Образы сказки снегурочка в изобразительном искусстве книжные. Презентация на тему "Исследовательский проект “Снегурочка”"


1. Происхождение образа Снегурочки. Языческие корни.

Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа. Образ Снегурочки является уникальным для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Snow Maiden –так называют русскую Снегурочку заграницей. В японском фольклоре существует снежная женщина - Юки-Онна, но это другой типаж - демонический персонаж, олицетворяющий снежную бурю.

Жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами. Не очень понятно даже, откуда взялась эта юная спутница Деда Мороза. В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с ним. По одним данным, ее родила Большая Ель. Девушка внезапно появилась из под пушистой еловой ветки, по другим-она дочь Весны Красны и Мороза, а возможно её вылепили из снега бездетные старики Иван да Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли...

Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только вот их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения – из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования не потеряла.

Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии.

1. Образ дочери Мороза. Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского “напарника”. Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

2. Образ Костромы . Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов. Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.

Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали - решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.

Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.

Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Символ застывших вод . Версия Жарниковой С.: Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

2. Образ Снегурочки в русском изобразительном искусстве

Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты. Многие современники Островского не приняли пьесу, упрекая его за “отход от социальных проблем”. Но были и противоположные мнения. Сказка чрезвычайно понравилась И.С. Тургеневу и А.И. Гончарову. Неравнодушным к ней оказался и русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов, который поставил спектакль по пьесе на домашней сцене в Абрамцево, а затем, в 1885 г., и оперу в своей “Частной русской опере”. Эскизы костюмов и декораций к спектаклю, а затем и к опере были выполнены В. М. Васнецовым в содружестве с И.И. Левинтаном и К.А. Коровиным.

В своих воспоминаниях Коровин пишет, как после встречи с Островским В. М. Васнецов говорил: “Правду, правду сказал он - никто не поймет. Тяжело, печально, вот оно что, люди живут-то другим. Это искусство не нужно. А эта поэма “Снегурочка” - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…”.

В процессе создания декораций сказочных царских палат, Васнецов использовал архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву. Декорации, создававшиеся в процессе общей подготовки спектакля, определяли многие мизансцены и давали художественное решение целых картин. Также как и эскизы костюмов намечали будущие образы спектакля. Основой для всех костюмов послужил белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект. Впервые именно Васнецов изобразил Снегурочку в сарафане и с обручем на голове. Художник с наслаждением вникал в подробности самого мелкого узора на девичьем сарафане и самостоятельно, безо всяких технических помощников расписывал огромные полотнища декораций, изображая картины заповедного леса или царского дворца. Много лет спустя восхищённые искусствоведы скажут, что именно Васнецов именно в оформлении “Снегурочки” оказался первым русским художником, который на театральных подмостках стал равноправным соавтором спектакля, собственно говоря - первым настоящим театральным художником.

Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею древнего русского народа, во всем его чудесном и красивом облике. Спустя полвека, художник Грабарь скажет: “Рисунки к “Снегурочке”, находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяет их от наших дней”. Почти через двадцать лет Васнецов написал портрет Снегурочки, запечатлев ее на опушке леса. Шубка у Снегурочки на картине цельнокроеная, слегка расклешенная, восходящая к модному в конце XIX века силуэту “принцессы”. Парча на шубке расшита удивительным образом. Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички. Александр Бенуа сказал, что именно в этой картине художнику удалось открыть “закон древнерусской красоты”. Другой современник оказался ещё более категоричен: “Нет другого художника для Снегурочки, кроме Васнецова”. Это заявление можно оспорить.

На переломе XIX и XX столетий, постановка “Снегурочки” - и оперы, и драматического спектакля являлись событием значимым. Словно соревнуясь друг с другом, многие серьезные художники, искали свой облик уже полюбившегося всем образа. Композитор Н.А. Римский-Корсаков написал много опер на сказочные сюжеты, но “Снегурочку” считал самой удачной. А лучшей исполнительницей этой оперной партии признавал Надежду Ивановну Забелу – Врубель. Римский – Корсаков писал ее мужу –художнику Михаилу Врубелю: “Так спетой Снегурочки, как Надежда Ивановна, я раньше не слыхивал”. Супруги Врубели были бесконечно преданы друг другу, и со дня свадьбы Надежда Забела ни разу не обратилась к другому театральному художнику для создания своих сценических образов. А Врубель писал её неустанно, превращая то в скромную модель для реалистического портрета, то в Царевну-Лебедь. Его эскизы костюмов к опере Римского-Корсакова - это тоже портреты жены. Обаяние оперы и самой сказки было так велико, что на оформлении спектакля Врубель не остановился. Он создал целую серию скульптур в технике майолики. Есть там и Мизгирь, и Лель. А царь Берендей, по мнению многих специалистов, это просто стилизованный портрет Римского-Корсакова, с которым Врубель дружил и которого безмерно уважал.

