Полифония. Что такое полифония? Полифоническое многоголосие


Т.М. Синецкая

ВИДЫ ПОЛИФОНИИ

(краткая лекция-конспект по курсу полифонии

для студентов ЧГАКИ)

В существующей полифонической музыке принято выделять два вида полифонии: имитационную и не имитационную . В свою очередь, не имитационная полифония делится наподголосочную и контрастную . В связи с вышесказанным, в некоторых пособиях встречается классификация, включающая три вида:имитационную, подголосочную и контрастную, что не имеет принципиального значения. Назовём наиболее существенные характеристики каждого из названных видов.

Подголосочным называется музыкальный склад, основанный на одновременном сочетании основного напева и его вариантов. Таким образом,подголосок – это вариант основного напева. Подголоски могут быть очень близки основному напеву, минимально отличаться от него (образовывать параллельное движение, временами сливаться в унисон и др.), но могут и значительно отличаться, иметь ярко выраженную самостоятельность, приближаясь, таким образом, к контрастной полифонии. Возможность образовывать подголоски с разной степенью контраста открывает перед создателем музыки огромные перспективы, увеличивает число способов соотношения голосов, что ведёт к многообразию смыслового, динамического и эмоционального наполнения.

Подголосочность является коренной чертой многих национальных музыкальных культур, в том числе, и русской. В процессе многовекового развития русского народного хорового многоголосия сложились такие устойчивые черты подголосочности, как: 1)одноголосный запев, 2)хоровой подхват, 3)постепенное расщепление унисона на два, три и более голоса на основе общего тона, 4)постепенное сжатие многоголосия в унисон на основе общего тона, 5)движение параллельными терциями и секстами, 6)параллельно-переменный лад, 7)октавные или унисонные каденции.

Выдающиеся русские композиторы-классики постоянно изучая русскую песню, вслушивались в её звучание, характер, принципы организации фактуры и стремились перенести стилевые особенности русской песенности в своё творчество. Многие хоровые сцены в операх русских композиторов-классиков являются прекрасными образцами проникновения в дух национальной культуры, воссоздания характера народного пения. Примеры многочисленны: М.И. Глинка – хоры «Родина моя» и «Разгулялися-разливалися» из оперы «Иван Сусанин», «Ах, ты, свет, Людмила» из оперы «Руслан и Людмила»; А.П. Бородин – хор поселян из оперы «Князь Игорь», обрядовые сцены в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», хоровые сцены в операх «Хованщина» и «Борис Годунов» М.П. Мусоргского и др.

ВНИМАНИЕ! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА : найти в сборниках русских песен 4-5 образцов, подтверждающих подголосочность как ведущую особенность; продолжить ряд примеров, в которых претворены черты народной подголосочности из русской классической музыки.

Контрастная полифония основана на одновременном соединении двух или нескольких самостоятельных по мелодическому и ритмическому рисунку голосов (тем). Различают разные уровни контраста: контраст-взаимодополнение, контраст-сопоставление, контраст-конфликт. Данный вид полифонии чрезвычайно распространён в музыке разных жанров и стилей: театральной, симфонической, вокальной, камерной и др. Огромное количество примеров – свидетельство больших выразительных возможностей контрастной полифонии: двойные и тройные фуги разных композиторов («Прелюдия Ля мажор» изХТК И.С. Баха – тройная фуга с совместной экспозицией); Прелюдия Соль мажор из цикла «24 прелюдии и фуги для фортепиано», реприза; Второй фортепианный концерт (начало репризы 1-й части) и романсы С.В. Рахманинова (например, «Утро», «Не пой, красавица, при мне»), оперы Дж. Верди, например, вступление, заключительная сцена в подземелье («Аида»), многочисленные ансамблевые сцены в «Отелло» и т.д.

Имитационной называется полифония, основанная на последовательном проведении темы или её части в двух или более голосах. Зародившись в 13 веке, имитация стала основой для целого ряда самостоятельных форм и жанров, сформировавшихся в последующие столетия, важнейшим приёмом развития как собственно полифонических, так и гомофонных форм. Классические имитационные жанры: ричеркар, полифоническая канцона, фуга, фугетта, инвенция, разные виды канонов, приёмы – каноническая имитация, каноническая секвенция.

