Путешествие к горе Кайлас — сердцу мира, оси земли и центру Вселенной. Бюджетный тур в Тибет "Священная гора Кайлас"


Тибет - центр духовного мира, а гора Кайлас - сердце Тибета. В системе гор Гандисы есть пик высотой свыше 6000 метров, это и есть священная гора Кайлас, высочайшая вершина одноименного горного хребта.

Драгоценная снежная гора, как зовут ее буддисты, пока осталась непокоренной, потому что власти Китая не дают разрешение на восхождение. Единственная попытка взобраться на гору вызвала бурный протест верующих во главе с Далай-ламой. Жители Тибета верят, что Кайлас - это дом бога и любой взобравшийся на гору должен умереть.

Гора считается священной, к ней совершают паломничество представители 3 крупных религий: индуисты, буддисты, джайнисты. Они должны обойти гору 108 раз. Это подарит очищение кармы и лучшее перевоплощение.

Индуисты считают пик горы домом (летней резиденцией) бога Шивы. Возможно, глядя на Кайлас, в этой религии создали гору Меру - точку, откуда начинается мир и где живут боги.

Приверженцы бон, религии, которая была в Китае до буддизма, верят, что на гору спустился с небес их учитель и наставник Салва в форме Тонпы Шенраба Мивоче. Джайны уверены, что здесь жил и получил просветление первый джайнист. А буддисты считают, что здесь жил Будда в гневном воплощении Самвара и поэтому Кайлас - одно из благоприятных мест для духовного роста.

Иными словами, множество людей считает, что эта гора наделена божественной силой, и многие пытаются сделать ритуальный обход, чтобы найти просветление и очистить карму. Такой паломнический путь называется кора.

Фотограф Сэмюэл Зудер, посетив Кайлас, был поражен им с первого взгляда. Очень скоро он смог собрать небольшую группу помощников и целый месяц фотографировал окрестности и паломников. Результаты его путешествия впечатляют. В дальнейшем фотограф планирует выпустить книгу «Лицом к вере: гора Кайлас, Тибет». Мы же пока полюбуемся созданными им потрясающими по насыщенности фото:

Слева: Сонам Церинг, 24. Происхождение: Дарчен, Тибет. 4 обхода. Справа: Церин Зумба, 28. Происхождение: Дарчен, Тибет. 22 обхода.


Поляна Тарпоче. Майский праздник Сага Дава.

Слева: Долма, 18. Происхождение: Лхаса, Тибет. 1 обход. На фото справа: Лобсанг Еше, 27. Происхождение: Маркам, Тибет. 5 обходов. Крайний справа: Темпа Гьяцо, 28.


Гора Кайлас, долина Лха Чу.


«Поклоняясь горе Кайлас, человек не отказывается от обычного ежедневного поведения. Это не похоже на посещение церкви, где вы должны сохранять спокойствие и сосредоточиться на молитве. Во время ритуального обхода я видел много групп и семей, которые, казалось, получают большое удовольствие, поклоняясь горе», - пишет фотограф.

Слева: Санге, 17. Происхождение: Дарчен, Тибет. 12 обходов. Справа: Еше Гьялцен, 35. Происхождение: Шигадзе, Тибет. 12 обходов.

Гора Кайлас, Дирапук Гомпа, северная сторона.


Слева: Дазанг, 47. Происхождение: Нагчу, Тибет. 7 обходов. Справа: Лхага, 49. Происхождение: Геджей, Тибет. 6 обходов.

Гора Кайлас, Дирапук Гомпа, северная сторона.


Кора вокруг Кайласа – не простое путешествие. Это физически сложный трехдневный трек вокруг горы Кайлас. Как выбрать самое благоприятное время для прохождения коры вокруг Кайласа?

Если Вы альпинист и не боитесь холода, то при хороших погодных условиях Вы сможете пройти кору практически в любом месяце в году.

Если Вы не обладаете никакой физической подготовкой и мечтаете совершить трехдневный трек, можете воспользоваться этим описанием погодных и бытовых условий на Кайласе в течении года:

Ноябрь – март: в Дарчене все закрыто, работает 1-2 гестхауза, 1-2 чайных дома, на коре нет палаток с продовольствием, продукты для питания необходимо брать с собой на кору. Перевал Зеленой тары покрыт глубоким снегом, не проходим, холодный ветер. Низкий сезон, поездка стоит дешево. (Зимой на Кайлас ездят с целью посмотреть на гору, кору не ходят. С 28 февраля по вторую половину апреля Кайлас обычно закрыт для посещения, в эти даты планировать поездку не стоит.)

Апрель: начало сезона коры вокруг горы Кайлас. В Дарчене открываются большинство гестхаузов, ресторанчиков и магазинов. На коре еще холодно, перевал может быть покрыт снегом, может быть холодный ветер. На кору можно взять немного продуктов питания. Пригодится спальник на критическую температуру -20. Средний сезон, поездка стоит дешево. (Как правило, к концу апреля начинают выдавать разрешения на посещение Кайласа, обычно не раньше 15-20 апреля.)

Май-июнь: очень благоприятное время для коры. Эти два месяца наиболее сухие, отсутствие осадков обеспечивает хорошую видимость. В Июне особенно тепло. Вся инфраструктура работает на полную мощность, можно не брать с собой на кору продукты питания, если не брезгуете местной едой и продуктами быстрого приготовления. Пригодится спальник на критическую температуру -15, -10. Начало высокого сезона.

Июль-август: очень благоприятное время для коры. Ночи самые теплые в году. В конце июля начале августа частые осадки, в горах это дождь, мокрый снег, град. Вся инфраструктура работает на полную мощность, можно не брать с собой на кору продукты питания, если не брезгуете местной едой и продуктами быстрого приготовления. Пригодится спальник на критическую температуру -10. Высокий сезон.

