Сообщение на тему быт крестьянина кратко. Редкие фотографии о жизни и быте крестьян во второй половине XIX веке


Каждый человек должен интересоваться прошлым своего народа. Не зная историю, мы никогда не сможем построить хорошее будущее. Поэтому давайте поговорим о том, как жили древние крестьяне.

Жилье

Деревни, в которых они проживали, достигали приблизительно 15 дворов. Очень редко можно было встретить поселение, насчитывающее 30–50 крестьянских дворов. В каждом уютном семейном дворе стояло не только жилище, но и сарай, хлев, птичник и различные пристройки для хозяйства. Многие жители могли похвастаться также огородами, виноградниками и садами. То, где жили крестьяне, можно понять по оставшимся деревням, где сохранились дворы и признаки быта жителей. Чаще всего дом был построен из дерева, камня, который крыли камышом или сеном. В одном уютном помещении и спали, и ели. В доме стоял деревянный стол, несколько скамей, сундук для хранения одежды. Спали на широких кроватях, на которых лежал тюфяк с соломой или сеном.

Пища

В пищевой рацион крестьян входили каши из различных зерновых культур, овощи, сырные продукты и рыба. В период средневековья печеный хлеб не делали по причине того, что размолоть зерно в состояние муки было очень трудно. Мясные блюда были характерны только для праздничного стола. Вместо сахара крестьяне использовали мед диких пчел. Долгое время крестьяне занимались охотой, но потом на ее место стала ловля рыбы. Поэтому рыба была намного чаще на столах крестьян, чем мясо, которым баловали себя феодалы.

Одежда

Одежда, которую носили крестьяне средневековья, очень отличалась от периода античных веков. Обычной одеждой крестьян была льняная рубашка и штаны до колена или до лодыжки. Поверх рубашки надевали еще одну, с более длинными рукавами, - блио. Для верхней одежды использовали плащ с застежкой на уровне плеч. Обувь была очень мягкая, пошитая из кожи, а твердой подошвы и вовсе не было. Но вот сами крестьяне ходили чаще босиком или в неудобных башмаках с деревянной подошвой.

Правовая жизнь крестьян

Крестьяне, жившие общиной, находились в разной зависимости от феодального лада. У них было несколько правовых разрядов, которыми они наделялись:

  • Основная масса крестьян жила по правилам «валашского» права, которое за основу взяло ту жизнь селян, когда они жили сельской свободной общиной. Владение на земли было общим на едином праве.
  • Оставшаяся масса крестьян подчинялась крепостному праву, которое было продумано феодалами.

Если говорить про валашскую общину, то тут были все черты крепостного права Молдавии. У каждого общинника было право работать на земле только несколько дней в году. Когда феодалы завладели крепостными, они ввели такую нагрузку на дни работы, что реально было ее выполнить только за длительный срок. Конечно же, крестьяне должны были выполнять повинности, которые шли на процветание церкви и самого государства. Крепостные крестьяне, которые жили в 14 – 15 веке раскололись на группы:

  • Государственные крестьяне, которые зависели от господаря;
  • Частновладельческие крестьяне, которые зависели от определенного феодала.

У первой группы крестьян было намного больше прав. Вторая группа считалась свободной, со своим личным правом перехода к другому феодалу, но такие крестьяне платили десятину, отбывали барщину и судились у феодала. Такая ситуация была близка к полному закрепощению всех крестьян.

В следующих веках появлялись различные группы крестьян, которые были зависимы от феодального лада и его жестокости. То, как жили крепостные крестьяне, просто приводило в ужас, ведь не было у них никак прав и свобод.

Закрепощение крестьян

В период 1766 года Григорием Гике был издан закон о полнейшем закрепощении всех крестьян. Никто не имел права перехода от бояр к другим, беглецы быстро возвращались на места полицией. Весь крепостной гнет усиливался налогами и повинностями. Налогами облагали любую деятельность крестьян.

Но даже весь этот гнет и страх не подавил дух свободы в крестьянах, которые восстали против своего рабства. Ведь иначе крепостное право трудно назвать. То, как жили крестьяне в эпоху феодального лада, не сразу было забыто. Безудержный феодальный гнет остался в памяти и не давал еще долгое время крестьянам восстановить свои права. Долгой была борьба за право на свободную жизнь. Борьба сильного духа крестьян увековечилась в истории, и поражает своими фактами до сих пор.

Жизнь русского крестьянина конца XV столетия очень слабо освещена историческими источниками. К счастью, частично сохранились Новгородские писцовые книги 1495–1505 годов.

Этот уникальный документ заслуживает особого внимания. Захватив Новгородскую землю, Иван III решил произвести своего рода инвентаризацию всех ее хозяйственных угодий и населения. Целью переписи было точное определение податей и налогов в соответствии с московскими нормами. Тщательное изучение этих уникальных реестров позволяет историкам более или менее ясно представить картину повседневной жизни новгородского крестьянина. И картина эта, увы, довольно безрадостная.

«Таким образом, рассчитанные хлебные бюджеты крестьянских семей оказываются дефицитными, – делает вывод современная исследовательница. – В большинстве случаев зерна не хватает не только на семена, но и на собственное пропитание, а также на подкормку скота. Помимо этого надо учесть, что все крестьянские хозяйства должны были еще выделять зерно на уплату повинностей и налогов. А для получения денег хлеб нужно было продавать. Выход из такой тяжелейшей ситуации был только один, и он заключался в жесточайшей экономии зерна как в собственном рационе питания, так и при кормлении скота. В реальности это означало жизнь на уровне бедности большинства семей. Вполне возможно, что у крестьян была подсека, не учтенная при обложении, помогавшая улучшить их бюджет. Однако ее сокрытие не могло носить столь массовый характер. В реальной жизни экономическое положение крестьянских хозяйств в большой степени зависело от урожая.

