Живопись грузинский современные художников. Грузия - Художники Грузии (Грузинские художники)


Грузия Художники Грузии (Грузинские художники)

Грузия Республика Грузия - государство в центральной и западной части Закавказья на юго-восточном побережье Чёрного моря.
Грузия Республика Грузия Черноморское побережье Грузии имеет протяженность 308 км и лишено каких-либо значительных заливов, островов или полуостровов. На севере Грузии расположен Большой Кавказский хребет. На южном склоне Большого Кавказского хребта расположены Гагрский, Бзыбский, Кодорский, Сванетский, Харульский, Ламисский, Гудисский, Картлийский и Кахетский хребты; на северном склоне - Хохский, Шавана, Кидеганский, Хевсуретский и Пирикитский хребты.

Грузия Республика Грузия Сегодня в Грузии проживает более 4 миллионов человек.

Первые следы пребывания первобытного человека на территории Грузии относятся к среднему палеолиту. В раннем энеолите на востоке Грузии возник крупный очаг земледелия. Древнейшие памятники бронзового века в районе Ахалцихи появились ок. 5000 лет назад. В середине бронзового века в районе Триалети существовал крупнейший культурный центр. В конце бронзового века (ок. 3000 лет назад) распространились курганные культуры, с которыми связана миграция с юга протогрузинских племен (диаухи, табали, мусхи и колхи). Они умели плавить железо и обрабатывать металл, а их подвиги получили отражение в греческих мифах о Золотом руне и Прометее. По рассказам греков, эти символы богатства и знаний находились на Кавказе. Ассирийцы, вторгшиеся на Кавказ и оттеснившие древнегрузинские племена на север, царствовали в 8-7 вв. до н.э. Геродот отметил, что ассирийский царь Саргон II переселился в Колхиду с частью израильского населения, которое он вывез из Палестины в 722 до н.э. Западно-грузинское Колхидское царство сформировалось приблизительно в 6 в. до н.э., а восточное Картлийское (Иберийское) царство - в 4 в. до н.э. Оба они имели политические и экономические связи с греками, Ахеменидским и Парфянским государствами. Согласно указаниям Страбона и Плиния Старшего, оба государства процветали. С 4 в. до н.э. грузины называют себя картвели, а свою страну Сакартвело («земля картвельцев»).

Грузия История Грузии Древняя история Грузии
В 1 в. до н.э. римские легионы под командованием Помпея Великого установили в Колхиде власть римлян и вынудили Картлийское царство подписать договоры с Римом. Примерно в 330 н.э. в Картли было введено христианство, в Западной Грузии и Абхазии - в 6 в. В 523 Картлийское царство было завоевано Сасанидами, в 562 н.э. Колхидское царство было присоединено к Византийской империи. В начале 7 века Византия установила свою власть и над Картли. С середины 7 по 9 век значительная часть грузинских земель была захвачена арабами. На территории Грузии образовалось несколько феодальных государств: Абхазское царство на западе (включало Абхазию и Западную Грузию), Тао-Кларджетское на юге, Кахети и Эрети на востоке, Картлийское в центральной части.

В конце 10 века царь Баграт III объединил восточную и западную части Грузии в единое государство (его потомки Багратиды правили в Грузии до 1801).
Грузия История Грузии Средние века
Окончательно монархия и объединенная Грузия укрепляются при Давиде IV Строителе (правил в 1089-1125) и его внучке царице Тамаре (правила в 1184-1213).
Грузия История Грузии Средние века
12 столетие стало «золотым веком» культурного и политического развития страны. Это была эпоха процветания крупных грузинских академий в Гелати и Икалто, в это время проявился яркий талант поэта Шота Руставели (посвятившего царице Тамаре эпическую поэму Витязь в тигровой шкуре), творили золотых дел мастера Бека и Бешкен Опизари создавали уникальные ювелирные украшения. Было построено множество храмов. Грузинские воины участвовали в крестовых походах, а ученые Грузии были известны в монастырях Палестины и Греции.
Грузия История Грузии Средние века
К началу 13 века Грузинское царство, простиравшееся от Черного до Каспийского моря, стало одним из самых могущественных государств региона и имело торговые связи с Европой и Востоком. Период его величия закончился в 13 веке, когда в страну вторглись монголо-татары. Особенно она пострадала от нашествия войск Тимура в самом начале 15 века. Грузинские цари и аристократия не смогли сохранить целостность страны, за исключением короткого периода правления Георгия V Блистательного (1314-1346). После падения в 1453 Константинополя Грузия была отрезана от христианского мира, впоследствии подверглась турецкому и персидскому завоеваниям. Даже при таких великих царях, как Вахтанг VI (1703-1712 и 1719-1724) и Ираклий II (1744-1798), страна постоянно подвергалась разорительным набегам горных племен с севера и мусульман с юга.
Грузия История Грузии Союз Грузии с Россией и вхождение в Российскую Империю
В 1783 Ираклий II заключил с российской императрицей Екатериной II договор (Георгиевский трактат), согласно которому Россия установила протекторат над Картлийско-Кахетинским царством. В 1801 Россия аннулировала договор и включила в состав России Восточную Грузию. Незадолго до этого, в 1800 году умер последний царь из династии Багратионов - Георгий XII Картлийско-Кахетинский. Западная Грузия на протяжении 1803-1864 была по частям включена в состав Российской империи. Особенно этому процессу способствовали победы России в русско-персидских (1804-1813 и 1826-1828) и русско-турецких (1806-1812 и 1828-1829) войнах. Периодически вспыхивавшие антироссийские восстания быстро и жестоко подавлялись.


