Учимся рисовать голову человека. Построение гипсовой головы карандашом поэтапно


Чтобы освоить метод построения изображения формы головы с помощью линейно-конструктивной схемы, необходимо запомнить ряд правил перспективного видоизменения этой схемы в зависимости от положения головы в пространстве. В свою очередь, чтобы правильно выразить конструктивную основу формы при любом положении головы в пространстве, рисовальщику надо запомнить ряд особенностей перспективного изображения конструктивной схемы.

При обучении рисованию с натуры большое значение имеет точка зрения, то есть место, откуда рисующий наблюдает натуру. Вид натуры сильно изменяется в зависимости от того, откуда смотрит рисующий.

Рассмотрим основные положения (повороты) головы и разберем особенности построения их изображения.

  1. Голова в фас, фронтально. Положение головы на уровне наших глаз (рис. 38). Профильная линия при изображении головы в фас — прямая и делит голову на две равные и симметричные части.Поэтому, изображая симметричные формы головы — лоб, овал лица, нос, губы, подбородок, учащийся должен рисовать одновременно правую и левую части. Линии надбровных дуг, основания носа и подбородка, а также линии разреза глаз и рта будут прямыми и горизонтальными. Линия разреза глаз проходит через слезники и уголки (наружные края) глаз, а точнее — по шву, соединяющему скуловую и височную кости. Линия разреза рта проходит по границе верхней и нижней губ.
  2. Голова в фас, вид снизу (рис. 38). При построении изображения головы в ракурсе (в сокращении) конструктивные линии надбровных дуг, основания носа и подбородка должны быть округлыми и своими вершинами обращены вверх. Низ ушной раковины опустится ниже основания носа. Откроются (будут видны) нижние площадки надбровных дуг, нижние плоскости носа и подбородка. Линия разреза глаз опустится к горбине носа. Профильная линия по-прежнему остается прямой.
  3. Голова в фас, вид сверху (рис. 38). При построении изображения головы в ракурсе (вид сверху) конструктивные линии надбровных дуг, основания носа, подбородка, разреза глаз и рта будут округлыми и обращены книзу. Низ ушной раковины будет выше основания носа. Нижние площадки носа, надбровья и подбородка скроются. Профильная линия по-прежнему остается прямой.
Рисунок №38 - Конструктивные схемы головы в фас

Построение изображения головы в трехчетвертном повороте (рис. 39).

  1. Голова на уровне наших глаз (рис. 39). При изображении головы в трехчетвертном повороте лицевая часть головы должна быть изображена в перспективе — одна половина в большем сокращении. Другая — в меньшем. Однако лицевую часть головы надо изображать одновременно — правую и левую половины — симметрично. Например, намечая абрис дальней от нас щеки, одновременно намечаем линией и форму ближней щеки, то есть повторяем в зеркальном отражении линию абриса дальней щеки.При положении головы в трехчетвертном повороте профильная линия уже будет изображаться немного изогнутой. Конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, разреза рта и основания подбородка — прямые и горизонтальные.
  2. Голова выше уровня глаз рисующего (рис. 39). При таком положении головы конструктивные линии — линии надбровных дуг, разреза глаз основания носа, разреза рта и основания подбородка будут изображаться несколько изогнутыми и направленными вверх. Рисуя голову в таком положении, студенты часто нарушают законы перспективы и изображают ее в обратной перспективе (рис. 40, а). При данном положении головы глаз, который ближе к нам, всегда будет выше удаленного, а линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа и разреза рта по мере удаления от нас будут опускаться. Это очень легко доказать. Представим себе, что вместо головы перед нами находится простой ящик. На «лицевой» стороне наметим нашу схему головы, по законам перспективы это будет выглядеть, как на рисунке 40, б. Таким образом, ученик видит, что глаз, удаленный от нас ниже. Профильная линия будет изогнутой. Нижние площадки надбровья, носа и подбородка будут хорошо видны. Кончик носа будет выше линии основания носа.
  3. Голова ниже уровня глаз рисовальщика (рис. 39). При построении изображения головы ниже уровня наших глаз конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, губ и подбородка будут округлой формы и обращены книзу. Кончик носа при таком положении будет ниже линии основания носа. Линия разреза глаз приблизится к линии надбровных дуг. Лицевая часть головы значительно сократится, а верхняя часть черепной коробки увеличится. Профильная линия остается немного изогнутой.

Рисунок №39 - Конструктивные схемы головы в трехчетвертном повороте

Рисунок №40 - Рисунок головы в обратной перспективе

Построение изображения схемы головы в профиль (рис. 41).

  1. Голова на уровне глаз рисующего. При рисовании головы в профиль неопытный рисовальщик вообще перестает думать о конструкции, объеме и ограничивается плоскостным изображением — силуэтом. Рисуя голову в профиль, студент добросовестно срисовывает абрис головы, не думая об объеме черепной коробки. Применение линейно-конструктивной схемы помогает избежать этого. Намечая лицевую часть головы линиями, рисующий должен помнить и о той части головы, которая не видна. Таким образом, он сможет рассматривать голову как объемную реальную форму.
  2. Голова выше уровня наших глаз. Изображение в профиль головы, которая находится выше уровня наших глаз, довольно простое. При таком положении головы рисовальщику легче уловить конструктивные особенности головы, а также перспективные сокращения. Следя за линией надбровных дуг, ученик легко сможет заметить, что глаз, обращенный к нему, будет выше невидимого. То же оказывается и при изображении ноздрей, уголков губ, челюстной кости. В рисунке надо подчеркнуть нижние площадки надбровья, носа, подбородка.
  3. Голова ниже уровня наших глаз. В этом положении конструктивные линии надбровных дуг, основания носа, разреза рта будут обращены книзу.

Рисунок №41 - Конструктивные схемы головы в профиль

Чтобы учащийся почувствовал, насколько схема помогает построению изображения формы головы, необходимо следующее: во-первых, чаще менять положение натуры в пространстве и, во-вторых, чаще менять условия освещения. Тогда рисовальщик начнет понимать, что эффект рисунка зависит не от тушевки (светотени), а от правильного построения формы головы, от правильного выражения ее конструктивных особенностей. Пример подобных упражнений показан на рисунках 42, 43, 44. Подобные упражнения направлены на то, чтобы укрепить знания и навыки в построении формы головы в любом перспективном положении, чтобы молодой художник научился правильно понимать и изображать взаимосвязь частей и целого при построении изображения головы человека.


Рисунок №42 - Учебный рисунок

Рисунок №43 - Учебный рисунок

Рисунок №44 - Учебный рисунок

К началу поступления в художественное учебное заведение молодые художники уже имеют определенную подготовку в изображении головы человека. Однако этих знаний и навыков оказывается недостаточно, чтобы выполнить рисунок на должном профессиональном уровне. Учащиеся обычно не выполняют упражнения, не стремятся хорошо усвоить положения академического рисунка, не штудируют отдельные моменты построения изображения.

В учебном рисунке сложные моменты построения изображения необходимо усваивать изолированно друг от друга, как это делают музыканты, штудируя тот или иной пассаж, или как спортсмены отрабатывают свои движения.

Многим парням приходилось делать неожиданные сюрпризы своим возлюбленным. Одним из непредвиденных сюрпризов можно считать портрет любимой девушки, выполненный самостоятельно, и снятый на видео процесс работы над ним. Но как нарисовать голову девушки поэтапно, передав все тонкости лица, эмоции, взгляд? Некоторые считают, что такая работа под силу только профессиональным художникам, но если проявить желание и терпение, изучить основные пропорции и правила построения лица, то можно самому сделать неплохой рисунок. Что ж, попробуем разобраться, как карандашом нарисовать голову поэтапно.

