Реализм как литературное направление: общая характеристика. Реализм в русской литературе


критический реализм художественный герцен

Ги де Мопассан (1850-1993): он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.

Произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".

Ромен Роллан (1866-1944): смысл бытия и творчества изначально заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира, - его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.

Произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".

Гюстав Флобер (1821-1880): Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочетались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ.

Произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьес и феерию.

Стендаль (1783-1842): Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.

Произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести - "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".

Чарлз Диккенс (1812--1870): произведения Диккенса полны глубокого драматизма, социальные противоречия носят у него порой трагический характер, какого они не имели в трактовке писателей XVIII в. Диккенс касается в своем творчестве также жизни и борьбы рабочего класса.

Произведения: «Николас Никкльби», «Приключения Мартина Чезльвитта», «Тяжелые времена», «Рождественские рассказы», «Домби и сын», «Лавка древностей».

Уильям Теккерей (1811-1863): Полемизируя с романтиками, он требует от художника строгой правдивости. "Пусть правда не всегда приятна, но лучше правды нет ничего". Автор не склонен изображать человека ни отъявленным негодяем, ни идеальным существом. отличие от Диккенса он избегал счастливых концовок. Сатира Теккерея пронизана скептицизмом: писатель не верит в возможность изменения жизни. Он обогатил английский реалистически роман введением авторского комментария.

Произведения: «Книга снобов», «Ярмарка тщеславия», «Пенденнис», «Карьера Барри Линдона», «Кольцо и роза».

Пушкин А.С. (1799-1837): родоначальник русского реализма. У Пушкина господствует представление о Законе, о закономерностях, обуславливающих состояние цивилизации, общественных укладов, место и значение человека, его самостоятельность и связь с целым, возможности авторских приговоров.

Произведения: «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Повести Белкина».

Гоголь Н.В. (1809-1852): мир, далекий от всяких представлений о законе, пошлая повседневность, в которой изуродованы все понятия о чести и морали, совести, - словом, российская действительность, достойная гротескового осмеяния: «на зеркало веча пенять, коли рожа крива».

Произведения: «Мертвые души», «Записки сумасшедшего», «Шинель».

Лермонтов М.Ю. (1814-1841): резкая вражда с божеским мироустройством, с законами общества, ложью и лицемерием, всяческое отстаивание прав личности. Поэт стремится к конкретному изображению социальной среды, быта индивидуального человека: соединение черт раннего реализма и зрелого романтизма в органическое единство.

Произведения: «Герой нашего времени», «Демон», «Фаталист».

Тургенев И.С. (1818-1883): Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. Основной чертой цикла рассказов стала правдивость, которая заключала в себе идею освобождения крестьянства, представляла крестьян как духовно активных людей, способных к самостоятельной деятельности. Несмотря на трепетное отношение к русскому человеку, Тургенев-реалист не идеализировал крестьянство, видя, подобно Лескову и Гоголю, их недостатки.

Произведения: «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Достоевский Ф.М. (1821-1881): По поводу реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Главная особенность: создание философской основы с детективом - везде есть убийство.

Произведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы Коллектив авторов

Особенности реализма в русской литературе

Русские писатели первыми обратились к реализму – именно их произведения наиболее ярко и глубоко показали огромные художественные возможности этого творческого метода. В западноевропейской литературе мы не найдем реалистических произведений, написанных раньше 1823–1824 годов: это время, когда А. С. Пушкин создает «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова». Реалистические романы Стендаля, Бальзака и Диккенса появятся лишь в 30-е годы. Многие западные писатели называли своими учителями И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.

Русские реалисты в своих произведениях создали удивительно жизненные, психологически достоверные характеры, им свойствен подлинный гуманизм.

Есть у русского реализма одна очень важная особенность, долгое время находившаяся вне пределов читательского внимания. Русские реалисты конечно же очень ярко и точно показывали недостатки современной им действительности, но главным в их творчестве было не отрицание, а утверждение.

И. С. Тургенев восхищался талантливостью русского народа и преклонялся перед внутренней красотой русских женщин. Он искренне верил и показал это в своих произведениях, что именно национальные качества русского характера служат залогом грядущего процветания России.

