Рейнгольд морицевич глиэр биография. Рейнгольд Глиэр: “Композитор обязан до конца своих дней учиться, идти вперед и вперед…” Краткая биография композитора


Рейнгольд Морицевич Глиэр (имя при рождении - Рейнгольд Эрнест Глиэр; 1874-1956) - советский, украинский и российский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.

Биография

Рейнгольд Морицевич Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов.

Первоначальное музыкальное образование получил в домашних условиях (уроки скрипки у А. Вейнберга, К. Воута). В 1894 году окончил Киевское музыкальное училище (ныне Киевский институт музыки имени Глиэра) у О. Шевчика (скрипка) и Е. Рыба (композиция) и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-1908 годах брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии.

В начале 1900-х годов - участник собраний Беляевского кружка в Петербурге.

В 1900-1907, 1909-1913 годах преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Музыкальном училище Е. и М. Гнесиных (ныне Колледж имени Гнесиных). В 1902-1903 годах давал частные уроки Н. Я. Мясковскому и С. С. Прокофьеву.

С 1908 года выступал как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.

Как композитор сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым С 1900 года педагог.

В 1913-1920 годах - профессор Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского) (класс композиции и оркестровый), в 1914-1920 годах директор консерватории, а также руководитель оперного, оркестрового, камерно-инструментального классов. Среди учеников - Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, М. П. Фролов и др.

В 1920-1941 годах - профессор Московской консерватории по классу композиции. Среди учеников - А. А. Давиденко, А. Г. Новиков, Н. П. Раков, Л. К. Книппер и др.

В 1920-1922 годах - заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920-1923 годах - член этнографической секции Московского отделения Пролеткульта.

В 1923 году получил приглашение Наркомпроса Азербайджанской ССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, всё более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла своё воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941)

В конце 30-х годов, а также в 1947 и 1950 годах предпринял несколько гастрольных поездок по СССР, выступая с авторскими концертами.

В 1924-1930 годах - председатель Всероссийского общества драматургов и композиторов. В 1938 году - председатель Московского союза композиторов, в 1939-1948 - председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.

Дата рождения:

Место рождения:

Город Киев, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Город Москва, СССР


Род деятельности:

Композитор, кинокомпозитор, педагог

Учреждения имени Глиэра

Основные достижения

Прижизненные исполнения

Список произведений

Симфонические произведения

Концерты

Инструментальные произведения

Примечания

Библиография

(имя при рождении Рейнгольд Эрнест Глиэр; 1874/1875—1956) — русский и советский композитор, дирижёр, педагог.

Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.

Биография

Р. М. Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого города Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1900 окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии.

В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 педагог. В 1913—1920 профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914—1920 директор консерватории. В 1920—1941 профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920—1922 заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920—1923 член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 систематически выступал как дирижёр, с 1930—с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).

Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный русский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.

Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года.

Семья

Родители:

  • отец — Мориц Глиэр (1835—1896), владелец музыкальной мастерской;
  • мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852—1937).

Семья:

  • жена — Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни;
  • дочери Нина и Лия (род. 1905), Валентина (род. 1913);
  • сыновья Роман (род. 1907), Леонид (род. 1913) — инженер, соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.

Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве.

Внучка Р. Глиэра — Сэнта Викторовна Глиэр — хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом учёных, музей им. Гнесиных, московская Детская музыкальная школа им. Р. Глиэра и др.).

Её сын — ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский — составитель уникального родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и других странах; координатор юбилейных встреч представителей рода Глиэров «Глиэр — 500» (2008).

Учреждения имени Глиэра

Имя Р. М. Глиэра носят:

  • Киевский институт музыки (Киев/Украина),
  • детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия).

В 1924—1949 гг. в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.