Итак, что же нужно знать, чтобы нарисовать голову человека поэтапно? Портрет девушки или парня - сложный вид искусства, поэтому приступать к нему нужно, изучив этапы работы. Профессиональные художники советуют вначале изучить следующие советы:

Основной контур и осевые линии

Начальный контур лица - главный этап в правильном изображении портрета человека. Нарисованная карандашом голова начинается с овала лица. Как бы странно это ни звучало, но началом данного овала должен стать круг. Для этого в центре рисунка необходимо поставить точку, по которой ведётся ориентация дальнейшего рисунка.

Можно с помощью циркуля от данной точки выполнить круг нужного радиуса. Потом от неё же проводится прямая линия вниз, пересекая изгиб круга ещё на такую же длину, как и до него. Это и будет крайняя точка челюсти. Слегка нажимая на карандаш, следует сделать правильный овал: сверху - округлый, внизу - заострённый. Его форма может быть разной, ведь лицо бывает круглым, вытянутым или скуластым.

Тем, кто желает узнать, как нарисовать голову поэтапно карандашом, нужно научиться наносить осевые линии на овал (сделать эскиз). Они помогают правильному построению лица, его пропорций. Сначала в центре горизонтально проводится линия, делящая рисунок пополам. Потом каждая из получившихся половинок делится параллельно ещё пополам. По середине овала проводится вертикальная ось вдоль лица. Получится своеобразная сетка из 8 отделений.

Выразительные глаза - основа рисунка

Начинающий художник должен знать, что глаза изображаются посередине овала (головы). На центральной горизонтальной оси будут размещаться глаза. Каким должно быть расстояние между ними и ширина? Для этого данную ось нужно поделить на 8 одинаковых промежутков. Важно помнить, что расстояние между глазами должно соответствовать ещё одному глазу. Поэтому от центральной точки влево и вправо отступаем по одному промежутку, начинаем прорисовывать глаза, каждый из которых будет занимать два следующих промежутка. Ширина каждого глаза будет соответствовать 2/8 центральной линии. Главное, чтобы они не находились слишком близко друг к другу или слишком далеко (важно выбрать середину, можно и без сетки).

С помощью глаз передаётся выразительность лица, поэтому важно точно нарисовать их форму и правильно расположить. Начинать изображение следует с прорисовки нижнего и верхнего века. Необходимо чётко выделить уголки глаз. Над верхним веком нужно изобразить пальпебральную борозду в виде дуги, также повторить и снизу, только - поменьше. Большое внимание следует уделить глазному яблоку (радужной оболочке и зрачку). Взгляд получится выразительным, если зрачки будут направлены в одну сторону. Вот некоторые нюансы изображения глаз:

Рисуем нос

Попробуем разобраться дальше, как нарисовать голову поэтапно. После контуров глаз следует переходить к форме носа. Где он должен располагаться? Высота носа должна соответствовать размеру центральной и нижней горизонтальных линий. Ширина начинается от уголков глаз. От них аккуратно проводим линии вниз до черты, сверху над которой прорисовываем три кружочка. Они помогут точнее изобразить ноздри, крылья носа и центральную часть. Ориентируясь на данную основу, начинаем делать точную прорисовку носа.

Выделение бровей и волос

Далее рисунок начинает приобретать более детальный образ. Сделав линию переносицы, попробуем перейти к аккуратным бровям. Для этого рисунок можно переворачивать горизонтально. Важно знать, что начинать изображение бровей лучше с точки, более близкой к носу. Правильная высота брови над уровнем глаза должна соответствовать ещё одному глазу.

После того, как сделаны очертания формы бровей, будем наносить штрихи, напоминающие волосинки. Возле носа они получатся более широкими и густыми, а ближе к концу - истончёнными и редкими.

После прорисовки бровей нужно перейти к волос. Здесь уже всё будет зависеть от причёски.

Правильные очертания губ и лица

Следующий элемент для эскиза - это губы или рот. Как же правильно его расположить. Всё просто. Он должен находиться в центре самой нижней части сетки, под носом. Чтобы определить его длину по горизонтали, проведём от радужных оболочек глаз вниз две линии, это и будет ширина рота. В отмеченном месте попробуем нарисовать аккуратные губы. Нижнюю рисовать проще, поэтому лучше начать с неё. Верхнюю просто скопируем по нижней, только поделим её пополам. У некоторых девушек губы пухлые, у других - вытонченные, можно ориентироваться по фотографии.

Чтобы эскиз получился законченным, нужно чётко провести очертания лица. Для этого можно немного выделить скулы.

Расположение ушей

Форме и расположению ушей также нужно уделить должное внимание. Высота уха, приблизительно, равна высоте носа. Ухо состоит из 5 частей: мочки, завитка, противозавитка, козелка, противокозелка. Для начала изображаем ушную раковину (общую форму). Затем рисуем С-образный завиток. С помощью теней и света делаем внутреннюю часть уха.

Работа над деталями и тенями

Теперь стираем линии сетки, у нас получился начальный Дальнейшая работа заключается в разукрашивании и добавлении теней. Лицу нужно придать больше конкретики. Здесь немаловажную роль играют скулы и форма подбородка. Важно девушку не превратить в мужчину, у которого подбородок более сильный.

Как нарисовать голову поэтапно карандашом, как у настоящих художников? Для этого нам понадобится мягкий карандаш, с помощью которого будем наносить тени, придающие лицу объём. Контрастами и тенями можно выделить нужные участки портрета, для этого нужно определить более тёмные и светлые места. Сначала их можно просто обвести, потом начинать заштриховывать. После этого штриховку можно растушевать с помощью кусочка бумаги в нужных местах. Прямые штрихи будут делать рисунок угловатым и жёстким.

Последние штрихи

Лицо девушки требует особого внимания, так как его украшают волосы (причёска). Она должна выглядеть естественно и подходить для данного типа лица. Красивые распущенные волосы украшают женский образ. Также к нему можно добавить часть плеч и шею.

Изюминкой каждого рисунка является мимика и изображение эмоций. Это можно сделать с помощью бровей. Стоит только чуточку их приподнять или опустить - лицо заиграет новыми красками. Вздёрнутые внутренние уголки глаз помогут изобразить грустное, порой даже плачущее лицо. Более озлобленного человека можно изобразить с помощью сведения бровей к переносице.

Мимику возможно также нарисовать с помощью затемнения радужки глаз и поднятием уголков губ. Чем темнее зрачок, тем выразительнее взгляд. С первого раза улыбку на лице нарисовать сложно, но даже маленькое поднятие уголков губ делает девушку милой. Мимика помогает выразить характер человека. Важно помнить, что свои навыки нужно постоянно тренировать, тогда более точно будут получаться мимика и эмоции человека.


Композиция пространства листа решена. Найдены пропорциональные отношения между высотой и шириной выбранной массы головы человека.

Проведите срединную линию головы человека согласно выбранному вами положению натуры. Это будет линия вертикальная или почти вертикальная, в зависимости от наклона головы. Проводить ее надо наполненной, ощущая под ней поверхность эллипса. Срединная линия проходит через переносицу, основание носа, середину разреза рта и подбородок. Ее пересекают под прямым углом другие вспомогательные линии, которые проходят через глазничные впадины, образуя осевую глаз, через скуловые кости, лобную кость, подбородок.

Осевая глаз разделяет высоту головы на почти равные части (лицевую часть и черепную коробку). Осевая линия скул делит на равные части высоту от подбородка до верхней осевой линии лба. Размечать вспомогательные линии нужно с учетом пропорционального отношения частей лица к целому, а также характера натуры.

Все горизонтальные вспомогательные линии надо проводить с учетом выбранного положения и перспективы. Если горизонтальные вспомогательные линии продолжить, они сойдутся в одну точку на линии горизонта. Она находится на уровне ваших глаз, а положение натуры по отношению к вам выбрано. Теперь определите положение натуры относительно линии горизонта: выше линии, на уровне линии, ниже линии.

