Проблемы поднятые в войне и мире толстого. Какие философские проблемы подымает роман «Война и мир»


Роман «Война и мир» своего рода роман-исследование, затрагивающий важные темы, волнующие любого человека. Проблематика романа «Война и мир» до сих пор является причиной жарких споров между историками и литераторами. Автор постарался отразить в произведении все существующие на тот момент в России проблемы. Среди которых можно выделить проблему семьи и брака, бытовые проблемы, ложный и истинный патриотизм, проблемы, связанные с войной, напыщенная, покрытая фальшивым лоском жизнь аристократов.

Проблема семьи

Проблема семейных отношений глубоко волновала Толстого. На примере нескольких семей автор высказал свою точку зрения о том, каким в идеале должен быть домашний очаг, где царит любовь, тепло и забота друг о друге.

Семья Курагиных

Для этих людей нет ничего святого. Поддержка и забота друг о друге им чужда. Им наплевать на проблемы других, каждый думает лишь о себе. Глядя на них не подумаешь, что это семья. Слишком явно выражена в них злоба, зависть и собственный эгоизм. Подлые, низкие люди, способные с легкостью нанести удар, подставив близкого человека. В достижении целей пойдут на все, но могут ввести в заблуждение незнакомых людей, создав видимость благополучия и гармонии в семье.

Ростовы и Болконские

Ростовы и Болконские являются полной противоположностью Курагиных. В семье Ростовых все пропитано любовью. В доме царит гармония и уважение к каждому члену семьи. Они привыкли решать проблемы вместе, искренне переживая друг за друга. Семья Болконских вызывает явную симпатию Толстого. Три поколения, описанные в романе, свято чтут семейные традиции. Для них не пустые слова честь, достоинство, отвага. На примере этих двух семей Толстой показал, что только те семьи счастливы, в которых отсутствует злоба и фальшь. Другим счастья не видать. Немалую роль играет воспитание детей, моральные принципы родителей.

Проблема народа и личности

Проблема народа является лидирующей по важности для Толстого. Он ценил в людях доброту, искренность, честность. Только тогда жизнь человека имеет ценность, когда он вместе с народом, а не отдельно от него.

Во время войны людям пришлось объединиться. Общее горе сближает. Именно в беде проявляются лучшие качества человека. Неважно, к какому сословию относился человек, какого пола, в душе каждого смогла найти место огромная любовь к Родине. Подтверждали люди любовь не пустыми словами и красивыми фразами, а настоящими поступками, рискуя собственной жизнью.

Толстой поднял проблему патриотов и лжепатриотов, воспользовавшихся сложившейся ситуацией себе во благо. Пока другие проливали кровь на поле боя, лжепатриоты протирали до дыр штаны в штабах, думая лишь об одном, как подняться по карьерной лестнице и прицепить на лацкан мундира очередной орден.

Проблема человеческого поступка

Толстой словно специально провел героев романа через тернии на пути к счастью. Явный пример Пьер Безухов. Неприятности одна за другой. Вечные стычки с женой, неприятие образа жизни, который они ведут, душевное расстройство после дуэли с Долоховым. Пьер задумался, для чего он живет, к чему стремится, что хорошо, а что плохо. Масонский деятель помог Безухову обрести себя, направив в правильное русло. Творить добро – вот выход. Принося пользу людям, ощущаешь свою значимость. Сделав много добрых дел, Пьер стал жить в ладу с совестью, а ощущение правильности сделанных поступков придало уверенности в жизни.

Проблема личности. Ее влияние на ход истории

Толстой был твердо убежден, что ход истории зависит не от одного человека. Ее делают массы. Пример этому Кутузов и Наполеон. Кутузов в отличие от Наполеона жил интересами солдат, народа. Наполеон никогда не жил интересами войска. Он был тщеславен и эгоистичен. По мнению Толстого личность может влиять на ход истории в том случае, если ее интересы совпадают с интересами народа.

«Надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»

Л.Н. Толстой.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой предстает перед нами не только как гениальный писатель. Важное место в сюжете занимает его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше, чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, причины и цели общественного развития. Изложению их посвящены сотни страниц книги.

Каждый из героев Толстого ищет свой путь в жизни, каждый стремится к некоему личному, но все герои - люди очень разные, и поэтому у каждого из них свое собственное представление о счастье. Для кого - то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга. А для кого-то смысл жизни заключается совсем в другом.

От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В девятнадцать лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян.

