Пит мондриан картины. Пит Мондриан, художник: краткая биография и интересные факты



Пита Мондриана ставят в один ряд с Малевичем и Кандинским, называя основоположником абстрактной живописи. Апогеем его творчества стали «геометрические картины», пространство которых заполнено прямоугольниками и квадратами чистых цветов. И при всей кажущейся простоте работ Пита Мондриана, они таят в себе множество интереснейших фактов.

1. Мондриан считается основателем De Stijl


De Stijl. это голландское движение в искусстве возникло в начале 20-го века, а его название переводится как "стиль". De Stijl - группа художников и архитекторов, которые развивали абстрактное искусство и использовали в основном простые формы, такие как линии и блоки, а картины рисовались только в черных, белых или основных (красный, желтый, синий) цветах. Мондриан, наряду с Тео ван Дусбургом, Вильмосом Хусзаром, Бартом ван дер Лек и некоторыми другими художниками, считается основателем этого движения.

2. Духовная природа объектов


Мондриан стремился передать духовную природу объектов в "ее чистом виде". В 1914 году он объяснил это голландскому искусствоведу Бреммеру в письме следующим образом: "Я выстраиваю линии и цветовые комбинации на плоской поверхности, чтобы выразить красоту самым простым способом. Природа (или, то, что я вижу) вдохновляет меня и побуждает передать ее как можно ближе к истине. Я считаю, что это вполне возможно путем рисования горизонтальных и вертикальных линий, причем это нужно делать не по плану, а руководствуясь интуицией" .

3. От традиционного искусства к абстракции


Хотя общество De Stijl было посвящено "абсолютному низложению традиций", изначально его основатели учились именно традиционному искусству. Мондриана с раннего детства поощряли рисовать родители и его дядя, Фриц Мондриан, известный художник. Далее голландец учился в Королевской Академии искусств в Амстердаме, где увлекался пейзажной живописью.

4. Постимпрессионизм и творчество Мондриана


Творчество художника-новатора, крупнейшего представителя символизма в нидерландской живописи Яна Торопа, так впечатлило Мондриана, что он начал увлекаться постимпрессионизмом. Это влияние прослеживается в пейзажах, созданных Мондрианом в 1930-х годах.

5. Увлечение кубизмом


Когда в 1911 году Мондриан переехал в Париж, он увлекся кубизмом Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Мондриан начал экспериментировать в своем творчестве, отказавшись от ярких красок (которые были присущи ему во время былого увлечения постимпрессионизмом) и начав использовать более приглушенные тона.

6. Хотя его страстью была абстракция, официальная работа художника была прямой ее противоположностью


Люди, которым не нравится абстракция в стиле De Stijl, могут ошибочно предположить, что Мондриан не создавал более сложных картин. На самом же деле, он был весьма талантливым художником не только в абстракции. В различные моменты своей карьеры, он давал уроки рисования, делал наброски для научных исследований, а также рисовал репродукции великих произведений для музеев.

7. Самые известные работы Мондриана были созданы после Первой мировой войны


Мондриан перед войной жил в Париже. Когда началась Первая мировая, он как раз гостил у родственников в Нидерландах и не смог вернуться в Францию. После окончания боевых действий Мондриан вернулся в Париж и создал ряд произведений, которые определили его уникальный стиль, выделявшийся его даже среди единомышленников в De Stijl, а именно - "нео-пластицизм". К 1925 году эти картины были нарасхват среди элитных коллекционеров Европы.

8. Жизнь среди картин


Вместо того, чтобы обзавестись отдельной студией, он объединил свой дом и рабочее пространство, с удовольствием приглашая друзей попить чаю у него в гостиной прямо среди работ. В своих квартирах в Лондоне и Париже, Мондриан "усовершенствовал" эту систему, создав своего рода 3D - версию своих работ, покрасив стены квартир в свойственной ему технике.

9. "Белоснежку" Диснея - любимый мультфильм художника


Первый полнометражный анимационный фильм просто очаровал художника-интеллектуала после того, как он увидел "Белоснежку" весной 1938 года вместе со своим братом в Париже. Когда Мондриан переехал в Лондон, он начал посылать своему брату открытки, украшенные вырезками из рекламы фильма и написанные "в манере гномов из Белоснежки".