Основные достижения

  • 1905 — премия имени М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)
  • 1912 — премия имени М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»
  • 1914 — премия имени М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)
  • 1937 — награждён орденом Трудового Красного Знамени
  • 1938 — награждён орденом «Знак Почёта»
  • 1945 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»
  • 1946 — Сталинская премия первой степени — за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром
  • 1948 — Сталинская премия первой степени — за Четвертый струнный квартет
  • 1950 — Сталинская премия первой степени — за балет «Медный всадник» (1949)
  • 1950 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»
  • 1955 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»

Звания

  • заслуженный артист РСФСР (1925).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1934) («За особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»)
  • народный артист РСФСР (1935).
  • Народный артист Узбекской ССР (1937), награжден орденом Трудового Красного Знамени (за создание музыкальной драмы «Гюльсара»).
  • народный артист СССР (1938).

Прижизненные исполнения

При жизни композитора его произведения исполняли:

  • Я. Гржимали, фон Глен, Л. Ауэр, А. Вержбилович, С. Кусевицкий, Л. Годовский, К. Эрдели, М. Ростропович, С. Кнушевицкий, В. Полех, А. Нежданова, И. Козловский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Казанцева, Д. Пантофель-Нечецкая, Э. Бандровска-Турска (Польша);
  • квартеты: Розе (Вена), герцога Мекленбургского (Санкт-Петербург), Артура Хартмана (Америка), им. Бетховена (Москва) и др.;
  • симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.
  • Дирижеры: Артур Никиш (Венгрия), В. Сафонов, Н. Черепнин, С. Кусевицкий, Г. Фительберг (Польша), Г. Варлих, Л. Стоковский, Ю. Орманди, Ф. Сток, Д. Макропулос, С. Рахманинов, А. Гаук, Ю. Файер
  • Города: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.

Список произведений

Оперы

  • «Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900).
  • «Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я редакция — 1934).
  • «Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
  • «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940).
  • «Рашель», либретто М. Булгакова и М. Алигер по Мопассану (1942—1943).

Балеты

  • «Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
  • «Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена 12-17 февраля 2010 в Римском оперном театре, постановка Николая Андросова, дирижёр Андрей Аниханов, художник Елена Пулити). Новую российскую постановку представил В.В.Васильев в Красноярске 23 ноября 2010
  • «Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
  • «Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)
  • «Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. Гоголю (1951—1952).

Симфонические произведения

  • Первая симфония (1899)
  • Вторая симфония (1907)
  • Третья симфония «Илья Муромец» (1909—1911)
  • «Сирены», поэма (1908)
  • «Запорожцы», картина (1921)
  • Торжественная увертюра (1937)
  • «Заповит», поэма (1939)
  • «Ферганский праздник», увертюра (1940)
  • «Дружба народов», увертюра (1941)
  • Увертюра на славянские темы (1941)
  • «Победа», увертюра

Концерты

  • Концерт для арфы с оркестром (1938)
  • Концерт для голоса с оркестром (1943)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1947)
  • Концерт для валторны с оркестром (1951)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1956)

Инструментальные произведения

  • Первый квартет (1899)
  • Второй квартет (1905)
  • Третий квартет (1928)
  • Четвертый квартет (1946)
  • Первый секстет (1898)
  • Второй секстет (1904)
  • Третий секстет (1905)
  • Октет (1901)

Прочее

  • Около 150 фортепианный пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара.
  • Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано.
  • Около 130 романсов для голоса и фортепиано.

Редакции произведений других авторов

  • Редакция балета Ц. Пуни «Эсмеральда» (несколько номеров для партитуры написал также С. В. Василенко).

Примечания

  1. Санкт-Петербург. 300 + 300 биографий. Биографический словарь / St. Petersburg. 300 + 300 biographies. Biographic Glossary // Сост. Г. Гопиенко. — На рус. и англ. яз. — М.: Маркграф, 2004. — 320 с. — Тир. 5000 экз. — ISBN 5-85952-032-8
  2. Общественный совет ЦАО г. Москвы
  3. Киевский институт музыки
  4. Детская музыкальная школа им. Р.М.Глиэра
  5. Ташкентская музыкальная школа им. Р.М.Глиэра
  6. Teatro Dell"Opera Di Roma
  7. Балет "Эсмеральда". История создания