Ф. M. Достоевский подчеркивал глубоко личностное восприятие христианских ценностей, свойственное русскому человеку.

Л. Н. Толстой, не разделявший уважительного отношения Достоевского к православной церкви, видел подлинно христианскую душу русского человека в его простоте и искренности.

Даже такие беспощадные критики русской действительности XIX века, как M. Е. Салтыков-Щедрин и А. П. Чехов, ни на мгновение не усомнились в своем народе. Вспомните образ мужика из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» или образы земских врачей из произведений А. П. Чехова.

Читая произведения русских реалистов, нужно не только видеть их критическое отношение к окружающему миру, но и внимательно присматриваться к авторской позиции, стремиться постигнуть авторский идеал.

Из книги Кукиш прошлякам автора Крученых Алексей Елисеевич

Апокалипсис в русской литературе Тема Апокалипсиса и Конца Мира не забыта и в наши дни.И если из России ее повышибли, то заграницей наши апокалпптики еще мережковят, вопия, что в РСФСР появился Антихрист и «время близко» - будьте наготове; а в самой Европе Шпенглер запел

Из книги ЧиЖ. Чуковский и Жаботинский автора Иванова Евгения Викторовна

Глава 2 Полемика о евреях в русской литературе Критическая деятельность Чуковского была окружена атмосферой дискуссий и словесных перепалок, почти вокруг каждой из его новых статей возникали скандалы разной степени тяжести. Даже в обстоятельной библиографии Д. Берман,

Из книги Пути и лица. О русской литературе XX века автора Чагин Алексей Иванович

М. Бугровский. Еврейство в русской литературе Тема эта разрабатывается не в правой печати, не в антисемитском органе, а в наирадикальнейших «Свобод<ных> Мыс<лях>», пристанище тех радикалов, которые, надо признать это, сумели как-то сохранить своеобразные

Из книги Жанр исторической робинзонады: эволюция образов прошлого, настоящего и будущего в период 2007-2012 гг. автора Старков Дмитрий Анатольевич

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

§ 2. Характерные особенности жанра в современной массовой литературе Говоря о массовой литературе, нельзя забывать о том, что массовая литература является органической частью современной социальной среды, и поэтому неизбежно впитывает в себя ее свойства, подчиняется

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии Как очень многие предшествующие и наследующие ей русские комедии, «Ябеда» имеет двойную развязку: первая – внутренняя, истекающая из самого действия комедии, вторая – внешняя, спровоцированная

Из книги Венеция в русской литературе автора Меднис Нина Елисеевна

Библиографические источники по русской литературе XIX в. Мезиер А. В. Русская словесность с XI по XIX столетия включительно. – Ч. 2. – СПб., 1902;Владиславлев И. В. Русские писатели XIX-XX столетий. Опыт библиографического пособия по новейшей русской литературе. – 2-е изд., перераб. и

Из книги Русская литературная усадьба автора Новиков Владимир Иванович

Глава 3 ИМЯ ВЕНЕЦИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Женское в имени и облике Венеции. - Именные вариации. - Анаграммы имени города в русской литературной венецианеНачиная разговор о роли имени города в русской литературной венециане, уместно вспомнить последнее пятистишие

Из книги Скрипач не нужен автора Басинский Павел Валерьевич

Венеция в русской литературе XVIII века В преддверии русской венецианы. - Особенности описания Венеции в путевых заметках П. А. Толстого и Д. И. Фонвизина. - Знаки Венеции в комедиях и интермедиях, представленных при дворе императрицы Анны Иоанновны. - Черты

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

Особенности русской литературной усадьбы Русская классическая литература - от Державина до Бунина - тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Великие писатели - А. С. Пушкин в Захарове, М. Ю. Лермонтов в Тарханах, Л.H. Толстой в Ясной Поляне, А. А. Блок в Шахматове -

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Хам в русской литературе Хотел того Мережковский или нет, он романтизировал Хама. Страсть поисков «сверхчеловеческого» идеала (хотя бы и отрицательного) там, где его вовсе не может быть, подвела его и на этот раз. Как религиозному мыслителю ему не хватило «духовного

