Детективный жанр и его виды. Типичные ошибки при написании детективов


This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

1) Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления. Все ключи к разгадке должны быть ясно обозначены и описаны.

2) Читателя нельзя умышленно обманывать или вводить в заблуждение, кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком по всем правилам честной игры обманывает преступник.

3) В романе не должно быть любовной линии. Речь ведь идет о том, чтобы отдать преступника в руки правосудия, а не о том, чтобы соединить узами Гименея тоскующих влюбленных.

4) Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником. Это равносильно откровенному обману – все равно как если бы нам подсунули блестящую медяшку вместо золотой монеты. Мошенничество есть мошенничество.

5) Преступник должен быть обнаружен дедуктивным методом – с помощью логических умозаключений, а не благодаря случайности, совпадению или немотивированному признанию. Ведь, избирая этот последний путь, автор вполне сознательно направляет читателя по заведомо ложному следу, а когда тот возвращается с пустыми руками, преспокойно сообщает, что все это время разгадка лежала у него, автора, в кармане. Такой автор не лучше любителя примитивных розыгрышей.

6) В детективном романе должен быть детектив, а детектив только тогда детектив, когда он выслеживает и расследует. Его задача состоит в том, чтобы собрать улики, которые послужат ключом к разгадке, и в конечном счете укажут на того, кто совершил это низкое преступление в первой главе. Детектив строит цепь своих рассуждений на основе анализа собранных улик, иначе он уподобляется нерадивому школьнику, который, не решив задачу, списывает ответ из конца задачника.

7) Без трупов в детективном романе просто не обойтись, и чем натуралистичней труп, тем лучше. Только убийство делает роман достаточно интересным. Кто бы стал с волнением читать три сотни страниц, если бы речь шла о преступлении менее серьезном! В конце концов, читатель должен быть вознагражден за беспокойство и потраченную энергию.

8) Тайна преступления должна быть раскрыта сугубо материалистическим путем. Совершенно недопустимы такие способы установления истины как ворожба, спиритические сеансы, чтение чужих мыслей, гадание, и т.д., и т.п. У читателя есть какой-то шанс не уступить в сообразительности детективу, рассуждающему рационалистически, но, если он вынужден состязаться с духами потустороннего мира, он обречен на поражение ab initio.

9) Должен быть только один детектив, то бишь только один главный герой дедукции, лишь один deus ex machina. Мобилизовать для разгадки преступления умы троих, четверых или даже целого отряда сыщиков – значит не только рассеять читательское внимание и порвать прямую логическую нить, но и несправедливо поставить читателя в невыгодное положение. При наличии более чем одного детектива читатель не знает, с которым из них он состязается по части дедуктивных умозаключений. Это все равно что заставить читателя бежать наперегонки с эстафетной командой.

10) Преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более-менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю.

11) Автор не должен делать убийцей слугу. Это слишком легкое решение, избрать его – значит, уклониться от трудностей. Преступник должен быть человеком с определенным достоинством – таким, который обычно не навлекает на себя подозрений.

12) Сколько бы ни совершилось в романе убийств, преступник должен быть только один. Конечно, преступник может иметь помощника или соучастника, но все бремя вины должно лежать на плечах одного человека. Надо предоставить читателю возможность сосредоточить весь пыл своего негодования на одной-единственной черной натуре.

13) В истинно детективном романе неуместны тайные бандитские общества, всякие там каморры и мафии. Ведь захватывающее и по-настоящему красивое убийство будет непоправимо испорчено, если окажется, что вина ложится на целую преступную компанию. Разумеется, убийце в детективном романе следует дать надежду на спасение, но позволить ему прибегнуть к помощи тайного сообщества – это уже слишком. Ни один первоклассный, уважающий себя убийца не нуждается в подобном преимуществе.

14) Способ убийства и средства раскрытия преступления должны отвечать критериям рациональности и научности. Иначе говоря, в детективный роман нельзя вводить псевдонаучные, гипотетические и чисто фантастические приспособления. Как только автор воспаряет, на манер Жюля Верна, в фантастические выси, он оказывается за пределами детективного жанра и резвится на неизведанных просторах жанра приключенческого.

15) В любой момент разгадка должна быть очевидной – при условии, что читателю хватит проницательности разгадать ее. Под этим подразумевается следующее: если читатель, добравшись до объяснения того, как было совершено преступление, перечитает книгу, он увидит, что разгадка, так сказать, лежала на поверхности, то есть все улики в действительности указывали на виновника, и, будь он, читатель, так же сообразителен, как детектив, он сумел бы раскрыть тайну самостоятельно, задолго до последней главы. Нечего и говорить, что читатель сообразительный частенько именно так и раскрывает ее.

