Отношения к вишневому саду различных героев. Как относятся герои вишневому саду


Центральным персонажем пьесы А.П.Чехова является Леонид Андреевич Гаев. Он один из хозяев красивого старинного сада.

Образ и характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад» созданы автором для проникновения в сложную проблему изменения дворянства. Представители класса дворян не успевают за развитием страны и остаются без имущества, накопленного для них предками.

Образ персонажа

Леонид Гаев – родной брат Раневской. Разорившийся помещик Гаев еще не стар. Ему 51 год, но помещичьей хватки и предприимчивости у мужчины нет. Он, играя леденцом, признается, что проел «все свое состояние». На самом деле, мужчина много ест и пьет. Особая любовь у помещика к детским леденцам. Помещик их сосет практически постоянно. У автора самая частая ремарка для описания поведения данного персонажа: «Кладет в рот леденец».

Мужчина болтун

Гаев – болтун и пустомеля, так часто говорит глупости, что его речь перестают воспринимать и чаще обрывают уже в начале. Собеседники и близкие люди просят Леонида Андреевича меньше говорить, но он не слышит их просьб. Племянницы предлагают дяде молчать, но мужчина не сдерживает своих эмоций и продолжает дифирамбы без всякого повода. Гаев может разговаривать не только с живыми людьми, Леонид обращается к мебели, еде, деревьям. Речь помещика имеет вой характер. Она торжественна и возвышена. Его слова – это выступления на публику, яркие речи, передающие чувства, которые наполняют «существо» мужчины. Он не пытается сдерживаться, выносит на слушателя все свои мысли. Почему его обрывают? В речах нет смысла, идеи, простой набор слов. Леонид не выполняет своих обещаний. Слова, произнесенные вслух, не задерживаются в душе. Клятва Гаева о сохранении сада – доказательство его непрактичности. Все действия, которые он произносит, остаются только словами: заплатим проценты, не допустим аукциона. Торжественная клятва пафосная. Чем клянется помещик: честью, счастьем, существом. Но ничего не происходит само по себе. Аукцион по продаже имения состоялся, деньги Гаев тратит на дорогую еду.

Еще одна особенности речи персонажа – использование терминов игры в бильярд. Эти фразы вызывают улыбку, они несуразны и непонятны для собеседников. Из них мало кто представляет игру, правила и атрибуты.

Характер персонажа

Сложность характера героя подтверждается репликами других персонажей. С одной стороны, Аня утверждает, что его все любят и уважают. Племянница верит в дядю, надеется, что он найдет выход из сложной ситуации с имением. С другой стороны, помещик ленив. Лопахин считает, что Гаев не сможет работать в банке за 6 тысяч в год. Усидчивость - не его черта, а именно она требуется в банковской работе. Лопахин называет Леонида бабой, что скрывается за этим словом: слабость, не желание действовать, страх или лень? В характере мужчины нет деловитости, практичности. Он легкомыслен и недальновиден. Когда новый купец предлагает выход: вырубить вишню и продать землю дачникам, Гаев переходит к моральной характеристике поступка: пошлость. Он не просчитывает выгоды, не ищет возможности сохранить имение и часть сада. Леонид не пытается самостоятельно начать действовать. Помещик просчитывает, где или у кого можно взять в долг.

Роль персонажа

В пьесе Гаеву отводится одна из главных ролей. Автор называет персонаж аристократом. В этой характеристике чувствуется негатив, скрытая ирония. Леонид только внешне может быть схож с аристократией. На деле он не имеет ни одной положительной черты данного класса. Но это яркое отличие российской аристократии, людей, не способных трудиться. Для них даже думать – работа. Гаев весь в мечтах, оторван от жизни, не способен решить простых бытовых проблем. Слуга, старый Фирс, заботится о нем, как о маленьком ребенке. Гаев не может сделать без помощи элементарных вещей: раздеться, расположиться в кресле, выбрать одежду по погоде. Доброе отношение к хозяину не находит ответа. Неблагодарные помещики забывают старика в доме, опять же только на словах продумывают для него помощь, решая его судьбу вне имения: отправим в больницу. Во всех поступках просвечивает легкомысленность и бессмысленность. Не сложно представить будущее «дрянного человека». Приходится согласиться с Лопахиным. Гаев уйдет со службы, будет пытать счастья у богатой тетушки-графини, поселившись у нее в услужение. Если она его не пустит, то его ждет бедность.

В классической драме герои совершают поступки, произносят монологи, побеждают или погибают. В соответствии с их ролью в развитии действия они подразделяются на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. В чеховской пьесе нет главных и второстепенных действующих лиц. Епиходов автору столь же важен, как и Гаев, а Шарлотта интересна не менее Раневской. Даже «случайный» Прохожий, появляющийся в финале второго акта, лицо эпизодическое, с точки зрения традиционной драмы выполняет в пьесе Чехова определенную смысловую роль.

Задание

Кем представлено поместное дворянство в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»? Дайте краткую характеристику этим персонажам.

Ответ

Поместное дворянство представлено в пьесе старыми хозяевами вишневого сада – братом и сестрой Гаевым и Раневской, а также Симеоновым-Пищиком.

