Художники предсказывающие будущее в своих картинах. Предсказания в искусстве — Гипермаркет знаний


Отправлено 20 ноября 2013

Сегодня вам выпадает редкий случай перенестись на много лет назад. Вы увидите, как человечество представляло себе 21 век задолго до появления компьютеров, сотовых телефонов и даже электричества.

Кино и телевидение: без шансов на успех

В конце 1925 года Сэм Уорнер (один из четырех братьев-основателей концерна Warner Bros. Entertainment) приобрел собственную вещательную радиостанцию. Вдохновленный ее работой, он предложил своему брату Гарри использовать записанный голос и в кино, синхронизируя аудио с движениями актеров на экране. На то время кино уже не было полностью немым, но в фильмах использовалось лишь несинхронизированное звуковое сопровождение.

На предложение брата Гарри Уорнер выдал потрясающую фразу: "Да кого, черт возьми, вообще волнует, о чем там говорят актеры?". Всего спустя два года Warner Bros. представила The Jazz Singer - первый фильм, в котором зрители могли услышать голоса актеров.

Однако, к сожалению, сами братья пропустили его премьеру из-за смерти Сэма. Того самого, кто первый подал идею сделать такой фильм.

В перспективы телевидения почему-то тоже верили не все. Так один из руководителей студии 20th Century Fox Дэррил Занук (Darryl Zanuck) в 1946 году сказал: "Телевидение не сможет продержаться на рынке более полугода. Народу просто надоест пялиться на фанерный ящик каждую ночь".

Кстати, на то время телевидение уже вот-вот должно было стать массовым явлением. Например, в нашей стране московский телецентр на Шаболовке с 1 марта 1939 года транслировал регулярные передачи по два часа четыре раза в неделю.

Как художники прошлого видели будущее

Артур Радебо: будущее ближе, чем мы думаем

Многие художники прошлого века, вдохновленные стремительным (как тогда казалось) развитием науки и техники, старались своими работами доказать всем остальным, что “будущее ближе, чем мы думаем”. Именно такое название художник Артур Радебо (Arthur Radebaugh) дал серии рисункам, которые были опубликованы в период с 1958 по 1962 год.

Рисунки-комиксы содержали много интересных идей и концептов. Например, Артур предполагал, что в будущем появятся полностью автоматизированные сельскохозяйственные угодья, на которых растения будут выращиваться под управлением многочисленных датчиков, систем полива и т.д.

Некоторые из футуристических предсказаний были сделаны художником не на пустом месте. Так, например, на одном из рисунков автор показывает, что в будущем автомобили можно будет перекрашивать за считанные минуты с помощью электромагнитных пистолетов. Такая возможность должна была появиться благодаря новым материалам, которые предполагалось использовать при конструировании новых автомобилей.

И это не совсем фантазии. О похожих перспективах в то время упоминал Д.С. Хардер (D.S. Harder), вице-президент компании Ford. Он намекал, что в скором времени могут появиться автомобили, которые будут устойчивы к загрязнению, а также будут обладать другими удивительными свойствами, например, сами смогут очищаться от пыли.

Почтальоны будущего должны быть оснащены реактивными ранцами. Подобное устройство, как показало время, не только трудно реализуемое, но еще и совершенно непрактично. Немногочисленные экземпляры таких ранцев были слишком шумные, требовали огромного количества топлива и, к тому же, представляли реальную угрозу для “летуна”, поскольку управлять ими было очень сложно.

В будущем, по мнению художника, автомобиль станет главным способом перемещения для обычного человека. Поэтому для удобства было бы целесообразно построить что-то вроде магазинов для авто. Работают они, примерно, по принципу Макдрайва - водитель подъезжает на специальную стоянку и делает заказ продуктовых товаров, которые по ходу движения вдоль “прилавков” загружаются покупателю в багажник. Скорее всего, Arthur Radebaugh не подозревал, насколько бесперспективной будет подобный проект в условиях поголовной “автомобилизации”. Достаточно всего полтора десятка автомобилей, чтобы на такой точке продажи образовалась “пробка”.