10. Художник и музыка


Скучный образ художника в раздумье среди абстрактных творений - это вовсе не относится к Мондриану. Хотя Мондриана часто описывают как интроверта, он упивался джазовой сценой Лондона, постоянно посещая танцпол с американской светской львицей и коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм.

Несмотря на весь его энтузиазм, его подруга Мириам Габо, жена русского скульптора Наума Габо, как-то вспоминала: "Мондриан был ужасным танцором. Все просто не переносили танцевать с ним".

11. Гитлер считал, что Мондриан - дегенерат


В 1937 году две картины Мондриана были включены в "Выставку дегенеративногго искусства" Гитлера. Тем самым, Мондриан был включен в нацистский черный список. Художник не стал ждать, чем это закончится, и 7 сентября 1940 года бежал из Лондона в Нью-Йорк.

12. Переезд в Америку стал новым витком в творчестве художника


В Нью – Йорке Мондриан сразу же влился в мир местной творческой элиты. Он оказывал поддержку американским художникам-абстракционистам, а его бывший партнер по танцам Пегги Гуггенхайм стала преданным сторонником и участником выставок работ художника.

В этот период творчества Мондриан начал использовать более сложные элементы в картинах, такие как двойные линии, а также и линии ярко-желтого, а не черного цвета. К сожалению, эта глава его творчества прервалась, когда Мондриан умер от пневмонии в 1944 году в возрасте 71 года.

13. Работы Мондриана вдохновили две школы современного искусства


Дело Мондриан не умерло и после его смерти. Немецкое движение Bauhaus было сфокусировано на функциональности и эффективности дизайна. Архитекторы, как и Мондриан, использовали упрощенные линии и теорию цвета голландского художника. В течении минимализма, которое возникло в 1960-е годы в Нью-Йорке, использовались геометрические формы и ограниченная цветовая палитра, подобно нео-пластицизму.

14. Мондриан стал вдохновением для моды


В 1965 году французский модельер Ив Сен - Лоран разработал шесть коктейльных платьев, которые он назвал коллекцией Мондриана. Каждое из этих платьев имело очень простую форму, а цветовая гамма была белой, с черными линиями и цветными прямоугольниками.

15. Художник вдохновлял даже программистов


Мондриан был настолько известным, что даже программисты относились к нему с огромным уважением. Они считали, что абстрактные картины художника похожи на некий эзотерический язык программирования. Дэвид Морган-Мар хотел назвать свой уникальный язык программирования "Mondrian", но назвал его в итоге "Piet" (именно так звучит имя художника на голландском). Программа на Piet выглядит как постживописная абстракция.



На этот раз мы отправляемся в Художественный музей Цюриха в Швейцарии. Музей по праву гордится своим собранием абстрактной живописи, среди которой для рассказа на Осинке мы выбрали картину "Композиция с красным, синим и желтым" Пита Мондриана, созданную в начале XX века. Что значает эта картина и как про нее рассказать ребенку, читайте в нашей публикации!

Детям об искусстве. Картина "Композиция с красным, синим и желтым", Пит Мондриан.

В прошлой публикации мы любовались картиной "Любовное письмо" Вермеера Делфтского. Наша новая остановка - в Художественном музее Цюриха в Швейцарии. Цюрих насыщен музеями, галереями, магазинами и поистине является сердцем европейской жизни! Уникальная природа, богатейшее культурное собрание и современная клубная жизнь снискали Цюриху международную славу. Надо заметить, что среди 50-ти музеев Цюриха Художественный музей занимает особое место. В его фондах отражена вся 2000-летняя история развития искусства Европы! Музей по праву гордится своим собранием абстрактной живописи, среди которой мы сегодня остановимся у картины "Композиция с красным, синим и желтым" Пита Мондриана, написанной в начале XX века, когда умы художников стало завоевывать новое художественное течение.

Фото. Художественный музей, Цюрих, Швейцария.

