Новый закон правил пдд пропуск пешеходов. Когда не надо пропускать пешеходов


Водитель не пропустил пешехода, как быть? Когда водитель обязан уступать дорогу?Кто такие пешеходы? Штраф ГИБДД пешеходу. Штраф водителю, который не пропустил пешехода.Когда нужно останавливаться или можно просто замедлиться? Какое наказание грозит за то, что водитель не пропустил пешехода? Сейчас рассмотрим эти вопросы подробно.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога.

С того самого дня, когда на дорогах появились автомобили, началось противостояние пешеходов и водителей. Каждый из участников дорожного движения считает, что он главнее и хочет, чтобы пропустили именно его. Вспомните, когда вы за рулем своего автомобиля, то вас начинает раздражать поведение пешеходов, которые куда-то спешат и бездумно лезут под колеса. Или наоборот, медленно, вальяжно переходят улицу. Но картина кардинально меняется в тот момент, когда вы становитесь на какое-то время пешеходом и собираетесь перейти улицу. Такое ощущение, что все водители, разом забывают про ПДД, нагло не замечают вас и могут даже сбить пешехода .


Там, где встречаются пешеход и автомобиль, возникает конфликт интересов. Для того, чтобы интересы обеих сторон учитывались, не приводя к различным трагедиям, в правилах дорожного движения четко оговариваются права, обязанности и преимущества перед другими участниками движения, как пешеходов, так и водителей.

Кто такой пешеход?

Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства (ТС) на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Пешеход является участником дорожного движения, а значит, у него есть свои права и обязанности.

Участник дорожного движения — это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира ТС.

У пешехода при переходе через дорогу есть обязанности

1. Пешеход обязан принимать все возможные меры предосторожности и не создавать для водителей критических ситуаций. Пешеход не должен при переходе дороги заставлять водителей прибегать к торможению или маневрированию для предотвращения наезда.

2. Перед выходом на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии приближающегося ТС. В противном случае пешеход вправе выходить на проезжую часть только после того, как убедится, что водитель его видит и снижает скорость или что расстояние до ТС и скорость последнего позволяют совершить переход, не переходя на бег, равно как и не заставляют водителя экстренно тормозить во избежание наезда.

3. Перед началом движения необходимо оценить скорость и расстояние до приближающегося ТС.

4. Убедитесь в том, что вы не создаете помех водителям.

5. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящего ТС.

6. При переходе не останавливайтесь, если вы вышли на дорогу, продолжайте движение, не задерживаясь при этом.

7. Если вы слышите звук сирены от приближающего авто (полиция, скорая помощь, пожарная и т.д.), незамедлительно покиньте проезжую часть.

8. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеход не пользуется приоритетом перед ТС. Исключение (ПДД 13.1): пешеход, переходящий проезжую часть на перекрестке по линии тротуаров или обочин, имеет преимущество перед выезжающими с перекрестка ТС, завершающими правый или левый поворот.

Водители, а теперь вспомните, так ли мы себя ведем, когда становимся на какое-то время пешеходами? Или считаем, что мы самые главные на дороге? Если бы пешеходы выполняли хотя бы немного свои обязанности, то количество ДТП с наездом на пешеходов значительно снизилось бы в разы. Так что пропустил пешехода и спокойно поехал дальше.

Для пешеходов существуют следующие наказания

КоАП РФ N 195-ФЗ в ред. от 03.07.2016 г. с изменениями и дополнениями, вступили в силу с 15.07.2016 года

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром ТС правил дорожного движения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей .

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя ТС), — влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей .

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей .

Перейдем теперь к другому участнику дорожного движения — к водителям. Мы все со школы помним, что автомобиль — это источник повышенной опасности, а значит, у водителей ответственности и обязанностей больше, чем у пешеходов.

Обязанности водителей

ПДД пункты 1.2.3.5.6.7 (Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197, вступило в силу с 1 июля 2015 г)

1. Водитель ТС, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость ТС, то водители других ТС, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

4. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

5. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному ТС или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

6. Приближаясь к остановившемуся ТС с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей » , водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

Теперь перейдем к тому, что означает уступить дорогу пешеходу?