В этом году моя мечта побывать в Тибете и увидеть священную гору Кайлаш осуществилась. Поехать в Тибет самостоятельно в настоящее время нельзя – таковы правила принятые китайской стороной для посещения Тибета или Тибетского автономного района (официальное название). Но поехать в Тибет возможно через турагенство, в составе туристической группы. Я поехал через тур оператора «Кайлаш» так как много раз пользовался его услугами и знаю не понаслышке о надёжности кампании и профессионализме команды, которая в ней работает. Спасибо им за то, что эта поездка стала возможной, отдельное спасибо нашему гиду Смирнову Семёну. На этом моё небольшое отступление закончено.
Маршрут нашего путешествия в Тибет начинался в Непале. Местом сбора группы был город Катманду столица Непала. Вместе с гидом Смирновым Семёном наша группа состояла из 10 человек.

1.Фото группы.

За два дня, которые мы провели в Катманду до отлёта в Тибет, мы посетили места, являющиеся обязательными для туристов и тех, кто впервые в Непале. Это позволяет познакомиться и немного понять культуру народов населяющих Непал. У некоторых европейцев окружающая действительность поначалу вызывает небольшой культурный шок, но спустя несколько дней большинство путешественников относится к этому уже спокойно.


2.фото площадь Дурбар

Я уже бывал в Непале, и из того что я видел в Катманду мне более интересны и созвучны места, где находится ступа Сваямбунатх и комплекс Пашупатинатх. Расскажу немного об этих местах.
Ступа Сваямбунатх расположена на вершине холма. Примечательно, что это место почитается в индуизме, буддизме и религии Бон. Первые святилища на этом месте согласно легендам появились очень давно. Здесь на этом месте религии мирно сосуществуют друг с другом: есть индуистский храм и буддистские святыни принадлежащие разным школам. Пуджари из индуистского храма может благословить буддистского монаха и это выглядит органично.


3.фото Ступа Свямбу


4.фот оСтупа Свямбу


5. фото индуист благословляет буддиста

Комплекс с храмом Пашупатинатх расположен на берегах священной для индуистов реки Багмати. Не ошибусь, если скажу, что комплекс является центром индуизма Катманду. И переоценить его значение для индуизма трудно. Вход в главный храм комплекса Пашупатинатх открыт только для хинду, остальным остаётся смотреть на него со стороны. Но и этого достаточно для того чтобы понять – это очень сильное место. На берегу реки Багмати находятся места для кремации тел умерших. Отношение к жизни и смерти у индуистов отличается от общепринятого в западных странах. Если коротко, то его можно выразить в следующем. Реинкарнация знание о том, что душа – сознание человека бессмертна. Смерть – это состояние между рождениями в земном теле, о котором многие из нас не помнят. Человек проживая множество жизней, набирает нравственный опыт, и следующее рождение будет обусловлено в соответствии с его поступками и устремлениями. Это закон кармы, закон соответствий. Тело является вместилищем души – сознания и инструментом познания мира. Когда человек выполнил своё предназначение или тело износилось, тогда наступает физическая смерть. Для того чтобы душа –сознание могла быстро покинуть физический мир и соединиться с Богом- Абсолютом не привязываясь к телу и отсечь привязанности в разных религиях существуют ритуалы, которые помогают душе–сознанию пройти этот путь. Внешне они могут различаться, но суть их одна, будь то кремация, похороны или небесные похороны – скармливание грифам, которое практикуется в Тибете.


6.фото Пашупатинатх


7.фото статуя Буйвола напротив храма Пашупатинатх на котором ездил Шива


8.фото площадки для кремации тел умерших


9.фото в ожидании кремации

Поднявшись выше Пашупатинатха по течению можно увидеть пещеры, в которых бывали и медитировали Марпа и его ученик Тилопа. На этом наше пребывание в Катманду заканчивалось.


10.фото пещера Тилопы

На следующий день мы вылетали в Тибет, в Лхасу. Пролетая над Гималаями, нам посчастливилось увидеть вершину самой высокой горы на земле – Эверест.


По прилёту в Лхасу, сразу же погрузившись в автобус, мы поехали в место, где находиться буддийский монастырь Самье. Рядом с монастырём находиться гора по легенде именно здесь происходил поединок между Падмасабхавой и боннским жрецом, в результате которого Падмасабхава победил. Лично мне трудно представить, что просветлённый Падмасабхава и, не менее просветлённый боннский жрец могли соперничать друг с другом. Здесь на вершине есть хороший храм защитников.


С вершины открывается красивый вид на монастырь Самье, который построен в виде мандалы. Монастырь большой и красивый, в некоторых храмах монастыря ведутся восстановительные работы. Первое чувство которое испытываешь входя в главный храм монастыря – это мощь и она физически ощущается. И вообще с этого места у меня появилось ощущение – я в Тибете и я как то успокоился – все приехал. В комнате защитников над дверью находится часть чучела питона. Откуда его взяли – для меня это загадка! Вероятно, привезли из Индии. Правда, фотографировать его не разрешили. Зато в других местах фотографировать было можно. Для тех, кто будет в Тибете: монастырь Самье, по моему мнению, обязателен для посещения.




14.фото монастырь Самье в главном храме


15.фото монастырь Самье храмзащитников

Дальше нашп уть лежал в Лхасу столицу Тибета. В настоящее время в Лхасе ведётся интенсивное строительство, и Лхаса становится современным городом. Влияние Китая не заметить трудно. Дворец Далай Ламы Потала сейчас является музеем. Раньше в нем были сосредоточены духовная и светская линии власти Тибета. Посетителей много и это неудивительно. Другое значимое место в Лхасе - это монастырь Джоканг, который не утратил своего значения до сих пор. В нем живут монахи и ведутся службы. По легенде, на месте где находится монастырь Джоканг, раньше было озеро. Дворец Далай Ламы Потала и монастырь Джоканг, наряду с монастырём Самье, являются сильными местами, которые мы посетили, не смотря на то что во дворце Далай Ламы нет монахов и религиозные обряды не проводятся. Религиозные сооружения и те артефакты, которые в них находятся нужно использовать по их прямому назначению и теми, кто умеет это делать. Иначе они могут превратиться в экспонаты. Примеров этому много. В западных музеях артефактов и предметов культа, которые стали экспонатами - масса. Религия не должна быть застывшей и отделённой от людей. Она должна жить и служить на благо людям. Тогда духовные традиции будут сохранены и приумножены.





