Быть человеком. Сочинение "что значит быть человеком" Эссе "Что значит быть человеком"


Класс: 3

Цели урока:

  • рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи, развитие характера во времени;
  • развивать самостоятельность в чтении, умение высказывать суждение о прочитанном.

Место данного урока в системе уроков по этой теме: третий урок в системе уроков по изучению сказочной повести Сельмы Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.

Оборудование и используемые учебные пособия:

Чуракова Н.А.учебник “Литературное чтение”, ИКТ: отрывки из мультфильма “Заколдованный мальчик”,рисунки детей к сказочной повести, портреты Л.Н. Толстого, Сельмы Лагерлеф.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Учитель : Какое у вас было домашнее задание?

Дети : Нарисовать иллюстрации на тему “Каким я себе представляю Нильса” к отрывкам сказочной повести.

Учитель : Рассмотрите рисунки ваших товарищей. Как вы думаете, почему я просила, чтобы дома вы нарисовали иллюстрации к разным отрывкам повести Сельмы Лагерлеф?

Дети : Чтобы можно было пронаблюдать, как меняется образ главного героя в сказочной повести.

– Чтобы разобраться, как меняется характер Нильса во времени.

– Чтобы понять смысл этого произведения.

Учитель : Как называется глава учебника, где помещена сказочная повесть “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями?”

Дети : “Как трудно стать человеком”.

Дети затрудняются ответить.

Учитель : А смысл названия главы вам понятен? Ведь Нильс и родился человеком. Разве нужно тому, кто родился человеком, еще и становиться человеком?

Дети : Стать человеком– означает стать хорошим человеком, настоящим человеком.

Учитель : Прав ли Мартин, который сказал Акке про Нильса: “Его и человеком-то не назовешь”?

Дети : Если судить по прошлым поступкам, его нельзя назвать человеком. К тому же Нильс слишком маленького роста, чтобы считаться человеком и представлять хоть какую-то опасность для стаи.

Учитель : Прочитайте эпиграф к главе (с.38). Давайте уточним, кто же такой Григорий Горин? Знаете ли вы такие кинофильмы как “Обыкновенное чудо”, “Тот самый Мюнхгаузен”? сценарии для этих фильмов написал известный русский драматург, который умер совсем недавно,– Григорий Горин.

– Как вы, ребята, понимаете смысл эпиграфа? Что значит стать еще более живым? Возможно ли это?

Дети : Писатель имеет в виду пробуждение в человеке его души, человек может “прозреть”, стать более чутким по отношению к другим людям, к окружающему миру.

Учитель : Кто из вас может адресовать эти слова самому себе?

Дети поднимают руки.

Учитель : В чем это проявится?

Дети : В помощи животным, природе, близким и знакомым людям.

II. Анализ отрывков сказочной повести в аспекте главной нравственной проблемы “Стать человеком”. (с.31-61)

Учитель : К кому из известных вам литературных героев можно отнести слова Григория Горина?

Дети : К Нильсу.

Учитель : А теперь начнем работать над каждой главой в отдельности, чтобы проследить, как проявлялся и изменялся со временем характер Нильса в поступках и речи.

– Как нам лучше организовать работу на уроке, чтобы успеть проанализировать все главы, которые мы прочитали вместе.

Дети : Работать по группам.

Учитель : Хорошо, я рада, что вы научились экономить учебное время и знаете очень хороший способ сделать это. Сколько групп может быть?

Дети : Сколько групп рисовали иллюстрации, столько и главы будут анализировать-4. (по 6 человек в каждой группе.)

Все группы получают карточки с заданиями: рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи в разных отрывках.

Дети работают 5-7 минут, после чего начинается обсуждение. Все, что ребята говорят о Нильсе, доказывается текстом. Основные черты характера героя записываются в тетради по литературному чтению с указанием номера страницы для чтения подтверждения этой черты.

III. Просмотр отрывка из мультфильма “Заколдованный мальчик”.

Реализация требований нового ФГОС:

Учитель : Прежде, чем начать обсуждение главного героя, посмотрим, каким же предстает перед нами Нильс в самом начале (просмотр отрывка мультфильма).

IV. Продолжение работы по анализу отрывков сказочной повести.

Учитель : Послушаем ребят 1 группы (проявление характера Нильса в поступках и речи в 1 отрывке с.38-42)

Дети называют черты характера и зачитывают соответствующие отрывки повести.

Озорной, рассеянный, нерадивый, ленивый, хулиган, нетерпеливый, непоседа – с.38.

Лгун, неуч, любопытный – с.39.

Сообразительный, догадливый – с.40.

Забияка, хитрый, находчивый, осторожный, безжалостный – с.41.

Жадный, эгоистичный – с.42.

2 группа детей анализирует отрывок на с.42-47.

Врунишка – с.43.

Послушный, настойчивый, целеустремленный, задира, обидчивый – с.43.

Доверчивый, смышленый, догадливый, трусливый – с.44.

Хулиган, обижал всех, кто слабее него, вежливый – с. 45.

Льстивый, бессердечный – с.46.

Самолюбивый – с.47.

3 группа детей анализирует отрывок на с.47-55.

Заботливый, бесстрашный, отчаянный – с.48.

Жалостливый, ласковый – с.49.

Цепкий, выносливый, привязанность к своему дому – с.50.

Заботливый, решительный, благодарный, умеет приспосабливаться к новым условиям жизни – с.51.

Запасливый – с.52.

Нетерпеливый, открытый, умеет смириться с обстоятельствами – с.54.

Умеет вжиться в чужую для него жизнь – с.55.

4 группа детей анализирует отрывок на с.55-60.

Выносливый, смелый, отважный, справедливый, храбрый, сообразительный, ловкий – с.56.

Смелый, отчаянный, умеет защитить друга, сильный, находчивый – с.57.

Не жалеет жизни ради друга, решительный, бесстрашный, цепкий, выносливый – с.58.

Доверчивый, человечный, ранимый – с.59.

Добрый, отважный, справедливый, сильный, умный, храбрый, приносит счастье другим – с.60.

Учитель : Как же изменился характер Нильса за время путешествия? Я буду называть качества, присущие Нильсу до путешествия, а вы называйте те качества, которые приобрел герой во время путешествия.

Был – стал:
Рассеянный – внимательный.
Хулиган – справедливый.
Нетерпеливый – выносливый.
Одинокий – приобрел много друзей.
Лгун – правдивый.
Ленивый – трудолюбивый.
Забияка – защитник, друг.
Безжалостный – человечный.
Эгоистичный – щедрый.
Трусливый – отважный.
Обидчик, бессердечный – защитник слабых, смелый.
Противный, самолюбивый – приносит счастье другим.

Учитель : Получается, мы видим двух совершенно разных людей. Почему же так изменился Нильс?

Дети : Приобрел мудрость, жизненный опыт за время путешествия. Происходит становление человека.

Учитель : Мог бы Нильс не помочь Мартину?

Дети : Нет, сам погиб бы.

Учитель : Мог бы он не помогать дикому гусю?

Дети : Мог. Ведь угрозы для жизни Нильса не было, но уже стая стала его семьей.

Учитель : Почему же Нильс не побоялся погнаться за лисом, который был во много раз больше него и мог раздавить его одним взмахом своей мощной лапы?

Дети : Он был одержим приступом храбрости.

Учитель : Зачем мальчику понадобилось спасать гуся, если раньше он дразнил животных, бросал в них камнями?

