Символы в христианской архитектуре. Символика в современном мире


Первые христиане не ощущали надобности в постройке храма. Им казалось невозможным вместить в простое здание такое всеобъемлющее существо, как Бог. Показательны слова Октавия Минуция Феликса: «Какой храм ему построю, когда весь этот мир, созданный его могуществом, не может вместить его?.. Как заключу в одном небольшом здании столь великое существо?..» 42 Обоснование такого взгляда присутствовало в самом Писании: «Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис. 66:1).

После Медиоланского эдикта перед церковью встает задача обращения в христианство большого числа людей. Однако адекватной архитектурной формы, удовлетворяющей высоким духовным запросам новой религии, еще не существовало. Античный храм, имея великолепно разработанный внешний облик, «выявлялся вовне». К тому же молящиеся находились не внутри здания, а снаружи, перед ним. Все это служило «символом всенародности, понятой как полисная общительность, открытость...». Внутреннее помещение здания было лишь «ларцом», в котором помещались статуя божества и сокровища. 43 При создании же собственно христианской архитектуры экстерьер храма приобретает другое значение. Строгость и сдержанность внешнего вида уподобляются праведному христианину, заключающему внутри себя полноту духовного бытия. Акцент переносится на внутренний облик здания, что связано с чрезвычайной ценностью внутренней жизни каждого верующего. Не публичная открытость, а духовные глубины - вот что становится важным. Поэтому именно интерьер должен сообщить молящемуся, по мысли С. С. Аверинцева, определенную «душевную настроенность и дать иллюзию пребывания в бестелесном мире раскрытого и явленного смысла». 44 Способ раскрытия этого смысла и станет предметом творческих поисков художников при создании нового типа храма.

Первоначально для церкви использовали в основном такой тип общественного здания Римской империи, как базилика. Но и здесь, еще в рамках старого, осуществляется отход от телесной, пластически выразительной красоты античности и устремление к красоте развеществленной материальности используемого при строительстве камня. Дальнейшие поиски приводят к тому, что стена приобретает легкость и «невесомость», она как будто не подвержена силе земного притяжения, материя преображается и просветляется духом. Следует указать некоторые конкретные проявления привнесенного в архитектуру спиритуалистического смысла, пока на примере базилики. Во-первых, это новый характер ритмики и новые колонны. Движение пространства к алтарю определяется равномерным ритмом колоннад. Но в отличие от античности этот ритм организует пространство, а не пластически выразительные архитектурные формы. Пространство же - это нечто бесплотное и потому представляющее духовность. Тем самым ритмичное движение пространства приобретает духовный характер, становясь при этом значительно важнее чувственновоспринимаемой красоты материализованных форм. 45 Сами колонны не демонстрируют теперь своей телесности: их делают гладкими, полированными, без каннелюр. «Блеск их твердой поверхности» не дает «пространству взаимодействовать с ними, заставляя его нейтрально огибать опоры». 46 Массы опор, таким образом, не вовлекаются в общее духовное движение. В целом происходит утрата античных тектонических принципов; массы теряются, уступая место пространству, их стараются ограничить и вытеснить на периферию восприятия. Во-вторых, в базиликах учащаются случаи использования опирающихся на колонны арок. Эти аркады постепенно занимают место классического горизонтального антаблемента. Данный способ построения принесен из Сирии. Здесь в базиликах нередко вместо внутренних колоннад применялись мощные столбы, связанные друг с другом арочными пролетами. По мере дальнейшего развития архитектуры колонны, несущие арки, становятся более тонкими и сильнее вытягиваются вверх в сравнении с античными. Этим устраняется излишняя массивность архитектурного материала. Полукружия арок, вырастающие над колоннами, словно снимают «закон тяготения». Камню сообщается «невесомость», он до известной степени развеществляется. Мягкий арочный изгиб противоположен «телесной логике прямого угла», образуемого элементами ордера. Поэтому теперь в базилике «место твердого стояния на земле заступает тихое парение в пространстве». 47 Свой завершенный вид такое одухотворенное парение приобретает в тех византийских купольных храмах, в которых осуществилось соединение центрально-купольной архитектуры с базиликальной.

Теперь следует рассмотреть символику архитектурных форм купольных храмов, сыгравших значительную роль в духовной переориентации искусства, начавшейся еще в катакомбной живописи. А. И. Комеч считает возможным проследить развитие религиозной архитектуры в V-VI вв., исходя из распространенной в III-IV вв. аналогии, уподобляющей сотворенный Богом мир - храму. Идея эта постепенно усваивалась людьми в течение IV-VI вв., определяя специфику художественных творений и общественных вкусов. О таком уподоблении говорит Василий Великий в «Беседах на Шестоднев»: «Не обступим ли... сию великую и полную разнообразия Художественную храмину Божию созидания... не будем ли рассматривать украшение вселенной?». 48 Отсюда вскоре вырастает стремление к символическому сближению архитектурного образа храма с образом Вселенной. Собственно же купольные представления вызывает трактовка неба. Вот что об этом пишет Василий Великий: «Небо, по слову Пророка, поставленное яко камара (Ис. 40, .22)...». 49 Речь идет о следующих словах Исайи: «...Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (Ис. 40:22). Также у Феофила со ссылкой на авторитет того же пророка находим аналогичное понимание неба, сравниваемого с кровлей, сводом. Все это, по выражению Василия Великого, касается «очертания неба». 50 То есть можно сказать, что символика купола в храмовой архитектуре, по всей видимости, связана с трактовкой неба » как свода.

Искусствоведы отмечают «висячий» характер композиции купольных храмов, когда ее движение идет сверху вниз. Показательно в этом отношении описание процесса божественного творения у Феофила, приводимое А. И. Комечем. Феофил считает, что Бог в отличие от человека, находящегося внизу и потому начинающего строить дом с его основания, творит мир иначе: как сказано в Библии, вначале сотворено было небо. Исходя из восприятия Вселенной как «Художнической храмины Божия созидания», становится понятен своего рода перенос принципов божественного творчества на творчество человеческое при постройке культовых сооружений. 51

Во многом благодаря такой как будто зависшей композиции возникает ощущение определенной бесплотности архитектурного материала, легкости интерьера здания, так что даже больших размеров купол кажется невесомым, парящим в воздухе, словно подвешенным с неба. Особенно выразительно выглядит парение купола в соборе Св. Софии в Константинополе. 52 Ведь здесь эффект невесомости усиливается еще и потоками света, струящегося из 40 окон в основании купола. Эти потоки практически растворяют в глазах созерцающего тонкие простенки между окнами. В такой бесплотности опять-таки можно увидеть аналогию с пониманием мироздания, созданного Богом. Василий Великий говорит: «...касательно сущности неба довольно для нас сказанного у Исайи, который... дал нам достаточное понятие о природе его: Утвердивый небо яко дым (Ис. 51, 6), то есть для сотворения неба Осуществивший естество тонкое, не твердое, не грубое». 53 Сама земля, несмотря на свою тяжелость и материальность, не имеет массивных опор: «...на чем опирается этот огромный и несдержимый груз земли? - ...в руце Божией концы земли (Пс. 94, 4)». 54

Так, из уподобления мироздания храму постепенно вырастает обратная аналогия: зодчими возводятся храмы, соответствующие религиозным представлениям о Вселенной. В итоге же в процессе развития купольной архитектуры складывается особая символика архитектурных форм, вырабатываются определенные способы создания «бесплотной» атмосферы парения внутри культового сооружения. Все это отвечало спиритуалистической направленности новой религии.

