Кустарный музей. Кустарный музей - всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства Морозова с.т


Интересное здание, напоминающее древнерусский терем, построено в самом начале ХХ столетия архитектором С. У. Соловьевым по заказу Сергея Тимофеевича Морозова, брата Саввы Тимофеевича. В основе дома - старинные палаты XVII века, принадлежавшие сподвижнику Петра I, стольнику Автоному Головину. После окончания строительства сюда въехал Кустарный музей , основанный Сергеем Морозовым еще в 1885 году.

В XVII-XVIII веках местность между Большой Никитской и Тверской улицами была районом аристократии, и здесь, в Леонтьевском (а тогда еще Шереметьевском) переулке, находились двухэтажные каменные палаты сподвижника императора Петра I, стольника Автонома Головина.

В 1871 году старинное здание приобрел Анатолий Иванович Мамонтов, брат известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. При нем здесь были открыты издательство и типография, где, в частности, печатались детские книжки с иллюстрациями известнейших художников - В. Васнецова, В. Серова, С. Малютина. Здание типографии - современный дом № 5 по Леонтьевскому переулку - было построено по проекту архитектора В. А. Гартмана.

В самом начале ХХ столетия одно большое владение было поделено два, и правая его часть (дом № 7) перешла к известному промышленнику, коллекционеру, Сергею Тимофеевичу Морозову. Морозов был большим ценителем народного промысла, что на столетия предопределило историю этого дома. Именно благодаря этому здание приобрело тот облик, который нам известен сегодня. По проекту архитектора С. У. Соловьева старинные палаты были перестроены на манер древнерусских теремов, и подарены Морозовым Кустарному музею, который был основан в 1885 году и находился в то время на Большой Никитской улице. Сюда поступало множество произведений искусства, среди которых резные прялки, коромысла, скульптуры птиц и животных. Так началась длинная история коллекционирования резных изделий. Кстати, именно в Кустарном музее в 1898 году появилась на свет первая русская красавица матрёшка, над которой работал художник Сергей Малютин.

В 1911 году по инициативе Сергея Тимофеевича архитекторами А. Э. Эрихсоном и В. Н. Башкировым к зданию был пристроен дополнительный объем с «древнерусским» крыльцом, где был открыт магазин, торговавший изделиями народного промысла.

Интересны архитектурные особенности постройки: вход представляет собой необычное крылечко с колонками-бочонками, а крышу здания венчает флюгер с игрушечным изображением. Визитной карточкой музея является вестибюль, украшенный керамическим камином, выполненный по эскизам М. А. Врубеля.

К началу 1910-х годов Кустарный музей возглавил работу по сохранению и развитию художественных промыслов по всей России, участвовал в организации выставок и ярмарок.

Сегодня в здании Музей народного промысла. Его фонд насчитывает около пятидесяти тысяч экспонатов, здесь представлена крестьянская резьба, роспись по металлу, дереву, камню и кости. Каждый может познакомиться с народной одеждой, расшитой кружевом, изделиями городского и промышленного искусства, коллекцией современных отечественных художественных промыслов и многим другим.