Проведите вспомогательные осевые линии: голова прямая, без наклона. Но даже если голова рисуемой модели будет иметь наклон вперед или назад, все равно горизонтальные осевые линии будут параллельны и сойдутся в точку на линии горизонта. За исключением модели, имеющей наклон головы вправо или влево: у нее точку схода горизонтальных осевых линий необходимо подобрать.

Рисунок начинается с конструктивного построения фронтальных поверхностей головы. Они соответствуют фронтальной поверхности куба (если модель головы человека абстрагировать до модели куба) и прямоугольной фронтальной поверхности подиума, на котором обычно находится гипсовая модель головы человека.

Нарисуйте переднюю поверхность лобной кости головы человека (как вы рисовали ее у черепа) согласно осевой линии. Ширина поверхности лба приблизительно равна расстоянию между центрами глазниц.

Далее определите глубину осевой линии глаз, рассмотрев голову в профиль и поняв, насколько поверхность лба выдвинута вперед по отношению к данной осевой. На этой линии найдите точку срединной линии; соедините со срединной линией, проходящей через поверхность лба. Затем найдите на осевой линии глаз крайние точки глазниц и соедините их с поверхностью лба. Таким образом, мы получили «козырек», который будет нависать над фронтальной поверхностью лицевой части головы.

Определите глубину осевой линии скул относительно фронтальной поверхности лба. Найдите опорные точки на осевой линии скул. Скуловая линия соответствует самому широкому месту лицевой части головы человека. Если вы рисуете голову в три четверти, то одна точка будет совпадать с контурной линией на самом ее выступающем месте. Другая точка будет находиться на границе поворота лицевой части в пространстве, между фронтальным и боковым положением сторон.

Хорошо, если вы в это время сможете себе представить конструкцию черепа. Соедините опорные точки скул со внешними точками глазниц на осевой линии глаз - получите площадку, выдвигающуюся вперед. Продолжите срединную линию до пересечения со скуловой линией, а потом проведите ее вертикально вниз. Посмотрите еще раз на контурную линию лицевой части: она опускается вниз, с наклоном к осевой. Проведите две линии от опорных скуловых точек вниз, на сужение, до пересечения с нижней частью челюсти. Это поможет нам построить переднюю вертикальную поверхность лицевой части головы.

Постройте переднюю площадку подбородка на срединной линии. Площадка подбородка окажется «выдвинутой» вперед от передней поверхности лицевой части головы.

Перейдите к конструктивному построению боковой части маски лица. Представьте боковую поверхность куба и черепа головы человека. Найдите величину скуловой дуги от опорной точки до уха. Проведите осевую линию в глубину листа с учетом перспективы. От верхней части поверхности лба до пересечения с осью скулы проведите линию к уху, затем вниз, чтобы построить дальнюю, нижнюю и переднюю части нижнечелюстной кости. Таким образом, вы построите конструктивную основу маски головы человека.

От передней поверхности лобной кости продолжим конструктивное построение черепной коробки по представлению. Вот где особенно потребуется ваше простое понимание формы черепной коробки, которому вы научились в предыдущем задании.

Обратите внимание на форму прически головы. Она повторяет форму черепа, все его площадки; необходимо просто добавить толщину прически. Каким бы волнистым ни был волос, какими бы ни были крупными локоны, они (в обобщенной форме) представляют форму черепа.

Шея представляет собой форму цилиндра, имеющего наклон вперед. Это зависит от положения шейного участка позвоночника, который соединяется с основанием черепа. Шея завершается как бы скошенным сечением (с осевой линией от яремной ямки до седьмого шейного позвонка), которое находится на ромбовидном участке плечевого пояса. Не увлекайтесь в дальнейшем выявлением у шеи грудинно-ключично-сосцевидных мышц - это приведет к разрушению целостности формы.

Итак, мы завершили работу над конструктивной основой всей головы человека. Другими словами, возвели под будущим рисунком фундамент, и чем он крепче, тем успешней будет идти последующая работа (ил. 72,73).

От срединной линии передней поверхности лобной кости проведите срединную осевую линию носа. Найдите длину носа, постройте его переднюю площадку, соответствующую положению в пространстве передних поверхностей лицевой части. Определите глубину носа, базой которого будет являться лицевая часть головы. Так получился блок носа.

Не пытайтесь нос детализировать на этом этапе рисунка. Это можно сделать и позже, убедившись, что блок носа перпендикулярен лицевой поверхности, соответствует срединной осевой линии головы человека, имеет правильный наклон лицевой площадки. Иначе, не убедившись в этом и потеряв цельное видение блока носа, вы сделаете вашу детальную проработку напрасным трудом. Ведь легче исправить ошибку в рисунке одного обобщенного блока носа, чем в рисунке носа, состоящего из многих сочленяющихся характерных объемов (ил. 79,80).

Это касается рисунка всех частей головы человека. Если вы обнаружили в рисунке ошибку слишком поздно, нужно все же ее исправлять. Нельзя идти на компромисс с собой, потому что в следующем рисунке эта ошибка повторится.

Далее приступайте к рисунку глаз. Глаз представляет собою шарик, вставленный в глазницу черепа. Посмотрите на рисунок: как пластически организовано место для глаза тремя поверхностями (боковой поверхностью носа, козырьком нависающего лба и наклонной площадкой лицевой части головы)? Найдите место и ширину глаза на вспомогательной осевой линии. Нарисуйте часть выступающего из глазницы шарика, обращая внимание на дугообразные линии, образованные от пересечения шариком навесной поверхности лба и лицевой части. Шарик отделил от этих поверхностей верхнее и нижнее веко.

Здесь хочется обратить ваше внимание на то, что голова человека, как и вся его фигура, при рассмотрении в фас симметрична. И мы не раз еще будем упоминать срединную осевую линию.

Рисуйте попарно, на счет раз-два. Не рисуйте один глаз, а рисуйте оба сразу; намечаете опорную точку на скуловой кости - намечайте парную. Их свяжет поперечная осевая линия, идущая параллельно лицевым поверхностям головы в точку на линии горизонта, и таких линий в рисунке лицевой части головы может быть предостаточно.

Постройте блок формы, включающий в себя носогубную часть, верхнюю и нижнюю губу, подбородок. Срединная осевая линия проходит по передней площадке этого блока, от носа до нижней части подбородка. Ширина площадки увеличивается к подбородку и соответствует ширине передних площадок частей формы. Блок примыкает к лицевой части головы, на него опирается нос.

После конструктивной деталировки наведите в линейном рисунке порядок. Как и в рисунке черепа головы человека, уберите ненужные линии, оставляя только линии, связанные с конструкцией формы. Подготовьте линии к эстетическому восприятию. Примените к рисунку головы законы воздушной перспективы. Самая темная линия - та, которая находится ближе всего к вам. Рассмотрите характер контурных линий и линий границ поверхностей.

Напоминаем, что границы сторон у формы головы имеют мягкий переход и различные радиусы. Чем больше радиус, тем граница менее выражена и тем труднее определить ее. Помогает источник освещения, светотень. Переведите линии граней формы в мягкое, размытое состояние. Для этого вы возьмете от света и тени только светотень; обязательно применение воздушной перспективы!

Убедитесь в вышесказанном еще раз на простых примерах, потому что все это очень важно, и, не разобравшись, вы просто не сможете грамотно продолжать рисунок.

Посмотрите на шестиугольную фигуру. Никто не сможет увидеть в ней нарисованный куб, потому что она не трехмерна. В ней отсутствует понятие объема, в отличие от следующей геометрической формы. Точно такое же отличие рисунков студентов, которые слепо копируют модель, от рисунков студентов, имеющих объемно-пространственное мышление.

В следующем ряду мы скруглили у куба грань. Вопрос о наличии вертикальной линии вместо отсутствующей грани имеет отрицательный ответ, ведь ребра у куба нет. Ребра нет, но стороны остались на своих местах. Должна же быть здесь какая-то граница, тем более, что между поверхностями куба разница в 90 градусов! Даже если визуально этой границы не видно, вы должны ее поставить, иначе на стадии конструктивного разбора формы в пространстве вы не сможете передать ее как объем.