Уступить дорогу (не создавать помех) — это значит, что водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Другими словами, надо уступить дорогу — остановился и пропустил пешехода.

Ответ: Нужно и всегда!
И жестоко карать за нарушение этого элементарного правила которое неукоснительно выполняется за рубежом, а то наши горе, подчёркиваю, горе водители, им телегу водить, а не авто (средство с повышенной опасностью) совсем оборзели, но слава Богу, появилась надежда, что скоро с этим покончат.
Tags: ПДД

Tags: Когда, нужно, уступать, дорогу, пешеходам

В последнее время ГАИ беспощадно штрафует водителей, которые не уступают дорогу пешеходам... Но к сожалению...

Apr 12, 2013 - BY спросил ГАИ, как уступать дорогу грамотно. ... трактуют эту норму по-другому: уступить дорогу нужно даже пешеходу, которого... нет.


Несколько (на самом деле - много) слов пешеходам про ПДД...

В последнее время участились случаи, когда пешеходы проявляют слабое знание Правил при повышенной уверенности в своей правоте и при этом очень возмущаются, когда им сигналят.
Хочу в этом посте разъяснить некоторые моменты, касающиеся перехода проезжей части и тому подобных случаев, с точки зрения Правил дорожного движения.
Для тех, кто меня не знает: у меня есть машина, но я не фанат, за рулём езжу мало (4,5 года - 37 тыс. км.), и при хорошей погоде довольно много хожу пешком.
Главным катализатором изменения поведения пешеходов стали поправки несколько лет назад в п. 14.1 ПДД, который теперь звучит так:
"Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу <...>, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода."
Раньше про "снизить скорость или остановиться" ничего не было; машина могла проехать переход, если водитель считал, что не помешает пешеходу. Также в 10 раз ужесточили наказание за непропуск пешехода. Поправки правильные, но...
Некоторые люди стали понимать вышеуказанный пункт примерно в таком смысле: "Я могу переходить дорогу, не останавливаясь перед ней и не глядя на машины. Водитель теперь по-любому обязан меня пропустить, а как - меня не волнует."
Открываем ПДД:
"4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств."
Если совместить смысл вышеуказанных пунктов, то получится следующее.
ПДД не обязывают водителя реагировать на пешехода на тротуаре, даже если он (пешеход) вот-вот ступит на проезжую часть. Обязанности у водителя возникают только после того, как пешеход это сделает. У пешехода же обязанности возникают ещё до того, как он ступил на дорогу - он сначала обязан убедиться в безопасности своего перехода. Если говорить совсем простым языком: пешеход не имеет права выходить на дорогу "под колёса" и таким образом заставлять водителя экстренно тормозить. И если пешеход заставил водителя так сделать, то неправ в этой ситуации именно пешеход - он ступил на проезжую часть в нарушение Правил.
Вообще, ПДД запрещает резкое торможение; это разрешено только для предотвращения ДТП (п. 10.5).
Обязанность водителя пропустить пешехода (п. 14.1) возникает только при наличии пешеходного перехода. Что это? Любое место, где пешеход может переходить дорогу?
"Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 <...> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2."
То есть, пешеходный переход - это место, где есть "зебра" и/или соответствующие знаки. Причём, если нет "зебры", знаков должно быть ДВА - с одной стороны проезжей части и с другой (обозначают начало и конец перехода). Если нет ни знаков, ни "зебры" - пешеходного перехода НЕТ. Это не значит, что нельзя дорогу переходить. Можно, но п. 14.1 уже не действует.
Кроме того, следует помнить, что водители обязаны пропускать пешеходов только на переходе, но ни рядом с ним, ни тем более в 20 метрах от него. Если вы переходите дорогу РЯДОМ с пешеходным переходом, то водитель уже уступать не обязан, а вы - обязаны (см. п. 4.5). Было в моей водительской практике (а я, повторюсь, езжу за рулём мало) несколько таких случаев, когда люди спокойно-невозмутимо переходили дорогу перед машиной в 10-20 метрах от перехода, вынуждая тормозить, а в ответ на сигнал возмущённо показывали на знаки - дескать, вон же переход, я тут главный!
И ещё, в п. 14.1 обратите внимание на слово "нерегулируемый". Это значит, что если пешеходный переход находится на перекрестке со светофорами, то п. 14.1 НЕ ДЕЙСТВУЕТ. Многие люди (даже водители), к сожалению, этого не знают.
Теперь рассмотрим такую ситуацию:
Вот схема реального перекрёстка, который находится недалеко от нашего дома. Там нет зебры и знаков "пешеходный переход". Красная стрелка на схеме - пешеход, синие - автомобили.
Итак, пешеходного перехода тут нет. Но в ПДД есть пункт 13.1.: "При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает."
Получается следующая картина: автомобиль №2 должен уступить дорогу пешеходу (по п. 13.1), а автомобиль №1 - нет. Наоборот, пешеходы должны уступить дорогу автомобилю №1. Следует иметь это в виду, когда переходите дорогу в подобных местах.
И ещё. Велосипед - это тоже транспортное средство. Если он едет по проезжей части, он имеет (в отношении пешеходов) точно такие же права и обязанности, как и автомобиль. И пешеход, соответственно, тоже должен относиться к велосипеду так же, как к автомобилю.
Будет здорово, если вы перескажете вышенаписанное членам своей семьи, друзьям и знакомым. Можно показать им схему перекрестка и спросить, кто кому тут должен уступить дорогу. Полагаю, правильно ответить смогут далеко не все.
Давайте строить свой поведение на дороге исходя из Правил, а не исходя из того, как нам хочется.
Всем удачи на дорогах и не только.