Монастырь Драк Йерпа кроме буддизма связан и с религией бон, которая была основной религией Тибета до прихода буддизма. Пещеры, в которых в практиковали боннские мастера, находятся выше основного монастыря. Чтобы добраться до них нужно затратить около двух дней и необходимо снаряжение, как сказал наш тибетский гид. Думаю, уже ни для кого не секрет, что тибетский буддизм стал таким, какой он сейчас есть еще и благодаря тому, что многое перенял от религии бон. Конечно, этот процесс был взаимным. Говорят, что сверху местность, где располагается монастырь, напоминает по очертаниям фигуру богини Тары. Здесь есть место для ритуала небесных похорон. Насколько мне известно, в настоящее время китайские власти запрещают тибетцам проводить этот ритуал.



Следующая точка нашего путешествия – монастырь Пелкор Чоде и ступа Кумбум. В монастыре хорошая комната защитников, лица некоторых защитников закрыты. Их открывают только в какието важные моменты. Когда это происходит, решают в монастыре. Я попробовал сфотографировать лицо одного защитника, но фотоаппарат не смог сфокусироваться. Ступа Кумбум имеет 108 комнат, в каждой комнате находится статуя божества, символизирующего тот или иной аспект божественной природы.




Монастырь Шигадзе резиденция Панчен Ламы второго по значимости духовного лица Тибета после Далай Ламы. В настоящее время его местонахождение достоверно неизвестно.

Добравшись до озера Манасаровар, мы, оставив вещи в гестхаусе, пошли прогуляться на озеро. На подъезде к озеру Манасаровар впервые появляется священный Кайлас. В нашей группе был геолог Юлия Волкова из С-Петербурга. Если возникали вопросы, касающиеся геологии, всегда можно было узнать мнение специалиста. Озеро Манасаровар по словам Юлии с геологической точки зрения имеет ледниковое происхождение. Оно очень красивое. Его окраска меняется в зависимости от освещения. Вода в озере прохладная, но некоторые из нас окунулись. Былоздорово! Рядом с озером на вершине горы находится монастырь Чиу, в котором есть пещера, где так же бывал Падмасабхава и оставил отпечаток ноги. Падмасабхава почтил своим присутствием много мест. Он не только один из самых почитаемых святых в буддизме, но и великий путешественник. Рядом с монастырём находятся горячие источники, в которых за умеренную плату можно принять ванны. В полнее комфортно! В прямой видимости от озера Манасаровар находится озеро Ракшас.


24.фото озеро Манасаровар



На следующий день мы выехали в Дарчен. Дарчен -место куда стекаются паломники со всего Тибета и других стран. Это последняя остановка перед началом коры. Внутреннее волнение достигает максимума! Завтра начнется кора, то ради чего мы все сюда приехали. В каждой религии есть свои значимые места, посещение которых оказывает мощное воздействие на человека. В исламе – это совершение хаджа, в христианстве –посещение местс вязанных с жизнью Иисуса Христа, в индуизме, буддизме и религии бон одним из таких мест является гора Кайлас и совершение обхода вокруг Кайласа. Многие верующие, особенно из Индии и других стран, готовятся к этому не один год. Район Кайласа до сих пор трудно доступен в силу различных обстоятельств, включая его отдалённость и действие китайских властей, которые периодически закрывают доступ к священной горе. Совершение обхода лучше делать не в зимний период. О том, что такое Кайлас и прилегающая к нему местность известно с давних времён. Символ Кайласа можно увидеть в каждом индуистском храме – это Шивалингам. Если посмотреть на район горы сверху, сомнения отпадают сами собой. И то,что Шивалингам поливают молоком во время ритуалов… Вспомните о молочных реках! В индуизме, буддизме, джайнизме и религии бон –это место является местом обитания Божеств. Легенды о мироустройстве тоже указывают на это место. Тут выдумывать ничего не надо! Просто нужно прочитать, что говорят об этом месте в религиозных текстах. Тем более, что данная информация не является секретом.


Проснувшись и позавтракав затемно, пройдя по центральной улице Дарчена, дойдя до его окраины, мы вышли на тропу. Начинало светать. Вместе с паломниками наша группа начала свой путь. Буддисты делают обход по часовой стрелке, представители религии бон – против часовой стрелки. Отношение к религии бон до сих пор у некоторых людей негативное. Это связано с неосведомлённостью и зачастую неверной информацией о религии бон. Мы шли по часовой стрелке, трудно собрать группу из тех, кто хочет пройти кору в традиции бон. Высота около 5000 метров, сильных перепадов и подъёмов впервый день нет. Конечно, это нелегкая прогулка, и ходьба требует усилий – все-таки сказывается высота. Но идти можно вполне комфортно, если нужно, то можно остановиться и отдохнуть. Лучшевы брать свой ритм ходьбы, организм сам настроится. Через полтора–два часа после начала коры, мы доходим до последнего поста китайских военных. С правой стороны поста находится кладбище 84 Махасиддхов. К сожалению, проход на кладбище был закрыт. Я попробовал пройти, но китайский военный не пропустил. На этом кладбище совершали ритуал небесных похорон, некоторые называют его небесное кормление. Он сводится к тому, что после смерти тело умершего расчленяется и скармливается грифам. Понятно, что эта традиция возникла очень давно. В условиях тибетского плоскогорья трудно захоронить, либо сжечь тело. Нет бессмысленных ритуалов! И в этом ритуале есть глубокий смыл. Тело умершего подносится всем голоднымдухам, что бы те могли насытиться и выйти из круга самсары. Кроме того это давало тибетцам знание об устройстве человеческого тела, причинах и следствиях болезни, также это была очень действенная практика Чод. В буквальном смысле слово «Чод» означает - отсекать, отсечение. Отсечение от привязанностей. Когда делали надрез ниже основания черепа и в коленных суставах, по цвету жидкости можно было определять состояние здоровья человека, каким он был. Если сердце человека было съедено вожаком стаи птиц, то это так же рассматривалось как хороший знак. К слову, на юге Индии, в Хампи мне доводилось наблюдать, когда брамины после смерти скармливали воронам различную еду. Думаю, эти ритуалы имеют одни корни. В Тибете я видел кладбища, от нашего гида знаю, что в Лхасе собираются построить крематорий. Китайские власти запрещают тибетцам проводить небесные похороны. Я считаю, что это неправильно! Нельзя лишать народ их корней и традиций.


