Исповедь: как проходит, как подготовиться, что говорить батюшке. Можно ли на Исповеди говорить не все грехи? Духовно-нравственное состояние пастыря


Дьявол имеет в мире великую власть. Мы дали ему много прав. Во что же превратился сегодняшний человек! Зло в том, что он, не имея покаяния, препятствует Богу вмешиваться и помогать ему. Если бы было покаяние, то все бы наладилось.

Покаяние и исповедь – вот что нужно сегодня. Мой неизменный совет людям: кайтесь и исповедуйтесь, чтобы дьявол был лишен прав, а вы прекратили подвергаться внешним бесовским воздействиям…

Удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях…»

Старец Паисий Святогорец

Старцы Паисий Святогорец, Иосиф Ватопедский, Христофор Тульский, Николай Гурьянов, Виталий Сидоренко, Анатолий Киевский, Гавриил (Ургебадзе ) и др.

Старец Христофор Тульский (1905-1996) на исповеди… требовал конкретно называть грехи – не оправдывая себя, не обвиняя других… Если кто-то опаздывал к самой первой молитве общей исповеди, то батюшка его уже не исповедовал. Приучал к церковной дисциплине…

Если кто приходил на исповедь, не примирившись с ближним, то батюшка не допускал даже до исповеди:

— Идешь на исповедь – всем все прости, со всеми примирись. Это очень трудно. Но Господь больше ничего не требует, как суметь простить от всего сердца. Никого не кусать.

Когда мы редко исповедуемся, то утопаем больше в грехах, и Ангелы отходят от нас , потому что от нас исходит зловоние. Когда мы исповедовались и причастились от искреннего сердца, то душа наша очистилась. И вот опять вышли в мир суеты: кого-то осудили, разгневались, — и легло на нашу душу пятнышко темное. Постепенно эти пятнышки затемняют нашу душу. Тут надо прибегать к молитве усиленной, просить Господа о помиловании и скорее спешить на исповедь.

После исповеди поздравлял с очищением совести… («Жизнеописание и пророчества тульского старца схиархимандрита Христофор», Братство святого апостола Андрея Первозванного, 2011г., с.115).

Cхиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928-1992) указывал на огромную пользу, когда согрешающий сам обличит себя на исповеди и раска­ется в содеяном. Ведь в таинстве покаяния Господь очищает душу кающегося и восстанавливает с ней нарушенную гре­хом связь.

Батюшка учил, как правильно следует исповедоваться: заранее обдумать свой проступок, оценить его и назвать од­ним словом, а по нашей склонности к забывчивости можно и записывать. Во время исповеди он советовал избегать подробностей, не называть имен — иначе получаются сплетни.

«Вот ты мне сейчас рассказала все подробно , — гово­рил он одной рабе Божией, — а есть такие батюшки, кото­рым ты так расскажешь — а они соблазняться. Такими подробностями ты их просто введешь в смущение, и не потому что они плохие батюшки, — все они Божии, — но можно и душе священника повредить такой исповедью. Поэтому нужно думать, как сказать».

«Если согрешила, подумала что-нибудь недоброе — сразу исповедуйся перед сестрами. Главное, чтобы восстановить мир».

«Надо себя считать неоплатным винов­ником, принося покаяние . Видишь, Святой Серафим Саровс­кий, чудотворец, стоя на камне, 1000 дней и ночей молился молитвой: «Боже, милостив буди ми, грешному ». Святой Еф­рем Сирин называл себя мерзостью, а в молитве произносил: «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата мое­го». Святой Царь и Пророк говорил: «Я червь Израиля». Апо­стол Павел называл себя извергом. И каждый из Святых себя хулил и плакал о гресех. Есть икона Святителя Николая, где изображены на лице полосы-рытвины, которые образовались, когда по щекам его струились слезы (на иконных ликах многих подвижников веры под глазами изображены следы от пролития обильных покаянных слез).

Святой Великий Антоний молил Бога указать, кому он подобен. И Господь сказал, что он не пришел еще в меру сапожника, живущего в городе. Святой пришел к сему человеку и узнал, что тот так мыслит: «Все люди спасутся, а я один по­гибну», — и всегда плакал.

Старайся всегда читать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Всех считай святыми, нико­го не осуждай, терпи находящие испытания, за скорби и ра­дости благодари Бога, понуждай себя на делание добра, не унывай, исповедуй грехи Богу, смиряйся, помни Страдания Христовы, имей память смертную, трудись, неся послуша­ния, и тако с Господем будеши…» (По книге: «О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения». М.: Новоспасский монастырь, 2002 г.).

Иеромонах Анатолий (Киевский) (1957–2002): «Если в церкви нет исповеди — уже ходить туда нельзя . То, что вас там накрыли епитрахилью и разрешают — то не исповедь, то ни считается. Таинство не совершается, и человек не причащается. Нет очищения.

Человек должен лежать на земле, распластавшись, и плакать за свои грехи, и тогда батюшка должен разрешать. А иначе… Нет покаяния — нет очищения .

Во Флоровском нет исповеди. Поэтому сестры болеют, за это Господь попускает колдовство. А священники стоят у Престола, словно гирями увешанные чужими грехами. И кто их разрешит? Никто. Только Господь. Все берут на себя, вся тяжесть за это ложится на них.

Без исповеди у католиков причащаются

Я вспоминаю келейные вечерние службы у Батюшки Феофила [Россохи]. Все пели, и вместе начинали, вместе и заканчивали, все в один голос. Когда так поешь, и тщеславия не бывает. Мы выходили после службы насыщенные молитвой… У Лаврентия Черниговского и безголосые пели, а тут профессионалы не могут. Их служба не угодна Богу».

Батюшка говорил, что Пост – это время покаяния, потому должно быть постоянное покаянное состояние души. К исповеди в Пост нужно прибегать чаще, чем в обычные дни. Замечать за собой наименьшие согрешения, не думать, что это – чепуха. С малого начинается большое. Не нужно толкаться на исповедь, чтобы только усиливалась брань. Не понятно, чего приходят: очищаться или грехов набираться. Не смотрите на других, видите только себя и свое сердце. Подожди со смирением и терпением, и Господь примет твое покаяние. Не слушайте чужие грехи. Не подходите близко, потому что любопытство – тоже грех. Каждому свое лекарство, не лечите себя тем лекарством, которое вам не подходит. А то подслушают, что батюшка кому-то говорит, себе применяют. Глаза не лечат тем лекарством, что и печенку. Каждому – свое, не берите на себя чужие послушания. Выздоровление души зависит от того, как ты ее обнажишь перед Врачом. Приходите в больницу, врач говорит: «Разденьтесь». Начинаешь раздеваться, не думаешь стыдно, или нет. От этого зависит правильный диагноз и врачевство. А Церковь – духовная лечебница. Чистосердечная исповедь, без лукавства – залог выздоровления. Исповедь – это не самооправдание, не осуждение других, а признание своей вины. Исповедь – это жалоба Господу на свои немощи, свои страсти и прошение о помощи. Исповедь – это постоянная работа над собой. Дневник помыслов . Не приносите газет, повыписывали из книжек чужие грехи и тщеславитесь, что грешные. Я же в себе столько вижу. К исповеди должен человек дойти самостоятельно. Молитва Богу, Матери Божьей: «Господи, открой мои грехи, покажи, в чем не прав. Даруй покаяние, отверзи мне двери покаяния». Вот это правильно. Нужно полночи просидеть, выстрадать, тогда это действительно – исповедь. Если сами не простили, не примирились с ближними, Господь никогда не простит. Если ты осуждаешь, тебя тоже Господь осудит. За осуждение – осуждение, за милосердие – прощение»…

«Не подходите к Исповеди формально, это Таинство, над человеком невидимо священнодействует Дух Святой. Говорите с Богом, батюшка – свидетель , будет свидетельствовать и на Страшном Суде, что человек исповедал этот грех, моею властию разрешен, а этот – не исповедал.

Говорить как на Духу – значит откровенно. И не Батюшка вам говорит врачевство, а Господь. Батюшка Духом говорит, что Господь на душу положит сказать для спасения души. Никому не говорить о том, что на исповеди открыли тебе. Это – твое. Сохранять в молчании уст и в тайне сердца. Потому что враг похитит. Отдадите полностью себя, останетесь ни с чем. Таинство – значит все должно быть в тайне ото всех…».