Дети : Гуси стали его семьей, его родными в теперешнем положении, он полюбил их. Учитель: В старину, когда русский мужчина звал девушку замуж, он говорил ей: “Я люблю тебя больше, чем себя.”

Вот и Нильс забыл об опасности, которая угрожает его собственной жизни, когда спасал гуся, он любил и жалел гуся больше, чем себя.(слова Л.Н.Толстого)

Случайно ли Сельма Лагерлеф делает так, что Нильс попадает в другое измерение и начинает понимать язык животных?

Учитель : Найдите на с.60 строки, подтверждающие мысль о том, что природа находится в опасности.

Дети : “Ты первый человек, от которого мы видели добро…”

Учитель : Только вдумайтесь в эти слова, дети! В ваших руках будущее планеты.

Знайте, прогресс цивилизации оплачен потерями природы: унылые пустыри сменяют тенистые леса, пустыни наступают на поля, отравлены многие тысячи рек и озер, исчезли сотни видов растений и животных. Долг человека – защищать все живое. Эта мысль была высказана в начале ХХ века замечательным врачом и философом Альбертом Швейцером, который построил в Африке больницу. В ней находили приют не только люди, но и больные животные: лань, обезьяна, пеликан. А на письменном столе врача всегда стояла чашечка со сладкой водой, которой приходили лакомиться муравьи.

А в нашем городе как люди заботятся о природе?

Дети: Сохранили много участков леса, сажают деревья, цветы, подкармливают птиц, белок.

V. Осмысление идеи рассказа.

Учитель : Вернемся к названию сказочной повести. Помните, мы говорили, что в названии очень часто содержится идея произведения?

Почему именно с дикими гусями суждено было отправиться в путешествие Нильсу?

Дети : Сам был дикарь.

Дети : Путешествие – это жизненный путь. Все мы путешествуем по жизни. Произошло настоящее чудо в жизни Нильса.Он учился у природы ее простоте и мудрости, сумел “прижиться” в непривычной обстановке, выжить в трудных ситуациях, не ропща и не перекладывая на чужие плечи своих бед.

– Стал человеком, настоящим человеком: заботливым, чутким, сильным.

Учитель : Почему именно Нильсу выпало такое трудное испытание?

Дети : Он был двоечником и не мог прочитать книги, чтобы научиться на ошибках других людей.

Учитель : Какова же главная мысль сказочной повести Сельмы Лагерлеф? Что она хотела объяснить читателям?

Дети : Каждый человек – человек, а главный путь изменения жизни в самосовершенствовании.

– Сельма Лагерлеф хотела, чтобы люди задумались над тем, что такое настоящая доброта и настоящая любовь, берегли природу, учились на опыте других людей, чтобы самим не оказаться путешественниками в пустынном мире, а использовать это время во благо расцветания природы.

Учитель : надо любить все живое на Земле, идти к нему с добром, тогда тебе отплатят тем же.

– Правильно ли поместили сказочную повесть в разделе “Как трудно стать человеком”?

Дети : Правильно. Ведь она показывает, какие испытания надо пройти, чтобы стать настоящим человеком: добрым, заботливым, ответственным за другого человека, за животных, за природу.

Учитель : И не только за близких людей, но и за тех, кого мы, может, и не знаем, но кто нуждается в нашей помощи. Как Нильс среди животных, так и мы, живя среди людей, проявляем свой характер в поступках и речи, осознаем со временем и понимаем что-то новое.

VI. Итог урока.

Учитель: Над чем каждый из вас сегодня задумался? Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Дети : Надо внимательнее относиться ко всему, что нас окружает.

Учитель : Глубже понять главную мысль сказочной повести мы сможем …

Дети: Когда рассмотрим систему образов и разберемся в характерах и отношениях героев.

Учитель: Этим мы и займемся на следующем уроке.

На уроке литературного чтения после изучения рассказа Сухомлинского В.А. " Обыкновенный человек" в 4 классе детям предлагается написать сочинение - рассуждение "Что значит быть человеком?"

Приведем примерные тексты коротких сочинений которые можно использовать и в качестве эссе на тему "что значит быть человеком"

Что значит быть человеком? Мы очень часто слышим:

"Человек - это звучит гордо"

"Человек с большой буквы".

А что это означает? Для меня слово "человек" проявляется в его поступках. Ведь настоящий человек всегда должен прийти на помощь, тем, кто в ней нуждается, не думая о себе, своей жизни. И таких людей у нас в стране очень много.

Это обычные прохожие, которые не растерялись и спасли утопающего человека и Герои, которые спасают каждый день жизни людей, детей, которые из огня выносят своих братьев и сестер. Я очень хочу, чтобы таких людей было побольше, чтобы у каждого человека была ответственность не только за себя, но и за других людей.

Будьте добрее друг к другу. И вы будете по праву называться "человеком с большой буквы!"

Настоящий человек - это человек, готовый пожертвовать своей жизнью ради другого. Это человек, у которого есть сердце и душа. Даже если кто то делает в жизни ошибки, настоящий человек обязательно их поймет и исправит. Быть человеком - это значит быть готовым прийти на помощь любому.

Быть человеком - значит быть добрым, отзывчивым, помогать людям. Быть спокойным и не жадным, внимательным и честным.

Например, настоящий человек никогда не пройдет мимо бабушки, у которой порвался пакет, и из него высыпались продукты. Каждый должен быть готовым прийти на помощь даже незнакомому человеку, ведь каждый из нас хочет, что бы рядом были всегда только добрые люди.

Быть человеком, значит делать человечные поступки. Думать не только о себе, но и о мире, который окружает тебя. Даже если ты попал в беду, не надо думать, что все должны бежать к тебе на помощь, так поступают только эгоисты. А эгоист - это не человек. Люди, будьте добры к окружающему вас миру, думайте не только о себе, помогайте другим, и тогда вам тоже обязательно помогут!

В понятие "быть человеком" каждый вкладывает свое значение. Именно это влияет на действия и поступки.

В моем понимании "быть человеком" - это, прежде всего, быть личностью со своим мнением, своими интересами, своим смыслом жизни. Личность становятся в процессе обучения, воспитания, в процессе общения с другими людьми. Недостаточно человеку быть умным и воспитанным, он должен быть трудолюбивым, честным, сострадающим, готовым прийти на помощь. Он с уважением должен относится ко всему живому. Человек должен любить свою страну и беречь ее.

Только каждый сам может решить быть ему человеком или быть существом, похожим на него.

Человек это не должность и не профессия. Быть человеком это достойно существовать в этом мире. Делать добро людям и никогда их не обманывать. Быть вежливым и добрым. Настоящий человек - это друг, способный прийти на помощь, освободить из беды и не завидовать. Хороший человек будет примером для детей. Человек должен помогать не только своей семье, но и заботиться о других людях.

Быть человеком означает быть воспитанным, ответственным, порядочным. У каждого человека свои правила, принципы и нормы поведения. Но, настоящий человек, умеет держать свое обещание, значит он ответственный. Быть воспитанным, значит знать, как вести себя в обществе, знать как делать можно, а как делать нельзя. То есть быть порядочным. Многие считают себя ответственными, воспитанными и порядочными, но на самом деле это не так. Человек должен обладать знаниями об этих качествах, значит он, должен быть еще и умным.

В понятие "человек" заложен глубокий смысл. Быть человеком - это не только есть, спать, ходить, лежать. Я думаю, что настоящий человек - это хороший друг, способный всегда прийти на помощь.