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Мир и человек в русской литературе Каждая национальная литература обладает своими характерными особенностями. Как у любого живого человека есть свои привычки, привязанности, любимые цвета и излюбленные речевые обороты, так и литература определенной нации

Из книги Собеседники на пиру [Литературоведческие работы] автора Венцлова Томас

Мир и человек в средневековой русской литературе Русская средневековая литература была очень самобытной и имела ряд существенных отличий от литературы западноевропейской. С одной стороны, ей присущи все основные черты, связанные с пониманием места человека в

Из книги автора

Мир и человек в русской литературе XX века Октябрьская революция 1917 года не только изменила государственный строй в России, она поставила писателей перед лицом совершенно новой действительности, требовавшей нового художественного осмысления.Многие прекрасные

Из книги автора

Сентиментализм в русской литературе XVIII века

Из книги автора

Статьи о русской литературе

Реализм (литература)

Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В расхожем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистической теории никогда не представлялось целью искусства. В возможно верном воспроизведении действительности усматривался лишь залог творческой самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция , академический канон, обязательное подражание классикам - другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону.

Это - обычное явление школы, под каким бы знаменем она ни явилась впервые. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни - и каждая по своему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы , которая вся - непрерывающийся ряд завоеваний истинного Реализма. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символом нереального искусства.

Таков не только романтизм, на который с таким жаром нападали во имя правды доктринеры новейшего натурализма ; такова и классическая драма . Достаточно напомнить, что ославленные три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю , но потому лишь, что обусловливали возможность сценической иллюзии. «Установление единств было торжеством Реализма. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия. В аристотелевых правилах средневековый рационализм нашёл средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии». (Лансон).

Глубокий внутренний Реализм классической трагедии французов выродился в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей в мертвые схемы, гнёт которых был сброшен литературой лишь в начале XIX века. С широкой точки зрения, всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к Реализму. В этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией Реализма. На самом деле они представляют собой лишь реакцию рутине, обязательной художественной догме - реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественного изображения, рисуют стилизованные, то есть как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цель всякого - хотя бы и архинатуралистического - искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения - от симфонии до арабески , от «Илиады » до «Шёпот, робкое дыханье», - которое при более глубоком взгляде на него не оказалось бы правдивым изображением души творца, «уголком жизни сквозь призму темперамента».

Едва ли возможно поэтому говорить об истории Реализма: она совпадает с историей искусства . Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами. Таков был романтизм, такова современная форма Реализма - натурализм Литература о Реализме - по преимуществу полемическая по поводу современной его формы. Исторические сочинения (David, Sauvageot, Lenoir) страдают неопределённостью предмета исследования. Кроме сочинений, указанных в статье Натурализм .

Русские писатели, использовавшие реализм

Разумеется, в первую очередь это Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Выдающимися образцами литературы этого направления стали также работы позднего Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе) - историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», а также поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

Зарождения реализма

Существует версия, что реализм зародился в глубокой древности, во времена Древних Народов. Существует несколько видов реализма:

  • «Античный Реализм»
  • «Реализм эпохи Ренессанса »
  • «Реализм XVIII-XIX веков»

См. также

Примечания

Ссылки

  • А. А. Горнфельд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Реализм (литература)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Критический реализм. Критический реализм в марксистском литературоведении обозначение художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Рассматривается как литературное… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Реализм. Эдуар Мане. «Завтрак в мастерской» (1868) Реализм эстетическая позиция, с … Википедия

    В Викисловаре есть статья «реализм» Реализм (фр. réalisme, от позднелат. … Википедия

    I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… … Литературная энциклопедия

    Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Р. принимает конкретные формы… … Большая советская энциклопедия

    - (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… … Художественная энциклопедия

    Литература Финляндии термин, под которым обычно понимают устные народные традиции Финляндии, в том числе народную поэзию, а также литературу, написанную и изданную в Финляндии. До середины XIX века основным языком литературы Финляднии был… … Википедия

    Литература Советского Союза являлась продолжением литературы Российской Империи. Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов союзных республик на всех языках СССР, хотя литература на русском языке была преобладающей. Советские… … Википедия

Реализм имеет следующие отличительные черты:

  • 1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
  • 2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
  • 3. Познание действительности идёт при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности ("типические характеры в типической обстановке"). Типизация характеров в реализме осуществляется через правдивость деталей в "конкретностях" условий бытия персонажей.
  • 4. Реалистическое искусство - искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому - гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, отличие, например, от романтизма.
  • 5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.

