Как я понимаю название комедии недоросль. Сочинение на тему: Смысл названия комедии Недоросль, Фонвизин


Тема сегодняшнего повествования - история создания и анализ «Недоросля» Фонвизина. Произведение автора екатерининской эпохи не утратило актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В этом произведении затронут ряд проблем и вопросов, привлекающих читателей во все времена.

Анализ «Недоросля» Фонвизина должен включать краткую характеристику героев этого драматургического произведения. Стоит также рассказать об идее русского литератора. Что вдохновило Фонвизина на написание комедии, популярной на протяжении более двухсот лет? Какие недостатки общества автор прежде всего хотел высмеять в своем сочинении? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье. Но прежде чем приступить к анализу «Недоросля» Фонвизина, следует рассказать о главных событиях, изображённых в пьесе.

Действия, как и в любом другом драматургическом произведении эпохи классицизма, совершаются в течение всего одного дня.

События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века. Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.

Недорослем в комедии назван сын главной героини - помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает.

Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей - положительной героиней произведения.

Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание. В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.

О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка - круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.

О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой.

В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания.

Кутейкин - недоучившийся семинарист. Цыфиркин - отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает. Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя. То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.

История написания

Замысел комедии «Недоросль» у Фонвизина возник в 1778 году. Более года русский литератор провел во Франции, где изучал юриспруденцию, философию. Он наблюдал за тем, как живут европейские аристократы, и пришел к довольно неутешительному выводу: русское дворянство погрязло в косности и невежестве. По возвращении домой Фонвизин приступил к написанию произведения. На это ушло у него более трех лет.

Идея комедии «Недоросль» Фонвизина была по тем временам весьма оригинальной. Писатель стремился высмеять недостатки типичных представителей помещичьего сословия. Неудивительно, что и в Москве, и в Петербурге его комедию долгое время отказывались ставить.

Критика современников

Тема комедии «Недоросль» Фонвизина цензорам показалась интересной, однако слишком много в ней было смелых реплик. В 1782 году состоялась премьера спектакля. Произведение Фонвизина имело ошеломительный успех. Правда, театр, на сцене которого была поставлена пьеса, едва не закрыли. Кроме того, комедия вызвала недовольство Екатерины II.

Идея произведения

Духовное разложение представителей дворянства в условиях крепостного права - основная тема комедии, о которой речь идет в этой статье. По мнению Фонвизина, педагогические методы определяют нравственный облик целого поколения. В 18-м веке помещики нередко доверяли воспитание своих детей недоучившимся дьячкам, неграмотным нянькам, иностранцам, имеющим сомнительные образование. Такие «педагоги» способны учить лишь юношей, подобных Митрофанушке - центральному персонажу комедии Фонвизина «Недоросль».

Автор этого произведения на простых примерах показал, что дворяне в большинстве своем не помнят ни о чести, ни о достоинстве. Они не служат интересам государства, не соблюдают нравственных и государственных законов. Остроту драматургическому произведению Фонвизина придает победа добра над злом, которая, впрочем, имеет случайный характер. Если б Стародум не вернулся из Сибири вовремя, а Правдин не получил предписания взять имущество Простаковой, всё закончилось бы для Софьи не столь благополучно. Она бы не покинула город с молодым образованным офицером Милоном, а стала бы женой глупого Митрофанушки.

Персонажи

Система образов в «Недоросле» Фонвизина довольно проста. Герои делятся на положительных и отрицательных, почти все из них имеют говорящие фамилии: Вральман, Стародум, Правдин. Отрицательные персонажи - представители старого дворянства, пытающиеся удержаться всеми силами за устаревшие идеи крепостнического строя. Им противопоставлены герои, поддерживающие идеи Просвещения, - Правдин, Софья, Милон, Стародум.

Положительные и отрицательные герои

Среди персонажей комедии можно выделить несколько дуальных пар. Так, Софья противопоставлена Митрофанушке. Стародум - приверженец просветительских взглядов. Это человек нового времени. А потому он представляет собой противоположность помещицы Простаковой. Милон противопоставлен Скотинину. Если первый образован и воспитан и испытывает к Софье искренние чувства, то второй хочет жениться на девушке из корыстных соображений. Скотинин мечтает обзавестись землей, где будет активно заниматься животноводством, а именно разводить свиней.