Настоящий человек должен хорошо относится не только к себе, но и к другим людям. Мне очень нравится утверждение известного педагога В. Сухомлинского: "Ты рожден человеком, но Человеком должен стать" Стать настоящим человеком нелегко, потому что мы живем в непростом мире, где деньги и забота о своем благосостоянии делают людей жестокими и равнодушными.

Я считаю. что быть человеком - это бороться со злом, быть трудолюбивым, быть за все в ответе, уметь любить и прощать.

Эссе "Что значит быть человеком"

Человек относится к отряду млекопитающих, но в отличии от животных имеет совесть, человек умный, добрый, отзывчивый, уважает своих предков.

Быть человеком это значит грустить, радоваться, учиться и работать, быть добрым, отзывчивым, уставать, а потом отдыхать, ходить и бегать, растить и заботиться о детях, строить дома, сажать деревья, что бы жизнь стала лучше.

Открытый урок литературы в 3-м классе по системе Л.В.Занкова.

Тема урока:

«Как трудно стать человеком.

Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром и со сказкой.

Цели:


  • Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии сюжетных линий в тексте.

  • Учить навыкам выразительного и выборочного чтения; активизировать творческое воображение учащихся через рисунки (к понравившимся отрывкам) в произведении.

  • Воспитывать на примере главных героев этически развитого человека, способного к постижению видения окружающего мира и собственному суждению о художественном произведении.

Оборудование:

Учебник литературного чтения для 3 класса;

Портрет писательницы;

Выставка книг.

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса, оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Минутка настроения: «Обмен карточками (солнышки, тучки).


  1. Введение в тему.

  1. Беседа по иллюстрации к главе

Сегодня мы начинаем знакомство с новой главой учебника «Как трудно стать человеком». Рассмотрите иллюстрацию. Что, на ваш взгляд, хотел сказать художник, нарисовавший ее. Исследуйте каждый фрагмент иллюстрации.

Ответы детей. (Я увидел мальчика со щенком. Дровосек с топором, Буратино сидит, сложив руки, лебедь больше чем мальчик и т.д.).

Как вы думаете, почему художник изобразил на одной странице настоящих и вымышленных персонажей?

В чем заключается смысл названия этой главы?

Ответы детей.


  1. Работа над новой темой урока.

  1. Чтение стихотворения Григория Горина на доске.

Попробуй из живого

Сделать еще более живое –

Вот это настоящая работа!

Григорий Горин

Пауза.

Что необычного заметили в строках этого стихотворения?

Что хотел донести до нас поэт?

Ответы детей.


  1. Работа над иллюстрацией к стихотворению в учебнике на стр.58.

Удалось ли художнику передать живость девочки на листе бумаги?

Что для этого необходимо?

Ответы детей.


  1. Закрепление пройденного.
− Ребята, мы с вами работаем в главе «Как трудно стать человеком» и постараемся ответить на данный вопрос.

Блицтурнир

− Кто из героев путешествовал на стрекозе? (В сказочной повести Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали».)

− Как звали девочку, путешествующую на ласточке? (Дюймовочка из сказки Андерса».)

− А какое земноводное животное путешествовало и с кем? (Лягушка на утках, автор Всеволод Гаршин.)

-Молодцы!

4.Физминутка

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал.

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

− А путешествие – это интересное занятие? Вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Сегодня на уроке нам предоставляется замечательная возможность отправиться в сказочное путешествие вместе с писательницей Сельмой Лагерлёф и ее сказочным героем – мальчиком по имени Нильс.

IV. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала


  • Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

  1. Сведения о биографии писательницы Сельмы Лагерлёф.

А кто такая Сельма Лагерлёф?

Сельма Оттилия Ловиса Лагерлёф (швед. Selma Ottiliana Lovisa Lagerlof, 1858-1940) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909).
Сельма Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 г. в шведской провинции Вермланд, в семье помещика. В 1881 г. уехала в Стокгольм, чтобы получить профессию учителя. После завершения образования устроилась на работу в школу.

Самым известным из всех произведений Лагерлёф стала детская книга «Путешествие Нильса с дикими гусями» (1906-1907). Сначала книга задумывалась, как пособие по занимательной географии для детей, она переведена на многие языки мира, в том числе на русский. По этой книге был снят мультфильм «Заколдованный мальчик».

3. Знакомство с портретом писательницы.

Рассмотрите внимательно портрет писательницы. Что вы можете сказать о этой женщине?

Обратите внимание на ее удивительные глаза, но в тоже время строгий взгляд.

4. Работа над домашним заданием.

–Вам было задано на дом, подготовить сообщение о писательнице Сельме Лагерлёф. Давайте послушаем, что интересного вы нашли и узнали сами о ней.

Зачитываются сообщения детей.

1. В начале советско-финской войны Лагерлёф послала правительству Финляндии свою нобелевскую медаль, чтобы помочь этой стране собрать средства для борьбы с агрессией СССР. Правительство нашло необходимые средства другим способом, а медаль писательницы была ей возвращена.
Лагерлёф умерла 16 марта 1940 г. в своем имении Морбакка. В её доме создан музей, портрет писательницы с 1991 г. изображается на банкноте 20 шведских крон.

2. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая рассказывала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи.

3. Основные произведения
* Сага об Иёсте Бёрлинге (Gosta Berlings saga, 1891)
* Иерусалим (Jerusalem, 1902)
* Чудеса Антихриста (
* Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции (Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige, 1906-1907)
* Девочка с фермы на болоте (1907)
* Сказка о сказке и другие сказки (1908)
* Возница (Korkarlen, 1912),
* Император Португалии (Kejsarn av Portugallien, 1914),
* Морбакка» (Marbacka, 1922)
* Перстень Лёвеншёльдов (Lowenskoldska ringen, 1925),
* Шарлотта Лёвеншёльд (Charlotte Lowenskold, 1925).В библиотеке ВВМ
* Анна Сверд (1928).

V. Знакомство со сказкой Сельмы Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

1. Чтение 1-2 абзаца учителем на стр.58

А сейчас давайте перейдем к знакомству со сказкой.

В маленькой шведской деревушке Вестменхёг жил когда-то мальчик, по имени Нильс. С виду – мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост – это веревка от дверного колокольчика.

Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие.

Интересное начало? Что вы можете сказать о Нильсе?

Ответы детей. (С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он ловил двойки и считал ворон).

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Герой Сельмы Лагерлёф положительный или отрицательный персонаж?

Ответы детей.

2. Чтение по цепочке с 3 абзаца стр.58 до слов «Нильс прямо глазам не верил» стр 60.

Кого увидел Нильс в своей комнате?

Ответы детей.

Какими мы обычно представляем себе гномов?

Ответы детей.

Давайте узнаем, каким увидел Нильс гнома.

На голове – широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных башмачках поблескивают серебряные пряжки.

3. Чтение по цепочке до стр.62

Что можете сказать о поступке Нильса по отношению к гному?

Ответы детей.

Ваше мнение о том, кто дал затрещину Нильсу?

Ответы детей.

4. Самостоятельная работа учащихся

Чтение стр.62-66.

VI . Подведение итогов урока.

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали.

Что особенно вас затронуло? Хотели бы дочитать сказку до конца?

Ответы детей.

А с продолжением сказки мы с вами познакомимся на следующих уроках.

VII . Задание на дом.

Чтение стр.58-66, пересказ, составить план к тексту, нарисовать гнома.