16) В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления и побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание атмосферы. Все эти вещи несущественны для повествования о преступлении и логическом его раскрытии. Они лишь задерживают действие и привносят элементы, не имеющие никакого отношения к главной цели, которая состоит в том, чтобы изложить задачу, проанализировать ее и довести до успешного решения. Разумеется, в роман следует ввести достаточно описаний и четко очерченных характеров, чтобы придать ему достоверность.

17) Вина за совершение преступления не должна взваливаться на преступника-профессионала. Преступления, совершаемые взломщиками или бандитами, расследуются управлением полиции, а не писателем-детективщиком и блестящими сыщиками-любителями. По-настоящему захватывающее преступление – это преступление, совершенное столпом церкви или старой девой, известной благотворительницей.

18) Преступление в детективном романе не должно оказаться на поверку самоубийством или несчастным случаем. Завершить одиссею выслеживания подобным спадом напряжения – значит, одурачить доверчивого и доброго читателя.

19) Все преступления в детективных романах должны совершаться по личным мотивам. Международные заговоры и военная политика являются достоянием совершенно другого литературного жанра – например, романа шпионского или остросюжетного. Детективный же роман должен оставаться в уютных, домашних рамках. Он должен отражать повседневные переживания читателя и в известном смысле давать выход его собственным подавленным желаниям и эмоциям.

20) И, наконец, последний пункт: перечень некоторых приемов, которыми теперь не воспользуется ни один уважающий себя автор детективных романов. Они использовались слишком часто и хорошо известны всем истинным любителям литературных преступлений. Прибегнуть к ним – значит, расписаться в своей писательской несостоятельности и в отсутствии оригинальности.

а) Опознание преступника по окурку, оставленному на месте преступления.

б) Устройство мнимого спиритического сеанса с целью напугать преступника и заставить выдать себя.

в) Подделка отпечатков пальцев.

г) Мнимое алиби, обеспеченное при помощи манекена.

д) Собака, которая не лает и позволяет сделать в силу этого вывод, что вторгшийся человек не был незнакомцем.

е) Возложение под занавес вины за преступление на брата-близнеца или другого родственника, как две капли воды похожего на подозреваемого, но ни в чем не повинного человека.

ж) Шприц для подкожных инъекций и наркотик, подмешанный в вино.

з) Совершение убийства в запертой комнате уже после того, как туда вломились полицейские.

и) Установление вины с помощью психологического теста на называние слов по свободной ассоциации.

к) Тайна кода или зашифрованного письма, в конце концов разгаданная сыщиком.

Определение

Детектив - значение и определение понятия термина, словарь литературоведческих терминов:: Textologia.ru

ДЕТЕКТИВ (англ. - сыщик; от лат. - раскрытие) - художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие основные ограничительные признаки: 1) наличие тайны преступления (чаще всего убийства); 2) моральное и физическое столкновение на этой почве сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника; 3) процесс расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий расследование; 4) установление личности преступника; 5) восстановление всех обстоятельств преступления.

Данный литературный жанр имеет уже длительную историю в европейской литературе. Его зачинателем считается американский писатель Эдгар Алан По, который в новелле «Убийство на улице Морг» (1841) впервые вывел образ сыщика-любителя, наделенного выдающимися способностями к логическому анализу.

 Д.Н. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)

ДЕТЕКТИ́В дэтэ, детектива, ·муж. (·англ. detective). Сыщик, агент сыскной полиции.

Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС>. Москва. 2003.

ДЕТЕКТИ́В Английское – detective (сыщик).

Латинское – detego (обнаруживаю).

Слово «детектив» заимствовано из английского языка во второй половине XIX в. Оно имеет два значения. Первое – «сыщик», второе – «жанр литературного произведения или кинофильма».

Производное: детективный.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Детекти́в (англ. detective , от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - преимущественно литературный и кинематографический жанр , произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление , и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием , завершающимся победой справедливости .


Жанровые особенности детектива

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам.

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

  • читателю детектива предлагается соучастие в своего рода игре - разгадке тайны или имени преступника;
  • «готическая экзотика » -

Начиная с инфернальной обезьяны, родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, с голубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского лунного камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он патологически привержен к готическому роману (средневековый замок - излюбленные подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы).

  • схематичность -

В отличие от научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть сыщика! Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектива, подобно тому как опытный драматург подгоняет роли под конкретных актёров.

Типичные персонажи

    • Сыщик - непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда - совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика - центральная в детективе.
    • Сыщик-профессионал - работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может - и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту.
    • Частный детектив - для него расследование преступлений - основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.

    • Сыщик-любитель - то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него - не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя - случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя. Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) - в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
    • Преступник - совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
    • Потерпевший - тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива - потерпевший сам оказывается преступником.
    • Свидетель - лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.

    • Компаньон сыщика - человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача - более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов - доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
    • Консультант - человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах

ЖАНРЫ КИНО. ДЕТЕКТИВ.