Что касается медицины, то тут Артур практически угадал. Если закрыть глаза на технические подробности и оставить только суть предсказания, то можно сказать, что художник практически предвидел в своем комиксе лазерную терапию, благодаря которой стали возможны очень сложные операции, без крови и осложнений.

Учебные заведения будущего должны быть переполнены желающими получить знания. Вот тут художник проявляет оптимизм. По его мнению, а вернее, согласно прогнозам ученых, чьи идеи он воплощал в рисунки, в будущем будут активно использоваться дистанционные формы обучения. Давать и проверять задания студентам должны автоматизированные системы.

Следующий концепт особенно интересен, поскольку он напрямую затрагивает нас с вами. Художник высказывал предположение, что Аляска и Россия будут соединены между собой прямой магистралью, которая пройдет по туннелю по дну Берингового пролива. Очень жаль, что с тех пор идеи по поводу постройки такого туннеля так и не были воплощены в реальность.

Также художник предсказывал в своих рисунках транспорт, управляемый роботами, больницы в космосе, вращающиеся здания. А еще он уверенно заявлял о том, что в скором времени появится устройство, с помощью которого можно будет записать любые телевизионные передачи, а затем просмотреть их в удобное для себя время. Называется это чудо “телевизионный магнитофон”. В будущем читать книги можно будет прямо с потолка, лежа на диване. Система проекторов будет выводить изображение с помощью микрофильмов. Главное - не уснуть от такого удобства.

Мысли на холсте: города будущего в представлении предков

В начале прошлого века многие производители сигарет, кондитерских товаров и прочих вещей нередко вкладывали в упаковку открытку. Красочные картинки могли просто рекламировать сам товар, а еще их собирали коллекционеры. Так, например, один из производителей сигарет того времени без лишней скромности заявлял, что и в 2500 году в городе будущего (судя по всему, в Лондоне) будет стоять фабрика, производящая именно эту марку табака.

В товарах, которые продавались в России, тоже можно было найти подобные карточки. Например, в 1914 году кондитерское «Товарищество Эйнемъ» (позже - фабрика Красный Октябрь) выпустило партию конфет “Москва в будущем”. В коробки с конфетами были вложены особенные открытки - с видами Москвы спустя 200 лет. Эти замечательные работы были выполнены российским художником-баталистом Николаем Николаевичем Каразиным. На оборотной стороне каждой открытки были комментарии.

И что же мы видим в этих открытках-предсказаниях? Москва-река теперь перегружена торговыми судами. В воздухе бипланы и монопланы, у пристани взлетает гидроплан, а товарный дирижабль с надписью “Эйнемъ”, летит в Тулу с запасом шоколада. Есть тут аэросани, кавалерия и полицейский с саблей. Впрочем, кое-что из предсказанного все же сбылось: посмотрите, например, на поезда метрополитена и дорожные «пробки».

О том, как должен был выглядеть Нью-Йорк будущего, можно узнать, например, из работ художника Ричард Раммель (Richard Rummel). В 1910 году он нарисовал футуристические иллюстрации города небоскребов, которые впоследствии использовались для дизайна открыток.

Американский политический журнал Harper"s Weekly (A Journal of Civilization) издавался в Нью Йорке с 1857 года. В его штате значился талантливый карикатурист с немецкими корнями Томас Наст. В его задачи входило создание шаржей на политиков и всяческое высмеивание аппарата власти. Что-то вроде таких рисунков.

Однако в творчестве этого карикатуриста есть интересный эпизод. В 1881 году он попытался изобразить, каким будет Нью Йорк спустя много лет. Художник 19 века тоже не сомневался, что расти этот город будет не только вширь, но и вверх.

Франция 100 лет спустя: прогнозы художников

Человек всегда мечтал покорить воздух. Это было едва ли не первым его желанием, когда он осознал, что может своими руками делать прогресс. Он постоянно пробовал, экспериментировал, терпел неудачи и тем не менее, не терял оптимизма. Человек верил в то, что покорение воздушной стихии - вопрос времени. И уж конечно, в будущем все будут летать. Это убеждение очень хорошо прослеживается в работах французских художников-карикатуристов конца девятнадцатого - начала двадцатого века.