Музей-мастерская Д.А. Налбандяна был создан правительством Москвы на основе коллекции, переданной художником в дар городу в конце 1992 года. В квартиру в доме 8/2 на улице Горького (Тверская) Дмитрий Налбандян переехал в 1956 году. Окна второго корпуса выходили на здание Моссовета и Советскую (Тверскую) площадь с памятником основателю города Юрию Долгорукому, открытым в 1954 году. В этом доме жили Демьян Бедный, Илья Эренбург, Михаил Ромм, в 1958-м здесь был открыт книжный магазин №100 торгового Дома книги «Москва». Последние этажи дома решили отдать художникам – Кукрыниксам, Николаю Жукову, Федору Константинову, Владимиру Минаеву, Дмитрию Налбандяну… Сегодня в собрании музея-мастерской, структурного подразделения Музейно-выставочного объединения «Манеж», более 1500 работ художника: живописных полотен, этюдов, рисунков, фотографий, личных вещей. Дмитрий Налбандян родился в 1906 году в Тифлисе. Окончив Академию художеств Грузии в классах Евгения Лансере и Егише Татевосяна, в 1931 году Налбандян приезжает в Москву: работает карикатуристом в «Крокодиле», мультипликатором на «Мосфильме» и плакатистом в «Изогизе». В 1934 году произошло событие, во многом определившее судьбу художника, – в Кремле он встречается с Серго Орджоникидзе, другом своего отца Аркадия Налбандяна, убитого меньшевиками в Грузии. Орджоникидзе знакомит Налбандяна с Сергеем Кировым и вводит в круг партийной элиты. Вскоре Налбандян пишет свое первое большое полотно «Речь С.М. Кирова на XVII съезде ВКП(б)» – картина выставляется в Государственном музее изобразительных искусств, публикуется в газетах «Правда» и «Известия», тиражируется в репродукциях… Уже позже Налбандян станет членом Московского союза советских художников и членом Академии художеств, получит Сталинскую премию за портрет Сталина и Ленинскую – за образы ленинианы. Для советского зрителя Налбандян был «первой кистью» Политбюро, классиком социалистического реализма, портретистом-хроникером эпохи, автором придуманных и срежиссированных картин: «Владимир Маяковский в Грузии (Багдади) в 1927 году», «В.И. Ленин и А.М. Горький среди рыбаков на острове Капри. 1908 год», «Вернатун (Могучая кучка). Групповой портрет выдающихся деятелей армянской культуры», знакомых многим по репродукциям в журнале «Огонёк». Пейзажи и натюрморты Налбандяна известны гораздо меньше, хотя именно они говорят о нем как об «импрессионисте коровинского толка», способного передать настроение быстрой и легкой кистью. Налбандяна-графика знают еще меньше. Его рисунки – а это галерея первых лиц политики и искусства: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко… Сарьян, Рерих, Ван Клиберн, Катаев, Леонов… – за понятным исключением делались с натуры и сегодня представляют удивительные документы времени. В начале 1990-х Налбандян завещал часть коллекции своих произведений городу при условии, что они не покинут стен его мастерской. И сегодня Музей Д.А. Налбандяна воссоздает пространство жизни и творчества художника советского времени таким, каким оно было тогда.

Один из них - сподвижник Петра Великого Автоном Головин, служивший в чине стольника - владел двухэтажными палатами, выстроенными из камня в Шереметьевском переулке (ныне - Леонтьевский переулок, 7).

В 1871 году здание перешло в собственность Анатолия Мамонтова, который приходился братом Савве Мамонтову - предпринимателю и меценату. При новом хозяине во владениях открыли издательство, а также типографию. Для последней даже отстроили специальное помещение по проекту архитектора В.А. Гартмана (сегодня - Леонтьевский переулок, дом 5).

Издательство Мамонтова занималось выпуском детских книжек, страницы которых иллюстрировали такие художники, как Виктор Васнецов, Валентин Серов и Сергей Малютин.

В начале XX века владение разделили на две части, и правый участок с нынешним домом №7 в Леонтьевском переулке перешел в собственность к промышленнику и коллекционеру С.Т. Морозову.

Сергей Тимофеевич был страстным ценителем поделок народного промысла. Именно это его увлечение и предопределило историю и судьбу старинного здания.

В первую очередь Морозов заказал проект реконструкции дома известному архитектору С.У. Соловьеву . Старинным палатам придали вид древнерусского терема. Этот облик в неизменном виде дошел до наших дней.

Следующим шагом Сергея Тимофеевича стала передача обновленного строения в дар Кустарному музею, который в ту пору располагался на Большой Никитской улице и вел свою историю с 1885 года. Интересно знать, что именно в нем, в 1898 году, широкой публике впервые была представлена красавица-матрешка, расписывал которую художник Сергей Милютин.

Новые залы начали наполняться новыми шедеврами народного искусства. Посетители могли увидеть резные прялки и коромысла, а также скульптуры различных птиц и животных.

В 1911 году здание в Леонтьевском переулке, дом 7 приросло дополнительным объемом, где был открыт магазин, предлагавший посетителям Кустарного музея различные изделия и поделки народных промыслов России.