Рассказ об этой картине пойдет в той же манере вопросов и ответов, в которой мы изучали предыдущие полотна. Первая группа вопросов исходит от малышей 5-7 лет, чья непосредственность может подчас поставить в тупик взрослого. Вторая группа вопросов адресуется детям 8-10 лет, которым нравится размышлять и строить теории. И наконец, завершают рассказ о картине вопросы подростков старше 11 лет. Мягко и спокойно автор книги "Как говорить с детьми об искусстве" Франсуаза Барб-Галль объясняет ценность, смысл и значение этой картины для нашей культуры. Ведь, как ни примитивно выглядит подобная живопись на первый взгляд, за ней стоят мощные идеи, оказавшие колоссальное влияние на современный дизайн и искусство!

"Композиция с красным, синим и желтым", Пит Мондриан, 1930 г.

Композиция с красным, синим и желтым
1930. Холст, масло. 45 х 45 см
Художественный музей, Цюрих, Швейцария
Пит Мондриан (Питер Корнелис Мондриан)
1872, Амерсфорт, близ Утрехта - 1944, Нью-Йорк

от 5 до 7

Это картина? А на что тут смотреть?

Да, конечно, картина - правда, не совсем обычная. Многие художники вместо повседневной жизни выбирают что-то более интересное и привлекательное - и тогда мы видим роскошные пейзажи, парадные портреты, сюжеты с фантастическими существами (драконами и т. д.). А иногда художник предпочитает представить мир более простым, чем он есть. Именно так поступил Мондриан.

Что же изображает эта картина?

Ничего определенного. Однако она побуждает зрителя задуматься о намерениях художника. Предположим, он не хотел изображать готовые, законченные вещи, а показал то, из чего их можно было бы собрать или построить. Это похоже на игру, когда из отдельных разноцветных кусочков составляют то, что захотелось…

Может быть, художник не умел рисовать по-настоящему?

Ничего подобного! Мондриан в совершенстве владел и рисунком, и живописью; он прекрасно умел рисовать "как следует" и занимался этим много лет. Но это не приносило ему удовлетворения - он искал чего-то другого. Мало-помалу он удалял из своих картин все, что казалось ему лишним и ненужным.
В какой-то момент на полотне остались только три цвета и прямые линии - и результат вполне удовлетворил художника.

Мондриан рисовал по линейке?

Вполне возможно. Это строго выверенная, тщательно продуманная картина. Он вымерял расстояния с помощью полосок прозрачной бумаги, намечал линии углем и только потом брался за кисть.

Красный, синий, желтый… Почему именно эти три цвета?

Это очень важные цвета. Смешивая их в разном соотношении, можно получить много других - зеленый, фиолетовый, оранжевый, а также бесконечное количество оттенков. Но в то же время сами эти три цвета из других составить нельзя. Поэтому их называют основными цветами.

Тут есть еще черный и белый

Без черного и белого нельзя сделать цвет темнее или светлее. Черные линии организуют картину, разделяя пространство на прямоугольники, различные по размеру, вытянутые вертикально или горизонтально. Белые вставки создают ощущение пустоты, света, воздуха; с ними легче дышится. Разноцветные прямоугольники насыщены цветовой энергией. Так, красный может ассоциироваться с огнем, кровью, закатом… Черные линии придают изображению устойчивость, удерживают его в равновесии.

от 8 до 10

Выходит, что линия и цвет заменяют Мондриану персонажей

Художник действительно заставляет их вступать в общение. Происходит что-то вроде диалога - они либо спорят, либо соглашаются друг с другом. Например, красный квадрат настолько мощный и тяжелый, что мог бы вырваться за пределы картины: кажется, его нельзя остановить, тем более что сверху и справа его не сдерживает даже черная рамка. Но горизонтальные отрезки черного (слева вверху и справа внизу), которые шире остальных черных линий, введены в картину словно нарочно для того, чтобы удерживать красный квадрат на месте. Они как бы говорят ему: "Стоять!" Не будь этих коротких
черных отрезков, неизвестно, что бы еще учинил непокорный красный…

Почему картина не обведена общей черной линией?

