Сколько идет спектакль дядюшкин сон. Онлайн театр - дядюшкин сон


Повесть, написанная Ф. М. Достоевским в 1859 году, по сей день пользуется большой популярностью в театральных кругах. Спектакль «Дядюшкин сон» регулярно собирает аншлаги в театре Вахтангова. Бессмертная комедия, понятная широкому кругу зрителей, успела завоевать огромную популярность. Стоит отметить, что, несмотря на уговоры современников-театралов, автор никак не соглашался на сценическую постановку произведения, поэтому впервые спектакль «Дядюшкин сон» увидел свет лишь в 1927 году. Презентованный коллективом Московского художественного театра, он начал покорять зрителей.

Сюжет

Постановка пьесы разворачивает перед зрителем житейскую комедию, основанную на истории провинциальной семьи, проживающей в городе Мордасове. Картина объединяет целый ряд событий. Волевая и энергичная дама - Мария Александровна Москалева - мечтает удачно выдать замуж свою молодую дочь Зинаиду. Но девушка отвергает своего единственного кавалера Павла Мозглякова и Марии Александровне ничего не остаётся, как начать подыскивать дочери новую партию. И вот однажды в доме семейства останавливается князь К. Его преклонные годы и старческие проблемы с памятью не останавливают предприимчивую родительницу, и она решает удачно женить дочь. Зинаида поначалу полностью пресекает любые разговоры о возможной свадьбе, но после долгих уговоров сдаётся. Мария Александровна убеждает её в благородности возложенной миссии по уходу за пожилым князем и упоминает о богатстве и титуле их гостя.

Что же князь? Он и не думал жениться - даже самые изощрённые уловки матери не приводят к желаемому результату. И вот, в один вечер, раздобрев от выпитых напитков и пения дочери Марии Александровны, князь К. не может больше противостоять её воле. Казалось бы, цель достигнута. Но не тут-то было - князь наутро практически не вспомнил событий прошлого вечера. Бывший ухажёр Зинаиды убедил новоиспечённого жениха в том, что это был всего лишь сон.

Афера семейства раскрывается и невесте становится стыдно за обман пожилого гостя. Зинаида признается во всём князю. Он очень тронут искренностью девушки и желает взять её в жены, однако через три дня из-за пережитого потрясения умирает. Петр Мозгляков (бывший ухажёр) понимает, что навсегда испортил отношения с любимой и уходит. Однако, жизнь снова сведёт их спустя несколько лет во время бала, и бывшая невеста даже не узнает его, будучи женой генерал-губернатора.

Вот такая комичная, но от этого не менее поучительная история, именуемая «Дядюшкин сон». Театр Вахтангова предлагает познакомиться с ней поближе - насладитесь непревзойдённой игрой актёров. Купить билеты можно прямо на нашем сайте, сотрудники отработают заказ в рабочее время и свяжутся с вами для уточнения деталей.

Актёрский состав

Спектакль «Дядюшкин сон» знаменит участием в нём в разное время выдающихся актёров. Премьера состоялась при участии режиссёра Немировича-Данченко, Книппер-Чеховой в роли Марии Александровны, В. А. Синицина, исполнившего Мозглякова и Николая Хмелева, сыгравшего князя.

В 1964 году в Москалеву на сцене превратилась знаменитая артистка Фаина Раневская. А в XXI веке в постановках принимали участие Олег Басилашвили и Ольга Прокофьева, Алиса Фрейндлих и другие известные актёры. «Дядюшкин сон» Вахтангова сегодня - это удивительно реалистичная игра Андрея Зарецкого и Анны Дубровской, Владимира Этуша и Евгения Косырева, Елены Сотниковой, Марии Ароновой и ещё многих именитых московских мастеров сцены. Актёры подарят вам незабываемые эмоции. Купить билеты в театр Вахтангова на «Дядюшкин сон» - отличная возможность оценить всегда актуальную классику и неподражаемое наследие К. С. Станиславского.

На сцене великий Владимир Этуш. Народный артист СССР. Участник Великой Отечественной войны.