Митрофанушка

Анализ «Недоросля» Фонвизина не может обойтись без описания этого яркого персонажа. Глупый избалованный юноша абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. Всё за него делает мать, слуги или няни. От Простаковой отрок перенимает неуправляемую страсть к деньгам. Он, как и мать, груб, неуважителен к родным. Безвольность Митрофанушка наследовал от своего отца. Шестнадцатилетний юноша не хочет учиться, но хочет жениться. Он представляет собой противоположность Софье, образованной, серьезной, умной девушке с нелегкой судьбой.

Простакова

Делая анализ «Недоросля» Фонвизина, следует уделить внимание отрицательной героине. Простакова - необразованная, глупая женщина, однако при этом очень хитрая. Она практичная хозяйка, любящая мать. Для Простаковой беззаботное будущее и счастье Митрофанушки стоят превыше всего. Но в воспитании она совершает роковые ошибки, потому как не знает ничего о правильных педагогических методах. Она обращается с сыном так, как обращались когда-то с ней ее родители. В ведении хозяйства и воспитании сына помещица используют исчерпавшие себя ценности и идеи.

Стародум

При анализе «Недоросля» Фонвизина особое внимание следует уделить герою, символизирующему просветительские идеи, о которых в 18-м веке в России известно было немногим. Стародум общается с Софьей совсем не так, как Простакова с Митрофанушкой. Он использует совершенно иные методы воспитания. Беседуя с Софьей на равных, наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает за неё решений. Стародум хочет, чтобы племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, однако не навязывает ей своих взглядов.

В этом образе автор изобразил свой идеал воспитателя и родителя. Стародум - авторитетная сильная личность, прошедшая достойный путь. Для современных читателей этот герой, конечно же, не является идеальным воспитателем. Но на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями, он оказал сильное впечатление.

«Недоросль» – наиболее известное произведение Дениса Ивановича Фонвизина . Пьеса появилась в 18 веке и носила социально-общественный характер. Так как в ней большое значение придается любым именам и названиям, и автор выбирал их неслучайно, слово «недоросль» также имеет свой подтекст. При Петре I недорослями называли дворянских детей, не достигших совершеннолетия и не поступивших на государственную службу. Есть предположение, что именно после книги Д. И. Фонвизина это слово стало нарицательным и приобрело второй смысл – глуповатый юноша и недоучка. И даже имя Митрофан стало олицетворять подрастающее поколение, погрязшее в глупости и невежестве.

Митрофан – сын помещиков Простаковых. Мать юноши сама довольно невежественна и глупа, при этом обладает деспотичным и злонравным характером. Вместо того чтобы научиться хоть чему-то и научить своего сына, она часто хвастает своим невежеством, говоря, что ей как истинной дворянке не престало уметь читать. По её мнению счастье заключается не в просвещении, а в жадности и власти над крепостными. Простакову отличает безграничная любовь к сыну. Ему позволено все: оскорблять и унижать окружающих людей, не учиться, сидеть дом без дела и не идти на службу. Она нанимает для Митрофана учителей грамоты, счета и французского языка. Однако это делается не для просвещения юноши, а для того, чтобы не отстать от других дворян. Поэтому Митрофан не особо напрягает свой ум и может вообще ничего на уроках не делать. В результате он уже несколько лет обучается, а до сих пор не может и двух слов в предложении связать, или проделать простейшие математические упражнения. Через его поведение и речь автор пытается показать все черты недоразвитости и невоспитанности недоросля. У Митрофана полная моральная деградация. Он не только глуп и ленив, но и не умеет уважать труд и достоинства других. Так, например, он часто грубит своей няне и кормилице Еремеевне , которая с детства его кормит, одевает и от всего дурного защищает. Очевидно, что он перенял все отрицательные качества своей матушки, о чем свидетельствует имя, данное ему автором. Ведь Митрофан – это древнегреческое мужское имя, обозначающее «матерью явленный». Об отце юноши известно лишь то, что он ни в чем не смеет возразить своей супруге и безропотно выполняет все её приказы. В такой атмосфере формируется деспотичный, безжалостный и корыстный характер Митрофана. Например, узнав, что их дальняя родственница Софья имеет богатое приданное, он не прочь на ней женится и по велению матушки готов даже выкрасть девушку. Однако когда их план проваливается, и у Простаковой отнимают имение, он спокойно отворачивается от матери и говорит, чтобы та отстала от него. Один из мудрых персонажей в пьесе, Стародум , говорит, что она пожинает плоды своего воспитания.