Художник Николай Рерих полюбил “Снегурочку” ещё в юности. В миропонимании у Рериха и Римского-Корсакова было много общего: они оба находили истинные ценности в природе, русской старине, в истории, в фольклоре. "Снегурочка" как и все творчество, Римского-Корсакова мне близка", - признавался Рерих. Четыре раза (в 1908, 1912, 1919 и 1921 годах) обращался Николай Рерих к оформлению "Снегурочки" для оперной и драматической сцены. Спектакли получили осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Облик Снегурочки менялся, но каждый раз она была по-новому прекрасна. Первой, пусть и не получившей воплощения постановкой стала работа Рериха над оперой Римского-Корсакова для театра парижской Opera Comique. В 1920 году Рерих принимает предложение оформить оперу "Снегурочка" для чикагского театра Opera Compani. Художником были созданы десятки эскизов и рисунков к этой постановке. Предыдущие сценические версии 1908 и 1912 годов переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси. Работы же 1921 года отличались совершенно новым, в чем-то неожиданным подходом к драматургическому материалу и иной характеристикой персонажей.

В новой трактовке "Снегурочки" смешались "все элементы влияний на Россию": Византия (царь Берендей и его придворный быт), Восток (торговый гость Мизгирь и Весна, прилетающая из теплых стран), Север (Мороз, Снегурочка, лешие). Много общего нашел художник у легендарного пастуха Леля и индусского Кришны. "Вне излишней историчности, вне надуманности "Снегурочка" являет столько настоящего смысла России, что все элементы ее становятся уже в пределы легенды общечеловеческой и понятной каждому сердцу", -пояснял Рерих свою трактовку. Именно поэтому столь разнообразен и внешний вид персонажей оперы. Эскиз "Берендей и Снегурочка" стилизован автором под древнерусскую икону. В работах "Лель и Снегурочка" и "Купава" создан вполне определенный азиатский этнический тип.

Оформление оперы имело такой успех у американской публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам Рериха были введены в бытовую моду текущего сезона. Рерих вспоминал, как в "Чикаго во время постановки "Снегурочки" мастерские Маршала Фильда произвели интересный опыт, построив современные костюмы на орнаментах доисторических славянских одеяний". "Поучительно было видеть, - отмечал художник, - насколько многие современные формы естественно слились с древнейшими орнаментами".

В настоящее время театральные декорации художника К.А. Коровина в большинстве своем уже утрачены. Большая часть сохранившихся коровинских работ находится в Санкт-Петербурге в академическом Малом театре оперы и балета. Четыре оперы, идущие в театре сейчас, связаны с именем Коровина. Это “Снегурочка” и “Майская ночь” Н.А. Римского-Корсакова, “Богема” и “Чио-Чио-Сан” Дж. Пуччини.

В 1910 году у руководства императорских театров возник вопрос о возобновлении “Снегурочки”, которая не была в репертуаре уже несколько лет. Сначала оформление оперы было поручено Д.С. Стеллецкому - художнику, страстно влюбленному в Древнюю Русь. Однако его эскизы, выдержанные в традициях иконописи, вовсе не подходили к “Снегурочке” Островского - Римского-Корсакова. После долгих пререканий с отстаивавшим свой замысел Стеллецким заказ был передан Константину Коровину. Тогда же было решено возобновлять оперу не в Петербурге, а в московском Большом театре. К сожалению, весной 1914 года во время пожара сгорели почти все декорации. В апреле 1915 года Коровин вместе со своими помощниками Г.И. Головым и Н.А. Клодтом приступил к возобновлению оформления “Снегурочки”. Но лишь костюмы были оставлены без изменений, эскизы же декораций художники, по-видимому, переработали основательно. С этих оригиналов в 1916 году были сделаны декорации и костюмы для Мариинского театра, а затем переданы в Малый оперный театр.

Годы, прошедшие со времени постановки оперы, конечно, наложили печать на ее оформление. Однако постарел главным образом лишь сам декорационный холст и особенно скомбинированные с ним хрупкие сетки. Живопись же, краски, как и в станковых работах Коровина, и сейчас поражают удивительной свежестью. Несмотря на длительную эксплуатацию декораций, на них нет ни кракелюр, ни осыпей. Реставраторы театра неоднократно меняли декорационные сетки, порванные места на полотнищах подклеивались с тыльной стороны, живопись же вся осталась нетронутой. Огромную роль в сохранении коровинской театральной живописи играло, конечно, и совершенное знание Коровиным технологии живописи.

Оформлением спектакля занимались и другие художники. Например, талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор Б.М. Кустодиев. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Работа над созданием декораций захватила художника. С особой яркостью дарование Кустодиева – декоратора проявилось в оформлении пьес А.Н. Островского: “Свои люди – сочтемся”, "Волки и овцы", "Гроза" и других. Он демонстрировал глубокое проникновение в суть авторского замысла. Декорации Кустодиев писал легко и быстро.

Можно сказать, что все творчество Кустодиева - это поэтические картины на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души. "Не знаю, - писал Кустодиев, - удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому - это было всегда единственным "сюжетом" моих картин..." В полной мере эти слова художника можно отнести и к его работе над декорациями и костюмами для спектакля по пьесе Островского “Снегурочка”. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: В. Перов, В. Нестеров, И. Глазунов, А. Шабалин.