Анекдот, развернутый Достоевским в картину провинциальных нравов, в классической постановке Владимира Иванова - это своеобразный бенефис Владимира Этуша в роли старого князя и Марии Ароновой, играющей Москалеву. Вместе этот замечательный дуэт дарит несколько часов неподражаемого комического представления.
Режиссер спектакля Владимир Иванов, следуя ставшим уже знаменитыми канонам, элегантно и трогательно переносит нас в провинциальный городок середины девятнадцатого века, где Марья Александровна Москалева пытается выдать свою дочку за престарелого князя.
На пути к «счастливому» браку ее ничто не останавливает: ни влюбленный в Зину (Анна Дубровская) племянник князя (Олег Макаров), ни козни ее соседок, ни глупость собственного мужа. Все преграды преодолимы для воинствующей «наполеонши», кроме честности и порядочности дочери.
В лучших традициях вахтанговской школы Владимир Иванов преподнес этот спектакль как некий дорогой антиквариат, тем самым еще раз подтвердив вечную молодость старой доброй классики.

Продолжительность спектакля 3 часа 25 минут с одним антрактом.

Постановка: Владимир Иванов

Сценография и костюмы: Юрий Гальперин

Музыкальное оформление: Татьяна Агаева

Художник-гример: Ольга Калявина

Художник по свету: Владимир Амелин

Хореография: Татьяна Борисова

Музыканты:

Ия Мустафина
Наталья Туриянская
Ольга Жевлакова
Полина Евланова
Евгений Полтораков

Действующие лица и исполнители:

Князь К., еще не бог знает какой старик, а между тем, смотря на него, невольно приходит мысль, что он обветшал или, лучше сказать, износился - Владимир Этуш

Марья Александровна Москалева, конечно же, первая дама в Мордасове - Мария Аронова

Афанасий Матвеевич, супруг Марьи Александровны, в критических случаях как-то теряется и смотрит, как баран, который увидел новые ворота - Андрей Зарецкий

Зинаида Афанасьевна, единственная дочь Марьи Александровны и Афанасия Матвеевича, бесспорно, красавица, превосходно воспитана, но ей двадцать три года, а она до сих пор не замужем - Анна Дубровская

Павел Александрович Мозгляков, молод, недурен собою, франт, полтораста незаложенных душ, петербургский. В голове не все дома - Олег Макаров

Настасья Петровна Зяблова, вдова, проживающая в доме Марьи Александровны в качестве дальней родственницы. Ей бы очень хотелось выйти еще раз замуж - Елена Ивочкина/Лидия Константинова

Софья Петровна Фарпухина, безусловно, самая эксцентрическая дама в Мордасове. Помешана на том, что она полковница - Елена Сотникова/Наталья Молева

Анна Николаевна Антипова, прокурорша. Заклятый враг Марьи Александровны, хотя по наружности ее искренний друг и последователь - Марина Есипенко/Лидия Вележева

Наталья Дмитриевна Паскудина, по прозвищу «кадушка». Уже три недели, как она самый искренний друг Анны Николаевны - Ирина Дымченко/Александра Стрельцина

Торжественный хор мордасовских дам:

Фелисата Михайловна, большая хохотунья, довольно хитра, разумеется - сплетница - Вера Новикова/Наталья Молева

Луиза Карловна, немка по происхождению, но русская по складу ума и сердца - Ирина Калистратова

Прасковья Ильинична, физиономию имеет оскорбленную, вытирает слезящиеся глаза и сморкает нос - Инна Алабина/Любовь Корнева

Катерина Петровна, имеет роскошные формы, которые напоминают лучшие времена человечества - Елена Мельникова

Акулина Панфиловна, престранная девица, почти совсем полоумная - Анна Антонова/Екатерина Симонова

Сонька, дочь Натальи Дмитриевны Паскудиной, пятнадцати лет, а все еще в коротком платье, только до колен - Мария Костикова/Екатерина Крамзина/Лилия Гайсина

Машка, сиротка, тоже в коротком платье, только еще выше колен - Мария Бердинских/Анастасия Асеева/Екатерина Крамзина

Пахомыч, старинный камердинер и любимец князя - Анатолий Меньщиков

Гришка, преданный слуга Афанасия Матвеевича - Евгений Косырев/ Владислав Гандрабура

