Мазаччо самые известные картины. Мазаччо — картины и биография


Томмазо Мазаччо, картины которого делают грандиозный шаг вперед от средневековой живописи к Раннему Возрождению, первым обновил все существовавшие традиции. Гений плохо был понят современниками, только Брунеллески считал его преждевременную смерть сокрушительной потерей. В этой статье мы представим вашему вниманию картины Мазаччо с названиями и его биографию.

Ранние годы

Младенец родился 21.12.1401 в семье молодого нотариуса, которая проживала недалеко от Флоренции. Его окрестили и нарекли именем Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди. В пять лет малыш остался без отца, который внезапно умер. Его беременная матушка, родив второго сына, вскоре вышла замуж за аптекаря, у которого было 2 дочери. Но и этот брак не был продолжительным. В 15 лет Томмазо лишился отчима и возглавил семью.

Во Флоренции

Исследователи предполагают, что в 1418 году все семейство уже переехало во Флоренцию. Существует много споров о том, кто были учителями Мазаччо. Наиболее вероятный ответ: архитектор Брунеллески и скульптор Донателло. Они были старше и опытнее своего ученика и щедро делись с ним открытиями в линейной перспективе и новым осознанием личности человека, наполненного духовной жизнью. Драматизм Донателло, резкость его передачи страсти позже войдет в картины Мазаччо.

Первые работы

По нашим меркам юноша, а по мнению людей XV столетия - вполне взрослый человек стал кормильцем семьи, получив первые заказы на работу. Уже в 1422 году был закончен большой триптих для церкви Св. Ювеналия. В центральной части триптиха особенно видно использование перспективы, создающей глубину пространства.

Пол всех трех панелей сходится в одной точке, которая скрыта за головой Мадонны. В ребенке, изображенном, как строгая холодная скульптура, чувствуется влияние Донателло. В следующем году вместе с Мазолино написан триптих для часовни в церкви Санта-Мария-Маджоре. Он изображает драматический эпизод из жизни Св. Ювеналия, которого дьявол обманом подтолкнул на убийство собственных родителей. Это произведение плохо сохранилось, как и многие картины Мазаччо.

Активное продолжение работы

В 1423 году молодого художника приняли в гильдию Св. Фомы, который считался покровителем живописцев, скульпторов, архитекторов. Как будто предчувствуя, что жизнь будет коротка, молодой мастер много и плодотворно работает, забывая о себе. Отсюда и прозвище: «Небрежный» или, как мы говорим, «Мазаччо». Самыми знаменитыми станут картины Мазаччо «Изгнание из рая», «Св. Петр исцеляет больного своей тенью», «Чудо с сатиром», «Мадонна с младенцем», «Крещение неофитов» и другие, о которых мы расскажем ниже. Его основным принципом в работе стало изображение мира таким, каким его видел сам художник. Он стремился постичь природу человека и вещей. Знание перспективы, пропорций человеческого тела, умение в движениях тела выразить душевные переживания - все это было неотъемлемыми качествами живописи Мазаччо.

Индивидуальный стиль

Картина Мазаччо «Троица» стала самым ярким выражением стилистики мастера. Эта фреска написана для церкви Санта-Мария-Новелла. Время ее написания достоверно не установлено. Композиция построена внутри арки, свод которой уходит в глубину. Если смотреть снизу вверх, то можно увидеть восхождение к вечному спасению. На переднем плане - саркофаг со скелетом, который напоминает о скоротечности земной жизни. Затем две фигуры заказчиков на коленях. Молитва для них является спасением. Деву Марию и Иоанна Богослова связывает Христос, которого поддерживает Бог-Отец и Святой дух, витающий над ними голубем. Точка схода находится в ногах Христа, на них рукой указывает Мария.

В доминиканской церкви эта сцена понимается как утверждение воскресения в качестве единственного ответа на смерть: воскрес Христос, воскреснем и все мы. Считается, что это - самая известная картина Мазаччо.

