензии своего эгоизма. Ибо себялюбие бывает опаснее врожденной свирепости. Редко кто из современников Ларошфуко раскрыл лицемерие и жестокость галантного века. Придворная психология эпохи абсолютизма является наиболее адекватным отражением Максимов Ларошфуко, но их значение шире, они актуальны и в наше время.

Анатолий Каплан

Лaрошфуко Фрaнсуa: "Мaксимы и морaльные рaзмышления" и Тест: "Изречения Ларошфуко"

"Дарования, которыми господь наделил людей, так же разнообразны, как деревья, которыми он украсил землю, и каждое обладает особенными свойствами и приносит лишь ему присущие плоды. Потому-то лучшее грушевое дерево никогда не родит даже самых дрянных яблок, а самый даровитый человек пасует перед делом хотя и заурядным, но дающимся только тому, кто к этому делу способен. И потому сочинять афоризмы, не имея хоть небольшого таланта к занятию такого рода, не менее смехотворно, чем ожидать, что на грядке, где не высажены луковицы, зацветут тюльпаны." - Франсуа де Ларошфуко

"В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные напротив, обладают способностью много говорить - и ничего не сказать." - Ф. Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера. Принадлежал к южнофранцузскому роду Ларошфуко. Деятель войн Фронды. При жизни отца (до 1650) носил титул учтивости принц де Марсийак. Правнук того Франсуа де Ларошфуко, который был убит в ночь св. Варфоломея.
Франсуа де Ларошфуко принадлежал к одному из самых знатных дворянских родов Франции. Военная и придворная карьера, к которой его предназначали, не требовала обучения в коллеже. Свои обширные знания Ларошфуко приобрел уже в зрелом возрасте путем самостоятельного чтения. Попав в 1630г. ко двору, он сразу оказался в гуще политических интриг.

Происхождение и семейные традиции определили его ориентацию - он принял сторону королевы Анны Австрийской против кардинала Ришелье, который был ему ненавистен как гонитель старинной аристократии. Участие в борьбе этих далеко не равных сил навлекло на него опалу, высылку в свои владения и кратковременное заключение в Бастилию. После смерти Ришелье (1642) и Людовика XIII (1643) у власти оказался кардинал Мазарини, весьма непопулярный во всех слоях населения. Феодальная знать пыталась вернуть свои утраченные права и влияние. Недовольство правлением Мазарини вылилось в 1648г. в открытое восстание против королевской власти - Фронду. Ларошфуко принял в ней активное участие. Он был тесно связан с самыми высокопоставленными фрондерами - принцем Конде, герцогом де Бофором и другими и мог вблизи наблюдать их нравы, эгоизм, властолюбие, зависть, корысть и вероломство, которые проявились на разных этапах движения. В 1652г. Фронда потерпела окончательное поражение, авторитет королевской власти был восстановлен, а участники Фронды частично куплены уступками и подачками, частично подвергнутые опале и наказанию.


Ларошфуко, в числе последних, вынужден был отправиться в свои владения в Ангумуа. Именно там, вдали от политических интриг и страстей, он начал писать свои "Мемуары", которые первоначально не предназначал для печати. В них он дал неприкрытую картину событий Фронды и характеристику ее участников. В конце 1650-х гг. он вернулся в Париж, был благосклонно принят при дворе, но полностью отошел от политической жизни. В эти годы его все более начинает привлекать литература. В 1662г. вышли без его ведома "Мемуары" в фальсифицированном виде, он опротестовал это издание и выпустил в том же году подлинный текст. Вторая книга Ларошфуко, принесшая ему мировую славу - "Максимы и моральные размышления", - была, как и "Мемуары", издана сначала в искаженном виде помимо воли автора в 1664г. В 1665г. Ларошфуко выпустил первое авторское издание, за которым последовали при его жизни еще четыре. Ларошфуко исправлял и дополнял текст от издания к изданию. Последнее прижизненное издание 1678г. содержало 504 максимы. В посмертных изданиях к ним были добавлены многочисленные неопубликованные, а также исключенные из предыдущих. На русский язык "Максимы" переводились неоднократно.







Биография

Родился 15 сентября 1613 в Париже, представитель знатного рода. До смерти отца носил титул принца Марсийака. С 1630 появился при дворе, участвовал в Тридцатилетней войне, где отличился в сражении при Сен-Никола. С молодости отличался остроумием и смелостью суждений и по приказу Ришелье был выслан из Парижа в 1637. Но, находясь в своем поместье, продолжал поддерживать сторонников Анны Австрийской, которую Ришелье обвинял в связях с враждебным Франции испанским двором. В 1637 возвратился в Париж, где помог известной политической авантюристке и подруге королевы Анны, герцогине де Шеврез, бежать в Испанию. Был заключен в Бастилию, но не надолго. Несмотря на военные подвиги в битвах с испанцами он вновь проявляет независимость и вновь отлучается от двора. После смерти Ришелье (1642) и Людовика XIII (1643) он снова при дворе, но становится отчаянным противником Мазарини. Чувство ненависти к Мазарини связано и с любовью к герцогине де Лонгвиль, принцессе королевской крови.

