Портретная живопись репина. Илья ефимович репин - биография и картины


Современники: Портреты и этюды (с иллюстрациями) Чуковский Корней Иванович
Из книги Воспоминанiя автора Бунин Иван Алексеевич

РЕПИН Из художников я встречался с братьями Васнецовыми, с Нестеровым, с Репиным… Нестеров хотел написать, меня за мою худобу святым, в том роде, как он их писал; я был польщен, но уклонился, – увидать себя в образе святого не всякій согласится. Репин тоже удостоил меня – он

Из книги Искусство невозможного. Дневники, письма автора Бунин Иван Алексеевич

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Репин Эти воспоминания составляют часть «Автобиографических заметок» - Газ. «Новое русское слово», Нью-Йорк, 1948, № 13393, 26

Из книги Том 6. Публицистика. Воспоминания автора Бунин Иван Алексеевич

Репин, Илья 1990, осень. Мастерские на Ордынке, кухня. Оганян сидит посредине ее в кресле и держит в руках альбом про живопись, вокруг толпятся авангардисты - П.Аксенов, И.Китуп и прочие, обитавшие тогда там. Оганян рассматривает изображенные в альбоме произведения

Из книги Великие русские люди автора Сафонов Вадим Андреевич

Репин Из художников я встречался с братьями Васнецовыми, с Нестеровым, с Репиным… Нестеров хотел написать меня за мою худобу святым, в том роде, как он их писал; я был польщен, но уклонился, - увидать себя в образе святого не всякий согласится. Репин тоже удостоил меня - он

Из книги Илья Репин автора Чуковский Корней Иванович

А. СИДОРОВ ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН В тихом переулке Замоскворечья стоит невысокий дом. Строитель придал ему вид древнего полусказочного терема. Раньше небольшой, дом этот в годы революции разросся, широко раскинул крылья-пристройки. Над входом надпись. Она называет имя

Из книги Современники: Портреты и этюды (с иллюстрациями) автора Чуковский Корней Иванович

Из книги Моя летопись автора Теффи

ИЛЬЯ РЕПИН

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

Илья Репин Репина я встречала редко. Он жил в Финляндии и в Петербурге показывался случайно.Но вот приходит ко мне издатель «Шиповника» Каплан и приносит от Репина письмо. Илье Ефимовичу очень понравился мой рассказ «Волчок». «До слез понравился», - пишет он. И под

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Репин В дни блистательных побед нашей Родины, в дни восстановительного строения, в дни новых великих достижений народов Союза приходит весть о чествовании столетия со дня рождения нашего славного художника Репина. Народы Союза воздают честь великому мастеру

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Репин Илья Ефимович (1844–1930) Великий русский художник. Был знаком с Чеховым, сделал карандашный набросок для его портрета, оставил мемуарную заметку о нем: «Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и

Из книги Константин Коровин вспоминает… автора Коровин Константин Алексеевич

И. Е. Репин Положительный, трезвый, здоровый, он мне напоминал тургеневского Базарова…Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной

Из книги Улыбка Джоконды: Книга о художниках автора Безелянский Юрий

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

[И. Е. Репин] [Репин и Врубель]К Савве Ивановичу Мамонтову в Абрамцево, бывшее имение Аксакова, приехал летом Илья Ефимович Репин - гостить. Я и Серов часто бывали в Абрамцеве. Атмосфера дома Саввы Ивановича была артистическая, затейливая. Часто бывали домашние

Из книги автора

«Не ждали» (Илья Репин)

Из книги автора

РЕПИН Илья Ефимович 24.7(5.8).1844 – 29.9.1930Живописец, педагог. Член Товарищества передвижников. Постоянный участник выставок Товарищества. Академик Петербургской Академии художеств. Руководитель академической мастерской (1894–1907). С 1898 – ректор Высшего художественного училища


Сегодня не вызывает споров утверждение, что Илья Ефимович Репин – один из величайших русских живописцев. Но его творчество сопровождало одно весь странное обстоятельство – многие, кому посчастливилось стать его натурщиками, вскоре отправлялись в мир иной. И хотя в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают…

«Бойтесь кисти живописца - его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», - писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением. Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси д"Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»



Сегодня эта картина известна под названием . Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Когда её выставили в Третьяковке, полотно производило странное впечатление на посетителей: одни перед картиной впадали в ступор, другие рыдали, а с третьими случались истерические припадки. Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела.

16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Картину же отреставрировали. Но на этом трагедии не закончились. Художник Мясоедов, который позировал Репину для образа царя, в приступе гнева чуть не убил своего сына, а литератор Всеволод Гаршин – натурщик для царевича Ивана – сошёл с ума и закончил жизнь самоубийством.



В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.

Портрет премьер-министра Столыпина



Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д"Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Л. д"Ор сказал умоляющим голосом:
– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
– А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы
».

Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно.

Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет – свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.

После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. «Спасибо Илье Ефимовичу!», - зло шутили Сатириконцы.

В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.

«Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто»



Ещё одной «жертвой» Репина стала графиня Луиза Мерси д"Аржанто, чей портрет Репин написал в 1890 году. Правда, не стоит забывать, что в то время француженка, которая первой познакомила западную публику с музыкой молодой русской школы, была тяжело больна и даже не могла позировать сидя.

Портрет Мусоргского


И.Е.Репин."Портрет Мусоргского

Был написан Репиным всего за четыре дня - со 2 по 4 марта 1881 года. Скончался композитор 6 марта 1881. Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. Художник приехал в Николаевский военный госпиталь сразу после того, как зимой 1881 году узнал о смертельной болезни друга. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет. Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием.

Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина. Сегодня от его картин в обморок никто не падает, поэтому можно смело отправляться в Третьяковку и другие музеи, где хранятся его полотна, чтобы насладиться творчеством настоящего мастера кисти.

Опубликовано: Июнь 14, 2007

Художник Илья Ефимович Репин, творческий путь

Вершиной русской жанровой живописи второй половины XIX в. является творчество И. Е. Репина (1844-1930). Вместе с тем великий художник не только был жанристом, но с равным блеском работал в области портрета и исторической живописи. Современников поражало его удивительное живописное мастерство.

Репин родился в 1844 г. в Чугуеве в семье военного поселенца. В детстве ему пришлось испытать нужду, рано познать труд. Семнадцати лет он уже работал в иконописных артелях. Страстное желание стать художником привело Репина в Петербург, а огромная одаренность раскрыла перед ним двери Академии художеств. Это было в январе 1864 г., Репину шел двадцатый год.

В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим учителем он всегда считал Крамского. Именно в беседах с Крамским, в спорах и чтениях на «четвергах» Артели складывалось мировоззрение Репина. И много лет спустя он писал: «Я человек 60-х годов... для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого..., окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры,-предоставим это благовоспитанным барышням».

На протяжении долгих лет жизни Репин оставался верен демократическим идеалам своей юности, верен искусству критического реализма.

Первым произведением, которое принесло Репину известность в художественных кругах, была картина, написанная перед окончанием Академии для конкурса на большую золотую медаль. Она называлась «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был предложен Репину профессорами. Религиозная и даже мистическая сторона сюжета-воскрешение Христом умершей девочки,-естественно, не могла увлечь такого трезвого реалиста, каким был Репин.

Картина не получалась... И вот незадолго до конкурса, как рассказывал сам художник, вспомнил он свое детство, умершую любимую сестру...Воображение заработало. Картина была написана быстро, с воодушевлением. Она поражает психологизмом, реальностью и даже иллюзорностью. Особенно удачна левая половина холста - в желтоватых отблесках свечей вырисовывается ложе умершей, видно ее мертвенно-бледное лицо и рядом с нею фигура Христа, освещенная лучами дневного света, ворвавшимися в полумрак комнаты. В образе Христа, в его благородной сдержанности сказались, несомненно, отголоски тех впечатлений, которые Репин вынес от картины А. А. Иванова «Явление Христа народу».

За «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил большую золотую медаль, а с нею право поездки за границу от Академии сроком на шесть лет.

Воскрешение дочери Иаира. И. Репин. 1871 г.

Однако Репин решил отложить поездку. Все его мысли были сосредоточены на новом произведении, которое он задумал задолго до своей академической программы, Речь идет о «Бурлаках на Волге » (1870-1873).

Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожим летним днем 1868 г. Тогда же, потрясенный этим зрелищем, он решил написать картину, показав измученных, в лохмотьях бурлаков и рядом нарядную толпу праздных дачников.

Замысел вполне в духе обличительной живописи 60-х годов. Но вскоре Репин изменил его. Он отказался от прямолинейного противопоставления и все внимание сосредоточил на одних бурлаках. Для того чтобы собрать материал, художник дважды ездил на Волгу. В его альбомах появились сотни рисунков.

Это были портреты бурлаков, их изображения в разных ракурсах, виды Волги и просто зарисовки местных жителей. Он написал в это время множество этюдов масляными красками, сделал несколько эскизов, подолгу вынашивал каждый образ будущей картины. После нескольких переделок к весне 1873 г. работа была окончена.

Успех картины превзошел все ожидания. С нее, как говорил сам художник, пошла его слава по всей Руси великой. И действительно» «Бурлаки на Волге»-лучшая картина реалистической жанровой живописи 70-х годов, воплощение демократических гуманистических идей того времени. В этой картине Репина удачнее, чем у кого бы то ни было, выражено все то, к чему стремились его современники: и могучее «хоровое» звучание темы. и глубокий психологизм каждого образа, и композиционное, и колористическое мастерство.

«Четыре года тому назад,-писал Крамской,- Перов был впереди всех, еще только четыре года, а после Репина «Бурлаков» он невозможен... Для всех стало очевидным, что уже невозможно остановиться хотя бы на маленькую станцию, оставаясь с Перовым во главе» .

С огромной силой убедительности показал Репин одиннадцать бурлаков.

Медленно, друг за другом, они словно бы проходят перед зрителем... разные люди, разные судьбы. Впереди-так было принято в бурлацких партиях-самые сильные. Первый, кто сразу привлекает к себе внимание,-бурлак с лицом мудреца и ясным кротким взглядом. Прообразом для него послужил Канин, поп- расстрига, человек трудной судьбы, сохранивший и в бурлацкой лямке душевную кротость и стойкость. Его сосед слева-могучий и добрый богатырь, справа (позировал матрос Илька) -озлобленный человек с тяжелым взглядом исподлобья, рядом с ними, еще полными сил, изможденное лицо обессилевшего человека, еле держащегося на ногах- В центре всей группы совсем еще юный бурлак, впервые идущий бечевой. Он не привык к лямке, все пытается ее поправить, но это ему мало помогает... И его жест, каким он (в который раз!) поправляет лямку, воспринимается почти символически, по словам Стасова. как «протест и оппозиция могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем...» людей. При работе над этим образом Репин использовал этюды, для которых позировал мальчик по имени Ларька.

Страстным протестом против подобного порабощения человека проникнута вся картина. Однако наряду с истинно трагическими нотами в ней настойчиво звучат и другие. Бурлаки у Репина не только угнетенные, но и сильным духом, выносливые люди. Подобно своим современникам Савицкому и Мясоедову, Репин видит в трудовом народе стойкие и независимые характеры. Для того чтобы эта мысль стала еще яснее, Репин использовал своеобразный композиционный прием.

