Как на самом деле выглядели древнегреческие статуи и храмы? Античные скульптуры в цвете: выставка NY Carlsberg Glyptotek (Копенгаген) - История искусств.
Мы привыкли видеть греческие статуи белыми, окрашенными только в оттенки мрамора. Такими же встают в нашем воображении греческие храмы. Однако данные современных исследований говорят о том, что на самом деле греки не были фанатами монохромности ни к скульптуре, ни в архитектуре. Они раскрашивали свои статуи в яркие цвета, рисовали узоры на одежде, подчеркивали красками черты каменных лиц. Здания тоже украшали - разноцветными узорами, геометрическими и цветочными. Эти узоры до сих пор можно увидеть - правда, только в ультрафиолете.
Немецкий археолог Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) направляет на античные статуи и фрагменты архитектурных украшений свет ультрафиолетыовых ламп, и очертания узоров, которые когда-то покрывали скульптуры и храмы, проступают перед глазами учёного. Затем Бринкманн воссоздает орнаменты и рисунки: с его помощью мы можем увидеть статуи примерно такими, какими их видели древние греки.
Бринкманн не может быть уверен в том, как расположить цвета - сохранились только очертания рисунков, и учёному сложно судить, какой краской пользовался художник. Однако археолог старается пользоваться только теми красителями, которые можно было получить в Греции. Зеленый получается из толченого малахита, синий - из минерала азурита, желтый из природных соединений мышьяка, красный - киноварь, черный - из жженной кости и вина.
К сожелению, у тех, кто пытался подражать античности в эпоху Возрождения и позже, не было технологии, которая позволила бы увидеть античные росписи. Поэтому архитектура классицизма, полагавшая себя наследницей античности, была лишена веселых узоров и рисунков, сохраняя чистую «античную» белизну.
Со времени Возрождения белые поверхности античных статуй были эталоном красоты и источником вдохновения для художников. Но археологи Ульрика Кох-Бринкман и Винченц Бринкман разрушили мечты эстетов.
Ученые и раньше обращали внимание, что на некоторых статуях в складках тог и мантий сохранились следы покраски. Винченц и Ульрика сделали смелое предположение, что статуи были покрашены. Чтобы доказать это, ученые исследовали их при помощи рентгена, инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Предположение подтвердилось: современные технологии по микрочастицам помогли восстановить даже цвет красок. И они оказались довольно жизнерадостными.
Собственно, в том, что до нас они дошли белыми, следует винить природу: веками под воздействием дождей и ветра краска стиралась. Супруги Бринкман решили воссоздать первоначальный вид статуй, для чего раскрасили несколько так, как они выглядели изначально, во времена Древней Греции и Рима. Выставка реконструированных статуй супругов Бринкман путешествует по музеям мира с 2003 года.
Сейчас раскрашенные статуи выглядят аляповато и нелепо. Но в древние времена, когда цвет был символом статуса и богатства, они своими яркими красками подчеркивали величие правителей и страны. «Часто люди считают это китчем, - говорит Винченц. - И это неудивительно. Но дело, скорее, в том, что это непривычно для нашего современного глаза. А тогда, тысячу лет назад, когда рабы и бедняки носили одежду из небеленого полотна, купцы, не принадлежавшие к дворянскому сословию, не имели права носить пурпур и синий, какими бы богатыми они ни были. Только представьте, с каким благоговением они взирали на статуи - например, льва с гривой цвета индиго из греческого города Лутраки».
«Саркофаг Александра» был найден при раскопках некрополя финикийского города Сидона. Александр Македонский изображен на нем во время сражения с персами. Туника с длинными рукавами говорит о его завоеваниях и том, что он теперь восточный правитель. А головной убор из шкуры льва отсылает к Гераклу и указывает на божественное происхождение Александра.
На переднем плане: Торс в панцире (Музей Акрополя, Афины, ок. 470 г. до н.э.) На заднем плане: голова воина с фронтона храма Афины Афайи на Эгине, около 480 г. до н.э. Это фото, как и следующие сделаны автором заметки в сентябре 2014 года на выставке «Античные скульптуры в цвете», проходившей в NY Carlsberg Glyptotek (Копенгаген)
Перед Вами небольшой фотоотчет посещения выставки «Transformations classical sculpture in colour» [Трансформация античной скульптуры в цвет] , проходившей в NY Carlsberg Glyptotek (Копенгаген) с 13.09. по 07.12.2014.
Новая глиптотека Карлсберга (NY Carlsberg Glyptotek ) - один из любимых европейских музеев и, по моему мнению, самый уютный. Постоянная экспозиция (включающая прекрасную коллекцию античной скульптуры) заслуживают отдельных заметок, которые со временем появятся в моем журнале.
Кумиры и поклонники. Классическая скульптура греческого Аполлона
Оказалось, что наше традиционное представление о скульптуре и архитектуре древних греков и римлян как белоснежных мраморных твердынях, не верно. Сформулировано оно было в Иоганном Винкельманом (Winckelmann) (1717-1768) в его фундаментальном труде «Истории искусства древности» (1764). Именно он вывел формулу: «Только белый цвет наделен истинной красотой» .
Конечно, у меня данный тезис вызвал огромное удивление. Получается, что все было разноцветным, подобно пасхальным яйцам. То есть разница между египетскими яркими статуями и саркофагами, и белоснежными римскими статуями, в качестве «лакокрасочного покрытия». То, что считалось эталоном, явилось следствием дождей и времени.