Потерпите, когда человек перед вами долго исповедуется. Кто-то приходит на исповедь очищаться, не мешайте им. Со всех людей, что стоят на исповеди, можно работать с 10-15 человеками. Другие ходят непонятно почему. Ищите Господа, идите к Господу, а не к батюшке. Батюшки на исповеди нет, есть Господь. Если не готовы к исповеди, себя не пригвоздили ко Кресту, не смирились перед Богом, никакой батюшка не поможет. Хоть 100 учителей поставь над ребенком, если он сам не захочет учиться, дела не будет. Учителя не помогут. Не ищите чудотворцев. По вере вашей будет вам. Человек советует, как Бог на сердце полагает, а помогает, насколько человек верит. Не идите к исповеди, как к панацее: исповедовалась, значит все должно быть чудесно. А потерпеть, а пострадать, а поболеть душой и телом, что столько грешили? Грешим всю жизнь, а за 5 минут хотим очиститься. Так не бывает. Сколько наслаждался, нежился, грешил, должен столько злострадать, терпеть, плакать. Должно все уравновеситься, чтобы не было дисбаланса. Иногда день – за год, год – за день. Это из-за силы скорбей – огненное искушение. Не лукавьте, Христа ради. Любой грех прощу, какой не назовете, все прощу, только не лукавство. Если бы вы знали, как перед Богом мерзкие даже помыслы лукавые, не говоря уже о делах. Пошла к одному батюшке на исповедь, наказал для вразумления, не понравился. Побежала к другому. У того что-то не понравилось, к следующему пошла. А спасаться, как же? «Мудрость – в совете мнозе», но одного. Нужно, чтобы батюшка знал все твои проблемы, беды, страсти, все о твоей семье. Тогда будет мудрый совет и спасительный. Каждому ж священнику не расскажешь, что у тебя случилось. Можно получить совет, да не тот. Остерегайтесь этого. Приучитесь ходить к одному священнику, в одну церковь. Не та церковь, что ближе по месту, а та, что близка по духу…

За сокрытие грехов на исповеди шли в ад. Стыдно не тогда, когда каешься, а тогда, когда грешишь . А так двойное лукавство: согрешили, делаем вид, что ничего не случилось. Писать грехи на листик, потому что в момент исповеди враг похищает грехи забвением, чтобы с хартии не списались. Искушения бывают, потому что людей много. Потому лучше готовиться дома, в спокойной обстановке. Господь любит Простоту и Милосердие. «Милостивии да помилованы будут».

Еще Батюшка писал:

«Исповедь — Стыд, Грех — Свобода — это у нас».

А нужно поменять местами:

«Исповедь — Свобода, Грех — Стыд ».

«Не надо готовить Исповедь по перечню грехов, т.к. когда пишем, мы не переживаем грехи , а машинально соглашаемся с ними. Записав же свои конкретные грехи, мы переживаем их вновь, стыдясь и ненавидя их».

«После исповеди одного из моих грехов я мысленно всегда возвращался к нему и переживал, заставляя себя вновь и вновь в разных интерпретациях его исповедовать. Посоветовался с Батюшкой, почему это происходит. Может, что-то осталось из старого? А он мне в ответ: «Это уже лукавый специально смущает и водит по кругу, заставляя не верить в милосердие Господа по раскаянным и исповеданным грехам».

О покаянии

Родненькие, как мы с вами боимся падать! Привыкли к тихому болоту, а если его взболтать, то сразу кричим: «Нам больно, не могу вынести». А в тихом болоте что водится? И чтобы не было страстей, чтобы достигнуть чистой воды, чтобы видно было, что на дне делается, для этого нам нужно падать. Евангелие учит: «Сей лежит на падение и восстание многих». А из Евангелия ни одна йота, ни черта не пропадет. Наш путь – это падение и восстание, вниз – вверх, вверх – вниз. И Молитва, и Смиренномудрие, и Терпение, и Любовь придут тогда, когда мы опытно пройдем этот путь падений и восстаний через Покаяние. Не падать мы не можем. Этому должно быть. Но нужно вставать, не валяться в грязи, пока на себя ее всю не вымокаешь. Если сразу поднимешься с лужи, то отряхнуться еще можно, а если поваляешься, то очень трудно…

Не падать свойственно только Ангелам, бесам – никогда не подниматься, а человеку – падать и подниматься . И в том, что мы падаем, ничего страшного нет. Это Господь устраивает по Промыслу Божьему для воспитания нашей души в борьбе со злом, для ее же спасения. Если падаем лицом до Христа, то через Покаяние всегда можем встать. Через праведность святости достигали единицы, а через покаяние – многие. Главное – это не унывать, не отчаиваться в Божьем милосердии к нам. Апостол Петр, этот камень Веры, три раза отрекался от Господа. Но сразу же «изшед вон плакася горько », слезами Покаяния смыл свой грех. И Господь за его глубокое сокрушение и Смирение не только вернул ему Апостольство, а и возвел в Первоверховного Апостола. Что может быть страшнее этого греха? Отречься от Господа в такое тяжелое для Него время? Но Господь на его примере всем показывает, что Он – Милосердный, и волен все простить, если человек искренне раскается. А Иуда повесился. Не было Покаяния и упования на Божье Милосердие.

Чтобы встать, нужно мужество. Именно мужество в борьбе с унынием. Потому что враг всячески старается нас столкнуть в бездну уныния и отчаяния…

Через исповедь и Покаяние всегда можно встать. Но враг манипулирует нами, как марионетками. Он внушает нам излишний стыд, страх. Стыдно не тогда должно быть, когда ты каешься, а когда грешишь. Что мы ожидаем от своей немощи? Все же Господь дает, мы держимся только потому, что Господь покрывает нас Своей Благодатью. А если Господь попустил падение, то первые слова: «Слава Богу за все!» И цепляйся обеими руками за Господа через исповедь. Не малодушествуйте. Умели грешить, попросите у Господа мужества покаяться. Он ради одной, заблудшей, оставлял 99 в горах. Потому что именно, той одной, не хватало до ста, до целого. А на Небе «Ангелы радуются о едином грешнике кающемся». Если б мы только знали, что такое покаяние? Всему основание. Покаянием можно все исправить. И Господь нам дает еще это золотое время именно для Покаяния. Не тратьте его попусту, ибо каждый день нас приближает к могиле. И что мы скажем Отцу Небесному?» («Милостивые да помилованы будут». Иеромонах Анатолий 1957 – (03.09/16.10) 2002. Киев, 2007г.)

Игумен Никон (Воробьёв) (1894-1963): «Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли; поняли, что самое главное — понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в своих недостатках и нарушениях заповедей, каяться всегда, считать себя негодными для царствия Божия, умолять Господа о милости, как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному». Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга». («Письма духовным детям». Львов, 2002г.).


Игумен Гурий (Чезлов) (1934-2001):

Из воспоминаний духовных чад: «Большое значение в деле спасения о. Гурий придавал покаянию. Он часто стоял у аналоя и, конечно, видел, как мы бываем невнимательны к своим грехам. Впрочем, как-то раз старец привел пример и иного рода. «Тут одна ко мне на исповедь приходила, совсем молоденькая, так у нее грехи на нескольких листах были записаны. Все рассказала. Да если бы мы все так каялись, то все бы изменилось. Господь и землю, и воду, и воздух, — все бы очистил ». Еще как-то раз о. Гурий сказал, что в Прилуках один человек из ста спасается».

«Часто о. Гурий устраивал общие исповеди: по заповедям, тайную. Один читает грехи из общей исповеди, а мы говорим: «Каемся, прости нас, честный отче». А о. Гурий отвечал: «Бог простит». И так каждый грех…»

«Носи всегда карандаш и записную книжку, в которую постоянно записывай грехи сразу, как согрешишь. А на исповеди все прочитай. Один раз нужно исповедаться за всю жизнь с семи лет. Сядь и напиши в тетрадку все грехи по этапам: детство, юношество, жизнь до брака, жизнь после брака, работа… Этой исповедью сотрешь все свои грехи. Только ничего сознательно не утаивай. Если стыдно читать самому – отдай батюшке. Стыд этот ложный, от врага, который так и хочет нас затянуть на мытарства навечно. Протяни руку над огнем – больно? А если все тело в огонь? Огонь же геенны во столько раз сильнее земного огня, во сколько земной огонь отличается от нарисованного. На исповеди не важны подробности греха, которые можно опустить, важно назвать сам грех, который совершил сам (а не другие). На Суде каждый за свои грехи ответит. Не иди за толпой в ад, а ищи свой путь к Богу. Проси у Бога дарования Св. Духа. Если нет Его, то вселится нечистый дух. Душа пуста не бывает ». (По книге «Лучезарный батюшка. Воспоминания о игумене Гурии (Чезлове)», Вологда, 2005г.).

Старец Николай (Гурьянов) (1910-2002): «Никогда не унывай, если случится погрешить и споткнуться, даже пасть… Помни, что Господь пришел ради грешников… Даже если грех твой будет тяжек, помни, что за искреннее раскаяние Господь может изгладить его за три дня. Никогда не отчаивайся — Господь смиренного не осудит».