В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить две основных концепции:

  • · Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени.
  • · Представители другой точки зрения на реализм ограничивают его историю определенными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом случае начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, либо к XVIII в., к эпохе Просвещения. Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в., его следующий этап представляет в XX в. социалистический реализм, трактующий жизненные явления с позиций марксистско-ленинского мировоззрения. Характерным признаком реализма в этом случае считается способ обобщения, типизации жизненного материала, сформулированный Ф. Энгельсом применительно к реалистическому роману: "типичные характеры в типичных обстоятельствах…" .
  • · Реализм в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Такая трактовка понятия реализм вырабатывалась главным образом на материале истории литературы, в то время как первая - преимущественно на материале пластических искусств.

Какой бы точки зрения не придерживаться, и как бы не связывать их друг с другом, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляющимся в характере стилистических форм и приёмов. Реализм Мазаччо и Пьеро дела Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж.Л. Давида и О. Домье, И.Е. Репина, В.И. Сурикова и В.А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства.

При этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности, которая в данных, исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Реализму свойственна убеждённость в познаваемости существ, черт объективного реального мира средствами искусства. реализм искусство познание

Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира. В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений. Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка "форм самой жизни", а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления.

Важнейшая черта реализма - психологизм, погружение через социальный анализ во внутренний мир человека. Примером здесь может служить "карьера" Жульена Сореля из романа Стендаля "Красное и черное", который переживал трагический конфликт честолюбия и чести; психологическая драма Анны Карениной из одноименного романа Л.Н. Толстого, которая разрывалась между чувством и моралью сословного общества. Человеческий характер раскрывается представителями критического реализма в органической связи со средой, с социальными обстоятельствами и жизненными коллизиями. Главным жанром реалистической литературы XIX в. соответственно становится социально-психологический роман. Он наиболее полно отвечает задаче объективного художественного воспроизведения действительности.

Рассмотрим общие признаки реализма:

  • 1. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
  • 2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
  • 3. Типизация образов, которая достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
  • 4. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
  • 5. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Ведущие принципы реализма в искусстве XIX в.:

  • · объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
  • · воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
  • · предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в XX веке, условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);
  • · преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания) [ 4, с.20].

Реализм (лат. Realis - - вещественный, действительный) - направление в литературе и искусстве, который заключается в истинном, объективном и всестороннем отражении. В эпоху средневековья реализмом называли одно из направлений средневековой философии, который приписывал абстрактным понятием реальное существование. В XVIII в. под реализмом понимали тип мышления и поведения (практический), который отличается от типа мечтателя, "идеалиста". Реалистами называли людей, которые ставили перед собой такую цель, которую можно было достичь.

В 20-х годах XIX в. французские критики называли реализмом "новую школу" в литературе, которая отличалась от "литературы идей" (классицизма) и литературы образов (романтизма). Французские писатели (Ж. Шанфлери, Л. Дюранти) выдали сборник статей под названием "Реализм" (1857) и несколько номеров журнала с этим же названием. В журнале был опубликован манифест реалистической школы художника Г. Курбе, в котором звучали призывы изображать повседневную жизнь народа, поднимать социальные проблемы. Курбе создал две знаменитые картины "Дробильщики камни" и "Похороны в Орна", которые стали манифестом реализма в живописи. Дюранти писал, что задача реализма создать литературу для народа. Журнал полемизировал с романтиками, требовал отказаться от идеализации жизни и героев.

