Бакст портрет зинаиды гиппиус описание. Лев Бакст


Люблю цикл передач «Собрание Третьяквки» с Ксенией Лариной на «Эхо Москвы» . Иногда удается послушать. Иногда читаю текстовый вариант на официальном сайте радиостанции. Но всегда обязательно узнаю что-нибудь новое лично для себя.

Например, вот о написанном Бакстом портрете Зинаиды Гиппиус 1906 года . Тем более что ее стихи и биографию я уже выкладывала. Пора выложить портрет.

Портрет графический, выполненный на бумаге. Художник использовал карандаш, использовал сангину. Более того, лист бумаги склеенный.
Изначально это был набросок, который Бакст позже закончил. Зинаида Николаевна имела совершенно удивительную фигуру и дивные ноги. Показать ее длинные, бесконечные ноги Бакст смог только подклеив еще немного бумаги.
Портрет изначально рассматривался как скандальный и неприличный из-за костюма, в который была одета Зинаида Гиппиус.
Это костюм маленького лорда Памплероб, героя повести, написанной англо-американской писательницей Барднед в 1886 году, которая была переведена на 17 иностранных языков, включая русский.
Героем повести является семилетний американец, бывший убежденным республиканцем, который волею судеб оказался в Англии. Более того, даже узнав, что по рождению он является лордом, герой ведет демократично и дружелюбно со всеми.
Этот золотоволосый мальчик появился перед читателями и перед своим дедушкой-лордом в черном бархатном костюме, в коротких панталонах, в рубахе с кружевным жабо, и эта мода потом подвижных мальчиков всего конца Х1Х века.
Уже то, что Зинаида Николаевна примеряет на себя подобный костюм, который ей чрезвычайно шел, содержало в себе элемент иронии и провокации.
Портрет Зинаиды Гиппиус работы Бакста поступил в Третьяковскую галерею в 20-м году. Ранее он находился в коллекции Сергея Александровича Кусевицкого, известного московского коллекционера.
Кусевицкий был очень заметной фигурой в художественной жизни дореволюционной России: виртуоз-контрабасист и дирижер. Дирижер особенный. Его программа состояла во многом из произведений современных русских композиторов. Благодаря ему, весь мир узнал музыку Скрябина, Рахманинова, Стравинского и других композиторов-современников.
Выходец из бедной семьи, Кусевицкий женился на представительнице очень богатой купеческой и меценатской московской династии Наталье Константиновне Ушковой. На полученное приданное он организовал Русское музыкальное общество, в котором и увидели свет впервые партитуры современных ему русских композиторов.
Сергей Александрович был неутомимым популяризатором русской музыки. Свою коллекционерскую и популяризаторскую деятельность он продолжил и после эмиграции.
Уже на Западе он начал собирать коллекцию, помогал русским художникам-эмигрантам. В частности, сделал заказ на оформление своего дома в Париже Наталье Гончаровой, чем безмерно помог ей материально. Приютил в своем Бостонском оркестре в качестве секретаря свою знакомую по Москве меценатку и коллекционера Генриетту Леопольдовну Гиршман.
Коллекция его тонкой направленностью (он собирал портреты музыкальных деятелей) и высоким качеством произведений.
Помимо портрета Гиппиус, в этом собрании была «Роза» и «Тени лагуны» Врубеля.

Да, а еще в 1901 году Гиппиус посвятила Баксту два замечательных сонета:

ДВА СОНЕТА
Л. С. Баксту

I. Спасение

Мы судим, говорим порою так прекрасно,
И мнится - силы нам великие даны.
Мы проповедуем, собой упоены,
И всех зовем к себе решительно и властно.
Увы нам: мы идем дорогою опасной.
Пред скорбию чужой молчать обречены,-
Мы так беспомощны, так жалки и смешны,
Когда помочь другим пытаемся напрасно.

Утешит в горести, поможет только тот,
Кто радостен и прост и верит неизменно,
Что жизнь - веселие, что все - благословенно;
Кто любит без тоски и как дитя живет.
Пред силой истинной склоняюсь я смиренно;
Не мы спасаем мир: любовь его спасет.

II. Нить

Через тропинку в лес, в уютности приветной,
Весельем солнечным и тенью облита,
Нить паутинная, упруга и чиста,
Повисла в небесах; и дрожью незаметной
Колеблет ветер нить, порвать пытаясь тщетно;
Она крепка, тонка, прозрачна и проста.
Разрезана небес живая пустота
Сверкающей чертой - струною многоцветной.