В 19 веке в Грузии произошли большие изменения в общественной и политической жизни. Сильное влияние на формирование грузинской нации оказали отмена крепостного права, рост городов, совершенствование системы образования и развитие промышленности. Тбилиси (Тифлис) стал административным и торговым центром всего Кавказа. В 1872 году было открыто железнодорожное сообщение между портовым городом Поти и Тифлисом. Наладилась связь с черноморскими портами. По железной дороге крестьяне приезжали в города для поиска работы.
Грузия История Грузии Российское правление
К 1905 году грузинская секция Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) оказалась самой сильной социалистической организацией в Российской империи. После того как РСДРП в 1903 году распалась на фракции большевиков и меньшевиков, большинство грузинских марксистов примкнули к меньшевистской фракции. После свержения царского самодержавия в 1917 году власть перешла в руки Временного правительства России и грузинских советов, в которых преобладали меньшевики. Вскоре после отставки Временного правительства власть в Грузии захватили меньшевики. После непродолжительного периода федерализма с соседними Арменией и Азербайджаном грузинское правительство во главе с меньшевиками 26 мая 1918 декларировало независимость страны. С согласия меньшевиков в июне 1918 Грузию оккупировали германские и турецкие войска. В декабре 1918 года их заменили британские войска, которые оставались здесь до июля 1920. В феврале 1921 большевики подняли вооруженное восстание и с помощью Красной Армии свергли меньшевистское правительство Грузии.


В 1921 Грузия стала советской республикой, а в декабре 1922 была включена в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) как части СССР (образован 30 декабря 1922). В 1936 ЗСФСР была упразднена, и Грузия стала одной из союзных республик СССР.
Грузия История Грузии История советской Грузии
Надежды на политическую автономию Грузии были уничтожены политикой И.В.Сталина. С целью ликвидации оппозиции Сталин в 1931 назначил первым секретарем Коммунистической партии Грузии Л.П.Берию, который занимал этот пост до 1938. При Берии коллективизация в сельской местности осуществлялась особенно жестоко, в процессе массовых чисток погибли десятки тысяч людей (партийные активисты, интеллигенция, специалисты и все, кто подозревался в недовольстве сталинским режимом).
Грузия История Грузии История советской Грузии
В 1944 году примерно 100 тысяч месхетинцев (смешанная группа грузин-мусульман и турок) были депортированы из Южной Грузии в Среднюю Азию.
Грузия История Грузии История советской Грузии
При Н.С.Хрущеве Грузия получила бóльшую самостоятельность в управлении экономикой и культурной жизнью.
Грузия История Грузии История советской Грузии
В 1970-е годы в Грузии возникло движение диссидентов во главе с Звиадом Гамсахурдиа и Мерабом Костава. Курс на перестройку, провозглашенный в конце 1980-х годов М.С.Горбачевым, привел к быстрой смене лидеров коммунистической партии Грузии.
Грузия История Грузии История советской Грузии
В сентябре 1990 был избран неофициальный парламент, конкурирующий с действующим, который назывался Национальным Конгрессом (в выборах участвовало более половины электората). В нем преобладали члены Национальной партии независимости во главе с Ираклием Церетели и Национально-демократической партии во главе с Георгием Чантурия (до января 1992 Национальный конгресс играл роль внепарламентской оппозиции Верховному Совету и президенту Гамсахаурдиа).

Грузия История Грузии История советской Грузии
На многопартийных выборах в Верховный Совет Грузии 28 октября 1990 победила коалиция Звиада Гамсахурдиа «Круглый стол - Свободная Грузия». За этот блок проголосовали 54% избирателей, и он получил 155 из 250 мест в парламенте. Коммунистическая партия Грузии завоевала 30% голосов (64 места). Всегрузинский союз национального согласия и возрождения набрал 3,4% голосов и не получил ни одного места в парламенте. Председателем Верховного Совета в ноябре 1990 был избран Гамсахурдиа.
Грузия История Грузии История советской Грузии
Гамсахурдиа провозгласил курс на унитарное государство без автономий. С такой политикой были не согласны абхазы и жители Южной Осетии. 20 сентября 1990 Южно-Осетинский облсовет провозгласил Южно-Осетинскую Советскую Демократическую Республику, а 26 октября утвердил ее конституцию. На первом заседании 11 декабря Верховный Совет Грузии принял решение о ликвидации автономии Южной Осетии, объявил незаконным призыв грузин в советские вооруженные силы и учредил независимую Национальную гвардию.
Грузия История Грузии Выход Грузии из СССР
В марте 1991 грузинское правительство отказалось проводить на территории страны референдум о будущем СССР и вместо этого провело референдум о независимости Грузии. В референдуме приняли участие 95% электората, 93% голосовавших высказались за самостоятельность и независимость грузинского государства. 9 апреля 1991 Верховный Совет Грузии принял Акт о восстановлении государственной независимости Грузии и признал действительными Акт о независимости 1918 года и Конституцию 1921 года.

После провозглашения независимости в Республике Грузия обострилась борьба за власть, которая часто сопровождалась вооруженными конфликтами.

Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
В конце апреля 1991 года Верховный совет Грузии принял новую конституцию и избрал Звиада Гамсахурдиа на пост президента. На прямых президентских выборах 26 мая 1991 года Гамсахурдиа получил почти 87% голосов. Однако уже в декабре 1991 года развернулась борьба между сторонниками президента и оппозицией, к которой примкнула Национальная гвардия. После нескольких недель боев в центральной части Тбилиси в январе 1992 года Гамсахурдиа был смещен со своего поста и бежал из страны. К власти пришел Военный совет во главе с Тенгизом Китовани. В марте 1992 Военный совет объявил о самороспуске и создании Государственного совета, состоявшего примерно из 70 представителей 36 оппозиционных партий. Председателем Государственного совета стал Э.А.Шеварднадзе.

Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
В июле 1992 Шеварднадзе прекратил 18-месячную войну с Южной Осетией, на территорию которой были введены Смешанные силы по поддержанию мира в составе российского, грузинского и осетинского батальонов. Однако внезапно вспыхнувшую в августе 1992 войну с абхазами остановить не удалось.

Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
В октябре 1992 состоялись выборы в новый парламент. Его председателем был избран Шеварднадзе, получивший 96% голосов избирателей. Кабинет, назначенный Шеварднадзе в конце 1992, отражал баланс политических сил в новом парламенте. Парламентские фракции вскоре объединились в группу большинства, т.е. сторонников Шеварднадзе, и оппозиционную группу противников Шеварднадзе. Большинство объединилось в широкую коалицию Союз граждан Грузии во главе с Зурабом Жвания. Оппозицию возглавили Народный фронт, Национально-демократическая партия, «Хартия-91» и Общество Ильи Чавчавадзе. Всегрузинский союз возрождения представлял в Тбилиси политические силы Аджарии. Сформировались новые политические партии: Христианско-демократический союз во главе с Ираклием Шенгелая, Демократический грузинский союз (Автандил Маргиани), Партия национальной независимости (Ираклий Церетели), Партия грузинских монархистов (Тимур Жоржолиани) и Объединенная коммунистическая партия Грузии (Пантелеймон Георгадзе).

Сторонники Гамсахурдиа сразу после его отстранения развернули партизанскую борьбу. В течение 1992-1993 они предпринимали нападения на руководителей государства и экономические объекты стратегического значения. Осенью 1993 Гамсахурдиа попытался вернуться к власти, положив начало короткой, но ожесточенной гражданской войне. В январе 1994 Гамсахурдиа был убит при невыясненных обстоятельствах.
Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
Парламентские выборы в ноябре 1995 были проведены на основе смешанной системы по партийным спискам и одномандатным округам. В парламенте Республики Грузия были представлены 10 партий, преодолевших 5-процентный барьер, но наиболее влиятельными были три: Союз граждан Грузии, Национально-демократическая партия Грузии и Всегрузинский союз возрождения.

Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
После 1995 Грузия вступила в полосу стабилизации. Значительного прогресса удалось добиться на переговорах по осетинско-грузинскому конфликту. Грузинский парламент проводит экономические реформы в сотрудничестве с МВФ и Всемирным банком и делает ставку на восстановление Древнего шелкового пути - Евразийского коридора, используя географическое положение Грузии как моста для транзита товаров между Европой и Азией.
В 2000 году Шеварнадзе был избран на очередной пятилетний срок президентом страны. В стране набирает силу оппозиция правящей партии СГГ, о чем свидетельствует убедительная победа на местных выборах 2002 Лейбористской партии Грузии, блока «Национальное движение - Демократический фронт» и партии «Новые правые».
Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
В 2003 году, президент Грузии Эдуард Шеварнадзе потерял народное доверие и после продолжительных митингов протеста в связи с фальсификацией парламентских выборов президент Шеварднадзе вынужден был сложить с себя полномочия президента (впоследствии названо этот период был назван «революцией роз»).
Грузия История Грузии История независимой Республики Грузия
В 2004 году на внеочередных президентских выборах абсолютным большинством голосов (примерно 95 %) побеждает Михаил Саакашвили и становится президентом Республики Грузия.

Грузия Культура Грузии
Грузия Республика Грузия - страна с древнейшей и богатейшей самобытной культурой, толщи которой простираются в глубь тысячелетий. Знание о ней и признание ее богатства, давно пересекло национальные границы и вышло на международный уровень, так как является культурным достоянием и наследием всего человечества.
Грузия Культура Грузии
Культура Грузии представляет собой синтез ближневосточных, европейских и местных традиций. Уже в Средние века в Грузии процветали философия и историография, теология и право, поэзия и искусство, в частности прикладное, национальная архитектура, астрономия, география и другие отрасли знания. Несмотря на территориальную близость и культурное влияние Персии и Турции, грузины в большей степени тяготели к Европе.

Грузия Художники Грузии (Грузинские художники)
Живопись древней Грузии
Благодаря сохранившимся росписям VII - XIII веков в Атенском Сионе, Бетании, Гелатском монастыре и Кинцвиси теперь достоверно известно о культурной славе средневековых художников Грузии.

Грузинская художественная школа всегда имела свой национальный колорит и хорошо известна во всем мире.
Изобразительное искусство Грузии стало широко известно благодаря одаренным и талантливым грузинским художникам, внесших огромный вклад в культуру Грузии: Ладо Гудиашвили, Елена Ахвледиани, Давид Какабадзе, Корнелий Санадзе, Симон Вирсаладзе, Нико Пиросманишвили (Пиросмани), Екатерина Багдавадзе, Сергей Кобуладзе и Гиго Габашвили. Искусство Грузии настолько изящно, что с особым изыском и утонченностью сочетает в себе грузинские традиции и европейскую школу. Недаром грузинские скульпторы Зураб Церетели, Элгуджа Амашукели и Очиаури Ираклий внесли значительный вклад не только в культуру Грузии, но и в мировое наследие.

Грузия Современная Грузия Художники Грузии (Грузинские художники)
Грузия Художники Грузии (Грузинские художники) Сегодня в Грузии живет и работает новое поколение грузинских художников, скульпторов, и мастеров художественной фотографии. Современные Грузинские художники создают новые оригинальные картины и скульптуры .
Грузия Художники Грузии (Грузинские художники) В нашей галерее вы можете познакомиться с работами лучших грузинских художников и грузинских скульпторов.