Первыми обратились к теории реализма Д. Дидро и Лессинг. Проблемы реализма в течение XIX в. волновали О. Бальзака, Г. Флобера, Тургенева, Л. Толстого. В трудах И. Франко, Э. Золя термин "реализм" употреблялся как синоним термина "натурализм". Отсюда и название "натуральная школа".

Эстетика реализма миметичних в своей основе, то есть связана с пониманием искусства как формы подражания действительности. В нашем литературоведении нет единого мнения относительно генезиса, исторических параметров, этапов развития художественной природы и функциональности реализма. Некоторые считают, что искусство реализма уходит своими корнями в народную поэзию с ее стихийным стремлением к правдивости. Е. Ауэрбах говорит об античном (мифологический) реализм ("Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе»). Реалистический тип мышления присущ искусству с древнейших времен, но термин "реализм" нецелесообразно использовать по отношению к искусству античности и средневековья, когда в силу объективных условий не могли утвердиться реалистичные художественные системы, а наблюдались, как отмечает Д. Наливайко, "только проявления реалистического творчества на эмпирическом уровне, преимущественно в низких, комических жанрах ".

Многие исследователи считают, шо реализм как эстетико-художественная система начал формироваться в эпоху Возрождения. Ренессансный реализм XIV-XV вв. называют гуманистическим, он характерен для творчества Сервантеса, Рабле, Шекспира, Чосера. По мнению Д. Наливайко, ренессансный реализм НЕ направление, а тенденция художественного мышления.

Значительная часть исследователей начало реализма связывает с Просвещением, в частности с творчеством Д. Дефо, Вольтера, Дидро, Дж. Свифта, Г.Е. Лессинга. Эти писатели глубоко раскрыли причинные связи между человеком и средой. М. Конрад, Д. Благой, В. Жирмунский считают, что история реализма начинается не с эпохи Возрождения и не с эпохи Просвещения, а по литературе XIX в. В. Жирмунский отмечает, что о реализме Шекспира, Сервантеса, Рабле можно говорить "в широком смысле слова", в смысле правдивости, а не в смысле Бальзака или Толстого. Основной признак реализма, по мнению В. Жирмунского, в социальности. Начало классического реализма он видит в английской литературе XVIII в., В частности в творчестве Дефо, Филдинга, Смолетт. В истории реализма ученый не находит места для Шекспира.

Большинство современных исследователей возникновения реализма связывает с 30-ми годами XIX века, а ренессансный и просветительский считает предысторией классического реализма. В советский период реализм XIX века называли "критическим".

Термин "критический реализм", вошедший в литературу с "легкой" руки М. Горького, не отражает всей сложности направления, потому что не во всех произведениях есть только критический элемент. Кстати, критический пафос присущ произведениям разных эпох.

Суть реализма хорошо раскрыл один из самых его представителей И. Нечуй-Левицкий: "Реализм или натурализм в литературе требует, чтобы литература была одкидом правдивой, реальной жизне, похожим на одкид берега в воде, с городом или деревней, с лесами, горами и всеми предметами, которые находятся на земле. Реальная литература должна быть зеркалом, в котором бы одсвичувалась правдивая жизнь, хоть и тонкая, похожа на мечту, как сам отсвет ".

Реалистическое направление был формой отрицания романтизма, реакцией на байронизм 30-х годов. По словам Б. Реизова, реализм стал протестом против "титанических героев", "безумной" литературы, против исторических тем в романе и драме... против символической драмы и сентиментально-философской лирики "".

Романтики изображали исключительных героев в исключительных обстоятельствах, реалисты ориентировались на изображение обычной "маленького человека" не в экзотических, а в обычных условиях. Язык романтизма - поэтическая, реалисты используют обычную разговорную речь с диалектами и жаргоном. Однако реалисты не отказываются от романтического пафоса и тех приемов изображения, которые использовали романтики. Элементы романтизма в произведениях Бальзака, Диккснса, Флобера, Достоево-ского, Шевченко, Франка. Опыт романтизма сыграл положительную роль для реализма. Романтики были союзниками реалистов в борьбе против классицизма. Кстати, реализм взял кое-что и от классицизма, в частности, рационализм, композиционную стройность произведения, логичность изложения материала, отдельные приемы изображения персонажей (внимание к интеллектуальной жизни человека, верность долгу, противоречие между долгом и личными интересами). И романтики, и реалисты обратились к конфликту человека и общества.