Архитектура – явление сложное. Она возникла и существует вследствие общественной потребности в ней. Постройки служат для практического использования и в то же время они являются (или должны являться) произведениями искусства. Поэтому одни склонны придавать большое значение практической стороне архитектуры, другие ее специфике, как особого вида искусства. Русский деревянный дом с древних времен представлял собой целый мир, и все его элементы составляли общую систему, отражающую представления о мироздании. Важной частью этой системы были деревянные резные украшения, которые укреплялись на фронтонах, пилястрах, наличниках, и которые являлись закодированной в устойчивых художественных образах и символах родовой коллективной памятью народа. Томичи украшали свое жилище с момента основания города, при этом сословие и состоятельность не имели большого значения. Безусловно, купеческие особняки и доходные дома были краше, но и бедные дома встречали приветливым узором наличников, причудливо вырезанными деталями крылечек, устремленными в небо коньками. Термин «декор» в архитектуре тесно связан с термином «орнамент», который состоит из сочетания полезного и красивого. В его основе лежит функциональность, а красота приходит вслед за ней. Орнамент не существует в виде самостоятельного произведения искусства, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, он представляет собой достаточно сложную художественную структуру. Являясь древнейшим видом изобразительной деятельности человека, он нес в себе символический и магический смысл, знаковость. Ранние декоративно-орнаментальные элементы могли являться только отвлеченными знаками, выражая чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Приступая к основной части сообщения, необходимо сказать следующее - это первая попытка систематизировать знаковую символику томского архитектурного декора, хранящегося в Музее деревянного зодчества или встречающегося в узорах деревянных домов на улицах города. При этом использованы литературные источники / Трудно дать точную дату возникновения того или иного знака. Орнамент мог возникнуть в верхнепалеолитическую эпоху. (15-10 тыс. лет до н.э.) В те далекие времена был он исключительно геометрическим, состоящим из строгих базовых форм, круга, креста и квадрата. Это универсальные формы. Изначально знаки выполняли лишь вспомогательные функции и наносились на невидимые части - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и т.д. Постепенно знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться как художественная составляющая. В последующие времена художники просто копировали старые формы, имевшие в древности совершенно определенный смысл. Рассмотрим первую группу знаков, которые часто употреблялись в деревянном зодчестве в качестве элементов декора. Символ «круг» - воплощение представлений о важнейших основополагающих качествах: абсолютное равенство, единообразие, бесконечность, вечность, круговорот. Круг ассоциировался с понятием небесного совершенства- Бог, Небо, Космос, Солнце. «Понятие «святости» и вместе с тем «чистоты», «белизны»пишет в частности В.И. Равдоникас,- в первобытном сознании увязывается с «небом» и его воплощениями в солнце, «луне».

p. 2

Отсюда изобразительная символика святости, божественности - круг, образ неба или солнца. Символ «круг»- солярный знак, древнейший астральный символ, который на протяжении существования цивилизации являлся одним из почитаемых и любимых. Так обозначался солнечный диск в Египте, Малой Азии, Месопотамии, языческой культуре Древней Руси. Знак «половинный диск» символизирует светило на восходе или на закате. В количестве лучей также заложена символика - числа 5 или 3, которыми отмечаются границы участков неба, третья часть неба - та условная область пространства, где солнце находится в полдень. Наиболее широко эти знаки встречаются в архитектуре Томска в Х1Х – начала ХХ вв. Архитекторы модерна также активно использовали этот знак. Символ «квадрат» - в отличие от круга связывается с идеей земного начала как места обитания человека. Своеобразная система координат, где выделены стороны света. Четырехугольник с крестом еще более усиливает это значение, образуя центр, ось координат. Небо-круг выступает как Бог-творец, тогда как земля-квадрат - творимое, производное, созданное при посредничестве креста. Символ «крест»- древнейший сакральный знак, происходящий от схематического изображения птицы, подчеркивающий идею центра, точка пересечения верханиза, правого-левого. Знак, упорядочивающий пространство, вертикальный стержень креста в первобытном сознании отождествлялся с Осью мира, Мировым Древом, соединяющим небо и землю. Его называют «знаком знаков» С доисторических времен служит религиозным, охранительным символом практически в каждой культуре мира. Скандинавы изображали молот Тора - бога грозы и войны - в виде Т-образного креста, он символизировал грозу, молнию и дождь. Крест был также атрибутом богов Ассирии, Персии и Индии. В христианском искусстве знак утвердился в качестве почитаемой эмблемы лишь в конце VI века. Он стал неотъемлемой часть церковной обрядности, а также одним их главных символов в искусстве, архитектуре. Существует довольно значительное количество разновидностей крестов, мы рассмотрим некоторые из них, чаще всего встречающиеся в нашей практике. Греческий равноконечный крест - самой простой формы, использовался в самых различных значениях как символ бога солнца, бога дождя, так и элементов из которых создан мир- воздух, земля, огонь и вода.

p. 3

Косой крест – очень распространенный мотив. Он встречается в разные эпохи от палеолита до Х1Х века. Напоминает первую букву написания имени Христа В зависимости от цвета имеет различное значение Синий или белый цвета – знак святого апостола Андрея. Часто употребляется в архитектурном декоре как декоративный элемент, а также как солярный знак, обозначающий Божественный огонь, сжигающий все плохое. Спираль - относится к числу древнейших знаков, имеющих громадное значение для орнамента всеобъемлющая формула, из нее древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий. Спираль воплощала основные закономерности природы, их взаимосвязь, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. Развитие всего в мире совершается по принципу спирали. Каждый виток - конец одного цикла и начало другого. Волюта – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко. Волюта восходит своими корнями к образу Мирового Древа. В архитектуре это прослеживается в капители, где волюта является важнейшим конструктивно-художественным элементом. Мотив волюты в капители мы встречаем уже в Египте и Греции. «Охранители» Древа, ибо в Месопотамии в виде волютообразных завитков изображали и рога небесных козлов или быков. Свастика (Несущая добро) - один из самых ранних символов, встречается у всех народов. Солярный символ, счастливый знак, плодородие, благополучие, щедрость, движение и сила солнца. В христианском изображении это не просто символ стихии, но того, кто распоряжается стихиями- вечного ветра, Святого Духа. Свастика является одним из самых древних и широко распространённых графических символов, который изображался многими народами мира на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов Символ встречается с VIII тыс. лет до н. э.,

p. 4

предположительно из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в позднем палеолите. У свастики, как символа, много значений, у древних народов она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия, и способна символизировать философские категории. Первые сведения о свастике как о христианском символе и варианте креста обнаружены в трудах ученого-иезуита аббата Ь.Мартиньи в 1865г. Символ «ромб» - считается, что знак в виде ромба в народной и древней орнаментике происходит от условного изображения земельного участка и является символом земли. В скифо -сарматии он же обозначал Солнце, Мировое Древо. В различные исторические эпохи ромб символизировал Великую богиню, родительницу всего сущего. В позднейшие времена ромб стал символом плодородия. В христианской иконографии ромб сочетался с изображением Богоматери, кроме того, ромбы с крестами или растительными розетками, полусферы и равноконечные кресты – это символические знаки изображения Серафимов, Херувимов, Ангелов, Апостолов. В архитектурном декоре Томска ромб встречается в оформлении наличников, как один из орнаментальных мотивов. Символ «треугольник»- служил одним из символов Земли. В христианстве треугольник служил символом божества «всевидящее око», в этом случае из треугольника исходят солнечные лучи, он связан с символикой солнечного культа. Треугольник в разных его модификациях обычный в архитектурном декоре орнаментальный мотив, особенно употребляемый в Х1Х-ХХвв. Заканчивая краткий обзор геометрических символов, необходимо сказать, что в христианской изобразительной системе они соответствуют отвлеченным, точнее Божественным понятиям: квадрат-твердость веры, круг-символ вечности или в ином значении - изображение Небесных сил. Они же составляют особую группу знаков - так называемые силовые Солярные «солнцеярые», знаки, их насчитывается около 144 видов. На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора, созданные древними цивилизациями, сохранялись и повторялись. Отметим также наличие в томском деревянном декоре и других орнаментальных мотивов. Один из них- это картуш.