Одно неясное привыкли мы ценить.
В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной,
Мы ищем тонкости, не веря, что возможно
Величье с простотой в душе соединить.
Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно;
А тонкая душа - проста, как эта нить.

П ервыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж», и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов.

Учитель рисования в императорской семье

Леон Бакст родился в 1866 году в Гродно в еврейской семье. При рождении его назвали Лейб-Хаим Розенберг. Когда семья переехала в столицу, мальчик часто гостил у своего деда, модного портного - в старинной изысканной квартире в самом центре Петербурга. Леон Бакст много читал, ставил детские кукольные постановки и слушал рассказы родителей и деда о театре. С детства Бакст увлекался и рисованием. Отец показал его рисунки скульптору Марку Антокольскому, и тот посоветовал мальчику учиться живописи.

Леон Бакст поступил вольнослушателем в Академию художеств , но не окончил ее. Он брал уроки у Александра Бенуа и подрабатывал, создавая иллюстрации для детских книг. На первой выставке своих работ в 1889 году Лейб-Хаим Розенберг взял себе псевдоним Леон Бакст.

В 1893 году Бакст уехал в Париж. Здесь он продолжал учиться живописи, а картины стали единственным источником дохода молодого художника. В письме к другу Бакст писал: «Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды» .

Во время одного из приездов в Петербург Леон Бакст стал бывать в кружке Александра Бенуа. В него входили художники, писатели и любители искусства, которые позже образовали художественное объединение «Мир искусства». Когда мирискусники стали выпускать свой журнал, Бакст возглавил художественный отдел. Вскоре его пригласил к себе великий князь Владимир Александрович - давать уроки рисования детям.

В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников - Филиппа Малявина и Василия Розанова , Зинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан .

«Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».

Андрей Белый

Леон Бакст создал ряд пейзажей и детских портретов, мистические полотна «Древний ужас» и «Элизиум». О знаменитой картине «Ужин» Василий Розанов писал: «Стильная декадентка конца века, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда кушает апельсины» .

Леон Бакст. Древний ужас. 1908. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Ужин. 1902. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Элизиум. 1906. Государственная Третьяковская галерея

«Париж подлинно пьян Бакстом»

В 1903 году Леон Бакст впервые создал декорации для спектакля и эскизы театральных костюмов. Братья-балетмейстеры Николай и Сергей Легаты из Петербургской Императорской труппы попросили художника оформить их балет «Фея кукол». Александр Бенуа позже вспоминал об этом событии: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным» .

В том же году художник женился - на Любови Третьяковой. Павел Третьяков дал согласие на брак с одним условием: Бакст должен был сменить вероисповедание. Художник принял лютеранство. В 1907 году супруги расстались, и Бакст - теперь это была его официальная фамилия - вновь принял иудаизм. За это его выслали из Петербурга: в те годы не все евреи имели право жить в столице.

Леон Бакст отправился в Грецию - вместе с художником Валентином Серовым . Он сделал там этюды средиземноморских пейзажей и зарисовки, которые позже стали фрагментами новых театральных декораций.

С 1910 года Леон Бакст вновь поселился в Париже. В эти годы он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями - объемными, многослойными и сказочными. Он оформлял балеты Дягилева для его парижских Русских сезонов - «Клеопатру», «Шехеразаду», «Карнавал» и «Нарцисс».

По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров - Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной , Веры Фокиной. Также Бакст сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн . Художник тщательно продумывал детали костюмов, их колористику и узоры, которые во время танцев подчеркивали пластику и гибкость актеров. Художественный критик Мстислав Добужинский писал: «его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж» , а Андрей Левинсон - «Париж подлинно пьян Бакстом» .

Леон Бакст. Эскиз костюма Сильвии для постановки Мариинского театра. 1901. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы для антрепризы Сергея Дягилева. 1910. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Леон Бакст. Эскиз костюма Саломеи для частного спектакля Иды Рубинштейн. 1908. Государственная Третьяковская галерея

Леон Бакст. Эскиз «ассиро-египетского» костюма для Тамары Карсавиной. 1907. Государственный Русский музей

Модный дизайнер, известный всему миру

Столицу Франции охватила мода на все восточное и русское, и это были отголоски Русских сезонов. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже - как в дамских платьях, так и на картинных выставках» .