Названные виды полифонии в чистом виде (на протяжении целого музыкального произведения) встречаются редко. В большинстве случаев они используются как взаимодополняющие, как средство взаимного обогащения. Например, при ведущей роли имитационной техники в фуге, там обязательно присутствует и контрастная полифония, может быть использована подголосочность. Разные виды полифонии являются также эффективным средством обогащения гомофонно-гармонического склада. Всё сказанное расширяет выразительные возможности разных видов полифонии, даёт возможность к бесконечно многообразному варьированию их соотношений.

ВНИМАНИЕ! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Найти в музыкальной литературе примеры на разные виды полифонии, их сочетание. Составить список музыкальных произведений, в которых преобладает тот или иной вид полифонии или содержится их взаимодополнение (сделать пояснения).

1. Кашель,отделение мокроты, одышка, кровохарканье.

2. Это может наблюдаться при скоплении жидкости или газов в плевральной полости.

3. Для определения границ лёгких.

4. Это может говорить об уплотнении лёгочной ткани или о скоплении жидкости в плевральной полости.

5. Возможно уплотнение лёгочной ткани,либо наличие в лёгком полости,сообщающейся с бронхом.

6. Рентгенография органов грудной клетки.

ПОЛИФОНИЯ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Полифония и ее разновидности. 2

КОНТРАСТНАЯ ПОЛИФОНИЯ.. 4

Становление контрастной полифонии. 4

Строгое письмо - мелодика. 7

Свободный стиль. Разновидности контрастной полифонии. 28

Условия согласования контрастных мелодий. 29

Простой и сложный контрапункт. 31

Виды сложного контрапункта. 32

Двойной контрапункт. 34

ИМИТАЦИОННАЯ ПОЛИФОНИЯ.. 36

Имитация - состав и параметры.. 36

Виды имитации. 37

Канон. 39

Виды развитых имитационно-полифонических произведений. 42

Общее строение фуги. 43

Типичные черты темы в фуге. 45

Ответ. 47

Противосложение. 48

Интермедии. 49

Строение экспозиционной части фуги. 51

Разработочная часть фуги. 52

Репризная часть фуги. 53

Фуги нетрехчастного строения. 54

Двойные и тройные фуги. 55


ВВЕДЕНИЕ

Полифония и ее разновидности

Музыкальный склад бывает монодический, гармонический (гомофонно-гармонический) и полифонический. Монодический склад является основой фольклора многих народов и древних видов профессиональной музыки. Монодический склад одноголосен: звуки складываются в мелодию, их линейно-мелодическая связь достигается в первую очередь средствами лада. Гармонический и полифонические склады как многоголосные противопоставляются вместе монодическому. В многоголосии звуки соотносятся и связываются не только мелодически, по горизонтали, но и гармонически, то есть по вертикали. В гармоническом складе первична вертикаль, гармония направляет движение мелодии. Здесь главную роль исполняет мелодическая линия, которая чаще находится в верхнем голосе и противопоставляется аккордовому сопровождению. В полифоническом складе все обстоит иначе.

Полифония (от греч. поли – многий; фон – звук, голос; буквально – многоголосие) – это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий. Полифонию называют ансамблем мелодий. Полифония является одним из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Многочисленные приемы полифонии служат разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художественных образов. Средствами полифонии можно видоизменять, сопоставлять и объединять музыкальные темы. Полифония опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии.

Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведений полифонического склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в XIV – XVI вв. – мотет, мадригал и др. Полифонические эпизоды (например, фугато) встречаются и в рамках других форм – более крупных, масштабных. Например, в симфонии, в первой части, то есть в сонатной форме, разработка может строиться по законам фуги.

Коренная особенность полифонической фактуры, отличающая её от гомофонно-гармонической, - текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. Голоса полифонического построения редко кадансируют одновременно, обычно их кадансы не совпадают, что и вызывает ощущение непрерывности движения как особого выразительного качества, присущего полифонии.

В полифонии различаются 3 её разновидности:

2. разнотемная (контрастная);

3. имитационная.

