Православный успенский пост питание таблица. Дополнительная нагрузка и лишние расходы? Какого числа начинается и заканчивается Успенский Пост


Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы.

Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста мы подражаем Самой Богородице.

Когда начинается Успенский пост в 2016 году?

У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свое особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.

Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2016 году?» ответить легко – 1(14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы.

На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня ) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе . По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост.

На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых - Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Ионом удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея,Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства – 5 (18) августа, и ему последуют семь день попразднства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, за трапезой дозволяется вкушание рыбы.

Особенность Успенского поста 2016 года – он начинается с воскресного дня, что придает ему дополнительную торжественность и дает возможность плавно перейти на постный режим питания.

Что можно есть в Успенский пост?

Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником.

Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.

Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели.

Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления» .

Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок».

Когда заканчивается Успенский пост в 2016 году?

Праздник Успения всегда отмечается 15 (28) августа – им и завершается Успенский пост. Он относится к числу неподвижных дат церковного календаря, не привязанных к празднику Пасхи. Поэтому дата окончания Успенского поста не меняется в разные годы.

Успение в 2016 году приходится на воскресенье, поста в этот день нет.

Успенский пост, в отличии от Великого поста, наступает в одно и тоже время. И как Великий пост предшествует великому празднику Воскресения Христова, так и Успенский пост предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Когда начинается, когда заканчивается и сколько длится Успенский пост 2016

Успенский пост начинается 14 августа 2016 года и заканчивается 27 августа 2016 года. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери. Успенский пост длится ровно две недели. Это самый короткий многодневный пост на протяжении года. о По своей строгости Успенский пост приравнивается к Страстной Седмице Великого Поста. Но не смотря на это он считается среди православных и самым легким: и короткий, и сладкий. Самый лёгкий - потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас лёгким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе. Самый сладкий потому, что начинается этот Пост с освящения мёда, а потом - освящение плодов: чтобы через сладость, которую Господь даёт для тела, мы вкусили и увидели, как благ Господь.

14 августа, в первый день Успенского Поста, износится для поклонения Крест Христов. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры по слову Господню опускалось древо, и они становились сладкими, так и горечь нашей жизни - от прикосновения к ней Креста Христова - да изменится в сладость. 14 августа - день Крещения Руси. А крещение - это и есть такое погружение в крестную воду - благодать Христову, когда открывается тайна Креста. И кто узнаёт её, тот готов всё принести Господу - и жизнь, и смерть свою, чтобы всегда быть с Ним. Потому Святые Мученики (на Иконах - они всегда с Крестом в руке) идут впереди всех в сонме Святых. Наша Русская Церковь, как никакая другая, прославилась подвигами мученичества. И в ней всегда было особенное почитание Божией Матери, Её святого Успения, которому издревле посвящались многие Монастыри. В Успении Божией Матери, как в Пасхе Господней, смерть - то, что считается самой великой скорбью, - становится самой великой радостью.

Существует благочестивый обычай Успенским постом ежедневно читать Акафист Успению или совершать Параклисис - молебное пение Канона ко Пресвятой Богородице «Воду прошед, яко сушу...». В Успенский Пост мы благодарим Бога за то, что мы приблизились к концу лета, и просим Его. чтобы сподобил нас провести осень в мире и безмятежии. Божия Матерь в Успении была сохранена от разрушения тела и взошла со Своим воскресшим телом в Царство Божие. Так и мы в Праздник Успения чаем воскресения мертвых и вечного нашего пребывания рядом с Божией Матерью там, где Воскресший Христос.

Что можно есть в Успенский пост

Согласно церковному уставу люди, придерживающиеся Успенского поста должны следовать таким ограничениям в еде:

  • Понедельник, среда, пятница в период Успенского поста - сухоядение. В дни сухоядения можно есть следующие продукты: сухой пресный хлеб (сухари), сырые овощи, фрукты и сухофрукты, мед, орехи, воду, из приправ разрешается соль.
  • Вторник и четверг во время поста - горячая пища без масла. В эти дни можно есть блюда, приготовленные на огне и без употребления растительного масла. К таким блюдам относятся овощные и грибные супы, чай, кофе, компоты, отвары.
  • Суббота и воскресенье во время Успенского поста - разрешается употребление в пищу растительного масла и вина.
  • 19 августа, в праздник Преображения Господня , разрешается принимать в пищу Рыбу и морепродукты.

