Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! «Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок!» Конспект внеклассного занятия о вреде употребления ПАВ.


Долгожданные и желанные, но неизменно нарушающие привычное течение жизни. И, поэтому, несколько утомляющие.

Ёлочка остро пахла хвоей и лесом. Игрушки на ней переливались стеклянными боками, и разноцветные фонарики разгоняли тени в углах квартиры. Люди и зверёныш Ассисяй готовились, прихорашивая себя и окружение. Правда кот никак уже не реагировал ни на пылесос, ни на мокрую тряпку, которая прохаживалась по его излюбленным и потаённым местечкам под и над шкафами, диванами и кроватями.

Когда поставили ёлочку, то котяра уже привычно стал пытаться грызть кончики веток и играть в раскачивающимися игрушками. Ёлочка была тщательно обнюхана, и занесена им в реестр уже с вечера. Да и люстра как то преобразилась- на ней появилась гирлянда, на которую сей кот имел виды (он пытался повиснуть на ней, но неизменно соскальзывал и, рушил мишурную красоту, за что ему попадало не по детски).

Суета перед праздником ничуть не была в тягость никому. Наконец, под ёлку, заполнив всё пространство под нижними ветвями, легли заготовленные заранее подарки.

На столе зажгли свечи, запахло ванилью и пряностями. За столом разговаривали о том, как провели на работе предпраздничные дни. Где и как взрослые, и облечённые разными обязанностями и чинами люди весело играли в разные необычные, но от этого не менее интересные роли - трёх поросят, волка, и Снегурочку- внученьку, которую играл волосатый и могучий парень. Смеялись и подтрунивали над всеми. Карнавальные действия рождали ощущения сказки.

За неспешными разговорами и неотложными делами как- то странно было на ходу глянув в окно, заметить плавное, беззвучное планирование снежинок на уже укрытую слоем снега землю. На окнах неизменно нарастала абсолютно чистая и сияющая белизной шуба. Кажется, сама природа тоже готовилась к зимнему празднику.

Наконец, уже сильно к ночи, гости ушли, посуда перемыта и водворена в шкафы, и у хозяйки появилась свободная минутка.

На кухне горел свет, за окном ночь кралась на мягких лапах. Кот лежал свернувшись в клубок и закрыв нос лапами, на диване, в старом доме была тишина и покой.

Кружка с чаем, сильно сдобренным имбирём и лимоном с мёдом, стояла на столе, и приглашающе пахла покоем. Тишина... Но что это, словно стеклянные иголки шуршат? Может, мыши? Да нет, кот спит, никак не реагирует. Звук не заканчивается, такое впечатление, что по трубе пытается проникнуть- протиснуться фея - ни- фея, но уж Дед Мороз с оленями- уж точно. Да и на окнах стали проявляться морозные узоры- сперва полупрозрачные, а потом всё больше обрастающие инием.

В комнате этот же звук протискивания и шуршания в стене раздаётся. НЕУЖЕЛИ???

Ой, да в этой стене дымоход. Вход перекрыт и заклеен обоями. Может, стоит открыть вьюшку, и чудо придёт?

Открытое окошко ясно разъяснило странные и необычные звуки. Температура сильно упала, и в трубу стали падать ледяные кристаллы, с которые превратился дождь за окном.

В эту Рождественскую ночь нас навестил реальный Дед Мороз. И, как всегда, пришёл он через трубу в доме.

Да, сказка быль, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Здравствуйте, дорогие родители, мамы и папы. Знаете ли вы, что сказки – это не просто детское развлечение? Роль и влияние сказок, которые вы читаете своему ребёнку, на самом деле огромная. Настолько огромная, что может повлиять на будущее малыша. Ведь от того, читаете ли вы сказки своему ребенку и КАКИЕ сказки вы ему читаете, во многом зависит его развитие и, как следствие, его судьба.

И это – не шутка.

Понять по-настоящему природу и значение сказок мне удалось во время , который ведёт Юрий Бурлан. показывает, как психическое бессознательное в различных степенях развитости и реализованости управляет человеком и его судьбой.

Так вот, психическое человека развивается только до пубертата. То есть, развитие ребёнка зависит от нас, родителей, так как именно мы создаем комфортные или неблагоприятные условия для этого процесса. И сказки имеют к этому отношение.

Сущность сказок

Народные сказки передавались из поколения в поколение тысячи лет. Сказки были важной частью культуры. С помощью сказки маленький человек с удовольствием усваивал, что такое хорошо, а что такое плохо, что добро всегда побеждает зло, а поэтому лучше быть хорошим. Малыш понимал, какие поступки совершают отважные герои, а какие – уродливые неудачники-злодеи, и на кого из них нужно равняться.

Сказка в современном мире – это по-прежнему естественный способ обучения детей культуре и жизни в социуме, но не только это. Слушая сказку, ребенок учится любить и сострадать, получать позитивные эмоции, он учится жить. К тому же сказки развивают воображение.