Летают все. Пожарники в костюме Бэтмэна тушат пожар, а неверная жена отвлекает мужа, пока ее любовник, словно Карлсон с пропеллером на спине, улетает в распахнутое окно.

Многие из футуристичных иллюстраций конца 19 века года принадлежат художнику по имени Жан-Марк Коте (Jean-Marc Côté). Возможно, про творчество этого человека никто бы никогда и не узнал, если бы Айзек Азимов в 1985 году совершенно случайно не наткнулся на большой комплект из 50 открыток с серией работ EN L’AN 2000 французского художника.

Знаменитый фантаст, не задумываясь, приобрел их, а спустя год выпустил целую книгу Futuredays: A Nineteenth Century Vision of the Year 2000. В ней Азимов анализирует каждый рисунок и рассуждает о том, почему те или иные сюжеты могли прийти на ум человеку из другой эпохи.

У Азимова достаточно и своих предсказаний будущего, но когда талантливый футоролог проводит собственное расследование артефактов прошлого - это чертовски интересно.

Так, например, Жан-Марк на одной из своих работ показывает настоящий бомбардировщик, а на другой - бронированные автомобили для сражений. На открытках есть роботы с дистанционным управлением, субмарины и много-много других самых разных идей.

Многие из сюжетов картин показаны в стихиях, ранее недоступных человеку. Под водой люди играют в крокет, запряженный китом автобус везет пассажиров по дну океана, а над водной гладью идут воздушные баталии.

Взгляд на космос из прошлого

Почти все футуристические прогнозы теперь выглядят наивно и вызывают лишь удивление - как можно было даже просто подумать, что такое возможно? У людей того времени не было багажа знаний, который есть у нас. Им приходилось додумывать, импровизировать и мыслить теми образами, которые их окружают. Быть может, поэтому их воссозданное будущее часто было похоже на их собственный мир, в котором люди носят те же прически и цилиндры, а на самых сложных машинах все равно есть выхлопная труба.

Даже если за создание картин будущего брались очень основательно, результат все равно был тот же. Например, в 1935 году советский зритель увидел потрясающий для того времени фильм “Космический рейс”. Это была история о группе советских ученых, которые путешествуют на Луну. Чтобы сделать этот фильм, проводились консультации с самим Константином Эдуардовичем Циолковским.

Именно поэтому в фильме есть масса мелочей, на которые никто бы в то время не обратил внимание. В фильме показана невесомость, которую испытывают члены команды в космосе, а при прогулке по Луне демонстрируется слабое притяжение. Но при этом сам ракетоплан больше напоминает дирижабль, самое фантастическое летательное средство того времени.

Вряд ли у кого-то есть сегодня сомнения по поводу того, что в скором времени люди полетят на Марс. Как будет выглядеть их первые шаги на Красной планете, скорее всего, мы увидим в режиме прямой трансляции. Когда это произойдет, увиденное на экранах можно будет сравнить с иллюстрацией Джорджа Бэкакса (George Bakacs), сделанной еще в 1964 году к книге Rockets to Explore the Unknown (“Ракеты исследуют неизвестность”).

А может быть, всё как раз логично? Ведь у творческих людей очень развито воображение и образное мышление. Вот к ним и приходят разные видения на пару с крылатым Пегасом. А уж как их трактовать — это уже дело учёных или просто обычных людей. Как бы там ни было, а истории известно как минимум трое художников, которые прославились своими предсказаниями. Причём, эти предсказания реально сбылись!

