Понятие " музыкальная фактура". Какой бывает музыкальная фактура В каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство


1. ФИО Алексашкина Оксана Викторовна

2. Место работы МБОУ СОШ 47

3. Должность Учитель

4. Предмет музыка

5. Класс

6. Тема урока : МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ (23)

7. Базовый учебник Т. И Науменко, В. В. Алеев

8. Цель урока : знакомство с понятием «музыкальная фактура» и ее видами.

9. Задачи:

9.1.Дать представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности.

9.3. Учить сравнивать и анализировать музыкальные произведения.

9.4. Проверить знания учащихся по теме «полифония».

9.5. Развивать у учащихся музыкальные способности.

9.6. Воспитывать интерес и любовь к музыке.

10. Тип урока : ОЗН.

11. Формы работы Индивидуальная, групповая, коллективная.

12. ТО: Музыкальный и демонстрационный материал: портреты Н. Паганини и Ф. Шуберта, образцы различной текстильной ткани, музыкальные примеры, раздаточный материал, музыкальный центр.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, который сказал:

"Основной целью моего творчества всегда были поиски оригинального музыкального языка. Я ненавижу подражание и избитые приемы."

А как вы считаете, что такое музыкальный язык?

Дети: Это средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад, динамика, гармония).

Учитель. Молодцы. Хотели бы вы расширить знания в этой области?

Учитель: Я продолжу урок стихами:

Начинаем новый день с утра,

Просыпаться нам пора.

Мы на музыки урок

Поспеваем точно в срок,

Ведь волшебный мир искусства

Пробуждает наши чувства!

С песней жить нам веселей,

С добрым утром, новый день!

Улыбнулись друг другу, пожелали удачи,

Улыбнулись гостям.

Я вам тоже желаю удачи!

Начнем мы урок с проверки знаний по теме «Полифония».

2. Тестирование.(Приложение 1) Работа в парах.

1. В дословном переводе «полифония» обозначает:

2. Свои истоки полифония взяла:

а) из народной музыки

б) церковной музыки

в) светской музыки

3. Сколько веков господствует полифония?

а) 5 веков

в) 10 веков

Сверить ответы с доской, проверка в парах.

Каким словом можно объединить приемы, использованные в тесте?

Дети: Полифония.

Назовите полифонические жанры. Выбрать правильные ответы на доске (Приложение 2).

концерт, канон, токката, этюд, инвенция, вальс, месса.

А высшая форма полифонической музыки – это…

Дети: фуга.

А кто из вас перечислит способы изменения темы в фуге?

Дети перечисляют.

А как вы думаете, пригодятся эти знания нам сегодня на уроке?

Работа в группах по 4 человека. На столе образцы ткани (Приложение 3)

Вопросы. А что это такое?

Из чего соткана ткань?

Дети. Из нитей.

Учитель. А почему ткань разная?

Дети. Потому что в ее создании задействованы нити различной толщины, качества, происхождения. При создании ткани использованы различные способы прядения и плетения.

Учитель (обращает внимание на образцы фактур, разложенные на партах учащихся) (Приложение 5)

А теперь посмотрите на способы изложения музыки, что это вам напоминает?

Дети. «Музыкальная ткань», «узоры», «орнамент».

Учитель. Из чего это все создано?

Дети. Все это создано с помощью линий, нотной грамоты, ритмического и мелодического рисунка.

Учитель. А по сути, что представлено, изложено перед вами?

Дети. Перед нами представлены музыкальные произведения, изложенные разными способами (перед детьми представлены 3 вида музыкальной фактуры: одноголосная, мелодия с сопровождением и многоголосие).

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем три музыкальных фрагмента, а потом вы скажете какой вид фактуры звучал в каждом из них?

Ответы зафиксировать на доске.

вы видите, что у нас получились разные ответы. Давайте остановимся и подумаем

1) какое задание мы выполняли?

2)где возникло затруднение?

3)почему мы не смогли ответить на эти вопросы?

Дети. Мы не знаем, в чем отличие этих трех музыкальных фактур.

Учитель: Какова цель нашего урока?

4. Цель: (должны назвать дети) научиться находить различия в разных видах музыкальных фактур, получить представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности. Учитель обобщает цель. Как будет звучать тема нашего урока?
Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Дети выбирают способ выхода из затруднения – уточнение. Строят план

достижения цели. Для этого учитель задает вопросы:

Что сделаем сначала?

1. Послушаем 3 музыкальных произведения

2. Проанализируем каждый музыкальный фрагмент

3. Выясним, в чем состоят основные отличия фактур каждого фрагмента.

4. Какой материал на уроке нам потребуется, чтобы ответить на возникшие вопросы?

Дети. Образцы музыкальных произведений (ноты, раздаточный материал, музыка для слушания), образцы текстильной ткани.