Наш путь пролегал рядом с рекой Лха чу, вдоль западного лица Кайласа. Западное лицо Кайласа имеет вогнутую форму, может, поэтому оно не всегда открыто, напротив западного лица есть место, на котором находиться камень называющийся «седлоТары».


29.фото западное лицо Кайлас


30.фото камнь седло Тары
К вечеру мы достигли места рядом с монастырём Дирапук. Ночевали в кемпинге. Здесь было видно уже северное лицо Кайласа. Усталость от пройденного пути чувствовалась. После того, как мы расположились и поужинали, я лёг спать. В теле чувствовался легкий жар. Спал нормально.


31.фотосеверное лицо Кайлаш
За ночь моё тело отдохнуло, утром я чувствовал себя хорошо. Позавтракав рано утром, мы продолжили наш путь. Спустя некоторое время начался затяжной подъём. Навстречу нам шли бонпо и я здоровался с ними на тибетском–«Таши Делек». Они тоже здоровались в ответ. Атмосфера на коре среди паломников тёплая, все доброжелательны по отношению друг к другу. Виды на окружающие нас горы и Кайлас были красивыми. Было чувство что происходит что то важное. Тропа постепенно поднималась вверх – мы приближались к перевалу Дролма. Перед перевалом можно найти камень со своеобразным проходом. Тибетцы пролезают через него. Считается хорошим знаком, если человек не застревает в расщелине, и ему удается быстро пролезть.


Перед перевалом Дрома так же есть место, где делали ритуал небесных похорон. Подъём на перевал затяжной и требует усилий. Приходилось часто отдыхать. Оченьтрудно! От идущих навстречу бонпо я услышал знакомую мантру "ОМ МАТИ МУ Е САЛЕДУ" - это боннская сердечная мантра. И уже всем, кто мне встречался, вместо приветствия я говорил эту мантру. По их лицам было видно –они рады. На перевале открывается красивый вид и становится видна скала, которую называют топор Кармы.






Пройдя перевал тропа, постепенно спускается вниз в долину. А чуть дальше становиться шире. Это уже дорога. Идти становится легче. К вечеру мы дошли до монастыря Зутрулпук и остановились на ночлег в кемпинге недалеко от монастыря. Утром мы поднялись к монастырю Зутрулпук - он связан с пребыванием в нем Миларепы. Здесь есть пещера, в которой он медитировал. Думаю, что в ней медитировало много святых, поэтому нужно посещать такие места! Сам монастырь небольшой. В настоящее время в нем идёт ремонт. В нем, наконец, у меня приняли бутылку с водкой, которую я носил с собой все путешествие. Как только я показал её монаху,он жестом показал мне–оставляй! Дело в том, что водка и алкоголь используется в ритуалах подношения духам. Из дома я взял с собой 3 бутылки идумал поднести в монастыре. Одну я отдал монаху Дондупу из монастыря Менри, а в других монастырях как-то не получалось. После монастыря мы продолжили путь в Дарчен, где завершается кора.
В конце хочу сказать, что посещение таких мест как Кайлас меняет людей, их отношение к окружающему миру, людям. Может быть, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше. Когда мы уезжали из Дарчена, у меня было чувство лёгкой грусти. Мне нравятся Гималаи! Я здесь себя чувствую очень хорошо! Желаю всем нам относиться с уважением друг к другу, любви и скорейшего просветления. Тем, кто хочет побывать в Тибете и увидеть Кайлас, желаю осуществить свои мечты!




37. фото группа

29 апреля/День 1: Приезд в Лхасу
Добро пожаловать в Лхасу! Прибытие в столицу Тибета, встреча группы в полном составе. Отдых в отеле для акклиматизации к большой высоте.

30 апреля/День 2: Лхаса
Утром экскурсия в , являющийся зимней резиденцией Далай лам. Потала состоит из 13 этажей общей высотой 118 метров. Внутри находится одна тысяча комнат, в которых помещено около двухсот тысяч изображений и статуй буддийских мастеров и божеств. Особое внимание уделяется ступам, в которых хранятся реликвии Пятого и Тринадцатого Далай лам. В настоящее время Потала привлекает тысячи буддийских паломников. Они обходят коры вокруг Дворца, начитывают мантры и молитвы, делают простирания. После обеда посещение со священной статуей Чжово Будды и , по которой сотни тибетцев делают коры (ритуальные обходы) вокруг храма. Далее посещение храма Рамоче, являющегося вторым по значимости после Джокханга. В Рамоче хранится святая статуя Будды в возрасте 8 лет, привезенная из Непала в 7 веке.

1 мая/День 3: Лхаса
Утром поездка в , находящийся в 10 км от Лхасы. Дрепунг - самый крупный буддийский монастырь и университет школы гелуг тибетского буддизма. Монастырь Дрепунг был основан в начале 15 века Джамьянг Чодже - учеником Чже Цонкапы, великого реформатора и основателя школы гелуг. До возведения дворца Потала монастырь Дрепунг также служил резиденций Далай лам. Во второй половине дня поездка в монастырь Сера, который также был построен в начале 15 века вторым учеником Чже Цонкапы Сакья Еши. В Сере вы посмотрите знаменитые философские дебаты монахов. После дебатов можно совершить кору вокруг монастыря.

