Караваджо картины. Биография и картины микеланджело караваджо


Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо . Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано , около 1593 года уехал в Рим. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Спустя некоторое время модный живописец Чезари д"Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.

В это время были написаны такие картины Караваджо, как "Маленький больной Вакх" и "Мальчик с корзиной фруктов".

По характеру художник , который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Нередко проводил дни в обществе игроков, мошенников, скандалистов, авантюристок. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.

© Меризи да Караваджо / public domain Картина Меризи да Караваджо "Лютнист", 1595. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


© Меризи да Караваджо / public domain

В 1595 году в лице кардинала Франческо Мария дель Монте Караваджо нашел влиятельного покровителя , который ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — "Корзина с фруктами", "Вакх" и "Лютнист". В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как "Концерт", "Амур-победитель", "Гадалка", "Нарцисс". Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к "чистому" натюрморту и "авантюрному" жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.

Среди ранних религиозных произведений Караваджо — картины "Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной", "Святая Екатерина Александрийская", "Святая Мария Магдалина", "Экстаз святого Франциска", "Отдых на пути в Египет", "Юдифь", "Жертвоприношение Авраама".

© Фото: public domain Караваджо "Юдифь, убивающая Олоферна". ок.1598-1599


На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 годах для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею. Из них сохранились только две — "Призвание апостола Матфея" и "Мученичество апостола Матфея" (1599-1600). Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра".

© Фото: Микеланджело да Караваджо Картина "Иоанн Креститель", Микеланджело да Караваджо

В 1602-1604 годах художник написал "Положение во гроб" ("Снятие с креста") для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В 1603-1606 годах создал композицию "Мадонна ди Лорето" для церкви Сант-Агостино. В 1606 году написана картина "Успение Марии".

В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Раннуччо Томмазони Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 году на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию.

В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины "Семь дел милосердия" (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), "Мадонна Розария" и "Бичевание Христа". На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна "Усекновение главы Иоанна Крестителя" и "Святой Иероним", на Сицилии — "Погребение святой Луции" для церкви Святой Луции, "Воскрешение Лазаря" для генуэзского купца Ладзари и "Поклонение пастухов" для церкви Санта Мария дельи Анджели. К последним произведениям Караваджо относится также картина "Давид с головой Голиафа", на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.

В 1610 году, получив прощение от кардинала Гонзага, художник погрузил свои вещи на корабль, намереваясь вернуться в Рим, но так и не добрался до места назначения. На берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.

18 июля 1610 года Караваджо скончался от приступа малярии в итальянском городке Порто-Эрколе в возрасте 37 лет.

Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу, а также породило новое направление в искусстве — караваджизм.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.

Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.

В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

Живопись

Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом. Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино. Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».


Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».


В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.


Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».


В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».

Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла». Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии». Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.


Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.


Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.


В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.


В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.


В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.


Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.


В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни . С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.


В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.


В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер . Это его первая роль такого характера.

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.


Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.


Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.


Произведения

  • 1593 - «Юноша с корзиной фруктов»
  • 1595 - «Музыканты»
  • 1596 - «Мальчик, укушенный ящерицей»
  • 1597 - «Кающаяся Магдалина»
  • 1597 - «Медуза»
  • 1598 - «Юдифь и Олоферн»
  • 1599 - «Нарцисс»
  • 1600 - «Мученичество Святого Матфея»
  • 1601 - «Распятие Святого Петра»
  • 1602 - «Амур-победитель»
  • 1603 - «Погребение Христа»
  • 1604 - «Иоанн Креститель»
  • 1605 - «Портрет папы Павла V»
  • 1606 - «Мария Магдалина в экстазе»
  • 1607 - «Семь деяний милосердия»
  • 1608 - «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
  • 1609 - «Воскрешение Лазаря»
  • 1610 - «Давид с головой Голиафа»

Картина создана живописцем в 1608 году на известный сюжет — казнь Иоанна Крестителя. Это последний этап творчества Караваджо (настоящее имя — Микеланджело Меризи да Караваджо), когда его полотна полностью погрузились в мир […]

Полотно было написано по заказу аристократической семьи Кавалетти в качестве алтарного образа для семейной церковной капеллы в Сант-Агостино в Риме. Картина писалась в два этапа с перерывом из-за конфликта с нотариусом, возражавшим […]

В XVII–XVIII столетиях в искусстве получило широкое распространение изображение жанровых сценок, дающих возможность запечатлеть образы участвующих в любопытных ракурсах, очерчивая многообразные переживания героев. Сам Караваджо внес существенный вклад в становление европейской бытовой […]

Микеланджело Меризи да Караваджо считается основателем реализма в живописи. После него не осталось ни одного эскиза или рисунка — все свои замыслы Караваджо сразу воплощал на холстах. Жизнь художника была весьма своеобразной. […]

Художник много раз обращался к библейским сюжетам. Создавалось впечатления, что работая над картинами он искал что — то очень важное для себя. Яркое цветовое разграничение мирского и высшего в его полотнах создает […]