«Мадонна с младенцем» (1426 год)

Это был триптих, который разделен теперь на части и находится в разных музеях. Мы рассмотрим центральную часть: мадонну на троне с младенцем и четырьмя ангелами. Характерен взгляд художника снизу вверх. Это требуется, чтобы учесть реальную точку зрения человека. Композиция треугольная, и взгляд попадает прямо на младенца, который, как коконом, окутан плащом. Он сосет виноград, который символизирует вино причащения, будущую пролитую Христом кровь.

Росписи капеллы Бранкаччи во Флоренции (1425 - 1428)

В ней идентифицированы как безусловные работы художника, относящиеся к вершине его творчества - «Чудо со статиром», «Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню», «Изгнание из рая». Эти произведения - бесспорный прорыв от средневековых традиций к новому искусству Раннего Возрождения. У всех персонажей подчеркнута телесность как колоритом, так и обобщенной моделировкой.

Мазаччо, «Изгнание из Рая»: описание картины

За основу взят библейский сюжет. Художник с огромной естественностью изобразил полностью обнаженные фигуры своих моделей. Переживания обоих персонажей им также выявлены предельно ярко.

Плачущий Адам закрывает лицо рукой. Он переполнен горечью и стыдом. Страдания согнули его тело. Ева, прикрывая себя руками, кричит, как от мучительной боли, не стесняясь своих чувств. В них - недоумение, позор, ужас. Этот вопль отзывается в душах, как песнопение мессы «День гнева» (Dies irae), то есть страшный Судный день, где грешники исторгнуты в Ад. Картина Мазаччо «Изгнание из рая» впервые показывает, как реально, опираясь на полную ступню, шагают два страдальца. В прежней традиции фигуры лишь слегка касались пальцами ног земли. Этот его прием позже многие пытались повторить, но практически никому не удавалось передать точный ракурс Мазаччо. По требованию монахов обнаженные тела были позже прикрыты веточками с листочками: все еще действовала средневековая ложная стыдливость и восприятие наготы как чего-то грязного и мерзкого. Карающий ангел с мечом в руках, витающий над Адамом и Евой, подсказывает нам, что назад им дороги нет.

«Чудо со статиром»

Иногда эту фреску считают самой лучшей. Действительно, она очень интересна. Христос с апостолами пришел в Каперанум. Чтобы войти, требовалось заплатить небольшую подать, но денег у них не было. Мессия (композиционный и духовный центр фрески) отдал приказание Петру выловить рыбу и достать из нее нужную монету - статир. Все эпизоды изображены на одной фреске. В середине Христос с учениками в полукруге отдает приказание Петру. Слева Петр, находясь в очень реалистичной позе с точным расположением ног, выловил рыбу и достает из нее монету. Справа он отдает ее сборщику податей. Композиция линейна, и действие кажется непрерывным. Каждый персонаж имеет выраженную индивидуальность. Среди них, по словам Вазари, здесь имеется автопортрет мастера. В том числе художник создал живой ландшафт, который никогда прежде не видели. Сзади - холмистые горы, справа - стены города, которые составлены из пустых и полных лоджий. Источник света находится справа и определяет наклон всех теней. Все фигуры Мазаччо смоделировал при помощи цвета и света и придал им скульптурную монументальность. Это была живописная революция для того времени.

«Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью»

Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи. Как и все остальные произведения капеллы, она очень пострадала от пожара 1771 года, но было проведено комплексное реставрирование в 1983 - 1990 годах, которое вернуло работам мастера прежний блеск. Наше внимание она привлекла не столько своим библейским сюжетом, хотя он тоже интересен, а тем, что человек в красной шапочке - это портрет художника Мазолино, с которым продолжительное время сотрудничал Мазаччо. Второй портрет - человек с руками, сложенными, как для молитвы, - это, возможно, сам великий Донателло, и третий, Иоанн, - предположительно брат Мазаччо.

