Мужественные герои В. Скотта (По роману “Айвенго”)


В ЛИТЕРАТУРЕ

УРОК 20

Тема. История и судьба человека: Айвенго, его преданность, честность, благородство

Цель: работа над образом главного героя; составление плана рассказа; развитие свяВНОй речи; показ роли композиции произведения в развитии сюжетной линии и создании образов героя; воспитание культуры свяВНОй речи, культуры ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение выражать и отстаивать свое мнение.

Оборудование: иллюстрации к роману В. Скотта «Айвенго» (обязательно - изображение щита героя).

II. Актуализация опорных знаний и навыков учащихся

Беседа с классом

Назовите основные эпизоды, в которых участвует Айвенго. (Ужин в доме Седрика Сакса, рыцарский турнир, в плену в замке, защита Ребекки)

Четыре эпизода с участием главного героя - это много или мало, чтобы составить определенное представление о нем?

Какая еще информация дополняет образ? (События«за кадром»:рассказ о турнире в крестовом походе, причина отречения Седрика сына; мысли других персонажей о нем)

Как выглядит щит героя и на нем начертано девиз? (Использование иллюстрации)

Как вы считаете, правильно ли он отображает ситуацию?

III. Формирование новых знаний, умений и навыков. составление плана к образу Айвенго

Учитель. Напоминаю, что рассказ (и план, конечно, тоже) должна состоять из трех основных частей: вступления, главной части (раскрытие темы) и заключения.

Рассказывая о литературного героя, обязательно следует указать произведение и автора, когда происходят события, главную мысль произведения.

Худ. И. Кусков. Щит Айвенго

Примерный план (составляется вместе с учителем)

I. Введение Изображения в романе В. Скотта «Айвенго» борьбы англосаксов с норманнами в XII в. и связь этих событий с судьбой главного героя.

II. Основная часть Уїлфред Айвенго - образец мужества, истинного благородства, честности.

1. Происхождение и воспитание героя.

2. Причины лишения наследства и изгнания из родного дома.

3. Айвенго - верный рыцарь Ричарда Львиного Сердца: участие в крестовом походе, защита чести англосаксов на турнире, возвращение на родину с целью оказания помощи королю.

4. Скромность рыцаря и чувство человеческого достоинства (заложился за ужином у Седрика).

5. Человечность Айвенго (отношение к старого Исаака).

6. Благодарность, уважение и любовь к юноше:

а) благодарность спасенного Исаака;

б) верность и преданность Гурта;

в) защиту леди Ровены;

г) гордость отца за сына;

д) отношение к слугам.

7. Мужество и мастерство на турнире:

а) замечательное мастерство в обращении с конем и владении оружием;

б) смелость и желание помериться силой именно с Буагільбером;

в) скромность (не хотел называть свое имя);

г) нешуточная выдержка (во время ранения);

д) верность любимой;

е) отсутствие зависти к победителей (призы).

8. Благородство и умение думать о других во время плена:

а) честное обращение с Ребеккой (не заставил девушку расстраиваться);

б) просьбу спасти отца первым.

9. Роль трех турниров из жизни Айвенго как одного из принципов построения сюжета произведения:

а) большая благодарность девушки за спасение и помощь по зову сердца;

б) победа врага - будто Божий промысел.

10. Дальнейшие события в жизни героя - закономерность его судьбы.

11. Можно сказать, что Айвенго сам строит свою судьбу? Соответствует девиз на щите Айвенго том, как сложилась его судьба? Почему отец снова стал сторонником к сыну?

(Корни патриота - в родной земле, возвращение к отцу)

III. Вывод. Уїлфред Айвенго, главный герой романа - человек своего времени, образец лучших рыцарских добродетелей.

Мое отношение к герою.

IV. Развитие свяВНОй вещания. рассказ учащихся о Айвенго по составленному плану

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

Попробовать составить план рассказа о Ричарде Львиное Сердце, Седрика Сакса, Лоскслі, Вамбу (по выбору); подобрать материалы о леди Ровену и Ребеку (по вариантам).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Работа по новой теме.

1. Слово учителя .