Раневская и Гаев – славные, милые, по-своему добрые люди. Раневская сентиментальна, привыкла к праздной жизни, сорит деньгами, чувства ее поверхностны, неглубоки.

Задание

Расскажите о Гаеве. Чем он похож на Раневскую? Чем интересуется? Сравните их монологи перед шкафом. Как они характеризуют персонажей?

Ответ

Гаев во многом похож на сестру, совершенно беспомощен в практических делах, фразер. Ему уже за пятьдесят, а он по-прежнему как ребенок. Гаева до сих пор на ночь раздевает Фирс.

Когда Раневская возвращается в родной дом, ее волнует воскресшее прошлое, ее удивляет то, что здесь все прежнее; такое, какое было, будто время не движется. Эта неизменность вещей приводит в восторг Гаева. Только его восторги откровенно смешны. Высокопарно и торжественно он обращается к шкафу. Его любовь к поместью ограничена собственным красноречием. Он предлагает множество планов спасения имения, но понятно, что все они несостоятельны.

Вопрос

Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик?

Ответ

Те качества, которые у Раневской окружены дымкой поэзии, у Гаева снижены до комизма, а в Симеоне Пищике низведены до фарса.

Вопрос

Как Раневскую характеризует отношение в Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, к Трофимову? Как можно оценить доброту Раневской?

Ответ

Доброта Раневской соседствует с безучастностью. Она целует вещи и совершенно равнодушно воспринимает известие о смерти няни: «Милый мой старичок», – называет она Фирса. А потом он оставлен в доме, где навсегда кончилась жизнь.

Раневская оставляет Варю, которую любит, «как родную». На деньги Ани едет в Париж. Любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет 12-летнюю Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть и т.д.

Вопрос

Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина? Почему все успокоились после продажи вишневого сада?

Ответ

Раневской дорог сад, но любовь ее неактивна. Она надеялась на то, что и так обойдется. А в IV действии Раневская и Гаев совершенно успокоились. То, что тревожило их, прошло, они уже не чувствуют ответственности перед вишневым садом.

Вопросы

1.​ Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?

2.​ Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи?

3.​ Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора?

Задание

Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства.

Выводы

Образы Раневской и Гаева – воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм – в контрасте речи и поступков. Жизнь впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», – скажет о них Горький.

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.

Прототипами Раневской, по свидетельству автора, были русские барыни, праздно жившие в Монте-Карло, которых Чехов наблюдал за границей в 1900 году и в начале 1901 года: «А какие ничтожные женщины... [о некоей даме. — В. К.] “она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет...” Сколько гибнет здесь русских женщин» (из письма О. Л. Книппер).

Вначале образ Раневской кажется нам милым и привлекательным. Но затем он обретает стереоскопичность, сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств: «Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой...» В свое время литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский даже утверждал, имея в виду поведение Раневской и Гаева: «Термины “легкомыслие” и “пустота” применяются здесь уже не в ходячем и общем, а в более тесном — психопатологическом — смысле, поведение этих персонажей пьесы “несовместимо с понятием нормальной, здоровой психики”». Но в том-то и дело, что все персонажи пьесы Чехова — это нормальные, обычные люди, только их обычная жизнь, быт рассматриваются автором как бы через увеличительное стекло.

Раневская, при том, что брат (Леонид Андреевич Гаев) называет ее «порочной женщиной», как ни странно, вызывает уважение и любовь у всех персонажей пьесы. Даже лакею Яше, на правах свидетеля ее парижских тайн вполне способного на фамильярное обращение, не приходит в голову быть с ней развязным. Культура и интеллигентность придали Раневской очарование гармонии, трезвость ума, тонкость чувств. Она умна, способна сказать горькую правду о себе самой и о других, например, о Пете Трофимове, которому она говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа».

И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно.

Гаев инфантилен, нелеп, например, в следующей сцене:

«Фирс. Леонид Андреевич, бога вы не боитесь! Когда же спать?

Гаев (отмахиваясь от Фирса). Я уж, так и быть, сам разденусь».

Гаев — еще один вариант духовной деградации, пустота и пошлость.

Не раз было отмечено в истории литературы, ненаписанной «истории» читательского восприятия произведений Чехова, что он будто бы испытывал особое предубеждение к высшему свету — к России дворянской, аристократической. Эти персонажи — помещики, князья, генералы — предстают в рассказах и пьесах Чехова не только пустыми, бесцветными, но подчас неумными, дурно воспитанными. (А. А. Ахматова, например, Чехова упрекала: «А как он описывал представителей высших классов... Он этих людей не знал! Не был знаком ни с кем выше помощника начальника станции... Неверно все, неверно!»)

Однако вряд ли стоит усматривать в этом факте определенную тенденциозность Чехова или его некомпетентность, знания жизни писателю было не занимать. Дело не в этом, не в социальной «прописке» чеховских персонажей. Чехов не идеализировал представителей никакого сословия, никакой социальной группы, он был, как известно, вне политики и идеологии, вне социальных предпочтений. Всем классам «досталось» от писателя, и интеллигенции тоже: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже тогда, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».