У Толстого начинается пора исканий цели в жизни. В мучительных поисках приходит толстой к главному делу своей жизни - литературному творчеству.

Духовная красота любимых героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова- проявляется в неустанных поиска смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Князь Андрей, например, мечтает о славе, подобной славе самого Наполеона, мечтает совершить подвиг.

Но эти мечты не похожи на мечты штабного карьериста Жеркова, потому что слава для Андрея Болконского- «та же любовь к другим. Желание сделать для них что - нибудь». Ради своей мечты он идет в действующую русскую армию, принимает непосредственное участие в сражениях. Но этот путь оказался ложным, он приводит князя Андрея к глубокому разочарованию и духовному кризису. Да, он совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения. Подхватив знамя, Андрей Болконский увлекает за собой отступавших солдат в атаку. Но эта атака не могла спасти уже проигранное сражение, герой обрек солдат на бессмысленную гибель и сам получает тяжелое ранение.

И там, на поле Аустерлица, к Андрею приходит понимание всей ничтожность его прежней мечты. Он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих. В душе князя Андрея происходит перелом, и после возвращения домой он посвящает всю свою жизнь воспитанию сына и заботе о крестьянах, становится хорошим отцом и образцовым помещиком. Андрей как бы замкнут в себе, и лишь встреча с Пьером, их разговор на пароме вновь пробуждает его к жизни. Он вновь возвращается в общество, принимает участие в деятельности комиссии Сперанского, вновь перед ним возникает мечта о счастье, на этот раз это мечта о личном, семейном счастье с Наташей Ростовой.

Но этим мечтам не суждено было сбыться. Андрей возвращается в армию, но уже не в поисках славы, а для зашиты Отечества. И там, в полку, Андрей находит наконец свое призвание - служить Родине, заботится о своих солдатах и офицерах. Путь князя Андрея завершается тем, о чем он мечтал в начале романа, - славой, славой настоящего героя, защитника Отечества. Это достойный конец его жизненного пути, его поиска смысла жизни.

Судьба Пьера Безухова складывается по другому. Он не знает. Какой дорогой надо идти. мечется, совершает ошибки, но всегда его действиями руководит одно желание - «быть вполне хорошим». Поиск смысла жизни приводит Пьера к вступлению в масонскую ложу. Он стремится стать другим и помочь остальным людям изменится к лучшему. Это стремление к благу других приводит Пьера к мысли пожертвовать собой и убить Наполеона, как главного источника всех бед и страданий.

Два месяца, проведенных в плену, позволили Пьеру узнать и понять русский народ, его взгляды на жизнь изменились. Он осознал, что любая благотворительность не способна накормить всех бедных. Пьер принимает непосредственное участие в восстании декабристов и потом отправляется на долгие годы в Сибирь, откуда он вернется через тридцать лет уже старым человеком, но не изменившим своих взглядов и идеалов.

Так завершается поиск смысла жизни Пьером Безуховым. И,пожалуй, сюжет романа и строится вокруг поиска смысла жизни героев и самого автора. Тем объектом, который позволяет узнать «Зачем?» становится война. Именно на войне переплетаются жизни и смерть и грань между ними почти исчезает, только там человек может почувствовать себя действительно человеком.

Задачи и тесты по теме "Сюжет, герои, проблематика романа Война и мир Л. Н. Толстого"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» можно сравнить с огромной Вселенной, океаном, вобравшим все оттенки человеческих судеб, чувств, размышлений. Это роман-эпопея, который охватывает жизнь человека во всех ее проявлениях. Реальные исторические события (Шенграбен, Аустерлиц, Тильзитский мир, Бородино) определяют эпический размах изображенной Толстым жизни, однако ее глубинный смысл открывается лишь при обращении к частным судьбам конкретных героев, ведь людей во все времена волновали их счастье, здоровье, любовь, дружба, ненависть, рождение детей, смерть близких. Все идет своим чередом и не зависит от политической близости или вражды Наполеона и Александра. Эту-то жизнь Толстой и называет «настоящей».Толстой показал, что историческая жизнь – лишь часть того огромного материка, который называется человеческой жизнью. «Настоящей» жизнью для автора является естественное течение человеческой частной жизни, которая шире и богаче жизни исторической («Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте…»). Основами этой «настоящей жизни» как раз и становятся те вечные, общечеловеческие нравственные ценности, которые делают эту жизнь одухотворенной и осмысленной: семья и любовь, духовный поиск и естественность, истинная любовь к Отечеству и «простота, добро, правда».

