Кто получил первую нобелевскую премию по литературе. Российские писатели–лауреаты Нобелевской премии по литературе


ИСТОРИЯ РОССИИ

«Prix Nobel? Oui, ma belle» . Так шутил Бродский задолго до получения Нобелевской премии, являющейся самой важной наградой практически для любого писателя. Несмотря на щедрую россыпь русских гениев литературы, только пятерым из них удалось получить высшую награду. Однако многие из них, если не все, получив ее, понесли громадные потери в своей жизни.

Нобелевская премия 1933 года «За правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».

Бунин стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию. Особый резонанс этому событию придавал тот факт, что Бунин уже 13 лет, даже как турист не появлялся в России. Поэтому когда его известили о звонке из Стокгольма, Бунин не мог поверить в случившееся. В Париже новость разлетелась мгновенно. Каждый русский, независимо от финансового положения и должности просаживал в кабаке свои последние гроши, радуясь, что лучшим оказался их соотечественник.

Оказавшись в шведской столице, Бунин был, чуть ли не самым популярным русским человеком в мире, на него подолгу засматривались, оглядывались, шептались. Он удивлялся, сравнивая свою известность и почет со славой знаменитого тенора.



Церемония вручения Нобелевской премии.
И. А. Бунин в первом ряду крайний справа.
Стокгольм, 1933

Нобелевская премия 1958 года «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа»

Кандидатура Пастернака на Нобелевскую премию обсуждалась в Нобелевском комитете ежегодно, еще с 1946 по 1950 года. После личной телеграммы главы комитета и уведомления Пастернака о награде, писатель ответил следующими словами: «Благодарен, рад, горд, смущен». Но через некоторое время, после спланированной общественной травли писателя и его друзей, публичного гонения, сеяния нелицеприятного и даже вражеского образа в массах, Пастернак отказался от премии, написав письмо уже более объемного содержания.

После присуждения премии всю ношу «гонимого поэта» Пастернак пронес на себе не понаслышке. Причем ношу эту он нес вовсе не за свои стихи (хотя именно за них, по большей части, ему была присуждена Нобелевская премия), а за «антисовесткий» роман «Доктор Живаго». Нес, даже отказавшись от столь почетной премии и солидной суммы в 250000 крон. По словам самого писателя, он бы все равно не взял эти деньги, отправив их в другое, более полезное место, нежели собственный карман.

9 декабря 1989 года, в Стокгольме, сыну Бориса Пастернака, Евгению, на торжественном приеме, приуроченному лауретам Нобелевской премии того года были вручены диплом и Нобелевская медаль Бориса Пастернака.



Пастернак Евгений Борисович

Нобелевская премия 1965 года «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» .

Шолохов, так же как и Пастернак, неоднократно появлялся в поле зрения Нобелевского комитета. Более того, их пути, как и их детища, невольно, да и вольно тоже, не раз пересекались. Их романы, без участия самих авторов «мешали» друг другу завоевать главную награду. Бессмысленно выбирать лучший из двух блестящих, но таких разных произведений. Тем более, что и давалась (и дается) Нобелевская премия в обоих случаях не за отдельные произведения, а за общий вклад в целом, за особую составляющую всего творчества. Однажды, в 1954 году, Нобелевский комитет не присвоил Шолохову награду лишь из-за того, что письмо-рекомендация академика Академии наук СССР Сергеева-Ценского пришло позже на пару дней, и у комитета не было достаточно времени для рассмотрения кандидатуры Шолохова. Считается же, что роман («Тихий Дон») на то время не был выгоден Швеции политически, а художественная ценность всегда играла для комитета роль второстепенную. В 1958 году, когда фигура Шолохова выглядела айсбергом в Балтийском море, премия досталась Пастернаку. Уже седому, шестидесятилетнему Шолохову в Стокгольме была вручена его заслуженная Нобелевская премия, после которой писатель прочел такую же чистую и честную, как и все его творчество, речь.



Михаил Александрович в Золотом зале Стокгольмской ратуши
перед началом вручения Нобелевской премии.

Нобелевская премия 1970 года «За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

Об этой премии Солженицын узнал еще в лагерях. И в душе он стремился стать ее лауреатом. В 1970 году, после присуждения ему Нобелевской премии, Солженицын ответил, что за наградой приедет «лично, в установленный день». Однако, как и двенадцатью годами ранее, когда Пастернаку также угрожали лишением гражданства, Солженицин отменил свою поездку в Стокгольм. Трудно сказать, что он слишком жалел об этом. Читая программу торжественного вечера, он то и дело натыкался на помпезные детали: что и как ему говорить, смокинг или фрак надевать на том или ином банкете. "...Почему обязательно белая бабочка, - думал он, - а в лагерной телогрейке нельзя?" "И как говорить о главном деле всей жизни за "пиршественным столом", когда столы уставлены яствами и все пьют, едят, разговаривают...".

Нобелевская премия 1987 года «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью».

Конечно, Бродскому было куда «легче» получить Нобелевскую премию, чем Пастернаку или Солженицыну. На тот момент он был уже затравленным эмигрантом, лишенным гражданства и права вьезда в Россию. Новость о присуждении Нобелевской премии застала Бродского за ланчем в китайском ресторанчике, неподалеку от Лондона. Известие практически не изменило выражения лица писателя. Он лишь отшутился первым репортерам, что теперь ему придется трепаться языком целый год. Один журналист спросил у Бродского, кем он себя считает: русским или американцем? «Я еврей, русский поэт и английский эссеист», - ответил Бродский.

Известный своим нерешительным характером, Бродский взял в Стокгольм два варианта Нобелевской лекции: на русском и на английском. До последнего момента никто не знал, на каком именно языке писатель прочтет текст. Бродский остановился на русском.



10 декабря 1987 года русскому поэту Иосифу Бродскому была вручена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью».

Стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом.

Борис Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Уильям Батлер ЙИТС . Нобелевская премия по литературе, 1923 г.