Если бы художник ввел такую линию, она превратилась бы в ограду и заперла картину крепко-накрепко. Мондриан не замыкает пространство - он держит все цвета в свободном состоянии, не ограничивая наше поле зрения. Двери остаются открытыми - мы можем перемещаться по картине по своему усмотрению: входить в нее, скользить по ней, выходить, когда захочется… Изучив картину как следует, мы, может быть, отчетливее представим себе пространство, в котором находимся сами, и формы, которые нас окружают. В каком-то смысле это тренировка для глаз и для ума.

Картина похожа на план квартиры

Действительно, тут есть что-то общее. Любое строительство начинается с плана - например, в плане квартиры показывают, где должны пройти стены, как будут расположены комнаты, для ясности раскрашивают их в разные цвета… План (или проект) наглядно представляет то, что мы хотим увидеть в результате. По Мондриану, живопись вообще - воплощение разумного начала и стабильности.

А может быть, это целый дом в разрезе?

Вполне возможно: представим себе здание, которое идет под снос. Передняя стена уже разрушена, внутренняя планировка дома стала доступна взгляду… Мы видим то, что было когда-то комнатами, и по следам окрашенных стен или по сохранившимся обоям можем догадаться, где была спальня, где гостиная или детская. В этих пустых прямоугольниках прошла не одна жизнь… Мондриан несомненно не раз наблюдал подобные сцены и умел почувствовать город как чистую форму.

А может быть, и карта города с улицами и проспектами…

Пожалуй, это тоже правда. Приблизительно такие очертания можно увидеть с высоты птичьего полета; никаких указаний на масштаб или размеры нет. Кстати, спустя много лет после создания этой картины (и других в том же роде) Мондриан попал в США и пришел в полный восторг от Нью-Йорка. Планировка города, с разветвленной сетью улиц, пересекающихся под прямым углом, оказалась удивительно похожа на его картины. Этот мир художник сразу ощутил как свой.

от 11 до 13 и старше

Все картины Мондриана похожи друг на друга

Да, его картины основаны на одном и том же беспредметном принципе, но соотношение цветов и пропорции полос и прямоугольников в каждой работе свои. На некоторых белый занимает почти все пространство, и полотно кажется легким и безмятежным. На других линии расположены густо, как прутья тюремной решетки, и картина производит гнетущее впечатление - от нее буквально хочется бежать. Используя самые простые средства, художник умеет пробудить у зрителей широчайшую гамму чувств. Он работает, как композитор, который с помощью семи нот создает бесконечное разнообразие мелодий. Недаром наша картина называется "Композиция".

Написать такую картину проще простого

Да, пожалуй, с технической точки зрения это не так и сложно. Но есть другой, более высокий уровень сложности, связанный со смыслом. Подражать внешней манере Мондриана - одно, но поставить себя на место художника, вернуться в его время, пережить то, что пережил он, - совсем другое. Мондриан потратил долгие годы на то, чтобы выработать свой стиль. И сегодня, когда мы смотрим на его картину, мы не должны забывать, что за этим произведением, таким обманчиво простым по форме, стоит целая совокупность идей, мыслей, устремлений, которые привели к его созданию. Не будет преувеличением
сказать, что это труд всей жизни.

В картине есть что-то механическое

Такое впечатление создают геометрические формы - особенно при первом, беглом взгляде на картину. В ней сразу чувствуется строгость замысла, но при ближайшем рассмотрении можно заметить и кое-что еще: например, мазки на черных полосах - они как будто слегка подрагивают… Значит, рука художника не так тверда: он тоже поддается эмоциям. Оказывается, что и линии не просто методично и последовательно наносятся на холст - они действительно пересекаются. Мондриан, как ткач из нитей, создает из них ткань своего произведения. Мы словно видим холст под микроскопом, различая в переплетении нитей скрытую от глаз основу живописи.

Как продавались такие картины?

Продать их было непросто. Беспредметные картины Мондриана не могли пользоваться широким спросом: любителей интеллектуальной живописи находилось немного. Тем не менее Мондриан упорно шел своим путем: только так он мог выразить себя до конца. А для заработка художник писал натюрморты с цветами - цветы продавались прекрасно. Это позволяло ему сохранить свой мир, полный прямых линий и чистых красок, - мир, который принадлежал только ему. И сегодня мы ценим именно беспредметные композиции Мондриана, а цветочки, которые его когда-то кормили, благополучно забыты.