Теперь давайте воспримем скругленную грань как часть цилиндра, а точнее, его четвертую часть. Если куб будет иметь освещение, то на части поверхности цилиндра возникнет граница между светом и тенью (или блик). Отличие границы между светом и тенью на цилиндре от такой же границы на кубе в том, что эта граница мягкая (размытая), а не жесткая.

Если вы в конструктивном рисунке на первых этапах в местах поворота формы в пространстве будете указывать резкие границы вместо мягких, а затем, при моделировании формы, их скруглять светотенью, разве это как-то разрушит форму? Наоборот, выявит. Форма - это всегда объем в пространстве. Пространство трехмерно, значит, и форма, находящаяся в пространстве, трехмерна.

Форма имеет границы пространств. Вопрос в следующем: где эти границы у формы головы человека, ведь она вся такая округлая? На этот вопрос ответ может дать только ваш конструктивный анализ модели головы человека, и чем больше вы будете осознавать, тем больше будете видеть.

Вначале постройте сетку на основе квадрата. Для этого по вертикали разделите квадрат на четыре равные части, а по горизонтали на пять равных частей (вы получите ЛИНИЮ ВОЛОС, ЛИНИЮ носа и линию подбородка). Пятую часть можете вычеркнутькарандашом или стереть ластиком, так как она уже вам не понадобится.

Через конец отрезка проведите вертикальную ось симметрии, которая, пересекая верхнюю грань квадрата, даст вам точку - высоту головы модели. Теперь найдите линию бровей, разделив отрезок между линией волос и линией глаз на пять равных частей. Тонкая пунктирная линия, проведенная через 1/5 часть, и будет этой линией.

Разделите верхнюю грань квадрата на пять равных частей так, чтобы третья часть была разделена пополам вертикальной осью симметрии. Далее, опустив перпендикуляры на линии носа, глаз и рта, как на рис. , найдете размеры глаз, ширину носа и рта.

Теперь прорисуйте детально все элементы лица, а также скулы и уши. Пунктирной линией обозначьте форму черепа и, придав нужный объем, рисуйте волосы.

СХЕМА ПОЭТАПНОГО ПОСТРОЕНИЯ РИСУНКА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФИЛЬ

Нарисуйте квадрат и разделите его по горизонтали на четыре одинаковые части. Вы получите соответственно линию волос, линию глаз, линию носа и линию подбородка.

Далее, по вертикали разделите квадрат на две одинаковые части. Первую вертикальную часть еще разделите на пять равных частей и через 1/5 проведите пунктир вверх до пересечения с линией глаз: вы получили место расположения глаза на рисунке.

Вторую часть разделите на 10 одинаковых отрезков, а 1/10 сотрите из-за ненадобности. Через первые три отрезка проведите пунктир вверх до линии глаз, чтобы определить место расположения уха.

Разделите расстояние между линией волос и линией глаз на пять равных отрезков и через 1/5 проведите пунктирную линию. Эта линия является линией бровей. Расстояние между линией носа и линией подбородка разделите на три равных отрезка и через 1/3 проведите пунктирную линию. Таким образом, вы получили линию рта рисунка головы человека.

Определите точку высоты головы X, точку затылка У и точки основания шеи Р и Р1. Заметьте, что задняя точка основания шеи Р1 всегда находится на линии рта рисунка головы человека. А точка затылка У всегда находится на линии глаз. Форма черепа плавно проходит через все эти точки. Этап Г. Прорисуйте схемы головы и лица и дайте дополнительный объем на прическу (максимум сверху и минимум - сзадиголовы человека ).

Простой метод выполнения рисунка головы человека карандашом

Рисунок головы состоит из двух пересекающихся линий. Первая - средняя лицевая линия - проходит вниз от переносицы к середине основания носа и затем к середине подбородка; вверх она идет от переносицы

посередине лба и темени к затылочной части. Вторая линия крестовины проходит через переносицу влево и вправо к краям головы через середину разреза глаз, как бы охватывая всю голову горизонтальным обручем. Пересекаясь, эти две линии образуют некий каркас, характеризующий положение головы в пространстве по отношению к точке зрения рисующего.

Если, например, голова расположена в фас без на­клона и уровень глаз совпадает с линией горизонта, то рисунок головы человека будет иметь вид прямых, пересекающихся под прямым углом (рис. а).

Если голова расположена в фас, но немного запрокинута назад, то средняя лицевая линия останется вертикальной прямой, а поперечная линия рисунка головы человека превратится в эллипс, ближняя часть которого окажется выше, а задняя, затылочная, ниже уровня глаз (рис. б).

Если голова расположена в трехчетвертном повороте без наклона, а глаза по прежнему находятся на уровне горизонта, то средняя лицевая линия будет иметь вид овала, а поперечина крестовины - вид прямой горизонтальной линии (рис. в).

Определив положение крестовины головы в пространстве по натуре, легко изобразить это положение на рисунке в виде каркаса рисунка головы человека, по которому и будет строиться рисунок головы в нужном ракурсе.

Применение крестовины при построении рисунка головы человека в начальной стадии овладения рисунком дает наибольший эффект, так как многие ошибки в рисунке возникают в результате неправильного определения положения головы в пространство. Только тогда, когда вы твердо усвоите основы построения рисунка, то можете учитывать крестовину головы, не изображая ее. Обычно это наступает не так скоро.

Пропорции головы и тела человека

Здесь приведу снимки страничек из замечательной книги Джека Хамма "Как рисовать голову и фигуру человека", которые наглядно показывают пропорции головы и тела человека.

Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: советы художника. М.: Сов. художник: 1965.

Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953.

Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц. М.: Высшая школа. 1978.

Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа. 1992.

Начиная с первобытной эпохи, могучим средством в развитии науки, техники, искусств вместе с языком, его речью, словами, буквами был рисунок с его точками, линиями, штрихами, пятнами, мазками, тушевкой, изображениями.

Рисунок – основа всех изобразительных искусств, одновременно и самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений карандашом, пером, кистью и так далее.

Большой вклад в русскую школу рисования внесли А.П. Лосенко, А.И. Иванов, К.П. Брюллов, П.П. Чистяков. Чистяков полагал: «Рисовать значит соображать. Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте задачу... Для начала надо рисовать как видишь и более подробно вырабатывать. Это и есть начало учения живописи. Не забудьте рисовать линию через две точки, все с расчетом... и проверять с общей формой». (Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М, 1953. – с. 359–442).

«В рисунке головы человека сначала помечают положение головы и шеи относительно вертикали. И сразу же размер лица и шеи, расположение глаз, относительно горизонтали. Рисовать не линией, а формой, то есть чертить линию, а не видеть массу, заключенную между двумя, тремя и так далее линиями. Когда общая масса верна относительно горизонтали и вертикали, тогда можно приступать к разбивке и прорисовке более мелких частей. Тушевка и светотень – окончание дела. Её начинают с рисунка теней или пятен. Брать самую сильную и по отношению к ней приводить к гармонии другие тени, полутени, полусвета и света».

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

Внешняя форма головы человека чрезвычайно сложна и разнообразна (рис. 1). Вместе с тем ее строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической, конструктивной структуре, которая определяет общий характер пластики ее форм независимо от индивидуальных черт отдельного человека.

Жестким основанием головы служит череп (рис. 2). Он состоит из значительного по объёму мозгового раздела и относительно небольшого лицевого. Жесткую коробку свода черепа составляют затылочная, лобная, две теменные и две височные кости. Опускаясь вниз, лобная кость образует внешний край глазных впадин, защищенных сверху надбровными дугами. Ниже располагается верхняя челюсть с грушевидным отверстием носа и верхним рядом зубов. С боков челюсть охватывают скуловые кости с уходящими назад к ушным отверстиям скуловыми дугами. Снизу череп завершает подвижная кость нижней челюсти с парным суставом у ее основания. Нижняя челюсть несет нижний ряд зубов и мощными жевательными мышцами может прижиматься к верхней.