Вальтер Скотт был личностью на удивление гармоничной и целостной. Неистребимый романтик в душе, Скотт оценивал реальную жизнь по ее законам и считался с ее реалиями. Так, ярый патриот Шотландии («Попробуйте нас рас-шотландить – горько пожалеете», – как-то заметил он), Скотт выступал против крайностей национализма, был верноподданным Британской короны и в 1820 г. с благодарностью принял от Георга IV титул баронета. Демократ и аристократ в одном лице, он уважал труженика, гордился тем, что в его жилах течет кровь благородных шотландских родов, и почитал здравствующего главу своего клана. Он с одинаковой простотой и учтивостью разговаривал с безграмотным пахарем, с коллегой-литератором и с самим королем.

СКОТТ (Scott), сэр Вальтер (Уолтер) (15 августа 1771, Эдинбург – 21 сентября 1832, Абботсфорд, Шотландия), шотландский писатель.

Родился в семье адвоката. В младенчестве перенес полиомиелит и на всю жизнь остался хромым. С детских лет он проникся духом шотландской истории, поэзией народных баллад и легенд, ландшафтом равнинной и горной Шотландии. Готовя себя к юридической карьере, он в 1792 г. в Эдинбургском университете сдал экзамен на адвоката. Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни. С этих пор выступал на двух поприщах: литературном и судейском. С декабря 1799 г. и до конца жизни Скотт занимал должность главного судьи графства Селкиркшир, с 1806 г. был секретарем Высшего суда Шотландии по гражданским делам.

Любящий сын, муж и отец, друг своих друзей (врагов у него не было), он был судьей, почитая за лучшее сажать деревья, а не людей. Убежденный консерватор, свято чтивший традиции, он всегда был открыт новым веяниям, жил в свое время и своим временем. Построенный им на берегу Твида Абботсфорд символично раскрывает личность его владельца: дом-крепость-замок в старинном шотландском духе – с огромной библиотекой, газовым светом и ватерклозетами. Несмотря на то, что он всю жизнь маялся различными недугами, Скотт обожал застолья, был хлебосольным хозяином. Заработал пером много денег, разорился по милости своих издателя и типографа и умер, надорвав силы работой, чтобы расплатиться с кредиторами. Все его долги (120 тыс. фунтов) были выплачены только к 1847 г. благодаря продаже авторских прав.

Литературный дебют Скотта – перевод двух поэм немецкого романтика Г. Бюргера (1796) – прошел незамеченным. Но два первых тома, собранных и отредактированных им «Песен Шотландской границы» (1802), снискали ему известность. Поэма «Песнь последнего менестреля» (1805) прославила его имя: ею зачитывались в Англии и Шотландии, столицах и провинции, отрывки из нее заучивали наизусть и переписывали.

Писатель создал 26 романов, причем только один – «Сент-Ронанские воды» (1823) – посвящен современности, действие остальных отнесено в прошлое и разворачивается большей частью в Шотландии. Они неравноценны и к концу жизни Скотта все чаще несут следы усталости и болезни их автора, но лучшие из них вошли в золотой фонд мировой классики и определили развитие европейского исторического и просто романа в XIX в.: «Отец наш Вальтер Скотт» (Бальзак).

На протяжении дюжины лет Скотт с озорством мальчишки и мастерством истинного артиста внушал читающей публике, что не имеет отношения к собственным романам. Их таинственного автора в обществе называли «Великим Инкогнито».

Романы Скотта, как правило, посвящены переломным или, по крайней мере, значительным историческим событиям, а их герой, он же зачастую и рассказчик, волею обстоятельств оказывается между противоборствующими сторонами накануне или в час решающей схватки.

Раскрывая мотивы и психологию поступков тех или других героев, сопрягая их личные судьбы с ходом событий, Скотт показал, как в своей совокупности их разнонаправленные действия приводят в движение саму историю и как, творя историю, они, в свою очередь, сами становятся ее творением, ибо она, история, накладывает печать на их личность и мировосприятие. Этот историзм мышления и творчества – великое открытие Скотта-романиста, равно как и мастерство передачи исторического времени и места, увлекательная интрига и пластика описаний – выдающееся достижение Скотта-художника.

2. Беседа с учащимися по вопросам .

2) А что такое «исторический роман»? (Исторический роман – вид романа, изображающий частную жизнь людей в периоды крупных исторических событий; устанавливает диалектическую связь настоящего с прошлым, исследует истоки современных автору общественных процессов, показывает связь судьбы личности с историческим процессом, зависимость его от природы.)

3) Какие проблемы нашли свое отражение в произведениях В. Скотта?

4) Какие из перечисленных мною романов не принадлежат перу В. Скотта?