Альберт Робида

Родился он на юге Франции в 1848 году. Неплохие у него получались ещё в детстве. Подростком начал изображать разные иллюстрации и карикатуры для периодических изданий. Уже в эти годы у него проявилась страсть ещё к двум вещам — путешествиям и литературе. После того как вышла его книга под названием «Двадцатое столетие», начались всевозможные толки. Дело в том, что по мнению критиков писатель слишком замахнулся. В своём труде Альберт описывал то, что ждёт людей в 20 веке до мельчайших подробностей. Кроме того, он снабдил книгу своими собственными иллюстрациями. Например, автор описал чуму в виде СПИДа и чернобыльскую аварию. Кроме того — создание и распространение ядерного оружия, развитие химической науки, создание искусственной пищи. На рисунках он часто изображал такие сказочные на то время конструкции как воздушные корабли, метрополитен, телефоноскоп, фонограф, орудия химической артиллерии, подводные броненосцы и торпеды. Есть и пока несбывшиеся предсказания. Но если сбылось всё вышеописанное, то вполне возможно, что «из-за лихорадочной поспешности жизни XX века люди быстро будут стариться: в 45 лет станут выглядеть как 70-летние. Омоложение будет происходить под особыми колпаками...».
После того как отгремела Первая мировая война, Робида начинает мучать депрессия. Основная причина — его литературные сюжеты начали сбываться. В конце концов, он сжёг все свои дневники и умер в 1926 году в возрасте 78 лет. Целой осталась всего лишь одна записка: «Ум и знания способствуют развитию цинизма, гениальные и технические изобретения используются, чтобы принести вред человечеству».

Леонардо Да Винчи

Это имя по сей день на слуху у всех — будь то , фотографы, математики, поэты или люди других профессий. Конечно, в первую очередь все знают его живопись . И привыкли видеть его личность только в роли великого мастера изобразительного искусства. Но при этом скульптор, учёный, инженер-изобретатель, архитектор, механик, анатом, ботаник — тоже были его профессиями. Что говорить — он действительно был гением. Способности ко всем этим наукам проявились у него очень рано. И его отец всячески способствовал росту образования сына. Доходило до того, что ребёнок своими вопросами по математике ставил в тупик преподавателей. Дальше больше — он также успел изучить музыку и прекрасно играл на лире. Цитаты, ставшие пророческими, в то время, конечно вызывали у многих смех. А вот сейчас улыбка как-то совсем не приходится к месту:

  • Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдалённых стран и друг другу отвечать.

  • Видно будет, как деревья великих лесов Тавра и Синая, Апеннина и Атланта бегут по воздуху с востока на запад, с севера на юг; и они будут нести по воздуху великие множества людей. О, сколько обетов! О, сколько мертвецов! О, сколько расставаний друзей, родных! И сколько будет таких, которые больше не увидят своего края, ни своей родины и которые умрут без погребения, с костями, рассеянными по разным странам света.

  • Те, кто умрёт, будут спустя тысячи лет теми, кто содержит на свой счёт многих живых.

На вопросы «К чему и откуда берутся эти фантазии?» мастер либо отвечал уклончиво и смутно, либо вообще отмалчивался. Таким образом Леонардо предсказал появление многих вещей в будущем. Но люди стали изучать его записи очень поздно и узнали об этом только в 19 веке.


Любое художественно произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к произведению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. Любое художественно произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к произведению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.


Альбрехт Дюрер Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер () создал серию гравюр "Апокалипсис" (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которое действительно через некоторое время потрясли Германию.


Четыре всадника апокалипсиса Самой значительной из этой серии является гравюра "Четыре всадника". Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.




Примера предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины "Герника" П. Пикассо, "Большевик" Б. Кустодиева, "Новая планета" К.Юона и многие другие. Примера предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины "Герника" П. Пикассо, "Большевик" Б. Кустодиева, "Новая планета" К.Юона и многие другие.




"Герники" Пабло Пикассо Причиной создания "Герники" Пабло Пикассо стала бомбардировка города страны баксов - Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион "Кондор", добровольческое подразделение люфтваффе, совершил ночной налет на Гернику. Картина "Герника" П.Пикассо На город было сброшено несколько авиабомб, что послужило причиной разрешительного пожара, в результате которого была уничтожена значительная часть города и пострадало по разным расчетам около человек. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале. В общем эта картина как нельзя лучше передает всю трагичность бессердечия людей.


Большевик. Б. Кустодиев В картине "Большевик" Борис Михайлович Кустодиев () использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышавшемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. Многие События последнего десятилетия XX в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.


Новая планета. К. Юон Новая планета - это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одном из которых и видится Юону "Октябрьская революция".


Вопрос, оставшийся без ответа В музыкальном искусстве примером предвидений может служить пьеса для оркестра "Вопрос, оставшийся без ответа" ("Космический пейзаж") американского композитора Ч. Айвза (). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершились научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.