5. Фактура – это способ изложения музыкального материала. Она может быть разной. Посмотрите на образцы. И сегодня мы познакомимся с некоторыми ее видами.

1.Звучит Каприс № 24 Н. Паганини.

Учитель: Что вы услышали? Расскажите о своих впечатлениях.

Дети. Произведение поражает своей красотой звучания, полетностью звука, отличается своеобразием тембра.

Учитель: Какой инструмент был задействован в исполнении?

Дети. Прозвучало соло скрипки.

Учитель. Она используется для передачи личных чувств, а также для выражения красоты и своеобразия тембра инструмента. Однако исключительно одноголосное произведение – явление достаточно редкое. Обычно в музыкальных произведениях присутствует сопоставление и взаимодействие различных образных начал.

Звучит произведение Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой»

Учитель. Что нового вы услышали в этом произведении?

Дети. Здесь слышна трепетная мелодия Маргариты, которая раскрывает нам свои сокровенные мысли.

Учитель. К какому жанру музыки принадлежит данное произведение?

Дети. Вокально – инструментальный жанр.

Учитель. Каково значение аккомпанемента?

Дети. Аккомпанемент передает мерное жужжание веретена. Это создает одновременное яркое зрительное впечатление и образный контраст своей унылой монотонностью.

Учитель. Сделайте вывод, к какому виду принадлежит этот вид фактуры? Дети: Этот вид фактуры называется мелодией с сопровождением.

Запись на доске и в тетрадях: мелодия с сопровождением в произведении Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой».

3. Дети слушают фрагмент органной прелюдии до минор И. Баха

и определяют полифонические особенности произведения(многоголосие, самостоятельность каждого голоса)

А сможете ли вы теперь назвать основные признаки разных фактур?

6… Дети организуют усвоение нового способа действий путем проговаривания во внешней речи.

Учитель: В чем же состоят особенности музыкальной фактуры в каждом из прослушанных произведений?


  • В одноголосном произведении роль мелодии – определяющая. Она является основным источником информации.

  • В двухголосном произведении ясно прослушиваются мелодия и аккомпанемент несет изобразительную функцию.

  • Многоголосная фактура предполагает самостоятельность каждого голоса и взаимосвязь всех голосов.
7.Учитель предлагает ребятам выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по эталону:

Определите вид фактуры в романсе С. Рахманинова « Сирень».

Дети. Дети определяют фактуру музыкального произведения с помощью трех карточек, на которых графически изображены три вида фактуры (Приложение 5). Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая свою работу с эталоном.

Ребята, посмотрите внимательно на аккомпанемент. Что он вам напоминает? (Подсказка. На доске, рядом с партитурой иллюстрация веточки сирени).

Дети. Аккомпанемент похож на веточки сирени.

Учитель. Совершенно верно. И возвращаясь к эпиграфу нашего урока, удалось ли С. Рахманинову найти оригинальный способ изложения музыкального языка в этом произведении?

Дети. Да, безусловно, удалось найти оригинальный аккомпанемент.

8. Учитель. В каких типах заданий может быть использованы новые знания, полученные на уроке?

Дети: Во всех типах заданий, в которых используется анализ музыкального произведения.

Учитель: Сумели ли мы сегодня достичь цели нашего урока?

Дети: Да, сумели.

9. Учитель: С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились?

Дети. Сегодня мы познакомились с таким средством музыкальной выразительности, как фактура.

Учитель. Что такое фактура?

Фактура – это способ изложения музыкального материала.

Учитель.

Какие виды фактуры вы знаете?

Учитель.

А какие музыкальные произведения нам помогли в этом разобраться??

Произведение Н. Паганини Каприс №24; Ф. Шуберт «Маргарита за прялкой»; И. Бах Фуга до минор, С. Рахманинов «Сирень»

Ребята, а сейчас попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных ноток. Желтые – не понял, оранжевые – все понятно, красные – было трудно, но я справился.(Размещают свои ноты на нотном стане на доске). Смотрите, какая интересная, оригинальная фактура получилась у нас с вами на уроке из ваших знаний.

Домашнее задание.

1. Нарисуйте те персонажи или иллюстрации, которые вам запомнились на уроке.

Дмитрий Низяев

Этим термином в музыкальной теории называют строение музыкальной ткани. Несколько невразумительно звучит, верно? Боюсь, что в одной фразе это понятие точнее и не выразишь. В современном понимании, при четком делении музыки на мелодию и аккомпанемент, фактурой можно назвать тип этого аккомпанемента, его устройство: чередование баса и аккорда, просто фон из длинных аккордов, гитарный перебор, сопровождение, организованное в самых разных ритмах - все это разные фактуры. Так вот, поиск, подбор новой фактуры - тоже один из инструментов аранжировщика. Вы можете облечь мелодию в нежные полупрозрачные одежды, окружить тонкими кружевами, или снабдить острыми активными ритмами, или заковать в броню и поставить на гусеницы - одними лишь средствами фактуры.