Мышцы лица делятся на жевательные и не совсем правильно называемые «мимические» (рис. 3). Жевательные мышцы, прикрепляясь к костям, управляют движением нижней челюсти. «Мимические» же мышцы, вплетаясь своими окончаниями в мягкие ткани и кожу лица, позволяют нормально функционировать глазам, носу, рту, а также выражают внутреннее эмоциональное состояние человека – мимику лица.

Кости лицевой части служат основой его пространственной структуры, внешнюю пластическую форму его определяет сложный покров хрящей, мышц и жирового слоя. В силу этого форма свода черепа относительно проста и статична, а форма лица необычайно сложна и подвижна.

Для того чтобы полнее представить характер объемной формы головы (рис. 4), ее следует не только повнимательнее рассмотреть со всех сторон (спереди, сзади, сверху и снизу), но и сделать так называемые «характерные разрезы» в основных плоскостях (фронтальной, профильной и горизонтальной). Пластинка головы познается также с помощью целого ряда анатомических пунктов-узлов (опорных точек или маяков) и линий. Так, например, при виде спереди форму головы определяют: лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, глазничные впадины, основание и крылья носа, углы рта, подбородочные бугры, макушка, теменные бугры, углы нижней челюсти, скуловые кости.

Маяками боковых частей головы являются: макушка, ушные отверстия, затылочный, теменной, лобный и надбровный бугры, кончик и основание носа, подбородок, угол нижней челюсти, вершина скуловой кости и верхний край глазницы.

При виде сзади – симметрично расположенные относительно средней линии теменные и затылочный бугры, сосцевидные отростки, ушные раковины и выступающие валики затылочной кости.

При виде сверху следует отметить лоб, широкую теменную и скуловые кости с уходящими назад скуловыми дугами.

Снизу мы увидим подковообразную нижнюю челюсть, широко расположенные скуловые кости и выступающие вперед надбровные дуги, основание и кончик носа, нижний край глазницы.

Соединительное звено туловища и головы – шея, жесткую конструкцию которой составляют семь верхних позвонков позвоночного столба. Передними границами шеи и туловища являются ключица и яремная ямка.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Движение головы (рис. 5) относительно туловища (вращение и наклоны во все стороны) обеспечивают подвижной атлантозатылочный сустав, гибкое сочленение семи шейных позвонков, а также большое число мышц шеи – регуляторов этих движений.

На рис. 6 показаны различные положения головы по отношению к зрителю. Они помогают уяснить суть объёмно-пространственного построения всей головы и ее частей. Разглядывая эти рисунки головы в различных наклонах и поворотах, следует, прежде всего, обратить внимание на то, как зрительно меняются опорные линии ее построения: срединная, профильная, надбровных дуг, глаз, основания носа, рта и нижней челюсти.

Изображение головы человека находилось в центре постоянного внимания мастеров изобразительного искусства всех времен. В эпоху итальянского Возрождения пытливое изучение природы, накапливание и обобщение знаний по анатомии человека и геометрии вылились в определенные приемы изображения, привели к созданию стройной системы построения головы.

СТРУКТУРА ЛИЦА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ

На основании анализа произведений старых мастеров и указаний профессоров Петербургской академии художеств П.П. Чистякова и Г.Р. Залемана. Проф. М.И. Курилко разработал схему построения головы (рис. 7) исходя из характерных анатомических особенностей строения костей и мышц. Интересно сравнить его схему со схемами А. Дюрера и А. Голубкиной. Схемы приводятся, конечно, не для того, чтобы рисовать их вместо живой формы, ибо ясно, что никакая схема не в состоянии подменить собой живую, чрезвычайно сложную саму по себе форму, изменяющуюся в зависимости от индивидуальных особенностей. Схемы необходимы в качестве наглядных пособий для грамотного и убедительного изображения головы любого человека.

В схеме из чрезвычайно сложной анатомической конструкции головы выбраны наиболее характерные опорные пункты построения костей, мышц. Их совокупность – структурный стержень объёмной формы головы человека, позволяющий четко и верно построить ее видимую пластическую форму. Зная анатомические пункты-маяки и характерные направляющие линии, рисующий острее видит главные структурные элементы формы и никогда на запутается во множестве деталей, верно и достаточно быстро изобразит её с помощью линий и светотени.

На основе схем мастеров С.В. Тихонов предложил свою схему человеческой головы, более детально связанную с анатомическим строением (рис. 8). В ней показана система надбровных дуг, лобных бугров, надпереносья, задней части головы.

Наибольший интерес представляет структура лица и его частей (глаз, носа, губ и ушей). Жёстким основанием глаз служат глазничные впадины, находящиеся под надбровными дугами лобной кости (рис. 9). Эта сложная пространственная конструкция образована четырьмя костями. Наружный край глазничной впадины, имея изгиб назад, образует пятую опорную точку глазничного отверстия в месте соединения лобной и отростка скуловой кости. Внешние края глазничных впадин расположены в черепе не фронтально, а развернуты несколько в стороны и наклонены вперед. Разворот верхнего края меньше нижнего, поэтому при виде сверху, снизу и сбоку линия глазничного отверстия напоминает по очертаниям восьмерку.

В глазничной впадине помещается глазное яблоко. Передняя часть глазницы и глазного яблока прикрыта лентой круговой мышцы глаза, включающей толщину двух частей век (верхнюю и нижнюю). Форма наружного края отверстия глазной впадины близка к прямоугольнику, а глазное яблоко имеет шаровидную форму. Поэтому углы глазничного отверстия полностью не заполняются, особенно внутренний верхний угол. Верхний край наклоненной глазничной впадины частично перекрывает глазное яблоко.

Радужная оболочка прикрыта верхним более подвижным веком и малоподвижным нижним (рис. 10). Глазная щель между веками, начинаясь у нижнего внутреннего угла глазного отверстия – слезника, кончается несколько ниже его верхнего наружного угла. При нормально раскрытом глазе верхнее веко частично прикрывает радужку зрачка нижней части. Толща верхнего века, проходя над выпуклостью вокруг зрачка, несколько приподнимается, благодаря чему изгиб верхнего века всегда следует за движением зрачка. Четыре прямые и две косые мышцы глазницы сообщают глазному яблоку большую подвижность. Каждый зрачок, следуя за предметом, может перемещаться вверх, вниз и в стороны (рис. 11).

Жестким основанием носа служат носовые кости наверху и край грушевидного отверстия верхней челюсти внизу, само тело носа состоит из хрящей и одной слаборазвитой носовой мышцы (рис. 12). В силу этого нос малоподвижен. Надпереносье образовано плоской трапециевидной с широким верхним основанием площадкой верхней кости, лежащей между надбровными дугами под углом к фронтальной поверхности лба. Спускаясь вниз и уходя несколько назад, она соединяется с двумя носовыми костями, которые вместе образуют переднюю прямоугольную площадку носа, расположенную под углом к надпереносью. Боковые поверхности верхней части носа, образованные отростками верхней челюсти, имеют форму прямоугольников, уходящих от носовых костей назад к щеке.

Форму среднего раздела носа определяет пирамидный хрящ, заключенный между двумя треугольными хрящами. Прикрепляясь к носовым костям и уходя вниз, он образует треугольную площадку фронтальной части носа, нижняя часть которого теряется между двумя крыловидными хрящами кончика носа (рис. 13). Перелом между носовыми костями, пирамидальными и крыловидными хрящами придает различный характер профилю носа (горбатый, прямой, курносый).

Фронтальную поверхность кончика носа определяет передняя часть крыловидных хрящей, боковые их части образуют раковины крыла носа и их нижние срезы, в которых расположены отверстия ноздрей. Построение сложной формы нижнего раздела носа должно опираться на анатомические маяки. Это места примыкания треугольных хрящей и несколько точек, определяющих перегородку носа. Так как основание носа располагается на подковообразной, в плане кости, верхней челюсти, то крылья носа, естественно, уходят назад от выступа кости носа, места крепления перегородки и круговой мышцы.