Идеи Мондриана проникли в нашу нынешнюю жизнь!

Творчество Мондриана оказало воздействие не только на следующие поколения художников, но и на архитекторов и дизайнеров более поздних периодов. Сейчас, через шестьдесят пять лет после его смерти, это влияние проявляется повсюду: в интерьерах и мебели, в книжной и журнальной графике, в рекламе, в моде. Его живопись несла в себе определенную нравственную бескомпромиссность, равновесие, устойчивость; многочисленные авторские варианты геометрических композиций свидетельствуют о неутомимых художественных поисках.

Идеи Мондриана усваиваются незаметно, на уровне подсознания. Так, логотип модной линии средств для ухода за волосами фирмы "Ореаль" (L"Oreal Studio Line) явно подсказан композициями Мондриана. Вместе с формальными признаками его живописи на будущего покупателя подспудно действуют также этические и эстетические принципы художника. И если логотип фирмы будет ассоциироваться с чистотой, энергией, постоянным обновлением, то шампуни, гели и прочая фирменная продукция будут иметь успех на рынке. В эффективность подобных средств легче поверить, если за их рекламой стоит все то, чем так привлекательно творчество Мондриана: дисциплина, соразмерность, чувство ритма, безграничная свобода комбинаций…

Аннотация название выставки: «Пит Мондриан. Линия»
время проведения: 04.09.2015-06.12.2015
место проведения: музей Мартин-Гропиус-Бау, Niederkirchnerstrasse, 7, Берлин, Германия
сайт выставки: http://www.berlinerfestspiele.de

С 4сентября по 6декабря в берлинском музее Мартин-Гропиус-Бау проходит выставка ключевых работ одного из основоположников абстрактной живописи-нидерландского художника Пита Мондриана. Выставка проводится при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Берлине. Это первая большая экспозиция из 50картин и рисунков Мондриана в Берлине после выставки в 1968г.

Пит Мондриан-один из ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма, чьё искусство во многом повлияло на современную живопись, архитектуру и дизайн.

Пит Мондриан. Автопортрет

Пит Мондриан и его «искусство чистой пластики»

XXв, предложив людям огромный объём информации через электронные средства связи, изменил количество, форму и содержание социальных контактов. Интеграционные процессы способствовали становлению общечеловеческой культуры на единых основаниях. Сложение этих факторов привело к изменению культурно-ценностной ориентации человека и формированию новых потребностей и культурных стереотипов. Эти изменения происходили в рамках массовой культуры, социальная функция которой состояла в регулировании поведения людей и приведении к единообразию их духовной жизни. Сложность развития художественной культуры XXв состояла в том, что художественная деятельность адаптировалась в экономической, политической, технической и духовной сферах общественной жизни, которые предъявляли к ней требования в соответствии со своими интересами, стимулируя таким образом её разнонаправленное развитие.

«Красный узел» В. Кандинский, 1936г.

Искусство XXв характеризуется распадом художественной культуры на множество самостоятельных направлений и школ, с их активными поисками новых средств художественной выразительности и смелыми экспериментами с формой, цветом и композицией. Все авангардистские явления: направления, течения и школы, порвавшие с реалистической традицией и считающие эксперимент основой творческого метода, объединяет направление «модерн». Наиболее крайней школой модернизма стал абстракционизм, который ещё называют беспредметным искусством.

«Мельница в сумерках» Пит Мондриан. 1905г.

Появление абстракции стало закономерным итогом фундаментальных перемен в духовной и художественной жизни XXв, которые способствовали переосмыслению формирующих принципов европейского изобразительного искусства. Абстракционизм как направление возник в нескольких европейских странах в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма и футуризма. Основоположниками и вдохновителями абстракционизма считаются художники В.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан, Ф.Купка и Р.Делоне. Модерн-это явление с многоярусной иерархией, где каждый достаточно крупный феномен авангардного искусства, утверждался посредством деклараций, манифестов и многочисленных текстов. Художники-абстракционисты в своих разных по целям теоретических трудах и программных заявлениях определили объединяющий их тезис: абстракционизм, как высшая ступень изобразительного творчества, создаёт формы, присущие только искусству. «Освобождённое» от копирования действительности искусство, абстракционисты превратили в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания.