Открытый урок литературы

в 3-м классе по системе Л.В.Занкова.

Тема урока:

«Как трудно стать человеком.

Сельма Лагерлёф

«Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром

и со сказкой.

МОУ «Бураковская СОШ»

Учитель начальных классов –

Сычева Т.Е.

Урок литературного чтения

3 класс (программа Л.В.Занкова)

Тема: Как трудно стать человеком. По произведению С. Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”

Цели урока:

    рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи, развитие характера во времени;

    развивать самостоятельность в чтении, умение высказывать суждение о прочитанном.

Место данного урока в системе уроков по этой теме: третий урок в системе уроков по изучению сказочной повести Сельмы Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.

Оборудование и используемые учебные пособия:

Презентация, учебник “Литературное чтение” Чуракова Н.А., отрывки из мультфильма “Заколдованный мальчик”,рисунки детей к сказочной повести Сельмы Лагерлеф.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

- Как называется произведение, которое мы читали несколько уроков?

- К какому жанру оно относится?

Такой жанр в литературе называется сказочная повесть. Что такое сказка вы знаете. А что такое повесть? Обратимся к энциклопедии.

Повесть – это произведение, относящееся к эпическому жанру, в нем описываются несколько событий из жизни главного героя, определенный ее период. Сюжет часто разветвленный, имеет несколько линий, обычно главный персонаж участвует в судьбах других людей. В композиции произведения нередко присутствуют описания пейзажей, авторские отступления и развернутые портретные характеристики

- Сейчас вы услышите сведения об этой писательнице, которые еще не знаете.

Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф – шведская писательница. Она родилась в в Швеции 20 ноября 1858 года в семье отставного военного и учительницы. После окончания учительской семинарии стала преподавать в школе для девочек в городе Ландскруне, находящимся на юге Швеции.

Через несколько лет стала активно печатать свои произведения, наполненные преданиями и легендами Швеции.

Всемирную известность Лагерлёф принесла книга о мальчике Нильсе, вынужденного путешествовать со стаей диких гусей. Книга должна была в увлекательной форме рассказать детям о географии, истории, легендах и культурных традициях Швеции.

Является первой женщиной, которую наградили Нобелевской премией по литературе (в 1909 году) и третьей среди всех женщин, получивших Нобелевскую премию.

Как называется глава учебника, где помещена сказочная повесть “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями?”

Как трудно стать человеком”.

Но ведь Нильс и родился человеком. Разве нужно тому, кто родился человеком, еще и становиться человеком?

Дети : Стать человеком– означает стать хорошим человеком, настоящим человеком.

- Прав ли Мартин, который сказал Акке про Нильса: “Его и человеком-то не назовешь”?

Дети : Если судить по прошлым поступкам, его нельзя назвать человеком. К тому же Нильс слишком маленького роста, чтобы считаться человеком и представлять хоть какую-то опасность для стаи.

Учитель : Прочитайте эпиграф к главе. Давайте уточним, кто же такой Григорий Горин? Знаете ли вы такие кинофильмы как “Обыкновенное чудо”, “Тот самый Мюнхгаузен”? сценарии для этих фильмов написал известный русский драматург, который умер совсем недавно,– Григорий Горин.

Как вы, ребята, понимаете смысл эпиграфа? Что значит стать еще более живым? Возможно ли это?

Дети : Писатель имеет в виду пробуждение в человеке его души, человек может “прозреть”, стать более чутким по отношению к другим людям, к окружающему миру.

Учитель : Кто из вас может адресовать эти слова самому себе?

Дети поднимают руки.

Учитель : В чем это проявится?

Дети : В помощи животным, природе, близким и знакомым людям.

II. Анализ отрывков сказочной повести в аспекте главной нравственной проблемы “Стать человеком”. (с.31-61)

Учитель : К кому из известных вам литературных героев можно отнести слова Григория Горина?

Дети : К Нильсу.

- А теперь начнем работать над каждой главой в отдельности, чтобы проследить, как проявлялся и изменялся со временем характер Нильса в поступках и речи.

Как нам лучше организовать работу на уроке, чтобы успеть проанализировать все главы, которые мы прочитали вместе.

Дети : Работать по группам.

Все группы получают карточки с заданиями: рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи в разных отрывках.

Дети работают 5-7 минут, после чего начинается обсуждение. Все, что ребята говорят о Нильсе, доказывается текстом. Основные черты характера героя записываются в тетради по литературному чтению с указанием номера страницы для чтения подтверждения этой черты.

III. Просмотр отрывка из мультфильма “Заколдованный мальчик”.

Учитель : Прежде, чем начать обсуждение главного героя, посмотрим, каким же предстает перед нами Нильс в самом начале (просмотр отрывка мультфильма).

IV. Продолжение работы по анализу отрывков сказочной повести.

Учитель : Послушаем ребят 1 группы (проявление характера Нильса в поступках и речи в 1 отрывке с.38-42)

Группа 1.

Озорной, рассеянный, нерадивый, ленивый, хулиган, нетерпеливый, непоседа – с.38.

Лгун, неуч, любопытный – с.39.

Сообразительный, догадливый – с.40.

Забияка, хитрый, находчивый, осторожный, безжалостный – с.41.

Жадный, эгоистичный – с.42.

2 группа детей анализирует отрывок на с.42-47.

Врунишка – с.43.

Послушный, настойчивый, целеустремленный, задира, обидчивый – с.43.

Доверчивый, смышленый, догадливый, трусливый – с.44.

Хулиган, обижал всех, кто слабее него, вежливый – с. 45.

Льстивый, бессердечный – с.46.

Самолюбивый – с.47.

3 группа детей анализирует отрывок на с.47-55.

Заботливый, бесстрашный, отчаянный – с.48.

Жалостливый, ласковый – с.49.

Цепкий, выносливый, привязанность к своему дому – с.50.

Заботливый, решительный, благодарный, умеет приспосабливаться к новым условиям жизни – с.51.

Запасливый – с.52.

Нетерпеливый, открытый, умеет смириться с обстоятельствами – с.54.

Умеет вжиться в чужую для него жизнь – с.55.

4 группа детей анализирует отрывок на с.55-60.

Выносливый, смелый, отважный, справедливый, храбрый, сообразительный, ловкий – с.56.

Смелый, отчаянный, умеет защитить друга, сильный, находчивый – с.57.

Не жалеет жизни ради друга, решительный, бесстрашный, цепкий, выносливый – с.58.

Доверчивый, человечный, ранимый – с.59.

Добрый, отважный, справедливый, сильный, умный, храбрый, приносит счастье другим – с.60.

Учитель : Как же изменился характер Нильса за время путешествия? Я буду называть качества, присущие Нильсу до путешествия, а вы называйте те качества, которые приобрел герой во время путешествия.

Был – стал:
Рассеянный – внимательный.
Хулиган – справедливый.
Нетерпеливый – выносливый.
Одинокий – приобрел много друзей.
Лгун – правдивый.
Ленивый – трудолюбивый.
Забияка – защитник, друг.
Безжалостный – человечный.
Эгоистичный – щедрый.
Трусливый – отважный.
Обидчик, бессердечный – защитник слабых, смелый.
Противный, самолюбивый – приносит счастье другим.

Учитель : Получается, мы видим двух совершенно разных людей. Почему же так изменился Нильс?

Дети : Приобрел мудрость, жизненный опыт за время путешествия. Происходит становление человека.