На протяжении всей жизни художник искал ответы на вопросы в библейских сюжетах. Приступы гнева и невоздержанности не раз играли грустную роль в его скитаниях и тяжелой жизни. Чем старше становился художник, тем […]

Эта картина была заказана у художника кардиналом Сципионе Боргезе. Давид и Голиаф, опираясь на библейские сведения, были героями древности. Давиду предстояло стать царём иудеев, а Голиаф являлся исполином – филистимлянцем. В одной […]

Караваджо по праву считается не только лучим мастером за всю историю развития художественного искусства, но и одним из самых ярких и талантливых представителей такого стиля рисования и отображения картин, как барокко. Чуть […]

Сентябрь 29, 2018

Феноменальное творчество гения, перевернувшее общепринятые представления о живописи, кардинальным образом повлияло на весь ход развития изобразительного искусства не только в Италии, но и во всей Европе. Отъявленный бунтарь и безустанный мятежник, исключительный талант и настоящий гений – все это про Караваджо, великого художника и экспериментатора, ставшего реформатором европейской живописи и, в одночасье, одним из самых скандальных художников всех времен.

Караваджо. Автопортрет

Биография Караваджо

Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было. Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии дэ Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день. У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.

В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.

После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.

Картины Караваджо в Палаццо Барберини


В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли.

Юноша с корзиной фруктов. Караваджо. 1593-1594 г.

Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.

Караваджо в Риме

В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata ), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Это подтверждает тот факт, что уже в 94-ом году Меризи остался совершенно без денег и без крыши над головой.

В Риме Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемый выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев. В этот период Караваджо помогал расписывать одну из капелл в базилике Сан Прасседе. Взаимоотношения с Чезари были прерваны после внезапной болезни и госпитализации Караваджо.

В 1597 году, благодаря Просперо Орси, близкого друга художника, Микеланджело Меризи замечает кардинал Франческо Мария дель Монти, известный деятель культуры и страстный поклонник искусств. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника стала неумолимо расти в кругах римской знати. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, стали предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Отдых на пути в Египет. Караваджо. 1596-1597г.

Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен посвященных житию Святого Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.

Картины Караваджо в церкви Сан Луиджи деи франчези

После этого мастер приступил к написанию картин для : «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.

Распятие св. Петра. Караваджо. 1601 г.


Обращение Савла. Караваджо. 1601 г.

Провокатор и гений Караваджо

Популярность Караваджо не переставала расти также, как и не смолкали разговоры о нем. Его творчеством восхищались ровно столько же, сколько и осуждали, а Меризи продолжал создавать свои скандальные произведения и провоцировать общество.

Саломея с головой Иоанна Крестителя. Караваджо. 1607 г.

Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь, и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения.

Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Все подозрения пали на заядлого бунтаря Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, дабы избежать ареста. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.

Сложный характер художника далеко не раз приводил к печальным последствиям. Караваджо многократно арестовывали по причине его возмутительного поведения, участия в драках и разгромах, незаконного ношения оружия и т.д. А однажды Микеланджело привлекли к суду за то, что вместе со своими друзьями он написал и распространил по городу оскорбительные стихотворения в адрес другого художника Джованни Бальоне. В 1605 году Меризи был вынужден бежать из Рима в Геную на несколько недель, потому что исполосовал ножом известного нотариуса, с которым он поругался из-за своей возлюбленной. От арестов и тюремных заключений Караваджо часто спасали известные государственные деятели и влиятельные друзья. Говорят, что неоднократно к нему приходил на помощь французский посол. Но так продолжалось не всегда.

Святое семейство с Иоаном Крестителем. Караваджо. Около 1603 г.

28 мая 1606 года во время игры в мяч на Марсовом Поле, Караваджо сцепился с Мариано Паскулоне. Точной причины драки так никто и не узнал. Одни говорили, будто между ними встала женщина, другие – что причиной послужили политические разногласия. Но как бы там ни было, в результате Меризи, оказался серьезно ранен, а его противник — убит. Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого.

Филиппо I Колонна. Гравюра.

На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Теперь-то Меризи и на улицу было выходить небезопасно – приговор мог исполнить любой, опознавший виновного. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, потому что и на этот раз ему пришли на помощь. Филиппо I Колонна. Представитель знатного римского рода не только помог художнику бежать из Рима, но и предоставил обвинению серию доказательств о невиновности Микеланджело, подговорив своих многочисленных родственников стать этому свидетелями. Через несколько месяцев Колонна отправил Караваджо в Неаполь к своим родственникам, где он пробыл почти целый год. За это время мастер успел создать множество произведений, среди которых:

  • «Святое семейство со святым Иоанном Крестителем» (1607), на данный момент хранится в частной коллекции;
  • «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607), находящаяся в фонде Национальной галереи в Лондоне;
  • «Мадонна Розария», написанная по заказу семьи Карафа-Колонна — одна из самых значимых работ данного периода.