Детекти ́ в (англ. detective, от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости.

1 Определение

2 Особенности жанра

3 Типичные персонажи

4 История детектива

5 Двадцать правил для пишущих детективы

6 Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса

7 Некоторые виды детективов

7.1 Детектив закрытого типа

7.2 Психологический детектив

7.3 Исторический детектив

7.4 Иронический детектив

7.5 Фантастический детектив

7.6 Политический детектив

7.7 Шпионский детектив

7.8 Полицейский детектив

7.9 «Крутой» детектив

7.10 Криминальный детектив

8 Детектив в кино

8.1 Афоризмы о детективе

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.

Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.

Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

читателю детектива предлагается соучастие в своего рода игре - разгадке тайны или имени преступника;

«Готическая экзотика» -Начиная с инфернальной обезьяны, родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, с голубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского лунного камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он патологически привержен к готическому роману (средневековый замок - излюбленные подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы).

схематичность -

В отличие от научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть сыщика! Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектив, подобно тому как опытный драматург подгоняет роли под конкретных актёров.

из этих правил есть одно исключение - т. н. «Перевернутый детектив».

Типичные персонажи

Сыщик - непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда - совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика - центральная в детективе.

Сыщик-профессионал - работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может - и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту (см. ниже).

Частный детектив - для него расследование преступлений - основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.

Сыщик-любитель - то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него - не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя - случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя (именно такими являются главные герои всех романов Дика Фрэнсиса). Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) - в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.

Преступник - совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.

Потерпевший - тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива - потерпевший сам оказывается преступником.

Свидетель - лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.

Компаньон сыщика - человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача - более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов - доктор Ватсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.

Консультант - человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью).

Помощник - сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист.

Подозреваемый - по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто практикуемых принципов - «ни один из сразу заподозренных не является настоящим преступником», то есть все, кто попадает под подозрение, оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни в чём не подозревали. Впрочем, данному принципу следуют далеко не все авторы. В детективах Агаты Кристи, например, мисс Марпл неоднократно говорит, что «в жизни обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».

История детектива

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина (1756-1836) «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев - сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока, опубликованные в 1828. Однако именно Эдгар По создал, по словам Еремея Парнова, первого Великого Сыщика - сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом. Золотым веком детектива в Англии считаются 30-е - 70-е гг. 20 века. Именно в это время публикуются классические детективные романы Агаты Кристи, Ф.Бидинга и других авторов, которые оказали влияние на развитие жанра в целом.

Основоположником французского детектива является Э. Габорио - автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Двадцать правил для пишущих детективы

Двадцать правил для пишущих детективы. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

7. Обязательное преступление в детективе - убийство.

8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

9. В истории может действовать лишь один детектив - читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров , расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

Как пишет, однако, Еремей Парнов,

Десятилетие, последовавшее за обнародованием условий конвенции Ван Дайна, окончательно дискредитировало детектив как жанр литературы. Не случайно мы хорошо знаем сыщиков предшествующих эпох и каждый раз обращаемся именно к их опыту. Но едва ли сможем, не залезая в справочники, назвать имена деятелей из клана «Двадцати правил». Современный западный детектив развивался вопреки Ван Дайну, опровергая пункт за пунктом, преодолевая высосанные из пальца ограничения. Один параграф (сыщик не должен быть преступником!), впрочем, уцелел, хотя его и нарушал несколько раз кинематограф. Это разумный запрет, потому что он оберегает самое специфику детектива, стержневую его линию… В современном романе мы не увидим и следов «Правил»…

Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса

Также свои правила для писания детективов предложил Рональд Нокс, один из основателей Детективного клуба:

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.

III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.

IV. Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.

V. В произведении не должен фигурировать китаец.

VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоватъся безотчетной, но верной интуицией.

VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.

VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.

IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать - но только совсем чуть-чуть - среднему читателю.

Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа

Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев.

Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно - убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается. Примеры детективов закрытого типа:

Эдгар По, «Убийство на улице Морг».

Сирил Хэйр, «Чисто английское убийство».

Агата Кристи, «Десять негритят», «Убийство в „Восточном экспрессе“» (и практически все произведения).

Леонид Словин, «Дополнительный прибывает на второй путь».

Гастон Леру, «Тайна жёлтой комнаты».

Психологический детектив

Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

Диккенс, Чарльз, «Тайна Эдвина Друда».

Агата Кристи, «Убийство Роджера Экройда».

Достоевский, Фёдор, «Преступление и наказание».

Буало - Нарсежак, «Волчицы», «Та, которой не стало», «Морские ворота», «Очертя сердце».

Жапризо, Себастьен, «Дама в очках и с ружьем в автомобиле».

Калеф, Ноэль, «Лифт на эшафот».

Болл, Джон, «Душной ночью в Каролине».