Он выбрал довольно низкую линию горизонта, отчего фигуры людей поднялись словно бы на пьедестал. Они темным пятном резко выделяются на фоне голубого неба и желтовато-голубоватых далей. Кажется, что силуэты идущих сливаются в единую цельную группу. Все это придает картине черты монументальности, соответствующие ее идейному строю. Современников поражал колорит картины, она казалась им удивительно солнечной.

Появление «Бурлаков» на выставке вызвало горячую полемику. Весь прогрессивный лагерь поднял их, как знамя критического демократического искусства. Блестящей статьей откликнулся Стасов, глубоко потрясенный Достоевский приветствовал Репина.

В реакционной прессе появились отрицательные отзывы, а глава Академии художеств-ректор Ф. А. Бруни назвал картину «величайшей профанацией искусства». В этом столкновении мнений отразилась та напряженная идеологическая борьба представителей двух культур, которая характерна для второй половины XIX в.

После окончания «Бурлаков» в мае 1873 г. Репин воспользовался своим правом на заграничную поездку. Через Вену он отправился в Италию, а оттуда осенью в Париж. Поездка имела для Репина большое значение. Он увидел многие прославленные произведения великих мастеров прошлого, узнал и современное европейское искусство. Естественно, что он ознакомился с самым новаторским течением в художественной жизни Франции - импрессионизмом и с тем культом пленерной живописи, который был для него характерен.

Еще в России Репин догадывался о необходимости работы на открытом воздухе и пытался это сделать в процессе создания «Бурлаков». Но тогда, во всяком случае в основном варианте картины, ему это не очень удалось.

Во Франции Репин писал теперь пейзажи и людей под открытым небом, учился точно находить цветовые отношения предметов, освещенных солнцем, живущих в единой свето-воздушной среде.

Репин вернулся в Россию в начале 1876 г. и тогда же летом создал одну из самых поэтических своих работ, прелестную маленькую картину «На дерновой скамье»-групповой портрет семьи художника. Пленерная живопись, свободная.

полная своеобразного изящества, свидетельствовала о профессиональном мастерстве молодого художника, а по настроению, полному тихой радости и спокойствия, картина, вероятно, отражала душевное состояние ее автора, только недавно оказавшегося на родине после нескольких лет разлуки.

Осенью того же года Репин отправился в Чугуев. Из блестящего Парижа, столичного Петербурга - в далекую глухую провинцию... Выбор оказался исключительно удачным. Репин словно бы окунулся в самую гущу народной жизни. «Свадьбы, волостные собрания, ярмарки, базары-все это теперь оживленно, интересно и полно жизни» ,-писал Репин Стасову. Обилие образов, сюжетов, новых тем буквально захлестнуло художника. Он работал много и очень плодотворно. В сущности здесь, в Чугуеве, окончательно сложилось то направление в его искусстве, которое было намечено еще в «Бурлаках» и дало основание считать Репина художником истинно национальным и глубоко народным.

С конца 70-х годов начинается расцвет творчества Репина. В 1877г. он написал два превосходных портрета своих земляков-крестьян («Мужик с дурным глазом» и «Мужичок из робких»). На обоих изображены вполне конкретные люди, но вместе с тем имеющие значение собирательных типических образов. Тогда же Репин создал блестящую по живописи работу «Протодьякон», портрет дьякона Ивана Уланова, могучего человека, чревоугодника и сластолюбца. «А тип преинтересный!-сообщал Репин Крамскому.- Этот экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного,- весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как и сам обряд в большинстве случаев...» В Чугуеве Репин сделал несколько эскизов будущих картин, среди них «Крестный ход в Курской губернии» .

Картина была окончена в 1883 г. и показана на XI передвижной выставке.

Успех ее был исключительным, разумеется, среди демократически настроенных зрителей. С появлением этой картины стало очевидно, что Репин достиг невиданной прежде у него, да и во всем русском искусстве, высоты. Ни «Бурлаки на Волге», ни другие его работы этого периода не могут идти в сравнение с «Крестным ходом», настолько здесь широко и правдиво, а главное, художественно убедительно показано истинное лицо пореформенной России, ее социальное неравенство, общественная несправедливость, притеснение и моральное унижение простого народа.

Сюжет, который выбрал художник, дал ему возможность показать людей разного имущественного состояния. Ведь в торжественной церемонии перенесения «чудотворной» иконы принимали участие очень многие: духовенство, дворяне, купцы, местные полицейские власти, богатые крестьяне, деревенская голытьба, нищие и т. д.

В картине толпа движется из глубины на первый план, но в этом едином потоке различимы три параллельных течения. Они не смешиваются друг с другом. Об этом заботятся и жандармы, и урядники, и старосты, которые, подобно пограничным вехам, отделяют центральную часть процессии, где идет «чистая» публика, от двух потоков справа и слева по краям дороги. Здесь идут нищие, странники, богомольцы и прочий бедный люд. Так в единой процессии очень четко обозначено социальное неравенство людей.

В средней части процессии изображены степенные «хозяйственные» мужики, духовенство в пышных ризах, хор. Но истинный центр этого шествия-важная барыня, удостоенная чести нести «чудотворную» икону. Лицо барыни, тупое, надутое, ничего не выражает, кроме глупого чванства. Вместе с тем оно вполне соответствует настроению многих участников крестного хода.