p. 5

Картуш (cartoccio сверток, кулечек) - в архитектуре и декоративном искусстве - «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка»], на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши возникли в период Возрождения на рубеже XV-XVI веков. В эпоху барокко и рококо картуши приобретают более сложные, часто асимметричные формы, на первый план выходят декоративные свойства элемента, который зачастую не несет никакого внутреннего изображения. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма. Распространившиеся в XVI-XVIII ст. картуши украшают парадные входы во дворцы. Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Меандр - идея вечного движения, бесконечного повторения, пришел к нам из Древней Греции. На смену древнему геометрическому орнаменту приходит так называемый плетеный орнамент. Мотив плетенки возник от вдавливания веревки в сырую глину, позднее в плетенку стали вплетать головы, хвосты, лапы животных, особенно это характерно для Скандинавских народов. Там же появляется мотив драконообразного животного. Дракон олицетворял молнию, считался покровителем жилья и огня. Змея - символ вечно восстанавливающегося мирового порядка. Появление растительного орнамента связано с искусством Древнего Египта Цветок лотоса - атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья.

p. 6

Дерево жизни (др.-рус. райское древо) - мифологический образ во многих культурах. В книжности и фольклоре это мотив, отражающий представления о библейском древе жизни посреди рая. Концепция Древа Жизни использовалась в религии, философии и мифологии. Обозначает взаимосвязь всей жизни на нашей планете и служит метафорой для общего происхождения в эволюционном смысле. Термин древо жизни может также быть использован в качестве синонима священного древа. Древо знания, связывающее небеса и подземный мир, а также древо жизни, связывающее все формы жизни, оба являются формами мирового или космического древа. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, божественное дерево, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост самого человека». Розетка (ромашка, маргаритка) пришла к нам из Древней Месопотамии. Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть сверху. По всей вероятности, розетка, ее круглая форма воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии – «все возвращается на круги своя». Фигура розетки оказалась наиболее устойчивой, и в декоративной народной резьбе по дереву является одним из основных элементов узора. По своему начертанию она близка к цветку. В розетке как бы воплотилась идея о связи животворящих солнечных лучей и обильного произрастания цветов и трав на земле. Интересно, что в Литве некоторые цветы (например, маргаритки и розы) считались цветами солнца. Круг с вращающимся расчленением (так называемое «сегнерово колесо») является графическим изображением вращающегося колеса-солнца Часто встречается в ассирийском искусстве изображение шишки. Предполагают, что это кедровая шишка и символизирует она мужество. «Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона, а одним из славных подвигов Гильгамеша (героя месопотамского эпоса) была победа над чудовищем Хубабу- повелителем кедров». Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия). Акант, пальметты, кимы (набегающие волны из стилизованных листьев).

p. 7

Трилистник или крин - символизирует чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы. В различные времена в орнаментику добавлялись все новые и новые символы. В любой сакральной традиции числа играют важную роль. Число три считается самым магическим и священным во многих культурах. Символ трех перекрещивающихся листов был найден 5000 лет назад в культуре индейцев, его значение стало известным с VIII века. В кельтской культуре тройка символизировала полноту, завершенность, совершенство - прошлое, настоящее, будущее; небо, земля, подземный (потусторонний) мир. Умноженная сама на себя тройка давала в результате девять - знак высшего достоинства. Концепция троицы, тройственных божеств также универсальна и встречается практически во всех индо-европейских религиозных и мифологических системах. В христианском символизме Трилистник представляет собой Святую Троицу: отца, сына и святого духа. Круг посередине означает вечность, в то время как перекрещивающиеся линии символизируют неразделимость. Таким образом, Трилистник указывает на то, что Святое Семейство состоит из трех элементов: власти, чести и славы и они неразделимы в одном Боге. Языческая религия утверждает, что этот символ представляет жизнь, смерть и возвращение к жизни, как бесконечный цикл, так же как и три силы природы: земля, воздух и вода. Три круга символизируют женский элемент и элемент плодородия. Примеров обращения и активного использования томскими мастерами орнаментальных мотивов стиля барокко можно привести достаточно. Динамика сложных объемных форм, беспокойный ритм кривых линий, которые создают сложные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов почти полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты Узоры часто имеют С и S-образную форму. Как и геометрические фигуры использовались томскими мастерами сюжеты, традиционные для древнеславянской мифологии. Сирин - птица-дева, чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску, является лишь счастливым людям. Элемент, часто встречающийся в орнаментике европейской части России, в Томске существует едва ли не единственном экземпляре по адресу ул. Крылова,4.

p. 8

Звериный орнамент в эпоху средневековья был основой для создания композиций рельефов и был неиссякаемым источником для народного искусства. Звериная символика характеризует свойства нематериального мира, изображение коня свидетельствует о движении к Высшему Идеалу, Конь у славян символизировал бога солнца - Хорса и был его эмблемой. Олицетворение бога Солнца в виде коня повлекло изображение коня в резном убранстве крестьянских изб в качестве древнего охраняющего образа, привлекающего добро на хозяина дома. Конские головы- «коньки» украшали верх кровель Часто на резных наличниках и подзорах- конь с развевающейся гривой, похожей на лучи Солнца. Изображение рыбы - древний символ Спасителя, Изображение птиц - символ праведных душ. Водоплавающие птицы олицетворяли водную стихию. Русский язык сохранил нам тот смысл, который вкладывали наши предки, создавая свое жилище - улица -у лица, дверь-доверие, наличник- на лице. Фронтон в древней Руси назывался «чело», следовательно - края крыши, образующие треугольную форму с фасада- причелины. Смысл окна изначально отождествлялся с оком. Чистота ока в православном учении имеет большое значение, ибо глазами человек воспринимает свет Божий. В православной архитектуре окно-это вход Нетварного Света, поэтому все оформление, которое прилагается к оконному проему, несет охранную функцию. Дом для православного человека испокон веков считался малой церковью, и жизнь вся была связана с богослужением, церковным и домашним. Общий духовный настрой был молитвенным - прославляющим Бога. И мастер, изображая в резьбе птиц, цветы,

p. 9

геометрический орнамент помнил о Создателе всего живого и прекрасного, перенося свой духовный настрой в рисунок. Художественный язык деревянной резьбы развивался самобытно и самостоятельно, достаточно независимо от смены стилей появляющихся в художественных центрах. Он существовал параллельно с классицизмом, модерном и другими «большими» стилями, непринужденно и чутко откликаясь на изменение форм городского декора. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна, что дает возможность видеть стойкость культурных традиций в применении древних символов, элементов, украшавших жилища наших предков. Сегодняшний день, с его типизированным, штампованным строительством жилых домов уносит нас все дальше и дальше от рукотворной культуры русских мастеров, обрекая ее на забвение. Архитектура теряет не только гармонию и красоту, рвется тонкая связующая нить поколений. Уходят мировоззренческие знания, остается жилплощадь. Елена Ивановна Рерих прозорливо писала одному из своих адресатов «Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии». В следующих заметках мы расскажем о декоре томских домов и тех символах, которые можно увидеть, если внимательно присмотреться к орнаменту. Список использованных источников. 1.Ащепков Е. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.: Изд.Академии архитектуры,1950 2. Багдасаров Р. Мистика огненного креста.М.:Вече,2005. 3. Буткевич Л.М. История орнамента.М.:Владос,2008. 4. Мартиньи М. Словарь христианских древностей.1865 5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987 6. Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР,2003. Т.5. С,344 Боровинских Н.П. Уткина Е.Л.

