Пешеход на пешеходном переходе правила. Правила движения по пешеходному переходу


При движении по городу водители сталкиваются с десятками дорожных знаков и разметок, так или иначе влияющих на движение. При этом многие из них так же предназначены и для тех, кто двигается без автомобиля. И одним из самых важных (и проблематичных для начинающих) элементов дороги является пешеходный переход, который обеспечивает пешеходам безопасное движение через дорогу.

В этой статье мы расскажем о том, как правильно водителю себя вести перед пешеходным переходом для обеспечения безопасности других участников дорожного движения, а так же ответим на вопрос «Как поступить, если пришлось на переходе остановиться?».

Правила движения перед переходом

Начнем с того, как вообще себя вести при приближении к переходу. И первым рассмотрим нерегулируемые переходы. Тут все просто — согласно водитель обязан пропускать всех пешеходов, желающих перейти дорогу. Но в этом пункте ПДД есть небольшая несостыковка, связанная с определением «Дороги». Самой дорогой называют совокупность участков движения, в число которых попадает и проезжая часть, и тротуар. А определение пешеходного перехода звучит как «Участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов при пересечении дороги». В связи с этим возникает спор «Когда именно пропускать человека? Когда он уже вышел на проезжую часть или если он только собирается перейти дорогу?». Большинство специалистов рекомендуют пропускать пешехода заранее, так как это значительно уменьшает риск столкновения. ГИБДД придерживается той же позиции.

Еще одно важное правило состоит в том, что водитель, если он обратил внимание на то, что другой водитель затормозил или сбавил скорость на переходе, так же должен затормозить. Правило может показаться бесполезным, но на самом деле оно обеспечивает безопасность тех пешеходом, которых при движении по переходу может быть просто не видно.

С регулируемыми перекрестками все на порядок проще — нужно просто следовать указаниям регулирующих знаков. При этом за пешеходами по прежнему сохраняется определенное преимущество, так как водитель не может продолжать движение до тех пор, пока пешеход не закончит движение, совершив переход. Из данного правила существует весьма важное ограничение — водитель обязан пропускать всех слепых пешеходов, которые при движении по переходу подают сигнал тростью.

Что делать при остановке на пешеходном переходе?

Порой случается так, что водитель совершает ошибку и ему приходится остановиться на пешеходном переходе. В этом случае создается проблема — стоять на месте или же двигаться. Если вы остановитесь на пешеходном перекрестке и это будет как — то зафиксировано, то вам грозит штраф в размере 1000 рублей . Если вы поедете вперед то вам грозит так же в размере 800 рублей . Если вы решите вовсе то вам грозит штраф в ту же тысячу , но при этом повторение такого маневра обойдется вам в 5000 (не говоря уже о том, какую опасность вы создадите).

В данной ситуации разумный выход только один — сдавать назад. Так вы избежите аварийной ситуации, освободите проход пешеходам, вернетесь на нужное место. При этом штрафа все равно не избежать — вам придется заплатить 500 рублей если ваше обнаружение зафиксируют. При этом штрафа можно будет попробовать избежать, доказав, что остановка на переходе была вынуждена для избегания ДТП. При этом абсолютно все штрафы (кроме 5000 за повторное нарушение) можно если выполнить перевод в течение первых 20 суток.

Для того, чтобы избежать большинства проблем, связанных с остановкой на пешеходном переходе, достаточно помнить пункт ПДД под номером 14.4, запрещающий движение в том случае, если перед ним образовался затор, позволяющий совершить остановку только на пешеходном переходе. Если вы не уверены в том, что для вашего авто найдется место, то просто подождите пока оно освободится.

Официальная статистика МВД подтверждает, что главная причина большинства ДТП в стране – это нарушение Правил дорожного движения на пешеходных переходах.

Поэтому в 2017 году взаимоотношения автомобилистов и пешеходов претерпели некоторые изменения.

Рассмотрим правила проезда пешеходного перехода в новой редакции.

Согласно ПДД, пешеходный переход - участок на дороге, на котором нанесена разметка, установлена звуковая сигнализация и специальные знаки для безопасного передвижения пешеходов на другую сторону дороги. Отсутствие подобных обозначений говорит о том, что на таком месте людям запрещается пересекать дорогу.

Пешеходные переходы могут быть размещены и на перекрестках, и на других участках дороги . Ширина перехода соответствует ширине разметки «зебра».