Евангельская сцена очень красноречива. Св. Петр с Иоанном за ним идут по улице. Их лица отрешенные. Они нисколько не сомневаются в помощи болящим. Тень Петра, падающая на группу больных, поднимает их на ноги. Вот один, с перевязанной ногой, уже встал, другой еще сидит, но он почувствовал, что его коснулась божественная благодать, третий - ожидает своей очереди.

В капелле свет на фреску падает справа. Соответственно, влево на ней и расположены тени на узкой средневековой улице, где соблюдены строгие законы перспективы: уходящие вдаль дома уменьшаются в размерах. На этом мы заканчиваем рассматривать картины Мазаччо с описанием.

Переезд в Рим и смерть художника

Примерно в 1428 году Мазаччо оставляет незаконченной работу в капелле Бранкаччи и отбывает в Рим. Предполагают, что его пригласил Мазолини для исполнения более престижных заказов. Неизвестно, сколько месяцев прошло, когда вдруг Мазаччо неожиданно скончался. Брат живописца говорил, что ему в это время исполнилось 27 лет. То есть это произошло в промежутке от декабря 1428 года до начала 1430.

Гений Мазаччо глубоко повлиял на дальнейшее развитие живописи. Его работы изучали и копировали последующие поколения художников, поднявших искусство на небывалую высоту. Творческие открытия Мазаччо изменили живопись не только Италии, но и всей Европы.

Как живописец, я с природою сравнился.
Правдиво придавал любой своей работе
Движенье, жизнь и страсть. Великий Бонарроти
Учил всех остальных, а у меня учился.

Эпитафия Аннибале Каро

Мазаччо по праву считается одним из самых значительных европейских художников эпохи Возрождения. Его без преувеличения можно назвать гением. Именно он проторил ту тропу, по которой пошли впоследствии все те, кому было суждено составить славу флорентийского искусства. Впервые в итальянской живописи появились по-настоящему выразительные и реалистичные фигуры людей, вписанные в глубокое трехмерное пространство, построенное по всем законам перспективы. Джорджо Вазари, автор знаменитых «Жизнеописаний наиболее знаменитых художников, ваятелей и зодчих», в главе, посвященной творчеству Мазаччо, восхищенно пишет: «Поистине, работы, созданные до него, можно назвать написанными, те же, что принадлежат ему, - живыми, правдивыми и естественными по сравнению с теми, что выполнялись другими». За свою трагически короткую жизнь Мазаччо успел полностью перевернуть представления современников о живописи, создав произведения, которые на протяжении нескольких веков не перестают вызывать восхищение.

Т оммазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (таково настоящее имя живописца) появился на свет в маленьком провинциальном городке Сан-Джованни Вальдарно - как раз между Ареццо и Флоренцией. Отец его умер, когда мальчику еще не исполнилось шести лет, и мать вышла замуж во второй раз за местного аптекаря. Об этом обстоятельстве можно было бы не упоминать, если бы оно в какой-то степени не определило жизненный путь юного Томмазо. Дело в том, что дочь его отчима была замужем за художником Мариотто ди Кристофано, который и дал мальчику первые уроки владения кистью.

В 1417 г. семейство перебралось во Флоренцию. Следующее упоминание о нашем герое мы находим в 1422 г., когда он поступил в цех аптекарей и врачей (к которому почему-то относились и люди искусства), а еще два года спустя - в гильдию Святого Луки, куда принимали уже только живописцев. Вазари рассказывает, что человеком он был весьма рассеянным и беспечным, думал только о своем творчестве и совершенно не хотел обращать внимание на житейские дела и заботы. Якобы именно за свою рассеянность и получил Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи прозвище «Мазаччо», что в переводе означает «неуклюжий» (можно перевести и как «мазила» - уж совсем неподходяще!).