![](https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/68946/355626315.10/0_14ef99_d2a835a8_orig.jpg)
На сайте Новой глиптотеки Карлсберга выложены несколько видеороликов, показывающих механизм изготовления пестрых экспонатов .
(!!!) Я не являюсь искусствоведом (претендую на библиофила:)), и буду очень рад, если кто-нибудь из Вас порекомендует литературу на русском языке на эту тему. В Европе я видел около 10 книг на эту тему, на вид фундаментальных. Но на немецком и французском - этим не обучен. Заранее спасибо.
![](https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/64827/355626315.10/0_14ef8c_b3d5bf9a_orig.jpg)
Калигула
![](https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/67698/355626315.10/0_14ef8d_2f89d338_orig.jpg)
Элемент Саркофага Александра Македонского (Сражение с персами)
![](https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/69376/355626315.10/0_14ef8e_c47e77b7_orig.jpg)
Артемис из Помпей и Надгробная стела Аристиона (мастер Аристокл, Национальный музей, Афины, около 510 г. до н.э.)
![](https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/65488/355626315.10/0_14ef8f_d2c54b07_orig.jpg)
Лев из Лутрак (ок. 550 г. до н.э.)
Элемент Саркофага Александра Македонского
![](https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/26352/355626315.10/0_14ef91_7fc5a80f_orig.jpg)
Аполлон
![](https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/67698/355626315.10/0_14ef92_998129e_orig.jpg)
Бронзовый бюст эфеба в диадеме
![](https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/38180/355626315.10/0_14ef93_8a73a3a9_orig.jpg)
Два антефикса
![](https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/38180/355626315.10/0_14ef94_7e2877e6_orig.jpg)
«Chiotissa», одна из статуй Коры с Афинского Акрополя
![](https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/65449/355626315.10/0_14ef95_3428cc2c_orig.jpg)
Одна из статуй Коры с Афинского Акрополя (?)
![](https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/66745/355626315.10/0_14ef96_6e0c60cb_orig.jpg)
Кора Пеплофора («носящая пеплос») (Музей Акрополя, Афины, ок. 530 г. до н.э.)
Со времени Возрождения белые поверхности античных статуй были эталоном красоты и источником вдохновения для художников.
Но археологи Ульрика Кох-Бринкман и Винченц Бринкман разрушили мечты эстетов.Ученые и раньше обращали внимание, что на некоторых статуях в складках тог и мантий сохранились следы покраски. Винченц и Ульрика сделали смелое предположение, что статуи были покрашены. Чтобы доказать это, ученые исследовали их при помощи рентгена, инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Предположение подтвердилось: современные технологии по микрочастицам помогли восстановить даже цвет красок. И они оказались довольно жизнерадостными.
Собственно, в том, что до нас они дошли белыми, следует винить природу: веками под воздействием дождей и ветра краска стиралась. Супруги Бринкман решили воссоздать первоначальный вид статуй, для чего раскрасили несколько так, как они выглядели изначально, во времена Древней Греции и Рима. Выставка реконструированных статуй супругов Бринкман путешествует по музеям мира с 2003 года.
Сейчас раскрашенные статуи выглядят аляповато и нелепо. Но в древние времена, когда цвет был символом статуса и богатства, они своими яркими красками подчеркивали величие правителей и страны. «Часто люди считают это китчем, - говорит Винченц. - И это неудивительно. Но дело, скорее, в том, что это непривычно для нашего современного глаза. А тогда, тысячу лет назад, когда рабы и бедняки носили одежду из небеленого полотна, купцы, не принадлежавшие к дворянскому сословию, не имели права носить пурпур и синий, какими бы богатыми они ни были. Только представьте, с каким благоговением они взирали на статуи - например, льва с гривой цвета индиго из греческого города Лутраки».
«Саркофаг Александра» был найден при раскопках некрополя финикийского города Сидона. Александр Македонский изображен на нем во время сражения с персами. Туника с длинными рукавами говорит о его завоеваниях и том, что он теперь восточный правитель. А головной убор из шкуры льва отсылает к Гераклу и указывает на божественное происхождение Александра.
- Чеченская блюда. Блюда чеченской кухни. Чеченские лепeшки с тыквой
- Пицца на сковороде с сосисками и сыром на скорую руку
- Торт с ежевикой Для приготовления теста потребуются ингредиенты
- Астрологические символы в гороскопе
- Аненербе: Секретный институт оккультных наук, суперсолдаты и зомби Третьего рейха
- Болезнь пика и как ее не спутать с альцгеймером Болезнь пика симптомы
- Нежные женщины тараса Личная жизнь тараса шевченко
- Может ли философия изменить Влияние античности на средневековую философию
- Циклопропан: строение и структура Енантиомерия производных циклопропана
- Презентация по географии на тему "юар" Скачать презентацию на тему юар
- Урок по химии "Сероводород
- Пролетая над фолклендами Тактико-технические характеристики авианосеца «Гермес»
- Лазанья с фаршем под соусом «Бешамель» в домашних условиях
- Существовал ил на самом деле пророк Даниил?
- Как приготовить на зиму рассольник с перловкой: пошаговая инструкция и рекомендации Лучший рецепт рассольника с перловкой на зиму
- Тектоника плит не является обязательным условием для существования жизни Охарактеризуйте среды обитания одноклеточных какое условие является
- К чему видеть во сне кошелек?
- Английский язык с нуля - если вы не обучались раньше Курсы изучения английского языка для начинающих
- О деятелях избранной рады
- Порядок и сроки уплаты ндс Платить ндс 4 квартал