Грузия Художники Грузии (Грузинские художники) В нашей галерее вы можете найти и приобрести для себя лучшие работы грузинских художников и грузинских скульпторов.

Уникальны и многогранны работы современных грузинских художников. Их картины наполняют жизнь красками, прививают любовь к родине и дарят эстетическое наслаждение.

Личность художника Церетели многогранна. Знаменитый скульптор, педагог, профессор, чье сердце навсегда покорила живопись. В изобразительном искусстве он видел истинный смысл бытия.

Зураб, как и все современные художники Грузии, передавал в красках все, что его окружало. Быт простых людей, женская красота, благоухание цветов, поля подсолнечников, пальмы на морском берегу, автомобили – все отразилось в творчестве. Живопись автора самобытна и выходит за рамки грузинской школы. Полотна передают особое отношение к жизни, необузданный темперамент, стремление вперед к покорению вершин и частую смену настроения. Умиротворенное любование природой, отрешенность от людской суеты, заставляет задуматься о чем-то глубоком и сокровенном. Многообразие красок наполняет полотна восхищением перед единством человека и природы, и искренней любовью к родной Грузии. Картины художника отличаются фактурой и преобладанием земляных оттенков.

Часто в основе изображения – сцены народных праздников или цирковых представлений с клоунами акробатами. Современный Художник Грузии устремлял взор не на самих героев, а на мелкие детали, будь то элементы костюма или предметы быта. Творчеству присущи эксперименты с жанрами. Но приоритетными остаются портреты маслом и поэтические картины с задумчивым сюжетом, выражающим отношение к жизни.

Трогательные картины грузинской художницы Нино Чакветадзе излучают теплый свет далекого детства. Главные герои – беспомощные добродушные дети и старики. Их хочется согреть, защитить, окружить лаской и заботой. Многие из картин олицетворяют биографию автора. «Автопортрет на дереве» любимая работа художника. Впереди зима, с дерева слетают последние листья, грустно прощаясь с летом. Девочка на ветке сама Нино в детстве. Работы Чакветадзе легко узнать по присущей им ностальгии по беззаботной поре, расставаться с которой так не хочется.

В картине «Неизбывная нежность» Добрые выражения на старческих лицах, словно признак уходящего времени. Грустным взглядом люди, познавшие жизнь наблюдают за безмятежно дремлющим младенцем. У него все только начинается. Художник наполняет картину умиротворением и печальными нотками теплоты и заботы.

Болотные, лиловые, серые тона и недостаток солнечного света – характерная черта всех полотен Нино. Туман, дождь, снег, одинокие люди или животные придают работам особые романтические нотки.

Работы художницы обладают необъяснимым целебным психотерапевтическим эффектом. Они хорошо лечат, снимают усталость. К ее творчеству обращаются психологи при оформлении материалов для работы с пациентами. Живопись Нино востребована не только в Грузии, но и за ее пределами.

Первым учителем Левана был отец – известный художник — Тамаз Мосиашвили. Он привил сыну навыки работы в разных стилях. Полотнам присущи яркие краски, простые сюжеты. В основе работ – народный быт Грузии. Природа родной страны дала хороший урок художнику для его образования живописи.

Интересы Левана расширилась, после переезда во Францию и стали соответствовать европейским тенденциям. Ощущение вольной жизни передалось и его кисти. Художник увлекся абстрактным направлением. В творчестве органично соединились закавказские народные и мировые художественные элементы. Работы приобрели известность не только в родной georgia, но и хранятся во многих странах мира. Сегодня Леван Мосиашвили является членом Союза художников Грузии и Франции и активно помогает молодым талантам.

Известный художник Грузии, правдоруб, творивший в жанре примитивизма. Его картины – отражение национальной реальности с помощью хорошего теплого юмора. В полотнах изображен уют домашнего очага Грузинов через призму легкой иронии и примитивного обаяния.

Картины грузинских художников наполнены любовью к жизни, в настоящем ее проявлении. Ладо — не исключение. Он часто вспоминал, что во время творческого процесса он словно находится в параллельном измерении: «Потому что земля это не рай, много плохого. Когда рисуем, мы в хорошем мире, легче жить на этом свете». Он не любил писать под заказ. Но на картинах часто изображал себя и круг знакомых. В картине «Древо желаний» – присутствие автора легко определить по картине в руках героя. На полотне «Деревенский клуб» все люди – знакомые грузины.

Главное в творчестве художника – работать ежедневно, не разрешая душе лениться. Он воодушевлялся иллюстрациями импрессионистов. Свой же стиль живописец называл «академическим примитивизмом».

Основные сюжеты картин — сцены праздников или застолий Грузии, представляющих яркую противоположность полуголодной жизни самого Нико. Искусство у Pirosmani находилось на первом месте. Случались и голодные дни, когда он творил за кусок хлеба. Материальная сторона не имела значения. Так и появились натюрморты художника – «Пиры», рисованные на вывесках.

Другие мотивы в картинах — анималистические. Животные всегда изображены с взглядом, как у человека, одинокие подобно самому автору. Рисовал он и портреты, «карточки» на картоне, часто срисовывая изображение с картинки.

«Актриса Маргарита» – картина, украшавшая стены Лувра. С француженкой на полотне, у художника связана дивная история. Однажды в Тифлисе Пиросмани увидел женщину невероятной красоты певицу и танцовщицу Маргариту де Севр. Лавочник Николай, желая удивить прекрасную даму, продал свой скромный бизнес и на вырученные деньги купил розы. Цветы он в буквальном смысле бросил к ногам француженки. Чем закончилась красивая история художника с миллионом алых роз, можно только гадать. Исследователи творчества Нико опровергают этот случай, уверяя, что историю придумал Паустовский, уже после кончины Пиросмани.