Несколько слов об архитектуре пристройки.

Возвели ее по инициативе самого С.Т. Морозова, а проект исполнили архитекторы Адольф Эрихсон и Василий Башкиров . Вход оформлен в виде крыльца в «древнерусском» стиле с присущими ему колоннами-бочонками. Крышу строения венчает флюгер, украшенный игрушечным изображением. В вестибюле поражает красотой керамический камин, эскиз которого выполнил художник Михаил Врубель.

Кустарный музей внес огромный вклад в сохранение и развитие российских художественных промыслов. Начиная с 1910-х годов его сотрудники не только участвовали в различных выставках и ярмарках, но и являлись их организаторами.

В наши дни в здании по адресу Леонтьевский переулок, дом 7 расположены Музей Матрешки и музей народного искусства . В коллекцию последнего входит порядка 50.000 экспонатов, среди которых резьба по дереву, росписи по металлу, камню, дереву и кости, кружевная народная одежда, и другие изделия народных умельцев.

М узей народного искусства имени С.Т. Морозова (МНИ) является одним из старейших музеев Москвы. Он основан в 1885 году. Первоначально назывался Торгово-промышленным музеем кустарных изделий Московского губернского земства, затем стал Музеем народного искусства при Научно-исследовательском институте художественной промышленности (НИИХП), который и был создан собственно на основе музея. В нынешнее здание музей переехал в сентябре 1903 года. За более чем вековую историю музейные площади значительно сократились. В результате Музей народного искусства, который в 1999 году стал отделом Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) , занимает только часть здания, ранее целиком принадлежавшего музею. Это кирпичная двухэтажная постройка с мансардой и залами прямоугольной планировки на первом и втором этажах.

Этот корпус был пристроен в 1911 году к основной части музея. Здание было приобретено у А.И. Мамонтова специально под Кустарный музей и перестроено в псевдорусском стиле промышленником и меценатом Сергеем Тимофеевичем Морозовым. В 1911 году С.Т. Морозов на месте старого сада сделал пристройку для музея и магазина кустарных изделий. Проект этой части здания с фасадами в псевдорусском стиле был сделан архитекторами В.Н. Башкировым и А.Э. Эрихсоном.

На первом этаже пристройки располагался магазин изделий кустарных (народных художественных) промыслов, а на втором - экспозиция. Карманы для стендов купить пришлось на стороне.

Когда Музей народного искусства стал отделом ВМДПНИ , архитекторами-реставраторами было проведено тщательное исследование здания. Возник вопрос о сохранении росписи потолка в зале на первом этаже. Ранее было известно, что роспись сделана в конце 1930-х годов. Имелись сведения, что весь зал был покрыт росписью, но живопись осталась только на потолке.

Исследование показало, что общая композиция стилистически состоит из двух типов живописи: гризайли, имитирующей латунное литье в духе римских гротесков, и полихромного, по цвету и рисунку растительного орнамента тяготеющего к народным росписям. Гротескные узоры написаны на клеевом светло-охристом фоне в коричневых и желто-охристых тонах.

Здесь использовано 6-7 тонов в соответствии с правилами живописи в технике гризайль, в данном случае, имитирующей рельефы. На светлом фоне фриза исполнены гризайлью стилизованные пальметты, стебли и листья аканта. Сам фриз украшен по краям цепочкой мелких бус, имитирующих классическую гипсовую лепнину. По сторонам гризайли изображены прямолинейные узкие гирлянды из зеленых коротких веточек, листьев, а также крупных светлых, карминных и алых бутонов, напоминающих цветы розы.

В местах крепления люстр живописный фриз прерывается круглыми розетками с голубым внутренним полем в окаймлении полихромных цветочных гирлянд. Четыре угловые розетки крупнее тех, что находятся по сторонам прямоугольника.

Центральная розетка плафона скомпонована из живописных элементов, сходных по стилю с росписью фриза, но несколько иного рисунка. Центр - пятилучевая крупная звезда ярко-голубого цвета, окаймленная по контуру цепью живописных бус и имеющая вогнутые стороны. Вокруг места крепления люстры - гризайльная розетка, имитирующая белую лепнину. Между эллипсовидными лепестками розетки помещены живописные стилизованные растительные мотивы из ветвей и листьев. Каждый из пяти сегментов-лепестков, исполненных гризайлью, завершается по краям букетом роз в многоцветном исполнении. Роспись фриза и центральной розетки выполнена темперными и клеевыми красками.