И нсценировка одноименной повести Ф.М. Достоевского. Премьеру сыграли в театре «Модерн» в конце 2007 года, но к тому моменту у замысла Бориса Щедрина была уже долгая история. Режиссер с ним ходил по разным театрам, и везде обстоятельства не давали спектаклю случиться. Худрук «Модерна» Светлана Врагова гостеприимно приняла проект под крышу своего театра - и это при том, что главные роли в спектакле исполняют не ее актеры. Правда, «чужаки» такие, что им везде будут рады! Старого князя играет Владимир Михайлович Зельдин, патриарх актерского цеха, состоящий на службе в Театре Российской армии. В роли Марьи Александровны Москалевой - Наталья Тенякова (МХТ им. Чехова). Мозглякова сыграл Андрей Барилло, звезда Театра сатиры. Вклад «Модерна» - Мария Орлова в роли Зиночки Москалевой, Елена Стародуб в роли провинциальной «светской» дамы и другие актеры в эпизодических ролях. «Ансамбль вышел - на зависть коммерческим антрепренерам», - справедливо заметил обозреватель «Независимой газеты» Григорий Заславский.

Эта повесть Достоевского давно манит театральных людей. Характеры героев - яркие, дающие простор для «вкусной» актерской игры. «Дядюшкин сон» существует в перекличке с произведениями Гоголя и Островского, в нем также хлестко выписаны нравы, атмосфера провинциальной России. Сюжет изобилует комическими хитросплетениями, но на выходе, как у Гоголя, получается трагикомедия... «Режиссер Борис Щедрин и художница Мария Рыбасова почти начисто отказались от водевильной легкости, доказывая, что Достоевский - писатель мрачный, - пишет критик Ольга Фукс (газета «Культура»). - Душу разбередит, совесть растревожит и без чувства вины не выпустит даже с водевиля».

Итак, красавица Зина отказалась от замужества со своим возлюбленным, бедным провинциальным учителем. Ее мать, местная светская львица Марья Александровна Москалева обладает огромными амбициями и очень скромным даже по провинциальным меркам доходом. Только выгодное замужество дочери способно помочь ей подняться до столичных высот. Вот наметился жених - прыткий Мозгляков. Он звезд с неба не хватает, но сам рвется в Петербург - и тем вселяет безумную надежду в маменьку невесты. Но кандидатура Мозглякова меркнет в момент появления старого, богатого и знатного князя К! Мозглякову он приходится дальним родственником, и потому ушлый молодой человек зовет его дядюшкой. Князь плохо слышит, неважно видит, забывает имена и события собственной жизни, но усиленно молодится. И конечно, он очарован Зиночкой. Мамаша Москалева бросается на нового жениха, как коршун. Она убеждает дочь выйти за князя, стать обладательницей его богатства, а после его скорой смерти воссоединиться хоть с тем же бедным учителем, которому недавно отказали. Мозгляков оскорблен таким коварством Марьи Александровны и в отместку внушает дядюшке, что никакого предложения он на самом деле не делал, что все это был лишь сон.

Критики справедливо отмечают, что роль князя К так «села» на Владимира Зельдина не по причине почтенного возраста актера, а именно потому, что он в любой роли демонстрирует отчетливую иронию по отношению к персонажу. Вот и в этом спектакле он прелестно обыгрывает навязчивый страх князя выдать свою страшную тайну. Не дай бог кто-нибудь узнает, что такой видный кавалер носит паричок...

Э тот спектакль идет на вахтанговской сцене более пятнадцати лет. Он появился в репертуаре театра еще до прихода Римаса Туминаса на пост художественного руководителя. Тогда знаменитый коллектив переживал не лучший период в своей истории, и «Дядюшкин сон», поставленный на всенародного любимца Владимира Этуша, да еще и с Марией Ароновой в придачу, снова обеспечил вахтанговцам полные залы.