Аристарх Васильевич Лентулов () Колокольня Ивана Великого


В картинах "Москва" и "Василий Блаженный" невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшие формы и понятия, хаотичное смещение цветов передают калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

Фантастические книги и фильмы могут удивить и дать больше информации о мире будущего, чем реальные научные открытия. Да и сами открытия в наше время редко вызывают общественный шок. Подсознательно мы готовы практически ко всему - нарисованный в сознании облик грядущего лишь получает подтверждение.

В голове есть персональная машина времени, столетиями формируемая искусством. На слуху остаются сбывшиеся прогнозы классиков фантастики, начиная с эпохи Герберта Уэллса. Но фантастическое описание объектов будущего остается игрой с воображением. Художественные приемы литературы позволяют представить даже объекты, под которыми автор, быть может, имел ввиду совсем иное - опыт современного человека подскажет недостающие фрагменты.

Художники оказываются в наименее выгодном положении. Им нужно максимально точно проиллюстрировать фантастическую идею, иначе магия предсказания не сработает. Картина намертво фиксирует труд воображения. Тем интереснее узнать, какие полотна не играют со зрителем в «угадайку», а визуально правильно отражают грядущее.

Давайте посмотрим на самые удивительные работы, предсказывающие будущее с поразительной точностью.

Реальный футуризм


Не все картины, которые сейчас выглядят как чистый ретрофутуризм, являются выдумкой. Ракетоподобный автомобиль, изображенный выше, действительно существовал. Это Cadillac Cyclone 1959 года, созданный под началом Харли Эрла, занимавшего тогда пост вице-президента бюро дизайна General Motors. Двухместный Cyclone должен был стать полностью функциональной машиной, предназначенной не только для выставок, но и для настоящих путешествий. В реальности он совершил всего несколько поездок - проект был закрыт из-за высокой стоимости инженерных решений. Чего стоит один только купол, покрытый серебром для защиты от ультрафиолетового излучения - он открывался автоматически вместе с дверьми и мог быть убран автоматикой в багажное отделение.

В дримкаре установили 325-сильный двигатель Cadillac V-8. Плоский 4-х камерный карбюратор работал без воздушного фильтра, чтобы уменьшить высоту кузова, но зато присутствовал фильтрующий воздухозаборник на капоте. Выхлопные газы шли через двойной глушитель, размещенный в моторном отсеке сразу же за двигателем, и выходили через передние крылья перед колесами. Уже тогда в машине был реализован автопилот - регулировалась скорость движения и положение автомобиля на дороге. Автопилот работал благодаря датчикам, определявшим местоположение на дороге с помощью специальной полосы, нанесенной на дорожное покрытие. Предполагалось, что в будущем такое покрытие станет повсеместным и автопилоты будут работать в обязательном порядке во всех машинах.

Кроме того, в двойных носовых обтекателях, установленных вместо фар, имелась система радаров, предупреждающая о препятствии на дороге. На приборной панели зажигался мигающий светодиодный индикатор, на специальном дисплее показывалось расстояние до объекта и длина тормозного пути. В критической ситуации должна была сработать система автоматического торможения. Но до наших дней не дошла информация, была ли эта система реализована. В остальном этот нашпигованный футуристическими инженерными решениями автомобиль сильно опережал своё время и выглядел интереснее, чем любые фантастические постеры.

Ещё один постер, который выглядит как иллюстрация к фантастическому рассказу, и должен, по идее, отражать лишь мысли дизайнера об автомобилях будущего. Но на самом деле мы снова видим совершенно реальный автомобиль, который ездил по дорогам за три года до появления Cadillac Cyclone.

Концепт-кар Firebird II отражал дух эпохи космической гонки. Он выглядел как самолёт, или даже космический корабль, спустившийся с неба на дорогу. В будущем подобные автомобили могли бы стать гибридными: они с легкостью ездили бы по обычным трассам, а при необходимости взлетали бы в воздух и продолжали движение в качестве персональных самолетов.