Если праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день, а 28 августа разрешается есть рыбу и морепродукты.

Традиции и приметы в Успенский пост

Начало Успенского поста в народе ассоциировалось со сбором урожая и началом осени. Праздник Медового Спаса, на который приходится первый день поста - время освящение нового меда и разрешения употребления его в пищу. Также 14 августа в церквях совершается малое освящение воды, потому часто Медовый Спас называют Спасом на воде. Верующие люди в этот день последний раз в году купались в реках и озерах, смывая таким образом с себя все грехи.Согласно традициям после начала Успенского поста уже не купались.

Можно ли играть свадьбу во время Успенского поста?

Как известно, август - наиболее благоприятное время для свадеб. На этот месяц приходится чуть ли не половина всех бракосочетаний, совершаемых в течение года. Однако если вы наметили свадьбу на август, обязательно играйте ее или до 14 числа или после 28.

Свадьба в Успенский пост, а тем более венчание, считается большим грехом. Ведь пост - это время молитвы, покаяния, воздержания не только от определенной пищи, но и от различных удовольствий, в том числе и от супружеской близости.Старые люди говорят, что молодые, которые венчались во время поста никогда долго вместе не живут.

Даты самых значимых церковных праздников всегда и у всех на слуху, а вот с какого числа начинается Успенский пост известно далеко не каждому. Мы восполним этот пробел и расскажем вам, когда Успенский пост наступает и как правильно его принято соблюдать. В 2016 году, как, впрочем, и ежегодно, двухнедельный период летнего воздержания стартует 14 августа и закончится непосредственно перед знаменательным религиозным событием — днем Успения Пресвятой Богородицы. Для двухнедельного воздержания существует небольшой свод правил, определяющий, что можно есть с 14 по 27 августа, а что нет и можно ли в это время играть свадьбы, веселиться и отмечать различные светские торжества.

Когда Успенский пост учредили – история и происхождение

История и происхождение религиозного события под названием Успенский пост уходит корнями в глубь веков. Первые упоминания о нем относятся к 450 году, а писание Святого Симеона Солунского рассказывает, что период воздержания был учрежден во славу Божьей Матери, которая, даже узнав о Своем великом предназначении, не прекратила употреблять скромную пищу и молиться за всех людей. Христианские тексты говорят, что пример этой самоотверженной и чистосердечной женщины должен вдохновлять каждого человека на добрые поступки, смирение и заботу о ближних.

Вторая версия утверждает, что Успенский пост ввели в обращение в честь двух больших церковных праздников: Преображения и успения. На Константинопольском соборе, проходившем в 1166 году под руководством патриарха Луки, событие было окончательно узаконено и стало обязательным к исполнению для всех христиан.

Что можно есть в Успенский пост

Ежедневный рацион в этот период времени ограничивают, но не так строго, как, например, в период Великого предпасхального поста. Среди того, что можно есть в Успенский пост, довольно много вкусных и сытных продуктов, но употреблять их можно только в строго определенные дни недели.

Успенский пост: календарь питания

  1. Понедельник, среду и пятницу посвящают сухоедению. В эти дни церковь разрешает вкушать сырые фрукты и овощи, орехи и сухофрукты, жидкий и засахаренный мед, слабосладкие сухари, сухие пресные хлебцы и обычную воду (кипяченую, талую, отфильтрованную). Из приправ допускается только соль, а острые специи, майонез, кетчуп и всевозможные соусы строго запрещены.
  2. Во вторник и четверг едят различные горячие блюда, но непременно без масла. В меню включают супы из овощей и лесных грибов, черный кофе без сахара, чай, малосладкие компоты, отвары из ягод и трав.
  3. Для субботы и воскресенья действуют более лояльные правила. В выходные дни допускается класть в пищу подсолнечное масло, а во время обеда баловать себя 2-3 глотками сухого вина.
  4. На большие церковные праздники – день Преображения Господня и Успение Пресвятой Богородицы – позволяется съесть кусочек рыбы или порцию морепродуктов. Но если знаменательные даты выпадают на среду или пятницу, православная церковь предписывает прихожанам разговляться только на следующий день.