Не пропустил пешехода, какой штраф в 2017 году, Как...

Теперь рассмотрим ситуации, когда нужно пропускать пешехода: ... Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте...

«Автоликбез»: как правильно на зебре уступать дорогу...

May 3, 2015 - На нерегулируемом переходе автомобилист должен уступить дорогу пешеходу. Именно уступить, а не пропустить, даже если человек...

ПДД РФ - 4. Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов Правил.

Какой существует штраф за непропуск пешехода? Таким вопросом задаются многие автомобилисты, которые по собственной невнимательности очень часто не уступают дорогу таким же участникам движения. Да, штраф за непропуск пешехода существует и составляет он 1500 рублей. Более подробно об этом будет написано в настоящей статье.

Главное

Все участники движения должны уважать друг друга и соблюдать ПДД. Это касается как водителей, так и пешеходов. Последние должны всегда переходить дорогу очень осторожно, предварительно посмотрев по сторонам. Ведь ситуация на проезжей части может развернуться самым неожиданным и неприятным образом.

В прошлом году в ПДД были внесены поправки, которые наделили пеших участников движения еще большими преимуществами. Поэтому, если водитель не пропустит человека на переходе, то штраф ему будет гарантирован. Стоит также отметить и то, что на дорогах ежегодно погибают и получают увечья сотни и даже тысячи людей. Это связано с невнимательностью пешеходов и самонадеянностью водителей. Поэтому участники движения должны знать правила и стараться соблюдать их.

Нововведения

Поправки, внесенные в ПДД, отдают большее преимущество пешим участникам движения. Конечно, за то, что водитель случайно обрызгал кого-то, проезжая через лужу, закон пока не наказывает, а вот если он не предоставил преимущество пешеходу, который шел через дорогу по зебре, то тогда ему грозит немалый штраф.

В том случае, если на проезжей части нет перехода - гражданин вправе перейти ее на перекрестке по линии тротуара и обочины.

С 2016 года пешеходный переход может располагаться и на трамвайных путях. Движущийся вагон также должен остановиться и дать возможность человеку перейти через дорогу. Штраф за непропуск пешехода составляет 1500 рублей.

Кроме того, с прошлого года в правила были внесены и другие корректировки. Например, выражение "пропустить пешехода" больше не действует. Вместо него появилась новая трактовка "уступить дорогу".

Еще одним важным нововведением является то, что раньше водитель должен был остановить свой автомобиль и пропустить человека. Теперь ему разрешено, не останавливаясь, продолжить движение через переход, если он при этом не создает помех людям, идущим через дорогу. В противном случае, водителю придется заплатить штраф за непропуск пешехода.