Между романтизмом и реализмом первой половины XIX в. нелегко провести границу. Бальзак в повестях и романах использует средства романтической фантастики и иронию («Шагреневая кожа»). Романтические мотивы есть в романе Стендаля "Красное и Черное". "Каждый великий реалист, - отмечает Г. Померанц, - по-своему романтик. Писатели, которых мы относим к классическому реализму, не исключают, а продолжают романтические традиции". Романтизм, по словам литературоведа, тяготеет "скорее к старцу, чем к взрослому. Романтизм 8 и одновременно 80 лет, реализму - 40, романтизм - сказка, которую дедушка рассказывает внучке, а реализм - серьезная история для серьезных людей. Но взрослым серьезным людям не можно прямо сказать правду о Маленьком Принце или планету смешного человека (из фантастического рассказа реалиста Достоевского): они засмеют, унизят идею. А вот волшебник-поэт притворяется, что он... серьезный деловой человек. Эта игра волшебника у профессора социологии и называется реализмом ".

Реализм отрицал творческие принципы натурализма с его фактографизм, безпристрастнистю, вниманием к биологическим факторам. Он не фиксирует факты, а проникает в их суть, анализирует. Писатели-реалисты - это исследователи-аналитики. Романтики не занимались конкретным анализом жизни, они осуждали общественные пороки прошлого и настоящего. Реалисты исследуют источник зла, считают, что определяющее влияние на человека имеют общественно-экономические условия.

Важную роль в развитии реализма сыграли достижения естественной, экономической и философской мысли, в частности, диалектика Гегеля, материализм Фейербаха, идея историзма в трудах французских историков (Тьерри, Минье, Гизо).

Идеологической основой реализма стал рационализм, рациоцентрична теория Просвещения. Ведущим принципом реализма является верность реальной действительности, конкретно-исторический подход к ней, взгляд на историю как на постоянный прогресс, стремление воспроизводить жизнь, изображать его таким, каким оно является во внутреннем мире человека без идеализации и сатирической карикатурности.

Реализм отказался от разделения предметов и явлений на эстетические и неэстетичные. Он отражает действительность во всей полноте и достоверности.

Создавая жизнеподобного образы и ситуации, реалисты не отказываются от мифа, сказки, аллегории, символа. Своей задачей реалисты считали творить для народа, служить ему.

Возвеличу Малых тех рабов немых! Я на страже круг их Поставлю слово, - писал Т. Шевченко. Реалистическая литература, по словам И. Франко, "собирает и описывает факты повседневной жизни, считая только на правду, не на эстетические правила, а заодно анализирует их (факты - Н. Ф.) и делает из них выводы, - это ее научный реализм, она из-за того указывает недостатки общественного строя там, где не все может добраться наука (в жизни ежедневном, в развитии психологическом страстей и намьетностей человеческих), и старается будить охоту и силу в читателях к устранению тех недостатков - это ее постепенная тенденция " .

С правдивостью связана типизация. Во всех учебниках, изданных в советское время, является определение реализма, которое дал Ф. Энгельс: "На мой взгляд, реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типических обстоятельствах" 2. Это определение не является точным, универсальным. Однако правдивость деталей, типичные характеры и типичные обстоятельства являются особенностями реализма Но во многих произведениях характерные обстоятельства являются исключительными, необычными. В письме к Н. Страхова от 28 февраля 1869 Достоевский писал: "У меня свой взгляд на действительность (в искусстве) и то, что называют почти фантастическим и исключительным, то для меня составляет самую действительность действительности. Обыкновенность явлений и казенный взгляд на них, по моему мнению, еще не реализмом и даже наоборот. В каждом номере газет вы встречаете отчет о реальные факты и о причудливые. Для писателей наших они фантастические, да они и не занимаются ими, а между тем они действительностью ". Типизация делает образы стандартными, упрощенными. Каждый человек воспринимается как представитель соответствующего класса.