Успенский пост – традиции и ритуалы

Успенский пост приходится на вторую половину последнего летнего месяца и ассоциируется с началом осени и сбором урожая. День, когда Успенский пост начинается, а именно 14 августа, именуется Медовым Спасом. В эту прекрасную пору уже много веков под ряд проводят красивый обряд освящения меда. 2016 год не станет исключением и в середине августа по всей стране будут снимать пробу со свежевыкаченного меда и под переливчатый звон колоколов понесут его в храмы для освящения.

Кроме этого, в первый день поста – 14 числа – обязательно ходят в церковь и совершают обряд омовения в озерах и реках, таким образом, как бы смывая с души и тела грехи, негативные эмоции и нечестивые помыслы.

Свадьбу в Успенский пост никогда не играют. Венчаться и вступать в интимную близость во время периода воздержания считается большим грехом. Да и продукты, входящие в список того, что можно есть во время поста, для праздничного стола совершенно не подходят. Лучше посветить эти две августовские недели молитвам и покаянию, а все личные торжественные события отложить на более подходящие дни.

Успенский Пост приурочен к одному из самых важных христианских праздников, поэтому его соблюдают очень строго. Из нашей статьи вы узнаете, как правильно питаться в этот период, и найдете вкусные рецепты постных блюд.

Что запрещается есть в Успенский Пост

Православные люди, глубоко верующие в Бога, соблюдают Успенский пост в период с 14 по 27 августа. Связан он с праздником Успения Богородицы и изначально предназначался для тех, кто не мог соблюдать Великий Пост. На это летнее время выпадает сразу три праздника: Спасы Медовый, Яблочный и Ореховый .

Раньше пост начинался раньше и длился дольше, поскольку не разъединялся с Петровым постом. Но теперь между ними есть не только временной промежуток, но и разница в употреблении пищи. Успенский пост оказывается настолько же строгим в плане воздержания от пищи, как и Великий пост. Поэтому на его время исключаются:

  • мясо;
  • рыба;
  • яйца;
  • молоко;
  • сыры, творог, кефир и другие молочные продукты.

По выходным позволяется пить вино в небольших количествах а в праздник Преображения Господня даже употреблять рыбу. Этот день церковь отмечает 19 августа. В остальные дни воздержание от пищи остается таким же строгим.

Как правильно питаться в Успенский Пост

Самый строгий вариант Поста включает в себя сухоядение. Это тип питания, при котором в пищу употребляются продукты растительного происхождения, не подвергавшиеся термообработке. Исключается также растительное масло. Хлеб, тем не менее, есть можно. В основном это требование относится к священнослужителям. Но если вы попробуете, то совершите достойный подвиг. По дням недели в Успенский Пост питание происходит следующим образом:

  • сухоядение по понедельникам, средам и пятницам;
  • вареная пища позволительна во вторник и четверг, но растительное масло не употребляется;
  • растительное масло и вино можно использовать в выходные дни.

Обязательно будьте внимательны к себе и не доводите свой организм до плачевного состояния. Лучше смягчить воздержание от пищи или отказаться от него совершенно, чем довести себя до больницы. Никакого смысла в таком Посте не будет, ведь он должен приводить к положительному духовному результату, а не проблемам со здоровьем.

Постный рецепт: яблочный крамбл

Ингредиенты:

  • яблоки: 4 штуки;
  • геркулес: 12 столовых ложек;
  • оливковое масло: 4 столовых ложки;
  • мед: по вкусу.

Возьмите форму, в которой будете готовить, и смажьте ее растительным маслом. Далее можно приступить к ингредиентам. Для начала подготовьте яблоки: промойте их, при желании снимите кожуру. Потрите яблоки натрите на крупной терке. Теперь выложите полученную массу в форму и плотно утрамбуйте. В отдельной емкости смешайте мед и оливковое масло. Добавьте геркулес и тщательно перемешайте. Полученную смесь равномерно выложите на яблоки, которые уже находятся в форме для приготовления. Выпекайте в духовке около 15-20 минут. Вы узнаете, что ваш кулинарный шедевр готов, когда верх подрумянится.