3. Русская народная сказка “Снегурочка” в творчестве художников-иллюстраторов

Еще в годы обучения в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств начал формироваться самобытный стиль русского художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя И.Я. Билибина. Им была разработана целая система графических приемов, позволяющих объединять иллюстрации и оформление книги в одном стиле. Все творчество художника было посвящено русской сказочной теме. Для этого ему пришлось серьезно подготовиться.

Билибин много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучая русское народное и декоративное искусство. По заданию этнографического отдела Русского музея в самом начале двадцатого века художник посетил Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. А в 1904 году Кижи, которые именовал “преддверием тридевятого царства”. В поездках по глухим провинциям предметом изучения Билибина стали: русская архитектура, народный орнамент, крестьянская вышивка, кружево, узоры, старинная деревянная резьба, лубочные картинки. Он собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества. Собранные материалы стали основой для нескольких статей, а привезенные фотографии вошли в книгу И. Грабаря “История русского искусства”.

Патриархальный крестьянский быт, предметы утвари, будто бы сохранившиеся со времен древней Руси, дали Билибину богатейший материал для раздумий и для дальнейшего использования в художественной практике. Новый художественный стиль - стиль русской старины не только обогатил искусство яркими образами, но и способствовал развитию театральной декорации и книжной графики.

Иллюстрациями Билибина оформлены такие русские сказки как, "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Царевна-лягушка", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Перышко Финиста - Ясна Сокола", "Белая уточка”. А также сказки А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке" и многие другие. В 1904 Пражский национальный театр заказал Билибину, эскизы декораций к опере Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”. Билибин оказался едва ли не первым русским художником, который занялся оформлением декораций для зарубежной сцены. Сказочные темы опер Римского-Корсакова были очень близки художнику. В театральных эскизах к опере “Снегурочка” яркий талант Билибина и его самобытный стиль проявились в полной мере.

Художник Борис Васильевич Зворыкин - один из ярчайших представителей русской традиции иллюстрирования книг. Однако до недавнего времени его имя было известно лишь специалистам-книжникам и коллекционерам, преимущественно западным. Книги, изданные при жизни художника, заграницей давно разобраны на отдельные полосные иллюстрации и продаются в виде эстампов. Так сложилось, что свою творческую жизнь Зворыкину пришлось прожить в тени более знаменитого современника - Ивана Билибина, несправедливо получив ярлык билибинского подражателя. Подражания не было. Просто оба мастера, вдохновленные общими идеалами, шли параллельно. “Русская тема” увлекла Зворыкина еще в юности. Стержнем, на котором потом строилась творческая судьба художника стали: любовь к русской старине, русской истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре.

После революции 1917 года Зворыкин эмигрировал во Францию. В эмиграции судьба благоволила художнику. Ему не пришлось отступать от излюбленной тематики и эстетических идеалов. Благодаря триумфу дягилевских сезонов, “русская тема” была хорошо знакома и популярна у парижской публики. В парижских издательствах одна за другой вышли оформленные Зворыкиным книги: "Москва и деревня в гравюрах и литографиях" Г. К. Лукомского, "Исповедь" М. А. Бакунина, "Золотой петушок" и другие сказки" А. С. Пушкина, пушкинский "Борис Годунов"... Особняком в этом списке стоит книга “Жар-птица. Русские сказки”. Она была создана Борисом Зворыкиным самостоятельно от начала до конца. Он перевёл на французский язык четыре русские сказки. А сказку “Снегурочка”, опираясь на текст русской народной сказки и сказки в стихах Островского, переписал своими словами. Записал каллиграфическим почерком, нарисовал иллюстрации и оформил в кожаный переплёт с узорным тиснением. Эту во всех отношениях уникальную книгу он преподнёс директору издательства "Пьяцца" Луи Фрикотелю, своему новому работодателю. Так в Париже - царстве серого неба и мансардных крыш - родилась русская "Жар-птица", воплотившая в себе всё, что так любил художник в прежней жизни и о чём тосковал вдали от родины. Однако увидеть "Жар-птицу" изданной художнику не довелось. Книга вышла в свет через тридцать шесть лет после его смерти. И не в Париже, а в Нью-Йорке. Издание осуществила вдова американского президента Жаклин Онассис-Кеннеди, почитательница творчества Бориса Зворыкина. Случилось это в 1978 году - в разгар холодной войны между США и СССР.

4. Современный образ Снегурочки

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Для фильма “Снегурочка” (1968) у реки Мера была построена целая “деревня берендеев”. Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены под Кострому, где возник парк “Берендеевка”. Кроме этого, в Костроме теперь есть “Терем Снегурочки”, в котором та круглый год принимает гостей.