Кузов был целиком сделан из титана. Firebird II получил газотурбинную силовую установку мощностью 225 л.с. и работал на керосине. Кулер в отсеке рекуперации снижал температуру выхлопа до 538 °C. Здесь также был реализован автопилот и система обнаружения препятствий. Firebird II мог разгоняться до 300 километров в час. Автомобиль также получил одну из первых в мире информационно-развлекательных систем. Она позволяла не только слушать радио и смотреть передачи на крохотном телевизоре в приборной панели, но и выводить на дисплей некоторую информацию о состоянии автомобиля, навигационные данные, подсказки и напоминания.

У General Motors были и другие «космические» концепт-кары, но это уже совсем другая история.

Летающий автомобиль - один из самых часто встречающихся прогнозов относительно будущего транспорта и повсеместная тема в научной фантастике. В прошлом многие футуристы считали, что летающие автомобили появятся уже скоро. Мол, уже в следующие десятилетия индивидуальный транспорт, который избавит мир от пробок, станет доступен каждому. Как мы знаем, даже в 2017 году автомобиль-самолет, который можно купить и поставить в гараж, остается мечтой. Но появилась альтернатива - частый вертолет. Конечно, позволить себе его может не каждый, но это доступная мечта, по многим характеристикам (дальность полета, компактность для хранения и эксплуатации) соответствующая представлениям об идеальном транспорте.

Антиутопия для животных

Белый медведь, лежащий кверху лапами, словно домашний кот, и обезьяна-носильщик… Что здесь вообще происходит?

В 1926 году в газете “Galveston Daily News” поставили крест на разнообразии животного мира. Буквально так и написали: «Постоянно растущая потребность человека в большем пространстве заставит диких зверей присоединиться к уже исчезнувшим видам». В статье предсказывают, что животные больше не будут существовать в дикой природе, и их можно будет найти только в зоопарках, если только они не будут использоваться как скот или домашние/служебные животные.

Статья, до осуществления прогнозов которой мы еще не дожили, утверждает, что крысы и мыши будут полностью истреблены (вместе с комарами и мухами), и что коровы станут такими толстыми, что будут передвигаться медленно, как свиньи.

К счастью, пугающий прогноз не сбылся. С другой стороны, в мире есть тенденции, связанные с воздействием человека на экологию, которые не дают полностью отмахнуться от этого предсказания.

Утопия про пригород и реальность


Сначала посмотрим на типичную ошибку прошлого. Да, во всем, что касается городов, предсказатели ошибались как никогда часто. Практика показала, что города меняются с удивительно медленной скоростью.

Американский архитектор-новатор Фрэнк Райт в начале 1930-х изобразил концепцию Broadacre City - один из первых проектов «экологического города». Никаких машин, шумящей толпы, индустриальных строений - всё очень похоже на жизнь в тихом спокойном пригороде. Пригороды казались утопией для людей, живущих в перенаселённых, задымлённых городах. Райт полагал, что благодаря спокойной жизни в мирных пригородах люди не только живут намного дольше, но и в среднем на один-два дюйма выше благодаря лучшему здоровью. Фактически, пригород был бы настолько выгодным для человечества, что городское жилье полностью ликвидировали, а строительство многоэтажных блочных небоскребов стало бы незаконным.

Но есть и обратные примеры, когда представления об архитектуре городов будущего удивительно точны. На этом кадре из фантастического фильма 1930-х годов визионеры прошлого изобразили Нью-Йорк образца 1980 года. 250-этажные здания, широкие улицы с многополосным движением, многоуровневый трафик - очень близко к современному состоянию города.

Ближе, чем мы думаем

В 1950-е и в начале 1960-х художники создавали идеализированную версию будущего. Иллюстратор Артур Радебо в 1958 году придумал комикс «Ближе, чем мы думаем», в котором показал свое виденье светлой жизни будущих поколений. Начало космической эры привносило нотки оптимизма во годы паранойи и страха перед атомной войной. В работах Радебо не нашлось места для коммунистической угрозы, роботов-убийц и агрессивных инопланетян.


Шоссе, соединяющее Россию и США. Такой проект действительно существовал.


Снегоуборочная машина, прожигающая снег у себя на пути. Чистая фантастика.


Дом, который вращается вслед за Солнцем, чтобы получить больше энергии. Сейчас солнечные батареи справляются с этой задачей эффективнее.

