Презентация на тему речь как средство коммуникации. Вербальные средства коммуникации


Речь - исторически сложившаяся форма
общения людей посредством языковых
конструкций, создаваемых на основе
определённых правил, также один из видов
коммуникативной деятельности человека Процесс
речи предполагает, с одной стороны,
формирование и формулирование мыслей
языковыми (речевыми) средствами, а с другой
стороны - восприятие языковых конструкций и
их понимание.
Речь это один из видов вербального общения.
Вербальное общение – общение словами, речью, процесс
обмена информацией и эмоционального взаимодействия
между людьми или группами при помощи речевых средств.

Благодаря речи как средству общения
индивидуальное сознание человека, не
ограничиваясь личным опытом, обобщается
опытом других людей, причём в гораздо
большей степени, чем это может позволить
наблюдение и другие процессы неречевого,
непосредственного познания, осуществляемого
через органы чувств, такие как восприятие,
внимание, воображение, память и мышление.

Речь людей в зависимости от различных условий
приобретает своеобразные особенности.
Соответственно этому выделяют разные виды
речи. Прежде всего различают внешнюю и
внутреннюю речь, также существует
эгоцентрическая речь.

Речь
Внешняя
Письменная
Эгоцентрическая
Внутренняя
Устная
Диалогическая
Монологическая

Речь оформленная средствами естественного языка. Основным признаком В.
р. является ее озвученность, адекватность ее структуры ситуации общения,
эмоциональная окраска и др.
Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который прочтёт
написанное только через некоторое время. Часто автор даже не знает своего
читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного
контакта между пишущим и читающим создаёт определённые трудности в
построении письменной речи. Пишущий лишён возможности использовать
интонацию, мимику, жесты для лучшего изложения своих мыслей. Так что
письменная речь менее выразительна, чем устная. Кроме того, письменная речь должна
быть особенно развернутой, понятной и полной, т.е. обработанной. Но письменная речь
обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную
подготовку над словесным выражением мыслей. Письменная речь как в истории
общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и
формируется на её основе. Благодаря письменности достижения культуры, науки и
искусства передаются от поколения к поколению.

Устная речь - форма речевой деятельности, включающая понимание
звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой
форме (говорение).
Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте
собеседников или может быть опосредована техническим средством
(телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном
расстоянии.
Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:
избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);
использование невербальных средств общения (жестов, мимики),
экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не
называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).
Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией.

Диалогическая речь – разговор
двух или нескольких лиц,
говорящих попеременно. В
повседневном и обычном
разговоре диалогическая речь не
планируется. Направленность
такой беседы и её результаты в
значительной степени
определяются высказываниями
её участников, их репликами,
замечаниями, одобрением или
возражением. Но иногда беседу
организуют специально, чтобы
выяснить определённый вопрос,
тогда такая беседа носит
целенаправленный характер.
Монологическая речь
предполагает, что говорит одно
лицо, другие только слушают. К
монологическим формам речи
относятся лекции, доклады,
выступления на собраниях.
Общая и характерная
особенность всех форм
монологической речи – ярко
выраженная направленность её к
слушателю. Цель этой
направленности – достигнуть
необходимого воздействия на
слушателей, передать им знания,
убедить в чём-либо. В связи с
этим, монологическая речь носит
развернутый характер и требует
связного изложения мыслей.

Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой
процесс. Она недоступна восприятию других людей и,
следовательно, не может быть средством общения.
Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена,
свернута, почти никогда не существует в форме полных,
развернутых предложений. Объясняется это тем, что предмет
собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не
требует от него развёрнутых словесных формулировок, к
помощи развёрнутой внутренней речи прибегают, как
правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в
процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда
человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому
мысль, часто объясняются трудностью перехода от
сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к
развёрнутой внешней речи, понятной для других.

Эгоцентрическая речь – особая форма речи,
промежуточная между внутренней и внешней речью,
выполняющая в основном интеллектуальную, а не
коммуникативную функцию. Она активизируется у детей
в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает.
Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны
интеллектуальная функция, неполная осознанность.
Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и
контролирующая практическую деятельность. Как
показал Лев Семёнович Выготский эгоцентрическая речь
генетически восходит к внешней (коммуникативной)
речи и является продуктом ее частичной интериоризации
(перехода). Таким образом, эгоцентрическая речь как бы
переходный этап от внешней к внутренней речи.