Исторический детектив

Основная статья: Исторический детектив

Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.

Эко, Умберто «Имя Розы»

Роберт ван Гулик, серия Судья Ди

Агата Кристи «Смерть приходит в конце», «Пять поросят»

Джон Диксон Карр «Ньюгейтская невеста», «Дьявол в бархате», «Капитан Перережь-Горло»

Эллис Питерс, серия Кадфаэль

Энн Перри, серии Томас Питт, Монк

Буало-Нарсежак «В заколдованном лесу»

Куин, Эллери «Неизвестная рукопись доктора Уотсона»

Борис Акунин, Литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»

Леонид Юзефович, Литературный проект о сыщике Путилине

Александр Бушков, Приключения Алексея Бестужева

См. также Список детективов о дореволюционной России

Иронический детектив

Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.

Агата Кристи, «Партнёры по преступлению»

Варшавский, Илья, «Ограбление произойдет в полночь»

Каганов, Леонид, «Майор Богдамир спасает деньги»

Козачинский, Александр, «Зеленый фургон»

Уэстлейк, Дональд, «Проклятый изумруд» (Горячий камешек), «Банк, который булькнул»

Иоанна Хмелевская (большинство произведений)

Дарья Донцова (все произведения)

Енэ Рейтэ (все произведения)

Фантастический детектив[править | править вики-текст]

Основная статья: Фантастический детектив

Произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, а также в полностью вымышленном мире.

Лем, Станислав, «Расследование», «Дознание»

Расселл, Эрик Фрэнк, «Будничная работа», «Оса»

Хольм ван Зайчик, цикл «Плохих людей нет»

Кир Булычёв, цикл «Интергалактическая полиция»(«Интергпол»)

Айзек Азимов, циклы Лакки Старр - космический рейнджер, Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо

Сергей Лукьяненко, Геном

Джон Браннер, Квадраты шахматного города (англ. The Squares of the City, 1965; русский перевод - 1984)

Братья Стругацкие, Отель «У Погибшего Альпиниста»

Кук, Гленн, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике Гаррете

Рэндалл Гаррет, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике лорде Дарси

Борис Акунин «Детская книга»

Клугер, Даниэль, цикл фэнтези-детективов «Дела магические»

Эдгар Алан По - Убийство на улице Морг

Гарри Тертлдав - Дело о свалке токсичных заклинаний

Политический детектив

Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.

Агата Кристи, «Большая четвёрка»

Борис Акунин, «Статский советник»

Левашов, Виктор, «Заговор патриотов»

Адам Холл, «Берлинский меморандум» (Меморандум Квиллера)

Николай Свечин, «Охота на царя», «Демон преступного мира»

Шпионский детектив[править | править вики-текст]

Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива.

Агата Кристи, «Кошка среди голубей», «Человек в коричневом костюме», «Часы», «Багдадские встречи» (и большинство произведений).

Джон Ле Карре, «Шпион, пришедший с холода»

Джон Бойнтон Пристли, «Мгла над Гретли» (1942)

Джеймс Грейди, «Шесть дней Кондора»

Борис Акунин, «Турецкий гамбит»

Дмитрий Медведев, «Это было под Ровно»

Николай Далекий, «Практика Сергея Рубцова»

Ян Флеминг, серия романов про «Джеймса Бонда»

также: «шпионский боевик»

Полицейский детектив

Описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива (подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, очень большую роль играет наличие информаторов в преступной и околопреступной среде, преступник зачастую остается неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик).

Эд Макбейн, цикл «87-й полицейский участок»

Шёвалль и Валё, цикл романов о сотрудниках отдела по расследованию убийств во главе с Мартином Беком

Юлиан Семёнов, «Петровка, 38», «Огарёва, 6»

Кивинов, Андрей Владимирович, «Кошмар на улице Стачек» и последующие произведения.

Эмиль Габорио, цикл о Лекоке

«Крутой» детектив

Описывается чаще всего детектив-одиночка, мужчина лет тридцати пяти-сорока, либо мелкое детективное агентство. В произведениях данного типа главный герой противостоит чуть ли не всему миру: организованной преступности, коррумпированным политикам, продажной полиции. Основные черты - максимум действия героя, его «крутости», подлый окружающий мир и честность главного героя. Лучшие образцы жанра психологичны и содержат признаки серьёзной литературы - например, произведения Раймонда Чандлера.

Дэшил Хэммет, цикл о Континентальном детективном агентстве, «Кровавая жатва» - считается родоначальником жанра.

Раймонд Чандлер, «Прощай, любимая», «Высокое окно», «Женщина в озере».

Росс Макдональд - многие произведения.

Честер Хеймс, «Беги, негр, беги».