Однако следует заметить, что в определенной степени прогноз сбылся – вместо самого дома в отдельных энергетических решениях вращаются лопасти турбины паровой машины, работающей под воздействием солнечных лучей, в результате чего производится электроэнергия. Паровая машина также способа аккумулировать солнечную энергию: излишками тепла нагревают воду в баках, находящихся под давлением - в таком состоянии нагретая вода не испаряется, а накапливает тепло.


Крытые стадионы, обслуживающие разные мероприятия - здесь попадание в 10 из 10.


Автомобили, движущиеся за счет солнечной энергии. Сейчас таких проектов очень много. В 1982 году изобретатель Ханс Толструп на машине с солнечными батареями “Quiet Achiever” пересёк Австралию с запада на восток со скоростью всего лишь 20 км/ч. В 1996 году победитель IV Международного ралли солнцемобилей проехал 3000 км со скоростью почти 90 км/ч, а на отдельных участках - 135 км/ч.

При всех очевидных успехах солнцемобилей, данный прогноз трудно назвать на 100% сбывшимся. Да, испытатели поставили много мировых рекордов по дальности и скорости перемещений, но такие машины так и остались уделом энтузиастов. При наших текущих технологиях обычный бензиновый двигатель внутреннего сгорания остается более эффективным решением. Солнечные панели не могут обеспечить энергией на нужном уровне обычный автомобиль для будничных поездок. К тому же, в регионах с малым количеством ясных дней, световая энергия остается лишь вспомогательным источником электричества.


Компьютеризированный поезд.

Радебо стал одним из самых известных футуристов-художников. Комикс про будущее он выпускал каждую неделю с 1958 по 1962 год. А еще раньше, в 1940 году, Радебо нарисовал серию рекламных плакатов для компании Bohn Aluminium & Brass Corporation. Изображения с этих плакатов не только остаются одними из самых выразительных образцов футуристической графики своего времени, но и с удивительной точностью показывают мир сегодняшнего дня.

Точное предсказание

Многие работы даже в этой подборке можно назвать верным предсказанием только с оговоркой. Однако среди миллионов картин, комиксов, постеров, иллюстраций, созданных до середины 20 века, нашлись и те, что не вызывают сомнений в своей футуристической достоверности.


Так Артур Радебо изобразил в 1940-е годы океанский лайнер будущего.


Стадион для огромного количества людей.


Футуристический комбайн.


Мотоцикл с аэродинамическим корпусом.


Многоэтажные самолеты.

И ещё несколько десятков аналогичных постеров.

Мир комиксов: темный и реальный футуризм



Высадка на Луну, изображённая в 1929 году.

Не только Радебо рисовал комиксы про будущее. Работы, опубликованные более 80 лет назад, между 1929 и 1939 годами, пугающе точно предсказали жизнь в 21 веке, включая пластическую хирургию, прогулки по Луне, искусственные органы.


Художники предсказывали, что в будущем учёные будут разрабатывать машины, которые читают мысли и проецируют их на экран. Успехи в области нейроинтерфейсов сделали эти фантазии реальностью.


В комиксе 1939 года «Мир без смерти» был показан пациент с искусственным сердцем.


На обложке комикса 1939 года нарисован ученый, клонирующий тело молодой женщины в своей лаборатории.

Французский футуризм


К Парижской международной выставке 1900 года была подготовлена серия иллюстраций En L’An 2000 («Год 2000»). На долгие годы о ней забыли, но в 1986 на рисунки наткнулся писатель Айзек Азимов. Он подготовил знаменитую книгу «Дни будущего: Видение 2000 года людьми XIX века». Теперь полную подборку рисунков можно найти на сайте Wikimedia Commons - некоторые из этих предсказаний можно назвать весьма точными, либо близкими к реальности.

Француз Альбер Робидо (изображение видеотелефона из его книги 1894 года) был и писателем-фантастом, и талантливым художником. В 1880-е он написал трилогию романов про будущее, став родоначальником стимпанка. Часто обычные фразы из его книг можно трактовать как мрачные пророчества, к примеру: «Каким изумительным зрелищем для наших потомков станет живая лошадь - зрелище совершенно новое и полное величайшего интереса для людей, привыкших летать по воздуху!»