Сложную пластическую форму верхней и нижней губ образует своей толщей круговая мышца рта, лежащая на верхнем и нижнем костных сводах челюстей и зубов (рис. 14). Губы – наиболее динамичная часть лица. Объясняется это подвижностью нижней челюсти и относительно свободным прикреплением к костям круговой мышцы рта, большим числом управляющих ею мышц (рис. 15). Основная пространственная форма губ обусловлена подковообразной формой костей верхней и нижней челюстей, на которых располагается круговая мышца рта (рис. 16). Своеобразная конфигурация красной каймы губ – результат воздействия волокон радикальных мышц, вплетающихся в круговую мышцу.

Волокна щечных мышц, включаясь во внутренний слой круговой мышцы, подворачиваются внутрь и создают вертикальные складки у углов рта. Волокна квадратной мышцы верхней губы крепятся к наружному слою круговой мышцы, разворачивают ее толщу наружу и поднимают кверху красную кайму верхней губы.

Две квадратные мышцы нижней губы тоже крепятся к круговой мышце, разворачивают ее наружу и тянут красную кайму нижней губы вниз и несколько в сторону.

Уши расположены на боковой поверхности головы, имеют чрезвычайно сложную пространственную форму (рис. 17). Ушная раковина образована хрящами, покрытыми тонким слоем кожи. Наружный край раковины носит название завитка. Внутри него проходит раздваивающийся кверху противозавиток. Перед слуховым отверстием помещаются разделенные вырезкой выступы – козелок и противокозелок. Нижняя часть ушной раковины – мочка – без хряща. Ушная раковина, прикрепленная к височной кости тугими связками, неподвижна.

При общей округленной форме поверхность лба имеет более или менее выраженные пять граней (рис. 8). Фронтальную часть лба образуют два лобных и два подбровных бугра, к ней под углом примыкают боковые поверхности, ограниченные снизу надбровными дугами, с внешней стороны – височными линиями, за выступами последних располагаются направленные назад височные поверхности.

Подковообразная в плане нижняя челюсть определяет пластическую форму нижнего раздела головы. Между двумя квадратными мышцами нижней губы помещается подбородок. Форма его образована двумя подбородочными буграми и жировым наростом между ними.

Под нижней челюстью располагаются три площадки: одна прямая – от подбородка к гортани и две треугольные боковые, расположенные по ее сторонам. Ограничены эти площадки сбоку телом нижней челюсти, в середине – двубрюшными, а сзади – шиловидно-подъязычными мышцами, обозначающими нижнюю границу сопряжения головы и шеи спереди.

Округлая поверхность щеки, образованная большим числом мягких тканей, делится на три раздела, выраженных своеобразными переломами скуловой и жевательной мышц. Фронтальная часть щеки ограничена нижним краем глазной впадины, боковой поверхностью носа и скуловой мышцей.

приложение

Рис. 1. Исходное положение головы с тремя главными плоскостями, на которые проектируются основные изображения

Рис. 2. Череп: 1 – надпереносье; 2 – глазница; 3 – надбровная дуга; 4 – верхняя челюсть; 5 – скуловая кость; 6 – носовая кость; 7 – носовое (грушевидное) отверстие; 8 – лобная кость; 9 – лобный бугор; 10 – скуловая дуга; 11 – височная кость; 12 – височная линия; 13 – собачья ямка; 14 – угол нижней челюсти; 15 – подбородочные бугры; 16 – теменная кость; 17 – теменные бугры; 18 – затылочная кость; 19 – затылочный бугор; 20 – сосцевидный отросток височной кости; 21 – шейные позвонки; 22 – седьмой шейный позвонок; 23 – ключица; 24 – яремная ямка; 25 – рукоятка грудины

Рис. 3. Мышцы головы и шеи: 1 – лобная; 2 – круговая глаза; 3 – круговая рта; 4 – поднимающая крыло носа и верхнюю губу; 5 – жевательная; 6 – височный пучок жевательный; 7 – опускающая углы рта; 8 – двубрюшная; 9 – гортань; 10 – грудино-ключино-сосцевидная; 11 – капюшонная; 12 – яремная ямка; 13 – ключица; 14 – малая и большая скуловые мышцы; 15 – ланитная мышца

Рис. 4. Схемы исходных изображений головы и шеи с пометкой основных анатомических пунктов: а – спереди; б – сбоку; в – сзади; г – снизу (шея показана в разрезе); д – разрез головы по глазам и скуловым костям; е – сверху; ж – основные пункты и линии для рисования головы

Рис. 5. Возможности движения головы по отношению туловища: а – наклон вперед и назад; б – за счет поперечных перемещений шейных позвонков; в – наклон вбок; г – повороты вправо, влево

Рис. 6. Принципиальные схематические изображения головы с разных точек зрения: а – при исходном положении; б – при наклоне вбок; в – назад; г – вперед

Рис. 7. Схемы головы (методическая разработка С.В. Тихонова)

Рис. 8. Схемы головы: а – по А. Голубкиной; б – по А. Дюреру; в – по М. Курилко

Рис. 9. Исходные изображения глаза с анатомическим анализом

Рис. 10. Характерные разрезы век глаза

Рис. 11. Движение глаз: а – при закрытых, прищуренных и широко открытых веках; б – движение зрачка и изменение рисунка век в зависимости от направления взгляда

Рис. 12. Строение носа: а – внешний вид; б – костная основа носа; в – хрящи; г – основные анатомические точки носа и его схема

Рис. 13. Мышцы и схема профилей носа, изменение его характера в зависимости от направления и размеров переносицы, носовых костей, пирамидального и крыловидных хрящей

Рис. 14. Губы: а – исходный вид; б – поперечный и продольный разрезы

Рис. 15. Мышцы рта: а– вид спереди; б – вид сбоку; 1 – поднимающая верхнюю губу; 2 – малая скуловая; 3 – большая скуловая; 4 – поднимающая концы губ; 5 – четырехугольная мышца, опускающая нижнюю губу; 6 – треугольная; 7 – круговая мышца рта; 8 – подбородочная; 9 – жевательная мышца; 10 – квадратная мышца верхней губы; 11 – щечная мышца

Рис. 16. Основные анатомические точки и схемы губы: а – опорные точки; б – возрастные изменения; в – движение губ

Рис. 17. Исходные виды ушной раковины: а – спереди; б – сбоку; в – снизу; г – сверху; 1 – козелок; 2 – противокозелок; 3 – межкозелковая вырезка; 4 – завиток; 5 – противозавиток; 6 – ножки противозавитка с треугольной ямкой между ними; 7 – мочка

Это достаточно сложный урок, поэтому вам может потребоваться достаточно много усилий, чтобы его повторить. Если с первого раза не получилось нарисовать голову — не отчаивайтесь и попробуйте еще раз. Попробуйте приложить максимум усилий, чтобы выполнить этот урок. Если же, все-таки не получится — можете попробовать выполнить урок « ». Но я верю, что у вас всё получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать голову нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Разные части тела и органы человека должны рисоваться с определенной долей реализма. Этого требует академический рисунок. Также, он настоятельно рекомендует рисовать голову с натуры или, в крайнем случае, с фотографии. Только так можно добиться высокой реалистичности и проработанности.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Все сложные рисунки должны создаваться с помощью перспективного мышления и видения. Предмет должен быть не только формой на листе. Вы должны его рисовать объемно, то есть создавая из простых геометрических тел так, как будто они друг на друге: вот шар на кубе, а вот два шара рядом. Из этих примитивных форм и состоит всё живое и не живое на земле.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

В различных специализированных заведениях (художественных школах, к примеру) рекомендуется изучить полное строение головы - от мышц и до волос - чтобы удалось правильно ее нарисовать. Но здесь есть один маленький секрет: даже если вам каким-то чудом удастся выучить самостоятельно абсолютно все термины хоть косвенно связанные со строением головы, вы всё равно не сможете нарисовать голову так, как полагается. А все потому, что подобные заведения имеют в своем распоряжении большое количество надзирателей (преподавателей, в смысле), которые корректируют и направляют учеников во время работы.