Криминальный детектив[править | править вики-текст]

События описываются с точки зрения преступника, а не разыскивающих его людей. Классический пример: Джим Томпсон «Убийца во мне»

Несмотря на свою относительную молодость как самостоятельного литературного направления, сегодня детектив является одним из самых популярных жанров. Секрет такого успеха прост - тайна увлекает. Читатель не пассивно следит за происходящим, а принимает в нем активное участие. Предугадывает события и строит свои версии. Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), автор знаменитой серии романов о сыщике Эрасте Фандорине, в своем интервью однажды рассказал, как написать детектив. По мнению писателя, основным фактором для создания захватывающего сюжета является игра с читателем, которую нужно наполнить неожиданными ходами и ловушками.

Вдохновиться примером

Многие авторы популярных детективов не скрывают факт, что получили вдохновение, читая произведения выдающихся мастеров этого жанра. Например, американская писательница Элизабет Джордж всегда восхищалась творчеством Агаты Кристи. Не устоял перед шарадами великого автора детективной прозы и Борис Акунин. Писатель вообще признался в том, что обожает детективы в английском стиле и часто использует характерные для них приемы в своих произведениях. О том, какой вклад в детективный жанр внес Артур Конан Дойл со свои знаменитым персонажем, вероятно, не стоит много говорить. Поскольку создать героя, подобного Шерлоку Холмсу, - мечта любого писателя.

Стать преступником

Чтобы написать настоящий детектив, необходимо придумать преступление, поскольку тайна, связанная с ним, всегда стоит в основе сюжета. А значит, автору придется примерять на себя роль злоумышленника. Для начала стоит определиться, каким будет характер этого преступления. Большинство известных детективных историй построены на расследовании убийств, краж, ограблений, похищений и шантажа. Однако также есть множество примеров, когда автор увлекает читателя невинным происшествием, которое ведет к разгадке большой тайны.

Повернуть время вспять

После выбора преступления автору предстоит тщательно его продумать, поскольку настоящий детектив таит все детали, которые и приведут к развязке. Мастера жанра советуют воспользоваться приемом обратного хода времени. Для начала следует решить, кто совершил преступление, как он это сделал и почему. Затем нужно представить, каким образом злоумышленник попытается скрыть содеянное. Не стоит забывать о соучастниках, оставленных уликах и свидетелях. Эти зацепки выстраивают захватывающий сюжет, который дает читателю возможность вести собственное расследование. Например, известная британская писательница Пи Ди Джеймс говорит, что прежде чем приступить к созданию захватывающей истории, она всегда придумывает разгадку тайны. Поэтому, когда ее спрашивают о том, как написать хороший детектив, она отвечает, что надо мыслить, как преступник. Роман не должен быть похожим на скучный допрос. Интрига и напряжение - вот, что важно.

Построение сюжета

Детективный жанр, как любое другое литературное направление, имеет свои поджанры. Поэтому отвечая на вопрос о том, как написать детектив, профессионалы советуют для начала определиться с выбором способа построения сюжетной линии.

  • Классический детективный сюжет подается в линейной форме. Читатель ведет расследование совершенного преступления вместе с главным героем. Использует он при этом ключи к загадкам, оставленные автором.
  • В перевернутой детективной истории читатель в самом начале становится свидетелем преступления. А весь последующий сюжет крутится вокруг процесса и способов расследования.
  • Часто писатели детективов используют комбинированную сюжетную линию. Когда читателю на одно и то же преступление предлагают посмотреть с разных сторон. Такой подход основан на эффекте неожиданности. Ведь сложившаяся и стройная версия ломается в один момент.

Заинтересовать читателя

Ввести читателя в курс дела и заинтриговать, представив преступление, - один из основных этапов создания детектива. Не имеет значения, каким образом станут известны факты. Читатель может сам быть свидетелем преступления, узнать о нем из рассказа персонажа или очутиться на месте его совершения. Главное, чтобы появились зацепки и версии для расследования. Описание должно иметь достаточное количество правдоподобных деталей - это один из факторов, которые следует учитывать, разбираясь в вопросе о том, как написать детектив.

Держать интригу

Следующей немаловажной задачей начинающего автора будет удержать интерес читателя. История не должна быть слишком простой, когда уже вначале становится понятно, что всех убил «аквалангист». Надуманный сюжет также быстро надоест и разочарует, поскольку сказка и детектив - разные жанры. Но даже если предполагается создать лихо закрученный сюжет, следует припрятать некоторые ключи к разгадкам в ворохе маловажных, на первый взгляд, деталей. Это один из приемов классического английского детектива. Ярким подтверждением вышесказанного может послужить высказывание популярного Микки Спиллейна. На вопрос о том, как написать книгу (детектив), он ответил: «Никто не станет читать загадочную историю, чтобы добраться до середины. Все намерены дочитать ее до конца. Если она окажется разочарованием, вы потеряете читателя. Первая страница продает эту книгу, а последняя - все, которые будут написаны в будущем».