«Знаки и символы искусства» - Винсент Ван Гог. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Суета сует. Н. Римский-Корсаков. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Звездная ночь, 1889. Рerpetuum mobile. Натюрморт с устрицами. Музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

«Духовная жизнь» - Трудовые. Искусство и духовная жизнь. Особенности искусства. Игровая. Тенденции духовной жизни современной России. Биологонизаторские. Причины появления искусства: Духовная жизнь в России всегда отличалась своеобразием. Что такое искусство? Основные черты. Истоком искусства стал труд. 3. Образность.

«Искусства и гуманитарные науки» - Изобразительное искусство и архитектура Социология. Обучение и научно-исследовательская деятельность. Искусства и гуманитарные науки. В ходе обучения студент изучает такие дисциплины: Формы обучения: очная / заочная (дистанционная), договорная. Широта и глубина; теория и практика. Выпускник университета по направлению «Искусства и гуманитарные науки» может работать:

«Мир искусства» - «Март» Исаак Ильич Левитан (1860-1900). «Девочка с персиками» Валентин Александрович Серов (1865-1911). Галерея художников. Что вам там запомнилось? Скульптура. Портрет А.С. Пушкина, работа В.А. Тропинина. А знаете ли вы где хранятся подлинные произведения изобразительного искусства? Государственная третьяковская галерея в Москве.

«Символы и знаки» - В традициях народного искусства славян изображение ромба –обозначает землю. Что такое знаки и символы? Где можно найти знаки и символы. Знаки и символы возникли на заре человечества. Например: (любой медицинский знак). Исторический путь знаков и символов. В жизни: в области дорожного движения, в медицине….

«Искусство в жизни человека» - В нашем путешествии по разным видам искусства Вас ждёт немало открытий. Мы будем работать в паре, выполнять творческие задания, петь, создавать проектные работы, искать информацию, создавать презентации, смотреть фильмы и др. Вы обязательно достигните Вершины познания искусства, с которой открывается удивительный Мир!

Всего в теме 20 презентаций

Масонские символы в архитектуре Москвы,ч.2

Масонские символы отражают в основном строительную тематику: угольник, молоток, топорик. Кроме этого, масоны собрали и более древние знаки, такие как шестиконечная и пятиконечная звезды, всевидящее око, наделив их своими тайными смыслами.
Архитекторы оставляли эти тайные знаки на зданиях, порой ничего не подозревающих владельцев, таким образом, передавая сообщения для других масонов. Поэтому, увидев на здании что-то напоминающее масонскую символику, надо изучать, кто был архитектором, а кто владельцем этого дома.

Итак, основные масонские символы и их значение:

Лучезарная дельта - один из самых древних символов, в христианстве знак «всевидящее око». Этот символ появляется на изображениях еще со времен Древнего Египта. У масонов знак напоминает о всепроникающем божественном взгляде, о присутствии Великого архитектора вселенной (Бога) во всех деяниях масонов
Две колонны (Яхин и Боаз) - «утверженный силой» и «утвержденный богом». Два медных или латунных столба, которые стояли в храме Соломона в Иерусалиме
Три кольца - триединство религий (иудаизм, христианство, античность)
Круг - символ вечности
Раковина и жемчужины - символы саморазвития, каждый человек как песчинка должен вырастить из себя жемчужину;
Фартук вольного каменщика - атрибут принадлежности к масонству
Линейка и отвес - равенство сословий
Циркуль - символ общественности
Дикий камень - грубая нравственность, хаос
Ветвь акации - бессмертие
Гроб, череп, кости - презрение к смерти, печаль об исчезновении истины
Мечь -карающий закон
Саламандра - древний алхимический символ
Химеры - несбыточная мечта, к которой нужно стремиться

Масонство всегда было тесно связано с архитектурой. Не случайно члены ложи называли Бога Великим зодчим или Архитектором вселенной, а среди основных символов были циркуль, мастерок и отвес. Сам по себе процесс строительства здания мог отсылать к созданию нового, более совершенного общества. Во многом поэтому тайное общество открывало миру свою философию в основном через архитектуру.Безусловно, причисление того или иного архитектурного элемента к масонской символике сразу вызывает вопросы — в этом можно увидеть паранойю или уверенность в существовании мировой закулисы. Однако масонство может стать возможностью и просто еще раз открыть для себя знакомый город как место, полное старинных загадок и тайных обществ.

Архитектор В.И. Баженов, строивший дворец в Царицыно и ещё многие здания в Москве, тоже был масоном. Как изветно, Екатерина II не приняла этот дворец, велела его разобрать и отстранила Баженова от строительства.

Дворец в Царицыно, построенный Баженовым и его учеником Матвеем Казаковым нередко называют «архитектурным справочником» масонской символики.Можно увидеть похожие на различные циркули, звезды или лестницы элементы декора на фасадах зданий, но они не имеют четкой выраженности и толковать их можно по-разному… Екатерина II высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе».Зодчий учёл пожелания императрицы, но не пошёл у них на поводу.Конечно,следует иметь в виду, что в 1770-е годы в русской архитектуре шёл поиск нового архитектурного языка, в процессе которого возникали необычные идеи.

Екатерине II понравился представленный проект, и в мае 1776 года началось строительство. Были заложены три здания вдоль Берёзовой перспективы (Малый и Средний дворцы и Третий кавалерский корпус), павильоны и Фигурный мост. Работы шли успешно: уже в августе Баженов докладывал, что Фигурный мост почти закончен, а «прочие же три дома в половине уже возведены, которые неотменно в нынешнее летнее время совсем к концу приведены будут, есть ли не захватит ненастье».Однако уже к концу года начались неурядицы со стройматериалами и финансированием; временами это повторялось на всём протяжении строительства, которое растянулось на десятилетие — вопреки планам зодчего уложиться в три года. Баженов писал многочисленные письма чиновникам,чтобы строительство не останавливалось, ему приходилось даже брать кредиты на своё имя и вести стройку за свой счёт. Во время работы над царицынским ансамблем Баженов был вынужден продать свой дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой.Во время посещения строительства,которое было внезапным.императрица приказала «учинить изрядные поломки» и представить новый проект главного дворца.Строителюство передали ученику Баженова М.Казакову.Маловероятно,что Екатерина свободно разбиралась в символике «вольных каменщиков»,но недоброжелателей хватало.Несмотря на то,что ряд масонских символов восходит к христианской эмблематике — под снос пошли бы все царицынские постройки Баженова.

Матвей Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века, но тем не менее новый дворец входил в противоречие с существующей застройкой.Однако элементы готической архитектуры стали более выраженными благодаря восьми башням, акцентировавшим углы по периметру дворца. Казаковский дворец более баженовских предшественников похож на классический средневековый замок.

Некоторые исследователи предполагают, что подлинными причинами монаршего гнева стали принадлежность Баженова к масонам (архитектор прошёл обряд посвящения в 1784 году по поручительству Н. И. Новикова и был принят в ложу «Девкалион», мастером стула которой был С. И. Гамалея) и его тайные контакты с цесаревичем Павлом.Масонство Баженова нашло явное отражение в царицынских постройках. Декор многих зданий, загадочные кружевные каменные узоры отчётливо напоминают масонские шифры и эмблемы;само построение ансамбля, его планировку иногда считают также неким масонским шифром.Иконографическую программу масонской символики Царицына неоднократно пытались расшифровать, но без какого-либо достоверного результата; признаётся, что пока это невозможно.И тем не менее...