Мы, пожалуй, продолжим терзать нашу бедную "елочку", чтобы виднее была разница на одном и том же примере, хорошо? Итак, первая же фактурная формула, которая нам известна (поскольку мы ее слышим по сто раз на дню от нашего убогого радио) - формула "ум-ца" или "ис-та" или "бум-шварк", или как ее только ни называют, короче говоря, чередование баса и аккорда. Что будет с нашей песенкой, если дать ей такое сопровождение? Послушаем (пример ). Кстати, для тех, кто интересовался уроками об аккордах на нашем сайте: ноты набраны мной с таким использованием обращений трезвучий, какое рекомендуется для плавного голосоведения. Вообще, всегда стремитесь к естественности, тогда Ваша музыка будет легче находить поклонников, быстрее запоминаться. Просто будет приятнее!

Но вернемся к нашим баранам. Я умышленно лишил этот пример всяких украшений, чтобы было заметнее то, что с ним можно сделать. Как Вам звучание? Не правда ли, похоже на пьяного слона? Может, это и не годится для детской колыбельной, но запомним, понадобится может быть: вот так, если потребуется, мы будем изображать пьяный крупный скот.

Но это - лишь скелет фактуры. Даже примитивное "ум-ца" вполне может стать разнообразнее, есть целая куча вариаций этого ритма. Посмотрим, как это можно обработать. Для начала, не изменяя тембра, можно внести штриховые краски: пусть бас, как более тяжелое и неповоротливое от природы создание, "ходит" крупными длительностями, тупо и тяжело. Для пущего утяжеления его можно удвоить в октаву снизу. А вот аккорды, соответствующие более подвижным тембрам, мы исполним более стаккатно, легко: (пример ).

Далее, можно варьировать эту фактуру, заполнив все восьмые в такте ровными аккордами. При этом фактура потеряет эти наглые акценты на слабых долях, зато станет динамичнее, устремится вперед. Позволим ей это, увеличив темп (пример ).

Можно затем добавлять какие-либо ритмические дробления в аккомпанирующую формулу и даже совсем изменять ритм - оставаясь в пределах принципа "чередование баса с аккордом": Я попробую просто-напросто вставить в басовую партию в нескольких местах вспомогательные звуки (выбирая их из тех, которые входят в состав того трезвучия, которое "живет" в данный момент) и другие вспомогательные нотки - как бы короткие гаммы перед некоторыми опорными долями. А в аккордовой части фактуры - просто смещу аккорды взад и вперед от их "законных" моментов времени, создам некую джазовую "кривизну", синкопность (пример ). Для тех, кто не в курсе: синкопа - это именно смещение звукового удара, акцента в сторону от сильной доли такта - типично джазовое явление. Ну как, повеселее зазвучало?

Дальше, можно, к примеру, удвоить каждый "бас-аккорд" (пример ), намекая на популярный некогда танец "шейк", и так далее - что позволит Ваша фантазия. Фактура будет приобретать всевозможные танцевальные оттенки до тех пор, пока Вы не изменяете размер и сохраняете хотя бы намек на это самое чередование "ум-ца". Ничего не изменится в характере музыки, если подключить ударную группу. Ведь Вы будете просто вынуждены здесь повторить ту же формулу "бас-барабан - малый барабан (или маленькая тарелочка"хэт")". Музыка утяжелится, но останется танцевальной, причем грубой и тяжелой, как это сейчас модно (пример ). Такой тип фактуры создается очень (я бы сказал, слишком) легко: берете любую музыку и добавляете удары малого барабана на четных долях такта. Этим нынче зарабатывают свой хлеб сотни звезд, но нам с Вами этого не пристало! Слишком легко достигается - значит и цена такой работы - грош. И долговечность, и ценность любого искусства ВСЕГДА прямо пропорциональны затраченному труду, вернее, мучениям. Потому, познакомившись с фактурой "ум-ца", продолжим вооружаться средствами, которые недоступны никаким звездам, о-кей? Значит, двигаемся дальше.

Фактура может быть вывернута наизнанку, то есть роль мелодии поручается басовому голосу, а аккомпанемент перебирается наверх. И тут появляется еще целый набор красок, смотря по тому, каков тип аккомпанемента и какой именно инструмент ведет тему (примеры , ). Слышите? Тремолирующая гитара вызывает ассоциации с фольклором, с балалайкой или домрой, в другом случае сочетание колоколов с литаврами придает мелодии некую величественность, а в третьем - напоминание о, быть может, балетной музыке Чайковского, он обожал пульсирующие флейты и певучие темы виолончели. Вы должны уметь изобразить любой стиль, любую эмоцию - ведь не зря же все эти композиторы на свете жили. Все уже придумано, пользуйтесь!