Новаторство реализма -в структуре характера, его развития, в связи с типичными обстоятельствами. Характеры реалистических произведений - многогранные, мотивированные, развиваются в логической последовательности. Герои действуют в конкретных общественно-исторических условиях, которые мотивируют их поступки. Реализм признает не только детерминированность поведения человека, но и способность подняться над обстоятельствами, противостоять им. Реалисты отражают действительность, полную острыми противоречиями, конфликтами. Они придерживаются принципа социальности и историзма. Поведение героев реалистических произведений обусловлена объективными социально-историческими условиями. Для реалиста человек - существо социальное. Принцип историзма заключается в воспроизведении колорита времени и места, в понимании истории как процесса качественных изменений, характеризующих национально-историческое своеобразие того или иного этапа в каждой стране. Историзм и социальность взаимосвязаны. Историзм конкретизирует принцип социальности, способствует раскрытию развития социальных условий. Поступки героя вытекают из особенностей характера и психологии, а характер и психология обусловленные жизненными обстоятельствами и социальной средой. Изменение обстоятельств жизни сказывается на судьбе героев. Герои романа "Разве ревут волы, когда ясли полны?" Панаса Мирного и Ивана Билыка, повести "Борислав смеется» И. Франко социально и исторически конкретные.

В украинской литературе реализм утвердился в первой половине XIX в., Этот реализм называется просветительский. "Впервые в украинской литературе просветительская идеология в сфере художественного функционирования появляется, - отмечает М. Яценко - в середине XVIII в. В творчестве Г. Сковороды. Однако она, с одной стороны, существует в определенном симбиозе с философско-этическими учениями античности (Сократ, Эпикур, Сенека, Гораций) и переходит в область философской стыки, где главное место занимают идеи самопознания и нравственного самосовершенствования личности, а с другой - выступает в целом еще не в просветительской художественной структуре, а в пределах старой книжно-богословской традиции и барокко ". В творчестве И. Котляревского соединились черты классицизма, просветительского реализма и сентиментализма. В творчестве Г. Квитки-Основьяненко (в бурлескно-травестийних стихах, одах, поэмах, байках) просветительский реализм сочетается с классицизмом.

В просветительском реализме место занимало социальную среду. Но социальный детерминизм был для персонажей, по словам М. Яценко, "еще не осознанным явлением". "Общественная среда выступает как мир еще не раскрытых закономерностей, сами персонажи - скорее объекты, действующие на уровне эмпирических отношений, а не субъекты действия, которые превращают себя и мир. Отсюда - тенденция вытеснения социального конфликта в морально-этическую сферу, которую Шефтсбери считал независимой от социальных условий ". Ориентация на воспитательное начало обеспечила ведущее место в литературе просветительского реализма мещанские драмы, комедии, трагедии, романа воспитания, сатирическим жанрам.

Лирика не отличалась жанровым богатством. М. Яценко это объясняет тем, что в просветительском реализме в центре внимания были "не индивидуальные характеры и исследования их психологии, а изображение судьбы человека, родовых и сословных ее признаков".

На первый план вышли "низкие" жанры - бурлескная поэма, басня, народно-социально-бытовая драма, народная повесть и рассказы. Просветительский реализм сказался на бурлескной поэме неизвестного автора "Вояж по Малой России г. генерала от инфантериы Беклешов", на бурлескных переделках Гулака-Артемовского от Горация ("К Пархома", "XIV ода Горация, книга II"), на его стихотворных посланиях ("Настоящая Доброта", "прошение Григория К [ветки] и"). Едва ли не самым оперативным и действенным жанром просветительского реализма была байка с разновидностями байка-сказка, басня-поговорка ("Могильные семьи", "Грешник" Е. Гребенки, "Врач и здоровье", "Две птички в клетке" П. Гулака -Артемовського), басня-новелла, басня-вранье ("Пидбрехач", "Солдацький на третьем" Г. Квитки-Основьяненко). В драмах И. Котляревского «Наталка Полтавка» и «Москаль-волшебник" объединены сентиментальные и реалистичные черты, в комедии Г. Квитки-Основьяненко "Шельменко-денщик" - классицистические и реалистичны. Такое сочетание различных стилевых систем наблюдается и в прозе, которая сформировалась после драматургии, в частности в произведениях Г. Квитки-Основьяненко. В юмористически-бурлескных произведениях соединились класицистична и просветительская эстетика ("Мертвецький Пасха", "Вот тебе и сокровище", "прошение господина издателя").