V. Осмысление идеи рассказа.

- Вернемся к названию сказочной повести. Помните, мы говорили, что в названии очень часто содержится идея произведения?

- Почему автор говорит: “ Чудесное путешествие” ? Ведь на самом деле это был опасный для жизни путь, в котором и погибнуть можно.

Дети : Путешествие – это жизненный путь. Все мы путешествуем по жизни. Произошло настоящее чудо в жизни Нильса.Он учился у природы ее простоте и мудрости, сумел “прижиться” в непривычной обстановке, выжить в трудных ситуациях, не ропща и не перекладывая на чужие плечи своих бед.

Стал человеком, настоящим человеком: заботливым, чутким, сильным.

- Почему именно Нильсу выпало такое трудное испытание?

Дети : Он был двоечником и не мог прочитать книги, чтобы научиться на ошибках других людей.

- Какова же главная мысль сказочной повести Сельмы Лагерлеф? Что она хотела объяснить читателям?

Каждый человек – человек, а главный путь изменения жизни в самосовершенствовании.

Сельма Лагерлеф хотела, чтобы люди задумались над тем, что такое настоящая доброта и настоящая любовь, берегли природу, учились на опыте других людей, чтобы самим не оказаться путешественниками в пустынном мире, а использовать это время во благо расцветания природы.

Учитель : надо любить все живое на Земле, идти к нему с добром, тогда тебе отплатят тем же.

Правильно ли поместили сказочную повесть в разделе “Как трудно стать человеком”?

Дети : Правильно. Ведь она показывает, какие испытания надо пройти, чтобы стать настоящим человеком: добрым, заботливым, ответственным за другого человека, за животных, за природу .

Учитель : И не только за близких людей, но и за тех, кого мы, может, и не знаем, но кто нуждается в нашей помощи. Как Нильс среди животных, так и мы, живя среди людей, проявляем свой характер в поступках и речи, осознаем со временем и понимаем что-то новое.

VI. Итог урока.

Учитель : Над чем каждый из вас сегодня задумался? Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Дети : Надо внимательнее относиться ко всему, что нас окружает.

Учитель : Глубже понять главную мысль сказочной повести мы сможем …

Дети: Когда рассмотрим систему образов и разберемся в характерах и отношениях героев.

Учитель : Этим мы и займемся на следующем уроке.

На смайлике обозначьте свое настроение, а на обратной стороне укажите, какие черты характера вы хотели бы видеть у себя?

Задания для групп

Группа 1. Прочитайте отрывок стр.62-66 Подчеркните те черты характера Нильса, которые подходят к его поступкам в данном отрывке. Запишите на лист черты характера Нильса.

Озорной, рассеянный, жалостливый, ласковый, ленивый, хулиган, нетерпеливый, непоседа

лгун, неуч, любопытный

Группа 2. Прочитайте отрывок стр.66-71. Подчеркните те черты характера Нильса, которые подходят к его поступкам в данном отрывке. Запишите на лист черты характера Нильса.

Сообразительный, догадливый, ленивый, Забияка, хитрый, находчивый, осторожный, безжалостный, жадный, эгоистичный

Группа 3. Прочитайте отрывок стр.71-79. Подчеркните те черты характера Нильса, которые подходят к его поступкам в данном отрывке. Запишите на лист черты характера Нильса.

Заботливый, бесстрашный, врунишка, послушный, настойчивый, целеустремленный, задира, обидчивый доверчивый, смышленый, догадливый, трусливый

Группа 4. Прочитайте отрывок стр.79-84. Подчеркните те черты характера Нильса, которые подходят к его поступкам в данном отрывке. Запишите на лист черты характера Нильса.

Заботливый, бесстрашный, отчаянный, лгун, неуч, любопытный

Жалостливый, ласковый

Группа 5. Прочитайте отрывок стр.89-96. Подчеркните те черты характера Нильса, которые подходят к его поступкам в данном отрывке. Запишите на лист черты характера Нильса.

Заботливый, бесстрашный, отчаянный Жалостливый, ласковый Лгун, неуч, выносливый, Жадный, эгоистичный, решительный, Запасливый

Нетерпеливый, открытый, умеет смириться с обстоятельствами

Умеет вжиться в чужую для него жизнь

Группа 6. Прочитайте отрывок стр. 96-103 . Подчеркните те черты характера Нильса, которые подходят к его поступкам в данном отрывке. Запишите на лист черты характера Нильса.

Жадный, эгоистичный Выносливый, смелый, справедливый, сообразительный, ловкий отчаянный, сильный, находчивый, неуч

Не жалеет жизни ради друга, решительный, бесстрашный, выносливый, Доверчивый, человечный, ранимый