В 2009 году впервые официально отмечался день рождения Снегурочки, которым решили считать ночь с 4-го на 5-е апреля. Это не соответствует сюжету сказки, в которой Снегурочка рождается зимой. Однако, по объяснениям организаторов, “у Снегурочки отец - Дед Мороз, а мать - Весна, и поэтому у неё день рождения весной”. В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из своей резиденции в Великом Устюге, официально подтвердив статус Костромы как основной резиденции своей спутницы и помощницы.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «МАЛЫЕ ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Направление ЯЗЫКОЗНАНИЕ

«КТО ОНА, СНЕГУРОЧКА?»

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 2 а класса

МОУ «СОШ №76», МО «Котлас», Архангельской области

Усачевой Полиной Игоревной

Руководитель: учитель начальных классов

МОУ «СОШ №76», МО «Котлас»,

Архангельской области

Мариева Наталья Валерьевна

г. Котлас, 2015

1 Введение…………………………………………………………………………… 3

2 Основная часть

2.1 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке………………………………………… 4
2.2 Образ Снегурочка в литературе…………………………………………………. 4
2.3 Снегурочка в музыке………………………………………………………………5
2.4 Снегурочка в изобразительном искусстве……………………………………….. 6
2.5 Социологический опрос…………………………………………………………… 6
3 Заключение…………………………………………………………………………….8

4 Библиографический список………………………………………………………… 9

ВВЕДЕНИЕ

Вся в снежинках, лед искрится
На ее ресницах,
На санях по снегу мчится,
Кони - словно птицы!
В гости к нам она летит,
Эй, не стойте на пути!
В белой шубке, как принцесса,
В теплых рукавицах,
Мимо сказочного леса
К нам на елку мчится!
И красива, и стройна,
Так скажите - кто она?

Е. Благинина

У русского народа очень много праздников. Один из самых ярких и любимых – Новый год. И главные персонажи этого праздника - Дед Мороз и Снегурочка. Недалеко от нашего города находится дом-резиденция Деда Мороза. Там мы можем много узнать о его жизни. Помощники покажут все комнаты сказочного дома, расскажут, чем занимается белобородый кудесник, о чем мечтает, какие почитает праздники, какими видами спорта предпочитает заниматься. Дети и взрослые могут посетить рабочее место Деда Мороза, посмотреть удивительную коллекцию его подарков, побывать в Кладовой сказок, библиотеке и обсерватории.

А нам захотелось узнать о его помощнице и постоянной спутнице, Снегурочке. Кто она, Снегурочка, кто ее родители, куда она исчезает после праздников - это стало нам интересно, и мы решили заняться исследованием этого вопроса.

Цель исследования: узнать, откуда к нам приходит Снегурочка, кто ее родители

Задачи : - изучить историю происхождения Снегурочки

Познакомиться с произведениями разных видов искусства, связанных со Снегурочкой

Объект исследования : Снегурочка

Предмет исследования : история Снегурочки

Методы исследования : - анкетирование учащихся

Поисковый (работа с литературой, ресурсами Интернета)

Полученные знания и результаты исследования мы можем применить на уроках литературного чтения, музыки, изо, при проведении классных часов.

В ходе исследования мы обращались к народным и авторским литературным произведениям - 3-

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке

У каждого сказочного героя существуют свои легенды, объясняющие его происхождение, место жительства, особенности характера. А у Снегурочки их несколько.

Давно это было. Жила на свете могущественная богиня Кострома. Поклонялись ей люди, просили скорого прихода весны, плодородной земли, богатого урожая.

Пока ее задабривали да величали, выполняла она просьбы, но постепенно люди стали забывать о силе Костромы. И сама она со временем превратилась из мудрой богини в холодную, пугающую людей снежную деву. И стала показываться она только зимой, когда стужа, вьюги и заледеневшие реки губили народ. За это и прозвали ее в народе Снегурочкой. Попросил тогда народ у Весны защиту. А Весна добрая, ласковая, по-другому рассудила. Подарила она Снегурочке сердце горячее, душу добрую, да взгляд ласковый, и назвала ее своей дочерью. И с тех пор Снегурочка стала воплощение духа растительности, забытой богини Костромы. Живет она на радость взрослым и детям круглый год в Сказочной Костроме, где находится ее Терем.

В другой легенде говорится, что ее родила большая Ель. Светлая девушка внезапно появилась из-под пушистой еловой ветки и была встречена бурными приветствиями всех лесных обитателей.

А вот редакция сайта Super Cook провела свои собственные научно-исторические исследования и прояснила эту великую древнюю тайну. Однажды у великого Деда Мороза и Вьюги-Метелицы родился сын Снеговик. И в один прекрасный момент у зимнего Сына Снеговика и Весны - Красны родилась дочка Снегурочка.