Недостаток хлеба частью компенсировался крестьянами за счет доходов от леса и реки, животноводства и технических культур. При скудости почв и неблагоприятном климате занятие промыслами было дополнительным источником существования многих крестьянских хозяйств. Значительным подспорьем были рыболовство, охота, бортничество и собирательство…
Низкое качество почв, их сильная заболоченность и повышенная влажность были одной из главных причин низкой урожайности. В свою очередь худородные почвы требовали тщательной обработки. Однако у крестьянина для этого просто не хватало времени. Пользуясь примитивными орудиями труда, русский крестьянин работал с минимальной интенсивностью. Его жизнь зависела от плодородия почвы и капризов природы. Крестьянин вынужден был трудиться день и ночь, используя все резервы своей семьи, затрачивая огромные силы и при этом получая небольшую производительность своего труда».

Новгородская земля была, конечно, не лучшей на природной карте тогдашней России. Однако южные черноземы были недоступны из-за набегов степняков, а угодья средней полосы, в принципе, мало чем отличались от новгородских. Таким образом, картина суровой борьбы за выживание везде была примерно одинаковой…

Неумолимый закон природы состоит в том, что распаханная и приносящая урожай земля быстро истощается. Восстановить ее плодородие можно лишь двумя способами: дать земле отдохнуть несколько лет или удобрить ее навозом со скотного двора. Помимо навоза в качестве удобрения в старые времена использовали печную золу, речной или озерный ил…

Необходимость поддерживать плодородие земли хотя бы на минимальном уровне определяла весь уклад жизни земледельца. В средневековой Руси существовали три основных способа использования земли: подсека, перелог и трехполье. При подсечном земледелии весь процесс начинается с расчистки земли от леса и кустарника. Когда срубленные деревья подсохнут, их поджигают. Потом гарь очищают от остатков стволов и выкорчевывают пни.

«Прадеды наши, – писал знаток деревенского быта С. В. Максимов, – выжигая лес, на следующий год засевали ляды (гари) рожью. Новая росчисть три года кряду давала урожай. На четвертый год ее оставляли, жгли лес в новом месте; туда же переносили и избу. Покинутая ляжна годится под новую пашню не раньше чем через 35 лет; срок 15–20 самый короткий, да и то очень редкий. Такими подсеками, десятками и сотнями починков, по мере стеснения людностью, врезались русские люди в самую глубь лесов». Это была поистине война с лесом. Победить его можно было только общими усилиями сельской общины.

Уклоняясь от поземельного налогообложения, крестьяне часто устраивали поле где-нибудь в лесу, распахав с этой целью полянку или сведя полосу леса методом подсеки. Этот сокрытый от тогдашней «налоговой инспекции» источник дохода назывался «пашня наездом». Перелог – это постоянное использование новой земли. В степи и лесостепи, где земли много, а людей мало, можно таким образом решать проблему плодородия. Однако распашка целины – дело тяжелое. Кроме того, здесь, как и при подсеке, крестьянин вынужден был наподобие кочевника постоянно перемещать свое жилище вслед за своими угодьями.

Оптимальной системой было трехполье. Крестьянский двор располагается как бы в центре круга, разделенного на три сектора – яровой, озимый к пар. Каждый год сектора последовательно меняются. Поле, которое отдыхало под паром и «переваривало» внесенные удобрения, засевается. А одно из «работавших» полей уходит под пар. Через год наступает черед другого поля.

Понятно, что это идеальная схема. В реальной жизни существовало множество вариантов землепользования, соответствовавших местным особенностям. Так, например, трехполье как основная форма часто дополнялась перелогом и подсекой. Но и у трехполья была своя ахиллесова пята. Оно могло существовать только при регулярном удобрении земли значительным количеством навоза. Проще говоря, трехполье требовало наличия в крестьянском хозяйстве большого скотного двора, где стояли лошади, коровы, свиньи и другая живность. Нехватка удобрения, вызванная падежом скота или же какими-то другими бедствиями, немедленно сказывалась на плодородии поля.

Забота о навозе пронизывала всю жизнь крестьянина. По существу, это была забота о хлебе, об урожае…Веками шагал вслед за своей навозной телегой великорусский пахарь. И его одежда, и сам он до костей пропахли скотным двором и горьким дымом курной избы. Этот запах навсегда сохранился в древнейшем названии сельского труженика – «смерд».

Хорошая урожайность в русских землях в конце XV века определялась старинным выражением «сам-три». Это значит, что, посеяв мешок пшеницы, ржи, овса или ячменя, можно было по осени собрать три таких же мешка. Много это или мало? Скорее мало, чем много. Ведь из этих условных трех мешков крестьянин должен был один мешок оставить на семена, а из другого продать значительную часть зерна, чтобы заплатить подати своему землевладельцу и государю. Оставшимся зерном он должен был кормить семью до нового урожая. А если говорить об овсе, то значительная часть его уходила и на лошадей, которым перед тяжелой работой или дальней дорогой полагалось дать овса. Наконец, крестьянину нужно было продать хоть немного зерна для себя, чтобы иметь деньги для личных нужд. Ведь далеко не все необходимые в хозяйстве вещи он мог изготовить своими руками.