В Париже вышла книга о творчестве Бакста, а правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона. Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, много фотографировал, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.

Леон Бакст разрабатывал и дизайн тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада». Для парижского кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке. Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства.


Интересно всмотреться в изображение Зинаиды Николаевны Гиппиус, которую Александр Блок называл «Зеленоглазой наядой», Игорь Северянин – «Златоликой скандой», Валерий Брюсов – «Зинаидой Прекрасной», Петр Перцов – «Декадентской Мадонной с Ботичеллиевской наружностью». Не отставал от литераторов и художник Александр Бенуа, именовавший ее «Принцессой Грёзой», добавляя при этом, что была у нее «улыбка Джоконды». Лишь два человека осмелились отметить обратную и не совсем лицеприятную сторону личности этой женщины. Так Лев Троцкий считал ее «сатанессой и ведьмой», а Дмитрий Мережковский – «Белой дьяволицей».

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

О внешнем облике Гиппиус очень красноречиво написала ее ровесница политический деятель, писатель и журналистка Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс: «Зинаидой ее звали за глаза знакомые и незнакомые. Она была очень красивая. Высокая, тонкая, как юноша, гибкая. Золотые косы дважды обвивались вокруг маленькой, хорошо посаженной головы. Глаза большие, зеленые, русалочьи, беспокойные и скользящие. Улыбка почти не сходила с ее лица, но это ее не красило. Казалось, вот-вот с этих ярко накрашенных тонких губ сорвется колючее, недоброе слово. Ей очень хотелось поражать, притягивать, очаровывать, покорять. В те времена, в конце XIX века, не было принято так мазаться… А Зинаида румянилась и белилась густо, откровенно, как делают это актрисы для сцены. Это придавало ее лицу вид маски, подчеркивало ее выверты, ее искусственность… Одевалась она живописно, но тоже с вывертом… пришла в длинной белой шелковой, перехваченной золотым шнуром тунике. Широкие, откинутые назад рукава шевелились за ее спиной точно крылья». Полноценный психологический портрет молодой Гиппиус.

Спустя годы личный секретарь четы Мережковских с 1919 года В.А.Злобин высказал свое мнение о Зинаиде Николаевне: «Странное это было существо, словно с другой планеты. Порой она казалась нереальной, как это часто бывает при очень большой красоте или чрезмерном уродстве. Кирпичный румянец во всю щеку, крашенные рыжие волосы, имевшие вид парика… Одевалась она сложно: какие-то шали, меха – она вечно мерзла, - в которых она безнадежно путалась. Ее туалеты были не всегда удачны и не всегда приличествовали ее возрасту и званию. Она сама из себя делала пугало. Это производило тягостное впечатление, отталкивало».

И еще одно свидетельство современницы Надежды Александровны Тэффи, также касающееся последних лет жизни Гиппиус: «Зинаида Гиппиус была когда-то хороша собой. Я этого времени уже не застала. Она была очень худа, почти бестелесна. Огромные, когда-то рыжие волосы были странно закручены и притянуты сеткой. Щеки накрашены в ярко-розовый цвет промокательной бумаги. Косые, зеленоватые, плохо видящие глаза. Одевалась она очень странно. В молодости оригинальничала: носила мужской костюм, вечернее платье с белыми крыльями, голову обвязывала лентой с брошкой на лбу. С годами это оригинальничье перешло в какую-то ерунду. На шею натягивала розовую ленточку, за ухо перекидывала шнурок, на котором болтался у самой щеки монокль. Зимой носила какие-то душегрейки, пелеринки, несколько штук сразу, одна на другой. Когда ей предлагали папироску, из этой груды мохнатых обверток быстро, как язычок муравьеда, вытягивалась сухонькая ручка, цепко хватала ее и снова втягивалась».

И все же, несмотря на приведенные отрывки из воспоминаний, отражающие ряд странностей присущих Гиппиус она «была признана единственной настоящей женщиной-писателем в России и умнейшей женщиной империи. Ее мнение в литературном мире значило чрезвычайно много», - считал уже наш современник Виталий Яковлевич Вульф.

Сохранилось множество фотографических снимков Гиппиус, причем запечатлевших ее в различные возрастные периоды жизни. Из портретов же наиболее известны два рисунка – И.Е.Репина (1894 год. Музей-квартира И. И. Бродского. Санкт-Петербург) и Л.Н.Бакста (1906 год. ГТГ. Москва).