Произведение «Бездетный миллионер и бедная с детьми» показывает настоящий смысл бытия. Высохшие сухие стволы позади указывают пустоту бытия. Настоящее богатство для автора заключается в продлении рода.

В картине «Сбор винограда» Niko подчеркивает плодородную землю родной страны путем уменьшения изображенных виноградников. Для произведения характерна игра светом, льющимся сквозь виноградную лозу.

Работ художника — самоучки практически не сохранилось. Но его картины и натюрморты, известные нам, обезоруживают своей пронзительностью. Пиросма, имя которого известно всему миру, — загадка для современников его века и неразгаданная тайна для нас.

Грузинская живопись – великое художественное наследие для всего мирового сообщества. Полотна современных художников пестрят разнообразием образов и направлений. Все произведения объединяет любовь к особенностям родной страны, её природе и уважение к простому народу.

(Николай Пиросманишвили) - известнейший грузинский художник-самоучка конца XIX - начала ХХ века, работавший в стиле примитивизма. Человек, которого при жизни почти не замечали и на которого обратили внимание лишь за три года до смерти, который создал почти 2000 картин, росписей и вывесок, работая практически за бесплатно и умер в неизвестности, и которого полвека спустя выставляли от Парижа до Нью-Йорка. Его жизнь - печальная и отчасти трагичная история, которую в России знают в основном по песне "Миллион алых роз", хотя не все в курсе, что "грузинский художник" из песни - это именно Пиросмани.

В Грузии много всего связано с этим именем, поэтому полезно иметь представление о жизни этого человека. Для этого я и пишу этот небольшой текст.

Пиросмани смотрит выступление Маргариты. ("Пиросмани", фильм 1969 года)

Ранние годы

Нико Пиросмани родился в селе Мирзаани, около Сигнахи. Его отцом был садовник Аслан Пиросманишвили, а матерью - Текле Токликашвили из соседнего села Земо-Мачхаани. Фамилия Пиросманишвили была в те времена известная и многочисленная, и говорят, что и сейчас их много в Мирзаани. Впоследствии она станет у художника чем-то вроде псевдонима. Его будут звать Пиросман, Пиросмани, Пиросмана, и иногда по имени - Никала. В историю он войдёт как "Пиросмани".

День его рождения не известен. Годом рождения условно считается 1862. У него был старший брат Георгий и две сестры. Отец умер в 1870, брат - еще раньше. Пиросмани прожил в Мирзаани все первые 8 лет своей жизни до смерти отца, после чего был отправлен в Тбилиси. С тех пор он появлялся в Мирзаани только изредка. Почти ничего не сохранилось в селе с тех времен, разве что мирзаанский храм явно стоял в те годы на своем месте.

С 1870 по 1890 год в биографии Пиросмани огромный пробел. Согласно Паустовскому, в эти годы Пиросмани жил в Тбилиси и работал слугой у хорошей семьи. Эта версия многое объясняет - например, общее знакомство с живописью, и тот снобизм, которым Пиросмани отличался в среднем возрасте. Где-то в эти годы он перестал носить крестьянскую одежду и перешел на европейскую.

Мы знаем, что он жил в Тбилиси, изредка посещая своё село, но подробностей не знаем никаких. 20 лет неизвестности. В 1890 году он становится тормозным кондуктором на железной дороге. Сохранилась расписка от 1 апреля 1890 года о получении должностной инструкции. Пиросмани отработал кондуктором около четырех лет, посетив за это время нескоторые города Грузии и Азербайджана. Хорошего кондуктора из него так и не вышло, и 30 декабря 1893 года Пиросмани был уволен с выходным пособием в 45 рублей. Считается, что именно эти годы навели его на мысль о создании картины "Поезд", которую иногда называют "Кахетинский поезд".


У Константина Паустовского приводится еще одна версия тех событий: Пиросмани, по его словам, нарисовал первую свою картину - портрет начальник железной дороги и его жены. Портрет был несколько странен, начальник разозлился и выгнал Пиросмани со службы. Но это, видимо, миф.

Есть одно странное совпадение. Пока Пиросмани служил на железной дороге, туда же в 1891 году пришел работать российский бродяга Пешков. С 1891 по 1892 он проработал в Тбилиси в железнодорожных ремонтных мастерских. Здесь Эгнате Ниношвили сказал ему: «Напиши то, что ты так хорошо рассказываешь». Пешков стал писать и появился рассказ «Макар Чудра», а Пешков стал Максимом Горьким. Ни один режиссер еще не додумался снять сцену, где бы Горький закручивал гайки на паровозе в присутствии Пиросмани.

Где-то в те же годы - вероятно в 1880-е, Пиросмани накопил денег и построил в Мирзаани небольшой дом, который сохранился до наших дней.

Дом Пиросмани в Мирзаани

Первые картины

После железной дороги Пиросмани несколько лет торговал молоком. Своего магазина у него сначала не было, а был просто стол. Неизвестно точно где он торговал - или на Верейском спуске (где сейчас отель "Редиссон") или на Майдане . А может быть, менял места. Этот момент важен для его биографии - именно тогда он начал писать картины. Первыми такими были, видимо, рисунки на стене его лавки. Остались воспоминания его компаньона Димитра Алугишвили и его жены. Одним из первых портретов был именно портрет Алугишвили ("Был я чёрным и выглядел страшно. Дети пугались, пришлось сжечь"). Жена Алугишвили потом вспоминала, что он часто рисовал обнаженных женщин. Интересно, что эта тема потом прошла у Пиросмани полностью и в его поздних картинах эротика совершенно отсутствует.