2.2 Снегурочка в литературе

Знаменитый собиратель русских народных сказок Афанасьев Александр Николаевич в сказке о Снегурочке написал, что она была вылеплена из снега крестьянином Иваном и его женой Марьей. Они были бездетны и, глядя на детей, которые лепили из снега снежную бабу, тоже взялись за дело, Когда они вылепили носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу, на них дохнуло от куклы теплым духом, на них смотрели голубые глазки и губки улыбались, но подошла Весна и Снегурочка растаяла, прыгая через костер, унеслась белым облаком. В таком виде показаны представления народа о том, когда от жгучих лучей солнца тают снежные насыпи, и, испаряясь, собираются в тучи. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева сходит на землю. Это соответствует представлениям о духах природы, которые погибают при смене

определенного сезона и воскресают с приходом этого сезона вновь.

Другая сказка, рассказанная В.И.Далем , собирателем живого русского языка, объясняет появление Снегурочки из комочка снега, который старик принес домой с улицы, снег растаял, и из этой талой водицы появилась живая девочка « беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Из этих сказок видно, что Снегурочка – это символ воды, но в зимнее время: снежная, ледяная, холодная внешне, но теплая живая внутри.

Александр Николаевич Островский в 1873году, прочитав в сборнике сказок

А. Н.Афанасьева, сказку о снежной девушке « замыслил» написать по его словам «весеннюю сказку». Он написал пьесу «Снегурочка» , в которой Снегурочка из маленькой девочки-внучки превращается в девушку. Из произведения Островского мы впервые узнаем о том, что Снегурочка является дочерью Мороза и Весны. Внешность ее соответствует ее рождению: прекрасная бледная светловолосая девушка, одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой. Эта Снегурочка тоже тает, погибает, но уже от горячих человеческих чувств. Это печально, но не навсегда. Придет зима - принесет снега, морозы, застынут во льдах воды, затем весна – тепло, солнце, радость от того, что люди пережили холодные тяжелые времена, и опять Снегурочке захочется любить и быть любимой, и опять она улетит облачком в светлое небо, унося с собой горести зимы, не зря царь Берендей говорит: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут!» В Берендеевке жизнь продолжается.

В наше время создаются произведения о Снегурочке, как, например, история, рассказанная Татьяной Кудрявиной «Как маленькая баба Яга стала Снегурочкой» . В ней мы узнали, что баба Яга захотела стать доброй и, забравшись на тучку, превратилась в Снегурочку.

2.3 Снегурочка в музыке

История Снегурочки, рассказанная А.Н. Островским, очень понравилась композитору Петру Ильичу Чайковскому, автору знаменитых «Времен года», и в 1873году П.И. Чайковский написал музыку к спектаклю по пьесе А.Н. Островского. Музыка получилась светлая и радостная, и до сих пор музыка П.И. Чайковского используется в постановках «Снегурочки».

Через несколько лет композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создал оперу с таким же названием. Как говорил сам Римский-Корсаков, сначала царство

Берендея ему показалось странным, но потом он, прочитав сказку еще раз, понял всю красоту и поэтичность образа Снегурочки. Художественное оформление оперы на сцене, Снегурочки и других персонажей были выполнены Виктором Васнецовым.

2.4 Снегурочка в изобразительном искусстве

Художник В.М. Васнецов нарисовал эскизы к театральной постановке «Снегурочки» Островского. Образ Снегурочки был нарисован с дочери одного богатого человека, покровителя искусств Саввы Мамонтова.

Сказочную красавицу рисовали и другие художники, такие как Михаил Врубель и Николай Рерих, который также оформлял спектакль к оперной и драматической постановке «Снегурочки».

Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трех мастеров – художников. Она может приходить на елку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове – так увидел ее В.М. Васнецов; в белой, сотканной из пуха и снега одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил ее М.А.Врубель; в меховой шубке, которую надел на нее Н.К. Рерих

2.5. Социологический опрос

В начале исследования был проведен социологический опрос учащихся нашей школы, в ходе которого было предложено ответить на вопросы:

Где живет Снегурочка?

Куда уходит Снегурочка после праздников?

Кто ее родители?

Как выглядит Снегурочка?

На первый вопрос учащиеся ответили –

· В Великом Устюге – 12 человек

· На Северном полюсе -9 человек

· В лесу- 6 человек

На второй вопрос мнения разделились:

· Не знаю- 19 человек

· В доме- 16 человек

· Улетает домой- 14

На третий вопрос ответы были такие:

· Не знаю-19 человек

· Дед мороз- 17 человек

На четвертый вопрос ребята отвечали так:

· В голубом наряде – 21 человек

· У остальных детей разные ответы

Согласно опросу, мы выяснили, что большинство детей знают о Снегурочке очень мало.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного мы делаем следующие выводы:

На протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила и доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка, которая была представлена как:

· внучка Мороза и Вьюги-Метелицы

· дочери Снеговика и Весны -Красны

Живет Снегурочка на живописном берегу реки Волги, где находится сказочный ее Терем.

Но нам хочется, чтобы Снегурочка была в нашей детской жизни как красивая и праздничная подруга, у которой есть дружная и веселая семья, каждый член которой выполняет свою очень нужную природе работу.

В ходе работы мы узнали историю нашей новогодней гостьи, получили новые знания. Мы познакомились с художественными произведениями о Снегурочке, с музыкальными произведениями и картинами знаменитых художников.