а) «Роб Рой»;

б) «Робинзон Крузо»;

в) «Пуритане»;

г) «Айвенго»;

д) «Квентин Дорвард»;

е) «Всадник без головы»;

ж) «Эдинбургская темница».

5) К какому из типов исторических романов (роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман) можно отнести произведение В. Скотта «Айвенго»?

3. Слово учителя о романе «Айвенго» .

Итак, еще при жизни В. Скотт стал настоящей легендой. Наследие его поистине велико: 41 том романов и повестей, 12 томов писем, 3 тома дневников. Но сегодня на уроке у нас пойдет речь о наиболее выдающемся произведении этого автора, романе «Айвенго», который последовал сразу за серией «шотландских» романов. Действие этого романа отнесено почти к самому началу английской истории, когда англичане еще только формировались как единый народ, когда сильно чувствовалось различие между коренным англосаксонским населением и пришельцами-завоевателями, норманнами. На других рубежах В. Скотт продолжает разработку все той же проблемы – столкновение местного и общегосударственного, патриархальности и прогресса. Народ, угнетаемый корыстолюбивыми феодалами, – таков стержневой образ романа, складывающийся из многих лиц, в числе которых – народный заступник Робин Гуд, выведенный под именем Локсли. Сам сюжет условен и как бы сковывает живой материал, который все же с мощной силой пробивается в эпизодах народных волнений, баронского самоуправства, рыцарских турниров.

«Силой своего разумения, – писал Скотт в предисловии 1830 г. к переизданию «Айвенго», – автор отделяет черты индивидуально-характерные от общих, видовых, а его воображение воссоздает эпоху и ее героев, показывая, как они мыслили и говорили». Иными словами, цель состоит в том, чтобы показать, почему "люди прошедших веков поступали так, а не иначе под давлением обстоятельств и политических страстей"».

– Как вы считаете, с какой целью В. Скотт открывает роман «Айвенго» довольно объемной исторической справкой, которая предваряет развитие сюжета?

– Обратимся к роману. Как впервые вводит в повествование романа своих героев В. Скотт? Назовите имена этих персонажей.

1) «Среднего роста, широкоплечий, с длинными руками, он отличался крепким телосложением человека, привыкшего переносить суровые лишения на войне или усталость на охоте. Голова его была правильной формы, зубы белые, широкое лицо с большими голубыми глазами дышало смелостью и прямотой и выражало такое благодушие, которое легко сменяется вспышками внезапного гнева. В его глазах блистали гордость и постоянная настороженность, потому что этот человек всю жизнь защищал свои права, посягательства на которые непрестанно повторялись, а его скорый, пылкий и решительный нрав всегда держал его в тревоге за свое исключительное положение. Длинные русые волосы... разделенные ровным пробором, шедшим от темени до лба, падали на плечи; седина едва пробивалась в них, хотя ему шел шестидесятый год» – ...

2) «Его куртка была выкрашена в ярко-пурпурный цвет, а на ней намалеваны какие-то пестрые и безобразные узоры. Поверх куртки был накинут... широкий и очень короткий плащ из малинового сукна, изрядно перепачканного, отороченный ярко-желтой каймой. <...> Наружность... обличала присущее людям этого рода рассеянное любопытство, крайнюю непоседливость и подвижность, а также полное довольство своим положением и своей внешностью» – ...

3) «Человек высокого роста, старше сорока лет, худощавый, сильный и мускулистый. Его атлетическая фигура вследствие постоянных упражнений, казалось, состояла из одних костей, мускулов и сухожилий; видно было, что он перенес множество тяжелых испытаний и готов перенести еще столько же. На нем была красная шапка с меховой опушкой... На лице его ясно выражалось желание вызвать в каждом встречном чувство боязливого почтения и страха. Очень выразительное, нервное лицо его с крупными и резкими чертами, загоревшее под лучами тропического солнца до негритянской черноты, в спокойные минуты казалось как бы задремавшим после взрыва бурных страстей, но надувшиеся жилы на лбу и подергивание верхней губы показывали, что буря каждую минуту может снова разразиться. Во взгляде его смелых, темных, проницательных глаз можно было прочесть целую историю об испытанных и преодоленных опасностях» – ...