Роман «Война и мир» выявляет систему нравственных ценностей Толстого, основные нравственные идеалы автора: естественность как синоним нравственности, истинный патриотизм, «народное чувство», способность к духовному преображению, стремление к духовному совершенству как основа человеческой жизни.

Путь исканий Андрея Болконского: проблемы чести, нравственного выбора, истинной любви и патриотизма

Исторический комментарий. Тулон – город на юге Франции. В 1793 году приверженцы королевской власти изгнали представителей революционной власти и вели осаду в Тулоне. Наполеон участвовал в осаде Тулона, шел впереди штурмующей колонны, был ранен. Тулон сдался. Это было первое выигранное Наполеоном сражение, обычный офицер впервые обратил на себя внимание, о нем впервые узнали в Париже. Бонапарт получил чин бригадного генерала, началось его стремительное восхождение к императорству. Наполеону было тогда 24 года.

Духовная жизнь человека, по Толстому, сложный, многогранный процесс. Душа любимых героев Толстого стремится к движению, преображению – и эта способность человека является нравственным идеалом автора. Пьер Безухов и Андрей Болконский проходят на страницах романа сложный путь духовных исканий.

Впервые мы встречаем князя Андрея в салоне Анны Павловны Шерер. Он холоден, немногословен, гримаса презрения всякий раз готова исказить его красивое лицо; чувствуется, что его тяготит всё, что его окружает: «Эта жизнь, которую я веду здесь – не по мне!» - скажет князь Андрей Пьеру об угнетающей его порочности светской жизни, объясняя причину своего решения пойти на войну. Князь Андрей не хочет допустить, чтобы случайности жизненного потока распоряжались его судьбой: не он будет соответствовать окружающей жизни, а жизнь должна быть по нём. Он верит в свое высокое предназначение, верит в свою звезду, в свой Тулон. Эта вера связана с осознанием его «сил великих», данных ему природой, и с фамильной «болконской» гордостью. Князь Андрей считает, что вправе добиться славы, и поэтому он идет на войну, оставляя свою жену, в тревоге и замирании ждущую появления их ребенка. У Болконского свое понимание славы: «Слава – та же любовь к людям, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы», «слава – та же любовь людская». Понимание славы тесно связано в сознании Болконского с пониманием героической личности; Наполеон для князя Андрея – прежде всего герой, а герой, чтобы быть таковым, должен стремиться к славе. В мечтах князя Андрея армия попадает в безвыходное положение – и он один спасает ее и выигрывает сражение.

Впервые несовпадение желаемого и настоящего открылось князю Андрею во время Шенграбенского сражения, успех которого во многом зависел от действия батареи капитана Тушина. Этот маленький капитан, на вид такой невоенный, даже смешной, оказался настоящим героем, никому, однако, кроме Болконского, неизвестным и даже чуть не наказанным после сражения. Вместо желаемого Тулона – урок героизма, который получен от невзрачного капитана, робеющего перед начальством. Жизнь предстала князю Андрею в несовпадении видимого и настоящего: «Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

Во время аустерлицкого сражения, казалось бы, наступил момент славы: князь Андрей поднимает знамя и увлекает за собой солдат. Однако в самый момент этого несомненного подвига к Болконскому не приходит высокое состояние духа, которое бы отвечало этой минуте; вместо этого что-то случайное, второстепенное, бессмысленное бросается в глаза. Героическая минута оказалась наполненной той самой мелочной суетой, которая всегда была оскорбительна для князя Андрея в жизни. Наполеон, представший ему на фоне огромного, бесконечного неба, кажется ему не героем, а маленьким человечком с его «мелким тщеславием». В этот момент действительно ценным для князя Андрея становится это огромное небо Аустерлица. Небо навсегда останется с князем Андреем как символ величия, идеальности, но и отрешенности, холодности. Небо - это совершенство, которое князь Андрей искал и не находил на земле. Навсегда непереходим для князя Андрея разрыв между идеальным совершенством «неба» и реальной жизнью «земли», земной реальности отношения людей. Разрыв между высоким и обыденным, земным – трагическая тема образа князя Андрея.