Урожай «сам-три» позволял крестьянину свести концы с концами, Но если по каким-то причинам (капризы погоды, вредители полей, болезни растений и т. п.) урожайность падала значительно ниже этой черты, в дом стучалась беда. При недостатке хлеба мужик вынужден был либо голодать, либо проедать семенной фонд, либо уклоняться от уплаты податей, либо просить в долг у соседей или землевладельца. Заметим, что эпоха Ивана III и его сына Василия была необычайно благоприятной в природно-климатическом отношении. Она не знала ни многолетних голодовок, ни опустошительных эпидемий, ни каких-то небывалых стихийных бедствий.

Данные по урожайности в средней полосе России (в вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря) выглядят следующим образом: «В семи уездах, в число которых входил, в частности, и Тверской, урожайность ржи в отдельные годы в конце XVI в. колебалась от сам-2,45 до сам-3,3- Еще меньше была урожайность овса (от сам-1,8 до сам-2,56) и пшеницы (от сам-1,6 и сам-2). Посевы ячменя давали более высокие урожаи (от сам-3,7 до сам-4,2)».

В Новгородской земле средняя урожайность зерновых была в ту эпоху на уровне сам-2. В южных черноземных районах урожайность была в два-три раза выше благодаря плодородию земли. Поэтому русские крестьяне издавна с тоской глядели на юг и юго-восток. Однако там, на границе степей, свистели татарские стрелы. В погоне за хорошей землей легко можно было угодить в плен к «поганым». Так и сидел горемыка крестьянин на своем окско-волжском суглинке, вымаливая у Бога погожие дни.

Основными орудиями крестьянского труда с древнейших времен были соха и плуг. Несложная деревянная конструкция с двумя железными наконечниками («сошниками»), соха была проста и удобна в обращении. Ее сошники стояли почти перпендикулярно к земле и не зарывались глубоко в почву. Поэтому соху могла тянуть самая слабосильная крестьянская лошадь. Наткнувшись на камень или корень, соха останавливалась. Пахарь, поднатужившись, выдергивал ее из земли, переносил за препятствие и снова продолжал свою борозду.

На пронизанных корнями деревьев, глинистых и каменистых почвах средней полосы России крестьянин вынужден был почти все время держать соху на весу. Это было физически тяжело, но целесообразно. Поэтому соха здесь дожила до коллективизации и уступила «поле битвы за урожай» только первым тракторам.

Однако у сохи был один весьма существенный недостаток. Она давала мелкую вспашку, плохо переворачивала и рыхлила землю. В итоге снижалась урожайность поля. При работе сохой она редко поднималась выше уровня «сам-три».

Русский крестьянин придумал великое множество всякого рода мелких технических усовершенствований для сохи. И все же она безнадежно отставала от своего главного соперника – железного плуга. Он глубоко зарывался в землю и хорошо ее перемешивал. Земля, обработанная плугом, давала обильные всходы.

Но плуг требовал мягкой, рассыпчатой земли. Эту тяжелую конструкцию не могла тянуть заморенная зимней голодовкой крестьянская кляча. Поэтому плугом пахали в южных (степных и лесостепных) районах, на мягких черноземных почвах. Обычно запрягали в плуг двух кастрированных быков – волов.

Помимо плуга и сохи крестьянин применял с десяток разного рода сельскохозяйственных орудий. Колосья жали серпом, в лугах гуляла коса, на току молотили цепы, комья земли после пахоты разбивала борона, в огороде мелькали лопаты и мотыги. Вечными спутниками крестьянина были нож и топор.

Проходя мимо колосящегося ржаного поля, горожанин непременно полюбуется на рассыпанные тут и там синие васильки. Крестьянин первым делом глянет на ржаной колос: крупный ли? спелый ли? и не тронут ли спорыньей? И лишь потом с досадой подумает про васильки: видно, плохо провеяны были семена ржи, вот и осталось много сорняков-васильков…

Рожь была главным злаком средневековой Руси. Ее важное достоинство состояло в том, что она могла быть озимой культурой. Иначе говоря, рожь умела выживать под снегом. Озимую рожь сеяли в августе. До первого снега она успевала взойти. Эти всходы («зеленя») уходили под снег и там как бы засыпали. Весной, когда снег сходил, рожь продолжала свой рост. В итоге даже за короткое северное лето она успевала созреть.

Ржаной хлеб был основным продуктом питания для русского крестьянина. Белый, пшеничный хлеб подавали только в богатых домах. Из пшеничной муки пекли калачи и пироги для праздников. Пшеница любит тепло и хорошую почву. Поэтому сеяли пшеницу главным образом в южных районах страны. В средней полосе она приносила хороший урожай только в исключительных случаях – на удобренных золой гарях, на солнечных косогорах и т. п. Кроме того, в те времена не знали озимых сортов пшеницы. А яровая пшеница успевала созреть только в очень благоприятное лето.

Неприхотливой и быстросозревающей культурой был овес. Он занимал основные площади ярового клина. Овсяная каша и овсяные лепешки не сходили с крестьянского стола. Помимо зерновых злаков крестьяне времен Ивана III на своих полях выращивали гречиху-, лен и коноплю. В огородах произрастали хорошо знакомые нам овощи (капуста, огурцы, горох, морковь, свекла), фруктовые деревья (яблони, вишни, слива) и кустарники (смородина, крыжовник). Роль картофеля, широко распространившегося в России только в середине XIX века, играла неприхотливая репа.