История Снегурочки нас очень заинтересовала, хотелось бы продолжить свое исследование и узнать, как связаны между собой Снегурочка и Снежная королева (ведь они сделаны из «одного теста»), и побывать в Костроме, где находится ее Терем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. А. Н. Афанасьев «Русские народные сказки». М.: Олма Медиа Групп, 2013

2. В.И. Даль «Девочка Снегурочка». М.: Советская Россия, 1985

3. А. Островский «Снегурочка». М.: Детская литература, 2012

Снегурочка - по-своему уникальный, необычайно интересный персонаж. Она является добрым героем новогодней мифологии.

Как персонаж она нашла отражение в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке. А образы сказки «Снегурочка» в живописи стали олицетворением внешнего образа девушки.

Снегурочка: происхождение героини

Только российская новогодняя мифология имеет в своем составе положительного героя женского пола. Несмотря на ее уникальность, происхождение ее окутано тайной. Существует три самых популярных теории, которые не только никак не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве наглядно описывают все три теории.

Юной спутнице Деда Мороза приписывают разные родственные связи. Она и дочка Большой Ели, появившаяся из ниоткуда: выбравшаяся из-под раскидистой еловой ветви. Она же - дочь Мороза и Весны. Также ее появление связывают с бездетными стариками, которые на закате лет задумались о детях. Иван да Марья слепили из снега маленькую девочку, так родилась Снегурка.

Слепленная из снега девочка

В.И. Даль писал, что на Руси снегурками, снеговиками и снегирями именовали птах (птиц), которые зимовали в лесах. Кроме того, он отметил, что это «складенные из снега болваны». Согласно В.И. Далю, эти болваны имели образ человека.

Примечательно, что слова Даля обобщенно характеризуют все образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Образ слепленной стариками из снега девушки появился после крещения Руси.

«Снегурочка» - сказка Островского, она является самым популярным отражением рассматриваемого нами персонажа. Однако произведение не является единичным и уникальным.

Русская народная сказка «Снегурушка» показывает нам героиню, которая родилась от прямого соприкосновения с печуркой: бабка и дед...

В.И. Даль в своей сказке «Девочка Снегурочка» так преподносит рождение героини:

Мифологизированный образ застывших зимних вод

Жарникова С. В., этнолог, считает, что образ Снегурочки нашел свое первое отражение в боге Варуне. Светлана Васильевна объясняет это просто: Снегурочка - верная спутница Деда Мороза, а он берет начало во временах Варуна. Поэтому Жарникова предполагает, что Снегурка - есть воплощение замерших (зимних) вод. Ее происхождению соответствуют и ее традиционные одеяния: белые одежды в сочетании с серебряным орнаментом.

Снегурочка - прообраз Костромы

Некоторые исследователи связывают нашу героиню со славянским обрядом похорон Костромы.

Что общего в образах Костромы и Снегурочки? Сезонность и внешний образ (в одной из интерпретаций).

Кострому изображают молодой женщиной в белоснежных одеяниях, в своих руках она держит дубовую ветвь. Чаще всего показана в окружении множества людей (хоровода).

Именно этот лик Костромы роднит ее со Снегурочкой. Однако соломенное чучело женщины (второе изображение Костромы) также имеет много общего со снежной девой. Считается, что игрища заканчиваются сожжением чучела: это означает, что зиме конец - грядет весна. Аналогично заканчивает свой годовой цикл и Снегурочка: тает, прыгнув над костром.

Что еще общего у Снегурочки и Костромы? Кострома - это не только женский фольклорный образ, но и город Центрального федерального округа России, являющийся родиной внучки Деда Мороза.

Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка»

В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка».

Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка»раскрывает образ девушки немного с другой стороны, нежели произведения русского фольклора.

Островский испытывает свою героиню:

  • ее не понимают окружающие (жители Слободы);
  • Бобыль и Бобылиха, в отличие от деда с бабкой из народной сказки, не любят дочку, а используют ее, преследуя только одну цель: наживу.

Островский подвергает девушку испытаниям: она проходит через душевные муки.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

«Весенняя сказка» А.Н.Островского ожила и приобрела свою мелодичность благодаря композитору, имя которого - Н. Римский-Корсаков.

После первого прочтения пьесы композитор не вдохновился ее драматизмом, но уже зимой 1879 года задумался о создании оперы «Снегурочка».

Здесь начинают свой путь образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Первым художником, запечатлевшим образ сказочной русской красавицы, можно назвать В.М. Васнецова. Именно он выполнял декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной на сцене Большого театра.

Вдохновленный оперой Виктор Михайлович не только создал декорации к постановке, но и стал автором отдельного произведения: картины «Снегурочка» (1899).

Васнецов - не единственный художник, воплотивший в жизнь образы сказки «Снегурочка». Эскизы костюмов и декораций принадлежат перу Н.К. Рериха. Он четыре раза занимался оформлением пьесы «Снегурочка».