«Серое дерево» Пит Мондриан. 1911г.

В пространстве стиля сразу же наметились две основные линии: лирико-эмоциональная абстракция и геометрическая или логическая. Лирико-эмоциональная абстракция (композиция образуется из свободно текущих форм и ритмов) представлена в творчестве В.Кандинского, мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма и информального искусства. Геометрическая абстракция нашла воплощение в супрематизме К.Малевича, неопластицизме П.Мондриана, орфизме Р.Делоне и в творчестве мастеров постживописной абстракции. В основе геометрической абстракции лежит выразительность прямых и ломаных линий, простых геометрических элементов и плоскостей чистого цвета. Особенно ярко геометрический абстракционизм проявился в 1910-1930-х годах в ряде европейских стран. После эмиграции художников-модернистов (Х.Хофмана, Д.Альберса, Д.Грэхема и П.Мондриана) в Америку во время II мировой войны, геометрический абстракционизм был принят американскими живописцами и к 1940-1950годам уже имел множество разноплановых последователей, хотя и уступал в популярности абстрактному экспрессионизму. Примером самой бескомпромиссной и строгой геометрической абстракции в живописи XXв служат произведения Пита Мондриана.

Триптих «Эволюция» Пит Мондриан. 1911г. На картине показаны «три этапа познания», что отражает религиозные взгляды художника того периода.

Питер Корнелис (Пит) Мондриан (1872-1944) родился 7марта 1872г в семье директора школы небольшого голландского городка Амерсфорте. Первые уроки рисования Пит получил у отца и дяди. Домашнее и школьное художественное образование позволило ему поступить в Амстердамскую академию изобразительного искусства (1892-1897). Во время учёбы в академии Мондриан писал много портретов на заказ ради денег. Своё отвращение к этому жанру, который начинающий художник не признавал и считал «ерундой», он выразил в том, что расстрелял собственный автопортрет. В это время увлечением Мондриана были пейзажи и натюрморты, которые он выполнял в манере старых голландских мастеров. Позже Мондриан отошёл от традиций реалистического пейзажа, и его кратковременное увлечение импрессионизмом в, так называемых, «вечерних пейзажах» принесло ему известность. В 1911г Мондриан принял участие в амстердамской Международной выставке современных художников, где были представлены работы П.Пикассо, А.Дерена и Ж.Брака. Интерес к работам кубистов побудил Мондриана к экспериментам в этом жанре: художник начал упрощать формы и, по-разному сочетая плоскости изображаемых предметов, стремился добиться впечатления структурной ясности.

«Большая композиция» Пит Мондриан. 1919г.

Постепенно из работ Мондриана исчез сюжет, узнаваемость, пространственная глубина и реальная форма. Годы I мировой войны художник провёл на родине в Голландии. В 1917г Мондриан вместе с архитектором, скульптором и живописцем Тео ван Дусбургом (1883-1931) стал одним из основателей группы «Стиль»-объединения художников и архитекторов. Целью группы «Стиль» было создание форм, очищенных от всего случайного и произвольного. Последователи Мондриана и Дусбурга объединились вокруг авангардного журнала, названного по имени группы-«Стиль». В первом номере журнала Мондриан опубликовал свою статью «Неопластицизм в живописи», в которой впервые появился термин «неопластицизм».

«Композиция с Красным, Жёлтым, Синим и Чёрным» Пит Мондриан. 1921г.

Ещё в 1914г, создавая свои первые беспредметные работы, Мондриан выразил уверенность: «Мы можем избавиться от гнёта трагических обстоятельств нашей жизни посредством ясного видения истинной реальности, которая существует, но завуалирована и скрыта». Во всех своих теоретических работах Мондриан отстаивал своё убеждение, что в реальном мире присутствуют незримые, но невероятно сильные духовные энергии, которые можно выразить только с помощью простых геометрических форм: «Чтобы выразить духовное в искусстве, нужно как можно меньше обращаться к реальности, поскольку она-противоположность духовному. Поэтому использование элементарных форм логично и единственно верно». Результатом многолетних творческих поисков собственного художественного почерка стала теория «искусства чистой пластики», изложенная художником в трактате «Неопластицизм». Мондриан писал; «Неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быть равным среди равных». Главными элементами любой композиции картины стали пересекающиеся под прямым углом линии и плоскости цвета, посредством которых Мондриан воспроизводил истинный образ окружающего мира, независимый от случайностей и субъективного восприятия, выражая таким образом идею универсальной гармонии.