Ирландский поэт Уильям Йитс удостоен премии за вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух. Йитс сохранил связь со своим народом, будучи при этом изысканнейшим художником. В произведениях Йитса открывается древний мир с его неуемным воображением и любовью к увлекательным историям, сильным мужчинам и красивым женщинам.

Эйвинд ЙОНСОН

Эйвинд Йонсон награждён премией за повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе. «Роман об Улуфе», четырехтомное повествование о подростках, стал классикой шведской литературы. Рационалист и гуманист, который в своих романах защищает демократию, здравый смысл и разумные нормы поведения.

Ясунари КАВАБАТА . Нобелевская премия по литературе, 1968 г.

Ясунари Кавабата удостоен премии за писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания. В романах Кавабаты, которые отличаются вторым планом и недоговоренностью, переплетаются модернистские приемы и элементы традиционной японской культуры. Загадочная повесть «Тысячекрылый журавль», в основе которой лежит традиционная японская чайная церемония, лучше всего известна на Западе.

Альбер КАМЮ . Нобелевская премия по литературе, 1957 г.

Альбер Камю получил премию за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести. Повесть «Посторонний», представляющая собой анализ отчужденности, бессмысленности человеческого существования, принесла Камю международную известность. Теме универсального зла посвящена лучшая пьеса писателя «Калигула». Произведение считается значительной вехой в истории театра абсурда.

Элиас КАНЕТТИ . Нобелевская премия по литературе, 1981 г.

Элиас Канетти удостоен премии за произведения, отмеченные широтой мировоззрения, богатством идей и художественной силой. Роман «Ослепление» назван одной из немногих великих книг нашего столетия. Книга о человеческом безумии, разоблачившая фашизм, была официально запрещена в нацистской Германии. В ней так много фантастического и демонического, что напрашиваются ассоциации с Гоголем и Достоевским.

Джозуэ КАРДУЧЧИ . Нобелевская премия по литературе, 1906 г.

Итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи была вручена премия за творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров. Сборник «Варварские оды» с превалирующей в них исторической темой, а также более лирические «Новые стихи» считаются самыми искусными в его творчестве, в них ощущается глубокое, хотя и несколько отчужденное видение непрерывности человеческого бытия.

Эрик КАРЛФЕЛЬДТ . Нобелевская премия по литературе, 1931 г.

Эрик Карлфельдт удостоен премии посмертно, так как при жизни он отказался от премии, ссылаясь на свое положение в Академии: он был в составе Нобелевского комитета по литературе. На родине К. котировался высоко, но за пределами Швеции малоизвестен. Его стихи трудны для перевода. Поэзия К. продуманна, изысканна, и исключительно образна.

Сальваторе КВАЗИМОДО . Нобелевская премия по литературе, 1959 г.

Сальваторе Квазимодо удостоен премии за лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени. Его стихи – это зашифрованная образность, культ слова и строгий, подчас загадочный интеллектуализм. Квазимодо широко известен переводами Шекспира и античных авторов.

Редьярд КИПЛИНГ . Нобелевская премия по литературе, 1907 г.

Редьярд Киплинг удостоен премии за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя. Наиболее популярная книга, история жизни человеческого детеныша Маугли среди дикой природы с яркими, психологически достоверными образами зверей, проникнута мыслью о не тронутой цивилизацией первоначальной жизни с ее обнаженно простой и очевидной иерархией ценностей.

Пер ЛАГЕРКВИСТ . Нобелевская премия по литературе, 1951 г.

Пер Лагерквист удостоен премии за художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством. Роман «Варавва» – шедевр Лагерквиста о попытке человека обрести Бога, о необходимости иметь веру, где евангельская история рассказана с большой достоверностью и духовной силой.

Сельма ЛАГЕРЛЕФ . Нобелевская премия по литературе, 1909 г.

Сельма Лагерлёф получила премию как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения. Её самый знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» написан в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.

Хальдоур ЛАКСНЕСС . Нобелевская премия по литературе, 1955 г.

Хальдоур Лакснесс получил премию за яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии. Лакснесс вернул литературу к ее истокам и обогатил исландский язык новыми художественными средствами для выражения современного содержания. Самый значительный роман «Свет мира» – четырёхтомная сага о любви к красоте и неприятии социальной несправедливости.

Синклер ЛЬЮИС . Нобелевская премия по литературе, 1930 г.

Синклер Льюис удостоен премии за мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры. Льюис считается одним из самых смелых, острых и противоречивых писателей Соединенных Штатов. Романы «Бэббит», «Главная улица» называют социальными документами высшего порядка.

Томас МАНН . Нобелевская премия по литературе, 1929 г.

Томас Манн удостоен премии за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы. Величие Манна заключается в его способности примирить поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному, к простой жизни. Тема разрушительного воздействия искусства на психику превалирует в одной из самых замечательных новелл в мировой литературе «Смерть в Венеции».

Роже МАРТЕН ДЮ ГАР . Нобелевская премия по литературе, 1937 г.

Роже Мартен дю Гар удостоен премии за художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни. В знаменитом трагическом романе «Семья Тибо» Мартен дюГар превозносит идеализм человеческого духа. Он приветствует независимую личность, которая избегает соблазна фанатичных идеологий и сосредоточена на самопознании.

Харри МАРТИНСОН . Нобелевская премия по литературе, 1974 г.

Харри Мартинсон удостоен премии за творчество, в котором есть всё – от капли росы до космоса. Самая известная поэма «Аниара» – символическая история человечества, лишившегося духовных ценностей. Первый поэт космической эпохи, самоучка Мартинсон удивлял поразительной эрудицией, стилистическим и языковым новаторством.

Нагиб МАХФУЗ . Нобелевская премия по литературе, 1988 г.

Домосед и долгожитель, министерский госслужащий, лишь однажды покидавший пределы Египта, стал первым арабом – нобелевским лауреатом. Запреты и цензура только способствовали популярности его произведений. Преобразователь и патриарх арабоязычного романа, в чьих книгах – вся бурная история Египта ХХ в., участвовал в становлении египетского кинематографа и слыл знаменитым устным рассказчиком.