Красота предметов народного быта заключалась главным образом в их совершенстве. Подставка-светец, деревянный ковш «скопкарь», нехитрая мебель избы, наконец сама изба – все это идеально отвечало своему назначению. При тщательном исследовании, вероятно, можно вывести даже математическую формулу этого совершенства. Изба была проста по конструкции. Она чем-то напоминала домики из детского конструктора. Венцы сосновых бревен соединялись вырубками на концах. Крыша делалась из теса или щепы. Под них укладывали слой бересты, которая предотвращала гниение дерева. Маленькие «волоковые» оконца задвигались широкой доской. На зиму их затягивали бычьим пузырем. В целом в избе, конечно, было темновато. Мрак разгоняли с помощью горящей и днем лучины.

В узком смысле слова «изба» – это отапливаемое помещение, «истьба», «истобка». Так называли ту часть постройки, где находилась печь.

«Подавляющее большинство печей были глинобитными, сводчатыми, с плоским подом; в начале рассматриваемого периода (XIII–XV века) встречаются изредка каменки, а в конце его – кирпичные печи».

Помимо теплого жилого помещения в доме иногда было и холодное. Оно называлось «клеть». Здесь летом жили, а зимой хранили всевозможную утварь.

Между избой и клетью располагались сени. Отсюда одна дверь вела на крыльцо, другая – в избу, а третья – в клеть. Важнейшей задачей было сохранение тепла. С этой целью у всех помещений – высокие пороги, а сам дом поднимали на высокий «подклет». Там, в подклете, тоже держали припасы.

Продолжением жилой части постройки служил хлев. Обычно его помещали под одной крышей с домом. Это позволяло уделять скоту часть домашнего тепла. Кроме того, над хлевом размещали сеновал, откуда по мере необходимости сбрасывали вниз сено и солому.

Дворовые постройки – амбар, сарай, колодец, баня, летняя кухня, нужник –располагались по периметру двора. От улицы и от соседей двор отделял высокий тын из заостренных кольев. Створки ворот запирались толстым брусом. Для людей была устроена небольшая калитка. Неподалеку от калитки ставили будку со свирепым псом.

Логика природно-хозяйственной ситуации – лоскутки плодородной земли, широкие полосы леса, овражисто-болотистый ландшафт, отсутствие хороших дорог – превращала русского крестьянина в угрюмого бирюка-одиночку. Средневековая русская деревня состояла из одного, двух или трех дворов.

«Исследователи в Новгородской земле в конце XV в. насчитывают всего 37–38 тысяч поселений, которые в то время были в основном мало дверными. Около 90% поселений состояли из одного – четырех дворов. Причем только один двор в конце XV в. имел 40,7% селений, в 30% селений было два двора, а 18,4% состояло из трех–четырех».

Конечно, время от времени крестьяне из соседних дворов-деревень сходились вместе для совместной работы, отдыха или богослужения. И все же большую часть времени они проводили в узком мирке своего двора, среди привычных лиц домочадцев…И все же: что они делали долгими вечерами в своих ослепших избах, под вой голодных волков в соседнем овраге? Чем отгоняли скуку и тоску? О чем говорили и о чем мечтали? Бог весть…Нужно было обладать беззаботностью ребенка, чтобы жить на краю невозможного. Впрочем, беспросветная нищета и одиночество могли испортить и самый ангельский характер.

Цитируется по: Борисов Н.С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света.

Русское жилище как и жилище любого народа имеет много разных типов.

Но есть общие черты, который характерны для жилья разных слоев общества и

разных времен. Прежде всего русское жилище - это не отдельный дом, а

огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так

и хозяйственных. Жилые носили наименования: избы, горницы, повалуши,

сенники. Изба было общее название жилого строения. Горница, как показывает

само слово, было строение горнее, или верхнее, надстроенное над нижним, и

обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Название

повалуши характерно для восточных губерний, и значило кладовую,

обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и служили для хранения

вещей, но были также и жилыми покоями. Сенником называлась комната

холодная, часто надстроенная над конюшней или амбаром, служившая летним

жилым помещением.

Еще в 17 веке в Москве двор даже знатного человека представлял собой

территорию, обнесенную каменным забором, застроенную несколькими каменными

зданиями, между которыми торчали деревянные здания, избы, горницы, светлицы

и множество изб людских и служебных, многие из которых были соединены

крытыми переходами.

У простолюдинов избы были черные, т.е. курные, без труб; дым выходил в

маленькое волоковое окно; при собственно так называемых избах были

пристройки, называемые комнатами. “В этом пространстве жил бедный русский

мужик... часто вместе со своими курами, свиньями, гусями и телками,

посреди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а от

печи поверху под потолок приделывались полати. К избам приделывались разные

пристенки и прирубки. У зажиточных крестьян, кроме изб, были горницы на

подклети с комнатами, т.е. двухэтажные домики. Курные избы были не только в

городах, но и в посадах и в 16 веке и в самой Москве. Случалось, что в

одном и том же дворе находились и курные избы, называемые черными, или

поземными, и белые с трубами, и горницы на нижних этажах”.

Крестьянское жилище обычно представляло собой комплекс построек,

обслуживавший различные нужды крестьянской семьи, причем на первый план

чаще выступают не бытовые, а хозяйственные ее потребности, хотя в реальной

жизни отделить одни от других весьма затруднительно. Следовательно,

историческое развитие крестьянских построек тесно переплетено с историей

развития крестьянского хозяйства, с технологией процессов, развитием орудий

Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически

отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но

состояли из одних и тех же элементов. Все постройки в буквальном смысле

слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя в уездных

городах, с которыми крестьянские хозяйства поддерживали рыночные связи,

были известны и применялись и продольные и поперечные пилы. Эта

приверженность традициям видна и в том, что еще в 18 веке большая часть

населения предпочитала отапливать жилища “по-черному”, т.е. печи в избах

ставились без печных труб. Этот консерватизм прослеживается и в

организации самого комплекса крестьянских жилых и хозяйственных построек.