2 мая/День 4: Лхаса – монастырь Миндролинг – монастырь Самье
Утром переезд в Миндролинг - один из шести главных ньингмапинских монастырей в Тибете. На протяжении 600 лет в этом монастыре готовили ученых и йогинов со всех регионов Тибета. Во второй половине дня - монастырь Самье - самый первый буддийский монастырь в Тибете. Самье был построен в конце 8 века под руководством царя Тибета Трисонг Децена, который пригласил в Тибет Шантаракшиту - великого индийского буддийского ученого и настоятеля университета Наланды. Царь вместе с Шантаракшитой начали строительство монастыря Самье, но из-за злых духов и вредоносного влияния царских министров было невозможно довести до конца строительство монастыря. Тогда Шантаракшита посоветовал царю пригласить в Тибет известного буддийского мастера Падмасамбхаву. Тот принял приглашение, прибыл в Тибет и подавил все негативные влияния, препятствующие строительству монастыря. Тем самым, монастырь Самье наконец-то был возведен. Этот монастырь постепенно стал центром, из которого буддизм распространился во все уголки Тибета. Ночь в отеле при монастыре.

3 мая/ День 5: Самье – трек по пещерам Чимпу – г. Цетханг
Утром - короткий трек в Чимпу - комплекс на горе, представляющий собой пещеры для медитаций и хижины отшельников. Даже в наши дни в этих пещерах медитируют монахи и отшельники. Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) после основания монастыря Самье в этих пещерах передал учения Будды 25 ученикам, среди которых был и царь Тибета Трисонг Децен. Во второй половине дня переезд в Цетханг - крупный город, расположенный в долине реки Брахмапутра (Ярлунг Цангпо). Осмотр дворца Юмбулхаганг - самого первого здания и дворца, построенного в Тибете во втором веке до нашей эры. Юмбулхаганг также был резиденцией Нятри Ценпо - первого царя Тибета. Ночь в Цетханге.

4 мая/День 6: Цетханг – озеро Ямдрок – монастырь Самдинг – Гьянтце
Утром переезд на озеро Ямдрок Юмцо, которое считается одним из четырех наиболее почитаемых озер в Тибете. Посещение монастыря Самдинг - единственного в Тибете монастыря, управление которого ведется женщиной-монахиней. Аббот монастыря - Самдинг Дордже Пагмо - самое главное женское воплощение в Тибете. Далее переезд через два горных перевала – Карола и Симила в город Гьянтце. Посещение монастыря Пелкор Чоде с древнейшей ступой Кумбум, осмотр городской крепости.

5 мая/День 7: Гьянтце – монастырь Шалу – Шигатзе
После завтрака двухчасовой переезд в Шигадзе – второй по величине город в Центральном Тибете. По дороге вы заедите в Шалу – монастырь начала 11 века, в котором сохранились древние настенные изображения. Осмотр монастыря Ташилунпо – резиденции Панчен лам. Здесь располагается огромная статуя Будды Майтреи (Будда Будущего), у которой можно попросить удачу и исполнения желаний.

6 мая/День 8: Шигатце - озеро Ланцо - Сага
Целый день в пути по горным дорогам через 4-5-тысячные горные перевалы, с которых открываются непередаваемые виды на цепь Гималайских вершин. Вы будете проезжать через луга и сельские местности и сможете увидеть маленькие озёра и лагеря кочевников с яками и овцами. Примерно через 180 км, вы остановитесь у красивого высокогорного озера Лангцо на высоте 4300 м. Вокруг него пасутся стада яков и овец. Поздним вечером вы приедете в Сагу - небольшой поселок, расположенный близ реки Ярлунг Цанпо (Брахмапутра). Ночь в Саге.

7 мая/День 9: Сага Парьянг – Дарчен
Проезжая по долине вы сможете насладиться прекрасными видами горных вершин и обширных долин, на которых кочевники пасут свои стада яков и овец. Дальше и дальше к югу-западу пейзажи будут сменяться на песчаные дюны, скалистые горы и вершины, покрытые снегом. В зависимости от сезона, кочевники и бродячие торговцы одеваются в цветные национальные одежды. На обед остановка в небольшом городе Парьянг, который считается одним из самых высокогорных городов мира. В этом маленьком городе складывается ощущение, будто небо находится так близко, что, вытянув руку, до него можно докоснуться рукой. В городе есть несколько тибетских и китайских ресторанов, а также несколько торговых лавок, где можно купить печенье, напитки и конфеты. Ближе к вечеру мы доедем до Дарчена – отправного пункта перед корой вокруг Кайласа. Ночь в гест хаусе.

8 мая/День 10: Первый день Кайлаш коры – до монастыря Дирапук, 19 км, 6-7 часов
Вся протяженностью в 53 км. - достаточно простой. Тропа коры проходит мимо «кладбища 84 махасиддх», затем по левую руку на склоне горы стоит монастырь Чугу школы Кагью, в котором хранится раковина буддийского мастера Наропы. Во второй половине дня мы дойдем до монастыря Дирапук, где и останемся на ночь. В этом монастыре сохранилась пещера, где медитировал буддийский святой Миларепа. Дирапук смотрит прямо на северное лицо Кайлаша. Из крыши монастыря Кайлаш предстает во всем своем могуществе и красоте. Напротив северного склона индуисты молятся Шиве. Последователи индуизма верят, что на вершине Кайлаша находится обитель Шивы, а сам пик - это отображение Меру - космической горы, которая является центром Вселенной. Буддисты считают Кайлаш местом обитания Будды Шакьямуни в облике гневного божества Чакрасамвары, покровителя одной из высших тантр буддизма ваджраяны. Ночь в гест хаусе при монастыре.

9 мая/День 11: Второй день Кайлаш коры – перевал Долма-ла – монастырь Зутулпук, 12 км, 7 часов
- самый сложный день коры, так как нам предстоит перейти через перевал Долма-ла (5637 м). Буддисты верят, что все те, кто взобрался на перевал Долма-ла, избавляются от грехов и негативной кармы, тем самым, начиная новую жизнь, полную смысла и осознанности. Поднявшись на перевал Долма-ла, мы развесим молитвенные флажки, сделаем подношения и помолимся о счастье всех живых существ. Далее тропа коры ведет вниз вплоть до монастыря Затулпук, который также является местом паломничества Миларепы. Ночь в гест хаусе при монастыре.