Архимандрит Гавриил (Ургебадзе) (1929-1995): « Каяться надо больше сердцем, чем слезами.

Нет такого грешника, которого не принял бы Бог через Покаяние и Причащение.

Согрешил – сразу кайся.

Гнев Божий на женщинах, сделавших аборт. Кайтесь и непрерывно молитесь, что бы Бог простил вам грех детоубийства».

Старец Иосиф Ватопедский (1921-2009): «Множество ложных и сатанинских учений влекут современного материалистического человека к унынию и нерешительности. В наши времена необходимо слово о покаянии - совершенное и обязательное средство для спасения заблудшего грешника. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор.6, 2)».


« . Это нужно сделать посредством исповеди. Открывая свое сердце духовнику и исповедуя ему грехи, человек смиряется. Таким образом ему открывается небесная дверь, его щедро осеняет Благодать Божия и он становится свободным …»

Старец Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец (1924-1994): «Если бы миру преподавалось сегодня покаяние, то помочь могло бы только оно . Чтобы получить пользу, будем читать как можно больше житий тех святых, которые обращают особое внимание на покаяние. Просить у Бога покаяния – это значит просить просвещения. Испрашивая покаяния и сильнее каясь, мы, естественно, придем в большее смирение. А тогда по необходимости придет большая божественная Благодать, просвещение от Бога. Пребывая в покаянии, человек хранит Благодать Божию . Люди-то ведь хорошие. Вон большинство: не исповедуется, не причащается, находится в великом неведении, но, с другой стороны, приходят ко мне и просят помощи. Что-то в этом кроется.

— Геронда, может быть, поводом для того, чтобы люди приблизились к Богу, становятся испытания?

— Тем, в ком есть доброе расположение, испытания помогают. Те, в ком такого расположения нет, начинают обвинять Бога, хулить Его, оправдывать себя. Зло в том, что люди не признаются: «Согреших», но терзаются. Дьявол имеет в мире великую власть. Мы дали ему много прав. Во что же превратился сегодняшний человек! Зло в том, что он, не имея покаяния, препятствует Богу вмешиваться и помогать ему. Если бы было покаяние, то все бы наладилось. Нас ждут грозы, грозы! Да прострет Бог Свою руку! Будем просить покаяния всему миру. Будем молиться и о тех, кто сознательно делает зло Церкви и не намерен исправляться, чтобы Бог дал им покаяние, а потом забрал их в лучший мир.

Поможем, насколько это возможно, миру в покаянии, чтобы принять Божии благословения. Покаяние и исповедь – вот что нужно сегодня. Мой неизменный совет людям: кайтесь и исповедуйтесь, чтобы дьявол был лишен прав, а вы прекратили подвергаться внешним бесовским воздействиям. Чтобы люди поняли и покаялись, им требуется встряска… (Слова, т.2, с.362-363).

Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога . То, что у человека есть такая сила, — это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь «согреших »? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его…

Геронда, есть ли прок от различных международных объединений, занимающихся борьбой за мир во всем мире? Помогают ли они его сохранять?

— Это зависит от многого. Есть и такие, кто затевает все это с добрым расположением. Но бывает, что соберется такой «букет»! Тут тебе и колдуны, и огнепоклонники, и протестанты – такая мешанина, в глазах рябит! И борются «за мир во всем мире!» Какой от них прок? Да простит меня Бог, но эти «винегреты» стряпает дьявол. Если само объединение грешное, то какой там может быть мир! Как придет мир, если люди не примирились с Богом? Только когда человек примиряется с Богом, приходит мир и внутренний и внешний. Но для того, чтобы человек примирился с Богом, ему нужно прийти в чувство. Надо покаяться и жить согласно заповедям Божиим. Тогда в человека вселяются Благодать и мир Божий . И тогда он в состоянии помочь тому, чтобы вокруг него тоже сохранялся мир. (Слова, т.2, с.366-367).


Удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях
. Знаете, сколько людей приходят ко мне и просят, чтобы я помог им в каком-то их затруднении? Но при этом эти люди ни на исповедь, ни в церковь не хотят идти! «А в церковь-то ты ходишь?» — спрашиваю. «Нет», — отвечают они. «А ты хоть когда-нибудь исповедовался?» — спрашиваю снова. «Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил». – «Но как же я тебя исцелю? Тебе нужно покаяться в своих грехах, нужно исповедоваться, ходить в храм, причащаться – если ты имеешь на это благословение своего духовника, — а я буду молиться о твоем здравии. Неужели ты забываешь о том, что есть и иная жизнь и к ней необходимо готовиться?» — «Послушай-ка, отец, — возражают в ответ такие люди, — все то, л чем ты говоришь – церкви, иная жизнь и тому подобное, — нас не занимает. Все это сказки. Я был у колдунов, был у экстрасенсов, и они не смогли меня исцелить. И вот я узнал, что исцелить меня можешь ты». Представляешь, что творится! Ты говоришь им об исповеди, о будущей жизни, а они отвечают, что «все это сказки». Но одновременно просят: «Помоги мне, а то я сижу на таблетках». Но как я им помогу? Разве исцелятся они волшебным образом [без труда]?

И посмотри, многие люди, измученные проблемами, которые они сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который может им действительно помочь, но заканчивают тем, что «исповедуются» у психолога . Они рассказывают психологам историю своей болезни, советуются с ними о своих проблемах, и эти психологи [своими советами] словно швыряют своих пациентов в середину реки, которую им нужно перейти. В результате несчастные или тонут в этой реке, или все-таки доплывают до другого берега, однако течение относит их очень далеко от того места, где они хотели оказаться… А вот придя на исповедь к духовнику и поисповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в Таинстве Исповеди действует Благодать Божия и человек освобождается от греха

— Геронда, некоторые люди оправдываются: «Мы не можем найти хороших духовников и поэтому не идем исповедоваться».

— Все это отговорки. Каждый духовник, раз он облачен в епитрахиль, обладает божественной властью. Он совершает Таинство, он имеет Божественную Благодать, и когда читает над покаявшимся разрешительную молитву, Бог стирает все грехи , в которых тот поисповедовался с искренним покаянием. То, какую пользу мы получим от Таинства Исповеди, зависит от нас самих…

Однако я вижу, что диавол придумал новую западню для того, чтобы уловлять людей. Диавол внушает людям помыслы о том, что, если они выполняют какой-то данный ими обет, к примеру, едут в паломничество в святое место, значит, духовно они находятся в порядке. И вот часто видишь, как многие паломники с большими свечами и серебряными подвесками, которые они обещали привесить к той или иной чудотворной иконе, едут по монастырям, по святым местам, вешают там эти серебряные подвески, осеняют себя широким крестным знамением, утирают навернувшиеся на глаза слезы и этим довольствуются. Эти люди не каются, не исповедуются, не исправляются и тем самым радуют тангалашку .

Геронда, может ли иметь внутренний покой человек, который не исповедуется?

— Как же он будет иметь внутренний покой? Чтобы ощутить внутренний покой, необходимо вычистить себя от мусора . Это нужно сделать посредством исповеди. Открывая свое сердце духовнику и исповедуя ему грехи, человек смиряется. Таким образом ему открывается небесная дверь, его щедро осеняет Благодать Божия и он становится свободным.

До исповеди [духовная] вершина человека затянута туманом. Человек видит сквозь этот туман очень нечетко, расплывчато – и оправдывает свои грехи. Ведь если ум помрачен грехами, то человек видит будто сквозь туман. А исповедь точно сильный ветер, от которого рассеивается туман и расчищается горизонт. Поэтому если люди, пришедшие ко мне попросить совета, не исповедовались, то прежде всего я шлю их на исповедь и говорю, чтобы они пришли ко мне для беседы уже после нее. Некоторые начинают отговариваться: «Геронда, если ты в состоянии понять, что мне нужно сделать для решения моей проблемы, то просто скажи мне об этом». – «Даже если я действительно в состоянии понять, что тебе нужно делать, — отвечаю им, — то ты этого понять будешь не в состоянии. Поэтому сперва пойди поисповедуйся, а потом приходи и мы с тобой побеседуем». И правда, как можно установить с человеком связь и прийти к взаимопониманию, если он «работает» на другой [духовной] частоте?