«Площадь Согласия» Пит Мондриан. 1938г.

Мондриан придерживался строгих правил в построении композиции (его культом было равновесие вертикальных и горизонтальных линий) и порвал с журналом «Стиль», когда Дусбург предложил в качестве нового компонента выразительного языка угол в 45градусов. В сентябре 1938г, предчувствуя войну, Мондриан уехал в Лондон, где создал крупномасштабные композиции со множеством линий («Трафальгарская площадь», 1939-1943 и «Площадь Согласия», 1938-1843). Эти работы художник завершил уже в Нью-Йорке, куда эмигрировал в 1940г, спасаясь от бомбардировок Лондона. Америка приняла Мондриана радушно: пресса назвала художника «одним из величайших беженцев из Европы» и уже в 1942 и 1943гг прошли его две персональные выставки в галерее Дьюденсинг. В этот период художник создал произведения, которые строились в ритме синкопы-.танца, в честь которого они названы: для передачи ритма в переплетениях решётки появились небольшие квадраты, множащиеся на линиях («Нью-Йорк сити», «Бродвей. Буги-вуги», «Победа буги-вуги»).

«Бродвей. Буги-вуги» Пит Мондриан. 1942-1943гг.

Первого февраля Мондриан умер от пневмонии в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище в Бруклине. Творчество Пита Мондриана вызывает глубокое уважение: он наполнил новым смыслом назначение высокого искусства, определив его ведущую роль в преодолении духовного кризиса современного общества: «Чисто пластическое видение реального мира должно сформировать общество нового типа-точно так же, как сейчас оно формирует новое искусство. Это будет общество, основанное на равновесии материального и духовного, и в нём будут господствовать умиротворённые гармоничные отношения». Живописное и теоретическое наследие Пита Мондриана во многом определило эстетические и художественные принципы XXвека и повлияло на развитие архитектуры, моды и дизайна. В честь Мондриана назван язык программирования Piet, программы на котором напоминают постживописную абстракцию.

Питер Корнелис Мондриан, «Композиция с красным, желтым и голубым»

Пит Мондриан является одним из крупнейших идеологов абстракционизма, создателем «чистой» геометрической живописи, которая воплотила в себе представление голландского живописца и мыслителя об объективном искусстве, освобожденном от субъективности и призванном передавать уникальную и совершенно гармоничную первооснову всего.

Начало творческой деятельности Мондриана связано с реалистичными пейзажами, тяготением к эмоциональности Ван Гога. Уже на ранних этапах творчества Мондриан стремился к простым композициям с использованием однотонной ясной цветовой гаммы. Постепенно он начинает уходить от традиционного подхода к схематизации объектов, все более и более переходя к геометрической абстракции.

Большое влияние на творческий взгляд Мондриана оказали годы, проведенные в Париже, где начало XX в. породило отвлеченную живопись. Чистые геометрические формы наиболее полно отражают видение художником сути вещей. Несколько работ, выполненных в стиле аналитического кубизма, вошли в его «парижскую серию». Весьма характерна в этом смысле серия работ, выполненных в 1910-1911 гг., в которых кистью художника дерево постепенно лишается своей видимой формы, превращаясь в структуру из нескольких геометрических элементов.

Годы Первой мировой войны, проведенные Мондрианом на родине, в Голландии, приводят его к совершенно иному направлению в живописи. Художник приходит к выводу, что в основе всех вещей лежит некая идеальная гармония, универсальный порядок, на котором основывается построение этого мира. Стремясь уйти от видимого, денатурализируя окружающее пространство на полотне, художник раскрывает эту идеальную гармонию. С точки зрения Мондриана, в идеальных геометрических формах сокрыта искомая суть, поэтому его живопись, как и работы его последователей, ограничивается использованием первичных геометрических элементов - прямой линии и прямого угла. Цветовая же гамма произведений заключена всего в четырех цветах - черном, красном, желтом и голубом.