Морис МЕТЕРЛИНК . Нобелевская премия по литературе, 1911 г.

Морис Метерлинк награждён премией за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией. Метерлинк часто обращался к жанру сказки потому, что сказка является глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам. Самая популярная пьеса Метерлинка «Синяя птица» была впервые поставлена Станиславским в Москве.

Чеслав МИЛОШ . Нобелевская премия по литературе, 1980 г.

Премия присуждена Чеславу Милошу, который с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами. Благодаря своему искусству Милош нашел решение наиболее актуальной духовной дилеммы нашего времени: как нести бремя исторической памяти и не впасть в отчаяние. В поэзию Милоша вошла вся кровавая история XX в. и мучительный опыт эмиграции.

Габриела МИСТРАЛЬ . Нобелевская премия по литературе, 1945 г.

Габриела Мистраль удостоена премии за поэзию истинного чувства, сделавшую ее имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки. Ссылка и возвращение, траур и возрождение – вот темы, которые проходят через всю ее жизнь, и только вера, по мысли поэтессы, может принести спасение. В испаноязычных странах стихи Габриелы знают в каждом доме.

Фредерик МИСТРАЛЬ

Фредерик Мистраль удостоен премии за свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа. Мистраль представляет современный Прованс с такой силой, полнотой и яркостью, что трудно найти ему равных. Главным критерием для награды сам Альфред Нобель считал идеализм Мистраля, посвятившего всю свою жизнь возрождению национального духа, родного языка и литературы.

Теодор МОММЗЕН . Нобелевская премия по литературе, 1902 г.

Теодору Моммзену, одному из величайших исторических писателей, была присуждена премия за монументальный труд «Римская история». Произведение, которое отличается отточенным языком и энциклопедическими познаниями в области истории и культуры Древнего Рима, принесло Моммзену всемирную славу и до сих пор считается значительным вкладом в историю и литературу.

Эудженио МОНТАЛЕ . Нобелевская премия по литературе, 1975 г.

Эудженио Монтале получил премию за достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий. Глобальный пессимизм Монтале не противоречит смирению поэта, которое содержит в себе искру уверенности. Сборник «Панцири каракатицы» – оригинальное произведение, освобождённое от литературных условностей, стихи отличаются ясностью и конкретностью, нетрадиционной образностью.

Франсуа МОРИАК . Нобелевская премия по литературе, 1952 г.

Франсуа Мориак удостоен премии за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни. Лучший роман «Клубок змей» называют блестящим образцом католического романа. Как журналист Мориак собирал огромную читательскую аудиторию, остроумно комментируя политические и литературные события.

Пабло НЕРУДА . Нобелевская премия по литературе, 1971 г.

Пабло Неруда удостоен премии за поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента. Марксистские взгляды не помешали занять его творчеству центральное место в испаноязычной поэзии XX столетия. Монументальное сочинение «Всеобщая песнь» с иллюстрациями Сикейроса и Риверы считается шедевром Неруды.

Юджин О"НИЛ . Нобелевская премия по литературе, 1936 г.

Юджин О"Нил первым из американских драматургов был удостоен премии за силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии. Хотя персонажи часто псевдотрагедийны, поскольку им не хватает величия духа и жизненных сил, О"Нил практически создал американскую натуралистическую драму.

Октавио ПАС . Нобелевская премия по литературе, 1990 г.

Считается, что он создал язык латиноамериканской поэзии. Утверждают, что нельзя рассуждать о национальном мексиканском характере и не сослаться на его прозу. Его титулуют одним из величайших поэтов двадцатого столетия. Сам же создатель сюрреалистических экспериментальных поэм, публицист, переводчик и дипломат признавался, что его творчество – попытка вернуться в «настоящее», найти «современность».

Борис ПАСТЕРНАК . Нобелевская премия по литературе, 1958 г.

Борис Пастернак удостоен премии за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа. Расхождение П. с коммунистическими идеалами привело к тому, что до 80-х годов на родине не издавался, хотя роман «Доктор Живаго» читал весь мир.

Луиджи ПИРАНДЕЛЛО . Нобелевская премия по литературе, 1934 г.

Луиджи Пиранделло награждён премией за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства. Самая замечательная черта искусства Пиранделло. заключается в его почти магической способности сделать из психологического анализа хорошую пьесу. Пьеса «Генрих IV», по мнению многих критиков, – вершина творчества Пиранделло.

Хенрик ПОНТОППИДАН . Нобелевская премия по литературе, 1917 г.

Хенрик Понтоппидан за правдивое описание современной жизни Дании награждён премией. Один из самых крупных реалистов и наиболее проницательных романистов своей страны; он – наблюдательный бытописатель, умеющий писать совершенно беспристрастно. Все его произведения – это борьба против обманчивых и вероломных иллюзий, против ложного авторитета, романтизма, безоглядной веры в красивые слова, против нравственной трусости.

Бертран РАССЕЛ . Нобелевская премия по литературе, 1950 г.

Бертран Рассел удостоен премии как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе. Крупнейший философ был в то же время весьма противоречивой политической фигурой, за вольнодумство его сравнивали с Вольтером. Как и философы старого времени, он – мастер английской прозы.

Владислав РЕЙМОНТ . Нобелевская премия по литературе, 1924 г.

Владислав Реймонт награждён премией за выдающийся национальный эпос – роман «Мужики». Произведение сугубо польское по духу и колориту, вместе с тем поражает своей универсальностью. Роман переведен на несколько языков и принес писателю международную известность. После смерти писателя его популярность на западе упала, его произведения известны главным образом специалистам.

Ромен РОЛЛАН . Нобелевская премия по литературе, 1915 г.