Многое переоценивает князь Андрей после войны 1805-1807 годов: ничтожность «идеи Тулона» перечеркнула прежнюю систему ценностей, обратила князя Андрея в тихое течение обычной земной жизни. Однако ему не будет дано мирное семейное счастье, которое так высоко ценимо автором, которое естественно и привычно для Ростовых. Почти на глазах Болконского умирает от родов жена Лиза; он ею пренебрегал когда-то, презирая в ней светскую пустоту, но он слишком многим пренебрегал когда-то и был высокомерен к обычным, невыдающимся людям. Позже князь Андрей скажет Пьеру, что он был виновен перед женой и надеялся оправдаться, однако жизнь не дает князю Андрею возможность оправдания. Он живет в своем имении Богучарово тихой домашней жизнью: когда крестят ребенка, он замирает от страха, как бы не утопили; сидя на маленьком детском стульчике, дрожащими руками капает из склянки лекарство во время болезни сына. Есть новая человечность в этом «опрощенном» князе Андрее, занятом будничными заботами, узнавшем прозу самых обычных чувств, но есть и другое – безрадостность этого опрощения. Простая жизнь не просто дается князю Андрею, тайная её глубина и значительность для него не открыта. Словно какая-то пелена заслонила от Болконского светлую, ясную сторону жизни, и он погружается в томительное, безрадостное существование, в котором нет весны и молодости, не случайно слово «молодые» становится для князя Андрея синонимом слова «другие»: «Пускай другие, молодые вновь поддаются на этот обман…» Это одна из самых драматичных полос жизни Болконского, когда он готов отречься не только от молодости и счастья, но и от самого будущего: «Наша жизнь кончена!», «Он должен доживать свою жизнь».

Внутреннее возрождение князя Андрея началось со времени встречи с Пьером в Богучарово. Впервые после возвращения и переосмысления жизни князь Андрей получает возможность высказаться и быть понятым. Мысли, которые он высказывает, трагичны: жить возможно только для себя (родные – это тоже «я»), взаимопонимание между людьми невозможно, потому что у каждого своё понимание добра и зла, справедливости и несправедливости, у каждого своя личная правда, общей правды нет и быть не может. И опять во всей своей страшной простоте встаёт вопрос: зачем? Зачем жить, в чём смысл жизни? Без решения этих вопросов ни Пьер, ни Андрей не могут жить. Однако происходит странное: чем более говорил князь Андрей, чем мрачнее были его слова, тем «взгляд его оживлялся больше». Князь Андрей оживает именно потому, что между людьми есть отвергаемая им духовная связь и жить возможно не только для себя. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

По Толстому, жизнь оказывается богаче, мудрее любого нашего о ней предположения. Разве мог князь Андрей предполагать, отправляясь по опекунским делам в отрадненское имение Ростовых, что там его ожидает чудо, способное перевернуть всю его жизнь? Антитеза помогает более глубоко понять состояние героя: весенняя природа, излучающая тепло и радость, и состояние князя Андрея, которое давно уже стало для него привычным, - состояние долгой, нескончаемой тоски, ощущение жизненной пустоты.

Чудо явилось князю Андрею мгновенно - в облике черноволосой тоненькой девушки, в которой было столько радости жизни, яркости и счастья (не случайно так «многоцветно» описание Наташи: черный, желтый, белый – и все это на фоне яркой майской зелени). Ощущения Болконского Толстой отражает в довольно парадоксальных деталях: ему стало «отчего-то больно», «невольно с любопытством спрашивал себя». Мир Наташи, в котором князь Андрей увидел то, чего уже давно не было в его жизни, прежде всего счастье, для героя Толстого тайна, притягательная и одновременно раздражающая, поскольку уже не позволяет князю Андрею оставаться в его безнадежной тоске. Мир Наташи более явственно показывает, насколько князь Андрей одинок: для него все еще «молодые» - это «другие», все еще яркая и светлая сторона жизни закрыта другой – тусклой и безрадостной. Лексический повтор слова «досадовал» подчеркивает, что Болконский и не желает пока стать частью этого яркого – но все же другого мира («Он досадовал на этого глупого старика…досадовал на себя за то, что остался»).

Но все же энергия жизни настолько сильна, что властно втягивает Болконского в свою орбиту, словно князь Андрей распахивает окно не только в сад, но в саму жизнь. Магия отрадненской ночи очаровывает его своей красотой: «Серебристо-освещенные дерева, серебристые листья и стебли, блестящая росой крыша, ярко-белые стволы и сучья». Основным в описании ночи становится мотив света – свет струится отовсюду, выявляя могучую силу красоты, объединяющей небо и землю в единое целое. Художественное пространство становится в этом отрывке беспредельным, постоянно расширяющимся, охватывающим и каждый стебель серебристых дерев, и блестящую крышу, и луну, и небо. НЕБО! Вот что впервые после Аустерлица вновь пришло к Болконскому: беззвездное весеннее небо в Отрадном стало для князя Андрея пробуждением от тяжкого сна безверия и обреченности. И впервые слово «молодые» оказалось отнесенным не только к Наташе, но и князю Андрею: «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул». Одно лишь прикосновение к миру Наташи стало для князя Андрея новой эпохой жизни: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась».