Какие еще типы фактуры существуют? Аккордовая. В принципе то же самое, только гармонии не раскладываются во времени. Весьма многоликий, между прочим, тип. Вот несколько примеров (отдохнем малость от "елочки", согласны?) - остинато (то есть однообразная пульсация, повторение) создает - в быстром темпе - напряжение, ожидание какой-то развязки (пример ), или - реже - воодушевление, приподнятость (пример ), а в медленном темпе - либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца (пример ), полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения - прекрасное средство для кульминаций (пример ).

Арпеджированное сопровождение - вотчина арфы или гуслей. Если Вы напишете свободное, вне ритма, "блуждание" арфы по звукам трезвучия, получится вроде как шум водопада. Такой прием, кстати, здорово наполняет оркестровую партитуру объемом и широтой размаха, не перегружая при этом ни Ваш слух, ни секвенсор Вашего компьютера (пример ). Такое же арпеджированное сопровождение, но в условиях ритма и размера хорошо служит полноценным аккомпанементом, а не только "подкраской", и даже может совсем заменить собой мелодию. Прекрасный пример тому - первая прелюдия из классического сборника Баха "Хорошо темперированный клавир" (пример ). Это тот удивительный случай, когда фактура аккомпанемента столь точна и полна, что даже в мелодии нужды не возникло. Впрочем, мелодия тоже прекрасно чувствует себя в сопровождении арпеджио, вплетенного в ровный ритм (пример ).

Еще разновидность арпеджио, так называемая "фигурация" - это, по сути, те же аккорды, равномерно разложенные по одной нотке, ровными длительностями. Пользовался этим еще Моцарт, как всегда, весьма остроумно. Фигурация не требует никакого мастерства (ею пользуются при подборе на слух все дети даже сегодня), и в то же время фигурация прекрасно показывает все гармонии, создает ритмическую сетку, "канву" - как нынешняя ритм-гитара. Два классических примера фигурации - "ломаное" движение (пример ) и "прямое" (пример ).

Вот, это наверно, все основные виды фактуры. Но на этом еще рано успокаиваться, потому что наша цель - передать разнообразные эмоции, душевные состояния воображаемого музыкального персонажа, не так ли? И музыкальная фактура имеет свойства, отвечающие за ее эмоциональное содержание. Это, во-первых, расположение музыки по регистрам (то есть на высотной оси) и во-вторых, во времени. Не пугайтесь чересчур строгих определений, на самом деле все очень просто.

Существует условное деление высотного (или частотного, если хотите) диапазона на отрезки или зоны - "регистры", которые так и называются - высокий, средний и низкий. Как можно легко догадаться, звучание этих регистров окрашено эмоционально так же, как окружающие нас в жизни звуки: нижний регистр занимают звуки страшные, угрожающие, мощные, таинственные. Ассоциируйте их, с чем угодно: локомотив, медведь, подземный гул, ракетный двигатель, тьма, смерть и т.п. Стало быть, почти все, что Вы напишете в этом регистре, будет вызывать те же ощущения и у Ваших слушателей. Средний регистр - наиболее близкий звучанию спокойного человеческого голоса, естественно настраивает на отдых, повествует. В этом регистре хорошо писать длинные спокойные мелодии, никого не напрягающие и ничего не требующие. Высокий же регистр - опять подключайте воображение - это птичье пение, это истошный крик, это ветер, колокольчики, напряжение, кульминация, прозрачная дымка - все зависит от тембра, от инструмента, которому Вы поручите ведение темы. Согласитесь, поющая в третьей октаве нежная флейта и заходящаяся истошным визгом дисторшн-гитара - совсем разные сферы! Но чаще всего, если Вы не предпринимаете каких-то специальных необычных мер, работает элементарная закономерность: чем выше звучание, тем больше напряжение. Поэтому самая главная кульминационная нота в почти любой мелодии - самая высокая. Вот пример: миниатюра Грига из сюиты "Пер Гюнт" - шествие гномов. В начале (и в конце тоже) тема этих самых гномов рисует их сказочность, их крошечные шажки, их таинственность (пример ). А в кульминации - заметьте, АБСОЛЮТНО та же фактура, прямо до последней ноты - музыка захватывает верхний регистр, вернее даже охватывает почти весь музыкальный диапазон. И получается - та же музыка, те же ноты, но эмоционально - какая-то оргия нечистой силы, волосы шевелятся от ужаса (пример )! Таким образом, Вам подвластны практически любые эмоции за счет контрастного применения разных регистров, как в сопоставлении, так и одновременно.