4) «С ног до головы он был закутан в просторный плащ из черной саржи, который напоминал нынешние гусарские плащи... Грубые сандалии, прикрепленные ремнями к обнаженным ногам, широкополая шляпа, обшитая по краям раковинами, окованный железом длинный посох с привязанной к верхнему концу пальмовой ветвью дополняли костюм паломника» – ...

5) «Человек угрюмый и на вид свирепый. Одежда его состояла из одной кожаной куртки, сшитой из дубленой шкуры какого-то зверя, мехом вверх; от времени мех так вытерся, что по немногим оставшимся клочками невозможно было определить, какому животному он принадлежал. <...> Ворот был так широк, что куртка надевалась через голову, как наши рубашки или старинная кольчуга. Чтобы куртка плотнее прилегала к телу, ее перетягивал широкий пояс с медной застежкой. К поясу была привешена с одной стороны сумка, с другой – бараний рог с дудочкой. За поясом торчал длинный широкий нож с роговой рукояткой» – ...

6) «Его лицо так же мало говорило о смирении, как и одежда – о презрении к мирской роскоши. Черты его лица были бы приятны, если бы глаза не блестели из-под нависших век тем лукавым эпикурейским огоньком, который изобличает осторожного сластолюбца. <...> одежда его была роскошна: рукава плаща у этого церковного сановника были подбиты и оторочены дорогим мехом, а мантия застегивалась золотой пряжкой, и вся орденская одежда была столь изысканна и нарядна» – ...

7) «... была прекрасно сложена и высока ростом, но не настолько высока, однако ж, чтобы это бросалось в глаза. Цвет ее кожи отличался ослепительной белизной, а благородные очертания головы и лица были таковы, что исключали мысль о бесцветности, часто сопровождающей красоту слишком белокожих блондинок. Ясные голубые глаза, опушенные длинными ресницами, смотрели из-под тонких бровей каштанового цвета, придававших выразительность ее лбу. Казалось, глаза эти были способны как воспламенять, так и умиротворять, как повелевать, так и умолять. Кроткое выражение больше всего шло к ее лицу. <...> Густые волосы светло-русого оттенка, завитые изящными локонами, были украшены драгоценными камнями и свободно падали на плечи, что в то время было признаком благородного происхождения» – ...* (см. Примечание.)

– Почему так подробно В. Скотт останавливается на портрете, внешнем виде героев своего романа? Какие черты характера проявляются в облике персонажей? Ответ проиллюстрируйте цитатами из текста романа.

4. Выборочное чтение понравившихся сцен из романа.

IV. Подведение итогов урока.

Способы создания атмосферы и обстановки, развитые В. Скоттом, были восприняты романом XIX в. и, совершенствуясь, постоянно использовались.

В. Скотт явился не только основоположником «исторического» романа, он стал у истоков последующей прозы постольку, поскольку любое повествование говорит о прошлом. По словам Белинского, В. Скотт сблизил искусство с действительностью, «взяв в посредники историю». Он же выступил первым создателем особой литературной страны, своего края, особого мира: достижение, у которого было большое будущее.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

"Айвенго" принадлежит перу английского романиста Вальтера Скотта. События происходят в XII веке. Тогда королем Англии был Ричард Львиное Сердце. В стране происходила острая борьба между саксами и норманнами, а также между феодалами и землевладельцами. Рыцарские замки стали притоном для разбойников, а бедные люди были беззащитными и бесправными.

В тяжелое для страны время на родину возвращается наследник старого Седрика - . До этого юноша путешествовал по Италии, Франции, Греции. Богатый феодал Седрик лишил наследства и выгнал из дома сына, потому что взгляды отца и сына на государственное устройство резко расходились. Айвенго за годы скитаний научился прятать свои настоящие чувства под маской равнодушия. Юноша переоделся в бедного богомольца и, оставшись неузнанным, пробрался в дом отца. Там он встретил воспитанницу Седрика - леди Ровену, к которой хранил любовь на протяжении долгих лет изгнания. Айвенго понимает, что жизнь отца мало в чем изменилась: Седрик такой же суровый и бескомпромиссный.

Молодой рыцарь ценит в людях, прежде всего, порядочность и искренность. Он не хочет отступать от своих принципов и считает, что власть феодалов должна быть ограниченной. Айвенго также верит в то, что все люди равны перед Богом, потому юноша спасает еврея Исака от ограбления.