Основными компонентами крестьянского двора были “избы да клеть”, “изба

да сенник”, т.е. основная жилая постройка и основная хозяйственная

постройка для хранения зерна и другого ценного имущества. Наличие таких

хозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев,

мшанник и др. зависело от уровня развития хозяйства. В понятие

“крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на

котором они располагались, включая огород, гуменник и т.п.

Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с

прекрасным “деловым” лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас

в Среднерусском регионе. Лучшими породами дерева для построек считались

сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Лиственница и дуб

ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке.

Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в

сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, соляные амбары).

Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина)

применялись в строительстве, как правило, хозяйственных зданий. В лесу

получали необходимый материал и для кровли. Чаще всего береста, реже кора

ели или других деревьев служили необходимой гидрозащитной прокладкой в

кровлях. Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам.

Так, для стен сруба стремились подобрать особые “теплые” деревья, поросшие

мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на

кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные

деревья. Соответственно назначению деревья метились еще в лесу и вывозились

к месту строительства. Если пригодный для построек лес был далеко от

поселения, то сруб могли срубить и прямо в лесу, дать ему выстояться,

высохнуть, а потом перевезти к месту строительства. Но чаще срубы собирали

уже на дворе или поблизости от двора.

Тщательно выбирали и место для будущего дома.

Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно не

сооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам зданий

(изб, клетей) закладывались опоры - крупные валуны, большие пни. В редких

случаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и

в середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволял

ограничиться опорой на четыре основные точки, т.к. сруб - цельносвязанная

конструкция

В основе подавляющего большинства построек лежала “клетка”, “венец”, -

связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такой

рубки могли быть различными по технике исполнения, но назначение связи было

всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без

каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных

штырей или спиц и т.п.). Бревна метились, каждое из них имело строго

определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили

второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной

высоты. Конструктивно такой сруб без специальных связующих элементов мог

подняться на высоту нескольких этажей, так как вес бревен плотно вгонял их

в гнезда крепления, обеспечивая необходимую вертикальную связь, наиболее

прочную в углах сруба.Основные конструктивные типы рубленых крестьянских

жилых строений - “крестовик”, “пятистенок”, дом с прирубом.

Крыша у русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни,

иногда, в безлесных местах, - соломенная. Стропильная техника сооружения

кровли, как и другие виды конструкции крыш, хотя и были известны русским

мастерам, но в крестьянских избах не употреблялись. Срубы просто

“сводились” как основания для кровли. Для этого после определенной высоты

бревна стен начинали постепенно и пропорционально укорачивать. Сводя их под

вершину кровли. Если укорачивали бревна всех четырех стен, получалась

кровля “костром”, т.е. четырехскатная, если с двух сторон - двухскатная, с

одной стороны - односкатная.

Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была печь. И не

только потому, что в суровом климате Восточной Европы без печного отопления

в течение семи- восьми месяцев не обойтись. Нужно отметить, что так

называемая “русская”, а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо

местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских

жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия

нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо

полнее использовать топливо. К концу 18 века уже выработался тип печи,

который позволял использовать ее не только для обогрева и приготовления

пищи, но и как лежанку. В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грабы, ягоды,

подсушивали зерно, солод - во всех случаях жизни печь приходила крестьянину

на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего

года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь,

чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи

накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день,

утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась

горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта

особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в

которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только

крестьянскую, т.к. образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно

отличался от крестьянской жизни.

Внутренняя планировка крестьянских жилищ была подчинена достаточно

строгим, хотя и неписаным законам. Большая часть “мебели” составляла часть

конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью,

тянулись широкие лавки, тесаные из самых крупных деревьев. Такие лавки

можно было видеть в старинных избах еще не так давно, и предназначены они

были не столько для сиденья, сколько для сна. Около печи была судная, или

посудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая женщина в доме. По

диагонали, в противоположном от печи углу помещали иконы, и сам угол звался

святым, красным, кутным.

Одним из обязательных элементов интерьера были полати, специальный

помост, на котором спали. Зимой под полатями часто держали телят, ягнят. В

северных губерниях, по-видимому, уже в 18 веке полати делали высокие, на

уровне высоты печи. В центральных и южных губерниях полати приподнимались

над уровнем пола невысоко. Место для сна старшей супружеской пары в избе

(но не стариков, место которых было на печке) специально отводилось в одном

из углов дома. Это место считалось почетным.

Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки-“полавочники”, на

которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В

стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды.

Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не

деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение

определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Та часть избы,

где находилась судная лавка, всегда считалась женской половиной, и заходить

туда мужчинам без особой надобности считалось неприличным, а посторонним -

тем более.

Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в

половине избы у дверей. Самовольное, без приглашения вторжение в “красную

половину”, где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло быть

воспринято как оскорбление.

К жилой избе в 18 веке обязательно пристраивались сени, хотя в

крестьянском обиходе они были более известны под именем “мост”. По-

видимому, первоначально это было действительно небольшое пространство перед

входом, вымощенное деревянными лагами и прикрытое небольшим навесом

(“сенью”). Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед

входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение,

где держали часть запасов продовольствия.

В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство

русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровля

крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен -

наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко,

классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон

расписывали.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА

Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской

Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской

костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами.

Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс,

украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба

и островерхая меховая шапка.

С 16 века простота и малая расчлененность форм одежды бояр,

придававшая фигуре торжественность и величавость, стали сочетаться с особой

эффектностью декоративного оформления.

Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у

крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью

убранства.

Обувь простого народа была лапти из древесной коры - обувь древняя,

употребляемая еще со времен язычества. Люди с достатком носили сапоги,

чеботы, башмаки и ичетыги. Эта обувь делалась из телячьей, конской,

коровьей (юфти, т.е. кожа быка или коровы, выделанная на чистом дегте)

кожи. Для богатых людей эту же обувь делали из персидского или турецкого

сафьяна. Сапоги имели длину до колен, чеботы - полусапожки с остроконечными

загнутыми кверху носами. Башмаки носились с ичетыгами, т.е. сафьяновыми

чулками или получулками. Обувь мужская и женская почти не различалась.

Посадские жены носили сапоги, н дворянки ходили только в башмаках и

чеботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.

Обувь была всегда цветная, чаще всего красная или желтая, иногда

зеленая, голубая, лазоревая, белая, телесного цвета. Она расшивалась

золотом, особенно голенища, унизывалась жемчугом.

Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых - шелковые.

Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские мужские

рубахи делались широкие и короткие, опускались сверх исподнего платья и

подпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояскою. По подолу

и по краям рукавов рубахи расшивались узорами, украшались тесьмой. Но

особое внимание обращали на стоячий воротник рубахи - ожерелье. Его делали

пристегивающимся и украшенным соответственно богатству носящего.

Русские штаны или порты шились без разрезов, с узлом, с помощью

которого можно было делать их шире или уже. У бедных они делались их

холста, белого или крашеного, из сермяги - грубой шерстяной ткани; у

зажиточных из сукна, богатые имели шелковые штаны, особенно летом. Штаны

были не длинны и достигали только колен, делались с карманами (зепью) и

были цветными - желтые, лазоревые, чаще всего красные.

На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была

домашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или принимать

гостей, надевали на нее другую; Третья была накидная для выхода.

Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и у крестьян. Это

платье было узкое, длиной до колен или иногда до икр, но чаще всего не

доходившее даже и до колен.

На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий.

Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан. Рукава

его были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или

брыжи, так что ладонь можно было по желанию закрывать или оставлять

открытою, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее время

эти рукава служили защитою от стужи, а рабочие люди могли с их помощью

брать горячие предметы. Разрезанный спереди кафтан застегивался с помощью

завязок или пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой материи и другого

цвета. Воротники на кафтанах были маленькие, из-под них высовывались обнизь

зипуна или ожерелье рубахи. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны шились

и на легких мехах. В этим же разрядам одежды относятся чуга, ферезь,

армяк, тегиляй, терлик.

Верхние, или накидные одежды были: опашень, охабень, однорядка,

ферезея, епанча и шуба. Опашень - это летняя одежда. Охабень плащ с

рукавами и с капюшоном. Ферезея - плащ, одеваемый в дорогу. Шубы были

самым нарядным платьем для русского, потому что давали возможность щеголять

разнообразными мехами. Множество мехов в доме составляло признак

довольства и зажиточности. Случалось, что русские не только выходили в

шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы показать

свое богатство. У бедных были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи; у людей

среднего состояния - беличьи и куньи, у богатых - собольи и лисьи всех

видов. Царские шубы - из горностаев. Шубы покрывались обыкновенно сукном,

но иногда делались и из одного меха. Шубы делились на нарядные и санные. В

первых ходили в церковь, в гости или принимали гостей дома, последние

одевали в дорогу.

Тогдашний вкус требовал самых ярких цветов в одежде. Черные и вообще

темные цвета употреблялись только на печальных (траурных), или так

называемых смирных одеждах.

Золотое платье (из шелковой материи, затканной золотом и серебром)

считалось атрибутом достоинства у бояр и думных людей, окружавших царскую

особу, и когда принимали послов, то всем, не имеющим такого рода платьев,

раздавали их на время из царской казны.

Все русские носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса.

Кроме опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими,

как нашивками и пуговицами.

Русская шапка была четырех родов. Зажиточные люди носили маленькие

шапочки, покрывавшими только макушку, расшитые золотом и жемчугом, даже в

комнатах, а царь Иван Грозный ходил в ней даже в церковь, и за то

поссорился с митрополитом Филиппом. Другой вид шапки - колпак, зимой

подбитый мехом. Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или

войлока, зимою подбитые овчиной. Третий вид - четырехугольная шапка,

украшенная меховым околышком, их носили дворяне, бояре и дьяки. Четвертый

род - горлатные шапки, их носили исключительно князья и бояре. Таким

образом, по шапке можно было узнать происхождение и достоинство человека.

Высокие шапки означали знатность породы и сана.

Женские одежды были похожи на мужские, но имели свои особенности, так

что уже издали можно было отличить женщину от мужчины. Не говоря уже о

головных уборах, к самим одеждам, носившим те же названия, как и у мужчин,

прибавлялось слово “женский”, например женская шуба, женский опашень и

Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белого или красного

цвета. К рукавам рубашки пристегивались запястья, вышитые золотом или

жемчугами. Сверх рубашки надевался летник, имеющий застежку снизу доверху,

до самого горла, что диктовалось правилами приличия. Зимою летники

подбивались мехом и назывались кортелями. Распространение получили и

сарафаны.