Торговля молоком у Пиромани не заладилась. Видимо, уже в это время проявлялся его снобизм и асоциальность. Он не уважал свою работу, он плохо сходился с людьми, избегал коллективов и уже в те годы вёл себя так странно, что его даже побаивались. Однажды на приглашение на обед он ответил: "Почему ты меня приглашаешь, если в сердце не вынашиваешь какую-то хитрость?"

Постепенно Пиросмани забросил работу и перешел на бродяжнический образ жизни.

Расцвет

Лучшие годы Пиросмани - это десятилетие примерно с 1895 по 1905 годы. Он бросил работу и перешел на образ жизни свободного художника. Художники часто живут за счет меценатов - в Тбилиси таковыми были духанщики. Они подкармливали музыкантов, певцов и художников. Именно для них Пиросмани начал рисовать картины. Рисовал он быстро и продавал их дешево. Лучшие работы уходили за 30 рублей, а те, что попроще - за рюмку водки.

Одним из его главных заказчиков был Бего Яксиев, который держал духан где-то около современного памятника Бараташвили. В этом духане Пиросманишвили прожил несколько лет и впоследствии написал картину "Кампания Бего". Есть версия, что человек в шляпе и с рыбой в руках - сам Пиросмани.

"Компания Бего", 1907 год.

Много времени Пиросмани провел у Титичева в духане "Эльдорадо" в Ортачальских садах. Это был даже не духан, а большой парк развлечений. Здесь Пиросмани создал свои лучшие картины - "Жирафа", "Красавиц Ортачала", "Дворника" и "Черного льва". Последний был написан для сына духанщика. Основная часть картин того периода потом вошла в коллекцию Зданевича, а сейчас находится в голубой галерее на Руставели.

Одно время жил он в духане "Рача" - только неизвестно, в той ли "Раче", что сейчас находится на улице Лермонтова.

Заработанного хватало на еду и краски. Жилье предоставлял духанщик. Хватало на то, чтобы изредка съездить в родное село Мирзаани или в другие города. Много лет спустя несколько его картин были найдены в Гори и ещё несколько - в Зестафони . Бывал ли ли Пиросмани в Сигнахи? Спорный вопрос. Картин его там вроде бы не найдено, хотя это крупнейший населенный пункт рядом с его селом.

Но больше не хватало ни на что.

Он нигде не жил долго, хотя ему и предлагали неплохие условия. Он переходил с места на место, в основном в районе тбилисского вокзала - в кварталах Дидубе, Чугурети и Кукия. Некоторое время он проживёт на Молоканской улице около вокзала (сейчас - улица Пиросмани).

Писал Пиросмани в основном красками хорошего качества - европейскими или российскими. В качестве основы использовал стены, доски, жестяный листы, а чаще всего - черные трактирные клеенки. Поэтому черный фон на картинах Пиросмани - это не краска, а собственный цвет клеенки. Наприер, знаменитый "Черный Лев" написан одной белой краской по черной клеенке. Странный выбор материала привел к тому, что картины Пиросмани хорошо сохранились - лучше, чем картины тех художников, что писали на холстах.

История с Маргаритой

В судьбе Пиросмани был переломный момент, и произошёл он в 1905 году. Этот момент - красивая и грустная история, известная как "миллон алых роз". В том году в Тбилиси приехала с гастролями французская актриса Маргарита де Севр. Она пела в развлекательных заведениях в Верейских садах, хотя есть альтернатиные верисии: Ортачальские сады и парк Муштаид . У Паустовского детально и художественно описано, как Пиросмани влюбился в актрису - факт широко известный и, видимо, исторический. Сама актриса так же исторический персонаж, сохранились афиши ее выступлений и даже фотография неизвестного года.


Кроме этого остался портрет работы Пиросмани и фотография 1969 года. И вот согласно классической версии событий, Пиросмани непонятно как покупает миллион алых роз, и одним раним утром дарит Маргарите. В 2010 году журналисты подсчитали, что миллион роз - это стоимость 12-ти однокомнатных квартир в Москве. В подробной версии Паустовского упоминаются не розы, а вообще всякие разные цветы.

Широкий жест мало чем помог художнику: актриса уехала из Тбилиси с кем-то другим. Считается, что именно после отъезда актрисы Пиросмани нарисовал ее портрет. Некоторые элементы этого портрета наводят на мысль, что это отчасти карикатура и написан он в виде мести, хотя не все искусствоведы с этим согласны.


Так появилась одна из самых известных работ Пиросмани. Сама история стала известна благодаря Паустовскому, а уже позже на это сюжет написали песню "Миллион алых роз" (на мотив латышской песни "Подарила Ма́риня девочке жизнь"), которую в 1983 году впервые спела Пугачева, и песня сразу завоевала бешеную популярность. О происхождении сюжета тогда мало кто знал.

История с Маргаритой в последние годы стала своего рода культурным брендом и отдельной новеллой вошла в фильм "Любовь с акцентом " 2011 года производства.

Деградация

Есть мнение, что история с Маргаритой поломала жизнь Пиросмани. Он переходит на совершенно бродяжнический образ жизни, ночует по подвалам и будкам, рисует за рюмку водку или кусок хлеба. Очень часто в тот период (1905 - 1910) он живет у Бего Яксиева, но иногда пропадает неизвестно где. Его уже знали в Тбилиси, его картинами были завешаны все духаны, но сам художник превратился фактически в нищего.