Наша задача (прежде чем научиться рисовать портреты) - самостоятельно (без учителей под боком) научиться координировать свои действия, понимать саму суть процесса рисования, иметь возможность видеть свои ошибки и правильно исправлять их. Именно поэтому, мы немного обогнем стандартную привычную систему и приступим к формированию пунктов своеобразной инструкции, что поможет нам решить нашу задачу:

Во-первых, нам нужно понять процесс работы в создании головы на бумаге

И, наконец, научиться без лишнего напряга правильно рисовать голову, понимать суть этого процесса и иметь возможность ликвидировать свои ошибки

Ну что, дорогие рисовальщики-любители, готовы? Настроились на работу? Тогда вперед и с песней (напевать желательно мысленно, нечего соседей настораживать!)

Для начала работы нам, как всегда, нужно найти все, что может потребоваться. В данном случае, это мольберт, уголь, бумага формата А2, натура, стул (или скрепка - это от вашей натуры зависти…). Для натуры вылавливаем неугомонного и проверенного друга или убеждаем бабушку с ее вязанием переместиться на табуреточку к вам, или просим деда рассказать о чем-то интересном (в процессе, конечно, трудимся). Если у вас имеются усидчивые братики-сестрички - и их можно пристроить. Но, не стоит начинать рисунок головы с рисования головы любимого попугайчика… На крайний случай (ну очень на крайний - если выхода совершенно нет и рядом ни одной живой души) можно использовать уже готовую репродукцию или же фото (которое мы крепим на мольберте в верхнем левом уголочке). Все есть? Натура имеется? Продолжаем, а, вернее, приступаем к рисованию.

Рисование головы карандашом

В первую очередь делаем конструктивные наброски углем - и пусть выходит не очень аккуратно, не волнуйтесь, это ведь просто наброски:

Ищем основные соотношения пропорций высоты и ширины - для этого компонуем на бумаге плечи, шею и голову. Тут у нас усердно трудится наш глазомер.

Теперь нам нужно найти объемы того, что мы скомпоновали по отдельности (голова, шея, плечевой пояс)

Помните, как в самом начале, будучи еще несмышлеными начинающими рисовальщиками, вы трудились в поте над рисованием объемных кубиков, цилиндриков и т.п. ? Так вот, посмотрите на свою натуру и поймите, что это не голова, а всего лишь одна из разновидностей формы. Именно сейчас мы должны осознать и воспринять то, что голова - неживой предмет, тогда и рисовать будет легче.

Следующим шагом будет наблюдение за вашей натурой и зарисовка этого самого объема головы. Не стоит сразу же вырисовывать малюсенькие морщинки, щетинки и реснички - лучше обратите внимание на то, что мы рисуем трехмерное изображение, а не плоское. А из этого следует, что нам нужно прочувствовать объем головы, ощутить все выступающие части лица и головы вообще.

Рисуйте, хватит тратить время на чтение моих писулек - карандашики в зубки и вперед, вы должны понять саму суть процесса. А как поймете - я все еще буду здесь.

Для того, чтобы нарисовать голову карандашом, нам нужно за что-то держаться. Это могут быть такие точки, которые, если смотреть, видны сразу - они означают наиболее выпирающие места в области головы. Дальше нужно выделить основные плоскости - они образовываются с помощью разнообразных изломов формы.

Наиболее выделяющиеся точки и, соответственно, плоскости составляют структуру обьема головы - это конструктивные моменты. Ярче всего нашим взором выделяются скулы, нос (или же носовая призма - ведь нос по форме напоминает призму), лоб, подбородок, шары в глазницах. Для поиска высоты головы нам достаточно просто найти наивысшую точку на черепе и наинизшую, наиболее выпирающую точку на подбородке.

Теперь важно распределить основную светотень. Для этого нужно сощурить глаза и глянуть на натуру, тогда вы сможете распределить базовые светотени по плоскостям головы. Кстати, если вы сильны в распределении теней по граням простейших геометрических фигур, то скажу по секрету, что голову вполне можно вписать в куб, так что… И действовать по той же системе распределения света и тени.

Главное, что вы должны понять на этом этапе работы - так это то, что голова - такая же форма, в которой имеются такие характеристики, как глубина и ширина плюс плоскости и грани (как в кубе). То есть на нее действуют все те же закономерности, что и прежде (надеюсь вы помните, там шла речь об активном и неактивном, отдаленном и приближенном).

Форма головы

Приступаем к следующему пункту. В одном из предыдущих абзацев говорилось о загадочных конструктивных точках, благодаря которым определяется форма головы. Именно эти точки дают нам пропорциональные соотношения плоскостей на объеме головы. Если всю важность этих точечек вы осознали, то с должным благоговением и трепетом приступаем к их рассмотрению, разбору и распределению.

  • Первое, что нам бросается сразу же, это конечно же глазничные впадины и глазницы.
  • Второе, на что мы сразу же обращаем внимание - скуловая точка слева и справа.
  • Теперь черед лобных бугров.
  • Подбородок (вернее, точка подбородка)
  • Угол нижней челюсти
  • Теперь одна из наиболее важных - это самая высокая точка на черепе нашей натуры.
  • Наконец, височные точки

Теменные бугры - наиболее выпуклые, согласно учебникам, по ширине кости, которые расположены на затылке.

Ну вот и всё для начала с точками - их нужно прорисовать и хорошенько запомнить, иначе придется снова повторять этот материал. А теперь гляньте еще раз на рисунок сверху, видите? Кроме точек там есть еще и цветные линии. Вам интересно, что же они обозначают и как их звать-величать? Терпение, дорогие мои, сейчас разберем и их.

Эти линии называются осями, которые, что вполне логично, схематично разделяют голову человека на разные определенные участки. На следующем рисунке, уже более «очеловеченном», а не костяном, мы можем рассмотреть как наши точки, так и оси.

Первая линия красного цвета - она делит голову на две равных половины, иными словами это ось симетрии.

Синим цветом выделена линия надбровных дуг, которая делит голову на верхнюю черепную и нижнюю лицевую область.

Зеленая линия та, что делит голову на лицевую и затылочную область и проходит она аккурат через высшую точку черепа и через уши

По желтенькой линии обычно определяют поворот головы (сами понимаете, для рисунка это очень важно), то есть это ось трех-четвертного поворота.

Цилиндр шеи, на котором установлена голова

И еще одна ось, она бирюзового цвета, которая проходит через нижние точки ушей и нижнюю линию носа. Она показывает нижнюю часть носовой призмы.

НО! Все это дается вам, начинающим рисовальщикам, исключительно для ознакомления и для того чтобы вы лучше понимали строение головы. А рисовать мы будем учиться по более легкой версии вышеописанного - это болванки. Значит так, рисуем прямоугольные болванки сразу в трех положениях: вид спереди, сбоку и поворот в три четверти.

На этих прямоугольных болванках есть все, что нам надо: оси, точки, пропорциональные соотношения разных областей головы и, собственно, самое главное - строение. То есть, как пример, пропорциональных соотношений, высота от уровня бровей и до уровня нижней линии носа равна высоте уха или же вот рот и нижний угол челюсти расположены на одной линии. Но и здесь можно применить законы перспективы: та часть лица, что ближе к нам, сохраняет оригинальные размеры и формы, а та, что в отдалении (в повороте, к примеру) будет немного (немного, дорогие художники, немного, а не как всегда…) искажаться в размере, становиться меньше.