Посредством исповеди человек вычищает себя изнутри от всего ненужного – и духовно плодоносит…

Борьба есть борьба. И раны в этой борьбе тоже будут. Эти раны исцеляются исповедью . Ведь солдаты, получая в бою раны, тут же бегут в госпиталь… Так и мы: если мы получаем раны во время нашей духовной борьбы, то нам нужно не трусить, а бежать к врачу-духовнику, показывать ему нашу рану, духовно исцеляться и снова продолжать «добрый подвиг» (1 Тим.6, 12). Плохо будет, если мы не станем отыскивать страсти, этих страшных врагов души, и не будем подвизаться, ради того, чтобы их уничтожить.

Геронда, а некоторые не идут на исповедь от [якобы] любочестия. «Раз я могу снова впасть в тот же самый грех, — говорят такие люди, — чего ради я пойду исповедоваться? Чтобы над батюшкой посмеяться, что ли?»

— Это не правильно! Все равно, что солдат, получив раны в бою, сказал бы: «Раз война еще не кончилась и меня снова может ранить, зачем я буду перевязывать свою рану?» Но ведь, если не перевязать рану, он потеряет много крови и умрет. Может быть, эти люди не идут на исповедь действительно от любочестия, однако, в конце концов, они приводят себя в негодность. Видишь как: [для того, чтобы обмануть человека] диавол использует и те дарования, которыми человек наделен. Если, падая и пачкаясь в грязи, мы не очищаем свою душу исповедью, оправдываем себя помыслом, что мы снова упадем и снова испачкаемся, то засохшие слои нашей старой грязи покрываются все новыми и новыми грязными слоями. Очистить всю эту грязь потом не просто…

Геронда, придя на исповедь в первый раз , нужно рассказать духовнику о всей своей предшествующей жизни?

— Придя к духовнику в первый раз, надо совершить общую, генеральную исповедь за всю свою жизнь. Когда больной поступает в больницу, он дает врачам историю своей болезни… Точно так же на первой исповеди кающийся должен постараться рассказать духовнику подробности своей жизни, а духовник найдет [духовную] рану этого человека, чтобы ее исцелить. Ведь часто один простой ушиб, если оставить его без внимания, может иметь серьезные для здоровья последствия. Конечно, когда человек придет к духовнику в первый раз, он принесет с собой, допустим, сто грехов, в которых ему надо будет поисповедоваться. Придя на исповедь во второй раз, он принесет с собой уже сто десять грехов: ведь диавол – поскольку этот человек поисповедовался и «завалил ему все дело» — воздвигнет против него большую брань. В третий раз придется исповедоваться уже в ста пятидесяти грехах. Однако потом число грехов будет постоянно уменьшаться, пока дело не дойдет до того, что человек будет приносить с собой на исповедь самое ничтожное количество грехов, о которых ему надо будет рассказывать.

Для того, чтобы Бог простил человека, совершившего какой-то проступок, он должен этот проступок осознать. А кроме того, если погрешности совершают люди духовные, то смягчающих вину обстоятельств у них нет. «О наших гресех и о людских неведениях» — говорится в одной молитве. Если проступки несчастных мирских людей – это «неведения», то проступки людей духовных – это уже «греси». Поэтому если проступок совершают духовные люди, то это не шутки…

Надо хорошенько понять, что сегодня мы живы, а завтра можем уйти, и стараться прийти ко Христу. Достигшие по Благодати Божией познания суетности этой жизни получили величайшее дарование. Им нет нужды достигать дара прозорливости и предвидеть будущее, поскольку достаточно предусмотреть, попечься о спасении своей души и принять максимально возможные духовные меры для того, чтобы спастись. Вот и Христос сказал: «Сколько стоит одна душа, не стоит весь мир» (См.: Мф.16, 26). Каково, стало быть, достоинство души! Поэтому спасение души – это великое дело.

Бог не оставит человека, подвизающегося, насколько он может, с любочестием, не расположенного к бесчинствам и то побеждаемого, то побеждающего в борьбе своей. Кто хоть немного расположен к тому, чтобы не опечалить Бога, пойдет в рай «в галошах». Благой по своей природе Бог «втолкнет» его в рай, Он дает ему намного больше, чем человек заслужил, Он устроит все так, чтобы взять его душу в тот час, когда он находится в покаянии. Он может биться всю свою жизнь, но Бог не оставит его, заберет его в наиболее подходящее время.

Бог добр, Он хочет, чтобы все мы спаслись. Если бы спасение было только для немногих, то для чего было распинаться Христу? Райские врата не тесны, они открыты всем людям, смиренно склоняющимся и не раздутым гордостью . Лишь бы они покаялись, то есть отдали бремя своих грехов Христу, и тогда они свободно пройдут в эту дверь. Кроме того, у нас есть смягчающее обстоятельство: мы перстны, мы не один только дух, как Ангелы. Однако нам нет оправдания, если мы не каемся и не приближаемся смиренно к нашему Спасителю. Разбойник на кресте сказал одно только «прости» и спасся (См. Лк. 23, 40-43). Спасение человека зависит не от минуты, а от секунды. Смиренным помыслом человек спасается, принимая же помысл гордый, он теряет все.

Для Бога нет величайшей боли, чем видеть человека в мучении. Думаю, что одной лишь благодарности Богу за многие Его благословения и смиренного, с любовью, отношения к Его образам – нашим ближним в соединении с небольшим любочестным подвигом достаточно для того, чтобы наша душа была упокоена и в сей и в иной жизни». (Старец Паисий Святогорец « Слова». Т. 1-3)

«Сегодня только одно говорю народу и постоянно прошу делать:

а) прочувствовать (осознать) своё положение, далёкое от Бога;

б) покаяться в этом , и

в) смиренно исповедаться.

Ибо люди сегодня принимают более, чем когда-либо, демонские внушения и демонизируются. Тогда только освободятся, когда сделают то, о чём мы говорили выше»… («Иеромонах Христодул Агиорит. Старец Паисий». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь).

Исповедь лишает диавола прав над человеком

Если бы люди, по крайней мере, сходили к духовнику и поисповедывались, то исчезло бы бесовское воздействие, и они снова смогли бы думать. Ведь сейчас из-за бесовского воздействия они не в состоянии даже подумать головой. Покаяние, исповедь лишает диавола прав над человеком.

Недавно (произнесено в июне 1985г.) на Святую Гору приезжал один колдун. Какими-то чародейскими колышками и сеточками он перегородил в одном месте всю дорогу, ведущую к моей каливе. Если бы там прошел человек, не исповедавший свои грехи, то он бы пострадал, не зная вдобавок причины этого. Увидев на дороге эти колдовские сети, я сразу же осенил себя крестным знамением и пошел по ним ногами – все порвал. Потом пришел в каливу и сам колдун. Он рассказал мне о всех своих замыслах и сжег свои книги.

Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся . Диавол только погавкивает на такого человека, все равно что беззубая собака. Однако он обладает большой властью над человеком неверующим, давшим ему права над собой. Такого человека диавол может и загрызть – в этом случае у него есть зубы и он терзает ими несчастного. Диавол облает над душой властью в соответствии с тем, какие права она ему дает.

Когда умирает человек, духовно упорядоченный, то восхождение его души на Небо подобно мчащемуся поезду. Гавкающие псы несутся за поездом, захлебываясь лаем, пытаются забежать вперед, а поезд все мчится и мчится – какую-нибудь шавку еще и пополам переедет. Если же умирает человек, духовное состояние которого оставляет желать лучшего, то его душа словно находится в поезде, который ползет еле-еле. Он не может ехать быстрее, потому что неисправны колеса. Псы впрыгивают в открытые двери вагонов и кусают людей.

В случае, если диавол приобрел над человеком большие права, возобладал над ним, должна быть найдена причина происшедшего, чтобы диавол был лишен этих прав. В противном случае, сколько бы ни молились за этого человека другие, — враг не уходит. Он калечит человека. Священники его отчитывают-отчитывают, а в конечном итоге несчастному становится еще хуже, потому что диавол мучает его больше, чем раньше. Человек должен покаяться, поисповедываться, лишить диавола тех прав, которые он сам ему дал. Только поле этого диавол уходит, а иначе человек будет мучиться. Да хоть целый день, хоть два дня его отчитывай, хоть недели, месяцы и годы – диавол обладает правами над несчастным и не уходит. (Старец Паисий Святогорец « Слова». Т.1. «С болью и любовью о современном человеке». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2003г.).

Покаяние или исповедь - это есть таинство, при котором человек, исповедующий свои грехи священнику, через его прощение разрешается от грехов Самим Господом. Вопросом о том, батюшке, задаются многие люди, приобщающиеся к церковной жизни. Предварительная исповедь готовит душу кающегося к Великой Трапезе - Таинству Причащения.