Старый герцог Ларошфуко купил для сына пост губернатора в провинции Пуату, но в 1648 сын оставил свой пост и явился в Париж. Здесь он прославился тем, что произнес в парламенте речь, напечатанную под заголовком Апология принца де Марсийака, которая стала политическим кредо знати в гражданской войне. Суть декларации заключалась в необходимости сохранения привилегий аристократов – как гарантов благополучия страны. Мазарини, проводивший политику укрепления абсолютизма, объявлялся врагом Франции. С 1648 по 1653 Ларошфуко был одним из главных деятелей Фронды. После смерти отца (8 февраля 1650) он стал именоваться герцогом де Ларошфуко. Он возглавлял борьбу против Мазарини на юго-западе страны, его ставкой был город Бордо. Защищая этот район от королевских войск, Ларошфуко принимал помощь от Испании – это его не стесняло, ибо по законам феодальной морали, если король нарушал права феодала, последний мог признать другого суверена. Ларошфуко проявил себя как наиболее последовательный противник Мазарини. Он и принц Конде были руководителями Фронды принцев. 2 июля 1652 под Парижем в Сент-Антуанском предместье армия фрондеров потерпела решительное поражение от королевских войск. Ларошфуко был серьезно ранен и едва не потерял зрение. Война принесла Ларошфуко разоренье, его поместья были разграблены, он отошел от политической деятельности.

На протяжении почти десяти лет он работал над мемуарами, которые вошли в ряд лучших воспоминаний о Фронде. В отличие от многих своих современников, он не восхвалял себя, а старался дать предельно объективную картину событий. Он был вынужден признать, что большинство его соратников по борьбе в защиту прав знати предпочли роль придворного вельможи определенным феодальным правам. Сравнительно спокойно перенеся свое разорение, он с горечью писал о корыстолюбии принцев. В воспоминаниях он воздал должное государственному уму Ришелье и признал его деятельность полезной для страны.

Последние два десятилетия своей жизни Ларошфуко отдал литературной деятельности и активно посещал литературные салоны. Он упорно работал над своим главным произведением Максимами – афористическими размышлениями о морали. Мастер салонной беседы, он отшлифовывал свои афоризмы много раз, все прижизненные издания его книги (их было пять) несут следы этой напряженной работы. Максимы сразу принесли автору известность. Даже король покровительствовал ему. Афоризмы – отнюдь не записанные экспромты, они плод большой эрудиции, знатока античной философии, читателя Декарта и Гассенди. Под влиянием материалиста П.Гассенди автор пришел к выводу, что поведение человека объясняется себялюбием, инстинктом самосохранения, а мораль определяется жизненной ситуацией. Но Ларошфуко нельзя назвать бессердечным циником. Разум позволяет человеку, считал он, ограничивать свою собственную природу, сдерживать претензии своего эгоизма. Ибо себялюбие бывает опаснее врожденной свирепости. Редко кто из современников Ларошфуко раскрыл лицемерие и жестокость галантного века. Придворная психология эпохи абсолютизма является наиболее адекватным отражением Максимов Ларошфуко, но их значение шире, они актуальны и в наше время.

Биография

Франсуа VI де Ларошфуко (Francois VI, duc de La Rochefoucauld) родился 15 сентября 1613 года в Париже. Родом из старинного знатного рода Пуату. До смерти отца (отец умер в 1650 году) носил титул - принц де Марсийак. Его происхождение определило дальнейшую судьбу: он оказался в центре дворцовых интриг. Ларошфуко блестящий придворный и французский писатель. Отличался остроумием, смелостью суждений и, принимая участие в политической жизни своей страны, оказался в партии, враждебной кардиналу Ришелье, его приказу из Парижа в 1637.Затем был ненадолго заключен в Бастилию. Несмотря на военные подвиги в битвах с испанцами, он вновь отлучается от двора, куда он возвращается уже после смерти Ришелье (1642) и Людовика XIII (1643), однако снова проявляет свою независимость и становится отчаянным противником Мазарини. Чувство ненависти к Мазарини было также связано и с его любовью к герцогине де Лонгвиль. Ее называли вдохновительницей гражданской войны (Фронды). И Ларошфуко был вынужден примкнуть к Фронде, существовавшей в 1648-1653 годах (общественное движение против абсолютизм). Это течение возглавлял принц Конде, и состояло оно из людей разного общественного положения.

«Максимы» были одним из популярных произведений несколько лет подряд. Неудивительно, ведь афористическая четкость мышления, а также то, что Ларошфуко не маскировал стремление отметить «общечеловеческие» недостатки. В 1665 году Ларошфуко опубликовал «Размышления, или Моральные изречения». А с 1665 по 1678 годы было опубликовано 5 переработанных и дополненных изданий.