Виды речевой деятельности и их особенности.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

План

1. Речь как средство коммуникации: понятие, функции и структура.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы, опосредующей информационное взаимодействие и общение, человеческую речь, естественный звуковой язык. Речь является самым универсальным и важным средством коммуникации. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения. К тому же при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации участниками коммуникативного процесса. Рассмотрим подробнее некоторые из этих вопросов.

Понятие (термин) «речь» используется в нескольких значениях.

1. Речь как особый вид человеческой деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавательной и т.д.) и вместе с тем составляет компонент всех других видов деятельности.

2. Речь как разновидность общения при помощи языка, которая происходит в звуковой, письменной либо иной форме Она характеризуется набором определенных лексических и грамматических средств и определяется условиями и целями коммуникации, в зависимости от которых выделяется деловая, официальная речь, поэтическая речь, профессиональная речь и др.

3. Виды синтаксического построения высказывания (косвенная прямая речь, отрывистая речь, чужая речь и др.).

4. Речь как результат речевой деятельности – текст, статья, сообщение, доклад и т.п.

Речь – это внешнее проявление языка. Язык реализуется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение.

Речь - это последовательность единиц языка, организованная и структурированная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. В отличие от языка речь можно оценивать как хорошую или плохую, ясную или непонятную, экспрессивную или невыразительную и т. д. Говорящий (пишущий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка в двух основных целях: для общения с другими людьми или для общения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое явление соотносится с категориями мышления, памяти и т.п.

Функции речи (языка).

Каждое высказывание вы­полняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привле­чение внимания, установление контакта, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций.


К ос­новным функциям относят:

· коммуникативную или репрезентативную (репрезента­ция - представление; изображение, образ), которая является до­минирующей;

· апеллятивную (апелляция - призыв, обращение, т.е. воз­действие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении (Андрей! Иди сюда!);

· экспрессивную (экспрессия - выражение и выразитель­ность).

Среди частных функций выделяют:

· фатическую , осуществляющуюся посредством обмена ритуальными формулами, т.е. затрагивающую преимуществен область речевого этикета (Добрый день. Рад вас видетъ. – Взаимно. Как ваши дела?);

· метаязыковую , т.е. функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом речи становится сам код (Вы понимаете, что я имею в виду? Уточните, что вы понимаете под словом счастье?).

Кроме того, говорят о поэтической, эмотивной, волюнтативной и ряде других функций.

При этом вряд ли можно найти речевые сообщения, выполняющие только одну из этих функций. Различия между сообщениям заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одной функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообщения зависит прежде всего от преобладающей функции.

Таким образом, система функций речи представляет иерархическую структуру. Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкретные функции общения и сообщения. Для реализации последних необходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезентации (представления). Ее составными и подчиненными частями являются функции экспрессии и апелляции. Фактически функция репрезентации невозможна без обеих своих составляющих, но и они невозможны без нее. Таким образом, в процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз. Играет роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая),тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хрипучий). Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размерная манера речи.

3. Выразительность качества голоса: характерные специфические звуки, возникающии при общении: смех, хмыканье, плач, шёпот, вздохи. Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, интонации – 38% - неречевое взаимодействие – 53%.

Речь как средство общения. В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. Обратим внимание на генетическую предпосылку развития у человека речи как средства общения. Для многих животных речь является не только системой эмоционально выразительных реакций, но так же средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль формирующаяся в онтогенезе речь первоначально выполняет и у человека, по крайне мере в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция так же еще не связана с интеллектом.

Слайд 64 из презентации «Внимание память речь мышление» к урокам психологии на тему «Внимание»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Внимание память речь мышление.ppt» можно в zip-архиве размером 574 КБ.