Репин не допустил в трактовке участников процессии ни малейшего утрирования, образ каждого абсолютно правдив, а поведение- психологически оправдано. «Выше всего правда жизни, она всегда заключает в себе глубокую идею» ,-писал Репин Третьякову. Эту мысль неназойливо, без прямолинейной тенденциозности, раскрывает художник, когда он незаметно переводит взгляд зрителя от центральной группы влево, на обочину дороги, где один из робкой и смиренной толпы, горбун, рванулся вперед к «чудотворной». И зритель видит, как староста решительно преградил ему путь. Удивительно лицо горбуна: нервное, умное, упрямое и какое-то просветленное, словно бы озаренное глубоким внутренним светом. В композиции картины горбуну принадлежит исключительная роль. Репин выдвинул его на первый план, как бы противопоставляя основной массе участников процессии.

Да и по своим внутренним качествам он противоположен остальным. Искренний, взволнованный, душевно чистый и чуткий, горбун вызывает естественную симпатию и, без сомнения, является носителем положительного начала.

Образ этого человека глубок и противоречив, во многом собирателен. Его наивная вера и цельность натуры были весьма характерны для большей части темной патриархальной деревни. Вместе с тем обиженный и оскорбленный в своем чувстве, он воспринимается почти символически, как бы отражая то унижение, которому постоянно подвергался человек из народа.

Совершенно очевидно, что впечатление абсолютной правды, которое возникает при рассматривании картины, зависит не только от характеристики каждого образа, не только от композиционного построения, но и от колористического решения. Картина Репина убеждает, насколько правдиво сумел он передать цветовое многообразие празднично одетой толпы, блеск золотого убранства иконы, отблеск свечей в фонаре при ярком свете дня, скромную коричневато-серую одежду простого народа. Вместе с тем художнику удалось найти правильные соотношения цветов и объединить все эти сочные краски в единый ансамбль. Вполне владея законами пленерной живописи, Репин сумел передать и свет солнечного дня, чуть приглушенный пылью, что поднимают сотни ног, и бледно-голубое небо, и выжженный солнцем безлесый вдали косогор.

С конца 70-х годов Репин работал и над картинами, посвященными революционному движению («Под конвоем», «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и др.).
«Отказ от исповеди» (1879-1885) относится к лучшим работам этого цикла.

Непосредственным поводом для создания картины послужило стихотворение «Последняя исповедь» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальном народническом журнале «Народная воля» в октябре 1879 г. В этом драматизированном стихотворении приговоренный к казни революционер отказывается от исповеди и бросает в лицо священнику гневные и гордые слова: Я кафедру создам из эшафота И проповедь могучую безмолвно В последний раз скажу перед толпой! Как надо жить, тебя не научил я, Но покажу, как надо умереть! Репин, как вспоминал Стасов, был потрясен прочитанным. Тема о революционерах давно привлекала, восхищала его. Но теперь она обрела конкретность. Нужно было лишь найти соответствующую художественную форму, придать каждому образу острую психологическую насыщенность. В альбомах Репина, сменяя друг друга, появлялись наброски двухфигурной композиции будущей картины.

Сюжет картины ясно раскрыт в ее названии. Однако содержание ее глубже и трагичнее. Дело не только в том, что заключенный отказывается от исповеди, а в том, что в эти последние часы своей жизни он сохранил душевные силы и страстную убежденность в правоте избранного пути. Его лицо, изможденное и исстрадавшееся, но по-прежнему волевое, гордо вскинутая голова, независимая поза-все говорит о мужестве и стойкости.

Приговоренный к смерти, но духовно не сломленный, революционер нравственно выше священника, которого тюремные власти прислали в камеру, выше его обывательского благодушия и покорности.

Героическое в этой картине неотделимо от трагического. Все пронизано ощущением надвигающейся катастрофы. Сочетание мрачных коричнево-черных и серо-зеленых, землистых тонов кажется зловещим.

Примерно в эти же годы в мастерской Репина находилась еще одна картина, также посвященная революционерам - народникам,- «Не ждали». Сюжетно она менее трагична, действие происходит не в тюрьме. Изображено радостное событие-возвращение ссыльного в свою семью. Вместе с тем Репин раскрыл в этой радости так много душевного страдания, предшествовавшего ей, что картина стала глубоко драматической.

Репин показал тот момент, который длится секунды: первую минуту встречи, когда человек, которого не ждали и на встречу с которым почти не надеялись, вдруг неожиданно входит в комнату... Удивление. Первые проблески еще недоверчивой радости. Но уже в следующее мгновение-объятия, поцелуи, слезы, расспросы... Именно эти краткие секунды, предшествующие общей радости, показал Репин.Нужно было быть блестящим психологом, чтобы суметь выразить такое сложное переходное душевное состояние людей: неуверенные, робкие шаги вернувшегося (он еще не знает, как его примут, простят ли ему причиненные им страдания), медленное движение матери, привставшей навстречу сыну (она всегда боялась, что не доживет до этой минуты, и теперь словно бы боится поверить счастью). Резко повернулась к ссыльному жена (страдания и радость отразились на ее лице); с ликующими глазами потянулся к отцу гимназист; девочка, не узнавшая вошедшего, испуганно сжалась. И только горничная, чужой человек, равнодушно смотрит на пришельца.

В картине «Не ждали» жизнь революционера показана как семейно-бытовая драма, как трагедия многих сотен интеллигентных семей, связанных с освободительным движением. Картина эта, без сомнения, принадлежит к числу лучших произведений жанровой живописи 80-х годов.

Как некогда в «Бурлаках», так и здесь Репин с наибольшей силой художественной выразительности воплотил искания, свойственные всей бытовой живописи того периода. Это больший по сравнению с предшествующим временем интерес к внутреннему миру человека, к раскрытию тайных движений его души.