Гречневые тефтели с грибами

Ингредиенты:

  • гречневая крупа: 1 стакан;
  • лук репчатый: 2-3 луковицы;
  • панировочные сухари: 23-30 г;
  • зелень: 20 г;
  • соль и перец по вкусу.

Отварите гречку: на стакан крупы потребуется два стакана воды. Вскипятите ее, за это время промойте крупу, и когда вода закипит, бросьте ее туда до полной готовности. После этого снимите кастрюлю с кашей с плиты и замотайте в полотенце. Дайте ей настояться в течение 10-15 минут.

Грибы, лук и зелень нарежьте достаточно мелко. Обжарьте сначала грибы, затем добавьте к ним лук и уже ближе к концу приготовления начинки засыпайте зелень. Начинку можете также измельчить, к примеру, с помощью блендера или мясорубки.

Получившуюся массу смешайте с кашей и подождите, пока все остынет. Сформируйте небольшие шарики-тефтельки и обкатайте их в панировочных сухарях. Теперь их можно обжарить и подавать на стол.

Помните, что помимо пищевого воздержания в Успенский пост необходимо молиться и очищать свою душу от злых мыслей и намерений. Всего доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и

10.08.2016 02:25

Приближается рождественский пост, призванный подготовить каждого христианина ко встрече Рождества Христова. Чтобы произошло не только...

Успенский пост - самый короткий многодневный пост в церковном календаре. Он длится всего две недели, причем начинается и заканчивается всегда одинаково с 14 августа по 27 августа включительно и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

На Руси Успенский пост также называли Спасовка, Госпожинки, Оспожинки, Спожинки.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь - тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.

Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема - детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Как и во время любого православного поста, в Успенский пост важно не только телесное воздержание, но и духовное, то есть нужно стараться не предаваться шумным развлечениям, не ссориться.

Как говорит церковный Устав, Успенский пост - такой же строгий, как и Великий. Это значит, что с 14 по 27 августа православные христиане воздерживаются от мясных, молочных продукты и от яиц. 19 августа, в праздник Преображения Господня , разрешается есть рыбку. 28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет.

Согласно монастырским уставам, предписывается:

В понедельники, среды и пятницы - сухоядение;

По вторникам и четвергам - варёная пища без масла;

По субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино;

В первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа), по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу (поэтому в России праздник получил народное название Медовый Спас, и в этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком);

В праздник Преображения Господня (19 августа) освящают яблоки нового урожая, (поэтому в России праздник получил народное название Яблочный Спас); Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и созревающие в эту пору овощи и фрукты.

Успенский пост был установлен в память двух двунадесятых праздников. Первый - Преображение Господне. Второй - Успение Божией Матери. А начинается этот многодневный пост с еще одного праздника - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Фраза «изнесение честных древ» значит буквально «крестный ход».

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу, для осени осенний - в седьмом месяце, для зимы - зимний».

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага. Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Окончательно Успенский пост был установлен на Константинопольском Соборе в 1166 году.

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века - 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас».

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.

В народе в Успенский пост постились строго. У этого поста было три вершины - три праздника, которые простые люди называли «Спасами».

«Медовый Спас» (Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня) отмечали скромно. Этот день выпадал на период активных работ в поле. С 14 августа (по новому стилю) начинали собирать мак, поэтому почти вся праздничная выпечка делалась с маком. Еще собирали ягоды черемухи. В народе верили, что на «Медовый Спас» заканчивается лето и начинается осень. Угощали свежим медом родственников, друзей и, вообще, всех желающих - в том числе нищих. Считалось, что щедрое угощение - залог доброго урожая в следующем году.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 14 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

На время поста, как уже упоминалось, приходится двунадесятый праздник Преображение Господне (19 августа).

Этот день посвящен воспоминанию о знаменательном событии на горе Фавор, где Христос преобразился перед учениками в Своей Божественной славе, явились пророки Моисей и Илия и раздался глас с небес: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте". Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христа в том, что Христос открывает дорогу и надежду на преображение всего человечества.