Сказка – это возможность для ребёнка провести время вместе с мамой или папой, а это очень важно для малыша, ведь таким образом он чувствует эмоциональную близость с родителем, получает такое необходимое внимание и чувство защищенности.

Но есть одно НО, очень существенное НО, ради которого и написана эта статья.

Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

Какой намёк? Какой урок?

Выбирая ребенку сказку, нужно подумать – а чему, собственно, учит эта сказка? Какова ее мораль? Актуальна ли она в наше время? Полезна ли она будет моему ребенку, или наоборот – навредит?

Есть сказки, глубинный смысл которых сводится к тому, что кушать (поедать, проглатывать, жарить и т.д. и т.п.) себе подобных, то есть, двуногих и говорящих человеческим языком, – это очень плохо (герои сказок – это проекции людей). Каннибалят в сказках только злодеи, которых в конце обязательно побеждает добрый герой.

Когда-то, тысячи лет назад, такие сказки играли важную роль. Они были частью культуры, которая ограничивала каннибализм (в том, что это жуткое явление было распространено среди древних людей говорят не только сказки. Ритуальный каннибализм был засвидетельствован в диких африканских племенах в те времена, когда на всех континентах, кроме самой Африки, уже процветала культура).

Сейчас другое время и культура выполняет другие – более актуальные функции для современного человечества. А мы до сих пор читаем детям сказки о каннибализме. Для большинства детей эти сказки просто бесполезны, а для некоторых деток, особо чувствительных, страшные сказки читать категорически нельзя .

Дети со зрительным вектором

Набор психических свойств человека в Системно-векторной психологии называется вектором. Вектора заданы от рождения и развиваются до пубертата.

Особенность ребёнка со зрительным вектором – повышенная эмоциональность. Зрительный ребенок очень чувствителен, он создаёт эмоциональные связи не только с родителями, но и с домашними животными и даже с игрушками. Такой малыш легко переходит со смеха в слёзы. Когда он смотрит мультфильм с драматическим сюжетом, в моменты опасности может прятать лицо от страха, а в самые трогательные моменты – плакать. Он очень переживателен. Зрительный ребёнок любит рисовать, особенно на стенах своей комнаты, добавляя в свою жизнь любимые яркие краски.

Состояние страха для такого малыша губительно – это самое неблагоприятное состояние для развития зрительного вектора.

Зрительного ребёнка нельзя пугать бабой Ягой, бабайкой, чёрной рукой, нельзя брать его на похороны и тем более заставлять целовать на прощанье умершего родственника.

Сказки о каннибализме вызывают у зрительного ребёнка особый страх. Ведь ребенок проживает сказку, проживает роль каждого позитивного персонажа, ассоциируя себя с ним. И тот момент, когда его хотят съесть, вызывает у малыша первобытный страх – сильное бессознательное состояние, крайне деструктивное. Если это состояние закрепится в нем, это может изменить его судьбу.

Я говорю о глубоких бессознательных процессах. Ребёнок не осознает того, что сказки – о каннибализме, что герои сказок – проекции людей, ему просто очень страшно. После таких сказок начинает бояться темноты – ведь в темноте его главный сенсор не работает. Могут появляться и другие страхи.

Страхи и фобии на многие годы – это самое меньшее, что может случится. Но гораздо хуже то, что психические свойства ребенка, который вырастает в состоянии страха, останутся недоразвитыми. А это значит, что у него будет мало шансов стать успешной личностью, мало шансов на реализацию, мало шансов на счастье. Особенно опасны и чреваты последствиями сказки о каннибализме для зрительных мальчиков.

Зрительный ребёнок получает максимальное развитие в состоянии любви, через сострадание. Трогательные сказки, рассказы и повести, вызывающие сострадание, просто необходимы такому малышу. Не менее полезны ему такие же мультфильмы и детские фильмы.

Состояние любви вытесняет страхи. В состоянии любви зрительный ребёнок может быть смелее всех остальных детей. В состоянии любви и сострадания зрительный ребёнок вырастает прекрасной целостной личностью.

Все фобии родом из детства

Я как раз из тех зрительных детей, которые несут свои страхи и фобии с собой во взрослой жизни. Только сейчас, после тренинга по Системно-векторной психологии , я начала осознавать, вспоминать, анализировать, откуда они у меня появились и почему. Только сейчас я начинаю понимать, как от них избавится.

Я сделала ударение в этой статье на то, как влияют сказки на детей со зрительным вектором, потому что именно для воспитания зрительных деток это очень важно знать.

Но тем не менее каждый ребёнок нуждается в том, чтобы его воспитывали, учитывая его психические свойства, его вектора. Сказки о каннибализме – это только пример того, как можно неосознанно навредить ребёнку. Каждому родителю стоит определить векторальный набор своего ребёнка, чтобы не мешать его развитию, воспитывая его “со своей колокольни”.