Скачать презентацию

Внимание

«Предмет психологии» - Свойства ощущений. «Без памяти мы были бы существами мгновения. Классификация ощущений. Иллюзия Мюллера-Лайера. Память Представление Воображение Мышление Речь Волевые процессы. Тема 2. Чувственные формы освоения действительности. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

«История психологии» - 2. Специфика предметной области истории психологии. История психологии. Первый подход в определении предмета истории науки. Второй подход в определении предмета истории науки (в том числе психологии). Вопросы для самопроверки. 3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования. 4. Принцип объективности историко-психологического исследования.

«Сознание в психологии» - Функциональная психология сознания. Структурная психология сознания. VI век до н.э. – V век н.э.: предмет психологии – душа. Современные представления о сознании. Аристотель: душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека.

«Внимание память речь мышление» - В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж. Пиаже). Классификация восприятия. Критичность. Вкусовое. Сочетание различных видов мышления. Инициативность. Второй – третий год жизни.

«Память в психологии» - К привычкам относится то, что Уильям Джеймс называл: Вспоминай… по материалу: МОТОРНАЯ АФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗНАЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ. По отношению к средствам: ОПОСРЕДСТВОВАННАЯ – НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ. Универсальные психические процессы: По отношению к сознательному контролю: ПРОИЗВОЛЬНАЯ – НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ. Память?

1 слайд

Тема 1. Вербальные средства коммуникации Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер

2 слайд

План Речь-основное средство вербальной коммуникации. Функции языка Типы приема и передачи информации. Человеческая речь как источник информации. Стили речи. Речевые средства общения. Сущность позитивного общения

3 слайд

Функции языка Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Этническая. Язык как средство объединения народа.

4 слайд

Способы передачи и приема информации Естественный язык Образное мышление - восприятие мира в виде картинки. Художественное полотно или скульптура - это тоже текст (правда, особого свойства), несущий немалую информационную нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии. Сенсорика-понимается биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует (он, вообще, может быть ненаблюдаем), но при этом передает информацию, и она воспринимается коммуникантами.

5 слайд

Что необходимо учитывать при коммуникации У каждого человека от природы существуют все три типа мышления. У разных людей по отношению друг к другу эти типы распределены в процентном отношении неодинаково. Значительный приоритет одного мыслительного типа у человека приводит к редукции двух других.

6 слайд

Все типы мышления развиваемы, врожденное распределение их не является постоянным на протяжении жизни, возможна тенденция к смещению Не исключено, что соотношение трех мыслительных типов в известной мере связано с расовыми особенностями, не цивилизационными, а именно расовыми.

7 слайд

Существует несколько видов речевой деятельности: говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить; слушание - восприятие содержания звучащей речи; письмо - фиксация содержания речи на бумаге; чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации. С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.

8 слайд

Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей: Научный Официально-деловой Публицистический Разговорная речь

9 слайд

Позитивное, уверенное общение означает что вы выражаете свои мысли и чувства ясно и сознательно, самым прямым, честным и спонтанным образом. ваш язык соответствует тому, на котором говорит ваш собеседник. вы избегаете специальных терминов, словесных сокращений, иносказаний или жаргонизмов, которые незнакомы собеседнику. вами принято во внимание такие аспекты, как образование, социальное положение и официальный статус собеседника, используете язык, который понятен другому человеку, а не тот, который покажет, насколько вы умный и как «превосходите» слушателя.

10 слайд

Принципы прямого позитивного общения Высказывайтесь прямо. Говорите именно то, что вы думаете или чувствуете, не полагайтесь на свое умение рассказывать истории. Сражайтесь с проблемой, а не с человеком. Есть серьезная разница между фразами «почему ты не можешь убирать за собой?» и «пожалуйста, наведи порядок на рабочем столе». Будьте конкретны, не прибегайте к обобщениям. Сравните фразы «ты всегда опаздываешь» и «почему ты утром снова опоздала?».

11 слайд

Не перестарайтесь с извинениями! Как часто мы говорим: «Извините, но я не могу сегодня работать допоздна» - когда мы совсем не обязаны извиняться Не пускайтесь в пространные объяснения. Не бойтесь употреблять местоимение «я». Вместо того чтобы говорить: «Не думаете ли вы, что было бы неплохо продолжать исследования?» - примите на себя ответственность за авторство идеи: «Я думаю, следует продолжить исследования». Честность. Я имею в виду честность как готовность быть откровенным с самим собой и как позитивное, уверенное выражение своих чувств.