Библиография

  • Глиэр Р. М. Статьи. Воспоминания. Материалы, т. 1, 2. — М.: 1965, 1967.
  • Глиэр Р. М. Статьи и воспоминания. — М.: 1975.
  • Бугославский С. Рейнгольд Морицевич Глиэр, 2-е изд., 1930.
  • Соллертинский И. «Красный мак». — М.: 1930.
  • Богданов-Березовский В. «Красный мак». — Л.: 1933.
  • Сеженский К. Р. М. Глиэр. Краткий очерк жизни и творчества. 2-е изд. — М.: 1940.
  • Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. — М.-Л.: 1950.
  • Корев Ю. «Медный всадник» Р. Глиэра. — М.: 1951.
  • Захаров Р. Искусство балетмейстера. — М.: 1954.
  • Бэлза И. Концерты Глиэра. — М.: 1955.
  • Катонова С. Балеты Р. М. Глиэра. — М.:1960.
  • Данилевич Л. Книга о советской музыке (главы: Р. М. Глиэр. Опера «Шахсенем». Балет «Красный цветок») — М.: 1962.
  • Петрова Н. Рейнгольд Морицевич Глиэр. — Л.: 1962.
  • Бэлза И. Р. М. Глиэр. 2-е изд. — М.: 1962.
  • Леонова М. Симфонические произведения Глиэра. Справочник-путеводитель. —М.: 1962.
  • Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (Статьи: Леонова М. Ф. Рейнгольд Морицевич Глиэр; Лятошинский Б. Н. Глиэр — профессор и директор Киевской консерватории; Раков Н. П. Рейнгольд Морицевич Глиэр]. — М.: 1966.
  • Бэлза И. Р. М. Глиэр. — В кн.: О музыкантах XX века. — М.: 1979.
  • Гулинская З. К. Рейнгольд Морицевич Глиэр. (1875-1956). — М.: Музыка, 1986. (Русские и советские композиторы).

Родился в семье потомственного мастера по производству медных духовых инструментов Морица Глиера, владельца мастерской, переселившегося из города Клигенталя.

В 1894 году Рейнгольд Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки. В 1900 году окончил консерваторию. Во время учебы активно общался с композитором С.В. Рахманиновым, музыкантом А.А. Сулержицким, певцом М.А. Слоновым, композитором Н.А. Римским-Корсаковым, С.И. Танеевым. 29 апреля 1900 года Рейнгольд Глиэр получил российское подданство.

В 1901 году начал преподавать музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе сестер Гнесиных, где у него учились С.С. Прокофьев и Н.Я. Мяковский.

11 января 1901 года на концерте Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) был исполнен струнный октет сочинения Рейнгольда Глиэра.

В 1906 – 1908 годах он поехал учиться дирижированию у Оскара Фрида в Германию и, вернувшись в Россию, стал выступать, исполняя собственные произведения.

20 февраля 1910 года Рейнгольд Глиэр выступил в симфоническом собрании ИРМО как дирижер, исполнив свою 2-ю симфонию, посвященную С.А. Кусевицкому.

17 ноября 1912 года состоялась его первая театральная премьера балета-пантомимы «Хризис» на сцене Интернационального театра.

В 1913 – 1920 годах он получил звание профессора Киевской консерватории по классам композиции и оркестрового.

В 1914 стал директором Киевской консерватории.

В 1920 -1941 годах Рейнгольд Глиэр получил звание профессора Московской консерватории по классам полифонии и композиции, где у него учились Б.А.Александров, Л.К.Книппер, А.В.Мосолов, Н.П.Раков, А.И.Хачатурян.

В 1920-1922 годах был заведующим музыкальной секцией Московского отделения народного образования и сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. В этот же период состоял в этнографической секции Пролеткульта.

В 1923 году по приглашению Наркомпроса Азербайджанской ССР приехал в Баку и написал оперу «Шахсенем», поставленную в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году.

11 января 1926 года в Музыкальной студии имени Вл.И. Немировича-Данченко состоялась премьера балета-пантомимы Рейнгольда Глиэра “Клеопатра”, либретто к которому было написано Немировичем-Данченко по “Египетским ночам” А.С.Пушкина.