В 2007 году на радиостанции ЭХО Москвы прозвучала замечательная передача под названием «Художник Лев Бакст – портрет писательницы Зинаиды Гиппиус».
Ведущая - журналист Эха Москвы Ксения Ларина начала передачу следующими словами: «Сегодня наша героиня Зинаида Гиппиус, но не одна, а вместе со своим Пигмалионом, с художником Львом Бакстом. Об этом портрете мы будем говорить сегодня с нашей гостьей Валентиной Бялик, старшим научным сотрудником Третьяковской галереи». Именно из текста этой передачи и почерпнуты основные сведения, распространившиеся затем по многим сайтам Инета.

Л. Бакст. Портрет З. Н. Гиппиус. 1906 г. Бумага, пастель.

На рисунке Л.Н.Бакста Гиппиус всего 37 лет. Впереди ее ожидают почти столько же лет жизни. Графический портрет выполнен на склеенном листе бумаги, размеры которого, однако невелики – 54х44 см. Вначале был сделан просто набросок, который постепенно превратился в портрет. Такое ощущение, что художник задался целью показать в первую очередь «дивные» и «бесконечные» ноги Гиппиус. Или это была ее идея? Сложно ответить на данный вопрос. Фигура размещена по диагонали листа и на ноги отводится чуть более его половины. А вот кисти рук не изображены. Жаль. О многом может рассказать их «выражение». По всей видимости, на Зинаиде Николаевне костюм юного лорда Памплероб, героя вышедшей в 1888 году повести англо-американской писательницы Барднед. Этот золотоволосый семилетний мальчик, оказавшийся по рождению лордом, появился перед своим дедушкой-лордом в черном бархатном костюме, коротких панталонах, в рубашке с кружевным жабо. Таким он предстал перед читателями. И мода на ношение этого костюма сохранялась до конца XIX века.

У нее были прекрасные волосы – рыжеватые и вьющиеся, напоминающие цвет волос героинь прерафаэлитов. Их цвет резко контрастирует с цветом черных бровей. Будто они принадлежат разным женщинам. Глаза прищурены. То ли из-за пренебрежения к окружающим, то ли, что более вероятно, из-за выраженной близорукости. И вот этот взгляд и поза как раз и подчеркивают ее особенность и даже некую отстраненность.

«А что касается самого этого портрета, то сегодня мы настолько толерантны в смысле моды и нравственности, что понять, сколь этот портрет был скандален, сколь он был, я не побоюсь этого слова, - неприличен, сегодня просто никому об этом не придет в голову говорить… Конечно, ну тут еще тоже трудно было сразу так разобрать – где вот эпатаж внешний, какие-то актерские проявления, ее вызов обществу, а где ее настоящая суть», - считают участники передачи.

Теперь же мнение И.Н.Пружан, выпустившей монографию о творческом пути Бакста в 1975 году: «Наибольшей психологической остротой обладают графические портреты Бакста. Среди них выделяется необычностью решения портрет З.Н.Гиппиус.
Тонкая изящная женщина с пышными рыжими волосами, в камзоле и панталонах до колен полулежит на стуле. Ее длинные скрещенные ноги вытянуты по диагонали листа, отчего вся фигура кажется еще более удлиненной. В костюме и позе Гиппиус много вызывающего, манерного, неестественного, рассчитанного на внешний эффект. На бледном лице, окаймленном белым жабо, под узкими резко очерченными бровями - чуть насмешливо и презрительно смотрящие глаза, тонкие злые губы. «У нее была особая манера курить, прищуривая правый глаз, особая манера разговаривать. Она бывала иногда довольно ядовитой, иногда несколько высокомерной…» - вспоминает о Гиппиус Головин. Бакст усилил эти черты. Он акцентировал угловатость колен, несколько удлинил руки и ноги, придав тем самым всему облику модели остроту и колючесть. «Твоя душа – без нежности, а сердце - как игла…» - эти слова поэтессы могли бы служить эпиграфом к ее собственному портрету.
Не отступая от натуры, художник отобрал в ней те черты, которые представлялись ему определяющими. Их максимальное заострение, граничащее с гротеском, помогло ему создать выразительный образ представительницы декадентской упадочной поэзии и выйти за рамки индивидуальной характеристики – портрет Гиппиус превратился в документ эпохи».