Верхняя женская одежда - опашень. Другой вид женской верхней одежды -

телогрея. Особое разнообразие имели женские шубы.

Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником Это

были шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного состояния и

составляли необходимую и главнейшую часть приданого. По понятиям русских,

для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои

волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим

бесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая

мужа, не увидели ее простоволосою. Поверх волосника накладывался платок

(убрус), обыкновенно белый, и подвязывался под подбородком. Когда женщины

выходили в церковь или в гости, то надевали кику: шапку с возвышенностью на

лбу. Иногда это был кокошник. Имелось также очень большое разнообразие

женских шапок. Девицы носили на голове венцы - обручи без верха. Зимою

девицы покрывали голову высокой меховой шапкой -столбунцом.

Одежда (и женская и мужская) дополнялась украшениями.

Бедные поселянки ходили в длинных рубахах. На рубахи надевали летники,

иногда белого цвета, иногда крашеные, а голову покрывали платком,

завязанным под подбородком. Сверху всего, вместо накидного платья,

поселянки надевали одежду из грубого сукна или серемяги - серник.

В прежние времена у крестьян и посадских людей встречались очень

богатые наряды. Их дорогие одежды переходили из рода в род. По большей

части одежды кроились и шились дома: шить на стороне не считалось даже

признаком хорошего хозяйства.

Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в

клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством

от моли и затхлости. Только в большие праздники и в торжественные случаи,

как, например, в свадьбы, их доставали и надевали. В обыкновенные

воскресные дни русские ходили в менее богатом наряде, а в будни не только

простой народ, но и люди обоего пола среднего сословия и дворяне не

щеголяли одеждою. Зато когда надо было себя показать, русский человек

“скидал свои отрепья, вытаскивал из клетей отцовские и дедовские одежды и

навешивал на себя, не жен и на детей все, что собрано было по частям им

самим, отцами, дедами и бабками”.

Сложившийся образ русского народного мужского костюма: рубаха-

косоворотка, иногда с вышитым или тканым узором по вороту и подолу,

выпускаемая поверх нешироких штанов и перехваченная поясом. Северный тип

русского народного женского костюма: рубаха и сарафан стройного,

расширенного книзу силуэта.

Вряд ли тогдашние бани сильно отличались от тех, что и сейчас ещё

можно встретить в глубоких деревнях - маленький сруб, иногда без

предбанника, в углу - печь - каменка, рядом с ней - полки или полати, на

которых парятся, в углу - бочка для воды, которую нагревают, бросая

туда раскалённые камни, и всё это освещается маленьким окошечком, свет из

которого тонет в черноте закопчённых стен и потолков. Сверху такое

сооружение часто имеет почти плоскую односкатную кровлю, крытую берестой и

дерном. Традиция мыться в банях среди русских крестьян была не

повсеместной. В иных местах мылись в печах.

XVI век - время распространения построек для скота. Они ставились

отдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это время

можно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, а

на них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела к

образованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу - хлева и

загоны для скота, вверху - повить, сарай, где хранят сено, инвентарь,

здесь же ставится клеть).

Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Хлебопечение и приготовление

других изделий из зерна, и зерно продуктов в городах XVI века было занятием

больших групп ремесленников, специализировавшихся на производстве этих

продуктов питания для продажи. Хлеб пекли из мешанной ржаной и овсяной

муки, а также, должно быть, и только из овсяной. Из пшеничной муки

выпекали хлеба, калачи, просвиры. Из муки изготовляли лапшу, пекли оладьи и

"перепечь" - ржаные жареные лепёшки из кислого теста. Из ржаной муки пекли

блины, приготовляли сухари. Очень разнообразен ассортимент из сдобного

теста-пироги с маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами, мясом и т.п.

Перечисленные изделия далеко не исчерпывают разнообразия хлебных

продуктов, употреблявшихся на Руси в XVI веке.

Очень распространенным видом хлебной пищи были каши (овсяные,

гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Зерно

служило и сырьём для приготовления напитков: кваса, пива, водки.

Разнообразие огородных и садовых культур, возделываемых в XVI веке,

обусловливало разнообразие овощей и фруктов, употреблявшихся в пищу:

капуста, огурцы, лук, чеснок, свекла, морковь, репа, редька, хрен, мак,

стручковый зелёный горох, дыни, различные травы для солений (чеьра, мята,

тмин), яблоки, вишни, сливы.

Значительную роль в питании играли грибы - вареные, сушеные, печеные.

Одним из основных видов питания, следующим по значению, за хлебной и

растительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная пища. Для

XVI века известны разные способы обработки рыбы: соление, сушение, вяление.

Очень выразительными источниками, рисующими разнообразие пищи на Руси в XVI

веке являются столовые обиходники монастырей. Ещё большее разнообразие

блюд представлено в Домострое, где имеется специальный раздел "Книги во

весь год, что в столы еству подают..."

Таким образом, в XVI веке ассортимент хлебных изделий отличался уже

очень большим разнообразием. Успехи в развитии земледелия, в частности

огородничества и садоводства, привели к значительному обогащению и

расширению ассортимента растительной пищи вообще. Наряду с мясной и

молочной пищей очень важную роль продолжала играть пища рыбная.

Культура и быт русского народа в 17 веке подверглись качественной трансформации. По восшествии на престол царя. Петра I, в Россию стали проникать веяния западного мира. При Петре I расширилась торговля с Западной Европой, установились дипломатические отношения со многими странами. Несмотря на то, что российский народ был представлен в своем большинстве крестьянством, в 17 веке образовалась и стала формироваться система светского образования. Открылись школы навигационных и математических наук в Москве. Затем стали открываться горные, кораблестроительные и инженерные школы. В сельской местности стали открываться церковно-приходские школы. В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Университет в Москве.