Актуальность названия пьесы видна и в последних сценах. Когда государственный служащий Правдин объявляет, что Митрофану пора на службу, Стародум отмечает, что толку из него отечеству не будет. В лице недоросля Митрофана автор показывает моральное разложение дворянского общества 18 века и хочет, чтобы читатели, узнав в юноше своих детей, попытались исправить их и своевременно занялись их воспитанием. Счастливой развязкой он подчеркивает победу здравого смысла над тупостью и невежеством.

  1. Когда была написана комедия «Недоросль» и как отреагировала публика на ее первую постановку 24 сентября 1782 года?
  2. Первую постановку комедии можно было расценить как большой успех, но реакционная часть дворянства встретила пьесу с озлоблением, узнав в ней многие свои пороки: Фонвизин казнил как дикое невежество старшего поколения, так и поверхностное, внешнее «европейское» «полуобразование» молодежи. Драматург показывает тяжелое положение крестьянства и развращающее влияние крепостничества на молодых дворян.

  3. Докажите, что Простакова и Скотинин — типичные крепостники-невежды. Какие общие черты им присущи?
  4. В чем вина, а в чем беда Митрофана? Закономерна ли концовка пьесы? Почему такую концовку придумал Фонвизин?
  5. Конечно, концовка пьесы надуманна. Таким финалом автор хотел указать правительству Екатерины II пути преобразований, ограничения власти помещиков над крестьянами. Он боролся за разоблачение существующего зла, за издание нормальных законов, за постепенное ограничение власти помещиков над своими крепостными.

  6. Не является ли финал пьесы преувеличением, а образ Митрофана пародией?
  7. Нет. Митрофан — порождение своей эпохи, крепостнических отношений, когда дворянские недоросли не должны были служить.

  8. В чем проявился реализм комедии?
    1. В комедии живые люди, а не сухие схемы, носители какого-то определенного качества, что было характерно до классицизма.
    2. Язык героев индивидуализирован (груба речь Простаковой и Скотинина, в языке Митрофана проявляется его невежество, устаревшими словами из церковных книг пестрит речь Кутейкина, положительные герои пользуются книжным языком, что в XVIII веке было характерно для высшего дворянства).
    3. Реализм сказался и в постановке автором важнейших проблем своего времени (ограничение власти помещиков, распространение просвещения, воспитание истинного гражданина и др.).
  9. Отрицательные или положительные герои нарисованы Фонвизиным более убедительно? Почему?
  10. Каковы художественные особенности «Недоросля»? Какую роль в композиции комедии играет контраст?
  11. Дает ли комедия «Недоросль» основания полагать, что Д. И. Фонвизин, как сказал о нем Пушкин, — «сатиры смелый властелин, друг свободы»?
  12. С какой целью в имении Простаковой нахо-дится Правдин? Что можно сказать о его обществен-ных взглядах?
  13. Правдин — чиновник наместничества, прогрессивно мыслящий в духе просвети-тельской идеологии времен Екатерины II. Он заявляет, что исполняет свои обязан-ности по убеждению, «по подвигу собст-венного сердца». Объезжая имения, он собирает факты жестокого обращения по-мещиков с крепостными и имеет возмож-ность по своему служебному положению прекратить произвол в имении Простако-вой, взяв управление имением под опеку. Прожив три дня в доме Простаковых, Правдин в разговоре с Милоном называет помещика дураком бессчетным, а жену его презлой фурией, «которой адский нрав делает несчастье целого их дома».

  14. Какие у Правдина есть основания надеяться положить конец бесчинствам Простаковой? Кто по-может ему осуществить замысел?
  15. Правдин надеется осуществить это доб-рое дело, пользуясь полномочиями, данны-ми ему наместником, который по образу мыслей своих «с… ревностию помогает… страждущему человечеству», исполняя тем самым «человеколюбивые виды выс-шей власти». Интересна ссылка Правдина на Учреждение, создающее образ такого благонамеренного наместника. Именно к нему обращается Правдин за разрешением взять имения под опеку. Исторически действия Правдина, правительственного чиновника, выполнявшего волю «высшей власти», не имели подтверждения в рус-ской действительности той поры. Они от-ражали лишь настроения, чаяния извест-ной части просвещенного дворянства, в том числе и автора комедии, и воспринима-лись как предложения правительству воз-можного способа регулирования отноше-ний между помещиками и крестьянами. Поэтому образ Правдина имеет не реаль-ный, а условный, идеальный характер.