Юноша не только справедливый, но еще и отважный воин. На рыцарском турнире он прекрасно выглядел в боевом снаряжении. На панцире было написано: "Рыцарь, лишенный наследства". Ловкость и юношеская грация просто очаровали зрителей. Айвенго получил в награду за победу золотой венок. Естественно, юноша подарил его своей любимой девушке - леди Ровене, но при этом остался неизвестным. Однако, когда с Айвенго сняли шлем, то все узнали сына могущественного Седрика.

Тяжелые раны рыцарям обычно лечат друзья и те, кто умеет ценить дружбу, искренность, отзывчивость. Айвенго помогает Исак, его дочь Ребекка, свинопас Гурт и даже сам король Ричард Львиное Сердце. Эти люди сделали все возможное, чтобы юноша выздоровел. Народный герой Локси считает, что его вольные стрелки смогут в любой момент защитить товарища. Свинопас Гурт говорит, что никогда не предаст друга, несмотря на возможное наказание.

Айвенго хорошо понимает, что сила человека - в дружбе, а его - в любви. Всех, кто его окружает, покоряют Щедрость, доброта и простота молодого рыцаря. Едва выздоровев, Айвенго снова становится на защиту обездоленных, спасая Ребекку. Но на этот раз он рисковал своей жизнью.

Большую роль в романе играет легендарный король Англии - Ричард Львиное Сердце. Именно он под маской Черного Рыцаря выносит на руках из горящего замка раненого Айвенго, а потом совершает еще много хороших дел: спасает старого Седрика и леди Ровену, примиряет Айвенго с отцом и благословляет будущий брак юноши и Ровены.

Вальтер Скотт в своем романе рисует образы смелых, бесстрашных, мужественных людей, как рыцарей, так и простолюдинов. Даже грустно становится оттого, что в современном мире нет смелых странников, которые всегда были бы готовы вступиться за честь. Но я понимаю, что там, где есть рыцарь, обязательно победит зло. Настоящему рыцарю не нужны похвалы и награда. Смысл его жизни - приносить свободу и добро тем, кто в этом нуждается.


Немного об авторе Вальтер Скотт c Вальтер Скотт c детских лет он проникся духом шот- ландской истории, поэзией народных баллад и легенд, ландшафтом равнинной и горной Шотландии. Романы Скотта, как правило, посвящены переломным или, по крайней мере, значительным историческим событиям, а их герой, оказывается между противо- борствующими сторонами накануне или в час решающей схватки.


Сюжет Начинается роман с описания леса. В нём находились два человека: Гурт и Вамба, которые были слугами Седрика Ротервудского. У них то и узнают монах и храмовник, где они могут остановить-ся на ночлег. Начинается роман с описания леса. В нём находились два человека: Гурт и Вамба, которые были слугами Седрика Ротервудского. У них то и узнают монах и храмовник, где они могут остановить-ся на ночлег. С этого начинается роман о приключениях смелых рыцарей и прекрасных дам С этого начинается роман о приключениях смелых рыцарей и прекрасных дам


Главные герои романа Ровена – «от природы она была кротка и застенчива, что физиономисты считают неразлучным с белизною кожи и светло- русыми волосами. Однако благодаря условиям воспитания характер ее изменился. Она привыкла к тому, что все преклонялись перед ее волей, и приобрела тот сорт мужества и самоуверенности, который развивается от постоянного почтения и внимательности со стороны всех окружающих.» Ровена – «от природы она была кротка и застенчива, что физиономисты считают неразлучным с белизною кожи и светло- русыми волосами. Однако благодаря условиям воспитания характер ее изменился. Она привыкла к тому, что все преклонялись перед ее волей, и приобрела тот сорт мужества и самоуверенности, который развивается от постоянного почтения и внимательности со стороны всех окружающих.» Айвенго - красивый светловолосый юноша 25лет, смелый, ловкий и решительный рыцарь, способный защитить девушку. Айвенго - красивый светловолосый юноша 25лет, смелый, ловкий и решительный рыцарь, способный защитить девушку. Ревекка - «отличалась твердой волей, наблюдательностью, острым умом, трезвым взглядом на жизнь, учтивым обхождением со всеми. трусость была чужда ее душе. Она держала себя с горделивой скромностью, как бы подчиняясь неблагоприятным обстоятельствам, в которые ставила ее принадлежность к презираемому племени, но в то же время она сознавала себя достойной более высокого положения, чем то, на которое позволял ей надеяться деспотический гнет религиозных предрассудков.» Ревекка - «отличалась твердой волей, наблюдательностью, острым умом, трезвым взглядом на жизнь, учтивым обхождением со всеми. трусость была чужда ее душе. Она держала себя с горделивой скромностью, как бы подчиняясь неблагоприятным обстоятельствам, в которые ставила ее принадлежность к презираемому племени, но в то же время она сознавала себя достойной более высокого положения, чем то, на которое позволял ей надеяться деспотический гнет религиозных предрассудков.»