Среди его учителей называют и Бичи ди Лоренцо, хозяина одной из самых известных живописных мастерских во Флоренции, и Герардо Старину, который мог познакомить молодого художника с великими фресками Джотто. Наставником Мазаччо считают также Мазолино да Паникале, вдвоем с которым они выполнили ряд работ во Флоренции и Риме. Вызывает, правда, удивление тот факт, что Мазолино был принят в гильдию живописцев на год позже своего ученика. Но, пожалуй, в наибольшей степени на формирование стиля Мазаччо оказала влияние его дружба с Филиппо Брунеллески и Донателло, этими гениальными мастерами, полностью изменившими флорентийскую архитектуру и скульптуру.

Ранние произведения, приписываемые Мазаччо - триптих из церкви Сан-Джовенал в Каша ди Реджелло с Мадонной и четырьмя святыми (1), центральная часть триптиха или фреска в Монтемарчиано, - оставляют для исследователей широкое поле деятельности, так как вопрос об авторстве по сей день остается открытым. Первой достоверной работой Мазаччо приходится признать алтарный образ церкви Сант-Амброджо во Флоренции, «Мадонна с младенцем и Святой Анной» (2) , выполненный не без влияния (а быть может, и не без участия) Мазолино.

(1) (2)

Иконографическая схема его вполне традиционна, но уже в этом произведении, пока еще далеком от совершенства, ощущается дуновение «ветра перемен». Куда делись чуть болезненная грация и изломанность интернациональной готики? Фигуры Мадонны, святой Анны и младенца Иисуса как будто высечены из каменной глыбы, контуры четко обведены, формы лепятся мощными трехмерными массами. Мария прочно сидит на невидимом сиденье, жесткие складки плаща обрисовывают положение тела, лицо ее серьезно и даже сурово. Однако больше всего впечатляет образ Христа - крепкого, мускулистого, напоминающего маленького Геркулеса (возможно, при создании этого образа Мазаччо вдохновлялся какой-то античной статуей). Фигура свободно развернута в пространстве и великолепно проработана светотенью. Между героями почти нет взаимодействия, Мадонна не прижимает младенца к груди, даже не смотрит на него, взгляд ее холоден и устремлен вперед, в пустоту. Столь же бесстрастно и величаво лицо святой Анны.

В 1425 г. Мазаччо получил заказ от монастыря кармелитов во Флоренции - написать фреску на стене монастырского двора с изображением торжественного освящения церкви, состоявшегося в 1422 г. На освящении присутствовали самые именитые флорентийские граждане. К сожалению, в конце XVI в. при перестройке двора эта фреска была уничтожена. Сейчас мы можем только догадываться, как она выглядела, основываясь на рисунках художников XVI в. (в том числе юного Микеланджело), изображающих отдельные фигуры и даже целые группы.

Написана фреска была «зеленой землей», то есть в монохромной технике, и представляла собой симметричную композицию, в центре которой представлялся сам акт освящения, а по сторонам рядами располагались фигуры стоящих граждан. В «Жизнеописании Мазаччо» Вазари дал довольно подробное описание этого не сохранившегося произведения: «Он изобразил там бесчисленное множество граждан, которые в плащах и капуччо следуют за процессией, и в их числе Филиппо ди сер Брунеллеско в деревянных сандалиях, Донателло, Мазолино да Паникале, своего учителя… Мазаччо сумел так хорошо разместить на поверхности этой площади людей по пяти и по шести в ряд, что они пропорционально и правильно уменьшаются, в соответствии с точкой зрения, и это поистине чудо. И в особенности обращаешь внимание на то, что они совсем как живые, ибо ему удалось обдуманно изобразить этих людей не всех одного роста, но с должной наблюдательностью различить низких и толстых от высоких и худощавых, и стоят они всей ступней на одной и той же поверхности, причем ряды сокращаются так удачно, что и в натуре по-другому не бывает».