12 слайд

Переделайте следующие высказывания так, чтобы в них присутствовало слово «я». «Ты меня ужасно сердишь, когда не слушаешь меня». «Все согласны с тем, что добровольные увольнения являются решением проблемы». «В этом доме не курят за обедом». «Я сержусь, когда ты уходишь, не дослушав меня». «Я считаю, что добровольные увольнения могут быть решением проблемы». «Я прошу вас не курить за столом во время обеда».

Подобные документы

    Речь как основное средство человеческого общения: сущность понятия и характеристика основных функций. Анализ психологических теорий ее развития и жизненное значение. Виды речевой деятельности и их особенности. Причины нарушения речевой функции человека.

    реферат, добавлен 31.01.2012

    Общая характеристика речи. Основные функции языка. Речь как универсальное средство общения. Характеристика основных форм и видов речи. Особенности и этапы развития речи ребенка. Значение игр в речевой деятельности ребенка. Звуковая культура речи.

    контрольная работа, добавлен 14.03.2010

    Понятие речи как средства общения. Сущность основных психологических теорий, объясняющих процесс ее формирования. Особенности речи как инструмента мышления, их взаимосвязь. Специфика внутренней речи. Корни и законы онтогенетического развития речи.

    реферат, добавлен 09.08.2010

    Общая характеристика и теоретические проблемы речи. Речь, ее функции и виды. Речь как средство общения. Речь и мышление. Виды речевой деятельности и их особенности. Развитие речи у ребенка, основные этапы. Осознанность и управляемость речи ребенка.

    контрольная работа, добавлен 30.03.2011

    Общая характеристика речи с точки зрения психологии. Рассмотрение основных видов речевой деятельности и их особенностей. Изучение механизмов, обеспечивающих вербальное общение. Прагматика и стилистика разговорной речи, основные условия успешного общения.

    реферат, добавлен 22.03.2014

    Речь как средство человеческого общения. Основная функция сознания. Формы речи: внутренняя и внешняя (жаргон, интонация). Диалог, монолог, письменная речь. Предикативность как характеристика внутренней речи. Функции речи: воздействие, выражение и пр.

    реферат, добавлен 19.05.2016

    Речь как психологический процесс формирования и передачи мысли средствами языка. Комплексные функции звукового общения. Характеристика форм и видов речи. Основные подходы к определению ее нарушения и патологии. Главные формы речевого взаимодействия.

    реферат, добавлен 03.12.2019

    Речь как основное средство человеческого общения. Особенности взаимоотношений животных друг с другом. Понимание и конструирование из нескольких десятков звуков родного языка неограниченного количества речевых сигналов. Вторая сигнальная система.

    курсовая работа, добавлен 17.06.2015

    Язык как важнейшее средство человеческого общения, речь как продукт социального развития, один из видов коммуникативной деятельности человека. Изучение общих характеристик речи, анализ соотнесенности языка и речи, выявление их связи, механизмов и функций.

    реферат, добавлен 14.01.2010

    Характеристика речи, ее функции, формы проявления. Свойства и виды речи, ее нарушения. Физиологические основы, обеспечивающие речь, механизмы ее осуществления. Рассмотрение теорий формирования речи. Значение слова как связывание процессов речи и мышления.

Выбор редакции
перловая крупа 250 г огурцы свежие 1 кг 500 г лук репчатый 500 г морковь 500 г томатная паста 50 г масло подсолнечное рафинированное 35...

1. Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом? Клетка простейших выполняет все функции...

С давних времен люди придавали снам большое мистическое значение. Считалось, что они несут в себе послание от высших сил. Современная...

Я учила английский в школе, университете, даже заканчивала курсы американского английского, но язык ушел в пассив!Методика школы...
«Избранная Рада» - термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване...
Порядок уплаты НДС, сдачи декларации по налогу, нововведения по НДС в 2016 году, штрафы за нарушения, а также подробный календарь сдачи...
Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...
Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...
Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...