Почему рекомендую прочитать Интересный рыцарский роман. Интересный рыцарский роман. Не просто приключенческий, но и исторический роман. Не просто приключенческий, но и исторический роман. В романе встретишься со знаменитым Робин Гудом (Локсли). В романе встретишься со знаменитым Робин Гудом (Локсли).


Понравившийся момент « - А вот если кто попадет в эту палку за сто ярдов, того я назову достойным носить лук и стрелы в присутствии короля, будь это сам славный Ричард… « - А вот если кто попадет в эту палку за сто ярдов, того я назову достойным носить лук и стрелы в присутствии короля, будь это сам славный Ричард… Коли он подшибет такую тростинку, я охотно уступлю первенство ему, потому что человек не может так стрелять. Человек может сделать только то, что в его силах. Я не стану стрелять, раз сам знаю, что наверняка промахнусь. Ведь это все равно, что стрелять в острие ножа, или в соломинку, или в солнечный луч... Эта белая черточка так тонка, что я и разглядеть-то ее не могу. - Ну, Локсли, плут, стреляй, и, если попадешь в такую цель, я скажу, что ты первый человек, которому это удалось. Нечего хвастать своим превосходством, пока оно не подтверждено делом.. Я сделаю то, что в моих силах, - отвечал Локсли. - Большего от человека нельзя требовать. Сказав это, он снова взялся за лук, но предварительно переменил тетиву, находя, что она недостаточно кругла и успела немного перетереться от двух предыдущих выстрелов. На этот раз он прицеливался гораздо тщательнее, и толпа народа, затаив дыхание, ждала, что будет. Стрелок оправдал общую уверенность в его искусстве: стрела расщепила ивовый прут, в который была направлена. Последовал взрыв восторженных восклицаний. Сам принц Джон позабыл на минуту свою неприязнь к Локсли, так он был поражен его ловкостью Сказав это, он снова взялся за лук, но предварительно переменил тетиву, находя, что она недостаточно кругла и успела немного перетереться от двух предыдущих выстрелов. На этот раз он прицеливался гораздо тщательнее, и толпа народа, затаив дыхание, ждала, что будет. Стрелок оправдал общую уверенность в его искусстве: стрела расщепила ивовый прут, в который была направлена. Последовал взрыв восторженных восклицаний. Сам принц Джон позабыл на минуту свою неприязнь к Локсли, так он был поражен его ловкостью. -