Темперой написаны орнаменты, клеевой краской - фоновые фрагменты росписи. Все изображения темперой исполнены плотной живописью - корпусной техникой.

Плафон потолка с яркой росписью по периметру фриза выглядит несогласованно с поверхностью стен, окрашенных в темные серые тона масляной краской. Роспись плафона явно контрастирует с мрачной покраской стен.

В одном из периодически выходивших сборников трудов НИИХП была напечатана статья Л.Н. Гончаровой, посвященная участию мастеров народных промыслов в росписи общественных зданий 1930-х годов. В приложении к ней автор приводит неизданный, сохранившийся в рукописи перечень работ, выполненных мастерами народных художественных промыслов, который был составлен сотрудником музея - известным художником Е.Г. Теляковским.

Согласно приведенным материалам статьи Е.Г. Теляковского, написанной в 1939 году, потолок был расписан в том же году художниками В.Д. ПузановымМолевым, К.В. Костериным, А.И. Новоселовым, Безтемянниковым - известными миниатюристами из Холуя.

Росписи относятся к тому времени, когда мастера народных художественных промыслов пытались переориентироваться с камерной миниатюрной росписи, а в некоторых случаях с иконописи, на выполнение монументальных живописных декораций светского характера.

При изучении литературы стало ясно, что стены, верхние простенки между большими арочными окнами в зале первого этажа также были покрыты росписями, которые позднее закрасили глухой серой масляной краской, а может быть, и были сбиты вместе со штукатуркой.

Зал имеет прямоугольную планировку. Общая площадь - 291 кв. м, высота потолков - более пяти метров. На трех стенах - северной, западной и южной - расположены большие окна с арочным завершением проемов, выходящие в Леонтьевский переулок, во двор и в проезд, отделяющий соседнее землевладение. Очевидно, предполагаемая роспись в нешироких простенках чередовалась с большими оконными проемами и каждая стена имела законченную композицию. И вместе они объединялись общим колоритом, сходными растительными мотивами, размером и ритмом.

Было решено провести пробное раскрытие в толще малярных наслоений для поиска сохранившихся живописных фрагментов. Обнаружилось, что под толстым слоем краски на всех простенках имеется так или иначе сохранившаяся роспись. Стало ясно, что ее реставрация и воссоздание вполне реальны. Определился общий замысел оформления зала: яркость плафона и многоцветная сочность живописного декора создавали вместе с экспозицией произведений народных промыслов общее настроение праздника.

Раньше, и думалось, что всегда, в этом затейливом доме в псевдорусском стиле находился Музей кустарных изделий. И так получилось, что этот музей оказался единственным поблизости, в котором я не была. В те времена эта улица называлась улицей Станиславского. 20 лет назад, в 1994 году, улице вернули её предыдущее название - Леонтьевский переулок. И вот только теперь я решила посмотреть экспозицию этого музея. Меня ждало огромное разочарование - от музея осталась только одна вывеска. Не могла поверить и долго бродила вокруг этого здания в поисках какого-нибудь потайного входа. Наконец вышел из резных деревянных дверей охранник и пояснил, что музея здесь давно нет. Знаменитая коллекция известного мецената Морозова передана во Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, распылена и большей частью утрачена. Вот такая грустная история, а я ведь читала, что в 1994 году, через 50 лет после кончины Морозова, был принят ряд решений государственных структур о воссоздании морозовского наследия в виде Музея народного искусства и сохранении его в историческом здании в Леонтьевском переулке.

1. История создания этого музея такова. В XVII-XVIII веках место между нынешними улицами Тверская и Большая Никитская было аристократическим районом. Двухэтажными палатами, выстроенными из камня в Шереметьевском переулке (ныне Леонтьевский переулок, 7), владел стольник Петра Великого А. Головин. В 1871 году здание перешло в собственность Анатолия Мамонтова, который приходился братом предпринимателю и меценату Савве Мамонтову.