Кроме того, величина эмоционального напряжения Вашей партитуры напрямую зависит от густоты, насыщенности фактуры. Проще говоря, чем больше нот у Вас будет одновременно звучать в тех же регистровых рамках, тем музыка будет массивнее, а следовательно, напряженнее. В этой каденции (пример ) я плавно расширяю диапазон, начиная в среднем регистре и постепенно захватывая все более широкие границы вверх и вниз. Начинаем почти во сне, заканчиваем в восторге. Аналогично же работает и насыщенность, плотность фактуры и "по горизонтали", во времени: Чем активнее в среднем движение, чем мельче длительности, чем менее ровен ритмический рисунок, и чем больше возникает синкоп и ритмических противоречий между разными партиями - тем более резкие, активные эмоции это будет вызывать.

Напоследок пара слов о технологии, один совет. Есть глубокие физические причины, по которым красиво и пропорционально звучат только такие сочетания звуков, высоты (или частоты) которых располагаются на шкале возможно ближе к логарифмическому закону. Сейчас поясню. Вы видели когда-нибудь шкалу логарифмической вычислительной линейки? Помните, как у нее расставлены деления - слева широко, а далее все теснее и теснее. По этому же закону располагаются на звуковысотной шкале частоты обертонов. И этому же закону Вам придется следовать, если Вы хотите, чтобы Ваши созвучия были плотными, "вкусными", сочными, вызывали резонанс, так сказать, в позвоночнике слушателей. А именно: Чем ниже в аккорде расположены ноты (причем, это касается не только собственно аккордов, но и аккордовых фигураций, арпеджио, и даже всей фактуры в целом), тем шире должны быть между ними интервалы. Обычно басовые голоса движутся октавами, квинтами или квартами, а верхние - как угодно, хоть хроматизмами. Сами попробуйте, нажмите интервал терции в первой-второй октаве, и сравните с большой и контроктавой - намного тяжелее, даже тупее звучит. Вот. Есть, конечно, исключения: вспомните примеры, где мы с Вами поручали мелодию басам. Но это - особая ситуация, ее никак не назовешь классической. Мелодия оказывается в крайне невыгодных акустических условиях, и, как следствие - аккомпанемент по возможности разрежается, облегчается, сводится к гармоническому неподвижному фону. Общий же закон Вы можете проследить во всех моих примерах - арпеджио, бас-аккорд, фигурация - везде в нижнем конце фактуры используются широкие интервалы.

В качестве тренировки предлагаю Вам взять любую понравившуюся Вам тему и написать вариации с применением всех типов фактуры, о которых мы говорили. Насладитесь тем, как разительно переокрашивается настроение музыки при столь непохожем оформлении.

Фактура в музыке

(от лат. facere - делать) - манера технической и художественной работы в музыкальном изложении у композиторов, напр. Ф., или работа, контрапунктическая - в сочинении, отличающемся самостоятельностью и рельефностью каждого голоса; Ф. гармоническая - в которой преобладает аккордовое звукосочетание.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Фактура в музыке" в других словарях:

    Латинское слово «facturo» означает обработка, делание, а в переносном значении устройство. Пожалуй, это последнее слово и определит лучше всего, что такое фактура в музыке. Это самый склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов … Музыкальный словарь

    - (лат. factura делание, творение). 1) подробная роспись проданного товара с обозначением цен; накладная или счет. 2) план, обработка частей музыкального произведения. 3) у французов: регистр в органах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. factura обработка) ..1) в музыке конкретный звуковой облик произведения. Компоненты фактуры тембр, регистровое положение, голосоведение и др2)] В изобразительном искусстве характер поверхности произведения … Большой Энциклопедический словарь

    ФАКТУРА, фактуры, жен. (лат. factura произведение). 1. только ед. Своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре (иск.). Подделаться под фактуру пушкинского стиха очень трудно. 2. Препроводительная опись посланного… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. factura изготовление, обработка, строение, от facio делаю, осуществляю, формирую; нем. Faktur, Satz склад, Satzweise, Schreibweise манера письма; франц. facture, structure, conformation устройство, сложение; англ. facture, texture,… … Музыкальная энциклопедия

    фактура - ы, ж. 1) только ед. Своеобразие художественной техники в произведениях искусства. Фактура картины. Фактура симфонии. [Ломоносов] первым установил фактуру стиха, ввёл в русское стихотворение метры, свойственные духу языка (Белинский). 2) только ед … Популярный словарь русского языка

    - (от лат. factūra обработка, строение) характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре. Также под фактурой… … Википедия

    Ы; ж. [от лат. factura обработка, строение] 1. Характер обработки, строение какого л. материала, определяющие его внешний вид. Гладкая, ворсистая ф. ткани. Интересная ф. дерева. Ф. стекла, гранита. Воспроизвести фактуру мрамора. Обрабатывать… … Энциклопедический словарь

    - (от лат. factura – обработка, строение) в изобразительных искусствах, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи Ф. – характер красочного слоя: например, «открытая» Ф. (широкий мазок, неровный слой краски) … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Склад (значения). Склад (нем. Tonsatz, франц. écriture, англ. texture) в музыке принцип сложения голосов или/и созвучий, реферируемых по их музыкально логической и технико композиционной функции.… … Википедия

4 четверть, 1 урок (6 класс)

ТЕМА УРОКА: Пространство фактуры.