Тонкое понимание задатков и психических особенностей своего малыша, правильное взаимодействие с ним и правильное воспитание – это залог того, что ребёнок вырастет развитым, востребованным, а значит, реализованным членом общества. Это – наша ответственность перед человечеством, наш самый главный долг перед жизнью, и перед своим ребёнком, конечно. Самое лучшее, что может оставить после себя каждый из нас – это Хорошего Человека.

Редакция 13.03.2012

В связи с тем, что к статье поступили комментарии о том, что, возможно, страшные сказки для детей полезны, потому что это закаляет их к взрослой жизни, я решила дополнить эту статью.

Состояние страха может быть чревато последствиями только для детей со зрительным вектором. Этих детей немного – приблизительно 5% . Остальным детям страшные сказки навредить не могут. У меня старший ребёнок (13 лет) никогда ничего не боялся, мог с папой боевик или даже ужастик на ночь посмотреть и даже глазом не моргнуть. Моего зрительного вектора у него нет. Но я на всякий случай ужасы смотреть ему не разрешаю, запрещаю и игры-стрелялки, где нужно убивать. Страхов и фобий у него быть не может, а вот жестокость нам тоже не нужна. Родители должны чувствовать ребенка и фильтровать информацию, к нему поступающую.

О родительской интуиции. Я не была знакома с СВП, когда писала статью о . Я не могла объяснить, почему я выбираю в нее самое светлое и доброе, – это сработала родительская интуиция. Просто она похожа на меня – у неё тоже есть зрительный вектор. Моя подруга Юля тоже всегда изменяет сюжеты сказок, которые рассказывает сыну – по родительской интуиции. В этих сюжетах никто никого не ест и не погибает.

Прислушивайтесь к своей интуиции, дорогие родители, и к ребенку, конечно.

Ребёнка со зрительным вектором нельзя “закалить” ко взрослой жизни страшными сказками. Такой ребёнок может реагировать на них по-разному. Если он просто отказывается от такой сказки – это хорошо. А если наоборот, боится и заостряет на страшных эпизодах внимание, просит прочитать сказку снова – это уже хуже.

Если зрительный ребенок закрепляется в состоянии страха, из него вырастает взрослый со страхами, которого ужасы современной жизни будут пугать гораздо больше, чем остальных людей. Если же такой ребёнок научается сострадать, то он во взрослой жизни способен на любовь ко всему миру – к людям, к животным, ко всей природе.

Для примера, человек со зрительным вектором, который вырос в состоянии любви, может стать врачом – у него есть сострадание к людям и желание помогать, а страха нет. А человек, который вырос со страхами, будет панически бояться крови и внутренностей – как я 🙁 .


С самого раннего детства мне мама и бабушка читают разные сказки. А в детском саду Людмила Матвеевна недавно прочитала сказку «Иван Царевич и серый волк». Перед началом чтения она сказала, что это сказка русская народная. Почему народная, что это значит? Этот вопрос и стал основным в моём исследовании. Цель исследования: узнать как появилась народная сказка, какими они были. Задачи: - Ознакомиться с интересными фактами возникновения народной сказки; - Найти информацию о сказочных героях; - Придумать вместе с родителями сказку. В ходе работы мы выдвинули гипотезу: если сейчас придумать сказку, то будут ли в них те же герои, которые встречались в старых народных сказках? В ходе работы мы использовали следующие методы: интервью детей и взрослых, поиск информации в интернете, чтение энциклопедий, творческие задания.




История возникновения народных сказок Русские народные сказки появились давно. Много веков назад. Никто не может определить время возникновения первых сказок. Предполагают что они появились тогда. Когда люди научились писать. Народные потому что их придумали простые люди, рассказывали друг другу из поколения в поколение. Так происходит и сейчас мне их рассказывают бабушка и мама, а я потом расскажу своим детям Известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер, и Месяц. Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Все наводило на него страх, он думал, что они живые существа, а раз так, значит, они могли принести ему вред и пользу Но в основном все сказки очень добрые. В них добро побеждает зло.Известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер, и Месяц. Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Все наводило на него страх, он думал, что они живые существа, а раз так, значит, они могли принести ему вред и пользу Но в основном все сказки очень добрые. В них добро побеждает зло.


Итак, сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Сказки бывают разные: Итак, сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Сказки бывают разные: - Сказки о животных. Отношения и характеры которых очень похожи на поступки людей. Медведь глуповат, заяц трус, лиса хитрая, волк жаден. - Волшебные сказки. Здесь человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощей бессмертный, Баба Яга. Нередко в руки героя попадают чудесные предметы, например, клубочек, который указывает дорогу, скатерть-самобранка. -И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых являются люди, но, в отличии от волшебных сказок, где герои одерживают победу благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, хитрости. Эти сказки - бытовые и являются самыми молодыми, так как им всего лишь по несколько веков.








ИВАНУШКА-ДУРАЧОК Слово «Дурак» имело в те времена несколько другой смысл, чем мы в него вкладываем сейчас. Ивана прозвали так за то, что он никого не обманывал. Иван бесстрашный, добрый и благородный герой. Он был ленив, беден, а раз беден, значит дурак.