Далее Мондриан начинает искать равновесие тех самых первичных элементов, обнаруживая симметрию путем рассчитанного сочетания цвета и фигур. Цветные многоугольники, скоординированные согласно ощущаемому мастером распорядку, составляют его «Композицию с красным, желтым и голубым». Многоугольники отделены друг от друга прямыми черными линиями, сама же «раскраска» имеет характер заливки на чертеже, отметая таким образом всякое присутствие личности художника в картине. Это подчеркивается отсутствием как такового названия полотна. Примечательно, что его работы отличались друг от друга лишь нумерацией.

Поиск пропорции и равновесия геометрических фигур в «первичных» цветах вскоре нашло и свое непосредственное практическое применение в архитектуре и быту, компановкой цветных плоскостей занималось в начале века прикладное искусство. Неопластицизм, или прямоугольная живопись, основы которой заложил и теоретически обосновал Мондриан, получила весьма широкое распространение. Так, в 1917 г. был создан журнал «Де Стейл», развивавшийся под руководством самого Мондриана и видных голландских архитекторов, которые проповедовали идеи нового направления в искусстве. Журнал издавался на протяжении 14 лет, за это время неопластицизм превратился в самостоятельное, широко известное и в целом принимаемое направление.

Собственно говоря, именно журнал был призван доносить до широкого круга интересующихся живописью идеи Мондриана. В целом его живопись - это не столько парадоксальное направление в искусстве, сколько целое мировоззрение. Упрощение и обезличивание, культивируемые Мондрианом, должны согласно принципу абсолютной гармонии, переустроить этот мир, уводя его иллюзорным путем от противоречий.

Сам Мондриан говорил, что чувственный мир только обрекает человечество на бесконечные страдания, в которых каждый человек заперт в силу преобладания субъективности и противоречивости своей натуры над чистым мышлением. Люди обречены страдать до тех пор, пока не смогут взглянуть по-иному на мир вокруг и внутри себя самих, отказавшись от внешней материальности. Цивилизация, по мнению Мондриана, помогает человеку абстрагироваться от «природной формы», увидеть истинное, сместить материальную оболочку на демократическую организацию общества. Новое же искусство призвано помочь людям перестроиться - научиться видеть высшие формы отношения с миром.

В 1926 г. Мондриан формулирует 5 основных наставлений художникам-неопластикам, на которые они и должны опираться в своей работе. Собственно говоря, это 5 заповедей религии Новой Жизни, проповедовавшейся на протяжении всей жизни Мондрианом. Отказ от чувственного, математическое замещение всякого рода эмоционального и субъективного должны были преобразовать несовершенный мир и избавить его от страданий.

В 1938 г. Мондриан приезжает в Лондон, однако двухгодичный труд (картины, собранные в его мастерской) был уничтожен во время одной из фашистских бомбежек. Переехав в Нью-Йорк, он начинает ощущать пульс совершенно иного ритма жизни. Буги-вуги, бродвей, джангл - все это находит свое отражение в абстрактной геометрии мастера.

Пи́тер Корне́лис (Пит) Мондриа́н (нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan, МФА: [ˈpit ˈmɔndrijaːn], с 1911 - Mondrian, [ˈmɔndrijɑn]; 7 марта 1872(18720307), Амерсфорт, Нидерланды - 1 февраля 1944, Нью-Йорк) - нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи .

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы - пейзажи Голландии в духе импрессионизма . Увлёкся теософией Е. П. Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».

Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом , основал с ним вместе движение «Стиль» (нидерл. De Stijl) и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма - утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.

Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 - в США.

В американский период своего творчества Мондриан попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»).

Мондриан скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 г. и был похоронен на кладбище Cypress Hills в Бруклине, Нью-Йорк.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства.

Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции. Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет - не-цвет, вертикаль - горизонталь, большая поверхность - малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания.
Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Выбор редакции
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...

Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...