Картина привлекает высоким мастерством исполнения. Подобно талантливому режиссеру, Репин создает продуманную, уравновешенную композицию и добивается при этом впечатления непосредственности: кажется, что сцена взята прямо из жизни. Вместе с тем каждая деталь приобретает глубокий смысл: и скромная обстановка комнаты, и висящие на стене портреты Шевченко и Некрасова, любимых поэтов разночинной интеллигенции.
«Не ждали» - шедевр пленерной живописи. Картина буквально пронизана светом и воздухом, прохладой дождливого летнего дня.

Важное качество жанровой живописи Репина-ее своеобразный историзм. Это относится прежде всего ко всем произведениям, посвященным революционному движению, которое само по себе уже есть достояние истории. Но и другие работы Репина, например «Крестный ход в Курской губернии», приближаются к исторической картине- показывают роль и место простого народа в общественной жизни страны.

Репин работал и в области собственно исторической живописи. В конце 70-х годов, вероятно по аналогии с современными событиями, его особенно привлекает трагедия сильной личности, люди упрямых характеров, неукротимой воли. Такова царевна Софья в картине «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г.» . По словам Крамского, «Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории».

Следующее большое историческое полотно Репин создал в середине 80-х годов, когда у него в памяти были еще свежи казни мрачного 1881 г.

«Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще не остывшие кратеры... Страшно было подходить-не сдобровать... Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории»,-вспоминал Репин. Так возникла мысль показать преступление, совершенное царем Иваном IV, убившим собственного сына.

«Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно»,- говорил Репин. Картина была написана быстро. При работе над образом Ивана Грозного Репин воспользовался портретными этюдами композитора П. И. Бларамберга и художника Г. Г. Мясоедова; для царевича позировали писатель В. М. Гаршин и художник В. К. Менк.

К 1885 г., к XIII передвижной выставке, картина была окончена и экспонировалась под названием «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Репин показал Грозного не в самый момент убийства, не в ярости дикого гнева, а в ужасе от содеянного... Чувствуя, что теряет сына, он прижимает его к себе, пытается зажать рану, спасти... Лицо Грозного в пятнах крови-страшно, в огромных глазах - безумие.

Лютое горе, муки раскаяния придают образу Грозного какую-то жуткую силу.

Такой страшной человеческой трагедии не изображал еще ни один художник.

Страдание, ужас Грозного-отца, теряющего самое дорогое - сына, так велики, что он, убийца и деспот, предстает перед нами почти как жертва, жертва собственного дикого произвола. В осуждении деспотизма, жестокости, бесчеловечности убийств-гуманистическая направленность картины.

По аналогии с современностью картина звучала особенно актуально. Это скоро почувствовали в официальныхкругах. Победоносцев требовал запрещения картины. Вскоре она действительно была снята с выставки.

Еще в 1878 г., задолго до «Ивана Грозного» , возник у Репина замысел картины «Запорожцы» , рассказывающей о том, как весело сочиняли запорожцы дерзкое коллективное послание султану в ответ на его предложение сдаться и перейти к нему на службу. Летом 1880 г. Репин путешествовал по Украине, собрал ценнейший этюдный материал, а осенью, увлеченный «Запорожцами», писал Стасову: «До сих пор не мог ответить Вам, Владимир Васильевич, а всему виноваты «Запорожцы»... Вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться,-веселый народ... Чертовский народ!.. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось...».

Позднее то одна, то другая работа отвлекала Репина от «Запорожцев», но он постоянно возвращался к ним, переделывал, переписывал и окончил к 1891 г.

Картина искрится смехом - заразительным, разных оттенков, от легкой усмешки до громоподобного хохота. Это общее веселье великолепно передает тот независимый, свободолюбивый дух, каким славились запорожцы.

В этой картине нет одного главного героя, его заменил народ. Хоровое начало художник удачно выразил в композиции, стремясь показать, что действующих лиц намного больше, чем изображено. В глубине полотна видны многочисленные палатки, дымят костры, движется множество людей. А справа и слева у краев картины Репин «срезает» часть фигур, тем самым заставляя зрителя мысленно раздвинуть ее рамки и представить себе огромную толпу казаков - тех, кто не поместился на полотне, теснится за его рамками.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - большая удача Репина, здесь отразилась его тяга к созданию эпических полотен, показывающих жизнь народных масс, нашла свое выражение вера художника в силы народа, в его вольнолюбие. «Запорожцы» - самая оптимистическая из картин Репина.

Совершенно очевидно, что в основе всех тематических произведений Репина лежит его блестящий дар психолога. Естественно, что он был и выдающимся портретистом.

Портретная галерея Репина очень разнообразна. Тут портреты деятелей русской культуры и науки (Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, В. В. Стасова и многих других), поэтические детские образы (преимущественно детей художника), блестящие изображения светских дам (баронессы Икскуль, графини Головиной) и т. п. И все же при всем этом многообразии преобладают образы передовой русской интеллигенции, изображения людей незаурядных, одаренных.

При сравнении портретов Репина с работами его современников поражает глубина и острота репинских характеристик, живописное мастерство. Как правило, в лучших его работах чувствуется умение передать на полотне самую суть изображенных, в неповторимо своеобразном, как бы случайном, движении и жесте раскрыть характер человека.

Таковы портреты писателя А. Ф. Писемского (1880), непоседливого, желчного, больного и умного старика; хирурга Н. И. Пирогова (1881), нетерпеливого человека с пронзительным взглядом быстрых глаз; трагической актрисы П. А. Стрепетовой (1882) со страдальческим выражением лица, горящими глазами, словно сжигаемой каким-то внутренним огнем; В. В. Стасова (1883), с гордо вскинутой головой, и многих Других.