С той высокой культурно-нравственной, этико-эстетической требовательностью, с тем мудрым юмором, с которыми Чехов подходил к человеку вообще и его эпохе в особенности, социальные различия теряли смысл. В этом особенность его «смешного» и «грустного» таланта. В самом же «Вишневом саде» нет не только идеализированных персонажей, но и безусловно положительных героев (это относится и к Лопахину («современной» Чехову России), и к Ане и Пете Трофимову (России будущего).

(463 слова) Пьеса «Вишнёвый сад» была закончена Чеховым за год до смерти. Первая публикация состоялась в 1904 году. Сюжет повествует о главной героине – Любови Раневской и её младшей дочери Анне, которые возвращаются из Франции, в дорогое для них имение к близким: приёмной дочери Варе и брату Леониду Андреевичу Гаеву. Также их возвращения ожидают купец Лопахин, студент Пётр Трофимов и другие.

Имение выставлено на торги, и в скором времени должно быть продано. Гаеву и Раневской жаль вишнёвого сада – символа их прежней счастливой жизни. Вишнёвый сад они воспринимают как источник природной красоты, которая не может служить ничему другому, кроме как удовлетворению эстетической потребности. Они – интеллигентные и мало приспособленные к наступающей новой жизни люди.

Купец Ермолай Лопахин предлагает им разумный и рациональный выход – вырубить часть сада и сдавать землю дачникам. Это поможет сохранить имение. Но такой выход в корне противоречит взглядам хозяев на сад. Они не хотят жертвовать малым для сохранения целого, потому что сад для них - значит чуть ли не больше, чем всё остальное имение.

Вишнёвый сад в пьесе – не только символ красоты, которая должна существовать просто так, а не обязательно приносить какую-то материальную выгоду, но ещё и символ уходящего в прошлое и разрушающегося уклада жизни. Дворянство перестаёт занимать главенствующие позиции и со своими плюсами и минусами уходит в прошлое. Место людей из дворянской среды занимают рациональные деловые люди, такие как Лопахин. Ермолай Алексеевич вовсе не злой человек, который хочет разрушить счастье Раневской и её семьи, напротив, он старается помочь им. Однако его отношение к саду совершенно другое. Такому человеку как Лопахин крайне трудно понять, что сад не обязательно должен приносить материальную выгоду. Что он может быть ценен потому, что дорог воспоминаниями и просто красив. Лопахин видит лишь благоприятную возможность успешно выйти из сложившейся ситуации и сохранить имение. Он смотрит на сад как на источник дохода. Гаеву и Раневской такой подход не близок.

Представители молодого поколения в пьесе, Анна, Пётр, Варвара, по-своему относятся к продаже сада и имения. Так, Пётр говорит: «Вся Россия – наш сад». Он увлечён высокими идеями, стремится построить жизнь по-новому: в основе всего – труд ради высокой и светлой цели. Он, хоть и не близок Лопахину, но также не способен по-настоящему понять чувства Раневской. Для него сад – свидетель неуважительного обращения с крепостными людьми. И уничтожить его – правильное решение. Нужно совершенствоваться, развиваться и постоянно трудиться – это поможет избавиться от грехов прошлого, по мнению Петра. Понять возмущение Трофимова прошлым, в котором одни люди угнетали других, – можно. Однако сам он не способен понять чувств уже не молодых людей, для которых этот сад – священное и очень родное место, тесно связанное с историей семьи.

Таким образом, в пьесе к вишнёвому саду относятся по-разному: Гаев и Раневская хотят сохранить его ради памяти о близких и его красоты; Лопахин хочет вырубить сад и с выгодой использовать землю, чтобы спасти имение; Пётр призывает покинуть сад как символ неправильной жизни, для создания нового светлого будущего.

Гаев Леонид Андреевич – один из главных персонажей в пьесе Чехова «Вишнёвый сад», брат помещицы Раневской . Он человек старой закалки, как и сестра - сентиментален. Очень переживает по поводу продажи родового имения и потери вишнёвого сада.

По натуре Гаев – идеалист и романтик. Он не особо приспособлен к «новой» жизни. Себя относит к людям 80-х годов 19 века. Он артистичен и искренен. Может признаться в любви даже шкафу, который для него является хранителем семьи почти на протяжении века. Он много говорит, порой не по существу. Поэтому спохватывается, что сказал неуместность, но потом всё повторяет сначала. Чтобы скрыть свои волнения по поводу имения, часто вставляет в речь словечки вроде «кого?» или «от шара направо в угол» (выражение, используемое в бильярде).

По поводу сохранения вишнёвого сада строит нереальные планы и всё мечтает, что кто-то им оставит богатое наследство. А также, мечтает выгодно выдать замуж племянницу Аню . Но это только на словах, а на деле, он и пальцем не пошевелил, чтобы спасти имение.

После того, как Лопахин выкупает их дом с садом, он устраивается на работу в банк за шесть тысяч в год. В конце произведения Лопахин говорит, что это ненадолго, так как Гаев ужасно ленив.

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...