Цели урока:

Обучающая: сформировать представление о полифонической фактуре музыке

Развивающая: на основе эмоционально восприятия и ассоциативного мышления научить отличать многоголосное звучание произведения

Воспитательная: возбудить интерес к анализу музыкальной фактуры

Задачи:

Знать признаки, раскрывающие смысл понятия «фактура»;

Уметь различать фактуру в музыке, изобразительном искусстве, литературе и применять знания на практике;

Развивать эстетическую культуру, мировоззрение.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

Развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

Расширение музыкального и общего культурного кругозора;

Тип урока: обобщающий.

Методы: по назначению – применения знаний, творческой деятельности;

по типу познавательной деятельности – частично-поисковый, ИКТ.

Оборудование: ПК, мультимедиа

Музыкальный материал: С. Рахманинова - «Весенние воды»; Ж. Бизе «Утро в горах».

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.

Исполнение (попевка, разучивание песни)

Просмотр наглядного материала.

Ход урока:

Планируемые результаты

1.Организаци-онный момент

Дети заходят под музыку

Организационный момент: представление и музыкальное приветствие.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, учитель!

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности,

2.Актуализа-ция опорных знаний.

Сыграть, спеть, сочинить, записать, нарисовать….

Музыкальное произведение….Как их много, и как они разнообразны! Но все они «живут» по одним законам. Как можно воплотить музыкальное произведение в жизнь, что нужно и можно сделать?

художественном и самобытном разнообразии.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока

о музыкальной фактуре.

Если бы звучание могло материализоваться- оно могло бы стать вот такой тканью- лёгкой, прозрачной, или мягкой, объёмной, либо воплотиться в плотную, многослойную, непрозрачную ткань.

Предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент и определить, к какому типу ткани оно более подходит и отметить в рабочей таблице нужные характеристики.

Итак мы сегодня будем говорить

Метапредметные результаты

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

4. Изучение нового материала

Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провел семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюбленностью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень»

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего; в ней почти отсутствуют мелодические повторы, за исключением тех фраз, которые подчеркиваются всем смыслом музыкально-поэтического развития: «Весна идет, весна идет!»

Слушание

Послушайте еще один романс С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он передает образ стихотворения, одновременно внося в него новую динамику, стремительность, доступную только музыкальному выражению.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Что изображает?

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор, движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и веселому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с ее холодной тишиной и бестрепетностью.

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас!..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева – «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

Необыкновенной выразительности достигает фактура в произведениях, обращенных к сказочно-фантастическим образам. Ведь область музыкальной фантастики - это мир сказки и сказочной природы, причудливое переплетение лирического и таинственного, это мир сверхъестественной красоты - красоты сказочных лесов и гор, подземных пещер и подводных царств. Все, что только могло создать поэтическое воображение композитора, нашло воплощение в звуках, их переливах и сочетаниях, в движении фактуры - то оцепенело-неподвижной, то бесконечно меняющейся.

У Рахманинова - живая сила живой воды, несущейся, бурлящей, неудержимой.

Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение. Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; - развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

Формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

Расширение музыкального и общего культурного кругозора

6. Рефлексия деятельности Подведение итогов урока.

Оценки за урок.

Мы видим, что в фактуре непременно запечатлевается все, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, щемящий всплеск пережитого чувства или рисунок весеннего цветка, стремительное движение или крайнее оцепенение – все это, как и многое другое, чем вдохновляется и живет музыка, рождает свою собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

Ответы детей

Итак, что же мы видим, что связано в фактурой?

1. Назови различные виды фактуры.
2. Вспомни известные тебе музыкальные произведения, в которых фактура отличалась бы яркой изобразительностью.
3. В каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона? С чем это, по-твоему, связано?
4. Почему слово фактура имеет такие синонимы, как ткань, узор, рисунок?
5. Сравни различные виды фактуры, приведённые в начале данного раздела.

7. Домашнее задание

8. Распевание и разучивание

Работа над песней «Песня про жирафа»

Музыкальная теория богата интересными терминами. В каждой эпохе появлялись новые средства улучшения и индивидуализации музыки, на что влияли и композиторы, и исполнительский состав, и аудитория. Множество жанров и поджанров, стилей и тем. Чтобы в этом не путаться, существует классификация музыкальных композиций по фактуре.

Стабильное музыкально-художественное целое

Чтобы разобраться в дальнейшей теории, нужно вспомнить или изучить само понятие музыкальной композиции. Этот термин характеризует целостность произведения, его конкретное воплощение. Отличает законченный «опус» от созданных в процессе творчества народа, или импровизаций (например, в джазе).