Суть исповеди

Таинство Покаяния святые отцы называют вторым крещением. В первом случае при Крещении человек получает очищение от первородного греха прародителей Адама и Евы, а во втором кающийся омывается от своих грехов, совершенных уже после крещения. Однако от немощи своего человеческого естества люди продолжают грешить, и эти грехи отделяют их от Бога, вставая между ними преградою. Своими силами преодолеть этот барьер они не в силах. Но Таинство Покаяния помогает спастись и приобрести то обретенное при Крещении единение с Богом.

В Евангелии о покаянии сказано, что оно является необходимым условием для спасения души. Человек на протяжении всей жизни непрерывно должен бороться со своими грехами. И, несмотря на всякие поражения и падения, он не должен унывать, отчаиваться и роптать, а все время каяться и продолжать нести свой жизненный крест, который возложил на него Господь Иисус Христос.

Осознание своих грехов

В этом вопросе главное - усвоить, что в Таинстве Исповеди кающемуся человеку прощаются все его согрешения, и душа освобождается от греховных уз. В десяти заповедях, полученных Моисеем от Бога, и в девяти полученных от Господа Иисуса Христа, заключен весь нравственный и духовный закон жизни.

Поэтому перед тем как исповедаться, необходимо обратиться к своей совести и вспомнить все свои согрешения с самого детства, чтобы подготовить настоящую исповедь. Как проходит она, не каждый знает, и даже отвергает, но истинно православный христианин, побеждая свою гордыню и ложный стыд, начинает духовно распинать себя, честно и искренне признаваться в своем духовном несовершенстве. И тут важно понять, что неисповеданные грехи будут человеку определены в вечное осуждение, а покаяние - означать победу над самим собой.

Что такое настоящая исповедь. Как проходит это таинство

Перед тем как исповедаться перед священником, необходимо серьезно подготовиться и осознать всю необходимость очищения души от грехов. Для этого надо примириться со всеми обидчиками и с теми, кого обидели, воздержаться от пересудов и осуждений, всяких непотребных мыслей, просматривания многочисленных развлекательных программ и чтения легковесной литературы. Лучше свободное время посвятить чтению Священного Писания и другой духовной литературы. Желательно исповедоваться немного заранее на вечернем богослужении, чтобы во время утренней Литургии уже не отвлекаться от службы и посвятить время молитвенной подготовке к святому Причащению. Но уже, в крайнем случае, можно исповедоваться утром (в основном все так и делают).

В первый раз не каждый знает, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке и т. д. В этом случае нужно об этом предупредить батюшку, и он все направит в нужное русло. Исповедь в первую очередь предполагает умение увидеть и осознать свои грехи, в момент высказывания их священнику не стоит оправдывать себя и перекладывать вину на другого.

Дети до 7 лет и все новокрещенные в этот день причащаются без исповеди, нельзя этого делать только женщинам, пребывающим в очищении (когда у них месячные или после родов до 40-го дня). Текст исповеди можно написать на листочке, чтобы не сбиться потом и все вспомнить.

Порядок исповеди

В церкви на исповедь обычно собирается много народа, и перед тем как подходить к батюшке, надо повернуться к людям лицом и сказать вслух: «Простите меня, грешную», и они ответят: «Бог простит, и мы прощаем». И вот уже тогда необходимо идти к исповеднику. Подойдя к аналою (высокой подставке под книгу), перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонивши голову, можно приступать к исповеди.

Ранее исповеданные грехи повторять не надо, ибо, как учит Церковь, они уже простились, но если они опять повторялись, то о них вновь надо каяться. По окончании своей исповеди необходимо выслушать слова священника и Когда он закончит - дважды перекреститься, поклониться в пояс, поцеловать Крест и Евангелие и потом, опять перекрестившись и поклонившись, принять благословение своего батюшки и пойти на свое место.

О чем надо каяться

Подводя к концу тему «Исповедь. Как проходит это таинство», необходимо ознакомиться с самыми распространенными грехами в нашем современном мире.

Грехи против Бога - гордость, маловерие или неверие, отречение от Бога и Церкви, небрежное исполнение крестного знамения, неношение нательного крестика, нарушение заповедей Божиих, упоминание имени Господа всуе, небрежное исполнение непосещение церкви, молитва без усердия, разговоры и хождение в храме во время службы, вера в суеверия, обращение к экстрасенсам и гадалкам, мысли о самоубийстве и т. д.

Грехи против ближнего - огорчение родителей, грабеж и вымогательство, скупость в милостыне, жестокосердие, клевета, взяточничество, обиды, колкости и злые шутки, раздражение, гнев, пересуды, сплетни, корыстолюбие, скандалы, истерики, обиды, предательство, измена и т. д.

Грехи против самого себя - тщеславие, высокомерие, беспокойство, зависть, мстительность, стремление к земной славе и почестям, пристрастие к деньгам, чревоугодие, курение, пьянство, азартные игры, рукоблудие, блуд, излишнее внимание к своей плоти, уныние, тоска, печаль и т. д.

Бог простит любой грех, для него нет ничего невозможного, человеку надо только по-настоящему осознать свою греховные дела и искренне в них раскаяться.

Причастие

Исповедываются обычно для того, чтобы причаститься, а для этого надо несколько дней поговеть, что подразумевает молитву и пост, посещение вечернего Богослужения и прочтения дома, кроме молитв вечерних и утренних, каноны: Богородице, Ангелу Хранителю, Покаянный, к Причащению, и по возможности, а точнее, по желанию - Акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, приступают к таинству натощак. После принятия Таинства Причастия надо прочитать молитвы по Святом Причащении.

Не стоит бояться идти на исповедь. Как проходит она? Об этом точную информацию можно почитать в специальных брошюрках, которые продаются в каждой церкви, в них все очень подробно описывается. А потом главное - настроиться на это верное и спасительное дело, ведь о смерти православному христианину нужно думать всегда, чтобы она не застала его врасплох - без и причастия.

Покаяние - это то чувство, которое в разной степени знакомо каждому человеку. Греческое слово μετάνοια (метанойя - «покаяние») означает «перемена ума », «перемена мыслей ». В христианстве покаяние означает осознание человеком своих прегрешений перед Богом. В жизни человека покаяние проявляется в весьма разных формах. Это и слова «прошу прощения», «извините», и определенные жесты. Все это служит для выражения человеком сожаления о совершенной ошибке или о причиненном окружающим людям зле. Покаяние необходимо человеку, чтобы очистить свою совесть, примириться с людьми, которых вольно или невольно обидели.

Грехи и раскаяние

Более всего мы бываем виновны перед Господом, когда совершаем тот или иной грех, тем самым нарушая данные Им Заповеди. Каждый грех становится преградой в наших отношениях с Богом и требует своего искупления. Как известно, человек имеет свободную волю, то есть сам выбирает свой жизненный путь, может творить добрые дела или совершать греховные поступки. Нередко человек перекладывает вину за свои грехи на диавола, придумывая себе такое оправдание, как «бес попутал». Однако диавол не может заставить согрешить. Он действует хитростью, например, соблазняя человека мнимой выгодой греховного дела. Если человек не устоял и нарушил Божию заповедь, значит, он тем самым отверг Господню волю и исполнил волю диавола.

Часто случается, что человек, впадающий в некие прегрешения, самостоятельно не может избавиться от того или иного греха, сколько бы раз не собирался изменить свою жизнь. Диавол каждый раз находит способ подтолкнуть человека к греху. Единственным способом вырваться из власти греха является Таинство покаяния, которое возвращает человеку милость Божию и Его помощь. Диавол, видя кающегося человека, теряет над ним свою власть и оказывается посрамленным. Именно поэтому сатана всячески пытается помешать человеку прийти к покаянию, воздвигая на его пути множество препятствий и отговорок. Так, многие люди считают, что им каяться, по сути, и не в чем, а периодически возникающее чувство вины за совершенные проступки люди рассматривают как нечто ненормальное, стараясь поскорее его в себе «заглушить». Кроме этого, нередко человек стремится сваливать вину за совершенные им грехи на окружающую действительность, мол, «жизнь такая, общество такое, а мы как бы и не причем». Еще страшней бывает, когда люди не осознают того, что им придется держать ответ перед Богом за свои дела. Необходимо помнить, что никто из верующих и неверующих не избежит правосудия Божия. Люди, обольщенные диаволом, считают, что еще успеют сходить в церковь, успеют покаяться, но вот проходят годы - и человек умирает без покаяния. Хотя, казалось бы, он обещался Христу в таинстве крещения, не отвергал покаяние, как таковое, осознавал, что должен дать Богу ответ за каждое свое дело и помышление, но по научению сатаны все откладывал. Святые Отцы говорят, что в любом грехе, даже совершенном невольно, есть вина человека. Человек всегда имеет возможность избежать греха, но пренебрегает ей. Каждый грех - преступление перед Богом. Но Господь милостив и ждет, что каждый грешник вновь обратится к Нему, покается и приложит все силы для исправления своего жизненного пути.