Подголосочная полифония – промежуточный этап между монодическим и полифоническим. Суть её в том, что все голоса одновременно исполняют различные варианты одной и той же мелодии. Благодаря различию вариантов в многоголосии возникают то слияния голосов в унисон и движение параллельными унисонами, то расхождения их в иные интервалы. Яркий пример - народные песни.

Контрастная полифония – одновременное звучание различных мелодий. Здесь соединяются голоса с различным направлением мелодических линий, и отличающиеся ритмическими рисунками, регистрами, тембрами мелодий. Суть контрастной полифонии в том, что свойства мелодий выявляются в их сопоставлении. Пример – Глинка «Камаринская».

Имитационная полифония – неодновременное, последовательное вступление голосов, проводящих одну мелодию. Название имитационной полифонии происходит от слова имитация, что значит подражание. Все голоса подражают первому голосу. Пример – инвенция, фуга.

Полифония – как особый тип многоголосного изложения – прошла длительный путь исторического развития. При этом роль её была далеко не одинаковой в отдельные периоды; она то возрастала, то падала в зависимости от изменений художественных задач, выдвигавшихся той или иной эпохой, в соответствии с изменениями в музыкальном мышлении и с возникновением новых жанров и форм музыки.

Основные этапы развитии полифонии в европейской профессиональной музыке.

2. XIII – XIV вв. Переход к большему количеству голосов. Огромная распространенность трехголосия; постепенное появление четырех- и даже пяти- и шестиголосия. Значительное усиление контраста совместно звучащих мелодически развитых голосов. Первые примеры имитационного изложения и двойного контрапункта.

3. XV – XVI вв. Первый в истории период расцвета и полной зрелости полифонии в жанрах хоровой музыки. Эпоха так называемого «строгого письма», или «строгого стиля».

4. XVII в. В музыке этой эпохи встречается немало полифонических сочинений. Но в целом полифония отодвигается на второй план, уступая место бурно развивающемуся гомофонно-гармоническому складу. Особенно интенсивно развитие гармонии, которая именно в ту пору становится одним из важнейших формообразующих средств в музыке. Полифония лишь в виде различных приемов изложения проникает в музыкальную ткань оперных и инструментальных произведений, которые в XVII в. являются ведущими жанрами.

5. Первая половина XVIII в. Творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Второй в истории музыки период расцвета полифонии, основанный на достижениях гомофонии XVII в. Полифония так называемого «свободного письма» или «свободного стиля», опирающаяся на закономерности гармонии и контролируемая ими. Полифония в жанрах вокально-инструментальной музыки (мессы, оратории, кантаты) и чисто инструментальной («ХТК» Баха).

6. Вторая половина XVIII – XXI вв. Полифония в основном – составная часть сложного многоголосия, которому оно подчинена наряду с гомофонией и гетерофонией и в рамках которого продолжается её развитие.

Тема: «Основные периоды истории полифонии»

Полифония, как особый тип многоголосного изложения, прошла длительный путь исторического развития. При этом еѐ роль была далеко не одинаковой в отдельные периоды: она то возрастала, то падала в соответствии с изменениями художественных задач, выдвигавшихся той или иной эпохой, в соответствии с изменениями в музыкальном мышлении и с возникновением новых жанров и форм музыки.

Возникновение многоголосия относится к очень отдаленным временам. Почти все первое тысячелетие нашей эры в Европе звучала почти исключительно одноголосная музыка. Но уже в те далекие времена появляется особый вид пения – антифонное (поочередное – запевалой и хором), условно причисляемое к многоголосному. Чуть позднее появляется бурдонное пение (на фоне тянущегося звука). И, наконец, гетерофонное – подголосочное.

Первые письменные, из дошедших до нас, образцов полифонического многоголосия относятся к IX веку. Именно с этого момента следует отсчитывать век полифонии.

В историческом развитии полифонии можно выделить несколько этапов:

1. Полифония средневековья (IX – XIV век).

2. Полифония Возрождения (XV – XVI век).

3. Полифония эпохи Барокко (XVII – первая половина XVIII века).

4. Полифония эпохи Классицизма (вторая половина XVIII – начало XIX

5. Полифоническое искусства эпохи Романтизма (XIX – начало XX века).

6. Полифония XX века.