Ловушки

Поскольку работа детектива опирается на разум и дедукцию, сюжет будет более захватывающим и правдоподобным, если информация, представленная в нем, заставит читателя приходить к неверным выводам. Даже могут заблуждаться и следовать за ложной линией рассуждений. Таким приемом часто пользуются авторы, создающие детективы про серийных убийц. Это позволяет запутать читателя и создать интригующий виток событий. Когда уже все вроде бы ясно и нечего бояться, именно в такой момент главный герой становится наиболее уязвимым перед надвигающейся чередой опасностей. Неожиданный поворот всегда делает историю более интересной.

Мотивация

Герои детективов должны иметь интересные мотивы. Совет писателя о том, что в хорошей истории каждый персонаж должен чего-то хотеть, относится к детективному жанру более, чем к другим. Поскольку последующие действия героя напрямую зависят от мотивации. А значит, влияют на сюжетную линию. Необходимо проследить, а затем прописать все причины и следствия, чтобы крепко держать читателя в созданной ситуации. Чем больше персонажей со своими скрытыми интересами, тем запутаннее, а, следовательно, увлекательнее получается история. Детективы про шпионов в большинстве своем изобилуют подобными героями. Наглядным примером может послужить детективный триллер «Миссия невыполнима» по сценарию Дэвида Кеппа и Стивена Заилляна.

Создать личность преступника

Поскольку о том, кто, как и почему совершил преступление, автор знает с самого начала, дело остается за малым - решить, будет ли этот персонаж одним из главных.

Если пользоваться распространенным приемом, когда злоумышленник постоянно находится в поле зрения читателя, то необходимо детально проработать его личность и внешность. Как правило, такого героя автор делает весьма симпатичным, чтобы вызвать доверие у читателя и отвести подозрения. А в итоге - ошарашить неожиданной развязкой. Ярким и наглядным примером является персонаж Виталий Егорович Кречетов из детективного сериала «Ликвидация».

В случае, когда принято решение сделать преступника наименее заметным персонажем, в большей степени понадобится детальная прорисовка личных мотивов, чем внешности, для того чтобы вывести его в итоге на главную сцену. Именно таких персонажей создают авторы, пишущие детективы про серийных убийц. Пример - шериф из детективного сериала «Менталист».

Создать личность героя, расследующего преступление

Персонаж, противостоящий злу, может быть кем угодно. И совершенно необязательно профессиональным следователем или частным сыщиком. Внимательная старушка мисс Марпл у Агаты Кристи и профессор Ленгдон у Дэна Брауна не менее качественно справляются со своими обязанностями. Основная задача ведущего персонажа заключается в том, чтобы заинтересовать читателя и вызвать у него эмпатию. Следовательно, его личность должна быть живой. А также авторы детективного жанра дают совет по поводу описания внешности и поведения главного героя. Неординарным поможет его сделать какая-нибудь особенность, вроде седых висков и заикания Фандорина. Но профессионалы предостерегают начинающих авторов от чрезмерной увлеченности в описании внутреннего мира главного героя, а также от создания слишком красивой внешности с образными сравнениями, поскольку такие приемы более характерны для любовных романов.

Навыки сыщика

Возможно, богатая фантазия, природное чутье и логика помогут начинающему автору в создании интересного детективного сюжета, а также увлекут читателя составлением общей картины дела из маленьких кусочков предложенной информации. Однако история должна быть правдоподобной. Поэтому корифеи жанра, объясняя, как написать детектив, делают акцент на изучении тонкостей работы профессиональных сыщиков. Ведь далеко не у всех есть навыки криминальных следователей. А значит, для достоверности сюжета необходимо вникнуть в особенности профессии.

Одни пользуются консультациями специалистов. Другие проводят долгие часы и дни, разбирая материалы старых судебных дел. Причем чтобы создать качественный детектив, потребуются не только знания криминалистов. Будет необходимо хотя бы общее представление о психологии поведения преступников. А для авторов, решивших закрутить сюжет вокруг убийства, понадобятся также знания в области судебной антропологии. Не стоит также забывать о деталях, характерных для времени и места действия, поскольку они потребуют дополнительных знаний. Если по сюжету расследование преступления происходит в XIX веке, окружающая обстановка, исторические события, технологии и поведение персонажей должны ему соответствовать. В разы задача усложняется, когда сыщик по совместительству является профессионалом в какой-то другой области. Например, странный математик, психолог или биолог. Соответственно, автору придется поднатореть и в науках, которые делают его персонаж особенным.

Завершение

Важнейшей задачей автора является также создание интересного и логичного финала. Поскольку каким бы закрученным ни получился сюжет, все представленные в нем загадки должны быть разгаданы. Все накопившиеся по ходу действия вопросы должны получить ответы. Причем путем детально прописанных выводов, которые будут понятны читателю, поскольку недосказанность в детективном жанре не приветствуется. Раздумья и построение различных вариантов завершения истории характерно для романов с философской составляющей. А детективный жанр является коммерческим. К тому же читателю будет очень интересно узнать, в чем он был прав и где ошибался.