Добрый, отважный, справедливый, рассеянный, умный, храбрый

  1. 1. Составила заведующая библиотекой СОШ №2 Шадрина Марина Геннадьевна п. Борисоглебский 2011 год.
  2. Некоторые люди обладают особой притягательной сило..." target="_blank"> 2.
    • Некоторые люди обладают особой притягательной силой. Почему?
  3. Они прекрасны не только своим внешним видом, одеждо..." target="_blank"> 3.
    • Они прекрасны не только своим внешним видом, одеждой, но и чем-то ещё?
  4. Они приветливы, любознательны, настойчивы, стремятс..." target="_blank"> 4.
    • Они приветливы, любознательны, настойчивы, стремятся к знаниям и т.д.
  5. 5.
    • Как вы думаете для чего живет человек?
    • Чтобы оставить после себя добрую память.
  6. Должна ли быть у человека цель жизни? Да, должна б..." target="_blank"> 6.
    • Должна ли быть у человека цель жизни? Да, должна быть обязательно.
    • Человек поступает так или иначе в зависимости от того, какой целью в жизни он задался.
  7. Кто-то ставит перед собой цель – поработить весь ми..." target="_blank"> 7.
    • Кто-то ставит перед собой цель – поработить весь мир, и тогда он применяет насилие. Например, Гитлер во время второй мировой войны. Кто-то приходит с миссией спасти весь мир, например, Иисус Христос.
  8. А кто-то вообще не задавался вопросом о цели своего..." target="_blank"> 8.
    • А кто-то вообще не задавался вопросом о цели своего существования. И тогда он проживает бесцветную, скучную жизнь, такой человек не знает как использовать ему свои знания и способности, которыми он обладает, куда направить свои усилия и, зачастую, сожалеет в конце жизни о бездарно потраченном времени.
  9. Человек рождается не для того, чтобы бесследно исч..." target="_blank"> 9.
    • Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Он рождается для того, чтобы оставить о себе след вечный. Человек оставляет себя прежде всего в человеке, в своих детях, в добрых делах, в труде.
  10. Писатели, поэты оставляют после себя литературное н..." target="_blank"> 10.
    • Писатели, поэты оставляют после себя литературное наследство - книги, которые любит и читает народ.
    • Хорошая книга - это и герои, которые на время чтения становятся для нас добрыми друзьями. Зачастую очарование книги заключается и в стиле, в особой мелодии авторской речи, которая сама по себе превращает чтение в огромное удовольствие.
  11. Сказка - один из любимых народных жанров - занимает..." target="_blank"> 11.
    • Сказка - один из любимых народных жанров - занимает достаточно заметное место в литературном наследии.
    • И хотя Россия не дала такого классика жанра, как Андерсен, русская литературная сказка внесла свой вклад в сокровищницу словесности. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы - поэму, повесть, роман. Почти все русские классики отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Одоевский, Толстой и Салтыков-Щедрин, Лесков и Куприн.
  12. Герои сказок, воплотившие в себе лучшие качества на..." target="_blank"> 12.
    • Герои сказок, воплотившие в себе лучшие качества народа и осуществлявшие различными способами его мечты и желания, воспитывали в человеке его достоинства, пробуждали надежды и стремления к жизни лучшей, счастливой, красивой. Сказки помогали разбираться в сложности человеческих отношений, видеть в жизни хорошее и плохое, разоблачали подлость и трусость, ложь и предательство, ханжество и лицемерие.
  13. Родился в..." target="_blank"> 13. Толстой Алексей Николаевич (1882 - 1945)
    • Родился в семье аристократа, по отцу приходился дальним родственником Л.Н. Толстому. А. Н. Толстой не только писал специально для детей, но призывал писателей воспитывать в ребенке любовь к Родине, «эмоции добра», здоровую творческую фантазию.
  14. А.Н. Т..." target="_blank"> 14. Сказочный герой в произведениях А. Толстого
    • А.Н. Толстой принимал активное участие в создании советской литературы для детей. Он подготовил сборник русских народных сказок, включил в него 7 волшебных сказок и 50 сказок о животных. В детскую литературу А.Н. Толстой вошёл с книгой "Сорочьи сказки" (1910).
  15. Наибольшую славу приобрела сказка " target="_blank"> 15.
    • Наибольшую славу приобрела сказка "Золотой ключик, или ПриключенияБуратино»
    • (1936).
    • Толстой подарил детям, так полюбившуюся им куклу Буратино – пересказал на свой лад известную сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио. (1924). Едва родившись, сказка Алексея Толстого стала самой главной сказкой нашего детства.
  16. Назовите героев сказки «Золотой ключик» А. Толстого..." target="_blank"> 16.
    • Назовите героев сказки «Золотой ключик» А. Толстого?
  17. Буратино - деревянная кукла, вырезан..." target="_blank"> 17. Герои книги
    • Буратино - деревянная кукла, вырезанная из полена шарманщиком Карло. Буратино - непослушный, невоспитанный, неряшливый, грубиян, шалун. Он не хочет учиться. Но у него есть одно замечательное качество: он никогда не бросит друга в беде, он сам – настоящий друг.
    • Папа Карло - шарманщик, который вырезал Буратино из полена, Джузеппе по прозвищу Сизый Нос - столяр, друг Карло, Карабас-Барабас - доктор кукольных наук, владелец кукольного театра, Дуремар - продавец лечебных пиявок, Мальвина - кукла, девочка с голубыми волосами, Артемон - пудель, преданный Мальвине Пьеро - кукла, поэт, влюблён в Мальвину, Арлекин - кукла, партнёр Пьеро по сцене Лиса Алиса - мошенница с большой дороги, Кот Базилио - мошенник с большой дороги, Черепаха Тортилла - обитает в пруду, дарит Буратино золотой ключик Говорящий Сверчок - предсказывает Буратино его судьбу.
  18. 1 . Какое прозвище было у столяр..." target="_blank"> 18. Ответьте на вопрос
    • 1 . Какое прозвище было у столяра Джузеппе, друга папы Карло? (Сизый нос, красный нос)
    • 2. Какая профессия была у папы Карло? (Шарманщик, столяр)
    • 3. Где жил папа Карло? (В каморке под лестницей, на чердаке)
    • 4. Насекомое, похожее на таракана, жившее в каморке у Карло? (Сверчок, таракан)
    • 5. Какую книгу подарил своему сыну Буратино папа Карло? (Азбуку с картинками, букварь)
    • 6. Директором какого сказочного заведения был Карабас Барабас?
    • (Кукольный театр, кинотеатр)
    • 7. Сколько стоил входной билет в кукольный театр Карабаса - Барабаса? (4 сольдо, 4 рубля)
    • 8. Назовите печальный персонаж сказки, который был возлюбленным Мальвины (Пьеро, Арлекин)
    • 9. Сколько золотых подарил Карабас Барабас Буратино за полученные от него сведения о потайной дверце? (5 золотых, 10 золотых)
    • 10. Как звали хитрого хромого кота, героя сказки про Буратино? (Кот Базилио, Кот Леопольд)
  19. 11. Как звали лису, верного друга Базилио, в сказке..." target="_blank"> 19.
    • 11. Как звали лису, верного друга Базилио, в сказке про Буратино? (Алиса, Мурка)
    • 12. Как называется страна, где, по словам кота Базилио, есть Поле Чудес? (Страна Дураков, Страна ОЗ)
    • 13. Какие магические слова надо произнести, чтобы проросли золотые монеты, закопанные Буратино? (Крекс, фекс, пекс, по щучьему велению)
    • 14. Девочка с голубыми волосами, артистка театра Карабаса. (Мальвина, Дюймовочка).
    • 15. Как звали пуделя, верного друга Мальвины? (Артемон, Азор)
    • 16.Какому предмету учила Мальвина Буратино? (Арифметике, чистописанию)
    • 17. С какой обитательницей пруда познакомился Буратино? (Черепаха, пиявкой)
    • 18. Что подарила черепаха Тортила Буратино? (Золотой ключик, рваный ботинок)
    • 19. Как звали друга Карабаса Барабаса, ловца пиявок? (Дуремар, Мистер Твистер)
    • 20. Что скрывалось за холстом в каморке папы Карло? (Дверца, дыра)
  20. 20. Николай Николаевич Носов (1908 - 1976) – писатель, драматург.
    • Родился Николай 10 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. Начал публиковать рассказы в 1938 ("Затейники", "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазёры" и др., напечатанные главным образом в «малышовом» журнале «Мурзилка» и составившие основу первого сборника Носова "Тук-тук-тук", 1945). В этих, а также последующих произведениях (сборники рассказов "Ступеньки", 1946; "Весёлые рассказы", 1947; "Фантазёры", 1957; "Приключения Толи Клюквина", 1961, и др.