13 июня 1927 года в Большом театре состоялась премьера его балета «Красный мак» – первого советского балета «на современную тему».

В 1937 году Рейнгольд Глиэр написал «Торжественную увертюру» на основе русских, украинских, азербайджанских, узбекских мелодий.

В 1938 стал председателем московского Союза советских композиторов (ССК).

23 ноября 1938 года в Большом зале К.А.Эрдели с симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Л.П.Штейнберга впервые исполнила посвященный ей Концерт для арфы с оркестром Рейнгольда Глиэра.

В 1939 – 1948 годах стал председателем Оргкомитета ССК СССР.

В 1941 году создал увертюры «На славянские народные темы» и «Дружба народов» по мотивам народной музыки.

12 мая 1943 года в Колонном зале Дома союзов был исполнен знаменитый Концерт для голоса с оркестром, исполненный Н.А.Казанцевой и Большим симфоническим оркестром радио под управлением А.И.Орлова.

Рейнгольд Глиэр был награжден Сталинскими премиями в 1946, 1948 и в 1950 годах.

27 июня 1949 года был поставлен его балет «Медный всадник» по произведению А.С. Пушкина в Большом театре.

30 мая 1956 года состоялось последнее публичное выступление Рейнгольда Глиэра на его авторском концерте в городском Доме учителя.

Дата рождения:

Место рождения:

Город Киев, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Город Москва, СССР


Род деятельности:

Композитор, кинокомпозитор, педагог

Учреждения имени Глиэра

Основные достижения

Прижизненные исполнения

Список произведений

Симфонические произведения

Концерты

Инструментальные произведения

Примечания

Библиография

(имя при рождении Рейнгольд Эрнест Глиэр; 1874/1875—1956) — русский и советский композитор, дирижёр, педагог.

Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.

Биография

Р. М. Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого города Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1900 окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии.

В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 педагог. В 1913—1920 профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914—1920 директор консерватории. В 1920—1941 профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920—1922 заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920—1923 член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 систематически выступал как дирижёр, с 1930—с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).

Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный русский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.

Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года.

Семья

Родители:

  • отец — Мориц Глиэр (1835—1896), владелец музыкальной мастерской;
  • мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852—1937).

Семья:

  • жена — Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни;
  • дочери Нина и Лия (род. 1905), Валентина (род. 1913);
  • сыновья Роман (род. 1907), Леонид (род. 1913) — инженер, соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.

Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве.

Внучка Р. Глиэра — Сэнта Викторовна Глиэр — хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом учёных, музей им. Гнесиных, московская Детская музыкальная школа им. Р. Глиэра и др.).

Её сын — ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский — составитель уникального родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и других странах; координатор юбилейных встреч представителей рода Глиэров «Глиэр — 500» (2008).

Учреждения имени Глиэра

Имя Р. М. Глиэра носят:

  • Киевский институт музыки (Киев/Украина),
  • детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия).

В 1924—1949 гг. в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.

Основные достижения

  • 1905 — премия имени М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)
  • 1912 — премия имени М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»
  • 1914 — премия имени М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)
  • 1937 — награждён орденом Трудового Красного Знамени
  • 1938 — награждён орденом «Знак Почёта»
  • 1945 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»
  • 1946 — Сталинская премия первой степени — за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром
  • 1948 — Сталинская премия первой степени — за Четвертый струнный квартет
  • 1950 — Сталинская премия первой степени — за балет «Медный всадник» (1949)
  • 1950 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»
  • 1955 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»

Звания

  • заслуженный артист РСФСР (1925).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1934) («За особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»)
  • народный артист РСФСР (1935).
  • Народный артист Узбекской ССР (1937), награжден орденом Трудового Красного Знамени (за создание музыкальной драмы «Гюльсара»).
  • народный артист СССР (1938).