Для подтверждения нашей гипотезы мы предложили ребятам и их родителям придумать сказку. Нам было интересно какие же герои будут в этих сказках? В современных, вновь придуманных сказках встречаются те же герои, что и в старых: животные, принцессы, Феи. Но наряду с ними и современные герои: гонки, звездочки, пожарная машина. Таким образом наша гипотеза подтвердилась частично. Но сказка остается интересной как для ребенка, так и для взрослых. Она воспитывает, помогает человеку понять где добро, а где зло и как правильно поступать в той или иной ситуации.


Дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Например: идет Петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла лиса вон из заячье избушки; Волк ловит рыбу опустив хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика». Легко усмотреть в этих сказках неправдоподобность: где это видано, чтобы петух ходил с косой, а волк ловил рыбу. Ребенок принимает выдумку за выдумку, как взрослый, но она привлекает его необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история, будет ли изгнана лиса, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте.


Авторы и собиратели народных сказок; А. Н.Толстой А. Н Афанасьев К.Д.УшинскийМ.А.Булатов Современные и российские писатели: П.П.Бажов В.В.Бианки С.Т.Аксаков А.П.Гайдар В.А.Жуковский Б.С.Житков Л.Н.Толстой Б.В.Заходер А.С.Пушкин В.П.Катаев С.Михалков Д.И.Хармс К.Чуковский Е.Л.Щварц А.Барто и т.д.





Источники информации В.И.Логинова «Детство». Программа воспитания и развития ребенка в детском садуВ.И.Логинова «Детство». Программа воспитания и развития ребенка в детском саду О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры»Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры» Л.С.Куприна, Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособиеЛ.С.Куприна, Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособие М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова «Красная изба». Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада».М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова «Красная изба». Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». Л.Н. Кравцова «Как писать исследовательскую работу»Л.Н. Кравцова «Как писать исследовательскую работу» А.Н.Афанасьева в трех томах «Народные русские сказки».А.Н.Афанасьева в трех томах «Народные русские сказки».




Основные выводы Воспринимая сказку дети сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.





- А почему сказка есть «ложь», а не «обман» или «неправда»? Смысл у этих слов, вроде бы, одинаков. Или нет?
- Давай разберёмся. Есть такое важное слово «КАЗЪ » (каз). Означает оно жизнь (устои, обычаи), завещенные нам Предками нашими: «К ак А сы (Боги) З аповедали (аббревиатура)». А что заповедали? Как жить в ладу со своей совестью, коя есть весть Божья.
Когда же мы словами начинаем глаголить (говорить) о прошлой жизни, что получится?
- СКАЗ ?
- Да, то есть показ образа прошлого через слово. С ловом Каз . А у слов «рас-сказ », «раз-сказ », как думаешь, одинаковые образа или нет?

Должны быть разные. Написание отличается.
- Так и есть.
Меняется в слове буква - меняется образ (смысл) слова.
Это основное правило.

По-славянски «рас » - чистый, белый, светлый. Поэтому рассказ -«чистый сказ», то есть, сказана чистая правда (достоверная информация). Что такое «раз » - нам известно. Следовательно, разсказ - «сказано единый раз (раз сказ ано)». Разовая информация, не всегда достоверная.

Слово «сказка » также является одной из форм сказа. Она не «быль », не «былина », которые рассказывают о том, что было когда-то на самом деле. Сказка же - это разсказ , в котором обязательно присутствует некий «намёк » на достоверность. Приведи примеры из народных сказок.

Деда, а что есть «ложь» тогда?
- «ЛОЖЬ » читается по - древнерусски так: ложе . Почему так, узнаешь на следующих уроках. Ложе - это ровная поверхность , на которой лежали. Отсюда образ: ложь - поверхностная , неполная, искажённая информация о чём-либо. В ней есть доля (намёк) правды , но не вся правда. О чём мы с тобой и говорили.

«Неправда » - не наша (чужая) правда .
«Кривда » - правда не из нашего мира (крив ые до роги).
«ПравДа » - изначальная мудрость, данная Богами – Истины и Порядки мира Прав и.

Вопросы :
1. Вспомни слова с корнем «каз » и попытайся понять смысл образа.
2. Чем отличается быль от сказки?
3. Что есть правда, неправда, кривда и ложь?