Вершина портретного мастерства Репина - портрет М. П. Мусоргского (1881). Он был написан в последние дни жизни композитора. Художник правдив.

Он не скрывает ни болезненной отечности лица композитора, ни небрежной одежды больного человека. Все лучшее сосредоточено в его глазах - задумчивая печаль и скрытая мука. В них виден прежний Мусоргский, умный, чуткий, талантливый, человек ясной совести и чистой души.

Портрет превосходно написан, широко и свободно, удивителен по колориту, тонко и точно разработанному, по сочетанию красок розовато-малиновых и зеленовато-серых тонов. Он весь словно наполнен воздухом - Репин использовал все свои знания пленерной живописи.

Особое место среди работ Репина принадлежит портретам Л. Н. Толстого.

Художник писал его на протяжении почти 20 лет, сделал множество карандашных портретов. Лучший из портретов был создан в Ясной Поляне в течение трех дней летом 1887 г. Писатель изображен спокойно сидящим, с книгой в руке. В нем столько мудрости и истинного величия, что портрет получает почти эпическую выразительность.

Своеобразным итогом пути Репина-портретиста является его многофигурная групповая композиция «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903).Огромное полотно было создано в очень короткий срок.

Репину помогали два его ученика - Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов. Впрочем, главное было сделано им самим: и беспощадно правдивые характеристики изображенных, и сложнейшее композиционное и колористическое построение всей картины.

Для этого произведения Репин сделал много этюдов. Написаны они виртуозно, точны и выразительны. Тут и елейный ханжа Победоносцев с мертвенно-бледным лицом, и унылый тупица Дурново, и многие другие. Картина эта была исполнена по заказу, но и здесь Репин остался верен себе, как художник-демократ, беспощадно правдиво показавший истинное лицо высшей российской бюрократии.

«Заседание Государственного Совета» оказалось в сущности «лебединой песней» Репина. Последние годы жизни великого художника прошли вдали от родины. После революции, когда местечко Куоккала под Петроградом, где постоянно жил Репин, отошло к Финляндии, художник оказался за границей. Он был стар, болен, душевно одинок, не было сил вернуться на родину. Репин умер в 1930 г. в возрасте 86 лет.

Несмотря на спад в творчестве Репина в последние годы, значение его наследия трудно переоценить. Это был истинно народный художник-гражданин, блестящий психолог, талантливый живописец-реалист.

Творчество русского художника Ильи Репина - на особом месте на родине и за рубежом. Работы живописца – ярчайшее явление в мировой культуре, ведь создатель картины «Бурлаки на Волге» едва ли не первым почувствовал приближение революции, предугадал настроения в обществе и отобразил героизм участников протестного движения.

История, религия, социальная несправедливость, красота человека и природы – Репин охватил все темы и реализовал художественный дар сполна. Плодотворность живописца поразительна: Илья Ефимович подарил миру сотни полотен, написанных в жанре реализма. Не бросил рисовать даже в глубокой старости, перед смертью, когда руки не подчинялись мастеру.

Детство и юность

Родился мэтр русского реализма летом 1844 года в Харьковской губернии. Детство и юность прошли в малорусском городке Чугуеве, где ранее обосновался неслуживый казак Василий Репин, дед художника. Василий Ефимович содержал постоялый двор и торговал.

Отец Ильи Репина – старший из детей, продавал лошадей, пригоняя табуны за 300 верст из Донщины (Ростовской области). Отставной солдат Ефим Васильевич Репин участвовал в трех военных кампаниях и прожил на Слобожанщине до последнего дня.


Позже украинские мотивы в творчестве Ильи Репина заняли важное место, связи с малой родиной художник не обрывал никогда.

Влияние на сына оказала мама, образованная женщина и подвижница Татьяна Бочарова. Для крестьянских ребятишек женщина организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику. Детям Татьяна Степановна вслух читала стихи и , а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху.


Художника в маленьком Илье открыл дядя Трофим, принеся в дом акварельные краски. Мальчик увидел, как под кистью «ожил» черно-белый арбуз в азбуке, и пропал для остальных занятий. Илью с трудом отрывали от рисования, чтобы он поел.

В 11 лет Илью Репина отдали в топографическую школу – профессия считалась престижной. Но когда учебное заведение через 2 года упразднили, юный художник устроился учеником в иконописную мастерскую. Здесь Репина научили основам живописи, и вскоре подрядчики из округи засыпали мастерскую заказами, прося отправить к ним Илью.


В 16 творческая биография молодого живописца продолжилась в иконописной артели, куда Илья Репин устроился за 25 целковых в месяц.

Летом артельщики путешествовали, подыскивая заказы за пределами губернии. В Воронеже Репину рассказали об , художнике из Острогожска, покинувшем родные края для учебы в петербургской академии искусств. Осенью 19-летний Илья Репин, вдохновленный примером Крамского, отправился в северную столицу.

Живопись

Работы юноши из Чугуева попали к конференц-секретарю академии. Тот, ознакомившись, отказал Илье, раскритиковав за неумение рисовать тени и штрихи. Илья Репин не опустил руки и остался в Санкт-Петербурге. Сняв комнатку в мансарде, парень устроился в рисовальную школу, на вечернее отделение. Вскоре учителя хвалили его как самого способного ученика.


В следующем году Илья Репин поступил в академию. Внести плату за учебу студента согласился петербургский почт-директор и благотворитель Федор Прянишников. 8 лет в академии принесли художнику бесценный опыт и знакомство с талантливыми современниками - Марком Антокольским, и критиком Владимиром Стасовым, с которым жизнь связала на десятилетия. Ивана Крамского живописец из Чугуева назвал учителем.