Прижизненные исполнения

При жизни композитора его произведения исполняли:

  • Я. Гржимали, фон Глен, Л. Ауэр, А. Вержбилович, С. Кусевицкий, Л. Годовский, К. Эрдели, М. Ростропович, С. Кнушевицкий, В. Полех, А. Нежданова, И. Козловский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Казанцева, Д. Пантофель-Нечецкая, Э. Бандровска-Турска (Польша);
  • квартеты: Розе (Вена), герцога Мекленбургского (Санкт-Петербург), Артура Хартмана (Америка), им. Бетховена (Москва) и др.;
  • симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.
  • Дирижеры: Артур Никиш (Венгрия), В. Сафонов, Н. Черепнин, С. Кусевицкий, Г. Фительберг (Польша), Г. Варлих, Л. Стоковский, Ю. Орманди, Ф. Сток, Д. Макропулос, С. Рахманинов, А. Гаук, Ю. Файер
  • Города: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.

Список произведений

Оперы

  • «Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900).
  • «Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я редакция — 1934).
  • «Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
  • «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940).
  • «Рашель», либретто М. Булгакова и М. Алигер по Мопассану (1942—1943).

Балеты

  • «Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
  • «Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена 12-17 февраля 2010 в Римском оперном театре, постановка Николая Андросова, дирижёр Андрей Аниханов, художник Елена Пулити). Новую российскую постановку представил В.В.Васильев в Красноярске 23 ноября 2010
  • «Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
  • «Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)
  • «Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. Гоголю (1951—1952).

Симфонические произведения

  • Первая симфония (1899)
  • Вторая симфония (1907)
  • Третья симфония «Илья Муромец» (1909—1911)
  • «Сирены», поэма (1908)
  • «Запорожцы», картина (1921)
  • Торжественная увертюра (1937)
  • «Заповит», поэма (1939)
  • «Ферганский праздник», увертюра (1940)
  • «Дружба народов», увертюра (1941)
  • Увертюра на славянские темы (1941)
  • «Победа», увертюра

Концерты

  • Концерт для арфы с оркестром (1938)
  • Концерт для голоса с оркестром (1943)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1947)
  • Концерт для валторны с оркестром (1951)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1956)

Инструментальные произведения

  • Первый квартет (1899)
  • Второй квартет (1905)
  • Третий квартет (1928)
  • Четвертый квартет (1946)
  • Первый секстет (1898)
  • Второй секстет (1904)
  • Третий секстет (1905)
  • Октет (1901)

Прочее

  • Около 150 фортепианный пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара.
  • Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано.
  • Около 130 романсов для голоса и фортепиано.

Редакции произведений других авторов

  • Редакция балета Ц. Пуни «Эсмеральда» (несколько номеров для партитуры написал также С. В. Василенко).

Примечания

  1. Санкт-Петербург. 300 + 300 биографий. Биографический словарь / St. Petersburg. 300 + 300 biographies. Biographic Glossary // Сост. Г. Гопиенко. — На рус. и англ. яз. — М.: Маркграф, 2004. — 320 с. — Тир. 5000 экз. — ISBN 5-85952-032-8
  2. Общественный совет ЦАО г. Москвы
  3. Киевский институт музыки
  4. Детская музыкальная школа им. Р.М.Глиэра
  5. Ташкентская музыкальная школа им. Р.М.Глиэра
  6. Teatro Dell"Opera Di Roma
  7. Балет "Эсмеральда". История создания