Ромен Роллан получил премию за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине. Десятитомный роман «Жан-Кристоф» о жизни Бетховена получил мировую известность и принес Роллану признание. Но больше его помнят не как писателя, а как защитника человеческого достоинства и свободы, борца за более справедливый и гуманный общественный строй.

Жан Поль САРТР . Нобелевская премия по литературе, 1964 г.

Жан Поль Сартр удостоен премии за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время. Главный философский труд Сартра «Бытие и ничто» стал библией для молодых французских интеллектуалов. Сартр был больше философом и политиком, пытавшимся примирить марксизм и экзистенциализм, чем писателем.

Ярослав СЕЙФЕРТ . Нобелевская премия по литературе, 1984 г.

Ярослав Сейферт награждён премией за поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека. Светлая, даже прозрачная поэзия Сейферта на поверку оказывается сложной, многозначной. Язык поэзии помогал Сейферту в борьбе за независимость Чехословакии.

Камило Хосе СЕЛА . Нобелевская премия по литературе, 1989 г.

Прозаик, поэт, основоположник тремендизма – «ужасного» направления в испанской литературе. Критиковал мораль и условности общества, писал о беднейших слоях населения. Много экспериментировал с формой и языком. В романах нередко отсутствует сюжет и последовательное изложение, используются такие средства и приёмы, как аллегория, фантасмагория, сюрреализм, гротеск. Путевые заметки, напротив, полны лирических описаний.

Сен-Жон ПЕРС . Нобелевская премия по литературе, 1960 г.

Сен-Жон Перс удостоен премии за возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени. Сен-Жон Перс относится к числу наиболее оригинальных поэтов XX в., отличавшихся дерзкой и в то же время иносказательной образностью, его язык очень литературен. Грандиозный поэт, ветхозаветный сказитель, пишущий на современные темы.

Генрик СЕНКЕВИЧ . Нобелевская премия по литературе, 1905 г.

Генрик Сенкевич награждён премией за выдающиеся заслуги в области эпоса. Творчество Сенкевича необъятно и в то же время тщательно продумано. Сенкевич воплотил в себе дух нации. Его колоритные и правдоподобные исторические романы «Потоп», «Пан Володыевский», «Огнем и мечом» составили трилогию, упрочив авторитет писателя – мастера исторического романа.

Георгос СЕФЕРИС . Нобелевская премия по литературе, 1963 г.

Георгос Сеферис награждён премией за выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов. Талантливый дипломат, Сеферис в то же время сумел создать произведения, сравнимые по значению со стихами классиков европейской поэзии. В его стихах миф вдруг оживает, античность и современность образуют метафору без всякого напряжения или противоречия.

Франс СИЛЛАНПЯ . Нобелевская премия по литературе, 1939 г.

Франс Силланпя награждён премией за глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой. Самым большим успехом пользовался его роман «Усопшая в юности», принесший писателю европейскую славу. Силланпя – поэтический мечтатель, у которого нежный лиризм сочетается с проницательным интеллектуальным анализом.

Клод СИМОН . Нобелевская премия по литературе, 1985 г.

Клод Симон удостоен премии за сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал. Книгам Симона присущи интерес к времени, памяти, порядку и хаосу, стремление к ассоциативности и разорванной композиции. Писатель строит свои произведения по законам «коллажа», где все события и переживания, как на художественном полотне, располагаются на одном уровне.

Александр СОЛЖЕНИЦЫН . Нобелевская премия по литературе, 1970 г.

Александр Солженицын удостоен премии за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы. Солженицын считал, что художник – это последний хранитель истины. «Архипелаг ГУЛАГ» воссоздаёт официально не существующую советскую историю, чтобы почтить память «растертых в лагерную пыль». Другие романы посвящены трагической истории о том, как сами русские уничтожили и свое прошлое, и свое будущее.

Джон СТЕЙНБЕК . Нобелевская премия по литературе, 1962 г.

Джон Стейнбек награждён премией за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением. Стейнбек известен главным образом как автор больших романов о Великой депрессии. Как никакой другой американский писатель, Стейнбек последовательно стремится по достоинству оценить жизнь человека, воздать ему должное. Девять его романов были экранизированы.

Рене СЮЛЛИ-ПРЮДОМ . Нобелевская премия по литературе, 1901 г.

Рене Сюлли-Прюдом стал первым лауреатом премии по литературе за выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта. Вручение премии стало неожиданностью для всех тех, кто считал наиболее вероятным претендентом Льва Толстого. Гуманистические идеалы Сюлли-Прюдома вывели поэзию из тьмы пессимизма.

Рабиндранат ТАГОР . Нобелевская премия по литературе, 1913 г.

Рабиндранат Тагор получил премию за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление. Стихи Тагора наполнены общечеловеческим смыслом, они сближают мир Востока и Запада. Знаменитые «Жертвенные песни» Тагора исполнены высшей мудрости, напоминают обо всем том, что в хаосе западной жизни вылетает из головы.

Патрик УАЙТ . Нобелевская премия по литературе, 1973 г.

Австралийский писатель Патрик Уайт удостоен премии за эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк. Лучший роман «Фосс» – притча, в которой Уайт показывает, как в человеческом сердце происходит борьба между гордостью и смирением, верой в себя и верой в бога, попытка пробиться к духовному центру австралийского общества.

Сигрид УНСЕТ . Нобелевская премия по литературе, 1928 г.

Сигрид Унсет награждена премией за запоминающееся описание скандинавского средневековья. Трилогию «Кристин, дочь Лавранса» называют величайшим романом, где атмосфера средневековой жизни передана очень точно. Унсет совместила современный метод психологического анализа с повествовательной манерой норвежских саг, с их упором на сюжет, а не на рассуждения рассказчика.

Уильям ФОЛКНЕР . Нобелевская премия по литературе, 1949 г.

Уильям Фолкнер удостоен премии за его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа. Прозу Фолкнера отличает творческий принцип «двойного видения», с помощью которого раскрываются одни и те же события и характеры с разных точек зрения. Бестселлером стал роман «Святилище» – греческая трагедия с детективным сюжетом.