В наследии Федора Достоевского нет ни одной пьесы, но инсценировки по его прозаическим произведениям всегда востребованы театром. «Дядюшкин сон» обычно ставят как бенефис - ролью Князя К. любят отмечать юбилеи маститые актеры. В Вахтанговском театре Князя играет Владимир Этуш - замечательный, умный характерный актер, чья известность, конечно, подкреплена киноролями. Он не боится предстать перед публикой стариком, его Князь действительно немощен и по части пластики напоминает марионетку с плохо смазанными шарнирами. Но вместе с тем, в герое Этуша жив рыцарский дух, он способен искренне восхищаться женщиной.

В случае этого «Дядюшкиного сна» бенефисной стала не только роль Князя К., но и партия Марьи Александровны Москалевой - провинциальной законодательницы мод. Решительную даму сыграла Мария Аронова - сыграла ярко, вкусно, размашисто. «Роль, сыгранная когда-то двумя самыми великими советскими актрисами, Фаиной Раневской и Марией Бабановой, очевидно, получила в лице Ароновой достойную главу своей сценической истории», - писал в рецензии критик Роман Должанский.

Героиня Ароновой решила заполучить в мужья своей дочери Зине старого богатого Князя К. Она уговаривает девушку выйти за старика, переждать, сколько тому будет отпущено, чтобы оставшуюся жизнь ни в чем не нуждаться. Москалёва создает все условия, чтобы престарелый гость увлекся молодой Зиночкой, и тот, не без «помощи» расслабляющих напитков, делает предложение. Правда, на следующий день он уже не может об этом вспомнить... И его племянник (по крайней мере, он так себя называет) Мозгляков, сам желающий жениться на Зиночке, убеждает Князя, что момент предложения тот видел во сне. Зина признается Князю: действительно, пыталась очаровать его - по наущению матери. Князь тронут ее честностью, но переживание слишком сильно для него - он умирает в своем гостиничном номере. Надежды честолюбивой Марьи Александровны рухнули...

Уже первые рецензенты отметили необыкновенное внимание постановщика к массовке, которая тут названа «торжественный хор мордасовских дам». Именно участницы этого «хора» создают узнаваемую и комичную атмосферу провинциального общества. Повседневность этих дам скучна и однообразна, тем цветистее их фантазии о далекой яркой жизни, полной красоты и романтики... Авторы спектакля даже визуализировали некоторые «штрихи» их мечтаний - с ненавязчивым юмором и симпатией к простодушным провинциальным модницам. Художник Юрий Гальперин создал на сцене оригинальную функциональную конструкцию, которая позволяет переносить действие с комнат на улицу и обратно.

В отношениях между людьми нежность и ложь стоят тысячи правд.

Грэм Грин

Я люблю это состояние: проживания иной жизни. Потому, что задумываешься о своей. В суете мегаполиса никто не остановит тебя, не скажет: «Я решительно не понимаю, зачем я прожил эту жизнь…» А говорить это надо сейчас - нам, молодым, чтобы потом не случилось с нами такое.

Я люблю, когда передо мной талантливый человек, которого Бог поцеловал в макушку. Потому что понимаешь безмерность Божьей любви ко всему сущему.

Я люблю, когда зал долгими овациями держит своих любимых, своих неповторимых - под софитами. И стихает зал, и великий артист в тишине делает еще шаг навстречу своему зрителю: «Спасибо вам… Мы можем сейчас для вас - все сначала».

Я люблю, когда зритель не спешит в гардероб, не поворачивается к сцене спиной, пока открыт занавес, вытаскивая сумки и удирая так, словно сейчас сорвется последняя в мире электричка, и он определенно не успеет к заветному рейсу. Нет, зрители стоя аплодируют, зная цену и времени, и таланту, и сегодняшнему вечеру. И актеры тоже долго стоят на сцене.

Я все это очень люблю.

Потому что это - вахтанговцы.

Особый дух и особый мир Вахтанговского театра. В другом театре это может быть, может не быть. Но в этом - есть всегда.

Талант актера. Говорят, способность играть, словно живешь. Говорят, способность пройти таким путем, каким никто не прошел. Говорят, новый взгляд на избитую тему. Или талант - это совершенство ремесла: сыграть трагедию на сухих глазах, когда зал прольет горькие слезы. А вы знаете, что такое талант? Что такое огонь? Что такое снег?