Л.Н.БАКСТ И «МИР ИСКУССТВА»

Справедливо возникает вопрос – почему именно он увековечил Гиппиус? Начнем с того, что были они почти ровесниками – Леон Николаевич всего на три года старше. И тут первая сложность – как правильно обозначить сего художника? На самом деле настоящее его имя звучит как Лейб-Хаим Израилевич, которое затем превратилось во Льва Самойловича Розенберг, а в заключении художник стал именоваться Леоном (Львом) Николаевичем Бакстом. Это уже псевдоним. На первой выставке, прошедшей в 1889 году обозначен он укороченной фамилией по фамилии бабушки Бакстер - Бакст.

Л.Бакст. Автопортрет. 1893

Время знакомства двух этих представителей Серебряного века относится к моменту появления вначале общества, а затем и журнала под названием «Мир искусства».
Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". Он продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).
Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы

Как известно, в 1898 году образуется художественное объединение «Мир Искусства» и Бакст становится его активным участником. Он автор символа-марки «Мира Искусства» - сидящего на вершине горы белого орла на черном фоне. Совместно с Дягилевым принимает участие в основании журнала «Мир искусства». Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу. Его талант проявился также в дизайне шрифтов: «Впервые он, Лансере и Головин стали делать художественные надписи для журналов, рисовать буквы и обложки - зародыш будущей целой области графики в расцвете книжного искусства», - писал М.В. Добужинский.

«Он - художник в душе» - это слова Александра Николаевича Бенуа из главы его книги «Мои воспоминания», которая называется «Левушка Бакст». Бенуа познакомился с ним в марте 1890 года и сразу же решил привлечь его к сотрудничеству в кружке, в котором угадывались контуры будущего «Мира искусства». Первые впечатления были противоречивыми. «Наружность господина Розенберга, - писал Бенуа, - не была в каком-либо отношении примечательна. Довольно правильным чертам лица вредили подслеповатые глаза («щелочки»), ярко-рыжие волосы и жиденькие усики над извилистыми губами. Вместе с тем застенчивая и точно заискивающая манера держаться производила если не отталкивающее, то все же не особенно приятное впечатление».

Журнал «Мир искусство» просуществовал недолго - до конца 1904 года. Всего в свет вышло 96 его номеров. В советской литературе его оценивали однозначно: «журнал проповедовал безыдейность, аполитичность в искусстве, мистицизм».

Следует обратить внимание, что в 1901-м он писал портрет Розанова, а в 1903-м году им создан очень своеобразный летний, светлый, такой красивый портрет Любови Павловны Гриценко, урожденной Третьяковой, третьей дочери Павла Михайловича Третьякова, которая стала супругой Бакста.
В 1900 году она овдовела. Ее мужем был чудесный человек и любимый зять Павла Михайловича Третьякова Николай Гриценко - морской офицер и художник-акварелист. Сохранились чудные фотографии, где Гриценко рядом с Павлом Михайловичем. Но, увы, он ушел совсем молодым, в 1900-м году. Бакст действительно по огромной влюбленности, он был совершенно одержим Любовью Павловной, женился на этой женщине.
Ее портрет он писался в Минтоне. Это летний портрет, где она стоит на террасе дома. Она в одеждах белого цвета. Ее шляпа напоминает то ли цветок, то ли бабочку. Портрет построен на соотношении белого, сиреневого, розоватого, то есть, сложнейшими оттенками написано платье, а на фоне – море и зелень.

Я бы хотела обратить, если мы с вами говорим о портретах, то именно в тот же год, 1906, когда был написан портрет Гиппиус, был создан портрет Дягилева с няней. Портрет находится в Петербурге, в Русском музее. Великолепная работа маслом. То есть, надо заметить, что эти вещи неравноценны – большой, монументальный портрет Дягилева и вот такой вот – графический, прекрасный, изящный, но совсем других размеров портрет Зинаиды Николаевны.
Наверное, Баксту как не просто хорошему физиономисту, но человеку с врожденным чувством театра, с врожденным умением воспринять чужое лицедейство, ему очень удавались именно те герои, которые лицедействовали не на сцене, а даже в жизни.
Поэтому Сергей Дягилев, который так удачно встал, что не выглядит слишком корпулентным, Сергей Дягилев с так хорошо поднятой головой, с этим седым клоком волос надо лбом, он здесь вполне импозантен, самоуверен, красив, и изящный намек на демократизм – присутствие няни в глубине полотна. То есть, ее сначала вроде бы и не должно было быть, она появилась случайно, она здесь вроде бы не закончена, но в этом есть и театральная ирония, и изящество, и великолепная композиционная найденность. Так что, этот портрет, конечно, бесконечно интересен.