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок», - так сказал великий русский поэт А.С. Пушкин, и его слова более чем правдивы.
Не одно поколение задумывается над тем, какой смысл несут в себе такие простые сказки, как «Курочка Ряба» или «Колобок», «Красная Шапочка» или «Золушка». «Курочку Рябу» нередко трактуют с позиции неразумности стариков, которые не понимают, что выгоднее продать золотое яичко целиком, чем по частям, потому что в своем первоначальном виде - это произведение искусства, чуть ли не Фаберже, тогда как части целого - это просто кусочки драгоценного металла. В «Красной шапочке» вообще видят триллер, боевик или того хуже - ужас, пытаясь доказать, что такие сказки писать для детей неразумно. И мы, обычные читатели, чаще соглашаемся с рассуждениями дилетантов, не зная глубинной сути, заложенной в произведении.
Чем не жанр ужасов, когда маньяк-волк жестоко расправляется со старой беспомощной женщиной и маленькой девочкой, проглатывая их? Чем не боевик, когда блюстители правопорядка - дровосеки с топорами - набрасываются на маньяка-убийцу? И чем не фантастика, когда на «глазах» изумлённого читателя происходит поистине фантастическое действие: топором распарывается живот преступника, а оттуда, «живые и невредимые», появляются жертвы? Но на самом деле эти и многие другие сказки не несут тот смысл, который мы, по невежеству своему, в него вкладываем.
О чём же они?
Я долго думала над этими сказками и нашла ответ ни в критических статьях, а в книгах по астрономии. Он до банальный прост. Такие сказки, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Золушка», «Двенадцать месяцев» и т.д., оказываются, имеют астрономическое значение. Древние, придумавшие такие сказки, были не так глупы, как мы о них думаем, а может быть, и в чём-то умнее нас. По крайней мере, возвести нечто подобное египетским пирамидам нам, обладателя высочайшего технического прогресса, до сих пор не удалось, а детские сказки, написанные современными писателями, примитивнее, чем у наших предков. В сказках нашего времени сюжет основан на быте, в сказках прошлого - на космологических познаниях. Давайте посмотрим на знакомые нам сказки под углом астрономии и убедимся сами - в их нет тривиальности.
Возьмём, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и посмотрим на главную героиню не как на маленькую девочку, которой мама подарила красную шапочку и отправила к бабушке через лес, где рыщет голодный и хитрый волк, а как на солнце, наше дневное светило, которое утром появляется на небе и целый день шествует по небосводу, пока тьма не поглотит его. От этого и будем «плясать».
Солнце в этой сказке явлено в образе маленькой девочки, а маленькой потому, что утреннее солнце действительно похоже на ребёнка. Красная шапочка и красно солнышко близки по значению. Матерью, как всем известно, называют природу. В народе так и говорят - мать-природа. Бабушка - это старое, заходящее солнце. Путь девочки от своего дома к дому бабушки - это ежедневное путешествие дневного светила по небу.
Вечером солнце исчезает с небосвода и не появляется до самого утра. Ночь - это волк. Волк в сказке проглатывает и бабушку, и внучку, ведь солнце вечером поглощает тьма. Брюхо волка - это тьма, распоротое брюхо - рассвет. Утро - это дровосеки. Они распарывают брюхо волку, и оттуда выходят «живые и невредимые» бабушка и Красная Шапочка. Девочка возвращается домой, к маме, то есть туда, откуда должна начать свой новый поход по лесу (небу), чтобы снова пойти к бабушке, то есть вечернему солнцу. Корзинка с пирожками, которую Красная Шапочка несла своей бабушке, - это благость, которую несёт солнце каждый день.
Вот и весь шифр. Стоит только задуматься и приложить этот золотой ключик к волшебный двери сказки, как всё станет ясным и понятным. В сказке «Красная Шапочка» описан дневной путь солнца. Таким «замысловатым» образом древние шифровали свои знания и передавали их в виде аллегорий в сказках, мифах и легендах.
Обратимся к другой сказке - «Курочке Рябе», более наивной, как нам покажется, и несколько непонятной в силу странного и, по нашему мнению, неразумного поведения стариков. Но, прежде чем приступить к её интерпретации, нам нужно вспомнить ещё один астрономический факт - смену времён года. Даже школьнику, не говоря уже о людях взрослых известно, что ось нашей планеты несколько наклонена. В силу этого ее вращение напоминает вращение волчка. А так как она еще и движется вокруг Солнца по вытянутой орбите, то летом солнца много, а зимой мало. Происходит это потому, что летом дневное светило поднимается высоко над горизонтом, поэтому дни становятся длиннее и тепла больше. Зимой дневное светило движется низко над землёй, в следствие этого дни укорачиваются, а ночи, наоборот, удлиняются, и становится холодно. Об этом сказка про золотое яичко-солнце.