Санкции

Никогда не стоит забывать о том, что при движении по переходу преимущество имеет только человек, но никак не автолюбитель. Поэтому, если последний увидел на зебре людей, он должен незамедлительно уступить им дорогу.

Если напуганный человек начал метаться по проезжей части или ускорил шаг, чтобы не оказаться под колесами автомобиля, можно говорить о том, что водитель нарушил ПДД. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе составляет одну тысячу пятьсот рублей. Данное наказание для нарушителей за рулем предусмотрено КОАП.

В каких случаях полагается штраф

Автолюбитель обязан будет заплатить штраф за непропуск пешехода на переходе, если он совершил следующие действия:



Если невиновен

Ситуации, происходящие на дорогах, бывают разными. Иногда пешие участники движения сами нарушают ПДД, выбегая на дорогу навстречу движущемуся транспорту. Как же быть водителю в том случае, если он не виноват в том, что не пропустил человека? В этом случае может помочь видеорегистратор. Если все-таки водитель задел гражданина, переходившего дорогу по зебре, то отпираться будет бесполезно, особенно в том случае, если последний получил небольшие травмы.

В том случае, когда автолюбитель не пропустил на переходе велосипедиста, он может легко доказать свою невиновность тем, что последний не является пешим участником движения. Так прописано в ПДД. Кроме того, велосипедист должен взять свой транспорт в руки и перенести через дорогу.

Для того, чтобы водителю не получить штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе, ему нужно привлечь к данному делу свидетелей, которые подтвердят тот факт, что человек вышел на дорогу внезапно и у автолюбителя не было возможности вовремя остановиться. Хорошим доказательством здесь будут следы торможения на проезжей части.

Важно

Конечно, доказать отсутствие вины водителя при наезде на человека всегда очень сложно. Ведь гражданин, который управляет машиной, должен осознавать факт того, что его транспорт представляет собой опасность для окружающих и может стать источником травматизма. Поэтому, если автолюбитель заметил гражданина, переходящего дорогу даже в неустановленном для этого месте, то он должен затормозить и пропустить последнего. Это позволит ему избавить себя от неприятных последствий. Ведь в соответствии с законом водителя, который сбил пешехода, заставят возмещать причиненный последнему вред вне зависимости от того виноват он или нет.

Печальное развитие событий

Сотни и тысячи граждан ежегодно погибают под колесами транспорта при переходе дороги по зебре. И даже после ужесточения наказания ситуация лучше не становится. Как правило, в таких авариях ответственность всегда несет тот, кто был за рулем. Это происходит даже в тех ситуациях, когда человек внезапно вышел на проезжую часть.

Здесь сразу нужно отметить, что в том случае, если водитель просто не уступил дорогу гражданину, заставив тем самым последнего ускорить свой шаг - такой автолюбитель должен заплатить штраф ГИБДД за непропуск пешехода. В настоящее время он составляет 1500 рублей.

Если же водитель сбил человека на зебре, но последний пострадал не сильно, то автолюбителю придется расстаться со своим удостоверением на 1,5 или 2 года. В случае, когда гражданин получил серьезные повреждения или погиб, управляющему транспортом может грозить уголовное наказание.

Кто будет нести ответственность

Многих автовладельцев интересует вопрос о том, какой штраф за непропуск пешехода может получить человек, находящийся за рулем? В настоящее время, он составляет 1500 рублей. Лишение прав в данном случае не предусмотрено.

Необходимо также отметить, что поправки ПДД сильно ужесточают наказание именно для водителей. Пешеходы, как правило, к ответственности привлекаются очень редко.

Если раньше обгон был разрешен на переходе, когда на нем не было людей, то теперь он запрещен в любом случае. Несмотря на это, и автолюбителям, и пешим участникам движения нужно быть очень осмотрительными на проезжей части. Ведь ситуации бывают разные. Кроме того, взаимное уважение участников движения друг к другу поможет снизить количество аварий, а значит значительно уменьшится количество погибших людей.