Анатоль ФРАНС . Нобелевская премия по литературе, 1921 г.

Анатоль Франс удостоен премии за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом. Он – принц прозы, сатирик и великий французский острослов. Роман «Преступление Сильвестра Боннара» в образе главного героя воплотил личность самого писателя и дух эпохи и до сих пор остается самой читаемой книгой Франса.

Вернер фон ХЕЙДЕНСТАМ . Нобелевская премия по литературе, 1916 г

Вернер фон Хейденстам как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе был награждён премией. Самобытный лирический художник, возродивший шведскую поэзию. Прошлому Швеции посвящены лучшие книги Xейденстама, где выведены крупнейшие исторические фигуры, романы отличаются глубоким идеализмом и патриотическим духом.

Пауль ХЕЙЗЕ . Нобелевская премия по литературе, 1910 г.

Пауль Хейзе награждён премией за художественность, идеализм как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл. Xейзе по праву считается создателем современной психологической новеллы. За умение создавать женские образы его даже называют «феминистом». Оригинальные стихотворения Xейзе забыты, зато хорошо известны его переводы из итальянских поэтов.

Эрнест ХЕМИНГУЭЙ . Нобелевская премия по литературе, 1954 г.

Эрнест Хемингуэй удостоен премии за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море». Удивительно охарактеризовал свой внутренний мир сам Хемингуэй: «Творчество – это в лучшем случае одиночество. Ведь писатель творит один, и, если он достаточно хороший писатель, ему приходится каждый день иметь дело с вечностью – или с ее отсутствием».

Хуан ХИМЕНЕС . Нобелевская премия по литературе, 1956 г.

Хуан Хименес награждён премией за лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии. Хименес занимает в испанской литературе совершенно уникальное место из-за стремления к обнаженности, универсальности и бесконечности поэзии. В его стихах слышен оригинальный поэтический голос изящный, музыкальный, с налетом таинственности.

Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ . Нобелевская премия по литературе, 1953 г.

Уинстон Черчилль удостоен премии за высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности. Политические и литературные достижения Черчилля столь велики, что его можно сравнить как с Цезарем, так и с Цицероном. Великолепные страстные речи Черчилля – пример отваги и непреклонности.

Воле ШОЙИНКА . Нобелевская премия по литературе, 1986 г.

Воле Шойинка первый из писателей Африки получает премию за создание театра огромной культурной перспективы и поэзии. В его пьесах широко и умело используются самые разнообразные сценические приемы, и прежде всего традиционно африканские: ритуальный танец, маски и пантомимы, ритм и музыка, декламация, прием театра в театре.

Михаил ШОЛОХОВ . Нобелевская премия по литературе, 1965 г.

Михаил Шолохов награждён премией за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время. Первоначальный вариант романа «Тихий Дон» – это великая и вместе с тем трогательная история любви, быть может, единственный настоящий любовный роман в советской литературе.

Джордж Бернард ШОУ . Нобелевская премия по литературе, 1925 г.

Джордж Бернард Шоу удостоен премии за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой. Сатирик и социальный реформатор, обвиняемый в фривольности и в слишком безответственном чувстве юмора оставил богатейшее драматургическое наследие. Шоу пользовался всем, что есть в театральных кладовых и в умах людей.

Карл ШПИТТЕЛЕР . Нобелевская премия по литературе, 1919 г.

Карл Шпиттелер получил премию за несравненный эпос «Олимпийская весна». Эта эпическая поэма была признана шедевром немецкоязычной литературы. Сложнейший конгломерат мифологии, юмора, фантазии, религии и аллегории, написанный ямбическим гекзаметром. Мифология Шпиттелера – уникальная форма выражения, в которой предстают на уровне идеального воображения человеческие страдания, надежды и разочарования.

Рудольф ЭЙКЕН . Нобелевская премия по литературе, 1908 г.

Рудольф Эйкен удостоен премии за серьезные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию. Профессор Эйкен писал серьезные исследования в разных областях философии и был поборником истинной духовности, не поверхностной морали, но жизни, полной благородства и достоинства.

Томас Стернз ЭЛИОТ . Нобелевская премия по литературе, 1948 г.

Томас Стернз Элиот награждён премией за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию. Поэзия Элиота проникает в глубины морали и психологии. Элиот понимал меняющуюся, парадоксальную природу наших самых скрытых эмоций и суждений и пытался выразить этот парадокс в своем стиле, отличающемся нарушением синтаксиса и смысла.

Одисеас ЭЛИТИС . Нобелевская премия по литературе, 1979 г.

Одисеас Элитис получил премию за поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость. У него романтический и лирический ум, склонный к чувственной метафизике. Его стихи – это заклинание, они взывают к жизни нетленный греческий мир.

Xoce ЭЧЕГАРАЙ . Нобелевская премия по литературе, 1904 г.

Хосе Эчегарай удостоен премии за многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы. Пьесам Эчегерая свойственны колоритность, истинный трагизм, борьба красоты и героизма со слепой судьбой либо с неукротимым идеализмом, превыше всего почитающим ревность и мстительность. Эчегерай совмещает в своем творчестве единство богатого воображения и утонченного художественного вкуса.

Со времени вручения первой Нобелевской премии прошло 112 лет. Среди русских достойными этой наиболее престижной награды в области литературы , физики, химии, медицины, физиологии, мира и экономики стало всего 20 человек. Что касается Нобелевской премии по литературе, русские имеют в этой области свою личную историю, далеко не всегда с положительным финалом.

Впервые вручаемая в 1901 году, обошла стороной наиболее значимого писателя в русской и мировой литературе – Льва Толстого. В своем обращении 1901 года, члены Шведской королевской академии формально выразили Толстому свое почтение, назвав его «глубокочтимым патриархом современной литературы» и «одним из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего», однако сослались на то, что ввиду своих убеждений великий писатель сам «никогда не стремился к такого рода награде». В своем ответном письме Толстой написал, что рад, что его избавили от трудностей, связанных с распоряжением такого количества денег и что ему было приятно получить ноты сочувствия от стольких уважаемых лиц. Иначе обстояло дело в 1906 году, когда Толстой, упредив выдвижение его на Нобелевскую премию, попросил Арвида Ярнефельда воспользоваться всевозможными связями, чтобы не быть поставленным в неприятное положение и отказаться от этой престижной награды.