  1. 1. Тема: Історія і доля людини в романі Вальтера Скотта «Айвенго». Айвенго, його відданість, чесність, благородство. Мета: простежити життєвий шлях Айвенго, навчати учнів аналізувати художній образ; давати оцінку вчинкам героя; порівнювати образи за критеріями, систематизувати свої спостереження; розвивати в учнів уміння працювати в групах, ерудицію, логічне мислення, вміння висловлювати власні судження про вплив реальних історичних подій, соціального статусу і національності на долю героя, аргументувати, робити висновки; виховувати в дітей активну життєву позицію, потребу самовдосконалення, толерантне ставлення та повагу до людей іншого віросповідання й культури. Два табори, дві правди, одна доля… Вальтер Скотт Цілі уроку: Учні повинні знати: - зміст роману; - героїв твору, їхнє ставлення до головного героя; - особливості жанру історичного роману. Учні повинні вміти: - працювати з підручником; - знаходити в тексті ключові епізоди; - визначати моральні цінності героїв твору; - висловлювати особисте ставлення до героїв, аргументуючи свою точку зору прикладами і цитатами з тексту. Тип уроку: урок вивчення та аналізу художнього твору. Методи і прийоми: евристична бесіда, постановка й обговорення проблемного питання, робота з текстом, робота в групах (метод «Синтез думок»), звернення до епіграфа, прийом «Асоціативний ряд», виразне читання в особах, вікторина. Обладнання: підручники, ілюстративний матеріал, зошити, схема «Сходи слави та безслав’я». Хід уроку І. Мотивація. 1. Вступне слово вчителя. «Перші прийшли вранці на арену маршали зі своїми помічниками та герольди; вони мали записувати імена лицарів, що хотіли взяти участь у змаганні, а також і ту партію, що в її лавах вони хотіли битися.» З якого твору ці рядки? 1
  2. 2. 2. Літературно-лицарський турнір. Я пропоную вам пригадати героїв цього роману. Проведемо невеличкий літературно-рицарський турнір. За кожну правильну відповідь ви отримуєте ось такий символічний меч, який при підведенні підсумків уроку, даватиме вам право на бонусні бали. 1. У якій країні і коли відбуваються події, описані в романі В. Скотта? (Англія, ХІІ ст..) 2. Що саме змусило норманів зупинитися на ночівлю в замку Седріка Сакса? (Гроза) 3. Хто допоміг Айвенго потрапити на турнір в Ешбі? (Єврей Ісаак) 4. Наречений леді Ровени. (Ательстан) 5. Слуга Седріка, який врятував його з полону. (Вамба) 6. Обрана на турнірі королева кохання й краси. (Леді Ровена) 7. Країна, з якої повернувся Айвенго. (Палестина). 8. Як прозвали загадкового лицаря, який на турнірі допоміг Лицарю Позбавленому Спадку? (Чорний Лицар) 9. Хто в романі є прототипом Робіна Гуда? (Локслі) 10. Ім’я короля Англії. (Ричард) 11. Прізвисько Ательстана. (Неповороткий) 12. Назвіть ім’я брата короля, який за час відсутності останнього посів його престол. (Принц Джон) 13. Що задумав Моріс де Брасі стосовно леді Ровени? (Викрасти леді Ровену, зробити її своєю дружиною) 14. Що сталося з Ребеккою під час облоги замку Фрон де Бефа? (Її викрав Бріан де Буальгібер) 15. Хто вступив в Темплетоу на захист Ребекки? (Айвенго) 16. Скільки разів і де саме билися Айвенго і Буагільбер? (Тричі: в Акрі, Ешбі, Темплетоу) 17. Нормандський завойовник Англії в ХІ ст.. (Вільгельм) 18. Прізвище Седрика. (Ротервудський) ІІ. Оголошення, представлення теми та очікуваних навчальних результатів. Сьогодні ми продовжимо подорож середньовічною Англією та прослідкуємо, чи впливають історичні обставини на долю людини. Тема уроку – «Історія і доля людини в романі Вальтера Скотта «Айвенго». Айвенго, його відданість, чесність, благородство». Цей урок навчить нас (очікувані результати записані на дошці): - визначати моральні цінності героїв; - висловлювати особисте ставлення до персонажів; - працювати в групах; - працювати з текстом твору; - замислитись над правильним вибором життєвого шляху. 2
  3. 3. (про форми роботи) Ми звернемось до безсмертного твору Вальтера Скотта «Айвенго», попрацюємо в групах, задумаємось над сенсом людського життя. Наприкінці уроку ми повернемось до наших очікувань і з’ясуємо, чи досягли запланованого результату. Протягом уроку я пропоную вам заповнити особистий «Листок досягнень і очікувань». Знаю Навчився Хочу знати Сюжет історичного роману Головних героїв Хто - позитивний, хто – негативний герой. ІІІ. Надання необхідної інформації. 1.Еврістична бесіда. 1) Коли сталася перша зустріч читачів з Айвенго? 2) Як поводиться пілігрим у Седрика Сакса? (Він поступився єврею місцем біля каміна, щоб той зміг погрітися і висушити одяг. Втрутився в розмову про лицарів, які взяли участь у турнірі в д’Акрі. Гідно поводиться з Бріаном де Буа- Гільбером. Згодом допомагає втекти єврею Ісааку). 