В случае отсутствия разметки на дороге, ширину перехода определяют установленные с двух сторон специальные знаки – синий прямоугольник с выделенным белым треугольником, в котором черным цветом схематически изображен человек, шагающий по зебре.

Можно выделить два типа пешеходных переходов, для которых существуют отдельные правила пропуска пешеходов на пешеходном переходе:

  1. Регулируемый . Помимо разметки «зебра», нанесенной на дорожном покрытии, регулируемый перекресток оснащен светофором. Последний призван регулировать дорожное движение на этом участке. В случае поломки светофора или если он постоянно мигает желтым цветом, этот пешеходный переход автоматически превращается в нерегулируемый.
  2. Нерегулируемый . О наличии пешеходного перехода говорит только нанесенная на дорожную полосу разметка.

Рассмотрим важные особенности проезда пешеходного перехода по новым правилам.

Нововведения в ПДД

Пункт 14.3. устанавливает правила поведения автомобилистов на регулируемых пешеходных переходах.

Пешеход имеет преимущество в пересечении проезжей части по пешеходному переходу. Его следует пропустить, и дать возможность закончить переход участка, даже если у водителя загорелся зеленый сигнал светофора.

Более того, водитель не вправе подавать звуковой сигнал, тем самым подгоняя пешеходов. Такое действие карается достаточно высокими штрафами.

В новой редакции ПДД изменилась трактовка некоторых пунктов, касающихся движения на нерегулируемых переходах.

Старая редакция обязывала всех водителей «пропустить пешехода» на переходе, а в новой встречается другая формулировка – «уступить дорогу». Рядовому автолюбителю может показаться, что смысл остался тот же, однако на самом деле подход изменился кардинально.

Как пропускать пешехода на пешеходном переходе по новым правилам? Старые ПДД под термином «пропустить пешехода» имели ввиду следующие действия – только пешеход ступил на дорожную разметку, все автолюбители обязаны остановиться и пропустить его, другими словами, — ожидать, пока он до конца не пройдет «зебру».

Новая редакция Правил дорожного движения предусмотрела обязанность автомобилиста остановиться, уступить дорогу пешеходу тогда, когда он находится еще не на дорожной полосе, а на небольшом расстоянии от нее, а движущийся автомобиль может создать помеху для его передвижения.

Таким образом новые поправки защищают в большей мере права пешеходов. Ведь если машина не остановится, человек будет вынужден поменять либо скорость своего движения, либо его траекторию.

Формулировка «уступить дорогу» предполагает, что водитель вправе продолжать движение через пешеходный переход только в том случае, если пешеход находится далеко от дорожной разметки.

Если же пешеход стоит на тротуаре и разговаривает по телефону, водитель не обязан пропускать его. Согласно задумке законодателей, этот подход будет стимулировать людей быстро переходить переход, не создавать тем самым заторы. Такое нововведение окажется особенно полезным для мегаполисов.

Заторы на дорогах в мегаполисах - это уже привычное явление. Поэтому часто случается, что водители вынуждены останавливаться непосредственно на «зебре», а это уже запрещено новой редакцией ПДД.

Согласно ПДД, если есть вероятность того, что водителю автомобиля придется затормозить прямо на дорожной разметке, он должен заранее предотвратить эту ситуацию.

Другими словами, даже если автомобиль встал на «зебре» в результате затора, в любом случае водитель должен понести наказание. Данное требование объясняется следующими факторами:

  • оставаясь на дорожной разметке, автомобиль создает помеху для нормального движения пешеходов;
  • стоящая на «зебре» машина снижает видимость, из-за чего другой автомобилист может начать движение в то время, когда по разметке идут люди.

Во всех вышеперечисленных случаях повышаются шансы возникновения ДТП и получения травм.

Также стоит заметить, что правила дорожного движения для водителей запрещают на пешеходном переходе следующие действия:

  • разворачиваться;
  • оставлять свои автомобили;
  • двигаться назад.

Поскольку пешеходный переход – это особый участок дороги, в отношении него разработаны эти отдельные нормы.

В новой редакции ПДД добавили текст о пешеходном переходе на трамвайных путях . Благодаря этому удалось устранить спорную ситуацию в старой редакции Правил.

Ранее участок трамвайных путей, пересекающийся с пешеходным переходом сквозь проезжую часть, не давал преимущества для движения пешеходу.