Ларошфуко получил немалый опыт, став участником Фронды. Все эти политические игры убедили его лишь в одном: эгоизм – основной побуждающий фактор для человека.

Умер поэт в Париже в 1680 году.

Биография

Ларошфуко принимал деятельное участие в политической жизни Франции, был противником Ришелье и Мазарини, играл видную роль в движении «фронды», стоял в центре больших интриг.

Участвовал в Тридцатилетней войне, где отличился в сражении при Сен-Никола. С молодости отличался остроумием и смелостью суждений и по приказу Ришелье был выслан из Парижа.

После смерти Ришелье в 1642 г. он снова при дворе, но становится отчаянным противником Мазарини.

Чувство ненависти к Мазарини связано и с любовью к герцогине де Лонгвиль, которая в течении долгих лет играла важную роль в жизни Ларошфуко, но разочарованный в своей привязанности Ларошфуко стал мрачным мизантропом; единственным его утешением была дружба с мадам де Лафайет, которой он оставался верным до самой смерти.

В 1652 г. под Парижем армия фрондеров потерпела решительное поражение от королевских войск. Ларошфуко был серьезно ранен и едва не потерял зрение. Война принесла Ларошфуко разоренье, и он отошел от политической деятельности.

Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, лёгшую в основу романа «Три мушкетера», Александр Дюма взял из «Мемуаров» Франсуа де Ларошфуко.

Результатом обширного жизненного опыта Ларошфуко явились его «Максимы» – сборник афоризмов – это плод большой эрудиции, знатока античной философии, читателя Декарта и Гассенди. Первое издание «Максим» вышло анонимно в 1665 г.

Изысканный стиль, меткость, лаконичность сделали «Максимы» Ларошфуко, наиболее известными и популярными среди сборников афоризмов. Их автор вошел в историю как тонкий наблюдатель, остроумный и проницательный философ, обладающий безупречным стилем, но явно разочарованный в жизни.

В начале 1680 г. состояние здоровья Ларошфуко ухудшилось, стало ясно, что он умирает. Мадам де Лафайет проводила у него каждый день. В ночь с 16 на 17 марта в 1680 г. в возрасте 66 лет он скончался в Париже на руках старшего сына.

Биография

Ларошфуко? старинный французский дворянский род из провинции Пуату. Основатель - Фуко де Ла Рош - по семейным преданиям, внук Юга II де Лузиньяна. Принцы де Марсийак с 1500, графы с 1517, герцоги и пэры Франции с 1622.

Ларошфуко Франсуа - французский писатель. Герцог и блестящий придворный. Ларошфуко принимал самое деятельное участие в политической жизни Франции той эпохи, был противником Ришелье и Мазарини, играл видную роль в движении «фронды», стоял в центре больших интриг.

В 1662 опубликовал «Мемуары», а в 1665 «Максимы и моральные размышления», сначала анонимно. С 1665 по 1678 вышло 5 переработанных и дополненных изданий. Неизменный успех «Максим» объясняется афористической четкостью мышления автора. Точка зрения аристократа не маскируется стремлением отметить «общечеловеческие» недостатки и особенности характеров, служившие неизменным предметом обсуждений в салонах, посетители которых проявляли свое остроумие в обсуждении выдвинутых картезианской философией вопросов морали, религии и природы эмоций.

Личный опыт сложной политической игры в «маккиавелизм» эпохи фронды определил основные взгляды Ларошфуко, для которого главным стимулом деятельности человека является эгоизм: человек любит, потому что приятно, если и его самого любят, человек милосерд, потому что ему неприятно видеть страдания, и т. д., словом, «все добродетели теряются в расчете, как реки в море», и «пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств».Современники высоко ценили уменье Ларошфуко отмечать тончайшие оттенки явлений, находить выразительные и вместе с тем крайне сжатые идейные формулы, его меткость в характеристике предмета и т. п. Основной прием Ларошфуко правильно указан французской критикой - он сводит рассматриваемую добродетель к смежному с ней недостатку: великодушие или храбрость - к тщеславию, честность - к желанию внушить доверие в корыстных целях. Как историко-культурная фигура Ларошфуко - типичный показатель общих упадочнических моментов в идеологии французской аристократии XVII века. Герцог Ларошфуко понял, что абсолютизм одержал победу над той частью феодальной знати, которая ему сопротивлялась. Мало того, он убедился в том, что она продаст свои притязания на политическую власть за те выгоды, которые предоставит ей абсолютизм. Ларошфуко в течение своей бурной жизни пришлось быть свидетелем того, насколько мнимыми оказались эти добродетели в новых социально-политических условиях. Отсюда - крайний пессимизм, мизантропия Ларошфуко, обобщившая его разочарование в своей классовой прослойке. Разложение последней, ослабление в ней социальных связей определили крайний индивидуализм Ларошфуко, сосредоточенность его на личных переживаниях, которые подвергаются обостренному самоанализу. Убеждение Ларошфуко в испорченности человеческой природы лишь формально связано с янсенизмом, популярным в то время религиозным течением, по существу же является продуктом кризиса мировоззрения фрондировавших против абсолютизма феодально-аристократических группировок.