  16. Какая фраза выражает отношение самого Фонвизина к Правдину и характеру его службы?
  17. Это слова Милона: «Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных».

  18. Какие общественно-политические и нравст-венные проблемы обсуждаются в диалогах Старо-дума и Правдина?
  19. Уже в явлении I третьего действия, т. е. при первой встрече, Правдин и Стародум обсуждали ряд важных социально-поли-тических и нравственных проблем, диску-тируемых во второй половине XVIII века в среде просвещенного дворянства: служе-ние государству, истинные и мнимые за-слуги перед обществом, образование и воспитание гражданина отечества, честь и достоинство личности, отношения при дворе и т. д.

  20. Как вы думаете, почему Фонвизин называет своего положительного персонажа именем Старо-дум?
  21. Как во многих драматических произве-дениях, Стародум наделен условным име-нем, отражающим сущность его взглядов и пристрастий. Он — человек старого вре-мени, времени петровских преобразова-ний России, откуда он с молодости по-черпнул свои взгляды, убеждения и нрав-ственные правила.

  22. О каком времени вспоминает Стародум и по-чему? Что привлекает его в прошлом?
  23. Характерными признаками того време-ни, по мнению Стародума, было почита-ние человека и его достоинств по заслугам перед отечеством, прямота и искренность. Он получил от отца, служившего при дво-ре Петра Великого, завет в виде правила: «имей сердце, имей душу, и будешь чело-век во всякое время». Оттуда же Стародум вынес и еще одно, примыкающее к этому правилу суждение, актуальное и в наши времена: без души «просвещеннейшая ум-ница — жалкая тварь. Невежда без ду-ши — зверь».

  24. Как относится Стародум к современному ему обществу?
  25. К современному ему обществу Стародум относится отрицательно, хотя и считает, что погорячился выходить в отставку из-за того, что был обойден чином в поль-зу молодого графа-карьериста. Если бы ранее он умел владеть собой, то «имел бы удовольствие служить долее отечеству». Отношения при дворе поразили его своей неискренностью, достижение царедворца-ми карьеры он образно сравнил с ездой: по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. Так же образно он гово-рит о соперничестве, себялюбии. Морали старого времени Стародум противопостав-ляет искаженные представления о жиз-ненных ценностях в современной ему дей-ствительности.

  26. Сопоставьте мысли Стародума со взглядами, выраженными Ломоносовым и Державиным в из-вестных вам произведениях.
  27. Комедия Фонвизина продолжает просве-тительские традиции русских классицис-тов Ломоносова и Державина. Утвержде-ние роли сильного государства в благополу-чии общества, воспитании и образовании истинного сына отечества, похвала преоб-разованиям Петра I, стремление к беско-рыстному служению постоянно звучат в одах Ломоносова, строгое соблюдение за-конов, резкая критика тирании, мздоим-ства мы находим в переложении Держа-виным псалма «Властителям и судиям». Все эти взгляды полностью разделяются Стародумом.

  28. С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана?
  29. Не понимая значения образования и бу-дучи полной «невеждой без души», Про-стакова все же нанимает учителей для Митрофана и считает, что он получает до-статочное образование. Она понимает, что уже «век другой», что уже так не про-живешь, как дядюшка Вавила Фалалеевич, что общество требует от дворянских детей учебы. Материнское сердце Проста-ковой страдает, что дитя может измучить-ся от уроков, и потому она старается как можно быстрее закончить урок, придрав-шись к какой-либо неугодной фразе учи-теля. Когда приехали гости, она просит Митрофана «хоть для виду поучиться», чтобы они видели, какой он образованный и достойный жених для Софьи, которая внезапно стала богатой невестой.