Покаяние необходимо для примирения с Господом

Чтобы примирить грешника с Богом, наставить его на путь добродетельной жизни, облегчить его душу, отягченную грехами, Церковь издревле содержит таинство покаяния. Это таинство помогает человеку вырваться из греховного плена и приблизиться к Богу. Регулярное покаяние помогает христианину проводить свою жизнь в согласии с волей Господа и своей совестью. Приход каждого человека на исповедь должен быть осознанным. Изложение Чина исповеди с древности содержало разного рода поучения и наставления, которые обращены к кающимся. Эти поучения должны помочь христианину осознать свои грехи, раскаяться в них и приняться за исправление своей духовной жизни. Человек должен регулярно участвовать в Таинстве покаяния. Фактически участие в Таинстве исповеди является подтверждением принадлежности человека к Христовой Церкви. Тот, кто не участвует в Таинстве покаяния, можно сказать, исключает себя из Церкви Божией. По христианскому обычаю, исповедники приходят на покаяние четыре раза в год: в Рождественский, Великий, Петров и Успенский посты. Участие в Таинстве исповеди должно быть хотя бы ежегодным. Во всяком случае возможность прийти на исповедь не должна быть упущена в Великий пост.

При серьезных затрудняющих обстоятельствах считается простительным не бывать на исповеди до трех лет. Благочестивая жизнь, духовные труды становятся малополезными в том случае, если человек подолгу не исповедуется, а уже тем более, если никогда не бывал на исповеди.

Покаяние врачует грех

Чтобы покаяние имело пользу, необходимо осознать, насколько тяжки и многочисленны наши грехи. Также нужно понять, что является причиной греха. Любой поступок - следствие неких внутренних причин. Подчас внутренние причины греха - греховные страсти, которые человек не видит, не осознает и которые как раз и приводят его к грехам. Все множество грехов может быть сведено к перечню греховных страстей, таких как: гордость, блуд, сребролюбие, чревоугодие, гнев, ненависть, уныние. Нужно различать грехи и греховные страсти. Как поясняет авва Дорофей :

Ибо одно суть страсти и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, ненависть и тому подобное. Грехи же суть - сами действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т. е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти (ибо иногда можно иметь страсти, но не действовать по ним).

Так, воровство происходит от сребролюбия, леность и пьянство - от чревоугодия, убийство и всякая жестокость - от ненависти или гнева и т.д. У каждой страсти есть противоположность - добродетель, которой и врачуется страсть. Например, гордость врачуется смиренномудрием и самоуничижением, гнев - кротостью и милосердием, сребролюбие - милосердием и милостыней, малодушие - терпением, тщеславие - самоуничижением и т.д.

Святые Отцы проповедовали покаяние

Для того, что лучше находить в себе духовные пороки и исправлять их, необходимо чаще обращаться к Священному Писанию. Именно чтение духовной литературы позволяет увидеть свои дурные помыслы, оценить себя с высоты Божественной истины. Святители Иоанн Златоуст (ок. 347-407 гг.) и Кирил Александрийский (376-444 гг.), преподобные Макарий Египетский (ок. 300-391 гг.), авва Дорофей (505-565 или 620 гг.), Иоанн Лествичник (525-595 (605) или 579-649 гг.) и многие, многие другие святые отцы оставили нам в назидание множество душеспасительных поучений.

Святые Отцы советуют всегда хранить память о своей смерти и будущем суде Божиим, иметь страх Божий в своей душе, стараться посещать храм, творить молитвенное правило дома, непрестанно иметь в душе молитву, ощущать присутствие Господа всегда, быть внимательным к самому себе и своим поступкам, уделять время на чтение душеполезных книг, иметь духовного отца и регулярно приходить на исповедь, избегать общества безнравственных людей, постоянно трудиться, не позволять себе чрезмерный отдых, учиться любви Божией.

Период Великого поста отличается особым покаянным настроем, цель которого принесение истинного плода своей веры - изменение жизни согласно Божиим заповедям. Именно об этом хочется поговорить сегодня.

Священник становится ближе

Лично для меня таинство Покаяния отличается от всех остальных тем, что священник становится ближе к своему прихожанину. Ему, благодаря высокой ответственности своего служения, дозволяется заглядывать в души членов общины. В этой чести есть свои несомненные плюсы, а также и минусы.

Священнослужитель становится соучастником внутренней духовной жизни прихожан, где есть место всему - и росту и падениям. Здесь он может помочь человеку или же навредить. Стать настоящим заботливым отцом своей пастве или же превратиться в бездушную машину по отпусканию грехов. Занять позицию непримиримой строгости или смотреть на пришедшего с точки зрения снисходительности.

Именно по этой причине после своей священнической хиротонии я старался как можно дольше уклоняться от этого таинства. Ведь по сути, молодой батюшка вдруг оказывается в положении хирурга перед первой операцией со всеми вытекающими последствиями в виде занесения заразы и забытых инструментов. И не зря мне на ум пришел этот образ, поскольку в чине исповедания священник читает такие слова: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши».

Батюшка на «передержке»

По этой причине считаю, что нужно позаимствовать опыт греческого православия, где есть практика назначать для совершения этого таинства священнослужителей из числа опытных пастырей. Более того, таковым выдается специальное свидетельство от правящего архиерея.

Отдаю себе отчет в том, что в Русской Церкви на небольших приходах, где священник сам читает, сам поет, сам кадило подает - этого сложно достичь. Но пройти минимум на епархиальных мастер-классах от маститых духовников - думаю, будет важным вкладом в борьбе с младостарчеством. Да, и к тому же, отправлять молоденьких отцов на приход сразу после хиротонии - это непозволительная роскошь.

А на крупных приходах, в соборах и монастырях и вовсе можно добиться и того, чтобы священники сразу после хиротонии не «обжигали» своей ревностью не по разуму бедных прихожан. Юному батюшке можно было бы дать «настояться» до совершения чина Покаяния хотя бы год-другой. А епархиальный или монастырский духовник после собеседования с прошедшим «передержку» благословлял бы исповедовать.

Свидетель с полномочиями

В первую очередь сразу хочется сказать о том, что на личном опыте убедился, что это таинство не стоит совершать на бегу, а только после необходимого чтения положенных чином молитв. Причем, исключение могут составлять только служащие литургию пастыри, которые выходят на подмогу своим требным собратьям.

Причем, лучше священнослужителю читать этот чин вслух перед готовящимися к исповеди. Во-первых, это настраивает на нужный лад кающихся. Во-вторых, молитвенное призывание Бога в помощники ставит все на свои места в догматическом сознании батюшки, который получает лишнее напоминание того, что таинство совершает (или не совершает) Сам Бог, а он лишь поставлен в свидетели с полномочиями «вязать и решить» (Мф. 18, 18).

Исповедь в архив

Из своей практики могу сказать, что существует определенные категории кающихся, к которым необходим разный подход. Иначе начнутся процессы по формализации исповеди. В этой связи, скажу честно, мне больше нравится официальное церковное название таинства - Покаяния. Оно отражает тот самый процесс метанойи, что с греческого переводится как изменение ума, образа мышления, а значит и всей жизни.

Считаю, что синоним таинства - «исповедь», которая есть калька греческого слова «эксомологизи», является лингвистически неточным и неполным. Но почему-то вошло в русские священнические требники. Дословно оно переводится как признание. В Священном Писании его словоформа употребляется в значении либо признания в любви, либо ветхозаветного осознания своей вины, озвучивание грехов.

А в русском языке это слово и вовсе отсылает нас к литературной форме излития своей печали. И нередко я сталкивался с тем, что люди воспринимали исповедь именно как повествование о своей греховной жизни. Да, это говорит об осознании человеком его поврежденности, но, к сожалению, совсем не подразумевает работы по исправлению этого. Поэтому я бы предложил отложить «исповедь» в архив архаизмов, оставив прекрасное и понятное «Покаяние». Для того, чтобы подтвердить серьезность намерений - постараюсь больше не употреблять слово «исповедь» и её производные. Причем, не только в этой статье, но и в жизни.

Поэтому уверен, что необходимо людей, которые делают начальные шаги в Церкви, кратко ввести в курс дела. Я бы отнес таковых к первой категории. Вот им бы и объяснить с первого таинства, что грехи - это кирпичи для забора, которыми они отгораживаются от Бога и обособляются от Его Церкви, а таинство Покаяния - демонтирует эту греховную стену, снова присоединяя потерявшегося в грехах христианина к Церкви.