Возмещение

Необходимо также отметить и то, что водитель, который наехал на человека, может быть привлечен к гражданской ответственности, вне зависимости от своей вины. На это указывают положения статьи 1079 ГК. Поэтому, если пострадавший обратится в судебный орган за компенсацией вреда, то автолюбителю нужно будет возместить его полностью. Все затраты на лечение и восстановление здоровья будут возложены на того гражданина, который был за рулем.

Ведь машина - это источник опасности для окружающих и в случае аварии может нанести человеку непоправимый вред. Именно поэтому каждый водитель должен быть более внимательным и осмотрительным.

Эффективно или нет

Как будут действовать принятые нормы на практике - это еще предстоит узнать. Тем не менее, ситуация не изменится, если водители и пешеходы не будут уважать друг друга. Люди не должны выбегать на дорогу прямо перед движущимся транспортом, а автолюбители обязаны пропускать последних даже в неустановленном для перехода месте. Ситуация не совсем понятная. Тем не менее, дело обстоит так, что человек может перейти дорогу в том месте, где ему удобно, если рядом нет перехода. Это положение очень сильно настораживает многих водителей. Кроме того, последних все больше интересует вопрос о том, сколько штраф за непропуск пешехода и можно ли его избежать?

Понести административное наказание придется в том случае, если инспектор ДПС выявит нарушение автолюбителя. Санкция КОАП предусматривает за содеянное штраф в сумме 1500 рублей. Данного наказания можно избежать, если представить доказательства того, что ПДД было нарушено не человеком за рулем, а пешеходом. Хотя на практике виновным всегда становится водитель, а человек, переходящий дорогу, всего лишь пострадавший от неправильных действий последнего.

Сегодня один из наших клубней заплатил штраф за так называемый "непропуск пешеходов" (статья 18.14 ч. 6). Пожалуй, пришла пора подробно рассказать, почему это в большинстве случаев явный развод со стороны ГАИ.

Типичная ситуация

Итак, стандартная ситуация: вы на светофоре поворачивали направо, а с противоположной стороны дороги начал переходить проезжую часть пешеход.

схема проезда

В чём пытаются обвинить

Вас останавливает ГАИшник и сходу начинает обвинять:

Вы нарушили статью 18.14 ч. 6, которая гласит:

КоАП РБ: 18.14 ч. 6. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении маршрутному транспортному средству, пешеходам , иным участникам дорожного движения –
влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин.

И тут же отсылают вас в ПДД:

ПДД: 2.51. преимущество - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения;

Казалось бы всё, как это ни парадоксально, но ГАИшники правы: даже на 10-полосной дороге вы, поворачивающий направо, обязаны дать возможность пешеходу, переходящему дорогу с противоположной стороны, перейти эту дорогу первым , т.е. предоставить ему право на первоочередное движение . Никого не волнует, что это глупо, бессмысленно, что если все начнут так пропускать, на на дорогах возникнут километровые заторы -- стране деньги нужны!

Как на самом деле, согласно ПДД

Однако! Всё не так просто. Начнём с того, что для водителя первоочередным документом являются таки Правила Дорожного Движения, по которым он сдаёт экзамен, а вовсе не КоАП. Таким образом, когда ГАИшник начинает с цитирования КоАП, он попросту путает причину и следствие. Водитель должен знать и соблюдать ПДД, а КоАП уже регламентирует меру наказания за нарушение пунктов ПДД.

В таком случае давайте разберёмся, что нам говорят ПДД о правилах проезда перекрёстков?

ПДД: 100. При повороте налево или направо водитель обязан уступить дорогу пешеходам , переходящим (пересекающим) проезжую часть дороги (по пешеходному переходу, а при его отсутствии по линии тротуаров или обочин), на которую он поворачивает, а также велосипедистам и всадникам, пересекающим ее соответственно по велосипедной дорожке и дорожке для всадников.

Итак, ПДД ясно и недвусмысленно нам говорят, что обязанность водителя в данном случае -- уступить дорогу. Смотрим, что же такое "уступить дорогу":

ПДД: 2.76. уступить дорогу (не иметь преимущества) - требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения ;

Скажите, пешеход на другой стороне дороги из-за ваших действий хоть как-то изменил направление или скорость движения? Нет? В таком случае поздравляю, вы дисциплинированный водитель, и выполнили всё, что вам предписывают ПДД в данной ситуации .