Обращают профессионалы внимание на опасность, кроющуюся в смешивании жанров. Работая в подобном стиле, очень важно помнить, что если история имеет детективное начало, ее завершение должно быть написано в том же жанре. Нельзя оставлять читателя разочарованным, объясняя преступление мистическими силами или несчастным случаем. Даже если первые имеют место, в романе их присутствие должно вписываться в сюжет и ход расследования. А сам по себе несчастный случай не является предметом детективного сюжета. Поэтому если он произошел, кто-то к этому причастен. Одним словом, детектив может иметь неожиданный конец, но не может вызывать недоумение и разочарование. Лучше, если завершение будет рассчитано на дедуктивные способности читателя, и он разгадает загадку немного раньше главного героя.

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик , полицейский роман и т. д.).

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

Типичные персонажи

  • Сыщик - непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда - совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика - центральная в детективе.
    • Сыщик-профессионал - работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может - и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту (см. ниже).
    • Частный детектив - для него расследование преступлений - основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.
    • Сыщик-любитель - то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него - не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя - случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя (именно такими являются главные герои всех романов Дика Фрэнсиса). Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) - в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
  • Преступник - совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
  • Потерпевший - тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива - потерпевший сам оказывается преступником.
  • Свидетель - лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.
  • Компаньон сыщика - человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача - более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов - доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
  • Консультант - человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью).
  • Помощник - сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист.
  • Подозреваемый - по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто практикуемых принципов - «ни один из сразу заподозренных не является настоящим преступником», то есть все, кто попадает под подозрение, оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни в чём не подозревали. Впрочем, данному принципу следуют далеко не все авторы. В детективах Агаты Кристи , например, мисс Марпл неоднократно говорит, что «в жизни обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».

История детектива

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По , написанные в 1840-х , но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина ( -) «Приключения Калеба Вильямса» () один из центральных героев - сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока , опубликованные в . Однако именно Эдгар По создал, по словам Еремея Парнова, первого Великого Сыщика - сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» () и «Лунный камень» (). В романах «Рука Уайлдера» () и «Шах и мат» () ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом . Золотым веком детектива в Англии считаются 30-е - 70-е гг. 20 века. Именно в это время публикуются классические детективные романы Агаты Кристи , Ф.Бидинга и других авторов, которые оказали влияние на развитие жанра в целом.

Основоположником французского детектива является Э. Габорио - автор серии романов о сыщике Лекоке . Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Двадцать правил для пишущих детективы

В 1928 английский писатель Уиллард Хэттингтон, более известный под псевдонимом Стивен Ван Дайн , опубликовал свой свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы»:

1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

7. Обязательное преступление в детективе - убийство.

8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

9. В истории может действовать лишь один детектив - читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

Десятилетие, последовавшее за обнародованием условий конвенции Ван Дайна, окончательно дискредитировало детектив как жанр литературы. Не случайно мы хорошо знаем сыщиков предшествующих эпох и каждый раз обращаемся именно к их опыту. Но едва ли сможем, не залезая в справочники, назвать имена деятелей из клана «Двадцати правил». Современный западный детектив развивался вопреки Ван Дайну, опровергая пункт за пунктом, преодолевая высосанные из пальца ограничения. Один параграф (сыщик не должен быть преступником!), впрочем, уцелел , хотя его и нарушал несколько раз кинематограф. Это разумный запрет, потому что он оберегает самое специфику детектива, стержневую его линию… В современном романе мы не увидим и следов «Правил»…

Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса

Также свои правила для писания детективов предложил Рональд Нокс, один из основателей Детективного клуба:

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.

III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.

IV. Недопустимо использовать доселее неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.

V. В произведении не должен фигурировать китаец.

VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоватъся безотчетной, но верной интуицией.

VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.

VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.

IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать - но только совсем чуть-чуть - среднему читателю.

Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа

Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев.

Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно - убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается. Примеры детективов закрытого типа:

  • Сирил Хэйр, «Чисто английское убийство».
  • Агата Кристи , «Десять негритят », «Убийство в „Восточном экспрессе“ ».
  • Борис Акунин , «Левиафан » (автором подписан, как «герметичный детектив»).
  • Леонид Словин , «Дополнительный прибывает на второй путь».

Психологический детектив

Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

  • Достоевский, Фёдор , «Преступление и наказание ».
  • Буало - Нарсежак, «Волчицы» , «Та, которой не стало» , «Морские ворота» , «Очертя сердце» .
  • Жапризо, Себастьен , «Дама в очках и с ружьем в автомобиле».
  • Калеф, Ноэль, «Лифт на эшафот ».
  • Болл, Джон , «Душной ночью в Каролине».