Обычно я бегло посвящаю их в примерный перечень грехов, которые есть абсолютно у каждого человека. Даже у тех, кто «не убил, не украл». Это повседневный набор: осуждение, ложь, обида, гнев, зависть. Женщин деликатно спрашиваю о том, не совершали ли они аборты, что, к сожалению, является очень распространенным явлением. Мужчин о супружеских изменах, которые разрушают семью. У тех и других всегда аккуратно интересуюсь - состоят ли они в браке или предпочитают «гражданское» сожительство, что является блудом.

Снисхождение-трансформер

В отдельную категорию я бы выделил таких верующих, которые по каким-то причинам живут в формате незарегистрированных союзов. А их, по моим подсчетам, в Церкви немало. Соборный документ «Об участии верных в Евхаристии», принятый Архиерейским совещанием в 2015 году, делает в качестве церковной икономии исключение для тех супругов, которые осознают такое сожительство грехом и стремятся к законному браку.

Но, к сожалению, священник, совершающий таинство Покаяния стоит перед дилеммой, когда человек месяцами не решает эту каноническую проблему - и просится на Причастие, хотя каждый раз ему батюшка грозит пальчиком. На мой субъективный взгляд, в этом случае снисхождение грозится трансформироваться в попустительство, за которым маячит полное обесценивание сути таинств.

Вот здесь-то и стоит применять имеющуюся у священников дисциплинарную власть. Знаю, что есть у опытных духовников практика не разрешать таковым подходить к Чаше на небольшие сроки (1-3 мес.). Другой вопрос, какой степени воцерковленности должен быть этот человек, на которого накладывается такое прещение, сколько раз он может причаститься до епитимьи, и на какой срок отлучать от Евхаристии? Здесь вот разрозненную практику привести бы к единому знаменателю.

Уровень: воцерковленный

В третью категорию хотелось бы отнести кающихся, которые сравнительно продолжительное время посещают церковные богослужения и участвуют в таинствах. Здесь у Покаяния все шансы формализоваться и стать внешним проявлением религиозности человека, а не внутренней работой. Считаю, что в дело по выхолащиванию внутреннего содержания рассматриваемого таинства вносят свою лепту, так называемые, формальные приступки и окончания.

Другими словами, воцерковленному человеку пора избавляться от «костылей», начинающихся церковнославянским: «Исповедаю аз многогрешный (имя) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче…», и заканчивающихся: «… ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь».

Во-первых, человек читает это без особой искренности будто в качестве присущего ритуалу танца с бубном. Во-вторых, отнимает драгоценное время у других кающихся, стоящих за ним. Доходило до смешного, когда человек коверкал слова, не понимая истинный смысл церковнославянизмов.

Растерзанное рукописание

Хотелось бы особо коснуться традиции записывания грехов на листок бумаги, и связанным с нею околоцерковных поверьях. Нет, дело-то хорошее. Человек может от волнения перед Крестом и Евангелием все забыть, да и враг рода человеческого не дремлет. К тому же, это очень согласуется с советом святых отцов - оплакать грех до таинства Покаяния, что человек может проделать во время письменного фиксирования своих согрешений. Но ни в какие ворота не лезут тут машинописные перечни, еще пахнущие принтерной краской.

И не потому что священнослужитель противник современных технологий. Просто нередко список грехов целиком копируют с православных сайтов, не поработав над своими проступками. Иной раз у человека спрашиваешь - что означает вот этот озвученный вами грех, а он даже не знает, что это за чудо-юдо. Более того, продвинутые пользователи даже сохраняют греховные списки на рабочем столе компьютера до следующего раза. Разумеется, о редакторской правке согрешений речи не идет.

Лично я не могу приветствовать порочный обычай требовать от священника, совершившего Покаяние, разорвать листок с грехами. Причем, знаю, что некоторые батюшки послушно рвут. А на меня даже немного обижались, когда я наотрез отказывался это делать. Считаю, что не стоит подкидывать дров в огонь околоцерковных суеверий, граничащих с откровенным язычеством. Получается, что разрешительной молитвы уже недостаточно. Причем, этот «обряд» не соответствует и догматическому строю таинства, потому что именно Христос на Кресте растерзал рукописание наших грехов, а не важный батюшка в красивой епитрахили.

Сеанс психоанализа

К тому же, у категории особо воцерковленных кающихся есть другая не менее важная проблема, когда человек приходит не в грехах каяться, а на сеанс психоанализа. Это тоже опасная практика, которая способствует все той же формализации Покаяния. То есть человек не просто обнаруживает свою греховность, и даже не ищет пути избавления от пагубных страстей, а желает досконально разобраться в тех или иных движениях своей души на фоне определенных житейских ситуаций.

На мой взгляд, нужно отличать таинство от беседы со священником за жизнь или от откровения помыслов духовнику. То есть к Покаянию человек приносит уже оплаканные грехи, которые человек нашел у себя, раскаялся и горячо желает исцеления от них. Духовную аналитику нужно вынести во внебогослужебное время.

В этой связи хотелось бы напомнить дельный совет святителя Игнатия Брянчанинова: «Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сору, а все в кучу да и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи духовнику да и только, а в рассматривание их не входи».

Частота Покаяния

Сегодня все больше верующих приходят к желанию частого причащения святых Христовых Таин. В храме, где я служу становится все больше причастников, которые приступают к евхаристической Чаше раз в неделю. В этой ситуации, таинство Покаяния превращается в «билет» ко Причастию, что совершенно недопустимо. Поскольку эта два отдельных полноценных таинства. А все потому, что человек начинает буквально высасывать из пальца согрешения, доводя таинство до абсурда.

Кстати, подобная проблема присуща и детям школьного возраста, которых родители стараются почаще причащать. Стал замечать, что такие юные причастники перечисляют набор одних и тех же грехов, причем, делают это таким же тоном, каким читают в школе стихи, выученные наизусть. Лично я советую в таких случаях каяться в таинстве не чаще одного раза в месяц, чтобы те совсем не потеряли вкус к настоящему Покаянию.

В общем, уверен, что мы, церковные люди, должны сделать все возможное, чтобы это таинство, которое в православной традиции зовется вторым Крещением - не утратило своего значения в сознании современников.

священник Святослав Шевченко

Православное догматическое богословие о Таинстве Покаяния: установление и значение Покаяния, епитимии и т.д.

***

Таинство Покаяния есть благодатное священнодействие, в коем, после принесения верующим раскаяния в грехах, дается отпущение грехов милостью Божией через посредство пастыря Церкви, согласно обетованию Спасителя.

В таинстве покаяния врачуются духовные болезни человека, снимается нечистота души, и христианин, получив разрешение грехов, снова становится невинным и освященным, каким он вышел из вод крещения. Поэтому таинство покаяния называется "духовной врачебницей." Грехи, влекущие человека вниз, притупляющие его ум, сердце и совесть, ослепляющие его духовный взор и ослабляющие его христианскую волю - уничтожаются, и восстанавливается вновь его живая связь с Церковью и с Господом Богом. Облегченный от бремени грехов человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути.

Таинство покаяния состоит из двух основных действий: 1) исповедание перед пастырем Церкви своих грехов человеком приходящим к таинству и 2) молитвенного прощения и разрешения их, произносимого священнослужителем.

Таинство это называется также таинством исповеди, (хотя исповедание это только первая часть его) что указывает на важность искреннего раскрытия своей души и выявления своих грехов.

Исповедание - т.е. произнесение вслух - есть выражение внутреннего покаяния, его результат, показатель. Что же такое покаяние? Покаяние есть не только сознание своей греховности или простое признание себя недостойным; даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях, и не только раскаяние (хотя все эти моменты должны входить в покаяние), - но оно есть еще и воля к исправлению, желание и твердое намерение, решимость бороться с дурными склонностями. Это состояние души соединяется с прошением помощи Божией для борьбы со своими дурными наклонностями. Такое сердечное и искреннее покаяние нужно для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило благодатное врачевство, не допускающее, чтобы душа снова погрузилась в грязь греха.

Само называние вслух своих духовных болезней и падений перед духовником - исповедание грехов - имеет то значение, что в нем преодолеваются а) гордыня, этот главный источник грехов, и б) уныние безнадежности своего исправления и спасения. Выявление греха приближает уже к извержению его из себя.

Приступающий к таинству покаяния готовит себя к нему Говеньем, т.е. молитвенным подвигом, постом и углублением в самого себя, с целью раскрыть и сознать свою греховность.