Дополнительное введение в заблуждение

Умный ГАИшник после вышеперечисленных пояснений извинится за недоразумение и пожелает вам счастливого пути. Однако большинство из них "закусывают удила" и пытаются ввести в заблуждение множеством хитрых способов. Попробую перечислить самые распространённые.

1. Но в КоАП сказано "предоставить преимущество в движении"!

Этот пункт уже разбирался выше. Водитель при движении по дорогам руководствуется не КоАП, а ПДД. Это его основной закон. Иначе для получения прав водитель обязан был бы сдавать экзамен не только на знание ПДД, а ещё и на знание КоАП. КоАП -- это, по сути, инструкция о размерах штрафов и мер наказаний, а не документ, регламентирующий движение по дорогам. И согласно ПДД водитель в данном случае не нарушил ничего .

2. В нашей внутренней инструкции сказано останавливать водителей, если между ним и пешеходом меньше двух полос!

Отлично. Это -- ваша внутренняя инструкция, регламентирующая ваши , ГАИшные действия, а вовсе не мои , водительские. И эта инструкция наверняка была создана для пресечения злоупотреблений с вашей стороны, чтоб не приходилось доводить до суда каждый случай, когда между водителем и пешеходом десять полос.

И даже если сейчас между мной и пешеходом было меньше двух полос, это вовсе не означает, что я нарушил ПДД. Это может для вас явиться причиной остановки, но это вовсе не делает меня автоматически виноватым. Поэтому да, спасибо что предупредили , разумеется я буду осторожен.

3. В ПДД написано: "уступить дорогу", значит "не иметь преимущества". Смотрим, что означает термин "преимущество"? Дать право на первоочередное движение! Вы нарушили ПДД!

И вот тут ГАИшники сознательно допускают несколько логических ошибок (на которые, кстати, ведутся многие водители).

Да, термин "уступить дорогу" подразумевает то же самое, что и термин "не иметь преимущества". Т.е. если где-то в ПДД сказано "не иметь преимущества", то нужно смотреть именно этот пункт ПДД (2.76), а не какой-то другой. Равно как если написано "уступить дорогу", то опять же нужно смотреть именно этот пункт ПДД. И что делать в случае необходимости уступить дорогу или не иметь преимущества, написано ясно и чётко, одним абзацем. Приведу его ещё раз:

ПДД: 2.76. уступить дорогу (не иметь преимущества) - требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения;

С какого перепугу в таком случае ГАИшник предлагает напрочь игнорировать пункт ПДД 2.76, вместо него предпочитая трактовать пункт 2.51, только наоборот? Глупость же.

4. Пешеход имеет право на преимущественное движение согласно ПДД!

ГАИшник прав. Глава 4, Права и обязанности пешеходов :

ПДД: 16. Пешеход имеет право:
...
16.2. на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

Но ведь вы не пешеход, вы водитель, правильно? А что должен сделать водитель, чтоб обеспечить пешеходу его право на преимущественное пересечение проезжей части? Глава 3, Права и обязанности водителей :

ПДД: 9.9. уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах и регулируемых пешеходных переходах при одновременном для водителей и пешеходов разрешающем сигнале регулировщика или светофора;

Глава 13. Проезд перекрестков:

ПДД: 100. При повороте налево или направо водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим (пересекающим) проезжую часть дороги (по пешеходному переходу, а при его отсутствии по линии тротуаров или обочин), на которую он поворачивает, а также велосипедистам и всадникам, пересекающим ее соответственно по велосипедной дорожке и дорожке для всадников.

ПДД: 107. При включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части дороги.

Получается, что пешеход имеет право на первоочередное движение. А как водитель обязан со своей стороны обеспечить пешеходу его право? Правильно, уступив дорогу ! Вот и всё. Со стороны водителя было сделано всё возможное, чтоб обеспечить пешеходу его право, всё согласно ПДД. И на самом-то деле этот пункт про право пешехода на первоочередное движение призван был регулировать спорные ситуации, когда разрешающий сигнал загорается одновременно для пешехода и водителя, чтоб они не тупили и не кивали друг на друга, кому первому начинать движение.