10 мая/День 12: Третий день Кайлаш коры, вид на гору Немо Нани - переезд на озеро Манасаровар ПОЛНОЛУНИЕ!
начнётся с пути вдоль одной из самых чистейших рек, которую вы когда-либо видели. Тропа пологая и здесь гораздо больше растительности. В конце долины, перед поворотом направо, вас откроется потрясающий вид на снежный пик Немо Нани (7728 м). После завершения коры вокруг горы Кайлаш возвращение на - одно из самых высокогорных пресных озёр в мире. Это бирюзовое озеро полно рыбы и лебедей. Тибетцы считают его священным и называют «Мапхам Цо» - непобедимое озеро. Манасаровар также священен для индуистов. Вокруг озера находятся 2 священные горы - Кайлаш и Гурула-Мандала, и озеро Рашекши. На холме у озера находится монастырь Чиу - древний монастырь школы Друкпа Кагью тибетского буддизма. Когда Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) принес из Индии буддизм в Тибет, он оставался в Стране Снегов на протяжении 55 лет. Когда пришло его время покинуть Тибет, он неделю медитировал в пещере близ озера Манасаровар, впоследствии на месте которой был построен монастырь Чиу. Рядом с монастырем есть горячие источники, в которых могут искупаться все желающие. В нескольких километрах от озера Манасаровар находится озеро Ракшас Тал, напоминающее по форме полумесяц. На этом озере почти всегда волны, пасмурно и ветрено. В водах озера нет ни рыбы, ни водорослей. Местные считают это озеро темным началом, негативной и неизвестной стороной сознания.

По желанию/возможности: автобусная кора вокруг озера Манасаровар.

11 мая/День 13: Озеро Манасаровар – Парьянг – Сага
Обратная дорога из Западного Тибета. Насладитесь прекрасным видом на Гималайские цепи. Большинство туристов предпочитают отдохнуть в эти 3 дня переезда в Лхасу после незабываемой коры. Но это путешествие обычно приносит неожиданные сюрпризы, такие как внезапно появившиеся огромные дождевые лужи или стада яков и овец, преградившие дорогу. Дикие животные, перебегающие дорогу, красивые озёра и снега, рассветы и закаты. Всё это сделает дорогу гораздо увлекательней.

12 мая/День 14: Сага – Шигадзе
Обратная дорога из Западного Тибета. Весь день вы проведёте в пути, так как на трассе есть ограничения по скорости. Предусмотрены короткие остановки на прогулки и фотографии. По пути вы пересечёте реку Юрлунг Цанпо перед Лхатце. Прибытие в Шигадзе поздним вечером.

13 мая/День 15: Шигатце - монастырь Юндрунг - Лхаса
По дороге обратно в Лхасу вы заедите в монастырь Юнгдрунглинг - один из главнейших бонских монастырей в Тибете. Вечером, вернувшись в Лхасу, свободный вечер на шоппинг, рестораны и чайные.

14 мая/День 16: Отбытие из Лхасы
Трансфер в аэропорт или на вокзал. Прощание с Тибетом!

Маршруты могут изменяться без предварительного оповещения.

Путешествие к священной горе Кайлас

19 дней. Стоимость похода: 3200 долларов.

Кора вокруг Кайласа – самый увлекательный тур в Тибете, позволяющий увидеть высочайшие вершины земного шара, познакомиться с уникальной культурой востока, прикоснуться к тайнам древних цивилизаций, посетить резиденцию Далай-Ламы Лхасу и совершить ритуальный обход вокруг священной горы Кайлас. В отдалённой труднодоступной местности Западного Тибета высится заснеженная вершина горы Кайлас (Кайлаш). По сравнению с другими гималайскими пиками Кайлас не является самой высокой горой. Высота этой вершины достигает 6638 м, но удивительна её форма - четырёхгранная пирамида с гранями, ориентированными точно по сторонам света. Последователи четырёх религий (буддизма, индуизма, бон и джайнизма), две из которых являются мировыми, считают Кайлас священной горой, местом, где обитают их боги. Они уверены, что эта необычная гора является «сердцем мира» и наделена особыми силами. Поклоняясь священной горе, верующие совершают кору. Кора – тибетское слово, которое обозначает паломничество и выражается в обходе святого места: монастыря, храма, озера или горы. По преданию, кора вокруг горы Кайлас в Тибете даёт возможность каждому, совершившему этот обряд, очиститься от грехов прожитой жизни. На сегодняшний день 53-километровый треккинг вокруг Кайласа является самым священным путём паломничества в мире и притягивает множество путешественников.

Маршрут похода
Катманду-Лхаса-Шигатзе-Шегар-базовый лагерь Эвереста-Сага-Дарчен - гора Кайлас - озеро Манасаровар- Сага -Ньалам- Джангму-Катманду


День первый .

В этот день Вы прилетаете в аэропорт Трибхуван, расположенный в столице Непала – Катманду. Вас будет встречать инструктор нашей компании. После оформления непальской визы, вы отправитесь на такси в отель, который находится в туристическом районе города – Тамеле. После поселения в отеле вы сможете совершить пешую прогулку на старую дворцовую площадь Дурбар, где расположено множество средневековых храмов и дворец живой богини Кумари. В непальских магазинах много туристического снаряжения, и можно приобрести недостающие вещи. Вечером вас будет ждать ужин в одном из уютных ресторанов.

День второй

После завтрака вы отправитесь на осмотр главных достопримечательностей Катманду – храмов Пашупатинатх, Боднатх и Сваямбунатх.

Храмовый комплекс Пашупатинатх, расположенный на берегу священной реки Багмати, основан в XIII веке. Он является священным местом для всех индуистов, поклоняющихся богу Шиве, названного царём животных. Здесь находится важный для всех шиваитов «Золотой храм», в который пускают только индуистов. В дни религиозных праздников в Пашупатинатхе собираются многочисленные паломники из Индии и Непала. Здесь можно встретить садху – странствующих йогов. Они имеют достаточно колоритный вид и за небольшую плату позволяют сделать фото с собой. Ежедневно в храмовом комплексе происходит ритуал - кремация индуистов.

Храмовый комплекс Боднатх – главный центр тибетского буддизма в Непале, священное буддийское место. В центральной части комплекса расположена большая, построенная ещё в VI веке, буддийская ступа, которую окружают многочисленные гомпы (тибетские монастыри). Тибетцы и монахи, начитывая мантры и перебирая чётки, совершают кору вокруг ступы.