Первые версии оформления (1908 и 1912) Н.К. Рериха переносили зрителя в мир древней дохристианской Руси, когда в обществе царило язычество и безоглядно верили в сказки. А постановка 1921 года отличалась более современным (по тем годам) видением сюжета. при создании своих работ черпал вдохновение В.М. Васнецов. Мотивы русских вышивок, росписи по дереву он использовал, выполняя декорации царских палат.

Виктор Михайлович создал образ Снегурочки, состоящий из сарафана и обруча на голове. Примечательно, что росписью девичьего одеяния занимался сам художник. Его кисти принадлежат и многие части декораций. Позже искусствоведы скажут, что В.М. Васнецов стал полноправным соавтором спектакля.

Методический материал к районному конкурсу «Мисс Снегурочка»

Снегурочка – сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом.

И если некие подобия Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа .

История появления образа Снегурочки.

По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:

Как литературный персонаж - образ дочери Мороза

Образ Костромы

Символ застывших вод.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков.

1. Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. (В. Даль в сказке «Девочка Снегурочка») Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Но в 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Под влиянием сказки А. Н. Островского – образ Снегурочки приобретает новую окраску. Из маленькой девочки – героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.



Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. Правда, из дочки Деда Мороза Снегурочка трансформировалась во внучку.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

2.Также существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И многие утверждают, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

3.Еще одна версия . Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует. Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

Родиной Снегурочки официально признана Кострома, где у неё есть собственный терем, где внучка Деда Мороза на протяжении всего года принимает и развлекает гостей. В её двухэтажном доме любой желающий сможет познакомиться с владениями внучки Деда Мороза и окунуться в атмосферу волшебства. Этот проект возник вслед за созданием бренда «Великий Устюг - родина Деда Мороза», который быстро заинтересовал туристов. С тех пор традиционно в первых числах апреля Кострома отмечает день рождения Снегурочки.

Довольно долгое время создавался костюм Снегурочки. Как известно, в русских традициях очень многое имеет символический смысл, и образ спутницы Дедушки Мороза ученые также склонны трактовать с позиций традиционной символики. Мы привыкли видеть ее в голубом наряде, поскольку этот цвет ассоциируется у нас с голубоватым льдом. На самом же деле в русской символике цветом льда является белый, и «правильные» одежды Снегурочки исторически всегда были именно белыми. На голове она должна носить восьмилучевой венец, богато вышитый жемчугом и серебряными нитями. Впрочем, какого цвета ни был бы ее костюм, мало кто может сдержать улыбку при виде этой стройной немного печальной девушки, приходящей к нам всего лишь раз в году.

Образ Снегурочки в искусстве. Снегурочка – одна из самых интересных и известных героинь всех времен. Она – героиня не одной и даже не двух, а десятков интереснейших сказок, рассказов, пьес, опер, картин, песен русского народа.

Образ Снегурочки в музыке. Наиболее ярко образ Снегурочки раскрывается благодаря величайшим русским композиторам П.И. Чайковскому и Н.А. Римскому-Корсакову.
В 1873г. музыку к спектаклю объединенной труппы Малого и Большого театров заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. П.И. Чайковский писал - «Снегурочка» не из первых моих сочинений. Она была написана по заказу дирекции театров и по просьбе Островского в 1873 году весной и тогда же была дана. Это одно из любимых моих детищ». Из письма к Н. Ф. фон Мекк. Ноябрь 1874 г.

И А.Н. Островский, и П.И. Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши.

"Снегурочка" стала на творческом пути П. И. Чайковского мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину". Как признавался сам П. И. Чайковский, ему так нравилась пьеса «Снегурочка», что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.

Грандиозная сцена Кремлевского Дворца, ослепительные костюмы, мощные декорации, выразительные в своем драматическом качестве талантливые солисты создают незабываемое, фантастическое впечатление и у взрослого, и у юного зрителя. Язык дивной музыки и великолепного танца доступен всем без перевода.

Образ снегурочки в русской живописи. Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Васнецов ещё в начале 80-х годов 19 века занялся оформлением пьесы «Снегурочка», поставленной по мотивам одноименного творения Александра Николаевича Островского Абрамцевским кружком. В 1885 г. он принял участие в оформлении постановки оперы Н. А. Римского-Корсакова.
Неожиданно для художника «Снегурочка» стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка».

Слайд 2

Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян; Пьеса для театра А.Н.Островского “Снегурочка”; Музыка П.И.Чайковского к одноимённому спектаклю; Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова; Образы сказки в изобразительном искусстве; Кинофильмы и мультфильмы;

Слайд 3

Истоки образа снегурочки в языческой культуре славян

Снегурочка – это русский новогодний персонаж, внучка Дедушки Мороза. Но древние славяне считали её дочерью Мороза и Древней Снежной Царицы. Сам по себе образ Снегурочки удивителен и уникален для русской культуры, а история образа Снегурочки в языческой культуре славян начинается ещё в дохристианской мифологии, когда славяне верили в многобожье. На севере на Руси был обычай зимой строить фигуры из льда и снега. В старинных приданиях очень часто встречается упоминание об одной ожившей ледяной скульптуре молодой красивой девушки. Зимой эта девушка ходит по домам и всех радостно поздравляет, а весной отправляется в лес с подружками по ягоды и теряется, либо прыгает через костей и тает. Так в нашем фольклоре и появилась Снегурочка. Последний вариант более правдоподобен, так как в древней мифологии существует миф, который гласит, что многие духи погибают при смене сезона, как злые, так и добрые. Снегурочка, как один из сезонных персонажей, решается пригнуть через костер, но она сделана изо льда и поэтому тает. Так ледяная красавица исчезает с приходом лета.