Биография

арошфуко Франсуа де, французский писатель-моралист и блестящий придворный, родился в 1613 г., в Париже в семье герцога, происхождение предопределило его дальнейшую судьбу, бросив в самую гущу дворцовых интриг. Ларошфуко принимал деятельное участие в политической жизни Франции той эпохи, он оказался в политической партии, враждебной кардиналу Ришелье (только после смерти последнего Ларошфуко стал играть видную роль при дворе) и был вынужден примкнуть к Фронде - широкому общественному течению против абсолютизма, существовавшему в 1648-1653 гг. и состоявшему из людей разного общественного положения во главе с принцем Конде.

В течение долгих лет в его личной жизни играла большую роль герцогиня Лонгевилль, из любви к которой он отказывался не раз от побуждений честолюбия. Разочарованный в своей привязанности, Ларошфуко сделался мрачным мизантропом; единственным его утешением была дружба с мадам де-Лафайет, которой он оставался верным до самой смерти. Удалившись от двора, Ларошфуко поддерживал тесную связь с салонами мадам Сабле и мадам де-Лафайет. Последние годы Ларошфуко омрачены были разными невзгодами, смертью сына, болезнями.

В 1662 г. он опубликовал "Мемуары", а в 1665 г. "Размышления, или Моральные изречения" (1665), более известные как "Максимы". С 1665 по 1678 г. вышло 5 переработанных и дополненных изданий. Неизменный успех "Максим" на протяжении нескольких лет объясняется афористической четкостью мышления автора. Точка зрения аристократа не маскируется стремлением отметить "общечеловеческие" недостатки, служившие неизменным предметом обсуждений в светских салонах. Личный опыт политической игры эпохи Фронды определил основные взгляды автора - основным побуждающим фактором человека является эгоизм: человек любит, т. к. приятно, если любят его самого и т.д. Основной афоризм Ларошфуко: "все наши добродетели - скрытые пороки".

Ларошфуко довелось быть свидетелем того, насколько мнимыми подчас оказывались эти добродетели в новых социально-политических условиях. Отсюда его крайний пессимизм и мизантропия, характеризующие его разочарование в своей классовой прослойке и неизменная убеждённость в испорченности человеческой природы.

Умер Ларошфуко в Париже в 1680 г.

Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, которая легла в основу романа «Три мушкетера», Александр Дюма взял из «Мемуаров» Франсуа де Ларошфуко.

Биография

Франсуа де Ларошфуко (15.09.1613 - 17.02.1680) - знаменитый французский философ, принадлежавший к древнему французскому роду Ларошфуко. Ларошфуко - древняя аристократическая фамилия. Этот род ведет свое начало с XI века, от Фуко I сеньора де Лароша, чьи потомки до сих пор живут в фамильном замке Ларошфуко недалеко от Ангулема. Франсуа воспитывался при дворе и с юности замешан был в разные придворные интриги. Переняв от отца ненависть к кардиналу

Ришелье частенько враждовал с герцогом и только после смерти последнего стал играть видную роль при дворе. За свою жизнь Ларошфуко был автором множества интирг. У влеклись в 1962 году «сентенциями» (меткими и остроумными высказываниями) - Ларошфуко начинает работу над своим сборником «Максим». «Максимы» (Maximes) - сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии. Выпуску первого издания «Максим» способствовали друзья Ларошфуко, переслав одну из рукописей автора в 1664 году в Голландию, тем самым приведя Франсуа в ярость. На современников "Максимы" произвели неизгладимое впечателние: одни находили их циничными, другие превосходными. В 1679 году Французская академия предложила Ларошфуко стать ее членом, но он отказался, вероятно, счтая что дворянину недостойно быть писателем. Несмотря на блестящую карьеру большенство считало Ларошфуко чудаком и неудачником.

Биография

Французский писатель – моралист. Участвовал в дворцовых интригах против кардинала Ришелье. В своих «Мемуарах», освещающих события 1624-1652 гг., выступал противником абсолютизма.

Главное сочинение Ларошфуко - «Размышления, или Моральные изречения и максимы» -философский итог его наблюдений над нравами французского общества. Главными движущими силами поведения человека считал себялюбие и эгоистический расчет («интерес»).

Эта идея, высказанная Т. Гоббсом и весьма распространенная у многих мыслителей той эпохи, приобретает у писателя особую новизну благодаря его тонкому психологическому анализу нравов французской аристократии и, прежде всего, тех сознательных, а чаще бессознательных уловок, с помощью которых подлинные мотивы и интересы маскируются фиктивными этическими идеалами.