Один из талантливейших учеников художественной академии Илья Репин получил медаль за полотно «Воскрешение дочери Иаира». Библейский сюжет никак не удавалось воплотить на холсте, тогда Илья вспомнил умершую подростком сестру и представил, какие выражения лиц были бы у родных, если бы девушка воскресла. Картина ожила в воображении и принесла первую славу.


В 1868 году студент, набрасывая этюды на берегу Невы, увидел бурлаков. Илью поразила пропасть между праздно шатающейся публикой и тягловой живой силой. Репин набросал сюжет, но отложил работу: впереди был выпускной курс. Летом 1870 года живописцу выпала возможность побывать на Волге и вторично наблюдать работу бурлаков. На берегу Илья Репин встретил прообраз бурлака, которого изобразил в первой тройке с головой, обвязанной тряпкой.

Картина «Бурлаки на Волге» произвела сенсацию в России и Европе. Каждый из нарисованных рабочих несет черты индивидуальности, характера, пережитой трагедии. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» .


Слава о талантливом живописце из Санкт-Петербурга докатилась до Москвы. Меценат и предприниматель Александр Пороховщиков (предок известного российского актера) заказал Илье Репину картину для ресторана «Славянский базар». Художник взялся за дело и летом 1872 года представил готовую работу, получившую похвалы и комплименты.

Весной следующего года Илья Репин отправился в путешествие по Европе, посетил Австрию, Италию и Францию. В Париже познакомился с импрессионистами, работы вдохновили на создание полотна «Парижское кафе». Но чуждая культура и манера модного во Франции импрессионизма раздражали русского реалиста. Рисуя картину «Садко», на которой герой пребывает в чужом подводном царстве, Репин, похоже, представлял себя.



Полотно показали на выставке передвижников, но трактовка сюжета не понравилась . Царь приказал не допускать работу на выставки, но в защиту творения Репина выступили десятки именитых людей. Император снял запрет.

Картину «Не ждали» мэтр представил в 1888-м, и ее тут же признали очередным шедевром. На полотне Илья Репин мастерски передал психологические портреты персонажей. Интерьером для полотна стала комната дачи в Мартышкино под Петербургом. Лицо главного героя Репин изменял неоднократно, даже когда картина попала в экспозицию галереи . Илья Репин тайно пробирался в зал и переписывал лицо нежданного гостя, пока не добился желаемого выражения.


Летом 1880-го живописец отправился в Малороссию, прихватив с собой ученика . В творческом запое он рисовал все: избы, людей, одежду, домашнюю утварь. Репину был удивительно близок местный веселый народ.

Результатом поездки стали полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Гопак. Танец запорожских казаков». Первая работа появилась в 1891-м, вторая - в 1927 году. Работу «Дуэль» Илья Репин написал в 1896-м. Ее приобрел Третьяков, поместив картину в московской галерее, где она хранится в наши дни.


Особенное место в наследии художника занимают царские заказы. Первый поступил Илье Репину в середине 1880-х от Александра III. Царь пожелал увидеть на полотне прием волостных старшин. После успешно выполненного первого заказа поступил второй. Картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» нарисована в 1903-м. Из «царских» картин знаменит «Портрет ».


На закате дней мэтр творил в финской Куоккале, в имении «Пенаты». В Финляндию к пожилому мэтру приезжали коллеги из Советского Союза, уговаривая перебраться в Россию. Но Репин, тосковавший по родине, так и не вернулся.

За несколько лет до кончины у Репина отнялась правая рука, но Илья Ефимович не представлял, как жить без работы. Он писал левой, пальцы которой вскоре перестали слушаться хозяина. Но недуг не стал препятствием, и Репин продолжал трудиться.


В 1918-м Илья Репин написал полотно «Большевики», сюжет которого называют антисоветским. Какое-то время оно хранилась у американского коллекционера, потом «Большевики» попали к и . В 2000-х хозяева выставили коллекцию на лондонский аукцион «Сотбис».

Чтобы не допустить дробления коллекции, русский бизнесмен выкупил все 22 полотна, в числе которых и «Большевики». Экспозиция выставляется в городе на Неве.

Личная жизнь

Живописец был женат дважды. Первая супруга Вера родила мужу четверых детей - трех дочерей и сына. В 1887 году, через 15 лет брака, последовало болезненное расставание. Старшие дети остались с отцом, младшие - с матерью.


Илья Репин запечатлел родных на портретах. На картине «Отдых» изобразил юную супругу, старшей дочери Вере посвятил картину «Стрекоза», младшей Наде – полотно «На солнце».

Вторая жена – литератор и фотограф Наталья Нордман – ради брака с Репиным порвала с семьей. Именно к ней в «Пенаты» отправился живописец в начале 1900-х.


Наталья Нордман, вторая жена Ильи Репина

Нордман умерла от туберкулеза летом 1914 года. После ее смерти управление имением перешло в руки дочери Веры, оставившей подмостки Александринского театра.

Смерть

В 1927 году Илья Репин жаловался друзьям, что силы покидают его, он становится «форменным лентяем». Последние месяцы перед кончиной рядом с отцом были дети, поочередно дежурившие у постели.


Художника, отпраздновавшего в августе 86 лет, не стало в сентябре 1930 года. Его похоронили в имении «Пенаты». В России и странах СНГ действует 4 музея художника, самый известный - в Куоккале, где он провел последние три десятка лет.