В сказке «Курочка Ряба» солнце выступает в роли золотого яичка, которое снесла курочка. Курочка Ряба в этом случае олицетворяет природу, рождающую всё; старик и старуха - род человеческий. Ему - миллионы лет, поэтому и изображён он в образе старых людей. По сказке дед и баба пытаются разбить яйцо. Бить золотое яйцо - значит трудиться под (над) солнцем. С ранней весны и до поздней осени трудятся люди на земле с утра до ночи, чтобы добыть себе пропитание. Так было миллионы лет назад, так есть сейчас, так будет и в будущем, и изменить это явление невозможно, потому что в этом смысл жизни.
Весеннее солнце катится по небосводу как золотое яичко, день ото дня набирая силу и поднимаясь на небе всё выше и выше. Летом оно более щедрое и дарует людям золото своего волшебного света. Люди рады солнцу и, как муравьи, копошатся на земле, взращивая хлеб и плоды. И вот наступает день, который делает солнце другим: оно уже не поднимается так высоко и не имеет той силы, что раньше. Солнце всё ниже и ниже клонится к земле и становится всё слабее и слабее. И тогда наступает день, когда дневное светило так низко стоит над землёй, что, образно говоря, даже мышка может задеть его хвостом. Происходит это в день зимнего солнцестояния, который приходится на 22 декабря. Солнце умирает, как разбивается яйцо в сказке, извещая о конце своего царствования на небе и уходе в мир иной. Зимой солнце мертво, оно светит, но не греет. Тусклое светило, словно тень, ходит по небу, не принося пользы.
Конечно же, люди печалятся в это время. Грядёт зима, скупая да морозная, и нужно прожить до весны, да так, чтобы и на пропитание хватило, и на посадку осталось. Но природа-мать не может не утешить своих детей - род человеческий - и говорит она им: «Не плачьте, всё пройдёт, и снова народится молодое солнце, вырастет и станет сильным, вы снова выйдете на поля и будете “биться за урожай”».
22 марта, в день весеннего равноденствия, дни станут заметно удлиняться, и мир будет как бы «прогреваться», готовясь к переменам. Курочка-природа снесёт новое яичко-солнце, и всё начнётся сначала.
«Курочка Ряба» - рассказ о состоянии солнца в летний и зимний период: летнее солнце - это золотое яичко, зимнее - разбитое яйцо.
Сказка «Золушка» раскрывает перед нами тот же астрономический аспект: смену времён года, но уводит нас в иной сказочный мир - романтическую иллюзию. Эта сказка о том, как бедная замарашка превращается в принцессу.
Золушка - это зимнее солнце, а мачеха - лютая зима. Зимой солнцу не пробиться сквозь чёрные тучи - злость мачехи. И как ни старается, как ни пытается прорваться сквозь мрак и толщу тяжёлых снежных туч, оно не может показаться во всей своей красе и силе. А мачеха лютует и дает падчерице то одну работу, то другую. Но ничто не пугает бедную девушку, терпению её нет предела, а старанию нет конца. Сделает Золушка что-то, и будто засияет всё вокруг, но нахмурится мачеха и затмит сияние. Так и живут они: одна со свету сживает, другая всячески выжить пытается, да ещё и угодить злой женщине. Это очень напоминает борьбу солнечных зимних дней с пасмурными. Но не бесконечно так продолжается. Наступает час, когда всё в жизни меняется.
В сказке это бал, бал лета. Мачеха не желает брать на него свою приёмную дочь, что вполне понятно, потому что она, то есть зима, хочет пристроить своих дочерей, предположим - метель и вьюгу, чтобы при помощи них влиять на «политику» королевства (природу). Золушка страдает, попав во власть злых интриг. Но в природе всё закономерно, и как добро побеждает зло, так и лето побеждает зиму. Неожиданно появляется фея - закон природы, - которая не позволит, чтобы кто-то вмешивался в сферу её деятельности и пытался изменить правила, созданные ею. Ничто не сможет приостановить смену времён года, кто бы и что бы ни стремились приложить к этому руку.
Фея присылает птиц, призванных помочь девушке перебрать смешанные зёрна. Птицы всегда являлись провозвестниками весны. Весенний дождь, который должен был вымыть окна и двери, не только омывает землю, но и всё обновляет. Он тоже выполняет трудную работу. Превращаясь из снежинок в тёплые капли, дождь размывает снег, омывает деревья; он очищает всё, делая светлым и праздничным. Но ни птицы, ни дождь не приносят нового «наряда» солнцу, эту прерогативу имеет только природа, которая выступает в этой сказке в образе феи. Золушка (зимнее солнце) не имеет соответствующего убранства, без которого не пустят на бал, а значит, не начнётся весна.
Старое одеяние девушки Фея превращает в золотой наряд; весеннее солнце ярче зимнего, его преображение явно, как изменённый облачение замарашки. Но чтобы попасть на бал, кроме платья, нужна ещё и карета. И это не составляет труда для феи: появляется карета, запряжённая шестёркой лошадей. Солнцу на балу лета быть ровно шесть месяцев. Через полгода оно снова станет зимним, тусклым светилом, а следовательно, и девушка из принцессы превратится в замарашку, какой была. Ей придётся вернуться в дом своей мачехи-зимы и, как прежде, выполнять чёрную работу. Злая мачеха снова будет хмуриться и злиться. Но ничто не вечно. В девушку-солнце должен влюбиться принц-лето, который будет искать прекрасную незнакомку, что вполне понятно, ведь лето выводит солнце на небесную орбиту, где оно будет царствовать шесть летних месяцев.