Ларошфуко -мастер афористического стиля.

Биография (ru.wikipedia.org )

Воспитывался при дворе, с юности замешан был в разные интриги, враждовал с герцогом де Ришельё и только после смерти последнего стал играть видную роль при дворе. Принимал активное участие в движении Фронды и был тяжело ранен. Занимал блестящее положение в обществе, имел множество светских интриг и пережил ряд личных разочарований, оставивших неизгладимый след на его творчестве. В течение долгих лет в его личной жизни играла большую роль герцогиня де Лонгвиль, из любви к которой он не раз отказывался от своих честолюбивых побуждений. Разочарованный в своей привязанности, Ларошфуко стал мрачным мизантропом; единственным его утешением была дружба с мадам де Лафайет, которой он оставался верным до самой смерти. Последние годы Ларошфуко омрачены были разными невзгодами: смертью сына, болезнями.

Литературное наследие

Максимы

Результатом обширного жизненного опыта Ларошфуко явились его «Максимы» (Maximes) - сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии. Первое издание «Максим» вышло анонимно в 1665 г. Пять изданий, всё более увеличиваемых автором, появились ещё при жизни Ларошфуко. Ларошфуко крайне пессимистически смотрит на природу человека. Основной афоризм Ларошфуко: «Наши добродетели - это чаще всего искусно переряженные пороки.». В основе всех человеческих поступков он усматривает самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов. Изображая эти пороки и рисуя портреты честолюбцев и эгоистов, Ларошфуко имеет преимущественно в виду людей своего круга, общий тон его афоризмов - крайне ядовитый. Особенно удаются ему жестокие определения, меткие и острые как стрела, например изречение: «Все мы обладаем достаточной долей христианского терпения, чтобы переносить страдания… других людей». Очень высоко чисто литературное значение «Максим».

Мемуары

Не менее важным трудом Ларошфуко явились его «Мемуары» (Memoires sur la regence d’Anne d’Autriche), первое издание - 1662 г. Ценнейший источник о временах Фронды. Ларошфуко подробно описывает политические и военные события, о себе он говорит в третьем лице.

Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, лёгшую в основу романа «Три мушкетера», Александр Дюма взял из «Мемуаров» Франсуа де Ларошфуко. В романе «Двадцать лет спустя» Ларошфуко выведен под своим прежним титулом - принц де Марсийак, как человек, пытающийся убить Арамиса, также пользующегося благосклонностью герцогини де Лонгвиль. Согласно Дюма, даже отцом ребёнка герцогини был не Ларошфуко (как настойчиво утверждали слухи в реальности), а именно Арамис.

Семья и дети

Родители: Франсуа V (1588-1650), герцог де Ларошфуко и Габриелла дю Плесси-Лианкур (ум. 1672).

Жена: (с 20 января 1628, Миребо) Андре де Вивонн (ум. 1670), дочь Андре де Вивонн, сеньора де ла Беродье и Марии Антуанетты де Ломени. Имели 8 детей:

* Франсуа VII (1634-1714), герцог де Ларошфуко
* Шарль (1635-1691), рыцарь Мальтийского ордена
* Мария Екатерина (1637-1711), известна как Мадмуазель де Ларошфуко
* Генриетта (1638-1721), известна как Мадмуазель де Марсийак
* Франсуаза (1641-1708), известна как Мадмуазель д’Анвиль
* Анри Ахилл (1642-1698), аббат де Ла Шез-Дье
* Жан Батист (1646-1672), известен как Шевалье де Марсийак
* Александр (1665-1721), известен как Аббат де Вертейль

Внебрачная связь: Анна Женевьева де Бурбон-Конде (1619-1679), герцогиня де Лонгвиль, имели сына:

* Шарль Парис де Лонгвиль (1649-1672), герцог де Лонгвиль, был одним из кандидатов на польский престол

Благодарность - просто тайная надежда на дальнейшее одобрение.

До тех пор, пока мы стремимся помогать людям, мы редко встречаемся с неблагодарностью.

Невелика беда услужить неблагодарному, но большое несчастье - принять услугу от подлеца.

В наказание за первородный грех бог дозволил человеку сотворить кумир из себялюбия, чтобы оно терзало его на всех жизненных путях.

Довольно много людей, презирающих богатство, но мало отдающих его.

Какая это скучная болезнь - оберегать своё здоровье чересчур строгим режимом.

Почему мы запоминаем во всех подробностях, что с нами случилось, но неспособны запомнить, сколько раз мы рассказывали об этом одному и тому же лицу?

Мелочные умы имеют дар говорить много и не сказать ничего.

Телесная боль есть единственное зло, которое рассудок не может ни ослабить, ни исцелить.