В Европе была всего одна масонская ложа, принимавшая и дам в свои члены. Символом этой ложи был лежащий мопс. Дизайн Виноградных ворот в поместье Царицыно раньше мог похвастаться керамическими фигурами этих прелестных животных, но их, к сожалению, уже нет. Но, вот, виньетку, изображающую циркуль с виноградной лозой, еще можно увидеть. В Царицыно вообще масса таких находок.


В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. К этому моменту строительство Большого царицынского дворца вчерне завершилось, здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы.Новый император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно — оно ему не приглянулось. 8 (19) июня того же года последовал указ «в селе Царицыне никаких строений не производить».

Москвская экскурсия «По следам вольных каменщиков»получается довольно объемной.

На барельефе дома №11 в Гагаринском переулке отчетливо можно разглядеть ряд символов, присущих тайной ложе - стандартный для масонской символики - угольник, топорик и лопатка.

Масонские знаки сохранились в интерьере.Центрального Дома Литераторов на Поварской.Дом был построен архитектором Петром Бойцовым для князя В.В. Святополк- Четвертинского. Далее особняк приобретает графиня А.А. Олсуфьева, чей муж являлся известным масоном, которая прожила здесь вплоть до 1917 года. До революции здесь часто проводились собрания масонов. После революции (1928 году) в этом замок был передан Союзу писателей. Именно этот дом был прообразом массолита в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1995 году в этом здании была зарегистрирована Великая ложа России.



Дом страхового общества России на Сретенском бульваре является одним из красивейших памятников архитектуры. Знаменитый архитектор Ла Курбуазье говорил, что можно снести весь исторический центр Москвы, но обязательно оставить именно этот дом. Дом являлся уникальным для своего времени: в нем находилось всего 146 квартир, площадью об 400 до 600 метров; собственная система водоснабжения, отопления. Первыми жильцами дома были деятели культуры, затем военные. В советское время здесь был многочисленные коммуналки.
Снаружи дом украшен многочисленными изображениями чудных животных, а под одним из балконов спряталась огромная саламандра. Хочется отметить, что раньше дом был красного цвета. Колонны, которые обрамляют окна были выкрашены в белый и черный цвета («Яхин и Боаз»). Под самой крышей здания можно увидеть фигурку слона - символа победы Христа над смертью.



Фасад Храма Троицы Живоначальной в Серебряниках украшает лучезарная дельта.



Здание бывшего Английского клуба (ныне Музей современной истории) относится к тем немногим, которые сохранились после большого пожара в 1812 году. В 1826 году было перестроено. С левой стороны от центральной колоннады можно увидеть окно в обрамлении двух колонн (Йоахин и Боаз), Химеры на воротах и на самом здании, триединый венок, львы с человеческими лицами, львы с кольцами в зубах («львы молчания»)
В этом доме сохранилось очень много интересных деталей: есть несколько картин, на которых изображены масоны, по стенам можно заметить фрагменты масонского фартука. Стоит обратить внимание на небольшую комнату прямоугольной формы, без окон. В деталях интерьеров можно увидеть канат, который опоясывает собой одну из комнат. Такая символика у масонов означала, что все масоны связаны между собой единой нитью. Второе значение - если ты один раз попал в этот круг, то выйти из него будет затруднительно.

Символика архитектуры сложна и многослойна. Она основана на "соответствиях" между различными образами небесного устройства, следующих соотношениям между архитектурными структурами и моделями организации пространства. Если основные модели архитектурных соотношений несут первичную символику, вторичные символические значения связаны с соответствующим подбором индивидуальных форм, цветов и материалов, а также относительным значением, придаваемым отдельным элементам, формирующим архитектурное целое (функция, высота и т.д.). Наиболее значительным и фундаментальным архитектурным символом является "гора-храм" (вавилонский зиккурат, египетская пирамида, теокалли - ступенчатая пирамида в доколумбовой Америке, буддистская ступа). В его основе лежит сложная геометрическая символика, включающая в себя пирамиду, лестницу и гору. Некоторые элементы этой символики можно обнаружить и в западных культовых сооружениях, например, в готических соборах. Такие храмы часто содержат основные элементысимволики мандалы - т.е. квадратуру круга, посредством геометрической диаграммы сочетающей квадрат и круг, обычно связанные восьмиугольником как промежуточным звеном, а также элементы символики чисел (важнейшая фигура символизирует число основных факторов: например, 7 очень часто встречается в ступенчатых пирамидах; но в Храме Неба в Пекине основным числом является 3 - число атажей, умножаемое на себя, поскольку всего имеется 3 площадки и 3 крыши) (6). Восьмиугольная фигура играет большую роль как связующее звено между 4 (или квадратом) и кругом. Восьмиугольной в плане была Башня Ветров в Афинах. Другой пример - восемь колонн Храма Неба в Пекине (6). Поскольку существенным элементом символики горы является пещера в ней, то "гора-храм" не была бы завершенной без некоторого вида пещер. В этом смысле простым воплощением символа горы-пещеры являются индийские пещерные храмы: храм в действительности есть пещера внутри горы. Пещера олицетворяет собой духовный Центр, серДЦе или очаг (ср. пещеру в Итаке, или Пещеру Нимф в Порфире). Этот символ подразумевает перемещение символического центра: т.е. вершина горы мира "внешнего" переносится "внутрь" горы (и так же мир отражается в человека). На смену первоначальной вере в исключительную важность внешней формы (такой, как менгир, омфалос или колонна) приходит интерес к центру вещей в космосе, отождествляемом с "мировым яйцом". Особенным символом является купол, символизирующий, помимо всего прочего, свод небес (по этой причине купола в древнем Иране всегда красили в синий или черный цвет). В этой связи, важным представляется то, что в геометрической символике космоса все круглые формы связаны с небом или небесным, все квадраты - с землей, а все треугольники (с камнем на вершине) - с огнем и со стремлением к горнему, присущему человеческой природе. Следовательно, треугольник также символизирует взаимодействие между землей (материальный мир) и небом (духовный мир). Квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя Кардинальными Точками (6). И, конечно, пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в сечении. Эта основная символика, правда, может существенно изменяться в каких-либо направлениях посредством добавления важных вторичных значений и ассоциаций. Так, поскольку христианство старается подчеркивать значение человеческой индивидуальности в противоположность космическому, символика христианских храмов выражает скорее преображение человеческой формы, чем противоположность между небесным и земным - хотя основное значение ни в коем случае нельзя игнорировать. Уже в греческих, этрусских и римских храмах это символическое противопоставление, не менее чем и символика постепенного восхождения (как в вавилонских зиккуратах), было подчинено идее храма, служащего земным отражением деления небес на упорядоченные слои, и покоящегося Haj опорах (пилонах, колоннах), которые - поскольку OHilj происходят от древних свайных построек - связывают поверхность земли с "первичными водами" океана. Типичная романская церковь сочетает символику купола и круг* с квадратом с двумя новыми элементами огромного значения^ членение тела здания на неф и два придела (символизиру" ющие Троицу) и крестообразный план, напоминающий фигуру человека, лежащего с распростертыми руками. Таким образом, центром становится не пуп человека (как обычной симметрии), а его сердце (пересечение нефа llj трансепта), тогда как главная апсида соответствует голове^ Как отмечалось выше, каждый архитектурный элемент подчиняется основной символике. Так, в готической архитектуре символ Троицы повторяется в тройных дверях- встроенных стрельчатых ар^ах, украшенных зубцами. Стрельчатый свод сам по себе не что иное, как треугольник с. закругленными сторонами, и ему присущи все значения символики треугольника, описанные выше (14, 46). Пламенеющая арка, как свидетельствует название, является символом огня, и можно было бы увидеть в эволюции готических форм в 15 веке возврат к апокалиптическим значениям, столь важным в романской иконографии (46). Дверные косяки, пилоны и боковые колонны можно интерпретировать K&V. "стражу" входа. Портики служат внешним повторением/алтарной части, которая, в свою очередь, является^программой", расположенной в центре храма. Крытые колоннады также обладают космическим и духовным подтекстом. В космическом плане и будучи истолкованы как пространственное выражение временных отрезков, они олицетворяют годовой цикл или, по аналогии, периоды жизни человека. Соотношение здесь следующее: северо-тесточки часть колоннады - октябрь/декабрь, северо-падя- - январь/март, юго-западная - апрель/июнь, юго-восточная - июль/сентябрь. Четыре времени года (oли соответствующие им периоды человеческой жизни) служат, помимо этого, аналогией четырех фаз ритуального цикла исцеления (или спасения): первая фаза - опасность, смерть, страдание; вторая фаза - очистительный огонь; Третья - исцеление; четвертая - выздоровление (51). Согласно Пинедо, южная сторона, откуда дует теплый ветер, соответствует Святому Духу, вдыхающему душу с огнем милосердия и божественной любви; север, открытый холодным ветрам, соотносится с дьяволом и его соблазнами, которые выстуживают душу (46). Рассматривая одну из наиболее характерных деталей готических соборов __ сдвоенные фронтальные башни - Шнайдер указывает, что они связаны с двумя вершинами холма Марса (а также с символами Близнецов, Януса и числом 2), тогда как купол над пересечением нефа и трансепта олицетворяет Гору Юпитера (или единство). Рай находится над платформой, а ад (представленный химерами) - под нею. Четыре опоры, пилоны или контрфорсы, разделяющие фасад и определяющие расположение трех входов, - это четыре райских реки. Три двери олицетворяют веру, надежду и милосердие. Центральная розетка - это Озеро Жизни, где встречаются небо и земля (иногда она еще олицетворяет небеса, на что указывает вершина треугольного стрельчатого свода) (50). Делались попытки определить также возможный аллегорический смысл других элементов архитектурного ансамбля собора. Так, согласно Лампересу, церковныестены олицетворяют спасенное человечество; контрфорсы и нависающие опоры - духовный подъем и моральную силу; крыша - милосердие и приют; колонны - догматы веры; ребристые своды - пути спасения; шпиль - Божий перст, указующий конечную цель человечества. Достаточно очевидно, что эти особые символические значения здесь связаны с внешним видом и функциями различных архитектурных элементов. Необходимо также отметить две дополнительных вещи: во-первых, "нисходящую" интерпретацию, предлагаемую психоаналитиками, согласно которой каждое здание видится как человеческое тело (двери и окна -^открытость; колонны - силы) или дух (подвал - подсознание; чердак - ум, воображение) - интерпретация^ основанная на экспериментальной основе; и во-вторых^ возможность разработать все более сложные системы путещ сочетания большого числа символических принципов. Кублер, в его "Архитектуре барокко", анализирует пример Фр Джованни Риччи, который, следуя примеру его предшественников маньеристов Джакомо Сольдати и Винченцо Скамоцци, попытался создать новый "гармоничный" - иля идеальный - архитектурный ордер, объединяя существующие Системы (тосканский, дорический, ионический и др.) в схему, где каждая отдельная форма соответствовало определенному темпераменту или определенной стелена святости. [КЕРЛОТ] .