Произведения

  • 1871 – «Воскрешение дочери Иаира»
  • 1873 – «Бурлаки на Волге»
  • 1877 – «Мужик с дурным глазом»
  • 1880-1883 – «Крестный ход в Курской губернии»
  • 1880-1891 – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  • 1881 – «Портрет композитора М.П.Мусоргского»
  • 1884 – «Не ждали»
  • 1884 – «Стрекоза»
  • 1885 – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  • 1896 – «Дуэль»
  • 1896 – «Портрет императора Николая II»
  • 1903 – «Тайная вечеря»
  • 1909 – «Самосожжение Гоголя»
  • 1918 – «Большевики»
  • 1927 – «Гопак. Танец запорожских казаков»

Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. Бесконечно влюбленный в жизнь, неисчерпаемое богатство ее проявлений, он пытался охватить в своем творчестве многие стороны окружающей его действительности. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Поэтому-то Репин и был первоклассным портретистом. Глубина проникновения в характер изображаемого, восприятие человека не только в неповторимом своеобразии его личности; но и в ее социальной обусловленности, поразительное портретное сходство и, наконец, виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейших портретистов XIX века.

Портретное творчество Репина -- новый этап в развитии русского портрета, завершающий деятельность в этой области таких замечательных портретистов, как Перов и Крамской. Портреты Репина подкупают своей подлинностью, способностью художника в непосредственном, казалось бы, случайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого лица и фигуры. Исключительно широк был круг портретируемых художником -- от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901--1903). Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника -- «Отдых», «Осенний букет» и др. репин художник бурлачество портретный

Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Портрет написан в феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, находившегося на излечении в Николаевском военном госпитале. При всей глубине характеристики Репину удалось передать в портрете непосредственность первого впечатления, сохранить в его живописи свежесть этюда. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Конкретность изображения одутловатого от болезни лица композитора, его помутневших, словно выцветших глаз, мягких спутавшихся волос просто поразительна. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но за всем этим очень явственно проступает иное. Чистые, как родниковая вода, печальные и все понимающие глаза освещают лицо Мусоргского; приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Портрет Мусоргского свидетельствует о беспощадной остроте художнического видения Репина, его непредвзятости и вместе с тем о гуманизме художника, о его высоком представлении о человеке.

В. В. Стасов очень ценил этот портрет Репина. «Из всех, знавших Мусоргского,--утверждал он,--не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета -- так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского».

Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). Толстого Репин писал не один раз. Он преклонялся перед гением Толстого, был близко знаком с его семьей и зачастую бывал в Ясной Поляне. Портрет 1887 года принадлежит к числу лучших изображений Толстого и пользуется наибольшей популярностью. Он был написан в течение трех дней -- с 13 по 15 августа. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение. Этот удачно выбранный момент дал возможность художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естественностью, без малейшего позирования, чем обычно страдают даже лучшие портреты. Легкий разворот кресла в пространстве позволяет придать позе писателя особенную непринужденность, не прибегая к сложному ракурсу фигуры. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой -- все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Серебристый рефлекс рассеянного света, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Раскрывая существо характера портретируемого, его общественную значимость, Репин нисколько не идеализирует великого писателя, не пытается окружить его ореолом исключительности, что свидетельствует о подлинном демократизме художника. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны, индивидуальны. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное; подтянутая, пропорциональная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, -- такова та разносторонняя и предельно конкретная характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Внимательная фиксация всех этих черт позволила Репину убедительно передать через внешний облик существо натуры портретируемого, всю ее сложность и противоречивость.

Портрет написан в очень сдержанной, строгой серебристо-черной гамме: черная, ниспадающая мягкими складками блуза, черное полированное кресло с серебристо-белым бликом света на нем, белые, чуть шероховатые по фактуре листы раскрытой книги и серо-серебристый фон, сквозь который просвечивает светлый золотистый подмалевок, благодаря чему фон кажется прозрачным, вибрирующим, создавая впечатление световоздушной среды, окутывающей фигуру. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. Этот момент расширяет характеристику образа -- глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина, изображающая Толстого на пашне, идущего за сохой по борозде).

При всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры поведения Толстого, что так хорошо удается передать в портрете Репину, изображение великого писателя нисколько не снижено, не замельчено, лишено жанровости. И это не только благодаря глубокой психологической характеристике. Общая композиция портрета, построенная по принципу классического треугольника, известная фронтальность позы, картинность всего изображения, представленного на холсте большого формата, способствуют впечатлению значительности образа. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Таким образом внутренняя характеристика Толстого находит в общем решении портрета свое законченное выражение, благодаря чему Репину и удается добиться высокой художественной цельности образа.

Портрет Толстого очень показателен для творческого метода Репина, для его манеры портретирования человека. Сравнение его с портретом Толстого, написанным Крамским в 1873 году, дает возможность наглядно ощутить особенности репинского портретного искусства, дальнейшее развитие в его творчестве этого жанра живописи. Крамской с большой силой образной выразительности и глубиной характеризует Толстого как выдающегося мыслителя, раскрывает его общественное значение как гениального писателя земли русской. Образ Репина, не уступая в своей значительности образу Крамского, отличается большей многогранностью; он гораздо более конкретен и остроиндивидуален, сочетая живую непосредственность передачи частных особенностей внешнего облика и характера Толстого с проникновенным пониманием существа его личности -- писателя и гражданина. Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Достижения Репина в области пленера обогатили колористическую гамму его портрета, сделали цвет основным средством эмоциональной выразительности образа. В этом следует видеть не только заслугу одного Репина, но результат общей эволюции русской живописи, необходимость движения которой к свету, краскам отлично понимал Крамской, но не мог еще осуществить в своем творчестве.

Выбор редакции
Однажды где-то в начале 20 века во Франции или, может быть, в Швейцарии, некто, варивший себе суп, случайно уронил в него кусочек сыра....

Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...
Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...