"Литературное Просвещение в Украине, - по наблюдению М. Яценко, - не ограничивается половиной XIX в. Пройдя стадию своеобразного симбиоза с сентиментализмом и романтизмом, просветительский реализм сосуществует с реализмом критическим почти до самого конца XIX в."

В 40-60-х годах XIX в. реализм сосуществовал с романтизмом. Такой синтез романтического и реалистического начал есть в творчестве Т. Шевченко. В произведениях просветительского реализма подвергались критике отдельные недостатки общественного строя, реалисты второй половины XIX в. критикуют всю самодержавно-крепостническую систему. В реализме 40-60-х годов формируются этнографически-бытовая, социально-бытовая и социально-психологическая течения.

Усиление реалистического направления в украинской литературе связано с творчеством Т. Шевченко, Марко Вовчок, И.С. Нечуй-Левицкого, А. Свидницкого, Панаса Мирного, Ивана Карпенко-Карого, М. Кропивницкого, Ганны Барвинок. Литература обогатилась в жанровом отношении. Приобрели популярность общественно-политическая, элегическая лирика, сатира. Уризноманитнилася проза, появились социально-бытовые, этнографически-бытовые, психологически-бытовые рассказы, социально-психологическая новелла, социально-бытовая, историческая повесть, социально-психологический роман, роман-хроника. Обогащается проблематика литературы. Кроме крестьянской, писатели поднимают тему духовенства, мещанства, интеллигенции.

Реалистической литературе присущ определенный тип автора. Автор - это всегда определенный взгляд на изображаемое, концепция изображаемого, выражением которой является художественное произведение. Г. Флобер сравнивает автора с Богом, который должен быть в произведении, как Бог в мироздании - везде и нигде. Писатели-реалисты, которые чувствовали себя демиургами, не всегда были "невидимыми" в своих произведениях. Они считали, что интуиция и разум художника могут проникнуть во все сущее и адекватно его воспроизвести. Этот художник тяготеет к коллективной "сознания эпохи", ее интеллектуальной части, обладает необходимыми знаниями в различных сферах. Демиургизм реалистической литературы является авторской позицией, в основе которой мировоззренчески-эпистемологическая парадигма эпохи.

Ведущим средством нарации в произведениях реалистов является показ, который вытесняет описание, что отчетливо проявляется в произведениях Г. Флобера, А. Чехова, И. Франко.

В советском литературоведении реализм был культовой художественной системой, его ставили над всеми другими направлениями. В 30-е годы XX века распространилась концепция реализма как единственно правильного и наиболее прогрессивного художественного метода. Развитие литературы сводился к прогрессу реализма. Взгляд на эволюцию литературы как непримиримую борьбу реализма с антиреалистическими направлениям, уже устарел.

Некоторые из литературоведов отвергает термин "реализм", сомневается в существовании реалистического направления. Так, в "Энциклопедическом словаре культуры XX века" (2001 г.) Отмечается, что реализм - "антитермин", термин "тоталитарного мышления", что такого направления в XIX веке не было. Реалистические произведения относят к романтическим.

Критическое отношение к реализму характерно для модернистов, которые считали это направление устаревшим, несоответствующим динамической действительности XX века. Но реализм по своей природе является динамичной художественной системой, он развивается, обновляется. В 10-20-х годах XX века против реализма выступают неоавангардистськи течения, они называют реализм искусством буржуазной эпохи, обреченным на исчезновение.

Реализм XX века - открытая художественная система, которая взаимодействует с другими направлениями, в частности с модернизмом, переняв от него такие особенности, как поток сознания, коллаж, монтаж, ассоциативность, "телеграфный стиль".

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...