Сказочник, призванный заложить в сюжет закон природы, не мог дать другую судьбу девушке, как бы он не симпатизировал ей, потому что закон небес неизменен: одно время года сменяет другое, и как не бывает вечной зимы, так не бывает и вечного лета, на смену одной поре непременно приходит другая. Поэтому всё должно идти своим чередом. Но то, что служанку принц, благодаря своей власти, выводит в высший свет, - это хорошо видно в сказке.
Бал во дворце-природе, на котором неизвестная принцесса-солнце познакомилась с принцем-летом, закончился. Незаметно пролетели шесть месяцев летнего тепла. Полгода принц искал прекрасную принцессу, полгода бедная девушка жила в доме своей мачехи и работала на неё. Только всему плохому когда-то приходит конец. Принц нашёл свою принцессу по туфельке - опознавательному знаку. Фея помогла замарашке преобразиться. Принц женился на красавице. Он стал королём, а Золушка - королевой. Так снова стало править лето, которое сменило зиму.
«Золушка» - это сказка о смене времён года, а «Двенадцать месяцев» - сказка о законах природы, которые человек не в силах изменить.
Сюжет этой сказки прост: одна вдова приютила в своём доме сиротку, но не из добрых побуждений, а из желания иметь в доме прислугу. Падчерицу она заставляла выполнять самую тяжёлую работу, которую родной дочери не поручила бы. Но кроткий нрав девочки-сиротки помогал ей преодолеть все трудности. Дочь вдовы ненавидела свою сводную сестру, видя в ней соперницу. Девочка-сирота действительно была очень красива и пригожа, а с каждым днём она становилась ещё лучше и краше.
А что может быть краше солнца? Нет ничего на свете лучше чудотворного светила.
Решили мать (зима) и дочь (метель) сжить сироту (солнце) со света. Они морили её голодом, не позволяли ей спать, давали работу одну труднее другой. Но ничего не помогало: сирота расцветала и превращалась в красавицу. Тогда придумали мать и дочь такое, что наверняка погубило бы бедную девушку: послать её в морозную зимнюю ночь в лес за фиалками, которые, как известно, цветут только весной.
Но судьба-природа оказалась благосклонной к несчастной девушке и привела её к костру, вокруг которого собрались сразу двенадцать братьев-месяцев. Узнав причину столь необычного появления девушки в лесу, Январь уступил место Марту. И свершилось чудо: расцвели среди зимы фиалки, с которыми падчерица и вернулась домой.
Мать и дочь удивились не столько благополучному возвращению девушки, сколько фиалкам, которые она, несмотря ни на что, принесла. Недолго думая, они вытолкнули сироту из дома и приказали принести земляники. И снова судьба-природа улыбнулась девушке, Январь уступил место Июню, и падчерица вернулась домой с корзинкой земляники.
Но не радость, а ещё большую злость вызвало у мачехи и её дочери возвращение сироты. Последовал новый приказ: принести яблок. И в этот раз судьба смилостивилась над бедной девушкой и снова привела её к костру братьев-месяцев. Ещё больше удивились братья, потому что зима - не время для яблок - до осени ещё девять месяцев. Но спорить было не с кем, и старший брат передал свой посох Сентябрю. И вновь свершилось чудо: в одно мгновение лопнули почки на дереве, распустились листья, расцвели цветы и поспели румяные яблоки.
Когда девушка вернулась домой, мать и дочь так изумились, что, не раздумывая, бросились в лес собирать цветы, малину и яблоки, а заодно и всё то, чего не приметила ненавистная им падчерица. Но зло добра не порождает; по сказке и мать и дочь из лесу больше не вернулись, что означало исчезновение зимы со сцены года. Читателю остаётся понять, что желание людей не сможет нарушить естество природы, не сможет изменить её закон.
Власть природы сильнее прихоти человека. Безрассудство может быть опасно для жизни самих же людей. Если человек захочет повернуть закон природы вспять, то она может «отомстить» ему. Человек только считает себя царём природы, на самом деле он слаб перед её силами.
Сиротка в этой сказке, как и в предыдущей, есть зимнее солнце, и обручение её с Мартом, которое состоялось в конце сказки, означает возрождение красоты и силы солнца. Происходит это в день весеннего равноденствия, которое имеет место 22 марта. В природе всё разумно и красиво, и в жизни людей должно быть, как в природе.
Сказка «Колобок» тоже имеет астрономическое значение. В роли солнца здесь выступает колобок, а в роли всерождающей природы - баба. Испекла баба колобок, что означает породила природа весеннее солнце, а он возьми и укатись, то есть покатилось солнце по небу, но путь его в данной сказке указан не дневной, а полугодичный. Катится-катится колобок - а навстречу ему заяц.
На небе есть созвездие Зайца. Оно находится рядом с созвездием Ориона, как раз под ногами этого величественного охотника. По сказке заяц пожелал съесть колобка, о чём и объявил ему. Но созвездие Зайца не опасно для дневного светила, а потому покатилось оно дальше, благополучно миновав это созвездие.