У композиции всегда есть конкретный создатель. Композитор, который предоставляет звуковую структуру, письменно фиксирует произведение. Нотации осуществляются с помощью нотной грамоты или сопутствующих ей знаков. Авторство, начиная с 14 века, предпочтительно указывается на каждой созданной композиции, если творец известен.

Композиция стабильна, как законченная и чётко определённая работа. Тональность, размер, ритм - всё постоянно и не терпит значительных изменений. Естественно, каждое произведение требует определённых аспектов исполнения. Здесь в игру и вступает фактура.

Понятие фактуры

Музыкальная индустрия развивается, появляются новые каноны и новые веяния, которые влияют на стиль, форму и характер композиции. Итак, фактура в музыке - это изложение слушателю материала в определённом оформлении, которое будет отражать описанную звуками действительность. Фактура является главным связующим между авторской идеей и восприятием её другими людьми.

Слово по происхождению латинское, означает «оформление», «строение», «обработка». Фактура в музыке - определение наглядное. Можно провести аналогию с созданием тканевого изделия: музыкальная ткань тоже требует обработки, чтобы стать целостной и завершённой.

Для чего нужны разные варианты?

У каждого произведения есть тематика и определённая направленность. Поскольку работа здесь исключительно над восприятием, нужно доносить эмоции и ситуации как можно более точно. Грубо говоря - давать чёткую картинку.

Например, композитор пишет колыбельную. Есть мелодия, аккомпанемент, но они с тем же успехом могли примениться в военной песне или танцевальной композиции. Нужно придать им окраску спокойствия, тишины, лёгкости. Поэтому не будут использоваться отрывистые штрихи, в приоритете будет легато и более низкие звуки. Без «писка» и резких движений.

Любую эмоцию можно изобразить инструментом. Посвистывающие флейты будут лучше всего олицетворять лёгкость и радость, тяжелые виолончели могут показать скорбь и траур, литавры и колокола придают эпичность. Фактура в музыке - это плод фантазии автора.

Основная классификация фактур

Самое базовое деление, два основных вида фактуры в музыке характеризуются количеством используемых голосов.


Третьего не дано?

В отличие от многих терминов, в которых есть только две крайности, здесь существует также гетерофонная фактура. Это некая «модернизация» монодического изложения, когда в него для более интересного звучания могут добавляться полифонические приёмы. Унисонное пение изредка усложняется двухголосным рисунком, мелодия сопровождается ритмом. Получается, что это промежуточный вариант.

Типы полифонической фактуры

  1. Хоральная фактура подразумевает ведение всех голосов по одному ритмическому рисунку. То есть мелодия движется по одинаковым длительностям, не разделяясь на сложные гармонические вертикали;
  2. Мензуральные каноны, или комплементарная полифония определяется небольшим расслоением голосов, которые тематически подобны, но движутся самостоятельно. То есть указано только направление движения мелодии, в которой длительности могут дробиться на несколько, а ритм одного голоса не зависит от другого.
  3. Разнотемная фактура создаёт необычные фактурные сплетения, сочетает несочетаемое. Стала популярной только в начале 20 века.
  4. Фактура линеарной полифонии основывается на нескольких голосах, не соответствующих по ритмике и гармонии. Мелодия строится на последовательном движении звуков разной высоты.
  5. Полифония пластов - сложные многоголосные дублирования, создающие диссонансы.
  6. «Дематериализованная пуантилистическая фактура, которую проще охарактеризовать как «отрывистую». Основная линия передаётся не в виде мотива, а отрывистыми звуками с большим разбросом. То есть между большими паузами проскакивают яркие вспышки звука.
  7. Фактура многоголосной тяжести полностью противоположна предыдущей. Она представляет полновесный оркестровый звук.
  8. Алеаторный эффект - элемент случайности. Композиция основывается на методе «жребия», когда комбинации нот разбрасываются на нотном стане. Нередко авторы записывают только основные опорные точки, от которых исполнитель будет отталкивается, а дальше уже на его усмотрение.
  9. Фактура сонористических эффектов переключает внимание на переходы тонов, окрасок или созвучий. Яркость звучания передаётся шумами, сменой тембра. Создаются звуко-красочные эффекты.

Гармонизация

Неделимым является сочетание «фактура и склад». Таким аспектом является гармония. Она предполагает множество видов фактуры, но также подразделяется на основные два:

Типы гармонических фактур

  1. Аккордо-фигуративный тип - звуки аккорда воспроизводятся поочерёдно.
  2. Ритмический тип - многократное повторение аккорда или созвучия.
  3. Дублировки - в октаву, в квинту, другие интервалы, создающие плавное движение голосов относительно друг друга.
  4. Разные виды мелодических фактур, основанных на придании движения голосам. Например, вспомогательные или дополнительные звуки в аккордах, усложняющие композицию.