"Обычно предполагалось, что далекие предки этой нации в период своего переселения на восток проживали в шатрах. Их обстоятельства требовали таких жилищ; и когда они стали оседлыми, их чаяния подсказали им для укрытия от жары и бурь искать нечто более существенное. Но в качестве образца у них был только шатер; и то, что они подражали ему, их дома и пагоды, построенные в настоящее время, представляют немало доказательств. Крыша, вогнутая сверху, и веранда со своими стройными колоннами показывают весьма отчетливо изначальные черты шатра".1

Тот факт, что китайская крыша имеет искривленные скаты и углы, также объяснен в Чжоу ли, или в "Ритуале Династии Чоу", в главе о строительных правилах, где утверждается, что наклон или скат крыши около конька должен быть больше, нежели скат вблизи карнизов, потому как больший наклон в верхней части дает возможность дождевой воде стекать с большей скоростью, тогда как плавный скат нижней части крыши с загнутыми вверх краями отбрасывает воду от стены дома на некоторое расстояние.

Первые кирпичные дома, как сказано, были построены императором-тираном Цзе Гуй, 1818 г. до н.э.. Самый ранний вид кирпича, использовавшийся китайцами и до сих пор часто употребляемый в постройке домов, повсюду в небольших городах страны отливался вручную между досками и высушивался на солнце. Искривленная крыша сооружена на деревянных столбах, промежутки между которыми заполнены каменной или кирпичной кладкой.

Изначальный стиль китайской архитектуры всецело отличается от того, что было на Западе. В строительстве обычного дома фундамент сооружался посредством выкапывания мелкой траншеи, в которую помещались несколько грубо отесанных камней, положенных не в качестве клиньев, но под углом, и таким образом, чтобы взаимно поддерживать друг друга; четыре или большее количество деревянных столбов затем устанавливаются не в глиняный раствор, из которого сделан пол, но ставятся на небольшие каменные плиты, каждая из которых толще или тоньше, в том случае, если в длине этих нескольких столбов имеется различие. Четыре поперечных балки создают конструкцию, на которую возводится крыша, сооружаемая из стропил и широких черепиц. В последнюю очередь возводятся стены из глиняного раствора или кирпича. Стены, имея малую связь, или вообще не связанные с крышей или столбами, не всегда следуют с ними по одной линии, но могут наклоняться вовне или внутрь. Крыша, если она несколько неустойчива, как это обычно бывает, образует между столбами некоторый зазор, и для того, чтобы придать дополнительную опору, которая, как кажется, так необходима, большие наклонные балки или контрфорсы вбиваются в землю с каждой стороны дома. Столбы, потолок и крыша затем покрываются красной краской, стены штукатурятся, и если средства и вкус владельца позволяют, стены и карнизы покрывают позолоченными табличками, на которых нанесены краской или рельефом старые китайские иероглифы, яркие цветы или гротесковые чудовища; если пространство позволяет, то добавляются алтари и ниши для помещения в них изображений божеств.

"Дома часто пристраиваются к холмам, если таковые имеются. Там, где в изобилии лес, дома сооружаются из дерева и закрепляются столбами, между которыми натягивается грубо сплетенная рогожа, покрытая глиняным раствором и затем побеленная известью. Деревянные детали тщательно соединены и находятся на виду, что, так сказать, подобно каркасу, который можно было бы разбирать на части и по желанию менять местами. Когда дерева недостает, стены сооружаются из кирпича, глины или камня, а крыша - из черепиц с выемками или из тростника. В провинции Гуандун почти все дома сделаны из кирпича и имеют вряд ли что-либо помимо первого этажа. В городах многие дома имеют верхний этаж или, что более свойственно, - чердак. По своей высоте они не должны быть выше храмов, и того, кто осмелился бы нарушить это, разоблачают на судебном процессе и его дом уничтожают. Что касается интерьера, то помещения плохо разделяются и плохо вентилируются. Окна вместо стеклянных, решетчатые и изящно пронизаны и покрыты шелковой бумагой. Первым помещением, куда входишь, является зал для приема посторонних, который подобен гостиной и распространяется на весь дом или главное здание, если к нему присоединено несколько пристроек. Из этого зала мы проходим в другие апартаменты, в которые не может войти ни один человек, ни даже дальний родственник, если он не является очень близким родственником. Там нет пола, за исключением зажиточных домов, и нет потолка, если нет верхнего этажа. На расстоянии китайские дома выглядят снаружи симпатично, но интерьер никоим образом не соответствует тому, что снаружи. Поскольку они обычно одноэтажные, один человек иногда занимает до трех смежных зданий, и поэтому не удивительно, что города занимают огромное пространство. Перед домом всегда располагается приятный на вид дворик или площадка, которые служат для просушки риса, молотьбы и различных других целей; тыльная и боковые стороны окружены деревьями или бамбуком, и если существует несколько главных зданий, то они разделяются внутренними двориками.