Признание

В 1912 году в Грузию по приглашению братьев Зданевичей приехал французкий художник Мишель Ле-Дантю. Летним вечером «когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на желтом небе теряли свой цвет» они втроем оказались на вокзальной площади и зашли в трактир «Варяг». Внутри они обнаружили множество картин Пиросмании, которые их удивили: Зданевич вспоминал, что Ле-Дантю сравнил Пиросмани с итальянским художником Джотто. В ту пору в ходу был миф о Джотто, согласно которому он был пастухом, пас овец, и углем в пещере рисовал картины, которые позже заметили и оценили. Это сравнение укоренилось в культурологии.

(Сцена с посещнием «Варяга» вошла в фильм "Пиросмани", где находится почти в самом начале)

Ле-Дантю приобрел несколько картин художника и увез их во Францию, где их след затерялся. Кирилл же Зданевич (1892 - 1969) стал исследователем творчества Пиросмани и первым коллекционером. Впоследствии его коллекция была передана тбилисскому музею, перешла в Музей Искусств и вроде бы именно она выставлена сейчас (временно) в Голубой Галерее на Руставели. Зданевич же заказал Пиросмани свой портрет, который так же сохранился:


Воследствии Зданевич выпустит книгу "Нико Пиросманишвили". Его брат Илья 10 февраля 1913 года опубликовал статью "Художник-самородок" в газете "Закавказская речь", где был приведен список работ Пиросмани и указано, какая в каком духане находится. Там же было указано, что Пиросмани живет по адресу: Погреб Карданах, Молоканская улица дом 23. После этой статьи появилось еще несколько.

Зданевичи же устроили в мае 1916 года первую небольшую выставку работ Пиросмани у себя на квартире. Пиросмани был замечен "Обществом грузинских художников", которое основал Дмитрий Шеварднадзе - тот самый, которого в 1937 году расстреляют за несогласие с Берией относительно храма Метехи. Тогда же, в мае 1916, Пиросмани был приглашен на заседение общества, где молча просидел все время, глядя в одну точку, а в конце сказал:

Так вот, братья, знаете что, мы обязательно должны построить большой деревянный дом в сердце города, чтобы всем было близко, построим большой дом, чтобы собираться месте, купим большой самовар, будем пить чай и говорить об искусстве. Но вы этого не хотите, вы совсем о другом говорите.

Эта фраза характеризует не только самого Пиросмани, но и культуру чаепитий, которая впоследствии вымерла в Грузии.

После того заседания Шеварднадзе сообразил сводить Пиросмани к фотографу и так появилась фотография художника, которая долгое время считалась единственной.


Признание ничего не поменяло в жизни Пиросмани. Его эскапизм прогрессировал - он не хотел ничьей помощи. "Обществом грузинских художников" сумело собрать 200 рублей и передать их ему через Ладо Гудиашвили. Потом собрали еще 300, но найти Пиросмани уже не могли.

В те последие годы - 1916, 1917 - Пиросмани жил в основном на Молоканской улице (сейч. улица Пиросмани). Его комната сохранилась и сейчас это часть музей. Это та самая комната, где Гудиашвили передавал ему 200 рублей.

Смерть

Пиросмани умер 1918 году, когда ему было чуть меньше 60-ти лет. Обстоятельства этого события несколько туманны. Есть версия, что его нашли умершим от голода в подвале дома №29 по Молоканской улице. Однако, Тициан Табидзе сумел расспросить сапожника Арчила Майсурадзе, который был свидетелем последних дней Пиросмани. По его словам, Пиросмани в последние дни рисовал картины в духане Абашидзе около вокзала. Однажды, зайдя к нему в подвал (дома 29), Майсурадзе увидел, что Пиросмани лежит на полу и стонет. "Мне полохо. Три дня лежу здесь и не могу встать..." Майсурадзе вызвал фаэтон, и художника отвезли в больницу Арамянца.

Дальнейшее неизвестно. Пиросмани исчез, и место его захорнения неизвестно. В Пантеоне на Мтацминде можно увидеть доску с датой смерти, но она лежит сама по себе, без могилы. От Пиросмани не осталось никаких вещей - не осталось даже красок. По слухам, он умер в ночь на вербное воскресение 1918 года - это единственная существующая датировка.

Последствия

Он умер в тот момент, когда его слава только рождалась. Через год, в 1919 году, Галактион Табидзе упомянет его в одном стихе, как кого-то известного.

Пиросмани умер, а его картины все еще были разбросаны по духанам Тбилиси и братья Зданевичи продолжали их собирать, несмотря на свое сложное материальное положение. Если верить Паустовскому, то еще в 1922 году он жил в гостинице, стены которой были завешаны "клеенками" Пиросмани. О своей первой встрече с этими картинами Паустовский писал так:

Проснулся я, должно быть, очень рано. Резкое и сухое солнце косо лежало на противоположной стене. Я взглянул на эту стену и вскочил. Сердце у меня начало биться тяжело и быстро. Со стены смотрел мне прямо в глаза - тревожно, вопросительно и явно страдая, но не в силах рассказать об этом страдании - какой-то странный зверь - напряженный, как струна. Это был жираф. Простой жираф, которого Пиросман, очевидно, видел в старом тифлисском зверинце. Я отвернулся. Но я чувствовал, я знал, что жираф пристально смотрит на меня и знает все, что творится у меня на душе. Во всем доме было мертвенно тихо. Все еще спали. Я отвел глаза от жирафа, и мне тотчас же показалось, что он вышел из простой деревянной рамы, стоит рядом и ждет, чтобы я сказал что-то очень простое и важное, что должно расколдовать его, оживить и освободить от многолетней прикрепленности к этой сухой, пыльной клеенке.

(Абзац весьма странный - знаменитый "Жираф" был создан и хранился в увеселительном саде "Эльдорадо" в Ортачала, где Паустовский едва ли мог ночевать.)