Эпизод ночи в Отрадном композиционно обрамлен двумя встречами князя Андрея со старым дубом. Не случайно Толстой использует прием олицетворения: словно не описание природы, не пейзаж в обычном смысле слова, сколько особая философия отношения к жизни, отраженная в метафорическом образе дуба. Обломанная кора, «старые болячки» этого «сердитого и презрительного урода» говорят о недоверии к весне и счастью, к обновлению самой жизни. Прием антитезы позволяет нам более отчетливо, явственно увидеть этого темного, старого, мрачного великана среди «улыбающихся берез». Все: не только весна, но любовь и счастье – «глупый, бессмысленный обман». Градация позволяет нам более ярко ощутить энергию презрения и отрицания, исходящую от старого дуба: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». Однако на обратном пути из Отрадного князь Андрей с трудом разглядел среди «шатра темной, сочной зелени» своего старого знакомца: «Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно». «Весеннее чувство радости и обновления» показывается Толстым как всеобщий закон жизни, основа которой - движение, изменение, преодоление неверия и отчаяния.

Потрясенный, князь Андрей понимает, что прикоснулся к одной из величайших стихий мира – стихии вечного движения и самообновления жизни: «Все лучшие минуты вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна – все это вдруг вспомнилось ему». Все эти минуты объединяет одно – это минуты открытий, прозрений, прикосновений к вечным тайнам жизни и смерти. Эпизод ночи в Отрадном имеет огромное значение для понимания концепции образов Андрея Болконского и Наташи Ростовой, для открытия авторской философии жизни как вечного движения и естественного обновления.

Встретившись с Наташей в Отрадном, князь Андрей окончательно решает: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь». «Чтобы не для одного меня шла моя жизнь» - постоянная тема князя Андрея. Именно это побуждает его принять участие в законодательной комиссии Сперанского. Но одна встреча с Наташей на балу рушит иллюзии князя Андрея в действительной пользе этой комиссии. Князь Андрей вдруг вспомнит своих богучаровских мужиков, Дрона-старосту и поймёт, как далека была его законодательная деятельность от их реальной жизни. И всё это открыла для князя Андрея не столько даже сама Наташа, сколько её облик. Всё, что казалось «таинственно и привлекательно в Сперанском, вдруг стало ясно и непривлекательно».

Любовь к Наташе – новый и наиболее счастливый этап жизни князя Андрея. «Я не жил прежде, теперь только я живу», Для Наташи не было мучительных вопросов о смысле жизни, над разрешением которых бились и Пьер, и Андрей, но самим своим существованием, тем, что жила, и тем, как жила, Наташа уже отвечала на все эти вопросы. Князь Андрей «не думал о ней, он только воображал её себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете». В исканиях князя Андрея и Пьера сам образ Наташи – это словно особое средство, особенный способ познания жизни. Любовь к Наташе наполнила смыслом жизнь князя Андрея, придала ей особую поэзию. Однако в том, что счастье жизни с Наташей оказалось разрушенным, есть доля вины и князя Андрея. Для Наташи год ожидания оказался роковым, так как она жила каждым мигом, каждой минутой, чего не понял князь Андрей. Наташа различала жизнь именно по минутам, каждая из которых должна быть прожита полноценно, максимально насыщенно, потому что каждая невосполнима.

Разрыв с Наташей возобновляет страдания князя Андрея от «неидеальности» жизни, которые он знал всегда. Он не может простить Наташе её падения, он хотел видеть и видел в ней идеал, но Наташа оказалась реальной, земной – это для князя Андрея трудно перенести. Впечатление краха соединяется у Болконского с начавшейся войной, вторжением завоевателей, пожаром Смоленска, разорением родового имения Болконский Лысых Гор. Однако любимые герои Толстого всегда умели забыть свои личные боли и обиды перед лицом опасности, грозящей России. Именно служение России спасает князя Андрея. «Служить в рядах» - так решает Болконский.