Библиография

  • Глиэр Р. М. Статьи. Воспоминания. Материалы, т. 1, 2. — М.: 1965, 1967.
  • Глиэр Р. М. Статьи и воспоминания. — М.: 1975.
  • Бугославский С. Рейнгольд Морицевич Глиэр, 2-е изд., 1930.
  • Соллертинский И. «Красный мак». — М.: 1930.
  • Богданов-Березовский В. «Красный мак». — Л.: 1933.
  • Сеженский К. Р. М. Глиэр. Краткий очерк жизни и творчества. 2-е изд. — М.: 1940.
  • Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. — М.-Л.: 1950.
  • Корев Ю. «Медный всадник» Р. Глиэра. — М.: 1951.
  • Захаров Р. Искусство балетмейстера. — М.: 1954.
  • Бэлза И. Концерты Глиэра. — М.: 1955.
  • Катонова С. Балеты Р. М. Глиэра. — М.:1960.
  • Данилевич Л. Книга о советской музыке (главы: Р. М. Глиэр. Опера «Шахсенем». Балет «Красный цветок») — М.: 1962.
  • Петрова Н. Рейнгольд Морицевич Глиэр. — Л.: 1962.
  • Бэлза И. Р. М. Глиэр. 2-е изд. — М.: 1962.
  • Леонова М. Симфонические произведения Глиэра. Справочник-путеводитель. —М.: 1962.
  • Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (Статьи: Леонова М. Ф. Рейнгольд Морицевич Глиэр; Лятошинский Б. Н. Глиэр — профессор и директор Киевской консерватории; Раков Н. П. Рейнгольд Морицевич Глиэр]. — М.: 1966.
  • Бэлза И. Р. М. Глиэр. — В кн.: О музыкантах XX века. — М.: 1979.
  • Гулинская З. К. Рейнгольд Морицевич Глиэр. (1875-1956). — М.: Музыка, 1986. (Русские и советские композиторы).

1875-1956

Рейнгольд Глиэр родился 30 декабря (11 или 12 января) 1875 года в семье мастера по духовым музыкальным инструментам Морица Глиэра. Его дед и отец имели свою мастерскую. В семье росли еще два брата и сестра - все были музыкально одаренными. Но скрипку Рейнгольд взял в руки только в одиннадцать лет.

Его мать Жозефина Викентиевна была душой трудно живущего дома. "Если бы не любовь матери, которая грела нас, как лучи весеннего солнца, эта жизнь могла бы совсем исковеркать мою душа, - писал Глиэр. - Я все оставлял в себе, и тяжесть все увеличивалась..."

В 1885 году Рейнгольд поступил в гимназию, где музыка, и особенно композиция, затмевали все предпочтения. В 14 лет он сочинял уже пьесы для фортепиано, скрипки или виолончели с фортепиано: сестра Цеся играла на фортепиано, брат Мориц - на виолончели. В 16 лет Рейнгольд поступил в Киевское музыкальное училище. Его преподавателем по классу скрипки был Отакар Шевчик, который воспитывал в своих учениках умение и желание сознательно слушать, изучать музыку, наслаждаться ею.

В 1891 году он поступил в музыкальное училище, хотя родственники не приветствовали его желание стать профессиональным музыкантом.Рейнгольд Глиэр самостоятельно принял решение о поступлении в Московскую консерваторию. Летом 1894 года он переехал в Москву. Учился у Аренского, Танеева, Рахманинова, Скрябина, Ипполитова-Иванова и других.

Он много работал. 27 ноября 1905 года за "Первый секстет" Глиэр получил престижную Глинкинскую премию.

В 1901-м молодого композитора пригласили преподавать в свою школу сестры Гнесины. Там в 1901 году Рейнгольд встретил Марию Ренквист, любовь к которой пронес через всю свою долгую жизнь. В апреле они стали супругами.

С 1901-го по 1913-й год Глиэр попробовал себя почти во всех музыкальных жанрах. В 1913 году Глиэр вернулся из Москвы в Киеве в качестве профессора консерватории по классу композиции, а через год был единодушно избран ректором Киевской консерватории. В этой должности он проработал до 1920 года. Он сумел собрать вокруг себя блестящих музыкантов-преподавателей.

В 1915 году в Киеве он знакомится с азербайджанской оперной певицей Шовкат Мамедовой, которая познакомила его с азербайджанской народной музыке.

Осенью 1917 года под управлением Глиэра в Киеве впервые прозвучал Первый фортепианный концерт любимо ученика Рейнгольда Морицевича Сергея Прокофьева. За роялем был сам автор. Благодарные слушатели преподнесли Глиэру уникальный серебряный кубок с надписью "Илье Муромцу русского искусства".

В 1920 году Глиєр вновь переехал в Москву, занял место профессора уже Московской консерватории.

Сочинительство занимало все свободное от преподавания время. Композитора Рейгольда Морицевича Глиэра по праву можно назвать интернационалистом.