Робидо предсказал (а местами и проиллюстрировал) подводные лодки, танки, линкоры, авиацию, видеотелефоны, дистанционное обучение, дистанционные покупки, домофоны, видеодомофоны, видеодиски, видеотеки, телевидение, реалити-шоу, системы видеонаблюдения (включая концепцию Большого Брата), химическое оружие, бактериологическое оружие, противогаз, ядерное оружие, техногенные катастрофы, небоскрёбы, гипсокартон, социальные изменения (эмансипация женщин, массовый туризм, экологические загрязнения), другие вещи и явления.

Многие технологии, которые 50, 100 или 200 лет назад казались прекрасным (или ужасающим) будущим, сейчас воспринимаются как данность.


Статья «Электрический дом будущего» из журнала «Популярная механика» в августе 1939 года рассказывала про жильё, которое по сегодняшним меркам на уровне технологий даже не может соперничать с типичным «умным домом».

Фантастические иллюстрации, созданные такими людьми, как Клаус Бюргле (Klaus Burgle), Курт Рёшль (Kurt Roschl) и десятками других художников, по сей день остаются нереализованной фантастикой. Быть может, причина в том, что прошло ещё слишком мало времени. Облик будущего уже нарисован, а нам осталось лишь реализовать его, по возможности в светлых тонах.

Теги: Добавить метки

Художники всех времен пытались представить будущее в своих картинах и скульптурах. Сегодня мы называем это направление ретрофутуризмом. Мы собрали работы современных художников, которые станут ретрофутуристами уже через пару десятилетий.

Саймон Сталенхаг

Шведского художника Саймон Сталенхага (Simon Stalenhag) с детства зачаровывала красота родных ландшафтов. В юности он писал пейзажи в духе своих любимых художников-соотечественников. Но когда художник повзрослел, в сельскую идиллию его картин вторглись роботы, адронные коллайдеры и гигантские летающие тракторы. Впрочем, люди в этом альтернативном мире живут повседневной жизнью и, кажется, совершенно не удивляются окружающим их диковинам.

«В 1950-х правительство запустило огромный ядерный ускоритель и научно-исследовательскую лабораторию всего в нескольких километрах от Стокгольма. Лаборатория расположена под землей и выпускает большое количество экспериментальных технологий. Вплоть до 70-х все идет отлично, но потом система начинает разрушаться. Начинают происходить плохие вещи. Изображения на моем сайте показывают жизнь людей того мира, и как на нее повлияло фиаско исполинского научного проекта. Никто не знает, чем все это закончится», - рассказывает Саймон о том, что происходит в выдуманном им мире.

Грег Бразертон

Скульптор Грег Бразертон (Greg Brotherton) в своих работах, выполненных из механических деталей, показывает мир угнетения и рабства. Его скульптуры изображают безликих, маленьких людей, прикованных к своему рабочему месту и выполняющих монотонные, бессмысленные действия. В юности Грег зачитывался произведениями Оруэлла и Кафки, которые отвечали его тогдашнему настроению. До сих пор художник смотрит на окружающий мир глазами мрачного подростка, исполненного страхом перед будущим.

Лео Эгиарте

​Художник из Лос-Анджелеса Лео Эгиарте (Leo Eguiarte) превращает старые печатные платы в пессимистичные иллюстрации будущего. Его произведения, выполненные в кислотной цветовой гамме, касаются проблемы фиксации человека на материальных ценностях. Любимые цвета художника — фиолетовый, бирюзовый и изумрудный — присутствуют на всех картинах Эгиарте, формируя в сочетании с геометричностью форм образ синтетического будущего. Серия «Синтетическая мечта» («Synthetic Dream»), обращается к проблеме власти, узурпированной меньшинством, и предлагает зрителю подумать о том, как наши решения и способ взаимодействия с реальностью могут изменить цивилизацию.

Ян Юнлян

Китайский художник Ян Юнлян в цифровых коллажах демонстрирует разрушительное влияние индустриализации на природу. Таким неприветливым и серым будет мир, если человечество продолжит безрассудно перестраивать окружающую среду и засорять планету отходами своей деятельности.

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...