Война 1812 года принесла князю Андрею еще одно новое ощущение – счастье прощения, отчего любовь к Наташе стала более тёплой, глубокой. «Мужчина не должен и не может забывать, прощать», «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу», - считал прежде князь Андрей, однако преодолевая надменность непрощения, он тем самым продолжает свой духовный путь. Андрей Болконский – образ трагический и потому, что его жизненный путь обрывается на страницах романа, и потому, что ему так и не удалось преодолеть роковой разрыв между «небом» и «землей», между идеальным и неидеальным. «Он слишком хорош, он не может, не может жить», - сказала Наташа княжне Марье. Князь Андрей действительно «слишком хорош», действительно «не может жить». Неидеальная, мирская, земная любовь к Наташе борется в князе Андрее с надмирной любовью ко всем, а значит, ни к кому в отдельности. И всегда бывшее символом князя Андрея небо - далёкое, высокое, совершенное, но леденящее – побеждает.

Однако духовный след Андрея Болконского на земле не прервался, не исчез: не случайно роман заканчивается эпизодом с Николенькой – сыном князя Андрея. Путь чести Болконских продолжается: «А отец? Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…»

какие проблемы в романе "Война и мир"

  1. Проблема чести и бесчестия поднимается в романе Л. Н. Толстого Война и мир. Честь и достоинство главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве Л. Н. Толстого.

    Проблема поиска смысла жизни. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев) , Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.

    Одна из философских проблем романа это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого о том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти.

  2. Проблема настоящей жизни.
    Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.

    Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается на круги своя.

    Проблема великого человека

    В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.

    Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.

    Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе представителя народной войны полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

    Проблема истинного и ложного патриотизма.

    Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
    Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые афишки, призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

«Война и мир» ?

«Война и мир», в России Александром Р† было отменено крепостное право. Но так ожидаемая крестьянами свобода не принесла им радости, поскольку землю они не получили. В России периодически возникали крестьянские бунты. Писателя всегда волновали вопросы, касающиеся судьбы России, ее народа. Взгляды великого русского писателя были таковы, что отрицали возможность революции. Решение существующих проблем, по его мнению, должно было произойти путем проведения реформ и просвещения. В романе «Война и мир», Толстой изобразил множество проблем, которые были присущи жизни российского общества той эпохи. Произведение «Война и мир» можно считать глубоким исследованием истории и жизни России, ее сравнением с жизнью Европы. Глубочайшему исследованию Лев Николаевич Толстой подверг и характер русского народа в разнообразных его проявлениях, а также само устройство жизни, которое было в России.

«Войне и мире» писатель затронул множество проблем, которые касаются нравственных, исторических и социальных моментов. Он раскрыл такие понятия как патриотизм и лжепатриотизм. Показал влияние отдельно взятой личности и всего народа на ход истории. В своем произведении Лев Толстой раскрыл особенности жизни различных слоев населения России: дворянства, крестьян, военных, купечества. Ведь не зря в произведении читатель видит более двухсот персонажей. Писатель высказал свое мнение и о реально существовавших исторических личностях, подверг жесткой оценке их действия. Например, о Наполеоне Толстой сказал следующее: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Таким образом, Толстой соглашается с великой ролью Наполеона в истории человечества, но при этом писатель показывает, что не может быть великим тот человек, который хочет творить историю при этом подчиняя ее ход только собственной воле. Ярко изображены в романе и процессы становления характеров героев, как и под воздействием каких причин герои произведения меняют свое мировоззрение. Наиболее характерными персонажами романа. которые постоянно находятся в поиске смысла жизни и способны на понимание окружающей обстановки, являются Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Толстому заниматься проблемой исследования души, что всегда волновало писателя и было ему интересно. Лев Николаевич Толстой имеет свой собственный, отличный от других, взгляд на историю и на ее ход, а также на причины исторического развития. По мнению Толстого, отдельно взятая личность, не может сыграть значительную роль в развитии исторического процесса. По мнению Толстого, на победу в войне влияет «дух войска». В своем романе писатель рассматривает также вопрос о свободе и необходимости. Свободный человек, по мнению писателя, не будет идти событиям наперекор. Человек должен как бы соответствовать ходу истории, а своим ростом и изменениями, человек оказывает влияние на ход этой самой истории.

Николаевича Толстого. Ведь такой одаренный и внутренне богатый человек как Наташа, могла ms принести пользу обществу, а не быть просто хорошей женой и заниматься домашним хозяйством.

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...