Но даже такое подробное описание не дает нам представления о том, в каком стиле была выполнена эта фреска и как выглядели портреты. Возможно, мы найдем аналог в самом знаменитом творении Мазаччо - капелле Бранкаччи, образы которой отличаются суровой простотой и мужественностью, воплощая дух «гражданского гуманизма», пронизывающий все флорентийское искусство той эпохи.

Подобные изображения сцен из истории церкви и монашеских орденов периодически встречались в искусстве эпохи треченто, но Мазаччо придал теме новый смысл, представив освящение церкви не просто как церковный акт, но как важное событие гражданской жизни Флоренции, сделав акцент на изображениях выдающихся современников. Это была дань возросшему политическому значению города, на протяжении долгих лет ведущего борьбу с Миланом и лишь совсем недавно вышедшего из нее победителем.

М азаччо принялся за выполнение нового заказа в 1426 г. Это был полиптих для пизанской церкви Санта-Мария дель Кармине, дошедший до нас в разрозненном виде (фрагменты теперь хранятся в различных европейских музеях). Тогда еще никто не мог предположить, что этой работе суждено стать настоящим манифестом нового живописного стиля (3) .

(3) Реконструкция пизанского полиптиха (1989 г.)

1 – св. Павел; 2 – Распятие; 3 – св. Андрей; 4 – Мадонна на троне с младенцем и четырьмя ангелами; 5–8 – св. Августин, св. Жером, два монаха; 9–11 – Страсти по св. Петру и Иоанну Крестителю, Жития (?) св. Юлиана и св. Николая

Алтарь разделялся накладными стрельчатыми арками на три части. Внизу помещалась пределла (ит. predella, букв. - скамеечка, ступенька; в итальянском искусстве Возрождения нижняя часть, подножие алтарного образа-полиптиха). Здесь были изображены «Поклонение волхвов» и сцены из жизни святых, стоящих по сторонам от Марии (если верить Вазари, это были св. Петр, Иоанн Креститель, св. Юлиан и св. Николай). В верхней части были надставки с «Распятием» и фигурами святых, из которых сохранились только св. Андрей (4) и св. Павел (5) . Таким образом, на центральной оси алтаря располагались «Поклонение волхвов» (6) , Мадонна с младенцем (7) и «Распятие» (8) , демонстрируя тему искупления.

(4) (5) (7)

(6)
(8)

И все же главный образ, безусловно, Богоматерь и Христос. Мария сидит на троне с изящными коринфскими колонками, вызывающем в памяти сооружения Брунеллески. Композиция строится с соблюдением всех правил перспективы, пространство углубляется с помощью падающих теней. В произведениях художников треченто свет всегда падал слева, но это был абстрактный свет, тогда как у Мазаччо можно совершенно безошибочно определить его источник, угол падения и найти оправдание каждой полутени.

Не удивительно, что творчество Мазаччо производило на современников такое сильное впечатление - ведь никто ни до ни даже после не обладал его потрясающей способностью создавать такое трехмерное пространство, с настолько живыми персонажами. Все фигуры отличаются монументальностью, «материальностью». Еще одна, казалось бы, незначительная деталь - нимб над головой младенца Христа - также написан в перспективном сокращении. С тех пор все художники взяли этот прием на вооружение. Мадонна Мазаччо, быть может, не обладает утонченной красотой, но отличается индивидуальностью, характером. То же самое можно сказать и о сосущем палец Младенце, и об ангелах, окружающих трон, - это не абстрактные бесплотные сущности, а вполне реальные создания (если, конечно, можно употребить слово «реальный» по отношению к ангелу).

Фрагменты полиптиха в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе

На пределле алтаря Мазаччо пишет разнообразные многофигурные «истории» - «Поклонение волхвов», «Распятие Петра» и «Историю св. Юлиана». И снова он размещает фигуры в пространстве естественно и свободно, в различных поворотах и ракурсах; «минималистский» пейзаж не только не отвлекает внимание от основного действия, но, напротив, оттеняет его значимость. Освещение тщательно разработано, угол падения света приведен в соответствие с узким поперечным форматом пределлы, а тени от фигур, падающие на землю, определяют их положение в пространстве совсем как в жизни.