Полифония средневековья – исторически важнейший период, длившийся более 400 лет. В нем различаются:

Раннеполифоническая эпоха IX – начало X века;

Ars antique (старое искусство) - конец X – XIII века;

Ars nova (новое искусство) XIV – начало XV века.

Раннеполифоническая эпоха характеризуется развитием первичных форм многоголосия, в основном двухголосия, основанном на параллельном и отчасти косвенном движении совместно звучащих голосов, иногда сливающихся в унисон. Это по существу простейшие образцы гетерофонии, из которой в последствии разовьется полифония. Первые образцы многоголосия зародились в монастырях – Англии, Франции, в папской капелле в Риме. Первыми известными нам композиторами эпохи Ars antique стали Леонин (вторая половина XII в.) и Перотин (конец XII – начало XIII вв.).

Основные жанры:

григорианский хорал – название одноголосных католических песнопений. Исполнялся хорал хором – отсюда название хорал; григорианским он назван по имени Папы Григория I. Впоследствии хорал расслоился на два голоса.

органум - (лат. – орудие, инструмент) жанр многоголосной музыки исполняемый в торжественных случаях, иногда с поддержкой органа, отсюда название – органум. За четыре века его существования определилось несколько его видов: параллельный, свободный, мелизматический, метризованный. В параллельном органуме голоса движутся параллельными квинтами или квартами.

фобурдон – трехголосный жанр, голоса в нем движутся параллельными секстаккордами. кондукт – двух и трех голосное произведение светского или духовного содержания. Музыкальное искусство XIV века (ars nova) развивалось во Франции и Италии, главными

его центрами были Париж и Флоренция. Ars nova – новаторское искусство, его отличают: усиленная работа над светскими жанрами, связь с бытовой песней, применение инструментов

для аккомпанемента. Известнейшими музыкантами этого времени являются французский композитор, трубадур Гийом де Машо (1300 – 1377) и Франческо Ландино (1325 – 1397),

Йоханнес Чиккониа (ок. 1340-1411), Джон Данстейбл (ок. 1380-1453) – Англия.

Основные жанры:

мотет – (от франц. mot - слово ) – светский и духовный жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции. Первоначально представлял собой двухголосное музыкальное произведение, в котором к голосу, основанному на напевах католической службы присоединялся новый голос. Этот голос получил название - мотет, которое перешло и на всѐ произведение. Деятели ars nova реформировали жанр мотета, создав изоритмический мотет. Позднее появились 3-голосные и 4-голосные мотеты.

Рондо, баллада, виреле – родственные между собой, чаще лирические песни танцевального характера. Первоначально были одноголосными, затем превратились в многоголосные.

Качча – (итал. – охота) – вокальная пьеса на текст про охоту, иногда с любовными сюжетами – это канон с большим расстоянием вступления.

Полифония Возрождения – так именуется эпоха расцвета полифонического искусства с середины XV до конца XVI века.

В это время были практически найдены и теоретически осмыслены важнейшие средства полифонии: контрапункт, имитация, канон и др. Это был период строгого полифонического письма, так называемого строгого стиля (правила строгого письма ограничивают композитора в выборе музыкальных средств в области образного строя, ладовой основы, мелодии, ритма и т.д.). Эпоха строгого стиля была первым периодом расцвета полифонии в жанрах хоровой музыки вершиной этого периода времени является тфворчество композитора Дж Палестрины.

В эпоху Возрождения в разных странах Европы складываются композиторские школы, среди которых – франко-фламандская (нидерландская) – еѐ представители – Жоскен Депре, Орландо Лассо и итальянская – композиторы - Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Клаудио Монтеверди.

Франко-фламандская школа: Жиль Беншуа (ок. 1400-1460), Гийом Дюфаи (ок. 14001474), Йоханнес Окегем (ок. 1425-1497), Якоб Обрехт (ок. 1450-1505), Жоскен Депре (ок. 14501521), Орландо Лассо (1532-1594).

Итальянская школа: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594), Адриан Вилларт (1480-1562), Джузеппе Царлино (1517-1590), Андреа Габриели (ок. 1532-1585), Джованни Габриели (ок. 1555-1612).