  30. Как вы оцениваете умственные способности недоросля? Что усматриваете в его репликах — глу-пость или наглость?
  31. Избалованность, леность и наглость, воспринятая от матери и дядюшки нена-висть к образованию и образованным лю-дям притупляют умственные способности Митрофана, не дают почвы для их разви-тия. Мы не можем судить о природных способностях недоросля. Однако он сооб-разителен в житейском плане: предпочи-тает сочувствовать матушке, которая в его сне устала колотить батюшку, а не отцу, а также проявляет практическую сметку и в ряде других обстоятельств.

  32. Почему Митрофан отталкивает мать и покор-но ведет себя с Правдиным?
  33. У Митрофана под влиянием уродливого воспитания не сложилось никаких привя-занностей, нет любви к людям. Мать для него — всего лишь заступница, потакаю-щая ему во всем, она создает ему удобную, устраивающую его жизнь. И когда она те-ряет власть над людьми, она теряет и цен-ность для Митрофана. Произнося свою знаменитую фразу: «Вот злонравия до-стойные плоды», Стародум имеет в виду и результаты воспитания Простаковой соб-ственного сына.

    Митрофан покорно отвечает на слова Правдина о службе, потому что он почув-ствовал силу и власть Правдина, в нем он видит хозяина, которого невозможно ос-лушаться.

  34. Каково отношение самого Фонвизина и его положительных персонажей к воспитанию молодых дворян?
  35. Тема воспитания является одной из ос-новных тем комедии «Недоросль». Забота о судьбах подрастающего поколения ни-когда не оставляла Фонвизина как пи-сателя и гражданина. Создавая образ Митрофана, он ставил целью не только посмеяться над недорослем, комически изобразить его «познания» в науках, его желание «не хочу учиться — хочу же-ниться», но и показать трагические по-следствия такого уродливого воспитания. Из Митрофана вырастает «невежда без ду-ши», жестокий крепостник, деспот, отно-сящийся к той породе, «которая мстит своей плодовитостью».

  36. Почему «Недоросль» называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пье-сы? Аргументируйте свое мнение.
  37. Несомненно, «Недоросль» — класси-цистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудав-шимся сватовством Митрофана и Скоти-нина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены учения и экза-мена Митрофана, разговоры Скотинина о свиньях. Комизм изображения персона-жей сочетается с обличительной сатирой.

  38. Можно ли назвать «Недоросль» высокой ко-медией и если да, то почему?
  39. В «Недоросле» поставлены серьезные социально-политические и нравственные проблемы: деспотизм крепостного права, образование и воспитание личности граж-данина отечества, государства. Это делает пьесу высокой комедией.

  40. Назовите сюжетные линии пьесы.
  41. Внешне комедия строится на традици-онном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблю-дены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы геро-ев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, зна-комые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родствен-ница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время проис-ходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывает-ся в одни сутки и составляет заключи-тельный этап сюжета. Простакова реша-ет выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невес-та для ее сына. Завязка наступает с по-лучением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследни-цей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и бра-том.

    Софья отдает предпочтение Милону. И тогда Простакова решает организовать похищение Софьи и ее венчание с Митро-фаном. От весьма драматического завер-шения «сватовства» Софью спасает вме-шательство Милона, отбивающего невесту у людей Простаковой. Эта кульминаци-онная сцена подготавливает развязку комедии. Комические герои посрамле-ны. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав на крестьян, ее име-ние взято в опеку.

    Таким образом, сватовство Скотинина, получение Письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка по-хищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, «перебрать» их «по одиночке» и допытаться, «кто из рук ее выпустил», наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и дере-вень Простаковой в опеку — узловые сце-ны сюжетной линии комедии. Материал с сайта

    Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась вза-имоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых опреде-лялась Стародумом и Простаковой; вто-рая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В собы-тиях этой развязки раскрывались общест-венные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная на-правленность комедии в целом.

  42. В чем вы видите конфликт комедии «Недо-росль»?
  43. Основной конфликт комедии заключен в противостоянии просветительски на-строенного дворянства и жестоких поме-щиков-крепостников по проблемам отно-шения к крестьянам, государственной службе, воспитанию и образованию граж-данина отечества.

  44. Как вы думаете, есть ли в комедии резонер (герой, выражающий мысли автора)? Если да, то кто выступает в этой роли?
  45. Стародум и Правдин отражают позиции Фонвизина по названным проблемам. Вместе с тем они выполняют и определен-ные сюжетные функции.