В новой редакции ПДД участок трамвайных путей может относиться к пешеходному переходу . В ней говорится, что пешеходный переход – участок проезжей части дорожного покрытия, в том числе, и трамвайных путей, который обозначен разметкой и соответствующими знаками.

Теперь на этих участках дороги от водителя трамвая требуется пропускать людей, которые идут по переходу.

Конечно, пешеходы, в свою очередь, также должны быть внимательными, поскольку это транспортное средство огромной массы не способно мгновенно затормозить.

Разрешен ли обгон на пешеходном переходе? На «зебре» обгон ТС категорически запрещается даже тогда, когда на ней нет пешеходов.

Если раньше один автомобиль мог остановиться или притормозить перед разметкой, другие, при отсутствии пешеходов, могли на небольшой скорости продолжать движение по соседним полосам.

Дополнения к ПДД теперь обязуют всех автомобилистов понижать скорость или останавливаться на пешеходном переходе, если одна из машин притормозила.

Если водитель не пропустил пешехода, идущего по дорожной разметке, он должен быть готов к тому, чтобы заплатить штраф.

Какова сумма штрафа за данное нарушение ПДД? В настоящее время (с 11.10.2017 года) его сумма может варьироваться от 1500 рублей до 2500 рублей, зависимо от тяжести нарушения.

Водитель вправе обжаловать его в случае, если перед ним были автомобили, поэтому обзор был плохим. При этом водитель мог просто не заметить пешехода, идущего по «зебре». Если же обзор был хорошим, в итоге штраф все равно придется оплатить.

Кроме того, если сотрудники ГИБДД имеют видеозапись, сделанную видеорегистратором или с помощью камеры, обжаловать штраф, увы, не получится.

Несмотря на то, что водители обязаны уступать дорогу, от пешеходов также ожидается, что они будут удостоверяться в безопасности перехода. Благодаря взаимному вниманию и уважению дорожное движение будет более безопасным.

Пешеходов в России сбивают почем зря. Виновата в этом как их собственная безалаберность, так и плохая освещенность дорог, несоблюдение скоростного режима и общая низкая дисциплина водителей. Поэтому мы ни в коем случае не призываем перестать пропускать пешеходов. В данной статье пойдет речь о том, правомерно ли сотрудники ГИБДД выписывают штрафы за непропуск пешехода в случае, когда пешеход идет за несколько полос от Вашего автомобиля и Ваши траектории не пересекаются.

Для начала напомним, что обязанность пропуска пешеходов на нерегулируемых переходах регламентируется пунктом 14.1 ПДД РФ, который гласит:

14.1 Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу <*>, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Итак, по тексту следует обязанность пропустить. Этим пользуются сотрудники ГИБДД, когда привлекают водителей за непропуск пешехода даже в том случае, траектории их не пересекаются, но пешеход уже на пешеходном переходе. Это мнение растиражировано средствами массовой информации: если пешеход идет по переходу, нужно остановиться и пропустить.

И все было бы гладко, если бы не один важный документ. Это решение Верховного суда РФ N АКПИ12-205 от 17.04.2012 г . В Суд обратился некий гражданин, который в числе прочего оспаривал необходимость пропускать пешехода, если проезд транспорта ему не мешает. Вот что устанавливает Верховный суд РФ на это обращение:

Пункт 14.1 Правил закрепляет, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Говоря о противоречии оспариваемого положения подпункту "b" пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, Ч. указал в заявлении, что оно запрещает водителям продолжать движение через нерегулируемый пешеходный переход, если на нем находятся пешеходы, даже если при этом не создается помех движению этих пешеходов и опасности для их жизни и здоровья. Такое утверждение основано на неверном толковании пункта 11.4 Правил. Обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Данная обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует (например, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются) .
Таким образом, оспариваемая норма согласуется с подпунктом "b" пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, устанавливающим, что если движение транспортных средств на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.

Самая важная фраза в контексте статьи выделена жирным шрифтом.
Таким образом, Верховный Суд РФ подтвердил, что пропускать пешеходов нужно только в том случае, если транспортное средство создает последним помеху, т.е. их траектории пересекаются. Советуем распечатать данный пункт Решения и возить с собой в автомобиле, дабы при случае предъявить инспектору ДПС.
Дело в том, что в случае незаконного обвинения лучше доказать свою правоту инспектору на месте, т.к. он видел положение пешехода на переходе, комиссия и суд будут опираться только на оформленный протокол. Еще полезной будет

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...