По приглашению правительства Азербайджана с августа 1923 и до 1924 года Рейгольд Морисович жил в Баку. Здесь На истинно народном материале, рождалась опера "Шахсэнэм", премьера которой на русском языке состоялась 17 марта 1927 года, а на азербайджанском 4 мая 1934 года в Баку. Партию Шахсэнэм во второй редакции исполняла Шовкет Мамедова. "Только живя среди народа, слушая изо дня в день народную музыку, можно проникнуться истинным духом национального искусства", - писал Рейнгольд Морицевич в статье "Народ - великий учитель".

Шевкет-ханум уже начинает рассказывать о своей дружбе с Глиэром. Эта дружба зародилась в годы ее учебы в Киеве. В эти годы Шевкет-ханум уже была замужем за Я. И. Любарским. Глиэр был их семейным другом, заходил к ним пить чай, музицировал, гармонизовал несколько азербайджанских песен, и однажды Шевкет-ханум сказала ему: "Вскоре у нас в Азербайджане будет советская власть, тогда Вы приезжайте к нам писать оперу." - Глиэр удивился: «Но я же не знаю вашу музыку...» - "Вы ее прекрасно чувствуете, - ответила я, сославшись на его гармонизации, - вы ее любите, и вы ее легко освоите."

Просто диву даешься, Шевкет-ханум! В Баку еще нет советской власти, Шевкет - еще никому не известная студентка в Киеве, но она уже договаривается с Глиэром о будущем музыкальном строительстве нового Азербайджана! Сейчас, когда все это уже давно стало явью, Шевкет-ханум не выглядит такой уж фантазеркой. Скорее она выглядит рационально и масштабно мыслящим деятелем культуры уже с самых молодых своих лет. И человеком, умеющим добиваться поставленной цели. Действительно, вскоре после установления советской власти, по ее инициативе Глиэр был приглашен в Азербайджан. ....

Я очень многим обязана Глиэру. Думаю, что и вся наша музыка ему обязана. Вы знаете, оперу «Шах Сенем» он посвятил мне. Обычно композиторы посвящают кому-то песни, романсы, а оперы - никогда. Но Глиэр сделал это. Я ему очень благодарна.

В 1925 году дирекция Большого театра объявила конкурс на создание современного советского балета. Музыку к балету "Красный мак" написал Рейнгольд Глиэр. Композитор с честью выполнил исключительно трудное задание, погрузившись в специфику китайских традиций. Всемирно известное "Яблочко", знаменитый матросский танец, принимаемый за народное творение, - произведение авторское. Впервые музыка прозвучала 14 июня 1927 года, на премьере балета "Красный мак".

В 1929 году Глиэр вернулся в Баку, где прожил до 1934 года. В 1934 году он получил звание Народного артиста Азербайджана.

Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры Ферганский праздник (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949).

Работая над этими произведениями, Глиэр все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла свое воплощение в Торжественной увертюре (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов», которая прозвучала 5 декабря 1941 года в Свердловске, куда эвакуировалась семья Глиэров, под управлением автора.

В 1943 году композитор создает жемчужину душевной вокальный лирики - Концерт для женского голоса посвященный певице Пантофель-Нечецкой.

В 1949 году был написан балет «Медный всадник» по поэме А. Пушкина, поставленный в в Ленинграде. Гимн великому городу, завершающий этот балет, сразу стал очень популярным. 75-летний юбилей в 1950 году композитор ознаменовал длительными концертными поездками по республикам Прибалтики и Средней Азии, в 1951-м дал симфонические авторские концерты в Москве, Киеве, почти во всех городах Советского Союза.

30 мая 1956 года состоялся симфонический концерт в Центральном доме учителя в Москве Рейнгольд Морицевич последний раз в жизни надел фрак и взял в руки палочку. Тяжелый сердечный приступ в ночь с 3 на 4 июня уложил его в постель, а 23 июня 1956 года его не стало.

При подготовке статьи использовались материалы Интернета и сайта

Выбор редакции
Однажды где-то в начале 20 века во Франции или, может быть, в Швейцарии, некто, варивший себе суп, случайно уронил в него кусочек сыра....

Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...
Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...