В пизанском алтаре особенно ярко проявилось влияние на Мазаччо его великих коллег - Донателло и Брунеллески. Первый помог понять важность объемной пластической формы, второй научил строить сложные перспективные композиции (как, например, в сцене «Распятия», где тело Христа изображено в сильном сокращении снизу, di sotto in su ). Пизанский алтарь являет собой образец окончательно сформировавшегося стиля Мазаччо, в котором закрепились прежние открытия и появились новые. В частности, изменился колорит, отличавшийся прежде пестротой красок и ставший теперь более темным и сдержанным, с преобладанием насыщенных синих, красных и желто-коричневых тонов.

В ершиной творчества Мазаччо считается роспись капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине. В 1423 г. знатный флорентийский гражданин Феличе Бранкаччи заказал Мазолино оформить фресками свою родовую капеллу. По старой памяти Мазолино позвал на помощь Мазаччо. Большая часть росписей повествует об истории апостола Петра, первого римского епископа, завещавшего главенство над всей церковью папам римским, - тема актуальная, тем более что совсем недавно прошел Констанцкий собор, на котором горячо оспаривались права папы на власть. Не исключено, что были и другие аллюзии на современные художнику события.

Фрески располагались в три ряда, единственным источником света служило небольшое окно в задней стене, и освещение каждой росписи строилось в зависимости от этого реального источника. Между прочим, подобный прием использовался впервые в истории европейской живописи.

Церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция

На левой стене, в зоне второго регистра, помещены «Изгнание из рая» и «Чудо со статиром», на средней стене - «Крещение Петром неофитов» и «Провопедь Петра трем тысячам», а справа - «Исцеление Петром калеки», «Воскрешение Тавифы» и «Грехопадение». В нижнем же регистре изображены «Воскрешение сына Теофила», «Петр на кафедре» - на левой стене, «Петр, исцеляющий больных своей тенью» и «Смерть Анании и раздача милостыни» - на правой. При выборе сюжетов Мазаччо и Мазолино скорее всего обращались к текстам «Золотой легенды» Якопо да Варацце, прославляющей Петра как царя народов, духовного пастыря и наставника всех христиан. Из общего замысла выбиваются только сцены «Грехопадения» и «Изгнания из рая» на столпах.

Фрески капеллы Бранкаччи воплотили в себе гуманистические идеи о достоинстве человека, став для последователей настоящей школой новой живописи.

В 1427 г. Мазаччо создал знаменитую фреску «Троица» во флорентийской церкви Санта-Мария Новелла, которая уже вполне могла бы вписаться в ряд работ Высокого Возрождения. Традиционный тип алтарной картины здесь предстает в виде монументальной росписи, решенной в необычной и оригинальной форме. Согласно иконографической традиции, Мазаччо изобразил распятого Христа, Бога Отца и Святого Духа и ввел в композицию фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Однако изображены они не на условном золотом фоне, а как бы в ренессансной капелле (напоминающей по стилю постройки Брунеллески), настолько мастерски написанной, что она кажется продолжением реального архитектурного пространства.

Перед входом в капеллу стоят на коленях донаторы (заказчики), причем опять-таки впервые в истории итальянской живописи фигуры жертвователей представлены в том же масштабе, что и религиозные образы, поэтому для зрителя сглаживается контраст между земным миром и миром небесным. Это ощущение возникает также благодаря выбору точки зрения ниже рамы, соответствующей направлению взгляда человека, стоящего перед фреской. В самом низу Мазаччо написал алтарь с саркофагом, на котором лежит скелет Адама, символизирующего все человечество, а в углублении над ним художник поместил надпись: «Я был тем же, что и вы, но и вы станете тем же, чем стал я» - традиционная тема memento mori, напоминающая о бренности земного существования.