А далее начались Летние сезоны С.Дягилева и жизнь за границей.
Смерть от отека легких настигла Бакста в Париже в 1924 году, в пору его славы, правда начинающей увядать, но все еще блистательной. Этому способствовало переутомление и в первую очередь нервное, которое привело к тому, что он почти четыре месяца болел.

Но следует сказать, что имя Бакста забыто не совсем. В тридцатые годы встретились достойная дама, которая была редактором издательства «Искусство» - Марина Николаевна Гриценко – это дочь Любови Павловны, урожденной Третьяковой и Николая Гриценко и сын Андрей Любови Павловны и Бакста, который свою жизнь прожил в Париже.
Он стал художником. И существует замечательная фотография, когда уже пожилыми людьми, у дверей Третьяковской галереи эти вот сводные брат и сестра достойно позируют.

ГИППИУС БАКСТУ и о БАКСТЕ

Еще до выполнения портрета Зинаида Николаевна посвятила Баксту два сонета. Поскольку эти имена ныне полузабыты и тем более редко упоминаются вместе вполне целесообразно привести их полностью. Речь идет о 1901 годе.

I. Спасение

Мы судим, говорим порою так прекрасно,
И мнится - силы нам великие даны.
Мы проповедуем, собой упоены,
И всех зовем к себе решительно и властно.
Увы нам: мы идем дорогою опасной.
Пред скорбию чужой молчать обречены,-
Мы так беспомощны, так жалки и смешны,
Когда помочь другим пытаемся напрасно.

Утешит в горести, поможет только тот,
Кто радостен и прост и верит неизменно,
Что жизнь - веселие, что все - благословенно;
Кто любит без тоски и как дитя живет.
Пред силой истинной склоняюсь я смиренно;
Не мы спасаем мир: любовь его спасет.

Через тропинку в лес, в уютности приветной,
Весельем солнечным и тенью облита,
Нить паутинная, упруга и чиста,
Повисла в небесах; и дрожью незаметной
Колеблет ветер нить, порвать пытаясь тщетно;
Она крепка, тонка, прозрачна и проста.
Разрезана небес живая пустота
Сверкающей чертой - струною многоцветной.

Одно неясное привыкли мы ценить.
В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной,
Мы ищем тонкости, не веря, что возможно
Величье с простотой в душе соединить.
Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно;
А тонкая душа - проста, как эта нить.

И чтобы не говорили о странностях характера и поведения Зинаиды Николаевны, была она человеком правдивым и отчасти обязательным. Узнав о столь ранней смерти Бакста, нашла в себе силы написать воспоминания. Всего три странички текста. Начитаются они словами: « …Всего больше говорят о человека, когда он едва умер. Так принято. Но я этого не могу. Говорю или о живых или об умерших давно, привыкших быть умершими. А смерть близкая – она должна заражать молчанием. Я скажу о Баксте кратко, тихо, полушепотом». Потрясает заключительная фраза – «Я долго еще не привыкну, что умер Бакст, что ушла куда-то его взволнованная, нежная и умная душа». И именно слова «Умная душа» она поставила в заголовок воспоминаний.

Оригинал записи и комментарии на

Выбор редакции
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Слайд 2 Визитная карточка Территория: 1 219 912 км² Население: 48601098чел. Столица: Кейптаун Официальный язык: английский, африкаанс,...

Всякая организация включает в свой состав объекты, классифицируемые как ОС, по которым проводятся амортизационные отчисления. В рамках...

Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного...
Очень мы в нашей семье любим чизкейки, а с добавлением ягод или фруктов они особенно вкусные и ароматные. Сегодня рецепт чизкейка, с...
У Плешакова возникла хорошая идея - создать для детей атлас, по которому легко определять звезды и созвездия. Наши учителя эту идею...
Самые необычные храмы в России.Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково Этот храм называли восьмым чудом света,...
Цветы не только прекрасно выглядят и обладают изысканным ароматом. Они вдохновляют своим существованием на творчество. Их изображают на...
ТАТЬЯНА ЧИКАЕВА Конспект занятия по развитию речи в средней группе «День защитника Отечества» Конспект занятия по развитию речи по теме...