Но это - самая общая классификация, отдельные пункты которой редко встречаются обособленно. То есть музыка разбавляется отдельными приёмами, стилистическими особенностями, взятыми из разных видов фактур. Для каждой эпохи характерны разные так называемые фишки.

Начало пути к разносторонности

История развития фактуры в музыке - это исполнительство, гармония, оркестровка, а самое главное, сочинение. Некоторые композиторы оказали огромное влияние на разнообразие фактур в произведениях.

В 17 веке приёмы и склады были достаточно простыми и очень логичными. Использовалось смешение гармонической и полифонической фактур - многоголосие с разнообразными раскладками. Пользовались популярностью пассажи и арпеджио. Арпеджированное сопровождение как раз создавало нужные настроения, при этом не давило на слух глубиной тяжёлых аккордов. Фактура аккомпанемента в этом случае идеально дополняла основную тему и не нуждалась в применении других средств. Таким способом активно пользовался И.С. Бах, например, в «Гольдберговских вариациях». Здесь же отличились другие композиторы эпохи романтизма: Жорж Бизе, Джузеппе Верди,

Разновидность арпеджио «фигурация» была часто используема Моцартом, звучала активно, бодро и остро. Она удобна тем, что чётко передаёт гармонии и создаёт определённый ритм без скачков. Музыка австрийского романтика характеризуется как легковесная, солнечная и неотягощённая как раз благодаря своей фактуре. Применялась как ломаная, так и прямая фигурация.

Переход к яркой стилистике

По мере введения новшеств, расширения фантазии авторов произведений, к 19 веку типов фактуры стало как минимум в три раза больше. Поскольку разные виды смешивались, перенимали и сочетали детали, появились абсолютно новые музыкальные оформления. Гармонический склад становился намного плавнее и мелодичнее, а выразительность передавалась не набором самих звуков, а их порядком и расположением.

Ярким примером является Ф. Лист, который применил смешанные фактурные изложения в пьесах, например, «Серые облака», и в целых циклах «Годы странствий» и «Поэтические и религиозные гармонии». Уходила на второй план высотность аккордов, появилась фактура-тембр, получившая распространение у Мусоргского.

Отдельно стоит отметить музыку Шопена, который использовал фортепианную фактуру. В числе его излюбленных приёмов были октавная техника и беглое проигрывание гамм. В своих вальсах («Блестящий вальс», вальс ля-минор) он распространил гармонические фигурации, разложенные на протяжные ряды звуков. Такие произведения требуют высокой исполнительской техники, но слушаются и воспринимаются легко. В побочной партии «Первой баллады для фортепиано» композитор полностью внедрил в гармонию многоголосный склад.

Период новаторства

20 век в искусстве ознаменовал переход от традиционных форм к совершенно новым и нестандартным. Поэтому для этой эпохи характерен уход от гармонической и полифонической фактуры. Она становится несвязанной, разделённой на слои. Большой разброс динамики и тембров становится обыкновением в произведениях авангардистов К. Штокхаузена, Л. Берио и П. Булеза. Часто встречается контролируемая алеаторика, то есть импровизированная фактура. Ограничена она только ритмом и пределами высоты. Таким ходом курировал В. Лютославский.

Большую роль играло формообразование, потому как в рваной и разбросанной фактуре важно сохранять слитное построение композиции. Пусть даже плохо различимый, рисунок создает образ. Как определить тип фактуры в музыке новой эпохи - открытый для искусствоведов вопрос, так как слишком много взаимодействий и обменов приёмами.

Эмоции, эмоции, эмоции…

Все вышеизложенное ведёт к тому, что то, какая бывает фактура в музыке, напрямую определяют эмоции и желаемый отклик слушателя. Чтобы душевные состояния передать, используются разные регистры:

  • низкий, передающий страшные и мощные звуки, отображающий таинственность или траур (тьма, ночь, тяжёлые шаги, звуки локомотива, гул войск);
  • средний, который является близким к человеческому голосу, настраивающий на спокойствие и некоторую медлительность (повествования, рутина, отдых и размышления);
  • высокий, побуждающий и яркий, в зависимости от инструмента может быть и весёлым, и напряжённым (крик и визг, трели птиц, колокольчики, суетливые движения);

Благодаря такому распределению музыка может настраивать на умиротворение, поднимать настрой или же заставлять волосы на голове шевелиться от страха. И напрямую фактурное решение зависит от использованного в главной теме регистра.

Поэтому различные виды «тканевой» обработки композиции помогают людям проникаться переживаниями композитора, рисовать в голове картины мира, каким он был в глазах авторов произведений. Чувствовать лёгкость, наслаждаясь музыкой Шопена, воинственность в опусах Бетховена или динамику движений у Римского-Корсакова. Фактура в музыке - это коммуникатор сквозь эпохи и различия в восприятии.

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...