2. При новом хозяине во владениях открыли издательство, а также типографию, для которой построили специальное помещение по проекту архитектора В.А. Гартмана (сегодня Леонтьевский переулок, дом 5). Издательство Мамонтова занималось выпуском детских книжек, страницы которых иллюстрировали такие художники, как Виктор Васнецов, Валентин Серов и Сергей Малютин.

3. В начале XX века владение разделили на две части, и правый участок с нынешним домом №7 перешел в собственность к промышленнику и коллекционеру С.Т. Морозову. Сергей Тимофеевич был большим ценителем народных поделок и решил создать в этом доме музей народных промыслов. Он заказал проект реконструкции дома известному архитектору С.У. Соловьеву. Старинным палатам придали вид древнерусского терема.

4. Этот облик сохранился до наших дней.

5. Следующим шагом Морозова стала передача строения в дар Кустарному музею, который до этого располагался на Большой Никитской улице и вел свою историю с 1885 года. Основой собрания стали экспонаты кустарного отдела Торгово-промышленной выставки 1882 года в Москве, предметы художественных промыслов конца XIX - начала XX веков. Новый музей стал пополняться шедеврами народного искусства. В 1911 году здание приросло дополнительным строением, где был открыт магазин с различными поделками народных промыслов России.

4. Пристройку возвели по инициативе самого С.Т. Морозова, а проект подготовили архитекторы Адольф Эрихсон и Василий Башкиров. Вход был оформлен в виде крыльца с колоннами-бочками.

6. На крыше здания был установлен флюгер, изображающий "богородских кузнецов". По рассказам, в вестибюле сохранился керамический камин, сделанный по эскизу Врубеля. Внутрь помещения попасть оказалось невозможно.

7. После Октябрьской революции кустарный музей был переименован в Музей народного искусства. Под разными названиями музей продолжал работу по развитию народных промыслов. Сам Сергей Тимофеевич был оставлен при Музее консультантом по кустарному делу, однако в 1925 году он эмигрировал во Францию. С.Т. Морозов умер в 1944 году и был похоронен на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

8. Кустарный музей внес огромный вклад в сохранение и развитие российских художественных промыслов. Начиная с 1910-х годов его сотрудники не только участвовали в различных выставках и ярмарках, но и являлись их организаторами. Вот такая памятная доска висит у входа.

9. Но музея по адресу Леонтьевский переулок, дом №7 нет уже 15 лет.

10. Табличка ещё раз напоминает о том, что объект охраняется государством.

16. Проход во двор усадьбы.

<

18. На заднем дворе открывается такой вид. Слов нет! Рядом, вплотную к историческому зданию, идёт какая-то стройка.

19. Галерея, соединяющая два строения дома №7 - бывшего Музея кустарных изделий.

20. Какие-то непонятные, явно более поздние, сооружения на крыше.

22. А теперь, почему-то, в историческом здании Музея кустарных изделий находится ансамбль "Берёзка". Вот такая странная и очень грустная история.

23. В двухтомнике "Памятники архитектуры Москвы", издательство "Искусство", 1989 г. приведены две фотографии этого дома. На первой показан фасад здания XVIII. Из книги - "В начале XIX века в первом этаже помещались сени, кладовые и погреба и лишь во втором - жилые покои."

24. " В 1900 г. усадьба была куплена С.Т. Морозовым с целью устройства Кустарного музея в главном доме, перестроенном для этого в 1902-1903 гг. С.У. Соловьёвым. Часть дома со стороны двора была надстроена, а фасад по улице разобран и возведён по новой линии с декорацией в неорусском стиле."

25. "В 1911 году В.Н. Башкиров пристроил к зданию музея торговое помещение, в котором располагался магазин для продажи кустарных изделий." Это видно на плане первого этажа. Похоже, что как раз на месте пристройки за зелёным укрытием ведутся какие-то строительные работы!

Выбор редакции
Однажды где-то в начале 20 века во Франции или, может быть, в Швейцарии, некто, варивший себе суп, случайно уронил в него кусочек сыра....

Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...
Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...