Мадонна Розария. Караваджо. 1607 г.

После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Казалось жизнь стала налаживаться, однако скверный характер художника и тут дает о себе знать. После серьезной ссоры с кавалером ордена, находившимся рангом выше, выяснилось причастие Меризи к убийству в Риме. В результате его арестовали. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Ему удалось сбежать из заключения и без проблем добраться до Сицилии, где некоторое время он гостил у своего давнего друга.

Возможно Вас заинтересует:

Последние годы жизни Караваджо

Вскоре после этого Караваджо вернулся в Неаполь, где летом 1609 года на него напали неизвестные, пытаясь убить. Попытка, к счастью, оказалась неудачной, но слухи о его гибели уже поползли по городу. Здесь, в Неаполе, Меризи проживал у маркизы Констанции Колонны почти год, пока из Рима не пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании.

Папа Павел V. Караваджо. Дата неизвестна

В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.


Стиль: Влияние на: Работы на Викискладе

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio ; 29 сентября (15710929 ) , Милан - 18 июля , Гроссето, Тоскана) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века , один из крупнейших мастеров барокко . Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро » - резкое противопоставление света и тени.

Биография

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо , неподалеку от Милана . Отец служил управляющим в доме Франческо I Сфорца, маркиза де Караваджо, хозяина этого городка. Отец умер от чумы, когда Микеланджело было пять лет. Учился с 1584 года у Симоне Петерцано в Милане , но по неизвестной причине закончил обучение раньше срока. Затем на четыре года пропадает из поля зрения и объявляется в Риме - нищим и голодным.

Первое время Караваджо сильно нуждался. Он поступил в мастерскую второстепенного, но бывшего в большой моде в Риме художника Чезари д’Арпино. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Борромео , познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком» и признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось . Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.

В 1591 году Караваджо переехал во дворец своего покровителя кардинала дель Монте, где работал около пяти лет. Одним из поклонников живописи Караваджо и коллекционером его картин стал маркиз Винченцо Джустиниани .

«Вакх» - одна из ранних картин Караваджо, на которых предположительно изображён его сожитель Марио Миннити

В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески , Граматики, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент - Федерико Цуккаро . Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.

Караваджо рано пристрастился к азартным играм, делал долги, кроме того, обладал вспыльчивым нравом, не раз приносившим ему неприятности, часто задерживался римской полицией, но покровители защищали его, пока он не перешёл черту.

Он так и не узнал, что в Риме ему даровано полное прощение.

Ранний период

Драматическая жизнь Караваджо, полная приключений, соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх » (ок. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1593, там же), «Вакх» (ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи - маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо - человек из уличной толпы, - римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха .

Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Принесение в жертву Исаака», ок. 1603, Уффици; «Юдифь и Олоферн», ок. 1596, собрание Коппи (сейчас выставляется в Палаццо Барберини), Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).

Зрелое творчество

Период творческой зрелости (конец XVI - первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599-1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези , капелла Контарелли, Рим). В первом и самом значительном из них - «Призвание апостола Матфея», - перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события - вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра , его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.

Во второй картине этого цикла - «Мученичество св. Матфея» - возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Третья картина - «Св. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) - была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах «Мученичество св. Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601, Санта-Мария-дель-Пополо , капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602-1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605-1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).

Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия » (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В последних работах - «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века - Рубенса , Йорданса , Жоржа де Латура , Сурбарана , Веласкеса , Рембрандта . Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст , Хендрик Тербрюгген , Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески , его дочь Артемизия Джентилески).

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Как известно по Библии , это произошло на третий день после погребения. Чтобы достичь достоверности, Караваджо приказал двум нанятым работникам выкопать недавно захороненное тело и держать его, пока он рисует. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Но Караваджо, пригрозив им ножом, заставил их продолжить держать труп, пока он не закончит работу .

Фильмы о Караваджо

  • «Караваджо» - британский фильм 1986 года режиссёра Дерека Джармена по мотивам жизни художника, в роли взрослого Караваджо - Найджел Терри
  • «Караваджо» 2007 год, режиссёр Анжело Лонгони в главной роли Алессио Бони

Примечания

Литература

  • Махов А. Караваджо. - М .: Молодая гвардия, 2009. - (Жизнь замечательных людей). - ISBN 978-5-235-03196-8
  • Элизабет Ланди Тайная жизнь великих художников. - М ., 2011. - ISBN 978-5-98697-228-2
  • Шапиро Ю.Г., Персианова О.М., Мытарева К.В., Аране Н.М. Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. - Л. : Аврора, 1971.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 сентября
  • Родившиеся в 1571 году
  • Умершие 18 июля
  • Умершие в 1610 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники Италии
  • Художники барокко
  • Картины Караваджо

Wikimedia Foundation . 2010 .

Выбор редакции
Однажды где-то в начале 20 века во Франции или, может быть, в Швейцарии, некто, варивший себе суп, случайно уронил в него кусочек сыра....

Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...
Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...