Закрепление результата рисования головы

Теперь финал: закрепляем только что прочитанное. Для этого нам нужно будет потрудиться вдвоем с болванкой. Сейчас наш главный помощник в рисовании - это болванка, она вроде шаблона, некоего прототипа настоящей головы. По ней гораздо проще учиться.

Вы уже рисуете голову человека, то есть композиция намечена и место для головы, основные объемы тоже.

Вторым шагом будет поиск пропорциональных соотношений головы, ее форма и характер. Это и будет наброском основы головы, нашей незатейливой болванки.

Теперь вертикальная ось - прям чешутся разделить голову на равные области (ну, не обязательно равные - это зависит от всяких поворотов и ракурсов). Эта ось определяется по расположению носа и дает нам аж две важные точки: наивысшую и наинизшую.

Поскольку мы определяем еще и поворот головы, то нужно найти линию трех-четвертного поворота - она нам была бы очень кстати. Для этого визуально находим расположение скуловой кости и проводим линию через скуловую точку. С ней мы разберемся позже, поэтому пока достаточно просто слегка ее наметить.

Вот и пришел черед линии надбровных дуг. Здесь нам нужно просто задействовать глазомер и определить сколько места занимает лоб и , а сколько лицо вплоть до подбородка. Ву-а-ля! Готово.

Теперь нужно выделить линию нижней пирамиды носа. Для этого лучше воспользоваться такой закономерностью: линия надбровных дуг и линия нижней призмы носа делят голову на одинаковые части. Но при этом нужно учитывать также и особенности рисуемой головы.

Следующий этап - поиск линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую часть. Мы уже помним, что она проходит через ушное отверстие и наивысшую точку. Теперь присмотритесь повнимательнее: на пересечении линии трех-четвертного поворота и предыдущей линии находится височная точка, намеченная нами ранее. Если у вас еще не просматривается форма головы, то скорректируйте все линии с помощью глазомера.

Ну что же, у нас уже предостаточно точек и линий, чтоб приняться за разметку носа, место для которого уже расчищено и найдено.

То же с ухом - и для него место есть (было бы странно, если б этого места не было, согласитесь). Его высота равна расстоянию между линией надбровных дуг и линией нижней призмы носа, а само оно проходит через линию, делящую голову на лицевую и затылочную часть. Лучше гляньте на рисунок, думаю, он понятней, чем все эти закрученные фразы.

Осталось совсем немного…

Следующий этап - поиск скуловых точек, но поскольку они зажаты, можно сказать, в линиях, то найти их будет не сложно. И уголок нижней челюсти - он расположен на пересечении (опять на пересечении) линии рта и линии, делящей голову на заднюю и переднюю часть (вы поняли, о чем я). Ну, рот теперь найти сумеет даже

Осталось найти немного и среди этого «немного» место для глаз, надбровные бугры (ну места особо выступающие на бровях - расшифровываю). И вот пришло время искать лобные бугры (то есть выступающие точки на лбу). Их искать не менее просто, стоит только провести линии от надбровной дуги к самым выпуклым точкам лба. Та-да! У вас уже есть лобные бугры. Но, чтобы лучше их понимать, нужно привязать эти точки к наивысшей точке и к височным.

Ну и напоследок, если ракурс позволяет нам увидеть теменной бугор - наиболее выпуклую часть на затылке.

Теперь покрутите болванки, используйте линии и точки, которые запомнились. К примеру, как-то так:

Пересмотрите еще раз то. что мы уже прошли здесь, и повращайте болванки с учетом всех конструктивных мелочей. Для начала хорошо бы, чтоб у вас получались болванки в трех привычных положениях: профиль, фас, ну и трех-четвертной.

Наигрались? Готовы к страшно серьезной работе? Вылавливайте свою натуру и возвращайте на место. Сейчас будем постепенно переносить то, что мы выучили на болванках, на нашу многострадальную натуру. Взгляните на нее новым взглядом. Осмотрите голову со всех ракурсов и попытайтесь оценить ее как неживой предмет, понять ее «устройство»… Абстрагируйтесь от персоны носителя головы.

Следующая задача - просто перенести все изученные ранее конструктивные оси и точки на уже живую, вполне любопытную, задающую вопросы по типу «И как? Похоже вышло?». Конечно же не буквально - визуально (боюсь, вашей натуре будет совсем не смешно, если вы расчертите ей голову и лицо разноцветными карандашиками).

Теперь, когда вы в усердных поисках, расскажу вам кое-что о пропорциях. Идеальными пропорциями принято считать так называемые «греческие» пропорции ибо именно обитатели Древней Греции выделили идеальные пропорции тела. Но вот идеальные пропорции несколько отличаются от тех, что есть у каждого человека - именно эти расхождения позволяют людям сохранять свою индивидуальность. Но проверить правильность пропорций можно соединив все наиболее важные части лица или же конструктивные точки, расположенные один напротив другого - их соединение будет проходить через ушное отверстие.

Практика

Теперь практическая часть - переносим наши знания на рисунок натуры:

Итак, прорабатываем композицию, находим место для головы, шеи, плеч. Работаем по принципу: отступ от края бумаги (планшета) перед лицевой частью (перед!) больше, чем над затылочной, а вверху отступ меньше, чем внизу.

Теперь находим место отдельно для каждого предмета композиции: шеи, плечевого пояса и, соответственно, головы.

Болванку нашу помните? Рисуем сейчас болванку, но с учетом всех пропорциональных особенностей нашей натуры. Не забывайте о том, что шея у нас не просто странный прямоугольник, она цилиндр - то есть она объемная, равно как и плечи.

Болванка уже на месте, теперь работаем с ней с помощью следующих подпунктов:

  • a) Находим наиболее низкую и наиболее высокую точки с помощью оси, разделяющей голову на две равные части.
  • b) Линия трех-четвертного поворота - помните такую? Поскольку она проходит через скуловую точку (конечно же вы это еще не забыли!), то нам придется сначала найти эту самую точку и наметить.
  • c) Дальше по плану линия надбровных дуг. Ее можно провести по уровню бровей (немного дальше) и плюс еще одна деталь, которую мы самовольно назовем точкой излома надбровных дуг. Эта точечка находится аккурат там, где брови меняют свое направление.
  • d) Теперь черед нижней линии призмы носа. Ее проводим как и в случае с надбровными дугами, по уровню носа, только дальше. Расфокусируйте взгляд на вашу натуру, не смотрите конкретно в нее. И старайтесь не менять угол вашего наблюдения.
  • e) Височная точка, которую довольно-таки хорошо заметно на нашей натуре. На одной и той же линии расположены аж три точки (височная, высокая и ушное отверстие) и она ложится по форме головы
  • f) Ушки и нос. Высота уха уже найдена с помощью линий, а вот форму берем у нашей натуры. С носом немного сложнее. Нужно наметить общий объем носа схематически пирамидкой и там уже разбираться с особенностями. Но! Ни одна форма на нашей натуре не живет сама по себе, она переходит, переползает и перетекает в нечто другое. Плавность, товарищи, и пластичность, помните об этом - вот нос, к примеру, соединяется с надбровными дугами.
  • g) Завершаем поиск скуловых точек (да-да, он длился все это время!).
  • h) Определяем место для рта и по форме находим угол нижней челюсти
  • i) Наконец, находим линию для глаз, которая идет где-то по уголкам глаз. Чтобы они были нарисованы верно, между глазами должно хватать место еще для одного (третий глаз рисовать не обязательно, а лучше вообще пока что не рисовать)
  • j) И вот мы подошли к лобным буграм. Они находятся с помощью линий, которые вы проводите от надбровных бугров к наиболее выпуклым областям лба человека - эти линии расположены симметрично к центральной оси. А от них проводим линии к височным точкам и к наивысшей точке. Ура нам!

Думаю вопрос: «Как рисовать голову» - был хотя-бы немного для вас раскрыт, спасибо Вам за то, что вы с нами!

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...