5. В 2.76 написано "если может вынудить ", а пешеход мог изменить скорость или направление. Так что вам штраф. А вот если бы он действительно изменил скорость или направление, то это было бы уже создание аварийной обстановки и совсем другая статья с другими штрафами.

Т.е получается, что если задумавшийся о чём-то пешеход, переходя дорогу, внезапно очнулся, испугался и остановился, увидев ваше транспортное средство, пусть даже до него было ещё 20 метров -- это уже "создание аварийной обстановки", т.е. статья 18.14 ч.10?

КоАП: 18.14 ч.10. Действия, предусмотренные частями 1–9 настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки

Как страшно жить. Давайте же посмотрим, что такое "аварийная обстановка".

КоАП: 18.14. Примечание. Под созданием аварийной обстановки в настоящей статье и статье 18.23 настоящего Кодекса понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц .

Обратите внимание на выделенную фразу. Условие создания аварийной ситуации -- это меры, предпринятые в связи с возникшей необходимостью обеспечения безопасности. Т.е. ситуация "шёл, испугался, остановился" -- это не аварийная ситуация. А вот "если бы не остановился , он бы на меня наехал" -- это уже аварийная ситуация.

Поэтому если вас вдруг начинают обвинять в создании аварийной обстановки, требуйте проведения следственного эксперимента, который покажет, что если бы пешеход продолжал движение с начальной скоростью и направлением, то его траектория пересеклась бы с вашей. Пересекается? Вы нарушитель, ничего не поделаешь.

Не пересекается? Вы тоже нарушитель, но уже по более мягкой статье.

Пешеход не менял ни скорость, ни траекторию, но, как утверждает инспектор, мог её поменять, и за это вас надо наказать? Тяжёлый случай. Поинтересуйтесь у инспектора, есть ли у него в штанах член. А если есть, то мог ли он его применить для изнасилования вот этого самого пешехода? Если мог, то не вызвать ли сюда наряд милиции для сопровождения доблестного инспектора-насильника в СИЗО?

Кстати говоря, вот этот аргумент насчёт "мог бы" для вас, как для водителя, является основным аргументом, почему вам лучше остановиться перед пешеходами заранее . Просто потому, что если вдруг пешеход действительно испугается, то вы станете нарушителем.

Однако наказывать вас за то, что пешеход теоретически мог остановиться -- незаконно. Иначе вас можно наказывать абсолютно за любой пункт ПДД. Вы ведь могли не заметить красный свет и проехать перекрёсток на запрещающий сигнал? Могли ведь? Штраф, значит...

И ещё один немаловажный момент при оформлении протокола за "создание аварийной обстановки". В этом случае в протоколе обязательно должны фигурировать свидетельские показания лица, которому эта аварийная обстановка была создана (иначе нет доказательств). Т.к. обычно ГАИшники такой "ерундой" не озадачиваются, то подобные протоколы потом легко обжалуются в суде, были прецеденты.

Доводим до абсурда

Очень легко перепроверить ошибочности логики ГАИшников, доведя их требование с предоставлением преимущества до абсурда.

Предположим, что их трактовка правильная, и вы, водитель, обязаны ждать, пока пешеход осуществит своё право на первоочередное движение, неспешно перейдя все 4-10 полос через дорогу. Хорошо. Рассмотрим аналогичную ситуацию с выездом со второстепенной дороги. Вы выезжаете со второстепенной дороги, а на главной в это время где-то далеко на горизонте плетётся, скажем, трактор. До перекрёстка он доедет через 5 минут.

Однако, что там нам говорит хитрая гаишная логика? "Водитель должен уступить дорогу! Уступить дорогу -- значит, не иметь преимущества! Не иметь преимущества -- значит, предоставить право на первоочередное движение!" Получается, согласно их логике, вы, выезжая со второстепенной дороги, обязаны ждать, пока этот трактор первым проедет этот перекрёсток? А потом ещё и все остальные автомобили, доведись им ехать по этой же дороге?

Абсурд ведь. А прокатывает, водители смирно платят штрафы...

Выбор редакции
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...

Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...

Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...