Храмовый комплекс Сваямбхунатх – буддийская святыня. Он расположен на вершине 77-метрового холма Сваямбху, покрытого лесом. В нём живёт огромное количество обезьян, из-за которых Сваямбхунатх часто называют Храмом Обезьян. В центре комплекса находится большая ступа, построенная в III веке до нашей эры и перестроенная тысячелетие спустя, вокруг неё расположено несколько тибетских монастырей и тибетское училище. Преодолев лестницу из 365 степеней, можно достичь вершины холма, откуда открывается замечательный вид на долину Катманду и вершины Гималаев.





День третий. Перелёт в Тибет, переезд в Лхасу (3595м).





Утром вы совершите трансфер в аэропорт Катманду и полетите в Тибет. Сегодня вам нужно добраться до Лхасы. Лхаса – это сердце и душа Тибета, центр и главный священный город этого района. На протяжении многих столетий Лхаса служила обителью Далай-Ламы, за что её называют «городом небожителей».

По прибытии в аэропорт Гонгкар, вы направитесь на автобусе в город Лхаса, который находится в 60 км от аэропорта. По дороге из аэропорта вы насладитесь тибетскими пейзажами и видом самой высокогорной в мире реки Брахмапутру. По прибытии в город вы поселитесь в отеле. Затем вас ждёт обед и акклиматизация на высокогорье.

День четвёртый. Экскурсии в Лхасе.






Утром вы начнёте знакомство с Лхасой с посещения Джоканга. Это знаменитый храм и монастырь, названный «Домом Господа», он особо почитается жителями Тибета. Сюда съезжаются толпы паломников, чтобы поклониться священной статуе Будды Шакьямуни, привезенной в Лхасу в VII веке. Храм производит впечатление своим высокохудожественным оформлением. Позолоченные черепица и украшения кровли в виде оленей, буддийских молитвенных колес, стягов, фигуры святых, мифических животных и птиц придают Джокангу блистательный вид. В храме хранится большое собрание произведений искусства и культурных памятников.





Во второй половине дня вы посетите крупный буддийский монастырь Сера – популярное место паломничества и музей. Монастырь был основан в XV веке, ранее он был одним из трёх государственных монастырей знаменитого университета тибетского буддизма школы Гелугпа, в нём проживало более 5 тысяч монахов. Этот монастырь до сих пор является действующим. В нём проживают около 100 монахов, которые после обеда устраивают красочные дебаты на философские темы и этим привлекают туристов.

День пятый. Экскурсии в Лхасе.








В этот день вы увидите самый высокогорный дворец – Потала (3767 м), названный «Жемчужиной Крыши мира». Долгие годы этот дверец служил резиденцией Далай-Ламы, сегодня он является музеем. Дворец Потала строился и перестраивался в течение десяти веков. На его строительство потрачено несметное количество дерева, камня, золота и драгоценных камней. Сегодня этот комплекс возвышается на 110 м на склоне Красной горы и состоит из Красного и Белого дворцов. Дворцовые залы, а их здесь более 1000, отличаются роскошной архитектурой и украшены золотыми и деревянными фигурками святых, тибетскими коврами, рисунками, а также изделиями из металла, фарфора, керамики и нефрита.

Далее вас ждёт поездка в Норбулинку – летнюю резиденцию Далай-Ламы. Название Норбулинка в переводе звучит как «Драгоценный Парк». Это самый красивый и самый большой рукотворный сад Тибета. В нём построено несколько прекрасных дворцов.

Ещё одна достопримечательность - монастырь Дрепунг, самый крупный монастырь Тибета, число монахов в нём ранее превышало 10 тысяч. Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, манускриптов, художественных произведений, а также самую большую в мире танку Будды Шакьямуни, которую раз в год монахи вывешивают в западной части монастыря на горе.

День шестой. Переезд в город Шигадзе (3840м).





Утром вас ждёт долгий переезд на джипах из Лхасы во второй по величине город Тибета - Шигадзе. Дорога идёт по перевалу Камбо-ла, откуда открывается замечательный вид на вершины Гималаев. В пути вы сделаете остановку, чтобы полюбоваться красотой священного озера Ямдрок-цо, оно замечательно тем, что вода в нём беспрестанно меняет свой цвет. Далее вы направитесь в город Гьянце, чтобы осмотреть многоярусную ступу Кумбум, монастырь Пелчё Чоде, древнюю крепость-дзонг. По приезду в Шигадзе вы поселитесь в отель.

День седьмой. Переезд в посёлок Шегар (4050м).






Утром вы осмотрите главную достопримечательность Шигадзе - монастырь Ташилунпо, ранее служивший резиденцией Панчен Ламы Тибет. Это один из самых больших в Тибете монастырей, действующих сегодня. Сложное название монастыря переводится с тибетского языка как «всё счастье и благополучие собрано тут». В монастыре находится самая большая в мире статуя Будды Майтреи, достигающая высоты 26 м. Она изготовленная из нескольких сотен килограммов золота, серебра, бронзы, украшена жемчугом и алмазами.




Далее вы направитесь в посёлок Шегар. По пути вам откроются красивые панорамные виды Тибета, самый высокий перевал Гямтсо Ла (5220 м), лагеря кочевых пастухов и одинокие монастыри. В пути вас будет ждать остановка около монастыря Сакья - главного монастыря одноименной школы тибетского буддизма. Здесь хранится значительная библиотека древних свитков. Вечером вы доберётесь до посёлка Шегар, где остановитесь на ночлег в гестхаусе.

День восьмой. Переезд к монастырю Ронгбук (5100 м).



Дорога к монастырю Ронгбук довольно сложная и интересная. Вам придётся долго ехать по длинному серпантину на перевал Панг Ла (5150 м), с высоты которого открывается восхитительный вид на четыре восьмитысячные гималайские вершины: Эверест, Макалу, Лхотсе и Чо-Ойю. Затем вы достигнете монастыря Ронгбук, откуда до базового лагеря Эвереста всего 10 км.