Испания: Томазо Луиджи да Витториа (1548-1611)

Основные жанры:

месса – ведущий жанр в эпоху Возрождения. Это крупное хоровое произведение на латинский текст, исполняемое во время католической службы.

мотет – существенно отличается от мотетов предыдущего периода. Количество голосов иногда достигает 8, они становятся полифонически равноправными. Мотеты сочинялись для ансамбля солистов или хора, без участия инструментов.

мадригал – (от лат. mater - мать ) - песня на родном (материнском) языке. В музыке XVI века - главный жанр светской музыки. Истоки мадригала восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне (от итальянского mandra - стадо, или mandre – пастух ). В 14 веке мадригал появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания и сразу же привлек внимание композиторов. Ранние музыкально-поэтические мадригалы - 2 и 3-х голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы. После долгого перерыва мадригал возродился в 16 веке в виде

песня – chanson – французская песня. Этот жанр профессиональной полифонической музыки был распространен очень сильно – известны немецкие песни, итальянские – фротолла и виланелла и французские - шансоны.

Композиторы эпохи Возрождения: Гийом де Машо, Орландо Лассо, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.

Полифония эпохи Барокко (итал. – странный, причудливый) – новый период в историческом развитии полифонического искусства. Это время характеризуется развитием свободного стиля . Свободный стиль дает совершенно новые возможности полифонического письма по сравнению со строгим стилем: найдена возможность воплощать средствами полифонии внутренний (духовный, душевный) мир человека. Музыка становится искусством самостоятельным, существующим не как атрибут богослужения; появляются произведения инструментальной музыки, предназначенные только для слушания. Конечно это не значит, что полифония не находит места в вокальных жанрах XVII века. Напротив, по давней традиции она используется в мессах, ораториях, пассионах, кантатах. Избегали полифонии лишь авторы опер, полагая, что она устарела.

Крупнейшими полифонистами этого времени являются немецкие композиторы - Г.-Ф. Гендель, И.-С. Бах. Творчество И.-С. Баха является вершиной

полифонического искусства.

Полифонические формы:

ричеркар – (итал. - искать, разыскивать ) - в западноевропейской музыке 16-17 вв. род полифонической пьесы имитационного склада, родственной фантазии; ричеркар является предшественником фуги. Название связано с тем, что имитация воспринималась как нахождение различными голосами той же темы.

канцона – (итал. canzone, буквально - песня ) – песня, близкая фроттоле и вилланелле. Известная канцона «Сердце волнует жаркая кровь» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро». В дальнейшем канцона стала жанром инструментальной музыки, схожей с фугой.

фантазия – жанр инструментальной музыки в котором имитационное изложение и развитие сочеталось со свободными, виртуозными пассажами.

токката – (итал. – трогать, касаться, играть на инструменте) вступительная пьеса для органа, клавира, позднее самостоятельный инструментальный жанр.

фуга - (итал. от лат. fuga - бег, бегство ) - высшая форма полифонической музыки. Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2-х и более).

Полифония эпохи Классицизма (вторая половина XVIII века). Классицизм (от лат

– образцовый).

Музыка этого периода называлась «эпохой венского классицизма». Великие композиторы – Й. Гайдн, В. –А. Моцарт, Л. Бетховен создавали свои произведения под знаком ведущей идеи – идеи развития. Развитие пронизывает все формы и жанры музыки. Некоторые распространенные в эпоху барокко жанры исчезают, уступив место новым (соната, концерт, симфония).

Новизна полифонии венских классиков обусловлена в первую очередь новизной ее применения. Широко используются полифонические приемы для развития тематического материала в развивающих частях гомофонных форм (фугато в разработке); нередко происходит полифонизация экспозиционных или заключительных разделов за счет контрапунктирования или имитаций; наконец полифонические формы являются частью крупных циклических произведений (Бетховен, финал 31 сонаты – фуга). Одним из главных достижений венских классиков была симфонизация фуги (развивающая часть фуги сближается с сонатной разработкой)

фугато - (итал. fugato, букв. наподобие фуги) - эпизод в музыкальном произведении, построенный по принципу экспозиции фуги.

Полифоническое искусства эпохи Романтизма (XIX – начало XX века).