3) Чому він вирішив допомогти врятуватися єврею? (Хоч нормани і сакси зневажали євреїв, Айвенго ставиться гуманно до Ісаака. Знаючи, що старому загрожує небезпека, він пропонує йому втекти із замку Сакса. Ісаак – передусім людина, яка так само, як і будь-хто інший, заслуговує на життя). 4) Куди їхали гості Седрика Сакса? (На лицарський турнір). 5) Чому там обов’язково мусив бути Айвенго? (У разі перемоги Ательстана Ровена неодмінно мала стати його дружиною; Айвенго не міг цього допустити). Вчитель. Отже, всі поспішають на лицарський турнір. Явище досить цікаве і дуже важливе для середньовічної Англії. - Хто виступив під іменем Дездішадо (лицар Позбавлений Спадщини)? Чому, на вашу думку, на щиті зображений дуб, вирваний з корінням? - Чому Айвенго мусив приховувати справжнє ім’я? - Чи був цей поєдинок останнім для Айвенго та Тріана де Буа-Гільбера? (Ні, останнім був бій, в якому треба було довести, що Ребекка не винна, що вона використовувала не чари, а ліки). - Як йому, слабкому після хвороби, вдалося перемогти Бріана? Що символізує така перемога? (Це говорить про дієвість ліків Ребекки, про те, що Бог розсудив справедливо. Перемога Айвенго над храмовником 3
  4. 4. символізує перемогу благородства і людяності над підступністю і непорядністю). - Яка причина ворожнечі між Вільфрідом Айвенго та Бріаном де Буа-Гільбером? (глава 5). 4. Інтерактивна вправа. Робота в групах. «Синтез думок». Я пропоную вам прослідкувати життєвий шлях Айвенго та Бріана де Буа-Гільбера та дати відповідь на запитання – «Чи може людина вибирати свою долю?» І група прослідковує життєвий шлях Айвенго та визначає сходи слави лицаря./ за критеріями/ (Результат роботи: 6. Ставлення до скривджених. До людей ставиться шляхетно й гуманно 5. Ставлення до долі народу. Вболіває за долю своїх співвітчизників. 4. Поклоніння дамі серця. Ризикує життям заради Ромени, допомагає Реберці. 3. Участь у турнірах. І в Палестині, і в Англії показував приклад сміливості, впевненості. 2. Християнська віра. Захищав віру серед язичників у Палестині. 1. Соціальний стан. Представник шляхетного роду; належить до воєнно-дворянського стану.) ІІ група прослідковує життєвий шлях Бріана де Буа-Гільбера та визначає сходи безслав’я храмовника. (Результат роботи: 1. Соціальний стан. Представник шляхетного роду; належить до церковного ордену тамплієрів. 2. Християнська віра. Дотримується догматів віри лише на словах; його справи далекі від слів. 3. Участь у турнірах. Відмовився відповісти на виклик Айвенго в Палестині; мав поразку на турнірі в Ашбі. 4. Поклоніння дамі серця. Поводиться з жінкою, як із рабинею. 5. Ставлення до долі народу. 4
  5. 5.
  6. 6. Зневажливе і байдуже. 6. Ставлення до скривджених. Лютий і безжальний до простих людей. ІІІ група працює з текстом твору (розділ 29, ст.103). 1) готує виразне читання діалогу Айвенго та Ребекки, дає відповідь на запитання «Чому автор подає два різні погляди на долю лицаря?» (Не може бути єдиної думки на всі проблеми, люди різні, до того ж тут – позиція жінки і чоловіка), визначає життєве кредо Айвенго (це буде як підсумок роботи І і ІІ групи) і паралельно з цим – асоціативний ряд «Лицарська честь». Дати відповідь на проблемне запитання. Мозкова атака Вчитель. Чи можливі інші варіанти назви твору? Який заголовок можна було б дати роману про людяність і товариськість, підступність і зраду? Чому саме так вирішив автор назвати свій твір? (Головне в людині – її моральні якості, і не мають значення дворянські титули, розмір спадщини і т. д., саме тому назва – тільки ім’я нащадка королівського роду). V. Рефлексія. 1) З якою метою ми робили цю вправу? (Щоб з’ясувати, яким життєвим шляхом може піти людина, взявши за орієнтир Добро чи Зло). 2)Які думки вона у вас викликала? 3) Чому ви особисто навчилися? Заповніть другу колонку «Листка досягнень і очікувань». 4) Чому б ви хотіли навчитися у подальшому? Заповніть третю колонку «Листка…» VI. Підсумок. 1) Звернення до епіграфа. Як ви розумієте слова Вальтера Скотта «Два табори, дві правди, одна доля»? 2) Який зміст в слово «лицар» ми вкладаємо сьогодні? 3) Оцінювання навчальної діяльності учнів. 5
Выбор редакции
Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...

Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...

По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...
С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...
Я учила английский в школе, университете, даже заканчивала курсы американского английского, но язык ушел в пассив!Методика школы...