В храмах в этот день совершается освящение плодов - винограда и яблок и благословляется их вкушение. Отсюда и второе название - "Яблочный Спас". «Яблочный Спас» (Преображение Господне) приходился на пору сбора яблок. Корзины, полные до краев, несли в церкви, где священник освящал новый урожай. После этого можно было есть яблоки. Пекли яблочные пироги и коврижки, варили компоты и варенье.

29 августа, православныая Церковь отмечает праздник Спаса Нерукотворного – «Ореховый Спас». В храмах в этот день совершается освящение орехов и благословляется их вкушение.

Третий «Спас» на Руси называли по-разному: «Спас на полотне», а также «Холщовый», «Хлебный», «Ореховый». С этого дня верующим можно было есть орехи из нового урожая.

«Хлебным Спасом» называли праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы. В этот день пекли пироги из муки нового урожая и приговаривали: «Третий Спас - хлеба припас» или «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».

Поговорки и приметы:

Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка.

Первый Спас - на воде стоять, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зелёных горах холсты продавать.

Во что Маккавеи, в то и разговенье.

Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.

Кто как (когда) хочет, а журавль в спасовку (летит в отлет).

Дело-то идёт к Покрову, а не к Петрову (дню).

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Κοίμησις Θεοτόκου) - праздник православной и католической церквей, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, Украинская грекокатолическая церковь и некоторые другие празднуют 15 августа по юлианскому календарю (28 августа по новому стилю). Католическая церковь, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 15 августа по новому стилю.

Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Согласно Новому Завету, распятый Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика - апостола Иоанна, который с этого момента «взял Её к себе» (Ин. 19:25-27) на своё попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян. 1:14) и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян. 2:1-14).

До V века Отцы Церкви не упоминают об Успении Богородицы и до VI века Успение не праздновалось среди христиан как церковный праздник.

О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Один из таких апокрифов помещён в «Истории Церкви» Никифора Ксанфопула.(PG. 145. Col. 812-817). Все перечисленные апокрифы достаточно поздние (V-VI век) и отличаются друг от друга содержанием.

Поэтому Церковью было принято не всё их содержание, а только основная мысль о том, что Дева Мария блаженно почила и Её душа была принята Её Сыном Иисусом Христом при Успении.

Сам же праздник в честь Успения Богородицы изначально назывался по-другому, а именно праздник «Память Блаженной», под таким наименованием в V веке его начали праздновать в Сирии. Название праздника в VI веке было заменено на «Праздник кончины Божией Матери». Несториане праздновали его в пятницу после Богоявления. В сиро-яковитском календаре от 675 года праздник Марии отмечался 26 декабря, и эта дата долго сохранялась при появлении других. Около 460 года празднование Святой Марии 15 августа (Μνημη της Θεοτοκου) дошло в Иерусалим и, собственно, в Вифлеем, но это был праздник прославления Святой Марии без связи с событиями вокруг её смерти. Дальнейшим этапом в развитии смысла праздника после 460 года стало обозначение 15 августа днём смерти Девы Марии. Как сообщает Никифор Каллист Ксанфопул в своей «Истории Церкви» император Маврикий издал эдикт, в котором установил дату празднования Успения Богородицы - 15 августа. В Риме праздник под названием Dormitio Beatae Virginis установлен при папе Сергии I (687-701), заимствован из Константинополя.

Явление архангела.

К моменту Своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня Она «отойдёт ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы Она была готова к Своему смертному часу, архангел возвестил Ей:

"Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время".

В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении.

О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, Она обратилась с молитвой к Богу, и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия». Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно Своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.

"Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, - Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери. - Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии".

После этого Дева Мария мирно скончалась.

Погребение Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены Её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

Согласно поздним апокрифическим рассказам, составленными неизвестными лицами в конце V, в начале VI века, в погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Пречистой исчезло. В пещере лежали только погребальные пелены. Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня Матерь Божия явилась апостолам за трапезой и произнесла: "Радуйтесь! Я с вами во все дни". В ответ апостолы, подняв часть хлеба, воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". В память об этом в монастырях совершается чин панагии - возношение части хлеба в честь Божией Матери. Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пятницам рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Картина Рафаэля содержит сюжет успения и коронования.

Католическая традиция особо выделяет Вознесение Богоматери и последовавшее затем Её коронование.

Выбор редакции
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...

Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...

Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...