Храмы, которые намного выше жилых домов, обычно имеют красивый фасад, поддерживающий сцену для актеров. Углы крыши, которая имеет более заостренную форму, чем у частного дома, загнуты вверх по типу карниза, а справа и слева от входа установлены огромные каменные львы или менее величественные изваяния. Пройдя портал, мы входим в просторный двор, окруженный длинными галереями, установленными на колонках. В дальней части двора располагается собственно храм, где находятся деревянные и каменные фигуры различных цветов, которые хотя и покрыты лаком и позолотой, в большинстве случаев выглядят весьма омерзительно. Перед ними установлены открытые блюдца и большие вазы с горящими светильниками и благовониями в честь богов. В стороне находятся один или два железных колокола и большой барабан. Помимо главного здания, которое служит святилищем, существуют боковые апартаменты, служащие помещениями для священнослужителей. Храм, построенный возле скалы, на холме или посреди рощи, являет собой весьма живописный вид. На определенных возвышенностях китайцы возводят многоэтажные башни. Они имеют шестиугольную или восьмиугольную форму и намного выше храмов. Каждый этаж увенчивается выступающей крышей, которая служит не столько для того, чтобы укрыть собою галерею, сколько привносит в сооружение красоту. Такие башни строились вблизи городов вовсе не для их защиты от врагов, но для того, чтобы обеспечить процветание их жителей и отвратить бедствия" 2

Предубеждение против двухэтажных зданий или любого здания, затмевающего соседние здания, объясняется суеверием, утверждающим, что ЭТО лишает более скромные жилища небесного покровительства. Высота также ограничена поверьем в то, что добрые духи парят в воздухе на высоте 100 футов, и это ограничение снимается только для вратных храмов и других сооружений на городских стенах. Климат и поверье в то, что добрые духи приходят с Юга, определили ориентацию зданий окнами на юг, тогда как северные стены не имеют окон. Отвращение к извилистому пути, характерному для злых духов, побудило к постройке стен духов, защищающих множество входов. По той же причине конек крыши имеет форму, изогнутую вверх и заканчивающуюся драконом.

Самыми поразительными чертами в лучших местных строениях являются крыши и фронтоны со своими коньками и фантастическими горгульями (рыльце водосточной трубы в виде фантастической фигуры), сделанными из гипса и фарфора. Существует обычай китайских строителей, закрепляя верхнюю балку крыши здания, запускать фейерверки и поклоняться духам, которые осуществляют контроль над той землей, где стоит дом. Вывешивание лоскута красной материи и сита для зерна на верхней балке крыши здания, как полагают, способствует счастью, а последнее - обильному урожаю зерна в течение года. Помещение денег под основание стены или под порог у двери также способствует счастью и радости в доме. По верхам строительных лесов, на которых стоят строители, крепятся сосновые ветки, для того, чтобы обмануть блуждающих духов воздуха, дав им поверить в то, что они проходят по лесу, чтобы они не могли повредить успеху строительных работ или принести дому неудачу.

"В Китае можно увидеть наскальные надписи, увековечивающие знаменательные события, но, однако эта практика не так распространена, как в Персии, Индии и других восточных странах, ибо литература избавляет людей от этой необходимости. Тем не менее, на гладкие поверхности скал, там, где они обнаруживались под руководством геомантов, наносились иероглифы, и те места, где такие иероглифы были расположены, предполагались удачными; такие знаки, как предполагалось, имеют некоторое мистическое влияние на судьбу окружающей территории. На колоннах, дверных косяках храмов и антаблементах памятных порталов часто начертаны изречения и имена, иногда для того, чтобы увековечить отличившихся или достойных личностей, а иногда просто с целью создания узора; мастерство, показанное в вырезании этих надписей, почти неподражаемо. Правительство также задействует этот способ для издания своих законов и предписаний, так же как римляне в древности издавали свои Двенадцать Скрижалей, которые, как говорят чиновники, сохраняются в памяти навечно; надписи ровно и глубоко выгравированы на мраморе, после чего плита установлена на бросающееся в глаза место, таким образом, чтобы уберечь ее от влияния погоды" 3

"Мемориальные арки в большом количестве разбросаны по провинциям и воздвигнуты в честь отличившихся персон или чиновниками для увековечивания своих родителей (так было прежде), с особого соизволения императора. Некоторые из них воздвигались в честь женщин, которые отличились своим целомудрием и дочерним долгом. Разрешение возводить такие арки считалось великой честью. Они располагались на приметных местах в окрестностях городов, на улицах перед храмами или возле правительственных зданий. Некоторые из этих арок искусно украшены резьбой и надписями. Те, что построены из камня, скреплены шипами и гнездами таким же образом, как и деревянные; они редко превышают двадцать или двадцать пять футов в высоту. Мастерство и вкус, проявленные в симметрии и резьбе, нанесенной на некоторые из них, достойны похвалы" 4

Среди достижений китайцев можно отметить великие дороги, многочисленные каналы и огромные одно-арочные мосты; но превыше всего - "крепостной вал, длиной в десять тысяч ли", или Великую Стену, которая проходит по высоким горам, пересекает глубокие долины, соединяет берега широких рек и протягивается на длину 1500 миль.

В настоящее время среди правительственных служащих и состоятельных классов существует тенденция более или менее приспосабливаться к западной архитектуре, и сейчас построены фабрики, которые производят огнеупорный кирпич, керамические трубки, покрытый глазурью изразец, кремниевую плитку, черепицу для покрытия крыш, канализационные трубы, кирпич для кладки фундаментов и обычный строительный кирпич.

источники.

1 The Chinese Repository, Vol. II, 1833, p. 194.

2 Loc. cit.. Vol. IX, Nov. 1840. Art III. p.p. 483-4.

3 The Chinese Repository, Vol. VIII, April 1840. V. p. 644.

4 Catalogue of the Collection of Chinese Exibitis at the Louisiana Purchase Exposition, St. Louis. 1904, p. 190.

ЭМБЛЕМАТИКА

"...изображается женою стоящею или сидящею, важного или величавого вида, с длинными власами, украшенными венком, сплетенным из цветов; в ее руках чертеж здания, а возле нее лежит циркуль, наугольник, масштаб и прочие орудия." СЭ-106,с.36.

АРХИТЕКТОНСКИЕ ОРУДИЯ

Не частый атрибут персонификации Безопасности. СЭ-54,с.30.