Исторический детектив

Основная статья: Исторический детектив

Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.

  • Буало-Нарсежак «В заколдованном лесу»
  • Куин, Эллери «Неизвестная рукопись доктора Уотсона»
  • Борис Акунин , Литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»
  • Леонид Юзефович , Литературный проект о сыщике Путилине
  • Александр Бушков , Приключения Алексея Бестужева

Иронический детектив

Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.

  • Варшавский, Илья , «Ограбление произойдет в полночь »
  • Каганов, Леонид , «Майор Богдамир спасает деньги »
  • Козачинский, Александр , «Зеленый фургон »
  • Уэстлейк, Дональд , «Проклятый изумруд » (Горячий камешек ), «Банк, который булькнул »
  • Иоанна Хмелевская (большинство произведений)
  • Дарья Донцова (все произведения)
  • Енэ Рейтэ (все произведения)

Фантастический детектив

Произведения на стыке фантастики и детектива . Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, а также в полностью вымышленном мире.

  • Лем, Станислав , «Расследование », «Дознание »
  • Расселл, Эрик Фрэнк , «Будничная работа », «Оса »
  • Хольм ван Зайчик , цикл «Плохих людей нет»
  • Кир Булычёв , цикл «Интергалактическая полиция»(«Интергпол»)
  • Айзек Азимов , циклы Лакки Старр - космический рейнджер, Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо
  • Джон Браннер , Квадраты шахматного города (англ. The Squares of the City , ; русский перевод - )
  • Братья Стругацкие , Отель «У Погибшего Альпиниста»
  • Кук, Гленн, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике Гаррете
  • Рэндалл Гаррет, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике лорде Дарси
  • Борис Акунин «Детская книга»
  • Клугер, Даниэль , цикл фэнтэзи-детективов «Дела магические»
  • Гарри Тортлдав - Дело о свалке токсичных заклинаний

Политический детектив

Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.

  • Левашов, Виктор , «Заговор патриотов»
  • Адам Холл, «Берлинский меморандум» (Меморандум Квиллера)
  • Флетчер Нибел, «Семь дней в мае»
  • Николай Свечин , «Охота на царя», «Демон преступного мира»

Шпионский детектив

Основывается на повествовании о деятельности разведчиков , шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива

  • Агата Кристи , «Кошка среди голубей»
  • Джон Бойнтон Пристли , «Мгла над Гретли» (1942)
  • Джеймс Грейди, «Шесть дней Кондора»
  • Дмитрий Медведев , «Это было под Ровно»
  • Николай Далекий, «Практика Сергея Рубцова»

Полицейский детектив

Описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива (подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, очень большую роль играет наличие информаторов в преступной и околопреступной среде, преступник зачастую остается неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик).

  • Шёвалль и Валё , цикл романов о сотрудниках отдела по расследованию убийств во главе с Мартином Беком
  • Юлиан Семёнов , «Петровка, 38 », «Огарёва, 6»
  • Кивинов, Андрей Владимирович , «Кошмар на улице Стачек» и последующие произведения.

«Крутой» детектив

Описывается чаще всего детектив-одиночка, мужчина лет тридцати пяти-сорока, либо мелкое детективное агентство. В произведениях данного типа главный герой противостоит чуть ли не всему миру: организованной преступности, коррумпированным политикам, продажной полиции. Основные черты - максимум действия героя, его «крутости», подлый окружающий мир и честность главного героя. Лучшие образцы жанра психологичны и содержат признаки серьёзной литературы - например, произведения Раймонда Чандлера .

  • Дэшил Хэммет , цикл о Континентальном детективном агентстве, «Кровавая жатва» - считается родоначальником жанра.
  • Раймонд Чандлер , «Прощай, любимая», «Высокое окно», «Женщина в озере».
  • Росс Макдональд - многие произведения.
  • Честер Хеймс, «Беги, негр, беги».

Криминальный детектив

События описываются с точки зрения преступника, а не разыскивающих его людей. Классический пример: Джим Томпсон "Убийца во мне"

  • Джеймс Хедли Чейз - «Весь мир в кармане»

Детектив в кино

Детектив фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика, изучающего загадочные обстоятельства преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника вплоть до концовки истории, а затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.

Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.

Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы , неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.

По крайней мере до 1980-ых, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.

Афоризмы о детективе

  • Благодаря преступникам мировая культура обогатилась детективным жанром.
  • Если не знаешь, что писать, напиши: «Вошел мужчина с револьвером в руке». (Реймонд Чандлер)
  • Чем недогадливее следователь, тем длиннее детектив. (
Выбор редакции
Увидеть во сне историю, каким-то образом связанную с забором – значит получить важный знак, неоднозначный, касающийся и физической...

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...

Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...
По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...
С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...