Подобным образом Нобелевская премия по литературе обошла еще нескольких выдающихся русских литераторов, среди которых был также гений русской литературы – Антон Павлович Чехов. Первым писателем, допущенным в «нобелевский клуб» стал не угодный советскому правительству, эмигрировавший во Францию Иван Алексеевич Бунин .

В 1933 Шведская Академия представила Бунина к награде «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Среди номинантов в этом году были также Мережковский и Горький. Бунин получил Нобелевскую премию по литературе во многом благодаря вышедшим в свет к тому времени 4-м книгам о жизни Арсеньева. В ходе церемонии, Пер Хальстрем, представитель Академии, вручавший премию выразил восхищение умением Бунина «необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь». В своей ответной речи лауреат поблагодарил Шведскую академию за смелость и честь, которую она оказала писателю-эмигранту.

Непростая история, полная разочарования и горечи сопровождает получение Нобелевской премии по литературе Борисом Пастернаком . Выдвигаемый ежегодно в течение 1946 по 1958 и удостоенный этой высокой награды в 1958 году, Пастернак был вынужден от нее отказаться. Практически став вторым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе, литератор был затравлен на родине, получив в результате нервных потрясений рак желудка, от которого он и умер. Справедливость восторжествовала лишь в 1989 году, когда за него почетную награду получил его сын Евгений Пастернак «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Шолохов Михаил Александрович получил Нобелевскую премию по литературе «за роман «Тихий Дон»» в 1965 году. Стоит отметить, что авторство этого глубокого эпического произведения, несмотря на то что была найдена рукопись произведения и установлено компьютерное соответствие с печатным изданием, находятся противники заявляющие о невозможности создания романа, свидетельствующем о глубоких познаниях в области событий Первой мировой и Гражданской войны в столь юном возрасте. Сам писатель, подводя итоги своей работы, сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой… Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».


Солженицын Александр Исаевич
, лауреат Нобелевской премии по литературе 1918 года «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Пробыв большую часть своей жизни в изгнании и ссылках, писатель создавал глубокие и пугающие своей достоверностью исторические произведения. Узнав о награждении Нобелевской премией, Солженицын выразил стремление лично присутствовать на церемонии. Советское правительство воспрепятствовало получению писателем этой престижной награды, назвав ее "политически враждебной". Таким образом, Солженицын так и не попал на желаемую церемонию, побоявшись, что не сможет вернуться из Швеции обратно в Россию.

В 1987 году Бродский Иосиф Александрович награжден Нобелевской премией по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». В России поэт пожизненного признания так и не получил. Творил, будучи в эмиграции в США, большинство произведений были написаны на безупречном английском. В своей речи нобелевского лауреата Бродский говорил о самом дорогом для него – языке, книгах и поэзии…

Нобелевская премия по литературе

Награждаются : писатели за достижения в области литературы.

Значение в области литературы : самая престижная литературная премия.

Премия учреждена : по воле Альфреда Нобеля в 1895 году. Вручается с 1901 года.

Кандидаты выдвигаются : членами Шведской академии, других академий, институтов и обществ с аналогичными задачами и целями; профессорами литературы и лингвистики; лауреатами Нобелевской премии в области литературы; председателями авторских союзов, представляющих литературное творчество в соответствующих странах.
Отбор кандидатов производит Нобелевский комитет по литературе.

Победители выбираются : Шведской академией.

Премия присуждается : один раз в год.

Лауреаты награждаются : медалью с изображением Нобеля, дипломом и денежной премией, размер которой меняется.

Лауреаты премии и обоснование награды :

1901 — Сюлли-Прюдом, Франция. За выдающиеся литературные добродетели, особенно же за высокий идеализм, художественное совершенство, а также за необыкновенное объединение душевности и таланта, о чём свидетельствуют его книги

1902 — Теодор Моммзен, Германия. Одному из выдающихся исторических писателей, перу которого принадлежит такая монументальная работа, как «Римская история»

1903 — Бьёрнстьерне Бьёрнсон, Норвегия. За благородную высокую и разностороннюю поэзию, которая всегда отмечалась свежестью вдохновения и редчайшей чистотой духа

1904 — Фредерик Мистраль, Франция. За свежесть и оригинальность поэтических произведений, которые правдиво отображают дух народа

Хосе Эчегарай-и-Эйсагирре, Испания. За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы

1905 — Генрик Сенкевич, Польша. За выдающиеся заслуги в области эпоса

1906 — Джозуэ Кардуччи, Италия. Не только за глубокие знания и критичный ум, а прежде всего за творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу, характерную для его поэтических шедевров

1907 — Редьярд Киплинг, Великобритания. За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя

1908 — Рудольф Эйкен, Германия. За серьёзные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию

1909 — Сельма Лагерлёф, Швеция. Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения

1910 — Пауль Хейзе, Германия. За художественность, идеализм, которые он демонстрировал на протяжении своего долголетнего и продуктивного творческого пути как лирический поэт, драматург, романист, автор всемирно известных новелл

1911 — Морис Метерлинк, Бельгия. За многогранную литературную деятельность, а особенно за драматические произведения, которые отмечаются богатством воображения и поэтической фантазией

1912 — Герхарт Гауптман, Германия. Прежде всего на знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства

1913 — Рабиндранат Тагор, Индия. За глубоко чувствительные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление, которое стало, по его словам, частью литературы Запада

1915 — Ромен Роллан, Франция. За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи

1916 — Карл Хейденстам, Швеция. В знак признания его значения, как виднейшего представителя новой эпохи в мировой литературе