АРХИТЕКТУРА

Основана на символическом понимании пространства. Обращается к символическому смыслу здания, устанавливает соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек определялись символическим значением форм. При следовании определенной геометрической логике, здание оказывается заряженным священной силой. В древних греческих и римских храмах устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения. В основе сложной геометрической символики храма лежит вертикальный вектор. Он также соотносится с вертикальным принципом дерева, горы, В нем присутствует космическая и теологическая символика. Храм является символом духовных устремлений и достижений. Та, идея постепенного восхождения наиболее последовательно выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилоны, колонны), связывают землю с «первичными водами». Образ храма является рефлексией по поводу Вселенной как единого целого. Так, архитектура является элементом духовного космоса. В основе храма лежит также символика мандолы- квадратура круга, квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма. Важную роль в архитектуре играет геометрическая символика космоса: все круглые формы выражают идею неба, квадрат - это земля, треугольник- символизирует взаимодействие между землей и небом. Следующая цепь аналогий: пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в вертикальном сечении, квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя кардинальными точками. Храм выражает иерархическую соотнесенность частей, организованных вокруг источника творения и пространственно располагается вокруг мировой оси.

Это - модель организованного космоса, проявление Одного во множественности. В нем используется символика чисел. Это число 7 - в пирамидах, число 3 - в христианских храмах, число 8 - в башнях, которое является связующим звеном между четырьмя - квадратом и двумя - кругом. Известны также храмы- пещеры. Таковы индийские пещерные храмы, в которых идея Центра интериоризуется и символический центр перемещается от верхней точки мировой оси, представленной как в пирамиде, пагоде, иудейском храме, так и в языческих и христианских храмах и в мусульманской мечети - вовнутрь: в сердце горы. человека, вещей. Идея мировой оси сменяется идеей «мирового яйца».

Иудейский храм является прообразом скинии - святилища. Святого Святых, свидетельства, данного Моисею Богом: «И сделай брусья для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли. Длиною десять локтей (сделай) брус. и полтора локтя каждому брусу ширина. У каждого бруса по два шила (на концах), один против другого.» (Исх. 26, 15-17). Для полуденной и для северной сторон скинии предписывается сделать по двадцать брусьев для каждой; для западной и восточной сторон - по восемь брусьев. Такие же нумерологически значимые указания даются относительно устройства подножий, шипов и шестов, делаемых также из дерева ситтим. И все это обложено золотой-металлом божественной славы. «Все (сделайте), как я показываю тебе и образец скинии и образец всех сосудов» (Исх. 34. 8). Скиния понимается, прежде всего, как дом, как храм Гоподень. И воплощает в себе нравственные максимы: пребывать в жилище Пэспода могут только те, «кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем, кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла» (Пс. 15, 1-2). В нем должны быть две завесы, или два покрова: внешний и внутренний. Скиния стоит во дворе прямоугольном в плане, протяженность его западной и восточной стен равна пятидесяти локтям, а протяженность северной и южной стен - ста локтям. Длина западной и восточной стен святилища равна десяти локтям, южной и северной стен - тридцати локтям. Ковчег Завета содержится в Святая Святых, за второй завесой. Храм Соломона называется в 3-ей Книге Царств «домом имени Господа» (5, 3). Его длина - шестьдесят локтей, ширина - двадцать и высота - тридцать локтей. Притвор перед храмом - «в двадцать локтей длины, соответственно ширине храма и в десять локтей ширины пред храмом. И сделал он в доме окна решетчатые, глухие с откосами. И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира (Святая Святых); и сделал боковые комнаты кругом. Нижний ярус пристройки шириною в пять локтей, средний шириною в шесть локтей, а третий в семь локтей; ибо вокруг храма извне сделаны были уступы, дабы пристройка ее прикасалась к стенам храма» (3 Цар. 2-6). Храм Соломона строился из обтесанных камней без употребления железных инструментов. Стены и потолок храма обложены кедровыми, а пол - кипарисовыми досками. Святая Святых устроена в задней стороне храма «в двадцати локтях от края», и обложил стены и потолок кедровыми досками. Давир «длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей (3 Цар, 6, 20). Сорока локтей был храм (3 Цар. 6, 17) и был обложен чистым золотом внутри. Основное значение храма - это Божественное присутствие в нем: «И было слово 1Ъспода к Соломону и сказано ему: вот ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим, и соблюдать все заповеди Мои. поступая по ним, то я исполню на тебе слово Мое» (3 Цар. 6, 11-12). Храм - архетипический архитектурный символ. Многие традиционные учения предлагают идею человеческого тела как храма, созданного Божественным архитектором для духа. В нем восстанавливается теоморфный принцип человека. Символика христианских храмов выражает преображение человеческой фигуры. Их крестообразный план напоминает фигуру распятого Христа. Романская церковь сочетает символику круга с квадратом и крестообразным планом здания. Готическая архитектура имеет в своей основе треугольник - символ Троицы. Пламенеющая готическая арка - задает тему огня и развивает апокалиптическую тему. Пилоны, боковые колоны, дверные косяки - стражи входа. Портики повторяют алтарь - программную тему храма. Крытые колоннады олицетворяют годовой цикл. Северо-восточная часть колоннады - это октябрь-декабрь, северо-западная: январь-март, юго-западная: апрель-июнь, юго-восточная: июль-сентябрь. Четыре времени года и четыре периода человеческой жизни служат аналогией четырех фаз ритуального спасения (исцеления): 1. Опасность, смерть, страдание; 2. Очистительный огонь: 3. Исцеление; 4. Выздоровление. В сдвоенных фронтальных башнях готических соборов - символы Близнецов, Януса и цифры 2, а также две вершины холма Марса. Купола в буддизме, исламе и христианских храмах означают купол неба - на них изображаются звезды, ангелы. Купол над пересечением нефа и трансепта олицетворяет единство, или гору Юпитера. Рай находится над платформой, а ад под ней. Четыре опоры, пилоны или контрфорсы, разделяющие фасад и определяющие расположение трех входов - это четыре райские реки. Дверь изображает барьер, через который могут пройти только посвященные. Является также переходом на другой уровень существования, "фи двери христианского храма олицетворяют веру. надежду, милосердие. Окно в храме - это способ нашего восприятия мира. Через окна мы видим небо и через них проникает внутрь храма свет. Центральная розетка - это Озеро Жизни, где встречаются небо и земля. Церковные стены ограждают спасенное человечество. Контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу. Крыша - милосердие, колонны - догматы веры, своды - пути спасения, шпиль Божий перст, указующий конечную цель человечества. Ислам, интегрируя религию во все сферы жизни, создал цельное мировоззрение, которое выражается в его архитектуре. Священная архитектура ислама - кристаллизация исламской духовности. В мусульманской мечети отсутствует идея прометеевского порыва. Она согласовывается с природными ритмами. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий элементов, соотнесенностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Священная архитектура ислама изображает Божественное присутствие, она является центром, эмалирующим свет и влияние на все сферы активности человека. Пространство всего города считается очищенным присутствием Божественного Слова, которое периодически заполняет город в призывах к молитве. Через сакральную геометрию в мир человека вводятся космические измерения и происходит апелляция к предвечному в нем и сакрализация земли.

Гробницы в храме как ворота в другой мир. Они содержат все необходимое для репрезентации доброго имени человека в двух мирах, характеризуют его заслуги и добродетели. Замок- место физического и духовного убежища. В.А., А.Р.

Такие представления об устройстве мира, сходном с образом мандолы, и справляемые при этом обряды распространены повсеместно. Ярчайшим примером служит Пекин, сориентированный по четырем странам света и окруженный четырьмя Храмами: Неба, Земли, Земледелия и Предков императорской династии,- которые символизируют собой основные элементы космоса и четыре небесных дворца. В центре расположен Императорский дворец - символ 5-го элемента, копия центрального дворца из китайской космогонии; его тронный зал представляет собой Северный полюс, откуда Полярная звезда смотрит на Юг.

Выбор редакции
Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...

Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...

Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...

У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...