Брак - единственная война, во время которой вы спите с врагом.

Великодушие есть рассудок гордости и самое верное средство получения похвал.

Великодушие довольно точно определено своим названием; кроме того, можно сказать, что оно - здравый смысл гордости и самый достойный путь к доброй славе.

Перестав любить, мы радуемся, когда нам изменяют, тем самым освобождая нас от необходимости хранить верность.

В серьёзных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько в том, чтобы их не упускать.

Наши враги в суждениях о нас гораздо ближе к истине, чем мы сами.

Высокомерие - это, в сущности, та же гордыня, во всеуслышанье заявляющая о своём присутствии.

Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.

Нет более несносных глупцов, чем те, которые не совсем лишены ума.

Гордость свойственна всем людям; разница лишь в том, как и когда они её проявляют.

Гордыня всегда возмещает свои убытки и ничего не теряет, даже когда отказывается от тщеславия.

Гордыня не хочет быть должницей, а самолюбие не хочет платить.

Гордыня, сыграв в человеческой комедии подряд все роли и словно бы устав от своих уловок и превращений, вдруг является с открытым лицом, высокомерно сорвав с себя маску.

Если бы нас не одолевала гордыня, мы не жаловались бы на гордыню других.

Не доброта, а гордость обычно побуждает нас читать наставления людям, совершившим проступки.

Самое опасное следствие гордыни - это ослепление: оно поддерживает и укрепляет её, мешая нам найти средства, которые облегчили бы наши горести и помогли бы исцелиться от пороков.

У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них - смирение.

Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном.

Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно решаются лишь в присутствии многих свидетелей.

Высшая доблесть и непреодолимая трусость - это крайности, которые встречаются очень редко. Между ними на обширном пространстве располагаются всевозможные оттенки храбрости, такие же разнообразные, как человеческие лица и характеры. страх смерти в какой-то мере ограничивает доблесть.

Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.

Для простого солдата доблесть - это опасное ремесло, за которое он берётся, чтобы снискать себе пропитание.

Все расхваливают свою доброту, но никто не решается похвалить свой ум.

Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру.

Похвалы за доброту достоин лишь тот человек, у которого хватает твердости характера на то, чтобы иной раз быть злым; в противном случае доброта чаще всего говорит лишь о бездеятельности или о недостатке воли.

Каждый смотрит на свой долг, как на докучливого повелителя, от которого ему хотелось бы избавиться.

Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства.

Самый верный признак врождённых высоких достоинств - это отсутствие врождённой зависти.

Не доверять друзьям постыднее, нежели быть ими обманутым.

Не замечать охлаждения друзей - значит мало ценить их дружбу.

Цените не то, какое добро делает ваш друг, но цените его готовность сделать вам добро.

Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его.

Мы потому так непостоянны в дружбе, что трудно познать свойства души человека и легко познать свойства ума.

Любовь для души любящего означает то же, что душа - для тела, которое она одухотворяет.

Жалость есть ни что иное, как сметливое предусматривание бедствий, могущих постигнуть и нас.

Дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний и затем осуществлять их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет нас преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем существенное.

Мы всего боимся, как и положено смертным, и всего хотим, как будто награждены бессмертием.

Прежде чем сильно чего-то пожелать, следует осведомиться, очень ли счастлив нынешний обладатель желаемого.

Женщины скорее могут преодолеть свою страсть, чем своё кокетство.

На свете немало таких женщин, у которых в жизни не было ни одной любовной связи, но очень мало таких, у которых была только одна.

Влюбленная женщина скорее всего простит большую нескромность, нежели маленькую неверность.

Бывают в жизни положения, выпутаться из которых можно только с помощью изрядной доли безрассудства.

Умеренность в жизни похожа на воздержанность в еде: съел бы ещё, да страшно заболеть.

Завидуют только тому, с кем не надеются сравняться.

Наша зависть всегда живёт дольше, нежели счастье, которому мы завидуем.

Зависть ещё непримеримее, чем ненависть.

Какая это скучная болезнь - оберегать своё здоровье чересчур строгим режимом!

Заблуждение скупых состоит в том, что они считают золото и серебро благами, тогда как это только средства для приобретения благ.

Желание говорить о себе и выказывать свои недостатки лишь с той стороны, с которой это нам всего выгоднее, - вот главная причина нашей искренности.

Не так благотворна истина, как зловредна её видимость.

Ни один льстец не льстит так искусно, как самолюбие.

Никогда гордость не лицемерит так искусно, как скрываясь под личиной смирения.

Высшая ловкость состоит в том, чтобы всему знать истинную цену.

За отвращением ко лжи нередко кроется затаённое желание придать вес нашим утверждениям и внушить благоговейное доверие к нашим словам.

До тех пор, пока мы любим, мы умеем прощать.

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел.

Как ни приятна любовь, все же ее внешние проявления доставляют нам больше радости, чем она сама.