  21. Однако самыми популярными историями в биографии пис..." target="_blank"> 21.
    • Однако самыми популярными историями в биографии писателя Н. Носова стали, несомненно, рассказы о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Так сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. Такие произведения никогда не устаревают, не выходят из моды и не теряют актуальности.
    • Автор получил за трилогию Государственную премию Крупской.
    • Из воспоминаний Носова мы можем узнать, что на мысль о создании «Незнайки» его натолкнула книжка Анны Хвольсон «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» 1883 года по мотивам американских комиксов Палмера Кокса.
  22. У Носова получилась страна, нет, целая планета лили..." target="_blank"> 23.
    • У Носова получилась страна, нет, целая планета лилипутов. коротышки делятся на малышей и малышек. Среди коротышек встречаются мудрые бородатые волшебники, учёние профессора и неотёсанные юнцы вроде Незнайки. То есть это, по сути, крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка. Растения в сказочной стране «Гигантские» (арбуз - величиной с дом»), насекомые тоже («воротник из меха чёрно-бурой гусеницы»), а вот звери такие же маленькие, как и сами коротышки («медведь величиной с крысу»).
  23. Незнайка. Расскажи о нём.
  24. " target="_blank"> 24.
    • Незнайка. Расскажи о нём.
  25. Незнайка - коротышка среднего роста с большой голов..." target="_blank"> 25.
    • Незнайка - коротышка среднего роста с большой головой и маленьким носом. Он носит широкополую голубую шляпу (типа сомбреро), канареечные брюки, оранжевую рубашку и зелёный галстук. Любит яркие цвета. Основными чертами Незнайки являются хвастливость, невежество, смелость и сообразительность.
  26. Какой город..." target="_blank"> 26. Викторина по произведениям о Незнайке.
    • Какой город придумал Н. Носов? (Изумрудный, Солнечный, Цветочный город)
    • Коротышки, живущие с Незнайкой в Солнечном городе? (Чубурашка, Знайка, д-р Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Старуха Шепокляк, Цветик, Гунька и т.д., Торопыжка, Авоська)
    • Назовите героя книги, который все знает и умеет, и совсем этим не хвастается? (Знайка, упрямый Егор)
    • Кто из героев носит ярко-оранжевую рубашку с зелёным галстуком и желтые канареечные брюки? (Незнайка, Пилюлькин)
    • Этого героя по-настоящему звали Пудиком. Но, как известно, великие люди любят себе давать красивые имена. Какое же имя он себе выбрал? (Цветик, Солнышко)
    • Чем занимался Цветик? (Писал стихи, писал песни)
  27. Кто мог потерять эту вещь: градусник? (доктор Пилю..." target="_blank"> 27.
    • Кто мог потерять эту вещь: градусник? (доктор Пилюлькин, Айболит)
    • Кто из наших героев мог бы потерять очки? (Знайка, Тортилла)
    • Какой головной убор всегда носит Незнайка? (Ярко-голубую шляпу)
    • Кто из девочек-малышек также были в Зелёном городе? (Одноглазка, Синеглазка, Снежинка, Медуница, Чернавка,Белочка, Золушка,Заинька и др.).
    • Кем были Винтик и Шпунтик? (Механик и его помощник, Учитель и ученик)
    • Чем был славен Сахарин Сахариныч Сиропчик? (Любил газированную воду с сиропом, любил кока-колу)
    • Как звали Коротышку-художника? (Тюбик, акварель)
  28. 28. Александр Мелентьевич Волков (1891 – 1977)- русский советский писатель, драматург, переводчик.
    • Родился 14 июля 1891 года в городе Усть-Каменогорск в семье военного фельдфебеля и портнихи. Читать научился в трехлетнем возрасте, но в доме отца книг было немного, и с 8 лет Саша стал мастерски переплетать соседские книги, имея при этом возможность их прочитать. Уже в этом возрасте читал Майн Рида, Жюля Верна и Диккенса; из русских писателей любил А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина. В начальном училище учился только на отлично, переходя из класса в класс только с наградами. В 6 лет Волкова приняли сразу во второй класс городского училища, и в 12 лет он закончил его лучшим учеником.
  29. А. Волков большой знаток иностранных языков. Неожид..." target="_blank"> 29.
    • А. Волков большой знаток иностранных языков. Неожиданный поворот произошёл в жизни Александра Мелентьевича когда он решил изучить ещё и английский. В качестве материала для упражнений, ему принесли книгу Л. Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Он прочёл её, рассказал двум своим сыновьям, и решил перевести. Но в итоге получился не перевод, а переложение книги американского автора.
  30. Сказка Волкова зажила..." target="_blank"> 30. Волшебник изумрудного города
    • Сказка Волкова зажила самостоятельной жизнью. А сказка называлась «Волшебник Изумрудного города».Существует множество изданий сказки, и их тексты зачастую не совпадают. Книга многократно перерабатывалась автором, и если ранние версии представляют собой перевод сказки Баума с заменой некоторых эпизодов, то в поздних и образы персонажей, и объяснения событий значительно изменены, что создаёт свою, заметно отличающуюся от Оз атмосферу Волшебной страны.
  31. Например, придумал встречу с людоедом, наводнение и..." target="_blank"> 31.
    • Например, придумал встречу с людоедом, наводнение и другие приключения. Песик Тотошка у него заговорил, девочку стали звать Элли, а Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул - Великий и Ужасный Волшебник Гудвин... Появилось множество и других милых, забавных изменений.
  32. Всего же Волков написал шесть сказочных повестей об..." target="_blank"> 32.
    • Всего же Волков написал шесть сказочных повестей об Изумрудном городе, которые были переведены на многие языки мира общим тиражом в 25 миллионов экземпляров.
  33. Как Элли оказалась в Волшебной стране? (..." target="_blank"> 33. Викторина
    • Как Элли оказалась в Волшебной стране? (ее унесло ураганом, прилетела на воздушном шаре)
    • Где была Родина Элли, где находился фургончик фермера Джона? (в Канзасе, в Техасе)
    • Какие 4 волшебницы правили в Волшебной стране?
    • (Виллина, Бастинда, Гингема, Стелла, Блум, Флора, Муза, Текна, Лейла и Рокси)
    • В какую страну попала Элли после урагана? (Жевунов, Ревунов)
    • Кого совсем не было в стране Гудвина? (собак, крокодилов)
    • Как звали королеву мышей? (Рамина, Стелла)
  34. Как звали жителей Голубой страны,? (Жевуны, Малыши..." target="_blank"> 34.
    • Как звали жителей Голубой страны,? (Жевуны, Малыши)
    • Кто из 4 волшебниц правил Жевунами? (Гингема, Рамина)
    • Как в голубой стране прозвали Элли и почему? (Фея убивающего домика, потому что ее дом раздавил Гингему, Фея, упвшая с неба)
    • Кого из трех друзей Элли встретила первым, какое было желание?
    • (Страшилу, он мечтал получить мозги, Дровосека, мечтавшего о сердце)
    • Кого из друзей Элли встретила вторым и о чем он мечтал. (Железный Дровосек мечтал о сердце, Страшилу, мечтавшего о мозгах)
    • Какое несчастье случилось с друзьями при переправе через реку? (быстрое теченье унесло плот, они потерялись)
    • Кто и как спас Страшилу с середины реки? (Аист перенес его, Гудвин)
    • Кто смог помочь огромному льву покинуть опасное поле? (мыши, волки)
  35. Кого Бастинда отправила навстречу Элли и друзьям са..." target="_blank"> 35.
    • Кого Бастинда отправила навстречу Элли и друзьям саблезубых тигров или с вирепых волков? Свирепых волков
    • У Бастинды был о дин глаз или два? один
    • Кто смог победить волков Страшила или Д ровосек? Дровосек
    • Кто смог победить стаю ворон с железными клювами С трашила или Дровосек? Страшила
    • Кого следующими отправила Бастинда погубить друзей п чёл или мышей? Пчёл
    • Схватку с летучими обезьянами герои выиграли или п роиграли?
    • проиграли
    • Элли смогла победить Бастинду с помощью обезьян или в едра воды?
    • Ведра воды
  36. Гудвин оказался не волшебником, а… (обычным челове..." target="_blank"> 36.
    • Гудвин оказался не волшебником, а… (обычным человеком, колдуном)
    • Гудвин дал Страшиле мозги из … (отрубей и иголок, из опилок)
    • Дровосек получил сердце из … (шёлка, из ситца)