После завершении работы над капеллой Бранкаччи в 1428 г. Мазаччо отправился в Рим, возможно, снова по приглашению Мазолино, но вскоре по приезде в вечный город скончался. «Было ли это по причине зависти или потому, что все хорошее обычно бывает недолговечным. Так или иначе, умер он во цвете лет и ушел от нас столь внезапно, что многие подозревали скорее отравление, чем иную случайность», - с горечью писал Вазари.

М азаччо - явление в итальянской живописи уникальное. Невозможно поверить, что человек, проживший всего двадцать семь лет, способен пройти столь длинный путь развития. Он окончательно порвал с традициями треченто, создав совершенно новое, реалистичное искусство. Мазаччо научился строить в своих работах глубокие трехмерные пространства на основе всех правил перспективы, он впервые стал активно использовать светотень для моделировки форм.

Образы Мазаччо полнокровны и монументальны, они в полной мере выражают гуманистические представления о достоинстве человека. Гений Мазаччо опередил свое время - по-настоящему его достижения смогли оценить только мастера Высокого Возрождения.

Изгнание из рая - Мазаччо. 1427. Фреска.


Человек, впервые в жизни увидевший эту фреску, вряд ли отнесет ее к XV веку, уж очень современным смотрится сам стиль исполнения. Экспрессивная манера письма, яркие цветовые пятна и выразительные фигуры с правильными очертаниями и строением тел, отсылают нас скорее к современным экспериментам в области искусства, чем к эпохе раннего Возрождения. Тем не менее, это так - фреска написана во времена тотального царствования «бесплотной» готики, когда нагота считалась постыдной и стыдливо прикрывалась драпировками или традиционными «фиговыми листьями».

Фреска мастера - это воплощение неприкрытого горя, внезапно постигшего двоих людей, до этого не знавших никаких бед. Отражение библейского предания, «Изгнание из рая» изображает именно тот момент, когда Адам и Ева изгнаны из Эдема. Райская жизнь для них закончилась, они прокляты и отвергнуты богом, а впереди их ждет только полная трудов и лишений жизнь.

Неудивительно, что Ева буквально вопит от горя и ощущения собственного бессилия. Ее образ наиболее впечатляет, потому что художник буквально несколькими мазками сумел отразить массу выразительных и сильных человеческих чувств - боль, горе, страдания, недоумение, сомнения в своей будущности, стыд. Кроме этих чувств, Ева впервые в своей жизни ощутила позор собственной наготы, которая в Эдеме ее нисколько не смущала. Она мучительно пытается прикрыться руками, страдая еще и от того, что именно она стала причиной, пусть и косвенной, грехопадения и изгнания.

Адам не стыдится своей наготы, от стыда и горя закрыв лицо руками. Его тело сотрясают рыдания, заставляя горбиться молодого и сильного мужчину. Хотя сам сюжет предполагает изображение Адама и Евы в обнаженном виде, смелость художника в подробных и реалистичных изображениях человеческих тел не пришлась по вкусу зашоренным церковникам. Как и в большинстве аналогичных случаев, изображения пытались с ложной стыдливостью прикрыть традиционными зелеными веточками.

Благодаря простоте изображения и почти полного отсутствия декора на заднем плане все внимание смотрящего на фреску сконцентрировано именно на трех фигурах - Адама, Евы и ангела с карающем мечом в руках, изображенного парящим над ними. Становится понятно, что путь назад им заказан - врата рая плотно закрыты, а охраняющий их ангел недвусмысленно поднял меч высоко над собой. Особую тревожность происходящему придает алый цвет платья ангела - это открытая угроза и предостережение.

Удивительный для столь раннего периода Возрождения реализм изображения человеческих тел и мастерство в отражении сильных эмоций заставляют лишний раз пожалеть, что сам мастер умер в таком молодом возрасте. Кто знает, останься он жить, не затмило ли его мастерство большинство из его известных современников?

Выбор редакции
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...

По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...

По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...

В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...