***

Таинство Покаяния:

  • Таинство покаяния - протоиерей Михаил Помазанский
  • В помощь кающемуся - святитель Игнатий Брянчанинов
  • Опыт построения исповеди по десяти заповедям - архимандрит Иоанн Крестьянкин
  • Тайна благочестия . Должна ли исповедь быть частью этой подготовки, то есть обязательно предшествовать Причащению? Нужно ли мирянам каяться в помыслах? Лучше исповедоваться регулярно или ждать особого покаянного чувства? - отвечает митрополит Саратовский Лонгин
  • Как подготовиться к первой исповеди? - протоиерей Андрей Дудченко
  • Перед исповедью - протоиерей Александр Авдюгин
  • Детская исповедь: не навреди! - протоиерей Максим Козлов
  • О детской исповеди
  • Как подготовиться к исповеди? - епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
  • Протоиерей Геннадий Фаст об исповеди, цинизме и расцерковлении - протоиерей Геннадий Фаст
  • Берет ли священник грехи кающегося на себя? (ответ на вопрос) - Максим Степаненко
  • Священник, старец, духовник.. . - иерей Михаил Немнонов
  • Поскорее омыть скверну греха - протоиерей Алексий Уминский
  • Исповедь освобождает человека - Паисий Святогорец
  • Каяться нужно – в прошедшем времени - игумен Нектарий Морозов
  • Исповедь внутреннего человека, или в чем каяться, когда кажется, что нет грехов - Православие и Мир
  • Чтобы простил самый главный Врач или Как не надо исповедоваться - иерей Роман Матюков
  • Покаяние, Исповедь, Духовное руководство - протоиерей Владимир Воробьев
  • Возвращение: покаяние и исповедь - архимандрит Нектарий Антонопулос
  • Таинство покаяния и "общая исповедь" - митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий Чуков
  • Сколько раз нужно каяться? - игумен Маркелл Павук

***

Навстречу кающемуся христианину идет милость Божия, свидетельствующая устами пастыря-духовника, что Небесный Отец не отвергает идущего к Нему, как не отверг блудного сына и кающегося мытаря. Свидетельство это заключается в словах особой молитвы и особых разрешительных словах, произносимых священнослужителем.

Установление таинства. Таинство покаяния Господь установил по Своем воскресении, когда явившись ученикам собранным вместе, кроме одного Фомы, торжественно сказал им: мир вам... и, сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святого: Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:21-23). Кроме того, Христос Спаситель еще прежде двукратно изрек обетование об этом таинстве. Именно, в первый раз сказал апостолу Петру, когда Петр исповедал Его от лица всех апостолов Сыном Божиим: И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:19); в другой раз засвидетельствовал всем апостолам (Мф. 18:17-18).

Священнослужители являются только видимыми орудиями при совершении таинства, которое невидимо совершает через них Сам Бог. Св. Иоанн Златоуст, имея в виду божественное установление власти пастырей Церкви, решить и вязать, говорит: "Священники определяют долу (внизу), Бог утверждает горе (наверху), и Владыка согласуется со мнением Своих рабов." Священник является здесь орудием милости Божией и отпускает грехи не от себя, но во имя Святой Троицы.

Невидимые действия благодати в таинстве покаяния по своей обширности и могуществу простираются на все беззакония человеческие, и нет греха, который бы не мог быть прощен людям, если только они искренно в нем покаются и исповедают его с живой верой в Господа Иисуса и надеждой на Его милость. "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9:13), говорил Спаситель, и как не велико было грехопадение ап. Петра, простил его, когда он истинно покаялся. Известно, что ап. Петр призывал к покаянию даже тех иудеев, которые распяли истинного Мессию (Деян. 2:28), и потом призывал Симона волхва, родоначальника всех еретиков (Деян. 8:22); ап. Павел разрешил покаявшегося кровосмесителя, подвергнув его предварительному временному отлучению (2 Кор. 2:7).

С другой стороны, необходимо помнить, что отпущение грехов в таинстве есть акт милосердия, но не неосмысленной жалости. Он дан для духовной пользы человека, "на созидание, а не на разорение" (2 Кор. 10:8). Это налагает великую ответственность на совершителя таинства.

Священное Писание говорит о тех случаях или условиях, когда не прощаются грехи. В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31-32). Также говорится о "грехе смертном," о прощении которого не заповедано даже молиться (1 Ин. 5:16). Наконец ап. Павел наставляет, что невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6:4-6).

Во всех этих случаях причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: "Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено" (Беседы на еван. Мф.). И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных: "Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близь Господь сокрушенным сердцем (Пс. 33)."

Позволение и даже прямое требование повторять покаяние ясно из слов Евангелия: На небесах более радости будет об одном грешнике кающимся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7). В откровении ап. Иоанна Богослова читаем: Ангелу Ефеской церкви напиши... Иду к тебе скоро и сдвину с места светильник твой, если не покаешься (Ап. 2:1-5).

Епитимии. Под именем епитимий разумеются запрещения или наказания (2 Кор. 2:6), которые, по правилам церковным, священнослужитель, как духовный врач, определяет некоторым из кающихся христиан для уврачевания их нравственных болезней. Таковы напр., особенный пост сверх положенного для всех, покаянные молитвы с определенным числом поклонов и др. Основной вид епитимии, бывший в практике древней Церкви, - отлучение от причастия св. Таин на большее или меньшее время.

В древней Церкви существовал чин общественного покаяния для "падших" - не устоявших в вере во время гонений. По этому чину кающиеся разделялись на четыре класса: а) "плачущих," которые не имели права присутствовать при общественном богослужении и, распростершись на церковной паперти, с плачем просили входивших в храм молиться о них; б) "слушающих," которым дозволялось находиться в притворе храма вплоть до окончания литургии оглашенных; в) "коленопреклоненных," входивших в самый храм, но также не участвовавших в литургии верных: - после литургии они на коленях получали благословение пастыря; и г) класс "вместе стоящих," которые стояли вместе с верными в продолжении литургии, но не могли причащаться Святых Таин.

Епитимии назначаются не всем, а только некоторым кающимся христианам: именно, тем, кто по тяжести ли и качеству грехов их, или по характеру покаяния, нуждаются в этих духовных врачеваниях. Такого рода запрещения наложил ап. Павел на появившегося среди Коринфских христиан кровосмесника, когда ради его уврачевания повелел отлучить его от Церкви и общения с верующими и предать такового сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен (1 Кор. 5:1-50, - и потом по его искреннем сокрушении заповедал вновь принять его в церковное общение (2 Кор. 2:6-8).

Епитимии имеют характер наказаний, но не в собственном смысле и не ради "удовлетворения за грехи," как учат римские богословы; это действия исправительные, врачебные, педагогические. Их цель - углубить печаль о соделанных грехах и поддержать решение воли к исправлению. Апостол говорит: Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7:10). Правила св. Соборов и св. Отцов подтверждают, что в древности епитимии считались средством духовного врачевства; что древние пастыри, налагая их на грешников, не о том заботились чтобы справедливо наказать по мере преступлений каждого для удовлетворения правде Божией, но они имели в виду благотворное влияние этих наказаний на грешника. Поэтому они, по мере надобности, сокращали время запрещения или даже совсем снимали его. Правило 6-го вселенского собора говорит: "Принявшие от Бога власть вязать и решить должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению и так употреблять приличное недугу врачевание, чтобы соблюдать меру и не утратить спасения недугующего. Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен и производит многие виды вреда, из которых зло обильно разливается и далее распространяется, доколе не будет остановлено силой врачующего."

Отсюда видна неприемлемость взгляда римо-католиков на епитимии, исходящего из юридических понятий, по которому: а) всякий грех или их сумма, должен иметь церковное наказание. Помимо того, что бывают естественные возмездия за грех, как болезни, когда человек сам видит Божие наказание за грехи; б) это наказание может быть снято "индульгенцией," выдаваемой даже вперед, например по случаю юбилейных торжеств; в) Римский епископ (папа), давая индульгенции, вменяет "заслуги святых" лицам, подлежащим епитимии, изымая их из так называемой "сокровищницы добрых дел."

Если у некоторых учителей западной древней Церкви епитимии назывались удовлетворениями, то это было в нравственном и воспитательном смысле, а не в качестве юридического оправдания.

От таинства исповеди нужно отличать нравственное духовничество, издревле широко применявшееся и сейчас тоже, особенно среди иночествующих. Его нередко несут лица без священного сана, когда на них лежит долг руководства своими духовными детьми. Дело в том, что исповедание своих мыслей и поступков перед духовным руководителем имеет огромное психологическое значение, в смысле нравственного воспитания для исправления дурных склонностей и привычек, преодоления сомнений и колебаний и пр. Но такое духовничество не имеет значения таинства или благодатного священнодействия.

Михаил Помазанский, протопресвитер

Догматическое богословие. – Клин:

Фонд "Христианская жизнь", 2001

Выбор редакции
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...

ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...

Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...