На начальном этапе развития в музыке композиторов-романтиков полифония не имела большого значения. Постепенно ее роль повышается: у Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса – полифония существенный выразительный фактор, полифонические средства используются для программно-изобразительных решений. Особое место «полифонизация» занимает в творчестве Р. Вагнера. Полифоническая техника часто применяется в произведениях народно-жанрового характера (каноны в мазурках Ф. Шопена).

В 19 веке происходит полифонизация гармонии и фактуры. Имитационное или каноническое оформление представляет собой лишь великолепную внешнюю облицовку за которой строит прочная гармоническая основа.

Жанр фуги, так же как и у венских классиков, является самостоятельным произведением достаточно редко, в основном композиторы предпочитали видеть фугу частью вариационного или сонатно-симфонического цикла.

Полифония в русской музыке 19 - начала 20 века богата и своеобразна. Русские композиторы: М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Бородин, М. Мусоргский черпали полифонию из народной музыки. «Русское начало» обнаруживается при использовании подголосочной полифонии.

Другим источником создания неповторимого полифонического облика русской музыки стало использование старинных мелодико-ритмических оборотв и особенностей старинного многогоглосия. (М, Глинка, хор «Славься» - параллельное движение).

Контрастная (разнотемная) полифония получила применение в творчестве Н. Римского–Корсакова, М. Мусоргского.

Западные композиторы эпохи Романтизма: Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена,

Ф. Листа, С. Франка, И. Брамса, Э. Грига.

Русские композиторы XIX века: М. Глинка, М. Балакирев, М. Мусоргский, А. и Н. Рубинштейны, П. Чайковский, С. Танеев.

Полифония XX века.

Музыка XX века отличается сложнейшим многоголосием, в котором полифония занимает одно из ведущих мест. Значение полифонии резко возрастает. Возрождается форма прелюдии и фуги в творчестве П. Хиндемита, Д. Шостаковича, Р. Щедрина. Происходит значительное обновление полифонических форм и средств полифонического языка (двухтемные и трехтемные фуги, использование политональности в разнотемной полифонии и т.д.). В некоторых случаях полифонические формы свободно обобщают в себе разные виды полифонии, например подголосочное изложение в соединении с басовым контрапунктом (контрастно-подголосочное трехголосие).

В современной музыке полифония активно взаимодействует с гомофонногармоническим изложением, это взаимодействие выражается в полифоническом обогащении гомофонных форм. Наиболее наглядно это проявляется, когда общий композиционный план определяется закономерностями гомофонной формы, а развитие внутри отдельных частей основано на приемах полифонии.

Западные композиторы XX века: К. Дебюсси, М. Равель, А. Шенберг, А. Веберн, Б. Барток, А. Онеггер, П. Хиндемит, Ж. Мессиан.

Русские композиторы: А. Скрябин, И. Стравинский, А. Глазунов, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, А. Шнитке, Р. Щедрин.

Вопросы для повторения:

1. В каком веке возникла полифония?

2. Перечислите основные этапы в истории развития полифонической музыки.

3. К какому периоду времени относится эпоха Средневековья?

4. Что означают выражения «Ars antique» и «Ars nova», что это за периоды?

5. Перечислите основные полифонические жанры в период раннего средневековья.

6. Перечислите основные жанры светской музыки в средневековый период.

7. Назовите композиторов музыкального искусства XIII – XIV веков.

8. Как называется в полифонии эпоха Возрождения? К какому периоду времени она относится?

9. Перечислите основные полифонические жанры эпохи Возрождения.

10. В чем заключались правила строгого письма?

11. Расцвет какого вида полифонии относится к эпохе Возрождения?

12. Творчество какого композитора является вершиной полифонии эпохи «строгого стиля»?

13. Перечислите фамилии других композиторов эпохи Возрождения? Представителями каких школ они являлись?

14. К какому периоду времени относится стиль Барокко?

15. Творчество какого композитора является вершиной полифонии эпохи Барокко?

16. Расцвет полифонии какого направления наблюдается в этот период?

17. Какой полифонический жанр является вершиной полифонического письма эпохи Барокко?

18. В чем заключается отличие «свободного» стиля от «строгого»?

19. С творчеством композиторов какой школы связана эпоха Классицизма? Каким жанрам отдавали предпочтение эти композиторы?