Любовь одна, но подделок под неё - тысячи.

Любовь, подобно огню, не знает покоя: она перестаёт жить, как только перестаёт надеяться и бояться.

Любовь покрывает своим именем самые разнообразные человеческие отношения, будто бы связанные с нею, хотя на самом деле она участвует в них не более, чем дождь в событиях, происходящих в Венеции.

Многие никогда бы не влюбились, если бы не были наслышаны о любви.

Одинаково трудно угодить и тому, кто любит очень сильно, и тому, кто уже совсем не любит.

Тот, кто излечивается от любви первым, всегда излечивается полнее.

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум.

Есть люди с достоинствами, но противные, а другие хоть и с недостатками, но вызывают симпатию.

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

Истинно ловкие люди всю жизнь делают вид, что гнушаются хитростью, а на самом деле они просто приберегают её для исключительных случаев, обещающих исключительную выгоду.

Истинно мягкими могут быть только люди с твёрдым характером: у остальных же кажущаяся мягкость - это в действительности просто слабость, которая легко превращается в сварливость.

Как бы ни кичились люди величием своих деяний, последние часто бывают следствием не великих замыслов, а просто случайностью.

Когда люди любят, они прощают.

Люди, верящие в свои достоинства, считают долгом быть несчастными, дабы убедить таким образом и других и себя в том, что судьба ещё не воздала им по заслугам.

Люди иногда называют дружбой совместное время препровождение, взаимную помощь в делах, обмен услугами. Одним словом - такие отношения, где себялюбие надеется что-нибудь выгадать.

Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.

Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков.

Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.

Людская привязанность имеет особенность изменяться с переменой счастья.

Людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне.

Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны.

Порою в обществе совершаются такие перевороты, которые меняют и его судьбы, и вкусы людей.

То, что люди называют добродетелью, - обычно лишь призрак, созданный их вожделениями и носящий столь высокое имя для того, чтобы они могли безнаказанно следовать своим желаниям.

Умеренность счастливых людей проистекает из спокойствия, даруемого неизменной удачей.

Хотя судьбы людей очень несхожи, но некое равновесие в распределении благ и несчастий как бы уравнивает их между собой.

Миром правит судьба и прихоть.

Молодость меняет свои вкусы вследствие горячей крови, а старик сохраняет свои вследствие привычки.

Юношам часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы.

Если требуется большое искусство, чтобы вовремя высказаться, то немалое искусство состоит и в том, чтобы вовремя промолчать.

Тому, кто не доверяет себе, разумнее всего молчать.

Мудрость для души - то же, что здоровье для тела.

Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных.

Крушение всех надежд человека приятно и его друзьям и недругам.

В повседневной жизни наши недостатки кажутся порою более привлекательными, чем наши достоинства.

Бессилие есть единственный недостаток, который невозможно исправить.

Величавость - это непостижимое свойство тела, изобретённое для того, чтобы скрыть недостаток ума.

Напускная важность - особая манера себя вести, придуманная для пользы тех, кому приходится скрывать недостаток ума.

Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних.

Тайное удовольствие от сознания, что люди видят, до чего мы несчастны, нередко примиряет нас с нашими несчастьями.

Своим недоверием мы оправдываем чужой обман.

Мы любим осуждать людей за то, за что они осуждают нас.

Нигде не найти покоя тому, кто не нашёл его в самом себе.

Высшее здравомыслие наименее здравомыслящих людей состоит в умении покорно следовать разумной указке других.

Обладание несколькими пороками мешает нам предаться всецело одному из них.

Наши поступки словно бы рождаются под счастливой или несчастливой звездой; ей они и обязаны большей частью похвал или порицаний, выпадающих на их долю.

Не следует обижаться на людей, утаивших от нас правду: мы и сами постоянно утаиваем её от себя.

Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характёра.

Легче пренебречь выгодой, чем отказаться от прихоти.

Наши прихоти куда причудливее прихотей судьбы.

Ветер задувает свечу, но раздувает костёр.

Природа, в заботе о нашем счастии, не только разумно устроила органы нашего тела, но ещё подарила нам гордость, - видимо, для того, чтобы избавить нас от печального сознания нашего несовершенства.

Никогда не бывает труднее говорить хорошо, как тогда, когда молчать стыдно.

Разлука ослабляет лёгкое увлечение, но усиливает большую страсть, подобно тому, как ветер гасит свечу, но раздувает пожар.

Каких только похвал не возносят благоразумию! Однако оно не способно уберечь нас даже от ничтожнейших превратностей судьбы.

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.

Ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших ближних.

Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность.

Ревность всегда рождается вместе с любовью, но не всегда вместе с ней умирает.

Скромность - худшая форма тщеславия

Немногим людям дано постичь, что такое смерть; в большинстве случаев на неё идут не по обдуманному намерению, а по глупости и по заведённому обычаю, и люди чаще всего умирают потому, что не могут воспротивиться смерти.

Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.

Лучше смеяться, не будучи счастливым, чем умереть, не посмеявшись.

Можно дать совет, но нельзя дать разума им воспользоваться.

Чаще всего сострадание - это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это - предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Мы помогаем людям, чтобы они в свою очередь помогли нам; таким образом, наши услуги сводятся просто к благодеяниям, которые мы загодя оказываем самим себе.

Справедливость умеренного судьи свидетельствует лишь о его любви к своему высокому положению.

У большинства людей любовь к справедливости - это просто боязнь подвергнуться несправедливости.

Любовь к справедливости рождена живейшим беспокойством, как бы кто не отнял у нас нашего достояния; оно-то и побуждает людей так заботливо оберегать интересы ближнего, так уважать их и так усердно избегать несправедливых поступков. Этот страх принуждает их довольствоваться благами, дарованными им по праву рождения или прихоти судьбы, а не будь его, они беспрестанно совершали бы набеги на чужие владения.

Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры.

Старость - вот преисподняя для женщин.

Сила всех наших страстей зависит от того, насколько холодна или горяча наша кровь.

Страсти - это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны.

Всё, что посылает нам судьба, мы оцениваем в зависимости от расположения духа.

Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна.

Судьба всё устраивает к выгоде тех, кому она покровительствует.

Судьба порой так искусно подбирает различные людские проступки, что из них рождаются добродетели.

Судьбу считают слепой главным образом те, кому она не дарует удачи.

Только зная наперёд свою судьбу, мы могли бы наперёд поручиться за своё поведение.

Счастье и несчастье человека в такой же степени зависит от его нрава, как и от судьбы.

Как мы можем требовать, чтобы кто-то сохранил нашу тайну, если мы сами не можем её сохранить?

Разновидностей тщеславия столько, что и считать не стоит.

Уверенность в себе составляет основу нашей уверенности в других.

Ум служит нам порою лишь для того, чтобы смело делать глупости.

Учтивость ума заключается в способности думать достойно и утончённо.

Хороший вкус говорит не столько об уме, сколько о ясности суждений.

Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора.

Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией.

У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка.

Можно быть хитрее другого, но нельзя быть хитрее всех.

В человеческом сердце происходит непрерывная смена страстей, и угасание одной из них почти всегда означает торжество другой.

Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо в частности.

Какими бы преимуществами природа ни наделила человека, создать из него героя она может, лишь призвав на помощь судьбу.

Может ли человек с уверенностью сказать, чего он захочет в будущем, если он не способен понять, чего ему хочется сейчас?

О заслугах человека следует судить не по его великим достоинствам, а по тому, как он их применяет.

Себялюбие - это любовь человека к себе и ко всему, что составляет его благо.

Человек никогда не бывает так счастлив или так несчастлив, как это кажется ему самому.

Человек, неспособный на большое преступление, с трудом верит, что другие вполне на него способны.

Скрыть наши истинные чувства труднее, чем изобразить несуществующие.

на другие темы

Благоприличие - наименее важный долг, а соблюдается строже всех других.

Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает.

Жажда заслужить расточаемые нам похвалы укрепляет нашу добродетель; таким образом, похвалы нашему уму, доблести и красоте делают нас умнее, доблестнее и красивее.

Изящество для тела - это то же, что здравый смысл для ума.

К новым знакомствам нас обычно толкает не столько усталость от старых или любовь к переменам, сколько неудовольство тем, что люди хорошо знакомые недостаточно нами восхищаются, и надежда на то, что люди мало знакомые будут восхищаться больше.

Кто не способен на великое, тот щепетилен в мелочах.

Ласковость проистекает чаще из тщеславного ума, который ищет хвалителей, нежели из чистого сердца.

Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.

Мы браним себя только для того, чтобы нас похвалили.

Мы всегда побаиваемся показаться на глаза тому, кого любим, после того как нам случилось приволокнуться на стороне.

Наше самолюбие больше страдает, когда порицают наши вкусы, чем когда осуждают наши взгляды.

Ошибочно полагать, что можно обойтись без других, но ещё более ошибочно думать, что другие не могли бы обойтись без нас.

Поистине ловок тот, кто умеет скрывать свою ловкость.

Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях.

Прежде чем мы посвятим своё сердце достижению какой-либо цели, давайте посмотрим, насколько счастливы те, кто уже достиг этой цели.

Умеренность того, кому благоприятствует судьба, - это обычно или боязнь быть осмеянным за чванство, или страх перед потерей приобретённого.

Умеренность - это боязнь зависти или презрения, которые становятся уделом всякого, кто ослеплён своим счастьем; это суетное хвастовство мощью ума.

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели. На самом же деле мы не бессильны, а безвольны.

Я хочу есть и спать.

Выбор редакции
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...

Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...

Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...