В 1960 году открылся музей Пиросмани в селе Мирзаани и одновременно его филиал в Тбилиси - музей Пиросмани на Молоканской улице, в доме, где он умер.

Годом его славы стал 1969. В этом году выставку Пиросмани открыли в Лувре - и открыл ее лично министр культуры Франции. Пишут, что на ту выставку пришла та самая Маргарита, и ее даже успели сфотографировать для истории.

В том же году киностудия "Грузия-Фильм" сняла киноленту "Нико Пиросмани". Фильм вышел неплохой, хотя несколько медитативный. И актер не очень похож на Пиросмани, особенно в молодости.

После этого было еще множество выстаков во всех странах мира вплоть до Японии. Многочисленые афиши этих выставок сейчас можно видеть в музее Пиросмани в Мирзаани.

В конце XIX века Европа переживала научно-техническую революцию и одновременно развивалось отторжение технического прогресса. Ожил древний, античных времен, миф о том, что в прошлом люди жили в естественной простоте и были счастливы. Европа познакомилась с культурой Азии и Африки и внезапно решила, что это вот примитивное творчество и есть идеальная естественная простота. В 1892 году французский художник Гоген оставляет Париж и сбегает от цивилизации на Таити, чтобы жить на природе, среди простоты и свободной любви. В 1893 Франция обращает внимание на художника Анри Руссо, который так же призывал учиться только у природы.

Тут все понятно - Париж был центром цивилизации и усталось от нее начиналась именно в нём. Но в те же годы - около 1894 - начинает рисовать Пиросмани. Трудно предположить, что он устал от цивилизации, или что он внимательно следил за культурной жизнью Парижа. Пиросмани в принципе не был врагом цивилизации (а его заказчики-духанщики - тем более). Он вполне мог уйти в горы и жить сельским хозяйством - как поэт Важа Пшавела - но он принципиально не желал быть крестьянином и всем своим поведением давал понять, что он - городской человек. Он не учился рисовать, но при этом хотел рисовать - и рисовал. В его живописи не было идеологического мессаджа, как у Гогена и Руссо. Получается, что он не копировал Гогена, а просто рисовал - а получалось, как у Гогена. Его жанр не заимствован от кого-то, а создался сам собой, естественно. Таким образом он стал не последователем примитивизма, а его основателем, а рождение нового жанра в таком глухом углу, как Грузия - это странно и почти невероятно.

Помимо своей воли Пиросмани как бы доказал правильность логики примитивистов - они считали, что истинное искусство рождается вне цивилизации, и вот оно и родилось в Закавказье. Может быть именно поэтому Пиросмани стал так популярен у художников ХХ века.

Грузинский художник Пиросмани долгое время был непризнанным. Разработав свою собственную, для некоторых прямо-таки невообразимую технику живописи, он творчество ставил превыше всего. И, несмотря на свою нелегкую жизнь, наполненную тяготами и лишениями, возможно, он с помощью своих картин находил временное утешение. Будучи тифлисским бедняком, с помощью простых материалов и дешевых красок собственного изготовления он порой создавал творения с остросоциальным смыслом.

Непростая жизнь художника, повлиявшая на формирование стилистики картин

Николай Пиросманашвили

Николай Асланович Пиросманашвили или Нико Пиросмани (как он сам себя предпочитал называть) родился приблизительно в 1862 году в простой крестьянской семье в кахетском селе Мирзаани. Будучи еще мальчишкой, он осиротел, затем потерял и сестру.

В молодости он вынужден был некоторое время заниматься торговлей и работать в товарных поездах тормозным кондуктором. Незаметно для самого себя он увлекается живописью, расписывая стены своей лавки.

Пожалуй, чуть ли не вся жизнь Пиросманашвили – это испытания бедностью и голодом. Часто он зарабатывал себе буквально на ужин и стакан вина тем, что расписывал вывески для увеселительных заведений . Но, возможно, если бы его судьба была легкой и сытой, то мы бы и не познали творческую натуру этого художника.

Удивительно простая, но уникальная техника творчества

Поразительно то, что живя впроголодь и испытывая тяжкую нужду, художник Пиросмани часто писал картины, олицетворяющие пиры, гуляния, богатые застолья. Кое-кто находит в его творениях схожесть с древнегрузинскими фресками. И, действительно, есть в его работах что-то величественное, но при этом простое и душевное.


Пейзаж

Являясь художником-самоучкой, он самостоятельно выработал свой стиль, который в художестве именуют примитивизмом . Писал Пиросманашвили быстро, легко, не желая исправлять неточности. Самостоятельно выучив грузинский и русский языки, он на вывесках делал надписи и на одном, и на другом языке. При этом, нередко он делал ошибки в русских словах, но, по-видимому, не очень переживал по этому поводу.

Прежде всего, художник проявил себя как анималист и создатель портретов, отлично писал по фотографиям.



Баран (Пиросмани)


Кому-то может показаться странным, что художник писал на картоне, обычной белой или черной клеенке. Это объясняется тем, что клеенка была в любом, даже самом бедном грузинском доме, а для талантливого художника даже этот материал и несколько дешевых красок не станут препятствием на пути создания шедевра . К сожалению, и смерть настигла творца в бедности: умер он голодным и больным в 1918 году в подвале, пробыв там три дня в тяжелом состоянии.

Сегодня имя Нико Пиросмани – это олицетворение национального грузинского современного искусства живописи. Его чтят и помнят.

Выбор редакции
Однажды где-то в начале 20 века во Франции или, может быть, в Швейцарии, некто, варивший себе суп, случайно уронил в него кусочек сыра....

Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...
Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...