Слайд 4

Пьеса для театра А.Н.Островского “Снегурочка”

Появление стихотворной пьесы «Снегурочка» было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку».

Слайд 5

Музыка П.И. Чайковского к одноимённому спектаклю

Среди немногих работ Чайковского для драматического театра особое место занимает музыка к «Снегурочке» Островского, поставленной в Большом театре весной 1873 года. «Весенняя сказочка» любимого им драматурга пленила композитора поэтичностью образов, глубоким и тонким проникновением в дух народных русских обычаев и поверий, и он с увлечением взялся за предложенную ему работу. Известную роль в этом могла сыграть сюжетная близость пьесы к написанной Чайковским незадолго до этого опере «Ундина», неудачная судьба которой доставила ему большое огорчение. Некоторые фрагменты музыки «Снегурочки» были взяты из этой несостоявшейся оперы.

Слайд 6

Образы сказки “Снегурочка” в изобразительном искусстве

Сделать эскизы к театральной постановке известного художника В. М. Васнецова попросил меценат Савва Мамонтов. Его дочь – Александра Мамонтова – послужила «натурой» для васнецовской Снегурочки. Художнику понравилась умная и шустрая девочка Саша, которая больше всего любила с ветерком кататься на санях. Вот её и запечатлел в образе Снегурочке В. М. Васнецов. Сказочную красавицу рисовали и другие художники. На эскизах и картинах Михаила Врубеля в образе Снегурочке его жена – Н. И. Забела-Врубель, известная русская певица, исполнительница партии Снегурочке в одноименной опере. Четыре раза обращался Николай Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены.Так и сложился внешний вид Снегурочки благодаря трем великим художникам: В. М. Васнецову, М. А. Врубелю и Н. К. Рериху. В.М.Васнецов М.Врубель Н.К. Рерих

Слайд 7

Кинофильмы и мультфильмы “Снегурочка”

«Снегурочка» (1952) - мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца. Заканчивается зима и Дед Мороз собирается на север. Что же делать с дочкой Снегурочкой? Её ледяное сердце никогда не знало ни простых человеческих радостей, ни любви, но однажды она услышала песни Леля и захотела остаться в Берендеевом царстве. И просить свою мать - красавицу Весну - растопить её сердце... «Снегурочка. Пасхальная сказка» (2010) - первый художественный фильм режиссера Татьяны Петровой по сценарию Ольги и Олега Давыдовых. В старинной русской деревне появляется девушка Снегурочка, сошедшая с небес в Рождественскую ночь по молитвам бездетных стариков. Пораженные чудесным появлением прекрасной девушки с волшебным голосом, односельчане поначалу принимают ее, как Божий дар с искренней радостью, и окружают заботой и любовью. Староста: «Мы решили всем селом: -Заходи к нам в каждый дом. В каждом доме в час любой будешь гостьей дорогой!». Но недолго радуется Снегурочка общению с людьми. Уже на Пасху людская зависть окружает ее сплетнями и толкает на костер.

Посмотреть все слайды

Выбор редакции
Предлагаю приготовить вкуснейшую армянскую бастурму. Это отличная мясная закуска к любому праздничному застолью и не только. Перечитав...

Грамотно продуманная обстановка влияет на производительность труда сотрудников, внутренний микроклимат в коллективе. Кроме этого...

Новая статья: молитва чтоб соперница отстала от мужа на сайте сайт - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось...

Кондратова Зульфия ЗинатулловнаУчебное заведение: Республика Казахстан. город Петропавловск. Дошкольный мини- центр при КГУ при средней...
Выпускник Ленинградского Высшего военно-политического училища ПВО им. Ю.В. Андропова сенатор Сергей Рыбаков сегодня считается знатоком...
Диагностика и оценка состояния нижнего отдела спиныБоль в пояснице слева, нижней части спины с левой стороны возникает из-за раздражения...
Малое предприятие "Пропал без вести" Не так давно автору этих строк довелось услышать от знакомой дивеевчанки Оксаны Сучковой такую...
Наступил сезон созревания тыквы. Раньше у меня каждый год возникал вопрос, что же можно ? Рисовая каша с тыквой? Оладушки или пирог?...
Большая полуось а = 6 378 245 м.Малая полуось b = 6 356 863,019 м.Радиус шара одинакового объема с эллипсоидом Красовского R = 6 371 110...