Катится солнце дальше по летнему небу, пока на пути его не встретится созвездие Волка. Созвездие Волка находится возле созвездия Центавра. Волк так же, как и заяц, угрожает колобку расправой, но по сказке последний уходит от этого зверя, а солнце благополучно минует это созвездие на небе.
Следующим повстречалось солнцу созвездие Медведя. Это может быть созвездие Большой Медведицы и созвездие Малой Медведицы. Но и эти созвездия ничего не могут изменить в путешествии дневного светила по небу. А следовательно, солнце проходит и эти созвездия.
Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса. Созвездие Лисы находится под созвездием Лебедя. Лиса при виде румяного колобка тоже решила полакомиться им. Колобку не удалось уйти от лисы, и он оказался съеденным ею.
Так заканчивается сказка, так заканчивается триумфальное шествие дневного светила по небу. В день июньского солнцестояния (22 июня) дни становятся короче, потому что солнце с каждым днём появляется на небосводе всё ниже и ниже. В этот день оно пересекает на небе созвездие Лисы или тёмное пятно с таким же названием, которое находится на Млечном Пути. Лиса как бы съедает Солнце, укорачивая его пребывание на небе.
Скандинавский эпос о великаншах Фенье и Менье, вращающих волшебную мельницу тоже затрагивает астрономический аспект. По сказке у короля Фроди среди сокровищ имелось нечто бесценное: гигантская мельница, состоящая из двух огромных жерновов, которые обладали волшебной силой. Однажды кузен-король подарил ему двух великанш по имени Фенья и Менья. Фроди приказал рабыням молоть на мельнице, и из-под жерновов стали выходить мир, процветание, хорошая погода и неограниченное богатство. Когда великанши устали, они стали просить дать им отдых, но король отказывал в их просьбе. Изнеможенные рабыни повернули жернов в другую сторону и из-под камней стали выходить чума, болезни, конфликты и распри.
Обессиленное королевство стало добычей короля Майзингера, который в качестве одного их многочисленных трофеев взял волшебную мельницу с великаншами. Он погрузил добычу на корабль и приказал теперь уже своим рабыням молоть соль, так как недостаток соли в его королевстве грозил голодом, потому что в теплое время протухали мясо и рыба. Когда соли стало больше, чем требовалось, рабыни попросили отдых у своего нового хозяина, но и новый хозяин, обуреваемый жадностью, отказал великаншам. Тогда они стали вращать мельницу с такой сумасшедшей скоростью, что ее «опоры, хоть и укрепленные железом, резко разлетелись на куски». От этого корабль затонул, вместе с ним пошли ко дну мельница и великанши. Так как они не получили приказа прекратить работу, то продолжают крутить жернова и до сих пор. Скандинавская сказка гласит о том, что эта мельница работает и поныне, поэтому воды всех морей такие соленые.
Эта аллегория символизирует прецессию равноденствий. Ось и железные опоры мельницы при этом обозначают систему координат небесной сферы и образуют раму, каркас мировой эпохи. Полярные оси и колюры образуют некое невидимое целое. При смещении одной детали вся система переходит в новое состояние. Когда это случается, на смену старому аппарату приходит новая Полярная Звезда с соответствующими колюрами.
Когда становится ясной система космической мельницы, то сказочная аллегория делается понятной. Здесь возникает образ структуры (основы) мировой эпохи - того самого небесного механизма, который функционирует 2160 лет, когда Солнце встает в одних и тех же четырех ключевых точках, как сейчас в дни весеннего и осеннего равноденствия - в созвездиях Рыб и Девы, в дни летнее и зимнее солнцестояния - в созвездиях Стрельца и Близнецов), а затем медленно переходит к новым четырем созвездиям-координатам на следующие 2160 лет. В результате прецессии равноденствий в не столь далеком будущем весенняя точка переместится из Рыб в Водолея. При этом остальные три характерные точки тоже переместятся (из Девы, Близнецов и Стрельца в Льва, Тельца и Скорпиона), как будто в гигантском небесном механизме переключится передача.
Сказки существуют, но уже никто не знает, о каких тайнах они пытаются поведать. В главных персонажах читатели видят только зверей или людей и понимают только то, что в этих чудесных рассказах добро всегда побеждает зло. А хотелось бы, чтобы люди могли видеть в сказочных историях и то, что в них было изначально заложено.
Шекспировский Гамлет, являющийся орудием Судьбы, который, выполнив свою миссию, должен сойти со сцены жизни, есть тоже закон астрономической прецессии. Но это уже сказка не для детей, а для взрослых.
Выходит, прав был Пушкин: сказка - не совсем то, о чем в ней написано. Выходит, что сказка - ложь, но «в ней намёк», что означает - каждая или почти каждая сказка имеет ключ к разгадке каких-то явлений, в данном случае - явлений природы. А для нас, для современных людей, в этом немалый урок, который мы должны из этого извлечь. Постигая малое - постигнем большое. Этому мы должны учиться сами и учить детей.

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...