    • Свою смелость Лев получил в виде….(напитка, каши)
    • Гудвин улетел из Волшебной страны на…. (воздушном шаре, на ракете)
    • Элли пришлось отправиться к Стелле в … (розовую страну, в сиреневую страну)
    • В сказочном лесу Лев, чтобы стать царём зверей победил…. (огромного паука, ужа)
  37. Родила..." target="_blank"> 37. Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлёф (1858-1940)
    • Родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлёфа, офицера в отставке, и урожденной Ловизы Валрот. В семье было пятеро детей, и Сельма была четвёртым ребёнком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая рассказывала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи.
  38. С детства Сельма мечтала писать. Но сначала нужно у..." target="_blank"> 38.
    • С детства Сельма мечтала писать. Но сначала нужно учиться и как-то зарабатывать на жизнь. И в 1882 году Лагерлёф поступила в лицей в Стокгольме, затем в Высшую учительскую семинарию, которую и закончила в 1884 году. Она становится учительницей в школе для девочек. Еще молодой учительницей Сельма стала профессиональной писательницей.
  39. Самая известная сказочная книга «Удивительное путеш..." target="_blank"> 39.
    • Самая известная сказочная книга «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906-1907) вначале задумывалась как учебная. Она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, ее географии и истории, легендах и культуре. Это был сказочный путеводитель по Швеции начала века. В нем показана вся страна глазами ребенка. В книге не было границы между наукой и сказкой. В неё вошёл колоссальный познавательный материал, множество легенд и преданий.
  40. С.Лагерлёф написала около тридцати крупных произвед..." target="_blank"> 40.
    • С.Лагерлёф написала около тридцати крупных произведений, но лучшим осталось "Чудесное путешествие Нильса...". Книгу перевели на многие языки. Еще до революции она была издана в России. С.Лагерлёф лауреат Нобелевской премии (1909), первая женщина - почётный член шведской Академии наук.
  41. 1. В какой стране жил Нильс? в..." target="_blank"> 41. ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
    • 1. В какой стране жил Нильс? в Швеции, в Польше
    • 2. Кто заколдовал Нильса? гном
    • 3. Куда летела стая диких гусей? в Лапландию, В Париж
    • 4. Кто постоянно охотился за Нильсом и гусиной стаей? Лис, волк
    • 5. Что случилось с чудесным городом мастеров Винетой? город был затоплен, разрушен
    • 6. Кто передал Нильсу волшебную дудочку?
    • Филин, дятел
    • 7. Нильс спас Глиммингенский замок...
    • от крыс, от тараканов
    • 8. Как звали гусыню - предводительницу гусиной стаи? Акка, Стелла
    • 9. Орёл Горго не нападал на гусей, потому что он...
    • был приёмным сыном гусыни - предводительницы стаи, был дедушкой гусыни-предводительницы
    • 10. Кем или чем были бронзовый и деревянный? Памятниками, чайниками
  42. 42. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич 08(20).02.1852 - 27.11(10.12).1906)
    • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич, русский писатель. Родился в семье военного. Гарин – псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского. Он учился в одесской Ришельёвской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. На литературное поприще выступил в 1892 г. имевшей успех повестью «Детство Тёмы» и рассказом «Несколько лет в деревне» . Современники считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.
  43. " target="_blank"> 43. «Детство Тёмы»
    • "Детство Темы" - повесть автобиографическая. В ней писатель рассказал о собственном детстве, о пережитых им самим и запомнившихся ему на всю жизнь детских своих радостях, проступках, мечтах. Он писал: "В "Детстве Тёмы" вы прочтете много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я все рассказал без утайки, без рисовки".
    • С первых же страниц повесть увлекает динамичностью сюжета и заинтересовывает судьбами героев и, прежде всего, судьбой восьмилетнего мальчика Тёмы - "живого, как огонь, подвижного, как ртуть, неуравновешенного, вечно взбудораженного, возбужденного, впечатлительного, безрассудного…" но у которого... "в этой сутолоке чувств сидит горячее сердце".
  44. 1. Кого спас Тёма? а) друга.; б) кошку...." target="_blank"> 44. Викторина
    • 1. Кого спас Тёма? а) друга.; б) кошку.в) с обаку.
    • 2. Как звали друга Тёмы, сына Еремея и Настасьи? а) И оська
    • б) Ванька. в) Тимошка.
    • 3. Какова кличка лошади, сбросившей мальчика? а) Рыжий.
    • б) Г недко. в) Адмирал.
    • 4. Куда решили сбежать Тёма и его друзья? а) в Африку. б) в Австралию. в) в А мерику.
    • 5. Самый дорогой человек в жизни Тёмы: а) сестра. б) отец.
    • в) м ать.
  45. 45.
    • Сколько лет Тёме в начале повести?
    • Что вызвало переживания Тёмы?
    • Чем был опасен Гнедко?
    • Какие чувства испытывает Тёма, задумав проехать верхом?
    • Что пришлось ему преодолеть ради спасения друга?
    • Почему мясника мама назвала грубым, но добрым человеком, а Тёму грубым и злым?
    • Гимназия подарила Тёме друга. Расскажите. Чем привлёк Иванов мальчика?
    • Как шли к своей цели мальчики?
    • Чем закончилось путешествие?
    • Как решил исправить ситуацию?
    • Чему научил Тёму этот случай?
  46. сломал цветок отца; <..." target="_blank"> 46. Ответы
    • сломал цветок отца;
    • молодой, резвый, неуправляемый жеребец;
    • «его сердце усиленно бьётся и замирает от мысли, как поразятся все, когда увидят его верхом…»;
    • «Он чувствовал жар в теле, в голове, общую слабость, болезненное желание упасть в траву, закрыть глаза и так лежать без движения.»; преодолел страх перед мертвецами;
    • Тема ответил злом на добро;
    • добрыми чёрными глазами, Иванов был интересным рассказчиком;
    • экономили на еде, строили лодку, Тёма опять врёт маме;
    • провалил экзамены, мог остаться на второй год;
    • покончить жизнь самоубийством;
    • он повзрослел
    • Человеку бояться чего же?
    • Чтобы век не напрасно он прожил!
    • Не истратил себя на пустое,
    • Не задёргал себя суетою!
    • Чтобы жизнь не прошла стороною,
    • Чтоб достойно прошёл всё земное!
    • Чтоб сказали о нём: «Не забудем»,
    • Много доброго сделал он людям!
  47. http://images.yandex.ru/yandsearch?text..."> 50. Литература:
    • http://images.yandex.ru/yandsearch?text
    • http://licey-biblio.ucoz.ru/blog/knige_a_tolstogo_quot_zolotoj_kljuchik
    • ttp://www.pupsam.ru/volkov/
    • http://images.yandex.ru/yandsearch?r
    • www.prometeus.nsc.ru/gorod/garin/yazko.ssi
    • http://www.ua-lib.ru/kratko-zl/printout.php?id=159&bookid=1
    • 1. А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик».
    • Тверь, 1998. –66 с.
    • Детская литература: уч.пособие для учащ. Пед. Училищ / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение,1989. – 339с.
    • Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева.-М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752с
    • Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях. Ч.1.-М.: Либерея, 1999.-432с.
    • Русские литературные сказки / Сост. Н.А. Листиковой.- М. Просвещение, 1990.- 464с
    • Сказки русских писателей / Сост. Авт. Коммент. В.П. Аникин.-М.: Детская литература, 1988.- 688с.
Выбор редакции
Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый,...

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным...

Типа 22, в штормовую погоду Проект 22 имеет необходимую для ближней противовоздушной обороны и противоракетная оборона зенитно-ракетных...

По праву лазанью можно считать коронным итальянским блюдом, которое не уступает многим другим изыскам этой страны. В наше время лазанью...
В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими...
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...
1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...
С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...
Я учила английский в школе, университете, даже заканчивала курсы американского английского, но язык ушел в пассив!Методика школы...