1917 — Карл Гьеллеруп, Дания. За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы

Хенрик Понтоппидан, Дания. За правдивое описание современной жизни Дании

1919 — Карл Шпиттелер, Швейцария. За несравненный эпос «Олимпийская весна»

1920 — Кнут Гамсун, Норвегия. За монументальное произведение «Соки земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям

1921 — Анатоль Франс, Франция. За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом

1922 — Хасинто Бенавенте-и-Мартинес, Испания. За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы

1923 — Уильям Йейтс, Ирландия. За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух

1924 — Владислав Реймонт, Польша. За выдающийся национальный эпос — роман «Мужики»

1925 — Бернард Шоу, Великобритания. За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой

1926 — Грация Деледда, Италия. За поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом

1927 — Анри Бергсон, Франция. В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены

1928 — Сигрид Унсет, Норвегия. За запоминающееся описание скандинавского средневековья

1929 — Томас Манн, Германия. Прежде всего, за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы, и популярность которого неуклонно растет

1930 — Синклер Льюис, США. За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры

1931 — Эрик Карлфельдт, Швеция. За его поэзию

1932 — Джон Голсуорси, Великобритания. За высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах»

1933 — Иван Бунин. За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы

1934 — Луиджи Пиранделло, Италияю. За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства

1936 — Юджин О’Нил, США. За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии

1937 — Роже Мартен дю Гар, Франция. За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни

1938 — Перл Бак, США. За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры

1939 — Франс Силланпяя, Финляндия. За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой

1944 — Вильхельм Йенсен, Дания. За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля

1945 — Габриэла Мистраль, Чили. За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки

1946 — Герман Гессе, Швейцария. За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль

1947 — Андре Жид, Франция. За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью

1948 — Томас Элиот, Великобритания. За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию

1949 — Уильям Фолкнер, США. За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа

1950 — Бертран Рассел, Великобритания. Одному из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашному борцу за свободу слова и свободу мысли

1951 — Пер Лагерквист, Швеция. За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством

1952 — Франсуа Мориак, Франция. За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни

1953 — Уинстон Черчилль, Великобритания. За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности

1954 — Эрнест Хемингуэй, США. За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море»

1955 — Халлдор Лакснесс, Исландия. За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии

1956 — Хуан Хименес, Испания. За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии

1957 — Альбер Камю, Франция. За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести

1958 — Борис Пастернак, СССР. За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа

1959 — Сальваторе Квазимодо, Италия. За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени

1960 — Сен-Жон Перс, Франция. За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени

1961 — Иво Андрич, Югославия. За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны

1962 — Джон Стейнбек, США. За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением

1963 — Йоргос Сеферис, Греция. За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов
1964 — Жан-Поль Сартр, Франция. За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время

1965 — Михаил Шолохов, СССР. За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время

1966 — Шмуэль Агнон, Израиль. За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами

Нелли Закс, Швеция. За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа

1967 — Мигель Астуриас, Гватемала. За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки

1968 — Ясунари Кавабата, Япония. За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания

1969 — Сэмюэл Беккет, Ирландия. За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом

1970 — Александр Солженицын, СССР. За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы

1971 — Пабло Неруда, Чили. За поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента

1972 — Генрих Бёлль, Германия. За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы

1973 — Патрик Уайт, Австралия. За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк

1974 — Эйвинд Юнсон, Швеция. За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе

Харри Мартинсон, Швеция. За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса

1975 — Эудженио Монтале, Италия. За выдающиеся достижения в поэзии, обозначенные огромной проникновенностью и освещением правдивого, без иллюзий, взгляда на жизнь

1976 — Сол Беллоу, США. За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве

1977 — Висенте Алейсандре, Испания. За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами

1978 — Исаак Башевис-Зингер, США. За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы

1979 — Одисеас Элитис, Греция. За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость

1980 — Чеслав Милош Польша. За то, что с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами

1981 — Элиас Канетти, Великобритания. За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести

1982 — Габриэль Гарсиа Маркес, Колумбия. За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента

1983 — Уильям Голдинг, Великобритания. За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание

1984 — Ярослав Сейферт, Чехословакия. За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека

1985 — Клод Симон, Франция. За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал

1986 — Воле Шойинка, Нигерия. За создание театра огромной культурной перспективы и поэзии

1987 — Иосиф Бродский, США. За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии

1988 — Нагиб Махфуз, Египет. За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества

1989 — Камило Села, Испания. За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости

1990 — Октавио Пас, Мексика. За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью

1991 — Надин Гордимер, ЮАР. За то, что своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству

1992 — Дерек Уолкотт, Сент-Люсия. За яркое поэтическое творчество, исполненное историзма и являющееся результатом преданности культуре во всем её многообразии

1993 — Тони Моррисон, США. За то, что в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности

1994 — Кэндзабуро Оэ, Япония. За то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод

1995 — Шеймас Хини, Ирландия. За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое

1996 — Вислава Шимборская, Польша. За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности

1997 — Дарио Фо, Италия. За то, что он, наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных

1998 — Жозе Сарамаго, Португалия. За работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность

1999 — Гюнтер Грасс, Германия. За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории

2000 — Гао Синцзянь, Франция. За произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире

2001 — Видиадхар Найпол, Великобритания. За непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято

2002 — Имре Кертес, Венгрия. За то, что в своем творчестве Кертеш дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность

2003 — Джон Кутзее, Южная Африка. За создание бесчисленного количества обличий удивительных ситуаций с участием посторонних

2004 — Эльфрида Елинек, Австрия. За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы

2005 — Гарольд Пинтер, Великобритания. За то, что в своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения

2006 — Орхан Памук, Турция. За то, что в поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур

2007 — Дорис Лессинг, Великобритания. За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин

2008 — Гюстав Леклезио, Франция, Маврикий. За то, что Леклезио пишет «о новых направлениях, поэтических приключениях, чувственных восторгах», он — «исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации»

2009 — Герта Мюллер, Германия. С сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных

2010 — Марио Варгас Льоса, Испания. За картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида

2011 — Тумас Транстрёмер, Швеция. За точные и богатые образы, которые дали читателям по-новому взглянуть на реальный мир

2012 — Мо Янь, Китай. За его умопомрачительный реализм, который объединяет народные сказки с современностью

2013 — Элис Манр, Канада. Мастеру современного короткого рассказа

Всего пять русских писателей удостоились престижной международной Нобелевской премии. Троим из них это принесло не только всемирную славу, но также повсеместную травлю, репрессии и изгнание. Лишь одну из них одобрило советское правительство, а последний её обладатель был «прощён» и приглашён вернуться на Родину.