  46. Какие сцены и лица не имеют прямого отно-шения к развитию сюжета, но связаны с проблема-тикой комедии? Какова их роль?
  47. Комические сцены: примерка Митрофа-ном нового платья и обсуждение Тришки-ной работы, уроки Митрофана, ссора сест-ры с братом, ссора учителей, комический диалог во время экзамена. Все они созда-ют представление о бытовой, повседнев-ной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне ее запросов, внутрисемей-ных отношений. Они убеждают зрителя в правдоподобии и жизненности происходя-щего на сцене.

    Диалоги положительных героев о про-свещенном монархе, о достоинстве дворя-нина, браке и семье, о воспитании моло-дых дворян, о том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», представляют собой изложение положительной про-граммы Фонвизина.

  48. Выпишите из текста комедии пословицы, по-говорки и афоризмы, раскройте их роль в характе-ристике персонажей комедии, а также взглядов драматурга. Каковы способы включения метких вы-ражений в речь персонажей?
  49. Век живи — век учись (Не век тебе учиться) (Простакова).

    Придет час воли Божьей (Час моей воли пришел) (Простакова, Митрофан).

    Нашел деньги, ни с кем не делись (Про-стакова).

    Не хочу учиться — хочу жениться (Митрофан).

    Ни за что, ни про что (Митрофан).

    Повинную голову меч не сечет (Проста-кова, оправдываясь перед Стародумом).

    По пяти рублей на год, да по пяти поще-чин на день (Еремеевна).

    У нас российская пословица: «Собака лает, а ветер носит» (Цифиркин).

    Себе на уме (Простакова).

    Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков (из Псалтыри; Кутейкин).

    Здесь выписана часть пословиц, погово-рок и афоризмов, которые п

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

  • граник вопросы по комедии недоросль
  • недоросль современна ли.доказать
  • цель написания комедии фонвизина недоросль
  • сочинение на тему биография стародума
  • какие были учебные успехи фонвизина?

Комедия "Недоросль" была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения - "говорящие" фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает "являющий свою мать".
Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого "... ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!.."
Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: "... имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена..." Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. "...Золотой болван - все болван..."
Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих?Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:
- Поди ж дай позавтракать ребенку.
- Он уж и так пять булочек скушал.
- Так тебе жаль шестой, бестия?
Вот какое усердие! извольте смотреть.
"... Митрофанушка, коли ученьетак опасно для твоей головушки, так по мне перестань..."
Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана - он растет невеждой.
Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. "... Не хочу учиться, хочу жениться..."
Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.
В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.
"... Вот злонравия достойные плоды!" Эта реплика Стародума говрит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.
Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия "Недоросль". Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

Денис Иванович Фонвизин написал комедию «Недоросль» в эпоху самодержавия. Автор высмеивает систему воспитания и образования, применяемую в дворянских семьях, и создает образы невежественных помещиков.

Значение слова «недоросль»

Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, - это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат - представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого - служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Идея комедии

Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» станет более ясен, если обратиться к идее, которую заложил автор в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «недоросль» навсегда останется «недорослем» и никогда не изменится, не будет развиваться нравственно и духовно.

Значение имени главного героя

Буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика - лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.

Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.

Актуальность проблемы образования

Чтобы понять, насколько образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.

Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.

В результате получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не потеряла своей актуальности.

Чему комедия может научить ребенка

Выше были изложены основные моменты, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль». Характеристика комедии не может быть полной без обозначения того, чему данное произведение может научить ребенка.

На примере Митрофанушки, которого высмеивает автор, ученик восьмого класса может прийти к пониманию, насколько важно учиться, быть самостоятельным, ответственным.

Актуальность данной комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разных возрастов с удовольствием смотрят ее, смеются и, конечно, делают необходимые выводы.

Выбор редакции
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...

В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...

перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...

1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...
С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...
Я учила английский в школе, университете, даже заканчивала курсы американского английского, но язык ушел в пассив!Методика школы...
«Избранная Рада» - термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване...
Порядок уплаты НДС, сдачи декларации по налогу, нововведения по НДС в 2016 году, штрафы за нарушения, а также подробный календарь сдачи...
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...