Совет

Чтобы оценить происшедшие изменения в жизни народа после реформ Пера I, надо изучить исторические документы этого периода.

Крестьяне


Немного про крестьян

Крестьяне в 17 веке были той движущей силой, которая обеспечивала свою семью пропитанием и отдавала часть своего урожая на оброк для барина. Все крестьянство было крепостным и принадлежало к богатым крепостным помещикам.


Крестьянский быт

Прежде всего, крестьянский быт сопровождался тяжелой физической работой на своем земельном наделе и на отработке барщины на землях помещика. Крестьянская семья была многочисленной. Количество детей достигало 10 человек и все дети с малых лет приучались к крестьянской работе, чтобы скорее становиться помощниками отцу. Приветствовалось рождение сыновей, которые могли стать для главы семьи опорой. Девочки считались «отрезанным куском» так как в замужестве они становились членом семьи мужа.


В каком возрасте можно было вступать в брак?

По церковным законам в брак могли вступать мальчики с 15 лет, девочки с 12. Ранние браки и были причиной многодетности в семьях.

Традиционно крестьянский двор был представлен избой с соломенной крышей, а на подворье строились клеть и хлев для скота. Зимой единственным источником тепла в избе была русская печка, которую топили по «черному» Стены и потолок избы были черными от сажи и копоти. Маленькие оконца затягивались или рыбьим пузырем или вощеной холстиной. Вечерами для освещения использовали лучину, для которой делали специальную стойку, под которую помещали корытце с водой, чтобы обгоревший уголек лучины падал в воду и не мог стать причиной пожара.


Обстановка в избе


Крестьянская изба

Обстановка в избе была скудной. Стол посреди избы и по станкам широкие лавки, на которых на ночь укладывались домочадцы. В зимние холода в избу переносили молодняк скота (поросят, телят, ягнят). Сюда же переселяли домашнюю птицу. Готовясь к зимним холодам, крестьяне конопатили щели бревенчатого сруба паклей или мхом, чтобы меньше сквозило.


Одежда


Шьем крестьянскую рубаху

Одежду шили из домотканого полотна и использовали шкуры животных. Ноги обували в поршни, которые представляли собой два куска кожи, собранные вокруг щиколотки. Поршни носили только осенью или зимой. В сухую погоду обували плетенные из лыка лапти.


Питание


Выкладываем русскую печь

Пища готовилась в русской печи. Основными продуктами питания были зерновые: рожь, пшеница и овес. Из овса мололи толокно, которое шло на приготовление киселей, кваса и пива. Из ржаной муки пекли повседневный хлеб, на праздники из белой пшеничной муки пекли хлеб и пироги. Большим подспорьем для стола были овощи с огорода, за которым приглядывали и ухаживали женщины. Крестьяне научились сохранять капусту, морковь, репу, редьку и огурцы вплоть до нового урожая. Капусту и огурцы солили в больших количествах. На праздники готовили мясные щи из кислой капусты. Рыба на столе крестьянина появлялась чаще, чем мясо. Ребятишки всей гурьбой отправлялись в лес на сбор грибов, ягод и орехов, что являлось существенными добавками к столу. Наиболее зажиточные крестьяне заводили фруктовые сады.


Развитие России в 17 веке

Жизнь и быт крестьян на Руси зависели от местности, в которой они проживали. Дом был значительно утеплен в северных районах, в то время как на юге обходились мазанками. Расположение на приграничных или вновь осваиваемых территориях сопровождалось вражескими набегами. Кроме того, у каждой губернии встречаются свои традиции, которые позволяют отличать жителей разных регионов.

Но в целом образ жизни крестьян в России в 16-19 веке был очень похож.

Дом

Центром крестьянского дома была каменная печь . Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.

В конце 16 века у избы появились сени . Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.

В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.

Печь топили по-черному , дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.

Позволить себе топить по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18 века.

В печи готовили еду и мылись, бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась. как спальное место.

Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.

Внутреннее убранство дома

Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол , где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.

С одной стороны печи располагалась «женская часть », где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ .

Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.

Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.

Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.

Двор

Во дворе располагались хозяйственные постройки : сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.

Зимой часто приходилось брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.

Обязательная постройка – подпол . Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице.

Обязательно во дворе был огород , на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.

Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле . Так же засевали однолетние и многолетние травы.

В лесу собирали грибы и ягоды, в основном этим занимались дети. Сушили впрок, делали запасы на зиму. Собирали мед диких пчел.

Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.

Крестьянский дом, Кировская область

Пища

Все крестьяне соблюдали церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.

Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.

Из молока производили молочные продукты, которые тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.

Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса готовили кисель.

Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.

Работа крестьян

Основное занятие, быт крестьян – это земледелие . Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.

Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.

Были у крестьян жернова для изготовления муки, гончарный круг.

После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла . Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.

Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.

Позднее, когда началось всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон Божий.

Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле. Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью.

Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.

В зависимости от климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали виноградники.

Занимались мужчины охотой и рыбной ловлей.

Одежда

Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло. Материал для одежды женщины ткали сами.

Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека. Поверх рубахи надевали пояс.

Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)

Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.

Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили повязку в виде широкой ленты.

На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную подошву к ноге ремнем.

Праздники

Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.

Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. ()

Новый год сначала отмечали в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым Новым годом по новому календарю.

Рождество Христово и следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями, массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.

Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. ()

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...