Нобелевская премия - одна из престижнейших наград, которую ежегодно присуждают за незаурядные научные исследования, значительные изобретения и существенный вклад в культуру и развитие общества. С её учреждением связана одна комичная, но неслучайная история. Известно, что учредитель премии - Альфред Нобель - знаменит также тем, что именно он изобрёл динамит (преследуя, тем не менее, пацифистские цели, так как считал, что вооружившиеся до зубов противники поймут всю глупость и бессмысленность войны и прекратят конфликт). Когда в 1888 году умер его брат Людвиг Нобель, а газеты ошибочно «похоронили» Альфреда Нобеля, назвав его «торговцем смертью», последний всерьёз задумался, каким запомнит его общество. Вследствие этих размышлений в 1895 году Альфред Нобель изменил своё завещание. И в нём говорилось следующее:

«Всё моё движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещён в надёжный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству… Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть - тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая - тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья - тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвёртая - тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая - тому, кто внесёт наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов… Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов…».

Медаль, вручаемая лауреату Нобелевской премии

После конфликтов с «обделёнными» родственниками Нобеля исполнители его воли - секретарь и адвокат - учредили Фонд Нобеля, в обязанности которого входила организация вручения завещанных премий. Для присуждение каждой из пяти премий было создано отдельное учреждение. Так, Нобелевская премия по литературе вошла в компетенцию Шведской академии. С тех пор Нобелевская премия по литературе присуждается ежегодно с 1901 года, кроме 1914, 1918, 1935 и 1940-1943 годов. Интересно, что при вручении Нобелевской премии оглашают лишь имена лауреатов, все остальные номинации держат в секрете на протяжении 50 лет.

Здание Шведской Академии

Не смотря на кажущуюся незаангажированность Нобелевской премии , диктуемую филантропическими указаниями самого Нобеля, многие «левые» политические силы всё же усматривают в присуждении премии явную политизированность и некоторый западно-культурный шовинизм. Сложно не заметить, что подавляющее большинство нобелевских лауреатов происходят из США и европейских стран (более 700 лауреатов), в то время, как число лауреатов из СССР и России значительно меньше. Более того, существует точка зрения, что большинству советских лауреатов премия была присуждена лишь за критику СССР.

Тем не менее, вот эта пятёрка русских писателей - лауреатов Нобелевской премии по литературе:

Иван Алексеевич Бунин - лауреат 1933 года. Премия присуждена «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Бунин получил премию, будучи в эмиграции.

Борис Леонидович Пастернак - лауреат 1958 года. Премия присуждена «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Эту премию связывают с антисоветским романом «Доктор Живаго», поэтому в условиях жёсткой травли Пастернак вынужден отказаться от неё. Медаль и диплом были вручены сыну писателя Евгению лишь в 1988 году (писатель умер в 1960). Интересно, что в 1958 году - это была седьмая попытка вручить Пастернаку престижную премию.

Михаил Александрович Шолохов - лауреат 1965 года. Премия присуждена «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». У этой премии есть длинная предыстория. Ещё в 1958 году посетившая Швецию делегация Союза писателей СССР противопоставила европейской популярности Пастернака международную популярность Шолохова, а в телеграмме советскому послу в Швеции от 7.04.1958 говорилось:

«Было бы желательным через близких к нам деятелей культуры дать понять шведской общественности, что в Советском Союзе высоко оценили бы присуждение Нобелевской премии Шолохову… Важно также дать понять, что Пастернак как литератор не пользуется признанием у советских писателей и прогрессивных литераторов других стран».

Вопреки этой рекомендации, Нобелевская премия в 1958 году всё же была присуждена Пастернаку, что повлекло жёсткое неодобрение советского правительства. Но в 1964 году от Нобелевской премии отказался Жан-Поль Сартр, объяснив это, кроме прочего, личным сожалением, что премии не был удостоен Шолохов. Именно этот жест Сартра предопределил выбор лауреата в 1965 году. Таким образом, Михаил Шолохов стал единственным советским писателем, получившим Нобелевскую премию с согласия высшего руководства СССР.

Александр Исаевич Солженицын - лауреат 1970 года. Премия присуждена «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». От начала творческого пути Солженицына до присуждения премии прошло всего 7 лет - это единственный подобный случай в истории Нобелевского комитета. Сам Солженицын говорил о политическом аспекте присуждения ему премии, но Нобелевский комитет это отрицал. Тем не менее, после получения Солженицыным премии, в СССР против него была организована пропагандистская кампания, а в 1971 году - попытка физического уничтожения, когда ему был сделан укол ядовитого вещества, после которого писатель выжил, но долго болел.

Иосиф Александрович Бродский - лауреат 1987 года. Премия присуждена «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Присуждение премии Бродскому уже не вызвало таких противоречий, как многие другие решения Нобелевского комитета, так как Бродский к тому моменту был известен во многих странах. Сам он в первом же интервью после присуждения ему премии сказал: «Её получила русская литератур, и её получил гражданин Америки». И даже расшатываемое перестройкой ослабевшее советское правительство начало налаживать контакты с прославившимся изгнанником.

Выбор редакции
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...

Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...

Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...