20. Как развивалась полифония в эпоху Классицизма?

21. К какому периоду времени относится эпоха романтизма?

22. Назовите композиторов эпохи Романтизма, которые в своих произведениях использовали полифонию?

23. Как развивается полифония в XX веке? Перечислите композиторов этого периода.

ПОЛИФОНИЯ – вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух или нескольких самостоятельных мелодических линий. Термин «Полифония» имеет греческое происхождение (πολνς – много, φωνή - звук). Появился в музыкальной теории и практике в XX веке. Более ранний термин – «Контрапункт» (от латинского punctus contra punctum – нота против ноты), встречающийся в трактатах после 1330 года. До этого времени использовался термин discantus (голос, присоединяемый к данному голосу – кантусу). Еще ранее, в IX-XII веках, многоголосие обозначалось словом diafonia.

Классификация типов полифонии (по С. Скребкову).

1. Контрастная, или разнотемная полифония. Основана на одновременном звучании мелодий, контрастных по мелодическому и ритмическому рисунку, а в вокальной музыке и текстом. Возможно функциональное разделение голосов на основную (часто заимствованную) мелодию и контрапунктирующую (присочинённую к ней).

Пример 1. И. С. Бах. Хоральная прелюдия Es-dur “Wachet auf, ruft uns die Stimme” BWF 645.

2. Имитационная полифония. От латинского Imitatio – подражание. Основана на проведении одной и той же мелодии разными голосами поочерёдно, то есть со смещением во времени. Голоса функционально равны (не разделяются на главный и контрапунктирующий), мелодически идентичны или сходны, но в каждый момент звучания контрастируют, то есть образуют контрапункт.

Пример 2. Жоскен Депре. Missa “L home arme (sexti toni)”.

3. Подголосочная полифония как разновидность гетерофонии . Гетерофония (от греческого ετερος– другой и φωνή - звук) – древнейший вид многоголосия, существующий в устной традиции народной музыки и богослужебного пения. Письменные образцы являются либо записью напетого варианта, либо композиторской стилизацией.

Гетерофония основана на одновременном звучании нескольких вариантов одного и того же напева. Ответвления от монодии возникают на небольшом протяжении и образуют, в основном, дублировки. Одна из причин этого явления в устной природе монодической культуры. Устные виды творчества предполагают существование в сознании исполнителя некоей мелодической первоосновы, по которую каждый голос распевает свой вариант. Вторая причина - естественные различия диапазонов голосов исполнителей.



В подголосочной полифонии ответвления от основного напева более самостоятельны, чем в других разновидностях гетерофонии. На отдельных участках образуется контрастное многоголосие. Функции голосов разделяются на основной голос и подголосок.

2. эпизодические ответвления от основного напева (подголоски) в середине строки (куплета) во время слогового распева,

3. возвращение к унисону в конце строки (куплета),

5. одновременное произнесение слогов текста,

6. относительно свободное использование диссонансов.

Пример 3. Русская народная песня «Зеленая рощица».

Основная литература.

Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. История, теория, практика. Часть 1. Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина. – М., 2002.

Скребков С. С. Учебник полифонии. – М., 1965.

от греч. poly - много, многое и phone - звук, голос) - вид музыкального многоголосия, основанный на одновременном сочетании самостоятельных мелодических линий (голосов). П. логически противостоит гомофонии (от греч. homos-равный, общий, мелодия с сопровождением) и гетерофонии (от греч. heteros - другой), характерной для народной музыки и возникающей в результате одновременного звучания вариантов одного напева. В музыке последних столетий эти виды многоголосия часто сливаются, образуя смешанный лад. В отличие от гомофонии, расцветшей в новое время, предполагающая равноценность голосов П. господствовала в музыке средневековья (с IX в.) и Возрождения (хоровая П. строгого стиля), достигла вершины в творчестве И. С. Баха и сохраняет свое значение в наше время. Воспринимая полифоническую музыку, слушатель как бы погружается в созерцание всей музыкальной ткани. В сплетении множества голосов ему открывается- красота мироздания, единство в многообразии, противоречивая полнота сущностных сил человека, гармония импровизационно-свободного строения линий и продуманной упорядоченности целого. Соответствие П. наиболее глубоким свойствам человеческого мышления и мирочувствия обусловило употребление этого понятия в широком метафорическом и эстетическом смысле (напр., идея Бахтина о полифонической структуре романа).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИФОНИЯ

от греч. polys - многочисленный, phone - звук, голос) - понятие музыковедения, означающее вид многоголосия в музыке, основанный на гармоническом равноправии голосов. Переосмыслено М. М. Бахтиным ("Проблемы творчества Достоевского", 1929), придавшим ему более широкое философско-эстетическое значение, характеризующее не только стиль литературного романа, но и метод познания, концепцию мира и человека, способ отношений между людьми, мировоззрениями и культурами. П. берется в тесном единстве с др. близкими понятиями - "диалог", "контрапункт", "полемика", "дискуссия", "спор" и т. д. Концепция полифонического диалогизма Бахтина покоится, прежде всего, на его философии человека, согласно к-рой сама жизнь человека, его сознание и отношения с др. имеют диалогическую природу. В основе человеческого, по Бахтину, лежит межчеловеческое, интерсубъективное и интериндивидуальное. Два человеческих существа составляют минимум жизни и бытия. Бахтин рассматривает человека в качестве неповторимой индивидуальности и личности, подлинная жизнь к-рой доступна только диалогическому проникновению в нее. Что касается полифонического романа, то главную его особенность составляет "множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов", чем он принципиально отличается от традиционного, монологического романа, в к-ром безраздельно господствует единый мир авторского сознания. В полифоническом романе устанавливаются совершенно новые отношения между автором и созданными им героями: то, что раньше делал автор, теперь делает герой, освещая себя самого со всех возможных сторон. Здесь автор говорит не о герое, а с героем, давая ему возможность ответить и возразить, отказываясь от монопольного права на окончательное осмысление и завершение. Сознание автора при этом активно, но эта активность направлена на углубление чужой мысли, на раскрытие всего заложенного в ней смысла. Бахтин остается верным диалогическому подходу при рассмотрении стиля, истины, др. проблем. Его не устраивает известное определение стиля, согласно к-рому стиль - это человек. В соответствии с концепцией диалогизма для понимания стиля нужно по меньшей мере два человека. Поскольку мир полифонического романа не является единым, а представляет собой множество миров равноправных сознаний, постольку этот роман многостилен или даже бесстилен, ибо в нем народная частушка может сочетаться с шиллеровским дифирамбом. Вслед за Достоевским Бахтин выступает против истины в теоретическом смысле, истины-формулы, истины-положения, взятой вне живой жизни. У него истина экзистенциальна, она наделена личностным и индивидуальным измерением. Он не отвергает понятие единой истины, однако считает, что из него вовсе не вытекает необходимость одного и единого сознания, оно вполне допускает множественность сознаний и точек зрения. Вместе с тем Бахтин не становится на позиции релятивизма, когда каждый сам себе судья и все правы, что равносильно тому, что никто не прав. Единая истина, или "истина в себе", существует, она представляет собой горизонт, к к-рому движутся участники диалога, причем никто из них не может претендовать на законченную, завершенную и тем более абсолютную истину. Спор не рождает, но приближает к единой истине. Даже согласие, отмечает Бахтин, сохраняет свой диалогический характер, никогда не приводит к слиянию голосов и правд в единую безличную правду. В своей концепции гуманитарного знания в целом Бахтин также исходит из принципа П. Он считает, что методами познания гуманитарных наук являются не столько анализ и объяснение, сколько интерпретация и понимание, принимающие форму диалога личностей. При изучении текста исследователь или критик всегда должны видеть его автора, воспринимая последнего как субъекта и вступая с ним в диалогические отношения. Принцип П. и диалога Бахтин распространяет на отношения между культурами. Полемизируя со сторонниками культурного релятивизма, к-рые в контактах культур усматривают угрозу для сохранения их самобытности, он подчеркивает, что при диалогической встрече культур "они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются". Концепция П. Бахтина стала значительным вкладом в разработку совр. методологии гуманитарного знания, оказала большое влияние на развитие всего комплекса гуманитарных наук.

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...