Тибетский буддийский монастырь Ронгбук – одна из главных достопримечательностей Непала, он является самым высокогорным (5100 м) и достаточно старым (1902 год основания) монастырём. Сейчас в пятиэтажном здании используются только два этажа, а из некогда проживавших здесь 500 монахов и монахинь осталось только 30. Внимания туристов заслуживают статуи Шакьямуни и Геру Ринпоче, расположенные в главном молитвенном зале, росписи внутренних стен, а также большая круглая гробница, установленная рядом с основным зданием.

Рядом с монастырём есть стационарный кемпинг, где вы остановитесь на ночлег.

День девятый. Переезд монастырь Ронгбук (5100 м) - Базовый лагерь Эвереста (5360 м) – город Сага (4640 м).




Непродолжительный переезд на смотровую точку Базового лагеря Эвереста, и вы сможете очень близко увидеть самую высокую точку земного шара – Эверест и сделать фото на память. Затем вы вернётесь в монастырь Ронгбук, откуда отправитесь в небольшой город Сага. Ночь в отеле.

День десятый. Переезд в посёлок Дарчен (4670 м)


В этот день вас ждёт долгая дорога в посёлок Дарчен, который является отправной точкой коры вокруг Кайласа. В посёлке есть небольшой монастырь, гестхаусы – отели для туристов и паломников, а также ресторанчики с китайской и тибетской кухней. Ночлег в гестхаусе.

День одиннадцатый. Первый день коры. Переход в монастырь Дирапук (5050 м).



Дорога от посёлка Дарчен идёт на запад вдоль хребта, закрывающего горы. В южном направлении простирается широкая равнина Барка, которую обрамляет величественная гряда Гималаев. Очень скоро вы достигнете места на высоте 4730 м, обозначенного молитвенными флажками. Оттуда вам откроется вид на южную сторону горы Кайлас, именуемую «сапфировой». Это место является первым из четырёх пунктов, где множество паломников совершает ритуалы подношения и простирания. Далее тропа поведёт вас на север в долину Ла Чу (4750м), где установлен столб Тарбоче, который устанавливается заново каждый год, и то, насколько вертикально он будет стоять, имеет значение для тибетцев. В западном направлении от Тарбоче расположен чортэн Кангни, и среди тибетцев считается благоприятным действием прохождение через его арку. Затем маршрут ритуального обхода продолжается по восточной стороне Ла Чу мимо ущелья монастыря Чуку, построенного в XIII веке, и вскоре перед вами предстанет западная стена Кайлаша. В этом месте расположен второй пункт, где тибетцы-паломники совершают простирания. Через несколько часов ходьбы вы доберётесь до монастыря Дирапук, который расположен под северной стеной Кайласа. Ночлег в гестхаусе.

День двенадцатый. Второй день коры. Радиальный выход к серверному склону Кайласа.



Чтобы хорошо рассмотреть ледник, сползающий с Кайласа, нужно подойти к его северному склону. В этот день вы совершите радиальный выход, который позволит приблизиться к священной горе максимально близко. Ночлег в гестхаусе.

День тринадцатый. Третий день коры. Переход через перевал Дролма Ла (5760м), спуск в монастырь Зутрулпук (4800 м).



От монастыря Дирапук тропа поднимается вверх к участку склона горы Шива Цаль (5330м) - место, где паломники оставляют свои старые вещи, принимают символическую смерть и готовятся к новой жизни, которая начинается в верхней точке коры – на перевале Дролма Ла. С перевала вы спуститесь мимо священного озера Тукпе Дзингбу в долину и поедите в кемпинг, расположенный рядом с монастырём Зутрулпук.

День четырнадцатый. Четвертый и завершающий день коры. Переезд к монастырю Чиу (4557 м)






В этот день вы вернётесь в посёлок Дарчен, где замыкается кора вокруг священной горы Кайлас. Затем вы совершите переезд к высокогорному озеру Манасаровар. Оно является популярным местом паломничества тибетцев, и чтобы очиститься от грехов, люди совершают кору вокруг озера, купаются в нём и пьют его воду. Манасаровар соединен каналом с меньшим озером Ракшас Тал. На берегу озера расположено пять монастырей. Самый известный из них Чиу («маленькая птичка»), знаменитый тем, что в нём хранится прижизненная скульптура Будды-Чомденте и есть пещера, где медитировал Падмасамбхава. Неподалёку находятся горячие источники, в которых можно принять тёплую ванну. Ночлег в гестхаусе рядом с монастырём Чиу.

День пятнадцатый. Переезд в город Сага (4640 м).


Возвращение назад. Добравшись до городка Сага, останавливаетесь на ночлег в отеле.

День шестнадцатый. Переезд в Ньалам (3750м).



Продолжение поездки по Тибетскому нагорью. По дороге хорошо просматривается вершина горы Шиша-Пангма (8027м). Ночь в отеле города Ньялам, расположенного недалеко от тибетской границы.

День семнадцатый. Переезд в Катманду.

После пересечения Моста дружбы вас ждет Непал с его зелеными равнинами. Возвращение в Катманду. Ночлег в отеле.

День восемнадцатый. Катманду.

Сегодня свободный день в Катманду, который можно посвятить закупке сувениров для друзей и родных.

День 19: Вылет домой.

5 человек – 3600$ 6 человек – 3350$

7 человек – 3100$ 8 человек – 2970$

Информация по авиабилетам

Вылет в Катманду из Москвы Airarabia - 700 долларов туда-обратно

Из Киева Flydubai: 650 долларов Airarabia: 700 долларов туда-обратно

В стоимость похода входит

  • Сопровождение нашего русскоязычного инструктора
  • трехразовое питание в Тибете
  • услуги тибетского гида
  • все трансферы на маршруте
  • переезды в джипах Toyota Land Cruiser (4 места на один джип)
  • все пермиты в Тибете
  • яки для перевозки груза во время коры вокруг Кайласа (1 як на двух человек)
  • проживание в гостиннице в Катманду и в лоджах и отелях во время маршрута
  • аптечка

Расписание походов по маршруту

В данный момент нет запланированных походов по данному маршруту.
Выбор редакции
Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...

Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...
С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...