Я видела в театре, как пожилой солидный мужчина вытирал слезы от трагедии Сирано-Домогарова, а они не слушались и бесконечно катились по его щекам. Или как молоденькая девчушка, скрутив пальцы, огромными глазами-звездами смотрела на Дэнни Олега Меньшикова. Я не знаю, что такое талант. Но в одном убеждена точно: мера таланта актера - лицо и душа зрителя. Тысячу раз прав Константин Райкин, когда говорит о том, что театр даже самого плохого человека делает, пусть на пару часов, добрее и чище. Потому что любой человек, если он не конченый мерзавец, на эти пару часов сострадает добру и ненавидит зло. И пусть - даже если - только на пару часов становится лучше. «И тогда потом, потом… Бог огонек-то под сковородкой у него чуть-чуть убавит».

Я смотрела «Дядюшкин сон», комедию непревзойденного Федора Михайловича в театре Вахтангова. И все так ясно и понятно: глупый до смеху князь-старик, алчная мамаша, честная чистая душой Зина с несчастной своей любовью, свора визгливых тетушек разных мастей, бестолковых и жестоких, деревенский муж, которого выдернули на один день в город для полноты картины - дурак-дураком - этакое общество девятнадцатого века. Сюжет-то и не стоящий пера великого нашего классика. Так, слегка пройтись. Все забавно, все смешно. На самом деле смешно. Нелепые. Дурные. Мы-то не такие. Не про нас.

Какая она яркая, Мария Аронова… Марья Александровна Москалева, «первая дама в Мордасове». Какое горячее очарование! Вихрь. Не отвести взгляд.

Боже, да ведь она - как моя мама! Также любит, также страдает, больше меня, случись что. Слова мне говорит те же. И взгляд всегда милый, любящий такой же. «Ругаемся с тобой… только кто же ближе…» Вот такие мамы. Вот — такие колючие, недовольные — мы. У нас-то всегда трагедии мирового масштаба, всегда все по самому краю, предел страдания, внутренней честности, ах, чуть не забыла - прав-ды! «Это честно, маменька, благородно, а это низость и подлость!..» А маменька смотрит такими -да! такими вот огромными глазами - и все про эту боль, и правду, и мечту знает… Ох, как трудно же им до нас достучаться. Мы договариваемся, снова ссоримся, и снова плачем. Мамы - вот точно такие, как она. У нее характер тут может быть другой, и мечта неповторимая, с юности погасшая, но вдруг! — тонкими пронзительными красками и зовущим фламенко вспыхнет далекая Испания, кастаньеты, сеньоры. Весь дар воображения - Испания! И еще неизбывный символ врага - проклятый Шекспир, который сует свой нос во что не смыслит и травит жизнь ее любимой Зины. Выбросить бы из головы дочери все бредни Шекспира, легче бы стало - всем… С вороньими перьями в высокой прическе, бурная, яркая, пышущая, веселая. Что за прелесть Мария Александровна! Забавная, шумная. С теплом маминых глаз.

Вот говорит: «Мне самой ничего не надо!» Да ведь и в самом деле не нужно - ей, такой. Так не про алчность мамаши писал Достоевский.

Зал чуть не встает на выход Владимира Этуша. Так что такое талант? Это душа зрителя. От восторженных раскатов смеха над нелепым старым чудаком, глупым-глупым, на свете все перепутавшим князем, во сне ли это было… «было наяву, но мне все это приснилось…». От бурной радости зритель тихо замолкает, потому что вот так поцеловать ему руку: «Стала бы Вашим другом и сиделкой…», окружить его любовью простой, человеческой, благодарной. Так прикоснуться к его плечу разгоряченным лбом. И нет тут грани - герои это или сами актеры, тут одна на весь свет история одиночества, нежности и такого возможного человеческого - если не всегда счастья, то мира и согласия.

Выбор редакции
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...

Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...

Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...

Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...
Предлагаю приготовить вкуснейшую армянскую бастурму. Это отличная мясная закуска к любому праздничному застолью и не только. Перечитав...
Грамотно продуманная обстановка влияет на производительность труда сотрудников, внутренний микроклимат в коллективе. Кроме этого...